Болезни Военный билет Призыв

Как завоевание багдада монголами предопределило развитие всего исламского мира. В завершение скажем…. И Вам не удалось убедить своих оппонентов

Дорога в Багдад. Часть 1

Одним из важных событий не только в истории Ислама, но и в мировой истории является падение Багдада и конец правления династии Аббасидов. Это все было последствием появления на политической карте новой силы, претендующей на господство во всем мире. Появление этой грозной силы имело ужасные последствия для всего мира, в частности, для исламских стран. Этой силой, появившейся в седьмом веке по хиджре, было государство монголов. За время существования этого государства на Земле произошли большие перемены, которые сопровождались страшными кровавыми бойнями.

Несмотря на то, что монголы вели свои захватнические войны по всем направлениям, одной из их главных целей был Аббасидский халифат и его столица Багдад. Монголы строили стратегические планы и вели основательную подготовку к войне против халифата. В дальнейшем все эти планы были претворены монголами в жизнь и закончились взятием Багдада, которое сопровождалось ужасными разрушениями и огромными людскими жертвами. Такой жестокости и беспредела история до тех пор не знала.

Дорога в Багдад

В 1253 году монгольский правитель Мунке решил покорить Аббасидский халифат и создать вассальные государства в соседних регионах. Прошло целых пять лет с того дня, как монголы начали подготовку большого похода на Багдад. За эти годы пропускная способность всех дороги от Китая до Багдада была повышена до такого уровня, что по ним беспрепятственно могли передвигаться многочисленные монгольские войска. Также были изготовлены большегрузные арбы для перевозки тяжелого вооружения. Все пастбища на территориях близлежащих дорогам на пути следования монгольской армии были освобождены от животных местного населения для лошадей идущей на Багдад монгольской армии. Все стратегические пункты на пути следования армии – от Китая до Ирака – были взяты под особый контроль монголами, чтобы обеспечить безопасное передвижение своих основных войск.

Для Хулаго были предоставлены подробные сведения со всей территории Ирака и Багдада, в частности. Соответственно, монголы имели полные данные об оборонительных сооружениях, численности войск, уровне подготовки армии и общем экономическом положении Багдада и всего халифата. Также были составлены списки людей, которые так или иначе имели возможность повлиять на события, происходившие на территории Аббасидского халифата. Все эти разведданные были добыты благодаря разветвлённой сети многочисленных лазутчиков, которые вели активную работу почти во всех городах исламского мира. Некоторые из них имели тесные связи с высокопоставленными государственными служащими халифата и даже правителями некоторых областей и городов мусульманского государства.

Помимо этого, в ходе подготовки похода на Багдад монголы заключили союзные договора об оказании военной и информационной помощи в предстоящей войне с христианской Арменией, французами Антиохии (Антакии) и с другими силами, способными повлиять на события этого региона.

Также были достигнуты договоренности с большинством исламских правителей о признании ими полного покровительства монголов над собой и оказании пассивной поддержки Хулаго. И такое происходит, когда монголы начинают полномасштабные военные действия против Аббасидского халифата. К великому сожалению, большинство этих правителей были из числа потомков великого Салахуддина Аль-Аюби.

Изучив все эти данные разведки, Хулаго убедился в слабости армии Аббасидов и вполне обоснованно предположил, что она не способна защитить Багдад и тем более, другие территории Халифата, ибо ему были предоставлены полные сведения о Халифе Аль-Мустасиме, о его возможностях – на что он реально способен и где у него слабые точки.

Итак, в 654 году по хиджре были завершены все подготовительные работы, для наступления на Аббасидский халифат были созданы все благоприятные условия. Была собрана огромная по численности армия, равной которой не было у монголов аж со дня создания Чингисханом монгольского государства. Только для осады Багдада были подготовлены войска численностью более двухсот тысяч человек. Помимо этого, на севере Ирака были расквартированы многочисленные отряды монголов, не считая тех войск, которым было поручено обеспечить снабжение и безопасность основных сил монгольской армии по пути следования в Ирак. Вдобавок к этому были сформированы резервные части, отряды надзора и разведки.

Боевые порядки монгольской армии были составлены следующим образом:

- основные силы монгольской армии, которые были расположены в Персии и Азербайджане на востоке Ирака ;

- группа монгольских войск, которые были расквартированы в России в бассейне реки Волга под командованием знаменитого монгольского полководца, завоевателя Руси, Батыя ;

Хулаго отозвал эти части из России, дабы задействовать их в своём походе. Однако сам Батый не прибыл в расположение Хулаго, а отправил во главе войска троих своих племянников. На тот момент Батый создал на подконтрольных территориях в бассейне реки Волга самостоятельное государство «Золотую Орду». Но, несмотря на определённую самостоятельность в управлении и ведении государственных дел, правитель «Золотой Орды» непосредственно подчинялся верховному хану Мунке.

- части монгольской армии, отправленные в Европы, которые были расположены в Анатолии на севере Турции ;

Хулаго также затребовал, чтобы и эта группа монгольской армии была присоединена к войскам, идущим на Багдад. Эти войска, пересекая всю территорию Турции и Ирака от Анатолии до Багдада во главе с командиром Байджо, присоединились к основным силам в Ираке и на пути следования не встретили никакого сопротивления. К великому сожалению, мусульманские правители этих территорий предоставили свободный коридор для передвижения монгольских войск по их землям, поэтому моголы беспрепятственно пересекли территории Анатолии, Мосула, Алеппо и Хомса.

- армянские войска во главе с армянским царём Хетумом ;

Хулаго попросил своего друга – армянского царя – отправить к нему на помощь некоторые силы, но Хетум прибыл сам во главе довольно крупной группы войск.

Также Хулаго получил в своё распоряжение около тысячи китайских лучников, которые имели большой опыт в стрельбе из лука с огненными стрелами.

Продолжение следует…

Город, который находится в самом центре Древнего Востока, который ныне возвышается над руинами самых старых в мире памятников архитектуры, - это Багдад. Столица Ирака в переводе на русский язык звучит как «Подарок Бога». И действительно, находясь там, вы понимаете, что атмосфера, каждая улица и площадь, каждая постройка - все имеет тут свою особенную ауру, которая словно связывает самое далекое прошлое и настоящее, в котором мы живем сейчас.

Общие данные о городе

В пустынях Месопотамии, на берегах библейской ныне располагается огромный город Багдад. Столица какой страны еще может радовать нас таким изобилием архитектурных и культурных памятников, которые своими корнями уходят в далекое прошлое? Пожалуй, никакой. Этот город расположился в географическом центре страны Ирак, в долине двух рек, о которых упоминает сама Библия, - Тигра и Евфрата. Помимо того что город полон старинных архитектурных памятников, сегодня он также является главным транспортным узлом государства. Тут расположены международные аэропорты, вокзалы, а также речпорт, из которого нередко по течению Тигра отправляются суда к водам Персидского залива.

Древний Багдад: история, достопримечательности

Ни для кого не секрет, что нынешняя столица восточного государства Ирак построена на осколках древней цивилизации. Именно тут, в Месопотамии, возникли первые на планете общины, которые совсем скоро преобразились в города и страны. Народ, который ранее населял эти земли, носил имя шумеров. Именно им принадлежит изобретение знаменитых клинописных табличек, при помощи которых нынешние археологи смогли восстановить множество страниц из истории тех времен. Еще во 2-м тысячелетии до н. э. на этих территориях образовалось Шумеро-Аккадское царство. Первым правителем, который был упомянут в письменных источниках, является Уруинимгина. Шли годы и века, и постепенно Земли (то бишь шумеры) начал вымирать. Месопотамию полностью облюбовали аккадцы. По своим внешним данным они имеют много общего с современными арабами, которые ныне и заселяют Багдад. Столица, которая выросла на этих землях в период их властвования, известна всему миру, и имя ее - Вавилон.

