Болезни Военный билет Призыв

Как звали поэта саша черный. Интересные факты из жизни саши черного

Саша Черный

русский поэт-сатирик

Саша Черный - псевдоним знаменитого сатирика Александра Михайловича Гликберга . Псевдоним был взят из самой плоти жизни.

Саша родился 13 октября 1880 года и вырос в Одессе, в большой еврейской семье, где было пятеро детей, из которых двое были Сашами. Светленького звали белым, а темненького черным. Из-за существовавшего тогда в гимназиях лимита учеников-евреев, Саше было невозможно поступить в гимназию. А когда родители внезапно решили крестить всех детей, учиться, по мнению Саши, было уже и поздно. Он сбежал в Петербург, но вскоре понял, что в одиночку ему там не выжить. На письма родители не отвечали, давая Саше понять, что он сам выбрал свой путь. От голодной смерти Сашу спас богатый житомирский чиновник, принявший его в свою семью. Вся дальнейшая биография Саши Черного – это биография поэта-сатирика.

В 1905-1906 годах он активно сотрудничал с разными сатирическими журналами: «Альманах», «Журнал», «Молот», «Маски», «Леший». Но одна из его публикаций в «Зрителе» от 27 ноября 1905 года произвела такой скандал, что журнал закрыли. Первый же сборник стихов Черного «Разные мотивы» (1906) был арестован. Чтобы избежать ареста самому, он вместе с женой уехал в Германию, где создал цикл лирических сатир «У немцев», стихотворения «Карнавал в Гейдельберге», «Корпоранты» и др. Резко возрос уровень его поэтического мастерства, расширился кругозор, что позволило ему вскоре после возвращения из-за границы занять место одного из поэтических лидеров в петербургском еженедельнике «Сатирикон», где Саша Черный наконец нашел свою нишу. Его стихи в ту пору буквально заучивали наизусть, настолько они были злободневны.

В 1910 году вышел сборник «Сатиры», объединивший циклы стихотворений, опубликованных ранее, которые высмеивали российского обывателя и пошлость окружающего его мира. Затем вышла вторая книга стихов - «Сатиры и лирика» (1911). Печатался поэт и в других изданиях - в газетах «Новый день», «Киевская мысль», «Русская молва», «Одесские новости», журналах «Современный мир», «Аргус», «Солнце России», альманахе «Шиповник». Искал опору в искусстве, природе, детях, народном быте, создавая циклы лирических миниатюр о деревне («Северные сумерки», «В деревне» и др.), писал прозаические произведения - «Люди летом» (1910), «Первое знакомство» (1912) и др. Еще одним направлением творчества Черного являлись стихи для детей, которые он писал с 1911 года, а в 1912 году принял участие в созданной по инициативе М.Горького «Голубой книжке» и в детском альманахе «Жар-птица». Пробовал он себя как переводчик с немецкого, готовя к печати «Книгу песен» Г.Гейне (1911), «Избранные рассказы» Г.Сафира (1912), переводы Р.Демеля, К.Гамсуна и др. С началом Первой мировой войны «рядовой Гликберг» подался служить в полевой госпиталь.

Его впечатлительность чуть не лишила его рассудка и жизни. Только любящая жена и возможность выплескивать впечатления на бумагу спасли поэта. Впечатления, полученные на фронте, легли в основу цикла стихотворений «Война». После октябрьского переворота он покидает Россию в числе первых эмигрантов. Это решение сильно продлило ему жизнь и дало возможность радовать читателей своими книгами ещё много лет. Сначала Черный жил в Вильно, где им были написаны стихи о Литве, цикл «Русская Помпея», в котором поэт признается, что для него «нет путей назад», а также книга детских стихов «Детский остров». В 1920 году поэт перебрался в Берлин, где более двух лет работал в издательстве «Грани», «Русской газете» и «Руле», в журналах «Сполохи», «Воля России», редактировал литературный отдел журнала «Жар-птица». Тогда же выходит его третья книга сатир «Жажда», ставшая завершением творчества Черного-поэта.

С 1924 года Александр живет в Париже, теперь в его творчестве все большее место занимает проза: многочисленные книги для детей («Библейские сказки», «Сон профессора Патрашкина», «Белка-мореплавательница», «Румяная книжка», «Дневник фокса Микки», «Серебряная елка» и др.), повесть «Чудесное лето», «Несерьезные рассказы», «Солдатские сказки», поэма «Кому в эмиграции жить хорошо» и другие произведения.

