Болезни Военный билет Призыв

История военной униформы. Военная форма одежды: истоки и особенности. История одежды русских военных

Военная форма на Руси XVII века

1. Пеший жилец XVI - XVII века.

2. Рында XVI - XVII столетия.

3. Стрелец начала XVII века.

4. Офицер стрелецкого полка середины XVII столетия.

Военная форма во времена Петра Великого

1. Солдат-наёмник иноземного полка

2. Бомбардир войска Петра Великого

3. Офицер Гренадерского полка Петра Великого

Военная форма XVIII века

1. Офицер пехотного полка (период правления Анны Иоанновны, 1732-1742 годы).

2. Офицер гусарского полка (период правления Екатерины II, 1776-1782 годы).

3. Гренадер мушкетерского полка (период монархии Павла I, 1797-1801 годы).

4. Офицер егерского полка (период правления императора Павла I, 1796-1801 годы).

5. Карабинер времен правления Петра III.

6. Унтер-офицер, гусар лейб-гвардии Павла I.

7. Рядовой кирасир

8. Флейтщик Преображенского полка

Военная форма XIX века

1. Унтер-офицер мушкетерского полка (1802-1803)

2. Рядовой кирасирского полка (1813-1814)

3. Матрос гвардейского экипажа (1826-1856)

4. Рядовой лейб-гвардии Преображенского полка (1826-1856)

5. Трубач лейб-гвардии Драгунского полка.

6. Обер-офицер лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка.

7. Обер-офицер лейб-гвардии Гусарского полка.

8. Обер-офицер армейских пехотных полков.

9. Обер-офицер армейских драгунских полков.

10. Обер-офицер армейских уланских полков.

11. Подхорунжий лейб-гвардии Казачьего полка.

12. Рядовой армейских пехотных полков.

Военная форма Красной армии

1. Красноармеец и командир (1919)

2. Красноармеец и командир (1922)

3. Красноармеец и командир (1924)

Военная форма Советской армии

1. Зимняя повседневная одежда начальствующего состава (1934)

2. Ковалерия и конная артеллерия (1934)

1. Военная форма Советской армии (1940)

2. Одежда военных строителей (1973)

3. Летняя форма одежды старшин, сержантов и солдат (1986)

Военная форма Армии РФ

1. Форма образца 1990-2000х

2. Образец презентации 2012 года

На что способен военный мундир? Прежде всего, он должен сообщить нечто важное о своём владельце. Владелец мундира –член военной корпорации, и мундир, при помощи разных знаков. Сообщает нам о том месте, которое занимает в военной иерархии его носитель. Далее мундир сообщает нам, что облачённый в него человек обладает главными качествами, присущими этой корпорации – мужеством, дисциплиной и надёжностью, то есть теми качествами, которые традиционно считаются главными мужскими добродетелями.

История военного мундира в самом широком смысле, как история униформы, уходит вглубь веков.
Самой древней одеждой воинов были шкуры животных, причём, надевались эти шкуры с самой ясной целью – устрашить врага. Например, римская пехота поверх шлема надевала волчьи шкуры, а Ганнибал облачал свои войска в шкуры леопардов. На средневековых Балканах военные разведчики одевались в мех и перья, и до сих пор, например, на шотландских, ирландских и валлийских гвардейцах мы видим забавные медвежьи шапки. Собственно, шкуры зверей, надетые на воинов, можно считать и протокамуфляжем.

Знаки различия

До поры до времени военная форма говорила сама за себя – это были доспехи, а иногда на них имелись и знаки воинского различия. Например, доспехи средневекового самурая плотно переплетался шёлковыми и кожаными шнурами различных цветов. Эта шнуровка могла быть и одноцветной, и разноцветной, причём, довольно сложной, но главное –она индивидуализировала воина и обозначала его ранг. Это было важно по следующей причине: битвы самураев в Японии 10-13 веков во многом напоминали рыцарские сражения в средневековой Европе. Это были прежде всего поединки воинов-одиночек. Чем более знатный воин пал на поле боя, тем большую награду тот получал от своего господина. Так что с одной стороны отличительные шнурки –это знак родовой принадлежности и индивидуальной доблести, а с другой –нечто вроде ценника на военной ярмарке тщеславия.

Европейское единообразие

Военная форма 16 века

По мере развития военных технологий и изменения военной тактики наметились и серьёзные перемены в воинских облачениях. Ко второй половине 16 века армейская одежда в Европе стала меняться и приходить к единообразию. Индивидуальный подход к экипировке стал вытесняться требованиями униформизма. Дисциплина, муштра и другие формальные процедуры, присущие европейскому обществу нового времени делали своё дело.

Пехота стала одеваться довольно просто, а вот остальные рода войск получили собственные виды формы. В 17 веке стали распространяться различные воинские украшения – галуны, ленты, розетки и пуговицы. Высший армейский шик являли собой офицеры. Их красочные ленты и шарфы говорили об удали и власти. По мнению одного историка, эта смесь изысканности с грубой реальностью войны стала образцом для мужской моды в середине 17 века.

Массовое производство военного снаряжения началось во время тридцатилетней войны 1618 – 1648 годов. Эта общеевропейская война стала мощным стимулом к стандартизации воинского костюма. В результате этой войны в главном выигрыше осталась Франция, и в дальнейшем именно эта страна сыграла ключевую роль в развитии европейской военной моды.

Как выглядели военные 17 века

С 1670-х годов европейские солдаты стали носить французские длинные шерстяные мундиры – камзолы белые, красные или синие. Эти камзолы, или полукафтаны украшались разноцветными обшлагами, воротниками и отворотами. К числу знаковых военных украшений относились также галуны, шнуры, пуговицы и вышивка. Всё это задавало основное направление в военной моде тех лет, а поскольку воинский тип почитался идеалом для мужчины, то все эти армейские аксессуары стали популярны и в гражданской моде. Военная форма по-своему созидала гражданское общество. Армейский наряд символизировал дисциплинированность, авторитет, надёжность и упорядоченность, а эти качества полностью соответствовали требованиям европейского государства нового времени –так называемого регулярного государства. «Индивидуальная сила, понятливость и покорность людей превращаются. Благодаря форме, в коллективную мощь», — отмечал известный французский историк моды Даниэль Рож. Отставные военные часто продолжали носить свою форму в мирной жизни, поскольку она помогала им в гражданской карьере. Военная форма на человеке говорила и о его взглядах, и о привычках, а также влияла на поведение, осанку и умение держаться в обществе. Военная форма строила и рассчитывала культуру повседневности. Само по себе военное обмундирование требовало соблюдения определённого этикета и тщательного ухода. Держа равнение на военную форму, штатское платье также потребовало от своих носителей заботы и порядка. В результате мы видим, как прямо или косвенно военная форма к концу 17 века утвердилась в качестве эталона элегантности и стиля, а гражданская форма – придворная или чиновничья, стала всё больше походить на военную, но при этом не стоит думать, что гражданская форма становилась угрюмой и однообразной, напротив – следуя военным образцам, она была яркой и нарядной.

