Болезни Военный билет Призыв

Когда был франко русский союз. Русско-французский союз: история возникновения и значение

Тройственный союз.

Начало формирования блоков в Европе (Тройственный союз и русско-французский союз).

Видя, как успешно идут дела у англичан, французы пожалели, что они в этом не участвовали. (захват Египта)

Франция решила действовать так же в отношении Туниса. Прежде, чем его захватывать, надо было обезопасить себя от Германии.

Правительство Франции начало вести переговоры с Бисмарком (он не против). После их успешного завершения, французы начинают захват Туниса (1881 год.) одновременно с англичанами. В итоге – захвачено побережье.

Зачем Бисмарк толкал Францию на захват Туниса? Чтобы у них были проблемы с претендующей на Тунис Италией. После захвата Туниса Францией Туниса, итальянцы были очень обижены.

На берлинском конгрессе итальянцы хотели Триеста и Тинтина, вместо этого – обещали им Тунис. В итоге – французы их обманули и Италия начинает сближаться с Германией (чтобы получить Триест и Тинтин). В итоге – началось сближение Австрии, Италии и Германии.

1) Германии – Италия стала удобным плацдармом для нападения на Францию с юга

2) Австрии – спокойный тыл с случае войны с Россией

3) Италии – поддержка в случае обострения отношений с Францией (граница с Францией – Ницца, Турин)

Так возник первый империалистический блок, тот блок, который начнет первую мировую войну.

В эти годы Франция остро нуждалась в союзе с Россией, также, как и Россия в союзе с Францией.

Почему Франция нуждалась в союзе с Россией? – союз был единственной гарантией от разгрома Франции со стороны Германии, потому что в случае нападения Германии на Францию Россия как союзник Франции нападут на немцев тем самым не дав им напасть большими силами. (так как часть сил будет занята обороной восточных границ)

Россия тоже нуждалась в союзе с Францией, причинами этого являлись:

1) Экономические – Франция – кредитор России

2) В начале 1890-х годов Российская империя в сущности была в международной изоляции. (против России были настроены Англия, Австрия, Италия, Пруссия) В связи с этим Россия боялась оказаться один на один с Тройственным союзом.

О том, что это так свидетельствуют события 6 мая 1891 года, которые показали правильность опасений России. В этот день был заново подписан договор между Германией, Австрией и Италией, при подписании присутствовали английские представители. (это внушало опасения)

В июле 1891 года в Кронштадт прибыл французский флот, который лично встретил Александр III. По правилам того времени, следовало выслушать гимны обоих стран. (У России – Боже царя храни, у Франции – Марсельеза)



В связи с визитом французов, все предположили, что последую переговоры стран. Они состоялись, но были не на высшем уровне. Из-за отсутствия на флоте французского премьер-министра, то просто между собой обменялись письмами.

Во французском письме предлагалось заключить соглашение на основе выработки совместных мер в случае военной опасности. (в нем не указывалась конкретная держава, против которой будут направлены действия, письмо носило просто общий характер) На это Российская империя дала согласие.

После этого требовался второй шаг – выработка проекта договора (соглашения), этот шаг не был предпринят. Министр иностранных дел России Гирс считал, что пока еще не следует оформлять все договоренности, так как не хотел связывать руки России. В итоге это соглашение отложили в долгий ящик. Так прошел и весь 1892 год.

В начале 1893 г. канцлер Германии Капреви начал экономическое давление на Россию (начатое еще при Бисмарке) – по сути, была объявлена таможенная война (на все русские товары была поднята пошлина). Такими же мерами ответила и русская сторона.

В том же году канцлер принимает меры по увеличению армии – количество полков и дивизий в армии осталось прежним, о количество солдат в них увеличили. В итоге германская армия превышала русскую армию в два раза.

После этого Александр приезжает к французам в Тулон, в ответ на их визит в Кронштадт. В результате этих взаимных визитов у Европы сложилось впечатление, что не спроста они ездиют друг к другу. (что-то за этим обязательно скрывается) Это была правда.

27 декабря 1893 года – В результате этих визитов был заключен военный договор между Россией и Францией. Суть этого договора:

1) Если Франция подвергнется нападению со стороны Германии или Италии поддержанной Германией, то Россия нападет на Германию.

2) Если на Россию нападет Германия или Австрия, поддерживаемая Германией, то Франция нападет на Германию

В следующих статьях конкретизировались сроки и численность французских и русских сил. Русские силы для нападения на Германию составляли 800 тыс. (на Австрию столько же), Французские силы составляли 1млн. 200 тыс.

Это соглашение осталось тайной. Теперь все зависело от действий Германии.

В 19 веке на европейской арене образуются два противостоящих друг другу союза - русско-французский и Тройственный. Это говорит о том, что в международных отношениях начался новый этап, характеризующийся ожесточенной схваткой нескольких держав за раздел влияния на различные сферы.

Экономика в отношениях Франции и России

Французский капитал начал активно проникать в Россию в третьей трети 19 века. В 1875 году в южной части России было создано французами крупное горнопромышленное общество. Их капитал в основе имел 20 миллионов франков. В 1876 году французы занимаются газовым освещением в Петербурге. Еще через год они открывают сталелитейные и железоделательные концерны на территории Польши, которая тогда принадлежала Российской империи. Также каждый год на территории России открывались различные акционерные общества и заводы, которые располагали капиталом от 10 миллионов франков и больше. Они добывали на экспорт соль, руду и прочие полезные ископаемые.

