Болезни Военный билет Призыв

История чехии - ян непомуцкий. Ян непомуцкий - самый чешский из святых

В чешской истории было много легендарных личностей, о которых народ этой страны до сих пор слагает легенды. В Праге им ставят памятники и делают их достоянием туристической общественности. В плеяде таких «суперзвезд прошлого» оказался один священник, который был личным духовником жены Вацлава IV (1378-1419) — (Ян из Помука 1340/50 – 1393).

Как гласит историческая хроника, родился будущий святой отец в поселении Помука. Отроческие годы провел учеником в школе при церкви св. Иакова. В 1370 г. Ян стал нотариусом пражского архиепископа, а уже в 1380 был рукоположен в священники. Затем была служба у короля Вацлава и преждевременная кончина, связанная по легенде с тем, что Ян отказался раскрыть королю тайну исповеди королевы.

Но есть подозрение, что во всем виновата другая женщина – «политика». Вацлав IV постоянно конфликтовал с высшим духовенством страны, отстаивал приоритет светской власти и вмешивался во внутрицерковные дела. Именно во время правления этого короля в Чехии возникли идеи протестантизма, которые проповедовал Ян Гус, вначале поддерживаемый королем и знатью, и которые в дальнейшем переросли в масштабные и разрушительные Гуситские войны (15 век).

В любом случае, какова бы причина смерти священника не была, но в 1393 г. по приказу короля Ян Непомуцкий был схвачен и брошен в тюрьму. После нечеловеческих пыток, его засунули в мешок и кинули в бурные воды Влтавы с Карлова моста, где сегодня можно увидеть бронзовую скульптуру Яна, которая является самым известным изображением мученика. Над его головой находится нимб из пяти звезд, по преданию в том месте, где тело усопшего погрузилось в реку, возникло свечение как раз таки из пяти святил.

В 1719 г. были осмотрены мощи Яна Непомуцкого, хранившиеся в пражском соборе св. Вита, и оказалось, что в его черепе находится неповрежденный язык. В наши дни известно, что на самом деле речь шла о разложенной на составные части мозговой ткани, которая попала в нижнюю часть черепа и там законсервировалась. Но в те времена на основе этого Яна Непомуцкого в 1729 г. папа Бенедикт ХIII провозгласил святым, и вскоре он приобрел почти невиданную популярность среди простого народа. Чехи его восприняли не как католического святого, а как героя-мученика, сражающегося со злым королем. Всем чешским народом собирали средства на огромный погребальный саркофаг из чистого серебра, который сегодня находится в соборе св. Вита.

Русские туристы ласково называют чешского святого Яшей. Оказавшись на Карловом мосту возле его скульптуры, они усердно трут бронзовые рельефы с его изображением, чтобы и в их жизни наступило долгожданное счастье!

Как поехать в Прагу дешевле? Делимся секретами.



Туры по Европе на минибусах с опытнейшим гидом-водителем .
Группы по 6-8 человек. Без предоплаты и доп. платежей.

Ян непомуцкий

королева (жена короля)

Вот слышу рык и птичий щебет.

О, слава тебе, наш Отец, и всем святым,

Что нам примером исправно служат

И манером своих мучений твердых

Нас оберегают от прекрас телесных праздников.

И будет миром обольщенье,

И неуёмные умы нам сформируют убежденья.

Ты назывался Световитом, делился Ты на сонм богов,

И, отрываясь от корыта, не чуяли мы вес оков.

Всегда к тебе вздымались руки

И чистых сердцем и менял,

И никогда не ведал скуки тот,

Кого за руку Ты взял!

Зачем, ах, зачем наступила вешна?

Мой муж поутру вышел из дому в поле,

А мне зачесалось, невможу, до боли!

И тут этот Франтишек – стук! мне в окно,

– Принес, – говорит, мол, готово сукно.

Не помня, не ведая, в жаре пылая,

Себя под Франтишкой на столе нашла я…

Угодны богу будут те,

Кто знак откроет мирозданья

В соблазнов полной суете.

Что чувствую я грань предела,

И мысль моя ущемлена,

И лени гнусной пелена

Меня окутала собой,

Я ПОНИМАЮ, бог ты мой!

Но не могу себя заставить я быть царем

И телом править, когда оно утомлено,

Не занимало б так полно

Всего меня своим капризом,

Ведь беспреклонно я ленюсь,

Потом каюсь, потом молюсь.

Всегда держать стрелу рукою,

И цель прочнее видь свою,

И отдохнуть позволь коню,

Но постарайся не забыть куда ты смотришь.

Чем высь высокая белее,

Чем вера в лбе укреплена

Поболе грязного желанья

И бесполезного страданья.

И в твердости такой облече,

Великим будет человече

В злокачестве своих надежд.

И полами своих одежд

Коснутся ангелы крылаты,

И золотые слепят латы

Их войска и награды битв

В груди пылают от молитв!

И в ней я вижу наш оплот.

Ведь всех нас ждет в конце могила

Увянет пыл наш, смолкнет рот.

В войне найдем ли мы погибель,

Отыщем ль в летах смерть свою,

Потомкам положить в колыбель

Нам нечего и на краю

Кинжалов острых будем

Мы танцевать пока годны,

Но ведь значенья наших жизней

А так нам верить остается,

Так залатаем мы дыру,

И бес в нас, может, не проснется,

И, может, будем жить в миру.

