Болезни Военный билет Призыв

Как быть в компании лидером. Что бросается в глаза в лидере. Рожденный быть лидером

Лидер - человек, который создает эмоциональную атмосферу в коллективе, держит в руках настроение коллектива, человек, который всегда имеет свое мнение и знает, чего хочет в жизни. Лидерами становятся. Это довольно сложный, но проходимый путь.

Лидерские качества (а их много) в себе можно воспитать в процессе целенаправленной роботы над собой любимым. Лидер, как правило, сочетает в себе коммуникабельные способности, проницательность и интуицию. Итак, вы решили сделать из себя лидера, но не знаете, с чего начать. Тогда следующие советы и упражнения помогут вам стать лидером.

В первую очередь хочется посоветовать вам оставаться самим собою (даже в процессе изменения себя), не надевайте на себя маску, не старайтесь во всем походить выбранному вами «кумиру». Вы должны понимать, что являетесь уникальной личностью, и именно этот факт может сделать из вас лидера, а вот копирование кого-то - вряд ли. Несомненно, при рождении вам дана энергия и способности - используйте их в максимальной степени.

Стать лидером - это кропотливая работа над собой, никакая книга вроде «как стать лидером за семь дней» вам не поможет, а известные «психологи» на курсах не скажут вам ничего нового (их цель - получить вознаграждение от вас). Что же вам необходимо? Во-первых, оценить себя. Во-вторых, поставить четкие цели. Важным является признание своих недостатков, а затем уж их устранение. Что для этого делать?

1. Ведите беседу со своим внутренним критиком, объективно возражайте ему в ответ на относящиеся к вам и к окружающим замечания.

2. Осведомись, каково мнение о вас у ваших родственников и друзей. Пусть выбранные вами самые близкие люди честно напишут вам ваши положительные и отрицательные качества. Проанализируйте написанное.

3. Будьте честны с самим собою, отметьте свои недостатки. Можете даже записать негативные стороны вашего характера на отдельную бумажку, после чего сжечь ее. Бумага примет все, что вы ей напишите, излейте свою душу, поведайте ей, что вас беспокоит и каковы причины, не дающие вам возможность прийти к успеху.

4. Ваши успехи заслуживают того, чтобы вы о них помнили. Отмечайте их ежедневно. Все то, чего вы достигли за день, должно быть занесено вами, например, в блокнот, так вы сможете отмечать ваши победы и поражения и анализировать их.

Итак, чтобы воспитать в себе лидера, человек должен целенаправленно трудиться и развивать в себе лидерские качества.

1. Интеллект. Именно на него следует обратить внимание в первую очередь. Не жалейте времени на чтение книг, наблюдайте, как делают свое дело те, кто добился успехов. Учитесь на чужих и своих ошибках. Помните, что отрицательный опыт - это тоже опыт. Отдавайте больше времени общению, ищите новых друзей. Чем больше у вас будет знакомых, тем легче вы сможете воспринимать их настроение. Со временем вы научитесь понимать истинные мысли людей. Ваш багаж знаний должен пополняться регулярно.

2. Коммуникабельность. Это качество, несомненно, присуще любому лидеру. Речь лидера должна быть не только выстроена последовательно, но и уметь заинтересовать окружающих. Социально-психологические подходы должны стать предметом особого изучения лидера. В процессе общения лидер должен сделать так, чтобы все члены коллектива почувствовали максимальную причастность его к общему делу, а для этого лидер должен знать, какие интересы руководят деятельностью каждого человека в коллективе. Лидер не должен забывать о том, что он лидер, и не должен всячески показывать свою значимость. Предпочтительным вариантом является выстраивание лидером общения на равных с окружающими.3

3. Уверенность в себе. Без этого качества лидеру не обойтись точно. Не забывайте о своих успехах, пусть они придают вам силы для решения дальнейших задач. Ни в коем случае не останавливайтесь перед возникшими проблемами и трудностями, ведь их разрешение будет приводить к росту вашей уверенности в себе. Степень вашей уверенности в себе любимом может выдать любой разговор: то, какие слова вы употребляете, каков тембр вашего голоса, каковы положение вашего тела и даже взгляд - все это является признаками того, уверены вы в себе или нет. Вы стремитесь стать лидером? Докажите это своей манерой общения! При разговоре смотрите собеседнику в глаза (бегающий взгляд не является признаком уверенности, он свидетельствует о том, что вы будто бы ищете поддержку), голову держите прямо, плечи немного расслабьте (собеседник не должен понять, что вы внутренне напряжены). Такие слова как «наверное», «вроде как», «как бы» и т. п. не должны присутствовать в вашей речи. Все то, что вы излагаете должно быть определено и не должно расцениваться как что-то, в чем вы и сами не уверены. Как можно убедить слушателей, если вы и сами не уверены в том, что говорите? Замените «я думаю» на «я уверен». Ни в коем случае не оправдывайтесь и не давите на жалость, это будет прямым признаком вашей слабости (а вы же всесторонне развитая личность!). Ваш голос должен быть ровным и четким. Работайте над своей речью как можно более осмысленно - она является вашим главным «оружием» в любом коллективе. Запомните, то, что вы хотите донести до слушателей, должно быть изложено вами понятно, кратко и четко.

4. Выносливость. Чем более вы выносливы, тем более вы уверены в себе. Чем более вы уверены в себе, тем более вы выносливы. Да, эти качества тесным образом связаны друг с другом и образуют замкнутый круг. Одним из основных принципов для вас должен стать принцип «Не вешать нос». У вас девять раз не получилось воплотить свою идею в жизнь? Попробуйте десятый. Поймите эти девять раз не были такими уж безрезультатными. Ведь вы же нашли девять способов, как не достичь воплощения вашей идеи в жизнь! Как уже было сказано выше, отрицательный опты - это тоже опыт. Лидера можно воспитать в себе лишь путем постоянного преодоления возникающих на вашем пути преград, поэтому не следуйте по пути наименьшего сопротивления, будьте психологически готовы к возможным трудностям. Развитию ваших возможностей может поспособствовать высокий уровень ваших притязаний к себе. Не откладывайте дело в долгий ящик.

