Болезни Военный билет Призыв

Изменение существительного по падежам и. Изменения существительного по падежам это

Изменение имен существительных по падежам называется склонением, и служит для того, чтобы имя существительное могло на письме и в устной речи правильно соединяться с другими словами, образуя тем самым предложения.

Шесть падежей

Изменение имён существительных по падежам характеризуется изменением их окончаний, которые называются падежными формами. Всего в русском языке существует шесть падежей, каждый из которых имеет свой вспомогательный вопрос.

Форма именительного падежа называется прямой (или начальной), всех остальных - косвенной. В качестве примера рассмотрим изменение по падежам существительных "дом" и "лиса":

Именительный падеж (кто? что? ): дом, лиса.

Родительный падеж (кого? чего? ): дома, лисы.

Дательный падеж (кому? чему? ): дому, лисе.

Винительный падеж (кого? что? )): дом, лису.

Творительный падеж (кем? чем? ): домом, лисой.

Предложный падеж (о ком? о чем? ): о доме, о лисе.

Для того, чтобы определить падеж имени существительного, нужно попробовать задать к нему один из вспомогательных вопросов. Как можно понять из приведенного примера, изменение по падежам одушевленных и неодушевленных имён существительных немного отличается.

В частности, особого внимания заслуживает форма винительного падежа , в которой отличается даже постановка вспомогательного вопроса: при склонении одушевленных существительных всез трех родов форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа, а при склонении неодушевленных - с формой именительного падежа.

Также существуют несклоняемые имена существительные, т.е. те, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму. К несклоняемым относятся как имена нарицательные (например, "кофе" или "какао"), так и имена собственные (например, "Гёте").

Как правило, несклоняемыми существительными оказываются слова, заимствованные из иностранных языков. Они могут относиться ко всем трем родам.

Употребление предлогов

В большинстве случаев с конкретными падежными формами имен существительных употребляются определенные предлоги. Например, с формой родительного падежа - предлоги «С» , «ДО» , «У» и «ИЗ », с формой дательного падежа - предлог « К» , с формой творительного падежа - предлоги «ПЕРЕД» , «ПОД» и «НАД» , а с формой предложного падежа - предлоги «В» , «О» , и «ПРИ» .

В предложении имя существительное в форме именительного падежа обычно выступает в роли подлежащего, в формах косвенных падежей - в роли дополнения.

Урок русского языка в 3 классе по УМК "Школа XXI века" по теме "Изменение имен существительных по падежам". Первый урок, где идет формирование первоначального представления о склонении имен существительных; знакомит учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.

На уроке используется ИКТ - технология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Изменение имен существительных по падежам.

Цель урока: формирование первоначального представления о склонении имен существительных;

знакомство учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.

Технология: использование ИКТ на уроке русского языка.

Оборудование: учебник, таблички падежей, карточка-помощница на каждого ученика, телевизор, компьютер, презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Работа над новым материалом.

Уч. Ребята, я прочитаю вам сказку. Вы внимательно послушайте, а потом назовите те слова, которые меняют свою форму.

Уч. Ну, слушайте.

Слайд 2

Жила-была желтоглазая ромашка. И был у нее приятель, легкокрылый мотылек. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. И он не забывал красавицу ромашку. Он вспоминал о ромашке на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок: нежную паутинку или блестящую росинку. А подружка, расцветая от удовольствия, вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Маленький путешественник был очень доволен ромашкой и угощением. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.

Уч. Какие два слова здесь встречаются (ромашка и мотылек )

Слайд № 3

мотылёк ромашка

мотылька ромашки

мотыльку ромашке

мотылька ромашку

мотыльком ромашкой

о мотыльке о ромашке

Уч. Что заметили? Какая часть слова изменяется?

(Изменяется окончание .)

Уч. Для чего служит окончание?

(Окончания служат для связи слов в предложении .

Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами.)

Давайте поставим к словам вопросы.

Слайд № 4

кто? мотылёк

кого? мотылька

кому? мотыльку

кого? мотылька

кем? мотыльком

о ком? о мотыльке

Слайд № 5

что? ромашка

чего? ромашки

чему? ромашке

что? ромашку

чем? ромашкой

о чем? о ромашке

Слайд № 6

кто? мотылёк что? ромашка

кого? мотылька чего? ромашки

кому? мотыльку чему? ромашке

кого? мотылька что? ромашку

кем? мотыльком чем? ромашкой

о ком? о мотыльке о чем? о ромашке

Уч. Какие вопросы поставили к слову мотылек и к слову ромашка?

