Болезни Военный билет Призыв

Как нужно относится к учебе. Доклад на МО: "Положительное отношение к учебе – залог нравственного поведения". Не сложились отношения моих родителей с учителями

Положительное отношение к учебе – залог нравственного поведения Дети и подростки не всегда полностью осознают значимость учебной деятельности в их поведении, даже если потребность учиться выражена у них и проявляется в желании узнать новое. Радость, связанная с учебой, заметно угасает, это обосновывается следующими факто рами: - трудности возрастают; - процесс учебной деятельности усложняется; - не все учащиеся оказываются подготовленными к преодолению трудностей. Перечисленные факторы не всегда учитываются педагогами. Очень часто педагоги неоправданно повышают требования, увеличивают объем домашних заданий и т.д. В дальнейшем у учащихся созревает протест и усиливается нежелание напряженно заниматься и готовиться к занятиям. Всеобщее внимание к данной проблеме, включая помощь и со стороны родителей, позволяет как-то урегулировать ее, но полностью она не решается и в дальнейшем, в старших классах / на старших курсах проявляется еще отчетливее. Радостное отношение к учебе и желание заниматься не может быть единственным и решающим мотивом успешной учебы. Педагог должен сделать все зависящее от него, чтобы вызвать интерес к учебе у учащегося. Желание учиться или, наоборот, нежелание порождает мотивы отношения к учебе, которые могут либо стимулировать, либо тормозить деятельность учащегося. Мотивы учения зависят (особенно в старших классах или на старших курсах) от коллективного мнения, от того, как относятся к учебным занятиям сверстники. В первые года учебы, а именно в школе сильно влияние педагога и родителей, в старших классах оно ослабевает. Новые представления о дружбе, о классе как едином целом сказываются на отношении к учебе. Учащийся узнает, как относятся к его успехам другие, отдельные сверстники, класс в целом. Всеобщее положительное отношение к учебе в школе, в колледже и т.д. создает особую атмосферу взаимоотношений в коллективе. Если внимание педагогов направлено на успеваемость, т.е. на успешную учебную деятельность, то учащиеся с первых дней относятся ответственно к занятиям. Положительное отношение к учебе предъявляет к личности учащегося требования целесообразной организации своих действий, поведение в целом, осознанности поступков. Если в коллективе действует принцип ответственности за поступки одноклассников то это повышает и личную ответственность каждого и за себя и за коллектив. Олимпиады, выставки, конкурсы, спортивные соревнования развивают в учащихся чувство гордости за свой класс / за свою группу, стремление к победе для всех. Желание не подвести коллектив формирует не только нравственный поступок, но и побуждает учащегося к осознанному приобретению знаний, поскольку это становится не только его личным делом. Общественная значимость успешной учебы стимулирует положительное отношение к учебному процессу. Успехи в учеб- ной деятельности старших школьников / учащихся старших курсов становятся примером для младших, вселяют в них надежду и веру в достижимость хороших результатов. Вера в успех особенно необходима сомневающимся в себе учащимся, слабоуспевающим. Всегда ли знает педагог, в чем сила этой категории учащихся, всегда ли точно видит, в чем заключается его помощь именно данным учащимся? Знает ли он, что один из них бредит путешествиями / поездками и читает взахлеб Интернет-странички только об этом, а другой - мастер на все руки и все свободное время отдает сборке компьютера, а третий может быть хорошим организатором, а тот смог бы подготовить интересный доклад / статью. Если педагог знает особенности своих учащихся, он сумеет помочь раскрыться каждому и через специфику индивидуальных интересов вызвать интерес к учебной деятельности. Успешная деятельность в области личных интересов развивает общую потребность трудиться, к тому же ставит перед необходимостью совершенствовать то, что уже умеешь, узнавать новое, что появилось в данной области, и, следовательно, рамки познания расширяются. Развитие личных интересов способству- ет становлению положительной мотивации учения. Чтобы добиться относительно устойчивой положительной мотивации учения, надо стимулировать успешность не только учебных ре- зультатов, но и других видов деятельности. Педагогу следует исходить из того, что главное – вовлечь учащегося в активно преобразующий процесс деятельности, так как именно она является основанием формирования человеческих мотивов, идеалов, ценностей, определяет со- держание нравственной направленности личности, влияет на становление характера. Учащемуся захочется испытать чувство удовлетворения от учебы, если он пережил это состояние в какой-либо работе. Успех, даже маленький, вселяет уверенность и желание добиться большего. Активность в одной деятельности развивает потребность быть активным и в других видах деятельности. Внеурочная деятельность также постоянно побуждает учащихся знакомиться основательно с теми явлениями, вещами, проблемами, с которыми они сталкиваются. Они часто обнаруживают, что не умеют делать то-то и то-то, и чувство долга (так как им надо выполнять порученное) заставляет искать выход – научиться этому. Существенная причина спада интереса к учебе в старших классах и на старших курсах заключается в том, что учащимся не всегда удается достигнуть успехов в различных видах деятельности, которая нередко распределяется между ними формально, однако выполнение ее могло бы быть успешным. Учащиеся высоко оценивают знания, если они отвечают их личным устремлениям и добыты самостоятельно, причем с большими затратами собственного труда. В.