5. Уравновешенность. Вы должны научиться сохранять трезвость мыслей и спокойствие при любых ситуациях, ничто и никто не должен быть в состоянии вывести вас из себя. Сделайте попытку устранить из вашей жизни все негативное и ненужное. Может быть, вы храните вещи, которые не представляют вам никакой ценности? А может, вы общаетесь с людьми, которые оп какой-либо причине неприятны вам? Постарайтесь оградить себя от такого рода общения. Избегайте тех людей, которые постоянно жалуются на свою жизнь, кроме отрицательного заряда вы от них мало что можете получить. Не позволяйте гневу и другим эмоциям руководить вашими действиями, впоследствии вы можете пожалеть о том, что «вспылили», руководствуйтесь вашим разумом.

6. Твердость. В некоторых ситуациях нужно оказаться в состоянии сказать твердое «нет». Уметь отказать - важная способность человека. Поймите, что отказав в чем-то другу, вы не потеряете его дружбу. А если потеряете, то какой это друг? Вы должны научиться доказывать свою точку зрения и держать самообладание. Если вы чувствуете, что вам давят на жалость, не поддавайтесь этому, умейте отстоять свои права. Воспитайте в себе твердое слово. Уметь отказывать надо не только другим, но и самому себе, вы не должны удовлетворять все свои слабости, иначе вы не сможете стать сильной личностью.

7. Способность принимать решения. Будьте инициативными всегда, ведь лидер - это «генератор идей». Старайтесь принимать оптимальные решения, а для этого записывайте все на ваш взгляд заслуживающие внимания выходы из ситуации, взвесьте все за и против, а затем выбирайте лучший. Если вы ничего не можете решить, то не поддавайтесь чувству раздражения. Вы всегда должны оценивать ситуацию как можно более адекватно.

8. Целеустремленность. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» - так говорит народная мудрость. Чтобы прийти к достижению той или иной поставленной вами цели, необходимо трудиться, целенаправленно двигаться к ней. Мгновенных результатов, как правило, не бывает; кроме того, они не приносят такого морального удовлетворения, как если бы вы приложили усилия на достижение результатов. Вспомните о все своих положительных качествах, начните себе с уверенностью говорить, что вы добьетесь всего, чего задумали, и немедля приступайте к осуществлению задуманного. Ставьте перед собою цель как можно четче.

9. Ответственность. Ответственность нужно уметь принимать за группу лиц и, конечно же, за себя. Если вы ошиблись в чем-то, не бойтесь признать этот факт. Подавайте окружающим пример в том, что самое важное вы не перекладываете на плечи другим, а выполняете сами. Возьмите на себя чуть больше ответственности, чем распределите на других - вы же лидер, а на нем и лежит бремя ответственности. Нужно уметь как удовлетворять интересы отдельных членов коллектива, так и бороться за общее дело. Не надо ни потакать, ни быть тираном - ищите золотую середину!В качестве упражнения по развитию чувства ответственности можете сделать следующее. Возьмите лист бумаги. Ваша задача написать не менее десяти предложений. Все они должны начинаться со слов: «На меня возложена ответственность за», а дальше уже пишите все, что считаете в этом случае нужным. Данное упражнение не является легкомысленной забавой, оно несет в себе важный смысл. Вы переосмыслите то, что должны сделать. Это шаг для того, чтобы более хорошо понять себя.

10. Организаторские способности. Лидер должен уметь находить общий язык со всеми членами коллектива, а также разрешать зародившиеся в нем разногласия. Более того, уметь объединить людей (перспективой, целью или идеей) - это главная задача лидера. Будьте внимательны к каждому члену коллектива, интересуйтесь о позициях, пристрастиях, приоритетах, хобби каждого и, конечно же, не пропускайте мимо ушей мнения других. Не переживайте, если сразу у вас не получается хорошо организовать коллектив. Это умение всегда приходит со временем, с опытом, оно тесно связано с заработанным вами уважением и доверием в коллективе.

Развивая в себе лидерские качества, вы, несомненно, достигнете вашей цели. Удачи вам!

Мария Соболева

Как стать лидером в коллективе - такой вопрос актуален для тех, кого назначили на руководящую должность, а опыта работы с подчиненными еще нет. Ведь быть начальником еще не означает обладать настоящим авторитетом, пользоваться уважением и доверием сотрудников.

Как стать настоящим лидером в коллективе

Поскольку формальные полномочия начальника — совсем не гарантия лидерства, научиться быть вожаком необходимо каждому руководителю.

Иначе ваши указания будут выполнять из-под палки, а то и игнорировать, за спиной станут обсуждать и осуждать.

С таким раскладом добиться успеха в работе практически нереально. Лидер, видящий цель и умеющий повести за собой подчиненных для их же блага - вот идеальный начальник в любой команде сотрудников.

Как стать лидером в коллективе? Этому придется учиться, задача не из легких и требует определенных усилий.

Информирован - значит, вооружен

Вы собираетесь руководить людьми, и неважно, большой коллектив сотрудников или не очень. О своих подчиненных нужно узнать как можно больше.

Ваши коллеги - кто они: возраст, пол, образование, профессиональные качества, характер, положение в коллективе.

Есть ли у вас потенциальные союзники, на кого можно рассчитывать, а от кого ждать подвоха?


Кто неформальный лидер коллектива? А он точно есть и запросто составит вам конкуренцию. Думайте, как выстроить отношения с этим человеком. Неплохо было бы наладить с ним контакт, тогда его авторитет будет работать на вас.

Что беспокоит ваших подчиненных, чего они ожидают от нового руководителя, то есть вас?

Очень полезно узнать побольше о своем предшественнике - какие методы руководства он практиковал, к чему привык коллектив. Возможно, он был тираном и жесткий стиль управления в команде приветствуется (либо напротив, все от него устали и нуждаются в переменах).

Постарайтесь продемонстрировать коллегам отсутствие у вас негативных качеств бывшего начальника и используйте его положительный опыт.

Секреты управления

Начав с изучения своих подчиненных, параллельно работайте над установлением контакта с людьми. Не стоит, конечно, строить из себя доброго дядю, этакого рубаху-парня, приглашая всех за свой счет в ресторан.

