Болезни Военный билет Призыв

Кем был марциал в древнем риме. Марк Валерий Марциал (лат. Marcus Valerius Martialis). Тексты и переводы

Регулярная статья
Тарле, Евгений Викторович

Евгений Тарле на Курсах Лесгафта, 1903
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Страна:

Тарле был близок к социал-демократам; в конце апреля 1900 г. за участие в нелегальной сходке его арестовали и после двухмесячного тюремного заключения выслали в Херсонскую губернию под надзор полиции. В октябре 1901 г. защитил в Киеве магистерскую диссертацию, посвященную анализу «Утопии» Т. Мора (некоторые оппоненты обвиняли Тарле в компиляции и поверхностном знании эпохи).

В 1903–17 гг. Тарле был приват-доцентом Петербургского университета. Курсы лекций Тарле по истории Англии и Франции и публичные лекции, где в завуалированной форме критиковалось самодержавие, пользовались большой популярностью у радикально настроенной публики. В 1903–1905 гг. публиковал статьи в нелегальной газете русских либералов «Освобождение», издававшейся в Германии . Во время разгона полицией в октябре 1905 г. митинга у Технологического института (Петербург) был легко ранен.

Основные работы Тарле в 1900–1917 гг.: «Рабочий класс во Франции в эпоху революции» (СПб., 1909–11; докторская диссертация), «Континентальная блокада» (СПб., 1913). В 1913–18 гг. - профессор Юрьевского университета; с 1917 г. - профессор Петроградского университета. В 1917 г. публиковал в органе меньшевиков - газете «День» статьи, осуждавшие пораженческую политику большевиков. Издал сборник документов «Революционный трибунал в эпоху Великой французской революции» (тт. 1–2, Петроград, 1918–19), который был воспринят как осуждение большевистского террора.

С 1921 г. Тарле - член-корреспондент АН, с 1927 г. - член АН СССР. Книга Тарле «Европа в эпоху империализма 1871–1917)» (М.-Л., 1927) подверглась резкой критике в советской печати. Тарле обвиняли в политическом «двурушничестве» и «антантафильстве».

В январе 1930 г. Тарле был арестован. Первоначально планировалось, что он будет проходить на процессе по делу Промпартии, но затем ОГПУ отказалось от своего плана, и Тарле в августе 1931 г. был обвинен по делу Академии наук, или по делу Платонова-Тарле. Историки и филологи, арестованные по этому делу, обвинялись в том, что они входили в некий Всенародный союз борьбы за возрождение свободной России, а сам Тарле еще и в том, что в будущем буржуазном правительстве он должен был стать министром иностранных дел. В августе 1931 г. выслан в Алма-Ату . Преподавал в университете.

В 1933 г. ему разрешили вернуться в Ленинград , и он стал профессором Ленинградского университета. Книга Тарле «Наполеон» (М., 1936) пользовалась большим успехом у ведущих деятелей партии, в том числе у И. Сталина , Н. Бухарина, К. Радека (автора предисловия к 1-му изданию). Этот труд и последующие работы - «Жерминаль и прериаль» (М., 1937), «Талейран» (М., 1939) - написаны с марксистских позиций. Книга «Нашествие Наполеона на Россию в 1812 году» (М., 1938) отражает усиливающийся великодержавный курс политики Сталина, выступившего в защиту Тарле после нападок на него в советской печати. В сентябре 1938 г. Тарле вновь стал академиком, был возведен в ранг «виднейшего советского историка».

В своих последующих работах: «Нахимов» (М., 1940), «Крымская война» (т. 1, М.-Л., 1941, т. 2, М., 1943), «Адмирал Ушаков на Средиземном море (1798–1800)» (М.,1945) Тарле оставался на ультрапатриотических позициях, что дало основание некоторым историкам называть Тарле «необузданным безоговорочным националистом-патриотом».

В 1942–45 гг. Тарле входил в состав Чрезвычайной следственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, позднее был членом Советского комитета защиты мира.

Во время антисемитской кампании конца 1940-х – начала 1950-х гг. Тарле подвергался нападкам в партийной печати за «антипатриотическую оценку роли Кутузова». Его резко критиковали в постановлении секретариата ЦК от 19 ноября 1949 г. «О недостатках в работе Института истории АН СССР», но по распоряжению Сталина критика была прекращена.

В своих работах Тарле избегал освещения еврейской темы или указания на национальное происхождение некоторых героев своих книг. Своё этническое происхождение Тарле никогда не скрывал. Стала знаменитой его фраза «…я не француз, а еврей, и моя фамилия произносится Тáрле», произнесённая им на первой лекции в МГИМО осенью 1951 г. В конце 1940–50-х гг. в частных беседах он осуждал советские власти за замалчивание темы уничтожения советского еврейства в советско-германской войне, за то, что не предпринимались усилия к эвакуации евреев, неоднократно говорил о готовящейся в 1953 г. депортации советского еврейства , о том, что антисемитизм стал основной идеологической базой режима.

