Болезни Военный билет Призыв

Как пишется нч в словах. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Х. Домашнее задание

ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

цели: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.

планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями средней и повышенной сложности.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинаем мы урок.

Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?

II. Актуализация знаний

а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2

Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

Ча с, ча й, ча йник, чаща , ча сть, све ча , ча шка;

- Какое правило вспомнили, выполняя задание?(ча-ща)

Как вы понимаете слово чаща? (Густой частый лес, заросль)

б) Словарная работа Слайд № 3

Язык, языковед, языкастый.

Прочитайте группу слов .

Как вы понимаете слова, объясните?

Язык- Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса;

Языковед- Учёный, специалист по языковедению;

Языкастый - Острый на язык, любящий поговорить, поспорить, поругаться.

Спишите слова. Поставьте ударение, определите непроверяемую гласную. - Что у них общего?

Как можно назвать эти слова одним словом? (это однокоренные слова)

Какие ещё однокоренные слова вы можете подобрать? ( язычок )

III. Самоопределение к деятельности- Слайд № 4

На какие три группы можно разделить слова?

Бол… кол…цо ноч… ной

лос… кон…ки хищ…ный

ден… пал...то кон…чик

Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

Что вы о них можете сказать? ( это мягкие согласные )

Как обозначается на письме мягкость согласных? ( буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

Как обозначите мягкость согласного в первом столбике ? ( мягким знаком )

Во втором столбике? ( мягким знаком )

- Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

( мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )

Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

Что вы можете сказать о них? ( это тоже мягкие согласные )

Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? ( никакую букву ставить не будем )

Почему? ( в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )

IV. Работа по учебнику ( 2-я часть )

с. 3 - прочитайте, чему будем учиться.

У.с. 4 - Прочитайте название темы сегодняшнего урока. ( Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)

V. Работа по теме урока

У.с. 4 упр.1

Пл. о .хой друг в деле не п о мощник.

На св о ей улочке и курочка хр а бра.

Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились? (проверяемая гласная)

Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками ( помощник, улочка, курочка )

Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули?

( Буквосочетания ЩН, ЧК )

с.4 упр.2 - Что обозначает условный значок на полях? ( Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение )

- Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? ( мачта )

Мачта - высокий столб на судне для парусов.

- Отвечаем на вопросы после упражнения.

Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски)

а) с ЧК, удо чк а, ласто чк а, спи чк и, пе чк а;

б) с ЧН, песо чн ица, цвето чн ица, моло чн ый;

в) с ЧТ, ме чт а, по чт а, ма чт а;

г) с ЩН, помо щн ик, хи щн ик, мо щн ый.

Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? ( мягко )

Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность?

( звук произносится мягко, но ь знак не пишется )

Как называются такие опасные места в словах русского языка? ( орфограммами )

Физкульминутка «Черепаха» слайд № 5

Для развития речи учащихся

Шла по полю черепаха ( идём пальчиками )

И дрожала вся от страха ( руки в кулачок, кулачки дрожат )

Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! ( большой и указательный пальцы «кусаются»)

Никого я не боюсь! ( отрицание - указательным пальцем )

VI. Знакомство с правилом

У.с. 5 - Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.

У. с. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6

Выполните задание к упражнению

Одуванчик - растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.

Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);

Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец;

Кончик - уменьшительное к слову конец;

Блинчик – название сладкого блюда

Стаканчик – маленький стакан.

Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение самостоятельно.

VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7

1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.

- Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.

(краски и кисто чк а)

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

А ниточка в реке. ( удо чк а )

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки

Раздают всем огоньки.

( спи чк и )

На ветках плотные комочки,

В них не дремлют клейкие листочки.

( по чк и)

Отгадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

( ласто чк а )

С именем вкусным,

Не бывает грустным,

Смотрит весело вокруг,

Он Незнайке лучший друг.

(По нч ик )

VIII. Рефлексия Слайд № 8

Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки

- Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. ( по чт а, пте нч ик, хи щн ик,очки )

- Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.

IХ. Итог СЛАЙД № 9

- Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?(сочетания ЧК чн ….

- Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?(пишем без ь знака

Дерево знаний

Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях;

встаём, если хорошо усвоили материал;

поднимаем руки, если уверены в своих знаниях

Х. Домашнее задание

У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4; упр. 5;

Буквосочетания чк, чн, нч, рщ, чт, щн, нщ

Пишутся без мягкого знака

1.Слова для орфографического разбора и для комментированного письма.