Просто сразу выстраивайте с коллегами доброжелательные отношения. На первых порах это важно - вести себя одинаково вежливо со всеми, избегая при этом панибратства. А когда получше изучите подчиненных, — разберетесь, с кем какая тактика поведения срабатывает.


Сразу показывать, «кто в доме хозяин», не стоит. Излишняя жесткость, попытки диктата и манипулирования оттолкнут людей. Соблюдайте разумную требовательность.

В каждом коллективе, помимо рабочих, есть и личные взаимоотношения, неприязнь, конфликты, обиды. Не стремитесь ликвидировать «разборки», порядок наведете потом, когда освоитесь с ролью руководителя и четко будете знать, как стать лидером в коллективе.

Со временем вы сможете вполне определенно представлять себе, как осуществлять мотивацию персонала .

С подчиненными нужно общаться, выяснять интересующие моменты, вполне допустимо спрашивать совета. Это поможет поскорее войти в курс дела, освоиться в новой роли и непривычной обстановке. А еще людям будет приятно, когда их мнение интересует начальника.

Но мера нужна и здесь - излишнее количество вопросов даст коллегам повод усомниться в вашей компетентности.

Завоевание авторитета

Завоевывать авторитет нужно шаг за шагом. И резкие движения здесь неуместны. Смена руководства — стресс для коллектива, людям нужно время, чтобы привыкнуть к новым требованиям, понять, что вы за личность и можно ли вам доверять.


Возможно, в самом укладе работы имеются недостатки, вы видите его неэффективность. Но «Москва не сразу строилась», кардинальные перемены могут не сработать, вводите новшества постепенно.

Если какое-то время до вашего назначения должность руководителя была вакантна, сотрудники могли привыкнуть обращаться за указаниями к вышестоящему руководству.

По инерции или из вредности коллеги продолжают прыгать через вашу голову? Ваша задача - показать, что теперь эти вопросы решаете вы и нет никакой необходимости нагружать руководство этими проблемами.

Организация рабочего процесса

Чтобы стать настоящим лидером в коллективе, рабочий процесс нужно организовать эффективно.

Как именно это сделать — прежде всего, ознакомиться с должностными обязанностями всего коллектива, узнать, кто чем конкретно занимается на своем рабочем месте, какой участок работы закреплен за каждым сотрудником.

Постепенно вы узнаете, насколько добросовестно выполняются обязанности, не перекладывает ли кто-то свою работу на другого. Возможно, кому-то следует добавить обязанностей, а кто-то и так слишком загружен.

Нагрузку нужно распределять равномерно, выяснить, кто больше склонен работать индивидуально, кого с кем можно объединить для совместных проектов.


В том-то и хитрость - чтобы стать лидером в коллективе, придется быть хорошим психологом и организатором процесса.

Сами вы должны подавать пример трудолюбия и организованности, всегда быть пунктуальным. Тогда вполне логично и обоснованно требовать этого и от коллег. Например, искоренить опоздания на работу .

А неформального лидера, который не очень-то хочет работать, можете смело увольнять. Но только когда войдете в курс дела и реально оцените обстановку, чтобы действовать объективно и справедливо.

Организационная культура

Оказывается, на эффективность работы организации или предприятия в немалой степени влияет организационная культура - взаимоотношения сотрудников, установившиеся правила поведения, определенные табу в коллективе.


Чтобы стать лидером, необходимо действовать, не противореча этой самой культуре.

С целью выяснения всех ее нюансов, неплохо бы пообщаться с кем-то из опытных сотрудников, достаточно разговорчивых, чтобы прояснить ситуацию.

Информация из первых рук очень важна. Если вы понимаете - организационная культура противоречит вашим целям, придется ее менять. Естественно, делать это придется постепенно.

Возможно, вы захотите изменить дресс-код , искоренить частые самовольные перекуры, пересмотреть должностные инструкции.

Перемены хорошо приурочить к какому-то событию - юбилею фирмы, визиту важных гостей, чтобы мотивировать сотрудников показать все лучшие стороны коллектива и оставить о себе благоприятное впечатление.

Заключение выгодного контракта тоже может стать отличным поводом для нужных вам изменений в работе вашего отдела (цеха, филиала и т. д.).

Стать лидером в коллективе непросто, это нужно заслужить своей компетенцией, профессионализмом, умением повести за собой, справедливостью и ответственностью.


Статусу вожака необходимо соответствовать, и дано это не каждому.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Каждый из нас стремится быть уважаемым, обладать авторитетом и непререкаемым влиянием на других людей. Каждый из нас хочет быть лидером, но достигают этого очень немногие.

Как стать лидером в жизни? Это непросто, но вполне возможно. Разберем с вами основными моменты, которые жизненно необходимо знать на этом пути.

Лидер - это

В переводе с английского лидер - это командир, руководитель. Именно тот человек, который берет на себя ответственность за работу команды, первым пожинает ее успехи и неудачи. Группа без лидера – это анархия, где каждый тянет одеяло на свою сторону, а организация отсутствует напрочь.

Понятие лидерства заложено в социальной психологии. В любой группе людей, состоящей из 3 человек или более, автоматически создается лидер. Даже если внешне это не слишком заметно. К нему прислушиваются чуть-чуть больше, уважают чуть-чуть сильнее, а его шутки всегда чуть-чуть смешнее, даже если это не совсем так. Это происходит в связи с необходимостью брать на себя ответственность за группу. Ниже мы рассмотрим эти условия и другие нюансы более подробно.

Виды лидерства и качества лидера

Понятие лидерства очень тщательно исследовалось психологами и социологами. Создано несколько масштабных теорий возникновения лидерства, и мы с вами разберем основные их моменты.

Поведенческая психология различает формальное и неформальное лидерство. Таким образом, существует разница между номинальным и фактическим лидером в любом коллективе.

Возьмем очень простой пример: формальным лидером на производстве является директор, но реальное влияние принадлежит начальнику цеха, который напрямую контактирует с рабочими.

Если формальный и неформальный лидер является одним человеком, тогда команда действует гармонично и слажено, получая четкий и определенный вектор развития. Если же нет – могут появиться конфликты из-за различных политик и указаний формального и неформального лидера.

