Болезни Военный билет Призыв

Кластерное развитие. Теория глобализации в трилогии "неизвестная история" Мир в эпоху глобализации кластер

§ 28. Мир в условиях глобализации и перспективы XXI века

Изменения в образе жизни людей

Важная черта нашего времени – ускоряющийся технический прогресс и быстрый рост благосостояния жителей развитых стран. Новые технологии изменяют облик нашей жизни с каждым годом. Ещё вчера большинство жителей индустриальных стран жили в городах, добирались на работу в переполненных автобусах или на автомобилях, то и дело застревавших в дымных пробках. Такова участь и большей части нынешнего населения среднеразвитых стран, а также жителей Запада. Но многие хорошо оплачиваемые работники предпочитают жить в собственном доме за городом, вдали от задымлённых городских улиц. При этом они продолжают успешно работать в своих фирмах, связываясь с партнёрами и сотрудниками по телефону или электронной почте. Поскольку важнейшим продуктом сегодня является информация, личное присутствие работника в офисе, как правило, не является необходимым. Наиболее обеспеченная часть человечества возвращается из города в деревню, туда, откуда миллионы наших предков были изгнаны голодом, болезнями, неустроенностью жизни. Но это – не возвращение в Средневековье. Средние слои общества приносят в свои «деревни», состоящие из современных коттеджей, все достижения технологий, обеспечивающие высокое качество жизни.

Современный коттедж в пригороде

Почти ежемесячно приходят сообщения о возникновении новых материалов, удачах генной инженерии, которая позволяет создавать новые сорта растений и дублировать животные организмы. Иногда свойства этой «искусственной природы» непредсказуемы. Научно-технический прогресс набирает скорость, но перспективы этой гонки контролировать все труднее. Отмирают одни профессии и немедленно возникают другие, совершенно новые. Если в индустриальную эпоху в наибольшей степени ценился специалист в какой-то одной конкретной области, то сегодня становятся необходимыми люди, способные быстро переучиваться, моментально осваивать новые навыки, работать с быстро изменяющейся информацией и учиться всю жизнь.

Все это происходит на фоне роста дефицита природных ресурсов, бедности в странах «третьего мира», длительного социально-экономического кризиса во многих среднеразвитых странах. Для обеспечения истинно человеческих условий жизни большинства землян необходим дальнейший рост эффективности производства, но в то же время отказ от потребления ради потребления, от постоянной гонки за меняющейся модой. Необходимо развитие энергоэффективных, экологически чистых, гибких технологий, которые могли бы лучше учитывать индивидуальные потребности людей и избавлять их от приобретения лишних товаров и продуктов. Взамен «короткоживущих» товаров, вроде одноразового стаканчика, снова должны прийти продукты длительного пользования. Иначе у нашей планеты просто не хватит ресурсов на всех.

Культура

Как и в технике, в образе жизни и в области культуры быстро сменяются, наслаиваясь друг на друга, литературные, художественные и музыкальные стили. Если джаз и затем рок продержались десятилетия, то сегодня многочисленные стили, переплетающиеся в массовой культуре, уже не могут претендовать на господство даже среди молодых слушателей и зрителей.

Утрачена и целостность взгляда на мир. Во второй половине XX в. философы постепенно осознавали искусственность стройных мировоззренческих построений, принятых большинством людей в их странах. Усилиями таких философов, как Жан Поль Сартр, развивалась философия экзистенциализма, утверждавшая, что самое важное в жизни – самоощущение существования человека. Единый мир распадался на множество индивидуальных миров.

Ресторан «Макдоналдс» в Пекине

После распада социалистической системы был сильно дискредитирован марксизм, пытавшийся с помощью единой системы взглядов объяснить все явления жизни. Одновременно в ходе стремительных изменений научного знания была подорвана вера в непоколебимость научных открытий и благотворность индустриального прогресса. Человечество на время было лишено единых ориентиров. В культуре стал утверждаться постмодернизм – одновременное сосуществование и признание самых разных, подчас противоположных мировоззрений, культурных стилей, методов познания реальности. Постмодернизм как нельзя лучше сочетается с быстрым распространением виртуальной реальности – созданным при помощи компьютерных технологий иллюзорным миром, в котором могут полностью нарушаться законы времени и пространства, логические связи, моделироваться любые процессы и ситуации. Виртуальная реальность может стать могучим средством познания мира, а может и привести человека к безумию.

Противоречивость, раздробленность постмодернистской культуры, давление англоязычной массовой культуры, игнорирующей духовные ценности иных цивилизаций, – всё это создаёт потребность в мировоззрении, которое могло бы вновь связать воедино культурную ткань человечества. В этих условиях в мире возрастает роль религии.

Пакистанские женщины осваивают новые профессии

Англо-американская культура быстро распространяется на всю планету, определяя предпочтения миллиардов людей. Этому способствуют мощные средства массовой информации, видеоиндустрия, техническое и финансовое превосходство стран Запада. Зачастую это приводит к разрушению культурной стабильности в странах Юга и Востока, вызывая открытое сопротивление. В 2006 г. публикация карикатур на пророка Магомета в европейской прессе и неосторожные высказывания папы римского об исламе вызвали массовые манифестации протеста и даже погромы христианского населения в мусульманских странах. Лидеры западных государств поспешили выступить с извинениями, чтобы остановить разгорающийся конфликт. Миллиарды людей предпочитают национальные культурные традиции и недовольны их замещением «мировой» культурой, основанной на англоязычных образцах. В то же время глобальное информационное пространство делает взаимодействие и взаимопроникновение культур неизбежным. Важно, чтобы этот процесс не приводил к подавлению одних культурных традиций другими.

Вспомните, в какой стране навязывание западной культуры стало одной из причин революции.

Глобализация и единство мира

Сегодняшний мир сложен и разнообразен. Страны Запада достигли пределов развития индустриальной цивилизации. Миллионы людей продолжают жить в традиционных аграрных обществах Азии и Африки. Промежуточное положение занимают индустриальные и индустриально-аграрные общества государств Латинской Америки, Азии и Восточной Европы, в том числе и России.

