Болезни Военный билет Призыв

Как Солженицын бандеровцев зауважал. ОУН и дух свободы. «Среди них не было стукачей». Бандеровцы и «сучьи войны

В опровержение клеветы З.А.Миркиной в «Росс. газете» о зловещей роли бандеровцев в ГУЛаге — мемуар не кого-нибудь, а Семена Глузмана — легендарного диссидента, не то что Померанц. Прилагаю его фоточку, сделанную мною в Киеве месяц назад (не очень удачная, фокус не на лице, но пока нет возможности переснять).

И как бывшие бандеровцы относились к вам?

Когда администрация зоны почувствовала, что теряет управление, потому что там образовалась своя словно подпольная администрация во главе с украинцем Иваном Свитличным, то пыталась поссорить нас. Меня переселяли из одного барака в другой. Оказываюсь в одном бараке с бандеровцами Василием Пидгородецким и Евгением Пришляком. Мы ели на одной тумбочке и мирно делили все лагерное несогласие. Василий мне как-то говорит: подходил такой-то, бывший полицай у немцев, и говорил: как это вы, националисты, вместе с жидом едите. Пидгородецкий его послал. Думаю, что то чекисты того полицая подсылали.

Еще криминальный блатняк настраивали против евреев, даже погромы готовили. И тут Василий Пидгородецкий, один из самых авторитетных бандеровцев, подошел к уголовнику Рудику Афонину и предупредил: если зацепите, то будем с вами разбираться. Упавцы физически были уже не те, что когда-то, когда в ГУЛАГе заставили уголовников себя бояться. Но давний авторитет сработал. Кстати, Пидгородецкий отсидел даже не 25 лет, а 32 - за участие в лагерном восстании.

Кого еще из упавцев вы запомнили?

Как-то евреи в день основания Израиля устроили специальное чаепитие. Там многие говорили. Но я запомнил тост упавца Василия Пируса. Он был высокий красивый мужчина. Сказал приблизительно такое: «Поздравляю моих еврейских братьев с национальным праздником. Я счастлив, что у вас есть родина и вы вернетесь на ту родину. И я не сомневаюсь, что смогу пригласить вас на наш украинский праздник независимости».

Он радовался за евреев и мечтал о независимой Украине. Это был 1973 год. Выглядело с его стороны как безумие. Все-таки его мечта осуществилась. Правда, сегодняшняя Украина не совсем такая, какой он хотел ее видеть. Василий Пирус отсидел 25 лет, его дождалась жена и вырастила ему двух сыновей.

Не забываю те времена. Потому что так сегодня жить легче.

****
Из его же другого интервью:

«Я не историк, но когда я, русскоговорящий еврейский молодой человек из Киева, пришел в зону на Урале в январе 1973 года, я встретился там с этими самыми ветеранами УПА, которые досиживали свои 22-23 года, потому что им давали по 25 лет. Между прочим, те люди, которые сидели с нами за коллаборационизм, т.е. были полицаями в немецкой оккупационной полиции, получали только по 15 лет, это тоже очень интересное наблюдение. Этим 15 лет, а тем – литовским партизанам, эстонским партизанам, так называемым «лесным братьям», и солдатам УПА — по 25 лет. Вот различие в отношении советской власти к этим людям.»

****
См. также мемуар Михаила Хейфеца , отдельная глава о бандеровцах в лагере, ценна тем, что написана «по горячим следам», в 80-е.

Возможно, что Померанц — который за жену не отвечает — ежился при воспоминаниях о том, как бандеровцы расправлялись со стукачами… В любом случае, за базар надо отвечать…

События в Украине вызвали интерес к генезису местного национализма. Для его понимания лучше всего обратиться к опыту пребывания «бандеровцев» в ГУЛАГе в 1946-1955-е годы - среда, в которой есть «надрыв», лучше всего показывает структуру сообществ. В лагерях украинцы показали себя как жестокая и фанатичная сила, - в отличие от других сообществ ГУЛАГа - способная на Поступок.