Ёлочка, дочка, бочка, щучка, белочка, стрелочка, спичка, ручка, почка, птичка, штучка, шуточка, минуточка, посылочка, прибауточка, печка, строчной, личный, чулочный, вечный, свечка, скучный, шуточный, овечка, сердечный, встречный, привычный, брошечка, тучка, носочки, крошечный, строчка, розочка, речной, звучный, булочка, ночка, мелочный, молочный, вазочка, ночной, булочная, удачный, лисичка, цветочки, огуречный, дачный, грибочки, лодочка, дачка, сливочки, горчичка, пачка, молочко, яичный, тряпичный, сказочка, ниточка, уточка, ночник, платочки, бабочка, мучной, внучка, яичко, бутылочка, лодочный, песочный, сливочный, печной, сказочный, горчичный, сочный, замочная, вечный, тряпочка, лавочка, солнечный, сестричка, синичка, косичка, кузнечный, загадочный, записочка, месячник, конечный, привычка, больничный, игрушечный, пушечный, сковородочка, скамеечка, очки, столичный, башмачный, черничный, пограничник, ежевичный, желчный, крылечко, кирпичный, колючка, отлично, стеночка, посылочный, резиночка, пуговичка, облачный, шайбочка, щёчка, аптечный, тепличный, земляничный, артистичный, праздничный, шнурочки, брусничка, крошечка, электричка, пряничный, кулачный, жвачка, гречка, ласточка, уличный, цветочница, салфеточка, тачка, фазанчик, стаканчик, бизончик, мороженщик, почта, кочанчик, чемоданчик, птенчик, фонарщик, кафтанчик, мощный, овощной, каштанчик, мандаринчик, чтец, сарафанчик, хищник, мечтатель, лимончик, сборщик, мебельщик, зеленщик, мечтание, тараканчик, жестянщик, мачта, загончик, пончик, надсмотрщик, мачтовый, сварщик, почтальон, чудовищный, апельсинчик, оценщик. Чтение, хищный, барабанщик, гонщик, прочти, жилищный, хищница, мощность, шарманщик, вулканчик, бакенщик, банщик, бетонщик, батончик, зачинщик, гарпунщик.

2. Спишите, вставляя орфограммы ЧК, ЧН, ЩН, НЧ.

Ру…ной, пе…а, бре…ать, вну…а. хи…ик, но…а, пте…ик, бабо…а, то…ый, каме…ик.

3. Выделенные слова измените так, чтобы в них появилось сочетание ЧК.

Кормить белку . Выпить молоко . Доброе сердце . Красивая свеча . Нарисовать собаку . Поймать щуку .

4. Измените, слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК, ЧН,

Молоко, яйцо, удача, синица, звук, цветы, лисица, носки, замок.

Безударные гласные

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Поставь под ударение.

1. Грамматическая сказка.

Заколдованные буквы.

Как – то в прекрасную страну Азбуковедения прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что стали они друг на друга похожими.

Буква О стала походить на А, Е и на И, А на О, И на Е. колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе Ударение могло помочь буквам. Достаточно было ему ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с неё обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Буква под Ударением ясна и понятна. Называется она Ударная Гласная. А вот те гласные, которых Ударение ещё не коснулось, называются Безударными Гласными. Они ещё заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы им помочь. Запомните волшебные слова: Ударение над гласной может сделать букву ясной.

2. Слова для орфографического разбора и для комментированного письма

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Варенье, волчата, качели, давно, скворцы, глазной, гора, дрозды, гостинец, граница, горняк, далеко, нога, дождливый, должник, домашний, дочурка, жарища, золотистый, катушка, козлёнок, часы, дарить, опадают, наводнение, испаряют, конюшня, парное, пастух, робеть, кошачий, сорняк, крольчиха, новинка, носишко, плодородный, сказать, ночник, скворечник, заострить, управлять, почтальон, родители, садовник, смотреть, парник, каменистая, родник, старик, тайник, солонка, столовая, комок, тропа, бобры, строение, танцевать, сосновый, запах, травинка, похвала, хорёк, тростинка, хоровой,

