Болезни Военный билет Призыв

Как быть лидером во всем. Как получать энергию. Как развить в себе лидерские качества


Необходимо уяснить, что сделать лидера из человека, совершенно не обладающего такими задатками, сложно. Скромный, стеснительный, неуверенный работник не сумеет повести за собой остальной коллектив.

Начинать следует с развития в себе определённых качеств характера.

Хороший руководитель держит обещания и готов нести ответственность за принятые решения. Он внимательно изучает ситуацию и делает наиболее правильный вывод. Часто приходится принимать быстрые и непростые решения. Этого боится большинство людей, и вам с радостью отдадут эту роль.

Неправильно мнение, что лидер не ошибается. Свои ошибки нужно признавать . Так вы заработаете репутацию справедливого и уверенного в себе человека.

Стрессоустойчивость и оптимизм

Это умение не сдаваться и находить выход в самых сложных ситуациях. подбодрить коллектив и работает, когда все опустили руки . Нервы, депрессия, раздражительность – то, от чего следует избавляться. Спокойствие и хладнокровность – вот что внушает уважение.

Уверенность в себе и инициативность

Уверенность нужно воспитывать всю жизнь. Ставьте новые задачи и цели. Каждая победа делает вас уверенней. Руководитель полон идей, разрабатывает несколько векторов развития, готов первым взяться за новый проект и не боится пробовать.

Предприимчивость и изобретательность

Нестандартный взгляд на вещи, креативность, умение извлечь пользу из любой ситуации, энергичность – то, что отличает и возвышает лидера. Развивайте фантазию, решайте логические задачки, в свободное время занимайтесь творчеством.

Коммуникабельность

Только общительный человек, умеющий говорить и слушать, завоюет авторитет. Важно уметь признавать достоинства остальных членов коллектива , а не быть исключительной «звездой». Каждому хочется чувствовать свою важность и полезность. Учитесь говорить справедливые комплименты.


Авторитетного человека отличает правильная и чёткая речь . Говорить нужно разборчиво и достаточно твёрдо (без «наверное» и «вроде»). Лидер говорит «я уверен», «я считаю». Никаких длинных и пышных оборотов речи и излишней философии. Должно быть понятно, о чём идёт речь.

Настойчивость и целеустремлённость

Лидер умеет поставить цель и достичь её. Нужно стараться ставить реальные цели, формировать стратегию, достигать промежуточных целей, которые приведут к успеху. Лидер не боится быть настойчивым, пробовать ещё и ещё, не обращая внимания на неудачи.

Самодисциплина

Вы должны стать примером для подражания. Идеальными людьми восхищаются и готовы их слушать. Например, вы не опаздываете, делаете всё вовремя, всегда имеете запасной план. Главное – не преподносить всё свысока, это, наоборот, может раздражать . Работайте непринуждённо и легко.

Саморазвитие и профессионализм

Широкий кругозор, профессиональные знания и постоянное саморазвитие – то, что принесёт вам успех. Будьте на шаг впереди, посещайте семинары, много читайте и учитесь – это верный способ завоевать авторитет.

Первые шаги

И советы психолога о том, как стать лидером в коллективе.

  • Не поленитесь изучить коллег : увлечения, характеры, стремления. Всем нравится внимание, плюс вы сможете найти подход к каждому. Ищите сторонников. Когда вокруг вас сгруппируется несколько человек, «подтянутся» и остальные. Не забывайте советоваться с другими, чтобы быть уверенным в том, что вы всё делаете правильно.
  • Научитесь говорить «нет» . Делайте то, что считаете нужным, не перебарщивайте с «а что подумают остальные». В погоне за «народной любовью» можно потерять себя и уважение коллектива.
  • Следите за новостями . Осведомлённый человек всегда интересен и вызывает доверие.
  • Харизма . Недостаточно многое знать. Нужно притягивать к себе людей. Создайте себе неповторимый образ, изюминку. Это может быть интересная манера общения, необычная привычка, оригинальное хобби и т. д.
  • Внимательно следите за тем, что ценится в коллективе , чем восхищаются другие люди. Станьте в этом лучшим.

Это лишь несколько советов, как воспитать в себе лидера. На деле вам понадобится немало потрудиться, побороть свои страхи и обрести твёрдость характера. – отступать нельзя!

Узнайте, как стать лидером, с помощью этих простых, но очень полезных советов!

Психологи давно установили основные препятствия, стоящие на пути к успеху, лидерскому росту и развитию лидерских навыков…

Узнайте все о том, как стать лидером и добиться успеха!

Что мешает многим развить в себе лидерские качества?

В первую очередь это внутренние барьеры. Они - результат нашего прошлого опыта, убеждений, ограничений и привычек. Неуверенность¹, страх², раздражение становятся для многих непреодолимыми препятствиями на пути к поставленной цели.

Какие барьеры встречаются чаще всего?

1. Расплывчатость и туманность поставленных целей: люди нередко терпят неудачу из-за того, что слабо представляют себе цели, к которым стремятся. Поставьте перед собой ясные цели. Постарайтесь мысленно вообразить себе конечный результат, которого вы хотите достичь, и запишите его как можно подробнее.

