Болезни Военный билет Призыв

IX. Сравнение чисел. V. Числовой ряд

Конспект урока по математике на тему:

« Число и цифра 4»

Подготовила: Ефлютина Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов

2015г.

Тема

Число и цифра 4

Цель темы:

Познакомить с числом и цифрой 4

    Формировать умения распознавать, называть цифру 4, считать в прямом и обратном порядке в пределах 10;

    формировать умения правильно соотносить цифру 4 с количеством предметов, писать цифру 4;

    Совершенствовать умения вычислять в пределах четырёх;

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Способствовать привитию аккуратности, терпения, преодоления трудностей, правил поведения на уроке.

Формировать УУД:

Личностные:

Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики;

Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха(неуспеха) в учебной деятельности;

Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям;

Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении;

Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;

Следовать в поведении моральным и этическим требованиям;

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;

Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Регулятивные:

Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

Способствовать выполнению пробного учебного действия;

Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания: вносить необходимые корректировки в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя: проговаривать последовательность действий на уроке: работать по коллективно составленному плану: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Коммуникативные:

Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте (совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им);

Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других).

Познавательные:

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;

Помочь выделить и сформулировать познавательную цель;

Развивать умение работать с разными видами информации;

Продолжать работать над формированием умений выполнения действий по образцу;

Работать над использованием знаково-символичных средств;

Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке;

Умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

    Предметные:

Знает название и последовательность чисел при счете.

    Личностные:

Умеет проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

    Метапредметные:

    Регулятивные:

Определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя; проговаривает последовательность действий на уроке; оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; работает по коллективно составленному плану; планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывает свое предположение.

    Коммуникативные:

Умеет оформлять свои мысли в устной форме;

Слушает и понимает речь других; умеет совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные:

Умеет ориентироваться в своей системе знаний; отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания; .

Основные понятия

Число и цифра 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10. Знаки + (плюс), - (минус), = (равно)

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник Г.В.Дорофеев.Т.Н. Миракова « Математика» 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса« Математика» 1 часть,

Методическое пособие, картинка совы, наглядный и раздаточный материал, презентация, электронная физмиинутка.

Организация

пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты УУД

Предметные

I этап. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап. Организационный момент.слайд 1

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.Слайд 2

Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

Умеет слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Умеет находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

II этап. Актуализация знаний.

Цель – закрепить счёт в пределах 10.

Работать с информацией , представленной в форме стихотворения.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу по счёту в пределах 10,

показать учащимся насколько последующее число больше предыдущего

в обсуждение проблемныхвопросов.

Устанавливает тематические рамки.

Организует называние шагов учебной деятельности.

II этап. Актуализация знаний. Устный счёт

Повторим прямой и обратный счет до 10;

Назовите соседей числа 2,5,8. - Сравните числа 6 и 9. Какое из них больше, почему? (9больше, т. к. стоит правее в натуральном ряде чисел)

Назовите числа,которые меньше 6, больше 9.

б) Работа в тетради.

Запишите число, которое стоит перед числом 2. - Запишите цифрами количество грибов, изображенных на экране (3).слайд 3

Посмотрите на экран. Из данных чисел запишите наибольшее число: 1 2 3слайд 4

Продолжите эту закономерность до конца строчки.

Решим задачки в стихах. Ответы покажите с помощью веера.

1)На плетень взлетел петух, повстречал еще там двух, сколько стало петухов? У кого ответ готов?

Как записать решение?Слайд 5

2) Посадил я три хороших

Белых бусинок-горошин.

А росточков из горшка

Показалось только два.

Две горошинки взошло.

Сколько же не проросло?

Какое решение запишем? - Молодцы, вы хорошо поработали, вспомнили изученное ранее. Но сегодня нам предстоит узнать ещё много очень важного и интересного.

Знает название и последовательность чисел при счете

Понимает отношения между числами (больше, меньше, равно).

Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) ;

Умеет ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД)

III этап. Изучение нового материала.

Цель – познакомить учащихся с числом и цифрой 4.

Познакомить учащихся с составом числа 4.