А. Сухомлинский в своей книге «Рождение гражданина» говорит о том, что «чем больше прочитал и узнал подросток не на уроке, независимо от урока (независимость эта, конечно, относительна: искра жажды знаний на уроке; от культуры учителя зависит зажечь этой искрой огонь в душе подростка), не для урока, тем с большим уважением относится он к знаниям вообще, к умственному труду, к учителю, к уроку и к самому себе». Эта закономерность позволяет: регулировать отношение подростков к учебному процессу; расширяет возможности познания, организуемого педагогом; открывает новые пути для разносторонней деятельности под- ростков, которую педагог может стимулировать как естественный процесс развития личности учащегося. Если педагог влияет на познавательную деятельность учащегося, выходящую за рамки занятий, он тем самым предупреждает появление причины, которая могла бы помешать в учебе, кроме того, педагог может оказать учащемуся квалифицированную помощь в более эффек- тивной организации деятельности, связанной с личностными интереса- ми учащегося. Непонимание, встреченное учащимся, в отношении к нему педагога, отсутствие возможности связать учебную деятельность со своими интересами вызывает у него состояние подавленности, что может отрицательно сказаться и на общей учебной деятельности и на желаемой по интересам, которые могут угасать. Успешно осуществляемая вне занятия деятельность постепенно вызывает у учащегося недовольство незначительными результатами в учебе. Возникает желание, подкрепляемое волей, улучшить свои дела в школе, колледже, училище. В этой ситуации особенно требуется конкретная помощь педагога в перестройке учебной деятельности учащегося. Зародившееся чувство обязанности, долга надо бережно поддержать, помочь ему окрепнуть, развиться в большое гражданское чувство. Вовремя протянуть руку помощи тому, кто в ней нуждается, - пример высокой нравственности, действующий гораздо сильнее всяких призывов соблюдать ее. Создать в классе, в группе атмосферу взаимопомощи – значит создать условия для нравственного поведения. Развивая интересы отдельного учащегося с учетом индивидуальности, педагог действует в интересах своего коллектива, утверждая климат сопереживания, соучастия, вселяя уверенность в каждого, что успех возможен для всех, а если что-то не получается, всегда кто-то придет на помощь, точно так же, как ты сам можешь помочь другому. Состояние надежности укрепляет положительное отношение к учению. Чтобы дать учащемуся почувствовать радость возможного успеха, стоит вероятно, в течение какого-то определенного времени не ставить оце- нок за слабые ответы. Доверие педагога, его вера в успех учащегося настраивают оптимистично и школьника, и студента. Перестраивается отношение учащегося к занятиям, к педагогам, на занятия он идет без страха перед неприятными переживаниями. Неразумно преувеличивать значимость участия отдельных учащихся в общественной жизни школы, колледжа, училища. Особенно опасно, если учащиеся привыкают к легкому достижению результатов без усилий и напряжения, похвала и признание на них так и сыплются. Они привыкают и к тому, что везде и всюду первые, всеми руководят. У таких учащихся развивается нечто вроде «звездной болезни», которая поддерживается родителями. Нередко в дальнейшем они пополняют ряды трудновоспитуемых. У них возникает отрицательное отноше- ние к обязанностям и долгу, хотя как раз об этом они больше всего и говорят, требуя многого от других с позиции своих «руководящих» прав, не подвергая проверке свое чувство долга. У таких школьников возникает неверное представление о соучениках в оценке их деятельности. Если все удается без напряженного труда, то трудно понять, чего стоит другим добиться хороших результатов. С позиций нравственного воспитания к таким учащимся необходимо предъявлять повышенные требования по сравнению с их соучениками. Занимаясь успешно, они должны своевременно оказывать помощь тем, кто слабее, им надо понять, что как раз потому, что они сильнее, с них и требуется больше. Талант и способности не гарантия, не шанс вседозволенности, а большая ответственность особого свойства: « кто много может, тот много и дает». Если у учащихся есть устойчивые специальные интересы, педагог может создать ситуацию проверки. Насколько глубокого знания учащиеся достигли, покажет их умение объяснить другим, тем, кто еще не владеет этим материалом. Педагог в связи с этой задачей может показать, в чем еще предстоит усовершенствовать полученные умения, а в чем, быть может, следует углубить знания. Воспитание нравственного поведения – это цель и задача всего процесса современного воспитания, оно не осуществляется обособленно, а в комплексе с другими воспитательными направлениями.