В конце 19 века российское правительство испытывало определенные финансовые трудности. Тогда было принято решение начать переговоры в 1886 году с французскими банкирами. Спустя два года начинаются диалоги с банками. Они развиваются успешно и легко. Первая сумма кредита была небольшой - всего 500 миллионов франков. Но этот заем был большим началом в этих отношениях.

Таким образом, мы с вами рассмотрим оживленные экономические отношения России и Франции в восьмидесятых годах 19 века, инициатором которых была Франция.

Причины развития экономических отношений

Существуют три веские причины. Во-первых, российский рынок очень импонировал французам. Во-вторых, богатейшие залежи сырьевых запасов Российской империи активно привлекали зарубежные инвестиции. В-третьих, экономика - политический мост, который намеревалась построить Франция. Далее мы расскажем о формировании русско-французского союза и последствиях.

Культурные отношения стран-союзников

Данное государство, которые мы рассматриваем, многие века было связано культурными традициями. Французская культура существенно повлияла на русскую, а вся отечественная интеллигенция была воспитана на новейших идеях французов-просветителей. Имена философов и писателей, таких как Вольтер, Дидро, Корнель, были известны каждому образованному россиянину. А в восьмидесятых годах 19 века происходит коренной переворот этих национальных культур. За небольшой промежуток времени в Париже появляются издательства, специализирующиеся на книгопечатании российских литературных произведений. Активно переводились романы Толстого, Достоевского, а также творчество Тургенева, Островского, Короленко, Гончарова, Некрасова и других столпов отечественной литературы. Аналогичные процессы наблюдаются в самых разных ипостасях искусства. Например, русские композиторы получили широкое признание в музыкальных кругах Франции.

На улицах французской столицы зажигаются электрические фонарики. Горожане их называли «яблочкоф». Они получили такое название по фамилии изобретателя, которым являлся известный отечественный электротехник и профессор Яблочков. Французская гуманитарная наука активно интересуется историей, литературой, русским языком. И филологией вообще. Фундаментальными становятся труды профессоров Курире и Луи Леже.

Таким образом, русско-французские отношения в области культуры стали многосторонними и широкими. Если раньше Франция являлась «донором» России в области культуры, то в девятнадцатом столетии их отношения становятся взаимными, то есть двусторонними. Примечательно, что жители Франции знакомятся с культурными произведениями России, а также начинают разрабатывать различные темы на научном уровне. А мы с вами переходим к изучению причин русско-французского союза.

Политические отношения и предпосылки появления союза со стороны Франции

Франция в этот период вела небольшие колониальные войны. Поэтому в восьмидесятых годах у нее обострились отношения с Италией и Англией. Затем сугубо сложные отношения с Германией изолировали Францию в Европе. Таким образом, она оказалась в окружении врагов. Опасность для этого государства возрастала день за днем, поэтому французские политики и дипломаты стремились улучшить отношения с Россией, а также сблизиться с ней в различных сферах. Это одно из объяснений заключения русско-французского союза.

Политические отношения и предпосылки появления союза со стороны Российской империи

Теперь рассмотрим позицию России на международной арене отношений. В конце 19 века в Европе сложилась целая система союзов. Первый из них - австро-германский. Второй - австро-германо-итальянский или по-другому Тройственный. Третий - Союз трех императоров (Россия, Австро-Венгрия и Германия). Именно в нем Германия занимала главенствующее положение. Первые два союза чисто теоретически угрожали России, а наличие Союза трех императоров дало почву сомнениям после кризиса в Болгарии. Политическая выгода России и Франции так еще не была актуальна. Кроме того, два государства имели на Востоке общего противника - Великобританию, которая являлась соперницей для Франции в Египетском государстве и Средиземноморье, а для России в Азиатских землях. Примечательно, что усиление русско-французского союза стало очевидным, когда обострились англо-русские интересы в Средней Азии, когда Англия старалась втянуть Австрию и Пруссию во вражду с Россией.

Исход противостояний

Подобное положение на политической арене привело к тому, что подписать договор с французским государством было гораздо легче, чем с Пруссией. Об этом свидетельствовала и договоренность об уступках, оптимальный объем торговли, а также отсутствие конфликтов в этой сфере. Кроме того, Париж рассматривал эту идею как средство давления на немцев. Ведь Берлин крайне опасался оформления русско-французского союза. Известно, что проникновение двух культур усилило политические идеи держав.

Заключение русско-французского союза

Данный союз складывался очень трудно и медленно. Этому предшествовали различные шаги. Но главным из них было сближение двух стран. Они были взаимными. Однако действий со стороны Франции было чуть больше. Весной 1890 года Германия отказала возобновлять договор с Россией о перестраховке. Тогда французские власти развернули ситуацию в свою сторону. Через год в июле Кронштадт посещает французская военная эскадра. Этот визит - не что иное, как демонстрация русско-французской дружбы. Гостей встречал сам император Александр III. После этого состоялся очередной раунд переговоров дипломатов. Результатом этой встречи стал пакт России и Франции, который был скреплен подписями министров иностранных дел. По данному документу государства были обязаны в случае угрозы нападения договариваться о совместных мероприятиях, которые можно было бы предпринять одновременно и незамедлительно. Так был оформлен русско-французский союз (1891).

