Болезни Военный билет Призыв

История. Предмет истории. Периодизация мировой истории. Всемирная история: периодизация Наиболее известные подходы

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран.

Со времени развития исторической науки учеными-историками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития.

Так, древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) делил историю народов на пять периодов – божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже. Древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) в понимании истории руководствовался теорией круга, в соответствии с которой развитие идет по одной и той же колее: зарождение, расцвет, гибель. При этом вектор истории практически отсутствует. Такой взгляд на историю идет по аналогии с жизнью человека, с кругами цивилизации, о чем будет говориться дальше.

Свой вариант периодизации по типу хозяйства предложил немецкий ученый Бруно Гильдебранд (1812-1878), который делил историю на три периода: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство.

Русский ученный Л.И. Мечников (1838-1888) установил периодизацию истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние века), океанический (новое и новейшее время).

Маркс исходя из принципа материалистического понимания истории разработал вариант периодизации, положив в ее основу способ производства или формационную концепцию. В соответствии с этой теорией история человечества предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической).

Способ производства – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений.

В отличие от Маркса западные ученые XX в. рассматривали исторический процесс как чередование одних и тех же «циклов» круговорота локальных цивилизаций. Крупнейший представитель этой теории – англичанин А. Тойнби. Несмотря на то, что выделенные им 13 основных цивилизаций развиваются независимо друг от друга, все они проходят в своем развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель.

Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порожденные географической средой обитания, историческими особенностями.

Выделяются три основных типа цивилизации.

Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени. К этому типу относится первобытное состояние общества, для него характерны адаптация, гармония человека и природы, повторение традиций и запрещение нарушать, выраженное через табу. Этот тип цивилизации в настоящее время представлен отдельными племенами, сохранившимися в различных районах земного шара, например, – в Австралии, Африке, Америке, Сибири.

Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий и развитой частной собственности, наличие кастовых общин, которые не будучи связанными друг с другом, опираются на сильно централизованную власть. Прогресс в таком обществе идет циклами, замедленно.

Европейский (прогрессивный). В его основе – идея непрерывного развития. Этот тип становится общим для европейских стран с распространением христианства. Для него характерны рационализм, престиж результативного труда, развитая частная собственность, рыночные отношения, классовая структура с активно действующими политическими партиями, наличие гражданского общества.

Все типы цивилизации равны перед историей, им присущи недостатки и достоинства. В первом решена проблема гармонии человека и природы, но человек не самореализуется. Восточное же общество направлено на духовность, но не ценит личность. Европейская цивилизация дает человеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, революции, острой социально-классовой борьбе.

Американский ученый Уолт Ростоу (социолог, политолог, экономист, историк) в 60-е годы XX в. разработал теорию стадий экономического роста. Тогда он выделил пять стадий экономического роста:

  • традиционное общество;
  • период предпосылок или переходного общества;
  • период «взлета» или сдвига;
  • период зрелости;
  • эра высокого массового потребления.

Ростоу считает, что он дал теорию истории в целом, являющуюся современной альтернативой марксизма. Общественно-экономическим формациям, выдвинутым Марксом, Ростоу противопоставляет стадии роста и идеальным типом эры высокого уровня массового потребления признает «английско-американский образец». В 70-е годы Ростоу дополнил свою схему шестой стадией – на этой стадии общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий человека.