Нравственное поведение предполагает: 1. глубокое фундаментальное усвоение знаний и умений, составляющих основу разумных нравственных решений и соответствующего образа действий; 2. сознательное проявление усвоенного знания, постоянное его идеологическое обогащение в процессе учебной деятельности на занятии и вне его, а также углубление этических представлений, положение, закрепление этических принципов и последовательное их отражение в поведении; 3. самостоятельную и активную деятельность учащихся, их участие в нравственной оценке поведения одноклассников и своего собственного, активное участие в жизни школьных и общественных организаций.

К.Г.У «Карагандинская средняя школа»

Доклад на МО начальных классов

Тема: «Положительное отношение к учебе – залог нравственного поведения»

Учит.нач.кл.:Укенова.Р.Г.

2014-2015уч.год

Работа с мотивированными учащимися

Учитель: Укенова.Р.Г

Почему дети не хотят учиться

или

Особенности отрицательного отношения школьников к учебе

Причины низкой мотивации учении:

1) неумение учиться;
2) ошибки воспитательного характера.

Ошибки в воспитании:

Неблагополучие в семье;
отсутствие четкой организации жизни ребенка, безнадзорность в быту;
нарушение единства требований к ребенку;
извращенное отношение к ребенку - подавление личности, угрозы, физические наказания, заласкивание, чрезмерная опека;
завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка, усматривание злого умысла, лени там, где кроются иные причины;


Абсолютно бесполезно ругать и наказывать за отсутствие навыков учебной деятельности и произвольного поведения.

Домашние задания школьников необходимо проверять, причем регулярно и действительно заглядывая в тетради, а не ограничиваться вопросом: «Уроки сделал?». Не оправдывайте свое неучастие в школьных делах сына или дочери отсутствием времени. Если вы не находите времени для помощи ребенку, не удивляйтесь, что он будет плохо учиться.


При низкой мотивации ребенок предпочитает не добиваться успеха, а избегать неудач .

  1. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Объясняйте ребенку его неудачи не низкими умственными способностями, а недостатком прилагаемых усилий.
  1. Прививайте детям уважение к умственному труду. Для положительного примера можно самому поработать дома (учителю - проверить тетради, врачу - заполнить медицинские карточки, инженеру - покопаться в чертежах).
  2. Не допускайте отвлечения учащегося - не гоняйте его выносить мусор в разгар работы.
  3. Успех вскармливает успех. Помогите ему, если он не знает, что делать дальше, похвалите, если добился успеха, разумной критикой дайте ему толчок для дальнейшего развития. Говорите ему, что ошибки совершают все, и это совершенно нормальное явление – на ошибках учатся. Лучший источник мотивации неуспевающего ученика - сознание того, что у него что-то получается.
  4. Избегайте личностных сравнений с одноклассником! Это увеличит в ребенке степень неуверенности. Родители должны следить не только за тем, как они комментируют действия своих детей, но и как они оценивают других. Слова «Танечка такая умная!» или «Дима настоящий вундеркинд!» могут создать у вашего ребенка статичное отрицательное представление о себе. Идеально для ребенка «динамичное» представление о себе – убежденность в том, что способности можно развить.
  5. Объясните ребенку, как он может самостоятельно распланировать обучение , задав ему наводящие вопросы: «По каким предметам у тебя сегодня задания? С чего ты хочешь начать?» – «Как ты будешь учить стихотворение?» Проверяйте задания только тогда, когда он их закончит.

Вам нужно установить для ребенка следующие правила,

касающиеся школы:


посещение школы – обязанность ребенка, как и работа по дому, о которой вы с ребенком договорились. Отлынивание не приветствуется, если только ребенок не заболел. Ребенок должен сам вовремя вставать по утрам и собирать все необходимые ему в школе вещи;
вопрос о выполнении домашних заданий вне обсуждения. Как и когда они должны выполняться, вы можете решить вместе с ребенком;
об оценках ребенок должен сообщать. Всегда можно спокойно все обсудить и, в случае неудач, набросать план по улучшению ситуации;
правильно работать над ошибками. Вместо того чтобы бесконечно переживать из-за плохо написанной работы по английскому, разумнее подумать, почему так получилось, и в следующий раз добиться лучших результатов.
Хорошие оценки не преподносятся на серебряном блюдечке – нужно постараться, чтобы их получить. В школе дети постепенно понимают, что успех приходит не сразу, нужны труд и терпение.


Если правила нарушены, вы должны последовательно отреагировать. Если ребенок, например, не соблюдает время, предназначенное для уроков, примите соответствующие меры. Они должны быть разумными, логичными и понятными ребенку. Например: «Если ты через десять минут не выключишь компьютер и не сядешь за уроки, не пойдешь гулять после обеда». Оставайтесь непоколебимыми в своем решении, даже если иногда это сложно.

  1. Если хотите похвалить ребенка, лучше отметьте не результат, а проделанную работу, потраченные усилия, которые привели к высокой оценке, чтобы ребенок осознал значение собственного труда и предпринятых усилий – это важно для его динамического представления о себе. Например: «Ты молодец, что придумал учить слова по карточкам».
  2. Чрезмерное давление на ребенка со стороны родителей может подавлять его мотивацию, ставя перед ним слишком высокие и практически недостижимые задачи. Если к ребенку постоянно предъявляют завышенные требования, он учится без радости.
  3. Когда родители регулярно посещают родительские собрания, поддерживают контакт с классным руководителем ребенка, сильно не вмешиваясь при этом в процесс обучения, это положительно сказывается на отношении ребенка как к школе, так и к обучению в целом. Родительский страх мешает детям стать самостоятельными.
  4. Завышенные требования со стороны родителей для многих школьников обычное явление, потому что они посещают школу, которая не соответствует их способностям. Многие родители предъявляют завышенные требования к своим детям. Это перегружает детей. Вместо того чтобы надеяться на успех, они постоянно испытывают страх перед неудачей . А ведь только тот, кто верит в себя и свои способности, получает удовольствие от учебы. Обманутые ожидания вызывают неприятные чувства. Не забывайте, что многое зависит и от генов. Если вы не отличались в школе хорошей успеваемостью и с трудом получили аттестат, то не требуйте от своего ребенка невозможного. Пусть лучше вырастет твердый троечник, а не замученный зубрила-отличник. Грош цена знаниям, которые насильно вбиты ребенку.
  5. Очень часто проблемы с мотивацией у детей возникают из-за излишней опеки со стороны родителей. Родители, желающие сделать жизнь своим детям легче и приятнее, предъявляющие к ним заниженные требования и ограждающие их от любых трудностей, оказывают им тем самым плохую услугу.
  6. Самую мощную атаку мотивационная система ребенка испытывает в период полового созревания , когда «Не хочу учиться!» становится главным девизом в жизни. Свидания вместо занятий физикой, компьютерные игры вместо изучения английского языка – вот на чем школьник сосредоточивает энергию и внимание. Пока у ребенка еще есть стимул заняться чем-нибудь полезным в свободное время, встретиться с друзьями или даже позаниматься по определенным предметам, родители могут быть относительно спокойны. Но стоит задуматься, если апатия затягивается. Если подросток, как в школе, так и в свободное время демонстрирует отсутствие желания заниматься чем-либо и ко всему равнодушен, за этим могут скрываться серьезные психические или физические болезни. В этом случае стоит проконсультироваться у врача или подросткового психолога.