(Ответы детей.)

Почему поставили разные вопросы?

(Слово мотылек одушевленное, а слово ромашка - нет)

Уч. Какие вопросы поставили к одушевленным именам существительным?

(Ответы детей)

Какие вопросы поставили к неодушевленным именам существительным?

(Ответы детей)

Уч. Какие изменения в именах существительных вы заметили?

(Вопросы помогали изменить форму слова.)

Уч . Кто из вас знает, как называется по другому такое изменение формы имени существительного.

Слайд № 7

Такое изменение формы имени существительного

(Выслушиваются ответы детей.)

Уч. Где мы можем найти эту информацию?

(В учебнике .)

Уч. Откройте учебники и прочитайте правило. С.6.

(Продолжение слайда 7 )

называется изменением по падежам.

Уч. Всего в русском языке 6 падежей:

Кто знает их и может назвать?

именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный

Но почему падежи получили такие названия? Чтобы получить ответ на этот вопрос, вы должны послушать сказку.

(На доске карточки)

Имя существительное еще не родилось, а уже все думали, какое имя ему дать, и решили назвать – именительный , от слова имя.

Родился – стал родительный. Это имя ему еще больше понравилось.

Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным .

Но он был еще и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь предложным.

Уч. Ребята, положите перед собой карточку-помощницу, которую мы сейчас будем заполнять. Для указания падежей в работе принято их сокращенно писать.

Слайд № 8

Уч. И.п. отвечает на вопросы кто? что?

Р.п. отвечает на вопросы кого? чего?

Д.п. отвечает на вопросы кому? чему?

В.п. отвечает на вопросы кого? что?

Т.п. отвечает на вопросы кем? чем?

П.п. отвечает на вопросы о ком? о чем?

Постепенно учащиеся заполняют таблицу.

III. Физминутка. (слайды 9, 10)

(Выключить телевизор)

IV. Закрепление.

1. С.9 упр.2

(Читают задание и разбирают образец, КОТОРЫЙ НАПИСАН НА ДОСКЕ)

(Учащиеся выходят по очереди к доске и записывают словосочетание, определяя падеж. Остальные пишут в тетрадях.)

4. Кто запомнил, сколько падежей в русском языке? Кто их сможет назвать?

V. Самостоятельная работа.

Уч. Определите в каком падеже стоят имена существительные?

Тема: «Изменение имен существительных по падежам»

    Формирование представления о склонении имен существительных, знакомство с названиями падежей и падежными вопросами. Формирование первоначального умения определять падеж имен существительных.

    Коррекция и развитие внимания, правильного восприятия, памяти. Развитие познавательной активности.

    Воспитание бережного отношения к своему здоровью, воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю

Оборудование:

    Таблица "Падежи имен существительных";

    Индивидуальные карточки

Ход урока:

1. Орг. момент.

Напутствие детям

Счастье всем необходимо
Но проходит есть, что мимо
Мы его не сберегаем
И о нем уж забываем

А как прекрасно счастье испытать
И в душе, ну прям порхать
Желаю только много счастья
И не придет тогда ненастья

И жить на свете станет легче
И запоет от счастья сердце
Разве это не прекрасно
И на душе, всегда чтоб ясно.

2. Этап проверки знаний

Работа с карточками

Запишите слово в единственном числе. Выдели окончание.

Письма, орехи, огурцы, осины, крылья, помидоры, комнаты, ракеты, болота,перья, минуты, овощи, обезьяны, мячи, голуби, ручьи, гнёзда, деревья.

3. Этап подготовки к активному усвоению знаний

Прочитайте слова.

Кот, котик, кошечка, котенок, кошачий, котята.

Что общего у этих слов? Как называются такие слова? (однокоренные) С помощью чего они образовались?

Какое слово может быть лишним? (кошачий – прилагательное, котята – множественное число)

Учитель: Хорошо, молодцы!

Сегодня нам понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное - хорошее настроение. Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка.

4.Посмотрите на доску…читаем хором число, месяц, день недели.

Запишите в тетради, не забывайте проговаривать слова при написании;

Подчеркните орфограммы, которые встретили при написании.

5. Словарная работа

Картинк. На ней записано несколько словарных слов. Одно слово не относится к словарным,лишнее зимняя.

