Болезни Военный билет Призыв

Известные пилоты гражданской авиации. С.Дарюс и С.Гиренас. Рождение военной авиации России

На протяжении всей Великой Отечественной войны, за исключением разве что последних ее месяцев, пикирующий бомбардировщик люфтваффе Junkers Ju 87 был одним из основных противников советских летчиков-истребителей, особенно в периоды активных боевых действий. Поэтому в списках побед многих наших асов «лаптежники» (именно такую кличку получил у нас немецкий пикировщик за характерное неубирающееся шасси в массивных обтекателях) занимают видное место.

Совершивший из-за повреждений двигателя вынужденную посадку Ju 87B-2 из состава III./ St.G. 2, осень 1941 г.,
район станции Чудово, Ленинградская область (http://waralbum.ru )

Поскольку побед над Ю-87 (так самолет обозначался в советских штабных документах) было зафиксировано очень много – на 3000 летчиков-асов приходится около 4000 заявок на уничтожение вражеских пикировщиков – наличие их в боевых счетах асов находится, фактически, в прямой зависимости от общего количества сбитых самолетов, и верхние строчки списка занимают самые известные советские асы.

Первое место среди охотников за «лаптежниками» делят самый результативный летчик-истребитель антигитлеровской коалиции, трижды Герой Советского Союза Кожедуб Иван Никитович и другой знаменитый ас – дважды Герой Советского Союза Арсений Васильевич Ворожейкин. Оба этих летчика имеют на счету по 18 сбитых Ю-87. Кожедуб все свои «юнкерсы» сбил в составе 240-го ИАП (первая победа над Ю-87 – 06.07.1943, последняя – 01.06.1944), летая на истребителе Ла-5, Ворожейкин – в составе 728-го ИАП на Як-7Б (первый сбитый «лаптежник» – 14.07.1943, последний – 18.04.1944). Всего за войну Иван Кожедуб одержал 64 личные воздушные победы, а Арсений Ворожейкин – 45 лично и 1 в паре, причем у обоих выдающихся наших летчиков первыми в обширных списках сбитых ими самолетов значатся именно Ю-87.


Иван Никитович Кожедуб, лучший ас антигитлеровской коалиции, уничтожил больше всех Ю-87 – на е
го счету 18 немецких пикировщиков (http://waralbum.ru )

Вторую строчку в условном рейтинге уничтожителей «штук» занимает еще один летчик 240-го ИАП, летавший на Ла-5 – дважды Герой Советского Союза Кирилл Алексеевич Евстигнеев, одержавший за время своей боевой карьеры 13 личных побед над Ю-87, также имеющий еще один сбитый в группе. Всего Евстигнеев сбил 52 самолета противника лично и 3 в группе.

Третье место в списке по личным победам делят летчики 205-й истребительной авиадивизии Герой Советского Союза Василий Павлович Михалев из 508-го ИАП (213-й Гв.ИАП) и дважды Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Гулаев (27-й ИАП/129-й Гв.ИАП), имеющие на счету по 12 уничтоженных «лаптежников» (у Василия Михалева, кроме того, имеется в активе 7 пикировщиков, сбитых в группе). Первый начал боевую карьеру на Як-7Б, «завалив» на нем 4 Ю-87, а остальные сбил, находясь в кабине ленд-лизовского истребителя P-39 «Аэрокобра»; второй – 7 первых «штук» отправил на землю, пилотируя Як-1 (причем два «юнкерса» Гулаев сбил таранными ударами), остальные победы одержал на «Аэрокобре». Итоговый боевой счет Михалева составил 23+14, а Гулаева – 55+5 воздушных побед.

Четвертую позицию рейтинга с 11 личными победами над Ю-87 занимает «великолепная пятерка» летчиков-истребителей ВВС КА, которую возглавляет Герой Советского Союза Федор Федорович Архипенко, имеющий на счету также 6 «лаптежников», сбитых в группе. Свои победы над Ю-87 летчик одерживал в рядах двух авиаполков – 508-го ИАП и 129-го Гв.ИАП, сбив два бомбардировщика лично на Як-7Б, остальные – на «Аэрокобре». Всего за время войны Архипенко сбил 29 самолетов противника лично и 15 в группе. Далее в список пилотов, сбивших по 11 Ю-87, выглядит так: Литвиненко Трофим Афанасьевич (воевал в составе 191-го ИАП на P-40 «Киттихаук» и Ла-5, итоговый боевой счет – 18+0, Герой Советского Союза); Михалин Михаил Федорович (191-й ИАП, «Киттихаук», 14+2); Речкалов Григорий Андреевич (16-й Гв.ИАП, «Аэрокобра», 61+4, дважды Герой Советского Союза); Чепинога Павел Иосифович (27-й ИАП и 508-й ИАП, Як-1 и «Аэрокобра», 25+1, Герой Советского Союза).

По 10 лично сбитых Ю-87 имеют на счету еще пятеро летчиков: Артамонов Николай Семенович (297-й ИАП и 193-й ИАП (177-й Гв.ИАП), Ла-5, 28+9, Герой Советского Союза); Зюзин Петр Дмитриевич (29-й Гв.ИАП, Як-9, 16+0, Герой Советского Союза); Покрышкин Александр Иванович (16-й Гв.ИАП, Управление 9-й Гв.ИАД, «Аэрокобра», 46+6, трижды Герой Советского Союза); Рогожин Василий Александрович (236-й ИАП (112-й Гв.ИАП), Як-1, 23+0, Герой Советского Союза); Сачков Михаил Иванович (728-й ИАП, Як-7Б, 29+0, Герой Советского Союза).

Кроме того, по 9 пикирующих «юнкерсов» отправили на землю 9 летчиков-истребителей, по 8 сбитых Ю-87 имеют 8 человек, по 7 – 15 пилотов.

Первый русский летчик, Михаил Никанорович Ефимов, предварительно пройдя обучение в Европе, впервые поднялся в небо 08.03.1910 г. Уроженец Смоленской губернии совершил свой полет над Одесским ипподромом, где его наблюдала целая сотня тысяч человек!

Он летел на собственном самолете, который приобрел за призовые средства, выигранные на престижнейших соревнованиях авиаторов в Ницце. Владея основательными инженерными знаниями, обладая европейскими языками и хорошей физической подготовкой, он был продвинутым спортсменом в области технических видов спорта.

Где обучался первый русский летчик?

Его путь в авиацию начался за пределами России. Он поймал свой шанс. Как только в 1909 г. близ Парижа (в г. Мурмелон) была основана школа для летчиков разных стран, чемпион России по вело- и мотоциклетному спорту (это были предыдущие достижения Михаила) приехал туда учиться. Он стал самым блестящим учеником признанного пионера авиастроения Анри Фармана (авиаконструктора, промышленника, летчика - автора первых авиационных рекордов.) Тот учил его лично. Первый самостоятельный полет Ефимов совершил 25.12.1909 года. В дальнейшем патрон ему доверил обучение летному искусству адептов своей школы. Фактически россиянин стал летчиком-инструктором.

После триумфальной презентации в Одессе осенью того же года первый русский летчик выступил на Всероссийском празднике воздухоплавания в Петербурге. Там он познакомился с преподавателем Московского университета, впоследствии - создателем науки аэродинамики, профессором Жуковским Николаем Егоровичем. Практические навыки пилота были ценны для ученого. Николай Егорович проявлял не праздный интерес к новому знакомому, ведь ученый был организатором Воздухоплавательного кружка при Московском высшем техническом училище. А этот кружок привел в авиацию авиаконструкторов Архангельского, Стечкина, Туполева.

Вклад Михаила Ефимова в русское летное искусство

Тогда же опыт и умение одного из лучших пилотов привлекли пристальное внимание российского военного ведомства. Ему было предложено руководить севастопольской авиашколой, в которой готовились русские летчики (параллельно в это же время была организована еще одна авиашкола в Гатчине, под Петербургом).