Каждый родитель мечтает вырастить своего ребенка ответственным человеком, который будет способным отвечать за свои поступки. Особенно сильно волнует родителей отсутствие ответственного отношения детей в школьном возрасте, когда они не желают готовить уроки и не проявляют усидчивости в учебе.

Ответственные дети демонстрируют уверенность в себе и самостоятельность, они хорошо учатся в школе и помогают дома родителям. Однако таких детей сегодня становится все меньше, улучшение жизненных условий и материального благосостояния людей привело к тому, что родители не желают, чтобы их любимое чадо взваливало себе на плечи дополнительные обязанности и стараются сами решать за него все проблемы. Результатом такого воспитания становится то, что выросший в таких условиях человек во взрослой жизни любит все время жаловаться и винит в своих неудачах посторонних.

Не повышают на работе , виноват злой начальник, не ладятся отношения в семьи - выбрал не ту жену. Ответственный человек ведет себя совсем по-другому, он уверен, что за все свои поступки виноват только он сам. Если его не устраивает работа, ныть и жаловаться он не будет, а пойдет искать другую - более перспективную. Поддался на уговоры родителей и выбрал не ту профессию, что сделано, то сделано, надо найти способ получить другое образование.

Выбрал не ту жену , только мне решать, жить мне с ней дальше или нет. Безответственный человек же считает, что он жертва обстоятельств. Он уверен, что все должны заботиться о нем и создавать для него комфортные для жизни условия. Начальник должен хорошо к нему относиться, жена в любое время понимать и любить его, а родители должны всю жизнь каяться за то, что послали его учиться не в тот институт.

Современных детей родители начинают учить читать задолго до поступления в школу, но строить это обучение советуют с учетом желания ребенка. Не хочешь читать сегодня, ну что же, попробуем почитать завтра. Вчера помыл за собой посуду, молодец. Сегодня оставил грязную посуду в раковине, ничего, помоем сами.

С поступлением в первый класс такое отношение к ребенку уже невозможно, выполнять требования учителя и готовить уроки дома нужно независимо от того, хочет он этого или нет. Именно поэтому часть детей, которым родители до школы позволяли ничего не делать, если он не хочет, в начальных классах пытаются отстоять свое право делать все так, как им нравится. Это выражается в невнимании на уроках и небрежном отношении к выполнению школьных заданий.

Ребенок, непривыкший выполнять то, что ему не хочется, нередко закатывает или заявляет, что у него болит живот или голова, чтобы не идти в школу или не садится за уроки. От отношения родителей к такому поведению ребенка и зависит то, вырастит ли он ответственным человеком и будет стараться добиваться в жизни успехов. Если же родители будут потакать ребенку и позволять ему всегда делать только то, что он хочет, то во взрослой жизни он не будет удерживаться на работе, которая требует от него ответственности, быстро уйдет из семьи, потому что семейная жизнь налагает на каждого человека определенные обязательства.

Но чересчур строгое отношение в воспитании ребенка, чтобы он всегда делал то, что "надо", также не может способствовать его правильному развитию. Человек, который делает все что "надо" в ущерб своим интересам, не проживает собственную жизнь. Всю жизнь, выполняя все правильно, он становится предметом безжалостной эксплуатации окружающих людей: начальства, жены, детей и родителей. Поэтому при воспитании у ребенка ответственного отношения к учебе, надо ставить цель: научить его найти баланс между " надо" и "хочу".


Процесс воспитания ответственности у ребенка необходимо начать с раннего детства, уже с 3 лет малыш должен понимать, что он несет ответственность за свои поступки. Чтобы приучить его к этому родители сами должны быть последовательны в своих поступках и показывать ему пример ответственного отношения. Чтобы ребенок ответственно относился к учебе с маленьких лет:

1. Доверяйте ребенку . Если вы будете думать, что малыш слишком маленький, чтобы делать что-то самому, так оно и будет. Пусть ребенок все делает сам, что ему под силу. А вы только оценивайте его действия и когда надо хвалите. Самооценка ребенка зависит от того, как его действия оценят взрослые.

2. Не старайтесь удовлетворить все прихоти ребенка , так у него пропадет стимул добиться чего-то самостоятельно. Обычно так поступают родители, которые с большим усилием добились того, что уже могут себе позволить заниматься только тем, чего хотят. Такое отношение к жизни они распространяют и на детей, которые очень скоро также начинают делать только то, что им нравится. Ребенок должен знать, как и каким путем вы достигли этой жизни. Объясните ему, что с финансами надо обращаться разумно, а чтобы пополнять запасы денег, надо научиться самостоятельности и быть ответственным.