Советские власти неоднократно награждали Тарле, в том числе три раза ему была присуждена Сталинская премия (1942, 1943, 1946).

Юность

Родился в еврейской семье. Отец принадлежал к купеческому сословию, но занимался, в основном, воспитанием детей, служил распорядителем магазинчика, принадлежавшего киевской фирме, а управлялась там его жена. Он владел немецким и даже переводил Достоевского. Мать происходила из семьи, в истории которой было много цадиков - знатоков и толкователей Талмуда. Детство и ранняя юность Тарле прошли в Херсоне, где царил межнациональный мир. В Одессе, в доме старшей сестры он познакомился с известным историком-византинистом профессором (впоследствии академиком) Ф. И. Успенским. По его совету и рекомендации Тарле был принят в Императорский Новороссийский университет. Успенский свел Тарле с его будущим учителем - профессором университета св. Владимира (Киев) Иваном Васильевичем Лучицким. На второй учебный год Тарле перевёлся в Киев. В Киеве, в 1894 г. Тарле крестился по православному обряду в Софийском соборе

Причина принятия православия была романтична: ещё со времён гимназии Тарле любил очень религиозную русскую девушку из дворянской семьи - Лелю Михайлову, и чтобы они могли соединиться, он принял православие. Вместе они прожили 60 лет. Своё этническое происхождение Тарле никогда не скрывал. Стала знаменитой его фраза «…я не француз, а еврей, и моя фамилия произносится Та?рле», произнесённая им на первой лекции по новой истории Европы и Северной Америки первому курсу историко-международного факультета МГИМО МИД СССР осенью 1951 г. («В СССР вовсю набирала обороты антисемитская кампания, не за горами было дело „врачей-убийц“, официально, по „пятому пункту“ в анкете, в МГИМО тогда не было ни одного еврея…»)

Как многие студенты Киевского университета того времени (например, как Бердяев), он пошел в студенческие кружки социал-демократов. Там Тарле делал доклады, участвовал в дискуссиях, «ходил в народ» - к рабочим киевских заводов. 1 мая 1900 г. Тарле был арестован вместе с другими членами кружка на студенческой квартире во время доклада Луначарского о Генрихе Ибсене) и выслан под гласный надзор полиции по месту жительства своих родителей в Херсон. Как «политически неблагонадежному», ему запрещалось преподавать в императорских университетах, и в казенных гимназиях. Через год его допустили к защите магистерской диссертации. Его магистерская диссертация об английском утописте Томасе Море (1901 г.) была написана в духе «легального марксизма».

В 1903 г. после прошений, поддержанных видными профессорами, полиция разрешила Тарле преподавание на почасовой основе приват-доцентом в Петербургском университете. В феврале 1905 г. он вновь был арестован за участие в студенческой сходке и снова отстранен от преподавания в университете.

18 октября 1905 года Тарле был ранен конными жандармами на митинге у Технологического института в Петербурге. Митинг был посвящён поддержке царя Николая II и его манифеста о «гражданских свободах» от 17 октября 1905 г. Манифест амнистировал всех неблагонадежных, и Тарле вернулся в Петербургский университет.

«Круг его общения составляли А. Достоевская и С. Платонов, Н. Кареев и А. Дживелегов, А. Амфитеатров и Ф. Сологуб, П. и В. Щеголевы, В. Короленко и А. Кони, Н. Рерих и И. Грабарь, К. Чуковский и Л. Пантелеев, и многие другие.»

Академическая карьера

Окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1896). Дипломное исследование: «Крестьяне в Венгрии до реформы Иосифа II» В феврале 1900 г. ученый совет Киевского университета присвоил Тарле ученое звание приват-доцента. Его магистерская диссертация (1901 г.) была издана отдельной книгой, а в 1902 г. на основе диссертации Тарле публикует в либерально-народническом журнале В. Г. Короленко «Русское богатство» статью «К вопросу о границах исторического предвидения».

В 1903-1917 (с небольшим перерывом в 1905 г.) приват-доцент Петербургского университета. В 1911 г. защитил докторскую диссертацию на основе двухтомного исследования «Рабочий класс во Франции в эпоху Революции». В 1913-1918 одновременно профессор университета в Юрьеве (Тарту). С 1918 г. Тарле - один из трёх руководителей Петроградского отделения Центрархива РСФСР. В октябре 1918 г. избран ординарным профессором Петроградского университета (а потом Ленинградского), затем становится профессором Московского университета и живёт в Москве (до ареста).