Участвовать в работе по решению примеров

Осуществлять взаимный контроль и оказывать работать в парах ).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу по изучению состава числа 4.

Организовать работу в парах

обеспечить

контроль

за выполнением

Включить учащихся

в обсуждение

вопросов.

ставлю цифру в числовой ряд

III этап. Постановка проблемы
а) – Посмотрите на экран. Какие множества вы видите? (собачки и стульчики)слайд 6

Что общего между этими множествами?

Кто сможет сказать, что мы должны узнать на уроке?

Верно, к нам снова в гости пришла мудрая сова и хочет, чтобы мы узнали о числе и цифре 4.

б) Практическая работа

Посмотрите на экран. Паровозик решил прокатить своих друзей, но он не знает, сколько вагончиков ему нужно. Поможем ему? слайд 7

Сколько друзей у вагончика? (4)

Поставим вагончик для Буратино.

Поставим вагончик для Мальвины.слайд8

Сколько получилось вагончиков? (2)

Как получили число 2? (Запись на доске 1+1=2)

Поставим вагончик для Золушки.

Сколько вагончиков стало?

Как получили 3? (Запись на доске 2+1=3)

Всех друзей посадили?

Поставим вагончик для Незнайки. Сколько стало? (4)

Как получили число 4? (3+1)слайд9

в) Знакомство с цифрой 4.Сейчас с помощью красных и желтых кружков покажите все варианты состава числа 4слайд 10

(После выполнения задания на экран выводится картинка с изображением состава числа 4 и дети проводят взаимопроверку)

– А чем число 4 отличается от цифры 4?

(Цифра 4 – это лишь знак для обозначения количества, равного 4.)

На что похожа цифра 4?

А ЧЕТЫРЕ букву «Ч»,
Не напомнила тебе?
Честным, Чутким Человеком
Будь всегда и будь везде

В математике слово «четыре» заменяют цифрой 4.

Где должно стоять число 4 в числовом ряду?

Научимся правильно и красиво писать её. Показ написания цифры 4 на экране, на доске.Слайд 11

Учитель объясняет написание цифры, дети прописывают в воздухе,

пальчиком на ладошке, затем в тетради. Самую красивую цифру подчеркивают.

5. Физминутка под музыку.(электронная физминутка) слайд 12

А сейчас давайте вместе с озорными собачками потанцуем на полянке.

Называет и обозначает действия сложения и вычитания.

Умеет правильно писать цифру 4.

Коммуникативные УУД)

Находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)

Оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД)

IV

Цель – научить правильно писать цифру 4.Запомнить состав числа 4.

Работать с информацией .

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре ).

Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу в парах, обеспечить

контроль

за выполнением

Организовать фронтальную работу по учебнику.

Включить учащихся

в обсуждение вопросов.

IV этап. Закрепление изученного.

а) Работа по учебнику с.62.

Рассмотрите картинку.

Какое время показывают часы?

Сколько цыплят у курочки?

б)Работа в рабочей тетради на с.50.

Посчитайте сколько раскрашенных арбузов.

Раскрасьте еще 1 арбуз.

Сколько стало арбузов.

Дополним данную запись.

Давайте еще раз проговорим, как получили число 4. Расскажите друг - другу.

А как из 4 получить 3?

в) с.62 №3- решение записать в тетради.

с. 63 № 5, 6- устно, с помощью цифровых вееров.

г) Самостоятельная работа в карточках:

(У девочек задания на желтых листочках, у мальчиков - на зеленых.)

Взаимопроверка по готовым ответам на экране. Сначала проверяют девочки, затем проверяют мальчики. У кого нет ни одной ошибочки, получают медальки.

Умеет распознавать и исследовать исходные данные;

Умеет выполнять устно и письменно арифметические действия с числами;

Планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)

Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)

Цель – подвести итогпроделанной работе на уроке.

Выяснить, что усвоили учащиеся.

Работать с информацией , представленной в форме рисунка .

Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Включить учащихся

в обсуждение вопросов.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме:слайд13

Я запомнил

Какую цифру вы научились писать на уроке? Состав какого числа нам нужно запомнить?

