Болезни Военный билет Призыв

Из за чего возникают конфликты между людьми. Из-за чего возникают конфликты на работе? Почему возникают конфликты

Чтобы ответить на этот вопрос, используйте сравнение, может быть, не совсем корректное, но образное. Почему разгорается пламя костра? Во-первых, совершенно необходимо, чтобы было топливо, то есть горючий материал. Во-вторых, высокая температура, чтобы «запустить» первоначальную реакцию окисления, а потом она уже пойдет сама. Наконец, в-третьих, необходимо следить, чтобы на разгорающееся пламя не попала вода, иначе оно погаснет.

В вашей ситуации (предпосылки, возникновение и развитие конфликта) «горючим материалом» послужит столкновение или просто несовпадение интересов, взглядов, привычек конфликтующих сторон. Человеческая натура такова, что именно свои взгляды и привычки он считает правильными и самыми естественными. Поэтому сталкиваясь с другой точкой зрения на тот или иной вопрос, проблему, он часто инстинктивно рассматривает это как вызов, направленный лично против него. Само собой, что оппонент может вести себя точно так же. В таком случае «пожароопасность» резко возрастает.

Ну а роль той самой вспышки, дающей высокую температуру, играет так называемый «конфликтоген», то есть неосторожное или резкое слово, пренебрежительный жест, усмешка или демонстративное молчание. Разумеется, вовсе не обязательно, что один из перечисленных факторов (или даже целый ряд) непременно спровоцирует начало конфликта, уподобившись той вспышке или пальцу, нажимающему на спусковой крючок. В ряде случаев конфликта удастся избежать. Но рано или поздно он разгорится.

Теперь, что касается условий, способствующих усилению, разрастанию возникшего конфликта. Если та сторона, против которой было направлено грубое слово, презрительный взгляд или жест, усмешка и т.д., проявит терпение, великодушие, удержится от ответного выпада в том же духе или, тем более, постарается перевести начинающийся конфликт в шутку, то она с блеском сыграет роль воды, загасившей разгорающееся пламя. К великому сожалению, это происходит очень редко. Человеческая натура такова, что тот, кто посчитает себя обиженным (тем более оскорбленным), в 99% случаев захочет отплатить обидчику «той же монетой». И даже еще более «весомой». При этом он зачастую действует по правилу: «Лучшая защита – нападение». Слово за слово, и вот уже полыхает жаркий костер полномасштабного конфликта. С взаимными оскорблениями и переходом на личности. Хорошо, если дело не доходит до рукоприкладства! Но испорченное настроение в любом случае обеспечено.

Поэтому как бы трудно это ни было, надо все-таки останавливаться вовремя. Помните, что любой пожар легче предотвратить, чем тушить.

Любая наука напоминает дерево со множеством ветвей, отходящих от главного ствола. Не представляет единого целого и психология, подразделяясь на психологию развития, общую, социальную, педагогическую, музыкальную, военную психологию, психологию спорта… и – конфликтологию. Что же такое конфликт и почему для изучения этого явления пришлось создать целую психологическую отрасль?

В самом общем виде конфликт можно определить как столкновение противоречащих друг другу тенденций, субъективно связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями, причем не обязательно обеими сторонами. Вспомним известный романс о несчастной любви: «Я презрен, отвергнут, а он торжествует, с улыбкой глядя на меня…» В этой ситуации счастливый соперник героя может и не знать, что на его возлюбленную имеет виды кто-то еще, тем не менее, конфликт имеет место быть – ведь одна из сторон переживает ситуацию как конфликтную.

Любой конфликт рождается из столкновений противоположностей. Это могут быть интересы (двое мужчин влюбились в одну женщину), цели и желания (жена хочет, чтобы муж сходил в магазин, а он хочет смотреть футбол по телевизору), позиции и мнения (бабушка-коммунистка считает, что незачем ходить в церковь, а внучка-христианка это делает). Наряду с противоположными тенденциями необходимой составляющей конфликта является наличие чего-то значимого для обеих сторон. Например, у «стихийно-пассивного» атеиста, который попросту не задумывается о вопросах веры, вряд ли возникнет конфликт с верующим человеком – столкновение возможно там, где атеист считает религию «опиумом народа», а ее искоренение – своим долгом.

Конфликт может быть межличностным – или в него могут быть вовлечены какие-то социальные группы. В этом случае говорят о конфликте межнациональном, международном, межрелигиозном или даже о конфликте поколений. Наиболее тяжелая форма социального конфликта – это конфликт военный.