Что есть викарий некий, Ян,

И дескать очень он мудрёный,

И чудом Богом одареный

Духовности высокой, да

И я хочу чтоб у тебя

Он был духовником.

И мне рассказывали тоже

И я сама уже хочу к нему ходить.

И иногда поговорить

С таким сведущим,

Не кто гадает всем по гуще,

А чья душа устремлена

И на вопрос она сполна

Ответит пастве простодушной

Учиться будем мы послушно!

Нам солнца, дождя, овощной урожай,

Чтоб в печке всегда было красным полено,

На зубе хрустело свиное колено!

Мы сказки с легендами лихо рожаем

Мы штопаем, чиним, строгаем, куём,

Мы здорово пляшем и звучно поём!

И как на месте мы живём,

И сколько сделать нам осталось,

И что когда-то мы умрем

Мы забываем, но столкнувшись

Со смертью прямо за углом,

Идем молиться на пролом,

Чтоб замолить, забыть, не ведать,

Но пусть уж ОН нас исповедать

Не позабудет, мы ж о НЁМ

Мечтали со свечи огнём!

Молитесь все! Раз столько страха,

Раз окровавленная плаха взывает

Ужас и восторг одновременно,

И алчность эта непомерна!

Желаний разных словно звёзд рои гудят прилюдно

И повсеместно, обоюдно

С цепей срывают своих псов…

Числа не счесть

И безобразным, бывает,

И сколько вариаций «Я»!

Поистине я восхищён уменьем

Творца и обученьем

Своею жизни одарен

И этой мыслью окрылён!

И в равновесьи пониманье с простым «могу».

Ведь это ключ от замка,

Что стоит могуч

В холме так чётко выделяясь

Как в камне меч

Он прям и прост…

Да! Божий промысел!

И чисел вереницы

Сплетаются в узор!

Каймою я спешу проворной

Мой взор Тобою сотворенный

Способен как фонарь светить!

Уже прослеживаю нить!

Она изящна, словно Влтава,

Необычаен ход её!

Теперь мне видится держава

Твоя и Твой народ!

О! Это ангелы пернаты!

Но больно! Глаз мой слепят латы,

Их золота смертелен блеск!

Мне не достать рукой небес.

Я не узрел в речах изъяна,

И люд весь ухом обращен

К нему был, словно истощен

Своею жизнью неумелой

Где благо – сыть, а драка – смелость!

Ну что ж, доверия слюна

Дрожит как толстая струна

Ребека, я ж имею власть

На инструменте том играть.

А церковь пусть мне эхом вторит

И пусть кичливость в люде морит.

Священным музыкальным звоном

Что будет как чума бубоном

На теле грешном назревать!

Ведь их держать я должен в теле!

Ведь я назначен править бал!

И коль я мягок был доселе,

То значит мне не помешал

А кто-то и не вспомнит нас,

А мы живем на этом месте,

Входит Королева. Голова её слегка наклонена.

КОРОЛЕВА: А, ты отдыхаешь…

И блеска в глазе не найду,

Быть может, платье ты по моде желаешь?

КРЕСТЬЯНЕ: О, Дева Мария, подай нам и дай!

Нам солнца, дождя, овощной урожай,

Чтоб в печке всегда было красным полено,

На зубе хрустело свиное колено!

От бога не видно нисколько подмоги!

И холод и голод нас мучит давно,

Мы стонем и плачем, в душе нашей зло!

Испортил мои рыболовные снасти!

Воткнуть бы мотыгу ему между глаз,

И чтоб разломилась голова тотчас!

АНГЕЛЫ: Планеты в напряжении.

Берег реки. По нему идет Ян на проповедь.

ЯН: О, сколько тайн вокруг витает!

Без знания закона встреч

Ни связи их я не узнаю

Ни в форму мне их не облечь.

Я как прибор настроен чутко

На меру времени и сил.

И помню всех я, кто приходит,

И кто когда о чем спросил.

Быть может просто слишком много

Мне довелось услышать, а?

Ведь знаю изнутри берлогу

Я зверя лютого – Греха.

Ко мне приходит Королева,

И девка подла и смутьян,

И заползает в ухо слева

Но это крест мой,

Осознанье я места этого держу,

Хоть не предвижу всех событий,

Я пред судьбою не дрожу.

Иль воздух стал чуть тяжелей,

Иль словно кто потуже узел

Потягивает в кушаке?

Случится, станет, и пройдет.

Пройду по совести, и тенью

Скользну в большой водоворот.

Мой ум в потемках рыщет и

До безумия доводят меня свирепые мысли!

В народе зреет недовольство,

Супруга ходит не своя,

Мое любое своевольство

Не терпит, глазы затая.

Но не привык я, чтоб желанья

Мои наткнулись на забор,

И с детства самого готов был

Всем моим действиям простор!

Теперь же разозлен я сильно,

Я из себя смотрю на мир,

И я казнить готов обильно

Всех тех, кто мне подпортит пир!

Давно хотел спросить досуже

Откуда нынче столько стужи

В твоих словах, в твоих глазах,

В твоих руках, в твоих ногах,

В твоих румянах и шелках?

Ты ночь проводишь в почивальне,

Одна, а может быть и нет?

Меня не впустишь и с тобою

Лишь лунный свет, а может нет?