Над доской – семь разноцветных цветочков по порядку цветов радуги. См рисунок 3.

На каждом цветочке - буква:

М О Л О Д Ц Ы

Рисунок 3.

Проследите глазками за цветочками в том порядке, в котором я назову, соедините буквы и прочитайте слово: красный цветочек, оранжевый, желтый, зеленый голубой, синий, фиолетовый. Какое слово получилось? (Молодцы.)

– Чему вы научились?
– Понравилось ли вам на уроке?
– Что больше всего понравилось?слайд 14

Правильно употребляет в речи математические понятия.

Планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)

Отличает новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО МАТЕМАТИКЕ

ТЕМА : Число и цифра 4

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с образованием числа 4.

2. Научить сравнивать число 4 с предыдущим, писать цифру 4.

3. Познакомить с геометрическими фигурами: пятиугольник, пятиугольная звезда.

4. Развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.

5. Формировать познавательную активность, повышать уровень учебной мотивации, интерес к изучению предмета.

Задачи урока

1. Образовательные:

Познакомить учащихся с образованием числа 4;

Совершенствовать умение сравнивать число 4 с предыдущим числом;

Расширить знание учащихся о составе числа 4.

2. Развивающие:

Способствовать развитию логического мышления,

Совершенствовать умения анализировать и делать выводы;

Способствовать развитию речи учащихся.

3. Воспитательные:

Воспитывать аккуратности, исполнительность, целеустремленность, инициативность;

Прививать интерес к предмету

Ход урока:

I .Организационный момент

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

II .Устный счет. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний .

Ребята, я вам сегодня приготовила на урок очень много интересных заданий, которые предлагаю вам решить. Готовы? (Да.)

1. Разминка

Сколько времен года вы знаете? Назовите их.

Что наступает после осени?

Когда падает снег?

Что общего у кошки, стола, автомобиля?

Назови четвертый день недели.

Назовите четвертый по счету месяц в году.

2. Счет предметов

Начинается рассказ:

В сто тринадцатой квартире

Великан живет у нас.

Верный конь и слон домашний

Под столом его живут;

Вынимает он из шкафа

Длинношеего жирафа,

А из ящика стола –

Длинноухого осла.

3. Воспроизведение последовательности чисел от 1 до 10 в «прямом» и «обратном» порядке

Игра «Продолжи счет»

Я бросаю мяч первому ученику и начинаю счет, этот ученик ловит мяч и называет следующее число, бросая мяч следующему ученику и т.д. Также в «обратном» порядке.

4. Состав числа 2, 3 (диск «Математика» часть1, урок 06 Числа 1,2,3; слайд 6)

Дополни схему

1 * 1 * 2 * 1 *

Физкульминутка

III . Работа над новой темой

1. - Вы любите сказки? И я очень люблю. Сегодня на урок я приготовила для вас сказку, послушаете?

Стоял в поле теремок. В нём жила мышка – норушка. В это время рядом по полю лягушка скакала и остановилась у дверей. Мышка – норушка пригласила её жить к себе. Вот зажили они весело и дружно. Потом к ним присоединились заяц, волк. Сколько всего зверей оказалось в теремке?

О ком наша сказка?

Кто жил в теремке? (В теремке жила мышка – норушка)

Кого пригласила жить к себе мышка – норушка? (Мышка – норушка пригласила жить лягушку)

Кто к ним присоединился потом? (Потом присоединились: заяц, волк)

Сколько всего зверей оказалось в теремке? (Всего 4 зверей)

Как вы думаете с какой цифрой мы сегодня познакомимся на уроке?

2. Работа в тетрадях

На полочке лежал 1 треугольник. Нарисуйте у себя в тетради 1 треугольник.

Как сделать, чтобы треугольников стало 2? (положить еще 1 треугольник)

Сколько теперь всего треугольников?

Как получили 2 треугольника? (к одному добавили один)

Как сделать, чтобы стало 3 треугольника? (добавить еще 1 треугольник)

Скажите, сколько станет фигур, если мы добавим к 3 треугольникам 1 квадратик?

