Болезни Военный билет Призыв

Как правильно пишется диалог двух людей. Как писать диалоги - мастер-класс - каталог статей - литературный портал блик. Оформление диалогов происходит по тем же самым правилам

1. Познакомить учащихся с понятием “диалог”.
2. Развивать умения и навыки составлять диалог на предложенную тему, расставлять знаки препинания при диалоге.
3. Воспитывать культуру речи.

Ход урока

Психологический настрой на урок:

– Я в школе на уроке,
– Сейчас я начну учиться.
– Я радуюсь этому.
– Внимание мое растет.
– Я как разведчик все замечу.
– Память моя крепка
– Голова мыслит ясно.
– Я хочу учиться.
– Я готов к работе.
– Я работаю.

У: Спасибо. Мы настроились на рабочий лад.

– Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок. Вы попробуете себя в роли актёров, экспертов по русскому языку, писателей и даже редакторов.

А цели и задачи для всех нас будут общие: мы должны будем решить

– что такое диалог?
– где он встречается в речи?
– как выделяется на письме?

Но без вашей помощи, вашего активного участия в работе это будет трудно сделать.

– Итак, откройте тетради, запишите дату, вид работы (классная работа), тему урока.
– А сейчас учащиеся вашего класса инсценируют небольшое стихотворение О.Григорьева “Яма”.

Ваша задача будет состоять в следующем: внимательно прослушать стихотворение и ответить на вопросы:

– Сколько персонажей участвует в разговоре?
– Кто из персонажей диалога заслуживает осуждения и почему?

Инсценирование стихотворения.

– Яму копал?
– Копал.
– В яму упал?
– Упал.
– В яме сидишь?
– Сижу.
– Лестницу ждешь?
– Жду.
– Яма сыра?
– Сыра.
– Как голова?
– Цела.
– Значит живой?
– Живой.
– Ну, я пошла домой.

– Итак, разговор двух или нескольких лиц называется диалогом.

– А в каком стиле речи чаще всего используется диалог? (В разговорном стиле, в обыденной, повседневной речи: в школе, на улице, дома.) Мы сталкиваемся с элементами диалога каждый день.

Работа с терминами “диалог”.

МОНО
ПОЛИ
ДИА лог
ЭПИ
ПРО

ДЖОТ ТОТС На каждом листочке бумаги придумайте одно слово, связанное с понятием “диалог” (например: беседа, информация и т.д.). проговорите это слово громко для членов вашей команды и запишите на одном листочке бумаги, положите в центр стола лицевой стороной вверх. У каждого из вас по 4 листочка. Итого в центре стола получится 16 листочков. Слова не должны повторяться.

Теперь оставьте на столе любые 9 карточек по три ряда.

ТИК-ТЭК-ТОУ Каждый член команды составляет по 1 предложению, используя любые три слова на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали) из этих 9 карточек. Выберите лучшее предложение и зачитайте.

Чтение, размышление. Скажите пожалуйста сколько времени спросила Ольга.

1. Перед вами предложение с прямой речью. Запишите его, расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему. Помогаем партнерам по столу.

2. Посмотрите, как оформляется диалог на письме.

Вообразите же моё удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок. Он сказал: А:
– Пожалуйста... нарисуй мне барашка! – П!
– А?.. – П?
– Нарисуй мне барашка, – попросил голосок. – П, – а.
(Антуан де Сент-Экзюпери.)

Итак, какие знаки препинания ставятся при диалоге?

  • Слова каждого из участников диалога называются репликой.
  • Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире.
  • Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога.

Наблюдение над языком.

Сейчас мы познакомимся с вами с небольшим шутливым стихотворением, и вы должны подумать и ответить:

– Есть ли в этом стихотворении диалог, и в каком стиле речи он встречается?
– Согласны ли вы с героем стихотворения? Почему он не прав?

Выразительное чтение стихотворения Григория Граубина “Ленительный падеж”.

Спросили Лежебокина:
– А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
И за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
– В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
– Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог ты новые
Придумать имена?
– Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный !

– Ребята, а нет ли среди вас Лежебокина? Хорошие ли вы друзья?

Микс-Фриз-Груп под музыку двигаются, музыка останавливается и задается вопрос, требующий числового ответа, дети должны объединиться:

1. Сколько падежей в русском языке? (6) Назовите их.
2. Сколько лиц, как правило, участвует в диалоге? (2)
3. Сколько главных членов предложений в русском языке? (2) Назовите их.
4. Сколько второстепенных членов в русском языке? (3) Назовите их.

– Где же ещё может встречаться диалог? (В художественном произведении – художественный стиль.)
– А в сказках используется диалог?

Братья молча постояли
да в затылке почесали.
“Спрос не грех. Прости ты нас, –
Старший молвил, поклонясь: –
коли так, не заикнуся
уж о том”. – “я не сержуся, –
тихо молвила она: –
и отказ мой не вина”.
Женихи ей поклонились,
потихоньку удалились,
и согласно все опять
стали жить да поживать.

Давайте постараемся вспомнить из какой сказки этот отрывок? (“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” А.С.Пушкин.)

– Кто с кем разговаривает?
– Почему царевна отказывает братьям?

Наблюдение над языком.

– Но иногда, используя диалог, мы не замечаем, что засоряем свою речь словами-сорняками.

Что мы делаем с сорняками, если пропалываем грядку? (Вырываем, уничтожаем.)

– Правильно. Послушайте сейчас небольшой текст и ответьте на вопрос: “Почему собеседник не понял нашего героя? Что ему помешало?”

Серёжа вернулся из кино.
– Что, хорошая была картина? – Спросил я.
– Ух, и здорово!– ответил он. – Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, ну, понимаете… Ну, словом, просто здорово…Понимаете?
Но я не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же так понравилось ему в картине. Для такого рассказа у него не нашлось нужных слов.

КЛОК БАДИС Встретьтесь с партнером на 3 часа дня и обсудите с ним ответ на этот вопрос.

– Слова-сорняки засоряют нашу речь, обедняют её, не дают выразительно, точно, ярко рассказать о понравившемся кинофильме, прочитанной книге, делают речь бедной и невыразительной. И вы должны избегать таких слов в своей речи.
– А вот от каких слов мы никак не можем отказаться, разговаривая по телефону, покупая продукты в магазине, встречаясь или прощаясь друг с другом?

Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.

– Для чего нужно использовать эти слова в своей речи? (Вы показываете свою воспитанность, знание правил поведения, уважительное отношение к собеседнику.)
– Представьте себе такую ситуацию: вы позвонили другу (подруге), но его(её) не оказалось дома, а трубку подняла мама. С чего вы начнёте и чем закончите диалог?

Примерный диалог.

– Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Колю.
– А его нет дома.
– Пусть он перезвонит мне, когда придёт.
– Обязательно передам.
– Спасибо большое. Извините за беспокойство.

Итоги урока:

– Таким образом, что мы сегодня узнали о диалоге?

1. Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
2. Диалог состоит из реплик и слов автора.
3. Каждая реплика пишется с новой строчки через тире.
4. Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется.
5. Диалог используется в разговорном и художественном стилях.
6. Нужно правильно использовать слова автора при диалоге, избегая слов-сорняков и повторов.

Билетик на выход.

Ответить на 1 из этих вопросов, письменно.

Что такое ДИАЛОГ?
Какие знаки препинания ставятся при ДИАЛОГЕ?
В какой речи чаще всего употребляется ДИАЛОГ?
Как вы понимаете, что такое культура общения?

Домашнее задание: Составить небольшой диалог на тему: “Разговор по телефону”, используя “волшебные слова”.

Наша газета много раз публиковала материалы из нового экспериментального учебника по русской филологии, созданного авторским коллективом под руководством Г.Г. Граник. Предлагаем читателям еще одну главу из учебника 5-го класса, посвященную прямой речи. Учебники для 5–9-х классов являются продолжением курса русской филологии для начальной школы (учебники для 1–4-х классов имеют гриф Министерства образования, экспериментальные учебники для средней школы прошли широкую апробацию в ряде школ Москвы и других городов России и готовятся к печати.