Следующие шаги и действия

Примечательно, что прием императора, оказанный французским морякам в Кронштадте, был событием с далеко шагающими последствиями. Петербургская газета ликовала! С такой грозной силой Тройственный союз будет вынужден остановиться и впасть в раздумье. Тогда поверенный в Германии Бюлов написал рейхсканцлеру, что Кронштадтское свидание - это тяжелый фактор, который мощно бьет по обновленному Тройственному объединению. Затем в 1892 году в отношении русско-французского союза происходит новый положительный виток. Глава генерального штаба Франции приглашается российской стороной на военные маневры. В августе этого года он вместе с генералом Обручевым подписывают военную конвенцию, состоящую из трех положений. Подготовить ее должен был министр иностранных дел - Гирс, который затягивал представление. Однако император его не торопил. Германия воспользовалась положением и начала новую таможенную войну с Россией. Кроме того, армия Германии выросла до 4 миллионов бойцов. Узнав об этом, Александр III не на шутку разозлился и демонстративно предпринял очередной шаг к сближению с союзником, отправив в Тулон нашу военную эскадру. Образование русско-французского союза нервировало Германию.

Оформление конвенции

Французское государство оказало отечественным морякам восторженный прием. Тогда Александр III отбросил все сомнения. Он приказал министру Гирсу ускорить написание представления конвенции, и вскоре 14 декабря он ее одобрил. Потом состоялся обмен письмами, который был предусмотрен протоколом дипломатов между столицами двух держав.

Таким образом, в декабре 1893 года конвенция начала свое действие. Французский союз был заключен.

Последствия политической игры между Россией и Францией

Аналогично Тройственному союзу соглашение между Россией и Францией было создано с точки зрения обороны. По сути что первый, что второй союз таил в себе военное агрессивное начало в захвате и разделе сфер влияния рынков сбыта, а также источников сырья. Формирование русско-французского союза завершило перегруппировку сил, которая бурлила в Европе после конгресса в Берлине 1878 года. Как выяснилось, соотношение военных и политических сил зависело от того, чей интерес будет поддерживать Англия, которая в то время являлась самым экономически развитым государством. Однако Туманный Альбион предпочитал занимать нейтралитет, продолжая позицию под названием «блестящая изоляция». Однако нарастающие колониальные претензии Германии вынудили Туманный Альбион начать склоняться к русско-французскому союзу.

Вывод

Русско-французский блок сформировался в 1891 году и просуществовал до 1917 года. Это привело к существенным изменениям и расстановке сил на территории Европы. Заключение союза считается переломным периодом в развитии французского государства в эпоху мировой войны. Данное объединение сил привело к тому, что Франция преодолела политическую изоляцию. Россия обеспечила для союзника и Европы не только стабильность, но и прочность в статусе Великой державы.

I. Письмо посла России в Париже Моренгейма французскому министру иностранных дел Рибо

Г. министр,

Во время моего недавнего пребывания в Санкт-Петербурге, куда я был вызван по повелению моего августейшего монарха, государю было угодно снабдить меня специальными инструкциями, изложенными в прилагаемом в копии письме, посланном на мое имя его превосходительством г. Гирсом, министром иностранных дел, которое его величество благоволил предписать мне сообщить правительству республики.

Во исполнение этого высочайшего повеления я вменяю себе в обязанность довести этот документ до сведения вашего превосходительства, в твердой надежде, что его содержание, предварительно согласованное и сообща формулированное нашими двумя кабинетами, найдет полное одобрение французского правительства и что вы, г. министр, соблаговолите, согласно желанию, выраженному г. Гирсом, почтить меня ответом, свидетельствующим о полном согласии, счастливо установившемся на будущее время между нашими двумя правительствами.

Дальнейшее развитие, которое эти два согласованные и установленные сообща пункты не только допускают, но которое должно составить их естественное и необходимое дополнение, может стать предметом доверительных и строго личных переговоров и обмена мнений в тот момент, в который это будет найдено своевременным тем или другим кабинетом, и там, где они сочтут для себя возможным приступить к ним в нужное время.

Отдавая себя на этот случай в полное распоряжение вашего превосходительства, я счастлив воспользоваться подобным случаем, чтобы просить вас принять уверения в моем глубочайшем почтении.

Моренгейм

Ламадорф В. Н. Дневник (1891‑1892), М.‑Л. «Academia». 1934, стр. 176-177.

II. Письмо министра иностранных дел России Гирса послу России в Париже Моренгейму

С.-Петербург, 9/21 августа 1891 г.

Положение, создавшееся в Европе, в силу открытого возобновления Тройственного союза и более или менее вероятного присоединения Великобритании к политическим целям, преследуемым этим союзом, вызвало во время недавнего пребывания здесь г. де-Лабулэ обмен мнениями между французским послом и мною с тем, чтобы установить позицию, которая при нынешних условиях, в случае возникновения известных обстоятельств, была бы наиболее целесообразной для обоих наших правительств, которые, оставшись вне какого-либо союза, тем не менее искренно желают создать самые действительные гарантии для сохранения мира. Таким образом, мы пришли к формулированию нижеследующих двух пунктов:

2) В случае, если мир оказался бы действительно в опасности, и в особенности в том случае, если бы одна из двух сторон оказалась под угрозой нападения, обе стороны уславливаются договориться о мерах, немедленное и одновременное проведение которых окажется в случае наступления означенных событий настоятельным для обоих правительств.

Доложив государю об этих переговорах, а равно и текст принятых окончательных формулировок, я имею честь вам ныне сообщить, что его величество соизволил полностью одобрить означенные принципы соглашения и согласиться на принятие их обоими правительствами.