Как получили число 4? (к 3 треугольникам добавили еще 1 квадратик)

Как еще можно получить число 4?

А где вы в жизни сталкивались с числом 4?

А на письме как обозначить число 4? (с помощью цифры 4)

3. - И сейчас мы с вами будем учиться писать цифру 4. Посмотрите на первую строчку в тетради.

Вилку как-то уронили,

Один зубчик отломили.

Вилка эта в целом мире

Называется «четыре»

Начинаем писать палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведем ее наклонно вниз до центра клетки, пишем горизонтальную линию, не касаясь правой стороны клетки. Сверху от правого верхнего уголка отступаем немного вниз и проводим вниз наклонную линию (Учитель демонстрирует правильное написание на доске.)

4. - Ребята, теперь вы попробуйте в своих тетрадях прописать цифру 4. Сравните, правильно ли вы написали цифру 4 или допустили неточности.

Молодцы, ребята. Чуть-чуть отдохнем. Физкультминутка

5. - А теперь откройте свои тетради на печатной основе:

1. с. 20 № 56.

2. с.21 № 58.

6. - А теперь опять заглянем на минутку в наши магические книги. Итак, древние считали четверку символом устойчивости и прочности. Ведь она представлена квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Землю, Воздух, Воду.

А что означает четверка как число имени? Ани, Вадики, Пети, Светы и Зои! Знайте, что вас ждет успех в науке и технике. Вы трудолюбивы, надежны, стойки и честны. На вас можно положиться в трудную минуту, так как именно тогда раскрываются с лучшей стороны качества вашего характера

IV. Закрепление

Давайте еще раз вспомним что мы узнали о числах 2,3,4.(диск «Математика» часть 1 урок 07, состав числа 4, слайд 10, 15 )

V . Итог урока

С чем мы сегодня познакомились на уроке?

Что вам больше всего понравилось на уроке?

Тема «Число и цифра 4».

Цели:

1) формирование математических представлений о предметном множестве, числе и цифре 4;

2) воспитание мотивации к учению;

3) коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в анализе – синтезе.

I . Оргмомент.

Речевая разминка.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Тема урока «Число и цифра 4».

С каким числом и цифрой мы познакомимся?

Что будем развивать на уроке?

(Ум, память, внимание, будем учиться правильно, чётко говорить.)

Что будем воспитывать в себе?

(Старание, трудолюбие, аккуратность, умение слушать другого человека, умение прийти на помощь товарищу.)

Чтобы достичь этих целей, мы будем учиться правильно считать, работать с геометрическими фигурами, решать примеры и задачи.

II . Устный счёт.

В гости к нам пришёл очень весёлый человек. Вы узнали его? Кто же это?

Кто такой клоун?

Клоун – артист цирка. Чтобы стать артистом, надо много учиться, быть физически сильным человеком.

А как звать этого клоуна?

Для этого вы должны расшифровать слово. Расставьте примеры по порядку возрастания их результатов.


Что такое «Саша»?

Саша – это имя клоуна. А имена людей пишутся с большой буквы.

Клоун Саша хочет посмотреть, как вы работаете.

Рассмотрите карточку и запомните, что на ней изображено.



1. Какого цвета круг?

2. Какой пример находится внутри квадрата?

3. Какая цифра напечатана в нижнем правом углу листа?

4. Сколько треугольников на карточке?

Счёт от 1 до 3, от 4 до 8, от 3 до 1, от 10 до 5, от 7 до 3.

Какое число находится между числами 1 и 3, 5 и 7, 2 и 4?

Назовите соседей числа 3.

Встаньте.

Топните правой ногой столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.

Наклонитесь столько раз, сколько я щёлкну пальцами.

Присядьте столько раз, сколько ушей у кошки.

Прыгните (показ цифры 4).

Сосчитайте, сколько раз я хлопну в ладоши;

сколько раз я топну ногой;

сколько раз я стукну по столу.

Что вы видите на партах?

Это геометрические фигуры.

