Болезни Военный билет Призыв

Как хорошо ты о море ночное идея. Анализ стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное» Тютчева

Это произведение было написано в 1865 году, когда душевная рана поэта от потери любимой женщины была еще слишком свежей. Речь идет о Елене Александровне Денисьевой, роман Тютчева с которой длился 14 лет. Тютчев очень тяжело переживал смерть любимой. Известен факт, что при жизни он сравнивал Елену с морской волной. Именно обращение к морю на «ты» дает основание предполагать, что текст стихотворения Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное..» - это слова, посвященные любимой женщине. Море представлено поэтом как живое существо, оно дышит и ходит. Слово «зыбь», которым автор называет морскую пучину, придает стихотворению нотки безысходности. Он страстно желает раствориться в этой бурной стихии и утопить здесь свою душу. Поэт созерцает таинственную поверхность ночного моря и ощущает себя потерянным в этом мире.

Учить этот прекрасный образец русской литературы можно на уроке в классе или оставить его для самостоятельного изучения учениками в качестве домашнего задания. Скачать полностью, а при необходимости прочитать его в полном объеме онлайн, можно на нашем сайте.

Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…

На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо, ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звёзды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою –
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…

Федор Иванович Тютчев родился в 1803 году в 5 декабря. Жил он в усадьбе и в детстве образование получил именно в ней. Наиболее писателю нравилась латынь и поэзия из Древнего Рима. После он переехал в Москву, где уже и поступил на словесность в университет. По его окончанию Тютчев стал работать в коллегии иностранных дел. При роботе его отправили в Германию выступая дипломатом. После этого целых двадцать два года он провел за границей. На своем пути он встретил главный цветок его жизни, а именно Элеонору Петерсон, с ней у него было трое детей.

Еще начиная с 1810 года, писатель начинает писать свои юношеские стихотворения. Они были в стиле архаичности, тогда таких было много, через десятилетие Тютчев переходит русской лирике и европейскому романтизму. В сороковых годах Федор приезжает в Россию и устраивается на работу в министерство иностранных дел. Также сразу начал участвовать в кружке Белинского, где одновременно с ним было много русских классиков.


В пятидесятые года уже Тютчев перестает издавать стихи, а все более пишет политические рассказы. Начиная с шестидесятых годов у Федора становится трудный период в жизни в любви и творчестве. Последний его сборник 1868 года был провальным. Уже через 5 лет писатель умирает, похоронили его в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

За свое творчество Тютчев оставил после себя более четырехсот стихотворений. Первые стихи писателя были напечатаны в таком сборнике, как Урания, здесь были первые три его произведения «К Нисе», «Песнь скандинавских воинов», «Проблеск».

Его произведения долго не воспринимались читателем. Получил он популярность и признание благодаря тому, когда Тургенев написал о нем в Современнике. Там было указано, что Тютчев один из лучших поэтов нашего времени и одобрил его сам Пушкин. После этого, редакция Современника решила выдать произведения Тютчева одной книгой - «Стихотворения Ф.Тютчева. С.Петербург, 1854». Также редакция описала, что здесь и ранние его произведения, которые наверняка бы отвергли.

В 1868 году вышло второе издание великого поэта, он так и называлось 2-е издание дополненное. В основном он отдал предпочтение теме природы. Он делал тему природы природой, подвижностью, мощностью все явлений естественности. Среди таких стихотворений и «Как хорошо ты, о море ночное…», его мы и рассмотрим более подробно в данной статье.

Анализ стихотворения


Ф.И. Тютчев написал стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» в 1865-м году. Данное произведение было написано в нескольких вариантах. И.С. Аксаков получил от родных поэта один из последних вариантов, который и был опубликован 22-го января 1865-го года. Для публикации Аксаков выбрал газету «День». Но Тютчева возмутил факт искажения текста произведения так, что он был просто в бешенстве.

После этого он потребовал немедленной переделки и не хотел, чтобы стихотворение так подавалось читателям. Уже в начале следующего месяца журнал «Русский вестник» получил от поэта стихотворение в новой редакции, вариант которого и можно рассматривать в качестве окончательного. Этот вариант был наиболее приемлемым, и он устраивал все стороны спора.

