Болезни Военный билет Призыв

Какие ценности должны быть у будущего психолога. Общественная ценность труда

Интерес к проблеме ценностей обостряется в переломные периоды жизни общества. Таковой является и современная эпоха, когда происходят динамичные социальные трансформации, глобальные природные и техногенные катастрофы, обусловливающие поиск смыслов, стержневых ценностных оснований существования человека как на уровне мировой цивилизации, российской государственности, так и на уровне самосознания конкретного человека, осуществляющего жизнедеятельность в изменяющемся мире. Поиск ценностных ориентиров осуществляется также и в сфере образования, отвечающей на вызовы современности.

Выдающийся философ ХХ-го в. Э. Фромм писал, что «самосознание, разум и воображение – все эти новые свойства человека… требуют создания такой картины мира и места человека в нем, которая имеет четкую структуру и обладает внутренней взаимосвязью... Человеку необходима система координат, жизненных ориентиров, ценностных ориентаций , без которой он может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно... Потребность в наличии жизненных координат включает также и необходимость цели, которая указывает ему, куда он должен идти. Мир для человека имеет определенный смысл, и совпадение его собственной картины мира с представлениями окружающих его людей является для него лично критерием истины» . Э. Фромм утверждал, что нет ни одной такой культуры, которая могла бы обойтись без подобной системы ценностных ориентаций, или координат, в обязательном порядке есть она и у каждого индивидуума. Ценности усваиваются человеком в процессе социализации, получения образования, когда формируются самосознание, мировоззрение, профессиональная позиция и идентичность личности.

Система ценностных координат необходима для реализации субъектом профессиональной деятельности, особенно тех ее видов, которые имеют непосредственное отношение к человеку как объекту труда.

Учитывая, что имеющая самое прямое отношение к человеку профессиональная деятельность психолога получила в последнее пятнадцатилетие широкое распространение, проблема ценностных оснований профессии и психологического образования все более требует настоятельного рассмотрения.



Ценности, ценностные ориентации, ценностные координаты, – понятия, широко используемые в социальных науках. Разработка проблемы ценностей имеет продолжительную традицию в философии, к ней обращались Ф. Брентано, М.Вебер, В. Виндельбанд, В.Вундт, Дильтей, Дж. Дьюи, К.И. Льюис, Ф. Нодль, Ф. Таульсен, Алексиус фон Мейнонн, М. Шелер и др., сформировавшие следующие типы ценностных теорий: натуралистические, психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

Анализ историко-философской литературы по проблеме ценностей показывает, что ценности на протяжении истории рассматривались как «регулятивный механизм» со­циальной жизни людей. Данный механизм представляет собой сложно организован­ную систему, в которой вместе с ценностя­ми, осуществляющими самую общую, стра­тегическую регуляцию поведения, имеются и нормы. В общечеловеческой ценности вопло­щаются общеродовая сущность человека, его природа.

В философской литературе сложились различные подходы к определению ценностей: ценность отождествляется с идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение, синонимизируется с культурно-историческими стандартами; ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем. В современной аксиологии утвердилась позиция, связанная с признанием существования ценностного отношения в системе объектно-субъектных отношений, значения объекта для субъекта. Например, в исследованиях М.С. Кагана показано: ценностей вне человека и общества нет, и вне отношения к человеку предметы сами по себе ценностной квалификации не подлежат. Ценности рассматриваются как личностно окрашенное отношение человека к миру, возникшее на основе знания и собственного опыта. При этом к ценностям автор относит только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом . А.Г. Здравомыслов определяет ценности как «обособившиеся в ходе истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы, объектом которых являются моральные, нравственные и эстетические нормы» .

В «Российском энциклопедическом словаре» ценности определяются как «положительная или отрицательная значимость объектов или явлений окружающего мира для человека, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности. Критерии и способы оценки этой значимости получают выражение в нормативных представлениях, идеалах, установках, целях» .

