Изменение имен существительных по падежам называется склонением. Изменение имен существительных по падежам и числам в русском языке называется склонением. Создание проблемной ситуации
1. Склонение.
2. Сложение.
3. Спряжение.
Каким членом предложения является существительное в именительном падеже?
1. Второстепенным.
2. Подлежащим.
3. Сказуемым.
3. На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?
1. Кого? Чего?
2. Кому? Чему?
3. О ком? О чем?
С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?
2. Под, над.
3. Из, без, у, до, от.
5. На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?
1. О ком? О чем?
2. Кому? Чему?
3. Кем? Чем?
Прочитай. В каком словосочетании существительное употреблено в дательном падеже?
1. Приплыть к берегу .
2. Писать о природе .
3. Гулять около дома .
7. В каком падеже существительные отвечают на вопросы кого? что?
1. В именительном.
2. В дательном.
3. В винительном.
Прочитай. В каком словосочетании существительное употреблено в творительном падеже?
1. Растет под елкой.
2. Рисую карандашом .
3. Вижу море .
В каком падеже существительные не употребляются без предлогов?
1. В предложном.
2. В дательном
3. В винительном.
В каком словосочетании существительное употреблено в предложном падеже?
1. Рассказать о друге.
2. Писать ручкой.
3. Нарисовать дерево.
__________________________
Тема «Три склонения имен существительных»
Какие имена существительные относятся к 1-му склонению?
1. Существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.
2. Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е.
3. Существительные женского рода с нулевым окончанием.
К какому склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием?
1. К первому.
2. Ко второму.
3. К третьему.
К какому склонению относятся существительные среднего рода?
1. К первому.
2. Ко второму.
3. К третьему.
Прочитай. В какой строчке все существительные 1-го склонения?
1. День, ночь, соль.
2. Земля, страна, луна.
3. Зеркало, озеро, рассвет.
Прочитай. В какой строчке все существительные 2-го склонения?
1. Сон, море, лето.
2. Семья, дядя, зима.
3. Мышь, тень.
Прочитай. В какой строчке есть неизменяемые существительные?
1. Окно, озеро, полотно.
2. Метро, пальто, кино.
3.Зеркало, стекло, яблоко.
Допиши недостающие слова.
Чтобы определить склонение имени существительного в предложении, нужно поставить его в начальной форме – в _________________ падеже _____________ числа.
Выпиши имена существительные, поставив их в начальную форму.
Тихий туман стоит над жёлтыми полями.
___________________________________________________
Подчеркни имена существительные 3-го склонения.
Осень, речь, пень, рожь, боль, олень, вратарь, метель, соль, морковь.
Исправь ошибки.
Страна (3), дерево (2), снег (1), гордость (3), Марина (1), темнота (2), тепло (2), лошадь (1).
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Ударные и безударные окончания имён существительных
Цель:
показать, что гласные звуки в падежных окончаниях имен существительных могут находиться в ударном и безударном положениях, познакомить со способом проверки
безударных гласных в окончаниях имен существительных.
Минутка чистописания
____________________________________________________
Рассмотрите узор. Какое слово входит в состав узора? Что такое библиотека ? Слово библиотека состоит из двух древнегреческих слов: библиос - книга, тэке - хранилище . Пропишите узор, проговаривая написание слова библиотека. Из какого произведения взяты следующие строки?
И ежели вы вежливы,
то вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
возьмёте не на веки.
________________________________________________
Прочитайте слова. Чем объединяются эти слова? Чем они различаются? Запишите слова. Подчеркните орфограммы. На конце каких существительных после шипящих пишется мягкий знак? Приведите примеры.
Мы с..дели на палубе и любовались окрес..ностями р..ки.
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Назовите однородные члены предложения. Как связаны однородные сказуемые? В словах-существительных выделите окончания.
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Выполнение упр. 162
Учащиеся выясняют, что
¾ имена существительные могут иметьударные и безударные окончания, т. е. гласные в окончаниях могут находиться либо под ударением, либо в безударном положении(необходимо показать связь между орфограммами: безударная гласная в корне слова и безударная гласная в окончании;обе подчиняются основному закону русского письма - в безударном положении требуют проверки);
Ударные и безударные окончания имен существительных одного склонения произносятся по-разному, но пишутсяодинаково, т. е. безударные окончания могут быть провереныударными;
Для проверки безударного гласного в окончании имени существительного необходимо подставить вместо него имя существительное того же склонения, в котором гласный падежного окончания находится под ударением.
Чтение правила на с. 101.
Выполнение упр. 163 (выполняется в соответствии с заданиями к нему.)
Знакомство с последовательностью действий при проверке безударных гласных в окончаниях имен существительных (упр. 164)
Изменение имен существительных по падежам называется склонением, и служит для того, чтобы имя существительное могло на письме и в устной речи правильно соединяться с другими словами, образуя тем самым предложения.
Шесть падежей
Изменение имён существительных по падежам характеризуется изменением их окончаний, которые называются падежными формами. Всего в русском языке существует шесть падежей, каждый из которых имеет свой вспомогательный вопрос.
Форма именительного падежа называется прямой (или начальной), всех остальных - косвенной. В качестве примера рассмотрим изменение по падежам существительных "дом" и "лиса":
Именительный падеж (кто? что? ): дом, лиса.