Творческое отношение преподавателя - инструктора Михаила Ефимова - к летному делу проявилось в личной отработке им пикирования, крутых виражей, планирования с отключенным двигателем, прицельного бомбометания. Этим навыкам он методически грамотно обучал учеников севастопольской школы.

Также первому российскому летчику принадлежит изобретение устройства, позволяющего запускать двигатель самолета непосредственно пилоту, не прибегая к посторонней помощи.

Труд Михаила Ефимова и его единомышленников оказался очень актуальным.

В 1914 году началась Первая Мировая война. Страшное действо, впоследствии разрушевшее экономику Европы и приведшее к краху сразу две ее империи: Российскую и Австро-Венгерскую.

С 1915 года летчик №1 России умело участвовал в боевых действиях, производя авиаразведку и прицельное бомбометание.

С германскими пилотами сражались французские, британские, русские летчики.

Петр Нестеров. Первый в мире таран

Русские пилоты быстро переняли французскую школу воздушного боя, основанную на тактике запутывания противника, внезапных маневрах.

Накануне войны родилась российская школа высшего пилотажа. 27.08.1913 года над Сырецким полем под Киевом один из первых русских летчиков - Петр Николаевич Нестеров - совершил «полет по кривой замкнутой в плоскости вертикальной», т. е. так называемую мертвую петлю. Справедливости ради, заметим, что фигуры высшего пилотажа были не абсолютным экспромтом пилота, а скрупулезным воплощением этим практиком тонких аэродинамических расчетов профессора Жуковского.

В первое время военных действий выявилась очевидная проблема: самолеты были несовершенны по причине неподготовленности к воздушному бою. В начале Первой Мировой авиация была неидеальной. Единственным способом сбить вражеский оказался таран.

Первый в мире таран 26.08.1914 года совершил изобретатель школы высшего пилотажа штабс-капитан российской армии Петр Николаевич Нестеров. Это была одновременно и первая в мире победа в воздушном бою. Однако какой ценой? Героическая гибель одного из лучших пилотов в мире, сбившего в окрестностях г. Жовква (находится под Львовом) немецкий истребитель «Альбатрос» своим «Мораном» заставила конструкторов задуматься.

С одной стороны, этот эпизод свидетельствует: психологическое состояние русских летчиков Первой Мировой войны было мотивированным, направленным на захват воздушного господства. С другой стороны - таран по своей природе не мог считаться рациональным видом боевых действий. Ведь герои должны возвращаться домой живыми. Самолету было нужно реальное вооружение. Вскоре сначала французские инженеры разработали авиационный пулемет, а вслед за ними - и немецкие.

Рождение военной авиации России

В 1915 г. в составе российской армии было 2 авиаотряда. А уже следующей весной к ним добавилось еще 16. До 1915 года русские летчики сражались на произведенных во Франции самолетах. В 1915-м в России конструктором Сикорским был создан первый отечественный самолет - С-16.

Русские летчики Первой Мировой войны вооружались уже устаревшими бортами «Ньюпор-11» и «Ньюпор-17».

Летчик-профессионал

15 немецких самолетов сбил штабс-капитан 11-го корпусного авиаотряда Евграф Николаевич Крутень. Он обучился премудростям высшего пилотажа в Гатчинской авиашколе, освоив там же легендарную «мертвую петлю». Однако на этом в своем профессиональном развитии не остановился.

Вообще говоря, стремление доминировать в бою характеризует психологическое состояние русских летчиков Первой Мировой войны. Военная карьера Крутня, офицера-патриота, была быстротечной и закончилась, к сожалению, его скорой героической гибелью.

Он до совершенства отшлифовал боевую тактику атаки самолетов противника. Сначала благодаря искусному маневру один из первых русских военных летчиков Евграф Крутень заставлял свою машину поднырнуть под самолет противника, а затем сбивал его при помощи пулемета.

Лучшие русские летчики-асы

Напримере Евграфа Крутеня, трагически погибшего из-за столкновения с землей при плохой видимости, мы можем понять особенности самосознания русских летчиков Первой Мировой войны. Опаленные огнем, овладевшие тактикой боя, они осознали возростающую роль авиации в войне.

В среде русских летчиков сформировались, воспитались настоящие профессионалы. Однако враги вынуждены были считаться и с россиянами: Казаковым Александром (20 сбитых самолетов); Крутнем Евграфом (17 выигранных воздушных поединков); Аргеевым Павлом (15 побед); Сергиевским Борисом (14); Северским Александром (13); Суком Григорием, Макиенком Донатом, - по 7; Лойко Иваном, Вакуловским Константином - по 6. Однако таковых было немного. Основную лямку войны, образно говоря, тянул рядовой пехоты.

Не отличался разнообразием социальный состав русских летчиков Первой Мировой войны. Все они были дворянами, учились в одних и тех же гимназиях, авиашколах. Все офицеры знали один другого лично.

Но все-таки общий тон войны в небе задавали не россияне, а немцы - Манфред Фон Рихтгофен (прозвище «Красный барон», 80 сбитых самолетов), Вернер Фосс (48 побед).

От них практически не отставали и французы: Рене Пауль Фонк одержал 75 побед, его земляк Георг Гинемар - 54, Карлса Ненжессер - 43.

Героизм русских летчиков I Мировой

Впечатляющее преимущество асов-немцев и французов, как мы уже упоминали, объясняется просто: наличием синхронизированного с самолетным винтом пулемета. Впрочем, заслуживает уважения и восхищения мужество, которое проявляли знаменитые русские летчики Первой Мировой.

Если по критерию мастерства пилотирования и мужеству российские офицеры не уступали колегам из Германии и Франции, то из-за устаревшей техники гибли они чаще.

Начало Великой Отечественной войны. Превосходство немецкой авиации

Она стала существенно мощнее и значительно усовершенствовались. В прошлом остались демонстрируемые на фронтах I Мировой войны характеристики:

Деревянная конструкция бипланов со стойками с проволочными растяжками между крыльями;

Неубирающееся шасси;

Открытая кабина;

Скорость - до 200 км/час.

Уже с 1935 г. германское министерство авиации взяло курс на произвдство инновационных цельнометаллических боевых машин: "Хенкель" Не 111, "Месершмитт" Bf 109, "Юнкерс" Ju 87, "Дорнье" Do 217 и Ju 88. В.

К примеру, новый бомбардировщик «Юнкерс» комплектовался двумя двигателями по 1200 л/с каждый. Он развивал скорость до 440 км/час. Машина несла с собой до 1,9 тонны бомб.

Советский же аналог этой техники - бомбардировщик ДБ-3 - начал производиться на 4 года позже - с 1939-го. Основной же бомбардировочный парк на начало войны состоял из деревянных тихоходных ХАИ - ВВ (220 км/час, бомбовая нагрузка - 200 кг).

К 40-м годам прошлого века двухместный истребитель потерял свою актуальность. В Советской Армии на начало войны основным истребителем был деревянный биплан И-16 с двигателем 710 л/с. Его максимальная скорость составляла 372 км/час, однако конструкция была комбинированной: крылья металлические, а фюзеляж - деревянный.

Германия же, учтя опыт войны в Испании, в 1939 г. приступила к производству истребителя "Мессершмидт" BF 109 F.

Борьба за господство в воздухе

Крайне сложная воздушная ситуация сложилась в первые же дни войны. 22 июня прицельной бомбардировкой было уничтожено 800 невзлетевших советских самолетов на основных аэродромах, а также 400 в воздухе (у противника уже был боевой опыт.) Немцы фактически уничтожили в районах базирования всю новую советскую летную технику. Так что господство в воздухе сразу, с 22.06.1941 года, захватили фашисты.