Тема «Прямая речь» в 5-м классе дается в несколько расширенном виде (вводятся предложения с прямой речью, разорванной словами автора, поскольку такие конструкции школьники широко используют в собственной речи). Если не все дети сразу осилят этот материал, ничего страшного не произойдет, они усвоят его позже.

Изучение прямой речи является частью главы «Речь, которая звучит, и речь, которая молчит» и напрямую связано с основной задачей курса русской филологии – пробуждением у школьников любви и интереса к школьному предмету «русский язык», воспитанием культурного человека, свободно владеющего грамотной устной и письменной речью, имеющего представление об основных закономерностях развития языка.

5-й класс

ДИАЛОГ И ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Фрагмент главы из нового
учебника по русской филологии

1. Что такое диалог, монолог, полилог?

В любом виде речи могут быть монологи, диалоги и полилоги.

Познакомимся поближе с этими словами. Каждое из них состоит из двух греческих корней: logos переводится как «слово», «речь», «мысль», monos – «один», dia – «между», poly – «много».

монолог – слова, речь одного;

диалог – разговор, беседа двух или нескольких лиц;

полилог – разговор многих.

Последний термин употребляется редко, и разговор нескольких лиц также называют диалогом.

Части моно- , диа-, поли- и -лог- входят во многие слова, привнося в них свои смыслы.

Зная их, вы будете легче понимать трудные слова иностранного происхождения. Например, моноспектакль – это спектакль, в котором участвует только один актер. Политехнический музей познакомит вас со многими отраслями техники, а в политехническом институте готовят специалистов по многим областям техники.

Греческий корень -лог- со значением «слово» входит и в слово филология, которым, как вы помните, обозначают науки о языке и об искусстве слова – художественной литературе. Со значением «учение» корень -лог- входит в названия многих наук, например, зоология, геология…... А в значении «мысль» он образует слово логика – наука о правилах мышления.

Таким образом, слова с греческим корнем -лог - несут в себе такие смыслы: «слово», «речь», «мысль»…

В копилку слов

диало г

1. Перескажите прочитанный текст.

2.1. Вспомните и запишите как можно больше слов с греческими корнями моно- , диа- , поли- и -лог-. Составьте с этими словами предложения.

2.2. Повторите, какие смыслы может нести корень -лог -.

3.1. Прочитайте рассказ. Найдите в нем диалог.

Катя, Танечка и Робинзон

В комнате двое – Катя, которой одиннадцать лет, и Танечка, которой четыре. Катя читает книжку, а Танечка ходит возле нее туда-сюда ждет когда сестра обратит на нее внимание.

– Ты еще не всю книжку прочитала?

– Если бы прочитала, зачем бы я в нее смотрела?

– А что ты в ней видишь?

– Отстань! Я читаю про себя.

– Про себя? А про меня почему ничего не читаешь?

– Потому что про тебя ничего не написано.

– А что про тебя написано?

– Про меня? С какой стати? Я читаю про Робинзона.

– А сказала: про себя. Обманула? Говори. Почему ты молчишь?

– Потому что мне скучно с тобой разговаривать, понимаешь, неинтересно. Иди мой руки, покормлю тебя и пойдем гулять.

– Я не буду есть. И гулять с тобой не пойду.

– Это еще почему?

– Потому что мне с тобой скучно и неинтересно.

(Р.Коваленко)

3.2. Можно ли сказать, что одиннадцатилетняя Катя умеет общаться? А что значит, по-вашему, уметь общаться?

3.3. Перепишите выделенное предложение, расставляя по ходу письма знаки препинания и делая графический разбор. Начертите схему предложения.

Кроме повседневных диалогов, существуют и такие, которые долгие годы хранятся в памяти многих людей. Это короткие остроумные диалоги с неожиданными концовками. Их называют анекдотами.

Перемена

У Ходжи Насреддина спросили:

– Как строят высокие башни?

– Очень просто, – ответил он. – Роют глубокие колодцы и выворачивают их наизнанку.

Ходжи Насреддина еще называют муллой. В старину на Востоке в знак уважения так называли любого образованного человека: учителя, поэта, ученого, врача. О Насреддине рассказывают много интересных историй.

В копилку слов

анекдот

4. Вспомните и расскажите друг другу как можно больше веселых диалогов. А если можете, придумайте их сами.

5. Телепередачи, спектакли и фильмы, которые вы смотрите, включают самые разные виды речи. Можно услышать и большой текст, произносимый одним действующим лицом, – монолог, и разговор, в котором участвуют двое или несколько человек, – диалог. Попробуйте в течение нескольких дней замечать, когда в теле- или радиопередачах звучит монолог, а когда диалог. Перескажите один из них.

2. Как ставятся знаки препинания при диалоге?

Вы, наверное, понимаете, что диалоги бывают не только в устной, но и в письменной речи. Диалоги письменные встречаются в рассказах, сказках, пьесах, анекдотах…

Понаблюдаем за тем, как диалоги записываются, то есть как оформляется речь действующих лиц.

Прочитайте английскую народную песенку в переводе С.Я. Маршака:

– Где ты была сегодня, киска?

– У королевы у английской.

– Что ты видала при дворе?

– Видала мышку на ковре.

Как вы думаете: сколько лиц участвует в разговоре? Как вы узнали об этом? Как выделяется на письме речь каждого лица?

Кроме реплик, в диалоге нередко присутствуют слова рассказчика (слова автора) 1 . Они указывают, кому принадлежит та или иная реплика.

6.1. Прочитайте диалог из хорошо знакомой вам книжки Э.Успенского.

Идет себе дядя Федор по лестнице и бутерброд ест. Вид_т, на окне кот сидит. Большой-пребольшой, полосатый. Кот говорит дяде Федору:

– Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держ_шь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получ_тся.

Дядя Федор попробовал – так и вправду вкуснее. Он кота угостил и спрашива_т:

– А откуда ты зна_шь, что меня дядей Федором зовут?

Кот отвеча_т:

– Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне все видно. Кто хороший и кто плохой. Только сейчас мой чердак ремонтируют, и мне жить негде.

– А кто тебя разговаривать научил? – спрашива_т дядя Федор.

– Да так, где слово запомн_шь, где два. А потом я у профессора одного жил, который язык зверей изучал . Вот и выучился. Сейчас без языка нельзя. Пропадешь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног.

Дядя Федор говорит:

– Пошли ко мне жить.

Кот сомнева_тся:

– Мама твоя меня выгон_т.

– Ничего не выгон_т. Может, папа заступ_тся, – принялся уговаривать кота дядя Федор.

И пошли они к дяде Федору.

6.2. Одинаково ли ставятся знаки препинания, если слова рассказчика стоят: 1) перед репликой; 2) после реплики? Выпишите по два примера на каждый из этих случаев.

6.3. Распределите глаголы с безударными личными окончаниями на два столбика: 1) глаголы I спряжения; 2) глаголы II спряжения. Подчеркните глаголы-исключения.

6.4. Сделайте графический разбор выделенного предложения и составьте его схему.

В копилку слов

бутерброд

профессор

Еще раз обратите внимание, что знаки препинания при диалоге ставятся по-разному в зависимости от того, где стоят слова рассказчика.

А теперь прочитайте правило:

7. Пользуясь этим правилом, расставьте пропущенные знаки препинания в следующих текстах.

1. Клоун Леня примчался в милицию и говорит

У меня кота похитили. Кризиса.

Какого еще кота вяло спросил капитан Угорелов.

Не простой кот, поймите! Говорящий. Артист цирка! Срывает(?)ся выступление! лихорадочно об(?)яснял клоун.

Что же тут непонятного? Укажите приметы похищенного все так же уныло сказал капитан.