Сообщая вам об этой высочайшей воле, я прошу вас довести это до сведения французского правительства и уведомить меня о тех решениях, на которых, со своей стороны, оно остановится. Примите и проч.

Гирс

Ламадорф, стр. 171-172.

III. Письмо французского министра иностранных дел Рибо послу России в Париже Моренгейму

Вы соблаговолили по приказанию вашего правительства сообщить мне текст письма императорского министра иностранных дел, в коем заключаются специальные инструкции, которыми его величество император Александр решил снабдить вас в результате вызванного общеевропейским положением последнего обмена мнений между г. Гирсом и послом французской республики в Петербурге. Вашему превосходительству было поручено выразить в то же время надежду, что содержание этого документа, предварительно согласованное между двумя кабинетами и формулированное сообща, встретит полное одобрение французского правительства. Я спешу поблагодарить ваше превосходительство за это сообщение. Правительство [республики] может оценить положение, создавшееся в Европе в силу тех обстоятельств, при которых состоялось возобновление Тройственного союза, лишь так же, как это делает императорское правительство, и вместе с ним считает, что наступил момент определить позицию, при нынешней обстановке и при наступлении известных событий наиболее целесообразную для обоих правительств, одинаково стремящихся обеспечить гарантии сохранения мира, заключающиеся в поддержании равновесия сил в Европе. Я счастлив поэтому сообщить вашему превосходительству, что правительство республики полностью присоединяется к двум пунктам, которые являются предметом сообщения г. Гирса и которые формулированы следующим образом:

1) В целях определения и утверждения сердечного согласия, объединяющего их, и желая сообща способствовать поддержанию мира, который является предметом их самых искренних желаний, оба правительства заявляют, что они будут совещаться между собой по каждому вопросу, способному угрожать всеобщему миру.

2) В случае, если мир оказался бы действительно в опасности, и в особенности в том случае, если бы одна из двух сторон оказалась под угрозой нападения, обе стороны уславливаются договориться о мерах, немедленное и одновременное проведение которых окажется в случае наступления означенных событий необходимым для обоих правительств.

Я отдаю себя, впрочем, в ваше распоряжение для обсуждения всех вопросов, которые при нынешнем общеполитическом положении привлекут особое внимание обоих правительств.

С другой стороны, императорское правительство, подобно нам, несомненно, отдает себе отчет в том, насколько важно было бы поручить специальным делегатам, которых следовало бы назначить в ближайший срок, практически изучить те меры, которые надлежит противопоставить событиям, предусмотренным во втором пункте соглашения.

Обращаясь с просьбой довести до сведения императорского правительства ответ французского правительства, я считаю долгом отметить, как ценно было для меня иметь возможность оказать содействие, по мере моих сил, утверждению согласия, которое всегда было предметом наших общих усилий. Примите и проч.

А. Рибо

Ламадорф, стр. 177-178.

IV. Проект военной конвенции от 5/17 августа 1892 г.

Одушевленные одинаковым стремлением к сохранению мира, Франция и Россия, имея единственной целью подготовиться к требованиям оборонительной войны, вызванной нападением войск Тройственного союза против одной из них, договорились о следующих положениях:

1. Если Франция подвергнется нападению со стороны Германии или Италии, поддержанной Германией, Россия употребит все войска, какими она может располагать для нападения на Германию.

Если Россия подвергнется нападению Германии или Австрии, поддержанной Германией, Франция употребит все войска, какими может располагать для нападения на Германию. (Первоначальный французский проект: «Если Франция или Россия подвергнутся нападению со стороны Тройственного союза или одной Германии...»)¹*

2. В случае мобилизации войск Тройственного союза или одной из входящих в него держав, Франция и Россия немедленно, по получении известия об этом, не ожидая никакого предварительного соглашения, мобилизуют немедленно и одновременно все свои силы и двинут их как можно ближе к своим границам.

(Первоначальный французский проект: «В случае мобилизации сил Тройственного союза или одной Германии...»)

3. Действующие армии, которые должны быть употреблены против Германии, будут со стороны Франции равняться 1 300 000 человек, со стороны России - от 700 000 до 800 000 человек. Эти войска будут полностью и со всей быстротой введены в дело, так чтобы Германии пришлось сражаться сразу и на востоке и на западе.

4. Генеральные штабы обеих стран будут все время сноситься друг с другом, чтобы подготовить и облегчить проведение предусмотренных выше мер.

Они будут сообщать друг другу в мирное время все данные относительно армий Тройственного союза, которые известны им, или будут им известны. Пути и способы сношения во время войны будут изучены и предусмотрены заранее.

5. Ни Франция, ни Россия не заключат сепаратного мира.

6. Настоящая конвенция будет иметь силу в течение того же срока, что и Тройственный союз.

7. Все перечисленные выше пункты будут сохраняться в строжайшем секрете.

ПОДПИСАЛИ:

генерал-адъютант, начальник Генерального штаба Обручев,

дивизионный генерал, помощник начальника Генерального штаба Буадефр.

А. М. Зайончковский , Подготовка России к мировой войне в международном отношении. Изд. Наркомвоенмора. М. 1926, стр. 343‑344 (франц. текст); Ламадорф, стр. 388 (русский перевод).

V. Письмо министра иностранных дел России Гирса послу Франции в С.-Петербурге Монтебелло

Весьма секретно.