2. Нетерпеливость и ожидание мгновенных изменений: будьте довольны скромным прогрессом. Часто говорят, что большой дуб вырастает из маленького желудя. Импульсивный человек, надеющийся изменить себя в мгновение ока, редко достигает этого.

Успех подпитывает успех. Прочный, но скромный прогресс часто закрепляется и становится чертой отношения данного человека к самосовершенствованию и жизни вообще.

Помните, что любые изменения требуют постоянного внимания и реалистичных сроков выполнения. Ставьте реальные сроки³.

3. Боязнь новых ситуаций: нередко люди склонны предпочесть безопасность и удобство риску и новизне. Новые ситуации часто представляются более опасными, чем привычные.

4. Боязнь уязвимости: люди часто стремятся избегать ситуаций, которые могут причинить им боль, неудобство или испугать, ситуаций, которые грозят поколебать их самомнение или чувство психологического комфорта.

5. Поведение и ожидания окружающих: нередко семья, коллеги и друзья ограничивают усилия личности, направленные на изменение. Ведь повышение личной эффективности всегда прокладывают путь к успеху и достижениям. Приоритеты меняются, рост вашей лидерской компетентности может вызвать зависть или враждебность окружающих.

6. Неверие в собственные силы. Развитие часто сдерживается неверием в свою способность измениться. Помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами. В конечном счете, каждый самостоятельно отвечает за свое развитие.

Во все периоды жизни перед людьми есть выбор - учиться и расти на основе жизненного опыта либо игнорировать полученные уроки, сосредоточиться на безопасности и дать победить себя.

Стремление к лидерству требует, чтобы вы научились отвечать за ход вашей собственной жизни.

7. Недостаточные умения и навыки: иногда людям не хватает новых идей или навыков, необходимых для изменения себя. Они пытаются получить их, читая биографии или мемуары известных людей. Им кажется, что изучение секретов великих лидеров - это самый надежный способ самому превратиться в лидера.

Это не так. Помните, что у других людей, которым удалось добиться больших успехов, были свои жизненные обстоятельства, свои исторические условия, свои черты характера, которых нет у вас.

Можно ли найти универсальный метод того, как стать лидером?

К сожалению, современный психологический рынок заполнен разнообразными «полезными советами». В них все «чудодейственные» рецепты обычно сводятся либо к откровенному словоблудию, либо к проповеди банальных формул в стиле «Хочешь быть лидером (богатым, любимым, и т.д.) - будь им».

Практическая ценность таких изданий равна нулю, поскольку в психологии не существует полезных советов, пригодных всегда и для всех. Это невозможно в принципе, ведь все люди очень разные.

Лидерство - это, в первую очередь, осознание своей уникальности, а не поиск «чудодейственных рецептов», позволяющих возвыситься над другими.

Суть превращения в лидера заключается не в том, чтобы «изучить все секреты», а в том, чтобы стать самим собой и полностью использовать те уникальные свойства, которые вам даны - все ваши навыки, дарования, энергию.

Иначе все ваши попытки будут лишь пустой имитацией.

Каждый и вышеперечисленных барьеров можно считать силой, препятствующей лидерскому росту. Можно было бы назвать еще множество таких барьеров — у каждого человека они будут свои.

Хотя признание наличия личных ограничений - это движущая сила для перемен, часто требуются также опыт и обучение, чтобы углубить понимание себя, приобрести новые навыки, освоить новые подходы в личном саморазвитии.

Значительные изменения личности предполагают уверенность в себе и развитие умения делать все по-новому. Задача будущего лидера - найти и проанализировать свои подходы и способности, выявить свой потенциал, научиться действовать по-иному.

Это «нечто» внутри вас, с которым надо суметь найти контакт. Затем нужно поверить в успех, даже если в настоящий момент нет никаких предпосылок к этому. Потом наступает черед мужества и силы воли, так необходимых для того, чтобы реализовать поставленные цели на пути к успеху. И самое главное - вы не должны бояться потерпеть поражение.

На этом пути каждому приходится учиться на собственном опыте; мало в чем можно убедить с помощью описаний, пока человек не почувствует и не познает этого самостоятельно.

Как развить лидерские навыки?

Для того, чтобы стать лидером, мы предлагаем вам двенадцать практических упражнений, относящихся к начальной ступени развития лидерского потенциала.

Их составили психологи Хосе Стивенс и Майк Вудкок.

Подобные упражнения могут вызвать у вас определенные сомнения, но, освоив их, вы почувствуете свою возросшую силу и ценность в глазах окружающих.

Упражнение 1. Откройте диалог со своим внутренним критиком

Научитесь возражать внутреннему голосу, нередко отпускающему критические замечания в ваш адрес или в адрес окружающих. Откройте с ним диалог, а не просто выслушивайте все, что он говорит. Позвольте себе почувствовать раздражение от этого принижающего вас голоса. Подойдите к его словам с философской точки зрения. Спросите себя: «Кем я являюсь, когда этот голос молчит?»