2. И вот Кризис вернулся. Леня прижимал его к сер(?)цу

Неужели это не сон? Ты настоящий, Кризис?

А какой же еще? А ты настоящий, Леня? тут же находчиво ответил кот.

А какой же еще? (По Л.Матвеевой)

Когда я шел домой из бассейна у меня было очень хорошее настроение. Я занял третье место в стиле баттерфляй и сейчас скажу об этом папе.

Мама сразу спросила

Ты что так сияешь?

У нас сегодня было соревнование.

Папа сказал

Третье место!

Папа прямо весь расцвел

Ну да? Вот здорово! А кто же первое место занял?

Я ответил

Первое место занял Вовка. Второе – рыженький один мальчишка. А я третье.

Ну а кто же занял четвертое спросил папа.

Я сказал: … .

(По В.Драгунскому)

8.2. Придумайте свое окончание рассказа, а затем сравните его с авторским.

8.3. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Составьте схему первого предложения.

Перемена

Прочтите начало стихотворения Л.Кэрролла.

– Папа Вильям, – сказал любопытный малыш. –
Голова твоя белого цвета.
Между тем ты всегда вверх ногами стоишь.
Как ты думаешь, правильно это?
– В ранней юности, – старец промолвил в ответ, –
Я боялся раскинуть мозгами,
Но, узнав, что мозгов в голове моей нет,
Я спокойно стою вверх ногами.

(Пер. С.Я. Маршака)

3. Что такое прямая речь и как она оформляется на письме?

Чья-либо речь, которая передается без изменений, встречается не только в диалоге.

Есть еще и прямая речь.

Что такое прямая речь и чем она отличается от диалога – сейчас узнаете.

Диалог, как вы помните, разговор двух или нескольких лиц. Реплики говорящих часто вводятся рассказчиком (автором). Однако не всегда. Бывают предложения с диалогом и без слов автора. (Вернитесь к предыдущему параграфу и посмотрите еще раз, как оформляется диалог.)

В предложениях с прямой речью говорит только одно лицо. И эту речь обязательно дословно, «прямо» передает другое лицо. Оно называется автором. Автор в разговоре не участвует, а только передает чью-либо речь, ничего в ней не изменяя, «прямо». Поэтому в предложениях с прямой речью обязательно есть две части:

1) прямая речь, то есть дословное высказывание какого-либо лица; и

Посмотрите:

Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (А.С. Пушкин)

«Остановись, беглец бесчестный!» – кричит Фарлафу неизвестный. (А.С. Пушкин)

«Бабушка, постой немножко, – ей кричит она в окошко, – пригрожу сама я псу и кой-что тебе снесу». (А.С. Пушкин)

9.1. В каждом предложении назовите вначале прямую речь, а затем слова автора. Найдите обращения. Вспомните, как они выделяются на письме.

Сейчас мы познакомим вас со схемами, в которых расставлены знаки препинания. По этим схемам вы сами сформулируете правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. После каждой схемы дается пример.

Условимся обозначать прямую речь вот так: «П».

Запомните:
Прямая речь всегда заключается в кавычки.

Открывая правила, будьте внимательны. Обращайте внимание на то,

1) с какой буквы начинается прямая речь, а с какой – слова автора;

2) где стоят кавычки;

3) подумайте, когда ставится вопросительный знак, когда восклицательный, а когда – запятая;

4) где ставятся эти знаки: перед кавычками или после них;

Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве».

А: «П».

Павел спросил: «Сколько осталось до Москвы?»

А: «П?»

Павел радостно воскликнул: «Через полчаса будем в Москве!»

А: «П!»

Обратите внимание: точка ставится после кавычек, потому что она завершает все предложение, а вопросительный и восклицательный знаки – перед кавычками, ведь они относятся только к прямой речи.

«Через полчаса подъедем к Москве», – сказал Павел.

«П», – а.

«Скоро ли Москва?» – то и дело спрашивали маленькие пассажиры.

«П?» – а.

«Скоро Москва!» – громко и весело объявил проводник.

Здесь могут встретиться такие варианты.

«Помогите, пожалуйста, – попросила мама, – вынести чемодан из вагона».

«П, – а, – п».

«Подъезжаем, – предупредила мама. – Давай-ка быстрее одевайся».

«П, – а. – П».

«Вы не поможете вынести вещи? – обратилась мама к соседу по купе. – Только до перрона».

«П? – а. – П».

«Ура! Приехали! – закричал я во все горло. – Москва!»

«П! – а. – П!»

Проверьте себя.

Вот какие правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью мы открыли с вами.

Как вы думаете: какой из этих случаев записи прямой речи самый трудный?

Конечно, последний.

Подробнее с правилами постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, вы познакомитесь в старших классах. Но если вам уже сейчас нужны будут такие предложения, обратитесь к схемам. Они послужат вам руководством к действию.

9.2. Прочитайте предложения с прямой речью из сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок». Какое место занимают слова автора по отношению к прямой речи? Как ставятся знаки препинания в этих случаях?

1. Вот Иван к царю явился, поклонился, подбодрился, крякнул дважды и спросил: «А пошто меня будил?» 2. «Что, Иванушка, не весел? Что головушку повесил?» – говорит ему конек, у его вертяся ног. 3. На другой день, утром рано, разбудил конек Ивана: «Гей! Хозяин! Полно спать! Время дело исправлять!» 4. Говорит ему конек: «Вот уж есть чему дивиться! Тут лежит перо Жар-птицы, но для счастья твоего не бери себе его». 5. «Ах, Иванушка Петрович!» – молвил Месяц Месяцович.

9.3. Спишите. Составьте схемы 1-го и 5-го предложений. Найдите обращения, обозначьте их буквой О.

В предложениях с прямой речью есть специальные слова-сигналы, помогающие отличить слова автора от прямой речи. Это глаголы «говорения» . Они предупреждают, что сейчас «прозвучат» или уже «прозвучали» чьи-то слова.

Как вы думаете: какие глаголы «говорения» употребляются чаще всего?

Вы, наверное, догадались: глаголы сказал, спросил, ответил .

На самом деле у глаголов сказать, спросить, говорить есть множество синонимов, позволяющих избежать бесконечного повторения одних и тех же слов и разнообразить авторскую речь.

Прочитайте список слов-сигналов прямой речи из книги Николая Носова «Приключения Незнайки», которую наверняка многие из вас читали в детстве: согласился, предложил, объяснил, подумал, пробормотал про себя, проворчал, передразнил, завопил, подхватил, буркнул себе под нос, поклялся, вставил, добавил, предупредил, воскликнул, приветствовал, возмутился, сострил, заорал, завыл…

Вы, наверное, увидели, что слова-сигналы при прямой речи – это не только глаголы «говорения», но и слова со значениями «услышал», «подумал», «обрадовался» и их синонимы.

10.1. Какие глаголы «говорения» использованы в следующих предложениях с прямой речью?

1. Незнайка побежал во всю прыть домой и давай кричать: «Братцы! Спасайся! Кусок летит!». 2. «Стойте, братцы! – закричал Растеряйка. – Остановите шар! Я шапку дома забыл!» 3. «Почему мы вниз полетели?» – забеспокоились малыши. 4. За дверью снова раздались шаги, а потом послышался чей-то шепот: «Где он?». 5. «Ты не толкайся, не толкайся!» – раздалось сердитое шипение. 6. «Терпеть не могу зубной порошок! – проворчал Незнайка. – Невкусный!» 7. «Не надо вставать, больной!» – строго сказала Медуница. 8. «Слушай, Незнайка, выручи меня отсюда», – зашептал Ворчун. 9. «А ты до сих пор спишь, Шурупчик? – приветствовал его Бублик. – Ведь давно уже утро».

(По Н.Носову)

10.2. Спишите предложения, объясняя знаки препинания. Составьте схемы. Есть ли в этих предложениях обращения? Обозначьте их условным значком.