плотина, храбрец, хлопушка, очарование, частокол, прошагать, сторожка, сплошная, выход, спросил, валить, скалистый, наколол, хвоинки, тонул, охраняют, доска, волосок, поправляют, лошадь, затаился, озёра, страна, муравьи, хлопотливые, повар, наполняет, катать, звонок, пахучие, коньки, площадка, кассир, вожак, кора, значок, пожалей, спасает, красавица, мастерят, завалил, колючки, стоит, больной, таскали, высохли, жара, утопают, мохнатый, краснеют, полевая, пахали, горбы, спасение, молчат, догадались, окуньки, горевать, волчата, тростники, сломался, тащил, качать, кроты, злодей, далёкий, боевик, сажают, накопают, лошадка, каток, ласкают, кладовая, доброта, спадает, посади, домишко, косилка, болезнь, холода, засорять, макушка, мошкара, часовщик, хлопочут, кормушка, справедливый, чародейка, хвосты, ковёр. Большой, усадил, врачи, пора, поют, коза, лошадки, ухватились, волнушки, колючие, комочки, смола, малы, голова, казались, малыши, подарить, шарфы, поляна, грачи, столбы, скользить, уползал, роса, дворы, журавлиный, косяк, часовой, заварил, голодный, бродить, замолчала, моря, угостил, родная, пароход, слова, половить, поласкать, полоскать, разносить, драчливый, совиный, трава, показалось, счастливый, невод, хотеть, ходули, травяной, устареть, холмы, поясок, овчина, ночевать, покрошить, распашонка, звонить.

Е, И, Я

Грибной, весна, озеро, ледок, сестра, лесной, бельчата, дела, зверьки, число, гнездо, стрижи, стрела, цветной, свеча, мясной, широкий, детвора, ушивать, читать, почерк, чистота, цепочка, оценить, земля, зеркальный, циркач, трещит, тепло, прицепил, центральный, цветник, натянул, тяжёлый, сидит, потрясение, синева, трескотня, тишина, течение, питьё, теснота, рядовой, терпеть, стекло, снегирь, следить, вертеть, ядовитый, ледник, листопад, сердечко, кричать, клевать, зимовать, зелень, свистун, чинить, лежачий, силач, свинина, светлеть, сверло, передвигают, пояс, обижать, пятак, освещать, линейка, земной, жена, облетела, речистый, резвиться, вырезать, пятнистый, задремал, пчелиный, выпрямить, взглянул, зверинец, лепили, речушка, плясать, плечистый, писатель, певец, созревает, низина, спешат, листопад, нарядились, доверять, припевать, опериться, одиночество, корень, мировая, обязательно, змея, вязание, раздевалка, медовый, лекарство, улетают, проиграть, лесник, извинять, обижать, пятёрка, десяток, выдержка, разглядеть, гнездиться, вредитель, времена, чижи, вертеть, денёк, повстречали, повизжали, висеть, гряда, вещица, вечерний, извещать, трескучий, ленивая, ветвистая, вершина, доверять, насекомое, веселить, веснушки, вязание, звездопад, осветил, забивать, белить, свинья, написал, держал, смельчак, связать, лежит, вишнёвый, ленивый, кленовый, заскрипели, поредел, ледяной, вывела, реветь, грязнуля, защищать, объяснил, прочитал, листочки, желток, прожевать, проживать, замерзает, приезжает, стена, червяк, скрипучий, рябит, отяжелели, скрипач, полились, выглянет, река, выпил, снега, шмели, листва, приближение, срезать, синяк, тенистый, жилой, удивительно, появилось, изменилась, светает, переливалась, подгребают, замечания, прямая, длина, распевали, метель, бегут, птенец, перина, очищают, небеса, висят, заливала, прилепила, пернатые, темнота, освежает, видны, леса, лиса, передвигают, детишки, речная, пищат, местечко, лисичка, сестричка, широкая, лизала, зарядила, грибок, согревал, шиповник, закрепили, черника, клесты, зацветает, белить, бедняга, приближался, читатель, бедняк, белобровый, снежинка, следопыт, выпечка, ледокол, проверять, светлячок, облегчить, привидение, весенний, подтянули, посидел, поседел, взъерошенный, просека, пригревает, подземелье, плескался, запивал, запевал.

3. Напиши слова в три столбика.

П…так, б…да, дл…на, м…сной, л…ства, т…мнота, с…стра, зм…я, кр…чать, стр…жи.