Отличным способом добиться успеха в этом вопросе является ведение дневника с записями о проделанной вами успешной работе. Не поленитесь записать все, что этот критикующий вас голос хочет сказать.

Не утаивайте от себя ничего. Пусть он не говорит ничего дельного и только поливает все и всех грязью - пишите все подряд.

Не нужно его останавливать, но поставьте ему условие говорить только от второго лица. И в блокнот записывайте точно так же: вместо «я ничто» или «я никогда не стану лидером» пишите «ты ничто» и «ты никогда не станешь лидером». После этого ответьте ему так, как вы разговаривали бы с задиристым, но побаивающимся вас хулиганом. Отличный ответ на этот голос хулигана: «Ну и что?»

Упражнение 2. Ежедневно отмечайте свои успехи

Прежде чем отправляться вечером спать, сделайте список, по крайней мере, трех, а еще лучше - семи вещей, которые вам особенно удались сегодня, независимо от того, насколько день оказался плохим.

У вас автоматически появится тенденция отмечать события, имевшие в тот день отрицательный результат. Это ваша старая привычка. Проявите волю, отведите внимание от этой привычки и упражняйтесь в концентрации на вещах, из которых вы вышли победителем.


Повышение свалилось, как снег на голову. Моя предшественница, старая дева на четвертом десятке скоропостижно вышла замуж и укатила за своим прекрасным принцем. Хорошее образование, опыт работы, и, черт возьми, прекрасный характер, сыграли свою роль.

Негаданно-нежданно я стала руководителем среднего звена организации, в которой еще недавно была рядовым винтиком. Остро встала проблема: как стать лидером в коллективе, который знает тебя вдоль и поперек, не имея опыта хоть какой-нибудь руководящей работы.

Обложившись психологической литературой, я стала выстраивать свою линию поведения. Очень помогло первое образование по специальности «психология», все полученные знания ложились на подготовленную почву. Что я с самого начала твердо для себя решила, так это то, что ошибки своей предшественницы я повторять ни за что не стану.

Забегая вперед, скажу, что на своем опыте убедилась: «благими намерениями вымощена дорога в ад». Про ад, конечно, это перебор, но то, что не стоит слишком сильно завидовать положению руководителя, пока не «залезешь в его шкуру», совершенно верно.

Законы построения коллектива

Невозможно стать лидером, если не знаешь, по каким законам строится коллектив. Причем законы эти одинаковы для армейского, спортивного, школьного, студенческого и производственного коллектива. Лидеры от природы чувствуют эти закономерности подсознательно. Тем, кто поставил перед собой цель стать лидером, придется этому учиться. Психология управления – это тоже наука.

С самого начала я считала, что раздавать указания направо и налево приказным тоном, по меньшей мере, глупо. Хотелось не показного авторитета, а настоящего. И еще один аспект: Большой Босс, тот, что надо мной, наверняка будет первое время проверять правильность своего решения о кадровых перестановках. А, значит, в уравнении о тактике моего поведения имеется еще одна неизвестная.

Мне показалась наиболее объективной структура коллектива, предложенная известным психотерапевтом М Литваком. Ее я и решила взять за основу, вот основные неформальные группы любого коллектива:

  • Учебно-карьеристская группа . Опора для любого лидера, ее члены стремятся к профессиональному и личностному росту, с ними должно быть комфортно тем, кто постоянно растет. Значит, здесь у меня проблем не будет, моими дипломами и сертификатами всевозможных курсов можно запросто обклеить одну стену кабинета. Кстати, психология управления считает, что чем выше социальный статус коллектива, тем больше в нем карьеристов. У меня тоже нашлись такие умницы, значит, будет на кого опереться.
  • Культурно-развлекательная группа . В ней чаще всего те, кто находится на работе, а мыслями где-то на стороне. Это может быть дом, приработок, коммерция, и другие интересы. Формально к ним не придерешься, обязанности свои выполняют, но ни шагу в сторону, никакой инициативности. Такие тоже нашлись, у кого-то все мысли были о строящемся загородном доме, у кого-то о детях, отбившихся от рук.
  • Алкогольно-сексуальная группа . Самая неудобная часть сотрудников, особенно в первой, алкогольной части. Цели коллектива им не интересны, складываются эти группы постепенно, имеют неформального лидера, который лидеру формальному «всю малину портит». Такие группы практически невозможно представить в коммерческих организациях, но мы работали в бюджетной, и такая группа у нас тоже имелась. Причем у ее руля стоял сотрудник, имеющий очень вздорный характер.
Пообещав себе подумать о целях, важных неформальным группам, позднее, я решила оценить собственные шансы на успех в качестве лидера коллектива.

