Болезни Военный билет Призыв

Какова специфика эмпатического слушания. Практические упражнения. Методы активного слушания

Прошли те времена, когда молодой труженик приходил на первое место работы и пахал борозду от рассвета своей трудовой карьеры до её заката на одном и том же поле. Рынок труда стал разнообразен, гибок и динамичен. Скорее всего, и вы не представляете свои десятки лет жизни в одних стенах или в одной должности. Но выход на каждую новую работу неизменно влечёт стрессовую ситуацию, связанную с вливанием в неизвестный коллектив и продвижением по службе в нём. Из этой статьи вы узнаете, как со старта заявить о себе и стать влиятельным на новом (первом) месте работы.

Подготовьтесь к новым знакомствам

Вам предстоит встретиться с большим количеством новых сотрудников - от рядового работяги до босса. Если с первым у вас будет достаточно времени на болтовню, то управленцы обычно очень заняты и ценят каждую минуту. Поэтому приготовьте 30-секундную самопрезентацию, которая объясняет вашу роль и задачи в компании. Обязательно включите в речь те ключевые вопросы, по которым новые контакты должны к вам обращаться.

Не пренебрегайте этим шагом. Однажды вы войдете в лифт с тем человеком, от которого может зависеть ваше продвижение по карьерной лестнице. Очень важно в такой момент совладать с нервами, побороть свой страх и грамотно представить себя. Желательно начать с интересного факта или впечатляющей статистики своих успехов, чтобы приковать внимание человека и заинтересовать его в ходе беседы. Запишите речь на бумаге и презентуйте её своим друзьям и близким. Поверьте, им будет в чём вас упрекнуть и что подсказать. Следите за тональностью и скоростью речи, для этого сделайте аудиозапись своей презентации. Исключите из речи запутанность, фрагментарность и повторения. Добавьте уверенности, бодрости и логичности.

Обязательно представляйтесь каждому незнакомому вам сотруднику, рассказывая о своих умениях и той помощи, которую вы можете оказать. Этот последовательный путь постепенно сделает из вас ценного человека, к которому можно обратиться и по вопросам, находящимся вне вашей должностной инструкции.

Установите более тесный контакт с влиятельным человеком

Найдите человека, который имеет широкий круг связей и уважаем в коллективе. Это может быть тимлид или руководитель проекта. Попросите его о совместном обеде. Упомяните о том, что его мнение является очень важным для вас. Цель беседы - выяснить организационную структуру компании и собрать информацию о её наиболее значимых фигурах. Кто они? Как себя вести с ними? С какими вопросами к ним можно обратиться?

Из полученных ответов создайте контрольный список имён и спланируйте встречу с ними в первый месяц работы.

Отправляйтесь в тур знакомств

Пришло время расширять свою сеть влияния. Поговорите с каждым человеком из своего списка. При этом обязательно помните, что хороший собеседник прежде всего умеет не говорить, а правильно слушать. Спрячьте свой телефон, закройте ноутбук и отодвиньте бумаги. Этими простыми движениями вы дадите знать, что готовы целиком погрузиться в беседу. Уделите внимание своему языку тела. Займите удобную открытую позу, уберите скрещенные руки с груди, избавьтесь от внешних проявлений нервозности (подергивание ногой, постукивание шариковой ручкой).

Выражение лица не должно содержать ярких эмоций - лучше всего подойдёт нейтральная маска. Не нужно вставлять в речь собеседника свои комментарии, даже самые незначительные перебои не идут на руку разговору. По окончании не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы, чтобы у вас не осталось пробелов в полученной информации.

Наращивайте своё влияние

Если идея знакомства с одним влиятельным человеком принесла вам много пользы, то представьте, сколько вы сможете почерпнуть от сети таких контактов. Постоянно интересуйтесь и другими авторитетными людьми, работающими в организации, причём без привязки к занимаемой ими должности. В «разработку» должны попасть:

Информационные тяжеловесы. Эти люди держат руку на пульсе событий, происходящих в организации и отрасли в целом. Основываясь на их опыте и знании новых веяний, вам будет проще принимать стратегически выверенные бизнес-решения.