Все эти конфликты объединяет одно качество – все они являются внешними. Это значит, что их возникновения нужны, по крайней мере, два человека. Но бывают и другие конфликты – происходящие в пределах одной человеческой личности. Речь идет о конфликтах внутренних.

Типичный пример внутреннего конфликта – одна из любимых тем искусства и классицизма, и романтизма: конфликт между чувством и долгом. Вспомним героев оперы Дж.Верди «Аида», разрывающихся между любовью друг к другу и преданностью своим воюющим народам. С точки зрения психологии это называется борьбой мотивов.

Весьма мучительный вариант внутреннего конфликта – противоречие между собственными притязаниями и реальными возможностями. В тяжелых случаях это приводит к развитию истерического невроза. Конфликт между возможностями и требованиями к себе приводит к другому неврозу – неврастеническому, а упоминавшееся уже противоречие между желанием и долгом – к психастеническому.

Конфликт обычно представляется как нечто вредное и даже страшное, разрушающее и человеческие отношения, и личность. С такой однозначной оценкой не согласится ни один психолог. «Когда вам кажется, что в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс», – советует известный конфликтолог Ч. Ликсон. Взаимодействие между людьми не может обойтись без столкновений и «острых углов». Если, например, супруги никогда не ссорятся – вероятнее всего, один из них окончательно подавил другого, который боится слово против сказать. Избежать внешних конфликтов нельзя, но их можно и нужно разрешить грамотно, а правильное разрешение внутренних конфликтов становится движущей силой развития личности.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Существуют две противоположных точки зрения о причинах конфликта в организации:

  • 1) конфликт является свойством человеческого характера, стремлением к первенству, доминированию, конфликтному поведению -- субъективные причины;
  • 2) конфликт вызывается объективными причинами, не зависящими от личности.

Мы придерживаемся, идеи о том, что конфликт возникает из сложного взаимодействия многих сил, находящихся как вовне, так и внутри человека, то есть конфликт вызывается действием объективных и субъективных причин.

У.Ф. Линкольн классифицирует причины конфликтов по пяти основаниям: информация, структура, ценности, отношения и поведение и выделяет пять основных факторов (причин) конфликтов:

  • 1) Информационный фактор--это та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Это может быть: неполная, неточная информация одной из сторон; нежелательное обнародование; недооценка фактов при решении спорных проблем; дезинформация, слухи и т.д.
  • 2) Структурный фактор -- формальные и неформальные характеристики группы (специфика законной власти и законодательства, статуса, прав мужчины и женщины, их возраста, роли традиций, различных социальных норм и т.д.). Б. Майерс дополняет: "доступные ресурсы, процедуры принятия решения".
  • 3) Ценностный фактор -- те принципы, которые провозглашаются или отвергаются; которым будут следовать все члены группы. Они вносят в группу чувство порядка и цель существования. Это такие ценности как:
    • - личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения и т.д.);
    • -групповые системы верований и поведения;
    • - системы верований и поведения общества;
    • - ценности всего человечества;
    • - профессиональные ценности;
    • - религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.
  • 4) Фактор отношения -- удовлетворение от взаимодействия двух или более сторон или его отсутствие. Это такие аспекты как:
    • - основа отношений (добровольные или принудительные);
    • - сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);
    • - ожидания от взаимоотношений;
    • - важность взаимоотношений;
    • - ценность взаимоотношений;
    • - длительность взаимоотношений;
    • - совместимость людей в процессе взаимоотношений;
    • -вклад сторон во взаимоотношения и т.д.
  • 5) Поведенческий фактор -- это стратегия поведения в конфликтной ситуации: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество.

Причины возникновения конфликтных ситуаций в организации могут быть весьма разнообразны. К ним относятся:

  • 1. Недостатки в организации производственных процессов, неблагоприятные условия труда, несовершенство форм его стимуляции.
  • 2. Неправильные действия руководителя из-за отсутствия у него опыта (неумение распределить задание, неправильное использование системы стимулирования труда, неумение понять психологию подчиненного).
  • 3. Недостатки стиля работы и неправильное поведение руководителя, столкновение со стереотипами, утвердившимися в сознании подчиненных под влиянием стиля работы прежних руководителей.
  • 4. Расхождение мнений работников в оценке явлений производственной жизни.
  • 5. Нарушение внутригрупповых норм поведения, распад коллектива на различные группировки, возникновение разногласий между разными категориями работников (например, «старожилами» и «новичками», выделение «незаменимых»).
  • 6. Противоречия интересов людей, их функций в трудовой деятельности.
  • 7. Несовместимость в силу личностных, социально-демографических (пол, возраст, социальное происхождение) различий. Личностные конфликты учащаются в однородных по полу коллективах, они в итоге затрагивают деловую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты, не способствуя развитию трудового коллектива
  • 8. Личностные характеристики отдельных людей - специфические особенности поведения, отношения к труду и коллективу, черты характера.