О том, что из себя представляли украинские националистические сообщества в ГУЛАГе, писал архивист и историк Владимир Козлов («Общественные науки и современность», 2004, №6, стр. 122-136 - «Социум в неволе: конфликтная самоорганизация лагерного сообщества и кризис управления ГУЛАГом (конец 1920-х - начало 1950-х годов)».

«В бульоне «сучьей войны» и уголовного террора конца 1940-х - начала 1950-х шёл бурный процесс социального структурирования и самоорганизации заключенных. По частоте упоминания в документах вслед за «ворами» и «суками» шли этнические (этнополитические) группы и организации. Лидировали западные украинцы (украинские националисты, западники), «чечены» («кавказцы», «мусульмане»), им несколько уступали литовцы, некоторые группировки полностью или частично состояли из бывших власовцев.

В «сучьей войне» выделялись «кавказцы», вызвавшие столкновения с русскими заключёнными в Черногорскстрое в январе 1952-го, при работах в котловане Куйбышевской ГЭС (Кунеевский ИТЛ) в марте 1952 года, и др. Особенно активной и влиятельной группой политических заключенных стали украинские националисты.

В отличие от «врагов народа» 1930-х гг. они были свободны от комплекса вины перед «родным советским государством», не ограничивали себя рамками лагерной легальности, обладали специфическими навыками существования в подполье, не останавливались перед убийствами, а главное - могли технически противостоять воровским группировкам, поскольку среди них были люди, осуждённые за политический бандитизм.

Деятельность украинских националистов фактически застала оперативников врасплох. В справке руководства Песчаного ИТЛ отмечалось, что «оуновское подполье западных областей Украины устанавливает связь с семьями украинских националистов, бандитов и банд-пособников, выселенных в отдалённые районы Советского Союза, путем тайнописи и зашифрованной переписки, направляемой через почту, а также посылкой в места спецпоселения специальных курьеров и связников». Через курьеров и агентуру среди спецпоселенцев-украинцев зарубежным центрам ОУН и бандеровцев удавалось связываться с лагерным подпольем и даже координировать деятельность подпольных групп и организаций.

Оперативный отдел Песчаного ИТЛ считал, что «в качестве связников оуновско-бандеровского подполья между лаготделениями и с волей служит некоторая часть работников хозорганов, общающихся с заключенными по работе (шофера, технадзор и другие), а в ряде случаев деклассированный элемент, особенно, из женщин».

Эти действия в ряде случаев парализовали оперативно-чекистские аппараты. Старые агенты не приходили на явки, очевидцы убийств отказывались от показаний, а иногда просто не являлись на допросы, предпочитая дисциплинарное наказание смерти от рук националистов. «Западники» обычно отказывались идти на вербовку, либо «завербованные агенты, как жаловались оперативники, становились двурушниками » и сами совершали убийства агентов МВД и МГБ. В роли боевиков выступали заключённые оуновцы, приговоренные к 20-25 годам заключения, поскольку они не боялись получать дополнительные сроки наказания.

Отношения украинских националистов с другими национальными группами складывались по-разному. Когда в 1952 году группировка западных украинцев вела борьбу за власть и ресурсы в Камышлаге, она столкнулась с объединённым сопротивлением «чечен» и «сук». «Западники» попытались расколоть противников, постаравшись взять чеченцев под своё влияние.

Известны конфликты западных украинцев с прибалтийскими группировками. Но в конце 1952 года, к примеру, в Дальнем лагере литовская группировка действовала по указанию бывших бандеровцев и согласовывала с ними убийство заключенного эстонца из лагерной обслуги. В конце 1951 года признаки возможной консолидации западных украинцев и прибалтов были отмечены в Речлаге.

Иногда попытки бескровно разделить сферы влияния и договориться полюбовно заканчивались безрезультатно, и борьба за власть приводила к столкновениям и убийствам. В октябре 1951 года в Речной лагерь из Песчаного лагеря прибыли две враждовавшие группировки - западных украинцев, осужденных за оуновскую деятельность и участие в бандах УПА, и «чечен» (к которой примкнули заключенные азиатской и кавказской национальности, в свое время обиженные заключёнными «бандеровцами»). Обе группы стремились расставить своих людей на административно-хозяйственных должностях в лагере.