При всех различиях между цивилизациями, которые развиваются сегодня на Земле, наш мир, как никогда, един и взаимосвязан. Современные коммуникации позволяют общаться людям, находящимся на расстоянии многих тысяч километров друг от друга. Мы можем в прямом эфире видеть, что происходит в Африке, США или Новой Зеландии. События в любой точке планеты тут же становятся известны повсюду. Возникло единое информационное пространство Земли, которое приводит к тесному взаимодействию и взаимопроникновению культур и цивилизаций.

Мировые средства массовой информации, особенно телевидение, играют ключевую роль в политической борьбе. Телевидение может «раздуть» незначительное событие и «замолчать» важное.

Единство мира обеспечивается и экономически. Глобальный рынок привёл к разделению труда в масштабах всей Земли. Возникла своего рода мировая фабрика, связанная товарными потоками и информационными системами. «Конструкторское бюро» и важнейшие цеха этой фабрики расположены в передовых странах Запада. Более грязные и менее совершенные цеха вынесены в среднеразвитые индустриальные и полу индустриальные страны. Основные источники сырья расположены в регионах, которые лишь переходят от традиционного к индустриальному обществу. Ни одно из современных обществ не может существовать изолированно, потому что в этом случае прервётся вся цепочка экономических связей. Попытка таких стран, как Куба и Северная Корея, опираться только на собственные силы привела их к экономическому упадку.

Гонконг – один из крупнейших центров мирового хозяйства

В то же время система глобального рынка и «единой фабрики» очень неустойчива. Любой сбой может вызвать глобальные, общемировые потрясения. Это доказывает экономический кризис 1997–1998 гг., разразившийся в Тихоокеанском регионе. Волна этого кризиса ударила по всем среднеразвитым странам и привела к потрясениям в России и Бразилии, расположенным в разных концах мира.

Огромную роль в современном мире играют финансовые организации и транснациональные корпорации. Важнейшим финансовым центром является Международный валютный фонд (МВФ), созданный для поддержания финансовой стабильности на планете. Решающую роль в МВФ играют наиболее богатые государства, то есть страны Запада. МВФ, банки и некоторые государства выдают кредиты различным странам. США и другие развитые западные страны также берут в долг. Это привело к росту неустойчивости финансовой системы.

Развивающиеся страны и некоторые среднеразвитые государства в своё время также получили финансовые займы от международных организаций. Однако состояние экономики не позволило им вовремя рассчитаться по кредитам и процентам по ним. Это привело к тому, что такие страны увязли в долгах.

Лондонская биржа

Когда и почему возник «вьетнамский синдром»?

Постиндустриальное общество

Мы вступили в новое столетие и тысячелетие. Какими они будут? Футурологи – специалисты по исследованию будущего – сходятся на том, что передовые страны мира, а за ними и другие народы перейдут к постиндустриальному обществу. Будет ли мир от этого более счастливым и спокойным?

Пока наше представление о будущем постиндустриальном обществе очень приблизительно, в мире возникли только его элементы. Выдающийся американский футуролог Олвин Тоффлер считает, что по своему значению переход от индустриального общества к постиндустриальному, которое он называет информационным, имеет огромное значение. Этот переход сопоставим с возникновением сельского хозяйства в эпоху неолита и затем – с промышленной революцией. Понятно, что такой переход не будет быстрым и спокойным. Будущее гарантирует нам драматическую, интересную и опасную историю.

Всеобщая компьютеризация – признак перехода к информационному обществу

Если не произойдёт глобальной катастрофы, информационное общество будет основано на планетарных и очень насыщенных информационных связях, высокоэффективных экологичных технологиях, более равномерном расселении людей и более тесных контактах производителя и потребителя, чем это возможно в глобальном рынке. Техника и важнейшие приметы жизни могут измениться коренным образом. Достаточно вспомнить, что в начале XX в. ещё не были распространены автомобили, самолёты, телефоны, кино и радио, а о таких вещах, как телевизор, домашний холодильник и тем более компьютер, задумывались только отдельные фантасты. Впереди нас ждут не менее разительные перемены. Представьте себе, что наземный транспорт будет вытеснен воздушным, если будут найдены более безопасные принципы полёта, чем нынешние. Только в результате этого отомрут за ненадобностью автомобильные дороги, возникнут принципиально новые отрасли экономики. Широкое распространение ветровой и солнечной энергетики может привести к полному исчезновению дымящих труб теплоэлектростанций и тяготеющих к ним промышленных предприятий. Возможность обеспечить любой посёлок городским комфортом, энергией, а его население – перспективной работой может облегчить отток населения из городов. Оставленные кварталы мегаполисов придут в запустение, города «стянутся» к центру или распадутся на несколько населённых пунктов. Но одновременно, по мере совершенствования строительных технологий и возникновения новых материалов, могут возникнуть гигантские здания-города, в которых будут сконцентрированы промышленные производства.

Солнечная электростанция

Будущее под угрозой

Технологии нового поколения сами по себе не гарантируют человеку счастливого будущего. Средства массовой информации, виртуальная реальность, Интернет и другие возможности получения информации и обмена ею – всё это может служить как освобождению человеческого сознания, так и его закабалению. Если вы играете в компьютерную игру, которая владеет вашим сознанием, но составлена другими людьми, вы – раб этих людей. Если вы используете компьютер для творчества, создания нового знания или захватывающих образов – вы преодолеваете рамки индустриального общества, в котором творчество является привилегией элиты. От вас зависит, кому будет принадлежать будущее общество: узкой информационной олигархии – владельцам и конструкторам виртуальной реальности или сообществам творческих и грамотных людей, которые сумеют взять информационные технологии под контроль и поставить их на службу своему творчеству. В этом случае информационное общество станет творческим, что будет принципиально отличать его от предыдущих форм человеческой цивилизации. Возможно, весь XXI век будет занят борьбой этих двух альтернатив.