Возьмите жёлтый прямоугольник и положите его перед собой. Возьмите коричневый квадрат и придвиньте справа к жёлтому прямоугольнику. Возьмите маленький красный квадрат и положите на коричневый квадрат по середине. Возьмите чёрный круг и придвиньте снизу к жёлтому прямоугольнику. Возьмите чёрный круг и придвиньте снизу к коричневому квадрату.

Как сделали машину?

Где нужно переходить дорогу?

На какой сигнал светофора?

Подойдя к дороге, убедитесь, что машин нет, и переходите проезжую часть по «Зебре» (пешеходному переходу).

Физкультминутка «Сигналы светофора».

Я буду показывать круги, а вы будете выполнять движения.

– шагать.

– стоять.

– хлопать в ладоши.

III. Изучение нового материала.

Положите перед собой 3 коричневых круга. Возьмите ещё 1 жёлтый круг.

Сколько стало кругов?

Как получить число 4?

Положите круги на верхнюю часть парты.

Возьмите монеты. Сколько денег?

Возьмите ещё 1 рубль.

Сколько денег стало?


Почему у тебя монет 3, а рублей 4? Ведь у других ребят 4 монеты и 4 рубля.

Как получить число 4?

Возьмите 4 зелёные палочки. Что можно составить из 4 палочек.

Что составили?

Это квадрат. Это цифра 4. Это буква М. Это лесенка. Это ковш. Это буква Ш.

Как получить число 4?

Положите 4 зелёные палочки. Положите столько же жёлтых палочек.

Что для этого надо сделать?

Под каждую зелёную палочку я положу жёлтую палочку.

Что можно сказать о количестве зелёных и жёлтых палочек.

Сделайте так, чтобы зелёных палочек стало больше.

Я положу ещё несколько зелёных палочек.

Я уберу несколько жёлтых палочек.

Как получить число 4?

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали.

Ну, теперь все дружно встали,

Ручками похлопали, ножками потопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

До 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

IV. Закрепление пройденного.

Найдите число 4 в числовом ряду.

За каким числом следует число 4?

Как получить число 4?

Где можно встретить цифру 4?

Это номер автобуса, это номер места, это номер квартиры, дома, номер страницы, это хорошая отметка, на часах есть цифра 4.

Назовите дни недели.

Какой четвёртый день недели?

Вот цифра 4.

Из каких элементов состоит цифра 4?

Написание учителем на доске цифры 4.

Писать цифру 4 надо так: немного отступя от верхнего правого угла, ведём прямую линию до середины клеточки, проводим прямую линию вправо, проводим прямую линию сверху вниз.

Посмотрите на доску, запомните цифру 4. Закройте глаза. Представьте себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до доски. Напишите своим носом цифру 4.

Откройте глаза.

Откройте тетради.

Я тетрадочку открою и как надо положу,

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Физкультминутка для пальцев.

Дети массируют пальчики той руки, которой пишут, загибая их в кулачок.

Этот пальчик в лес пошёл.

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарил сам.

Этот пальчик сам всё съел,

Оттого и потолстел.

Письмо цифры 4 в тетрадях.

Какую цифру писали?

Из каких элементов она состоит?

Как получить число 4?

Давайте напишем это в тетрадь.

Вот как говорит о цифре 4 С. Я. Маршак.

За тремя идёт четыре,

Острый локоть оттопыря.

Упражнения на зрительное внимание.

Рассмотрите карточку. Запомните цвет, которым напечатана цифра 4.


Рассмотрите карточку. Запомните цвет сектора, в котором напечатана цифра 4.


Как получить число 4?

Вывешиваются две краткие записи задачи.


Осталось – ?

Послушайте задачу.

У Коли было 3 машинки. Мама купила ещё 1 машинку. Сколько всего машинок стало у Коли?

Сколько машинок было у Коли?

Сколько машинок купила мама?

Что спрашивается в задаче?

У Коли машинок будет больше или меньше? Почему?

Акая краткая запись подойдёт к этой задаче?

Какой тип задачи?

Какое действие будете выполнять?


Какой ответ назовёте?

Ответ: 4 машинки у Коли.

Игра.

Вот игрушки. Возьмите их.