Авторитеты. Обратите внимание на коллег, которые имеют большое влияние в коллективе независимо от занимаемого кресла. Поддержка таких людей поспособствует продвижению ваших новых идей. Они способны сдвигать дела с мёртвой точки и придавать импульс вялотекущим процессам.

Недостаточно иметь яркую идею. Я видела множество проектов во главе с отличными лидерами. Они проваливались только потому, что пытались пробиваться в одиночку. С вами в лодке должны плыть правильные люди.

Софи Вандерброк, главный директор по технологиям Xerox

Коалиции. Вы с лёгкостью определите группы, которые эффективно работают вместе и свободно обмениваются между собой информацией, ресурсами и возможностями. Проанализируйте, что же их объединяет. Это даст вам представление о том, как сотрудничать с группами.

Не тратьте свой первый месяц работы лишь на освоение поставленных перед вами задач. Найдите время, чтобы точно определить своё место в коллективе и механизме организации. Осваивайтесь, знакомьтесь, слушайте и утверждайтесь в качестве ключевого игрока в своей новой компании.

(Простите, W->O->S, что обращаюсь к Вашей рубрике, которую очень люблю)).

Вы попали в 90-е и не знаете, куда себя деть?
Мы расскажем, как слиться с контекстом и неплохо подзаработать.

1. Прикид. На первых парах Вашей униформой должен стать спортивный костюм, если холодно - черная спортивная шапка, короткая кожаная или дубленая куртка, ботинки с высокой шнуровкой. Одежда должна быть удобной - так у Вас будет больше шансов проявить себя в какой-нибудь разборке, засветиться перед главарем и выдвинуться в бригадиры. Впоследствии, когда Вы достигнете иерархических вершин группировки, смело меняйте «абибас» на дорогой костюм от западного дизайнера, куртку - на кашемировое пальто, спортивную шапку - на пушистую волчью. Вам теперь можно. Must have - малиновый пиджак (если совсем на понтах - то такой). «Золотая цепь на дубе том» - тоже должно быть про Вас. Не скупитесь - чем тяжелее цепь на Вашей шее, тем больше уважения. Вы верующий? Огромный золотой крест просто обязан украсить Вашу грудь. Как, нет? Тогда подойдет пластина с выгравированной группой крови. Не забудьте о паре громоздких перстней-печаток (их можно еще и в качестве кастета использовать).
Купите барсетку и положите туда ТТ.
Патлатых серьезные пацаны не любят и не признают. Это объясняется не только эстетически, но и уязвимостью первых в боях. Поэтому если Вы не готовы побриться, коротко постричься придется.

2. Погонялово. Никому нет дела до того, что Вы - Иван Семенов, Семен Иванов, Петя Петров и т.п. А вот Ваню Пушкина (вспомним про золотую цепь!), Сему Грозного и Петю Кита будет знать вся Москва! Только добавьте больше фантазии, креативный класс!