Форма времён Наполеона

Звёздный час военной формы пробил в эпоху наполеоновских войн. Именно тогда были созданы наиболее роскошные образцы военного платья – экстравагантного и с массой деталей. Офицеры заказывали себе платья у военных и статских портных, и щеголяли друг перед другом. Мундир наиболее точно передаёт дух времени той Европы, которая родилась из потрясений французской революции и наполеоновских войн. И хотя в военной моде шла всеобщая стандартизация и борьба с индивидуальными прихотями, ВИП-персоны того времени могли позволять себе немыслимые излишества.

Легендарный наполеоновский маршал Иоахим Мюрат заказал для своих войск вычурную форму –чёрную, с золотыми галунами, алыми брюками, поясом с золотыми пуговицами и и перьями цапли на кивере. Лошадей он одел в попоны из шкур пантеры с красными фестонами и золотой оторочкой. Сам же каждый день рядился в новую форму и выглядел порой как попугай.

Одеяние Наполеона также тяготело к униформе, но это был сверхэлитарный униформизм. Его знаменитый серый походный сундук был неповторим, и говорил об аскетичной богоизбранности. Следуя исторической правде, этот знаменитый сюртук превращает в особую примету зловредного корсиканца Лев Толстой в нетленном романе «Война и мир». Вот такую примечательную сцену наблюдает Толстой при начале русского похода французского императора:

«Войска знали о присутствии императора, искали его глазами, и когда находили на горе перед палаткой отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и шляпе, они кидали вверх шапки, кричали «Vive l’empereur!» На лицах этих людей было общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода, и восторга, и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе.»

Собственно униформа была введена, прежде всего, для военных. Военная форма во все времена была самой нарядной и привлекательной мужской одеждой. Она говорила о боевой доблести, чести, высоком чувстве воинского товарищества.

Сначала это была обычная гражданская одежда, дополненная предметами защитного снаряжения и отличительными знаками, указывающими на ранг и принадлежность к той или иной армии или вооруженному отряду. Когда численность армий стала увеличиваться, появилась необходимость отличать свои войска на достаточно большом удалении, то есть возникла потребность в форме. Но единообразной регламентированной военной формы до середины XVII в. ни в одной из западноевропейских армий не было.

В XVII в., когда в странах Западной Европы начинают создаваться регулярные армии, складывается единое военное обмундирование. Начало унификации военной одежды приписывают шведскому королю Густаву II Адольфу (1611-1632 гг.), который впервые ввел для своих полков одежду определенного цвета. Уже в период тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) по цвету верхней одежды можно было различать отдельные части армий воюющих государств. “Зеленую”, “белую” и “красную” бригады, “голубой”, “зеленый” и “черный” полки можно было увидеть на поле боя в шведской армии, а в войсках Германской империи - драгун в красных кафтанах и егерей в зеленой одежде. Но по конструкции военная одежда все еще оставалась разнообразной.

Собственно униформа появилась при Людовике XIV Французском после 1670 года. Людовик XIV требовал, чтобы его полки маршировали на парадах в одежде одного цвета, одного покроя, с одинаковым числом пуговиц. Всю экипировку солдат изготавливали и поставляли государственные поставщики. Новый тип униформы не разрабатывался специально, а постепенно складывался из отобранных для этой цели разрозненных элементов одежды того времени. В качестве верхней одежды был принят длинный парадный сюртук изящного покроя, под ним солдат носил узкую короткую куртку и рубаху, на ногах - узкие короткие штаны - кюлоты, чулки и башмаки. Для каждого рода войск устанавливался определенный цвет верха, подкладки и отделки. Так, для гвардии основной цвет был определен синий, подкладка красная, петлицы белые, для легкой кавалерии - серый с красным, для пехоты - серый и т.д. Впоследствии единая форма одежды стала вводиться и в армиях других европейских государств.

Дальнейшие изменения в униформе до XIX в. касались преимущественно формы сюртука в связи с общим изменением моды. С середины XVIII в. внушительный длиннополый сюртук, отделанный позументом, снабженный большими карманами, стал сжиматься, укорачиваться спереди, полы косо срезаются, и только сзади остаются фалды, как у фрака. Края рукавов отворачиваются, открывая манжеты рубахи; цвет образовавшихся обшлагов (то есть цвет подкладки) становится важным знаком отличия - у каждого полка свой. Еще позже возникает сюртук с отворотами на груди - лацканами - того же цвета, что и обшлага на рукавах. Наконец, знаками различия становятся форма и цвет воротника. У всадников, кроме того, сюртук для удобства верховой езды разрезался сзади до поясницы, углы по сторонам разреза отворачивались кверху и пристегивались, открывая подкладку того же цвета, что на обшлагах и лацканах. Единообразной должна была быть и прическа. В конце XVII в. военные носили длинные, обычно завитые волосы, а богатые офицеры и военачальники, следуя общей моде, надевали внушительные парики. В начале XVIII в. солдаты стали завязывать волосы узлом, а позже - заплетать в косу. У солдат прусской армии такая коса заканчивалась жестким длинным хвостом, а во Франции поверх косы носили изящный “кошелек для волос”. Лишь немногие полки Франции и Германии как особую привилегию сохраняли право носить усы, остальные гладко брили лицо. Основным головным убором в армии со времен тридцатилетней войны была широкополая мягкая фетровая шляпа, которая в дальнейшем подверглась некоторым видоизменениям. Она стала жестче, затем начала отгибаться с одной стороны, а позднее с трех сторон так, что превратилась в треуголку. Треуголка со временем была заменена двууголкой с полями, высоко загнутыми надо лбом и затылком. В дальнейшем, несколько уменьшившись, двууголка стала известна под именем “наполеоновской шляпы”.