Психологический словарь ценность трактует как понятие, характеризующее социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности, отмечая регулятивную функцию: «ценности служат важным фактором регуляции поведения личности и взаимоотношений людей» .

Одним из оснований при рассмотрения ценностей в отечественной психологии является направленность личности, которая в разных концепциях обозначается по-раз­ному: как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), «смысло-образующий мотив» (А.Н.Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев, А.В.Братусь), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев).

Д.А.Леонтьев , характеризуя формы существования ценностей (социальные идеалы, предметно воплощенные и личностные ценности), он уточняет, что социальные идеалы и предметно воплощенные ценности изучает философия и социология, а психология апеллирует к изучению личностных ценностей.

Личностные ценности, во-первых, не ограничены данным моментом, данной ситуацией, во-вторых, не влекут человека к чему-то изнутри, а притягивают его извне, и, в-третьих, не эгоистичны, придают оценкам элемент объективности, поскольку любая ценность переживается как нечто, объединяющее меня с другими людьми. Хотя эта объективность относительна, ведь даже самые общепринятые ценности, становясь частью внутреннего мира конкретного человека, трансформируются и приобретают в нем свои отличительные способности.

Д.А. Леонтьев описывает механизм превращения социальной ценности в личностную. Любой социальной группе – от отдельной семьи до человечества как целого – присущи направленность на определенные общие ценности – идеальные представления о хорошем, желательном, должном, обобщающие опыт совместной жизнедеятельности всех членов группы. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себе новые, независимые от потребностей регуляторы поведения. Соответственно механизмом превращения социальной ценности в личностную является включение человека вместе с группой в практическое реализацию конкретной ценности, причем принципиально важным является ощущение этой ценности как собственной. .

Практика показывает, что психолог, осуществляя работу с клиентом, оказывает определенное влияние на него: изменяя его отношение к ситуации, расширяя видение и понимание себя, других людей, помогая осознать возможность реализации иных моделей поведения в проблемных ситуациях, кроме тех, что сложились в индивидуальном опыте клиента. Психолог, оказывая изменение на сознание и самосознание клиента, реализует лидерскую позицию. Безусловно, что форма проявления данного лидерства существенно отличается от лидерства, проявляющегося в руководстве организацией, большими и малыми группами и т.д. Лидерство психолога - прежде всего экспертное лидерство. Он знает то, что помогает человеку обрести точку опоры, он находит способы оказания психологической помощи конкретному клиенту. Вышесказанное обусловливает необходимость рассмотрения сущности понятия о лидерстве и его различных проявлениях.

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Лидер - это ведущий, идущий впереди. Лидер - член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях (37).

Кричевский Р.Л. характеризует лидера как человека, обладающего высоким личным статусом, оказывающего сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций (38) .

Наряду с понятием лидер рассматривается понятие «лидерство», которое определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (Шрисхайн); или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл) (38).

По мнению Ф.Фидлера, лидерство есть конкретные действия по координации и управлению деятельностью группы.

Лидерство -отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе (38).

Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь - вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными (37).

В зависимости от направленности влиянияна реализацию целей организации и личности лидерство делится на:

1. конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;

2. деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство, сформировавшееся на предприятии группе воров или взяточников);

3. нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).

Конечно, в реальной жизни грани между типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством. Для эффективного влияния психолога на клиента необходимо, чтобы он одновременно являлся и деловым и эмоциональным лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемойпсихологом в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность его профессиональных отношений.

Для психолога приемлемо конструктивное лидерство, потому что основная задача профессиональной деятельности психолога - оказание помощи клиенту в решении его проблемы, что в свою очередь, предполагает возможность и реализацию влияния психолога на клиента, а значит, проявление лидерства: «Не навредить, а сделать лучше» (1).

Интересной на наш взгляд является типология, представленная Э.Шейном:

1. Лидерство посредством доминирования и силы (осуществляется тогда, когда у лидера больше власти и силы, т.е. это не его личностная черта, а приобретенная посредством статуса, должности. «Я начальник, и ты будешь делать то, что я скажу»).