Очевидно, что при таких тяжелых обстоятельствах русские летчики проявить себя на поле боя могли не в полной мере. Однако победа досталась германской авиации дорогой ценой. С 22.06 по 05.07 1941 года она потеряла 807 своих самолетов. Только за 22.06.1941 г советские пилоты осуществили 6000 боевых вылетов.

В дальнейшем борьба за преимущество в воздухе отразилась и в эволюции организационных форм советской авиации. Она была изъята из общевойсковых частей и сосредоточена в новых - авиационных. Соединения смешанные сменились однородными: истребительными, бомбардировочными, штурмовыми. Оперативно в 1941 году были созданы резервные авиагруппы из 4-5 авиаполков, которые в 1942-м постепенно сменились воздушными армиями. К концу войны с советской стороны воевало уже 17 воздушных армий.

Таким образом, была достигнута возможность продолжительного во времени ведения боевых действий. Именно тогда знаменитые русские летчики стали одними из признанных героев ВОВ.

Первая крупная победа советских летчиков, по признанию Главнокомандующего ВВС, главного маршала авиации Кутахова П. С., пришлась на битву под Москвой. Из множества фашистских бомбардировщиков, стремящихся прорваться к столице, это удалось сделать лишь 28, что составляло всего лишь 1,4%. На подступах к столице русские летчики ВОВ уничтожили 1600 самолетов Геринга.

Уже в конце 1942 года Советская Армия была готова к реваншу в воздушном господстве. В резервах Ставки Главнокомандования сформировали 5 корпусов истребительной авиации с современными цельнометаллическими самолетами. С лета 1943 года советские истребители стали диктовать свои условия на поле боя.

Новаторство в организации боя

В каждой дивизии пилоты по признаку боевого опыта и дружбы были разбиты на боевые пары, из лучших выделялась группа асов. Каждой истребительной дивизии определялась ограниченная полоса фронта для охоты за немецкими бомбардировщиками. Для координации боя стала системно использоваться радиосвязь.

Приведем пример одного такого боя. Против четверки (звена) советских истребителей (ведущий - майор Найденов) немцы выслали 11 «Мессершмидтов» 109-й модели. Руководство боем велось с командного пункта 240-й ИАД. Оперативно с аэродрома взлетел второе звено ЯК-1 для усиления. Таким образом, в бой вступили 8 ЯКов против 11 "Мессеров". Далее все решало мастерство. Советский ас - лейтенант Мотуз - достойно сразился против 4-х «Мессеров». Благодаря маневру ему удалось уйти с линии огня, сбить один и подбить второй вражеский самолет. Оставшиеся два обратились в бегство.

Атакованные ими группы «Юнкерсов» в среднем теряли за один бой от четверти до трети своих машин. В результате активности наших летчиков массированные бомбардировки фашистской авиацией прекратились.

Истребители в направлениях возможного наступления и появления крупных вражеских авиационных сил производили «расчистку воздуха», для патрулирования выдвигаясь вглубь. По мере израсходования топлива и боезапаса они сменялись, производилось наращивание боевых сил на протяжении боя.

Русский реванш. Битва над Кубанью

Господство в воздухе было завоевано в битве над Таманским полуостровом. Фашисты там сконцентрировали группу из 1000 самолетов.

С советской стороны было порядка 900 боевых машин. Наша истребительная авиация была оснащена новыми самолетами ЯК-1, ЯК-7Б и ЛА-5. В день происходило порядка пят десятков воздушных боев. Об этом беспримерном авиастолкновении писал Л. И. Брежнев в «Малой земле», рассказывая, как очевидец, наблюдающий противостояние с земли. По его словам, взглянув на небо, одновременно можно было видеть сразу по нескольку боев.

В эпицентре сражения над Кубанью была 229 авиадивизия 4-й воздушной армии.

Русские летчики Второй Мировой войны, регулярно нанося врагу тяжелый урон, психологически сломили немецких асов, считавших себя лучшими в мире.

При всем при том следует признать, что немецкие асы дрались героически. Если германцы были достойны победы, то русские герои, казалось, потеряли всякое чувство самосохранения.

В дни максимально активных боев советские летчики спали в кабинах, поднимаясь в небо при первой команде, шли в бой, даже получив раны, питались адреналином. Многие по нескольку раз меняли машины: металл не выдерживал. Каждый летчик чувствовал: здесь творится история.

Именно над Кубанью впервые в эфире прозвучала легендарная фраза, заслышав которую, немецкие «бубновые» асы дружно разворачивали машины и обращались в бегство: «Achtung! Achtung! Achtung! Pokryshkin in Himmel! Achtung! As Pokryshkin in Himmel!».

После победы в битве над Кубанью и до конца ВОВ русский военный летчик стал доминировать в небе.

Знакомимся: Покрышкин Александр Иванович

Этот рассказ - о летчике уникальном. О гениальном теоретике и гениальном практике истребительного боя.

Александр Иванович, влюбленный в в жизни всегда хотел не просто «дойти до самой сути», но и «ухватить еще сверх того, что возможно». Он стремился к совершенству, но это нельзя было назвать эгоизмом. Скорее, Покрышкин был лидером, действующим по принципу «Делай как я!». Он был талантливым трудоголиком. До него никогда еще даже великие русские летчики не достигали подобного абсолютного уровня мастерства.

Мечтая стать асом, он определил для себя свои слабые стороны (стрельба по конусу, правый маневр), а потом, путем настойчивых тренировок, сотен и сотен повторений, достиг в них первенства среди сослуживцев.

Александр Иванович воевал с первых дней войны от границы Молдавии в составе 55-го истребительного авиационного полка. Ему поручали разведку дислокации частей противника, и с этим заданием Покрышкин справлялся блестяще.

Покрышкин всегда анализировал как позитивный, так и отрицательный опыт. Например, после того как его, истребителя, прикрывающего тихоходные бомбардировщики, «сбили» (Александр Иванович тогда через линию фронта вернулся к своим), он осознал пагубность снижения скорости и разработал новую тактику сопровождения - «змейкой».

Александр Иванович разработал русскую инновационную стратегию и тактику воздушного боя, абсолютно адекватную запросам времени. Его творческую личность всегда ненавидели карьеристы и догматики. Но, к счастью, идеи гениального летчика вскоре нашли свое воплощение в боевом уставе истребительной авиации.

Александр Иванович мог лишиться крыльев

В июне 1942 г. полк, где служил на самолете ЯК-1 герой, стал гвардейским.

Летом 1942 года его передислоцировали в Баку для перевооружения. Прямой бескомпромиссный характер летчика, его талант, очевидная способность сделать карьеру настраивали против него завистников. В то время, когда командир дивизии проходил лечение, эти подлые люди использовали время передышки между боями для сведения счетов с непокладистым асом.

Его обвинили в нарушениях уставов и инструкций и даже привлекли к суду. Покрышкин вполне мог оказаться в лагерях... К чести командира дивизии, тот, узнав о происшедшем, разрушив планы кляузников, спас героя-летчика.

Высокий полет

С марта 1943 г. Покрышкин летал на американской «аэрокобре». Весной 1943 г. полк был передислоцирован на Кубань, в эпицентр воздушной битвы. Здесь виртуоз истребительного боя в полной мере показал свое мастерство.

А боевой авиационный порядок всей Советской Армии во время Кубанской битвы впервые был выстроен «этажеркой» согласно выработанной Александром Ивановичем стратегии. Асы «Люфтваффе» несли неслыханные для себя потери.

Имя Покрышкина навечно золотыми буквами было вписано в историю русской авиации на страницах, где перед ним значились русские летчики Первой Мировой войны. Однако пилот превзошел даже их, став асом среди асов. По окончании ВОВ он командовал истребительной авиадивизией. Александр Иванович совершил более 600 боевых вылетов, сбив 117 самолетов противника.