3. Забудьте то, чему Вас учили с рождения, а потом в школе. Забудьте русский язык. Братва его уже давно забыла. Начните с простого: не «разговор», а «базар»; не «встреча», а «стрелка»; не «письмо», а «малява»; не «айфон», а «труба». Сделайте себе карточки со словами .
На первое время, проверяйте себя .
4. Тачка. Если Вы уже не рядовой боец, пора обзавестись мотором. Соблюдайте субординацию - вначале должны быть «шестерки» и «девятки» отечественного автопрома. Дальше - больше. Если Вы любите седаны, остановите свой выбор на Volvo 940 , BMW 750 Mercedes S 600 . Среди джипов популярны: Jeep Grand Cherokee , «Крузак» Toyota Land Cruiser 80 , Mitsubishi Pajero , Mercedes Gelandewagen .
5. Смотрите американские фильмы на кассетах. Там можно найти себе героев, а потом им подражать (как насчет Сильвестра (Сталлоне)?).
6. Как? Допустим, Вы уже достигли позиции бригадира (а то и правой руки главаря). Ваша задача - следить за состоянием и готовностью к действиям Вашей бригады. Набирать новых рекрутов можно в качалках и спортивных секциях (которые в последнее время переживают кризис), среди друзей детства. Новобранцев необходимо обучать. Для этого нужны опытные кадры. Можете учить сами, можете пригласить бывших военных, оказавшихся не у дел, дембельнувшихся с Чеченки парней или отошедших от дел оперативников. Перед каждой стрелкой оружие нужно пристрелять - договоритесь с владельцами полигонов и тиров о сотрудничестве (о том, как договариваться, см.п 8 ).
Если Вы стали главарем (папа!), нужно внимательно следить за бригадирами, кассу доверять самому надежному, завести постоянного киллера, не оставаться одному (брат-телохранитель).
7. Что? Если Вы уже стали главарем -Ваша задача определить, каким образом в дальнейшем Вы будете грести «зеленые» («деревянные» же ни к чему!). Есть масса способов заработать. Можно заняться рэкетом (для этого нужно делить территорию и крышевать), можно - недвижимостью (разрешена приватизация, а законодательство к этому еще не адаптировано), в конце концов, грабеж, торговля наркотиками, оружием (война ведь идет!) и т.д. Можно комбинировать. Когда зелени станет много - нужно начинать легализовывать бизнес и переводить часть денег заграницу. Переродившись из авторитета в бизнесмена, можно в будущем - в политику.
8. Крыша . Чтобы стать крышей необходимо умение вести переговоры. По всем законам дипломатии, Вы посылаете к предпринимателю доверенное лицо (как правило, не одно, но без масок). Они делают предложение от имени ВАШЕЙ группировки: защита за определенную плату. Предприниматель отказывается. Тогда через пару дней Вы посылаете к предпринимателю других лиц, которые от лица ЧУЖОЙ группировки, все громят. Предприниматель приходит к Вам и просит «защиты». Вы, добрый и хороший, соглашаетесь. Но, повышаете цену.
Территорию крышевания нужно делить и оберегать. Это Ваши будни (см. п.6 ).
9. И еще несколько важных вещей: нужно обзавестись «своим рестораном», где будет база Вашей братвы. Дружите с «законниками» - они помогут избежать кровавых разборок на стрелке. Дружите с политиками - помогут при задержании. Дружите с людьми из органов - у вас будет свой дом, телефон, телевизор и пр., если сядете. Вы авторитет? Постройте церковь. А лучше - две!
10. У Вас все получится, если:
- Вы можете отличить ТТ от Макарова
- Вы знаете, что Глобус - это не модель Земли, а Япончик - не японец
- для Вас не существует СИЗО- 1 и СИЗО-2, но Вы знаете «Матросскую тишину» и «Бутырку».
- Вы готовы расчувствоваться, когда слышите «Весна опять пришла…»
- Вы уже приобрели себе место на кладбище и заказали памятник с открытой датой смерти

Тема: Правила слушания эмпатии общение

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуется социальные отношения людей.

В психологии под общением понимается установление и поддержание целенаправленно, прямого или опосредованного контакта между людьми. Существенным в данном определение является утверждение социальной природы общения, в общение зависит не только его инициатора, а именно воздействующих субъектов в целом.


1.Тактика общения

Тактика общения - реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения конкретных коммуникативных умений: говорить и слушать.

Позиции в общении выделяют следующие:

Доброжелательность и враждебность

1.Доброжелательные позиции принятия собеседника.

2.Нейтральная позиция.

3.Враждебная позиция непринятия собеседника.

Доминирование - подчинение.

1.Доменирование или «общение сверху».

2. «Общение на равных»

3.Подчение или «общение снизу».

2.Общение как восприятие людьми друг друга

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией (восприятием). Человек вступает в общение всегда как личность и другим человеком – партнером по общению, он тоже воспринимается как личность.

Одним из самых простых способов попытаться понять другого человека является уподобление себя ему – идентификация. Это попытка поставить себя на место другого («не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе»).

Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением – эмпатией.

Эмпатия – способ восприятия человека, но это не рациональное осмысление проблем другого (взаимопонимание), а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, сочувствовать другому.