3. Не путайте ответственное отношение с послушанием . Тотальный контроль и послушание не способствуют формированию ребенка как личности. Пусть он сам примет решение и сделает так, как решил и затем оценит результат. Ведь удовольствие нам доставляет не только выполнение тех дел, которые мы хотим делать, но и преодоление трудностей. Ребенок должен гордиться тем, что он смог, а родителям следует только одобрять его действия.

- Вернуться в оглавление раздела " "

Обучение в подростковом возрасте занимает важное место в жизни школьника. Подростку интересней самостоятельные формы обучения, когда учитель лишь помогает ему, интересней работать и изучать те предметы, которые по-мнению подростка пригодятся в дальнейшем.

Интерес к учебе связан с качеством преподавания, от того как учитель ведет урок, осуществляет подачу материала, увеличивается заинтересованность, мотивация ученика. Постепенно формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению к предмету.

Учеба в подростковом возрасте

Учеба в подростковом возрасте связана с новыми мотивами учения, пересекающимися с критериями предъявляемыми будущей профессией. Знания по другому осмысливаются подростком, становятся более ценными. Актуальные знания позволяют подростку занять лидирующее место среди сверстников. Подростковый возраст — период, наибольшего изучения информации. Расширяются знания в житейской области, художественной, научной. В этот период подростки часто посещают музеи, театры, лекции.

Эрудированный подросток пользуется особым уважением у сверстников, что стимулирует его в дальнейшим к освоению новой информации. Полученные знания нравятся подростку, развивают его мыслительную деятельность. Знания полученные в школе, так же удовлетворяют его. Характерной особенностью в изучении школьного материала является отсутствие выбора, вследствие чего школьнику приходится изучать весь материал, все предметы. Не все предметы для подростка интересны, если он не видит необходимости данного предмета для его дальнейшей профессиональной или творческой реализации у него может возникнуть негативное отношение к предмету.

Мотивация подростка на учебу

Успех и неуспех в обучение является одним из мотивационных факторов. Успех увеличивает интерес подростка к учебе, вызывает положительные эмоции. Неуспех, наоборот, уменьшает желание подростка учить данный предмет, вызывает негативные эмоции.

Важным стимулом к учению являются притязания на признание со стороны сверстников. Высокого статуса подросток может достичь благодаря высокому уровню в знаниях, оценка за предмет, также является значимой для подростка. Высокая оценка подтверждает способности ученика. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В случае обратном, когда оценка и самооценка сильно отличаются, может возникнуть внутренний конфликт и дискомфорт.

Устойчивые мотивы к обучению формируются у подростка на основе познавательной потребности и познавательных интересов. Познавательные интересы у подростков сильно различаются, характеризуются изменчивостью, ситуативностью, неопределенностью. У некоторых подростков познавательные интересы выборочные.

Основные критерии мотивации подростка:

  • успех и неуспех в учебе;
  • притязания на призвание со стороны сверстников;
  • высокое положение у сверстников;
  • профессиональная необходимость;
  • интерес к изучаемому предмету;

Отношение подростка к учебе

Требования к усвоению материала к подростку выше, чем в младших классах, для овладения учебного материала подросток должен обладать высоким уровнем учебно-познавательной деятельности. Новые требования к овладению учебного материала, усвоение научных понятий, системы знаков, развивают в подростке теоретическое мышление, интеллект.

Изучая новый материал изменяются процессы восприятия, подросток не просто запоминает схему, а умеет в ней разобраться. Происходит интеллектуализация процессов восприятия, развивается способность выделить главное.

Значение знаний для развития подростка

Механическое запоминание мешает подростку усваивать материал. Объем, изучаемого нового материала велик, и усвоить его используя старые приемы запоминания не возможно. Эффективно строить изучение материала на анализ содержания материалы, выделения логических связей, выделения главного. Подростки, изучающие материал с помощью осмысления прочитанного, имеют преимущество перед подростками использующими механическое запоминание.

Развитая речь подростков, умение выражаться своими словами, творческое воображение, помогают при усвоении материала. Подростки придают огромное значение развитию собственной речи, понимая, что развитая речь является критерием их дальнейшей успешной карьеры.

Теоретическое мышление позволяет подростку устанавливать все большее количество смысловых связей в предмете изучения.

Глава 11

Отношение подростка к учебе.

В этой заключительной главе мы рассмотрим некоторые особенности отношения подростков к образованию, которые сгруппированы относительно следующих четырех сюжетов. Первый из них касается оценки школы. Здесь нас будет интересовать не только оценка качества получаемого школьного образования, но и те аспекты, которые связаны с социально-психологическим климатом в школе. Второй связан с характеристикой мотивации учебной деятельности, где наряду с внутренней мотивацией («получение знаний», «развитие способностей» и др.) мы рассмотрим и значимость внешних мотивов («одобрение окружающих», «учение как соблюдение нормы» и др.) Третий сюжет посвящен целевым ориентациям, которые проявляются как в прагматических требованиях к школьному образованию, так и в особых ценностных установках относительно предпочтений личностной модели выпускника школы. И, наконец, последний сюжет связан с образовательными планами респондентов после окончания ими школы. Здесь особый интерес представляет рассмотрение факторов, как стимулирующих, так и блокирующих желание подростка продолжить образование. Эти четыре сюжета: оценка качества образования, мотивы учения, цели образования, образовательные планы, - и структурируют основное тематическое содержание данной главы.