10.3. В словах с проверяемыми безударными гласными подчеркните ошибкоопасные места. Устно подберите проверочные слова.

11. Представьте себе, что вы хотите: 1) рассмешить читателя; 2) напугать читателя; 3) сообщить полезный (вредный) совет. Для этого вам понадобятся предложения с прямой речью. Придумайте и запишите несколько таких предложений. Слова автора могут стоять перед прямой речью, или после прямой речи, или будут разрывать прямую речь.

12. Проверьте свою память! Вспомните и запишите предложения с прямой речью из сказок А.С. Пушкина. Найдите обращения.

1. Как старик обращался к золотой рыбке?

2. Как старуха обращалась к старику?

3. С какими словами королевич Елисей обращался к солнцу, ветру и месяцу?

4. Как злая царица обращалась к волшебному зеркальцу?

13. Из следующих предложений «пропала» прямая речь. Придумайте ее сами, запишите полученные предложения.

1. … завопил вдруг Димка на весь класс.

2. Елена Леонидовна захлопнула журнал и лучезарно улыбнулась …

3. … великодушно предложила Катя.

4. … таинственно спросил он.

5. Кот презрительно щурился и вдруг очень отчетливо произнес …

(По Л.Матвеевой)

14. А теперь наоборот: дополните прямую речь словами автора. Следите за тем, чтобы глаголы «говорения» не повторялись.

1. Завтра контрольная по математике …

2. Мне учеба дается легко …

3. … Екатерина Семеновна, ну, пожалуйста, простите. В последний раз.

4. А раньше ты относился ко мне по-другому…

5. … А других новостей нет?

В копилку слов

пожалуйста

Запомните: слово пожалуйста выделяется с двух сторон запятыми.

15.1. Прочитайте предложения. Найдите в примерах из сказки А.С. Пушкина слова автора и прямую речь. Посчитайте, из скольких предложений в каждом случае состоит прямая речь.

1. «Здрав ствуй княз ь ты мой прекрасн ый! Что ты тих, как день ненаст ный? Опечалился чему?» – говорит она ему. 2. Князь печально отвечает: «Грусть-тоска меня съ едает, одолела молод ца: видеть я б хотел от ца». 3. Лебед ь князю: «Вот в чем горе! Ну, послушай: хочешь в море полететь за кораблем? Буд ь же князь ты комаром». 4. Царь Салтан гостей сажает за свой стол и вопро шает: «Ой вы гости-господа долго ль ездили, куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?».

15.2. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните орфограммы на месте подчеркнутых букв.

15.3. Обозначьте обращения и объясните знаки препинания при них.

16. Из книги, которую вы сейчас читаете, или из любой другой книги выпишите пять интересных предложений, соответствующих схемам:

2) «П?» – а.

3) «П, – а, – п».

5) «П», – а.

Проведите в классе конкурс на самое интересное предложение с прямой речью.

17.1. Вспомните, что вы узнали о летописях и преданиях. (Если не помните, вернитесь к параграфу «Устная речь».) Сейчас мы хотим познакомить вас с преданием, рассказывающим об одном из подвигов русского князя Александра Невского.

Александр Невский

Давно это было. Пришли на Русь враги наши – шведы. Начальник их, Биргер, послал своих воинов в город Новгород и велел сказать новгородскому князю Александру: «Мы пришли полонить твою землю, а тебя, князь, и детей твоих хотим сделать своими рабами».

Услышал эти дерзкие слова князь Александр, созвал новгородских жителей и сказал им: «Хотят шведы взять нашу землю. Пойдем сражаться с ними! Нас немного, и враг силен, но Бог не с сильными, а с правыми».

«Веди нас на врагов, князь!» – вскричали новгородцы и с радостью пошли за князем навстречу шведам, чтобы защитить свою землю.

И был некий муж по имени Пелгуй. Когда стоял он на берегу моря в утреннем дозоре, услышал страшный шум на море и увидел корабль, а на нем – святых мучеников Бориса и Глеба2. И сказал Борис: «Брат Глеб, поможем Александру!».

Пелгуй с радостью поведал Александру о своем видении. Князь же сказал ему: «Никому не рассказывай об этом».

И после этого решился напасть на врагов. И был бой великий, и была победа князя Александра. После этой победы стали называть князя Александра – Александром Невским, потому что битва была на берегу реки Невы.

(Из книги «Предания и легенды России»)

17.3. Выпишите предложения с прямой речью, объясните в них знаки препинания. В каких из этих предложений есть обращения?

В копилку слов

предание

20. Как получить удовольствие от... диалога?

Вернемся к диалогу.

Всегда ли вы остаетесь довольны диалогами, в которых приняли участие? Наверное, у каждого из вас бывает по-разному. Иногда и вы, и ваш собеседник получаете от разговора удовольствие и вам хочется встречаться и говорить еще и еще. А иногда возникают ссоры, обиды, которые надолго портят настроение. Сегодня не случайно ученые много думают о культуре диалога – умении говорить друг с другом доброжелательно и содержательно.

Разговоры получаются неудачными, когда каждый собеседник твердит свое, стремясь во что бы то ни стало «переговорить» другого. О таких людях говорят, что они глухи друг к другу, что они говорят на разных языках. Такого рода беседу насмешливо описал А.С. Пушкин:

Глухой глухого звал к суду судьи глухого.
Глухой кричал: «Моя им сведена корова!». –
«Помилуй, – возопил глухой тому в ответ: –
Сей пустошью владел еще покойный дед».

Хорошо, когда разговоры с людьми доставляют собеседникам радость, а не огорчение.

18.1. Прочитайте несколько советов о том, как вести беседу.

1. Искренне интересуйтесь другими людьми. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

2. Меньше говорите о себе, больше слушайте.

3. Не торопитесь навязывать свое мнение.

4. Сразу не говорите человеку, что он не прав.

5. Разговаривая, старайтесь не размахивать руками и не говорить громче своего собеседника.

6. Во время разговора следите за выражением своего лица так же, как и за речью. Естественное и приветливое выражение лица подчеркивает уважение к человеку.

7. Нельзя вмешиваться без разрешения в чужой разговор. Если уж это крайне необходимо, используйте выражение: «Простите, я вас перебью». Если вы случайно перебили собеседника, обязательно следует сказать: «Простите, я вас перебил. Продолжайте, пожалуйста».

18.2. Какие из этих советов кажутся вам наиболее важными? Перечитайте их несколько раз, а затем запишите по памяти.

18.3. Глаголы в форме какого наклонения используются в этих предложениях чаще всего? Назовите их.

19.1. Прочитайте в лицах диалог из повести Валерия Медведева «Баранкин, будь человеком!».

– Юра! – сказала Зинка Фокина. (Вот странно! Раньше она всегда называла меня только по фамилии.) – Юра… Ну будь человеком!.. Ну исправь завтра двойку! Ну исправишь?

– С тобой совершенно невозможно разговаривать по-человечески! – возмутилась Фокина.

А я бросил ей хладнокровно:

– Ну и не разговаривай!

– И не буду!

– А сама разговариваешь!..

– Потому что я хочу, чтобы ты стал че-ло-ве-ком!

– А если я устал… Устал быть человеком! Тогда что? – спросил я.

– Ну, Баранкин! Знаешь, Баранкин!.. Все, Баранкин!.. – проговорив все это, Фокина повернулась и вышла из класса.

19.2. Как вы думаете: можно ли «получить удовольствие» от такого диалога? Приведет ли он к чему-то хорошему? А ведь Зина Фокина действовала из самых хороших побуждений.

19.3. Выпишите глаголы-сказуемые в форме любого из наклонений и укажите, в каком именно наклонении они стоят.

Если вы хотите узнать, какие невероятные события произошли с героями этой книги, прочитайте повесть В.Медведева «Баранкин, будь человеком!».

20.1. Прочитайте рассказ.