В России единая военная форма одежды появилась на несколько десятилетий раньше, чем в армиях государств Западной Европы. Учрежденные в середине XVI в. Иваном IV стрелецкие полки уже в начале XVII в. носили единообразные по покрою длинные кафтаны и суконные, отороченные мехом шапки. Каждый полк имел свой цвет кафтанов, шапок и сапог. При царе Алексее Михайловиче у московских стрелецких полков была такая одежда: - 1-й полк Егора Лутохина - платье красное с малиновыми петлицами; шапка темно-серая или железного цвета; сапоги желтые. - 2-й полк Ивана Полтаева - платье светло-серое с малиновыми петлицами и таким же подбоем; шапка малиновая; сапоги желтые. - 3-й полк Василия Бухвостова - платье светло-зеленое с петлицами и подбоем малинового цвета; шапка малиновая; сапоги желтые.

4-й полк Федора Головлинского - платье клюквенного цвета с петлицами черными и подбоем желтым; шапка темно-серая; сапоги желтые и т.д.

Но значительная часть русского войска, в основном воины-ополченцы , отличалась большим разнообразием и пестротой одежды.

Только с образованием регулярных войск в России при Петре I вся русская армия была одета в однотипную по покрою и строго регламентированную по правилам ношения военную форму одежды. В это же время в армии и на флоте были впервые установлены воинские звания, учреждены ордена и медали. Введение единообразной формы повысило дисциплину и организованность в вооруженных силах России. Исходным образцом для новой формы послужила форма “потешных” петровских полков. Хотя эта формы и была создана по западноевропейскому образцу, она имела свои отличительные черты и некоторые преимущества - она была свободна по покрою и удобна в эксплуатации. В ее комплект входили шляпа-треуголка, кафтан, камзол, рубаха, штаны, галстук, епанча, а в качестве обуви - башмаки с длинными челками или сапоги на высоких каблуках с небольшими раструбами.

В дальнейшем в форму одежды вносились изменения и дополнения, осуществляемые, как правило, при смене царствующих особ.

При Анне Иоанновне из-за немецкого засилья в военном ведомстве была установлена форма одежды, заимствованная в прусской армии. По прусской моде широко распространилось ношение офицерами париков и буклей, а у солдат - смазывание волос салом и напудривание их мукой. В прическу ввели длинные косы из металлического стержня, оплетенного у солдат черной кожей, а у офицеров - черной шелковой лентой. Верхняя одежда стала заметно уже, полы кафтана отворачивались вверх и пристегивались. Вместо шнура на левом плече, предназначенного для поддержания патронной перевязи, вводилась цветная накладка, которая одновременно стала выполнять функции знака различия военнослужащих одного полка от другого, и являлась прототипом погон. К рубашкам добавились накрахмаленные белые манжеты со сборками. Застежка галстука была перенесена назад, так что галстук плотно облегал шею. Шляпы ввели прусского образца, с округленными углами и белым бантом. Вместо чулок появились штиблеты с расположенными по бокам обтяжными пуговицами. Парадные штиблеты были из белого полотна, повседневные - из черной кожи. К черным штиблетам и сапогам полагались штибель-манжеты из накрахмаленной белой ткани, выступающие из-под верхнего края сапог или штиблет на 8 см. Офицеры на груди носили металлический офицерский знак с изображением полкового герба и шарф через правое плечо.

При Петре III форма русских войск еще более приблизилась к форме прусской армии. Камзолы обузились и стали короче. На одежде офицеров появились различные украшения (обшивка петель узким фигурным галуном и пр.). Мундиры офицеров разных чинов отличались по шитью на воротниках и галунам на бортах. Для придания мундиру парадности на правом плече кафтана установили ношение аксельбанта - у нижних чинов из желтых или белых шерстяных нитей, а у офицеров - из золотой или серебряной мишуры. Форма по эксплуатационным и гигиеническим свойствам не отвечала требованиям армейской жизни. Одевание и уход за одеждой, напудривание и уборка волос в букли отнимали у солдат много свободного времени, как правило, ночного, еще более отягощая нелегкую солдатскую службу. Полководцы Румянцев, Суворов, князь Потемкин Таврический постоянно выступали против прусского направления в развитии военной формы. Тем не менее, эта форма просуществовала почти весь XVIII век. В пошиве формы нередко случались отступления по разным причинам – от нехватки сукна нужного цвета до желания того или иного командира выделись свою часть. Особенно этим отличались гвардейцы – любимчики всех императоров.

В 1786 г. по предложению фельдмаршала князя Г.А. Потемкина ввели новую форму одежды российских войск, коренным образом отличавшуюся от прежней. Основные изменения “потемкинской реформы” состояли, в первую очередь, в отмене у нижних чинов пудры, буклей и кос, широкополых шляп, узких кафтанов и штанов, штиблет и башмаков. Вместо этого нижним чинам теперь полагались каска, короткий кафтан, камзольчик, галстук, длинные просторные шаровары, круглоносые сапоги, китель для лета и епанча для холодной ненастной погоды.

При Павле I, влюбленном во все немецкое, удобная военная одежда, введенная Потемкиным, сменилась обмундированием, сходным с формой Гатчинских войск. Снова ввели узкие кафтаны с высокими стоячими воротниками, очень неудобными в бою, чулки со штиблетами и лакированные черные башмаки. Головным убором служила низкая приплюснутая треуголка. Воинственный вид русского солдата довершали напудренные волосы, висевшая на затылке уставной длины коса, перевитая проволокой и черной лентой, и пара буколь над ушами. Новое обмундирование было крайне неудобно, стесняло движения солдата, но зато облегчало достижение немецкой выправки и стойки. Мундиры гвардейских офицеров и чинов Свиты при Павле I получили золотое и серебряное шитье на груди, воротнике, обшлагах и карманных клапанах.