Если вы намерены стать лидером на работе или в компании, то важно сначала получить авторитет в команде и стать неформальным лидером. Потому что личные отношения с коллективом имеют намного большее влияние, чем различные документы и сертификаты.

В зависимости от среды и масштабности решаемых задач, выделяют 3 типа лидерства:

  • Бытовое лидерство – в семье, школах, университетах, стихийных группах. Имеет наименьший масштаб и часто бывает невыраженным – лидер не выбирается формально, но имеет большую долю влияния, чем другие участники группы.
  • Социальное лидерство – на производстве, в профсоюзах, спортивных или творческих обществах.
  • Политическое лидерство – общественные и государственные деятели. Максимальная степень лидерства, которая имеет четкую иерархию.

Существует четкая связь между данными типами лидерства. Бытовой лидер при должном уровне упорства может стать социальным или даже политическим лидером.

Если вы хотите стать лидером, я предлагаю вам программу из 10 шагов, с помощью которых вы сможете развить свои лидерские качества. Примеры взяты из бизнеса, но принципы развития лидерства универсальны.

Шаг 1. Подумайте, зачем вам быть лидером?

Да-да, именно так. Нужно осмыслить причины своих желаний. Несмотря на внешнюю простоту этого шага, все может оказаться намного сложнее. Лидером не становятся от скуки или от нехватки эмоций.

Лидер – это человек, ведущий за собой людей к реализации желанной цели. Лидерство – это не сама цель, а средство для ее достижения. Какая перед вами стоит цель? Большая, вдохновляющая цель активирует не только вас и ваш потенциал, а и привлечет людей, которые будут хотеть идти к этой цели вместе с вами. Поэтому сначала необходимо определить, чего вы желаете на самом деле.

Шаг 2. Создайте журнал успеха.

Этот инструмент знаком каждому. Это самый простой и самый результативный инструмент развития личности и мотивации, который поможет стать лидером. Заведите отдельную тетрадь. Каждый день записывайте в нее свои успехи и победы. Желательно, это делать чаще и как можно больше. Минимум 5 побед или достижения ежедневно.

Поначалу это может показаться однообразным и бессмысленным занятием. Но уже через несколько недель вы увидите, что эти успехи являются очень мощным стимулом для дальнейших побед. Чем больше уверенности у вас – тем больше вам доверяют (следуют за вами) другие люди.

Шаг 3. Создайте лидерское окружение.

Чтобы самому быть лидером, необходимо постоянно находиться в среде лидеров. Не стесняйтесь заводить новые знакомства и как можно больше общайтесь с интересными и активными людьми.

Чтобы ускорить процесс формирования вас, как лидера, то поместите себя в окружение людей, более сильных и успешных чем вы сами. Пусть у вас появятся ваши личные лидеры. Это поможет лучше понять психологи лидерства и научиться быть сильным, на примере других лидеров.

Шаг 4. Будьте целеустремленными.

После того, как ваша цель поставлена, необходимо приложить максимум усилий для ее достижения. Другого варианта нет.

Не страшно потерпеть поражение, если знаешь, что приложил все усилия для осуществления своей цели. Намного хуже, если это поражение стало следствием халатности и легкомысленного отношения к ней. Чтобы стать лидером, нужно учиться разрабатывать четкие планы и пошаговые тактики к достижению целей. Только серьезный подход, который не оставляет места безалаберности.

Благо, существуют методики того, . Используйте их для прокачки своего лидерского потенциала. Важно помнить, что лидер – это в первую очередь пример для подражания. Вы обязаны быть таким, какие ожидания у вас к лучшим людям вашей команды, только в усиленном варианте. Хотите, чтобы ваша команда была сильная, целеустремлённая и достигающая цели – станьте таким человеком сами. Все равняются на вас.

Шаг 5. Принимайте решения и будьте ответственными.

Это самый ключевой момент в лидерстве. В группе из трех человек, кто-то автоматически становится лидером. Почему? – Потому что, двое других больше доверяют мнению лидера группы. У этой особенности есть обратная сторона: кто высказывает мнение или план действий, легко может стать лидером группы. «Вы ведите, а ведомые найдутся» - хороший афоризм, точно передающий саму суть лидерства.

Повторюсь: лидером становится тот, кто имеет смелость поставить перед собой цель, увлечь ею других людей и повести (дать работу) всех к ее реализации. Именно ответственность за свои решения отличает лидера от простого участника группы. Немаловажным является также умение брать ответственность за решения своих подчиненных.

Лидер группы должен обладать набором важных навыков, а также понимать потребности людей. Некоторые люди являются прирожденными лидерами, тогда как другим приходится учиться лидерству. Лидер группы должен способствовать достижению групповых целей, для чего необходимо развивать и применять на практике навыки эффективного руководства.

Шаги

Часть 1

Как стать лидером

    Станьте специалистом в своей области знаний. Лидеру группы необходимо обладать глубокими познаниями в области конкретной отрасли, разбираться в целях группы и отстаивать интересы участников. Изучайте важные вопросы, регулярно общайтесь с людьми, имеющими большой опыт работы в вашей отрасли, и наблюдайте за деятельностью участников группы, чтобы стать профессионалом. Лидер должен знать ответы на возникающие вопросы. Благодаря экспертным знаниям вы ощутите уверенность в себе, а также будете производить впечатление опытного и знающего человека.