4. Спиши, перед каждым словом напиши проверочное слово.

Образец: глаз – глазок.

К…тёнок, л…сок, зв…рёк, ст…ловая, вр…чи, тр…ва, ск…ла, …вца, сп…на, дв…ры, м…чи, сл…ды, м…рячка, л…щи, р…ды, в…лна, хв…сты, д…лил, скр…пит, н…сил, р…гатый, цв…тёт, д…жди.

5. Напиши слова в единственном или во множественном числе.

Гл…за, ч…сы, ст…на, бл…ны, гн…здо, хл…ба, п…ла, гр…бы, с…сна.

6. Напиши к каждому слову по два однокоренных слова.

Даль, сад, соль, лист, стол, лес, боль, свист.

7. Спиши, добавляя близкое по значению слово.

Ребёнок -…, деревня - …, горе - …, молчание - … .

8. Выберите проверочное слово. Запишите.

Уд…вительно (диво, дева), м…нять (мина, замена), л…пить (липка, лепка), подч…щать (честь, чисто), л…нивый (лень, линька), скр…пучий (скрип, скрепка), м…стерить (мост, мастер).

9. Объясните орфограммы в следующих четверостишиях.

За горами, за лесами, Первый зимний снежок

За широкими морями, Белым пухом летит.

Не на небе – на земле Первый лёгкий мороз

Жил старик в одном селе. Веселит и бодрит.

10. Подберите к каждому слову недостающие родственные и запишите их в три столбика (в каждой строке тогда будут родственные существительное, прилагательное и глагол).

существительное прилагательное глагол

… … чистить

… подарочный …

боль … …

… белый …

11. Измените, словосочетания по образцу, вставляя пропущенные буквы, подчеркните проверочные слова.

Образец: Меховая шапка – шапка из меха.

Ш…рстяное платье - …

Д…ревянная постройка - …

М…сные котлеты - …

З…лотое кольцо - …

12. Спишите, вставляя пропущенные буквы, проверьте безударные гласные с помощью слов с уменьшительно – ласкательным значением.

К…зёл - … Лош…дь -…

К…за - … С…ва - …

Скв…рец - … …сёл - …

13. Данные словосочетания замените одним словом, которое отвечает на вопрос «Что делать?» или «Что сделать?». Под безударной гласной ставьте точки.

Образец: Испытывать жалость – жалеть.

Сделать подарок - …

Говорить дерзости - …

Издавать крик - …

Произвести посадку - …

Излучать свет - …

14. Прочитайте и определите, какую безударную гласную в корне надо проверять. Подберите проверочное слово. Запишите, вставляя пропущенные буквы. Образец: лепечет – лепет.

Трепещет - … Сторожка - …

Вечерний - … Зелень - …

Весело - … Хлопочет - …

15. К данным словам подберите слова, противоположные по значению. Поставьте знак ударения, точкой обозначьте проверяемые безударные гласные в корне.

Дешёвый - … Сытый - … Старый - …

Горячий - … Удлинить - … Заболеть - …

Печалиться - … Больной - … Молчать - …

16. Из пословиц выпишите слова с безударной гласной в корне, напишите к ним проверочные слова.

Большой говорун – плохой работник.

Дела, как сажа бела.

Сядем рядком, да поговорим ладком.

Тогда пляши, когда играют.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Сакская средняя школа № 1 им.Героя Советского Союза В.К.Гайнутдинова»

Урок русского языка во 2 классе

Тема : Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

Подготовила учитель начальных классов

Горшенина Наталия Александровна

2015 г.

ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

ЦЕЛИ: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове,подбирать примеры слов с такими сочетаниями;способствовать развитию речи;создать условия для развития умения применять на практике правило; развивать мышление,память,внимание.Воспитывать любовь к родному языку,аккуратность,усидчивость.

Формировать УУД:

    личностные: выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение на основе учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме в соответствии с поставленными задачами; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (умение работать в паре, фронтально, индивидуально).

    познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов и делать выводы; находить информацию из текстов; обобщать и классифицировать по признакам.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.Наблюдать за написанием слов, включающих звуки ч, щ, уметь воспринимать на слух слова с орфограммой -буквой ь для обозначения мягкости и орфограммой-отсутствием ь в буквосочетаниях чк, чн, чт, щн, группировать слова с разными видами орфограмм и обозначать эти орфограммы на письме.