Данное произведение написано в стиле пейзажев и медитавности лирики, в то время оно только набирало популярность, также в нем присутствуют элементы философского размышления. Автор для написания стихотворения в жанре лирического фрагмента выбрал стиль романтики, а его основной темой является человек и природная стихия. Ведь природу он любил больше всего, поэтому от написания произведения он получал немыслимое удовольствие.


Первая строфа посвящена обращению лирического героя к морю, в котором он выражает восхищение тому, как на море переливаются краски. Как будто лучезарят. Здес так же отмечен метаморфический смысл произведения, как будто он говорит это своей любимой. Ведь было известно, что Тютчев сравнивал свою любовь с морской волной. Здесь происходит желание героя полностью слиться в другом неким существе, в данном случае с морем.

Необходимо отметить присутствие местоимения «ты» в данных строчках, поэтому имеет место обращение автора к морю, как к живому существу (аналогичная ситуация была в произведении Пушкина «К морю»). Но в дальнейшем происходит отделение героя от природной стихии, и его впечатления передаются со стороны. Одновременно с этим море наделяется как бы душой которая жива. Здесь сразу видно тему единения человека с природой, и то и то живое, вместе дышат.

Также стихотворение отличается передаваемой в динамике игрой красок, света и тени, которая сопровождается симфонией и звуковым сопровождением. По мнению исследователей Тютчев во время написания данного произведения отказался от того, чтобы противопоставлять звук и свет, поэтому представление водной стихии выполнено не линейно, а в качестве поверхности.

Во время прочтения следующих строк произведения вспоминается написанное В.А. Жуковским стихотворение «Море». Но ощущения реального мира лирического героя является довольно различным. По мнению исследователей, используя лирическое «я», Жуковский интерпретирует смыслы природы, а сама интерпретация выступает в качестве экстраполяции самоощущений героя – море становится его двойником.

Особые черты произведения


Что касается Тютчева, то он выполнил море и романтика совместно с лиричностью героя не тождественными в отношении друг друга. Они у него являются двумя различными единицами, наполняющими сюжет любовью и красотой. Кроме того, нельзя не отметить и то, что Тютчев отказался от противопоставления моря с небом, настаивая на их природном единстве и гармоническом сосуществовании.

Одновременно с этим нельзя не отметить, что в данном случае герой анализируемого стихотворения выступает в качестве элемента природного. Он очарован и загипнотизирован морем, мирное качание его вол может погрузить душу в таинственный сон. А во время погружения в море собственных чувств герой стремится к полному слиянию с морем.

По мнению некоторых исследователей, стихотворение обладает метафорическим смыслом. Они считают, что первая строфа является обращением Тютчева к своей возлюбленной – Е.Денисьевой. Ранее уже известно было о том, что поэт допускал сравнение своей возлюбленной с морской волной. Учитывая вышесказанное, смысл финальных строчек стихотворения можно интерпретировать как желание героя к полному растворению в другом существе, к неразрывному слиянию с ним.

Если рассматривать стихотворение с композиционной точки зрения, то можно выделить две его основные части. Первая часть посвящена формированию образа морской стихии (1-3 строфы), а вот 4-я строфа посвящена описанию того, что чувствует герой, который полон любви. И первая и последняя строки посвящены любовному признанию героя, кроме того, вполне сходным можно назвать и пейзаж, сопровождаемый первую и четвертую строфы. Учитывая вышесказанное, имеет место заявить о кольцевой композиции стихотворения.


Следует также отметить параллелизм в начальных и конечных строках стихотворения. В начале он говорит о своих теплых чувствах к этому существу, а в конце также идет признание в душевной любви к нему, так же здесь можно и сравнить пейзаж. Получается, как бы кольцевая композиция во всем стихотворении.