Металлургический завод в Лонгви. Франция

При этом нельзя также забывать, что успешное развитие постиндустриального общества будет возможно лишь в том случае, если человечество сможет стать более экономным в расходовании природных ресурсов. Иначе планету ждёт экологическая катастрофа, всеобщий голод, мировая военная конфронтация между цивилизациями, истощение, массовая гибель людей и частичный откат в Средневековье.

Человечество может просто задохнуться в отходах собственной деятельности. Ежегодно в атмосферу выбрасывается более 150 млн тонн углекислого газа, более 250 млн тонн пыли. Жителей Земли становится всё больше. Ведь каждого человека нужно накормить, одеть, обеспечить медицинской помощью. В развивающихся странах всё ещё сохраняется высокая рождаемость. Это, несмотря на такую же высокую смертность, ведёт к быстрому росту населения. Во многих африканских странах каждый год население увеличивается на 3–5 %. Очень скоро мы будем иметь дело с новыми «демографическими гигантами», у которых нет достаточных ресурсов, чтобы прокормить население. Это может привести к эпидемиям и войнам.

В условиях глобализации экстремисты получили возможность действовать в мировом масштабе и использовать всё более разрушительные террористические средства. Крупнейшей акцией международного терроризма стало уничтожение небоскрёбов в Нью-Йорке и разрушение Пентагона с помощью пассажирских самолётов 11 сентября 2001 г., когда погибло около 3 тыс. человек.

Большинство государств ведёт борьбу против мирового терроризма, но в мире растёт недовольство попытками США использовать эту борьбу в целях установления своей гегемонии. Либеральная социально-экономическая политика вызывает всё большее недовольство в Европе и Америке. Особенно сильно настроения антиглобализма проявились в Латинской Америке.

Переходные общества и ростки новых отношений

XX век оставляет после себя богатое наследие: информационные технологии, культуру гражданского общества и самоуправления, бесценный опыт социальных преобразований и ненасильственного разрешения конфликтов. Это наследие создаёт предпосылки для следующего шага в истории человеческой цивилизации. Но зрелое творческо-информационное общество не возникнет в одночасье. Как индустриальное общество постепенно прорастало сквозь толщу аграрного, точно так же и новые социальные структуры будут ещё долго сосуществовать с более привычными нам отношениями. Информационный сектор будет сосуществовать рядом с промышленностью. Промышленные корпорации будут стремиться подчинить себе производство информационных продуктов. Но опыт показывает, что производство информации требует более гибких форм управления, большей автономии производителя-творца, чем это принято в жёстко управляемой индустриальной организации. Информационный продукт производят люди, которые лучше разбираются в своём деле, чем их начальник. И это предполагает, что значение автономных гибких организаций, объединяющих небольшое количество творческих работников, будет возрастать. Такие организации могут объединяться в ассоциации, но предпочтут скорее равноправные экономические отношения, а не подчинение вышестоящим организациям.

Россия в современном мире

После распада СССР новая Россия оказалась в сложной социально-экономической и внешнеполитической ситуации. В 90-е гг. XX в. происходил спад экономики, государство не справлялось со своими социальными обязательствами перед населением. Переход к новой рыночной экономике и перераспределение государственной собственности привели к росту числа бедных, с одной стороны, и концентрации богатства в руках немногих – с другой. Особую напряжённость вызывали проявления сепаратизма, перешедшие в вооружённые столкновения на Северном Кавказе. Эти конфликты привели к ослаблению страны и стали угрожать самому её существованию.

Только с конца 1990-х гг. удалось остановить экономический спад и вернуть страну на путь экономического роста. Возможности стабилизации экономики появились благодаря росту цен на энергоносители (нефть, газ) на внешних рынках. Однако после падения цен на нефть в 2008 г. стало очевидно, что Россия не может полагаться только на доходы от продажи ресурсов. Поэтому государство должно уделять особое внимание развитию перспективных отраслей экономики, связанных с наукой и новыми технологиями.

Будущее России – в развитии интеллектуальной сферы, так как в новом столетии судьбы стран будут зависеть от способности производить и перерабатывать информацию, от квалификации специалистов. В условиях неустойчивости глобального рынка и неравноправия его участников лучшие перспективы имеют страны, сохранившие научный потенциал, располагающие промышленностью, которая может воплотить технические разработки в жизнь, и владеющие значительными сырьевыми ресурсами. В этом ряду у России хорошие предпосылки – конечно, при условии разумного использования потенциала. Такой путь развития страны может стать устойчивым и быстрым, если он не будет разрушать культурные традиции российской цивилизации.

Главы государств и правительств «Большой восьмёрки»

Отношения России с окружающим миром, прежде всего со странами Западной Европы и США, развиваются сейчас на прагматической, взаимовыгодной основе. Россия становится всё более открытой процессам глобализации, активно участвует в решении международных дел. Укрепляются отношения между Россией и Европейским союзом. Немаловажная роль принадлежит России в борьбе с международным терроризмом, который принёс ей много бед, когда в 1999–2004 гг. страшные террористические акты произошли в Москве, Волгодонске, Беслане и других городах.

В августе 2008 г. обострился конфликт в Южной Осетии. Её столица Цхинвал и российский миротворческий контингент подверглись нападению грузинской армии. В ответ Россия ввела в Южную Осетию, а затем и в северные и западные районы Грузии свои вооружённые силы, нанеся поражение грузинской армии. При посредничестве Евросоюза было заключено перемирие. Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии от Грузии.

Россия борется за мирную многополярную планету, народы которой преодолевают глобальные кризисы сообща, а не за счёт друг друга. Она является значимым центром духовной культуры, может смягчать и сдерживать мировые конфликты.