Р. Л. Кричевский указывает три группы причин конфликтных отношений: обусловленные трудовым процессом, психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, личностным своеобразием членов группы. Также, говоря об организационном конфликте, стоит упомянуть о двух уровнях причин конфликтов: организационном (проблемы менеджмента) и психологическом (проблемы отношений между людьми)

Перечислить все возможные причины возникновения конфликта в организациях не представляется возможным, но среди основных причин конфликта в организации можно выделить и следующие:

Распределение ресурсов. Даже в самых крупных компаниях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Выделить большую долю ресурсов какому-то одному руководителю, подчиненному или группе означает, что другие получат меньшую долю от общего количества. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.

Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимозависимых элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.

Различия в целях. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять больше внимания их достижению, чем целей организации.

Различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей. Различия в ценностях - весьма распространенная причина конфликта. Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный имеет право выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно делать то, что ему говорят.

Различия в манере поведения и в жизненном опыте. Эти различия также могут увеличить возможность возникновения конфликта. Исследования показывают, что люди с чертами характера, которые делают их в высшей степени авторитарными, догматичными, безразличными к такому понятию как самоуважение, скорее вступают в конфликт. Другие исследования показали, что различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.

Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Основными проблемами передачи информации, вызывающие конфликт являются неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникать или усугубляться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.

Нейт Региер - клинический психолог и эксперт по трансформационной коммуникации - в книге с говорящим названием «Конфликт - это подарок» раскрывает тему разногласий. Давайте разберёмся в том, почему возникают конфликты и какую пользу они могут принести.

Что такое конфликт

На самом базовом уровне конфликт - это разрыв между нашими желаниями и тем, что происходит с нами в действительности. Конфликт подстерегает нас повсюду. Скажем, я хочу получить свой латте до 7:50, чтобы не опоздать на работу, но в Starbucks, как назло, длиннющая очередь. Я хочу, чтобы моя команда сплотилась вокруг нашего стратегического видения, а у ребят, видите ли, много вопросов. Мне нужно завтра чувствовать себя отдохнувшим, но сегодня вечером я хочу задержаться у телевизора, посмотреть три эпизода моего любимого сериала на Netflix. Я хочу, чтобы отметили мою упорную работу над проектом, а получаю от клиента критику. Я убеждаю себя в правильности принятого решения, но мое нутро сжимается в тисках сомнений.

Что происходит, когда возникает конфликт? Каким органом вы его чувствуете? Учащается ли сердцебиение? А как ведет себя желудок? вы ощущаете жжение или тяжесть? возможно, руки становятся холодными и липкими, а к шее приливает жар. Или волосы на загривке встают дыбом? Может быть, вы замечаете путаницу в мыслях или всплеск эмоций. Кто-то замыкается в себе. Кто-то буйствует. Некоторые научились принимать это как должное. Но для большинства из нас конфликт - это, конечно, стресс. И чем серьезнее конфликт, с которым мы сталкиваемся, тем сильнее его эмоциональное, физическое и психологическое воздействие на нас.

Конфликт порождает энергию

Прежде чем дать положительную или отрицательную оценку роли конфликта, разобраться в том, как на него реагировать, важно понять, что конфликт порождает энергию. И она проявляется в самых разных формах. вас может захлестнуть поток мыслей и фантазий о том, что делать дальше. У кого-то учащается сердцебиение и краснеет лицо из-за повышения уровня кортизола в крови. Кто-то испытывает непреодолимое желание дать отпор или сбежать.

Конфликт вырабатывает энергию, тут все просто и ясно. Конфликт неизбежен. На самом деле я готов утверждать, что конфликт - это часть великого вселенского замысла. И я убежден, что он необходимая составляющая человеческого существования. Люди созданы непохожими друг на друга. Именно поэтому у нас разные потребности, желания и стремления. Конфликт возникает, когда они сталкиваются.

Конфликт - это энергия. Он неизбежен. Остается только решить: что делать с энергией конфликта? Куда ее направить?

Куда направить энергию?

Наш многолетний опыт работы с межличностными конфликтными ситуациями показывает, что при их возникновении люди вступают в борьбу. И расходуют энергию на эту битву, которая обычно принимает одну из двух форм: мы боремся «против» или «за».