Предваряя изложение основных результатов исследования, обозначим две основные линии анализа. Одна из них связана с выявлением особенностей влияния гендерных, возрастных и социально-стратификационных факторов на отношение подростка к учебе. Другая ориентирует рассмотрение материалов опроса в логике сопоставления склонности подростка к различного рода девиациям с его отношением к обозначенным выше аспектам образования (удовлетворенность качеством школьного образования; мотивы учебы; цели; образовательные планы). Помимо этого, мы также попытаемся сопоставить особенности деформации различных компонентов учебной деятельности с академической успеваемостью учащихся.

11.1. Оценка школы. Для выяснения особенностей отношения учащихся к своей школе мы задавали им два вопроса. Один касался фиксации общего отношения в модальностях: «нравится», «безразлично», «совершенно не устраивает», другой - ориентирован на выявление тех конкретных аспектов школьной жизни, относительно которых учащиеся склонны высказывать негативные суждения.

Большинство респондентов (72,3%) отметили, что они довольны своей школой, «школа им нравится». Практически каждый пятый (19,0%) указывает на свое «безразличное» отношение к ней. И, наконец, 8,7% учащихся зафиксировали выраженное негативное отношение к своей школе («моя школа совершенно меня не устраивает»).

Анализ полученных данных показывает, что оценка подростками своей школы с возрастом претерпевает существенные изменения. Причем наиболее явные трансформации здесь происходят на рубеже 9-го класса. Так, если в 7-м классе положительную оценку своей школе («нравится») дают 80,2% опрошенных, то среди девятиклассников таких заметно меньше - 66,9% (p=.0001). Параллельно с этим возрастает число «безразличных»: с 13,8% в 7-м до 21,9% в 9-м классе (р=.0001), а также тех, кого «школа совершенно не устраивает», соответственно: 6,1% и 11,2% (р=.0001). При этом характерно, что после 9-го класса вплоть до окончания школы каких-либо значимых изменений в ее общей оценке среди учащихся практически не происходит.

Таким образом, на рубеже 9-го класса существенно меняется отношение учащихся к своей школе, что выражается в уменьшении доли тех, кто дает ей положительные оценки, и в явном увеличении числа подростков, относящихся к своей школе негативно или безразлично. Суммарно в старшем звене школы число фиксирующих «безразличное» или «негативное» отношение составляет уже практически треть.

Рассмотрим теперь влияние социально-стратификационных факторов. Материалы опроса показывают, что среди учащихся из высокообеспеченных семей доля тех, кому школа «нравится», выше, чем среди подростков из низкообеспеченных семей, соответственно: 74,7% и 64,5% (р=.03). Это свидетельствуют о том, что подростки из высокообеспеченных страт чувствуют себя в стенах школы более комфортно. Заметим, что на оценку школы влияет и такой показатель, как семейный статус (полная/неполная семья). Так, среди учащихся, родители которых состоят в браке, 74,0% отмечают, что школа им «нравится», а среди тех, чьи родители разведены, таких 67,5% (р=.004). Добавим, что подростки из полных семей реже, чем те, кто воспитывается в неполных семьях, фиксируют, что школа их «совершенно не устраивает», соответственно: 8,0% и 11,5% (р=.002). Иными словами, тенденция достаточно очевидна: и экономическое благополучие (обеспеченность семьи), и благополучие самой семейной ситуации (полная семья) оказывают явное влияние на позитивное отношение подростка к школе.

Понятно, что позитивное отношение к школе связано с академической успеваемостью. И это действительно так (см. рисунок 11.1).

Рисунок 11.1 Отношение к школе у учащихся с разной академической успеваемостью (%).

Как видно из рисунка, чем ниже академическая успеваемость, тем меньший процент учащихся склонен давать школе позитивные оценки. Характерны и изменения, связанные с безразличным отношением к школе - чем ниже успеваемость, тем чаще мы встречаемся с подобного рода оценками. Повторимся, сама связь академической успеваемости с отношением подростка к школе ожидаема, однако отнюдь не очевидно, что в данном случае является причиной, а что следствием. Эта тема специального исследования. Здесь же для нас важно зафиксировать на большой выборке опрошенных сам факт статистически значимых различий в отношении к школе у учащихся с разным уровнем успеваемости. Причем следует подчеркнуть, что за школьной оценкой лежит более глубокий пласт отношений подростка, фиксирующий его «отчуждение» от школы и учебной деятельности.

И, наконец, добавим, что, помимо перечисленных выше факторов, на отношение подростка к школе оказывает также влияние и его склонность к различного рода девиантным формам поведения. Об этом отчетливо свидетельствуют полученные нами результаты. Так, среди подростков, которые курят, употребляют алкоголь или наркотические вещества, значительно ниже доля тех, кому «нравится» школа, в которой они учатся. Среди курящих таких 58,0%, среди употребляющих крепкие спиртные напитки - 48,8%, среди употребляющих наркотики - 51,5%, в то время как у недевиантных школьников таких 78,1% (р=.0004). И, напротив, среди подростов, склонных к девиации, почти в два раза больше «безразличных» к своей школе, а также тех, кто отмечает, что «неудовлетворен» своей школой.