Кожедуб Иван Никитович

По официальной статистике, результат Александра Ивановича Покрышкина превзошел лишь один человек: Кожедуб Иван Никитович. Сын даровитого крестьянина, самостоятельно научившегося грамоте и «пробившегося в люди», Иван впервые увидел небо из кабины самолета в 1939 году. Парень просто влюбился в профессию летчика, ему казалось, что в мире нет ничего прекраснее этого.

Не сразу он стал асом. Парень обучился летному делу в чугуевском авиаучилище. Когда началась ВОВ, он рвался на фронт, но его не отпускали, оставив служить инструктором.

Написав десятков пять рапортов, летчик-инструктор осенью 1942 года попал служить в 240-й истребительный полк. Кожедуб летал на истребителе ЛА-5. Полк, сформированный наспех и отправленный на Сталинградский фронт впопыхах, без надлежащей летной подготовки, вскоре был разбит.

В феврале 1943 г. года вновь отформатированный полк опять отправили на фронт. Но уже через полтора месяца - 26.03.1943 г. - Ивана Никитовича «сбили». Его, тогда по неопытности замешкавшегося и оторвавшегося на взлете от самолета прикрытия, сразу же атаковали шесть «мессеров». Несмотря на грамотную тактику будущего аса, из-за отсутствия прикрытия у него «на хвосте» оказался самолет противника. Благодаря феноменальному маневру Иван Никитович тогда выжил. Но урок - быть в небе неразрывно в паре с самолетом прикрытия - усвоил. Забегая наперед, сообщим, что в дальнейшем Кожедуб сбил 63 самолета противника.

Летал он всегда на ЛА-5, которых сменил 6. Сослуживцы вспоминали, что относился он к ним не как к машинам, а как к живым существам. Разговаривал с ними, называл ласково... Что-то непостижимо-религиозное было в отношениях человека и машины. Но поразительней всего было то, что ни разу, никогда на самолетах Ивана не было ни одного сбоя, ни одной внештатной ситуации, а самого пилота не раз спасала бронированная спинка сиденья.

Заключение

Известные русские летчики Великой Отечественной войны награждались высшей наградой Страны Советов - званием Героя Советского Союза: Александр Покрышкин и Иван Кожедуб - трижды; 71 летчик (из них 9 - посмертно) получил это высокое звание дважды.

Все награжденные - достойные люди. «Героя» давали за 15 сбитых вражеских самолетов.

Среди Героев - легендарный Алексей Петрович Маресьев, вернувшийся в строй после тяжелого ранения и ампутации ног. Ворожейкин Арсений Васильевич (46 сбитых самолетов), дважды герой Советского Союза с неповторимым рисунком боя, основанным на идеальном владении высшим пилотажем. Гулаев Николай Дмитриевич, которому принадлежит феноменальный результат (в битве над речкой Прут он сумел всего лишь за 4 минуты сбить 5 вражеских самолетов.) Список этот можно продолжать очень долго...

19 августа 1944 года известнейшему летчику-асу, полковнику Александру Покрышкину была вручена третья медаль Золотая Звезда, и он стал первым в истории страны трижды Героем Советского Союза. Награда была полностью заслуженной.

Свою войну лейтенант Покрышкин начал в июне 41-го и начал, надо сказать, с инцидента – сбил советский самолет Су-2. Тогда машина только стала поступать в части, и мало кто из пилотов был с ней знаком. Повстречав самолет в небе Молдавии , Покрышкин подумал, что он – фашистский и сбил «Сушку». Уже на следующий день Александр Иванович реабилитировался – на его счет был записан первый Мессершмит-109, а сколько их еще будет…

Сначала Александр Покрышкин летал на МиГах, позже на американской «Аэрокобре »,

поставленной по ленд -лизу, на ней он и одержал большинство своих воздушных побед.

Быстро рос в званиях, летом 1944 года возглавил 9-ю гвардейскую авиадивизию.

Официально Александр Покрышкин сбил 59 самолетов противника лично и 6 - в группе, еще 15 официальных побед, одержанных в 1941 году, не вошли в его счет – во время бомбежки сгорели наградные документы в штабе авиаполка. Парад Победы прославленный летчик встретил в Берлине – он был почетным знаменосцем 1-го Украинского фронта. После войны Александр Иванович остался в армии и дошел до звания Маршал авиации.

Мы вспомнили еще несколько известнейших советских летчиков-асов и готовы рассказать про них.

Самый результативный Иван Кожедуб

Наиболее результативный летчик-ас всех сил союзников во Второй мировой войне

родился в 1920 году в селе Ображиевка Черниговской губернии в семье крестьянина.

С детства Ивана "тянуло к небу": сначала он занимался в местном аэроклубе, а в возрасте 20 лет вступил в ряды Красной Армии. В том же 1940 году закончил знаменитую Чугуевскую

авиашколу и остался в ней в качестве инструктора. В грозном фронтовом небе самолет Кожедуба появился только в 1943 году. Первый бой едва не стал последним – меткой очередью Мессершмит-109 вывел из строя Ла-5 нашего героя. Иван чудом посадил самолет, но вынужден был летать на чем придется, на любых свободных самолетах в эскадрилье. Его даже хотели отправить на службу не связанную с полетами – командир полка заступился. И не прогадал. На Курской дуге, совершая 40-й боевой вылет Кожедуб сбил свой первый официально подтвержденный самолет – фашистский бомбардировщик «Юнкерс». Назавтра еще один «бомбер», дымя, рухнул на землю под очередями Ивана. Почувствовав вкус к победе, через день летчик «приземлил» сразу два немецких истребителя. Всю свою боевую карьеру Кожедуб воевал на отечественных самолетах конструкции Лавочкина - сначала на Ла-5, затем на Ла-7. Первый, кстати, был построен на деньги колхозника-пчеловода из Сталинградской области, вот такие нищие там были колхозники.

Всего Трижды Герой Советского Союза Кожедуб сбил 62 немецких самолета, последний

Маршала авиации.

Белая Лилия Сталинграда: Лидия Литвяк

С 14 лет москвичка Лидия Литвяк занималась в аэроклубе, там совершила свой первый

полет, а после окончания Херсонской авиашколы стала летчиком-инструктором. В 1942

году девушку с такими многообещающими данными призвали в армию и зачислили в

один из многочисленных истребительных полков. Отличался 586 ИАП только одним – это был целиком женский авиаполк. Лидия Литвяк.Дальше судьба Лидии Владимировны целиком связана со Сталинградом . В не бывало тяжелой борьбе в небе над городом она не только выжила, она побеждала. 13 сентября во втором боевом вылете сбила истребитель и бомбардировщик, причем одним из сбитых летчиков оказался известный немецкий воздушный ас. Затем снова победа – сбит бомбардировщик Ю-88. Лидия попросила нарисовать на капоте своего самолета нестандартный опознавательный знак - белую лилию, из-за чего в войсках, как советских, так и немецких, получила прозвище «Белая Лилия Сталинграда».


В небе ей необыкновенно везло. 11 февраля 1943 года ее самолет был сбит, она совершила вынужденную посадку на немецкой территории. Фашисты уже было попытались захватить ее в плен. Выручил знакомый летчик-штурмовик: огнем бортовых пулеметов он отогнал немецких солдат, приземлился на поле и спас Лидию.

Война – вещь жестокая, но и там находится время для любви. Именно на фронте Лидия познакомилась с Героем Советского Союза Алексеем Соломатиным . 21 мая 1943 года Алексей был тяжело ранен в воздушном бою, довел свой самолет до аэродрома, но приземлиться уже не сумел – разбился на глазах сослуживцев и любимой. С тех пор «Белая Лилия Сталинграда» не знала покоя, она ввязывалась в самые яростные схватки то ли, чтобы отомстить, то ли, чтобы погибнуть. Смерть нашла 21-летнюю Лидию Литвяк 1 августа 1943 года, над рекой Миус. К тому времени на счету Лидии было 16 сбитых вражеских самолетов – 12 лично и 4 в группе.