Разговор

Две подружки не спеша шли по тротуару и разговаривали:

– Ну, как тебе лисичка?

– Да это не лисичка, а скорей рысь.

– Нет, все-таки лисичка. Рыжая и зубы остренькие.

– Белка летом тоже рыжая и зубы острые, любой орех разгрызет.

– Тогда это змея. Прикидывается лисичкой, а сама удав или кобра.

За ними шагал мальчишка. Обгоняя их, он вдруг спросил:

– Девочки, вы из леса идете или из зоопарка?

Девочки ничего не ответили. Они шли не из леса, а из школы домой и разговаривали о новенькой однокласснице. Если это, конечно, можно назвать разговором.

(Р. Коваленко)

20.2. Здесь в диалоге нет поясняющих слов автора. Поэтому трудно понять, о ком говорили девочки. Но мальчик, шагавший за ними, догадался, что они обсуждают, вернее, осуждают совсем не лисичку. Поэтому и вопрос его прозвучал не совсем вежливо.

А теперь ответьте: между девочками был разговор или что-то иное? Ведь сам автор в конце усомнился в этом.

21. Придумайте или найдите в книге такой диалог, из которого было бы ясно, что разговаривают умные и добрые люди.

Теперь потренируемся.

22. I. Ответьте на вопросы.

1. Какой из способов общения между людьми самый главный?

2. Какие формы речи вы знаете?

3. Чем устная речь отличается от письменной?

4. Какая речь появилась раньше – устная или письменная?

5. Что такое внутренняя речь?

6. Что такое монолог, диалог и полилог?

7. Как ставятся знаки препинания при диалоге?

8. Как ставятся знаки препинания при прямой речи? Перечислите все три случая. Не забудьте о примерах!

II. Если вы сумели ответить на наши вопросы, вам легко будет продолжить предложения.

1. Из всех способов общения между людьми самый главный – это... .

2. Существуют три формы речи: ... .

3. Когда мы говорим и слушаем, мы пользуемся … . Когда мы пишем и читаем, пользуемся … .

4. … появилась раньше … .

5. Если бы у нас не было внутренней речи, то... .

6. Речь одного человека – это... . Разговор двух людей – это... . Разговор многих людей называют также... .

7. При диалоге знаки препинания ставятся так: ... .

III. Выполните задания.

23.1. Прочитайте текст. Обратите внимание, что в нем расставлены не все нужные знаки препинания.

Добрый день сказал Маленький принц.

Добрый день ответил торговец.

Он торговал усовершенствованными пилюлями которые утоляли жажду. Проглотишь такую пилюлю – и потом целую неделю не хочется пить.

Для чего ты их продаешь спросил Маленький принц.

От них большая экономия времени. По подсчетам специалистов, можно сэкономить пятьдесят три минуты в неделю ответил торговец.

А что делать в эти пятьдесят три минуты?

Да что хочешь.

«Будь у меня пятьдесят три минуты свободных подумал Маленький принц я бы …».

(А. де Сент-Экзюпери)

23.2. Перепишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания.

23.3. А как бы вы ответили на месте Маленького принца? Вы можете закончить текст одним предложением, а можете – целым рассказом.

В копилку слов

экономить

сэкономить

24.1. Прочитайте рассказ. Почему он назван «Ожидание»?

Ожидание

День был жарким. У входа в парк продавали мороженое, и Юра, не теряя времени, пристроился в хвост очереди. Вот-вот должен был появиться Коля. Юра вручит ему эскимо, и они побегут к лодочной станции. В парке на озере проведут весь день. Так у них было задумано.

Очередь быстро таяла. Юра оказался перед продавщицей, но тут же отпрянул от нее и повернул обратно. Опаздывает Коля, хотя заверил, что будет минута в минуту. Юра снова встал в очередь и не заметил, как опять оказался перед продавщицей. Она его приметила. «Что ты маячишь и ничего не берешь, – спросила, – может, денег нет?»

Деньги у Юры были. Но он не стал объяснять, что хотел купить два эскимо, но друг что-то запаздывает.

Ушел и сел на скамейку под деревом. Ждал, ждал, вскакивал, прохаживался. Никогда не думал, что ожидание такое трудное дело. Досаду сменила тревога: может, с Колей что-то случилось?

Через час появился Коля. Веселый, с мороженым в руке. Удивился, что Юра не смотрит на него.

– Чего такой насупленный? – спросил и протянул руку с мороженым, – на, лизни.

– Не надо, – отвел его руку Юра, – сначала скажи, что случилось. Жду, жду, а тебя нет. Я волновался.

Коля махнул рукой.

– Тоже мне нежности – волновался! Купил бы себе мороженое, сел на скамейку и ждал бы в свое удовольствие.

– Так что же все-таки случилось? – не отступал Юра.

– Ничего не случилось. Лешку во дворе встретил. Он из турпохода вернулся. То да се, стал рассказывать, как там у них в походе было. Ты же знаешь, как Лешка интересно рассказывает.

Не хотел Юра обижать Колю, но и смолчать не мог.

– Как Лешка рассказывает, я давно знаю, – ответил он, – а вот тебя, кажется, только сейчас узнал.

(Р. Коваленко)

24.2. Обратите внимание на речь Юры и Коли. Можно ли по ней судить о характерах мальчиков?

Перечитайте конец рассказа. Посмотрите, как много вложил Юра в одно только слово – слово узнал . Что же он, пережив этот день, это ожидание, узнал о друге? Что понял?

24.3. Поработайте над орфографией: 1) найдите слова с приставками первой группы (неизменяемыми приставками), подчеркните в них ошибкоопасные гласные и согласные; 2) выпишите не меньше 10 слов с проверяемыми безударными гласными в корне, подберите к ним проверочные слова; 3) найдите два глагола 2-го спряжения с безударными личными окончаниями, объясните их правописание.

В копилку слов

мороженое

Г.Г. ГРАНИК,
Н.А. БОРИСЕНКО,
г. Москва

Обладатель Оскара за сценарий к фильму «Отступники» Уильям Монахан рассказывает об искусстве написания хороших диалогов.

Я не хочу, чтобы меня создавала окружающая среда. Я хочу сам создавать эту среду. - Фрэнсис «Фрэнк» Костелло (актер Джек Николсон), Отступники .

Бывает такое, что Американская Киноакадемия вручает Оскара немому кино «Артист», но это исключение из правил - как один из черных лебедей Насима Талеба. Важность того, что говорят персонажи, невозможно преувеличить. Давайте поговорим об этом поподробнее.

Диалоги - это суть любого фильма. И желательно, чтобы они были сильными, т.к. у вас еще будет много работы. Диалоги должны быть правдоподобны, они должны раскрывать персонажей (не напрямую, конечно), и должны дополнять сюжет. В идеале, диалоги должны быть интересными, с запоминающимися репликами, которые с каждым разом звучат все лучше. Выглядит, как довольно сложная задача, но это то, с чем успешно справляется сценарист/режиссер Уильям Монахан.

Сценарий Монахана, написанный к фильму 2006-го года «Отступники» - это концерт сквернословия в ми-минор, коктейль Молотова по напряженности, который на протяжении всего фильма усеян репликами, разбираемыми на цитаты. Он помог режиссеру фильма Мартину Скорсезе добыть его первый Оскар, а сам сценарист взял еще один за «Лучший адаптивный сценарий». С тех пор Уильям работал над сценариями к фильмам «Совокупность лжи», «Возмездие», «Обливион» и «Игрок», а в фильме «Телохранитель» он впервые примерил на себя также и роль режиссера. В перерыве между проектами Уильям Монахан согласился преподать нам урок по написанию диалогов.

Прислушивайтесь ко всему, что вас окружает

Очень внимательно слушайте людей. С равным интересом вслушивайтесь в то, что они говорят, и в то, что они не говорят. Несколько недель назад я подслушал разговор очень глупого человека, которого по вопросам брака консультировал один хиппи, еще больший идиот. Их беседа - чистое золото, и я знаю, что обязательно где-то применю ее в своей работе. Вот почему вы должны жить в городе. Чтобы слушать.