Вскоре выяснилось, что обе стороны признают лишь одну форму компромисса - безоговорочные уступки конкурента. В результате конфликт привел к кровавому столкновению. Руководитель чеченской группировки и его телохранитель были убиты. «Чечены», выполняя предсмертное желание вожака, «чтобы рядом с моим трупом лежало 20 трупов «бандеровцев», совершили ряд ответных убийств.

В позиции и поведении группировок украинских националистов в лагерях прослеживалось сочетание двух мобилизующих факторов - «ненависть к Советской власти» и ненависть «вообще к русской национальности». Последнее могло сопровождаться тем, что «западники» старались приносить в жертву русских (Минеральный лагерь, март 1952-го), а в образе врага соединяли «русских, чекистов и секретное осведомление».

Враждебное отношение к русским могло объединять обычно враждебные этнические группы. Например, летом 1952 года в Песчаном лагере отмечалось появление «группировки из числа заключённых кавказских и восточных национальностей, поддерживающих тесную связь с бандеровцами, враждебно относящимися к русским».

Оперативники Минерального ИТЛ отмечали, что острие борьбы бывших оуновцев, составлявших до 60% населения лагеря, было направлено только против привилегированных «заключённых русской и других национальностей, используемых на работах в качестве лагерной администрации».

В свою очередь, русские заключённые отмечали, что украинцы всё-таки разбираются, кого убивать; что их террор направлен против стукачей . Украинские националисты вели «рубиловку» таким образом, чтобы отвести подозрения в огульном антирусском терроре. В марте 1952 года из Минерального лагеря сообщали, что убийствам заключённых сопутствовало «распространение лживых слухов и всякого рода надписей», имевших целью создание общего мнения о них как о «негодяях и приближённых к администрации лагеря». Лишь после такой подготовки совершалось убийство намеченной жертвы.

Отношения группировок заключенных в ГУЛАГе в известном смысле походили на отношения недружественных держав. Национализм не мешал обоюдовыгодным компромиссам. Абсолютных этнических границ не существовало в принципе, а взаимные пересечения и союзы вполне могли возникать не только на этнической, антирусской, но и на политической, антисоветской почве.

Когда в особом лагере №5 (Береговой) в конце 1951 года была раскрыта группа, готовившая групповой вооруженный побег, её руководителем оказался русский, осужденный за измену Родине во время войны на 25 лет, а среди его подельников - член подпольной организации украинских националистов, готовившей вооружённое восстание в случае нападения США на СССР.

В Степном лагере существовала группа, состоявшая из белорусско-украинских националистов, к которым примыкала группа заключенных из числа восточных украинцев и русских.

Весной 1952 года в Дубровлаге были отмечены попытки координировать действия русских и украинских политических заключенных. Авторитетный заключенный (русский), осужденный к 10 годам ИТЛ, пытался договориться с «западниками» о создании специальной группы для «систематического сообщения за пределы лагеря о положении заключённых», чтобы «помочь гражданам других стран распознать нашего «волка» и не дать им быть обманутыми».

К началу 1950-х украинские националисты «навели порядок» в ГУЛАГе, поставив себя в лагерях как привилегированную верхушку. Но этим они не удовлетворились, и занялись подготовкой восстаний.

Ожиданию «светлого праздника освобождения извне» (от США) сопутствовало широкое распространение повстанческих настроений. Практические выводы из международной обстановки прежде всего сделали украинские и (в меньшей степени, если судить по оперативным донесениям) литовские националисты.

В 1951-1952 годах среди украинцев-каторжан вовсю шли разговоры о кровавой мести коммунистам. Наиболее активная и решительная часть заключенных не только уповала на американцев, которые «придут и освободят нас из лагерей», но и призывала «поднять восстание в первые дни войны, чтобы самим освободиться из лагеря». «В район Воркуты, - говорили они, - достаточно выбросить один десант, а здесь в лагере мы должны быть готовы и в любую минуту двинуть лавину заключённых и каторжан на большевиков и стереть их с лица земли» .