Подведём итоги

Новое столетие обещает быть не менее насыщенным событиями, чем закончившийся XX век. Переход части обществ к принципиально новым постиндустриальным отношениям сам по себе не решит стоящих перед планетой глобальных проблем, а в некоторых случаях даже обострит их. Быстрое изменение образа жизни будет сопровождаться социальными потрясениями. В этих условиях очень многое будет зависеть от способности людей прийти друг другу на помощь, действовать активно и творчески, создавая новые, благоприятные для них условия жизни. Важно помнить, что вам предстоит строить будущее России в XXI в. Это большая ответственность. Но это счастливая возможность делать своими руками историю столетия.

Коммуникации – средства связи и транспорта. 1997–1998 – тихоокеанский экономический кризис.

2003 – вторжение англо-американских войск в Ирак.

2005 – ратификация Киотского протокола об ограничении промышленных выбросов в атмосферу.

2005 – волнения иммигрантов в пригородах Парижа.

1. Какие достижения науки и техники конца XX – начала XXI в. являются, на ваш взгляд, наиболее важными?

2. Какую роль в мировой экономике играют в настоящее время международные финансовые организации?

3. Почему, несмотря на склонность человека к творчеству, в традиционном и индустриальном обществах творчеством (созданием новых форм знания, общественного устройства, художественных произведений) могло профессионально заниматься только меньшинство населения?

*4. При каких условиях возможно успешное развитие постиндустриального общества в странах Европы?

5. На каких континентах находятся страны, наиболее динамично развивающиеся в начале XXI в.?

*6. Каким образом освоение космического пространства может помочь в решении глобальных проблем современности?

1. Попробуйте дать определение понятию «массовая культура». Можно ли в наше время говорить о какой-либо ещё культуре? Проанализируйте с этой точки зрения несколько просмотренных вами в последнее время фильмов и прочитанных книг.

2. Во время крушения коммунистического режима в СССР американский мыслитель Френсис Фукуяма опубликовал работу «Конец истории». Он утверждал, что в истории человечества уже не будет ничего нового, общество достигло вершины своего развития – господства либерально-демократической системы. Отныне вся история будет заключаться лишь в том, что разные страны, одна за другой, будут достигать того же состояния, в котором сегодня находятся США, и останавливаться. Как вы думаете, возможен ли такой конец истории?

*3. Теоретик информационного общества О. Тоффлер писал, что ближайший исторический рубеж «также глубок, как и первая волна изменений, запущенная десять тысяч лет назад путём введения сельского хозяйства… Вторая волна изменений была вызвана индустриальной революцией. Мы – дети следующей трансформации, третьей волны». Подтвердите или опровергните этот вывод Тоффлера с помощью конкретных примеров.

*4. Выберите три предмета, которыми вы пользуетесь каждый день. Как будут выглядеть аналогичные предметы в середине будущего столетия? Почему?

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Кто и как изобрёл еврейский народ автора Занд Шломо

V. Этнократия в эпоху глобализации Израиль, несмотря на все пережитые им драматические перемены, уже свыше шестидесяти лет остается либеральной этнократией. Израильский либерализм с годами заметно укрепился, однако основы государства по-прежнему остаются

Из книги Россия и русские в мировой истории автора Нарочницкая Наталия Алексеевна

Ступени глобализации В 60–70-е годы пробиваются на поверхность всходы целенаправленной работы всего XX века по консолидации и созданию наднациональных механизмов контроля над общемировым развитием, в которых стратегия отдельных стран была бы незаметно подчинена

Из книги Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение автора Ефимов Виктор Алексеевич

Глава 12. От глобализации эпохи Рыб в эпоху Водолея Он звезды сводит с небосклона, Он свистнет - задрожит луна; Но против времени закона Его наука не сильна. А. С. Пушкин «Глобализация» - термин политологии, только в последние годы XX столетия ставший достоянием сознания

Из книги Закат Америки. Уже скоро автора Капхен Чарльз А.

Глава 3. Ложные обещания глобализации и демократии Великая Депрессия стала переломным моментом не только для Америки, но и для всего мира. В Соединенных Штатах уверенность в будущем, порожденная достатком 1920-х годов, сменилась неуверенностью, отягощенной аскетизмом,

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 5: Мир в XIX веке автора Коллектив авторов

Становление индустриального общества: тенденции

автора

Часть седьмая Республика Корея и КНДР в условиях кризиса и распада биполярного мирового порядка в конце XX– начале XXI

Из книги Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории автора Торкунов Анатолий Васильевич

Глава III КНДР в условиях глобализации. Поиск путей выхода из кризиса командно-административной системы В условиях глобальных перемен КНДР испытывает огромные трудности. Адаптация к изменившейся обстановке в мире происходит достаточно болезненно и противоречиво.

Из книги Природа и власть [Всемирная история окружающей среды] автора Радкау Йоахим

VI. В лабиринте глобализации

автора Пономарев М. В.

Раздел VI Перспективы и риски мирового развития в эпоху глобализации Проблематика раздела Историческая сущность глобализации и методологические проблемы ее изучения. Причины ускорения глобализации в конце ХХ в. Информационно-медийное, технологическое,

Из книги Современная история автора Пономарев М. В.

Семинар 17 Перспективы и риски мирового развития в эпоху глобализации (формат занятия: дебаты) Семинарское занятие организуется в формате дебатов. Поскольку задание носит не игровой характер, то студентам предлагается на стадии предварительной подготовки определить

Из книги Современная история автора Пономарев М. В.