2. Лидер-манипулятор. (Посредством обмана, введения в заблуждение. «Ты - мне, я - тебе»). Эксплуатируются как низменные инстинкты, как зависть, корысть, так и положительные качества за счет хитрости (трудолюбие, честность, ответственность, преданность, порядочность). Т.е. человек используется для достижения целей манипулятора.

3. Харизматический лидер - яркая личность, имеющая какие-то свои идеи, имеет последователей, которые восхищаются им, хотят подражать ему, и он управляет за счет того. Что люди хотят быть рядом, участвовать в одном деле с интересным человеком. Он приемлет только поклонение. (Например, гуру и его секта; фанаты и певец). Он сам выбирает не насилие (как властный лидер) и не обман (как лидер-манипулятор). Харизматический лидер оказывает влияние на людей, восхищение и поклонение.

4. Социально-ответственный лидер. Говорит: «Если не я, то кто?» Харизматические - сами стремятся быть лидерами, имеют обаятельный, яркий образ, а этот тип воспринимает лидерство как обязанность, ответственность. Лидерство посредством авторитета, уважения и чувства долга. Люди его уважают, слушаются и доверяют ему.

5. Лидер-учитель. Всего достиг, остается лидером посредством передачи знаний, опыта ученикам, развивает их. Лидирует тем, что усиливает людей и поэтому они добровольно принимают его как лидера.

6. Духовный лидер . Люди выбирают его как образец для подражания, сами стараются быть такими, как он. Влияние такого лидера заключается в том, что, вдохновленный примером духовного лидера, человек сам изменяет и развивает себя. Лидер же целенаправленно никак не влияет на людей. Духовный лидер не прикладывает никаких усилий, люди сами его выбирают в качестве своего лидера.

На наш взгляд, данная типология также может быть использована для более глубокого понимания сущности лидерства в профессиональной деятельности психолога. Мы считаем, что психолог чаще всего проявляет лидерство как учитель (не даром в деятельности организационного психолога одной из главных функций является обучение других, например, персонала в организации). В то же время в групповой психотерапии и тренинговом процессе не противопоказано и харизматическое лидерство, особенно на начальных этапах работы с группой.

Последние несколько лет я наблюдаю, как растут дети. Это очень увлекательно. Радуясь отцовству, решая проблемы и анализируя свои родительские способности, я заметил, что маленькие дети не сомневаются в себе. Дочерям пока неведомы ограничения, чувства вины и стыда, избыточный самоанализ. В какой момент это обычно заканчивается? Когда дети начнут осуждать себя, станут рассматривать свои поступки как ценные и не ценные? Когда начнут спрашивать себя: «Тем ли я занимаюсь?» или «Поймут ли это другие?».

Я вспоминаю день, когда родилась старшая дочь. Я впервые стал отцом, на меня легла ответственность за человеческую жизнь. Я отчетливо понимал, что люблю ребенка не за поступки или соответствие моим ожиданиям, а чистой безусловной любовью.

Нам кажется: мы - это то, что мы делаем. Ценность определяется нашими действиями

Но в какой-то момент ожидания все-таки вмешиваются в отношения между родителем и ребенком. «Одевайся быстрее, мы опаздываем!», «Не разговаривай с мамой в таком тоне!», «Не бей сестру». Я по-прежнему люблю дочь, но у меня появились ожидания относительно ее поведения. Конечно, она чувствует это. Должно быть, думает: «Мама с папой так злятся, когда я медленно надеваю носки. Что в этом такого?»

«Сделай это, чтобы получить признание», «Не делай то, чтобы не навредить другим», «Не говори так, иначе все от тебя отвернутся», «Другие не одобрят, если я так поступлю»… У каждого бывают подобные мысли и сомнения. Проблема в том, что мы приравниваем себя к поступкам. Нам кажется, мы - это то, что мы делаем. Ценность определяется нашими действиями.