В Дубравном лагере украинские националисты также распространяли «антисоветские провокационные слухи о близости войны англо-американского блока с Советским Союзом». Появлялись рукописные листовки антисоветско-повстанческого содержания с призывами к вооружённому восстанию заключенных», объединению в боевые группы «для вооружённого выступления и самоосвобождения, для борьбы совместно с американцами против советской власти».

Но «большая война» откладывалась. Среди радикальной части западноукраинского подполья можно было услышать: «Мы сами должны возглавить борьбу и соединившись с вольными и заключёнными других лагерей поднять восстание».

Весной 1952 года повстанческие настроения и действия были отмечены в Камышовом лагере, где бывшие члены ОУН, УПА и бандеровцы активно готовились к организации в лагере массовых беспорядков, нападению на охрану и освобождению из лагеря. Для этого западноукраинское подполье обладало достаточно разветвленной структурой. Был создан штаб, в который входили «служба безпеки», «служба техники», боевые группы и группы исполнителей террористических актов, политического воспитания и материального обеспечения.

«Служба безпеки» была связана со старшими бараков и дневальными, вела систематическое наблюдение за заключёнными, выявляла среди них секретных сотрудников МВД и МГБ с целью их убийства. Заключённых, посещающих лагерную администрацию или вызываемых для допросов и опознаний, оуновцы запугивали, терроризировали и подвергали пыткам. Штабу через вольных работников удалось наладить нелегальную связь со ссыльными западными украинцами, проживавшими в ряде городов Кемеровской области.

Аналогичная информация поступила в июне 1952 года из Песчаного ИТЛ. Там подпольная бандеровская группа, возглавляемая заключёнными, имевшими «большой опыт по руководству украинскими националистами на воле», также создала руководящий центр и группы агитации, разведки и снабжения.

Членов организации, дававших присягу и беспрекословно соблюдавших дисциплину, ориентировали не только на выявление и уничтожение агентуры МВД и МГБ, организацию вооружённых побегов с разоружением охраны, установление связи с националистическим подпольем на территории СССР и за кордоном. Стратегическая задача состояла в том, чтобы оторвать лагерное население от влияния администрации, идеологически и тактически подготовить его для «повстанческого выступления в удобном случае».

Новые стратегические цели, вытекавшие из надежды на втягивание СССР в третью мировую войну, сопровождались и изменениями в тактике заключённых. Подпольная группировка, прибывшая в поздней осенью 1951 года в Камышевлаг с этапом штрафников из Песчаного ИТЛ, не только немедленно начала обычную борьбу за власть и подготовку «рубиловки», но и стала инициатором одного из первых демонстративных и политически окрашенных протестных выступлений «западников». Беспорядки, начавшиеся «с массового пения националистических песен», вылились в организованное сопротивление целого барака службе надзора - препятствование водворению в изолятор трех заключённых, у которых обнаружили ножи.

«В лагерях выросли мощные, влиятельные, очень разнородные, обычно враждебные друг другу сообщества, группы и группировки. Они владели техникой контроля и манипулирования поведением «положительным контингентом». Если мы не установим твёрдого порядка, мы потеряем власть» , - резюмировал свое выступление в 1952 году на закрытом совещании министр МВД Круглов.

Но «наведение порядка» уже не помогало - по всему ГУЛАГу в 1952-53 годах поднималась волна восстаний зеков, руководство которых в основном осуществляли западные украинцы, литовцы, а также русские коллаборационисты (власовцы, полицаи и т.п.). Со смертью Сталина власть поняла, что единственный способ остановить восстание - это объявить амнистию заключённым, что и было сделано Берией в марте 1953 года. А в 1955 году были амнистированы и коллаборационисты - воевавшие с немецким оружием в руках против советской власти. Советская власть в данном случае фактически сдалась перед угрозой тотального террора со стороны єтой группі заключенніх.