Царства, которые живут до сих пор

Центр одноименный город с его легендарной башней был построен в 100 километрах от современного Багдада. Мегаполис Древнего Мира, который был оснащен системой ирригации, имел четкую структуру и план улиц и площадей, которые, кстати, освещались факелами. Город, который в те времена был крупнейшим портом и центром кораблестроения, ныне полностью засыпан песками Востока. На территории Вавилона ведутся раскопки, благодаря которым историки уже выяснили, что город пережил три падения. Его отстраивали и буквально воскрешали из пепла после многочисленных войн и набегов. В период его последней эпохи - Нововавилонского царства - местные жители пытались добраться до Бога, занимаясь постройкой знаменитой башни. Исход истории известен всем, а ныне, кроме фундамента этого громадного сооружения, мы ничего не имеем.

Как появился город Багдад

Столица какой страны только ни была построена на пепле и осколках былых цивилизаций... И Ирак в этом плане не исключение. Это один из немногих городов, который сильно отличается от традиционных исламских поселений. Он словно впитал в себя атмосферу всех тех религий и традиций, которые царствовали на его землях ранее. Так, в 762 году на берегах реки Тигр появляется доживший до наших дней город Багдад. стоит отметить, пришло на эти земли куда раньше, а именно - на сто лет. Сам город был построен в качестве столицы, которая должна была стать оплотом новой религии, новых традиций и обрядов, каковым, по сути, он и стал. Официально основателем Багдада считается некий калиф Аль-Мансур. Под его руководством тут возводились крупнейшие порты, крепости, собиралась армия. На протяжении 9-10-го столетий Багдад был не только крупнейшим портом Ближнего Востока, но и одним из красивейших городов, куда приезжали люди со всех уголков планеты. В 20-м веке было решено и официально зафиксировано, что город Багдад - столица Ирака, а также культурный центр всего исламского мира.

Климат и погода

Отправляясь на экскурсию в любое новое место, важно изначально знать, какая погода вас там ожидает. Ведь чувство комфорта во время передвижений и путешествий - это самое главное, в противном случае все впечатления будут испорчены. Итак, столица Ирака - Багдад, город, который лежит в пустынной зоне, в местности, где очень часто случаются сильные ветра, засухи, и очень редко при этом выпадают осадки. В силу того, что город находится в удалении от моря, климат тут немного тропический, немного континентальный. Зимой температура воздуха может опускаться до 10 градусов днем, и даже до 5 ночью. Летом солнце припекает сильно, и воздух прогревается до +44 о С и выше. Декабрь и январь - это то время, когда дожди и туманы полностью накрывают Багдад. Столица всего исламского мира в это время холодная и сырая, потому отправляться сюда зимой не рекомендуется. Лучше всего посещать этот город осенью, когда жара спадает, или же весной, когда тут теплые деньки только начинаются. Что касается лета, то, помимо зноя, тут также случаются хасмины - песчаные бури, которые могут быть опасными для жизни.

Наследие былых веков

Каждый прекрасно знает, что Багдад - столица Ирака с богатой и непростой судьбой. Проследить историю города можно, рассматривая его памятники архитектуры, среди которых преимущественное большинство - это мечети, построенные в различные эпохи. Главная из них - Золотая мечеть Мусы аль-Кадима, при которой имеется мавзолей. Находится этот памятник архитектуры в центре города, потому найти его будет не сложно. За пределами старой части мегаполиса расположились не менее красивые мечеть Бунние и Рамадан, Эль-Кадимайн, Умм-аль-Махар, Аль-Джаваат, Аль-Рахман и многие другие. Наряду с ними представлены мавзолеи, в которых погребены правители и деятели религии. Христианскими памятными сооружениями также может похвастаться Багдад. Информация о городе и его истории содержит в себе тот факт, что здесь неоднократно создавали свои общины армяне и прочие жители соседних стран. Потому важным памятником является церковь Св. Девы Марии, а также католический храм Сен-Томас.

Современность и ее отпечатки

Очень своеобразный, оригинальный и нестандартный современный Багдад. Столица иракского государства в наши дни - это город с множеством узких ровных улочек, которые со всех сторон окружены глинобитными невысокими домишками. Примечательной чертой также являются шумные рынки, на которых можно купить практически все. Как и все столицы мира, Багдад может похвастаться роскошными резиденциями, в которых проживали известнейшие политические деятели. Среди них выделим дворец Саддама Хусейна Ар-Рихаб, куда сегодня можно попасть просто на экскурсию. Наряду с ним в городе есть еще восемь дворцов, которые принадлежали ранее этому правителю, они разбросаны по разным районам. Не менее роскошными являются здания Парламента и Правительства страны. Также в столице Ирака имеется множество музеев. Среди них можно найти военный, археологический, музей древних арабских артефактов, музей современного искусства и этнографический. Их посещение стоит совсем немного, а впечатлений остается более чем достаточно.

Местная кухня

Зная, чья столица Багдад, каждый может сделать выводы, хоть и совсем приблизительные, о том, какое здесь питание. В городе имеется очень много ресторанчиков, вполне приличных, которые прекрасно могут ознакомить каждого приезжего с иракской кухней. В состав блюд входит преимущественно баранина, телятина, птица, козлятина, но ни в коем случае не свинина. К мясным закускам могут добавляться овощи, чаще всего пропаренные или маринованные. Характерной чертой того, что конкретное блюдо принадлежит именно к иракской кухне, является наличие огромного количества специй. Среди гарниров в Багдаде вы сможете найти пшеничную или же кукурузную крупу. Из последней нередко делают лепешки (очень вкусные), которые называются «эйш». На десерт будьте готовы получить финики, халву или же цукаты. Отметим также, что из напитков тут подают либо чай, сделанный на сухофруктах, либо кофе. Молоко принято разбавлять водой, а из алкоголя можно найти только традиционный иракский напиток - арак.

Развлечения в Багдаде

Несмотря на то что город этот сугубо исламский, и различных вольностей тут не терпят, найти себе развлечение по душе все-таки можно. Луна-парки, уголки с живой дикой природой, зоопарки, живописные аллеи и шумные рынки - такими достояниями славится Багдад. Тегеран, также является одним из центров мусульманского вероисповедования, но отметим, что в том городе дела обстоят куда более скучно. Нередко туристы путают эти две страны, и ошибочно полагают, что Иран преподнесет им больше сюрпризов, но на деле все как раз таки наоборот. Тут можно отдохнуть с детьми, покататься на аттракционах, отведать местные сладости, а после прогуляться по одной из живописных зеленых аллей, окруженных финиковыми пальмами. Не менее достойным способом отлично провести время будет поход в зоопарк. В Багдаде представлены самые редкие и экзотические обитатели тропической фауны.

В завершение скажем…

Не таким уж мрачным, страшным и депрессивным, как нам часто описывают его в новостях, является на самом деле город Багдад. Столица какого государства, где он находится и чем славится, знает не каждый, но если вникнуть в его историю, изучить традиции и хотя бы разок побывать там, можно убедиться в обратном. Это настоящий исламский музей, который сочетает в себе и черты старинных верований арабов, и отпечатки современных событий.

Не секрет, что уже много лет именно западные державы двигают вперед научный прогресс, в то время как державы исламского мира выступают в роли догоняющих. Но менее восьми веков назад все было совсем иначе: блистательные мусульманские ученые стояли в авангарде прогресса всего человечества, в то время как средневековые европейские королевства погрязли в пучине невежества и братоубийственных войн. Что же столь резко изменило ход научно-технического прогресса, отбросив восточные державы на столетия назад?