Ты бережёшь как будто впредь,

И не по вкусу тебе пряник,

Так может быть по вкусу плеть?!

Откуда столько мыслей вдруг?

Глава всего лишь разболелась,

И дни сложились в скучный круг.

На исповеди ты теперь.

Скажи, о чем же ты мечтаешь,

Когда закроешь свою дверь?

И оттого мне нужно так,

Что я испытываю муки,

И тело – мой суровый враг…

Сейчас я вижу, что к чему!

Ну что ж, не хочешь выдать правду,

Так я пошлю тогда к нему!

АНГЕЛЫ: Слабовольные люди подчиняются большему числу законов.

Королева в слезах убегает. Крол злобно плюет на пол. Приводят Яна.

КРОЛ: Ответствуй, поп на страже бога,

Моя жена к тебе вхожа,

О чем спешит тебе с порога

Поведать эта госпожа?

Какие грехи в теле юном

Как псы алкают вперебой?

И что за мысли ткутся умом

За моей каменной спиной?

Здесь исполняем свою роль,

И дело каждое должны мы

С душою делать, так, Король?

Ведь исповедь души чужой

Есть тайна, и о ней кромь бога

Судить не может кто другой.

Ведь я – Король и все могу,

Под мной сидит моя держава,

Так говори скорей, я жду!

Но власть твоя невелика,

И наши радости и боли,

Все потеряется в веках.

Того, что просишь ты так жадно,

Тебе я не могу сказать.

И много из того, что было

Я сам бы предпочел не знать.

КРОЛ: Да как ты смеешь упираться?

Ты больно много возомнил!

Здесь я – король! И все случаться

Здесь будет так, как я решил!

Яна уводят. Крол изо всей силы топает ногой.

Темница. Ян Непомуцкий на каменном холодном полу, редко посыпанном соломой.

ЯН: На сделку с совестью? Ну нет уж.

Ослабло тело, но не дух.

Ни загнивающая ветошь,

Ни стаи жирных черных мух,

Ни крики мучеников бедных,

К коим и я принадлежу,

Ничто во мне сменить не смогут,

Не может как сменить межу

АНГЕЛЫ: Во вселенной есть твердые и мягкие вещества.

СТРАЖНИКИ: Пошли, говорить с тобой Король хочет.

Иль бога время все просил?

Ну что ж твой бог, не внял молитвам?

Не дал тебе побольше сил?

Скажи, избавься от мучений,

И продолжай свои дела,

Вернешься, и нравоучений

Твоих вновь зазвенит пила!

Добавить нечего уже,

А воле быть или неволе,

Решать об этом не тебе.

И я, и ты всего лишь гвозди,

Забиты чьим-то молотком,

Не обольщайся, на полозьях

Мы повлечемся по пути,

Который нам уже проторен,

Другого будет не найти.

Что сам ты выбрал

Свой из тюрьмы последний путь,

И кто б ты ни был, что б не ведал,

С пути тебе уж не свернуть.

Казнен ты будешь всеприлюдно,

С моста во Влтаву сброшен вниз,

Я думаю, что обоюдно

Удовлетворен наш каприз.

Прага. Карлов мост. Толпа народа. Все ждут казни викария Яна Непомуцкого. В толпе гомон смешался с плачем.

Нам солнца, дождя, овощной урожай,

Чтоб в печке всегда было красным полено,

На зубе хрустело свиное колено!

Наказан пусть будет мятежник и жлоб!

Мы жаждаем крови, надорванный зоб

Пускай захрипит, захлебнувшись в реке!

Мы правду сжимаем в правой руке!

ЖЕНЩИНА 1: Господи, что же это такое? Что же вы делаете?! Остановитесь!!

ИОАНН НЕПОМУЦКИЙ

[Иоанн Непомук, Ян Непомуцкий, Ян из Помука; лат. Ioannes Nepomucenus; чеш. Jan Nepomucký] (между 1340 и 1350, Помук, ныне Непомук, Чехия – 20.03. 1393, Прага), св. католич. Церкви (пам. 16 мая). Из-за расхождения сведений в источниках вопрос о реальном существовании И. Н. до наст. времени остается дискуссионным. Большинство совр. исследователей считают его историческим лицом. Род. в семье старосты в мест. Помук, принадлежавшем цистерцианскому Зеленогорскому мон-рю, где, вероятно, получил начальное образование. В 1369 г. стал нотарием в канцелярии Пражского архиеп. Яна Очки из Влашима. В 1380 г. И. Н. был назначен клириком капеллы святых Эрхарда и Отилии (после того как там был похоронен архиеп. Ян Очко из Влашима, капелла стала называться Влашимской) в пражском кафедральном соборе св. Вита. Был рукоположен во пресвитера и служил в ц. св. Галла в Старе-Место (ныне исторический район Праги) (к этому времени относится составленная И. Н. инвентарная опись храма). Он продолжил образование на юридическом фак-те Пражского ун-та, в 1381 г. получил степень бакалавра. С 1383 г. обучался в Падуанском ун-те (был избран на почетную должность ректора студентов из заальпийских стран на 1386 г.). В 1387 г. получил степень д-ра канонического права. Вернувшись в Прагу, И. Н. стал каноником ц. св. Эгидия, в 1389 г.- каноником капитула ц. святых Петра и Павла в Вышеграде и одновременно архидиаконом г. Жатеца. В том же году Пражский архиеп. Ян из Енштейна назначил И. Н. генеральным викарием.