Личные качества потенциального лидера

Мне казалось, что настоящий лидер должен иметь харизму – неуловимое, притягивающее к себе обаяние, действующее на окружающих как магнит. А психология управления считает лидерскими вот такие качества:
  • Высокий уровень интеллекта . Ура! Хоть здесь полное соответствие – чего-чего, а этого не отнять. Привычка постоянно получать знания сейчас как никогда в цене. Жизнь меняется стремительно, учиться нужно всю жизнь. А для тех, кто это занятие любит, настала золотая пора. Тем более источников информации хватает даже в провинции.
  • Уверенность в собственных силах . Категория не совсем моя, но уверенность, как мускулы можно натренировать. Характер меланхолика не способствует развитию уверенности, но раз положение обязывает, придется характер корректировать. Уверенность необходима лидеру как воздух, ведь ему придется молниеносно принимать решения.
  • Быть лидером – значит, быть готовым к изменениям . Умение перестраиваться на ходу, лавировать между «можно» и «нельзя», аргументировано доказывать самому себе правильность выбранного пути, который вчера вел в противоположную сторону – все эти качества в крови у моих современников эпохи переходного периода.
  • Быть лидером – значит, иметь характер . Жесткой рукой я не обладала, но имелось в запасе редкая настойчивость, хорошо замаскированная мягкостью и деликатностью. Как выражается мой муж: «Мягко стелет, да жестко спать». На первое время сойдет, потом посмотрим, какой характер потребуется.
  • Быть лидером – значит суметь собрать команду единомышленников . Искусство мотивации было моим коньком, поставить правильные цели сумею, умение убеждать тоже не занимать. Осталось построить работоспособную команду с четким распределением обязанностей.
  • Быть лидером – значит уметь двигаться к цели несмотря ни на что. У этого качества две составляющих: желание и настойчивость. Желание, оно же стимул, имелось, настойчивости не занимать, похоже и здесь все «в шоколаде». Характер лидера призван доводить начатое дело до победного конца, не пасовать перед трудностями, быть заточенным под систему и ее цели.
Маленький листочек с этой шпаргалкой лег под стекло на рабочем столе и очень мне впоследствии пригодился. Работать стало очень интересно, всех «неформалов» удалось объединить общей целью. А вздорный товарищ, бывший неформальным лидером, оказался очень исполнительным, стоило разок отметить при всех его достижения.

Большой Босс, убедившись, что колесики крутятся как нужно, выдал неограниченный кредит доверия и намекнул, что меня заметили наверху. Я же окончательно поверила в то, что психология – наука не менее важная, чем та же информатика. С ее помощью можно любой характер подкорректировать и постараться изменить к лучшему.

Лидерами не рождаются

Психология управления стала моим очередным хобби, захотелось узнать, работают ли эти законы в детском коллективе, тем более что для этого представился удобный случай. Коллега по работе поделилась проблемой – ее сын не знает, как стать лидером в классе, куда его недавно перевели из другой школы. Оказывается, решая, как стать лидером в компании одноклассников, нужно развить в себе такие качества:
  • Уверенность в себе. Такой не останется незамеченным нигде, ему чужды размышления на тему: «а вдруг мой характер не соответствует». Веришь в себя – поверят остальные. Нет уверенности – можно ее развить, хвалить ребенка и поддерживать его (не путать с гиперопекой!). Критиковать за неудачи строго воспрещается.
  • Способности. Тот, кто задумывается о том, как стать лидером в жизни, должен выделяться каким-нибудь талантом. Лучше всех петь, громче всех свистеть, быстрее всех вязать морские узлы, дальше всех прыгать, и так далее. Развить небольшой талант в талант достаточно заметный - обязанность неравнодушных родителей.
  • Умение брать на себя ответственность. Психология управления коллективом считает это качество едва ли не основным для тех, кто размышляет над тем, как стать лидером в классе. Настоящий лидер всегда отвечает за свои поступки, неважно хорошие или плохие. Воспитывается это качество с детства, желательно не ругать ребенка за проявление инициативы. Лозунг «Инициатива наказуема!» годится разве что для стройбата.
  • Быть устойчивым к критике. Не расстраиваться, а воспринимать критику конструктивно, считая ее шансом для самосовершенствования.


Психология управления коллективом считает, что большей властью в нем иногда обладает не яркий и самоуверенный «душа компании», а с виду скромный и не особенно общительный товарищ. Однако именно к его мнению прислушиваются, именно его слово решающее, именно его стилю в одежде и его манере поведения начинают подражать одноклассники. Этот «серый кардинал» держит всех на расстоянии, никогда не навязывает свою точку зрения, однако имеет твердое мнение обо всех важных моментах.

Для того чтобы быть лидером любого коллектива, можно развить в себе необходимые качества. Коллектив складывается по определенным законам, их нельзя игнорировать. Задатки лидера можно воспитывать с детства, учитывая тип темперамента ребенка. Не всем нужны эти умения, кому-то проще быть ведомым и жить по принципу «Всяк сверчок знай свой шесток» .