Алёша – 2 игрушки,

Марина – 2 игрушки,

Коля – 4 игрушки,

Карина – 4 игрушки,

Настя – 6 игрушек,

Катя – 6 игрушек,

Диана – 5 игрушек,

Юля – 3 игрушки.

Ребята, всем весело играть? Почему?

Как сделать так, чтобы игрушек стало поровну по 4?

Учитесь делиться игрушками друг с другом?

V . Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

О чём задумались?

Что вы поняли?

Аргументированная оценка ответов каждого учащегося.

Математика.

Тема: Число 4. Цифра 4

Цели:

1) Познакомить с образованием числа 4, цифрой 4, учить считать до 4,

формировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов.

2) Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.

3) Воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Материалы к занятию:

Демонстрационный материал: картинка зимы, игрушка белочка, корзинка; изображения 4 грибов, 4 шишек, наборное полотно.

Раздаточный материал: касса цифр, счётные палочки, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход занятия:

I Орг.момент

Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
-- Кто меня видит – хлопните.
--Кто меня слышит – топните.
--Кто готов со мной работать – поднимите руку.

II Повторение

Ребята, посмотрите на картинку. Какое время года изображено? (Правильно, зима).

Зимой не растут грибы и ягоды, вся земля покрыта снегом. Многие лесные звери, чтобы переждать зиму, заранее приготовили себе припасы. Давайте посмотрим, что же на зиму, приготовила себе белочка.

Педагог ставит на стол игрушку белочки и корзинку, в которой находятся предметные изображения грибов и шишек. В верхний ряд наборного полотна выставляет 3 шишки, а в нижний 2 грибочка.

Что это? А что это?

Сколько грибов? А шишек? (Дети считают. Находят нужные цифры в кассе цифр).

Чего больше? Чего меньше? (Используется приём приложения).

Что надо сделать, чтобы шишек и грибов стало поровну? (Решают добавить ещё один гриб).

Сколько стало грибов? Как получилось 3?

Сколько теперь шишек и грибов? (3 и 3 – поровну).

III Изучение нового . Знакомство с числом и цифрой 4

    Образование числа 4.

Учитель из корзинки достаёт ещё один гриб и выставляет его на наборное полотно.

Больше или меньше стало грибов?

Сколько стало грибов? Учитель считает, выделяя интонацией «четыре» и делая обобщающий жест. Дети вместе с учителем ещё раз считают грибочки.

На доске появляется запись: 3 + 1 = 4

Как получилось число 4? (К трём прибавили один).

Аналогичная работа проводится с использованием шишек.

А теперь поровну ли грибов и шишек?

Давайте сложим все грибы и шишки в корзинку. Они белочке зимой очень пригодятся.

2) Знакомство с цифрой 4.

Посмотрите, как обозначается число. На что похожа эта цифра?

Гляди, четыре – это стул,

Который я перевернул. (Г.Виеру)

Изобразим цифру 4 руками. (Даётся инструкция и образец).

Сколько ножек у стула?

Сколько лапок у белочки?

IV работа в азбуке тетради.

Задание №1

- Посмотрите на картинку.

Посчитайте сколько кружек желтого цвета на столе? (1).

Приклейте цифру 1 и наклейку с одной точкой.

Сколько ложек на столе? (3).

Приклейте цифру 3 и наклейку с тремя точками.

Сколько кружек синего цвета на столе? (2).

Приклейте цифру 2 и наклейку с двумя точками.

Посчитайте сколько конфет на столе? (4).

Приклейте цифру 4 и наклейку с четырьмя точками.

Посчитайте сколько яблок на столе? (5).

Приклейте цифру 5 и наклейку с пятью точками.

Физминутка

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнутся, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире. Глазками поморгать.

Друг на друга посмотреть и на место тихо сесть.

Задание №2

Ребята посмотрите на задание под номером 2.

Какие геометрические фигуры изображены? (Шар, куб и цилиндр).

Назовите, а какие предметы у нас напоминают шар? (Елочная игрушка, шарик).

А какие предметы нам напоминают куб? (коробка, ящик).

А какие предметы напоминают цилиндр? (катушка ниток, полено).