Во время написания данного произведения Тютчев использовал четырехстопный дактиль, катрены и перекрестное сочетание рифмы. Также поэт прибегает к использованию различных средств, позволяющих отобразить художественную выразительность в литературе: эпитеты, метафор и инверсии, олицетворения, сравнения, риторического обращения и вопроса, а также многосоюзия. Благодаря цветовым эпитетам происходит формирование живописной картины ночного моря, которое переливается в сиянии наших бескрайних звезд и луны. Использование «высокой лексики» позволяет снабдить речь торжественными интонациями. А вот на основании анализа фонетического строя стихотворения, нельзя не отметить наличие ассонанса и аллитерации.

Таким образом, можно говорить о том, что своим стихотворением «Как хорошо ты, о море ночное…» автор хотел передать отношения между человеком и природой. По мнению критика, Тютчев настолько проникся физическими самоощущениями, что сумел почувствовать себя в качестве неотделимого элемента природы. Это чувство и помогло качественно описать природу.

Хоть и большую часть своей жизни писатель провел за границей, все же душой он всегда был к России, душа у него была с родиной, это и отразилось в его произведениях. Все его произведения переведены и изданы на немецком языке. В свое время Тютчев был великим человеком, образованным, остроумным и много знал. До сих пор его помнят и чтут нынешние потомки, он оставил достойное наследие для русской литературы.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное...» (восприятие, истолкование, оценка)

Поэзию Ф. И. Тютчева принято называть философской. Бытие Вселенной осмысляется поэтом в целом. В каждый данный момент он ощущает не только своё ограниченное временем, пространством существование, но и всемирную, божественную жизнь природы вообще. Поэт уверен, что рационалистическое мышление не может проникнуть в тайны мироздания и душевной жизни человека, что эти тайны могут быть открыты непосредственному чувству и созерцанию.

Лирический герой стихотворения Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное...» живёт по таким законам: он вслушивается в движение своей души и природы. В явлениях окруясающего мира герой ищет отклик на свои переживания. Это неудивительно, ведь жизнь природы так напоминает человеческую судьбу своими переменами и волнениями. Кажется, будто некая таинственная стихия управляет вечным движением мира. В стихотворении она воплощается в волнении моря. Лирического героя восхищают те моменты жизни природы, когда с наибольшей выразительностью проявляются стихийные силы.

Стихотворение является выразительным обращением лирического героя к морской стихии. Его проницательный взгляд направлен на движение и блеск моря. Образ свободной стихии создаётся поэтом с помощью ощущений двух порядков: звуковых и световых:

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром...

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном.

Лирический герой находится наедине с тревожным морем. Но это не пугает, а завораживает его. Огромная сила таится в морской пучине. Поэт использует эпитет «великий» для создания ощущения мощи и гордой торжественности моря. Вольная стихия рисуется поэтом на фоне ночи. «В лунном сиянии» море оживает. Лирический герои видит в нем душу и, покоренный этим, хочет слиться с морем воедино:

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою.

Море живое, «ходит, и дышит, и блещет оно». Цветовые эффекты в стихотворении даны контрастно, что позволяет увидеть колористические изменения, перетекание одного цвета в другой, жизнь цветовой гаммы:

Как хорошо ты, о море ночное, -

Здесь лучезарно, там сизо-темно...

Разнообразие звуков отражает главное в морской стихии - вечное движение, волнение. Любуясь морем, восхищаясь его великолепием, автор подчёркивает близость стихийной жизни моря и непостижимых глубин человеческой души. Именно поэтому человек наедине с природой не чувствует страха перед ней. Для лирического героя это динамика развития собственной души. Порывы сердца, радости и огорчения, минуты тишины и взрыв эмоций - всё воплощается в движении волны. Человек и природа сливаются воедино, они живут одной жизнью. Однако из последней строфы мы понимаем, что гармоничное слияние человека и морской стихии - это лишь мечты поэта. Лирический герой стоит на берегу, а море живёт «на бесконечном, на вольном просторе». Сравнение «как во сне» передаёт преклонение человека перед величием окружающего мира.

Стихотворение навевает и грусть, и светлое чувство. Это происходит оттого, что оно отражает стремление человека к гармонии с природой и сознание невозможности этого. Теплые и нежные слова дарит поэт морской стихии. В описании ночного моря он не использует каких-то особых, высокопарных слов и выражений. Но виртуозное владение пером превращает нейтральную лексику в удивительно яркое и выразительное воплощение образа глорской стихии.