Принципы периодизации исторического процесса. Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран. Со времен развития исторической науки разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. В настоящее время все периодизации можно свести к двум основным типам: линейные (все человеческое общество движется от низших форм развития к высшим) и циклические или цивилизационные (человечество развивается как отдельные, замкнутые культурно-исторические типы).
К линейному типу периодизаций относится наиболее распространенная среди современных историков всемирно-историческая периодизация , согласно которой в истории человечества выделяются следующие этапы: первобытная эпоха, древний мир, средневековье, новое время, новейшее время . В соответствии с этой точкой зрения, отечественные историки отмечают, что эпоха Древнего мира для Западной Европы завершается V-VI вв. Затем наступает почти тысячелетний период Средневековья. С XV века наступает период Нового времени, а с XX века - Новейшего времени. Всемирно-историческая периодизация обладает целым рядом недостатков, в числе которых европоцентризм, т.е. она проецировалась на развитые страны Западной Европы, возможности построения картины всемирной истории были сокращены, ибо она не учитывала особенностей существования и развития народов Америки, Азии, Африки.
К линейному типу периодизаций относится и марксистская периодизация, основанная на формационном подходе К. Маркса. Маркс считал, что совокупность производственных отношений составляет базис, на котором вырастает надстройка - система политических, этических, семейных и иных социальных отношений, идей и учреждений. Способ производства, при котором есть единство и взаимодействие с надстройкой, со всеми формами деятельности, характерной для конкретного исторического общества, образуют общественно-экономическую формацию. Согласно теории К. Маркса, развитие общества - это исторический процесс, в ходе которого одна формация сменяет другую. Формация вызвана необходимостью, суть которой такова: производственные отношения соответствуют определенной стадии развития производительных сил. Развитие и смена общественно-экономической формации подчинены законам диалектики. Общество претерпевает развитие каждой формации и скачки, в ходе которых накопленные изменения приводят к коренным изменениям структуры общественно-экономической формации, которая превращается в другую формацию. Переход от одной формации к другой всегда является революционным переходом. К. Маркс выделил пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Таким образом, всемирно-исторический процесс было принято представлять как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций. Формационная теория также не стала универсальной, так как не учитывала, что из-за различных обстоятельств (географических, климатических, этнографических и других) история отдельных народов, государств и регионов развивается неравномерно и имеет массу особенностей.
В современных условиях в мировой и отечественной историографии выдвинулся так называемый цивилизационный подход к истории, претендующий на универсальность. Главной типологической единицей истории считается цивилизация. Сам термин "цивилизация" до сих пор не имеет однозначного толкования. В научной литературе он употребляется в различных смыслах: как синоним культуры (А. Тойнби), как заключительная стадия развития локальных культур, стадия упадка и деградации (О. Шпенглер); как стадия развития общества, сменившая варварство (Л. Морган, Ф. Энгельс); как ступень развития региона или этноса (цивилизация инков, античная, европейская); как ступень развития общества (аграрная, индустриальная, постиндустриальная); как уровень развития духовной жизни общества, связанный с влиянием религии (христианская, буддийская, мусульманская) и т.д. Поэтому цивилизационная теория не представляет собой некую единую теорию. Тем не менее, несмотря на некоторые расхождения, авторы различных вариантов цивилизационной теории едины в том, что историю человечества они рассматривают как пространство, заполненное самобытными регионально-культурными организмами (локальными цивилизациями). Каждая из них в своем существовании и развитии самобытна, проходит свою особую стадию рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. История любой страны рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других стран и народов, цивилизаций. Такой подход способствует выявлению самоценности общества, его места в мировой истории и культуре. Однако, некоторые сторонники цивилизационного подхода субъективно делят цивилизации на прогрессивные (западные) и непрогрессивные (все остальные), что далеко от объективности. Относительно законченную разработку теория локальных цивилизаций получила в работах историков Н. Данилевского (Россия), О. Шпенглера (Германия) и А. Тойнби (Англия). Научное значение этой теории заключается в том, что она смогла преодолеть ограниченность всемирно-исторической (западной) концепции истории, способствовала развитию этнографических исследований народов Америки, Африки, Австралии, Полинезии и др. Но и эта периодизация не может являться универсальной, так как по большому счету она находится в стадии разработки: нет единства ученых в определении термина "цивилизация", ключевое значение отдается анализу хозяйственных отношений и не учитывается важность социально-экономических отношений и т.д.
Поэтому научная методология требует учитывать различные стороны как формационного, так и цивилизационного концептуальных подходов в изучении исторического процесса.
Объективность научного познания обеспечивается и научными принципами . Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории. Основными научными принципами являются следующие:
Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своём развитии прошло, чем, в конечном счете, стало. Нельзя рассматривать событие или личность абстрактно вне временных позиций.
Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искажённые и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности - личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.
Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип обязывает учитывать субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.
Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.
Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
История России - часть всемирной истории. В мировом историческом процессе Россия занимает особое место. Расположенная территориально в Европе и Азии, она естественно подвергалась влиянию соседних как западных, так и восточных стран. Исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. В процессе формирования российской государственности по-разному испытывалось воздействие как восточного, так и западного типов цивилизаций. С Европой нашу страну связывали язык, религия, культура, экономические связи. Азия тоже оставила глубокий след в Отечественной истории. Отсюда были заимствованы образцы жесткого централизованного управления. Кроме того, русские земли с периода татаро-монгольского нашествия установили более тесные торговые и культурные контакты со странами азиатского континента.
И сегодня наша страна остаётся единственной, связывающей две мировые цивилизации - Европу и Азию, которые оказывают огромное влияние друг на друга. Тем не менее, очевидно, что история России носит самостоятельный характер.
Составить наше представление об Отечественной истории позволяют исторические источники. С самого начала образования Древнерусского государства в 882 г. по настоящее время сформировался целый корпус исторических источников. Наиболее важными представляются следующие.
Источники по истории России ХI-ХVII вв. Летописи. "Повесть временных лет", Новгородское и псковское летописание. Московское летописание в ХIV-ХV вв. Митрополичье и великокняжеское летописание. Общерусское летописание ХVI-ХVII вв. Воскресенская летопись. "Летописец начала царства": Никоновская летопись. Лицевой летописный свод. "Новый летописец". Сибирские летописи. Хронографы.
Литературные и публицистические произведения. "Слово о полку Игореве". Повести о Куликовской битве. Произведения агиографической литературы ХI-ХVII вв. Переписки Ивана Грозного и Андрея Курбского, сочинения Ивана Пересветова. Литературные и публицистические произведения ХVII в. "Житие протопопа Аввакума". Сатирические повести.
Законодательные памятники Руси. "Русская правда". Судные и уставные грамоты. Судебники 1497 и 1550 гг. Соборное уложение 1649 г. Указные книги.
Акты феодального землевладения (ХI-ХVII вв.) и материалы писцового делопроизводства (ХV-ХVII вв.). Уставные, жалованные, договорные, духовные грамоты, данные, купчие и др. акты землевладения. Судебные акты. Акты феодальной зависимости (заемные, служилые, порядовые, полные и др.). Материалы писцового делопроизводства: писцовые, переписные, дозорные, приправочные, платежные книги. Торопецкая писцовая книга.
Материалы делопроизводства государственных учреждений. Материалы текущего делопроизводства (внутренняя документация и деловая переписка): наказы, обыски, челобитные, боярские и родословные книги, сказки, доклады, памяти. Столбцовое делопроизводство. Специальная делопроизводственная документация: судебно-следственный, военный, дипломатический комплексы.