Св. Иоанн Непомуцкий. Скульптор Я. Брокофф. 1683 г. (Национальный музей. Прага)

В нач. 1393 г. И. Н. был вовлечен в конфликт между кор. Вацлавом IV и Пражским архиепископом. Король, желая ослабить позиции архиепископа, критиковавшего его образ жизни, недостойный христ. правителя, решил отделить часть территории Пражского архиеп-ства и создать новое еп-ство в Зап. Богемии, материальной базой для к-рого стали владения богатого мон-ря в Кладруби. Действия короля нанесли значительный финансовый ущерб Пражскому архиеп-ству. После смерти престарелого аббата И. Н. утвердил в должности настоятеля мон-ря в Кладруби и соответственно епископа нового диоцеза кандидата, к-рый был предложен архиепископом, а не королем. Вацлав IV приказал арестовать архиеп. Яна из Енштейна и его приближенных. Архиепископу удалось бежать, остальных жестоко пытали. Во время пыток И. Н. скончался. Король, вероятно, опасаясь проявления недовольства расправой над представителями высшего католич. духовенства страны, отпустил арестованных, а тело И. Н. по его приказу ночью сбросили с Карлова моста в р. Влтаву. По преданию, месяц спустя, 17 апр. 1393 г., тело было обретено близ францисканского мон-ря «На Франтишку» и погребено на кладбище у ц. Св. Большого Креста.

Бежавший из Праги архиеп. Ян из Енштейна сообщил папе Римскому Бонифацию IX подробности кончины И. Н. и назвал его св. мучеником, поскольку он пострадал, честно выполняя свои должностные обязанности. Почитание И. Н. как мученика получило широкое распространение. В 1396 г. его останки были перезахоронены в кафедральном соборе св. Вита в Праге рядом с Влашимской капеллой. Могилу прикрыли надгробным камнем с изображением креста, затем обнесли оградой. О чудесах на могиле сообщается в жизнеописании Пражского архиеп. Яна из Енштейна, составленном в 1402-1403 гг. приором архиепископской резиденции в замке Роуднице Петром Кларификатором, а также неоднократно упоминается в «Старых летописях чешских» (2-я пол. XV в.). В 80-х гг. XV в. в помещении над капеллой св. Вацлава в кафедральном соборе хранилась чаша для причастия с надписью: «В честь благословенного Яна из Помука».

Св. Иоанн Непомуцкий перед Богоматерью. Художник К. Д. и Э. Асам. 30-е гг. XVIII в. (капелла св. Иоанна Непомучкого в ц. св. Мартина, г. Месскирх, Германия)

На рубеже XIV и XV вв. сложилось местное предание об И. Н.: он претерпел мученичество за сохранение тайны исповеди кор. Софии, исповедником к-рой он якобы был. Впервые предание было зафиксировано в 1433-1434 гг. проф. Венского ун-та Т. Эбендорфером фон Хазельбахом, членом посольства Базельского Собора, отправленного к гуситам. Он провел в Праге 3 месяца, собирая сведения о кор. Вацлаве IV для своей «Хроники Римских королей» (Chronica regum Romanorum, ок. 1450). Ссылаясь на более раннее сообщение августинца Андрея из Регенсбурга (Cronica pontificum et imperatorum romanorum, 1433), Эбендорфер фон Хазельбах пишет, что Вацлав IV приказал утопить магистра теологии И. Н., критиковавшего короля за безнравственное поведение, и добавляет, что, будучи исповедником королевы, мученик отказался открыть королю тайну исповеди. Об этом же пишет пражский каноник Павел Жидек (Spravovna, 1470-1477), также использовавший, вероятно, местное предание об И. Н. В современных И. Н. письменных источниках не упоминается о том, что он был духовником королевы. Однако большинство исследователей склонны доверять преданию. Действительно, супруга чеш. кор. Вацлава IV баварская принцесса София была недовольна политикой, проводимой мужем, и король собирался развестись с ней (известно о переговорах в 1391 с антипапой Климентом VII, к-рый обещал объявить брак недействительным в обмен на признание чеш. королем его верховенства в католич. Церкви).

Ошибку в интерпретации событий жизни И. Н. допустил Вацлав Гайек из Либочани. В «Чешской хронике» (Kronika česká, 1541) он писал о 2 служителях католич. Церкви, утопленных по приказу короля. Один, исповедник королевы, погиб в 1383 г., другой – в 1393 г. В ХХ в. исследователи обнаружили причину ошибки: переписывая сообщение из книги декана кафедрального собора Яна из Крумлова, Гайек принял номер страницы за обозначение года. Популярность «Чешской хроники» способствовала распространению ошибки: все авторы, впосл. писавшие об И. Н., указывали неверную дату его смерти – 1383 г. Эта дата вместе с ошибочными сведениями о том, что И. Н. был каноником капитула св. Вита, указаны на сделанной в сер. XVI в. решетке у гроба. Тогда впервые мученик был назван Непомуцким.