Мечтая о реализации собственных идей и проектов, люди изучают чужие биографии, присматриваются к окружающим и самостоятельно пытаются понять, как становятся лидерами другие. Первоначально нужно разобраться с определением данного понятия, выделить основные черты, а также выделить ту область и группу людей, среди которых необходимо проявление данной черты. Далеко не всегда требуются лидерские способности, иногда логичнее и экономичнее с точки зрения вложенной энергии занять исполнительскую позицию. И умение распределять и варьировать проявления своей натуры также является одной из черт лидерства.

Советы, как стать лидером могут наполняться различными нюансами, но при этом есть основные базовые моменты, которые необходимо развивать. Первоначально необходимо учиться ставить цели, определять их надежность, адекватность и необходимость достижения.

Узнавая, как становятся лидерами, можно заметить одну общую тенденцию – принятие ответственности и осуществление выбора. Человек, отвечающий за ход собственной судьбы, для многих становится опорой и ориентиром в личном движении. По сути тот, кто способен принимать решения в итоге начинает принимать их за остальных людей в различных кризисных или непонятных ситуациях. Кроме того те, кто не обладает собственным достаточным уровнем решимости или сомневается, боится сделать последний шаг, такой пример рядом может выступать как своеобразная страховка от ошибки.

Лидер не будет отдавать решения, касающиеся важных для него моментов, но даже в каждом маленьком проявлении постарается осуществить личностный индивидуальный выбор. Ответственность за последствия таких решений человек несет самостоятельно. Это прекрасные ощущения в случае успеха или довольно тяжелые переживания в ситуации неудачи, поскольку некого обвинить, а необходимо садиться и разбирать упущения, составлять новый план или отказываться от реализации.

Кто такой лидер

Лидер тот, кто постоянно движется к намеченному, и ведет за собой других, поэтому важна не только целеустремленность, но и способность различать ложные ценности и истинные. Помогает развитию лидерства максимальная инициативность и планирование на будущее. Применять такой подход нужно не только относительно глобальных проектов, рассчитанных на десятилетия, а даже вечернего времяпровождения и выходных. Начиная задумываться о деталях, личность развивает в себе способность к нахождению уникальных решений там, где это не принято, а планирование помогает решить большинство задач на ходу. Важное лидерское умение – распределять задачи между всеми участниками процесса, с учетом способностей, интересов каждого и потребностей общего дела.

Лидер это человек, способный руководить группой людей не на формальном уровне поставленной должности, а тот кто, обладая высоким авторитетом и признанным уровнем доверия, может оказывать влияние на действия и выборы людей, даже не имея формальной власти.

Лидер возможен исключительно в социальной группе, с общими интересами и целями, над достижением или сохранением которых работают все участники коллектива. В периоды перемен, неизвестности или необходимости принятия судьбоносных решений все члены данной группы вполне могут передать судьбу дальнейшего хода процесса в руки лидера. Это сравнимо с вожаком стаи, которого все будут слушаться, а его мнение окажется решающим, несмотря на предварительную оценку большинства.

В меньшей степени данное понятие используют для обозначения достижений человека. Это касается лидерства в спортивных достижениях, скорости научных разработок или достижения финансового положения. Также имеется много уровней лидерства – от планетарного и государственного до межличностного. Даже в системе отношений, состоящей из двух человек, можно выделить того, кто принимает все важные решения и способен влиять на мнение партнера.

Но внешняя стороны влияния на других остается заманчивой для многих лишь до той поры, пока не оказывается, что существует еще внутренний аспект, необходимость соответствовать личностно званию лидера. Прежде чем учиться контролировать и направлять других людей, принимать решения, касающиеся их жизни, необходимо разобраться со своей.

Лидер обладает железной и выдержкой, способен найти мотивацию для своего продвижения дальше, поставить актуальные цели и разработать систему их достижения. Только обладая совершенным навыком успешного построения своей жизни, человек приобретает умение влиять на других. Точнее оно приходит автоматически, поскольку люди будут тянуться за хорошим настроением, советом, помощью, примером или конструктивной критикой.

Лидерские качества не определяются генетикой, также развитию такой способности не поможет чтение нескольких книг и статей, и даже прохождение соответствующих тренингов. Только постоянное применение собранных или полученных на чьем-то примере рекомендаций поможет воспитать в себе эту черту. Некоторым повезло, и изначально их воспитание было направлено на выявление уникальных способностей личности и развитие этих качеств в благоприятной атмосфере, формирующей адекватную самооценку и уверенность. Тем, кого воспитывали на искусственных ценностях, без учета индивидуальности, всячески запрещали проявление активности, инициативы и занижали самооценку, будет сложнее. Лидер – тот, кто творит себя своими руками, поступками и стремлениями, выборами и суждениями каждый момент, не останавливаясь.

Лидер скорее возьмет всю ответственность на себя, чем будет обвинять других. Такой человек понимает свою долю влияния на события настоящего и далекого будущего, причем не только своего, но и всех причастных, и принимает ответственность за последствия, не прячась за других. Он способен принять важное решение. Основываясь на пользе и логическом анализе, а не на стремлении получить желаемое одобрение. Поэтому многие решения, принятые лидером могут быть неприятны для других, но вместе с этим они будут выполнены. Поскольку аргументация своих выборов, а также сложившаяся репутация будут свидетельствовать в пользу временных неудобств ради дальнейшего продвижения.