Найдите и запишите словарные слова в тетради, исключив одно лишнее слово.

Космос,матрос, металл, область, овраг, остров

    Какое слово лишнее? Почему?

(Зимняя лишнее, так как не является словарным)

    На какие вопросы отвечают все записанные вами словарные слова?

(эти слова отвечают на вопросы кто? что?)

    Какая часть речи отвечает на вопросы кто? что?

6. Блиц-опрос

    Что обозначает существительное?

    На какие вопросы отвечает?

    Какие существительные отвечают на вопрос КТО?

    Какие существительные отвечают на вопрос ЧТО?

    Как называются существительные, которые пишутся с большой буквы?

    Как называются существительные, которые пишутся с маленькой буквы?

    Сколько родов можно определить у существительного? Назовите.

    Сколько чисел?

    Что ещё можно определить?

    Сколько падежей в русском языке? Назовите.

    Чем мы занимались на предыдущем уроке? (познакомились с названиями падежей, изучали имена существительные по вопросам).

    Сегодня мы продолжим эту работу, но тема будет называться немного по-другому.

    Запишите тему урока.

7. Работа над новым материалом:

    Работа с доской

Белый и пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

падает, ложится…снег

    Давайте изменим существительное снег по падежам

    Для этого вспомним таблицу «Падежи существительных»

    Изменение имен существительных

    Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.

    Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам .

    В русском языке шесть падежей. У каждого падежа свои вопросы:

Название падежа

Вспомогательное слово

Падежные вопросы

именительный

Существует

Родительный

кого? чего?

Дательный

кому? чему?

Винительный

кого? что?

Творительный

Предложный

О ком? о чем?

    Какой вид работы выполнили? (изменяли существительное "снег" по вопросам).

    Что изменилось? (окончания).

    Выдели зелёной пастой

Вывод: Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

8.Высказывания детей.

    Давайте изменим одушевлённое существительное по падежам (устно)

    Работа по таблице: чтобы было легче запомнить вопросы падежей, мы будем пользоваться словами - помощниками из таблиц на партах (чтение сильным учеником).

Падежи имен существительных

Название

Слова-помощники

Именительный падеж

Родительный падеж

Кого? Чего?

Дательный падеж

Кому? Чему?

Винительный падеж

Кого? Что?

Творительный падеж

Предложный падеж

О ком? О чем?

Физминутка.

Мы сейчас все дружно встанем
(Дети встают)
И немножко отдохнем.
(Потягиваются)
Вправо, влево повернитесь,
(Повороты)
Наклонитесь, поклонитесь!
(Наклоны)
Руки вверх и руки вбок,
(Движения руками)
И на месте прыг да скок!
(Прыжки на месте)
А теперь бегом вприпрыжку.
(Бег на месте)
Молодцы вы, ребятишки!

9. Работа с учебником Стр.116, упр. 265

    Поставь к существительным вопрос и определи падеж

Надвигалась (что?) ночь (И.п.).

Бежит (кто?) лиса (И.п.).

Прибил (к чему?) к стене (Д.п.).

10. Самостоятельная работа.

Раздача индивидуальных карточек.

    На партах лежат карточки. В 4 графе у каждого написано слово.

Измените его по падежам.

Дома будете учить падежи и падежные вопросы, а сейчас используйте при выполнении упражнения.

Название падежа

Вспомогательное слово

Падежные вопросы

Именительный существует кто? что?

Родительный нет кого? чего?

Дательный дать кому? чему?

Винительный вижу кого? что?

Творительный доволен кем? чем?

Предложный думаю о ком? о чём?

11.. И в заключении:

    С какой частью речи мы работали?

    Чему учились на уроке?

    Сколько падежей в русском языке?

    Что нужно сделать, чтобы определить падежь у существительного?

Определяем настроение по рисунку.

Результаты вывешиваются на доску.

Падежи . Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Склонение . К 1скл относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями -а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2скл относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К З скл относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на Ь. Разносклоняемые существительные

В отдельную группу выделим разносклоняемые существительные среднего рода на -мя:бремя, вымя, темя, пламя, стремя, пламя, время, знамя, имя, племя, семя -и существительное мужского рода путь, среднего рода дитя.