Вопрос 2. Великая Октябрьская Социалистическая Революция состоялась 25-26 октября 1917 г. (7-8 ноября по новому стилю). Это одно из величайших событий в истории России, в результате которого произошли кардинальные перемены в положении всех классов общества.

Октябрьская революция началась в результате ряда веских причин:

В 1914-1918 гг. Россия была вовлечена в первую мировую войну, положение на фронте было не из лучших, отсутствовал толковый предводитель, армия несла большие потери. В промышленности преобладал рост военной продукции над потребительской, что привело к росту цен и вызвало недовольство масс. Солдаты и крестьяне хотели мира, а наживавшаяся на поставках военных средств буржуазия жаждала продолжения военных действий.

Национальные конфликты.

Накал классовой борьбы. Крестьяне веками мечтавшие избавиться от гнета помещиков и кулаков и завладеть землей были готовы к решительным действиям.

Распространенность социалистических идей в обществе.

Партия большевиков добилась огромного влияния на массы. В октябре на их стороне было уже 400 тыс. человек. 16 октября 1917 г. был создан Военно-революционный комитет, который начал подготовку к вооруженному восстанию. В ходе революции к 25 октября 1917 г. все ключевые пункты в городе были заняты большевиками, под предводительством В.И. Ленина. Они захватывают Зимний дворец и арестовывают временное правительство.