Родительный падеж (кого? чего? ): дома, лисы.
Дательный падеж (кому? чему? ): дому, лисе.
Винительный падеж (кого? что? )): дом, лису.
Творительный падеж (кем? чем? ): домом, лисой.
Предложный падеж (о ком? о чем? ): о доме, о лисе.
Для того, чтобы определить падеж имени существительного, нужно попробовать задать к нему один из вспомогательных вопросов. Как можно понять из приведенного примера, изменение по падежам одушевленных и неодушевленных имён существительных немного отличается.
В частности, особого внимания заслуживает форма винительного падежа , в которой отличается даже постановка вспомогательного вопроса: при склонении одушевленных существительных всез трех родов форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа, а при склонении неодушевленных - с формой именительного падежа.
Также существуют несклоняемые имена существительные, т.е. те, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму. К несклоняемым относятся как имена нарицательные (например, "кофе" или "какао"), так и имена собственные (например, "Гёте").
Как правило, несклоняемыми существительными оказываются слова, заимствованные из иностранных языков. Они могут относиться ко всем трем родам.
Употребление предлогов
В большинстве случаев с конкретными падежными формами имен существительных употребляются определенные предлоги. Например, с формой родительного падежа - предлоги «С» , «ДО» , «У» и «ИЗ », с формой дательного падежа - предлог « К» , с формой творительного падежа - предлоги «ПЕРЕД» , «ПОД» и «НАД» , а с формой предложного падежа - предлоги «В» , «О» , и «ПРИ» .
В предложении имя существительное в форме именительного падежа обычно выступает в роли подлежащего, в формах косвенных падежей - в роли дополнения.
Изменение существительного по падежам и числам - это особенность русского языка, делающая его одним из самых сложных в мире не только для иностранцев, но и для носителей. Рассмотрим это подробнее.
Введение в тему
Многим уже известно, что в русском языке окончание будет изменяться, если к задавать различные вопросы (это и есть изменение существительного по падежам):
- Кто/Что? - тарелка, юнга, капитан, зерно, капель, картины, шимпанзе.
- Кого/Чего? - тарелки, юнги, капитана, зерна, капели, картин, шимпанзе.
- Кому/Чему? - тарелке, юнге, капитану, зерну, капели, картинам, шимпанзе.
- Кого/Что? - тарелку, юнгу, капитана, зерно, капель, картины, шимпанзе.
- Кем/Чем? - тарелкой, юнгой, капитаном, зерном, капелью, картинами, шимпанзе.
- О ком/О чем? - о тарелке, о юнге, о капитане, о зерне, о капели, о картинах, о шимпанзе.
О том, как именно изменение существительного по падежам называется, 4 класс на уроках узнать постарается.
Падеж - это форма, в которой стоит слово в предложении, она необходима для того, чтобы оно грамотно, гладко и гармонично сочеталось с соседним словом.
Практически каждый ученик младших классов знает забавное стихотворение, иллюстрирующее изменение существительных по падежам:
"Как-то с тонкой ветки клена
Отцепился лист зеленый.
Полетел он вслед за ветром
Полетать по белу свету.
Завертелась голова
У кленового листа ...
Долго ветер его нес,
Уронил лишь на мосту.
В тот же час лохматый пес
Шмыг - к красивому листу .
Хвать когтем уставший лист ,
Давай, мол, поиграем.
"Не пойду", парашютист
Головушкой качает...
Ветер вдруг с листом зеленым,
Словно смерч, взметнулся снова,
Но проказник наш устал
И ко мне в блокнот упал...
Сочиню в лесу под кленом
Песню о листе влюбленном".
Такое изменение имен существительных по падежам называется склонением.
Именительный
Именительный падеж - это базовый падеж, противопоставленный остальным Его форма часто равна корню. Он никогда не употребляется с предлогами. Слово в именительном падеже является одним из двух главных членов предложения:
Камень (подлежащее) надежно загородил вход в таинственную пещеру .
Сердце его - твердейший камень (сказуемое).
Родительный
- все существительные женского рода (кроме тех, что оканчиваются на мягкий знак), мужского рода -на -а/я;
- мужского рода, те, что в именительном оканчиваются на согласный звук, среднего рода на -о/е;
- женского рода, имеющие в конце слова "ь".
Изменение существительных по падежам во множественном числе
Существительные во множественном числе не имеют разделения по типам склонения. Падеж определяется так же, как и в единственном: нужно всего лишь задать вопрос:
- Кто/Что? - учителя, конфеты (именительный).
- Кого/Чего? - учителей, конфет (родительный).
- Кому/Чему? - учителям, конфетам (дательный).
- Кого/Что? - учителей, конфеты (винительный).
- Кем/Чем? - учителями, конфетами (творительный).
- О ком/О чем? - об учителях, о конфетах (предложный).
Несклоняемые существительные
В некоторых случаях изменение существительных по падежам происходит без изменения окончания:
- пальто;
- кино;
- кенгуру;
- какао;
- кофе;
- шимпанзе;
- пенсне;
- колибри;
- пони;
- реле;
- филе;
- шоссе;
- такси;
- метро;
- алоэ;
- кашне;
- трюмо;
- кафе;
- манто;
- какаду;
- драже;
- пари;
- интервью;
- рагу;
- жюри;
- пюре;
- бюро;
- ателье.
Эти слова нужно просто запомнить.