Почитание И. Н. как св. покровителя Чехии окончательно сложилось в XVI-XVII вв. В соч. «Духовное веселие Чешской короны» (1599) Г. Б. Понтанус поместил молитву в то время еще официально не канонизированному И. Н., называя его св. покровителем страны. В 1608 г. в кн. «Богемия благочестивая» (Bohemia pia) С. Ф. Виллатикус и Понтанус опубликовали стихи о святости И. Н. В 1621 г. Пражский архиеп. Ян VIII Логелиус освятил в соборе св. Вита алтарь, посвященный в т. ч. и И. Н. Мученик изображен и на рельефе св. покровителей Чехии (1630) в соборе св. Вита с надписью на нем. языке: «Исповедник». Важную роль в распространении почитания И. Н. в Чехии сыграли иезуиты, стремившиеся вытеснить повсеместное поклонение Яну Гусу. Иезуиты И. Плахий-Ферус (в 1641) и Я. И. Длуговеский (в 1668) составили Жития И. Н. на чеш. и лат. языках. Житие И. Н., написанное в 1670 г. иезуитским историком и агиографом Богуславом Бальбином, отличавшееся драматизмом и трагическим колоритом повествования, было отвергнуто архиепископским капитулом как исполненное литературных вымыслов и не соответствующее историческим данным, однако болландисты включили его в издание «Acta Sanctorum» (1680). Это Житие, опубликованное в 1725 г., было богато иллюстрировано гравюрами И. А. Пфеффеля, под влиянием к-рых складывалась позднейшая иконография И. Н. В житийных сочинениях сер. XVII в. ошибочно указывалось, что мученик погиб 16 мая; впоследствии эта дата утвердилась как дата памяти И. Н.

Церковь св. Иоанна Непомуцкого в г. Ждяр-над-Сазавоу. Архит. Я. Б. Сантини-Айхел. 1720 г.

В 1675 г. капитул собора св. Вита подал офиц. прошение о начале канонизационного процесса И. Н., однако в этой и последующих просьбах о канонизации было отказано (1696, 1706) ввиду противоречий и неясности письменных сведений о жизни И. Н. В 1715 г. Пражский архиеп. Фердинанд Кюнбург создал комиссию для сбора документов, необходимых для начала процесса. По решению комиссии 14 апр. 1719 г. была открыта могила И. Н. При извлечении останков из черепа выпал кусок мягкой ткани, хорошо сохранившийся, естественного розового цвета, к-рый присутствовавшие медики объявили «языком». Его поместили в особый реликварий в капелле св. Вячеслава (Вацлава) в соборе св. Вита, реликвия стала почитаться как свидетельство Божией помощи в сохранении тайны исповеди. 27 янв. 1725 г. «язык» был вновь осмотрен; согласно отправленному в Рим отчету, обнаруженный при открытии реликвария усохшим, серо-коричневого цвета «язык» через нек-рое время вновь стал красным. В 1972 г. проводилось антропологическое исследование останков И. Н., худощавого человека, ростом 169 см, умершего в 45-50 лет от пыток (следы огня на ребрах, разбитые кости), а не от утопления. Согласно заключению экспертов, повторявшиеся удары спровоцировали кровоизлияние в мозг, что и стало причиной смерти. «Язык» признан деформированной мозговой тканью. Данные антропологического исследования не позволяют сомневаться в аутентичности останков.

31 мая 1721 г., основываясь на широком местном почитании, папа Римский Иннокентий XIII беатифицировал И. Н., а 19 марта 1729 г. в Латеранском соборе в Риме папа Бенедикт XIII буллой «Christus Dominus» провозгласил его святым Римско-католической Церкви. В Праге канонизация И. Н. отмечалась 9-16 окт. 1729 г. В 1736 г. в соборе св. Вита за главным алтарем был установлен серебряный саркофаг святого (отлит по эскизам И. Э. Фишера фон Эрлаха). С этого времени в Праге 16 мая ежегодно проводится Святоянский крестный ход.

В эпоху Контрреформации И. Н. стал не только символом возвращения Чехии к католичеству, но и символом национального самосознания чехов в период утраты гос. независимости и превалирования нем. элемента в «высокой» культуре. Образ И. Н. как народного святого приобрел фольклорные черты и стал частью народной культуры, символизируя ненасильственное сопротивление неправедной светской власти. Во 2-й пол. XVIII в. были обнаружены тексты, позволившие правильно датировать его смерть (хранившаяся в Ватиканской б-ке жалоба архиеп. Яна из Енштейна на Вацлава IV; жизнеописание архиепископа, составленное Петром Кларификатором и опубликованное в 1793 чешским историком Й. Добровским). В XIX в. среди части чешского общества получила распространение т. зр., что Римско-католической Церковью был канонизирован человек, которого никогда не было. На рубеже XIX и ХХ вв. в среде патриотически настроенной чеш. протестант. или атеистической интеллигенции И. Н. считался символом насильственной рекатолизации и гнета Габсбургов, а пропаганда его культа – средством вытеснения из народной памяти почитания Яна Гуса. В 20-30-х гг. XX в. в независимой Чехословакии критика почитания И. Н. усилилась.

В комментарии к Римскому Мартирологу (MartRom. 1940) издатели высказали сомнение в достоверности событий, описанных в посвященной И. Н. житийной лит-ре. Под влиянием критики Конгрегация обрядов в 1960 г. упразднила память И. Н. в общем календаре Римско-католической Церкви. Однако И. Н. широко почитается в Чехии и в Центр. Европе. Этому во многом способствовали как светские, так и церковные мероприятия, проведенные к 280-летию его канонизации (в 2009), в т. ч. выставка «Святой на мосту» (каталог-исследование выставки опубликован в Праге).

