Болезни Военный билет Призыв

Когда правил годунов. Борис Годунов: биография. Царствование Бориса Годунова


Имя: Борис Годунов (Boris Godunov)

Дата рождения: 1552 года

Место рождения: Вязьма

Место смерти: Москва

Деятельность: русский царь

Борис Федорович Годунов - биография

Биография этого человека полна парадоксов. Он хотел получить власть любой ценой - и пал жертвой своего честолюбия. Он стремился сделать страну процветающей, но вместо этого вверг ее в хаос Смутного времени. Он был либеральнее большинства правителей России, а в историю вошел с клеймом тирана и убийцы. Его имя - Борис Федорович Годунов.

Борис руководил русским государством только семь лет, но его царствование до сих пор привлекает внимание ученых и литераторов. Как рядовой дворянин сумел лишить власти династию Рюриковичей, которая правила на Руси семь столетий? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к тем временам, когда сын костромского помещика Федора Годунова только появился на свет.

Стены Казани рухнули под залпами русских пушек. После падения ханской столицы открылась дорога за Волгу, в бескрайние просторы Урала и Сибири. Но главной целью царя был выход к морям. Его преграждали могущественные соседи - Швеция, Польша и Крымское ханство.

Чтобы справиться с внешними врагами, нужно побороть врагов внутренних. Ивана не устраивали старые порядки, при которых царь не мог сделать и шагу, не посоветовавшись с боярами и церковными иерархами. В борьбе за абсолютную власть он решил опереться на бедных и незнатных дворян - таких, как Годуновы.

В 1565 году, когда Борису исполнилось тринадцать, царь поделил страну на две части - опричнину и земщину. В первой он создал свою Думу, свои министерства-приказы и свое опричное войско. Одетые в черное опричники клялись выметать измену и по-собачьи выгрызать царских врагов. А в подтверждение своих намерений они привязывали к седлам метлу и собачью голову. Верные псы быстро взялись за ненавистных Грозному бояр, беспощадно убивали их жен, детей, слуг и даже домашний скот. Случайно выжившие бросали все и бежали прочь с опричных земель.

Дядя Бориса Годунова Дмитрий тоже записался в опричники и изрядно поживился за счет опальных бояр. Родители будущего царя к тому времени умерли. И дядя попросил самодержца пристроить сирот, Бориса и его сестру Ирину, не куда-нибудь, а в Кремль.

Постельничий играл все более заметную роль при дворе и ревниво следил за продвижением другого фаворита - молодого красавца Богдана Вельского. Оба были в царских покоях тем мартовским вечером 1584 года, когда Иван Васильевич собирался играть в шахматы и вдруг упал, захлебываясь собственной кровью. В народе его смерть объясняли по-своему: Грозного задушила кровь невинных жертв.

Новым царем стал Федор, но всем было ясно - править он не сможет. На коронации сын Грозного быстро утомился и сунул в руки Годунову золотое яблоко-державу, воплощавшую власть над всей русской землей. Многие увидели в этом знак судьбы.

Но чтобы стать царем, Борису предстояло совладать со множеством соперников. Причем их претензии на престол были гораздо более обоснованными. Старинные боярские семейства - Шуйские, Глинские, Мстиславские - быстро оправились от опричных гонений и не собирались уступать власть безродному выскочке. Не дремал и Вельский, который добился поста регента.

Но, как часто бывает на Руси, после смерти тирана начались народные волнения, которые агенты Бориса умело направили в нужное русло. Это он, Вельский, виноват во всем -в казнях и пытках, в дороговизне и росте налогов! У стен Кремля собралась огромная толпа, которая жаждала крови бывшего фаворита. Годунов вышел к бунтовщикам и объявил им «царскую волю»: Вельский навечно удаляется в изгнание.

Началась борьба с боярами. Борис действовал хитростью, его противники - силой. Их многочисленные слуги нападали на людей Годунова и не раз подступали к Кремлю, грозя истребить «Борисово семя». Страсти кипели и при дворе, где соперники, не стесняясь царя, бранились последними словами и таскали друг друга за бороды.