    Тренируйте лидерские качества. Все лидеры отличаются друг от друга, но специалисты смогли выделить несколько общих особенностей, которые отличают хороших лидеров. Некоторые люди с легкостью становятся лидерами благодаря своим врожденным качествам, а другим приходится изучать и тренировать необходимые черты личности. Так и должно быть! Изучите общие качества наиболее успешных и уважаемых лидеров, чтобы понять, над чем вам следует поработать:

    • Сильное желание действовать и пробовать новое
    • Эффективное выражение собственных мыслей
    • Умение находить нужную мотивацию для других
    • Трезвость суждений, способность быстро мыслить и сохранять спокойствие под давлением
    • Неподдельная заинтересованность в идеях и мнениях других людей
    • Богатое воображение, позволяющее регулярно генерировать творческие идеи и решения
  1. Приобретайте опыт. Многое зависит от конкретной группы людей, поэтому не всегда есть возможность сразу эффективно включиться в работу. Иногда приходится начинать с самого низа и прокладывать себе путь наверх. В этом нет ничего страшного! Благодаря этому вы сможете досконально изучить внутреннюю кухню группы, а также всех участников. Если вы начнете со стартовых позиций, то сможете стать специалистом в разных аспектах функционирования группы благодаря личному опыту, приобретенному самостоятельно Примкните к группе и наблюдайте за тем, как себя ведет нынешний лидер. Обращайте внимание, какие аспекты работают эффективно, а какие следует улучшить.

    Берите на себя ответственность внутри группы. Возможно, вы хотите стать президентом студенческого совета, а сейчас являетесь лишь одним из участников, или желаете писать статьи для газеты, но выполняете пока лишь административную работу. Какой бы ни была ситуация, лидеры не ждут, они создают возможности. Обдумайте несколько идей для группы и решите, как их можно реализовать.

    • Если вы – работник газеты, который желает стать автором, то представьте редактору идеи для статей или предложите посетить футбольный матч, чтобы взять интервью у футболистов.
    • Если вас назначили для работы над проектом, то проведите совещание с другими участниками группы, чтобы обсудить детали проекта и глобальные цели. Если вы проявите инициативу, это позволит вам сразу же утвердиться в роли лидера.
    • Если вы являетесь членом клуба, то организуйте специальные мероприятия, чтобы осветить важные вопросы или торжественно отметить важное событие для группы (например, соберите средства для поддержки одного из участников группы, проведите тематический вечер в школе или организуйте праздник по случаю успешной реализации проекта).
  2. Сохраняйте уверенность. Если вы берете на себя дополнительную ответственность и все больше участвуете в жизни группы, то должны быть уверены в себе. Принято считать, что уверенность тесно связана с такими качествами, как рассудительность, талант и проницательность. Вы должны излучать полную уверенность даже в случае сомнений. Ваши слова и жесты должны показывать решительность и целеустремленность. Используйте властные позы, благодаря которым окружающие будут соглашаться с вами на подсознательном уровне:

    • Одевайтесь, как лидер, всегда будьте аккуратным и собранным.
    • Следите за языком тела. Всегда стойте ровно и старайтесь не выглядеть заскучавшим, уставшим или безразличным.
    • Во время разговора с человеком поддерживайте зрительный контакт.
    • Одобрительно кивайте, когда слушаете человека.
  3. Делитесь своими идеями. Посвящайте людей в свои идеи, чтобы оставаться лидером и набирать силу в группе. Лидеры ведут за собой, а не просто раздают указания. Всегда интересуйтесь мнением окружающих, поощряйте их вносить свой вклад в работу над идеей или проектом. Если вы выскажете свою точку зрения и убедите людей согласиться с вами, то группа сможет успешно реализовать идею под вашим чутким руководством.

  4. Развивайте чувство ответственности у своих подчиненных. Важно делегировать полномочия тем участникам группы, которые достаточно ответственны и квалифицированы для того, чтобы решить задачу самостоятельно. Это поощряет индивидуальное участие и взаимодействие участников группы для достижения общих целей, а вы сможете уделять больше времени планированию последующих действий.

    • Ставьте выполнимые задачи, чтобы поддерживать боевой дух и поощрять к участию других.
    • Четко сообщайте, что необходимо сделать, но позволяйте другим решать, как это сделать.
    • Хвалите людей за успешное выполнение задач, чтобы укрепить моральное состояние группы и повысить самооценку участников.
    • Не перегружайте одного человека ответственностью. Человеку будет тяжело справиться с порученными задачами, а остальные участники группы могут считать его вашим любимчиком.

Лидерство – это эффективность. Что нужно предпринять, чтобы достигнуть этого уровня? Подробно и пошагово об этом – в нашей статье.

В статье вы прочитаете:

  • Основные возможности стать лидером
  • Какие качества лидера необходимы для успеха
  • Как стать лидером, какие шаги следует предпринимать
  • Какие существуют помехи для лидерства

Как стать лидером в жизни и коллективе – один из актуальных вопросов современного бизнеса. Для ответа на него нужно определить, что означает термин лидер. Лидерство предполагает способность вести других людей за собой. Необходимо помнить – лидером не рождаются, а становятся со временем.

Лучшая статья месяца

Маршалл Голдсмит, лучший бизнес-тренер по версии Forbes, раскрыл методику, которая помогла топ-менеджерам Ford, Walmart и Pfizer подняться по карьерной лестнице. Вы можете бесплатно сохранить консультацию, которая стоит 5 тыс. долл.

В статье есть бонус: образец письма-инструкции для сотрудников, которое должен написать каждый руководитель, чтобы повысить производительность труда.

Какие типы лидеров бывают

По мнению психологов, в коллективе может быть не один лидер, а несколько. К примеру, выделяются следующие типы лидеров в компании:

1) Лидер-исполнитель;

2) Вдохновитель;

3) Универсальный лидер;

4) Ситуативный лидер;

5) Эмоциональный лидер;

6) Деловой лидер;

7) Формальный лидер;

Авторитетом в коллективе часто пользуются просто умные люди с человеческим обаянием. Во многих компаниях важная роль отводится гендерному фактору. К примеру, к умному и обаятельному мужчине в женском коллективе всегда будет особое отношение. Поэтому человек может стать неформальным лидером не из-за стремления к власти, а из-за предоставления данной функции другими.

Неформальных лидеров в коллективе выделить можно предельно легко. Для этого следует наблюдать, как работники себя ведут во время корпоративных мероприятий, чьи праздники оказываются значимыми событиями внутри компании.

Какими качествами обладает лидер

    Эгоизм или эгоцентризм. Это качество лидера нужно, чтобы продвигать свои интересы в социальной среде. Характерно данное качество в определенной мере всем людям.

    Интеллектуальная либо идейная активность.

    Высокая степень внутренней и внешней энергии, активность с высокой динамикой взаимодействия с людьми.