Город Багдад, находящийся на берегу реки Тигр, был основан в 762 году н.э., и уже к 11 столетию стал крупнейшим экономическим и культурным центром на всем Ближнем Востоке. Купцы с далеких земель приезжали на ярмарки Багдада, чтобы показать самые диковинные товары, мечети города поражали путника своим великолепием, а халиф Аббасидов, правивший огромным государством из Багдада, негласно считался главным владыкой всех мусульманских земель. К середине 13 века в Багдаде проживало до 3 миллионов человек — огромное число и для нашего времени. Но не это играло основную роль в блеске и величии Багдада. Город был своего рода столицей общемусульманского культурного пространства — сосредоточием накопленных за сотни лет знаний. Лояльное отношение к чужеземным религиям и покровительство халифов Аббасидов науке привлекало в Багдад ученых мужей со всех уголков земли, работы которых зачастую опережали время во многих областях науки. Перечислим лишь некоторые из них.

В астрономии за короткое время была создана крупнейшая в мире обсерватория, с высокой точностью вычислена длина земной окружности, доказано вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, были открыты пятна, возникающие на Солнце, вычислена продолжительность солнечного года, различающаяся с сегодняшними данными всего на 24 секунды. Мусульманские географы неустанно добавляли в атласы все новые географические объекты, записывая при этом их местоположение с помощью долготы и широты, характеризовали климатические зоны земель в пределах досягаемости путешествий.

Поистине неоценимый вклад исламские ученые внесли в математику: без их достижений просто невозможно представить современную науку. Десятичные системы счета, дроби, сложные операции деления и умножение — все это открыл выдающийся хорезмийский математик Аль-Хорезми. Между прочим, по имени его работы «аль-Джабр» и называют современную науку «алгебру».

Отдельного восхищения заслуживают мусульманские медики. В то время, как в европейских странах продолжали лечить отварами из трав и молитвами, в исламских медучреждениях делали глазные операции, возвращая зрение сотням людей.

Не меньшего внимания заслуживают восточные философы, физики, биологи. Перечисление их достижений займет не один десяток страниц, но мы не можем не отметить родоначальника современной химии Джабира Ибн Хайяна, по книгам которого долгое время учились европейские алхимики.

Все эти бесценные знания распространялись по всем мусульманским землям и многочисленным университетам, находящимся в крупных городах, но в основном были сосредоточены в неприступном Багдаде, который неустанно охранял гарнизон в 50 000 человек. Ни у кого не возникало даже мысли, что кто-либо из врагов может сокрушить могущественный Аббасидский халифат, окруженный со всех сторон верными союзниками, которые сообща могли выставить свыше миллиона солдат под зеленым знаменами.

Но такие враги нашлись. Стремительным вихрем монгольские войска под предводительством Чингис-хана пронеслись по землям Китая и азиатским бескрайним степям, приблизившись к цветущим городам Ближнего Востока. Первым государством, павшим от рук монголов, стало государство Хорезм. Сильнейшее государство было повержено кочевниками менее чем за один год. На некоторое время монголы взяли паузу, но несколько раз с 1238 по 1246 год нарушали границу халифата, но до больших столкновений дело не доходило. Наконец, в 1253 году н.э. монгольский хан Мунке задумал присоединить к своей империи земли современного Ирака и начал приготовления к войне.

Монгольская армия под командованием Хулагу (брата Мунке) пересекла границу Аббасидского халифата в 1257 году, столкнувшись со значительными силами халифа. На берегах реки Тигр мусульманская армия потерпела сокрушительное поражение и отступила в город, после чего монголы подошли к стенам поселения. Захватчики были готовы пощадить весь город и его защитников, если бы те сдались в плен, однако халиф решил проявить упорство и приказал защищать стены до последнего солдата. Потомки Чингис-хана второго шанса не давали, и 29 января 1257 года приступили к осаде неприступных стен, которые пали 10 февраля 1258 года. Просвещенный город был обречен — тысячи монгольских воинов ворвались на улицы, подавляя сопротивление остатков халифского гарнизона. После уничтожения гарнизона захватчики переключились на мирных жителей и многочисленные постройки внутри города. В течение недели небо над Багдадом пылало от многочисленных пожаров даже в ночное время, а резня горожан не прекращалась ни на минуту.


Штурм Багдада

Покоренные города давно не знавали той жестокостью, которую продемонстрировали в те времена монголы. Победители не разбирались, кого они режут: простого ли каменщика или знаменитого ученого. Не щадили и детей с женщинами. По современным оценкам, на улицах города могло погибнуть до миллиона жителей! Халифа Аббасидов, все это время смотревшего на разрушение столицы, насмерть затоптали конями.

По словам очевидцев, все рукописи выносились из библиотек и сжигались на берегах реки Тигр. Там же происходила расправа с учеными мужами, из-за чего вода в реке окрасилась в кроваво-черный цвет.


Хулагу — внук Чингис-хана, возглавивший монгольский поход на Багдад

Наконец, через 7 дней Хулагу отдал приказ о прекращении разграбление Багдада, а сам перенес свою ставку из подветренной стороны города — смрад от разлагающихся трупов стоял невыносимый, а от некогда великолепной столицы остались лишь развалины. Именно во времена тех роковых событий и было утеряно бесчисленное количество свитков с учеными текстами. Монголам — вольным кочевникам и воинам — просто не нужны были все те знания, накопленные столетиями кропотливого труда. Чтобы восстановиться из руин Багдаду понадобилось не одно столетие, но звание мировой культурной и научной столицы навсегда было им утеряно.

Европейские же страны от нашествия монголов практически не пострадали. Потомки Чингис-хана предприняли разведывательный поход на католические государства, разбивая на своем пути превосходящие их по численности рыцарские армии, но только разведкой и ограничились. По результатам , от завоевания европейских земель монголы отказались из-за климатических особенностей новой для них территории. Пока восточная наука оказалась отброшена на столетия назад и потеряла свой фундамент, европейские королевства воспользовались сложившейся ситуацией и перехватили инициативу в научно-техническом прогрессе.

Так с 1258 года Золотой век ислама начал угасать. Потерянные знания восстановить не удалось, а единично появлявшиеся выдающиеся ученые не смогли в корне повлиять на ситуацию — ведь Багдад хранил не только бесценные научные данные, но и контролировал широкую сеть школ и университетов по всей страна. Процитируем известного историка, который необычайно точно выразил последствия разрушения Багдада для всего исламского мира.

«Ирак 1258 существенно отличался от современного . Система каналов поддерживалась больше тысячи лет . Багдад был блестящим интеллектуальным центром мира . Падение Багдада было психологическим ударом , от которого исламский мир не оправился . Ислам замкнулся в себе , стал более консервативным , нетерпимым к конфликтам веры и разума . С разграбления Багдада угас интеллектуальный светоч ислама . Масштаб потерь был сравним с разрушением Афин Перикла и Аристотеля . Монголы разрушили мелиорационные каналы и покинули Ирак , который уже не восстановился . »

( Стивен Датч )

Каков был бы современный мир, если бы монгольские ханы направили свои тумены на государства Европы или же государство Аббасидов сумело выставить против завоевателей? Возможно, научный и экономический мировые центры находились бы совершенно в иной части света, нежели сейчас, а политическая карта мира не имела бы с современной ничего общего. История показывает, как события многовековой давности координально меняют мир, удивляют, заставляют задуматься.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Интервью главы Совета безопасности Курдистана изданию Al Monitor

Умерли ли Ваши мечты о независимом Курдистане?