№ 28. Угрозы и риски глобализации Работа с карикатурами Карикатуры являются уникальным историческим источником. Это сатирические иллюстрации, призванные выразить в символической форме критическое отношение к определенному явлению, мнению, событию. Правильное

Из книги Курс отечественной истории автора Девлетов Олег Усманович

11.4. Россия в начале XXI века: проблемы и перспективы развития Политическое развитие. Характеризуя события начала XXI века, можно сказать, что период революционных перемен в России завершен. 26 марта 2000 г. состоялись досрочные президентские выборы. В качестве главных пунктов

Из книги Нерусский "Дух" для русской души автора Коллектив авторов

1.16 Секуляризация - последствие библейской глобализации Последняя (XVI) Глава «концепции РПЦ» называется «Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма». В этой Главе всё настолько абстрактно выражено, что выделить что-либо значимое из

Из книги Триединство. Россия перед близким Востоком и недалеким Западом. Научно-литературный альманах. Выпуск 1 автора Медведко Леонид Иванович

Кризис глобализации или цивилизации? Глобальный экономический кризис является лишь материальной, а потому более заметной частью общего кризиса глобализма и западной цивилизации. Например, имеет место колоссальное падение рождаемости среди и создавших, и

Из книги Освобождение России. Программа политической партии автора Именитов Евгений Львович

Мировая военно-экономическая гегемония как способ выживания в условиях глобализации Если Альберт Эйнштейн, как считается, открыл фундаментальную взаимосвязь между массой и энергией в виде формулы преобразования E = mc2, которая работает как в одну, так и в другую сторону,

Из книги Сравнительное богословие. Книга 4 автора Коллектив авторов

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ

в рамках научно-исследовательского проекта 14-06-00650 (2015 год)

Глобализация, которая пронизывает все стороны современного общества, может выступать как фактор сближения или отторжения. Но, в целом, глобальные вызовы являются все же фактором сближения. И постсоветское образовательное пространство – не исключение из этого общего правила. Сначала после распада Советского Союза работало отторжение от общих направлений развития, но это фактор отторжения от советского прошлого, в глобальном же ракурсе шло сближение .

В целом можно сказать, что глобализация в образовании ведет к сближению концептуальных позиций, что приводит в национальном контексте к более широкому разнообразию векторов развития образования в отдельной стране. Причем сближение как интеграция проходит в условиях разно-векторной кластеризации. То есть формируются разные кластеры сближения как по дидактическим проблемам образования, так и по общим проблемам развития современного общества.

В последнее десятилетие глобализация, разнообразие и единое образование в соответствии с глобальными вызовами развернули педагогическое сообщество для исследований стратегий развития образования через глубокое значимое обсуждение трудных глобальных и локальных социальных проблем, возможностей и действий, которые могут привести к изменению всей системы образования или ее отдельной структурной части.

Образование имеет способность трансформировать и вносить изменения в развитие общества, в тоже время образование постоянно трансформируется и изменяется само как в глобальных направлениях, так и в локальных. Глобализация, таким образом, приводит к изменениям через внешние и внутренние трансформации как сближающий фактор.

Системы образования становятся все более социально, этнически и культурно разнообразными за счет влияния глобализационного фактора. Тем не менее, образование часто определяется через дискурсы встраивания в западные парадигмы, так как глобализированные системы образования становятся все более и более господствующими в экономике знаний. Политики, практики и идеологи образования помогают определить пути, в котором формирование социального лифта через образование воспринимается как правильное направление развития к большей справедливости. Поэтому считается, что образование должно учитывать при обучении гендерные, расовые, этнические и другие различия. То есть в глобальном мире у каждого индивидуума конструируется собственная траектория образования, которая позволит человеку найти себя во взрослой жизни в глобальном мире, при этом сохраняя свою гражданскую идентичность.

По всему миру во многих учебных заведениях и при разных условиях развития образования главенствующим остается предположение, что учителя являются обладателями знаний, которые должны быть переданы учащимся и студентам, и что это происходит нейтральными, беспристрастными и объективными способами. Тем не менее, обучение имеет разное восприятие, один учитель обучает всех в классе одинаково, но учащиеся могут и делают свое учение очень по-разному. Студенты и учащиеся, а также учителя и преподаватели, являются частью комплексных социальных, культурных, политических, идеологических и личных обстоятельств, и накопленный опыт обучения и учения будет зависеть частично от предыдущего опыта, а также от возраста, пола, социального статуса, культуры, национальности, разных способностей и т.д. Поэтому стандартизация обучения в образовании играет роль рамки для учителя, при этом программа обучения у каждого учителя, находясь в поле стандарта, различается от примерной программы, о которой думали разработчики стандарта. То есть, обучение и учение как две взаимно связанные стороны образования могут носить разную направленность.

Образование развивается в междисциплинарных рамках, что повышает межкультурную осведомленность и способствует международному обмену. В образовании давно ведутся разработки по внутренней междисциплинарности и межпредметности обучения, но сегодня образование также начинает междисциплинарно развиваться с учетом векторов развития в социологии, психологии, лингвистике, политологии и других гуманитарных науках .

В глобальном мире все объединено, но группируется по-разному. Образовательные системы постсоветского пространства до распада Советского Союза были ризоморфными, структурно похожими, не смотря на отдельные различия, свойственные той или иной республике. Поэтому так важно сейчас после двадцатилетнего развития посмотреть, что стало с ризомами образования на национальном уровне в нынешнее время постмодернизма. Осталось ли что-то от общей советской ризомы? Куда примкнули образовательные системы, к какой ризоме? Или начали формировать свою автохтонную ризому образования. С этой целью надо определить критерии кластеризации национальных систем образования и вектор направленности ризомистости (примыкание к ризоме других стран или автохтонное формирование) .

Критерии кластеризации

Таким образом, можно выделить пять основных критериев локальной кластеризации образовательных систем.

1. Язык. Итак, на первый взгляд в качестве критерия кластеризации должен выступать единый государственный язык на постсоветском образовательном пространстве. Но болезненный распад привел к обратной парадигме кластеризации в отдельных странах к полному отрицанию русского языка на официальном уровне. Тем не менее, в мире и в постсоветском образовательном пространстве (ПСОП) до сих пор русский язык является фактором кластеризации или локального сближения образовательных систем отдельных стран. Среди иностранных языков на постсоветском образовательном пространстве основным является английский, широко распространяется в последнее время арабский и китайский языки. Раньше в Москве была одно школа с углубленным изучением китайского языка, теперь уже пять. А число курсов по изучению китайского, особенно арабского, не поддается исчислению.

На государственном уровне по-прежнему языком кластеризации является русский, но в отдельных странах и даже регионах России интенсивно выдвигается на первый план арабский язык. Пройти мимо этого явления трудно и непростительно глупо для современной политики образования .