Диалог раскрывает то, что скрывают персонажи

Я нахожу крайне интересным то, что персонажи скрывают, что люди пытаются утаивать. Каждый пытается что-то скрыть, и вы можете рассказать об этом через диалог. Пускают туман и держат при себе тайные планы не только политики, рекламодатели или юристы - это касается абсолютно всех.

Довольно порядочные люди часто не осознают, что их разговоры не об истине или обмене информации, а о распространении их собственной «мифологии». Внимательно взгляните на то, что люди пытаются утаивать, и вы поймете это. Часто можно увидеть презабавную ситуацию: если вы сядете в ресторане, то вероятно у сидящей за соседним столиком парочки будет первое свидание после онлайн-знакомства, и никто из них не будет рассказывать правду, даже если бы они этого хотели.

Естественные диалоги скучны

Ваша задача - создавать что-то принципиально неестественное. Самые естественные диалоги у Шекспира, но он лучший автор диалогов из всех когда-либо их писавших. Ни у кого нет желания слушать обыденные разговоры людей. Вот послушайте меня сейчас. Я не говорю высокопарно и не изрекаюсь фразами Августина. Я просто бормочу что-то. И так разговаривает большинство людей. Если, конечно, вы не Кристофер Хитченс, который говорит целыми параграфами (Боже, благослови его). Скорее всего вы мямлите что-то себе под нос. В написании драматургического произведения вы должны отойти от этого.

Написание диалогов - это импровизация

Нет никакой формулы совмещения определенных деталей персонажа, чтобы получить проверенного качественного героя. Персонаж - это ваш собственный винегрет. Вы постепенно превращаетесь в персонажа, о котором пишете. Каждый персонаж - это вы. Либо это всегда были вы, либо это была частичка вас, как и в моем случае, частичка моих героев - это я. Как актер, который перевоплощается в персонажа, вы перевоплощаетесь как писатель.

Те, кто хорош в импровизации, обычно все время впитывает, впитывает, впитывает… А затем вдруг встает и поражает всех. Впитывайте информацию отовсюду, ведь вы никогда не знаете, где это может пригодиться.

Это, наверное, не шутка, что Шекспир был актером, потому что актеры - это всегда сочинители. Писатель в своей голове и в своем произведении должен сыграть всех своих людей. И он должен сделать это действительно хорошо, иначе актеры не будут вовлечены, не захотят играть этих людей, а фильм в итоге не будет снят. Так что по существу, в своей комнате и в своей голове вы играете театральное представление, но только проецируете его в текстовом документе в воображаемое кино, играя за каждого персонажа.

Написание диалогов - это на уровне подсознания

Итак, вы потеряли нить, зашли в тупик. Как и у большинства творческих людей, иногда от вас уходит муза, и у вас не идет рабочий процесс. Бывает. Какая бы причина не была, какая бы стена не стояла у вас на пути, если вы прорываетесь сквозь нее, вы уже не в состоянии смотреть материально на вещи, и это вы делаете подсознательно.

Интересно понаблюдать за музыкантами, которые появлялись на обложках газет, и чьи песни вы поете с фальшью. Или вот у вас появляется настроение, вы садитесь за рабочий стол, и в вашей жизни наступает День Озарения. Вы даже не знаете, как и почему вдохновнение пришло к вам. В Средние века искусство или ремесло назывались «таинством», и тому были веские причины.

В адаптациях диалоги пишите с чистого листа

Произведение «Отступники» изначально пришло как 70-80 страниц крайне плохого английского перевода, своего рода транскрипции. Любопытно, что в то время я уже подумывал о какой-то истории из Бостона, Бостона периода моей молодости. О двуличности шишек Бостона, о Бостоне как единственном городе в Соединенных Штатах, в котором наблюдалась ярко выраженная диаспоровая классовая система. Неожиданно то, чем я хотел заняться, пришло в виде возможности создать адаптацию.

В оригинальной истории было ужасное построение сюжета. А в нашем фильме люди - настоящие Бостонцы, истинные жители своей планеты.

Люди в вашей жизни - это образцы разговорной речи

Моего отца уже нет в живых 20 лет, но он появялся в моих художественных фильмах дважды. Главный герой фильма «Возмездие» вызывал у всех, кто знал моего отца, улыбку. Он - моя связь с Бостоном. В этом городе своя культура, своеобразная манера речи, и это отражается на мне, когда я с ними общаюсь. Типичная для штата Массачусетс ситуация - в течение обычного дня прогулки в зависимости от того, с кем вы общаетесь, меняется и ваш акцент. Мой отец - типичный бостонский ирландец. Если вы на что-то намекнули, он уже против: «Я не хочу иметь с этим дело.»

В фильме «Отступники» я попытался скрыть биографические детали персонажа Ди Каприо, назвав его Билли. Когда мне было 20, я был весьма схож с этим персонажем.


На съемочной площадке диалог меняется

Работа с актерами - одна из самых забавных вещей. Вы оба по сути делаете одни и те же вещи. Я в течение года был таким же, кем должен стать актер. Мне любопытно узнать его мысли об этом, и, надеюсь, ему тоже хочется услышать меня. Работая режиссером, я постоянно вносил какие-то изменения. Я обдумывал сцену, вставал и говорил, «Попробуй лучше так.» Когда вы работаете в динамике, у вас будут возникать такие мысли.

Иногда на площадке меняется и диалог. В фильме «Отступники» обратите внимание на пару сцен с участием Джека Николсона. Там идет одна естественная концовка сцены, а потом кое-что добавлено. В сцене в баре он останавливается и спрашивает другого: «Как твоя мать? - Она вот-вот загнётся. - Мы все когда-то умрём.» По сценарию он просто выходит из кадра и все. Но Джек хотел внести что-то свое. Мне, конечно, хотелось посмотреть, что он придумал (всем бы хотелось взглянуть на это).

Читка сценариев с актерами многое расскажет как об актере, так и о персонаже

В некоторых дрянных сценарных книгах я иногда встречаю «Читайте сценарии вслух». Но мне не обязательно это делать, если я уже и так его знаю. Если у вас получается, то вы слышите его в своей голове, когда пишите. Лучше возьмите актеров и прочтите с ними ваш сценарий сидя за столом. После этого сделайте нужные пометки и откорректируйте текст в соответствии с требованиям к актеру либо в зависимости от характера персонажа.

Не пишите под конкретного актера без необходимости

Сомневаюсь, что какой-либо актер одобрит тот факт, что сценарий пишется под него. Им всегда хочется играть кого-нибудь другого, для этого их и приглашают. В былые времена среди звезд было популярно всегда играть в каждом фильме одного и того же героя. Но вы вспомните Майкла Кейна, который мог взять любую историю, неважно кем написанную и неважно о ком написанную, и он превращал ее в историю с Майклом Кейном. Он - прекрасный пример с точки зрения написания диалогов и уровня подачи диалогов. Он - первый пробивший трансатлантический занавес актер, решивший вопрос с произношением. Послушайте его речь, он разбивает предложения на куски из 2-3 слов и произносит их очень медленно. Наверное, он единственный англичанин, который понятен американскому зрителю.


Смешивайте заумное и непритязательное

Иногда фильм можно раскритиковать на уровне сценария, иногда - на уровне монтажа. Вы не разбираетесь, какое кино продается в Индии. Нужен единственный экземпляр для всего мира. Затем цифровая копия распространяется по разным странам без каких-либо корректировок. Поэтому иногда фильмы проходят чистку. Убираются какие-нибудь заумные реплики по ошибочному мнению, что зритель их не поймет, что это не соответствует действительности. По-моему, «Отступники» - хороший пример микса высокого и низкого уровня, что дает хороший эффект для основной аудитории. И это лучше, нежели занижение уровня восприятия под низший знаменатель, чем грешат большинство фильмов.