Многие сражаются в тихой внутренней битве. Это может выглядеть так:

«Я не похож на других».

«Я хуже остальных».

«Я не соответствую».

«Я неудачник».

«Никто не хотел бы оказаться на моем месте».

«Я особенный, поэтому могу себя так вести».

«Люди не понимают моих проблем».

«Я всегда получаю то, что хочу. Я заслуживаю этого».

«Я лучше других, потому что у меня больше способностей».

Эти модели мышления неверны. Все люди одинаково ценны. Без осознания этого факта невозможно сформировать здоровое чувство собственной ценности. Мы заслуживаем любви и признания не больше и не меньше, чем любой другой человек.

Вспомните, какие сообщения транслировало общество по мере вашего взросления. «Получай хорошие отметки, побеждай в соревнованиях, прояви свои таланты и докажи, что ты - особенный». Когда мы не получаем знаков признания, не преуспеваем в спорте или не соответствуем общепринятому стандарту красоты, то чувствуем себя хуже других. Кажется, нам чего-то недостает. Но это иллюзия. Здоровая самооценка предполагает осознание того, что все мы уникальны, но особенных нет. Никто не лучше остальных. Никто не добежал первым до конечной точки назначения.

Сравнение, высокомерие и самоуничижение еще никому не помогали

Избегайте роли жертвы и чувства привилегированности. Никто не подарит нам чувство собственной ценности, только мы сами можем это сделать. Если мы ждем похвалы за работу и надеемся, что очередное достижение поможет повысить самооценку, остаемся ни с чем. Как бы мы ни преуспели в жизни, это не делает нас важнее и ценнее остальных.

Сравнение, высокомерие и самоуничижение еще никому не помогали. Нам все время кажется, что мы недостаточно успешны и недостаточно много имеем. В конце концов это приводит к отрезвляющим вопросам. Почему то, что я делаю, и то, что другие думают обо мне, не радует меня? Почему я пытаюсь всем угодить?

Поиск ответов - сложный путь, но его стоит пройти. Возможно, в конце концов мы найдем внутри себя ребенка, который ценит себя таким, какой он есть. Это часть нашей личности впала в спячку и ждет, когда ее снова найдут и признают. Мы все уникальны и важны. Эта ценность дарована нам по праву рождения. Поверьте в это.

Об авторе

Джон Харрисон (John Harrison) - психолог и коуч.

Кто такой психолог?... У многих из нас рождается мысль о том, что это такое аморфное существо, без стержня, плачущее вместе с клиентом. Друзья мои, психолог вовсе не кисейная барышня, вздыхающая о проблемах. Это объективный наблюдатель и целитель души .

В зависимости от сложности и степени проработанности проблемы, с которой обращается клиент к психологу, можно использовать как бережные, аккуратные способы методы работы с клиентом, так и жесткие, хирургические . Ведь нередко человеку приходится делать больно, чтобы он очнулся, "отрезвел" и вышел из своих иллюзий.

Да, я могу и утешить в минуты горя и отчаяния, могу и задать волшебного...(как бы это помягче сказать)) импульса, чтобы человек посмотрел на себя со стороны и увидел сам свою проблему в том неприглядном виде, какой она может быть. Это хирургия . Без нее в адекватном и объективном подходе нельзя. Ведь даже если человек заплатил за консультацию, психолог ни на йоту не должен сомневаться в ценности объективного взгляда.

Можно сколько угодно ходить на тренинги, метаться от одного специалиста к другому, но так и не прийти в равновесие...Более того, наверное, у каждого из нас найдутся свои грустные истории о недобросовестных клиентах или о каких -то вопиющих случаях. Как, например, клиенту нравится просто ныть, едва ли не высасывать энергию из психолога, но никоим образом не заниматься собой или совершенстованием своей личности. "Я совершенство!"...