Летом 1930 года Саша Черный с женой поселился в маленьком домике на юге Франции (Ла-Фавьер, близ Лаванду), где и умер 5 августа 1932 года на 52-м году жизни - перенапряг сердце, помогая соседям тушить пожар.

На его могильной плите высечена строка из стихотворения Пушкина: «Жил на свете рыцарь бедный». Александр Михайлович на самом деле походил на того самого бедного рыцаря. Беспощадный в своей сатире, в жизни он был очень душевным и добрым человеком. Он не мог оставаться в стороне от чужой беды.

Саша Чёрный, настоящее имя Александр Михайлович Гликберг, родился в Одессе, в октябре 1880 года - русский поэт Серебряного века, прозаик, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворений, прозаик, переводчик.

Родился Саша в семье провизора - семье, можно сказать, зажиточной, но малокультурной. Счастливым детство Саши не назовешь. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, не входя в разбирательство, их наказывал. В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша.

Блондина называли «Белый», брюнета - «Чёрный». Отсюда и псевдоним.

То, что Саша Черный состоялся как поэт, и то, что 1908-1911 годы стали его «звёздным часом», - величайшая заслуга «Сатирикона». Поэту не пришлось унизительно обивать редакционные пороги, ему сразу была предоставлена возможность выйти к широкому, поистине всероссийскому читателю. С 1908 - один из ведущих поэтов журнала «Сатирикон».

Его саркастические, но отнюдь не лишенные нежности стихи, появившиеся в «Сатириконе» (1908), сразу принесли ему популярность и, безусловно, оказали влияние на раннего Маяковского.

Маяковский знал наизусть почти все стихи Чёрного и часто декламировал их. Саша Черный по настоянию Чуковского написал и для детей 25 стихотворений.

Органический синтез сатиры, мягкого юмора и лиризма, обнаженно резкий стиль и нарочитый антиэстетизм виртуозного стиха Саши Чёрного, его принципиальная антибуржуазность, выдвинули поэта в ряд наиболее оригинальных художников Серебряного века.

Гете и Шиллер на мыле и пряжках, На бутылочных пробках, На сигарных коробках И на подтяжках… Мещане торгуют титанами... На могилах, 1912 В 1914-1917 годах он был солдатом при полевом лазарете. В марте 1917г. Временным правительством назначен заместителем комиссара Северного фронта. После Октябрьской революции (которую Чёрный не принял, несмотря на предложения большевиков возглавить газету в Вильно) осенью 1918 уехал в Прибалтику.


В 1920 году Саша переехал в Берлин, работал в берлинском журнале «Жар-птица», а в 1924 году Саша Чёрный приехал в Париж. где сотрудничал в газетах «Последние новости», парижском «Сатириконе», «Русской газете» и др. периодических изданиях, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступая со стихами перед русскими слушателями.

В 1929 году приобрёл участок земли на юге Франции, в местечке Ла Фавьер, построил свой дом, куда приезжали и где подолгу гостили русские писатели, художники, музыканты. Писал он в этот последний период своей жизни много и разнообразно. Написал поэму «Кому в эмиграции жить хорошо» (1931-1932), прозаические «Солдатские сказки» (1933), написанные в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма, близкого к сказу Н.С. Лескова и М.М. Зощенко.

Среди других его произведений — поэма «Ной» (1914г.), печально предрекающая современному поколению новый «всемирный потоп».

Выпустил прозаический сборник «Несерьёзные рассказы» (1928), с «лёгкой улыбкой, беззлобным смехом, невинной проказливостью» (А.И. Куприн) воскрешающий петербургский, московский и провинциальный быт старой России, издалека видящейся Чёрному безвозвратно потерянным раем; по тональности близкая ему повесть «Чудесное лето» (1929); многочисленные рассказы о скудном быте, материальных лишениях и моральном унижении эмигрантской жизни. Он оставил также переводы из Г. Гейне, Р. Демеля, К. Гамсуна и др.

Высшая точка посмертного признания таланта Саши Чёрного - это создание Шостаковичем музыки на цикл его стихов.

Саша Чёрный скончался от сердечного приступа 5 августа 1932 года на 53 году жизни. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме, придя домой, слёг и больше не поднялся.

Говорят, когда он умер, его собака Микки легла к нему на грудь и скончалась от разрыва сердца.

В.Набоков в прощальном слове сказал с грустью и нежностью: «Осталось несколько книг и тихая прелестная тень».