Вечером 25 октября на 2-ом Всероссийском Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, объявили, что власть переходит ко 2-ому Съезду Советов, а на местах - к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Решения II Всероссийского съезда Советов. Первые декреты советской власти:

Декрет о мире - объявление о выходе России из войны, обращение ко всем воюющим державам с предложением начать переговоры о мире без аннексий и контрибуций;

Декрет о земле - фактически принята эсеровская программа социализации земли, популярная среди крестьян: отмена частной собственности на землю, безвозмездная конфискация помещичьих земель и раздел их среди крестьян по трудовой и потребительской нормам. Требования крестьян полностью удовлетворены;

Декрет о власти - провозглашение перехода власти к Советам, создание новой структуры власти, отказ от принципа разделения властей как буржуазного.

В итоге октябрьской революции большевики одержали победу, установилась диктатура пролетариата. Классовое общество было ликвидировано, помещичья земля передана в руки крестьянам, а промышленные сооружения: фабрики, заводы, шахты – в руки рабочих.

Вследствие октябрьского переворота началась Гражданская война, из-за которой погибли миллионы людей, и началась эмиграции в другие страны. Великая октябрьская революция повлияла на последующий ход мировой истории.

Предмет исторической науки . Хронология и периодизация истории.

История – это факты, которые совершались в то или иное время. Участниками этих реальных событий являются люди, то есть творцом истории является человек. Любой человек является творцом истории.

Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. И здесь на первый план выступают ученые – историки, которые и пытаются познать историческую действительность. Чтобы познать историю мало фактов, нужны сведения о них. Историческое прошлое воссоздается учёными по предметам материальной культуры, по письменным источникам или каким-то ещё основаниям.

История – наука многогранная. Археология некогда была вспомогательной дисциплиной, а теперь стала наукой, которая изучает предметы материальной культуры, что важно для реконструкции реальных событий. Кроме археологии есть и другие вспомогательные дисциплины в рамках исторической науки – нумизматика (изучение монет и денежных систем), геральдика (наука о родовых знаках), лингвистика (изучение языков) и ряд других дисциплин. Историческая наука не замыкается в себе, а она открывает двери для сотрудничества с теми учеными, которые помогают истории.

Методы изучения исторического процесса.

1) Сравнительно-исторический метод, позволяющий проводить необходимые сравнения различных исторических концепций с целью выявления их общих черт, особенностей, самобытности и степени заимствования.

2) Хронологический метод – ориентирующий на анализ движения на научные мысли, смену концепции, взглядов и идей в хронологической последовательности, что позволяет вскрыть закономерности накопления и углубления историографических знаний.

3) Проблемно-хронологический метод – позволяющий расчленить более или менее широкую тему на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Ряд исследователей (например, А.И. Зевелев) считают хронологический и проблемно-хронологический методы приёмами изложения материала, а не исследования прошлого исторической науки.

4) Метод периодизации, который направлен на выделение отдельных этапов в развитии исторической науки с целью обнаружения ведущих направлений научной мысли, выявления новых элементов в её структуре.

5) Метод ретроспективного (возвратного) анализа, позволяющий изучить процесс движения мысли историков от совершенности к прошлому с целью выявления элементов, строго сохранившегося в наши дни, знания, проверить выводы прежних исторических исследований данным современной науки.

6) Метод перспективного анализа, определяющий перспективные направления, темы будущих исследований на основе анализа достигнутого современной наукой уровня и при использовании знания закономерности развития историографии.

Периодизация истории

Периодизация - очень эффективный метод анализа и упорядочения материала. Через периодизацию можно более глубоко показать соотношение развития исторического процесса в целом и отдельных его аспектов. Она обладает большим эвристическим потенциалом, способна придать стройность теории, во многом структурирует её и - главное - даёт ей шкалу измерения.

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран.

Со времени развития исторической науки учеными-историками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития.