Когда читаешь это стихотворение, слова плавно льются и, словно, волны, колеблются. Секрет напевности и мягкости произведения в спокойной интонации, с. которой лирический герой рисует море. Длинный рифмованный стих четырёхстопного дактиля создаёт ощущение плавности и певучести. Стихотворение чётко разделено на строфы, что делает стихотворение стройным и дельным.

Пейзажная лирика Тютчева - это не лирика впечатлений. Её образы всегда заключают в себе глубокую обобщённую мысль. В этой связи интересен хронотоп стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное...». Выбор ночного времени суток обусловлен интимностью размышлений лирического героя и его уединенностью. Ночь наталкивает человека на философские рассуждения о законах бытия, она приоткрывает завесу тайны мироздания. Природа в это время становится своеобразным мостом между человеком и Космосом. В стихотворении видимые границы пространства не обозначены. Взгляд лирического героя находится в постоянном движении: то человек всматривается вдаль, то смотрит прямо перед собой. Поэт рисует нам безграничность Вселенной. Ощущается особый космизм изображаемого. Такого эффекта Тютчев достигает, благодаря одной строке:

Чуткие звёзды глядят с высоты.

Для лирического героя они тоже олицетворены.

Какое же место занимает лирический герой в этом стихотворении, какова его позиция? Первые две строки произведения - это обращение героя к морю. Через них автор показывает близость двух миров, мира человека и природы. Но уже следующие две строки превращаются в описание моря: взгляд лирического героя на море становится отстраненным. Конец строфы вновь сближает человека и стихию, герой с новой, возрастающей интонацией обращается к морю. Третья строфа начинается с красивой перифразы, создающей впечатление значительности изображённой картины:

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник празднуешь ты?

Чередование близости и чуждости человека и моря имеет волнообразный характер. Движение мысли лирического героя повторяет волнение моря, душа находится в постоянном движении.

В целом пафос стихотворения Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное...» жизнеутверждающий. Только в действии, в борьбе- «праздник», только в слиянии с природой человек может обрести истинную свободу.

Федор Иванович Тютчев! Как много это имя значит для русской поэзии! Сколько удивительных, прекрасных своей мелодичностью, тонкостью мысли и лирической кроткостью стихотворений написал этот замечательный поэт! Он умел видеть и ощущать то, чего не смог бы сделать человек непоэтической души, лишенный творческого начала. Стихотворение "Как хорошо ты, о море ночное..." иллюстрирует нам необычайно чуткое восприятие природного мира, да, именно мира, ведь для поэта природа-это особое пространство, не доступное простому разуму, в нем существует своя таинственная жизнь. Поэтому излюбленным приемом автора является одухотворение природной стихии:

В лунном сиянии словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно...

Поэт понимал потаенный язык природы, в ней он находил вместе с каким-то буйным движением много звуков, шумов, сопутствующим ему."Грохот и гром"-только вслушайтесь: благодаря аллитерации на гремящие звуки мы можем действительно услышать этот, похожий на раскат грома, шум. Море поэт представлял также в слиянии, казалось бы, совершенно несочитаемых красок:"здесь лучезарно, там сизо-темно "или "тусклым сияньем облитое море".Происходит как бы наложение оттенков, тонов, как в акварельной технике. Это, несомненно, свидетельствует о великом гении Тютчева. Вместе с буйством, динамикой природы он улавливал и ее божественную умиротворенность - природа, как живое существо, чрезвычайно непредсказуема и этим и пленит автора...

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Поэт дважды называет морскую стихию "зыбью"-в ней и несказанный простор, и бесконечность, вечность, такая неохватность, что у любого человека захватывает дыхание, душа мгновенно раскрывается навстречу небывалой гармоничности природного мира и так хочется, искренне хочется слиться воедино с этой величественной, даже властной, матерью-природой:

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою...