__________________________________________

Молитва

Благодарю тебя, создатель, Что я в житейской кутерьме Не депутат и не издатель И не сижу еще в тюрьме. Благодарю тебя, могучий, Что мне не вырвали язык, Что я, как нищий, верю в случай И к всякой мерзости привык. Благодарю тебя, единый, Что в Третью Думу я не взят,— От всей души, с блаженной миной Благодарю тебя стократ. Благодарю тебя, мой боже, Что смертный час, гроза глупцов, Из разлагающейся кожи Исторгнет дух в конце концов. И вот тогда, молю беззвучно, Дай мне исчезнуть в черной мгле,— В раю мне будет очень скучно, А ад я видел на земле.

____________________________________________________

Два желания

1 Жить на вершине голой, Писать простые сонеты... И брать от людей из дола Хлеб вино и котлеты. 2 Сжечь корабли и впереди, и сзади, Лечь на кровать, не глядя ни на что, Уснуть без снов и, любопытства ради, Проснуться лет чрез сто.

_______________________________________________________

Споры

Каждый прав и каждый виноват. Все полны обидным снисхожденьем И, мешая истину с глумленьем, До конца обидеться спешат. Эти споры - споры без исхода, С правдой, с тьмой, с людьми, с самим собой, Изнуряют тщетною борьбой И пугают нищенством прихода. По домам бессильно разбредаясь, Мы нашли ли собственный ответ? Что ж слепые наши "да" и "нет" Разбрелись, убого спотыкаясь? Или мысли наши - жернова? Или спор - особое искусство, Чтоб, калеча мысль и теша чувство, Без конца низать случайные слова? Если б были мы немного проще, Если б мы учились понимать, Мы могли бы в жизни не блуждать, Словно дети в незнакомой роще. Вновь забытый образ вырастает: Притаилась Истина в углу, И с тоской глядит в пустую мглу, И лицо руками закрывает...

______________________________________________________

Саша Черный (настоящее имя Александр Михайлович Гликберг) родился 1 октября 1880 года в городе Одесса. В семье провизора было 5 детей, двое из которых были Саши. Блондин и брюнет, «Белый» и «Черный». Так и появился псевдоним.
Мальчик стал гимназистом в возрасте десяти лет. Чтобы Саша смог поступить учиться вне «процентной нормы» для евреев, отец крестил его. Но учеба давалась Саше с трудом, его неоднократно отчисляли за неуспеваемость. В 15 лет мальчик сбежал из дома, начал бродяжничать и вскоре оказался без средств к существованию. Отец и мать перестали отвечать на его просьбы о помощи. О судьбе Саши случайно узнал журналист и написал об этом статью, которая попала в руки крупного житомирского чиновника К. Роше. Роше был растроган этой печальной историей, и взял юношу к себе в дом. Так Саша попал в Житомир.
Но и здесь будущий поэт гимназию не закончил, на этот раз - из-за конфликта с директором. Сашу призвали на воинскую службу, где он отслужил два года.
Далее Александр оказался в местечке Новоселицы (на границе с Австро-Венгрией), где поступил работать в местную таможню.
Вернувшись в Житомир, он начал работать в газете «Волынский вестник». Здесь напечатан его «Дневник резонёра», подписанный «Сам по себе». Однако газета быстро закрылась. Молодой человек, уже увлекшийся литературой, решает переехать в Петербург. Здесь Сашу приютили родные Константина Роше. Александр служил чиновником на Варшавской железной дороге. Его начальницей была Мария Ивановна Васильева. Несмотря на то, что она была старше Саши на несколько лет, они сблизились и в 1905 году поженились. Александр Гликберг оставил работу в конторе и целиком отдался литературному творчеству. Так он стал Сашей Черным.
Первое же его стихотворение «Чепуха», опубликованное под никому не известным псевдонимом, привело к закрытию журнала "Зритель", в котором оно было опубликовано, и распространилось в списках по всей стране. Стихи Саши Черного – и саркастические, и нежные, приобрели всероссийскую популярность. Корней Чуковский писал: «…получив свежий номер журнала, читатель, прежде всего, искал в нем стихи Саши Чёрного».
В 1906 году вышел в свет сборник стихов «Разные мотивы», который вскоре был запрещен цензурой из-за политической сатиры.
В 1910-1913 годах поэт писал детские книги.
В 1914 году Александр ушел на фронт, служил в 5-й армии рядовым при полевом лазарете и работал как прозаик. Однако, не выдержав ужасов войны, впал в депрессию и был помещен в госпиталь.
После Октябрьской революции осенью 1918 года Александр уехал в Прибалтику, а в 1920 году – в Германию. Некоторое время поэт жил в Италии, потом в Париже. На юге Франции провел он и последние годы жизни.
В эмиграции Саша работал в газетах и журналах, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступал со стихами перед русскими слушателями, выпускал книги. Особое место в его творчестве теперь занимала проза, адресованная и взрослым, и детям.
Смерть Саши Черного была внезапной и неожиданной: рискуя жизнью, он помогал соседям тушить пожар, а потом, уже дома, у него произошел сердечный приступ. Умер Саша Черный во Франции в местечке Лаванду 5 июля 1932 года. Ему было всего 52 года.