В 1921 году избран членом-корреспондентом Российской академии наук, а в 1927 году - действительным членом Академии наук СССР.

Удостоен Сталинской премии (первой степени) 1942 года за коллективный труд «История дипломатии», т. I, опубликованный в 1941 г. Почетный доктор университетов в Брно, Праге, Осло, Алжире, Сорбонне, член-корреспондент Британской академии (1944), действительный член Норвежской академии наук и Филадельфийской академии политических и социальных наук.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Репрессии и официальная критика

После Февральской революции 1917 г. Тарле сразу идет служить «молодой демократии». Его (как и поэта А. Блока) включают в число членов Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства по преступлениям царского режима. В июне 1917 г. Тарле - член Российской официальной делегации на международной конференции пацифистов и социалистов в Стокгольме.

К Октябрьской революции Тарле относится настороженно. В дни «красного террора» Тарле в 1918 г. в либеральном издательстве «Былое» публикует книгу: «Революционный трибунал в эпоху Великой французской революции (воспоминания современников и документы)».

Осенью 1929-зимой 1931 года ОГПУ по «Академическому делу» академика С. Ф. Платонова была арестована группа известных учёных-историков. Привлекались Ю. В. Готье, В. И. Пичета, С. Б. Веселовский, Е. В. Тарле, Б. А. Романов, Н. В. Измайлов, С. В. Бахрушин, А. И. Андреев, А. И. Бриллиантов и другие, всего 115 человек. ОГПУ обвиняло их в заговоре с целью свержения Советской власти. Е. В. Тарле в новом Кабинете предназначался, якобы, пост министра иностранных дел. Академия наук СССР исключила арестованных.

Е. В. Тарле был также обвинен в принадлежности к «Промпартии». Решением коллегии ОГПУ от 8 августа 1931 года Е. В. Тарле был сослан в Алма-Ату. Там он начал писать своего «Наполеона». 17 марта 1937 года Президиум ЦИК СССР снял судимость с Е. В. Тарле, вскоре он был восстановлен в звании академика. Однако 10 июня 1937 года в «Правде» и «Известиях» были опубликованы разгромные рецензии на книгу «Наполеон». В частности, она была названа «ярким образцом вражеской вылазки». Несмотря на это, Е. В. Тарле был прощён, предположительно по личной инициативе Сталина.

В 1945 году журнал ЦК ВКП (б) «Большевик» подверг критике его труд «Крымская война»; репрессий не последовало и на сей раз. Автор статьи, обозначенный как «Яковлев Н.» писал, в частности: «Многие положения и выводы академика Тарле вызывают серьёзные возражения. Некоторые важные вопросы, касающиеся сущности и последствий Крымской войны, обойдены им или решаются неправильно. <…> он даёт неправильную оценку исхода войны, считая, что царская Россия в Крымской войне, по существу, не потерпела поражения».

В годы войны

В начале Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Е. В. Тарле находился в эвакуации в г. Казани, где работал профессором кафедры истории (1941-1943) историко-филологического факультета Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина (КГУ). Одновременно с педагогической деятельностью в КГУ Евгений Викторович работал над подготовкой монографии «Крымская война» и читал для трудящихся Татарской АССР публичные лекции на историко-патриотические темы.

Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942).

Научная и литературная деятельность

Тарле, ещё до революции занявший ведущие позиции в российской исторической науке, позднее был одним из авторитетнейших историков СССР. В 1920-е годы Е.В. Тарле, С. Ф. Платонов и А. Е. Пресняков начали создавать свою «Историческую библиотеку: Россия и Запад в прошлом». Участвует в 1923 г. в международном историческом конгрессе в Брюсселе и в 1928 г. в конгрессе в Осло. В 1927 г. издал свой курс «Европа в эпоху империализма, 1871-1919 гг.», вызвавший большое раздражение у официальных марксистов. Он играл большую роль в сотрудничестве советских и французских историков, что весьма ценится последними. В 1926 г. при активном участии Тарле в Париже был создан первый научный комитет по связям с учеными СССР, в который вошли такие мировые светила, как П. Ланжевен, А. Матьез, А. Мазон, и другие крупные французские ученые.

Большое значение в исторической науке имеют работы Тарле «Европа в эпоху империализма», «Нашествие Наполеона на Россию», «Крымская война». Работам Тарле свойственна некоторая вольность в отношении к историческим фактам, допускаемая ради живого, захватывающего стиля изложения, представляющего Тарле в ряде работ скорее как исторического писателя, нежели историка. Строго исторические работы не лишены неизбежных для научных работ сталинского периода идеологических искажений, но тем не менее остаются блестящими памятниками исторической мысли, вполне сохранившими своё значение для науки.