Его забраковали в 41-м. Григорий Речкалов

Этот человек уникален. Сама судьба сделала его грозой воздушных просторов, а люди,

люди препятствовали, как могли. Григорий Речкалов .Григорий Речкалов закончил авиашколу еще в 1939 году, и накануне войны его полк располагался в Молдавии. Войны Речкалов мог так и не увидеть, в прямом и переносном смысле. 21 июня 1941 года военная врачебная комиссия «забраковала» этого перспективного военлета - эскулапы все же обнаружили у Григория Речкалова тщательно скрываемый дальтонизм. Командование же поступило мудро – какая разница, какого цвета фашистский самолет? Свастику от звезды отличить можно и без этого, а уж форму и обводы фюзеляжа у советских и немецких самолетов – и подавно. Григорий оправдал доверие – в первую неделю войны он сбил сразу три вражеских самолета, был ранен, но привел свою машину на аэродром. Его отправили в тыл осваивать новую марку самолета, но в апреле 1942 года двадцатидвухлетнему Григорию это надоело, и он сбежал обратно в свой полк, на фронт. Звездным часом истребителя Речкалова стала знаменитая воздушная битва за Кубань , разыгравшаяся весной 1943 года. За 14 дней он записал на свой счет 19 сбитых самолетов. Дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов прошел всю войну, летал в небе Украины , Польши , Германии , сбив 61 самолет противника. Еще 4 самолета сбитые в 41-м году не были подтверждены: документы сгорели во время бомбежки штаба (вместе с документами Покрышкина, который был однополчанином Речкалова).


После войны Григорий Речкалов вышел в запас в звании генерал-лейтенанта.

Он не увидел Победы. Александр Клубов


Сын матроса с «Авроры» Александр Клубов с детства мечтал о карьере летчика, окончил военно-воздушное училище и к началу войны служил на Кавказе . Первый бой младший

В мае 1943 года Александр Клубов был направлен в эскадрилью Героя Советского

Союза Александра Покрышкина. Вскоре они стали друзьями. Покрышкин так отзывался

об Александре Ивановиче: «В Клубове жила душа истребителя. Меня радовала его манера драться, он всегда искал боя». Боевой счет Александра Клубова впечатляет – 31 немецкий самолет летчик сбил лично и 19 - в группе.

До Победы Герой Советского Союза Александр Клубов не дожил, он погиб. И не в бою,

а из-за несчастного случая. 1 ноября 1944 года был тренировочный полет на малоизвестном Александру типе самолета. При заходе на посадку машина скапотировала. Спасти героя не удалось. Посмертно он был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

"Расстреливайте сейчас!" Арсений Ворожейкин

Будущий герой Халхин-Гола и Великой Отечественной Арсений Ворожейкин родился в

1912 году в Городецком уезде Нижегородской губернии. Летом 1939 года 22 авиационный полк вместе с его комиссаром Ворожейкиным был отправлен в далекую Монголию на реку Халхин-Гол. Там пограничный конфликт перерос в настоящую войну между японцами с одной стороны, монгольскими и советским войсками - с другой. Арсений Ворожейкин.Накал воздушных боев был жесток – в некоторые периоды в небе над небольшим участком


конфликта поднималось до 200 самолетов с обеих сторон. Кампания оказалась скоротечной – июль-август 1939-го, но за это время Ворожейкин сбил 6 японских самолетов, и едва не был расстрелян. Произошло это вот как. Только прибывший новый командующий Георгий Жуков остался недоволен ходом боев и начал, что называется, «заворачивать гайки». Угораздило и Арсения Васильевича попасть под горячую руку. Летел он с задания в сумерках и увидел пылящую по дороге колонну. Своя, чужая - не разобрать, подлететь поближе – топливо на исходе. Сел Ворожейкин и доложил, что видел. Вызвали Арсения Васильевича к Георгию Константиновичу, а тот ему с ходу и в лоб: "Если колонна наша, не вражеская, то за введение в заблуждение командования мы вас расстреляем". Не таковский человек был Арсений Ворожейкин, чтоб такую несправедливость стерпеть. Подтянулся, гимнастерку оправил, мол, если такая песня-пляска пошла, чего тянуть-то, расстреливайте сейчас. Жуков хмыкнул и в знак одобрения (настоящий мужик, мол) угостил Ворожейкина коньяком. А наутро выяснилось, что это были японцы и вышла летчику награда. То голову с плеч, то пляши изба и печь.

В Великой Отечественной наш герой участвовал с августа 1942 года и до самого конца.

Всего на счету Ворожейкина 52 лично сбитых самолета противника и 6 самолетов сбито в группе, став пятым по результативности советским летчиком-истребителем.

Жизнь и судьба: Амет-Хан Султан

Вокруг судьбы этого замечательного летчика до сих пор ходит много слухов и

инсинуаций. Все дело в том, что отец Амет-хана был лакцем, а вот мать – крымской татаркой. Как известно среди большинства представителей этой нации антирусские

настроения были крайне сильны, и очень многие после оккупации Крыма пошли служить

немцам. Амет-хан был не таков, он честно сражался за свою страну. Амет-Хан Султан.Первый вылет младший лейтенант совершил уже 22 июня 1941 года на устаревшем И-153. Осенью 1941 года летчик прикрывает небо Ростова -на-Дону , а с весны 1942 – Ярославля . Там произошел интересный случай. Амет-Хан таранил вражеский бомбардировщик, но


самолет нашего героя просто застрял в «Юнкерсе». Амет-хан не растерялся, выпрыгнул с

парашютом. Вскоре «Юнкерс» красовался на главной площади Ярославля для всеобщего обозрения, там же при большом стечении народа власти города вручили храброму истребителю именные часы.

освобождении Ростова-на-Дону, Мелитополя , родного Крыма. После освобождения

полуострова началась депортация крымских татар. Семью летчика, дважды Героя

Советского Союза пощадили – особым Указом Верховного Совета им разрешили остаться в Крыму, но и после войны приезжая в родные места летчик вынужден был отмечаться в местном Алупкинском отделении милиции. Последний бой Амет-хан принял в небе над Берлином, войну закончил со счетом 30 лично и 19 в группе сбитых самолетов противника. Вскоре известный ас перебрался в Москву , стал летчиком-испытателем, ему принадлежит огромная заслуга во внедрении в отечественную авиацию реактивных самолетов.

Однажды командование ВВС решило, что летчики-испытатели получают слишком

завышенные оклады. А чтобы пилоты не роптали, «попросили» их написать о своём

согласии значительно снизить ставки. Амет-Хан написал, как и его товарищи, о

своём согласии, но сделал приписку: «Вот только жена категорически против».

Сталин проявлял постоянный интерес к тому, как идёт создание новейших видов

истребителей. Когда он увидел расписку знаменитого лётчика-испытателя, наложил

свою резолюцию: «Полностью согласен с женой Амет-Хана». Оклады для лётчиков-

испытателей оставили прежними.

Полковник Амет-хан Султан погиб в 1971 во время испытаний нового самолета. Ему был 51 год.

29-летний генерал Павел Рычагов

Карьера улыбалась Павлу Васильевичу. Родился он в 1911 году в Подмосковье . В возрасте 25 лет военный летчик Рычагов был направлен в Испанию , где шла Гражданская война. Небо там было неспокойным – немцы, поддерживающие Франко прислали в Испанию отборных летчиков – Легион «Кондор». Советские добровольцы, воевавшие на стороне республиканского правительства, не ударили в грязь лицом и, что называется, задали немцам жару. За небольшой промежуток времени отличился и Рычагов – он сбил шесть вражеских самолетов лично и 14 в группе. Под новый год 31 декабря 1936 Павлу Васильевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.