Александр I создал специальную комиссию, которой предписывалось “с меньшими издержками дать одежде вид наиболее воинственный и прочный и не только для всех оборотов службы и для сохранения здоровья и бодрости солдат вообще удобнейший, но и каждому роду войск приличнейший”. Решено было изменить обмундирование с учетом моды того времени. Были введены темно-зеленые двубортные мундиры фрачного покроя и узкие белые панталоны, заправляемые в сапоги. Во всех войсках взамен епанчи вводились солдатские шинели из неокрашенного грубого сукна со стоячим цветным воротником. Шинель стали носить не только солдаты, но и офицеры, только офицерская шинель отличалась наличием кроме стоячего воротника еще и пелерины, свисающей с плеч до локтей.

Во мнениях о косах члены комиссии разошлись. Большинство высказывались за отмену кос, пудры и сала и за стрижку волос. Но цесаревич Константин и генерал Ламб считали: “Волосы у солдат не обрезать, но завязывать их или заплетать для того, чтобы не оставить их в виде, мужикам свойственном”. Император прислушался к мнению последних, но с уступкой: “...пудру же не иначе употреблять, как в большие парады и праздники”. Т. о., косы сохранились, и русская армия избавилась от них только в конце 1806 г., когда государь распорядился “...всем нижним чинам обрезать волосы под гребенку, что касается генералов, штаб- и унтер-офицеров, им предоставлено поступить по собственной воле”. Этим же повелением отменялись пудра и сало, которые хотя и “по большим парадам и праздникам”, но все же продолжали обременять солдат, поскольку больших парадов, особенно в придворных частях, было предостаточно.

В начале XIX в. появились эполеты , которые сначала определяли группу чинов: обер-офицерские, без бахромы (для всех от прапорщиков до капитанов), штабс-офицерские , с бахромой из тонких нитей (для всех от майора до полковника), генеральские , густые, с бахромой из толстых витых нитей (для генералов). На эполетах "свитских" чинов (генерал-адьютантов, генерал-майоров свиты и пр.) был вензель императора.

При Николае I особых перемен в военной форме не произошло, внесено лишь множество поправок в детали форменной одежды, направленных на украшательство и повышение парадности мундира. Наиболее существенным изменением было введение в пехоте, пешей артиллерии и инженерных войсках однобортного мундира вместо двубортного. Вместо белых панталон для офицеров и солдат вводились длинные темно-зеленые панталоны с красными кантами по боковым швам. Дополнения появились в знаках различия. Для нижних чинов, перешедших на сверхсрочную службу, вводилось ношение дополнительной нашивки из золотого галуна.

В 1827 г. для различия чинов на офицерских эполетах, независимо от наличия на них вензеля или буквы, устанавливалось ношение кованых металлических звездочек одинаковой формы и размера для всех чинов - одна прапорщику, корнету и хорунжему, две - подпоручику, майору и генерал-майору, три - поручику, сотнику, подполковнику, войсковому старшине и генерал-лейтенанту, четыре - штабс-капитану, штабс-ротмистру и подъесаулу. У капитана, ротмистра, есаула, полковника и генерала эполеты были без звездочек. Александр II, по мнению современников, страдал мундироманией. Уже в первый год его царствования появилось 62 приказа, касающихся военной формы. Вот одно из мнений современников: “Одно только приводит в недоумение - это беспрерывные перемены формы военных. В Петербурге, кажется, нет двух офицеров одного полка, одинаково одетых: один уже в новой форме, другой еще не успел себе сшить, а третий уже в самой новейшей”. Во многих войсках ввели двубортные мундиры в виде полукафтана. Генералам и офицерам полагались двубортные плащ-пальто с отложным воротником, на котором были цветные петлицы с пуговками. Пальто носили с галунными погонами. Солдатская шинель также приобрела отложной воротник с петлицами. Произошли изменения и в знаках различия. Все нижние чины (солдаты и унтер-офицеры) получили погоны . Это создало опасность для офицеров во время Крымской войны (1853-1856 гг.), когда стрелки неприятеля, оснащенные дальнобойными ружьями, специально выбирали мишенью людей в эполетах.

Тогда при повседневной форме офицеров и генералов были введены погоны. Обер-офицерские погоны имели один просвет, штабс-офицерские - два, а генеральские изготавливались из сплошного галуна. Количество звездочек на погонах осталось тем же, что на эполетах. Эполеты стали принадлежностью только парадной формы.

Александр III, активный участник Турецкой войны 1877-1878 гг., на практике познал военную науку в боевой обстановке, и обратил внимание на неудобство прежней формы. Существовавшая плац-парадная форма одежды - яркая, красивая, даже несколько щеголеватая, была тесной и не отвечала требованиям мобилизационной готовности российских войск. По указанию императора появилась более скромная, но более практичная и удобная форма. Обмундирование по покрою было приближено к русскому костюму. По требованиям мобилизационной готовности одежда должна была легко подгоняться под любую фигуру, поскольку при всеобщей мобилизации она выдавалась со складов в готовом виде. Новый мундир свободного покроя имел вид темно-зеленой двубортной куртки без пуговиц и цветных лацканов, с погонами или эполетами. Вместо сложных роскошных головных уборов были оставлены фуражки и введены барашковые шапки, на передней части которых крепилась кокарда, знак отличия части и герб.

Во времена царствования Николая II существенно изменилась военная техника, значительно усовершенствовалось стрелковое оружие. Новые боевые условия вызвали изменения в форме одежды. Яркие броские расцветки и украшения стали исчезать с полевого походного обмундирования. Появилось защитное обмундирование, целью которого было сделать войска менее заметными на фоне местности. Впервые защитное обмундирование цвета хаки было введено в английской армии в 1895 году. Очень быстро его переняли и другие страны Европы кроме России, которая вступила в русско-японскую войну в обычном обмундировании. Это приводило к большим потерям, поэтому пришлось в боевой обстановке перекрашивать рубахи в защитный цвет. А главнокомандующий российских войск Куропаткин издал распоряжение: “Пореже стирать рубахи, дабы они больше походили под цвет местности”. На основании опыта войны с 1906 г. в армии начало внедряться летнее защитное обмундирование. По правилам ношения новая военная форма делилась на форму одежды военного времени и форму одежды мирного времени. Первая была единой для всех родов войск, а форма мирного времени имела большое разнообразие не только по родам войск, но и по полкам и даже отдельным батальонам.