Так, древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) делил историю народов на пять периодов - божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже. Древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) в понимании истории руководствовался теорией круга, в соответствии с которой развитие идет по одной и той же колее:

зарождение, расцвет, гибель. При этом вектор истории практически отсутствует. Такой взгляд на историю идет по аналогии с жизнью человека, с кругами цивилизации, о чем будет говориться дальше.

Свой вариант периодизации по типу -хозяйства предложил немецкий ученый Бруно Гильдебранд (1812-1878), который делил историю на три периода: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство.

В советский период, особенно в 30-50-е годы, историческая наука в нашей стране испытала сильное влияние коммунистической идеологии, что обусловило узость взглядов и определенную необъективность оценок как исторических событий, так и исторических трудов, а также наличие многих белых пятен, т.е. запрещенных тем в изучении отечественной истории.

Русский ученный Л.И. Мечников (1838-1888) установил периодизацию истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние века), океанический (новое и новейшее время).

Маркс исходя, из принципа материалистического понимания истории разработал вариант периодизации, положив в ее основу способ производства или формационную концепцию. В соответствии с этой теорией история человечества предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытно -общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической).

В отличие от Маркса западные ученые XX в. рассматривали исторический процесс как чередование одних и тех же "циклов" круговорота локальных цивилизаций. Крупнейший представитель этой теории - англичанин А. Тойнби. Несмотря на то, что выделенные им 13 основных цивилизаций развиваются независимо друг от друга, все они проходят в своем развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель.

Выделяются три основных типа цивилизации.

Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени. К этому типу относится первобытное состояние общества, для него характерны адаптация, гармония человека и природы, повторение традиций и запрещение нарушать, выраженное через табу. Этот тип цивилизации в настоящее время представлен отдельными племенами, сохранившимися в различных районах земного шара, например, - в Австралии, Африке, Америке, Сибири

Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий и развитой частной собственности, наличие кастовых общин, которые не будучи связанными друг с другом, опираются на сильно централизованную власть. Прогресс в таком обществе идет циклами, замедленно,

Европейский (прогрессивный). В его основе - идея непрерывного развития. Этот тип становится общим для европейских стран с распространением христианства. Для него характерны рационализм, престиж результативного труда, развитая частная собственность, рыночные отношения, классовая структура с активно действующими политическими партиями, наличие гражданского общества.

Все типы цивилизации равны перед историей, им присущи недостатки и достоинства. В первом решена проблема гармонии человека и природы, но человек не само реализуется. Восточное же общество направлено на духовность, но не ценит личность. Европейская цивилизация дает человеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, революции, острой социально-классовой борьбе.

Американский ученый Уолт Ростоу (социолог, политолог, экономист, историк) в 60-е годы XX в. разработал теорию стадий экономического роста. Тогда он выделил пять стадий экономического роста:

традиционное общество;

период предпосылок или переходного общества;

период "взлета" или сдвига;

период зрелости;

эра высокого массового потребления.

Ростоу считает, что он дал теорию истории в целом, являющуюся современной альтернативой марксизма. Общественно-экономическим формациям, выдвинутым Марксом, Ростоу противопоставляет стадии роста и идеальным типом эры высокого уровня массового потребления признает "английско -американский образец". В 70-е годы Ростоу дополнил свою схему шестой стадией - на этой стадии общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий человека.

В учебнике "Всемирная история" принята следующая периодизация:

Первобытная эпоха Древний мир Средневековье Новое время Новейшее время.

План
Введение
1 История
2 Научное значение

Введение

Периодизация истории - особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Для периодизации могут избираться самые разные основания: от смены типа мышления (О. Конт, К. Ясперс) до смены способов коммуникации (М. Маклюэн) и экологических трансформаций (Й. Гудсблом). Многие учёные, начиная от мыслителей XVIII века (А. Барнав, А. Фергюсон, А. Смит) до современных постиндустриалистов вроде Д. Белла и Э. Тоффлера, опираются на экономико-производственные критерии.