Изучив по высочайшему повелению проект военной конвенции, выработанный русским и французским генеральными штабами в августе 1892 года, и представив мои соображения императору, я считаю долгом сообщить вашему превосходительству, что текст этого соглашения в том виде, как он был в принципе одобрен его величеством и подписан ген.-ад. Обручевым и дивизионным генералом Буадефром, отныне может рассматриваться, как окончательно принятый в его настоящей форме. Оба генеральных штаба будут иметь, таким образом, возможность периодически сговариваться и обоюдно обмениваться полезными сведениями.

VI. Письмо посла Франции в Петербурге Монтебелло министру иностранных дел России Гирсу

Я получил письмо, которое Ваше превосходительство соблаговолили адресовать мне 15/27 декабря 1893 г. и которым Вы извещаете меня о том, что, изучив по высочайшему повелению проект военной конвенции, выработанной русским и французским генеральными штабами, и доложив императору все свои соображения, Вы сочли долгом уведомить меня, что это соглашение, в том виде, как оно было в принципе одобрено его величеством и как его подписали в августе1892 года уполномоченные для этой цели правительствами соответствующие представители сторон: - ген.-ад. Обручев и дивизионный генерал Буадефр, может отныне рассматриваться как окончательно принятое.

Я поспешил известить об этом решении свое правительство, и я уполномочен заявить Вашему превосходительству, с просьбой довести это решение до сведения е. в. императора, что президент Республики и французское правительство также рассматривают вышеупомянутую военную конвенцию, текст которой одобрен той и другой стороной, как подлежащую выполнению. В силу этого соглашения оба генеральных штаба теперь будут иметь возможность периодически сговариваться и обоюдно обмениваться полезными сведениями.

Монтебелло.

Примечание :

¹* Слова в скобках вписаны в текст конвенции В. Н. Ламадорфом.

АВПР. Documents diplomatiques. L"Alliance franco-russe, 1918, p. 129. Paris

К середине 80-х годов были восстановлены русско-французские дипломатические отношения на уровне послов. С большим вниманием отнеслись в Париже к подбору нового посла. Им стал профессиональный дипломат А. Лабуле, видимо, не без дальнего прицела: в Париже понимали, что прежде, чем искать путей к заключению союза с Россией, необходимо наладить дипломатические отношения.

В конце ноября 1886 года царь говорил послу о желании улучшить отношения с Францией, о сложной международной обстановке и необходимости взаимодействия: «Мы нуждаемся в вас, и вы нуждаетесь в нас. Я надеюсь, что Франция это поймет». Цит. по: История внешней политики России второй половины XIX века. М., 1997. С. 295.

Начало этого политического курса было удачным. Французская дипломатия без труда нащупала место, где, ничем не жертвуя и ничего не теряя, Франция могла оказать России услуги и на этой почве установить с ней контакты. Это были балканские дела. В практическом вопросе, возникшем в связи с воссоединением Румелии с Болгарией, болгаро-сербским конфликтом, французская дипломатия охотно шла в ногу с русской и оказала ей поддержку. Царское правительство, не избалованное сочувственным вниманием даже со стороны своих партнеров по союзу трех императоров - Австрии и Германии, сразу сумело оценить дружественную позицию французского правительства. Манфред А. З. Образование русско-французского союза. М., 1975. С. 195.

В сторону сближения с Францией русское правительство давно подталкивали оскорбления, исходящие из Берлина и ценные успехи Франции по восстановлению своей армии. Катков, еще недавно сторонник сохранения близости с Германией, теперь указывал на Францию как на единственного и наиболее ценного союзника против Англии и писал царю, что у России и Франции есть общий враг, «если только мы ошибочной политикой не заставим Францию поладить с ним. Этот враг - Англия, в борьбе с которой только Франция во всей Европе могла бы быть нам полезным сотрудником». Цит. по: Ротштейн Ф. А. Международные отношения в конце XIX века. С. 182.

Но правительство подозрительно относилось к этим проектам, так как царское правительство испытывало инстинктивное отвращение к республиканскому строю Франции, не веря в ее политические уступки, и вопреки мнению Каткова не без основания было убеждено, что и со стороны Франции Россия встретит сопротивление ее политике в отношении Турции.

Когда при обострении франко-германских отношений в связи с деятельностью Буланже в 1887 году французское правительство обратилось в Петербург с запросом, окажет ли Россия поддержку Франции в случае столкновения с Германией и не придвинет ли она войска к прусской границе, то ходатайство, несмотря на благосклонное отношение царя, было отклонено Гирсом.

Но когда Франция переадресовала России болгарскую делегацию, приехавшую за советом относительно кандидата на болгарский престол, это произвело на Россию благоприятного впечатления, а займы Франции в 200 млн. рублей в 1888 году, в 280 млн. в 1889 году, а затем и другие, еще больше расположили к Франции русское общественное мнение и царя. Окончательно решили судьбу франко-русских отношений события 1889 и 1890 годов: в августе 1889 года в Англию с демонстративным проявлением дружбы направляется Вильгельм II, напоминая в публичных речах об англо-прусском братстве по оружию при Ватерлоо.В 1890 - 1891 годах организация и перевооружение французской армии были завершены. В 1889 году вступил в действие закон о трехлетней воинской повинности. В 1890 - 1892 годах в создавшихся новых условиях внутри страны и в Европе союз с Россией стал главной целью внешнеполитических программ всех партий и групп господствующих классов и широких слоев населения. Там же. С. 183 - 185.

В январе и марте 1890 году во Франции были размещены новые русские займы на суммы в 650 млн. франков. Вскоре французские офицеры побывали на военных учениях в Нарве. Французский посол Лабуле считал, что почва в достаточной мере созрела для непосредственных переговоров о соглашении между двумя странами. Манфред А. З. Образование русско-французского союза. М., 1975. С. 307.