Выделяют три уровня развития эмпатии:

1. Низший уровень – своеобразная слепота к состоянию, переживаниям другого.

2. Средний уровень – в процессе общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях собеседника.

3. Высокий уровень – умение сразу войти в состояние собеседника, прочувствовать его переживания на протяжении всего общения.

Логическая форма познания себя и других людей – рефлексия. Это попытка логического анализа своего поведения и состояния или поведения и особенностей другого человека. Процесс понимания друг друга может осложняться и усложняться из-за рефлексии. Здесь под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга (представление о том, как другой человек понимает меня).

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести:

1. Эффект предварительного знакомства. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у Вас задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека. Например, Вам рассказывали, что этот человек не честный и Вы еще не общаясь с ним лично уже ждете, что он вас может обмануть.

2. Эффект стереотипа. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми другой человек заранее относятся к определенной категории, и Вы в процессе общения имеете установку на поиск черт, подтверждающих правильность вашей стереотипной установки.

3. Эффект торопливости. Стремление делать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена достоверная исчерпывающая информация.

4. Эффект структурирования. Безотчетное структурирование личности другого человека. Логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, а всякое понятие, которое не вписывается в сложившийся образ, отбрасывается. Например, если человек вспыльчивый, неаккуратный – значит он плохой. При этом то, что он добрый и честный не учитывается.

5. Эффект «ореола» -первоначальное отношение к какой-то одной частной характеристике личности переносится на весь образ человека, а затем это общее неполное впечатление о человеке влияет на оценку отдельных его качеств. Так, если в начале знакомства человек произвел впечатление очень доброго, то в дальнейшем все его поступки, опровергающие это впечатление, все равно будут восприниматься как проявление своеобразной доброты.

6. Эффект проецирования – другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и чувства.

7. Эффект первичности – первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, остается очень существенной или малозабываемой и способна влиять на все последующее отношение к этому человеку.

8. Эффект собственного настроения. На восприятие другого человека Вами влияет Ваше собственное настроение. Если оно мрачное – первое впечатление о собеседнике может стать негативным, если настроение хорошее, то и собеседник вам понравится.

9. Эффект глухоты. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться только на собственное впечатление о человеке.

10. Эффект консерватизма. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, которые изменились со временем. То есть когда однажды составленное мнение не меняется, несмотря на то, что накапливается о нем новая информация.

11. Эффект последней информации. Получение последней негативной информации о давно знакомом Вам человеком может повлиять на Ваше отношение к нему. Может перечеркнуть все прежнее сложившееся мнение о нем.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. Каузальная атрибуция – это объяснение субъектом причин и методов поведения других людей.

Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

1. Эффект сопровождающих событий – те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему. Обычно рассматриваются как его возможные причины.

2. Эффект необычности – если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен, и ему предшествовало какое-то уникальное событие, то мы склонны именно это событие считать основной причиной поступка.

3. Эффект равновероятных возможностей. Неверное объяснение поступков часто бывает тогда, когда есть много различных, равновероятных возможностей для интерпретации поведения и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать вариант, который его больше устраивает.

4. Эффект недооценки ситуации. Недооцениваются особенности ситуации, спровоцировавшей тот или иной поступок, и переоценивается влияние черт характера. Поведение других людей мы часто склонны объяснять, например, сложностью их характера, а свое поведение – как результат влияния ситуации. Таким образом, часто от других людей ожидают, что они должны сами отвечать за свои поступки, в то время как ответственность за собственные поступки перекладывается на обстоятельства.

5. Эффект влияния культуры. Западное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий. Восточная философия часто трактует поведение, как результат ситуации, влияния извне, предопределенности событий. Свыше.

Обратная связь в общении – это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как Вы его воспринимаете, что чувствуете в связи с Вашим отношением.

Правила обратной связи:

1. Правило конкретности. Надо говорить человеку, с каким именно поведением и поступками связано твое то или иное отношение к нему.