С декабря 1937 года – новое назначение, опять на фронт, в Китай . На этот раз Рычагова – старшим военным советником по использованию советской авиации. При правительстве Чан Кай Ши, который в это время вел тяжелую войну с японцами. Затем перебросили командовать Приморской группой ВВС. И опять война – конфликт у озера Хасан . Рычагов проявил себя решительным и волевым командиром, способным организовать боевые действия крупных соединений авиации на удаленном театре и руководить их массированным применением на поле боя.

В 1939-1940 молодой «ветеран» командует военно-воздушными силами 9-й армии в Финской войне. В августе 1940 в возрасте 29 лет генерал-лейтенант Рычагов становится командующим ВВС страны. Такой карьерный взлет не прошел даром - многого товарищ не знал, многому предстояло научиться, а впереди – великая война. В апреле 1941 года Рычагова сняли с должности и послали доучиваться в Военную академию Генштаба.

Великая Отечественная стала концом карьеры Павла Рычагова. Еще при нем наша

авиация была перебазирована ближе к границе и 22 июня погибла почти вся под первым ударом немцев. 24 июня 1941 года Рычагов был арестован и 28 октября 1941 года вместе со многими другими авиационными генералами расстрелян без суда в поселке Барбыш Куйбышевской области.

Большинство фамилий из списка летчиков-асов Великой Отечественной всем хорошо известны. Однако, кроме Покрышкина и Кожедуба, среди советских асов незаслуженно забывают другого мастера воздушного боя, чьей отваге и храбрости могут позавидовать даже самые титулованные и результативные летчики.

Лучше Кожедуба, круче Хартмана...

Имена советских асов Великой Отечественной войны Ивана Кожедуба и Александра Покрышкина известны всем, кто хотя бы поверхностно знаком с отечественной историей. Кожедуб и Покрышкин - самые результативные советские лётчики-истребители. На счету первого 64 вражеских самолёта, сбитых лично, на счету второго - 59 личных побед, и ещё 6 самолётов он сбил в группе.
Имя третьего по результативности советского лётчика известно лишь любителям авиации. Николай Гулаев в годы войны уничтожил 57 самолётов противника лично и 4 в группе.
Интересная подробность - Кожедубу на достижение своего результата потребовалось 330 боевых вылетов и 120 воздушных боёв, Покрышкину - 650 боевых вылетов и 156 воздушных боёв. Гулаев же добился своего результата, осуществив 290 боевых вылетов и проведя 69 воздушных боёв.
Более того, согласно наградным документам, в своих первых 42 воздушных боях он уничтожил 42 самолёта противника, то есть в среднем каждый бой завершался для Гулаева уничтоженной вражеской машиной.
Любители военной статистики подсчитали, что коэффицент эффективности, то есть соотношение воздушных боёв и побед, у Николая Гулаева составил 0,82. Для сравнения - у Ивана Кожедуба он составлял 0,51, а у гитлеровского аса Эриха Хартмана, официально сбившего большего всего самолётов за Вторую мировую войну, - 0,4.
При этом люди, знавшие Гулаева и воевавшие с ним, утверждали, что он щедро записывал многие свои победы на ведомых, помогая им получать ордена и деньги - советским лётчикам платили за каждый сбитый самолёт противника. Некоторые полагают, что общее число самолетов, сбитых Гулаевым, могло достигать 90, что, впрочем, сегодня подтвердить или опровергнуть невозможно.

Парень с Дона.



Об Александре Покрышкине и Иване Кожедубе, трижды Героях Советского Союза, маршалах авиации, написано множество книг, снято немало фильмов.
Николай Гулаев, дважды Герой Советского Союза, был близок к третьей «Золотой Звезде», но её так и не получил и в маршалы не вышел, оставшись генерал-полковником. Да и вообще, если в послевоенные годы Покрышкин и Кожедуб всегда были на виду, занимались патриотическим воспитанием молодёжи, то Гулаев, практически ни в чём не уступавший коллегам, всё время оставался в тени.
Возможно, дело в том, что и военная, и послевоенная биография советского аса была богата эпизодами, которые не слишком вписываются в образ идеального героя.
Николай Гулаев родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайской, которая ныне стала городом Аксаем Ростовской области. Донская вольница была в крови и характере Николая с первых дней и до конца жизни. Окончив семилетку и ремесленное училище, он работал слесарем на одном из ростовских заводов.
Как и многие из молодёжи 1930-х, Николай увлёкся авиацией, занимался в аэроклубе. Это увлечение помогло в 1938 году, когда Гулаева призвали в армию. Лётчика-любителя направили в Сталинградское авиационное училище, которое он окончил в 1940 году. Гулаева распределили в авиацию ПВО, и в первые месяцы войны он обеспечивал прикрытие одного из промышленных центров в тылу.

Выговор в комплекте с наградой.



На фронте Гулаев оказался в августе 1942 года и сразу продемонстрировал как талант боевого лётчика, так и своенравный характер уроженца донских степей.
У Гулаева не было разрешения на ночные полёты, и когда 3 августа 1942 года в зоне ответственности полка, где служил молодой лётчик, появились гитлеровские самолёты, в небо отправились опытные пилоты. Но тут Николая подначил механик:
- А ты чего ждёшь? Самолёт готов, лети!
Гулаев, решив доказать, что он не хуже «стариков», вскочил в кабину и взлетел. И в первом же бою, без опыта, без помощи прожекторов уничтожил немецкий бомбардировщик. Когда Гулаев вернулся на аэродром, прибывший генерал изрёк: «За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолёт, повышаю в звании и представляю к награде».

Самородок.



Его звезда особенно ярко засияла во время боёв на Курской дуге. 14 мая 1943 года, отражая налёт на аэродром Грушка, он в одиночку вступил в бой с тремя бомбардировщиками «Ю-87», прикрываемыми четырьмя «Ме-109». Сбив два «юнкерса», Гулаев пытался атаковать третий, но кончились патроны. Не колеблясь ни секунды, лётчик пошёл на таран, сбив ещё один бомбардировщик. Неуправляемый «Як» Гулаева вошёл в штопор. Лётчику удалось выровнять самолёт и посадить его у переднего края, но на своей территории. Прибыв в полк, Гулаев на другом самолёте вновь вылетел на боевое задание.
В начале июля 1943 года Гулаев в составе четвёрки советских истребителей, пользуясь фактором внезапности, атаковал немецкую армаду из 100 самолётов. Расстроив боевой порядок, сбив 4 бомбардировщика и 2 истребителя, все четверо благополучно вернулись на аэродром. В этот день звено Гулаева совершило несколько боевых вылетов и уничтожило 16 вражеских самолётов.
Июль 1943-го вообще был крайне продуктивным для Николая Гулаева. Вот что зафиксировано в его лётной книжке: » 5 июля - 6 боевых вылетов, 4 победы, 6 июля - сбит «Фокке -Вульф 190», 7 июля - в составе группы сбито три самолёта противника, 8 июля - сбит «Ме-109», 12 июля - сбиты два «Ю-87»».
Герой Советского Союза Фёдор Архипенко, которому довелось командовать эскадрильей, где служил Гулаев, писал о нём: «Это был лётчик-самородок, входивший в первую десятку асов страны. Он никогда не мандражировал, быстро оценивал обстановку, его внезапная и результативная атака создавала панику и разрушала боевой порядок противника, что срывало прицельное бомбометание им наших войск. Был очень смел и решителен, часто приходил на выручку, в нём порой чувствовался настоящий азарт охотника».

Летающий Стенька Разин.



