Болезни Военный билет Призыв

Кабинет психолога: особые способы завоевать клиента. Работа с клиентской базой Вы перебиваетесь случайными заработками

На современном рынке, который перенасыщен психологическими услугами, психологам-консультантам и тренерам становится все сложнее продвигать свои услуги. Люди на тренинги не набираются, клиенты в консультировании ситуативны и хаотичны.

Если достаточно долго испытывать дефицит в клиентах, это жутко демотивирует и, рано или поздно, вы бросите свое любимое занятие, или будете перебиваться от случая к случаю. Это становится даже обидно. Вы обладаете действительно ценными знаниями и опытом, готовы помогать людям, но вот люди, как-то, не очень нуждаются в вашей помощи. В чем же проблема?

Есть некоторые основные ошибки, которые совершает практически 90 % всех психологов-консультантов и тренеров, из-за которых мало клиентов. И в этой статье рассказано об основных ошибках и путях их решения. В этом нам поможет маркетинг!

1. Широкое позиционирование

Когда психолог говорит, что он просто психолог-консультант или ведущий тренингов личностного роста, это непонятно потенциальному клиенту, тем более, если он в психологии - “ни в зуб ногой”. Возможно, ваши друзья и коллеги знают, что вы делаете.

Но те, с кем вы только что познакомились, точно вас сразу не поймут, если у вас такая позиция, потому что они “не в теме”. А ведь помощь, зачастую, нужна “простым смертным”, которые, максимум, что читали по психологии - это Карнеги или еще что-то из популярной литературы.

Как же решить эту проблему широкого позиционирования? Просто! Нужно специализироваться. Для того, чтобы вашими услугами пользовались, вы должны быть узким специалистом в конкретной теме для конкретной целевой аудитории.

Например, есть тренинги по тайм-менеджменту. Если вы просто заявляете, что проводите тренинги по тайм-менеджменту, то это очень широко. Лучше всего, когда вы специализируетесь на каких-то конкретных типах людей: тайм-менеджмент для руководителей, для домохозяек, для врачей и прочее.

То есть, вы специализируетесь на конкретной теме и ее целевой аудитории. То же самое касается и психологов-консультантов. Вы, например, занимаетесь детско-родительскими отношениями и работаете только с мамами, у которых типичные проблемы с детьми-подростками.

Когда вы заявляете именно таким образом, клиент узнает в вас эксперта по его проблеме. А кто не доверяет экспертам? Ведь, когда у вас есть конкретная проблема, которую вы не можете решить самостоятельно, вы, естественно, ищете специалиста именно по этой проблеме. И тут, мозг клиента работает точно так же, поэтому он обращается к вам.

2. Комплекс студента

Дело в том, что большинство психологов очень любят учиться и являются вечными студентами. Учиться – это хорошо и замечательно, но с точки зрения привлечения клиентов - почти бесполезная вещь, да еще и денежнозатратная.

Многие думают, что, если они будут учиться, они смогут заниматься тренингами и консультациями. И это обучение может продолжаться месяцами или даже годами.

Так вот, для ваших клиентов совершенно не имеет никакого значения, какие у вас сертификаты и бумажки. Человек к вам обращается за решением проблемы. Если вы действительно разбираетесь в теме, а разобраться в теме не так уж трудно, если вы обучались, очень просто заявить себя, как эксперта в конкретной теме (даже если вы находитесь в процессе обучения).

Пусть у вас нет сертификата, но вашим потенциальным клиентам все равно! Вы не поверите, им вообще на это плевать в 99% случаях. Им нужно решить проблему. И если вы действительно можете помочь решить проблему, вам не нужны для этого бумажки.

Главный вывод! Ваше образование и количество клиентов в вашей практике не имеют прямой корреляции. Они вообще не взаимосвязаны! Можете возразить на эту тему, но это так. И пока вы свято верите в то, что еще надо подучиться и тогда появятся клиенты - это одно из самых губительных для вашей практики заблуждений.

4. Страх продаж

Следующая ошибка в том, что большинство психологов боятся продавать свои услуги. Они думают, что их услуги должны продаваться. Это неправильно. Клиенты не придут сами и не станут предлагать вам деньги. Для того, чтобы достойно зарабатывать в профессии психолога-консультанта или тренера, нужно свои услуги продавать.