1. История

Первые донаучные периодизации истории были разработаны ещё в глубокой древности (например, от золотого века людей к железному), но научные периодизации появились только в Новое время, когда в результате трудов итальянских гуманистов, в частности Жана Бодена, постепенно утвердилось сохранившееся и до настоящего времени деление истории на древнюю, средневековую и новую.

В XVIII веке появляется много различных периодизаций. Наиболее известные из многочисленных периодизаций XIX века принадлежат Г. Гегелю, К. Марксу, О. Конту. В XX веке развитие идей периодизации продолжалось, однако к середине этого столетия интерес к этой проблеме существенно ослаб. Тем не менее можно указать на достаточно важные в этом плане работы (например, В. И. Ленина, У. Ростоу, Д. Белла, Л. Уайта, Э. Тоффлера, Р. Адамса, В. Мак-Нила и других).

В СССР, как известно, была обязательной т. н. пятичленная периодизация, связанная с пятью способами производства (первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический).

2. Научное значение

Периодизация - очень эффективный метод анализа и упорядочения материала. Через периодизацию можно более глубоко показать соотношение развития исторического процесса в целом и отдельных его аспектов. Она обладает большим эвристическим потенциалом, способна придать стройность теории, во многом структурирует её и - главное - даёт ей шкалу измерения. Не случайно многие учёные отмечают большую важность периодизации для исследования истории.

Тем не менее, периодизация имеет дело с исключительно сложными явлениями процессного, развивающегося и временного типа, и поэтому неизбежно огрубляет и упрощает историческую реальность (карта - это не территория). Поэтому любая периодизация страдает односторонностью и большими или меньшими расхождениями с реальностью. Особенно это заметно, когда учёные начинают абсолютизировать значение избранных факторов, забывая, что периодизация всё же играет служебную роль. С другой стороны, количество и значение таких расхождений можно резко уменьшить, если строго соблюдать правила и особенности этой методологической процедуры. В частности, построение периодизации требует соблюдения правила одинаковых оснований, то есть необходимости при выделении равных по таксономической значимости периодов исходить из одинаковых причин (критериев). Второе правило: основания периодизации должны быть связаны как с общей концепцией исследователя, так и с назначением периодизации (которая может быть самой различной).

Очень важно и продуктивно использование правила дополнительного основания, заключающееся в том, что, помимо главного основания периодизации, которое определяет количество и характеристики выделяемых периодов, нужно ещё и дополнительное, с помощью которого уточняется хронология. Иными словами, в периодизации необходимо различать её смысловую (концептуальную) и хронологическую стороны.

Литература

· Гринин, Л. Е. 2006. Производительные силы и исторический процесс. Изд. 3-е. М.: КомКнига .

· Гринин, Л. Е. 2006. Периодизация истории: теоретико-математический анализ // История и Математика: проблемы периодизации исторических макропроцессов. / Ред. Коротаев А. В., Малков С. Ю., Гринин Л. Е. М.: КомКнига/УРСС. С. 53-79. ISBN 978-5-484-01009-7.

· Гринин, Л. Е. 2006б. Методологические основания периодизации истории. Философские науки 8: 117-123; 9: 127-130.

· Гринченко С. Н. История человечества с кибернетических позиций // История и Математика: Проблемы периодизации исторических макропроцессов. М.: КомКнига, 2006. С. 38-52.

· Сорокин, П. А. 1992. О так называемых факторах социальной эволюции // Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество, с. 521-531. М.: Политиздат.

· Шофман, А. С. 1984 (ред.). Периодизация всемирной истории. Казань: Изд-во Казанского университета.

· Ясперс, К. 1994. Смысл и назначение истории. М.: Республика.

· Bell, D. 1973. The Coming of Post-Industrial Society. New York:Basic Books.

· Comte, O. 1974 . Cours de philosophie positive // The essential Comte: selected from Cours de philosophie positive / Edited and with an introduction by Stanislav Andreski. London: Croom Helme.

· Goudsblom, J. 1996. Human History and Long-Term Social Processes: Toward a Synthesis of Chronology and Phaseology // The Course of Human History. Economic Growth, Social Process, and Civilization / Ed. by J. Goudsblom, E. L. Jones, and S. Mennel, p. 15-30. New York, NY: Sharpe.