Разносклоняемыми эти слова названы потому, что частью они склоняются как существительные третьего склонения, а в форме творительного падежа имеют окончание второго склонения. Сравним:

и.п пламя, дитя, путь, ночь_

р.п. пламени, дитяти, пути, ночи

д.п. пламени, дитяти, пути, ночи

в.п. пламя, дитя, путь, ночь_

т.п. пламенем, дитятей (-ею), путём, ночью

п. п. о пламени, о дитяти, о пути, о ночи.

В русском языке целый пласт лексики составляют существительные - бывшие прилагательные или причастия, но они сохранили форму прежней части речи и склоняются какприлагательные. Эти слова выделим в отдельный тип склонения существительных, например:

служащий, провожающий, прибывший, слагаемое, прохожий, ванная, запятая, горничная, горячее, сказуемое, мороженое.

К отдельному типу склонения отнесем существительные, которые имеют только форму множественного числа. У этих слов невозможно определить родовую принадлежность и, следовательно, отнести к одному из трех основных типов склонения:

грабли, брюки, весы, качели, румяна, перила, чернила, хлопья, сливки, консервы, будни, сутки, каникулы, городки, шахматы, проводы, выборы, дебаты.

Особняком находятся несклоняемые существительные, которые во всех падежах сохраняют одну и ту же форму, например:

метро, пальто, кенгуру, зебу, колибри, сулугуни, драже, трюмо, каноэ, алоэ, шасси, такси, жалюзи, бра.

Роди́тельный паде́ж , генити́в (лат. genitivus, genetivus ) - один из косвенных падежей, в языках мира обычно выражающий притяжательные отношения (то есть отношения принадлежности), а также имеющий целый ряд других функций. Этим он отличается от притяжательного падежа (посессива), который выражает только принадлежность. Термин «родительный» восходит к древнегреческой традиции, где при помощи его указывалось имя отца (родителя): «такой-то, (сын) такого-то».



Основными функциями родительного падежа в русском языке являются:

· притяжательная («улица города», «день рождения»)

· разделительная («немного масла», «один из нас»)

· отложительная («уберечься от беды», «выйти из воды», «что с них взять?»)

Грамматические загадки.

1) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже.

(Именительный падеж)

2) Каким членом предложения является сущ. в форме Именительный падеж?(Главным членом предложения).

3) Какое вспомогательное слово есть у этого падежа?(Есть )

4) Какие предлоги использует? (нет предлогов )

Сегодня мы познакомимся с ещё одним падежом.

Назовите вопросы Родительного падежа. (Кого?Чего?)

Практическая работа

Задание №1.Выпиши из текста существительные, определи их род, падеж.

Однажды зимой мы пошли в лес. В сосновом лесу было тихо. Всё было покрыто белым покрывалом. В холодном воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась страшным чудовищем. Как прекрасен зимний лес! Мы долго любовались чудесным зимним пейзажем.

Задание №2.Определите склонение и падежи имен существительных.

Жёлтый тополиный лист оторвался от ветки и, покачиваясь в воздухе, медленно спустился на землю.

Каждая травинка, каждый упавший на землю лист, каждая паутинка – всё обсыпано сахарной пудрой.

Задание №3.Спишите. Определите склонение и падеж имён существительных.

Упадёт луч солнца на траву, вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.

На припёке горячо и сладко пахли трава и крапива.

Ближняя сопка была покрыта зелёным ковром брусничника. Глянцевый лист блестел, прикрывая кисточку цветка.

Задание №4.Напишите рассказ об осени из 5 – 6 предложений, используя данные слова. Определите склонение и падеж всех имён существительных



Осколок, хрустальное, лучезарное, бархат, звон.

Задание №5.Текст.«Автоматические выключатели»Перевод текста. Подчеркнуть существительные и указать падеж.
Автоматический выключатель (автомат) служит для нечастых включений и отключений электрических цепей и защиты электроустановок от перегрузки и коротких замыканий, а также недопустимого снижения напряжения. По сравнению с плавкими предохранителями автоматический выключатель обеспечивает более эффективную защиту, особенно в трёхфазных цепях, так как в случае, например, короткого замыкания производится отключение всех фаз сети. Предохранители в этом случае, как правило, отключают одну или две фазы, что создаёт неполнофазный режим, который также является аварийным.Автоматический выключатель состоит из следующих элементов: корпуса, дугогасительных камер, механизма управления, коммутирующего устройства, расцеплителей. ля включения автоматического выключателя, находящегося в расцепленном положении, механизм должен быть взведен путем перемещения рукоятки выключателя в направлении знака «О» до упора. При этом происходит зацепление рычага с защелкой, а защелки – с отключающей рейкой.