2. Территория . Вторым критерием кластеризации является территориальная географическая принадлежность. Таким образом, можно выделить следующие кластеры:

  • Европейский (Россия, Украина, Беларусь, Молдова).
  • Кавказский (Армения, Грузия, Азербайджан)
  • Балтийский (Латвия, Литва, Эстония).
  • Азиатский (Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, Казахстан).

Может быть в РФ сегодня незаметно кластеризации с Европой в общей политике, но в образовании, безусловно, есть, остается и будет кластеризация с Европой. Наше образование и в целом культура никогда не разводились с Европой несмотря на все общественные катаклизмы.

Этот критерий по своей географической принадлежности приобретает черты политологического и культурологического характера, так как почти все страны имеют тесное взаимодействие в образовании с Европой, а балтийские страны и есть сама Европа на постсоветском пространстве.

3. Конфессия.

Религиозный фактор как критерий кластеризации является доминирующим в наше время, особенно в мусульманском мире. Фактор сближения вне стран и зачастую фактор разъединения внутри многонациональных и многоконфессиональных стран. На поствоестском пространстве существуют два крупных кластера и несколько более мелких. Итак, основные кластеры:

  1. Христианский (Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Армения, Грузия, Латвия, Литва, Эстония).
  2. Мусульманский (Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, Казахстан, Азербайджан).

Понятно, что эти два кластера негомогенны, а состоят из разных религиозных направлений внутри кластера. Например, католичество и православие в христианстве, сунниты и шииты в мусульманстве. Кроме того, существуют буддистские кластеры внутри ряда стран, языческие, иудаистские, конфуцианские и др.

Но следует заметить, что наследием советского прошлого во всех странах постсоветского пространства выделяется многочисленный кластер неверующих и даже атеистов. Причем в образовании почти всех стран уделяется большое внимание проблемам религиозного воспитания, права верующих находятся в центре внимания общества и политиков, а права многочисленного кластера неверующих вообще не исследованы, и никто не занимается соблюдением их прав. При этом все государства ПСОП являются светскими, а, значит, решение проблем неверующих как отдельного конфессионального кластера уже назрело.

4. Политика.

В целом сближение образовательных систем тесно связано не только с пространством и временем, но с политикой. Системы ценностей в обществе, мораль, нравственные идеалы и др. – все приводит к кластеризации. На постсоветском пространстве также имеются определенные разно-векторные политические направления стратегий развития.

Выделим следующие кластеры:

  • Европейский (Латвия, Литва, Эстония). Образование европейское. Ценности и идеалы. Мониторинг результатов качества образования ведется в рамках единого стандарта Европейского Союза (ЕС).
  • Проевропейский (Украина, Молдова, Грузия). Страны, в которых стратегия развития обозначена как присоединение, а в дальнейшем и полное вхождение в ЕС.
  • Евразийский (Россия, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Армения). Страны, входящие в организацию Евразийского сотрудничества, имеют общие цели, и частично в образовании наблюдаются общие закономерности.
  • Проевразийский (Киргизия, Узбекистан, Туркмения, Азербайджан). Страны, которые разделяют идеалы и ценности проевропейского и евразийского кластеров.

Хочется заметить, что на постсоветском пространстве практически незаметна кластеризация с Китаем, хотя с Россией и Казахстаном это государство имеет самые протяженные границы.

В целом следует подчеркнуть, что у всех стран сохраняются в образовании сближение по глобальному вектору, то есть ориентация на Германию, Францию и особенно Великобританию в Европе, безусловно, на Америку, в Азии – на Японию, Китай, Корею, Сингапур, Турцию и арабские страны. Фактор сближения с Россией ослабевает во всех странах до негативного уровня с Украиной. Россия на постсоветском пространстве в наше время занимает особое место по политическим мотивам, практически находится в поиске глобальных партнеров вне постсоветского пространства .

5. Кооперация.

Из-за разнонаправленности глобализационных процессов в странах постсоветского пространства выдвигается дополнительный критерий по локальной кооперации части стран внутри ПСОП.

Существуют договоры сотрудничества с различными целями объединения, причем при условии ратификации таких договоров. Итак, можно выделить несколько таких локализаций:

  • Центрально-азиатское сотрудничество (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Россия).
  • Сотрудничество независимых государств СНГ (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Молдова, Азербайджан).
  • ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова).
  • Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – Россия, КНР, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан.
  • Союзное государство (Россия, Беларусь).
  • Таможенный союз и единое экономическое пространство (Россия, Беларусь, Казахстан).
  • Содружество демократического выбора (СДВ) – Украина, Молдова, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Македония, Словения, Грузия.
  • БРИКС – объединение развивающихся стран с крупными экономиками (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка).

Кроме двух локализаций (ГУАМ и СДВ) Российская Федерация участвует во всех локальных объединениях, более того она и являлась инициатором их создания и кроме того основные материальные затраты по обслуживания этих союзов падают также на Россию.

Модели кластеризации

Таким образом, кластеризация стран бывшего СССР изменила не только свою направленность, но и по сути модели кластеризации стали разными: от монополярной во главе с Россией до многополярной с разными центрами и векторами направления взаимодействия (см. рисунки 1 и 2 соответственно).

Конечно, в старой модели до 1991 г. такая глобализация на отдельно взятом пространстве протекала по-разному, но сохранялась однополярность. Хотя наблюдались разные кластеры по тем же критериям.

Рисунок 1. Старая модель кластеризации ПСОП до 1991 г.

Следует заметить, что силы притяжения кластеров к центру по своей силе отличались в значительной мере между конкретными кластерами и центром (сравните взаимопроникновение в республиках Центральной Азии и странах Балтии). Внутри конкретного кластера сближение с центром также происходило по-разному среди отдельных государств (сравните взаимодействие Казахстана и Туркмении внутри центрально-азиатского кластера. Кроме того существовали слабые связи и между кластерами при обязательном участии центра.