2. Правило возможности перемен. Если говорить собеседнику о том, что Вам в нем не нравится, надо стараться в основном отмечать те характеристики, которые ваш собеседник мог бы при желании изменить.

3. Правило безоценочности. Не следует давать вслух оценок собеседнику как личности. Обратная связь – это не информация для собеседника о том, что он из себя представляет, по Вашему мнению, это в большей степени сведения, необходимые Вам о себе в связи с этим человеком. Это информация о том, как именно Вы воспринимаете данного человека, что Вам в нем нравится или не нравится. Ваш собеседник, чаще всего не настроен слушать Ваше мнение по поводу специфики его характера.


Заключение

Не существует двух абсолютно одинаковых людей. Это справедливо в отношении как физических, так и психологических характеристик. Одни люди спокойны, другие вспыльчивы, одни способны долго и напряжённо работать для достижения результата, другие вкладывают всю свою силу в один «рывок». Психологические различия между людьми объективны – они объясняются физиологическими особенностями функционирования нервной системы. От этих особенностей в значительной степени (хотя и не полностью– важнейшую роль играет воспитание личности) зависит характер индивида, его успешность или не успешность в конкретной профессиональной деятельности, стиль межличностного общения, взаимодействие с другими людьми в профессиональной и личной сферах.


Список литературы

1. Андреева И. В. Этика деловых отношений. – Спб.: Вектор, 2006.

Многие начинают учиться слушать только тогда, когда это становится необходимо или когда они понимают, что это в их интересах. Деятельный руководитель может также научиться эффективно слушать для того, чтобы стимулировать своих подчиненных и решать любые проблемы труда. Мы не слушаем еще потому, что судим. В результате многолетней клинической практики психологи пришли к такому выводу: одной...

И те, кто хотя и разделяют мнение о важности сотрудничества и определенного рода партнерства в терапевтической диаде, все таки считают, что близость (то есть, риск проявлять эту потребность) в психотерапии имеет, по крайней мере, по большей части, односторонний характер. Равенство в терапевтических отношениях возможно примерно в той же степени, в какой это имеет место в отношениях между родителем...

3,08 37,24 7,07 27,02 1,84 45,37 Выводы 1. В результате обследования детей было установлено, что развитие творческого воображения, эмпатии детей старшего дошкольного возраста имеет средний уровень. 2. Осуществленный подбор средств способствует обогащению эмоционального опыта детей, эмоциональному развитию старших дошкольников. 3. Разработанная методика явилась эффективным...

Эмпатия - это сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого человека, так что эмпатическое слушание - это "сочувственное" слушание.

При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают. При эмпатическом слушании нужно применить рефлексию. Рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают "рефлектирующего", его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления.

Существуют правила эмпатического слушания:

Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае вы можете понять то, что чувствует ваш собеседник, "увидеть" его эмоции.

В своей реакции на слова партнера вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято вами.

Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать. Помните, что это время принадлежит ему, не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своем переживании.

Необходимо помнить, что эмпатическое слушание - не интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства.

1. Информационный

Дать собеседнику высказать свою точку зрения

поддакивание, побуждение, невербальная поддержка

2. Уяснение

Убедиться, что вы правильно его поняли

Выяснение, парафраз, отражение чувств

3. Завершающий

Добиться совместного решения

Оценки, продолжение, резюмирование

Так как же правильно слушать? Каковы условия эффективного слушания? Вот некоторые рекомендации для людей, которые желают научиться слушать своего собеседника и стремятся развить эффективное слушание:

Будьте внимательны и показывайте собеседнику, что вы внимательны.

Старайтесь сосредоточиться не только на смысле сказанного собеседником, но и на истинном сообщении, которое чаще всего бывает скрыто.


Слушайте, не перебивая, дайте собеседнику выговориться

Не торопитесь с оценками и выводами, сначала удостоверьтесь, что именно имел в виду ваш собеседник.

Избегайте говорить собеседнику "Я Вас понимаю", поскольку эта фраза воспринимается почти всегда негативно, лучше всего прямо указать ту эмоцию или чувство, которое испытывает Ваш собеседник (за это вам будут благодарны).