Иконография

Строительство ц. св. Иоанна Непомуцкого «На Скальце». Гравюра по рис. К. Шкреты. сер. XVIII в.

Прага по праву носит звание мистической столицы Европы. Именно в этом городе раввин Левен создал Голема, здесь жили алхимики и маги. В городе удивительная энергетика, которая притягивает сюда сотни тысяч людей. Карлов мост одно из мест притяжения туристов. Сюда приходят не только для того, чтобы полюбоваться на чудесные виды Праги, но и прикоснуться к знаменитым на весь мир скульптурам и загадать сокровенное желание.
Мы узнали, как именно надо загадывать желание, чтобы оно сбылось.


Хочу сразу сказать, что в Праге мы были много раз. И каждый раз я загадывала желание. И каждый раз мое желание сбывалось! Карлов мост - место силы и поэтому правильно сформулированная мечта воплотится в реальность, если об этом попросить Яна Непомуцкого. Так что же это за скульптуры такие мистические и кто такой Ян Непомуцкий и чем он знаменит?
Из всех 30 скульптур на Карловом мосту только статуя Яна Непомуцкого вылита из бронзы, а статуя святого Филиппа Бенитиуса сделана из мрамора. Остальные скульптуры созданы из камня. Дольше всех на мосту находится статуя святого Яна Непомуцкого (с 1683 года). Она расположена между 9 и 10 опорами. По легенде, Яна сбросили с моста за то, что он против воли короля Вацлава IV назначил нового аббата или отказался раскрыть тайну исповеди его жены. На месте, где сбросили святого, укрепили доску с металлическим крестом и пятью звездами. Ее можно увидеть по правой стороне моста у 8 опоры на перилах.

Почему Ян Непомуцкий всегда изображается с пятью звездами? Это тоже объясняется легендой. Когда его утопили в реке, над водой появилось пять звезд. Их отражение помогло найти тело.
Конечно, святой теперь помогает всем влюбленным. Говорят, что если влюбленные поцелуются на Карловом мосту и загадают желание, то оно обязательно сбудется. Но желания загадывают не только влюбленные и просят святого Яна не только о семейном счастье. Главное, чтобы желание было реальным!

Как же правильно загадать желание? Подходим к скульптуре Яна Непомуцкого.

Видим два барельефа, натертые руками туристов до блеска. Сначала прикасаемся к правой части, а затем к левой, а именно кладем руку на изображение собаки. Но помните, что желание должно быть реальным и сбываемым.

Второе место - решетка с изображением Яна, указывающая место, откуда был сброшен в Влтаву. Тут надо приложить пальцы к звездам, которых пять штук. Это довольно сложно сделать, когда вокруг сотня туристов с фотоаппаратами, поэтому приходите загадывать желание на рассвете или ночью. Это будет мистически и незабываемо!

У вас сбывались желания, загаданные в Праге? Расскажите!


Прага. Собор св.Вита, Вацлава и Войтеха.


Самый, пожалуй, популярный святой в Чехии, да и в целом во всей Восточной католической Европе - Ян Непомуцкий.
Родился он в городе Непомуке. В 1370 г. он стал нотариусом пражского архиепископа, в 1380 г. был рукоположен в священники. В 1389 г. Ян был назначен генеральным викарием пражского архиепископства.
Свои обязанности Ян выполнял очень добросовестно и честно. Именно это не устраивало короля Вацлава IV, желавшего посадить в Кладрубский монастырь одного из своих фаворитов. Ссора с королем закончилась для Яна тюрьмой, жестокими пытками и мученической смертью - связанного и с кляпом во рту его сбросили с Карлова моста.
Это одна из версий. Но в 1433 г. хронисты выдвинули предположение, весьма вероятное, но точно не доказанное, что Ян отказался раскрыть королю тайну исповеди королевы, духовником которой он был.
Король, само собой, разъярился и замучил бедолагу.


Прага. Карлов мост. Скульптура Яна Непомуцкого.



Злой король Вацлав IV на первом плане. С собакой. По легенде он натравил эту собаку на святого.
Как видим, собака натёрта до блеска. Примета, что до барельефов под скульптурой Яна надо дотронуться и загадать желание. Вот почему все трогают злую собаку злого короля Вацлава - это загадка. Но я тоже потрогал.
На заднем плане королева исповедуется Яну Непомуцкому. А король стал быть в нетерпении ждёт, чтобы узнать тайну исповеди.


Прага. Карлов мост. Скульптура Яна Непомуцкого. Барельеф.
Здесь мы видим как святого Яна сбрасывают с моста. Непонятные фигуры на первом плане. На все мои вопросы я получал ответ, что это изображены горожане - свидетели преступления. Но что-то меня такой ответ не убедил. Уж больно они всю композицию на себя стягивают. Да и дядечка справа явно за кинжалом потянулся.

Потрогать барельефы хотят все. К ним вечно чуть не очереди стоят.


Прага. Карлов мост. А это место, где Святого сбросили в реку. Этот барельеф тоже все трогают.