    Значительная сила влияния.

    Повышенный уровень социализации. Социализация предполагает способность человека ладить с другими людьми, выстраивать взаимосвязи, налаживать конструктивное общение, понимание психологии, обеспечивая конструктивное общение.

Что бросается в глаза в лидере

  • уверенный, сосредоточенный взгляд;
  • чистая обувь;
  • опрятная, красивая, стильная одежда;
  • некое чувство «пафосности», проявляющееся в общении и манерах;
  • дорогие часы, портфель и ежедневник всегда при нем;
  • ценит свое время, поэтому бездельничанье – редкое явление;
  • организованность, отсутствие опозданий;
  • умение быстро принимать решения;
  • коммуникабельность;
  • сложно выводить из себя;
  • не боится сложностей и трудностей, без паники в своих действиях и решениях;
  • готовность нести ответственность за поступки, сказанные слова.

Где можно быть лидером

– На работе. Обычно в офисе несколько лидеров. Они определяются легко – успешны, стильно одеваются, пользуются уважением среди коллег благодаря опыту и эрудированности.

– Среди друзей. Если стремитесь стать лидеромв жизни, среди друзей, в первую очередь, необходима уверенность в себе. Вам необходимо хорошо шутить, в чем-то превосходить друзей, получать большую зарплату, иметь выраженную мускулатуру, позьзоваться популярностью среди девушек. Учитесь убеждать, отстаивать свою позицию – это особенно актуально, поскольку у парней регулярно возникают споры, по результатам которых часто определяются лидеры.

– В отношениях. Лидерскую роль в отношениях с противоположным полом завоевать сложно. Ведь большинство пар стремится к «демократическим» отношениям. Семья вовсе строится на взаимных уступках. Старайтесь формировать отношения так, чтобы каждый был в чем-то лидером.

– В обществе. Для лидерства в жизни необходимы кардинальные изменения своего характера, манер поведения, может быть, и внешности. Лидером в обществе быть непросто, поскольку таким человеком обычно легче родиться, чем становиться. Не всегда этот человек полностью успешен, но даже свой малый успех умеет поставить так, чтобы окружение его уважало. Отличается красивой речью, заставляя всех слушать. Этому человеку не чужда и определенная дерзость, поскольку она часто необходима для отражения своего превосходства в случае споров.

– В новом коллективе. Сложность в данном случае заключается, прежде всего, в отсутствии доверия. Поэтому нужно его завоевать, по возможности, скорее. В основном быстро удается стать лидером в коллективе, в котором раньше отсутствовал лидер либо он ушел.

Для проявления лидерских качеств должны быть соответствующие условия

Юрий Адлер, действительный член Академии проблем качества, Москва

Для проявления лидерских качеств у работников необходимо наличие должных условий работы. В том числе никогда не должны вводиться наказания при проявлении инициативы сотрудников, без введения ответственности за ошибки в таком случае – она возлагается на руководство.

В основе принципов лидерства – противоположность репрессивному управлению, которое ориентировано на наказание. Вряд ли работник будет проявлять должный энтузиазм при подсознательной готовности к наказанию и репрессиям.

Развеиваем мифы о лидерстве

    «Абсолютно все топ-менеджеры лидеры».На самом деле далеко не все топ-менеджеры способны вести за собой людей.

    «Многие люди рождаются лидерами». Даже при наличии предрасположенности к лидерству от рождения необходимо освоение навыков руководства. Поэтому лучше сосредоточиться на задачах, которые можете решить сейчас. А не ограничиваться поиском своих жизненных предназначений.

    «Лидер всегда знает правильный ответ». Способность лидеров – задавать правильные вопросы, зная возможности поиска подходящих ответов. Если вам задают вопросы коллеги, которые сами могут найти ответы, нужно помнить – вы лишаете их возможности «включить мозги, подумать». Лидерам известны не ответы на все вопросы, а возможности и места для их нахождения.

    «Чтобы стать лидером, нужна высокооплачиваемая должность». Для способности вести людей за собой нужно лишь знать, как и когда это лучше делать. Главное – способность нести ответственность за себя и других.

    «Лидеры являются самостоятельными, успешными личностями». Лидер может мотивировать на решение задач себя и коллектив. Если лидер стремится работать над задачей, однако не способен воодушевить других на неё, то считать его настоящим лидером не приходится. В этом и заключается отличие от менеджера.

    «Лидер - это самый амбициозный человек». Лидерство заключается в способности и желании приносить пользу для людей. Чего-либо плохого в амбициях нет, но обычно они играют на руку лишь самому человеку. Если предпринимаемые вами действия приносят пользу только для себя, то это не лидерство. Настоящим лидером можно вас назвать лишь при условии, что приносите пользу для других – коллег, клиентов, поставщиков и общества.

    «Каждый способен быть лидером». Добиться лидерства может лишь тот, кто этого хочет. Невозможно заставить человека руководить если сам этого не хочет.

Инструкция: как стать лидером

1. Определитесь, зачем вам быть лидером. Вы должны руководствоваться конкретной целью, чего хотите от жизни. Лидерство является средством, а не самоцелью.

2. Проанализируйте свои недостатки. Можно для этого основываться на нескольких методиках:

– разговаривайте со своим внутренним критиком.

– узнайте мнение близких друзей и родственников. Попросите их записать всё плохое, что они видят в вас, и что любят. Желательно обращаться к самым близким друзьям с примерно одинаковым количеством хороших и плохих качеств. Не бойтесь всё это прочесть и выслушать. Тогда ваш страх перед своей неполноценностью станет союзником для совершенствования.

– на листе бумаги укажите свои недостатки и причины, почему они мешают достичь ваших целей. После этого сжигаем листок. Процедура может выполняться несколько раз, чтобы достичь лучшего результата. Оставайтесь честными с собой. Нужно писать всё, что помните. Необходима максимальная честность перед собой. Пишите все эти факторы весь день. В частности, при накоплении причин недовольства можно дополнить свой список.

– заведите журнал успеха. Следует ежедневно записывать свои удачи и победы. Старайтесь не забывать об этом, потом будет гораздо проще. Сможете поднять свою самооценку, убедившись в собственной успешности.