Выполняйте домашнее задание. И работайте. Как проклятый

И самое главное - читайте настоящих, великих авторов диалогов и установите себе высокую планку. Вы не сможете поставить себе высокую планку, если не будете в курсе самых высоких стандартов в драматургии, что также означает высокий уровень грамотности. Имеется ввиду литературная грамотность, а не кинограмотность.

Не могу сказать, то ли это наследственное, то ли мой естественный интерес привел к моим способностям, но я знаю, что в течение тридцати с лишним лет работал как углекоп, и что я пожертвовал очень многим. Мне пришлось полностью отдать свою молодость, чтобы уже к 35 годам стать тем, кем я стал, - сценаристом. Моя приверженность к сценарному ремеслу схожа с профессией глазного хирурга, с отсутствием какого-либо общественного понимания, что это может окупиться. Я знаю, что у меня была какая-то сноровка, способность, но я продолжал работать усерднее, чем кто-либо из моих знакомых, и я рисковал очень многим.

Обозначения:

П - прямая речь с большой буквы
п - с маленькой

Схематическое написание наиболее популярных вариантов диалогов

Вариант 1:

А: "П".
А: "П!"
А: "П?"

Обратите внимание, точка всегда ставится снаружи кавычек. Вопросительный и восклицательный знаки - внутри. Запятую встречала и внутри, и снаружи.

Вариант 2:

"П," - а.
"П!" - а.
"П?" - а.

Вне зависимости от типа знака в конце прямой речи, в данном случае это - одно предложение. Поэтому авторский текст тут всегда с маленькой буквы.

Вариант 3:

"Для вас, ребята, всё это превосходно, - сказал он, - вам эта штука по душе, а мне - нет".

Вариант 4:

"П, - а. - П".
"П? - а. - П".
"П! - а. - П".

"Кажется, чёртова палатка свалилась, - говорит он. - А где Билл?
"А ты что делаешь? - кричит он в ответ. - Не можешь отпустить, что ли?"
"Ах, тогда! - ответил он, просияв. - Да, вспомнил!"
(из книги "Трое в лодке, не считая собаки")

Вариант 5:

"П, - а и а: - П".
А: "П", - а.

"Тут не пройти, - сказал Джон. Он огляделся и проворчал: - Похоже, придётся вернуться".
Билл предложил: "А если попробовать вон там", - и указал на едва заметную тропинку вдоль самой стены.

Многоточия в прямой речи:

А: "П..."
"П..." - а.
"П!.." - а.
"П... - а. - П".
"П, - а, - п..."

Оформление диалогов происходит по тем же самым правилам

П, - а.
- Привет, - улыбнулась Елена.

П? - а.
- Кофе будешь? – спросил Деймон.

П! - а.
- Привет! – улыбнулась Елена.

П… - а.
- Не знаю… - ответила девушка.

П, - а, - п.
- Привет, - улыбнулась Елена, - рада тебя видеть.

П, - а. - П.
- Привет, - улыбнулась Елена. – Хорошо, что ты зашел.

П? - а. - П.
- Уверена? – спросил Деймон. – Второго шанса не будет.

П! - а. - П.
- Врешь! – бросил Деймон. – В первую очередь, себе самой.

П… - а, - п.
- Он… - замялась девушка, - он признался мне в любви.

П… - а. - П.
- Я… - девушка замялась. – Не думаю, что это хорошая идея, Деймон.

П, - а. А: - П.
- Согласна, - кивнула Елена. Сделав пару шагов в сторону Деймона, она с улыбкой добавила: – Думаю, мы отлично проведем время.

П, - а. А. - П.
- Согласна, - кивнула Елена. На лице Деймона отразилось удивление – он явно не ожидал подобного ответа. – Думаю, мы отлично проведем время.

П? - а. А: - П.
- Уверена? – спросил Деймон. Несколько минут он пристально смотрел на Елену, после чего предупредил: – Второго шанса не будет.

П? - а. А. - П.
- Согласна? - удивилась Елена. Услышав тон ее голоса, Деймон отвернулся. – Не думаю, что это хорошая идея.

П! - а. А: - П.
- Отлично! – ухмыльнулся вампир. Внимательно осмотрев Елену с головы до пят, он заключил: – Теперь тебе нужно купить новое платье.

П! - а. А. - П.
- Ух ты! – обрадовалась девушка. Деймон, увидев ее реакцию, улыбнулся. – В таком случае, хочу еще и туфли.

П… - а. А: - П.
- Хм… – изобразил удивление вампир. С минуту подумав, он согласился: – Твоя взяла, Елена.

П… - а. А? - П.
- Кофе… – Елена растерялась. Какое кофе может быть, если ей страшно оставаться с Деймоном наедине? – Пожалуй, нет.

На самом деле, есть еще немало вариантов, в которых одни знаки препинания заменяют другие.
Главное – знать основные правила написания, а это: слова автора пишутся после запятой/троеточия/знака вопроса/знака восклицания с маленькой буквы!

Пунктуация. Пробелы

Они являются камнем преткновения для очень многих авторов. Запомните раз и навсегда следующее.

Пробел никогда не ставится перед: двоеточием, троеточием, запятой, точкой, точкой с запятой, восклицательным или вопросительным знаком. Отдельно хочу выделить дефис – он вообще не отделяется пробелами (кроме одного редкого случая, не имеющего к данной теме никакого отношения).

Пробел всегда ставится: перед тире, открывающими скобками и открывающими кавычками; после тире, двоеточия, троеточия, запятой, точки, точки с запятой, восклицательного или вопросительного знака. В случае кавычек и скобок, то после их закрытия пробел ставиться лишь тогда, когда продолжается текст без каких-либо знаков препинания. Во всех остальных случаях (точка, запятая, какой-либо знак и пр.), пробел не нужен.

Пунктуация. Запятая

С запятыми многие куда в большей ссоре, чем с пробелами..

Запятая при обращении.
Многие почему-то забывают, что любые обращения , будь то имена, прозвища и пр., выделяются запятыми.

Елена, все хорошо.
- Ты невыносим, Деймон Сальваторе!
- Конечно, друг, о чем речь.
- Ну что, красотка, прогуляемся?

Запятая при оборотах.
Запомните: всегда выделяются запятыми, независимо от того, в какой части предложения стоят:

Старший Сальваторе сидел на диване, распивая бутылку виски.
Стоя под струйками горячей воды, девушка мечтала о том, как шикарно пройдет сегодняшний вечер.

Чтобы правильно расставить запятые при, вам необходимо знать определяемое слово.
Если оборот стоит после этого слова, он выделяется запятыми с двух сторон. Если перед – запятые не ставятся:

Джинсы, неприлично низко посаженные на бедрах, норовили в любую секунду сползти еще ниже.

Определяемое слово – джинсы . Если переставить оборот перед определяемым словом, получается следующее:

Неприлично низко посаженные на бедрах джинсы норовили в любую секунду сползти еще ниже.

Если определяемое слово выражено личным местоимением , то расположенный перед ним оборот все же выделяется запятой:

Эгоистичный в своей страсти, Деймон мечтал обладать Еленой единолично.

Запятая в сложных предложениях.
Очень просто и доступно все сказано здесь: www.orfo.ru/Tutorial/html/Spel_PunctSentCm.htm . От себя хочу добавить: учитесь быстро разделять сложные предложения на простые. Если вы объединяете несколько простых предложений, каждое из которых имеет подлежащее и сказуемое, то непременно должны использовать правильные пунктуационные знаки.
В большинстве случаев запятой бывает достаточно:

Полнолуние наступит всего через каких-то семнадцать часов, и это мизерное время – все, что у них осталось.

Один из читателей моего блога задал следующий вопрос.