Вот, например, муж ушел от женщины. Запрос стандартный, к сожалению. Почему? "Он - урод, козел, бросил меня с ребенком...?". "Была ли причина для развода, для его ухода?" "Да, он говорил, что я толстая...". "А вы?" "А я его гнала из дома! И вообще, он пришел в мою квартиру! Ничтожество! " "Он не работал?" "Работал! Целый день, а потом приходил домой и уставший ложился спать" ....В итоге оказалось, что дама сама нашла развлечение на стороне, со своим то ли соседом, то ли с каким-то коллегой...Развелась с мужем. Алименты регулярно мужчина перечисляет. "Мало! Скупердяй! Скотина!", - негодует дама. А смысл запроса в том, почему убегают от нее или даже (совсем безобразие!) не уходят от своих жен к ней!. Не суть. Важно то, что у таких клиентов напрочь отсутствует трезвый и объективный взгляд. И знаете, конечно, долго изучая причины и особенности развития и структуры личности, прихожу к выводу, что есть тот тип клиентов, который так и не понимает, в чем смысл самого обращения запроса . Переложить ответственность на психолога ("Вы скажете мне, как сделать, чтобы Петька женился на мне?"), просто поныть и найти во мне подтверждение, что все мужики козлы, а она, удовлетворяя свои и чужие половые потребности, выходит из себя, что никто к ней и не возвращается, тем не менее, "королева", "совершенство". "Вот, что же я, давалка бесплатная, да?!" . И потом выйдя из кабинета психолога, такая леди скажет, что ж это такое, я ей плачУ и плАчу, а она мне какие-то дурацкие задания дает вроде "опишите себя и свои возможности", а то и вовсе, "я че, дура, чтобы тесты всякие проходить?" .

Нужно ли угождать тем, кто обесценивает психолога ? И, судя по всему, обесценивает и себя? Кто приходит с твердым намерением уличить своего супруга в чем угодно - корысти, измене..? То есть обрести поддержку,а фактически соучастника какого-то деструктивного акта профессионального сознания.

И если психолог заискивает перед клиентом, угождая ему, соглашается и говорит ему только то, что клиент хочет услышать , то это как минимум невежественно и низко по отношению к своему собственному труду.

Мне неоднократно попадаются жуткие мемы и демотиватор о психологах...Гадко как-то от этого на душе...Уважающий себя профессионал, думаю, не станет хохотать над этими картинками...

Занозу всегда вытаскивать всегда больно, а уж из Души тем более... А иногда это не только занозы, а настоящие душевные гнойники Души, даже душевные дыры, которые необходимо также зашивать, лечить, прижигать в болезненных процедурах...А для чего?

Для того, чтобы человек понял,что он Живой, что он Личность, чтобы пробудить понимание того он именно Человек, а не только биологический продукт, чтобы подвести его к осознанию и переосмыслению прежних разрушительных ценностей...

Многие думают, что психологи - это люди, наделённые особыми талантами. Например, они видят окружающих насквозь и превосходно говорят с людьми в любых обстоятельствах. Конечно, грамотная четкая речь, аналитическое мышление, внимательность и умение слышать других важны для психолога, но эти способности далеко не определяющие. Так что же важно для психолога?

Интерес к людям

Если вас не интересует, как устроены люди, работать в сфере психологии не получится. Интерес к другим - это одна из важнейших ценностей психолога, благодаря которой и происходит понимание людей. Ведь если человеку действительно что-то интересно, он всегда пытается хорошо разобраться в этом.

К примеру, вы когда-нибудь задумывались над тем, почему некоторые пары ругаются прилюдно? Чего им не хватает в жизни? Другие же считают, что выяснение отношений на публике неприлично. Почему для одних такое поведение приемлемо, а для других нет? В чем здесь дело? Если все эти вопросы всерьез занимают вас, то поздравляю - вы обладаете одной из важнейших ценностей профессии.