Если ваш собеседник проявляет излишнюю эмоциональность, слушайте только смысл сказанного, сами не подпадайте под власть эмоций, иначе о принятом в таком состоянии решении вы будете долго жалеть.

Отвечая на вопрос, удостоверьтесь, что конкретно хочет узнать собеседник, иначе вы можете дать излишнюю или ненужную информацию

Если целью беседы является принятие решения, используйте рефлексивное слушание.

Но важно не только внимательно слушать, но и показывать это. Показать, что вы слушаете собеседника, можно несколькими способами. Во-первых, нужно повернуться к собеседнику лицом (а не стоять к нему боком, ибо это признак незаинтересованности и неуважения), если же вы сидите, то нельзя сидеть развалясь (это также признак неуважения), лучше сесть прямо. Во-вторых, ваша поза должна быть открытой, то есть руки и ноги не должны быть скрещены. В-третьих, собеседника следует поддерживать взглядом, то есть смотреть на говорящего, но, конечно, не пристально. Вообще же о человеке, который не избегает смотреть в глаза своему собеседнику, складывается более благоприятное впечатление.

Заключение

Умение слушать и слышать является важнейшей, если не самой важной, характеристикой коммуникативной компетентности. Часто сам факт того, что человека просто внимательно выслушивают, является для него решением многих личностных проблем. Причем есть огромная разница между тем, слышим мы нашего собеседника или его слушаем. Путать эти понятия нельзя: если мы слышим голос собеседника, но не вникаем в содержание его речи, то это будет означать, что мы слышим, а не слушаем собеседника. Слушать же - значит не только вникать в содержание речи собеседника, но и воспринимать истинное сообщение, которое может быть скрытым, вдумываться в слова собеседника, анализировать состояние собеседника и причины, толкнувшие его на то или иное высказывание.

Умение слушать и слышать является необходимым условием для эффективной работы еще и потому, что решение многих проблем возможно только при полном понимании его проблемы. Однако экспериментальные исследования психологов показывают, что большинство людей не обладает навыками эффективного слушания и воспринимает речь собеседника лишь поверхностно (если воспринимает вообще). И лишь 10% людей обладают умением слушать собеседника, вникать в сущность сообщения и лежащие за этим сообщением чувства и мысли. Интересно, что лучшими способностями к слушанию обладают женщины, мужчины же более склоны слушать самих себя и часто перебивают собеседника, рассматривая беседу как возможность "себя показать", как некое соревнование.

Главное - необходимо показать собеседнику, что его внимательно слушают и понимают.

Подача обратной связи - серьезная работа, требующая сосредоточенности, смелости, уважения к себе и другим.

№ 20 цели, задачи и правила техники поиска альтернативных решений

№ 21 концепции и методы современной практики консультирования и терапии разработанной в западной традиции.

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда; Аналитическая психология Карла Густава Юнга; Индивидуальная психология Альфреда Адлера; Гуманистически-ориентированное консультирование; Клиент-центрированный подход Карла Роджерса; Экзистенциальный подход Ирвина Ялома и Ролло Мэя; Логотерапия Виктора Франкла; Гештальттерапия; Бихевиорально-ориентированное консультирование; Нейролингвистическое программирование

В рамках классического психоанализа разработаны и используются следующие методы для того, чтобы помочь клиенту достичь высокой степени эффективного функционирования:

1. Метод свободных ассоциаций. Клиент расслабляется, устраивается на кушетке или в кресле и проговаривает вслух все мысли и воспоминания, которые приходят ему в голову

2. Интерпретация сопротивления. Клиент может неосознанно сопротивляться воспоминанию вытесненных конфликтов и импульсов.

3. Анализ сновидений. Содержание их, согласно 3. Фрейду, раскрывает вытесненные желания. 3. Фрейд называл анализ сновидений «королевской дорогой к бессознательному». Сон - символическое удовлетворение желаний. В его содержании частично отражаются ранние детские переживания.

4. Анализ трансфера. Трансфер - замещение в процессе работы с клиентом, которое представляет собой защитный механизм.