Когда его спрашивали: "Почему вы взяли себе такой странный псевдоним – Саша Черный ?", он спокойно отвечал: "У меня два брата и две сестры. Одна из сестер тоже Саша, и она блондинка. А я брюнет".

13 октября 1880 года в семье одесского провизора Михаила Гликберга родился сын, названный Александром.

Первые десять лет мальчик жил так, как жили почти все дети из относительно образованных и интеллигентных (по понятиям того времени и особенно места) семейств. Ничем особо по дому занят не был, слонялся по городу, читал книжки, ходил на рыбалку, знался с уличными мальчишками… Единственное отличие состояло в том, что отец, человек педантичный и не любивший небрежность, научил его правильному русскому языку.

Ситуация круто изменилась, когда Саше Гликбергу исполнилось десять лет. Он был удивлен, когда отец предложил ему принять православное крещение. Гликберги религиозным рвением не отличались, в синагогу ходили неаккуратно, за что их поругивали - а после такого события провизор мог лишиться половины клиентов и растерять почти всех друзей и знакомых.

Но отец был настойчив. Он очень хотел дать сыну образование, а для этого требовалось преодолеть так называемый "трехпроцентный барьер" - в числе учеников гимназий и студентов университетов евреи могли составлять не более трех процентов.

Саша Гликберг крестился. Поступил в гимназию. И не оправдал надежд отца – учился плохо, несколько раз его отчисляли за неуспеваемость, в конце концов полный гимназический курс он так и не одолел. Учителя ссылались на его "плохую память" и "мечтательность характера".

В 15 лет он от тоски сбежал из дому. Разгневанный отец не отвечал на его письма. Крупный чиновник из Житомира, некто Роше, принял участие в судьбе юного бродяги, взял к себе в дом и определил в местную гимназию. Однако и там Саша Гликберг не нашел общего языка с начальством и гимназического аттестата не получил.

В 21 год по закону его призвали в армию. Как грамотный православный с неполным средним образованием, он служил не 7 лет, а всего два года вольноопределяющимся (кандидатом в офицеры). Но нацеплять погоны не захотел, после службы устроился в таможню.

Самообразовательным порядком Александр Гликберг неплохо изучил иностранные языки, обрел познания исторические и филологические, даже прослушал курс лекций в Гейдельбергском университете как вольнослушатель. Но основным его занятием с 1904 года была литература: печататься он начал в губернской газете города Житомира под псевдонимами "Сам по себе" и "Мечтатель". Очень быстро выяснилось, что он никакой не мечтатель, а самый настоящий сатирик и юморист.

Житомирская газета закрылась, и Саша Гликберг решил перебраться в Петербург. Роше, его покровитель, в очередной раз помог ему поступить на работу в управление Варшавской железной дороги. Там, в железнодорожной конторе, он "вышел замуж" за свою непосредственную начальницу Марию Ивановну Васильеву, о чем впоследствии жалел. Зато смог бросить службу и предаться литературной работе на многочисленные петербургские сатирические журналы, самый известный из которых – "Сатирикон".

Первое стихотворение, напечатанное от имени Саши Черного, "Чепуха" вся Россия читала в списках. Сейчас нам его понять трудно, уж очень оно злободневное, связанное с событиями своего времени, но в ту пору эффект был огромный.

В 1914 году Саша Черный ушел на войну. Получил тяжелое психологическое потрясение от окопной жизни, впал в депрессию, заболел, попал в госпиталь. Поправившись, служил санитаром.

Весной 1917 года министр юстиции Временного правительства А.Ф. Керенский по рекомендации назначил "литератора и журналиста Гликберга-Черного" заместителем правительственного комиссара Северного фронта. Со столь высоким постом Саша Черный тоже не справился. Большевистский переворот не принял, хотя его обихаживали, предлагали стать главным редактором газеты в Вильно. Осенью 1918 года он уехал в Прибалтику, затем в Германию, Италию и в конце концов очутился в Париже.