Ну, для нации, я не думаю, что эта мечта когда-нибудь умрет. Мы просто должны быть реалистами глядя на то, что реально возможно. Мы считали, что наше мнение важно для всего мира, а правительство Ирака также должно знать, каковы желания курдского народа. Вот почему мы провели референдум так, как и планировали. У нас были некоторые опасения относительно будущего наших граждан. Мы хотели убедиться, что не возникнет конфронтации, что у нас будут мирные и стабильные отношения с Багдадом в любом сегменте, где мы могли бы договориться исходя из взаимных интересов. К сожалению, я считаю, что намерения нашего народа были неправильно истолкованы, потому что выражение желания не означает, что оно обязательно должно привести к конфронтации. И именно тогда все пошло не так, и мы не несем ответственности за подобные последствия.

Проведение референдума подразумевало явное стремление получить народный мандат на провозглашение независимости. Об этом четко заявлял Ваш отец, Масуд Барзани. Учитывая реакцию основных «заинтересованных сторон» на референдум, не считаете ли вы, что мир еще не готов к независимому Курдистану?

Ну, очевидно, это не так. Но выражение желание и воли нации по вопросу о том, как она хочет жить, не является преступлением. Это то, что и сделали наши граждане. Всякий раз, когда велись переговоры о будущих отношениях между Курдистаном и Багдадом, реакция последнего заключалась в том, что это [мнение, выраженное курдской стороной] не обязательно отражает волю всех курдов, поэтому необходимо знать, чего хочет курдский народ. Теперь мы знаем, чего он хочет: 92% проголосовали «за» за независимость.

Считаете ли вы, что Курдистан может продолжать оставаться частью Ирака, учитывая, насколько дисфункциональными были и продолжают оставаться отношения с Багдадом?

Когда нация выражает свое стремление к образу жизни, который она хочет вести, чтобы гарантировать будущее своих детей, это то, что важно прежде всего. Но когда мир не принимает этого и реагирует так, как он это сделал, он сталкивается со всеми ценностями и принципами и уставом Организации Объединенных Наций, который дает каждой нации право на самоопределение. Референдум был мирным и цивилизованным шагом в рамках демократии. Я не думаю, что курдский народ должен нести ответственность или наказание за то, что он лишь высказался о том, как хочет жить.

Если бы Вы оценили причины того, почему референдум прошел так сложно то, как бы Вы перечислили их в порядке важности? Сопротивление Багдада, Ирана, Турции, Соединенных Штатов? Курдская разобщенность? Неудачно выбранное время?

У нас было много переговоров со многими странами, включая иракцев, США, Запад, наших стран-соседей. Мы не слышали, чтобы кто-либо из них возражал против принципа самоопределения или что они против независимости как таковой. Нам говорили лишь о сроках. Мы не верили, что выдвинутые нам аргументы обосновывали отсрочку референдума. Я говорю здесь в основном о Соединенных Штатах, ​​иракцах и некоторых европейских странах. Их возражения основывались на трех моментах. Во-первых, они считали, что референдум отрицательно повлияет на борьбу с ДАИШ (террористическая организация, запрещена в РФ). Во-вторых, нынешнему премьер-министру придется переизбираться. И, в-третьих, эта напряженность вокруг спорных территорий может привести к военной конфронтации. У нас были свои собственные ответы на все три из этих пунктов. Прежде всего, наша решимость бороться с ДАИШ не имела ничего общего с нашими отношениями с Багдадом. Если вы оглянетесь назад на то, как возникла ДАИШ, вы можете легко понять, что именно провал политической системы Багдада привел к экономическому краху, вакууму в сфере безопасности и военному поражению, когда 12 иракских дивизий со всем их оружием и амуницией попадали в руки исламистов. Менее чем через месяц ДАИШ стала стал одной из самых сильных вооруженных сил в регионе. И когда они повернулись против нас, только решимость нашего народа и отвага наших Пешмерга при поддержке коалиционных сил остановили ДАИШ. Багдад в то время возражал против того, чтобы нам было предоставлено тяжелое оружие, зарплаты наших Пешмерга были сокращены, а наша доля в национальном бюджете Ирака была заморожена с 2014 года. Решение о борьбе с ДАИШ было нашим собственным. Независимо от состояния наших отношений с Багдадом мы всегда будем привержены борьбе с международным терроризмом. Мы были готовы подписать соглашение с Багдадом и коалиционными силами, обязующимися продолжать борьбу с террористами и полностью сотрудничать с ними в этой борьбе.

Вы имеете в виду ситуацию во время и после референдума?

И Вам не удалось убедить своих оппонентов?

Нет. Что касается второго пункта, касающегося переизбрания премьер-министра Абади, мы считаем, что наше влияние на это очень ограничено, потому что система выборов, действующая в Ираке, предназначена для обеспечения того, чтобы шииты всегда составляли большинство.

Но тогда поддержка одной шиитской группы против другой, безусловно, имеет значение?

Позвольте мне объяснить. Назначение кандидата является наиболее важным этапом в этом процессе. Мы знаем, что следующий премьер-министр обязательно придет из шиитского блока. Если все шииты едины, голоса суннитов и курдов в совокупности не имеют значения. Если нет, то тогда никто не гарантирует ясного большинства, начинается создание коалиции, торг … Вот когда наши и другие голоса вступают в игру. Тогда мы готовы к переговорам о выборе лучшего кандидата, выборе будущего в соответствии с интересами коалиции, Запада и, прежде всего, иракского народа. Поэтому референдум не навредил этому процессу или его результатам каким-либо образом. Наконец, пункт о наличии Пешмерга на спорной территории, что привело к военной конфронтации с иракскими силами. Позвольте мне напомнить вам, что Пешмерга были размещены в тех районах, не без основания. Произошло это потому, что иракские силы не смогли защитить их от ДАИШ и ушли. Мы никогда не утверждали, что референдум призван определить границы между Курдистаном или остальной частью Ирака. Нам было совершенно ясно, что мы воспользовались нашим правом, закрепленным в статье 140 Конституции Ирака [предусматривающей проведение референдума на оспариваемых территориях].

Часто утверждают, что если бы вы исключили Киркук из проведения референдума, мы бы не оказались в сегодняшней ситуации. Оглядываясь назад, вы считаете, что было ошибкой включать Киркука?

На этот счет было два мнения. Некоторые полагали, что референдум должен охватывать только нынешний административный район в юрисдикции Регионального правительства Курдистана. Другие утверждали, что, поскольку окончательные решения о новых границах не предпринимались, это не имело никакого значения. Если иракский курд, живущий в Германии или где-либо еще, может голосовать на референдуме, то почему бы курду, живущему на спорных территориях, отказывать в таком праве?

Еще один аргумент в пользу того, почему Киркук должен был быть включен, состоял в том, что тогда бы Патриотический союз Курдистана [ПСК] не поддержал референдум. Но Бафел Талабани (старший сын покойного лидера ПСК) Джалал Талабани, в прямо перед референдумом и, по существу, заявил в видео-сообщении, что вопрос о статусе Киркука можно отложить. Может быть, это был сигнал, который нужно было услышать?

Да, было много лидеров ПСК, которые настаивали на включении Киркука. Это люди из руководства партии, и с ними мы вели переговоры.

Почему Соединенные Штаты выступили так жестко против референдума?

Не знаю, об этом нужно спросить у них. Когда мы взвешивали все их аргументы, то пришли к выводу, что в референдуме нет ничего плохого и он не будет иметь никаких негативных последствий.