5. Эмоциональное переучивание. На завершающих этапах работы с клиентом поощрение его к использованию новых для него интеллектуальных озарений в повседневной жизни.

6. Интерпретация - разъяснение неясного или скрытого для клиента значения некоторых аспектов его переживания или поведения. Интерпретация включает следующие процедуры:

1) идентификация (обозначение);

2) разъяснение (собственно толкование); ""

3) перевод толкования на язык повседневной жизни клиента.

защитные механизмы: отрицание, вытеснение, проекция, индетификация, рационализация, включение, замещение, изоляция, регрессия, реактивное образование, сублимация.

№ 32 супервизия в психологическом консультировании

Супервизия в процессе психологического консультирования не является ни обучением, ни психотерапией консультанта в полном смысле этих слов, хотя может обладать и тем, и другим эффектом. Ее предназначение – помочь психологу – консультанту / психотерапевту разобраться в сложившейся ситуации его взаимоотношений с клиентом, понять и осознать, что мешает ему оказать клиенту помощь, почему ситуация консультирования не развивается так, как надо, найти собственные ошибки и упущения в работе, проверить правильность и целесообразность примененных по отношению к клиенту техник и приемов. Проводится она квалифицированным опытным психологом-консультантом или психотерапевтом.

Супервизия осуществляется по запросу специалиста, находящегося в затруднительной профессиональной ситуации. Она основана на взаимном доверии и уважении.

Эффективная супервизия должна быть подготовлена и упорядочена, должна присутствовать предварительная договоренность о графике и цене, то есть супервизия представляет собой организованный, а не стихийный процесс.

В зависимости от конкретной ситуации и запроса супервизия может иметь следующие цели: оценочную (например, оценить действия обратившегося за помощью психолога), обучающую (может выступать как форма повышения квалификации), направляющую, поддерживающую и др.

Выделяются два основных уровня проведения супервизии. Первый уровень предназначен для начинающих специалистов в области психологического консультирования и психотерапии (до и после получения диплома). Супервизия второго уровня предназначена для более опытных практикующих консультантов и психотерапевтов.

Супервизия проводится в индивидуальной, групповой или коллективной форме (иногда могут сочетаться несколько форм). Супервизия также может быть очной, очно-заочной и заочной. Очная предполагает присутствие супервизора в кабинете и его прямое наблюдение за ходом консультативной/терапевтической сессии, проводимой супервизируемым (это должно быть согласовано с клиентами). Очно-заочная предполагает присутствие супервизора рядом (за зеркальным стеклом), к которому супервизируемый может обратиться по телефону в любое время (эта возможность также заранее обговаривается с клиентами). Заочная супервизия наиболее распространена: предполагает обсуждение проведенных супервизируемым сессий на отдельной, ранее установленной встрече.

Каждому человеку намного приятнее общаться с собеседником, который умеет слушать, а не только болтать. Все проведенные исследования доказывают, что только десять процентов людей могут выслушать своего собеседника. В статье вы узнаете основные виды и техники активного слушания .

Каждый человек желает видеть в своем собеседнике дружески настроенного и внимательного слушателя, который с радостью поддерживает разговор. Поэтому каждому приятно пообщаться не с тем человеком, который умеет говорить, а с тем, кто умеет выслушать. Проведенные исследования подтверждают тот факт, что только около десяти процентов человечества умеют слушать своего собеседника. Не случайно введено направление активного эмпатического слушания при повышении квалификации менеджеров самых ведущих стран мира.

Самым важным моментов при слушании, является обратная связь, благодаря которой у собеседника возникает ощущение, что его слова не произносятся в пустую, а важны для собеседника. В различных высказываниях существует два содержательных уровня: эмоциональный уровень и информационный уровень. Также, обратная связь бывает двух видов: отражение чувств говорящего и отражение информации.