Борьба «против» - это процесс противостояния и разрушения. Здесь приходится принимать чью-то сторону, создавать враждующие лагеря, рассматривая противостояние исключительно с точки зрения победы или поражения, в противоборстве решая проблему несоответствия между тем, что мы хотим, и тем, что получаем. Борьба «против» ведется повсюду. В политике и религии. В новостях. В социальных сетях. Достаточно прочитать любой пост на Facebook, чтобы составить представление о том, как самоуверенные, нравоучительные, предвзятые и догматичные суждения создают атмосферу непримиримой борьбы «мы против них». Борьба «за» - это процесс взаимного сближения и созидания. в этом случае мы смотрим на решение любой проблемы как на улицу с двусторонним движением, выбираем беспроигрышную стратегию и принимаем общую ответственность за устранение противоречия между тем, что мы хотим, и тем, что имеем.

Каждый человек способен трансформировать энергию конфликта в созидательную силу.

Величайшие агенты перемен, сделавшие огромный позитивный вклад в историю человечества, практиковали именно такое сострадание. От Ганди до Манделы, от матери Терезы до Мартина Лютера Кинга - все они боролись за, а не против.

Вопрос взаимоотношений между людьми никогда не может быть исчерпан никогда, и сколько будет жить человечество столько, и будут эти взаимоотношения со всеми их негативными и позитивными последствиями. Но какие бывают проблемы в отношениях между людьми на нашей голубой планете? Это, конечно же, конфликты. Но почему же возникают конфликты?

Природа конфликта

Еще из истории мы можем читать, что все воины были из-за тех или иных конфликтов между определенными людьми. Те или иные правители не находили общего знаменателя и поэтому возникали вооруженные столкновения, и в каждой эпохе был не один пример подобных воин.

Что говорят профессионалы о структуре конфликта? Конфликт заключает в себе расхождение между определенными людьми или группами людей или народами. Это означает, что бываю мелкие конфликты, как бы сказать, конфликты межличностные. Например, семейные конфликты, когда парам не может решить ту или иную проблему.

  • Групповые конфликты – конфликты между определенными группами людей, возможно одной национальности, например религиозные конфликты.
  • Конфликт между народами, например народ конфликт севера и юга в Америке, что хорошо описан в произведении « Унесенные ветром».

Почему возникают конфликты

Изначально человек создан, так чтобы отстаивать свою точку зрения, но иногда эта борьба начинает принимать серьезные формы и появляется конфликт. Если человек не умеет уступать в некоторых вопросах следуя своими принципам, то конфликт неизбежен. Основные причины конфликтов на рабочем месте. Конфликт представляет собой «столкновение», в его основе всегда находиться несогласие с чем – либо или с кем либо:

  • причина, созданная рабочим процессом;
  • причина, вызванная психикой людей и их взаимоотношений;
  • причина, возникшая во время рабочего процесса.

Причина, созданная рабочим процессом, появляются потому что, сотрудники не могут получить результат работы, то есть их работа тормозиться. Мы сами можем вспомнить, как нам кто-то мешал хорошо выполнить свою работу, по своей некомпетентности.

Причина, вызванная психикой людей и их взаимоотношений, появляется по нескольким причинам:

  • руководитель тормозит результаты работы сотрудников,
  • непонимание между некоторыми сотрудниками.

Причина, возникшая во время рабочего процесса, очень часто появляется из-за неправильных действий или отклонений действия от существующих норм.

Вышеперечисленное – это только верхушка айсберга под название «конфликты». Имеют место и межличностные конфликты, то есть симпатии и антипатии разных людей между собой. Это ведет или к дружбе или к сдержанным отношениям или к противостоянию.

Причины межличностных конфликтов

Стоит также рассмотреть причины зарождения конфликтов в личностном аспекте членов группы людей:

  • невоспитанность и не умение соблюдать дистанцию, контролировать свои эмоции,
  • некоммуникабельность, не уважение себя как личности,
  • злоба, агрессивность, зависть.

Так, стоит заметить, что причины конфликтов мужчин и женщин разняться. В женском коллективе причина конфликта может быть и не связанна с работой. Это может быть вопрос, связанный с потребностями женщины как личности. А вот мужчины в основном конфликтуют по вопросам рабочего характера или другой трудовой деятельностью.

Иногда мы думаем, что конфликт назрел на самом деле он и начинался. Также мы можем наблюдать, когда конфликт начинает переходить в активную фазу действия. Мы должны понимать, что конфликт может быть осознан и принят, адекватно или не адекватно. Самое главное разбираться в ситуациях, которые что исходят в нашей жизни и никогда не оказать искусственно затянутыми в них.