Личностные:

Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Оснащение урока : учебник « Русский язык» 2 класс, авторы В.П.Канакина,

В.Г.Горецкий, карточки,интерактивная доска, ноутбук,проектор,презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинаем мы урок.

Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?

II. Актуализация знаний

а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2

Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

Ча с, ча й, ча йник, чаща , ча сть, све ча , ча шка;

Какое правило вспомнили, выполняя задание?

Как вы понимаете слово чаща? (Густой частый лес, заросль)

б) Словарная работа Слайд № 3

Язык, языковед, языкастый.

Прочитайте группу слов.

Что у них общего? Как вы понимаете слова, объясните?

Язык - Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса;

Языковед - Учёный, специалист по языковедению;

Языкастый - Острый на язык, любящий поговорить, поспорить, поругаться.

Спишите слова. Поставьте ударение, определите непроверяемую гласную.

Как можно назвать эти слова одним словом? (это однокоренные слова)

Какие ещё однокоренные слова вы можете подобрать? (язычок )

III. Самоопределение к деятельности Слайд № 4

На какие три группы можно разделить слова?

Бол… кол…цо ноч… ной

лос… кон…ки хищ…ный

ден… пал...то кон…чик

Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные )

Как обозначается на письме мягкость согласных? (буквами И, Е,Ё, Ю, Я и мягким знаком)

Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком )

Во втором столбике? (мягким знаком )

Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

(мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )

Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные )

Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем )

Почему? (в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )

IV. Работа по учебнику (2-я часть )

Стр. 3

Прочитайте, чему будем учиться.

Учебник стр. 4

Прочитайте название темы сегодняшнего урока. ( Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)

V. Работа по теме урока

Учебник стр. 4 упр.1

Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят.

Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками (помощник, улочка, курочка )

Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК )

Учебник стр.4 упр.2

Что обозначает условный значок на полях? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение )

Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? (мачта )

Мачта - высокий столб на судне для парусов.

Отвечаем на вопросы после упражнения.

Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски )

а) с ЧК , удо чк а, ласто чк а, спи чк и, пе чк а;

б) с ЧН , песо чн ица, цвето чн ица, моло чн ый;

в) с ЧТ, ме чт а, по чт а, ма чт а;

г) с ЩН , помо щн ик, хи щн ик, мо щн ый.

Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко )

Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется )

Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммами )

Физминутка «Черепаха» слайд № 5

Для развития речи учащихся

Шла по полю черепаха (идём пальчиками )

И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат )

Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)

Никого я не боюсь! (отрицание - указательным пальцем )

VI. Знакомство с правилом

Учебник стр.5

Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.

Учебник стр. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6

Выполните задание к упражнению

Одуванчик - растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.

Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);

Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец;

Кончик - уменьшительное к слову конец;

Блинчик – название сладкого блюда

Стаканчик – маленький стакан.

Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение сам-но.

VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7

1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.

- Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.

(краски и кисточк а)

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

А ниточка в реке.

(удо чк а )

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки

Раздают всем огоньки.

(спи чк и )

На ветках плотные комочки,

В них не дремлют клейкие листочки.

(по чк и)

Отгадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(ласто чк а )

С именем вкусным,

Не бывает грустным,

Смотрит весело вокруг,

Он Незнайке лучший друг.

(По нч ик )

VIII. Работа с карточками

Взаимопроверка

IХ. Рефлексия Слайд № 8

Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной.

Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. (по чт а, пте нч ик, хи щн ик )

Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.

Зелёный - я всё понял;

Жёлтый - я ещё не всё понял до конца;

Красный – я вообще ничего не понял, требуется помощь.

Х. Итог СЛАЙД № 9

Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?

Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?

ХI. Домашнее задание

Учебник стр. 5 Правило наизусть; стр.5 упр. 4- I вариант; упр. 5- II вариант.

Используемая литература

Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко и др. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого 2 класс.- М.: ВАКО, 2012.

В.П. Канакина Русский язык Рабочая тетрадь Часть 2. Москва «Просвещение» 2012.

В.П. Канакина В.Г. Горецкий Русский язык Учебник Часть 2- М.: Просвещение, 2014.

В.П. Канакина Г.С. Щёголева Русский язык Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 кл. М.: Просвещение, 2009.