По легенде над тем местом, где Ян упал в реку засияли пять звёзд. Поэтому он изображается с нимбом из пяти звёзд.
Тело св. Яна было извлечено из Влтавы и впоследствии захоронено в кафедральном соборе святого Вита в Праге.

Карлов мост – самая знаменитая достопримечательность не только Праги, но и всей Чехии. Сегодня его любят туристы и обожают фотографы, а в прошлые века он играл огромную роль в жизни чешской столицы.
За свою долгую историю мост был свидетелем многих триумфов и падений, пышных торжеств и жестоких казней, несколько раз становился полем боя, но всегда оставался надежной опорой для горожан, какие бы страсти не бушевали вокруг.
Разумеется, столь яркая история не могла пройти бесследно, поэтому Карлов мост буквально овеян многочисленными легендами.

Мост связывает два наиболее важных района старой Праги – Старе место и Малу Страну. В XII веке на его месте существовал старинный Юдитин мост, названный так в честь прекрасной королевы Юдиты Тюрингской, супруги Владислава II. Однако спустя пару веков этот мост был разрушен наводнением и память о нем хранит лишь одна, чудом уцелевшая башня с малостранской стороны.

Новый мост через Влтаву был заложен в 1357 году по приказу императора Карла IV. Именем этого монарха он впоследствии и был назван.

Первые легенды

Мост строился довольно долго, более полувека, и был закончен лишь в самом начале XV века. Возводил его известный архитектор, Петр Парлерж, занимавшийся также строительством столичного кафедрального собора св. Витта.
Чтобы сооружение было более устойчивым к капризам часто разливающейся Влтавы, в бетонный раствор подмешивали белок куриных яиц. Эта хитрость стала залогом высокой прочности моста, который вот уже несколько веков успешно противостоит всем наводнениям и не нуждается в капитальном ремонте.


Карлов мост представляет собой величественное сооружение, шириной 10 метров, и длиной в 16 пролетов. Столь грандиозное по тем временам строительство не могло оставить горожан равнодушными, поэтому о возведении моста сразу же начали складывать мистические легенды. Некоторые из них могут показаться забавными, но встречаются и жуткие.

Счастливая дата

Предания гласят, что дату заложения первого камня, император Карл выбирал при активном участии астрологов. Известно, что это знаменательное событие произошло в 1357 году, 9 июня, ровно в 5.31 утра. Эта дата читается одинаково как слева-направо, так и справа-налево: 135797531, а потому обладает особенной энергетикой. К тому же, именно в это время случился малый парад планет – Солнце, Земля и Сатурн выстроились в одну линию.
По мнению астрологов, столь благоприятное стечение астрологических «обстоятельств» должно было принести будущему сооружению удачу и процветание. И нельзя сказать, что мудрецы оказались неправы.

Чихающий малыш

Довольно мрачная легенда повествует об одном злополучном строителе, которому было поручено создать один из пролетов моста. Мастеру все никак не удавалось сделать точный расчет, и вот однажды, когда он в очередной раз корпел над чертежами, ему явился дьявол. Нечистый пообещал свою помощь взамен на душу первого, кто пройдет по новому пролету после его открытия. Строитель согласился, но сам решил, первым пустить по мосту черного петуха, ведь вопрос о том, что душа должна быть человеческая, даже не оговаривался.
Однако дьявол тоже был не так прост, и по окончании работ, заманил на мост беременную жену мастера, которая решила первой поздравить мужа. На следующий день женщина скончалась, ребенок тоже не выжил…


С тех пор прохожие не раз слышали над Влтавой детское чихание. Говорили, что это привидение нерожденного малыша мерзнет на мосту, и никто не в силах ему помочь.
К счастью, на этот раз люди ошиблись. Однажды, один очень торопящийся куда-то человек, услышав чихание, автоматически пожелал невидимке быть здоровым. Удивительно, но привидение тут же успокоилось и более никого никогда не тревожило.

Легенды мостовой башни

Староместская мостовая башня признана одним из красивейших готических зданий всей Европы. Ее начали строить одновременно с мостом, а богатый декор был обусловлен тем, что башня, помимо защитных функции, служила своеобразными парадными воротами, через которые в Пражский град въезжали послы других государств.


Но не всегда башня исполняла роль импровизированной триумфальной арки. Не раз она становилась объектом устрашения. Так, после подавления одного из пражских народных восстаний, головы 12 его зачинщиков, в течение целого десятилетия висели в железных сетях, на верхней галерее башни. По преданиям, их души до сих пор обитают здесь, и ночами даже можно расслышать их тихий шепот.
В память об этих несчастных, прямо на мостовой Староместской площади были начертаны 12 белых крестов, которые можно увидеть и сегодня.
Башня открыта для посещения, и вид, открывающийся с 47-метровой смотровой площадки, безусловно, заслуживает внимания каждого гостя чешской столицы. А если посетить эту смотровую площадку 22 июня, то заходящее солнце, своим последним лучом точно укажет то место, где похоронен святой Витт – христианский мученик и один из покровителей Праги.