Тогда же, осенью 1890 года Лабуле возбудил вопрос о визите французской эскадры в русские воды. Но русские правительство не дало сразу определенного положительного ответа, проявляло большую сдержанность, чем французское. Сдержанность русского правительства в значительной мере объяснялось тем, что еще не были преодолены колебания, сомнения в определении курса внешней политики. В 1887 - 1890 году действительно не было определенного мнения. В окружении русского императора были сторонники прогерманской ориентации, такие как министр Николай Карлович Гирс и граф Владимир Николаевич Ламздорф, занимавший, на первый взгляд скромный пост, должность начальника канцелярии министра. Они считали, что сближение с республиканской Францией является совершенно невозможным для императорского правительства. Но при этом царизм не мог не учитывать растущую угрозу со стороны Германии и Австро-Венгрии, не мог не видеть антирусского направления правительства Бисмарка, а затем Вильгельма II. Для правящих кругов и господствующих классов России было также очевидным - это не требовало особой прозорливости - что в лице Франции создается противовес австро-германской коалиции, направленной своим острием против России и Франции, что поэтому необходимо пойти на укрепление связей с Францией. Там же. С. 310.

Отставка в 1890 году Бисмарка из-за «русского вопроса» вызвало в правительстве России настоящую панику. Новый германский канцлер Каприви отказался возобновить трехлетний сепаратный договор 1887 года.

Но в России не хотели расставаться с иллюзиями относительно союза с Германией, считая ее политическим выразителем консервативно-монархической солидарности и континентального равновесия. В 1889 году царь счел нужным съездить в Берлин, его министры всячески отталкивали от себя мысль о перемене ориентации. Мысль о сближении с Францией решительно не воспринималась, и посол в Париже Моренгейм получил, например, приказ отлучиться с поста на время всемирной выставки 1889 года, дабы не участвовать в этом «апофеозе революции» (1789). Но сознание политической одиночества незаметно приводило к фактическому сближению с Францией. Ротштейн Ф. А. Международные отношения в конце XIX века. С. 186 - 190.

Существенные изменения, происшедшие в международном положении в 1890 - 1891 годах, заставили русское правительство ускорить сближение с Францией.

Ухудшение русско-германских экономических отношений также с каждым месяцем принимало все более острые формы. В начале 90-х годов германская экономическая политика была явно невыгодна русским экономическим интересам. Экономическая политика Германии серьезно ущемляла интересы русских экспортеров сельскохозяйственной продукции. К началу 1890-х годов таможенная война между Германией и Россией приняла ожесточенный характер. Манфред А. З. Образование русско-французского союза. М., 1975. С. 314 - 315.

Для правящих кругов Российской империи становилось очевидным, что идти дальше по пути уступок Германии и игнорировать французское желание к сближению было бы политически неблагоразумным. В марте 1891 года французский посол возобновил переговоры с русским правительством о визите французской эскадры в Кронштадт.

25 июля к рейду Кронштадта подошла французская эскадра под командованием адмирала Жерве. Кронштадский визит французской военной эскадры стал антрактом демонстративной франко-русской дружбы. Французских моряков встречала вся официальная, сановная Россия во главе с царем Александром III. Во Франции кронштадские торжества произвели еще большее впечатление, чем в России. Гирс, поставленный в необходимость императором, вопреки своим личным пристрастиям, представил царю доклад.

В докладе говорилось: 1) установление сердечного согласия между обеими державами, со всеми практическими следствиями, и 2) соглашение о мерах, которые надо совместно принять в случае, если мир будет нарушен одной из держав Тройственного союза.

Александр III одобрил идею соглашения с Францией, и пожелал, чтобы во 2-м пункте было более точно определено, что именно надо считать актом агрессии против одной из двух договаривающихся держав.

Переговоры в Петербурге были в известной мере облегчены тем, что примерно за три недели до этого, в июне, генерал Обручев имел ряд важных бесед в Париже с генералом Буадефром. Главной темой бесед был вопрос о военной конвенции. Были рассмотрены и большие вопросы о главных внешнеполитических задачах, которые ставит перед собой каждая из сторон. Буадерф считал необходимым заключение военной конвенции, предусматривающей одновременную мобилизацию армий в случае нападения Германии; он выразил недоумение тем, что готовность Франции на этот акт не встречает практической поддержки со стороны России. Там же. С. 322 - 324.

Переговоры велись на протяжении июля и августа 1891 года и французская делегация по необходимости должна была принять поправки, которые вносила русская сторона. 28 июля, несмотря на воскресный день, царь принял Гирса, доложившего о ходе переговоров, и одобрил в целом как выработанное соглашение по существу, включая два главных пункта. После того как был установлен окончательный текст соглашения, он был облачен в форму обмена письмами между русским министром иностранных дел Гирсом и французским министром иностранных дел Рибо. Там же. С. 328.

Текст соглашения был составлен на русском и французском языках.

Соглашение 27 августа знаменовало установление взаимно согласованной, определенной формы сотрудничества между двумя государствами. Оно представляло собой одну из существующих основ русско-французского союза.

Франко-русский союз был в сущности предрешен образованием коалиции срединных держав, возглавляемой милитаристской, агрессивной Германией. Угрожая одновременно и Франции и России, которым бы она хотела нанести удары поочередно, в разное время, германская коалиция, германская коалиция, несмотря на все ухищрения и маневрирования бисмарковской дипломатии, подталкивала Францию и Россию навстречу друг другу.