Большой толковый словарь русского языка: ок. Б79 60 000 слов/под ред. Д.Н. Ушакова. – М.:АСТ: Астрель 2008.

Цели: обобщить знания о правописании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ и умение определять орфограмму в слове; правильно произносить слова с этими буквосочетаниям и, развивать мышление, речь

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; правильно произносить слова с этими буквосочетаниям и, развивать мышление, речь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Класс: 2 класс

УМК: Школа России Учебник. 2-й класс. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тип урока: урок развития умений

Подготовила и провела учитель начальных классов Бондаренко Ирина Васильевна

Тема: Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

Цели: обобщить знания о правописании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ и умение определять орфограмму в слове; правильно произносить слова с этими буквосочетаниями, развивать мышление, речь

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; правильно произносить слова с этими буквосочетаниями, развивать мышление, речь : находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Каждый урок мы открываем тайны русского языка. Хотите и сегодня открыть новую тайну?

II. .Минутка чистописания.

Для минутки чистописания мы выберем букву. А какую, вы определите, прослушав скороговорку. Какой звук больше всего выделяется, какой буквой ее обозначают.

Червяк чинил свой чемодан,

Потом, бурча, чинил диван . (Звук [ч], буква - ч)

III. Определение темы урока

- .Прочитайте пословицы. - Когда так говорят?

Пл...хой друг в деле не п…мощник.

На св…ей улочке и курочка хр…бра.

Вставьте пропущенные буквы. Какие знакомые орфограммы нам встретились?

Что вам известно о правописании сочетаний ЧК? Дайте характеристику звуку, обозначенного буквой ч.

Как вы думаете, существуют ли в русском языке другие сочетания, кроме ЧК и ЧН, которые пишутся без ь?

Найдите в тексте букву, обозначающую непарный шипящий мягкий согласный звук.

Нужно ли дополнительно обозначать его мягкость?

Тогда какое правило мы можем вывести, исходя из наших наблюдений? (Дети выводят правило: сочетания ЩН,как и ЧК, ЧН, пишутся без мягкого знак

–Какую цель вам надо перед собой поставить? (Учиться писать слова с сочетаниями -чк- --чн, -щн.)

IV Физкультминутка.

● Шла по полю черепаха (идём пальчиками)

● И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат)

● Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)

● Никого я не боюсь! (отрицание - указательным пальцем

V Работа по теме урока

1.Игра: Кто больше запомнит слов.

С этим заданием вы справитесь в парах.

Для начала вспомним правила работы в парах (работаем дружно, не мешая другим. После выполнения работы вместе поднимаем руки.)

– Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.

Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:

мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,
гонщик, птенчик, Зиночка,
сборщик и корзиночка.

– Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя.– Кто больше запомнил слов?

Какие сочетания пишутся без ь?

Правильно ли мы сделали вывод, что, кроме буквосочетаний ЧК и ЧН, существуют и другие буквосочетания?

Как надо писать буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч? Чи таем правило в учебнике на с.5.

2. Самостоятельная работа с самопроверкой.

– А теперь напишем выборочный диктант.

– Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.

Слайд (синичка)

– Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниями - чк-.

(Один ученик работает у доски.)

Прилетела к нам синичка
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для нее кусочки сала
Мы повесим на сучки

–Мы тоже повесили кормушки птицам. А кто не забывает подкармливать птиц?

– Проверка по табличке правописание -чк-. Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки.)

4.Работа по учебнику упр.7с.6.

Отвечаем на вопросы после упражнения.

Выполните упражнение самостоятельно. Взаимопроверка.

VI Закрепление по теме урока. Работа над орфоэпией.

1. -Сочетание чн очень интересное. Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн-, хотя правильное произношение этих слов с -шн-. .Я предлагаю вам попробовать правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений,

(Стихотворение на слайде) Дети произносят вместе с учителем.

Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь- то я послушный

2. Упр.8 с.6. Работа с орфоэпическим словарём на странице 133 учебника. Отработка правильного произношения. Работа в паре.

VII Рефлексия учебной деятельности на уроке

Как вы думаете, справились мы с очередной тайной нашего родного языка?

Как называется орфограмма, с которой мы познакомились? Что мы о ней узнали?

Что вам понравилось больше всего на уроке?

Кто доволен своей работой.

VIII .Домашнее задание

– Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.