Существует и еще одно интересное поверье. На восточной стене Староместской башни, среди многочисленных гербов и статуй, находятся пять изображений зимородков. Жители Праги уверены, что найти их сможет только человек с чистой и светлой душой. Многие туристы с энтузиазмом принимают вызов, но большинству из них удается найти только четырех птичек, пятую обнаруживают лишь единицы…

Легендарные статуи

Изначально Карлов мост был лишен каких-либо украшений. 30 изящных статуй и скульптурных групп, которыми сейчас любуются туристы, появились значительно позднее, в XVIII веке. Материалом для всех изваяний послужил мягкий песчаник, поэтому с течением времени, под воздействием дождей и ветров, они утратили свежесть и красоту. Сейчас на мосту стоят их копии, созданные из более устойчивого к непогоде материала, оригиналы же хранятся в Национальном музее Праги.

Статуя Яна Непомуцкого

Самой легендарной статуей Карлова моста считается статуя святого Яна Непомуцкого.

Этот святой — покровитель Праги очень любим и почитаем горожанами. Его появление здесь неслучайно. Ведь именно отсюда, с моста, святой мученик был сброшен в реку. Причиной столь страшной казни стал гнев короля Вацлава IV на то, что Ян, бывший в то время духовником королевы, очень чтил тайну исповеди и отказался подтвердить подозрения монарха в измене супруги.
Сегодня на том самом месте, где был казнен святой, установлена небольшая мраморная табличка с крестом, окруженным пятью звездами.


Статуя Яна Непомуцкого пользуется оглушительной популярностью у гостей Праги. Ежедневно к ней подходят тысячи человек, так как, по легендам, изваяние святого обладает способностью исполнять желания. Для этого достаточно, стоя перед статуей, поведать Яну о своей мечте, а потом поочередно коснуться рельефов с правой и левой стороны постамента.

Бородач

Единственное, действительно старинное скульптурное изображение, присутствующее сегодня на мосту – это барельеф, именуемый в народе Бородачом. Предположительно, он изображает одного из древних строителей и ранее занимал место над третьим пролетом Юдитина моста.

При сооружении новой переправы, чудом сохранившееся изваяние решили перенести поближе к берегу и украсили им каменную кладку набережной. А чтобы Бородач не скучал на новом месте, ему поручили важную миссию – следить за уровнем воды в реке. Барельеф намеренно установили довольно низко, и теперь каждый житель Праги знает — если у Бородача намокла борода – следует готовиться к наводнению.

Нечисть Карлова моста

Несмотря на обилие статуй святых, водится на Карловом мосту и своя нечисть, которая, кстати, прекрасно себя чувствует и никого не стесняется. Так, в дождливую погоду на перилах моста можно заметить маленького юркого чертенка. Любимое его развлечение – рисовать собственные автопортреты, а потом приставать к прохожим, в надежде выгодно продать свои художества.


А под четвертым пролетом живет самый настоящий водяной, которого зовут пан Йозеф. Он считается самым главным водяным в Чехии и пользуется большим уважением не только у своих подчиненных, но и у горожан. В былые времена пан Йозеф любил выходить к людям, поболтать и покурить с ними трубку. Говорят, что несколько веков назад он даже был владельцем небольшой лодочной станции. Однако в современном мире, мифологическим персонажам приходится нелегко, поэтому пан Йозеф предпочитает лишний раз не показываться, но продолжает заниматься своим главным делом – собирать в глиняные горшочки души всех утонувших. А чтобы водяной не испытывал недостатка в «таре», местные гончары до сих пор приносят и оставляют под мостом свои изделия. Ведь, никогда не знаешь, когда случиться очередное несчастье и во владения пана Йозефа попадет новая душа.

Хранитель

Есть у Карлова моста и собственный Хранитель – рыцарь Брунцвик – персонаж столь же популярный в Чехии, как Одиссей в Греции или Иван Царевич в России.
Величественная статуя Брунцвика на высоком постаменте установлена рядом с мостом, на самом берегу Влтавы, со стороны Малой Страны. В руках у каменного рыцаря зажат Волшебный меч, способный рубить головы врагам, даже не прикасаясь к ним. Однако, по легендам, настоящий меч Брунцвика замурован где-то в кладке Карлова моста и именно этой реликвии, а вовсе не яичным белкам в цементе, мост обязан своей многовековой прочностью.


Жители Праги верят, что если городу будет угрожать настоящая опасность, Брунцвик снова оживет, сойдет с высокого пьедестала, взмахнет своим чудесным мечом и моментально поразит всех врагов. Правда, за свою историю Прага пережила немало вражеских вторжений, но Брунцвик ни разу не пришел на помощь горожанам. Видимо, враг был не настолько силен и рыцарь счел, что люди справятся сами.
И даже в 2002 году, когда в чешской столице случилось катастрофическое наводнение, и вода чуть было полностью не покрыла Карлов мост, статуя Брунцвика продолжала гордо возвышаться над бушующими волнами. Он не покинул свой пост, и достойно выдержал напор стихии, которая, кстати, не нанесла мосту особого ущерба.

Карлов мост – украшение и гордость Праги. Он многолюден почти в любое время суток и, возможно, из-за обилия туристов сейчас здесь трудно заметить маленького чертенка на перилах или расслышать вздохи казненных бунтовщиков у Староместской башни. Чтобы лучше проникнуться всей красотой, величием и мистической атмосферой, мост лучше посещать ночью или ранним утром. В это время туристов здесь значительно меньше и есть шанс, что о вашем сокровенном желании узнает лишь святой Ян Непомуцкий, и тогда оно обязательно сбудется.