· Green, W. A. 1992. Periodization in European and World History // Journal of World History 3(1): 13-53.

· Green, W. A. 1995. Periodizing World History // History and Theory 34: 99-111.

· Grinin, L. E., and A. V. Korotayev. 2006. Political Development of the World System: A Formal Quantitative Analysis // History & Mathematics. Historical Dynamics and Development of Complex Societies / Ed. by P. Turchin, L. Grinin, V. de Munck, and A. Korotayev. Moscow: URSS.

· Toffler, A. 1980. The Third Wave. New York.

· White, L. A. 1959. The Evolution of Culture; the development of civilization to the fall of Rome. New York: McGraw-Hill.

Периодизация всемирной истории бывает нескольких видов. Есть общепринятое деление, на котором основываются все народы мира, - эту периодизацию называют классической. В ней выделяют такие периоды: доисторический, античный, новое время, новое время и новейшее.

Доисторическим периодом называют первобытные времена, исследование истории которых затруднено в связи с отсутствием письменных источников. Любые исследования строятся на найденных артефактах, которые обнаруживают археологи при раскопках. Помогают исследовать такие смежные науки, как этнология, биология, палеонтология, геология, палинология, антропология и археоастрономия. Так стали называть этот период в девятнадцатом веке, когда интерес к изучению истории вырос до профессионального уровня и преодолел историческое аматорство. В принципе, употребить этот термин можно к любому отрезку времени, в котором не существовало письменности. Неудобство введения именно этого принципа разделения в том, что письменность появляется у разных народов в разное время, поэтому нет унифицированного конца этого периода.

Периодизация истории выделяет после развития письменности самый загадочный и один из самых плодотворных периодов - античный. Обычно его отождествляют с историей Греции и Рима, однако началом периода принято считать начало минойской и микенской цивилизаций. Именно в это время возникают первые государства, появляются экономические и дипломатические контакты, например, с Древним Востоком. Возникает письменность. В социальной сфере можно отметить преимущество родовых отношений, начало обработки металлов и в связи с этим бурное развитие ремесел. Этот же период характеризуют как период строительства шикарных дворцов и целых комплексов. Периодизация истории античного периода заканчивается падением Римской империи.

Средние века начинаются со времен Этот период на начальном этапе характеризуется определенным спадом в социальных отношениях, экономике. В это время усилились варварские набеги на ослабленные государства, что привело к падению Рима в 410 году. После этого можно отметить такие выдающиеся события, как образование государства франков, Скандинавии, Моравии и Киевской Руси, Португалии и Испании, Византийской империи. Для периода с одиннадцатого по четырнадцатое столетие характерен постепенный кризис франкского государства, последующее образование Германии и Франции. Появление Польши и

Раннее новое время - это период, длящийся с конца пятнадцатого столетия до середины семнадцатого. В это время зарождается капитализм, хотя еще превалирует феодальный строй. В это же время произошли многие технический прогресс, рост торговли и промышленности, изменения в мировосприятии, структуре общества.

Периодизация истории следом за средневековьем рассматривает новое время, окончанием которого принято считать окончание Первой мировой войны. В это время произошли коренные перемены, начали развиваться различные науки, в некоторых странах наступил кризис абсолютизма, установилась парламентская демократия.

Новейшее время начинается с окончания Первой мировой войны. Отличительные черты этого этапа - Вторая мировая война, технические изобретения, образование миротворческих организаций, мировое сотрудничество, развитие дипломатических связей на мировом уровне.

В то же время представителями марксистского учения разработана иная периодизация истории, основанная на способах производства. В ее существенно дополнили историки, поэтому и периодизация стала называться советской. Согласно этой периодизации, есть первобытное время, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм.

Еще один тип периодизации, так называемый «плоскостной», основывается на развитии отдельной страны, например, есть периодизация истории России т.д. В каждом конкретном периоде выделяются те этапы, которые важны для истории именно этой страны.