3. Найдите лидеров. Если в вашем окружении таких людей нет, нужно искать знакомства с ними.

4. Старайтесь сходиться с успешными людьми поближе.

5. Делайте что-нибудь. К примеру, собственный бизнес, занимайтесь общественной деятельностью, главное – действуйте. Привыкайте отвечать за всё самостоятельно. Настраивайтесь на успех, но не расстраивайтесь при отсутствии грандиозных результатов.

6. Приобщитесь к чужому опыту. После начала своих действий наступает время для активного изучения информации о лидерстве, с изучением аудиотренингом и др.

7. Создание своего стиля лидерства. Самый сложный шаг в общей инструкции, но именно он становится началом роста лидерства и личности. Вам следует принять следующие шаги:

  • наблюдайте за собой со стороны;
  • анализируйте личные сильные и слабые стороны;
  • присматривайтесь к людям, которых уважаете;
  • вспоминайте об особо успешных случаях.

Как заместителям помочь стать лидерами

Майкл Вэйдер, ведущий консультант и партнер компании «Центр Оргпром», Екатеринбург; президент компании LeadershipExcellenceInternational, Inc., Колорадо-Спрингс, США

Не все номинальные гендиректоры являются лидерами в прямом смысле слова. Часто для работы на данной должности привлекаются ведущие специалисты в определенной сфере. Однако узких знаний оказывается недостаточно, чтобы наладить эффективное управление всем предприятием. Настоящему лидеру необходимо знать ответы по 3 ключевым для себя вопросам.

Первый вопрос – как могу помочь людям достигать успеха? Задачей эффективного руководителя является воодушевление, подбадривание людей на их веру в успех. Для своих заместителей нужно предоставить право и полномочия для самостоятельного принятия решений, с обеспечением для них должных ресурсов, не забывая хвалить при достижении положительных результатов. И вашим менеджерам следует действовать аналогично по отношению к подчиненным.

Следует поинтересоваться, кого считают лучшими сотрудниками в команде, какие меры предпринимают для их поощрения? Кто же, как они полагают, со своими задачами не справляется, как нужно исправить данную ситуацию? Команде нужно дать понять вашу готовность в помощи для решения проблемных вопросов и ситуаций.

Другой важный руководителю вопрос – мотивация топ-менеджеров, что для этого предпринимать?Предоставляйте для них всю информацию для принятия управленческих решений. При принятии решения каждый раз нужно руководствоваться цифрами иначе невозможно успешное руководство. От заданного вами направления развития будет зависеть общее благополучие компании и работников. Поэтому необходимо принимать взвешенные решения.

При принятии решения необходимо руководствоваться конкретными цифрами – иначе невозможно успешно руководить. От заданного направления развития будет зависеть благополучие организации и сотрудников, поэтому необходимо принимать взвешенные решения. При принятии решений, не руководствуясь цифрами, вы словно управляете автомобилем без приборной панели.

  • Ответственность генерального директора перед законом и компанией

Когда к вам обращаются работники с предложением либо проблемой, нужно всегда получать обоснования озвученной позиции. Ведь обсуждение какого-либо вопроса без обоснований, становится бесполезной потерей времени. Менеджеры должны донести подчиненным – для одобрения предложения или определенного вопроса должны предоставить вам конкретные данные. Такой подход должен стать привычкой – с подтверждением озвученных утверждений. Однако помните – не требуйте обоснования, чтобы решать частные и простые вопросы. Ведь никогда не нужно забывать о здравом смысле. Сотрудники должны заниматься решением мелких вопросов самостоятельно, не отвлекая руководство по различным мелочам. Нужно им предоставить такую возможность даже в случае, когда не согласны с их идеями. Уступая в малом, сможете выиграть в стратегической цели.

Вопрос третий – какой пример показывает руководитель для сотрудников? Всё время находиться на виду действительно сложно. Поэтому делайте всё своевременно – приходить, начинать совещания, заканчивать их. Оставайтесь вежливым, без повышения голоса. Похвалы должны быть публичными, а вот критика только персонально с сотрудником, не придавая эту проблему огласке. И обязательно сообщайте провинившемуся работнику – вы готовы помогать ему в исправлении ситуации.

Действительно, гендиректору непросто – ведь постоянно кто-то требует каких-то решений. Для акционеров необходима прибыль, совет директоров планирует расширить бизнес, сотрудники хотят улучшить свои условия труда. Все уверены, что вы им чем-то обязаны. Необходимо формировать эффективную команду, вдохновляя её на успех. Требуйте, чтобы все, кто рассчитывает на определенные ваши решения, предоставляли соответствующую информацию для их принятия. Нужно подавать личный пример, уважительно относиться к подчиненным.

1) Нужно быть целеустремленным человеком. Ставьте точные цели и не ждите их ежесекундного достижения.

2) Умейте принимать решения. Всегда будьте инициативным человеком. Когда отправляетесь в супермаркет, не нужно думать «что бы купить на ужин?». Нужно всегда знать, что именно будете готовить на ужин, что нужно для этого блюда?

3) Имейте твердый характер. Научитесь отказывать, если это необходимо.

4) Будьте уравновешенным. Вне зависимости от жизненных и профессиональных ситуаций, всегда сохраняйте внутреннее спокойствие – одно из основных лидерских качеств.

5) Будьте уверенным в себе. Одно из главных качеств лидера, без которого его успешная деятельность невозможна. Для развития уверенности хладнокровно записывайте свои небольшие победы в личный дневник достижений.

6) Будьте выносливым. Никогда не следует отчаиваться – главный принцип вашей жизни. Просто вспомните – чтобы создать лампу накаливания, Томасу Эдисону пришлось провести 2 тыс. экспериментов.

7) Будьте ответственным.Нужно всегда признавать свои ошибки, неправоту по отношению к другим. Для развития ответственности существует довольно эффективный прием. Напишите на листе бумаге 10 предложений, начинающихся с фразы «Я ответственный за…». Благодаря этому методу удастся проанализировать, за что несете ответственность.