Способность вести за собой у лидера появляется не вследствие манипуляций или шантажа, а благодаря собственной харизме, ораторскому мастерству, умению преподносить факты и анализировать ситуацию. Тот, кто нравится обществу, получает больше поддержки и помощи, соратников и защитников, чем тот, кто пытается искать иные рычаги давления.

Ответственность, проявляющаяся как осознанное принятие всех последствий, распространяется не только на собственную жизнь. Осознавая силу своего влияния на определенную группу людей, лидер всегда будет ставить интересы социума выше своих личных, делая все для улучшения жизни окружающих.

Качества лидера

Лидерские качества могут отличаться для военного и педагога, в семье в управлении государством, для спортивных достижений и для поиска общих точек между людьми. Но, не смотря на всю специфику различных областей, в ходе множества проведенных исследований были выявлены основные качества для лидера любого уровня.

Устойчивость, постоянства и твердость характера стоят на первом месте среди лидерских проявлений. Поскольку именно характер позволяет продолжать борьбу и не соглашаться на компромиссные решения удобные для других, но пагубные для него. Постоянство выбора напрямую влияет на репутацию. Тот, кто поддерживает разные идеи не вызывает доверия у последователей, как и те, кто способен предать интересы группы под давлением страха или других эмоций.

Преданность делу, выбранному пути, своей социальной группе – то, что будет вдохновлять людей примером, а также то, что дает уверенность. Лидер обязан предоставлять людям ощущение надежности и стабильности, что достижимо только при проявлении собственной преданности и устойчивости убеждений при любых внешних событийных изменениях.

Люди примыкают к тем, кто вызывает симпатию, поэтому высокий уровень , умение в любом человеке разглядеть потенциал и приятные качества являются залогом хорошего отношения.

Позитивный человек, который любит людей, открыт для знакомства и общения, который способен подбодрить и указать на сильные стороны – тот, кто нужен большинству.

Поддерживать силу духа и прекрасный настрой, возвращать веру и силы, тогда когда опускаются руки – вот одна из важных функций лидера. Когда такой человек попросит приложить массу усилий и потерпеть неприятные времена, его будут слушать и поддерживать, а при другом характере подобные требования могут привести к бунту.

Но умение общаться включает не только позитив и умение приободрить. Лидерское качество – это умение донести информацию любого содержания до человека любого уровня развития, установить успешную коммуникацию между двумя враждующими, передать свои знания. Это требует тонкого чувствования других, понимания основ психологии и хорошо развитых коммуникативных навыков.

Кроме того, постоянное повышение своих знаний необходимо для дальнейшей передачи их другим в доступной форме. Поскольку лидер не столько указывает, что делать, сколько открывает новые пути и возможности, определяя наиболее оптимальные способы продвижения. Компетентность необходима не только в ведущей, но и в соседних областях. Так тренер спортивной команды, являясь лидером должен учитывать не только спортивную технику. Но и психологию каждого участника, особенности взаимодействия в коллективе, а также особенности диеты.

Активность и инициативность – важные качества для лидера. Он постоянно сам возможности развития и реализации планов или придумывает новые идеи. Вопрос внешней мотивации не актуален для таких людей. Черта инициативность вполне обеспечивает внутреннюю мотивированность к достижениям. А человек, который смог мотивировать к деятельности себя в дальнейшем сможет найти для остальных. Причем, не применяя для этого негативных способов воздействия, когда человек вынужден выполнять приказ. Такая мотивация вырабатывается на основе глубокой увлеченности, погруженности в процесс, страстной охваченностью идеей. Лидер сам всегда внутренне горит тем, куда стремится и этот огонь способен зажечь активность в других, заставить людей стать рядом.

Но такая увлеченность у лидеров всегда соседствует с важным умением критически оценивать ситуацию и справляться с проблемами, просчитывать риски. Тот, кто фанатично углубляется в идею, витает в мечтах и не предполагает трудностей не станет лидером. Только понимание, что любая деятельность будет вызывать трудности, проблемы, а возможно и провалы можно двигаться дальше. Умение решать и предотвращать проблемы – важная черта, складывающаяся из жизненного опыта, способности к анализу, стойкости характера и ответственности.

Ответственность – это та черта, которая не сразу проявляется для окружающих у лидеров, но она является стержнем. При первом же случае, когда тот, кому доверили выбор и власть откажется принять результаты своего решения, ссылаясь на обстоятельства или обвиняя других – люди отвернутся, а последователей останется меньше. Обычно после нескольких таких инцидентов рядом не остается никого.

Психология лидерства

Психология лидера обусловлена личностными чертами, которые проявляются на поведенческом уровне, ценностном и смысловом поле. В поведении такого человека можно выделить по невербальным признакам мимики и позы, а также жестам. Это будут сигналы уверенности и открытости, стремления вперед и настроенности на контакт. Поскольку лидеры обладают немного другим мышлением, чем большинство людей, это отражается на их походке и стиле общения. Среди особенностей поведения выделяются открытый уверенный взгляд, приподнятый уровень подбородка, ровная осанка.