В Покрышкин: "О зверствах бандеровцев и лагере смерти - Майданек"

На фото:
Михаил Степанович Лиховид - советский военный лётчик, заместитель командира эскадрильи 104-го гвардейского Краковского ордена Александра Невского истребительного авиационного полка 9-й гвардейской Мариупольской ордена Богдана Хмельницкого истребительной авиационной дивизии 7-го истребительного авиационного корпуса 8-й Воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии старший лейтенант, Герой Советского Союза, посмертно.
Еще одна выдержка из мемуаров А.Покрышкина, убийство советского летчика ничего вам не напоминает?

К сожалению, радостные дни в дивизии были омрачены трагической гибелью штурмана эскадрильи Героя Советского Союза Михаила Лиховида, авиатехника Краснянского и механика Фонкевича. В одном из боев с "фоккерами" от группы оторвался молодой летчик. Взяв курс на свой аэродром, он проскочил его и на остатках горючего приземлился на заболоченный луг у села Майдан, недалеко от Равы-Русской. Добравшись до ближайшего городка, летчик сообщил о месте вынужденной посадки и характере поломки. Туда для ремонта и перегонки самолета была направлена группа Лиховида.

Прошло несколько дней, а от Лиховида не было известий. Зная, что в нашем тылу действуют оуновцы, я приказал отправить на место вынужденной посадки группу автоматчиков.

Они вернулись через два дня и сообщили страшные обстоятельства гибели наших воинов. Самолет отремонтировали быстро, но взлетная полоса не обеспечивала подъема. Крестьяне из местного села уже заканчивали работу, когда на группу Лиховида напала банда бандеровцев. Техник и механик приняли бой, а Лиховид запустил мотор. Однако взлет не удался, недостроенная полоса оказалась короткой. Самолет, попав на пробеге в заболоченный луг, застрял. Бандеровцы окружили истребитель, открыли огонь. Лиховид отстреливался от бандитов, но был тяжело ранен. Бандеровцы вытащили его из кабины самолета, бросили рядом с израненным техником, облили бензином. Изуверы заживо сожгли воинов. Неизвестной осталась лишь судьба механика. Украинец Лиховид и русский Краснянский воевали за освобождение Украины от фашистских захватчиков и погибли на ее земле от рук предателей, буржуазных националистов. Выкормыши униатской церкви и фашизма действовали по гитлеровским образцам. Мы убедились в этом, когда побывали в лагере смерти - Майданеке. Используя затишье в боях, летчики и техники последовательно группами выезжали в это страшное место, где зверствовали фашисты, истязая попавших сюда людей из СССР и оккупированных стран Европы.

Лагерь смерти располагался рядом с польским городом Люблином. Бараки-казармы, низкие строения "бани", опоясанные проволочными заграждениями с вышками Для охраны, были последним пристанищем нескольких миллионов людей. Здесь фашисты размещали сотни тысяч военнопленных, обрекая их на голод и истязания, на мученическую смерть. В лагерь привозили стариков, женщин и детей, вплоть до грудных. Их вели в "баню", предварительно забрав одежду, отрезав волосы у женщин и детей. Перегоняли под видом "дезобработки" в газовый блок, где герметически закрывали двери, пускали газ. В тяжелой агонии умирали обманутые люди. Команды военнопленных грузили трупы отравленных на автомашины, а потом их сжигали. Трубы крематория дымили беспрерывно, днем и ночью. Пепел сожженных отвозился в фашистскую Германию на удобрение полей.

В Майданеке нам показали большие бараки-склады. В них были миллионы пар обуви, от маленьких детских туфелек до ботинок сорок пятого размера. В другом бараке хранились сотни мешков с волосами. Охрана не успела отправить их на изготовление париков, спальных матрацев и мягкой мебели.

Никогда не изгладятся из памяти эти страшные минуты пребывания в бывшей фашистской фабрике смерти. Каждый из нас чувствовал, что побывал в преисподней. Всего без остатка охватывала ненависть, ярость к тем, кто придумал и творил эти изуверства.