Модуль №5.

Тема: Сочетание количественных числительных с существительными и прилагательными. Употребление и правописание сочетаний числительное+существительное. Грамматическая конструкция «до+Р.п. числительного» Грамматическая конструкция «на +В.п.числительного»

Теоретическая работа.

Зарядку необходимо сделать до 7 (семи -числительное в Р.п.)утра.(образец)привести примеры.

Подойти на 5(пять –числительное в В.п.)минут раньше.

Изменение существительного по падежам и числам - это особенность русского языка, делающая его одним из самых сложных в мире не только для иностранцев, но и для носителей. Рассмотрим это подробнее.

Введение в тему

Многим уже известно, что в русском языке окончание будет изменяться, если к задавать различные вопросы (это и есть изменение существительного по падежам):

  • Кто/Что? - тарелка, юнга, капитан, зерно, капель, картины, шимпанзе.
  • Кого/Чего? - тарелки, юнги, капитана, зерна, капели, картин, шимпанзе.
  • Кому/Чему? - тарелке, юнге, капитану, зерну, капели, картинам, шимпанзе.
  • Кого/Что? - тарелку, юнгу, капитана, зерно, капель, картины, шимпанзе.
  • Кем/Чем? - тарелкой, юнгой, капитаном, зерном, капелью, картинами, шимпанзе.
  • О ком/О чем? - о тарелке, о юнге, о капитане, о зерне, о капели, о картинах, о шимпанзе.

О том, как именно изменение существительного по падежам называется, 4 класс на уроках узнать постарается.

Падеж - это форма, в которой стоит слово в предложении, она необходима для того, чтобы оно грамотно, гладко и гармонично сочеталось с соседним словом.

Практически каждый ученик младших классов знает забавное стихотворение, иллюстрирующее изменение существительных по падежам:

"Как-то с тонкой ветки клена

Отцепился лист зеленый.

Полетел он вслед за ветром

Полетать по белу свету.

Завертелась голова

У кленового листа ...

Долго ветер его нес,

Уронил лишь на мосту.

В тот же час лохматый пес

Шмыг - к красивому листу .

Хвать когтем уставший лист ,

Давай, мол, поиграем.

"Не пойду", парашютист

Головушкой качает...

Ветер вдруг с листом зеленым,

Словно смерч, взметнулся снова,

Но проказник наш устал

И ко мне в блокнот упал...

Сочиню в лесу под кленом

Песню о листе влюбленном".

Такое изменение имен существительных по падежам называется склонением.

Именительный

Именительный падеж - это базовый падеж, противопоставленный остальным Его форма часто равна корню. Он никогда не употребляется с предлогами. Слово в именительном падеже является одним из двух главных членов предложения:

Камень (подлежащее) надежно загородил вход в таинственную пещеру .

Сердце его - твердейший камень (сказуемое).

Родительный

  1. все существительные женского рода (кроме тех, что оканчиваются на мягкий знак), мужского рода -на -а/я;
  2. мужского рода, те, что в именительном оканчиваются на согласный звук, среднего рода на -о/е;
  3. женского рода, имеющие в конце слова "ь".

Изменение существительных по падежам во множественном числе

Существительные во множественном числе не имеют разделения по типам склонения. Падеж определяется так же, как и в единственном: нужно всего лишь задать вопрос:

  • Кто/Что? - учителя, конфеты (именительный).
  • Кого/Чего? - учителей, конфет (родительный).
  • Кому/Чему? - учителям, конфетам (дательный).
  • Кого/Что? - учителей, конфеты (винительный).
  • Кем/Чем? - учителями, конфетами (творительный).
  • О ком/О чем? - об учителях, о конфетах (предложный).

Несклоняемые существительные

В некоторых случаях изменение существительных по падежам происходит без изменения окончания:

  • пальто;
  • кино;
  • кенгуру;
  • какао;
  • кофе;
  • шимпанзе;
  • пенсне;
  • колибри;
  • пони;
  • реле;
  • филе;
  • шоссе;
  • такси;
  • метро;
  • алоэ;
  • кашне;
  • трюмо;
  • кафе;
  • манто;
  • какаду;
  • драже;
  • пари;
  • интервью;
  • рагу;
  • жюри;
  • пюре;
  • бюро;
  • ателье.

Эти слова нужно просто запомнить.