Интерес к людям проявляется в форме волнующих психолога вопросов, на которые требуется ответить. Именно этот интерес помогает выяснять истинные причины поведения и эмоциональных реакций, а не оценивать людей с точки зрения общепринятых «хорошо» и «плохо».

Желание помогать другим

Искреннее желание помочь другому в трудный момент, разобраться в сложившейся ситуации - еще одна ценность психолога. Ведь именно за помощью и приходят люди. Для психолога важно присоединиться к людям и вместе решить их проблемы.

Например, два человека поссорились и обратились к психологу. Им нужна помощь - решить возникший конфликт. Для психолога решение этого конфликта должно стать таким же важным, как и для этих людей.

Наверняка, вы и сами легко вспомните ситуации, где хотели помочь другим и порой переживали чужую трудность, как свою собственную. Так вот для психолога эта черта - профессиональная.

Стремление к собственному развитию

Психолог - это профессия, требующая постоянного дополнительно обучения. Все психологи посещают различные тренинги, семинары, курсы лекций, чтобы повысить профессиональную грамотность. Психология очень разнообразна и многогранна. Она вбирает в себя множество школ и направлений, которые осваивают всю жизнь, параллельно работая с людьми.

Психологи объединяются в профессиональные сообщества, организуют конгрессы, конференции, супервизии. Это те места, где специалисты узнают новые технологии, обмениваются опытом и учатся друг у друга.

Кроме того, любой практикующий психолог постоянно развивает себя, устраняет собственные внутренние противоречия. Нередко психологи меняют взгляды, убеждения, по-другому начинают относиться к некоторым вещам. Поэтому у каждого психолога есть свой личный психолог, к которому он обращается за консультацией.

Стремление к развитию других людей

Помимо совершенствования себя, для психолога должно быть ценным развитие других людей. Психологи-практики часто занимаются повышением уровня образования окружающих. Они меняют представления людей, расширяют их картину мира. Например, читают лекции, проводят вебинары, делают презентации и открытые семинары.

Интерес к проблеме ценностей обостряется в переломные периоды жизни общества. Таковой является и современная эпоха, когда происходят динамичные социальные трансформации, глобальные природные и техногенные катастрофы, обусловливающие поиск смыслов, стержневых ценностных оснований существования человека как на уровне мировой цивилизации, российской государственности, так и на уровне самосознания конкретного человека, осуществляющего жизнедеятельность в изменяющемся мире. Поиск ценностных ориентиров осуществляется также и в сфере образования, отвечающей на вызовы современности.

Выдающийся философ ХХ-го в. Э. Фромм писал, что «самосознание, разум и воображение – все эти новые свойства человека… требуют создания такой картины мира и места человека в нем, которая имеет четкую структуру и обладает внутренней взаимосвязью... Человеку необходима система координат, жизненных ориентиров, ценностных ориентаций , без которой он может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно... Потребность в наличии жизненных координат включает также и необходимость цели, которая указывает ему, куда он должен идти. Мир для человека имеет определенный смысл, и совпадение его собственной картины мира с представлениями окружающих его людей является для него лично критерием истины» . Э. Фромм утверждал, что нет ни одной такой культуры, которая могла бы обойтись без подобной системы ценностных ориентаций, или координат, в обязательном порядке есть она и у каждого индивидуума. Ценности усваиваются человеком в процессе социализации, получения образования, когда формируются самосознание, мировоззрение, профессиональная позиция и идентичность личности.

Система ценностных координат необходима для реализации субъектом профессиональной деятельности, особенно тех ее видов, которые имеют непосредственное отношение к человеку как объекту труда.

Учитывая, что имеющая самое прямое отношение к человеку профессиональная деятельность психолога получила в последнее пятнадцатилетие широкое распространение, проблема ценностных оснований профессии и психологического образования все более требует настоятельного рассмотрения.

Ценности, ценностные ориентации, ценностные координаты, – понятия, широко используемые в социальных науках. Разработка проблемы ценностей имеет продолжительную традицию в философии, к ней обращались Ф. Брентано, М.Вебер, В. Виндельбанд, В.Вундт, Дильтей, Дж. Дьюи, К.И. Льюис, Ф. Нодль, Ф. Таульсен, Алексиус фон Мейнонн, М. Шелер и др., сформировавшие следующие типы ценностных теорий: натуралистические, психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

Анализ историко-философской литературы по проблеме ценностей показывает, что ценности на протяжении истории рассматривались как «регулятивный механизм» со­циальной жизни людей. Данный механизм представляет собой сложно организован­ную систему, в которой вместе с ценностя­ми, осуществляющими самую общую, стра­тегическую регуляцию поведения, имеются и нормы. В общечеловеческой ценности вопло­щаются общеродовая сущность человека, его природа.

В философской литературе сложились различные подходы к определению ценностей: ценность отождествляется с идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение, синонимизируется с культурно-историческими стандартами; ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем. В современной аксиологии утвердилась позиция, связанная с признанием существования ценностного отношения в системе объектно-субъектных отношений, значения объекта для субъекта. Например, в исследованиях М.С. Кагана показано: ценностей вне человека и общества нет, и вне отношения к человеку предметы сами по себе ценностной квалификации не подлежат. Ценности рассматриваются как личностно окрашенное отношение человека к миру, возникшее на основе знания и собственного опыта. При этом к ценностям автор относит только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом . А.Г. Здравомыслов определяет ценности как «обособившиеся в ходе истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы, объектом которых являются моральные, нравственные и эстетические нормы» .

В «Российском энциклопедическом словаре» ценности определяются как «положительная или отрицательная значимость объектов или явлений окружающего мира для человека, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности. Критерии и способы оценки этой значимости получают выражение в нормативных представлениях, идеалах, установках, целях» .

Психологический словарь ценность трактует как понятие, характеризующее социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности, отмечая регулятивную функцию: «ценности служат важным фактором регуляции поведения личности и взаимоотношений людей» .

Одним из оснований при рассмотрения ценностей в отечественной психологии является направленность личности, которая в разных концепциях обозначается по-раз­ному: как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), «смысло-образующий мотив» (А.Н.Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев, А.В.Братусь), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев).

Д.А.Леонтьев , характеризуя формы существования ценностей (социальные идеалы, предметно воплощенные и личностные ценности), он уточняет, что социальные идеалы и предметно воплощенные ценности изучает философия и социология, а психология апеллирует к изучению личностных ценностей.

Личностные ценности, во-первых, не ограничены данным моментом, данной ситуацией, во-вторых, не влекут человека к чему-то изнутри, а притягивают его извне, и, в-третьих, не эгоистичны, придают оценкам элемент объективности, поскольку любая ценность переживается как нечто, объединяющее меня с другими людьми. Хотя эта объективность относительна, ведь даже самые общепринятые ценности, становясь частью внутреннего мира конкретного человека, трансформируются и приобретают в нем свои отличительные способности.

Д.А. Леонтьев описывает механизм превращения социальной ценности в личностную. Любой социальной группе – от отдельной семьи до человечества как целого – присущи направленность на определенные общие ценности – идеальные представления о хорошем, желательном, должном, обобщающие опыт совместной жизнедеятельности всех членов группы. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себе новые, независимые от потребностей регуляторы поведения. Соответственно механизмом превращения социальной ценности в личностную является включение человека вместе с группой в практическое реализацию конкретной ценности, причем принципиально важным является ощущение этой ценности как собственной.

СОВМЕСТНАЯ ОБЩЕСТВО

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ социальные ценности

    Ценность образования;

    Ценность профессионализма;

    Ценность благоприятного социального статуса;

    Ценность построения успешной карьеры и т.д.

Практика показывает, что психолог, осуществляя работу с клиентом, оказывает определенное влияние на него: изменяя его отношение к ситуации, расширяя видение и понимание себя, других людей, помогая осознать возможность реализации иных моделей поведения в проблемных ситуациях, кроме тех, что сложились в индивидуальном опыте клиента. Психолог, оказывая изменение на сознание и самосознание клиента, реализует лидерскую позицию. Безусловно, что форма проявления данного лидерства существенно отличается от лидерства, проявляющегося в руководстве организацией, большими и малыми группами и т.д. Лидерство психолога - прежде всего экспертное лидерство. Он знает то, что помогает человеку обрести точку опоры, он находит способы оказания психологической помощи конкретному клиенту. Вышесказанное обусловливает необходимость рассмотрения сущности понятия о лидерстве и его различных проявлениях.

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Лидер - это ведущий, идущий впереди. Лидер - член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях (37).

Кричевский Р.Л. характеризует лидера как человека, обладающего высоким личным статусом, оказывающего сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций (38) .

Наряду с понятием лидер рассматривается понятие «лидерство», которое определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (Шрисхайн); или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл) (38).

По мнению Ф.Фидлера, лидерствоесть конкретные действия по координации и управлению деятельностью группы.

Лидерство - отношениядоминирования и подчинения,влиянияи следования в системемежличностных отношенийвгруппе (38).

Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь - вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными (37).

В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации и личности лидерство делится на:

          конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;

          деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство, сформировавшееся на предприятии группе воров или взяточников);

          нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).

Конечно, в реальной жизни грани между типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством. Для эффективного влияния психолога на клиента необходимо, чтобы он одновременно являлся и деловым и эмоциональным лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемойпсихологом в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность его профессиональных отношений.

Для психолога приемлемо конструктивное лидерство, потому что основная задача профессиональной деятельности психолога - оказание помощи клиенту в решении его проблемы, что в свою очередь, предполагает возможность и реализацию влияния психолога на клиента, а значит, проявление лидерства: «Не навредить, а сделать лучше» (1).

Интересной на наш взгляд является типология, представленная Э.Шейном:

    Лидерство посредством доминирования и силы (осуществляется тогда, когда у лидера больше власти и силы, т.е. это не его личностная черта, а приобретенная посредством статуса, должности. «Я начальник, и ты будешь делать то, что я скажу»).

    Лидер-манипулятор. (Посредством обмана, введения в заблуждение. «Ты - мне, я - тебе»). Эксплуатируются как низменные инстинкты, как зависть, корысть, так и положительные качества за счет хитрости (трудолюбие, честность, ответственность, преданность, порядочность). Т.е. человек используется для достижения целей манипулятора.

    Харизматический лидер - яркая личность, имеющая какие-то свои идеи, имеет последователей, которые восхищаются им, хотят подражать ему, и он управляет за счет того. Что люди хотят быть рядом, участвовать в одном деле с интересным человеком. Он приемлет только поклонение. (Например, гуру и его секта; фанаты и певец). Он сам выбирает не насилие (как властный лидер) и не обман (как лидер-манипулятор). Харизматический лидер оказывает влияние на людей, восхищение и поклонение.

    Социально-ответственный лидер. Говорит: «Если не я, то кто?» Харизматические - сами стремятся быть лидерами, имеют обаятельный, яркий образ, а этот тип воспринимает лидерство как обязанность, ответственность. Лидерство посредством авторитета, уважения и чувства долга. Люди его уважают, слушаются и доверяют ему.

    Лидер-учитель. Всего достиг, остается лидером посредством передачи знаний, опыта ученикам, развивает их. Лидирует тем, что усиливает людей и поэтому они добровольно принимают его как лидера.

    Духовный лидер . Люди выбирают его как образец для подражания, сами стараются быть такими, как он. Влияние такого лидера заключается в том, что, вдохновленный примером духовного лидера, человек сам изменяет и развивает себя. Лидер же целенаправленно никак не влияет на людей. Духовный лидер не прикладывает никаких усилий, люди сами его выбирают в качестве своего лидера.