Многие дни после посещения фашистского лагеря смерти нас преследовали тяжелые воспоминания. Ненависть звала в бой, заставляла смелее бить врага. Даже радостное сообщение о таких событиях, как присвоение дивизии наименования "Сандомирская", награждение ее орденом Богдана Хмельницкого, а также присвоение наименования "Львовский" нашему 6-му гвардейскому авиакорпусу было омрачено всеми теми ужасами, что нам довелось увидеть в Майданеке.

Солженицын называл это восстание советских заключенных крупнейшим за всю историю ГУЛАГа. По разным оценкам, в результате подавления сорокадневного сопротивления свыше 5 тысяч узников отделения Степлага, расположенного в казахстанском поселке Кенгир, погибло от 46 (официальная статистика) до нескольких сотен осужденных.

Восставших зеков усмиряли при помощи танков Т-34.

Причины бунта

Мятеж заключенных произошел спустя год после смерти Сталина, в мае – июне 1954 года. У осужденных ГУЛАГа, наслышанных о бериевской амнистии, крепла надежда на ослабление режима содержания в лагерях и пересмотр их дел. Еще одно немаловажное обстоятельство, отчасти спровоцировавшее бунт в кенгирском отделении Степного лагеря, – соседство мужских и женского лагпунктов. Разнополые заключенные стремились к более плотному общению, что не дозволялось администрацией. Более десятка зеков в Кенгире были застрелены при попытке прорваться на женскую зону.

Однако ущемление свободы взаимоотношений находившихся в заключении женщин и мужчин было хотя и важной, но не основной причиной восстания осужденных – беспредел со стороны охраны и лагерной администрации, многочисленные бессудные убийства и издевательства над заключенными постепенно накаляли градус возмущения отчаявшихся зеков.

Лопнувший нарыв

Бунтарское настроение зрело с зимы 1953 года, когда охраной в Кенгире немотивированно были застрелены несколько заключенных. В конце апреля следующего года, чтобы несколько усмирить возроптавших зеков, в одно из трех отделений лагеря этапировали порядка 500 уголовников. Разнонациональный костяк сидельцев Кенгира составляли националисты, осужденные за коллаборационизм, и таким способом администрация учреждения планировала подавить зарождающееся среди лагерников сопротивление. В середине мая произошел еще один инцидент с расправой над заключенными – часовой застрелил 13 человек и более 30 ранил (пятеро из них впоследствии скончались). Как потом установила проверка, огонь на поражение воин открыл без всяких на то оснований.

На следующий день более чем пятитысячный лагерь восстал. Среди бунтовавших, к слову, было свыше 40% женщин. Около 80 свидетелей Иеговы в бунте не участвовали – иеговисты посчитали сопротивление властям не богоугодным делом. Мятеж продолжался больше месяца, с 16 мая по 26 июня.

Крепкая организация

Такая сравнительно большая продолжительность сопротивления плохо вооруженных зеков объясняется тем, что группа активистов изначально постаралась по возможности хорошо организовать бунт и четко выстроить систему действий мятежников. Зеки уже на третий день создали комиссию, в которую вошли наиболее толковые представители всех трех лагпунктов отделения кенгирского лагеря. Задачей этого органа было вести переговоры с делегацией от правительства СССР. Возглавлял комиссию К. И. Кузнецов, в прошлом полковник советской армии. Капитон Иванович после подавления мятежа отсидел до 1960 года и вышел, хотя изначально его приговаривали к расстрелу, замененному в итоге на 25 лет лишения свободы.

Система управления у восставших была по максимуму структурирована: действовали подразделения, отвечающие за безопасность, поддержание внутреннего порядка, пропаганду и конспирацию, за снабжение и медпомощь, за изготовление кустарным способом оружия, взрывчатки и добычу водорода (зеки запускали на волю спецзонды для оповещения населения о том, что происходит в лагере, призывали поддержать мятеж).