Лидеры привыкли занимать центральное место в аудитории или главное за столом, причем происходит это скорее неосознанно, но, тем не менее, окружающие практически никогда не пытаются поменять такое положение дел.

Психология лидера имеет творческую направленность и разнообразное проявление себя. Такие люди постоянно стремятся к созиданию, на всех уровнях – от межгосударственных альянсов до кружевной салфеточки. Стремление улучшать этот мир, находить новые, более адекватные способы труда, красивые локации и экономичные изобретения – все зависит от направленности человека, но это всегда будет творческий поиск созидательных направлений. Именно эта тенденция заставляет их искать новые методы применения вместо критики. В принципе критика вообще практически отсутствует у лидеров, ее заменяет стремление найти пользу. Это еще одна причина почему настоящие лидеры постоянно окружены людьми, поскольку среди обывателей довольно много критикующих и унижающих суждений, при этом практически отсутствует поддержка.

Особенность восприятия мира лидерами такова, что они постоянно находятся вне обстоятельств, даже всей душой болея за идею. Они думают на несколько шагов вперед и не погружаются в ситуацию настоящего момента, что делает их эмоционально устойчивыми. Пока основная часть людей будет пребывать в панике от провала случившегося вчера, лидер может тихонько улыбаться, поскольку уже придумал, какую выгоду из этого можно извлечь спустя полгода. Отрешенность помогает отделять главное от второстепенного, контролировать ход движения и вовремя менять планы, а возможно и цели.

Лидер не работает в одиночестве или только для достижения собственных интересов. Преданность своим людям заставляет искать пути, оптимальные для большинства, в некоторые моменты возможны даже жертвы и личные вложения. Глобальность мышления открывает истину того, что если будут счастливы окружающие люди, то и тому, кто помог им достигнуть этого состояние, все вернется вместе с благодарностью. Вкладывая в других, лидер в итоге получает больше, чем, если бы стремился наполнить только собственный сосуд потребностей. Но забота об окружающих не имеет корыстных мотивов – это проявление своеобразного равноправного способа взаимодействия и обмена энергией с пространством.

Как стать лидером в коллективе

Лидерами становятся те, кто имеет высокий уровень интеллекта и широкий кругозор, благодаря чему можно стать не только примером, но и уметь вдохновлять и объяснять свои идеи любому человеку. Также требуется развитие постоянного , поскольку ведущая роль предполагает трудный и длительный путь, с периодическими неудачами и возможно при отсутствии перерывов. Невозможно бросить все на половине, тогда при возвращении те, кто шел раньше за вами больше не захотят поддерживать, опасаясь очередной остановки. Это не означает продолжать делать все время то, что выполняли раньше – так вы не добьетесь изменения ситуации. Но стоит находиться в движении, поиске новых возможностей, путей, решений и особенно тогда, когда все опустили руки или случился очередной провал.

Советы психологов, как стать лидером в коллективе отражают более практичное направление в развитии перечисленных личностных особенностей лидера. За один день занять лидерскую позицию невозможно, для этого требуются регулярные проявления своих умений, первым из которых является развитие коммуникативной функции. Под коммуникацией подразумевается умение объяснить другим свою позицию, вдохновить людей своими идеями. Чем лучше построены навыки общения, тем легче человеку будет мотивировать других на совместную деятельность, а также упростит процесс решения конфликтных ситуаций. Развивайте коммуникацию с людьми разных уровней, учитесь общаться с представителями всех профессий и возрастов. Чем больше практики во взаимодействии, тем выше вероятность найти ко всем подход.

Необходимо постоянно заниматься , чтобы предугадывать свои реакции, уметь противостоять и выявлять собственные ценности. Кроме того человек, который хорошо понимает себя, способен лучше понимать других, что поможет в индивидуальной мотивации и для создания успешной команды. Успех складывается ведь не из отбора незнакомых кандидатов с лучшими рекомендательными письмами, а из правильного распределения людей, с учетом их способностей и интересов. Зная ценности каждого можно составлять успешные тандемы, а разбираясь в особенностях способов решения проблем, людей можно ставить на соответствующие должности.

Поощряйте других за любые продвижения, не скупитесь на похвалу – это вдохновляет людей, а для того, кто подарил им вдохновение, многие сделают практически все. Хвалить можно и за поданные идеи, а также за настроение. Человек, принесший кофе на весь офис порой заслуживает большей похвалы, чем бухгалтер, сдавший отчет вовремя. Избегайте манипулятивной функции похвалы для создания конкуренции – задача лидера максимально устранить такие проявления, а обеспечить дружескую атмосферу взаимопомощи.

Помогайте другим, учите, передавайте опыт, делитесь секретами, но не делайте вместо других. Когда вы советуете, то показываете, что верите в человека, а когда делаете за него, то это унижает. Многим из тех, кого вы научили впоследствии можно делегировать часть своих дел, как вариант поощрения и оказания доверия. Только не сбрасывайте черновую работу, а всегда думайте над развитием человека и том, как этот вид деятельности поможет ему «прокачать» собственные навыки и добиться успеха.