С целью уточнения значимости различных содержательных аспектов, влияющих на негативное отношение учащихся к своей школе, в ходе опроса мы задавали им специальный вопрос о причинах неудовлетворенности школой. На этот вопрос отвечали лишь те респонденты, кто фиксировал либо «безразличное», либо явно выраженное «негативное» отношение к своей школе. Ответы приведены в таблице 11.1.

Таблица 11.1. Причины неудовлетворенности учащихся своей школой (% от высказавших либо «безразличное», либо «негативное» отношение к школе)

Причина

Общее

Юноши

Девушки

Отсутствие желаемой специализации школы, класса

Плохая организация досуга

У меня не сложились отношения с учителями

Завышенный уровень требований к моей успеваемости

Завышенный уровень требований к моему поведению

Низкий профессиональный уровень педагогического коллектива

Отсутствие или низкое качество дополнительных занятий (кружков, факультативов)

У меня не сложились отношения с одноклассниками

Не сложились отношения моих родителей с учителями

Как видно из представленных в таблице данных, наиболее популярными причинами неудовлетворенности собственной школой являются «отсутствие желаемой специализации школы, класса» и «плохая организация досуга». Далее следует комплекс причин, связанных с учителем: «не сложились отношения с учителями», «неадекватность оценки (успеваемости, поведения)», «низкий профессиональный уровень учителей» и т. д. Помимо этого, практически каждый шестой, указывая причины неудовлетворенности школой, ссылается на «плохие взаимоотношения с одноклассниками».

Важно подчеркнуть, что приведенные в таблице 11.1 данные фиксируют именно осознанную неудовлетворенность учащихся тем или иным конкретным аспектом деятельности школы. Однако это отнюдь не означает, что остальные школьники удовлетворены или явно позитивно оценивают тот или иной аспект деятельности школы. Так, например, из того, что плохую организацию досуга отметили 29,6% школьников, не следует, что остальные 70,4% удовлетворены этим направлением деятельности школы. В частности, ответы респондентов на специально поставленный нами вопрос о позитивных аспектах работы школы показывают, что организацией досуга в школе довольны лишь 5,2% учащихся. Позитивно оценивают педагогический коллектив школы отнюдь не 79,6%, а всего лишь 17,2% учащихся. Пожалуй, лишь «общение с друзьями» является наиболее распространенным позитивным моментом при оценке подростками школы - 58,4%. Но заметим, что этот во многих отношениях является педагогически неуправляемым и выступает скорее как момент самоорганизации жизни детского сообщества в стенах школы (о чем свидетельствуют, в частности, первые главы данной книги).

В представленной выше таблице приведены средние данные. Важно подчеркнуть, что значимость тех или иных причин существенно меняется в различных возрастных группах. Так, если на «отсутствие желаемой специализации школы» в 7-м классе указывают 21,9%, то в 11-м этот аспект отмечают уже 36,8% учащихся (р=.001). Иными словами, с переходом в старшее звено школы отсутствие желаемого профиля обучения оказывается одним из центральных мемонтов, определяющих негативное отношение подростка к школе.

Приведем и другой характерный пример. Доля тех учащихся, кто указывает, что их не устраивает профессиональная подготовка учителей, значительно возрастает от 7-го к 11-му классу, соответственно: 16,0% и 26,9% (р=.009). Параллельно уменьшается доля тех, кто при оценке школы склонен ориентироваться на характер межличностных отношений с учителями («не сложились отношения»): в 7-м классе 33,7%, а в 11-м - 15,4%, (р=.0001). Таким образом, анализ возрастной динамики изменений показывает, что в старшем звене школы учитель оценивается учащимися в первую очередь как профессионал, человек, компетентный в данной области знаний. На более же ранней ступени обучения (младший подростковый возраст) для них более важны межличностные отношения с учителями.

В целом же анализ возрастной динамики изменений показывает, что при оценке школы с возрастом для учащихся все более значимыми оказываются собственно образовательные аспекты деятельности школы (специализация, профессиональный уровень педагогов).

Особый интерес в этой связи представляет сравнение ответов учащихся с разным уровнем академической успеваемости. Поскольку среди «отличников» подавляющее большинство (87%) выразили позитивное отношение к своей школе, и группа с негативными оценками здесь статистически не значима, то обратимся к сравнению ответов тех, кто учится без троек («хорошисты»), и тех, кто учится на тройки («троечников»). Анализ материалов показывает, что среди «хорошистов» значительно чаще, чем среди «троечников», в качестве причин неудовлетворенности школой отмечаются: «отсутствие желаемой специализации школы, класса» (соответственно: 37,5% и 27,1%, р=.0003); «низкий профессиональный уровень педагогического коллектива» (соответственно 26,4% и 16,5%, р=.005); «плохая организация досуга» (соответственно 39,0% и 23,5%, р=.00001). «Троечники» же чаще фиксируют аспекты, связанные с отношениями: «не сложились отношения с преподавателями» (соответственно 33,2% и 16,7%, р=.00001); «завышенный уровень требований к моей успеваемости»: 26,4% и 18,2% (р=.01); «завышенный уровень требований к моему поведению в школе» (соответственно 25,9% и 18,2% р=.01).