Если бы Соединенные Штаты не выступали публично против референдума до и после его проведения, то не считаете ли Вы, что иракское правительство могло бы действовать с той же степенью силы и, как вы видите, агрессии против курдов? Была ли политика Вашингтона источником такой смелости Багдада?

Барзани: Его ободряют отсутствие реакции и действий со стороны международного сообщества, а также, конечно, Соединенных Штатов. Если бы последние не согласились с Ираком на принятие неконституционных мер и непропорционально жесткую реакцию на референдум, то, вероятно, иракское правительство не почувствовало бы стимула использовать военную силу для урегулирования политических разногласий с миллионами граждан в стране под названием Ирак. Люди, голосовавшие на референдуме, были гражданами Ирака. Соединенные Штаты могли бы убедить Багдад в том, что результаты референдума не приведут автоматически к односторонней декларации о курдской независимости. Это было просто выражение народного мнения.

Почему курды всегда должны угождать другим, подстраиваться под их деятельность? Мы хотим жить в мире со всеми.

Позиция США по всему этому заключается в том, что иракские силы имеют все права участвовать в спорных территориях, например, как Киркук, как и вы, и что иракские силы не напали на вас, а скорее выдвинулись в этот регион, а вы просто отступили. Так что между вашими силами и иракскими правительственными войсками не было конфронтации.

Это неправда. Мы утверждали, что готовы договариваться с Багдадом до и после референдума. Референдум должен был дать нам народный мандат на это. Мы всегда говорили, что судьба Киркука и остальных спорных территорий должна быть решена в соответствии со статьей 140 Конституции Ирака. С нашей стороне не было никакого навязывания нашей воли в определении судьбы этих регионов. Ирак использовал военную силу для изгнания Пешмерга. Это был акт агрессии против собственного народа.

Кажется, есть некоторая путаница относительно того, что на самом деле произошло. Вы сражались с иракскими силовиками?

Конечно. До столкновения в этих регионах происходило наращивание военной силы, и намерение Багдада было совершенно ясным. Несмотря на все призывы официальных лиц региона и партийных лидеров к мирным переговорам, наращивание военной мощи Багдада росло. Вместо того, чтобы вести переговоры с региональным правительством, некоторые элементы в Багдаде договорились с фракцией в ПСК, чтобы заключить сделку о том, каким должны двигаться эти войска. Идея состояла в том, что некоторые из этих сил должны были прибыть на военную базу под названием К1 и к нефтяным месторождениям Киркука. Не было разговоров о том, чтобы переместить этих бойцов в сам город. По-видимому, имели место разные сделки.

Кто их заключил?

Фракция в ПСК. Я не люблю персонализировать. Но хорошо известно, кто и люди это знают. [Примечание автора: Масрур Барзани, скорее всего, ссылается на члена ПСК Бафеля (Павла) Талабани и его мать, Херо Талабани].

Была ли вовлечена какая-либо зарубежная страна?

Иранцы, иракцы из «Хашд аш-Шааби» с фракцией ПСК. И у них были некоторые переговоры с должностными лицами как Соединенных Штатов, так и Соединенного Королевства, и их действия основывались на договоренностях с этими странами. Переговоры шли через посольства в Багдаде.

Участвовала ли Турция в каком-либо заключении сделки по Киркуку?

У меня нет такой информации.

Как вы думаете, без Киркука возможен жизнеспособный независимый Курдистан?

Сама идея независимости — это не только город или регион. Это желание народа, где бы он ни проживал. Киркук важен, и он исторически был частью Курдистана. Теперь это оспорено. Но что сделало иракское правительство со своей стороны для реализации статьи 140 Конституции с 2005 года? То, что будет включать будущая курдское государственное образование, подлежит обсуждению, и у нас есть механизм для урегулирования вопросов о том, что принадлежит кому и где. Проблема в том, что отвергалось само понятие независимости.

Теперь, когда вы потеряли все эти территории, считаете ли вы, что у вас тот же механизм влияния на Багдад, который был до референдума? Каким стимул сегодня для любого иракского лидера вести переговоры с курдами?

Посмотрите на нашу историю последних ста лет. Когда Саддам был у власти, он контролировал весь Курдистан. И что, мы исчезли? Мы не вернулись? Конечно, то, что принадлежит Курдистану, принадлежит Курдистану. Мы никогда не откажемся от нашей земли или благополучия нашего народа.

Считаете ли вы, что нынешняя ситуация в Ираке облегчает возвращение ДАИШ?

Весь мир делает огромную ошибку, думая, что военное поражение ДАИШ уничтожит его идеологию. Террористы потеряли территорию и были побеждены в войне, но они не были уничтожены. Они все еще там и перегруппировались, одновременно совершая нападения. Нужно смотреть на коренные проблемы, приводящие к росту таких террористических организаций. Была ли реальная попытка их решить? Нет. Вместо этого – дискриминация, исключение из разных сообществ, непринятие в качестве равных партнеров. Скажите, где в Ираке стабильно, безопасно, где предоставляются качественные государственные услуги? Где вода, где электричество? Куда делись все деньги? Ирак — очень богатая страна. Это бесхозяйственность по отношению к его богатству и ресурсам и дискриминация в отношении определенных групп, разломали страну. Курдистан был и остается самой безопасной и стабильной частью Ирака. Каждый, кто знает Ирак, согласится с этим.

Существует ли угроза дальнейшей новой агрессии против вас?

Все это части одного и того же плана: саботировать управление регионального правительства.Например, преднамеренное неверное толкование намерений курдов на референдуме. Это был просто голосование, без юридических последствий. Федералы пытались маргинализировать, подрывать и изолировать Курдистан. Конечно, между странами региона велись переговоры, и Багдад направил своих собственных посланников как в Тегеран, так и в Анкару, и они договорились о том, как отреагировать на курдский референдум. Багдад часто говорит о суверенитете страны, что он не согласен с каким-либо вмешательством со стороны других стран, однако именно иракские посланники отправились в соседние страны и попросили их вмешательства в сугубо внутреннюю проблему Ирака.

Идет довольно много разговоров о том, что Анкара и Багдад обсуждают совместную операцию против РПК [Рабочей партии Курдистана] в Шангале. Насколько это вероятно?

Что произойдет, когда новая версия ДАИШ снова появится, и Соединенные Штаты снова постучатся в вашу дверь с просьбой о помощи, не сумев, при этом, защитить вас от иракских сил?

Наша приверженность борьбе с терроризмом не имеет ничего общего с нашими политическими отношениями с любой страной. Независимо от их характера, мы будем продолжать бороться с терроризмом. Если бы мы сражались за кого-то другого, когда нас лишали оружия, это не было бы нашей борьбой. Мы сражались против врага, который поставил Багдада на колени. Мы спасли страну.

Итак, Соединенные Штаты могут продолжать рассчитывать на вас как на союзника?

Конечно, мы союзники, даже если у нас есть разногласия по определенным вопросам, но когда дело доходит до борьбы с терроризмом, мы очень важные и активные члены антитеррористической коалиции.

Администрация Трампа описывает одну из своих главных целей внешней политики как ограничение влияния Ирана. Согласны ли вы с мнением о том, что события, которые развернулись после референдума, с молчаливого согласия Вашингтона, имели обратный эффект?

Давайте просто посмотрим на факты. При всем уважении к Ирану и любой другой стране, справедливо преследующей свои собственные интересы, это не следует толковать как заявление против них. Но с 2003 года по настоящее время влияние Ирана в регионе определенно увеличилось. Они хорошо разыграли свою партию? Я думаю, что да. Использовали ли они возможности, доступные им? Да, они сделали это. Они очень умные игроки и хорошо расширяют свое влияние, и это то, что мы видим сегодня. Я не говорю о нынешних или предыдущих администрациях США, в частности, но каждый раз, когда они, скажем, публично заявляют о своих намерениях, они мало соответствуют реалиям на местах.