В 1942 году вышла его работа «Гитлеровщина и наполеоновская эпоха», написанная в публицистическом жанре; книга восхваляла Наполеона как великого преобразователя и давала уничижительную характеристику Адольфу Гитлеру, доказывала «карикатурность серьёзных сравнений ничтожного пигмея с гигантом». Книжка заканчивалась утверждением: «И можно смело сказать, за всю свою великую историю никогда, даже не исключая и 1812 г., русский народ до такой степени не являлся спасителем Европы, как в настоящее время.»

Однажды на юбилее … Евгения Викторовича Тарле, Чуковский подначил Самуила Яковлевича, что даже ему не удастся подобрать рифму к фамилии юбиляра.
В ответ Маршак мгновенно выдал экспромт:

В один присест историк Тарле
Мог написать (как я в альбом)
Огромный том о каждом Карле
И о Людовике любом.

  • По свидетельству Л. Е. Белозерской, - «из писателей он любил больше всего Достоевского».

Публикации работ

  • Тарле Е.В. Сочинения в 12 томах. - М., Издательство Академии наук СССР, 1957-1962.
  • История Италии в средние века 1906
  • Континентальная блокада 1913
  • Экономическая жизнь королевства Италии в царствование Наполеона I 1916
  • Запад и Россия 1918
  • Европа в эпоху империализма 1927
  • Жерминаль и прериаль 1937
  • «Гитлеровщина и наполеоновская эпоха». АН СССР. - М.-Л., 1942.
  • Очерки истории колониальной политики западноевропейских государств 1965

Издавать свои произведения Марциал стал сравнительно поздно. Пышные игры, устроенные в 80 г. при освящении амфитеатра Флавиев, побудили Марциала спешно составить серию льстивых эпиграмм (так называемую «Книгу зрелищ»), прославляющих. отдельные зрелища (бой зверей, гладиаторов и т. д.), и посвятить ее императору Титу. Надежда на императорские милости оправдалась, однако, лишь частично.

Сборник этот содержит эпиграммы описательного типа и составляет единое целое. Через несколько лет вышли два новых сборника. На празднике Сатурналий был обычай посылать знакомым подарки,. а также давать их гостям за трапезой. Сборник, озаглавленный. «Ксении» («Гостинцы»), содержит как бы этикетки, сопроводительные двустишия к подаркам первого типа (преимущественно, всякого рода съестному), «Апофореты» («Уносимое») - такие же двустишия к подаркам второго типа (письменным, игральным, туалетным. принадлежностям, домашней утвари, одежде, книгам и т. д.). Лишь с 85 - 86 гг. Марциал начинает систематически издавать свои эпиграммы. Они имели огромный успех и не раз переиздавались автором в разном отборе и различном издательском оформлении. Даже давние стихи ранних лет поэта нашли своего издателя. Многие эпиграммы получили распространение по Риму еще до книжного издания, и Марциалу приходилось бороться с плагиаторами. Основное собрание составило в конце концов 12 книг. Каждая из них содержит около сотни эпиграмм различного содержания, тона и стихотворного размера, перемешанных между собою во избежание однообразия. Около трех четвертей всего собрания составлено в обычном для эпиграмматической поэзии размере элегического дистиха, но рядом с ним Марциал пользуется также излюбленными размерами Катулла - одиннадцатисложным фалекиевым стихом (стр. 355) и «хромым» ямбом.

Специализируясь на эпиграмме, т. е. на самом малом жанре,. Марциал защищает свой выбор от возможных нареканий. Жанр» этот - не такой легкий, как многим кажется:

написать эпиграмму красиво

Очень легко; написать книгу - претрудная вещь.

«Высоким» мифологическим жанрам, эпосу и трагедии, эпиграмма противостоит, как изображение жизни. Герои мифа, всевозможные Эдипы, Фиесты и Медеи - «чудовища», «пустые игрушки»:

Ты читай, о чем жизнь может сказать: «вот мое».

Ни кентавров ты здесь, ни горгон не отыщешь, ни гарпий,

А человеком одним пахнет страница моя.

Лозунг этот вводит эпиграмму, с точки зрения античного литературного сознания, в ту сферу «жизненной» литературы, к которой принадлежат комедия, мим, сатира, т. е. в сферу насмешливых жанров. Эпиграмме нужны «соль» и «желчь». Этим определяется и стиль эпиграммы, ее свобода от напыщенности и вместе с тем «своевольная правдивость слов», допускающая, в отличие от высокого стиля». любую непристойность.

Не все 1200 эпиграмм, составляющие основное собрание, принадлежат к категории насмешливых стихотворений. Здесь встречаются эпиграммы традиционного типа, надгробные, посвятительные, за-