При всем огромном значении, которое имело для Франции августовское соглашение 1891 года, оно казалось французским государственным руководителям с самого начала недостаточным. Французы считали необходимым начать с военного соглашения.

Французская сторона неизменно настаивала на выработке первоначально военного соглашения или, когда ей пришлось в августе 1891 года уступить русским требованиям, на включении пункта об одновременной мобилизации в текст политического соглашения.

Франция была более России заинтересована в соглашении. Поэтому в августе 1891 года, французская сторона, отказавшись от спора, приняла всю русскую программу соглашения. Но, добившись первого успеха, Фрейсине и Рибо не отказывались от намеченной цели и вскоре возобновили действия, чтобы побудить русское правительство сделать следующий шаг. Министр иностранных дел Гирс, после переговоров с Фрейсине, признал возможным и даже желательным соглашение, которое предусматривало бы: 1) обязательство поддерживать друг друга всеми силами в случае нападения на одну из сторон; 2) обязательство произвести мобилизацию армий обеих стран, в случае если Германия или Австрия мобилизуется, даже если не будет объявлена война; 3) обязательство сделать необходимые приготовления, чтобы придать военным усилиям обеих держав наибольшую действенность.

Достигнутая во время переговоров Гирса договоренность об общей политике на Ближнем Востоке была реализована быстро. Русско-французский союз на Ближнем Востоке становился действенным.

Это подействовало и на Берлин. В конце октября 1891 года там заявили о готовности пойти на экономические уступки. Возможно, известную роль в этом сыграла и кронштадтская демонстрация французско-русского единения, за которой, как справедливо подозревали немцы, крылись какие-то политические договоренности. В начале 1891 года начались переговоры о заключении русско-германского торгового договора.

Но экономическое и внутриполитическое положение России к этому времени существенно осложнилось - стали явными огромные размеры неурожая 1891 года: стране грозил голод. Специальным указом запретили вывоз всех видов хлебов и картофеля. В этих условиях германская сторона не торопилась с окончательным решением. В конце февраля 1892 года стало очевидным, что без уступок со стороны России Германия не пойдет на предоставление ей конвенционного тарифа, установленного по отношению к другим государствам.

Шувалов, Гирс, Ламсдорф и Вышнеградский склонялись к принятию германских требований. «Наше финансовое и экономическое положение ужасно! Мир и спокойствие нам безусловно необходимы», - констатировал министр финансов. Он утверждал: «Немцы для нас настолько необходимы, что я согласен на уступки и по финансовым, и по тарифным вопросам». История внешней политики России второй половины XIX века. М., 1997. С. 193 - 196.

Учитывая воинственные настроения Берлина, в российском МИД стремились избежать обострения отношений с Германией, но не доверяли и Франции. Гирс справедливо полагал, что принятие военных обязательств, прочно связав Францию и Россию, лишило бы последнюю свободы.

В торговом балансе России роль Франции была неизмеримо меньшей, чем Германии. Франция предложила России вступить с ней в торговые переговоры, а с 1892 года установила режим наибольшего благоприятствования для русских товаров. Там же.

Александр III постепенно приходил к выводу о необходимости заключения военного договора.

Русское правительство дало согласие на то, чтобы перейти к непосредственному рассмотрению проекта военной конвенции. Французский проект военной конвенции имел ярко выраженный односторонний характер, он предусматривал концентрацию сил двух стран для войны против Германии. Для России неприемлемой во французских предложениях оставалась та же сторона - одностороннее сосредоточение всех сил только против Германии. Возможное и почти неизбежное столкновение с Австрией не учитывалось. Создавалось положение, что если бы Австрия напала на Россию, то французская помощь не была бы ей гарантирована. Вот почему генерал Обручев выступил с возражениями против этого французского предложения.

Буадерф получил директиву от своего руководства идти на уступки и принять русскую редакцию, так как во Франции больше всего боялись дальнейшего затягивания соглашения.

17 августа 1892 года конвенция была подписана Обручевым и Буадерфом. Проект военной конвенции от 5/17 августа 1892 года. // Е. Е. Юровская. Практикум по Новой истории. 1870 - 1917. М., 1979. С. 283. Эта конвенция означала по существу тесный военный союз между Францией и Россией. Она была непосредственно связана с предыдущим соглашением (1891 год) и являлась его естественным дополнением.

И порядок оформления союза - сначала политическое соглашение, затем военное - и содержание соглашения были приняты в соответствии с мнением русской стороны. Оформление русско-французского союза и его содержание, отразивших вынужденную уступчивость французской стороны, выражалось, что в то время союз с Россией был нужен Франции более, чем России, он был для Франции необходимостью. Манфред А. З. Образование русско-французского союза. М., 1975. С. 346.

Так, как указывалось выше, России удалось настоять на том, что Франция поможет России, если на нее нападет не только Германия, но и Австрия (во первоначальной редакции звучало: «Если Франция или Россия подвергнутся нападению со стороны Тройственного союза или одной Германии...» Проект военной конвенции от 5/17 августа 1892 года. // Е. Е. Юровская. Практикум по Новой истории. 1870 - 1917. М., 1979. С. 283.).

Точно также предполагалась немедленная мобилизация союзных войск при мобилизации не только Тройственного союза или Германии, но и одной из стран союза (французский вариант предполагал мобилизацию только при мобилизации сил только Тройственного союза или Германии). Манфред А. З. Образование русско-французского союза. М., 1975.