Есть ли в этом урок для курдов Сирии?

Ситуация с курдами в Сирии намного сложнее. В Сирии есть и другие внутренние проблемы, а также трудности среди самих сирийских курдов. Но в целом нет политического соглашения между курдами в Сирии и любой другой страной о коалиции против ДАИШ. Курды по природе являются хорошими бойцами, и я думаю, что весь мир воздает им за это честь, будь то в Сирии или Ираке. Сирийские курды хорошо сражались против ДАИШ, и до сих пор их поддерживают только ради продолжения этой борьбы. Возникнут ли ли политические отношения между сирийскими курдами и остальным миром или нет, это другой вопрос. Мы не знаем, и до сих пор мы не видели большого продвижения в этом направлении.

Теперь они также борются с турецкой армией, и недавно мы увидели парламентскую делегацию из Курдистана, приехавшую в Африн, чтобы продемонстрировать солидарность. Есть ли сближение между региональным правительством и администрацией Рожавы?

Позвольте мне прояснить ситуацию. Курды, как народ, не связаны ни с одной конкретной партией или группой. Турция заявляет, что они сражаются с одной конкретной группой, а не с курдами как таковыми. Солидарность, проявленная региональным правительством, не имеет ничего общего с политическими разногласиями или альянсом с той или иной группой.

Есть огромное количество гражданских лиц, к попадающих в эпицентр конфликта. Многие из этих людей имеют отношения с нами, сочувствуют нам [Демократической партии ирака Курдистана]. У нас с ними исторические и политические отношения. Мы — одна нация. Солидарность проявляется с курдским народом. Эти ни в чем не повинные гражданские лица нуждаются в гуманитарной поддержке, и мы готовы оказать любую помощь, которую мы можем облегчить их страдания. Мы против войны, и проблемы, которые могут быть решены мирным путем, должны рассматриваться как таковые.

Готовы ли вы посредничать между Турцией и РПК / YPG ?

Если есть что-то, что мы можем сделать, чтобы спасти невинные жизни, мы обязательно это сделаем.

Раньше вы говорили, что желаете ухода PПК из Шангала. Это все еще верно?

Да, мы считаем, что какая-либо курдская группа или фракция из другой страны, должна сосредоточиться на собственных проблемах в своей собственной стране. Экспорт их проблем в другую страну только усложнит ситуацию.

Это относится и к иранским курдским группам? Мы слышим, как им власти Курдистана отойти от своих позиций вдоль ирано-иранской границы.

Иранские курды, относительно говоря, были более спокойны и положительно отреагировали на призыв КРГ не проводить военные операции против Ирана. Я думаю, что с ними совсем другая ситуация.

Мы отметили, как недавно премьер-министр Нечирван Барзани отправился в Тегеран, и это породило спекуляции о переформатировании ваших отношений со странами региона. Это происходит?

Мы окружены Ираном, Турцией и Сирией, и, конечно же, в Ираке у нас есть свои проблемы. Мы не намерены подпитывать вражду между нашими гражданами и этими странами, которые являющимися нашими соседями. Мы всегда протягивали руку дружбы на основе взаимного уважения и интересов. Пока эти страны не представляют угрозы или не подрывают наши конституционные права, мы готовы работать с ними в целях обеспечения стабильности, процветания и мира в регионе.

Правда ли, что Ваш отец недавно был приглашен президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в Анкару и что он отказался приехать из-за операции в Африне?

Я ничего не слышал об этом.

Как вы оцениваете свои отношения с Турцией после референдума? Что изменилось?

Турция была важным партнером Курдистана. В экономическом плане эта страна – коридор между Курдистаном и остальным миром. В турбулентной ситуации вокруг референдума Турция никогда не закрывала свои границы, и это помогло предотвратить гуманитарный кризис в Курдистане. Это был очень важный жест. Конечно, в отношениях всегда есть напряженность, взлеты и падения, но давайте все-таки вместе смотреть в светлое будущее.

Считаете ли вы, что частично оппозиция Турции к референдуму была обусловлена ​​внутренней повесткой дня президента Эрдогана?

Да, я думаю во многом так и было.

Обратимся к вашей собственной внутренней повестке дня, когда вы собираетесь проводить президентские и парламентские выборы?

Курдистан был за для досрочные выборов, по крайней мере ДПК, правящая партия, призывала к досрочным выборам еще до иракских [парламентских выборов 12 мая], чтобы курды сформировали единый целостный блок и имели бы гораздо большее влияние в Багдаде. Теперь, когда нам не разрешают быть курдами, мы должны быть иракцами, и нам необходимо иметь полные права иракцев, полные конституционные права, нам необходимо создать единый курдский блок. Это то, к чему стремился ДПК. Но, к сожалению, другие партии в Курдистане, (некоторые по политическим соображениям), полагают, что создание собственных коалиции даст им больше голосов. И ПСК не был готов участвовать в выборах перед общеиракским голосованием из-за собственных внутренних проблем. Вот почему они не видели перспективу, будучи ключевым партнером. Они должны были бы поддержать любых решений, которые мы принимали по проведения выборов. Теперь уже слишком поздно, потому что избирательный совету необходимо заранее предупредить, прежде чем будут проведены какие-либо выборы, а срок для этого. Сегодня самое близкое время для наших выборов — это первая неделя сентября.

Кто будет баллотироваться на пост президента? Имеются ли какие-либо кандидаты?

Вопрос о президентстве является предметом переговоров. Нынешний парламент не готов его обсуждать. Нам нужно избрать новый парламент, который будет уполномочен законодательно утверждать новую структуру правительства. Это включает обсуждение роли президента и необходимость его поста вообще, и если он необходим, то каким образом президент должен избираться — непосредственно народом или парламентом.

Так могут ли курды создать общий фронт перед иракскими парламентскими выборами?

Я думаю, что курдский народ ожидает этого от руководства курдских партий. Если какая-либо из них попытается поставить свои личные интересы и повестку выше интересов граждан, они будут привлечены к ответственности. Люди ожидают, что партии отложат в сторону свои склоки и соберутся вместе. Я думаю, что есть реальный шанс достичь этого. Продолжаются переговоры, и ситуация гораздо более благоприятна для единства, чем раньше. Даже несмотря на разнообразие разных кандидатов и групп, идущих на выборы, есть шанс, что они могут сформировать общий фронт. Самой важной частью этих иракских выборов станут сформированные послевыборные коалиции, и многие будут искать альянса с курдами.

Наконец, экономика. Что происходит с аэропортами и как вы будете выживать с потерей нефтяных доходов от Киркука?

Закрытие аэропортов было ненужной санкцией против курдов. Думаю, это было сделано из мести и злобы. И это неконституционно, потому что аэропорты не должны закрываться по политическим причинам. Были переговоры о возобновлении рейсов из Эрбиля и Сулеймании, между Багдадом и Курдистаном. Были разговоры о совместном использовании данных и информации в рамках интегрированной системы баз данных, и мы договорились. Затем был вопрос об иммиграции, визах и таможне. Курдистан согласился со всеми требованиями Багдада, которые были конституционно обоснованы. Но когда у Багдада не оказалось оправданий за то, что они не открывали аэропорты, у него возникли возражения по вопросам безопасности. Он заявил, что аэропорты являются точкой въезда в страну из-за рубежа и подпадают под исключительную юрисдикцию федеральных властей. Курдистан признал, что местные подразделения, которые в настоящее время контролируют и обеспечивают безопасность аэропортов, подотчетны напрямую федеральным властям. Больше нет оправданий, чтобы не открывать аэропорты. Это все политические, и это часть избирательной кампании иракского правительства. Вся нация наказывается только ради того, чтобы оно добилось своей победы на выборах, разыграв националистическую карту. Недавно мы встретились с премьер-министром Абади и другими официальными лицами, и он пообещал, что аэропорты будут скоро открыты. Но мы слышали это слово «скоро» несколько раз раньше. Посмотрим, сдержат ли они свое обещание.