После 1917 г. все старые чины и звания, а, следовательно, и присвоенная им форма одежды были отменены. Новые звания в Красной Армии первоначально не учреждались. Но уже в годы гражданской войны ряд частей ввел единообразную форму, появилась и эмблема на головных уборах - пятиконечная красная звезда с серпом и молотом. К концу гражданской войны появились и должностные знаки различия, нашивавшиеся на петлицы и рукава. Должностные знаки были первым шагом к установлению воинских званий - знаки различия были установлены применительно к строевым командным должностям, но далеко не все лица командного состава занимали такие должности. Поэтому приходилось приравнивать должности друг к другу, как бы создавая определенные категории командиров. В 1935 г. в Красной Армии были введены персональные воинские звания. Знаками различия были петлицы с треугольниками для младшего командного состава, кубиками - для среднего, шпалами - для старшего, и ромбами - для высшего. На флоте звания различались по нашивкам из галуна на обшлагах кителя.

Лишь в период Великой отечественной войны (1942-1943 гг.) была проведена общая унификация воинских званий и введены новые знаки различия - погоны.

Мундир чиновника военного ведомства

Российский военный мундир за всю свою историю претерпел множество изменений, усовершенствований и нововведений. Это было связано с волей правителя, изменением идеологии, влиянием западноевропейской военной моды.

Большинство российских императоров были приверженцами военной моды Западной Европы, поэтому русский военный мундир часто был схож с мундирами других европейских армий. И только император Александр III придал военному мундиру вид национальной одежды.

Допетровская эпоха

В России до конца XVII в. постоянных войск почти не было, поэтому не было и военной униформы. Дружины князей были одеты в ту же одежду, что и мирные жители, прибавлялись только доспехи.

Правда, некоторые князья для своей дружины приобретали иногда единообразную одежду, но это были единичные случаи.

Правительство царя Михаила в 1631 г., ожидая войны с Польшей, отправило в Швецию полковника Александра Лесли для найма 5000 солдат-пехотинцев.

В XVII в., в царствование Алексея Михайловича, были образованы «Полки иноземного строя» – воинские части, сформированные из «охочих» вольных людей, казаков, иностранцев и других, позже и из даточных людей по образцу западноевропейских армий.

Первой унифицированной военной формой на Руси можно считать одежду стрелецких полков. Они появились в XVII в.

Стрельцы

Стреле́ц – служилый человек; всадник или пехотинец, вооружённый «огненным боем». Стрельцы в России составили первое регулярное войско.

Стрелецкие полки имели единообразную и обязательную для всех парадную форму («цветное платье»). Она состояла из верхнего кафтана, шапки с меховым околышем, штанов и сапог, цвет которых (кроме штанов) регламентировался в соответствии с принадлежностью к определённому полку.

Кафта́н – верхняя мужская одежда.

Общее в оружии и одежде всех стрельцов:

  • перчатки с крагами коричневой кожи;
  • в походе дуло пищали или мушкета закрывалось коротким кожаным чехлом;
  • бердыш носился за спиной через любое плечо;
  • поверх поясного ремня одевался кушак;
  • на походном кафтане не было петлиц;
  • внешним отличием старших офицеров («начальных людей») были шитое жемчугом изображение короны на шапке и посох, а также горностаевый подбой верхнего кафтана и опушка шапки (что указывало на высокородное княжеское происхождение).

Парадная форма одевалась только в особые дни: во время главных церковных праздников и при проведении торжественных мероприятий.

Повседневно и в военных походах использовалось «носильное платье», имевшее тот же покрой, что и парадная форма, но сделанная из более дешевого сукна серого, чёрного или коричневого цвета.

С. Иванов «Стрельцы»

Стрелецкие полки в период борьбы за власть выступили против Петра I и были им репрессированы. Форму европейского образца в России ввел Петр I, в основном позаимствовав её у шведов.

Эпоха Петра I

Пётр I создал регулярную армию на основе «Полков иноземного строя», существовавших ещё в период царствования его отца, и стрелецких частей. Армия комплектовалась на основе рекрутской повинности (также до середины XVIII в. сохранялась обязательная служба дворян). Пётр от своих предшественников унаследовал армию, уже приспособленную для дальнейшего переустройства. В Москве находились два «выборных» полка (Бутырский и Лефортовский), которыми командовали «иноземцы» П. Гордон и Ф. Лефорт.

В своих «потешных» сёлах Пётр устроил два новых полка: Преображенский и Семёновский, полностью по иноземному образцу. К 1692 г. эти полки были окончательно обучены и составили 3-й Московский выборный полк во главе с генералом А. М. Головиным.

Офицер лейб-гвардии Семёновского полка с 1700 по 1720 г.

Поначалу офицерская форма петровской армии ничем не отличалась от солдатской. Потом ввели «командирский знак отличия» – офицерский шарф. Эта деталь была позаимствована у шведов, за исключением расцветки, которая воспроизводила цвета российского флага. По правилам шарф одевался через правое плечо и завязывался у левого бедра, но наши офицеры приспособились носить его вокруг пояса – в бою так было удобнее. Петровский шарф с изменениями дожил до современности – в виде парадного офицерского пояса.

Гренадер пехотного полка с 1700 по 1732 г.

Вооружение каждого солдата состояло из шпаги с портупеей и фузеи. Фузея – ружьё, замок фузеи был кремневый; на фузею насаживался в нужных случаях багинет – пяти- или восьмивершковый трёхгранный штык. Патроны помещались в кожаных сумках, прикреплённых к перевязи.

Каптенармус и Подпрапорщик Мушкетерских рот Пехотного полка с 1763 по 1786 г.

Каптенармусы и сержанты вместо фузеи были вооружены алебардами – топорами на трёхаршинном древке.

Сержант Пехотного полка с алебардой с 1700 по 1720 г.

Одна из рот в каждом полку называлась гренадерской, и особенностью её вооружения были фитильные бомбочки, хранившиеся у гренадера в особой сумке. Гренаде́ры – отборные части пехоты и/или кавалерии, предназначенные для штурма вражеских укреплений, преимущественно в осадных операциях.

Драгу́ны – название конницы (кавалерии), способной также действовать и в пешем строю. Драгуны в России были конной и пешей службы.

Фанен-юнкер Нижегородского Драгунского полка, 1797-1800 гг.

С 1700 г. обмундирование солдата состояло из небольшой приплюснутой поярковой треуголки, кафтана, епанчи, камзола и штанов.