Выделяют несколько приемов активного слушания: поддакивание; глухое молчание – отсутствие реакции; «зеркало» - повторение последней фразы своего собеседника с изменением очередности слов; «эхо-реакция» - повторение последнего слова своего собеседника; побуждение; наводящие вопросы; уточняющие вопросы; «парафраз» - передача сути высказывания собеседника иными словами; продолжение – слушатель вклинивается в рассказ своего собеседника и старательно пытается завершить его фразу; оценки и советы; эмоции; «хамоватые реакции»; нерелевантные высказывания – высказывания, которые вовсе не относятся к данному делу или же относятся только формально; логические следствия – предположения о причины происходящих событий из высказываний собеседника; пренебрежение к собеседнику – отсутствие внимания к словам партнера или же игнорирование собеседника; расспрашивание – задавания множества вопросов, не уточняя своей цели.

В приемах активного слушания выделяют три такта: уяснение; поддержка; комментирование.

В период поддержки разговора самая главная цель – дать возможность своему собеседнику выразить принятую позицию, уместные реакции слушателя к собеседнику на данном этапе – поддакивание, молчание, эмоциональное «сопровождение», «эхо».

Для того, чтобы во время процесса уяснения цели понять, что вы правильно поняли своего собеседника задаются наводящие и уточняющие вопросы, парафраз. В момент комментирования своего собеседника слушатель должен высказать свое мнение про услышанное – слушатель дает свои оценки, советы или же комментарии.

Существуют такие виды слушания: активное слушание, эмпатическое слушание и пассивное слушание.

Во время активного слушания на первом плане находится отражение информации. Общепринятые приемы активного слушания: постоянное уточнение правильного понимания услышанной информации при помощи уточняющих вопросов. Виды и техники активного слушание работают только в том случае, ели вы учитываете происходящую ситуацию, содержание данного разговора и эмоциональное состояние своего партнера. Также, техники и виды активного слушания лучше всего применять только в том случае, когда собеседник равен вам.

Бывают ситуации, когда требуется выслушать человека, который находится в эмоциональном аффекте, так в данной ситуации виды и техники активного слушания никак не сработают, ведь на тот момент ваш собеседник будет всего лишь человеком, который не может контролировать свои эмоции и не в силах уловить содержание разговора. В такой случае следует успокоить партнера, чтобы он справлялся с самоконтролем и только потом уже можно будет продолжить беседу на равных. В подобных ситуациях отлично работает пассивное слушание. Так вот, когда человек находиться в состоянии эмоционального аффекта рекомендуется его просто слушать и дать возможность ему понять, что вы его поддерживаете и внимательно слушаете, лучше всего использовать – «угу-реакции».

Эмоциональное состояние человека напоминает маятник, ведь дойдя до самой высшей точки эмоционального накала, эмоции начинают успокаиваться, далее сила чувств увеличивается, доходит до самой высшей точки и снова же падает. Если в процесс «маятника» не вмешиваться человек полностью выговориться и успокоиться, а далее вы можете продолжать нормальную беседу.

Поголовно все люди желают, чтобы с ними разделяли их переживания и чувства, а также, понимали. Поэтому самое главное находится в сопереживании и понимании чувств партнера. А секрет в превосходном слушании – дать своему собеседнику облегчение и открыть новые невиданные пути для понимания собственного себя.

Вывод: эмпатическое слушание дает возможность пережить те же самые чувства, которые переживает ваш партнер, отразить эти же чувства, понять эмоциональное состояние своего собеседника и разделить его. Также, важно знать то, что при эмпатическом слушание не даются советы, оценки, критика, поучения и высказывание морали.

Существует ряд правил эмпатического слушания:

Самое важное настроиться на слушание, то есть на определенное количество времени забыть о своих каких-то проблемах, ведь только так вы сможете понять эмоции своего партнера.

В своих реакциях на высказывания собеседника вы должны выразить переживания, эмоции и чувства.

Поддерживание пауз. После ваших ответов собеседник должен подумать и помолчать, а вы должны знать, что это только его время и не следует забивать его своими уточнениями и соображениями.

При эмпатическом слушании требуется только отражать чувства партнера и не нужно объяснять ему причину возникновения таких чувств.

В случае возбуждения партнера лучше всего поддерживать разговор короткими фразами и междометиями.