Многоточием автор показывает и свое волнение, и свой неподвластный восторг, но и горечь, тоску от чувства собственного одиночества, от понимания того, что тот мир стихии, песни и красоты все же недоступен человеку как недоступен и язык животных, и язык всей вселенной, хоть человек находится в неразрывном контакте с ними. Человеческое существо всегда стремилось и будет стремиться к постижению наивысшей истины, и для Тютчева она заключалась именно в познании природы, в становлении с ней одним гармонично слаженным целым-единством. Тютчев, творец потрясающего таланта, мог не только слышать и понимать язык природы, но и отразить ее живую, насыщенную яркую жизнь в своих поэтически совершенных произведениях, обликать ее в лаконичную и ясную форму. Для меня Ф. И.Тютчев - один из гениальнейших поэтов-философов и просто - человек необычайной душевной красоты.

За строками многих пейзажей Ф. И Тютчев скрывал свои чувства. Эта особенность творчества отразилась и в стихотворении, о котором рассказывается в статье. В школе его изучают 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Как хорошо ты, о море ночное» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано зимой 1865 г., сначала его напечатали в газете «День», но Тютчеву не пришлись по душе правки редакции. Поэт опубликовал другую версию стихотворения в «Русском вестнике». Обе версии увидели мир в 1865 г.

Тема стихотворения – красота и звучание ночного моря.

Композиция – Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостное описание морской стихии. Формальная организация - четыре катрена.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный дактиль, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «ходит, и дышит, и блещет оно», «звезды глядят с высоты», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою».

Эпитеты – море «лучезарно», «сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звезды».

Сравнения - море, «словно живое».

История создания

Для понимания смысла, скрытого между описаниями морской стихии, следует обратиться к истории создания стихотворения. Его Федор Иванович написал в память о Елене Денисьевой. Возлюбленная поэта умерла в 1864 г. Смерть женщины стала тяжелым ударом для Тютчева. Свою боль он пытался утолить разговорами о Денисьевой и сочинением стихов. Известно, что Елену поэт сравнивал с морской волной. Этим фактом литературоведы объясняют обращение к морю на «ты», которое мы видим в первой строке анализируемого произведения.

Впервые стихотворение было напечатано в 1865 г. в литературно-политической газете «День». Ф. Тютчева возмутило, что редакция опубликовала текст со своими коррективами. Поэт еще раз опубликовал произведение (версию без редакционных правок) на страницах «Русского вестника» в 1865 г.

Тема

В первых строках мужчина обращается к морю, замечая, что ночью оно необычайное. Морские просторы ближе к берегу манят своей лучезарностью, а дальние воды пугают хмурым сизо-темным светом. Лирическому герою кажется, что море - живое существо, умеющее ходить и дышать.

Во второй строфе герой восхищается могуществом стихии. Она постоянно движется, издавая грохот и гром. Особенно радует мужчину то, что в ночную пору возле моря ни души. За громыхающим и сверкающим движением моря наблюдают звезды. Спокойные небесные светила - полная противоположность волнам. Этот контраст подчеркивает мятежную натуру свободных вод.

Последний катрен передает внутреннее состояние лирического героя. Тот признается, что очарован волнами, чувствует себя среди них, как во сне. Видимо, на душе у героя тяжело, так как он с радостью соглашается потопить ее в море.

В литературе немало образцов маринистической лирики. Особенность стихотворения Тютчева - тесное сплетение пейзажных мотивов и переживаний лирического героя.

Композиция

Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостный монолог лирического героя, описывающий морскую красоту. Формально произведение состоит из четырех катренов.

Жанр

Жанр – элегия, так в морском пейзаже отчетливо проявляются грустные нотки. Есть в стихотворении и элементы послания: обращение к морю. Стихотворный размер - трехстопный дактиль. Строки объединяются перекрестной рифмовкой АВАВ.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Федор Иванович использовал художественные средства. В тексте есть метафоры - «ходит, и дышит, и блещет оно», «звезды глядят с высоты», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою» ; эпитеты - море «лучезарно», «сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звезды» ; сравнение - море, «словно живое» .

Шум морских волн передается при помощи аллитерации «з», «с», «ш», «р»: «на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром» . Эмоции лирического героя подчеркиваются интонацией.