Постоянно работайте над собственным развитием, причем основную часть должно занимать то, чем интересуется коллектив. Скоро появятся те, кто знает больше, умеет лучше, и прислушиваться начнут к ним. Но кроме профессиональной линии развивайтесь личностно, что будет делать вас интересным и всесторонне развитым собеседником. Оставайтесь всегда в команде и замечайте тех, кто рядом с вами. Не выспавшегося дизайнера можно отпустить домой, а сотруднице, у которой болеет ребенок преподнести фрукты, у студента-заочника поинтересоваться об экзаменах. Именно человеческое отношение делает вас приятным для других.

Работайте над эмоциональной устойчивостью, поскольку именно она необходима ведущему. Человек подверженный эмоциональным всплескам не способен управлять общим движением, и даже своей жизнью. Сохранять спокойствие помогает уверенность в выбранном курсе, методах достижения, а также в окружающих людях. Уверенность позволяет отказывать, что обычно вызывает трудности у большинства людей и приводит к невыгодным компромиссам и пустым обещаниям.

Официально назначенный руководитель и фактический лидер команды — это далеко не всегда один и тот же человек.

Для того, чтобы сплотить коллег вокруг себя, нужно иметь не столько солидную должность, сколько определенные черты характера.

Можно ли развить их сознательно? Конечно. Характер — закономерное следствие привычек, а любые привычки — результат конкретных поступков.

Поведение, которое позволит вам стать лидером

Итак, ваша цель — сделаться уважаемой, вызывающей доверие и харизматичной фигурой в кругу сослуживцев.

Давайте разберемся по порядку с каждым из этих ключевых качеств.

Как добиться уважения и доверия?

В деловых отношениях наиболее высокий негласный статус имеют люди, с которыми удобно трудиться рука об руку. Вы обязаны выполнять все возложенные на ваши плечи обязанности «на отлично», причем не как пассивный робот, а как инициативный специалист.

Каждую задачу вам следует рассматривать как элемент общего процесса, оценивать с точки зрения целесообразности. Не бойтесь вслух говорить о сомнительности проектов, которые действительно могут повредить интересам общего дела. Однако, проявляя инициативу, старайтесь никого не оскорбить.

Возвышение за счет принижения напарника — очень ненадежный путь к успеху.

  • живите по режиму (требование особенно касается утреннего подъема и вечернего отбоя);
  • как можно реже давайте обещания (или используйте формулировки «постараюсь», «буду иметь в виду» и т.п.);
  • уклоняйтесь от кулуарных обсуждений поступков своих коллег;
  • не выносите сор из избы — остерегайтесь говорить на работе о домашних хлопотах и конфликтах;
  • в разговорах обращайтесь ко всем людям по имени (или по имени отчеству), а не просто на «вы»;
  • ведите календарь событий, который позволит вам не упускать из внимания дни рождения коллег, важные для фирмы даты;
  • беседуя, слушайте, а не продумывайте в уме очередную собственную реплику;
  • чаще интересуйтесь проблемами коллег, помогайте им выпутываться из сложных ситуаций;
  • легко берите ответственность на себя.

Как развить лидерскую харизму?

Из скучных зануд лидеры не получаются. Чаще улыбайтесь, охотнее общайтесь.

Не удается сравниться в обаянии с главным весельчаком коллектива? А вы и не пытайтесь потеснить его. Лучше попробуйте вовлекать в общение тех членов команды, которые по характеру более закрытые и стеснительные. Такие люди умеют быть благодарными. Обратите внимание — основная часть коллектива — не активисты, а именно серые мышки (либо люди, которые кажутся ими вплоть до близкого знакомства).

Чтобы прослыть оптимистом, возьмите за правило никогда не облегчать душу на публике. Переживания, тревоги, страхи нужно изливать в дневник наедине с самим собой. Некоторые психологи рекомендуют избавляться от негативных эмоций, набирая каждое утро перед работой три страницы потока сознания. Попробуйте выделить десять минут после завтрака и освобождаться от всего неприятного, набивая текст без редактуры.

Берите на себя нелегкую роль посредника между группами, которые формируются в коллективе естественным образом. Пригласите на чашку чая в перерыве кого-то из соседнего кабинета. Организуйте пару-тройку мероприятий, сближающих участников — например, небольшой турпоход, совместный тренинг.

Чтобы устроить что-то увлекательное, отнюдь необязательно быть прирожденным массовиком-затейником. В Интернете полно сценариев и шуток, которые можно использовать. Поначалу вам нужно будет тщательно (вплоть до домашних репетиций) готовиться к тому, чтобы удерживать внимание окружающих, но со временем процесс перестанет требовать столь существенных усилий.

Дабы подбодрить себя, возьмите за правило хорошо одеваться. Стильная одежда непременно придаст вам уверенности в себе.