Осужденные из доступных деталей собрали собственный радиоузел и регулярно вещали на территории лагеря, отбивали «морзянку» на волю. Специальная группа рупористов озвучивала требования мятежников и агитировала других зеков. Выпускались разнообразные рукописные агитационные материалы.

Подавление сопротивления

Восставшие требовали ни больше, ни меньше – приезда членов Президиума Центрального Комитета партии, хотели привлечь внимание к тому, что творится в лагере, руководства страны. Отчасти им это удалось – о бунте «наверху» знали, в курсе были и министр МВД, и генпрокурор Советского Союза, и председатель Совмина. Вот только идти на кардинальные уступки зекам никто из чиновников не собирался.

Заключенные отказывались выходить на работу, начали устанавливать контроль над зоной, захватили СИЗО и штрафбарак, откуда освободили находившихся там зеков, а также склады с продовольствием и вещами, хозпомещения. Неоднократные попытки усмирить бунтовщиков, предпринимаемые руководством лагеря и чиновниками ГУЛАГа, приводили к переменным успехам. Мятежники выдвигали ряд требований по ослаблению режима содержания в лагере и пересмотру их дел. Частичные поблажки, на которые пошли московские переговорщики, проблему не сняли.

В Кенгир тем временем прибывало подкрепление из числа военнослужащих, съезжались и высшие чины местной партийной элиты, столичного руководства ГУЛАГа и МВД. Среди зеков проводилась массированная разложенческая работа, координируемая лично министром МВД СССР и Генеральным прокурором Советского Союза.

Степлаг из-за бунта в кенгирском лагере срывал планы по добыче руды, и это обстоятельство ускорило развитие событий. В конце июня в Кенгир воинским эшелоном были доставлены пять танков Т-34, а на территорию лагеря ввели войска. В первом часу ночи 26 июня начался штурм бараков. Как писал Солженицын в своем «Архипелаге ГУЛАГ», сопротивлялся, главным образом, «бандеровский» третий лагпункт. Зеки отбивались тем, что располагали – заточенными арматурами, пиками, у них были и самодельные гранаты. Но организованного сопротивления атакующим не оказали – жертв со стороны военнослужащих не было. Танки по ним стреляли холостыми. Мятежников расстреливали из автоматов, давили гусеницами и травили собаками.

В первые же дни после подавления мятежа заключенные лагпунктов третьего отделения кенгирского лагеря вышли на работу. Актив бунтовщиков арестовали, многих разбросали по другим лагерям. Из семерых руководителей восстания, приговоренных к смерти, расстреляли двоих, остальным дали максимальные сроки лишения свободы.

О бандеровцах в ГУЛаге нашел замечательный анекдот в мемуарах Даниэля Аля, 1952 и позднее годы, Норильск. Прибыла группа бандеровцев, все их страшно боятся. Ну, что Аль пишет о зверствах украинцев на свободе - это в сторону, это слухи. В лагере он описывает, как они расправлялись с "неугодными" - но не объясняет, по какому признаку люди оказывались "неугодными". Из других норильских мемуаров это хорошо известно - расправлялись со стукачами. А смешной эпизод - начало 1953 года, по лагерю прошел слух, что бандеровцы будут резать евреев за то, что они жиды-убийцы. Четверо евреев собрались и молятся со страху, вдруг глава бандеровцев появляется и говорит:

— Граждане евреи! Среди вас тут разнесся слух, будто бандеровцы собираются из-за сегодняшнего сообщения вас резать. Так вот. Если бы сообщение, что евреи готовились отравить советских вождей, а кое-кого уже и прикончили, было правдой, то с этого дня началась бы вечная дружба между еврейским и украинским народами. Но так как евреи на это не способны и все это — очередная липа МГБ, все остается по-прежнему.

Думаю, и это обычная зэковская байка. Никто не дрожал и не собирался, никто монологов не произносил. Может, какой-то украинец схохмил - и выросло кудреватое деревейко. Вот слух могли распустить - классический гепеушный прием, чтобы стравить заключенных друг с другом. Но анекдот очень мил!