Современная модель кластеризации практически утратила центр, то есть стала многополярной. Появились дополнительные точки притяжения практически у всех государств с ослаблением связей с РФ. Корреляционные связи с наибольшим весом показаны на рисунке 2. Россия выделена в отдельный кластер в связи с текущим политическим моментом, и ее взаимосвязи не указаны, так как значительно ослабли по сравнению со старой моделью.

Рисунок 2. Современная модель кластеризации ПСОП

Следует заметить, что в этой модели указываются связи в сфере образования.

Но в целом видим, что усиление роли глобализации на постсоветском пространстве приводит к многополярности и разновекторности. То есть государства стали значительно свободнее в определении своих приоритетов. Но стратегии развития образования в каждом государстве имеют явный тренд встраивания в мировое образовательное пространство со сближением той или иной силы с разными локальными центрами, при этом сохраняя свою автохтонность. К сожалению, все дальше уходя от России.

То есть появляется новый императив образования как обучения, воспитания и развития личности .

Новые образовательные императивы возникают в национальных и культурных условиях и зависят от разных всеобъемлющих вопросов, и не все они связаны с процессами глобализации:

  1. Снижение роли и влияния национального государства на определение внутренней политики в образовании. Финансовый кризис в большинстве стран способствует сокращению обязательств государства перед образовательными возможностями и равным доступом к качественному образованию, то есть просто идет поворот к рынку, приватизации и выбору модели образования как в сфере услуг, а не в сфере просвещения.
  2. Расширение условий растущего разнообразия и повышения уровня информированности человека в социальных вопросах; управляемости в условиях проницаемости границ и взрыва мобильности; широкого развития и доступности для всех людей средств массовой информации и современных технологий, которые создают совершенно новые условия для формирования принадлежности и идентификации.
  3. Формирование установок, ценностей и понимания развития обучающегося как мультикультурного демократического гражданина, который может быть частью этого все более космополитического мира.

Но все-таки глобализация стала частью исторического процесса развития образования, который коренным образом изменяет ландшафт общественной и частной жизни, что отражается и в сфере образования. Государственное образование сегодня находится на перепутье. Оно может не отвечать на вызовы времени, как будто ничего не изменилось в мире и в образовании в XXI веке. Растет риск вытеснения воспитательных воздействий в образовательных организациях, которые больше не подотчетны государственному управлению и контролю. Таким образом, сегодня на кону стоит выживание демократической формы управления образованием и доступности государственного образования для широких слоев населения разных возрастов.


Библиографический список
  1. Кехян М.Г. Основные тенденции глобализации сферы образования // Креативная экономика. – 2013. – № 1 (73). – С. 84-88.
  2. Матвеева С.E. Мониторинговый подход к кластеризации образования // Интеграция образования. – 2009. – №4. – С. 63-67.
  3. Николаева Е.В. От ризомы и складки к фракталу // Вестник Северного (Арктического) Федерального университета; Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – №2. – С. 118-124.
  4. Найденова, Н.Н. Постсоветское образовательное пространство в контексте педагогических измерений [Текст] / В.А. Мясников, Н.Н. Найденова; Рос.акад. образования, Ин-т теории и истории педагогики. – М.:ИТИП РАО, 2006. – 18.3/9.2 п.л.
  5. Landon Newby (2012) The Education Cluster Thematic; Case Study Series. – INEE. – 46 pp.
  6. Lingard, Bob. Politics, policies and pedagogies in education: the selected works of Bob Lingard. Abingdon, Oxon, U.K.: Routledge, 2014.

Глобализация -- процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.