28 сентября 1943 года заместителю командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) старшему лейтенанту Гулаеву Николаю Дмитриевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
В начале 1944 года Гулаев был назначен командиром эскадрильи. Его не слишком стремительный должностной рост объясняется тем, что методы воспитания подчинённых у аса были не совсем обычные. Так, одного из лётчиков своей эскадрильи, опасавшегося подбираться к гитлеровцам на ближнюю дистанцию, он излечил от страха перед врагом, дав очередь из бортового оружия рядом с кабиной ведомого. Страх у подчинённого как рукой сняло…
Тот же Фёдор Архипенко в своих воспоминаниях описывал ещё один характерный эпизод, связанный с Гулаевым: «Подлетая к аэродрому, сразу увидел с воздуха, что стоянка самолёта Гулаева пуста… После посадки мне сообщили - всю шестёрку Гулаева сбили! Сам Николай сел раненый на аэродром к штурмовикам, а об остальных лётчиках ничего не известно. Спустя некоторое время с передовой сообщили: двое выпрыгнули с самолётов и приземлились в расположении наших войск, судьба ещё троих неизвестна… И сегодня, спустя много лет, главную ошибку Гулаева, допущенную тогда, вижу в том, что взял он с собой в боевой вылет сразу троих молодых, вовсе не обстрелянных лётчиков, которые и были сбиты в первом же своём бою. Правда, и сам Гулаев одержал в тот день сразу 4 воздушные победы, сбив 2 «Ме-109», «Ю-87» и «Хеншель»».
Он не боялся рисковать собой, но с той же лёгкостью рисковал и подчинёнными, что порой выглядело совершенно неоправданным. Лётчик Гулаев был похож не на «воздушного Кутузова», а скорее на лихого Стеньку Разина, освоившего боевой истребитель.
Но при этом он добивался поразительных результатов. В одном из боёв над рекой Прут во главе шестёрки истребителей P-39 «Аэрокобра» Николай Гулаев атаковал 27 бомбардировщиков противника, шедших в сопровождении 8 истребителей. За 4 минуты было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 - лично Гулаевым.
В марте 1944 года лётчик получил краткосрочный отпуск домой. Из этой поездки на Дон он приехал замкнутым, неразговорчивым, ожесточённым. В бой рвался остервенело, с какой-то запредельной яростью. Во время поездки домой Николай узнал, что во время оккупации его отца казнили фашисты…

1 июля 1944 года гвардии капитан Николай Гулаев был удостоен второй звезды Героя Советского Союза за 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя, в которых он сбил 42 самолёта противника лично и 3 - в группе.
И тут происходит ещё один эпизод, о котором Гулаев после войны откровенно рассказывал друзьям, эпизод, отлично показывающий его буйную натуру выходца с Дона. О том, что стал дважды Героем Советского Союза, лётчик узнал после очередного вылета. На аэродроме уже собрались однополчане, которые заявили: награду надо «обмыть», спирт есть, а вот с закуской проблемы.
Гулаев вспомнил, что при возвращении на аэродром он видел пасущихся свиней. Со словами «закуска будет» ас снова садится в самолёт и через несколько минут сажает его возле сараев, к изумлению хозяйки свиней.
Как уже говорилось, лётчикам платили за сбитые самолёты, так что с наличностью у Николая проблем не было. Хозяйка охотно согласилась продать хряка, которого с трудом погрузили в боевую машину. Каким-то чудом лётчик взлетел с очень маленькой площадки вместе с обезумевшим от ужаса хряком. Боевой самолёт не рассчитан на то, что внутри него будет устраивать пляски упитанная свинья. Гулаев с трудом удерживал самолёт в воздухе…
Если бы в тот день случилась катастрофа, это, наверное, был бы самый нелепый случай гибели дважды Героя Советского Союза в истории. Слава Богу, Гулаев дотянул до аэродрома, и полк весело отметил награду героя.
Ещё один анекдотичный случай связан с внешностью советского аса. Однажды в бою ему удалось сбить самолет-разведчик, который пилотировал гитлеровский полковник, кавалер четырёх Железных Крестов. Немецкий лётчик захотел встретиться с тем, кому удалось прервать его блистательную карьеру. Судя по всему, немец ожидал увидеть статного красавца, «русского медведя», которому не зазорно проиграть… А вместо этого пришёл молоденький, невысокого роста полноватый капитан Гулаев, который, кстати, в полку имел вовсе не героическое прозвище «Колобок». Разочарованию немца не было предела…

Драка с политическим подтекстом.



Летом 1944 года советское командование принимает решение отозвать с фронта лучших советских лётчиков. Война идёт к победному концу, и руководство СССР начинает думать о будущем. Те, кто проявил себя в Великой Отечественной войне, должны окончить Военно-воздушную академию, чтобы затем занять руководящие посты в ВВС и ПВО.
В число тех, кого вызывали в Москву, попал и Гулаев. Сам он в академию не рвался, просил оставить в действующей армии, но получил отказ. 12 августа 1944 года Николай Гулаев сбил свой последний «Фокке-Вульф 190».
А дальше произошла история, которая, скорее всего, и стала главной причиной, почему Николай Гулаев не стал таким же известным, как Кожедуб и Покрышкин. Существует по крайней мере три версии случившегося, которые объединяют два слова - «дебош» и «иностранцы». Остановимся на той, которая встречается чаще всего.
Согласно ей, Николай Гулаев, к тому времени уже майор, был вызван в Москву не только для учёбы в академии, но и для получения третьей звезды Героя Советского Союза. Учитывая боевые достижения лётчика, такая версия не выглядит неправдоподобной. В компании Гулаева оказались и другие заслуженные асы, ожидавшие награждения.
За день до церемонии в Кремле Гулаев зашёл в ресторан гостиницы «Москва», где отдыхали его друзья-лётчики. Однако ресторан был переполнен, и администратор заявил: «Товарищ, для вас места нет!». Говорить подобное Гулаеву с его взрывным характером не стоило вообще, но тут, на беду, ему ещё попались румынские военные, в тот момент также отдыхавшие в ресторане. Незадолго до этого Румыния, с начала войны являвшаяся союзницей Германии, перешла на сторону антигитлеровской коалиции.
Разгневанный Гулаев громко сказал: «Это что, Герою Советского Союза места нет, а врагам есть?».
Слова лётчика услышали румыны, и один из них выдал в адрес Гулаева оскорбительную фразу по-русски. Через секунду советский ас оказался возле румына и смачно ударил его по физиономии.
Не прошло и минуты, как в ресторане закипела драка между румынами и советскими лётчиками.
Когда дерущихся разняли, оказалось, что пилоты отлупили членов официальной военной делегации Румынии. Скандал дошёл до самого Сталина, который постановил: награждение третьей звездой Героя отменить.
Если бы речь шла не о румынах, а об англичанах или американцах, скорее всего, дело для Гулаева закончилось бы совсем плачевно. Но ломать жизнь своему асу из-за вчерашних противников вождь всех народов не стал. Гулаева просто отправили в часть, подальше от фронта, румын и вообще любого внимания. Но насколько эта версия правдива, неизвестно.

Генерал, друживший с Высоцким.



Несмотря ни на что, в 1950 году Николай Гулаев окончил Военно-воздушную академию имени Жуковского, а ещё через пять лет - академию Генштаба. Командовал 133-й авиационной истребительной дивизией, располагавшейся в Ярославле, 32-м корпусом ПВО во Ржеве, 10-й армией ПВО в Архангельске, прикрывавшей северные рубежи Советского Союза.
У Николая Дмитриевича была замечательная семья, он обожал свою внучку Ирочку, был страстным рыбаком, любил угощать гостей лично засоленными арбузами…
Он тоже посещал пионерские лагеря, участвовал в различных ветеранских мероприятиях, но всё-таки оставалось ощущение, что наверху дано указание, говоря современным языком, не слишком пиарить его персону.
Собственно, причины для этого были и в то время, когда Гулаев уже носил генеральские погоны. Например, он мог своею властью пригласить на выступление в Дом офицеров в Архангельске Владимира Высоцкого, игнорируя робкие протесты местного партийного руководства. Кстати, есть версия, что некоторые песни Высоцкого о лётчиках родились после его встреч с Николаем Гулаевым.