А вот воспоминания Натана Эйдельмана об отце:

"В концлагере, в первый же день (рассказ приятеля-очевидца), отец проходил мимо группы бандеровцев:

— Вот еще одного пархатого пригнали!

Отец схватил тяжеленный дрын и ринулся вперед. Друзья удержали, оттащили, объяснили, что грозила верная гибель. Наутро посланец от украинцев: «Кто такой? Откуда?» Узнав, что с Волыни, спросили, как относится к Тарасу Шевченко? Отец в ответ наизусть, по-русски и по-украински. Бандеровцы удивились, прислали поесть, после не раз приходили побеседовать..."

К числу "зверств" можно отнести мемуар знаменитого рашиста Осипова:

"В этой зоне я столкнулся с оголтелой русофобией украинцев-западенцев, постоянно поносивших проклятых "москалей". Угождая им, немец-бригадир (из тех, что жили в Одесской области) любил шпынять меня: "За что сидят литовцы, я знаю. За что сидят украинцы, я тоже знаю. А вот за что сидит русский Осипов, мне не понятно. Русские в СССР стоят у власти, а он как сюда попал?" Надо сказать, что бандеровцы (и те, кто угождал им) были как жернова, как шлифовальный круг для тех молодых русских ребят, которые приходили в лагерь беспечными "интернационалистами". Приверженцы Тараса Шевченко живо выпускали из русаков самоедство и инфантильную дурь, внушенную советской пропагандой"

Бандеровцы виновны были в русофобии! Вот сволочи какие эти украинцы - не любят русских!

Мемуар Ивана Шарапова - Дубровлаге, 1959 год:

"Несколько раз меня сажали в барак усиленного режима (БУР). Однажды я был в бригаде бандеровцев. Их 35 человек, бригадир — Пицань. Это очень культурные люди и добрые! В других бригадах случались ссоры. В таких случаях говорили: что вы пугаетесь, разве у вас кулаков нет? В бригаде оуновцев (бандеровцев) никогда этого не было."

Воспоминания в стихах, Владимир Гридин:

"Ну, Вавилон!

Но плотно сблизилась одна прослойка —

Держась друг друга и борясь со злом

От посторонних: трудовой сноровкой

Прославились украинцы. Всегда

Напротив степенно они садятся

По вечерам за общий стол. Куда

Девалось их проворство? "Богу вдяка!" -

Ворчат, крестясь на общую еду,

И вынимают чистенькие ложки.

А остальные с уваженьем ждут,

Пока себе пристроиться там можно.

- 126 -

Потом у хлопцев — как бы тихий час:

"Кобзарь" читают вместе. Пишут письма -

Туда, в Карпаты. И лишь редко нас

Помочь попросят. Даже с укоризной

К себе и потрясение смотрят, как

"Москаль" (допустим, я) свободно пишет

На буквах их родного языка

"Папир" — прошение для власти высшей…

И перед сном, сойдясь не в духоте

Палатки, а под звездами чужими,

Девичьи чары, что забыты ими,

За долгую отлучку, про рушник,

Который мама раньше вышивала.

И чувствуется: на глазах у них

Тоска блестит в разлуке небывалой.

Но утром — будто конь копытом бьет! —

Так все бандеровцы к работе рвутся,

И я всегда любуюсь ими... Вот

Всем тоже жить бы дружно, мудро, шустро!

Да, взять бы от украинской братвы —

Пусть слишком независимой, пусть гордой —

К земле (буквально!)

праведной любви,

А не болтаться врозь ленивым ордам…

Но еще долго у палатки спор —

И хочется прервать весь разговор:

"Порядок навести б, взять веник даже…"

Лишь из палатки выбравшись в барак,

Я растерял всех в вавилонской массе,

Где было все — от нежностей до драк.

И там львовяне не смогли сломаться!»

Думаю, достаточно о бандеровцах, чтобы понять - Зинаида Александровна Миркина совершенно напрасно запустила слух, что бандеровцы в лагерях отличались зверским отношением к товарищам по несчастью. И ссылка на ее покойного мужа - всего лишь набор слов.