  • 1. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Глобализация как процесс всемирной экономической, политической, социальной и культурной интеграции и унификации. Объективный и системный характер глобализации. «Вызовы» глобализации и адекватные ответы на них. Различные аспекты проблемы: социально-политический, социологический, философский, правовой.Информационное общество и проблемы его становления в России. Принятие странами Большой восьмерки Окинавской хартии глобального информационного общества (июль 2000 г.)Конец однополярного мира. Феномен многополярного мира. Борьба за экономическое, политическое и культурное лидерство. Повышение роли КНР в мировой экономике и политике. Россия и Китай: сотрудничество в условиях глобализации. Расширение ЕС на восток.Углубление расхождений России и ЕСв политической и экономической сферах. «Зона евро». ЕС - крупнейший внешнеэкономический партнер России.
  • 2. Россия в начале XXI века. Модернизация общественно-политических отношений. Общая характеристика экономической, социально-политической и культурной ситуации.Президентские выборы 2000 г. и победа В.В. Путина. Курс на политическую стабильность. Меры по централизации власти: указ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе», лишение губернаторов права представительства в Совете Федерации (май 2000 г.). Коренное изменение системы губернаторской власти в 2004 г.: введение вместо непосредственных выборов населением, порядок утверждения губернаторов парламентами регионов по представительству Президента РФ. Партийное строительство, создание на основе блока «Единство» и ОВР партии «Единая Россия» (2001 г.). Выборы в Государственную думу 4-го созыва (декабрь 2003 г.) и победа «Единой России» (37,6%). Президентские выборы 2004 г. и убедительная победа В.В. Путина (71,3%) - отражение политической стабилизации в стране. Внесение изменений в избирательное законодательство в 2007-2008 гг. и усиление контроля над политическим процессом со стороны исполнительной власти.Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2008 года. Укрепление экономики страны в «нулевые годы»: снижение темпов инфляции и сокращение безработицы, рост реальных денежных доходов населения (с 2000 по 2008 г. в 2,5 раза). Попытки решения демографической проблемы. Сохранение обще ориентации экономики России на развитие сырьевого сегмента и экспорт сырья (преимущественно - энергоносителей). Президентские выборы 2008 г. Избрание Д.А. Медведева, его политическая и экономическая программа. Принцип четырех «и», изложенный в выступлении на V экономическом форуме в Красноярске (февраль 2008 г.): институты, инфраструктура, инновации, инвестиции. Инновационная политика как государственный приоритет. Модернизация общественно-политических отношений.
  • 3. Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Современные проблемы человечества и роль России в их решении.Участие России в международных организациях. Россия в мировой экономике начала XXI в. Участие России в международном разделении труда. Глобальные изменения в мировой экономике. Внешняя политика РФ.Ее специфика, обусловленная глобальными трансформациями, формирующими новый мировой порядок.Основные проблемыинаправления внешней политики России в 2000-е гг. Деятельность правительства по реструктуризации и выплате внешнего государственного долга (на январь 2000 г. - 132,8 млрд. долларов, около 60% ВВП). Благоприятная рыночная конъюнктура, сокращение задолженности.Сотрудничество с США в области разоружения: успехи и трудности. Договор о дальнейшем сокращении и ограничении наступательных вооружений. Договор о сокращении стратегических национальных потенциалов. Стремление США и выйти из Договора о противоракетной обороне (ПРО) и негативная реакция России. Активное развитие отношений со странами Азии. Создание новой международной организации: Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в составе России, Китая, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана (июнь 2001 г.).11 сентября 2001 г. в США, коренные изменения в международной обстановке и политике ведущих государств. Сотрудничество России и США в вопросах борьбы с терроризмом. Развитие системы коллективной безопасности. Создание организации Договора о коллективной безопасности - ОДКБ (октябрь 2002 г.) в составе России, Казахстана, Таджикистана, Армении, Белоруссии, Грузии, Узбекистана.Стремление США к однополярной системе мира и связанные с ним трудности в российско-американских отношениях. Расширение НАТО на Восток (в 2002 г. в альянс вступили Болгария, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Словакия). События 2003 г. в Ираке и особая позиция России. Планы США и НАТО по размещению средств противоракетной обороны (ПРО) в Чехии и Польше. Ответные действия России и приостановка исполнения Договора о обычных вооружениях в Европе» (ДОВСЕ) (весна-лето 2007 г.). «Мюнхенская речь» В.В. Путина (апрель 2007 г.), тезис о «неприемлемости» и «невозможности» однополярной модели для современного мира. Современный этап отношений России и США.Отношения России со странами СНГ: успехи и сложности. «Цветные революции» в странах СНГ: «революция роз» в Грузии (ноябрь 2003 г.), «оранжевая революция» на Украине (ноябрь-декабрь 2004 г.), «революция тюльпанов» в Киргизии (март 2005 г.). Меры российского правительства по защите своих интересов страны и поддержанию стабильности на постсоветском пространстве. Договоренность о создании миротворческого контингента, который будет осуществлять помощь в урегулировании конфликтов на территории стран-участниц ОДКБ. Российско-грузинский вооруженный конфликт («Пятидневная война») (август 2008 г.) и его последствия. Вопрос о создании Коллективных сил оперативного реагирования (февраль 2009 г.) для совместной борьбы с международным терроризмом.

Все рассуждения о переходе к грядущему 6-му технологическому укладу предполагают, что мировая экономика - единая взаимосвязанная система, которая развивается как целое.

Но это вовсе не так! Период глобализации в экономике закончился, и мы переходим к новой регионализации. Увеличение численности население и усложнение мировой финансовой системы приводит к тому, что она уже не в состоянии управлять экономикой, так что она распадается - чтобы когда-нибудь, в далёком будущем, может быть, собраться в единое и уже более сложное целое.

Мир распадается как минимум на 9 экономических кластеров, связанных с определёнными цивилизациями, культурами, экономическими укладами. В большинстве случаев, каждый кластер имеет лидирующее государство. И отнюдь не каждый кластер находится сейчас в 5-м технологическом укладе. Более того, даже до 4-го уклада развились далеко не все! Характерные признаки 4-го уклада, свидетельствующие о его полной развитости - наличие атомной энергетики и космонавтики. Те же, у кого их нет, находятся сейчас в 3-м техноукладе, лишь пытаясь перейти в 4-й.
- европейский кластер: северо-европейская (протестантская) цивилизация и зависящая от неё южная Европа (лидеры - Германия и Франция) - 5-й техноуклад;
- американский кластер: американская ветвь северо-европейской цивилизации (лидер - США) - 5-й техноуклад;
- японский кластер: японская ветвь китайской цивилизации, к которой сейчас готовы присоединиться юго-восточные "азиатские тигры" (лидер пока что Япония) - 5-й техноуклад;
- евразийский кластер: русская цивилизация (лидер - Россия) - 4-й техноуклад;
- китайский кластер: китайская цивилизация (лидер - Китай) - 4-й техноуклад;
- индийский кластер: индийская цивилизация (лидер - Индия) - 4-й техноуклад;
- израильский кластер: еврейская цивилизация (лидер - Израиль) - 4-й техноуклад;
- латиномериканский кластер: латиномериканская ветвь католической цивилизации (лидеры - Бразилия, Аргентина, Венесуэла) - 3-й техноуклад;
- ближневосточный кластер: суннитская и шиитская ветви исламской цивилизации (за лидерство борются Иран, Турция и Саудовская Аравия; Египет и Ливия недавно выбыли из гонки) - 3-й техноуклад.

Но меряться укладами осталось недолго: человечество входит в тяжёлый кризис, связанный с дефицитом продовольствия и энергии, из которого выйдут отнюдь не все. Выйдут только достигшие 6-го техноуклада, ибо именно он решает на данном этапе энергетическую и продовольственную проблему.

И тут у меня две новости: одна плохая, одна хорошая. Плохая новость состоит в том, что даже лидеры списка не войдут в 6-й уклад быстро и беспроблемно - у них уже возникли очень серьёзные проблемы с пересечением технологического барьера. Так что список кандидатов на выживание отнюдь не очевиден, и все членам этого списка придётся много потрудиться. Хорошая новость: Россия в этом списке не на последнем месте - а на целом 3-м от конца.

В общем, если первые 4 кластера ещё имеют небольшие шансы на выживание, то у 5-9 (в том числе, у России) никаких шансов нет. Нас спасёт только чудо - впрочем, чудеса в истории случаются.