Если вы уже зарекомендовали себя, написали несколько книжек, у вас есть публикации, статьи, то клиенты будут верить вам (вернее даже, не вам, а вашему бренду) и ломиться в ваши двери. Но, если вы еще не бренд , то ваши услуги не будут продаваться сами. Поэтому вам нужно продавать.

Для этого вам нужно изучить, хотя бы, простейшие механизмы продажи. Простейший механизм продажи, который вы можете использовать сразу же, прочитав эту статью, это трехшаговый механизм.

    Ваше конкретное предложение по решению конкретных проблем для конкретной целевой аудитории

    Призыв к действию (сделать какой-то заказ или позвонить вам прямо сейчас).

Большинство людей живут с множеством проблем, которые в себе надо решать, но они откладывают их решение на потом. Вспомните себя. Когда вы идете к стоматологу? В большинстве случаев тогда, когда зуб уже болит. Но ведь можно было прийти раньше и не допустить этой ситуации. Зуб не начнет болеть ни с того ни с сего. И клиенту надо об этом напомнить. Как вы знаете, профилактика всегда дешевле, чем лечение.

Механизм продажи – это механизм, который напоминает человеку о том, что у него есть проблема, ее надо решать, и ваше предложение действительно поможет ее решить. И все это нужно делать сейчас, а то завтра зуб выпадет и жевать будет нечем. И это действительно так. Если смотреть глубже - продажа, это в первую очередь, обмен ценностями между вами и вашим клиентом, следствием чего являются деньги. А как известно - деньги это ЭНЕРГИЯ!

5. Продажа одного. Вы продаете одну консультацию или один тренинг.

Дело в том, что если вы консультант, то невозможно решить проблему клиента за одну сессию, какими бы вы крутыми не были. Минимум, нужен месяц, в лучшем случае, два-три, а иногда и больше.

Поэтому, когда психолог предлагает по одной консультации, клиент платит деньги за нее и, частенько, больше не приходит. Даже если вы договорились о долгосрочной работе (скажем на месяц), и причин на это миллион - нет настроения, трубу прорвало, потерял телефон, вызвали на работу, естественное сопротивление процессу изменений, в конце концов... перечислять можно долго.

Поэтому, если вы психолог-консультант, разрабатывайте программу, которая решает проблему клиента. Предлагайте клиенту эту программу, предлагайте решение его проблемы по программе. Программа воспринимается намного лучше клиентом, нежели непонятная разовая консультация. И продается куда легче, чем просто консультация.

Для тренеров. Возможно, вы провели тренинг, двухдневка, трехдневка или недельный, и клиент от вас ушел. Но невозможно решить проблему клиента даже за один тренинг, для этого нужен, как правило, комплекс тренингов. Для этого придумывайте линейки тренингов, как минимум, три-четыре, где вы будете развивать вашего клиента, помогать ему комплексно справится с ситуацией.

Вы должны прекрасно понимать, что проблема решается не сразу и может иметь глубокие корни. Оказывайте людям поддержку, если вы действительно заинтересованы в том, чтобы жизнь людей, с которыми вы работаете, улучшилась по-настоящему.

Если вы хотите по-настоящему помогать вашим клиентам, Вы обязаны продавать программы (минимум 4-8 сессий) в консультировании и линейки тренингов, если вы тренер. Иначе вы занимаетесь просто халтуркой (так, тут человек подвернулся, на разовую консультацию или на тренинг к вам забрел, вы с него поимели денег, а реально, ничем не помогли). Уж извините. Назвались психологом, отвечайте за это. А то, в последнее время, халтуры на рынке просто немерянно. Даже сертифицированной. Давайте предоставлять действительно качественные услуги и брать ответственность за то, что вы однажды приняли решение помогать людям, целить их души и сердца.

Вывод : Специализируйтесь на конкретных проблемах конкретных людей, продавайте им программы и комплексные решения, которые решат их проблемы.

Клиент пришел на консультацию, хорошо поработал, ушел и … не вернулся. Почему? Что можно предпринять для привлечения клиентов на долгосрочную терапию? Возможно, мой опыт и мысли помогут вам.