Что касается распределения доходов от нефти и т. д., то это все изложено в Конституции Ирака, и если бы Багдад со своей стороны исполнял договоренности, мы не были бы там, где мы находимся сегодня. Каждый месяц, не выплачиваются зарплаты курдским бюджетникам не переводится в регион положенная Курдистану доля бюджетных ассигнований. Вопрос о том, куда идут эти средства, становится все более актуальным. Будут ли возвращены эти накопленные деньги курдам? Нет счетов условного депонирования. Кто-нибудь спросил Багдад, куда идут эти деньги, которые остаются невыплаченными с 2014 года?

А как насчет внутренне перемещенных иракцев, правительство не направляет какие-либо средства для их поддержки?

Барзани: Нет, это не так, и, кстати, почему люди все еще бегут из остальной части Ирака и продолжают жить в палатках, в лагерях в иракском Курдистане? Это из-за продолжающегося отсутствия безопасности в их родных городах и деревнях, и потому что Курдистан по-прежнему является самой безопасной, самой свободной и самой безопасной частью Ирака.

Мусульмане всего мира отметили ‘Ид аль-Фитр - праздник разговения и окончания поста. Готовясь к торжеству, люди покупают новую одежду, продукты, подарки, готовясь к приему гостей в уютном семейном кругу или к веселым дружеским посиделкам в ресторане. Но, увы, мусульманский мир сегодня сотрясают такие беды, что для некоторых людей светлая и радостная дата покрылась копотью и запахом слез и смерти…

Багдад , суббота, центр города. После вечерних намазов и ифтар а на улицах царит привычное для ближневосточных городов оживление, свойственное этой особой поре - месяцу Рамадан . Довольные и насытившиеся, люди толпами наводняют улицы, и начинаются массовые гуляния. Из мечетей разносятся протяжные и напевные звуки айатов Священного Корана, кафешки, днем наглухо закрытые и пустующие, наполняются веселыми людьми и звоном столовых приборов. Уже совсем скоро праздник, и многие мусульмане направляются в торговые центры, чтобы купить подарки родным и друзьям, а также одежду - ибо в ‘Ид аль-Фитр желательно (мустахабб ) надевать новое.

Именно в одном из лучших торговых центров Багдада, расположенном вблизи крупной мечети в районе Эль-Каррада , и случилось непоправимое горе. В Эль-Карраде, славящейся самыми модными магазинами и множеством популярных ресторанов, взлетел на воздух автомобиль, под завязку начиненный взрывчаткой. Это произошло рядом с торговым центром «Хади» , где мусульмане совершали покупки.

В результате взрыва погибли 213 человек, еще более 200 получили ранения .

Не исключено, что число жертв увеличится, что кто-то еще умрет от ран и ожогов в больницах. Взрыв был страшным: от сдетонировавшего устройства начался большой пожар, и многие люди не погибли мгновенной смертью от осколков и ударной волны, а просто сгорели заживо, жутко и мучительно. Некоторые тела обуглились до такой степени, что их до сих пор не могут опознать, а некоторые другие - сгорели дотла, до пепла, и родным даже нечего похоронить.

Многочисленные очевидцы утверждают, что взрыв был не только страшным, но и странным. После него не образовалось никакой воронки, а асфальт расплавился от чудовищной температуры. Огонь был как фонтан - никто не мог подойти. По непроверенным слухам, циркулирующим по Багдаду, посетители торгового центра были блокированы в объятом пламенем помещении; кроме того, многие слышали звуки выстрелов, которыми добивали несчастных людей - что уже делает багдадскую трагедию похожей на одесскую, ту, что произошла 2 мая 2014 года в Доме профсоюзов.

Специалисты уже говорят, что в Багдаде использовалась напалмовая бомба с фосфором. А такие бомбы есть только у США, Израиля и России. Многие в Ираке видят в этой трагедии отчетливо заметный американо-израильский след.

Есть в ней, впрочем, и след местной коррупции. Опять же, по свидетельству очевидцев, машина, начиненная взрывчаткой, выехала из двора особняка чиновника-суннита, откровенно сочувствующего ИГИЛ*. После трагедии около его дома стали собираться разгневанные родственники, но чиновник успел ретироваться из страны. Не потому ли, что ему помогли со срочной эвакуацией?

Большинство погибших - мусульманская молодежь. Теракт прогремел в шиитском районе Багдада, и все жертвы - мусульмане-шииты. Почему-то в энном количестве извращенных умов возникло убеждение, что если часть мусульман иначе трактуют Священный Коран и некоторые эпизоды истории Ислама, то с ними допустимы вот такие методы «диалога». И не важно, что эти люди точно так же совершают пост, молятся в сторону той же самой киблы, прилежно читают ту же самую Книгу Аллаха, не отличающуюся ни на харф, ни на огласовку.

Возникает риторический вопрос: если вы утверждаете, что вы на истинном пути, почему же вы испытываете к оппонентам такую патологическую ненависть и такой животный страх, что, не желая даже попытаться доказать ему свою правоту и привести свои доводы, вы просто с неимоверной жестокостью убиваете этих мусульман, гордясь и наслаждаясь конвульсиями и мучениями своих жертв?

Дело тут вовсе не в шиитско-суннитском вопросе. С таким же звериным сладострастием фанатики-такфиристы убивают и суннитов, если им кажется, что те с ними в чем-то не согласны. Получили широкое распространение кадры из Сирии , на которых члены одной из бесчинствующих там банд останавливают двух простых работяг, отправляющихся на заработки. На вопрос, к какому течению Ислама они принадлежат, те отвечают, что они Ахл ас-Сунна. Такфиристы не унимаются и требуют доказательств. Те произносят шахаду. Такфиристы продолжают допрос. Вдруг в ответе про халифат, когда работяги говорят что-то в духе «мы далеки от этих политических споров, мы просто кормим свои семьи», боевикам что-то не нравится. И они просто пускают этим работягам пули в лоб. Вот так легко, оказывается, можно лишить жизни собственных же братьев-суннитов, только что произнесших шахаду. Ответственности в Судный День эти «муджахиды» почему-то не боятся.

И таких диких эпизодов на Ближнем Востоке сейчас - сотни. Недавно трое фанатиков валили всех без разбора в аэропорту Стамбула , просто тупо расстреливали из калашей случайных людей - при том, что Турция не просто суннитская страна, она еще и активный спонсор антиасадовских выступлений в Сирии!

Потом под раздачу попали невесть чем провинившиеся христиане из ливанской деревни Эль-Каа , которые в сирийском конфликте держали, можно сказать, нейтралитет. Но для их убийц умерщвление христиан - Людей Писания согласно Книге Аллаха! - уже является «благим делом». «Лучше» этого может быть только убийство мусульман-шиитов.

И они реализовали это в Багдаде. А после - еще и в Пресветлой Медине , близ Мечети Пророка (с), и после этого теракта возник вопрос, есть ли в этом мире для этих людей, называющих себя мусульманами, вообще что-то святое и неприкосновенное. И вот, наконец, еще один взрыв в 70 км к северу от Багдада, в районе шиитского святого места - гробницы сейида Мухаммада, и в нем погибло еще больше людей - 292 человека!