Разукрасьте только те предметы, которые больше напоминают геометрическую фигуру.

Задание №3.

Ребята, отгадайте загадки и подумайте к какой группе они относятся.

На четырех ногах стою,
Ходить я вовсе не могу:
Когда устанешь ты гулять,
Ты можешь сесть и отдыхать. (стул)

Среди ложек я полковник.
И зовут меня…
(Половник )

Загадки про первую группу предметов.

Я любой девчонке
Прикрою волосёнки,
Прикрою и мальчишке
Стрижки-коротышки.
От солнца я защита –
Для того и сшита.
(Панама)

Что общего у предметов этой группы? (Из дерева)

Как еще можно разделить предметы этой группы? (посуда, мебель).

Пёстрая крякушка
Ловит лягушек.
(Утка)

Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет.
Я иду, не боюсь.
Кто же это?
(Гусь)

Что общего у предметов этой группы? (Из дерева)

Как еще можно разделить предметы этой группы? (посуда, мебель).

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный?

Что общего у предметов этой группы? (Из дерева)

Как еще можно разделить предметы этой группы? (посуда, мебель).

Правильно. Молодцы!

IV Физминутка

Изображение цифр 1, 2, 3, 4.

V Закрепление

1) Повторим хором по порядку: 1, 2, 3, 4

2) Обведём цифру пальчиком в воздухе, покажем носом, как Буратино, ногой на полу.

3) В тетрадях пропишем цифру 4

5) Раскрасить только те фигуры, в которых написана цифра 4.

VI Итог занятия

Понравились вам задания?

С каким числом познакомились, какую цифру учились писать?

Молодцы, ребята!

Марина Басова
План-конспект урока математики в 1-м классе по теме «Число и цифра 4»

Урок математики в 1-м классе по теме "Число и цифра 4"

Познакомить учащихся с числом и цифрой 4.

Учить писать цифру 4.

Рассмотреть состав числа 4.

Совершенствовать умение сравнивать предметы.

Развивать внимание, память, мышление детей, познавательный интерес.

I. Орг. момент

Ребята, какую книгу мы сейчас с вами читаем?

Кто главный герой этой книги?

А почему его так назвали?

Сегодня я вам расскажу еще одну историю про вашего любимого героя.

Презентация

Жили-были два друга – Почемучка и Незнайка. Почемучка очень любил задавать вопросы, но никогда не получал на них ответы, потому что Незнайка ничего не знал. Однажды Незнайка подумал: «Почемучка все спрашивает «что» да «почему». А я ничего не знаю и поэтому не могу ответить на вопросы. Вдруг он не захочет со мной дружить?» А Почемучка подумал так: «Я все спрашиваю «что» да «почему», а Незнайка не может ответить на мои вопросы. И не будет со мной дружить». И решили они прийти к нам, чтобы свою дружбу сохранить и на все вопросы ответы найти. Слайд 5

II. Устный счет.

Поможем Незнайке и Почемучке? Тогда давайте проведем небольшую разминку.

«Поиграем в мячик»

Друзья принесли нам мяч, Нужно передавать мяч друг другу и считать от 1 до 10, а потом в обратном порядке.

Встать в круг

1. «Логические концовки»

Если стол выше стула, то стул (ниже стола)

Если два больше одного, то один… (то один меньше двух)

Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры)

Если правая рука справа, то левая… (слева)

Если карандаш короче линейки, то линейка (длиннее карандаша).

III. Введение в тему урока

Так о чем же хотел узнать Почемучка?

Давайте попробуем угадать тему нашего урока.

1. Четыре времени в году -

Я разговор о них веду.

Зима бела и холодна,

Пушистый снег несёт она.

Весна бросает в землю зёрна,

А лето трудится проворно.

За летом осень золотая

Несёт корзины урожая. Слайд 6

О какой знаменитой четвёрке идёт речь?

2. Графический диктант.

А какое сейчас время года? Много снега зимой, иногда и заблудиться можно, но наш карандаш всегда найдёт правильную дорожку. Возьмите карандаш и от указанной точки пойдём по белоснежному листу. Работа на листочках.