Я работаю психологом больше 10 лет, из них 4 года были насыщены консультативно – коррекционной работой (4-6 раз в неделю по 2-4 клиента в день), в остальные годы на первое место выходили преподавание в профильном вузе, ведение курсов и семинаров, занятие бизнесом и пр. По образованию я педагог – психолог, преподаватель психологии. Работаю в интегративном подходе, и пока единственная освоенная мною целиком система психологической работы – это работа с активным воображением (работа с образами).

Первые полгода – год моей консультативной практики прошли в недоумении: консультации были удачными, но клиенты в большинстве своем не возвращались, хотя часть их (пресловутые 20%) с помощью «сарафанного радио» создали мне порядка 50% потока клиентов в будущем.

Тут надо отметить, что все это время я работала на себя, не имела раскрученного имени, сколько –нибудь серьезных вложений в рекламу (создание сайта и оплата его хостинга – это были основные затраты).

Недавно я вернулась полноценно к консультативно – коррекционной работе. Сейчас ищу новые методы, пересматриваю прежние.

Я сейчас не буду останавливаться на том, как привлечь клиента на ПЕРВУЮ консультацию (или первый тренинг), расскажу о шагах, предпринимаемых мною на первых консультациях.

Что я делала и делаю сознательно?

1) Информирую.

А) Каждого клиента на первой встрече при выяснении запроса и обсуждении контракта. Информирую о возможностях системы работы, о том, что существует (вот это, наверное, очень важно!) ПРОГРАММА индивидуальной работы (в системе она называется «База»*), состоящая из 15 занятий. Примерно каждый третий клиент решался и решается проходить именно «Базу» (замечание: большинство клиентов прошли в итоге не более 10 занятий программы, некоторые возвращаются через несколько месяцев на 1-2 занятия в продолжение «Базы»). Именно такие клиенты создают т.н. «поток», записываясь на 1-2 недели вперед.

*Названия некоторых тренингов «Базы»: «Рождение («перепрограммирование» своей жизни)», «Детские обиды», «Смерть (работа со страхами)», «Снятие блоков в теле», «Мужчина и женщина».

Б) О своих возможностях/ умениях помимо «Базы»: например, конфликты, эмоциональное «отпускание» значимого человека, коррекция детских страхов и т.д.

В) О курсах, семинарах и тренингах, проходящих в Центре, в котором я работаю (арендую помещение). Рассказываю о возможностях коллег – смежных специалистов.

Естественно, все это я проговариваю в информационном режиме (ни в коем случае «тебе надо», «ты должен»), о чем-то просто даю в руки информационный лист.

2) Внутренне заранее «отпускаю» клиента, не « жажду» его возвращения, не мечтаю о том, что он станет постоянным клиентом, даже (особенно) если понимаю, что ему-то ОЧЕНЬ надо . Возможно, этот пункт надо было поставить первым. Это знают все, но на встречах нашей « Группы поддержки психологов» нередко всплывает вопрос контрпереноса.

3) Задаю домашние задания. Простые, эффективные интересные упражнения (часто из психосинтеза, гештальт-психологии и др.). Наверное, эта часть работы относится не напрямую к продвижению своих услуг. Но, как мне кажется, способствует тому, что клиент, решив насущный вопрос, продолжает помнить о совместной работе, рекламирует меня как специалиста своим друзьям- знакомым и \ или приходит сам еще.

Что предпринимаю из новых для себя шагов сейчас?

1. Прошла обучение по еще одной системе работы (моя новая «любовь»- понимание своего Предназначения и своих врожденных задатков выполнения жизненных задач) , пытаюсь понять, как на ее основе можно выстроить ПРОГРАММУ, нужно ли это делать))), встраиваю (соединяю) обе изученные и «прожитые» мною системы;

2. Начинаю использовать Skype (в основном, для работы с зарубежными клиентами), делаю первые попытки работы на английском языке.

3. Начала проводить курсы психологического консультирования в виде вебсеминаров.

4. Планирую сделать аудио и\или видео-запись некоторых упражнений, техник.

5. Изучаю опыт коллег в современном самопродвижении, обязательно пробую использовать заинтересовавшие методы.