Важно упомянуть, что военные силы, употребленные против Германии, со стороны Франции должны были равняться 1300000 человек, а со стороны России только от 700000 до 800000 человек. Там же.

Таким образом, мы видим, что инициатива исходила со стороны Франции, и ее вариант конвенции был односторонним, однако так как она остро нуждалась в России, то русской стороне удалось исправить договор в свою пользу.

27 декабря 1893 года - 4 января 1894 года состоялся обмен письмами между Монтебелло и Гирсом, по которому военная конвенция вступила в силу и приобрела обязательный характер. Тем самым 4 января 1894 года было окончательно завершено оформление русско-французского союза. Там же. С. 350.

Итак, инициатива исходила от Франции. Русское правительство, весьма консервативное, долго не хотело идти на контакт с республиканской Францией. Но постепенно идеологические соображения стали отходить на второй план перед соображениями стратегическими, и союз был заключен. При этом, так как инициатором была Франция, остро нуждавшаяся в союзнике, была принята русская редакция.

Франкфуртский мир, породивший эльзас-лотарингский вопрос как фактор войны, заставил французских политиков и дипломатов вплотную заняться проблемой союзов. Франции было необходимо выйти из международной изоляции, в которой она оказалась после войны 1870-1871 гг., было необходимо найти союзников, или хотя бы поддержку среди великих держав Европы. Руководители французской внешней политики уже на другой день после Франкфуртского мира поняли, что главные усилия французской дипломатии должны быть направлены на политику завоевания доверия и расположения России и приобретения ее поддержки. В основе сближения Франции и России лежали различные и многие интересы. Отсутствие серьезных противоречий между Францией и Россией облегчало это сближение. Противоречия между ними были и не могли не быть, например, на Ближнем Востоке в Турции, где русский и французский капиталы, русское и французское влияния соперничали между собой. Но эти противоречия в рассматриваемое время были незначительны.

Французская буржуазия связывала перспективу сотрудничества с Россией с надеждой воздействовать на Англию, колониальная политика которой вступила в противоречие с интересами колониальной политики, как Франции, так и России. Наконец и правящая французская буржуазия, и русский царизм могли рассчитывать, что установление контакта и сотрудничества между двумя государствами усилит их возможности в захватнической колониальной политике и, может быть, в другое время, при иных обстоятельствах позволит им самим перейти в наступление против их европейских противников.

Из политических факторов самым главным была, конечно, германская опасность. Заключение австро-германского союза в 1879 г., рано или поздно, делало неизбежным сближение России и Франции и, в конечном счете, ускорило заключение русско-французского союза. Однако ухудшение русско-австрийских и русско-германских отношений в конце 80-х гг. побудило Россию пойти навстречу французским стремлениям к сотрудничеству и сближению.

Канцлер Бисмарк, как известно, на протяжении всей своей долголетней дипломатической карьеры, главной своей целью ставил предотвращение франко-русского союза. Вся его дипломатия после 1871 г. была, в сущности, подчинена этой основной задаче. Даже не вступая в соглашение с Францией, Россия уже самим фактом своего бдительного наблюдения за германской политикой на Западе связывала руки Германии.

В конце 80-х гг. обострились русско-германские экономические противоречия. Усиление германской экспансии на Востоке сближало ее с Австро-Венгрией, но одновременно вело к столкновению с Россией, о чем свидетельствовали почти непрерывная таможенная война между ними и отказ в кредитах, в которых нуждалась Россия.


Возраставшее давление со стороны Германии, соперничество в колониальной экспансии с Великобританией в конце 80-х – начале 90-х годов стали общими для России и Франции. Вместе с тем усилилось кредитно-финансовое сотрудничество России и Франции, которое способствовало их сближению. Начиная с 1888 г. французские банки совершили ряд сделок по предоставлению кредитов русскому правительству. Вслед за этим начинается серьезный поворот в отношениях между обоими государствами. Общность существенных интересов заставила правящие круги России преодолеть свои монархические предубеждения против республиканского строя Франции – перспективного партнера в международных отношениях. Наметившееся сотрудничества России с Францией в 1887-1889 гг. было дипломатическим поражением О. Бисмарка.

Новый этап французско-русского сотрудничества начался в 1891 г. Заключению франко-русского союза предшествовали визиты в июле 1891 г. флотов: французского – в Кронштадт, русского – в Тулон. Одновременно был подписан франко-русский консультативный пакт.

По существу ускорить франко-русское сближение помогло германское правительство, совершив новые враждебные акты по отношению к России. В 1893 г. разразилась очередная таможенная война между Германией и Россией. Это привело к тому, что министр иностранных дел России Н. Гирс 27 декабря 1893 г. был вынужден сообщить французскому правительству об одобрении Александром III проекта франко-русской военной конвенции.

Согласно этой конвенции Россия обязывалась в случае нападения на Францию Германии или Италии, поддержанной Германией, употребить всю наличную армию для нападения на Германию, Франция же обязана предоставить армию в случае нападения на Россию Германии или Австро-Венгрии, поддержанной Германией.

Германия попыталась исправить положение, но устранить франко-русский союз они уже не могла. Заключение франко-русского союза было важным событием в международной политике. Впоследствии оно повлекло за собой подписание англо-французского и англо-русского соглашений. Казалось, он создавал противовес Тройственному союзу и тем самым укреплял мир в Европе. Однако возникновение этого союза только усилило соперничество двух блоков и гонку вооружений.