4 клетки вниз, 3 клетки вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка вправо, 7 клеток вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз. 2 клетки влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево. Слайд 7-8

Что вышло из-под следа карандаша?

Кто догадался, о каком же числе и о какой цифре хотели узнать Почемучка?

Значит тема нашего урока число и цифра 4.

Идёт четыре после трёх.

Поговорим о четырёх.

А чем отличаются цифры от чисел?

IV. Физкультминутка.

Слайды 9-10 Музыка.

V. Числовой ряд.

На одной улице с Незнайкой и Почемучкой построили новый дом для чисел, чтоб они жили все вместе и им не было скучно. Когда все числа перезнакомились, то стали жить дружно. А вот Незнайка и Почемучка не знают, какие соседи у каждого числа, и решили спросить об этом у вас.

Назовите соседей числа 4? (3,5)

Какие числа живут рядом с числом 5? (4,6)

Назовите соседа числа 4 справа? (5)

Назовите соседа числа 4 слева? (3)

Незнайка и Почемучка благодарят вас и просят проверить все ли они правильно запомнили?

VI. Знакомство с цифрой 4.

А теперь наши герои решили тоже поучиться в школе, они открыли книги, но ни одного задания выполнить не смогли.

Откройте книгу по закладке и найдите цифру у 4.

На что похожа цифра 4?

Деревянный стул сломался,

Но совсем не растерялся:

Вверх ногами встал в квартире.

И стал цифрою четыре.

Где еще мы можем встретить число 4?

Где четвёрки? Есть ответ:

Это – в кухне табурет.

А у легковой машины

Черные четыре шины.

Ножек столько у жирафа,

У комода и у шкафа.

По четыре, точно, ножки

У собаки, льва и кошки.

VII. Письмо цифры 4.

У Незнайки и Почемучки есть общий друг – Тюбик. Он решил поиграть с ними, а т. к. друзья любят писать и рисовать, Тюбик придумал для них задание- найти и обвести по точкам цифру 4. Думали-думали малыши, как же выполнить задание Тюбика, но ничего не придумали. Принесли эти задания нам.

Обведите по точкам 5 цифр. Показ написания цифры 4.

VIII. Физкультминутка.

Слайды 9-10 Музыка

IX. Сравнение чисел.

Однажды Незнайка и Почемучка пригласили своих друзей Доктора Пилюлькина и Знайку в гости и решили накрыть стол.

Сколько на столе тарелочек? (4)

Сколько ложек? (3)

Тарелочек больше или ложек?

(Тарелочек больше, а ложек меньше)

Какое число меньше 3 или 4?

Какое число больше 3 или 4?

Что надо сделать, чтобы было поровну? (Надо убрать одну тарелочку, надо добавить одну ложку)

Добавим одну ложечку. Сколько стало ложечек? (4)

Что можно сказать про тарелки и про ложки? (их стало поровну)

Ах, вот еще у меня одна ложечка.

Сколько стало тарелочек? (5)

Как получилось пять ложечек? (к 4 ложечкам прибавили еще одну ложечку, получилось 5 ложечек)

Тарелочек 4, а ложек сколько? (5)

Больше тарелочек или ложек? (ложечек)

Число 4 больше 5? (меньше)

Число 5 больше 4? (больше)

Как сделать, чтобы тарелочек и ложек было поровну? (добавить 1 тарелку или убрать одну ложку)

Что мы сделали, чтобы ложек стало 4? (убрали 1 ложку) Слайды

X. Состав числа 4.

Угадай, кто и где живет? (по форме и цвету геометрических фигур.

XI. Подведение итога урока.

Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и какие задания выполняли. Оцените свою работу. Перед вами тучка. Она может быть грозной и пролиться проливным дождём. Если вам урок не понравился и многие задания не удавались сразу, нарисуйте капли дождя. А может тучка превратиться в лёгкое облачко и весело играть с солнышком. Если вам было интересно, и задания выполнили правильно.

С нашими героями мы продолжим встречу на страницах книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

Спасибо за урок!

Листочки

Музыка из к/ф «Приключения Незнайки и его друзей»