Вопрос: Есть ли правила для написания диалогов? А то, как начну писать, перечитывая, ужасаюсь. Дальше 5-й страницы не иду, диалог портит всё картину, идею и чувства. Множественные попытки поменять стиль, заводят еще в больший тупик. Посоветуйте что-нибудь, как быть в данной ситуации?
Заранее спасибо.

Ответ: Отвечу коротко, т.к. к сожалению, нет свободного времени писать подробную статью. (Прошу прощения у тех читателей, кому ещё не ответил по логлайнам. Обязательно отвечу, но чуть позже).

Существует, на мой взгляд, одно основное правило: читая диалог, редактор не должен заснуть.

Чтобы читатель или редактор не скучал и не перескакивал глазами со сцены на сцену, сценарист должен быть уверен, что диалог в его сценарии не заполняет пробелы между действием, а осуществляет следующие функции:

Передаёт важную информацию;
- Продвигает действие вперёд;
- Помогает раскрыть характеры персонажей, отображает из желания, нужды и цели;
- Помогает прояснить мотивацию персонажей, а также их прошлое;
- Помогает создать стиль и атмосферу фильма.

Перед тем как написать ту или иную сцену, сначала подумайте, что в ней происходит, в чём её смысл? Где она происходит? В какое время суток? Какие персонажи в ней участвуют? Чего они хотят? В чём заключается их мотивация? Какие действия они совершают? Как диалог отражает характеры персонажей?

Разбейте условно сцену на три акта - начало, середину, конец. Что происходит в каждом "акте"? Как, по-вашему, должна начинаться сцена и чем заканчиваться? Как меняются желания и цели героев? К чему должны привести их действия? На чём вы хотите сделать ударение? Как финал будет связан со следующей сценой? Как передать происходящее визуально, при минимальном диалоге?

Если сценарист может ответить на эти вопросы, а также хорошо знает своих персонажей, то обычно их реплики вытекают спонтанно, естественным образом из происходящего действия, которое подчинено целям героев. Иными словами, если герой знает, что он в данной сцене делает, то ему обычно есть что сказать.

Однако, если что-то не получается, особенно во время написания первого варианта сценария, не стоит задерживаться на диалогах. Пишите как есть, не останавливайтесь. Даже если реплики и разговоры героев получаются неидеальными, корявыми, скучными. На данном этапе важно изложить происходящее "на бумаге", выплеснуть всё, что накипело. Переписывать будете потом, . Вот тогда уже нужно будет заняться ими серьёзно, воспользовавшись следующими правилами:

1 Сводите диалог к минимуму. Меньше слов, больше действия. (Помните: пьеса держится на диалоге, сценарий - на действии). Подумайте, как персонажи могут сказать всё то же самое, но гораздо лаконичнее, без потери смысла? А ещё лучше - совсем без слов, только действием.

2 . Два персонажа в одной сцене не должны соглашаться. (Конечно, есть и исключения).

3 Убирайте лишнее, оставляйте суть. Вычёркивайте повторы, имена, приветствия, прощания, междометия, речевые штампы, а также фразы, не несущие смысловой нагрузки.

5 Старайтесь во время диалога занять героев действием, относящимся к происходящему. Российские сериалы, где герои обсуждают проблемы, распивая водку на кухне или в ресторане, набили оскомину. Ищите более оригинальную выпивку обстановку.

6 Переписывая диалог, подумайте, как его можно записать более неординарно, добавив скрытый смысл или подтекст? Если персонаж говорит всё что думает, прямолинейно, в лоб, перепишите его слова иносказательно, с подтекстом.

Сразу вспоминаются анекдоты, где подтекст легко считывается:

а) Однажды Тимур, желая уколоть Ходжу Ходжу Насреддина, сказал: "Недалеко ты ушел от осла". На что Ходжа немедленно ответил: "Между нами всего два шага".

На что намекает каждый персонаж, что он имеет в виду, что не досказывает?

Фразой "Недалеко ты ушел от осла" Тимур имеет в виду, что Ходжа - почти осёл (это смысл фразы, "прямая речь"). Своим ответом с подтекстом "Между нами всего два шага" Ходжа сообщает собеседнику, что тот сам осёл.

Если написать прямолинейно, то диалог выглядел бы так:

Тимур: Ходжа, ты похож на осла.
Ходжа: От осла слышу/Сам осёл.

Диалог слишком плосок, в нём нет глубины или скрытого смысла. Персонажи говорят прямолинейно, в лоб, всё, что думают. Но если взять эту прямолинейность как суть и сказать всё то же самое, но другими словами, с подтекстом, чуть прикрыв смысл, получается более интересный диалог:

Тимур: Недалеко ты ушел от осла.
Ходжа: Между нами всего два шага.

б) Из воспоминаний актёра Николая Рыкунина об одном из лучших советских конферансье Алексее Алексееве:

Однажды Алексеев вышел на сцену Центрального клуба НКВД и сказал: "Здравствуйте, дорогие товарищи!" Какой-то генерал крикнул ему из зала: "Гусь свинье не товарищ!"
Алексеев тут же ответил: "Ну тогда я улетаю". И, размахивая руками, покинул сцену.

Каков смысл реплики генерала? "Вы свинья".
В чём суть ответа Алексеева? "Нет, свинья это как раз вы".

Рассмотрю чуть подробнее:

Реплика с подтекстом, намёком, скрытым смыслом (то, что генерал произносит вслух) - "Гусь свинье не товарищ!" Её смысл, прямолинейная фраза (то, что персонаж имеет в виду) - "Конферансье, вы свинья".

Ответ Алексеева "Ну тогда я улетаю" - фраза с подтекстом, сообщением, которое нужно читать между строк. Её смысл (открытый текст, буквальное значение слов и действия) - "Нет, генерал, свинья это вы".

Зная суть, буквальный смысл того, что имеют в виду персонажи, не так уж сложно передать это другими словами, вложив в диалог персонажей подтекст. Сначала спросите себя, что думает ваш персонаж, что он имеет в виду, каков смысл его слов, затем запишите его ответ, скрыв прямой текст.

Обычно политики говорят иносказательно, возможно, потому что подсознательно привыкли скрывать свои мысли. Например, сообщают не просто "Мы будем убивать террористов там, где бы они ни находились", а лаконично, с подтекстом "Замочим в сортире". Не просто "Пошлём на Кубу ракеты с атомным зарядом, затем нацелим их на Америку и там, кто знает, может и долбанём", а снова со скрытым смыслом - "Покажем кузькину мать". Ну, и "Крёстного отца" можно вспомнить, с его знаменитой цитатой: "Мы сделаем им предложение, от которого они не смогут отказаться".

7 Читайте диалоги вслух. Избавляйтесь от сложно произносимых диалогов.

Желательно записывать в своём блокноте интересные словечки, реплики, диалоги, которые вы слышите от окружающих. Возможно, впоследствии некоторые из них вставите в сценарий. Также рекомендуется читать сценарии, смотреть фильмы с хорошо прописанными диалогами. (Мне до сих пор нравится не только музыка, но и диалоги в мюзикле Леонида Квинихидзе "Мэри Поппинс, до свидания!" Правда, не знаю, кого за них благодарить: Памелу Трэверс или замечательного сценариста Владимира Валуцкого).

Иногда в качестве тренировки помогает копирование манеры речи того или иного знаменитого персонажа. Сценарист придумывает условную ситуацию, например, разговор героя с водопроводчиком или знакомство с девушкой, а затем записывает его в нескольких вариантах - от лица Дона Вито Корлеоне, Пьера Безухова, Колобка и тд.

Читайте больше сценариев, анализируйте анекдоты, реплики и действия персонажей в любимых фильмах, смотрите, как они строятся, обращайте внимание на манеру речи друзей, знакомых или случайных прохожих, пишите чаще, тогда рано или поздно начнёте сами писать яркие, запоминающиеся и что немаловажно - осмысленные диалоги.

Удачи и творческих успехов!