Как тут не вспомнить слова лидера ливанской Хизбаллы сейида Хасана Насраллаха, произнесенные им в День аль-Кудс: "Такова идеология ИГИЛ*, равно как и идентичная ей идеология Ан-Нусры* и Аль-Каиды*, в основе которой лежит саудовский ваххабизм...это идеология такфиризма: они обвиняют в неверии всякого, кто не согласен с ними...Для них "Месяц Милости - это месяц кровопролития", и в этот месяц они попытались убить максимум людей, насколько это возможно...Вот их идеология, в русле которой они издают глупые фетвы и разрешают сыновьям лишать жизни своих матерей, отцов, братьев и сестер лишь потому, что они не согласны с ними".

Эти верные и точные, как диагноз, слова генеральный секретарь Хизбаллы произнес ровно за сутки до страшной багдадской трагедии...

Когда мы читаем о терактах и катастрофах, унесших жизни каких-то абстрактных людей, чьи лица мы не видели и чьи имена нам не знакомы - для многих из нас это сухая статистика. Иное дело - когда гибнут друзья друзей и знакомые знакомых.

В моей френд-ленте есть русская женщина Лена, которая вот уже несколько десятков лет замужем за иракцем-шиитом. Она живет в Хилле, расположенной в 120 км от Багдада. Она приняла Ислам, в Ираке выросли трое ее детей, ее дочь недавно вышла замуж, и родилась чудесная внучка.

Именно Лена в подробностях рассказала нам всем о трагедии. Беда, случившаяся в Багдаде, коснулась всех и в Хилле. «У нас не будет праздника» - с горечью сказала она. У двоих ее детей в том взрыве погибли близкие друзья и знакомые.

У ее дочери есть две подруги. И одна из них во взрыве потеряла всю свою семью - родителей, двоих братьев и сестру. Тело сестры до сих пор не найдено. Саму подругу от смерти спасло лишь то, что она вышла замуж за парня из Хиллы и уехала из Багдада, а так наверняка она была бы там, вместе со своей семьей.

У другой подруги в этом теракте погиб жених. Красивый, умный, прекрасно учился в университете. С фотографии на нас смотрит молодой человек с правильными чертами лица, аккуратной бородой, светлокожий, в элегантном праздничном фраке, белоснежной рубашке и с франтовской бабочкой на шее.

Он был гордостью своих родителей и их надеждой. С подругой дочери Лены у них была большая и взаимная любовь, и они очень долго ждали свадьбы и готовились к ней. Свадьба должна была состояться на второй день праздника ‘Ид аль-Фитр. В торговом центре «Хади» жених покупал свадебные подарки для любимой. Теперь его жизнь оборвалась взрывом. У девушки - тяжелейший эмоциональный шок и нервный срыв.

Посмотрите на этот радостный, позитивный снимок. Молодая, симпатичная, нарядная иракская мама с пухленькими щечками кокетливо позирует с дочуркой - видимо, перед отцом семейства.

Это фото было найдено в мобильном телефоне, обнаруженном иракскими пожарными на месте разбора завалов все того же обгоревшего и разрушенного взрывом и пожаром торгового центра. Это последнее фото мамы и дочери, погибших в этом страшном теракте. Вскоре после того, как это фото было сделано, эти люди сгорели заживо. У посольства Ирака в Москве - несколько начавших подсыхать гвоздичек. Мир показательно лил слезы по Шарли, мир дружно солидаризовался с Парижем и Брюсселем, но почему-то ценность жизни людей в других регионах намного ниже. Такова природа снобизма жителей более сытых и благополучных стран.

Еще совсем недавно эти люди, веселые и нарядные, молодые и здоровые, держали пост, разделяли со своими близкими ифтар, выстаивали в дополнительных намазах в Ночи Кадр, читали пространные ду‘а, взывали к Всевышнему, были среди нас, а сегодня они уже ушли из этого мира так скоропостижно, что от многих из них не осталось даже физического следа и останков, которые можно было бы предать земле.

Наверняка многие из них, входя в месяц Рамадан, не предполагали, что не выйдут из него.

Меж тем, в голове крутятся только такие мысли - что и где они еще взорвут? Где они еще откроют огонь из автоматов по случайным прохожим? В этот месяц Рамадан они всеми силами попытались собрать урожай из смертей, усеяв ими именно мусульманские страны. Кто верховодит этими людьми и в каких целях? Вопрос риторический, и то, какое оружие использовалось в багдадском теракте, указывает на кукловодов, дергающих обезумевших фанатиков за ниточки.

Чья кровь еще прольется, чьи тела сгорят или разлетятся на мелкие ошметки только потому, что орды больных на всю голову отморозков считают, что убийство случайных людей из числа инакомыслящих является «джихадом» и в высшей степени «поощряемым» делом? Какое это имеет отношение к настоящему Исламу - вопрос также риторический.

В Священном Коране сказано: «Кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (К, 5:32). В Исламе есть смертная казнь за убийство (если только родственники не помилуют убийцу) и за ряд других преступлений, но ее можно осуществлять только по приговору компетентного исламского суда. За что таким чудовищным и жестоким образом были убиты случайные люди из числа мусульман, пришедшие за покупками в канун исламского праздника? Какой именно закон Шариата позволяет совершать такие вещи? Какой исламский закон позволяет наказывать сожжением заживо даже тех людей, которые теоретически подлежат смертной казни? А тем более - как можно массово истреблять невинных людей просто за иные взгляды, за то, что они иначе держат руки в намазе или следуют иной школе богословия и фикха? Да еще и в Священный Месяц?

Конгломерат западных разведок и сильных мира сего искусно взрастил весь этот такфиристский террористический интернациональный гадюшник, чтобы утопить мусульманский мир в крови и межмазхабных противоречиях, ослабить его, уничтожить его лучший генофонд в таких вот терактах и в сражениях против банд террористов. А под шумок - выкачивать из него нефть и газ, размещать там свои базы, разделять и властвовать, ввергая местное население в нищету, междоусобную вражду и отсталость. Им не нужно, чтобы в исламском мире открывались университеты, совершались научные открытия, писались умные книги, снимались глубокие фильмы, распространялись труды по философии. Для них идеально - чтобы там господствовали фанатики, убежденные, что «дозволены жизнь, женщины и имущество утверждающего, что Земля круглая», и жгущие учебники по «мерзкой кяфирской физике». Леди и джентльмены в прекрасной брендовой одежде, с отточенными манерами, живущие на ухоженных улицах и ездящие на автомобилях класса «люкс», не гнушаются тем, чтобы сбросить пару бомбочек на города «отсталых стран третьего мира» или подослать туда парочку марионеток со взрывными устройствами, потому что, как им кажется, это служит «стратегическим интересам» их стран. Как бы дорого и роскошно они ни выглядели снаружи, эти люди - не меньшие, а то и большие чудовища, чем безмозглые фанатики, полагающие, что «Ислам» велит им убивать как можно больше людей.

Прошел ‘Ид аль-Фитр, и во многих семьях накрыты столы, а на столах будет чай, ароматные эчпочмаки, кутабы, запеченные куры и бараньи ноги. Мусульмане будут радоваться и праздновать окончание поста. И это - хорошо. Это - естественно. Никто не призывает отменять праздник, учрежденный Самим Аллахом. Но давайте во время застолий не будем забывать тех людей, которые от имени «Ислама» были убиты безо всякой вины и не по праву. И прочитаем за них «Аль-Фатиху».

Анастасия (Фатима) Ежова

Сокращенная версия статьи опубликована на сайте проекта "Мусульманка"