Треуголка

Епанча – широкий безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, а у женщин – короткая, безрукавная шубейка (обепанечка). Завезена с арабского Востока.

Камзол – мужская одежда, сшитая в талию, длиной до колен, иногда без рукавов надевавшаяся под кафтан.

Шляпа была чёрного цвета, края полей были обшиты тесьмой, и с левой стороны прикреплялась медная пуговица. При выслушивании приказаний от старших младшие снимали шляпу и держали её слева подмышкой. Волосы солдаты и офицеры носили длинные до плеча, а в парадных случаях пудрили их мукой.

Кафтаны у пехотинцев были из зелёного сукна, у драгун – из синего, однобортные, без воротника, с красными обшлагами (отворот на рукаве мужской одежды).

Обшлаг 8-го кирасирского полка французской армии (1814-1815)

Кафтан был до колен и снабжался медными пуговицами; епанча для кавалерии и пехоты делалась из красного сукна и имела два воротника: это была узкая накидка, доходившая до колен и плохо защищавшая от дождя и снега; сапоги – длинные, с лёгкими раструбами (воронкообразное расширение) носили только в караулах и при походе, а обыкновенной обувью являлись чулки и тупоносые смазные башками с медной пряжкой; чулки у армейских солдат были зелёного цвета, а у преображенцев и семёновцев после нарвского поражения – красные, по преданию, в память того дня, когда бывшие «потешные» полки не дрогнули, при всеобщей «конфузии» под натиском Карла XII.

Фузелёр лейб-гвардии Семеновского полка, с 1700 по 1720 г.

Гренадеры гвардии отличались от фузилёров (солдат, вооружённых кремнёвыми ружьями) только головным убором: вместо треугольной шляпы они носили кожаные каски со страусовым пером.

Покрой офицерского мундира был тот же, что и у солдат, только обшитый по краям и по борту золотым галуном, пуговицы были тоже золоченые, галстук, вместо чёрного суконного, как у солдат, был белый полотняный. К шляпе прикреплялся плюмаж из белых и красных перьев.

Пехотный генерал в шляпе с плюмажем

При парадной форме офицеры должны были иметь на головах пудреные парики. От рядового отличал офицера ещё бело-сине-красный шарф с серебряными, а у штаб-офицера с золотыми кистями, который носили высоко на груди, у воротника.

При Петре I в России на военной одежде появился и погон. Использовать погон как средство отличия военнослужащих одного полка от военнослужащих другого полка стали с 1762 г., когда каждому полку были установлены погоны различного плетения из гарусного шнура. Одновременно была предпринята попытка сделать погон средством различения солдат и офицеров, для чего в одном и том же полку у офицеров и солдат плетение погона было различным.

В дальнейшем форма обмундирования изменялась, хотя в общем сохранялись образцы Петра Великого, которые всё более усложнялись. После Семилетней войны сложился культ Фридриха Великого. Об удобстве в форме обмундирования было забыто; из солдата старались сделать молодца с виду и дать ему такое обмундирование, на содержание которого в порядке уходило бы все свободное от службы время. Особенно много времени у солдат требовалось на содержание в порядке своих волос: их причесывали в две букли и косу, в пешем строю пудрили, а в конном разрешалось волос не пудрить и в букли не завивать, забирая в одну плотную косу, но зато требовалось отращивать и высоко подчесывать усы или, у кого их нет, иметь накладные.

Одежда солдата была узка, что вызывалось требованием тогдашней стойки и особенно маршировки не сгибая колен. Многие части войск имели лосиные брюки, которые перед надеванием смачивались и сохли уже на людях. Обмундирование это было настолько неудобно, что в наставлении для обучения рекрут было предписано одевать его не ранее как через три месяца, чтобы научить солдат пользоваться такой одеждой.

Эпоха Екатерины II

В царствование Екатерины II форма обмундирования соблюдалась не очень тщательно. Гвардейские офицеры тяготились ею и вне строя совсем её не носили. Она была изменена в конце царствования Екатерины по настоянию князя Потемкина. Он говорил, что «завиваться, пудриться, плесть косы – солдатское ли это дело? Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет солдатский должен быть таков, что встал, то и готов». Обмундирование армии было упрощено и состояло из широких мундира и штанов, засунутых в высокие сапоги, треуголка была заменена для солдат каской с продольным гребнем, хорошо защищавшей голову от сабельного удара, но не спасавшей от холода.

Кавалергард в парадной форме (1793 г.)

Рядовой и обер-офицер пехотного полка в форме 1786-1796 гг.

Но в кавалерии и особенно в гвардии форма обмундирования осталась по-прежнему блестящая и неудобная, хотя сложные прически и лосины исчезли из обыкновенной формы обмундирования войск.

Эпоха Павла I

Павел I провёл собственную реформу армии, т.к. страдала дисциплина в полках, звания раздавались незаслуженно (дворянские дети уже с рождения были приписаны в какой-то чин, к тому или иному полку. Многие же, имея чин и получая жалование, не служили вообще). Павел I решил последовать Петру Великому и взять за основу модель современной европейской армии (прусской), видя в ней образец дисциплинированности и совершенства. Военная реформа не была остановлена и после смерти Павла.

С. Щукин «Портрет императора Павла I в парадном мундире и треуголке»

Форма обмундирования состояла из широкого и длинного мундира с фалдами и отложным воротником, узких и коротких штанов, лакированных башмаков, чулок с подвязками и сапоговидных штиблет и небольшой треугольной шляпы. Полки отличались цветом воротников и обшлагов, но без всякой системы, трудно запоминались и плохо различались.

Прически снова получают важное значение – солдаты пудрят волосы и заплетают их в косы уставной длины с бантом на конце; прическа была так сложна, что в войсках заведены были парикмахеры.

Пудра – не порох,

Букли – не пушки,

Коса – не тесак,

Я не пруссак, а природный русак!

Гренадерка Павловского полка

Гренадеры носили высокие конусообразные шапки (гренадерки) с большим металлическим щитом спереди; шапки эти, как парадный головной убор, сохранились в лейб-гвардии Павловском полку.

По свидетельству очевидцев, солдаты в походе мучились больше всего от лакированных башмаков и узких штанов, натиравших ноги.