Норвежская жалоба.



В отставку генерал-полковник Гулаев ушёл в 1979 году. И есть версия, что одной из причин этому стал новый конфликт с иностранцами, но на сей раз не с румынами, а с норвежцами. Якобы генерал Гулаев устроил неподалёку от границы с Норвегией охоту на белых медведей с применением вертолётов. Норвежские пограничники обратились к советским властям с жалобой на действия генерала. После этого генерала перевели на штабную должность подальше от Норвегии, а затем отправили на заслуженный отдых.
Нельзя с уверенностью утверждать, что данная охота имела место, хотя подобный сюжет очень хорошо вписывается в яркую биографию Николая Гулаева. Как бы то ни было, отставка плохо повлияла на здоровье старого лётчика, не мыслившего себя без службы, которой было посвящена вся жизнь.
Дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник Николай Дмитриевич Гулаев скончался 27 сентября 1985 года в Москве, в возрасте 67 лет. Местом его последнего упокоения стало Кунцевское кладбище столицы.

Летчики-испытатели - люди, чьему бесстрашию можно позавидовать. Они заслуживают звания героев за ту работу, которую проделывают. О самых известных летчиках-испытателях, живших в разных странах, читайте в статье.

Чем занимаются испытатели авиационной техники?

Чтобы получить данную профессию, нужно соизмерять свои возможности и желания. Летчик-испытатель должен обладать крепким здоровьем и такими чертами характера, как собранность, смелость, ответственность, мужество. Интеллект людей этой профессии должен быть высоким. Кроме того, без любви к технике нечего делать на месте человека, который избрал данный путь.

Летчики-испытатели проводят испытания новейших летательных аппаратов, таких как вертолеты и самолеты. Эти люди оценивают качество воздушных судов, и, если что-то сконструировано неверно, возвращают железных птиц на доработку. Однако данная профессия может быть опасной: возможные ошибки конструкторов могут повлечь за собой трагедию вплоть до гибели испытателя.

Кто был первым летчиком-испытателем?

Всегда нужно с чего-то начинать. Когда описываемая профессия еще не была так распространена, как в наше время, люди все равно проводили экспериментальные полеты на первых созданных самолетах и вертолетах.

Братья Райт были инженерами и испытателями своего собственного самолета, совершившими первый полет в начале двадцатого века, а именно - накануне Рождества 1903 года. Это испытание было запечатлено на фото, а сам аэроплан можно увидеть в качестве экспоната Национального музея авиации и космонавтики Соединенных Штатов Америки.

Александр Федорович Можайский стал известен тем, что еще в 1882 году провел испытание самолета, который он сконструировал самостоятельно, вдохновившись трудами французских летчиков. Однако в одной из записок, составленной в стенах Военного министерства в 1884 году, указано, что этот аппарат так и не взлетел. В настоящее время нет других доказательств, которые могли бы помочь нам ответить на вопрос, действительно ли испытания самолета Можайского оказались безуспешными.

Считается, что первые летчики-испытатели Союза Советских Социалистических Республик - Михаил Михайлович Громов и Андрей Борисович Юмашев, ставшие известными в тридцатые года прошлого века, - собрали «громовский» набор военных пилотов до начала Великой Отечественной войны. Те, кто вошел в их число, провели испытания огромного количества штурмовиков, бомбардировщиков и истребителей.

Первые испытатели авиационной техники Франции

Французские летчики-испытатели по праву считаются пионерами авиации. Начиная с конца девятнадцатого века многие инженеры не только конструировали собственные самолеты, но и проводили их испытания. Наиболее известными французами, способствующими развитию авиационной техники, стали:

  • Клеман Адер. Первый полет этого инженера-испытателя состоялся 9 октября 1890 года и был документирован. Несмотря на то, что конструкция, созданная Адером, заведомо не обладала достаточным потенциалом к развитию, имя этого человека известно во всем мире, ведь именно он впервые изложил идеи того, как можно применять авиационную технику в боевых целях.
  • Луи Блерио стал первым французом, который перелетел Ла-Манш на самостоятельно сконструированном самолете без применения катапульт и рельсовой дороги. Он сделал это в июле 1909 года. Та схема самолета, которую он предложил более сотни лет назад, используется по сей день. Улучшаются лишь возможности составляющих самолета, но железные птицы все равно соответствуют схеме Луи Блерио.

Летчики-испытатели СССР

Перечисляя выдающихся летчиков-испытателей разных стран, нельзя не упомянуть и людей этой профессии, живших в СССР. Наша страна может похвастаться тем, что взрастила таких выдающихся авиаторов, как Валерий Чкалов, Михаил Громов, Владимир Аверьянов (фото представлено чуть выше), Иван Дзюба и другие.

  • Валерий Чкалов - обладатель головокружительной карьеры авиатора. Он проводил испытания многих самолетов, вертолетов, истребителей и бомбардировщиков. Кроме того, он стал создателем нескольких фигур, которые были названы фигурами высшего пилотажа. К ним относится «восходящий штопор», «замедленная бочка». Он принимал участие в создании новейших самолетов, установил несколько рекордов по продолжительности перелетов.
  • Михаил Громов был разносторонне развитым человеком. Он проявлял выдающиеся способности к музыке и рисованию, врачебному делу. Он служил не только летчиком-испытателем, но и военным врачом. Громов поставил два международных рекорда в области авиации, не единожды выполнял перелеты по Европе, Китаю и Японии. За установление нескольких рекордов и мужественное выполнение долга перед Отечеством он был награжден орденом Ленина.
  • Многие-летчики испытатели Советского Союза занимали высокие должности на военной службе. Среди них - Владимир Аверьянов, полковник, проводивший испытания как реактивных бомбардировщиков, так и пассажирских самолетов. Он обладает огромным количеством наград.
  • Иван Дзюба стал участников Великой Отечественной войны. В эти страшные времена он проявил себя выдающимся летчиком-испытателем. На его счету - более двухсот тридцати восьми боевых вылетов и двадцати пяти воздушных боев. Он сбил шесть вражеских самолетов лично, а также два в группе. За заслуги перед Отечеством он был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина, а также медалью «Золотая Звезда».

Заслуженные испытатели авиационной техники

Разумеется, бесстрашие летчиков-испытателей должно быть вознаграждено. Для того, чтобы выразить признательность и благодарность этим людям, их не только награждают различными медалями и орденами, но и дают высокое звание. Это «Заслуженные летчики-испытатели».

В СССР и России его носят такие авиаторы, как Владимир Аверьянов, Сергей Анохин, Александр Федотов и другие. На сегодняшний день их 419 человек.

Летчики-писатели

Одним из наиболее известных летчиков, который обладал писательским талантом, является американец Джимми Коллинз. Из-под его пера вышел сборник новелл, который называется «Летчик-испытатель». В этой книге автор писал короткие рассказы о том, что может приключиться с человеком его профессии. Все бы ничего, но незадолго до гибели он написал новеллу «Я мертв» с комментарием о том, что она подготовлена «на случай, что он разобьётся». К сожалению, она была опубликована его другом, журналистом Уинстеном Арчером.

Русские летчики-испытатели также обладали писательским талантом. Среди них - Николай Замятин, участвовавший в Великой Отечественной войне, и Василий Ершов, чьи труды являются учебниками нынешних курсантов.

Книги, написанные летчиками-испытателями, не врут, как не врут и их авторы, которые вкладывают в свои произведения всё то, что им приходится переживать.