Таким образом, приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что школьники с более высоким уровнем академической успеваемости склонны к более критичной оценке собственно образовательных и воспитательных аспектов деятельности школы. Иными словами, учебная деятельность выступает как центральный смысловой компонент, относительно которого и характеризуются недостатки школы в связи с качеством, предоставляемых ею «образовательных услуг» (специализация, организация досуга, профессионализм педагогов). Учащиеся же с низким уровнем академической успеваемости, напротив, в большей степени ориентированы на социально-психологический климат в школе и на характер своих взаимоотношений с педагогами школы. При этом в качестве наиболее значимых и существенных аспектов фиксируются завышенный уровень требований либо к их успеваемости, либо к поведению. Важно отметить, что здесь мы фиксируем не только апелляцию подростка к неадекватности его оценки педагогом, но и то, что он эмоционально не удовлетворен подобной оценкой, считая ее несправедливой и «заниженной» (т. е. требования школы, напротив, завышены). Иными словами, на уровне социологического исследования явно проявляется психологическая защитная реакция слабоуспевающего учащегося на свой низкий статус в учебной деятельности. Причем низкая академическая успеваемость снижает и собственно социальный статус, обусловливая переживания своей социальной неуспешности в школе как социальном институте в целом.

Помимо академической успеваемости, особый интерес представляет анализ ответов учащихся, склонных к различного рода девиациям о недостатках школы. В этой связи можно предположить, что здесь мы столкнемся с иной смысловой позицией, структурирующей ответы данной группы подростков. И, действительно, особенность этой позиции проявилась в своеобразном комплексе именно тех параметров, которые характеризуют сферу социального взаимодействия как подростка, так и его семьи со школой: межличностные конфликты с преподавателями, защитная реакция на требования к поведению в школе и отсутствие взаимопонимания родителей с преподавателями. Так, девиантные учащиеся чаще мотивируют неудовлетворенность собственной школой тем, что у них «не сложились отношения с учителями»: среди курящих таких 33,7%, употребляющих алкоголь - 32,5%, среди наркоманов - 43,8%, среди недевиантных подростков - 19,8% (р=.05). Чаще указывают и на «завышенный уровень требований к поведению в школе»: среди курящих - 32,6%, среди употребляющих алкоголь - 45,0%, среди наркоманов - 31,3%, а из числа недевиантных подростков - 15,4% (р=.03). И, наконец, они чаще фиксируют, что «не сложились отношения их родителей с учителями»: среди употребляющих крепкие спиртные напитки - 20,0%, а среди недевиантных подростков доля таких ответов составляет лишь 4,7%. Таким образом, мы видим, что девиантный подросток «оценивает» негативные стороны школы именно через призму сложившихся социальных отношений, акцентируя внимание именно на «неадекватности» социальных оценок.

11.2. Мотивация учебной деятельности

Для выявления содержательных особенностей мотивации учебной деятельности в ходе опроса респондентам задавался специальный вопрос «о причинах, побуждающих их учиться». При этом варианты предложенных ответов были структурированы относительно разных содержательных модальностей: получение образования как возможность социального продвижения; учеба как ценность, связанная с получением новых знаний; учеба как средство саморазвития («научиться учиться»); учеба как средство самоопределения («желание определиться в том, какие знание пригодятся в будущем»); учеба как средство повышения собственного статуса в микросоциальном окружении (среди сверстников, родителей, учителей); занятие учебной деятельностью в силу необходимости поддержания социальных норм, моральная регуляция («каждый человек должен учиться»). Полученные данные о значимости среди подростков тех или иных мотивов учения приведены в таблице 11.2.

Таблица 11.2. Распределение ответов учащихся о мотивах учебной деятельности (%)

Мотивация

Общее

Юноши

Девушки

P =

Для получения в будущем интересной, престижной, высокооплачиваемой работы

Желание получить новые знания

Желание определиться в том, какие знания мне пригодятся в будущем

Долг и ответственность, я считаю, что каждый человек должен учиться

Совместная деятельность и общение в процессе учебы

Желание научиться получать знания самостоятельно

Стремление получить уважение сверстников, занять определенное положение в их глазах

Стремление получить одобрение окружающих (родителей, учителей)

Меня ничто особенно не побуждает к учебе

Как видно из приведенных в таблице данных, наиболее часто занятие учебной деятельностью мотивируется прагматической ориентацией: «получение в будущем интересной, престижной, высокооплачиваемой работы». На наш взгляд, это весьма показательно и свидетельствуют о том, что само получение образования рассматривается подростками как «лифт», обеспечивающий возможность социального продвижения, возможность «восходящей мобильности» (Сорокин, 1992).

В то же время важно обратить внимание на то, что в целом высокая значимость мотивации учебы для «будущей жизни», реализации намеченных жизненных перспектив не соответствует тому месту, которое уделяется учению в «реальном» микросоциальном окружении подростка. Действительно, на учебу как «стремление получить уважение сверстников», занять определенное положение в их глазах указывает лишь 9,6%. Практически столь же малозначима для подростка как мотивирующий фактор и положительная оценка со стороны взрослых - на «одобрение окружающих, родителей и учителей» указывает 8,4%. Иными словами, здесь мы фиксируем достаточно своеобразный конфликт между будущим и настоящим : учебная деятельность «значима для будущего», но не значима для реального микросоциального контекста отношений.