Эпоха Александра I

Император Александр I был сторонником пышной военной формы, которая стала ещё более неудобной. Павловская форма в 1802 г. была заменена новой. Были уничтожены парики, сапоговидные штиблеты и туфли были заменены штиблетами на брючных застёжках; мундиры значительно укорочены, сужены и получили вид в роде фраков (фалды на мундирах были оставлены, но у солдат они были короткие); введены стоячие твердые воротники и плечевые погоны и эполеты; воротники офицеров украшались шитьем или петлицами и вообще были цветные; по их цветам различались полки. На смену лёгким и удобным треуголкам пришли новые головные уборы, высокие, тяжелые и весьма неудобные; они носили общее название киверов, при этом ремешки на киверах и воротник тёрли шею.

Ки́вер – военный головной убор цилиндрической формы, с плоским верхом, с козырьком, часто с украшением в виде султана. Был распространён во многих европейских армиях начала XIX века.

Высшему командному составу было приписано носить популярные тогда двууголки огромных размеров с перьями и окантовкой. Зимой в двууголке было тепло, но летом очень жарко, поэтому также стала популярна в тёплое время года фуражка-бескозырка.

С. Щукин «Александр I в форме Лейб-гвардии Преображенского полка»

Погоны были введены сначала только в пехоте (красного цвета), затем число цветов было доведено до пяти (красный, синий, белый, тёмно-зелёный и жёлтый, по порядку полков дивизии); офицерские погоны обшивались галуном, а в 1807 г. были заменены эполетами.

Д. Доу «Портрет генерала Петра Багратиона с эполетами»

Эполе́ты – наплечные знаки различия воинского звания на военной форме. Были распространены в армиях европейских стран в XVIII-XIX вв., особенно в период наполеоновских войн. К середине XX века практически вышли из обращения.

Впоследствии эполеты были даны и нижним чинам некоторых кавалерийских частей.

Павловские плащи были заменены узкими шинелями со стоячими, не закрывающими ушей воротниками. В состав снаряжения входила масса ремней, которую было затруднительно содержать в исправности. Форма обмундирования была сложна и тяжела в носке.

Со дня вступления на престол Александра I и по 1815 г. офицерам было разрешено вне службы носить партикулярное платье; но по окончании заграничного похода вследствие брожения в армии это право было отменено.

Штаб-офицер и обер-офицер гренадерского полка (1815 г.)

Эпоха Николая I

При Николае I мундиры и шинели сначала были по-прежнему очень узкие, особенно в кавалерии – офицерам приходилось даже носить корсеты; под шинели нельзя было ничего поддеть. Воротники мундира застёгивались наглухо и сильно подпирали голову. Кивера были слишком высокими, во время парадов они украшались султанами, так что весь головной убор был высотой около 73,3 см.

Шаровары (зимой суконные, а летом полотняные) носились поверх сапог; под ними надевались штиблеты на пяти, шести пуговицах, так как сапоги были совсем короткими. Амуниция из белых и чёрных лакированных ремней требовала постоянной чистки. Громадным облегчением было разрешение носить вначале вне строя, а затем и в походе фуражки, схожие с нынешними. Разнообразие форм было велико.

Обер-офицер лейб-гвардии Волынского полка (1830 г.)

Только с 1832 г. начинаются упрощения в форме обмундирования: в 1844 г. тяжёлые и неудобные кивера заменили высокими касками с острым навершием, офицеры и генералы стали носить фуражки с козырьками; войска были снабжены рукавицами и наушниками. С 1832 г. офицерам всех родов оружия разрешено носить усы, а офицерским лошадям не подстригать хвостов и не подрезать репицы.

Унтер-офицер лабораторных рот (1826-1828) – фуражка с козырьком

В последние годы правления Николая форма приобрела вместо французского прусский покрой: для офицеров и генералов были введены парадные каски с конскими хвостами, мундиры для гвардии шились из тёмно-синего или чёрного сукна, фалды на армейских мундирах стали короткими, а на белые брюки при парадных и торжественных случаях стали нашивать красные лампасы, как в прусской армии.

В 1843 г. на солдатских погонах были введены поперечные нашивки – лычки, по которым различались звания.

В 1854 г. погоны были введены также и для офицеров. С этого времени началось постепенное вытеснение эполет погонами.

Эпоха Александра II

И. Тюрин «Александр II в форме лейб-гвардии Преображенского полка»

Удобную форму обмундирования войска получили только в царствование императора Александра II. Она имела красивый и эффектный вид и была в то же время просторна и допускала в холодное время поддевание утепления. В феврале 1856 г. фракоподобные мундиры были заменены мундирами с полной юбкой. Кавалерия сохранила блестящие мундиры и их цвета, но покрой был сделан более удобным. Все получили просторные шинели с отложным, закрывавшим уши воротником с матерчатыми петлицами; воротники мундиров были понижены и уширены.

Армейский мундир был сначала двубортным, затем однобортным. Шаровары носились в сапоги лишь в походе, потом у нижних чинов всегда; летом шаровары были полотняные.

Рядовой и адъютант лейб-гвардии Литовского полка (в повседневной и парадной формах), 1862 г.

Красивые, но неудобные каски остались только у кирасир и в гвардии, имевшей, кроме того, фуражки без козырьков. Парадный и обыкновенный убор составляло кепи. Уланы продолжали носить кивера с ромбовидным верхом.

Был введён удобный и практичный башлык, помогавший солдату в зимнее время. Ранцы и сумки были облегчены, число и ширина ремней для их носки уменьшены, солдатская ноша облегчена.

Эпоха Александра III

И. Крамской «Портрет Александра III»

К началу 70-х годов XIX в. стрижка волос требовалась короткая. Форма обмундирования этой эпохи была достаточно удобной. Император стремился к национализации военной формы. Только гвардейская кавалерия сохранила свою прежнюю богатую одежду. В основу нового обмундирования были положены единообразие и удобство носки и пригонки. Головной убор как в гвардии, так и в армии состоял из невысокой, круглой барашковой шапки с суконным дном; шапка украшена в гвардии Андреевской звездой, в армии – гербом.