В эмиграции Саша Черный жил одиноко и бедно. Не нищенствовал, но редко бывал вполне сыт. Литературное сотрудничество в эмигрантских изданиях приносило гроши, гонорары от написанных им многочисленных книг прозы тоже были мизерны. Он вступил в кооператив русских эмигрантов, которые купили на юге Франции участок земли и попытались организовать там русскую колонию. Начинание успехом не увенчалось, кооператоры плохо представляли себе жизнь на земле, да никто из них и не знал крестьянского труда.

5 июля 1932 года один из домов колонии загорелся. Саша Черный первым прибежал тушить пожар, а через час его сразил сердечный приступ.


Андрей Кротков

Крещеный отцом в возрасте 10 лет, чтобы иметь возможность поступить в гимназию вне "процентной нормы", Саша Черный обучения не закончил (неоднократно отчислялся за неуспеваемость).

В 1900-е гг. активно сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах "Зритель", "Молот", "Маски", "Сатирикон" и др. В 1902-1904 гг. служил в Новоселицкой таможне. Начал печататься в Житомире в 1904 г. в газете "Волынский вестник".

С 1905 г. - чиновник в Петербурге, где, благодаря женитьбе на ученице видного профессора философии Александра Введенского и родственнице известных купцов Елисеевых, получил возможность заняться самообразованием.

Известность Черному принесла дерзкая политическая сатира "Чепуха" ("Зритель", 1905). Первый сборник стихов поэта "Разные мотивы" (1906), содержащий наряду с лирикой литературные и политические юморески, был запрещен цензурой. Спасаясь от судебной ответственности, поэт уехал в Германию, в 1906-1907 гг. слушал лекции в Гейдельбергском университете.

Вернувшись в 1908 г. в Россию, он стал постоянным сотрудником журнала "Сатирикон" (с 1911 г. - "Новый Сатирикон"). Особую популярность Саше Черному принесли книги "Сатиры" (1910) и "Сатиры и лирика" (1911).

Порвав в 1911 г. с "Сатириконом", отходившим от злободневной политической сатиры, Черный перешел при содействии Максима Горького в журнал "Современник" , опубликовал в нем несколько фельетонов в стихах на актуальные социально-политические темы.

В это же время стал печататься в газетах "Киевская мысль", "Русская молва", в журналах "Современный мир", "Аргус", "Солнце России", также он выступал как детский писатель (книги "Тук-Тук", 1913, "Живая азбука", 1914).

В 1914 г. Черный добровольно ушел на фронт. В марте 1917 г. Временным правительством он был назначен заместителем комиссара Северного фронта. После Октябрьской революции (которую Черный не принял, несмотря на предложения большевиков возглавить газету в Вильно) осенью 1918 г. он уехал в Прибалтику (где были созданы стихи о Литве и цикл "Русская Помпея"); в 1920 г. - в Берлин; со второй половины 1923 года до начала 1924 года он жил в Италии (впечатления от Вечного города отразились в лирических и юмористических миниатюрах "Из римской тетради" и "Римские офорты"). В 1923 г. вышла книга его стихов "Жажда".

С 1924 г. Саша Черный жил в Париже, сотрудничал в газетах "Последние новости", парижском "Сатириконе" и других периодических изданиях, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступая со стихами перед русскими слушателями.

В 1927 г. он вошел в группу эмигрантов, которая на паях приобрела земельный участок и основала русскую колонию в поселке Ла-Фавьер в Провансе. Здесь, на юге Франции, Саша Черный провел последние годы жизни.

В 1931-1932 гг. Черный написал поэму "Кому в эмиграции жить хорошо".

Среди других его произведений - поэма "Ной" (1914), стихотворный цикл "Война" (1918), стихи, повести, рассказы (книга "Сон профессора Патрашкина", 1924; "Дневник фокса Микки", 1927; "Кошачья санатория", 1928; "Белка-мореплавательница", 1933 и др.) и пьеса "Возвращение Робинзона" (1922); произаический сборник "Несерьезные рассказы" (1928).

Особое место в творчестве Черного занимают "Солдатские сказки" (опубликованы в 1933 г.), написанные в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма. Писатель оставил также переводы из Генриха Гейне, Рихарда Демеля, Кнута Гамсуна и др. Цикл музыкальных произведений на слова Саши Черного создал Дмитрий Шостакович.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников