Болезни Военный билет Призыв

Какими основные занятия первобытного человека. Жизнь и занятие первобытных людей. Появление неравенства и знати

Но как быть с историей народов, живших до изобретения письма?

В этом случае ученые применяют так называемые Вспомогательные Исторические Дисциплины, благодаря которым можно изучать историю по неписьменным, или, по-другому, вещественным памятникам.

От древних государств сохранились знаменитые сооружения. Многие из них Вам знакомы. Это пирамиды Египта, Великая Китайская стена, Стоунхендж в Англии, римский Колизей и т.д. Изучая эти постройки, люди узнают о развитии техники в Древнем мире, а так же об уровне развития культуры и религии. Древние постройки строились по приказам царей и полководцев, которые стремились подчеркнуть свое могущество.

Сооружения посвящали богам и людям. Они могли служить для устрашения или развлечения.

Большую роль в изучении истории играет наука археология. Археологи раскапывают древние поселения, выясняя, как жили люди в прошлом, чем они питались, какие вещи создавали. Эти исследования позволяют в деталях восстановить быт людей, узнать об их занятиях.

До изобретения письменности люди передавали информацию устно, от одного человека к другому, от одного поколения к другому. Со временем многие рассказы превращались в легенды и сказки. Этот источник знаний получил название фольклор.

Кроме того, многие народы Африки и Азии еще совсем недавно, менее ста лет назад, находились на уровне развития, который наши предки преодолели еще тысячи лет назад. Изучая эти народы и сравнивая полученную информацию с данными археологии, ученые-этнографы гораздо больше узнали об истории Древнего мира.

Древнейшие люди

Современный человек является результатом длительной эволюции живых существ. Этот процесс называется происхождение человека или антропогенез .

Самые отдаленные по времени предки человека, приматы, появились на территории Африки и Евразии около 90 миллионов лет назад. Они жили в тропических лесах, питались плодами и растительностью, ведя вполне комфортное существование.

Почему же наши далекие предки решили спуститься на землю и превратились в людей?

Около 30-40 миллионов лет назад завершился очередной ледниковый период. Климат был сухим и прохладным. В результате понижения температуры многие растения, составлявшие рацион наших предков, погибли. Им приходилось искать новые источники пропитания. В результате изменения климата повсеместно бурно растущие тропические леса сменились степями. Приматам пришлось приспособиться ко всем этим изменениям.

Таким образом, причинами появления людей стали:

1 изменение климата, вызванное ледниковым периодом;

2. вытеснение лесов степью;

3. сокращение растений, входивших в рацион питания.

Еще одним примером существования религиозных представлений у первобытных людей может служить обычай погребения мертвых. Такие захоронения находят во всех местах проживания первобытных людей.

Тело покойного помещали в глубокую яму, ноги прижимали к груди и обхватывали их руками (возможно связывая их между собой). Точно не известно, с какой целью покойникам придавали такую позу. На этот счет существуют две теории: одни полагают, что первобытные люди боялись, что мертвые могут ожить, другие напротив, видят в такой позе надежду людей на возрождение. Тело покойного, помещенное в могилу, ориентировалось головой на восток (место, где рождалось солнце – символ возрождения), посыпалось красной охрой, символизирующей кровь – символ жизни. Вокруг тела раскладывались личные вещи покойного – украшения, орудия труда, одежда. Предполагают, что люди верили в загробный мир и считали, что после смерти человек будет заниматься тем же, чем и при жизни, поэтому предметы, помещенные в могилу, почти наверняка отражали род занятий покойного

В религиозных представлениях наших далеких предков четко отражается и социальная организация первобытного общества. Власть в родовых общинах первобытных людей принадлежала женщинам, поэтому не удивительно, что женские образы широко использовались в религиозных представлениях того времени. Найденные на территории Евразии статуэтки от 5 до 25 см в высоту из камня и из кости получили название «палеолитические Венеры». Как полагают ученые, эти статуэтки могут символизировать защитниц домашнего очага, воплощение Великой богини-Матери.

Все перечисленные выше примеры доказывают наличие у первобытных людей религиозных представлений. Но какой религиозной системы придерживались люди прошлого?

Ученые выделяют пять основных верований характерных для первобытной эпохи:

1.Магия – вера людей в возможность воздействовать на силы природы человеческой волей, возможность менять мир в своих целях при проведении особого ритуального действия;

2.Тотемизм – вера людей в их связь с окружающим миром через родственный союз с животным, растением или неодушевленным предметом. У каждой родовой общины был свой тотем-предок. У одних это мог быть волк, у других заяц, у третьих медведь. К тотемному животному полагалось обращаться уважительно, соблюдая определенные ритуалы;

3.Анимизм – вера в духов, живущих в людях, животных и растениях. Согласно анимизму, все в мире живое, поэтому перед охотой у духа животного испрашивалось разрешение на его убийство.

4.Фетишизм – вера в предметы, обладающие сверхъестественной силой. Такие предметы могут либо защищать своего владельца (обереги), либо причинять вред врагам.

5.Шаманизм – взаимодействие с миром духов, в которое вступает шаман. У духов можно просить помощи или совета в делах.

Все эти верования могли уживаться вместе в человеческом сознании. Так, один из членов общины мог заниматься шаманизмом, советуясь с духами об удачной охоте, а другой был способен заколдовать животное перед охотой.

Религиозные представления первобытных людей были еще очень неустойчивы. Не существовало четких правил и запретов. Появление искусства и религии способствовало дальнейшему развитию человеческого общества.

Подводя итоги урока, необходимо отметить:

Уже в первобытном обществе зародилось искусство – появилась пещерная живопись, а так же люди научились изготавливать фигурки женщин из камня и кости;

Зародилось представление о загробном мире, в котором человек продолжал заниматься теми же делами, что и при жизни;

Религиозные представления первобытных людей были очень разнообразны – с одной стороны, они считали себя способными влиять на окружающий мир по средствам магии, с другой, поскольку все в мире имело душу, а значит, могло стать другом или врагом, ответственность людей за свои действия резко возрастала.

Возникновение скотоводства и земледелия

Около 10 тыс. лет назад произошло изменение климата, которое привело к серьезным изменениям в жизни людей, их хозяйственной деятельности. Потепление в северных районах Европы послужило толчком к бурному росту лесов, пришедших на смену степям. В связи с этим, жизнь людей усложнило исчезновение многих видов животных, составлявших основной рацион питания. Одни крупные животные вымерли или были истреблены, например мамонты и шерстистые носороги, другие, откочевали еще дальше на север, например, северные олени. Пришедшие на смену лесные животные (олени, кабаны, лоси) не жили стадами, были пугливыми. Коллективная охота утратила свое значение, возросла роль собирательства и рыболовства.

Люди перешли к оседлому образу жизни, стали создавать постоянные поселения. Отношение к природным запасам дикой растительной пищи стало более бережным. Наблюдая за ростом растений, люди установили связь между семенами и будущим урожаем. Поэтому собирали не всё, часть растений оставляли там, где они произрастали, чтобы сохранить популяцию. Постепенно люди учились самостоятельно выращивать растения, окультуривая их. Основой питания становятся злаковые культуры, такие как ячмень и пшеница. Люди узнавали все больше о периодах посева и сбора урожая, о сезонах.

Поскольку процесс перехода от собирательства к земледелию был очень сложным, то долгое время эти виды хозяйства уживались вместе. Ранние этапы земледелия иногда еще называют «развитым собирательством» , и в это время им занимались исключительно женщины. Основным орудием земледелия в этот период являлась мотыга, с помощью которой взрыхлялась земля на том месте, где произрастал урожай. Такое земледелие называлось мотыжным .

Со временем, когда население Земли значительно увеличилось, людям пришлось расширить площади посевов, перейдя к глубокой вспашке земельных участков. Для такой работы была необходима значительная физическая сила, поэтому мужчины стали основными производителями пищи, а значит и их общественная роль возросла. Новый тип земледелия получил название пашенного земледелия .

Параллельно с процессом культивации растений шел процесс одомашнивания диких животных.

Предполагают несколько возможных причин одомашнивания животных:

1. Дикие животные отлавливались и содержались на случай неудачной охоты. В этом случае речь может идти о крупных животных, таких как кабаны, дикие быки и т.д.;

2. Отлов детенышей диких животных для развлечения и детских игр. В этом случае речь может идти о мелких животных.

Процесс одомашнивания проходил в два этапа:

На первом этапе животное приручалось, менялось его поведение, оно привыкало к человеку.

На втором этапе от прирученных животных получали потомство, из которого отбирались особи с удобными человеку чертами характера. Так, постепенный отбор приводил к появлению одомашненных животных.

Первым одомашненным животным была собака. Предполагают, что предками собак могли быть волки и шакалы, широко распространенные как на территории Евразии, так и на других континентах.

Как те, так и другие являлись объектами охоты древних людей. Охотники могли приносить детенышей волков и шакалов в свои поселения, и они становились спутниками детских игр. Такая, почти родственная связь животных с человеком гарантировала их выживание. Вырастая, животные начинали размножаться и приносить потомство. Не исключено, что скрещивание волков и шакалов носило естественный характер, хотя в дикой природе это было невозможно, поскольку шакалы были естественной добычей волков. Собаки никогда не использовались в пищу, что подчеркивает ее статус.

Прошло еще несколько столетий, прежде чем человек приступил к одомашниванию других животных. На первом этапе был приручен мелкий рогатый скот (козы и овцы). Его приручение изначально, скорее всего, не несло практической хозяйственной значимости. Как и собаки, овцы и козы приручались для детских игр и забав. Постепенно животные стали использоваться для хозяйственных нужд, давая человеку мясо, молоко, шкуру и шерсть.

Впоследствии, люди стали одомашнивать животных лишь в хозяйственных целях. Так в хозяйствах появились быки и буйволы, свиньи, ослы, лошади и разного рода птица. Крупный рогатый скот, свиней и птиц разводили целенаправленно для получения пищи. Ослы и лошади могли так же использоваться в качестве средств передвижения. На территории крайнего севера с той же целью приручался северный олень, а в пустынях – верблюды.

Последним по времени приручения домашним животным стала кошка. Центром разведения кошек был Египет, откуда впоследствии они распространились сначала в Европу, а затем по всему свету. Несомненно, что с самого своего появления в жилищах людей кошки обладали особым статусом. Они стали единственными животными, которым позволялось свободно передвигаться по дому, покидая его по своей надобности. Кошки считались священными животными.

Существует предположение, что в древности предпринимались попытки одомашнить и других животных, но эти попытки были безуспешны.

С появлением новых видов хозяйственной деятельности появилась необходимость хранения пищи и ее транспортировки. Если раньше все добытое на охоте или при сборе плодов съедалось в короткие сроки, то теперь продукты накапливались впрок.

Исследователи выдвинули версию, что люди заметили, как глина, попавшая в костер, при нагревании становится очень твердой и прочной. Это свойство глины люди стали использовать в своей повседневной жизни, изготавливая из нее посуду и обжигая ее на огне. Кроме того, люди активно стали использовать одежду из тканей, получавшихся в результате обработки шерсти коз и овец. Продолжали совершенствоваться техники работы с деревом и костью. Но самым важным видом производства стала металлургия . Люди научились добывать и обрабатывать металлы, изготавливать из них орудия труда.

Изменения в хозяйственной деятельности не могло не привести к изменениям социальным. Улучшение условий быта привело к сокращению смертности и увеличению рождаемости. Родовые общины разрослись на столько, что вскоре стали выделяться отдельные роды, стремившиеся отделиться от остальных. Однако проживание на одной территории определяло схожесть занятий, а необходимость защищаться от общих врагов породило коллектив нового типа – племя.

Племенем управлял совет старейшин , выбиравшихся из наиболее прославленных представителей своих родов. Совет старейшин решал все текущие дела. Но в решении самых важных дел должны были принимать участие все мужчины племени. Такой совет назывался народным собранием.

Появление неравенства и знати

Быт людей со временем усложнился на столько, что жить лишь выращиванием и сбором урожая стало невозможно. Появились социальные потребности. Их удовлетворения потребовало от людей по-новому перераспределить обязанности. В общинах сохранялись профессии земледельцев и пастухов, благодаря которым люди получали продукты питания, а так же появились новые специальности – ремесленники, торговцы и воины .

Существует предположение, что внутри племени за каждой общиной могли закрепляться какие-то специфические обязанности. Например, в одной общине были прекрасные пахари, и они занимались обработкой земли с последующим сбором урожая; другой род занимался скотоводством, третий – ремеслом. Специальностью одного или нескольких родов могло стать военное дело – охрана своих соплеменников от внешних врагов.

деревянный плуг. Появилось пашенное земледелие. Теперь, с появлением плуга, отпала необходимость участвовать в обработке земли всем членам общины.

В начале, когда все люди находились в равном положении, каждый изготавливал для себя необходимые предметы утвари и орудия туда. Но со временем стала выделяться особая категория людей – ремесленники . Они занимались изготовлением сосудов, орудий труда, тканей и других изделий, обеспечивая свою общину, а порою и все племя. Появлялись новые средства производства. Так, труд гончара облегчался использованием гончарного круга и специальных печей для обжига сосудов.

Около 9 тысяч лет назад в Западной Азии научились изготавливать металлические предметы. Первым металлом, широко использовавшимся в первобытных общинах, стала медь. Из меди изготавливали ножи и топоры. Медь – мягкий металл, орудия из него были менее прочными, по сравнению с орудиями из заостренного камня, но при этом обладали гораздо более острой режущей кромкой. Опыт показал, что если необходимо свалить дерево, медный топор будет более эффективен. У медных орудий было и другое преимущество. Если медный топор становился тупым, его можно было заточить, а затупившийся или сломавшийся каменный топор приходилось выбрасывать.

Люди довольно быстро научились добывать и обрабатывать драгоценные металлы – золото и серебро. Основными изделиями, получавшимися из этих металлов, были украшения.

Древние люди заметили, что луна, появляющаяся ночью на небе, постоянно меняется. Сначала она абсолютно круглая, через несколько дней превращается в половинку круга, затем становится похожа на серп. Люди высчитали, что от полнолуния до полнолуния проходит почти 30 суток. Люди стали использовать новую меру времени – месяц. Так появился лунный календарь.

С появлением земледелия появилась необходимость определять время посадки и сбора урожая. Люди заметили, что существует два сезона – сезон засухи и сезон дождей, которые сменяли друг друга с определенной периодичностью. Так появилось представление о годовом цикле. Первыми, кто определил, что год продолжался 365 дней были жители Древнего Египта.

Со временем стали появляться календари, то есть особые системы исчисления времени, включавшие в себя расставленные в определенном порядке дни и года. Существовали разные календари. Так, в Древнем Египте, с приходом к власти нового фараона начинался и новый календарь. В одном из древнейших городов мира – Риме, время отсчитывалось со дня основания города. А первые христиане начинали свой календарь со дня сотворения мира, которое произошло, как они считали, за 5508 лет до рождения Иисуса Христа.

Позже, так же последователями христианства, была принята иная система, которая используется нами до сих пор. Было предложено считать первым годом нового летоисчисления год рождения, основателя христианской религии. Предполагается, что данное событие произошло через 753 года, после основания Рима. Теперь, для всех исторических дат, именно рождение Христа является началом отчета, то есть говоря, что Великая Отечественная война началась в 1941 году, мы указываем, что война началась через 1941 год после рождения Христа.

Время от рождения Иисуса Христа мы называем нашей эрой. Продолжается наша эра уже более 2000 лет. Соответственно, говоря о событиях, произошедших до рождения Христа, мы используем понятие «до нашей эры». Когда необходимо указать событие, произошедшее за 200 лет до наступления нашей эры, мы говорим «Это произошло в 200 году до нашей эры». Точно также, на вопрос обращенный к родителям – «Когда вы познакомились?», они могут ответить «Это произошло за 2 года до твоего рождения».

Чтобы понять, как действует хронология , рассмотрим «линию времени» . Поскольку история продолжается, наша линия будет завершаться стрелкой, указывающей вперед. Возьмем на этой линии условную точку – рождение Иисуса Христа. Все события, расположенные справа относятся к нашей эре, а события расположенные слева – до нашей эры. Для удобства словосочетание «наша эра» мы сократим до двух букв. Годы и века будут размещаться на этой линии на равном расстоянии друг от друга. Скажем, первый век нашей эры будет находиться на расстоянии одного сантиметра справа, а события первого века до нашей эры на расстоянии одного сантиметра слева.

Многие важные исторические события произошли до нашей эры. Например, в 44 году в Риме был убит Цезарь, в 74 году произошло восстание рабов под предводительством Спартака, в 776 году прошли первые Олимпийские игры, около 2600 года построена пирамида Хеопса. Точно так же на ленте размещаются события нашей эры. В 768 году королем франков становится Карл Великий, к 1147 году относится первое упоминание о Москве, в 1799 году родился А.С. Пушкин, в 1961 году состоялся первый полет человека в космос.

Года в периоде до начала нашей эры указаны в обратном хронологическом порядке. Так, говоря о жизни Гая Юлия Цезаря, мы отмечаем, что родился он в 100 году до н.э., а в 44 году до н.э. был убит. Александр Македонский правил с 336 года до н.э. по 323 год до н.э. и т.д.

яна войнова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь первобытного человека»

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Жизнь первобытного человека »

Войнова Яна

Конспект «Жизнь первобытного человека »

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека ; расширить словарный запас введением новых слов, развивать воображение , фантазию, логическое мышление. Учить детей использовать предметы – заместили. Способствовать развитию мелкой моторики .

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : Беседа о первобытных людях , рассматривание иллюстраций, чтение о первобытных людях «Моя первая энциклопедия » , журнал издательства ООО «Де Агостини» № 10 «Первобытный человек »

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ : Иллюстрация по теме, муляжи продуктов (рыба, орехи, ягоды, макет костра, макет пещеры, веточки для вертела, плоский камень, длинный камень, палки, веревки и «копья» по количеству детей; игрушки-моталки.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Ребята, сегодня нас с вами ждут удивительные приключения. Сейчас я расскажу вам правдивую историю. Давным-давно это было, на нашей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился … (показ картины – первобытного человека ) .

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Жил на свете первобытный человек

Он впервые в жизни видел даже снег

Строил хижины, готовил дичь

И бросал он обезьянам громкий клич.

Палкой землю ковыряя,

Пропитанье добывал,

И законы от природы

Очень чётко соблюдал.

Воспитатель : Давным-давно это было. На нашей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек . Откуда он появился? Мы не знаем. Но он все-таки появился. Вот какой он был (показ иллюстрации) . У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, правда, он был быстр, ловок и сообразителен.

Древние люди, в те давние времена, жили человеческими стаями . И в каждой стае был вождь, старейшина . Пока взрослые члены стаи занимались охотой, дети учились у самых мудрых и опытных наставников. Сегодня я буду вашим вождем.

Посмотрите, во что был одет древний человек ?

Дети : Древний человек был одет в шкуру .

Воспитатель : Да, тогда не было современной одежды. Из костей, добытых на охоте животных, человек научился делать иглы, чтобы сшивать шкуры животных и делать из них одежду. А кто знает, зачем ему шкура? (на мультимедийном экране демонстрирует сюжетные картинки)

Дети : Шкура нужна была первобытному человеку , чтобы не замерзнуть. Шкура защищала от холода.

Воспитатель : Может быть, вы сможете сказать, что ещё нужно было человеку , чтобы выжить? (Наводящие вопросы воспитателя.)

Дети : Чтобы выжить ему нужна была вода, еда и дом.

Воспитатель : Как вы думаете, где жили древние люди?

Дети : Они жили в пещерах и строили шалаши из веток.

Воспитатель : А вот и наша с вами пещера. Здесь темно и холодно, бр-р-р. Я стала замерзать. Что бы такое придумать, что бы стало теплее и светлее.

Дети : Развести огонь

Воспитатель : Да, хорошо было бы развести костер , вот и дрова приготовлены. Да вот беда, как же добыть огонь? (Ответы детей) . Я вам открою один секрет. Первобытные люди ждали , когда в лесу от молнии загорится дерево, и этот огонь они берегли в своей пещере. Но есть еще один способ добычи огня. Нужно взять немного лесного мха, поставить на него палочку и быстро вращать ее ладонями. Делать это нужно, пока не появится огонь. (Дети «добывают» огонь). Да, процесс этот трудный и долгий. Чтобы ускорить его, я предлагаю подуть на костер. (Дети дуют на костер, появляется «огонек» ). Ну, вот сразу стало светло и тепло.

Воспитатель : Вы слышите, кто-то большой и злой ходит возле нашей пещеры. Это, наверное, хищники! Я боюсь! Что же делать? (Ответы детей) . Нам надо вооружиться. Древние люди изготавливали оружие из разных материалов : из камня – ножи и дротики, наконечники копий; из дерева – копья и ручки топора, дубины. Каменное острие они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан. Давайте-ка и мы попробуем сделать копье первобытного человека . Правда, каменные наконечники мы заменим картонными, а лианы веревками. Но для защиты нашей пещеры это сгодится. Согласны? (Дети делают копья) . У нас настоящее оружие, и теперь нам не страшны ни какие хищники, ни саблезубые тигры, ни даже мамонты.

Динамическая пауза «Острова» .

Раз, два – острова.

(Два хлопка, полукруг одной рукой, затем другой в сторону, как бы изображая два острова)

Три, четыре – мы приплыли.

(Два хлопка, обеими руками изобразить волнообразные движения от себя)

Пять, шесть – сходим.

(Два хлопка, поочередное движение правой рукой, ладошкой вниз (отбиваем мяч, левой ладошкой вверх (подбрасываем мяч)

Семь, восемь – сколько сосен.

(Два хлопка, правую руку вытянуть вверх, затем на слове «сосен» вытянуть левую)

Девять, десять – мы в пути.

(Два хлопка, средним и указательными пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги» )

Досчитал до десяти!

Воспитатель : Человек все необходимое для питания добывал в лесу и реке. Ребята, как вы думаете, какие продукты питания могли дать лес и река?

Дети : Первобытный человек охотился на дичь , собирал ягоды, грибы и различные корешки, собирал яйца диких птиц, ловил рыбу, собирал орехи.

Что- то хочется есть. А вы проголодались? Пойдемте ловить рыбу. (Игра «Кто быстрее поймает рыбку» ). Какой большой улов!

Воспитатель : Посмотрите сколько всего вкусного и полезного дала нам природа. (Показывает детям муляжи продуктов.) Как же нам все это приготовить?

Дети : Продукты можно сварить, пожарить, посушить

Воспитатель : Чтобы разделать птицу, нам необходим нож. Для этого мы возьмем длинный камень, который заточим о другой камень

Воспитатель : А жарить мы ее будем на вертеле. Нанизываем курицу на палочку и подвешиваем над костром. Но вертел необходимо кому – то крутить. Чтобы мясо не сгорело. А пока жарится курица, давайте приготовим рыбу и яйца, выкопаем корешки палкой-копалкой.

После еды, пещерные люди любили полакомиться вкусненьким. Но, ни конфет, ни печенья в те времена не было. Зато в лесах было видимо-невидимо вкусных и сладких ягод. Давайте отправимся в лес за ягодами. (Игра «Собери ягоды» ).

Воспитатель : А сейчас мы с вами опять превратимся в современных детей (дети снимают шкуры) . Молодцы дети, мы отлично справились со всеми первобытными трудностями . Скажите, как жилось первым людям на нашей цветущей планете?

Дети : Первобытным людям было тяжело . Они с трудом добывали еду, одежду и т. п

Воспитатель : Что им необходимо было делать, чтобы выжить в нелегких природных условиях?

Дети : Первобытные люди должны были много думать, трудиться.

Воспитатель : Верно. А еще ребята первые люди были очень дружны, помогали друг другу и всегда держались вместе. Давайте последуем их примеру и дружно продолжим прогулку.

Публикации по теме:

«Вода в жизни человека». Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе Цель: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Сердце-главный орган человека» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному развитию. Воспитатель МАДОУ№93 г. Томска Головач Наталья Егоровна.

Конспект НОД по познавательному развитию «Жизнь зверей в лесу» Конспект НОД по познанию «Жизнь зверей в лесу». Цель: закрепить представления детей о диких животных; дать понять, что дикие животные сами.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Вода в жизни человека» Тема: «Вода в жизни человека». Цели 1. Образовательные: а) сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: - вода- источник.

Ознакомление детей с природой. Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь птиц зимой» Задачи: уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им; показать взаимосвязь живой и неживой природы;.

Задачи: - Систематизировать и дополнить знания детей о строении растений, их свойствах, как живых организмах; закрепить знания о явлениях,.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Моя Родина» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «МОЯ РОДИНА» (Москва – Онега) Составила воспитатель первой.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Волшебное электричество» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Жизнь древнего человека напрямую зависела от племени, в котором был налажен коллективный труд. Все жили в общих жилищах, потому что так легче было выживать. Объединившись в общину, они могли передавать опыт от старших поколений к младшим, которые, в свою очередь, учились охотиться, изготавливать различные орудия труда из дерева и камня. Умения и знания передавались из поколения в поколение на протяжении многих столетий.

Каждый школьник должен знать историю своих предков. Почерпнуть знания они могут из учебников, в которых описана жизнь древних людей. 5 класс дает возможность ознакомиться с первыми людьми и узнать особенности их быта.

Первый огонь

Борьба с природными стихиями всегда интересовала человека. Покорение огня было первым шагом на пути выживания человечества. Древние люди впервые познакомились с огнем, увидев вулканические извержения и лесные пожары. Люди не побоялись масштаба бедствий, обрушившихся на них, а наоборот, захотели использовать огонь для своей пользы. Поэтому научились добывать его искусственным путем. Получить огонь было достаточно трудоемким процессом, поэтому его тщательно берегли и сохраняли. Древние люди добывали огонь следующим способом. Брали сухую дощечку, проделывали в ней ямку и крутили в ней палочку до тех пор, пока не появлялся дым, а за ним и огонь в сухих листьях возле ямки.

Оружие и орудия труда

История жизни древних людей имеет интересные факты. Учеными найдены интересные находки: труда и множество предметов домашнего обихода. Они удивляют своей изобретательностью. Все предметы сделаны древними мастерами из подручных материалов: дерева, кости и камня. Основными орудиями труда считались предметы, изготовленные из камня. С их помощью впоследствии обрабатывались дерево и кость. Многие племена в целях защиты мастерили из камня боевые дубинки, стрелы, копья и ножи. Из оленьей и китовой кости делали топоры для изготовления лодок из цельного ствола дерева. Процесс изготовления одной лодки таким орудием труда мог занимать до трех лет. Иглами из кости собак шили обувь и одежду.

Особенности приготовления пищи

Жизнь древнего человека не обходилась без приготовления пищи. Домашние предметы обихода первые люди делали преимущественно из кустов и веток, кожи, бамбука, дерева, скорлупы кокосовых орехов, бересты и прочее. Еду варили в деревянных корытах, в которые бросали раскаленные камни. В более поздний период люди научились изготавливать посуду из глины. Это положило начало настоящей варке еды. Аналогом ложек были речные и морские раковины, а вилок — обычные деревянные палочки.

Рыболовство, охота и собирательство

В общинах рыболовство, охота и собирательство были неотъемлемой частью быта древних людей. Данный вид добычи пищи относится к присваивающей форме хозяйства. В древние времена люди занимались собирательством плодов, птичьих яиц, личинок, улиток, корнеплодов и прочее. Преимущественно это была работа женщин племени. Мужчинам досталась роль охотников и рыбаков. Охотясь, они предпринимали различные приемы: ловушки, капканы, загоны и облавы. Целью охоты была добыча пищи и иных средств к существованию, а именно: рогов, сухожилий, перьев, жира, кости и шкур. В ловле рыбы использовали палки с острыми каменными наконечниками, а позднее начали плести сети.

Выращивание скота

На смену присваивающей форме хозяйства пришла производящая. Можно выделить одну основную — скотоводство. древних людей со временем поменялся, из кочевников они превратились в оседлых, они перестали стремиться покидать места своих поселений, осели в них навсегда. Поэтому приручение и разведение животных стало возможным. Скотоводство возникло из охоты. Первыми были овцы, козы и свиньи, позднее — крупный рогатый скот и лошади. Соответственно, незаменимым домашним животным была собака, которая охраняла дом и была союзником на охоте.

Земледелие

Женщины сыграли ведущую роль в становлении земледелия, так как они занимались собирательством. Жизнь древнего человека поменялась в корне, когда он освоил данный вид добывания пищи. Топорами из камня вырубались деревья, затем сжигались. Таким образом, освобождалось пространство в лестных местностях. Палка-копалка с острым наконечником была импровизированной тяпкой. Ею первые люди копали землю. Позднее изобрели лопату — палку с плоским концом, и мотыгу — обычный сук с отростком, к которому привязывался острый камень, костяной наконечник или рог животного. По всему миру древние люди выращивали на полях те растения, которые были присущи местности их обитания. Кукурузу, картофель и тыкву выращивали в Америке, рис - в Индокитае, пшеницу - в Азии, капусту - в Европе и так далее.

Ремесла

Со временем жизнь древнего человека вынудила освоить различные ремесла. Они развивались согласно условиям местности проживания первых людей и наличия имеющегося поблизости сырья. Самыми ранними из них считаются: работа по дереву, гончарство, выделка кожи, плетение, обработка шкур и коры. Имеется догадка, что гончарство возникло при процессе плетения сосудов женщинами. Они начали обмазывать их глиной или в самих кусках глины выдавливать углубления для жидкостей.

Духовная жизнь

Духовная жизнь древнего человека просматривается в культурном наследии Древнего Египта. Эта великая цивилизация оставила существенный след в истории всего человечества. Религиозными мотивами пронизано все творчество египтян. Первые люди верили, что человеческое земное существование — это лишь переход к Этот этап не считался столь важным. С самого рождения люди готовились к уходу в более совершенный иной мир. Отражение духовной жизни Древнего Египта отражено в живописи и иных видах искусства.

Жизнь человека в искусстве Древнего Египта

В государстве процветала неординарная и яркая живопись. Египтяне были глубоко верующими религиозными людьми, поэтому вся их жизнь состояла из ритуалов, что прослеживается в тематике их картин и рисунков. Большинство произведений живописи посвящены высшим мистическим существам, прославлению умерших, религиозным обрядам и жрецам. По сей день находки этих произведений являются настоящими образцами искусства.

Картины египетские художники выполняли в соответствии со строгими рамками. Фигуры богов, людей и животных принято было изображать строго в анфас, а их лица в профиль. Это выглядит, как некая мистическая схема. Живопись у египтян служила украшением регилиозных строений, гробниц и зданий, где жили знатные горожане. Также для живописи Древнего Египта характерна монументальность. В храмах своих богов египетские художники создавали изображения, которые порой достигали огромных размеров.

Живопись Древнего Египта имеет своеобразный, присущий только ей стиль, не сравнимый ни с каким другим.

Древняя цивилизация первых людей подкупает своей многогранностью и глубиной. Этот период является важным этапом в развитии всего человечества.

План – конспект занятия.

Первобытные люди.

Цель: Формировать у старших дошкольников представление о возникновении и истории цивилизации человечества.

Образовательные:

1.Познакомить с внешним обликом первобытного человека.

2.Познакомить с достижениями первобытного человека: овладением речь, умением добывать огонь, изготовление орудий труда, охоты, наскальная живопись, быт.

3.Расширять словарный запас новыми словами: мамонт, древко, шкура, вождь, племя.

4.Развивать связную речь, словотворчество.

Развивающие:

1.Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

2.Развивать пантомимические и мимические способности у детей.

4.Способствовать развитию познавательных интересов.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

Предварительная деятельность:

1.Беседы « Кто такой первобытный человек «

2.Рассматривание иллюстраций.

Материалы: Презентация «Древний человек».

Предметно – развивающая среда:

Энциклопедия «Динозавры», «История Мира», картинки с изображением наскальных рисунков.

Ход занятия.

Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса - мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок.

Слайд №1.(человек первобытный)

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами и был похож на крупную обезьяну.

У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, но был быстр и ловок. Ходил он на двух ногах, но при этом сильно наклонялся вперёд. Руки человека свешивались до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять и рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей.

Говорить древний человек ещё не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

Посмотрите, во что был одет древний человек? (в шкуру)

Да, тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками.

А кто догадается, зачем ему шкура? (защита от холода)

Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались.

Может, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? Конечно, ему нужны были питьё, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка.

Где он мог жить? (в пещере)

Что он мог съесть? (ягоды, траву, мясо)

Где водится рыба? (в реке, озере)

Как её оттуда достать? (поймать на крючок, удочку)

А как раздобыть мясо? (идти на охоту)

В те далёкие времена на земле жили мамонты.

Слайд № 2.(мамонт)

На какого зверя похож мамонт? (на слона)

Слайд № 3.(слон)

Чем мамонт отличается от слона? (у мамонта шерсть и огромные бивни)

Слайд № 4 (слон и мамонт)

Как вы думаете, зачем мамонту бивни, хобот и длинная шерсть?

Мамонты появились много миллионов лет назад. Они жили в холодных уголках нашей планеты, а слоны обитают в тёплых краях. Вот только мамонты вымерли давным- давно, в конце ледникового периода, а слоны и сегодня живут.

Бивни животным нужны, чтобы выкапывать из земли корни и траву. Также мамонты ими разрывали снег в поисках пищи. А ещё бивни использовались для защиты своих детёнышей. Косматая шуба согревала мамонта в лютые морозы и защищала от колючих северных ветров.

Учёные до сих пор не знают, почему мамонты вымерли. Возможно, по окончании ледникового периода исчезли бескрайние северные пастбища. Быть может, виновата какая-нибудь страшная болезнь или первобытные люди убили последнего мамонта.

А ещё тогда водились саблезубые тигры. Они были размером со льва. Они могли быстро бегать, но только на короткие расстояния. У саблезубых тигров были самые огромные зубы среди кошек, когда-либо живших на Земле. Эти зубы длиннее человеческой ладони. Эти звери не могли добывать для себя достаточно пищи и постепенно вымерли.

Слайд № 5.(саблезубый тигр)

У них огромные и острые, как сабли клыки.

Ещё люди охотились на пещерного медведя.

Слайд № 6.(пещерный медведь)

Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями? (оружие)

Из чего его можно сделать? Оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень. Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева – само копьё и ручку топора. Каменное остриё они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан.

Слайд № 7.(оружие)

Первобытные люди жили стадами. Это было – человеческое стадо. У него был свой вождь.

Слайд № 8.(племя)

А также старейшины – старые мудрые люди, которые обучали молодых, как делать оружие, собирать плоды и многому другому.

Так что древнейший человек жил не один, а среди себе подобных.

Как вы думаете, что нужно людям для того, чтобы понимать друг друга? Как им общаться? Вот собрался наш человек на охоту, как ему позвать других?

Можно позвать жестами. Как? (дети изображают)

Можно позвать мимикой. (подмигивание)

Сначала древние люди общались только звуками. Но это было очень неудобно и они придумали свой язык. Мы сейчас с вами поиграем.

Физ. минутка.

Игра с мячом. Воспитатель бросает мяч-ребёнок отвечает словом, им придуманным.

Оказывается, древние люди общались ещё с помощью рисунков.

На чём же рисовали первобытные люди? (на камне, скале)

Тогда ещё люди не придумали бумагу и рисовали на камне. А рисовали они то, что им было близко: животных, охоту, людей.

Слайды № 9, 10, 11, 12.(наскальные рисунки)

А сейчас отгадайте, что здесь нарисовано?

Я хочу вам сказать, что люди не только хорошо рисовали, но и были тесно связаны с природой и зависели от неё. Многого они не знали и не понимали, поэтому различные явления природы: дождь, молнию, солнце -они считали проявлением Бога. Богов у них было много. Бог воды отвечал за все моря, реки, озёра. Каким цветом его можно изобразить? (синие карточки) Бог огня посылал молнии.(красные карточки) Бог солнца-свет и тепло.(жёлтые)

А теперь каждый из вас выберет свою стихию огня, воды или солнца. А когда зазвучит его музыка, он превратится в эту стихию и станет двигаться согласно музыке.

Заключение.

Какие красивые у нас были стихии. Молодцы! Наше путешествие к древним людям закончилось. До свиданья, первобытный человек!

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект занятия.

Первобытные люди.

Цель: Формировать у старших дошкольников представление о возникновении и истории цивилизации человечества.

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить с внешним обликом первобытного человека.

2.Познакомить с достижениями первобытного человека: овладением речь, умением добывать огонь, изготовление орудий труда, охоты, наскальная живопись, быт.

3.Расширять словарный запас новыми словами: мамонт, древко, шкура, вождь, племя.

4.Развивать связную речь, словотворчество.

Развивающие:

1.Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

2.Развивать пантомимические и мимические способности у детей.

4.Способствовать развитию познавательных интересов.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

Предварительная деятельность:

1.Беседы « Кто такой первобытный человек «

2.Рассматривание иллюстраций.

Материалы: Презентация «Древний человек».

Предметно – развивающая среда:

Энциклопедия «Динозавры», «История Мира», картинки с изображением наскальных рисунков.

Ход занятия.

Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса - мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок.

Слайд №1.(человек первобытный)

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами и был похож на крупную обезьяну.

У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, но был быстр и ловок. Ходил он на двух ногах, но при этом сильно наклонялся вперёд. Руки человека свешивались до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять и рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей.

Говорить древний человек ещё не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

Посмотрите, во что был одет древний человек? (в шкуру)

Да, тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками.

А кто догадается, зачем ему шкура? (защита от холода)

Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались.

Может, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? Конечно, ему нужны были питьё, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка.

Где он мог жить? (в пещере)

Что он мог съесть? (ягоды, траву, мясо)

Где водится рыба? (в реке, озере)

Как её оттуда достать? (поймать на крючок, удочку)

А как раздобыть мясо? (идти на охоту)

В те далёкие времена на земле жили мамонты.

Слайд № 2.(мамонт)

На какого зверя похож мамонт? (на слона)

Слайд № 3.(слон)

Чем мамонт отличается от слона? (у мамонта шерсть и огромные бивни)

Слайд № 4 (слон и мамонт)

Как вы думаете, зачем мамонту бивни, хобот и длинная шерсть?

Мамонты появились много миллионов лет назад. Они жили в холодных уголках нашей планеты, а слоны обитают в тёплых краях. Вот только мамонты вымерли давным- давно, в конце ледникового периода, а слоны и сегодня живут.

Бивни животным нужны, чтобы выкапывать из земли корни и траву. Также мамонты ими разрывали снег в поисках пищи. А ещё бивни использовались для защиты своих детёнышей. Косматая шуба согревала мамонта в лютые морозы и защищала от колючих северных ветров.

Учёные до сих пор не знают, почему мамонты вымерли. Возможно, по окончании ледникового периода исчезли бескрайние северные пастбища. Быть может, виновата какая-нибудь страшная болезнь или первобытные люди убили последнего мамонта.

А ещё тогда водились саблезубые тигры. Они были размером со льва. Они могли быстро бегать, но только на короткие расстояния. У саблезубых тигров были самые огромные зубы среди кошек, когда-либо живших на Земле. Эти зубы длиннее человеческой ладони. Эти звери не могли добывать для себя достаточно пищи и постепенно вымерли.

Слайд № 5.(саблезубый тигр)

У них огромные и острые, как сабли клыки.

Ещё люди охотились на пещерного медведя.

Слайд № 6.(пещерный медведь)

Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями? (оружие)

Из чего его можно сделать? Оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень. Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева – само копьё и ручку топора. Каменное остриё они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан.

Слайд № 7.(оружие)

Первобытные люди жили стадами. Это было – человеческое стадо. У него был свой вождь.

Слайд № 8.(племя)

А также старейшины – старые мудрые люди, которые обучали молодых, как делать оружие, собирать плоды и многому другому.

Так что древнейший человек жил не один, а среди себе подобных.

Как вы думаете, что нужно людям для того, чтобы понимать друг друга? Как им общаться? Вот собрался наш человек на охоту, как ему позвать других?

Можно позвать жестами. Как? (дети изображают)

Можно позвать мимикой. (подмигивание)

Сначала древние люди общались только звуками. Но это было очень неудобно и они придумали свой язык. Мы сейчас с вами поиграем.

Физ. минутка.

Игра с мячом. Воспитатель бросает мяч-ребёнок отвечает словом, им придуманным.

Оказывается, древние люди общались ещё с помощью рисунков.

На чём же рисовали первобытные люди? (на камне, скале)

Тогда ещё люди не придумали бумагу и рисовали на камне. А рисовали они то, что им было близко: животных, охоту, людей.

Слайды № 9, 10, 11, 12.(наскальные рисунки)

А сейчас отгадайте, что здесь нарисовано?

Я хочу вам сказать, что люди не только хорошо рисовали, но и были тесно связаны с природой и зависели от неё. Многого они не знали и не понимали, поэтому различные явления природы: дождь, молнию, солнце -они считали проявлением Бога. Богов у них было много. Бог воды отвечал за все моря, реки, озёра. Каким цветом его можно изобразить? (синие карточки) Бог огня посылал молнии.(красные карточки) Бог солнца-свет и тепло.(жёлтые)

А теперь каждый из вас выберет свою стихию огня, воды или солнца. А когда зазвучит его музыка, он превратится в эту стихию и станет двигаться согласно музыке.

Заключение.

Какие красивые у нас были стихии. Молодцы! Наше путешествие к древним людям закончилось. До свиданья, первобытный человек!

Они были прямоходящими, умели изготавливать и использовать орудия труда, что выделяло их из животного мира. Останки костей древнейшего человека, который умел изготавливать простейшие каменные орудия труда, ученые обнаружили в Южной Африке (австралопитек), в селении Зиндж Восточной Африки (зинджантроп), на острове Ява (питекантроп), на территории Китая (синантроп), в долине Ферганы на стоянке Селенгур, в Германии (неандертальц) и во Франции — человека современного типа (кроманьонец).

Когда климат на Земле был теплым, стоянки человека располагались на возвышенностях у небольших рек или ручьев. В последние периоды раннего палеолита началось Великое оледенение — наступление ледника. На долю первобытного человека выпали суровые испытания. Это заставило людей приспосабливаться к новым условиям жизни. При этом выживали сильнейшие.

Занятия древнейших людей

Стоянки первобытного человека обнаружены во многих областях Африки, Азии и Европы. В Средней Азии древнейшие каменные орудия труда найдены на стоянках Селенгур в долине Ферганы и Кульбулак в Ташкентском оазисе. Эти грубые галечные орудия, оббитые в виде острия получили название чопперы.

Орудия труда были очень простыми. Человек, вооруженный заостренными камнями и дубинкой, охотился на животных, с помощью палки-копалки он выкапывал съедобные корни и клубни растений. Таким образом, человек брал то, что давала ему природа, поэтому древнейшие занятия людей — собирательство и охота называются присваивающим хозяйством. Всемирно известным памятником периода среднего палеолита является пещера Тешикташ, открытая в 1938г. В ней обнаружено около 300 каменных орудий труда и огромное количество костей животных — горного козла, оленя, дикой лошади, леопарда, зайца, мелких грызунов, а также птиц.

Самой известной находкой в Тешикташе явилась останки человека, принадлежавшие первобытному мальчику 8-9 лет. Сохранился его череп с нижней челюстью. Это один из немногих обнаруженных археолагами череп неандертальца и одно из первых древнекаменного века. Тело умершего мальчика поместили в специально вырытую в глубине пещеры яму, вокруг него воткнули в землю рога горных козлов, которые образовали круг. Эти рога, по представлению людей, должны были защищать погребенного в другом мире.

Зарождение религиозных верований

Труд и накопление знаний об окружающем мире постепенно меняли мышление человека. Люди наблюдали множество непонятных им явлений природы: смена дня и ночи, времен года, извержения вулкана, землетрясения и другие. Не умея объяснить их, они начинают поклоняться различным природным силам — грому, молнии, ветру, дождю. Смену времен года, грозу, бури древние люди объясняли действиями одухотворенных сил природы. Вера в сверхъестественные существа в науке получила название анимизм.

Первобытные люди также верили в то, что какие-либо предметы могут принести удачу или отвести беду. Эта вера получила название фетишизм. Еще одним доказательством существования религиозных верований у первобытных людей является находка наскальных рисунков, которые относятся к позднему палеолиту. Самые древние из них обнаружены в пещерах Альтамира в Испании, Ласко во Франции и Каповой пещере в Башкирии. Люди верили, что рисунки помогут им в предстоящей охоте. Перед ними они исполняли танцы, подражая движениям животных, представляли сцены охоты, упражняясь в метании копья. Зарождение религиозных верований и древнейшие захоронения умерших появляются в среднем палеолите.

Древние рисунки являются ценнейшими историческими документами. Они помогают понять, о чем думал человек, как он представлял себе окружающий мир, на каких животных охотился, какими орудиями труда и оружие пользовался. Стремление человека понять окружающий его мир послужило основой для развития первобытного изобразительного искусства.

Комментарии

Никита Сивачёв

на каких именно мелких животных???

очень хороший текст мне очень помогли с уроками

Импринты. Более или менее жёстко заданные программы, которые мозг генетически обязан принимать только в определённые моменты его развития, известные в этологии как моменты импринтной уязвимости. Они составляют основы функционирования нашей психики и определяют типичные поведенческие реакции. вот ссылка, сразу предупреждаю статья сложная: http://www.vestniknlp.ru/rannie_imprinty_cheloveka/

Помогли с уроками спасибо