Казак Уральского казачьего войска, обер-офицер лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка и генерал-адъютант казачьих войск (1883)

Мундир со стоячим воротником в армии с прямой спиной и бортом без всяких кантов застегивался на крючки, которые можно свободно перешивать, уширяя или суживая мундир. Гвардейский мундир имел косой борт с кантом, цветной высокий воротник и такие же обшлага; мундир кавалерии с преобразованием её исключительно в драгунские полки (кроме гвардии) стал похож на мундир пехоты, только несколько короче.

Барашковая парадная шапка

Барашковая парадная шапка напоминала древнюю боярку. Широкие, заправленные в высокие сапоги шаровары. В армии шинели застёгивались на крючки, чтобы в солнечную погоду блестящий предмет не обратил внимание неприятеля и не вызвал огонь. По этой же причине были отменены султаны и каски с блестящими гербами. В гвардии шинели застёгивались на пуговицы. В пехоте и других родах оружия введены кепи с околышами, отличие одного полка от другого было основано на комбинации цветов погон и околышей. Дивизия от дивизии отличалась номерами на погонах.

В. Верещагин «Офицер линейного батальона в белом кителе и красных шароварах»

Александр II ввёл для носки в жаркую погоду кители и полотняные рубахи, а Александр III позаботился о том, чтоб форма солдата напоминала крестьянскую одежду. В 1879 г. для солдат была введена гимнастёрка со стоячим воротником, как у рубашки-косоворотки.

Эпоха Николая II

Г. Манизер «Портрет Императора Николая II в мундире 4-го стрелкового Императорской фамилии лейб-гвардии полка со знаком Ордена Святого Владимира IV степени»

Император Николай II почти не изменил формы обмундирования. Были только постепенно восстановлены форма гвардейских кавалерийских полков эпохи Александра II. Офицерам всей армии была дана галунная (вместо простой кожаной, введенной Александром III) плечевая портупея.

А. Першаков «Портрет П.С. Ванновского» (видна портупея)

Для войск южных округов парадный головной убор был признан слишком тяжелым и заменен обыкновенной фуражкой, к которой прикрепляется маленький металлический герб.

Наиболее существенные изменения последовали только в армейской кавалерии. Скромный мундир без пуговиц в начале царствования Николая II был заменен более красивым двубортным, шитым в талию и с цветным кантом по борту мундиром. Для гвардейских полков был введён кивер.

В каждой кавалерийской дивизии полкам даны одинаковые цвета: первому красный, второму синий, третьему белый. Прежние цвета остались только в тех полках, для которых с цветом их было связано какое-либо историческое воспоминание.

Парадная фуражка эпохи Николая II

Были изменены и фуражки: цветными стали делать не околыши, а тульи, чтобы цвет полка был виден на большом расстоянии, и всем нижним чинам даны козырьки.

В 1907 г. по итогам Русско-японской войны в русской армии введен в качестве летней формы однобортный китель защитного цвета с воротником-стойкой на крючках, с застежкой на пять пуговиц, с карманами на груди и на боках (так называемый «американский» покрой). Белый китель прежнего образца вышел из употребления.

Китель русской армии эпохи Николая II

В авиации накануне войны был принят в качестве рабочей одежды синий китель.

Развитие военной формы опиралось на многовековые традиции и происходило довольно медленно. Главным условием считалось опознавание воина в суматохе боя, а также отличие от гражданского в повседневное время. В современном понимании военная форма появилась в начале Нового Времени (хотя знаки различия известны ещё с Древних времен).

Постепенно сложились такие сочетания цветов военных форм, которые стали прочно ассоциироваться с армией конкретной державы: в России - темно-зеленый, в Великобритании - красный, в Пруссии и германских государствах- синий и черный, в Австрии - белый, во Франции - синий и т.д.

Вопрос о практичности военной формы тесно связан с историей развития военной тактики. До XVIII-ХIХ века доминирующей на поле боя была т.н. линейная тактика, когда войска выстраивались в длинные линии, шириной в несколько шеренг. Связано это было с несовершенством тогдашнего огнестрельного оружия, низкой точностью и скорострельностью.

Линейная тактика постоянно совершенствовалась, но к середине XVIII века устарела. Ей на смену пришла тактика колонн и расспыпного строя, более гибкая в условиях маневренного боя. Однако со временем устарела и она. Развитие огнестрельного оружия, повышение его точности и скорострельности привело к тому, что войска с новыми магазинными винтовками получали огромное преимущество на поле боя. Серия войн второй половины XIX века (Крымская война, франко-прусская война, русско-турецкая война 1877-1878) тому подтверждение.

Новым порядком построения стала стрелковая цепь, к достоинствам которой относят (здравствуй, Википедия):

    возможность каждого солдата самостоятельно применяться к своему участку местности;

    хорошие условия для создания высокой плотности огня;

    сведение к минимуму вероятности поражения атакующих стрелков ответным огнём противника.

В новых условиях роль отдельного бойца резко повысилась. Необходимо было повысить его выживаемость. Лучший вариант - сделать его малозаметным на местности. В малозаметного солдата сложней прицелиться и сложней попасть, а кроме того - увеличивалась внезапность засад.

Изменения в полевой тактике в конце XIX века потребовали, чтобы форма была неброской, позволяющая максимально замаскироваться в складках местности. Старая форма такое практически не позволяла. Несмотря на это, дух традиционализма в армии был высок, любое покусительство на традицию встречалось в штыки, а потому многие армии шагнули в XX век с формами старого образца - яркими, вычурными и узнаваемыми.

Потребовались нешуточные человеческие жертвы, прежде чем командиры поменяли свое мнение. Широко известна история с громадными потерями среди британских офицеров во время англо-бурских войн: буры-снайперы легко вычисляли англичан по их красным мундирам, а офицеров - по блестящим значкам. С 1902 года британская армия полностью перешла на форму цвета хаки; в 1907 году Германская императорская армия переходит на форму цвета фельдграу; в 1913 году в Российской императорской армии массово вводится форма оливкового цвета. В полевой форме отсутствовали какие-либо блестящие металлические элементы.

Не везде новая форма прокладывала себе путь. Французский военный министр Эжен Этьен вошёл в историю своим высказыванием "Красные штаны - это Франция!", защищая тем самым традиционный французский военный костюм с голубым мундиром и красными штанами. Первые месяцы Первой мировой войны с её огромными потерями во всей своей красе показали вред подобного традиционализма.

Прокомментировать