  • 6 навыков топ-менеджера, которые приводят к успеху даже интровертов

8) Развитие своих организаторских навыков. При возникновении споров внутри коллектива может нарушиться весь рабочий процесс. Лидеру необходима способность сразу тушить легкие очаг конфликтов. Умейте объединять людей в плодотворную команду.

9) Работайте над развитием интеллекта.. Саморазвитие уже становится половиной всего успеха. Продолжайте изучать книги разных жанров и специальностей, а не ограничиваясь лишь своим направлением.

10) Не ждите у моря погоды, вставайте и делайте.

Как побудить людей признать в вас лидера с первых минут знакомства

Первый совет – выделяйте время для «установки» тела. Стойте твердо, ровно, с равномерным распределением веса тела на обе ноги, смотря слушателям в глаза, делая вдох и лишь затем начинайте. Для транслирования авторитета и доверия нужно стать лицом к аудитории. Чтобы сигнализировать о сотрудничестве, нужно стоять под углом к собеседнику. Исключайте наличие препятствий между вами и своим собеседником. Собеседник должен вас видеть целиком, лишь так можно завоевать доверие.

Второй совет – контроль положения головы. При общении с человеком один на один указываете наклоном головы проявление своего интереса к его словам. Если планируете показать доверие и авторитет, лучше голову не наклонять.

Третий совет – не суетитесь, старайтесь не нервничать.

Четвертый совет – для убедительного вида необходимо контролировать свои жесты, чтобы они соответствовали сказанным словам.

Пятый совет – слова будут звучать убедительнее, если будут произнесены с улыбкой, глядя в глаза собеседнику.

Шестой совет – для побуждения человека к определенному действию необходимо обращаться к нему энергично, проявляя энтузиазм. Важным подспорьем для этого становятся громкость, высота и тональность голоса.

Седьмой совет – говорите первым, и в вас будут признавать лидера.

Как стать уверенным в себе

    Не сравнивайте себя с другими.

    Выработайте веру в себя. Всегда живите своей жизнью, а не руководствуйтесь чужими идеалами.

    Общайтесь с позитивными людьми.

    Переставайте себя критиковать. Не забывайте о материализации любой мысли.

    Отказ от проблем. Обрести уверенность может лишь человек, который не будет всё пропускать через себя, научится проще относиться к различным жизненным ситуациям. Многие люди любят накручивать всё до степени, что иногда просто смешно, если бы не было так критично. Обычно наши жизненные проблемы не так сложны и опасны, как себе представляем.

    Не нужно зацикливаться на прошлом. Не направляйте энергию и ценное время для раздумий о прошлых поступках. Ведь это уже история – сейчас нам нужно сконцентрироваться на будущем успехе.

    Прислушивайтесь к себе.Разберитесь в себе, что вам действительно нужно для успеха.

    Погрузитесь в то, что любите.Сложно ощущать себя счастливым, если работа не нравится и не приносит удовольствие.

    Учитесь говорить уверенно и твердо.Словам свойственна довольно мощная сила. Многое можно сказать о характере человек по сказанным им словам. Не нужно никогда бросать свои слова на ветер. Не нужно отвечать резко, нужно говорить спокойно, понятливо и уверенно.

    Сделайте свои слабые стороны достоинствами. Не нужно себя ругать за определенные недостатки. Ведь каждый из нас имеет определенные недостатки. Избавиться от слабых сторон будет проще, если будете стараться их максимально оптимизировать. К примеру, свое любопытство расценивайте как любознательность, а упрямство считайте целеустремленностью.

6 причин, почему лидеры терпят поражения

    Неспособность нахождения общего языка, контакта. Функциями лидера становятся координирование и эффективное управление, поэтому необходимостью считается способность находить общий язык с подчиненными.

    Неспособность быть гибкими, приспосабливаться к изменениям условий. Многие говорят «Меня не заботит, что говорят другие. Раньше эти способы приносили результат, будут эффективны и сейчас». Но важно понимать, общество и бизнес развиваются, время идет, устарелые способы не позволяют добиться результата.

    Чрезмерно любят себя. Каждый лидер стремится к признанию и вознаграждению за работу и старания, однако некоторые личности настолько сосредоточены на себе, что просто забывают о других, за которых несут ответственность.

    Боятся совершить ошибку.

    Неумение восстанавливаться после совершенной ошибки.

    Не отпускает чувство вины. Настоящему лидеру необходимо нести ответственность за допущенные ошибки, может бессознательно обвинять себя в допущенных промахах. Чтобы избежать данной проблемы – не вините себя в случае совершенных ошибок. Ведь чувство вины приведет к потере поста лидера, провоцируя дальнейшую неуверенность в принятии решения и своих действиях, которую обязательно ощутят другие члены команды. Важно понимать, что у каждого человека есть право на ошибку, в том числе у лидера.

Информация об авторах и компаниях

Олег Желтов , генеральный директор компании «СВР-Медиа», Москва. ЗАО «СВР-Медиа» - учредитель и издатель еженедельной газеты «Аргументы недели». Тираж составляет 570 тысяч экземпляров, распространяется по всей территории РФ, в странах СНГ и Европы. Численность персонала - 85 человек.

Юрий Адлер, действительный член Академии проблем качества, Москва. Академия проблем качества. Сфера деятельности: проведение исследований по проблемам качества, научно-методическое содействие использованию в практике опыта и рекомендаций международных, региональных и национальных организаций по качеству, стандартизации, сертификации и единству измерений. Форма организации: межрегиональная общественная организация. Месторасположение: Москва.

Майкл Вэйдер , ведущий консультант и партнер компании «Центр Оргпром», Екатеринбург; президент компании LeadershipExcellenceInternational, Inc., Колорадо-Спрингс, США. «Центр Оргпром». Сфера деятельности: услуги по освоению системы Лин (бережливое производство, кайдзен, ToyotaProductionSystem). Форма организации: группа компаний (ООО). Территория: Россия, Украина и другие страны СНГ; головной офис – в Екатеринбурге. Численность персонала: 25. Основные клиенты: «АвтоВАЗ», корпорация «Богдан», «ВСМПО-Ависма», Европейская подшипниковая корпорация, КамАЗ, «Магнезит», «Русал», «Сибур – Русские шины», Philips.