Однажды Шуйские едва не зарезали Бориса. В последний момент ему удалось сбежать через потайной ход. Грубая сила не помогла - часть противников Борис Годунов подкупил, а остальных обезвредил поодиночке. Ивана Шуйского и его сына Андрея он сослал в дальние вотчины, где их без лишнего шума задушили.

Царь Федор в борьбе не участвовал, посвящая все свое время молитвам и поездкам на богомолье. Особенно он любил звонить в колокола и считался одним из лучших звонарей в Москве. Федор отвлекался от богоугодных дел только для того, чтобы посмотреть кулачные бои и травлю медведей - вполне в духе времени.

Здоровья он был слабого, поэтому о появлении наследника речи не шло - хотя Ирина и родила дочь Феодосию, но та прожила недолго. У Грозного остался еще один сын - Дмитрий, родившийся от молодой жены Марии Нагой. Борис сослал его с матерью в Углич, откуда доходили не слишком приятные слухи о развлечениях Дмитрия. Мальчик, которому в 1591 году исполнилось восемь, лепил снеговиков, давал им недвусмысленные имена - «это вот Годунов, а это Мстиславский» - и с наслаждением избивал палкой, приговаривая: «Вернусь в Москву, всех бояр перебью».

Все это не могло не беспокоить Бориса. Но приложил ли он руку к гибели царевича 15 мая 1591 года? На этот счет нет единого мнения. Угличане сразу же решили, что Дмитрий убит, и под горячую руку растерзали четверых подозреваемых.

Из столицы приехала специальная комиссия во главе с еще одним Шуйским - будущим царем Василием. Проведя «расследование», москвичи объявили, что царевич, страдавший эпилепсией, случайно напоролся на нож. Позже возникла и третья версия: Дмитрий выжил и скрылся в Польше, чтобы потом вернуться и заявить о притязаниях на власть.

Ясности нет до сих пор. Уцелевшие в архивах биографии протоколов следствия явно подделаны, показания свидетелей написаны по шаблону - скорее всего, под давлением осторожного Шуйского, не желавшего ссориться с царем. Вероятнее всего, царевич все-таки был убит.

Вряд ли Борис прямо приказал сделать это. Возможно, он ждал, когда верные слуги сами проявят инициативу, чтобы потом свалить на них всю вину. Но убийцы погибли, не успев сделать никаких признании. Поэтому Годунов не смог избежать ни обвинений в расправе над Дмитрием, ни укоров совести, гениально переданных пушкинской строкой: «И мальчики кровавые в глазах».

Сразу после этих событий Борис, не отличавшийся прежде религиозным рвением, роздал монастырям громадные деньги и много часов отмаливал перед иконами свой грех.

Дорога к трону была свободна. Особенно после того, как в январе 1598 года умер царь Федор. Объявив правительницей его вдову Ирину, Борис созвал Земский собор для выборов нового царя. Противников Годунова под разными предлогами на собор не пустили, а остальные в один голос кричали: «Бориса на царство!» Патриарх Иов, годуновский ставленник, тут же утвердил их решение.

Были, конечно, и недовольные: в том числе боярин Федор Романов, отец будущего царя Михаила. С ним Борис разобрался привычным способом -постриг в монахи и сослал в отдаленную обитель.

Цель была достигнута. Но, как оказалось, Годунов плохо представлял себе, что делать с властью. Искусный политик оказался плохим царем. В ратном деле он был не силен - затеянные им войны со Швецией и Крымским ханством велись нерешительно и не принесли плодов. Правда, именно в те годы шло освоение Сибири, строились новые города в южнорусских степях. Но это делалось без особого участия царя, силами воевод и вольных казаков.

Интересы Бориса Годунова были обращены на Запад. Первым из русских правителей он отправил своих соотечественников в Европу «для науки разных языков». Строились и более фантастические проекты -например, выдать дочь Ксению замуж за датского принца и завещать ему трон.

Шапка Мономаха была на самом деле тяжела Борису. Не раз, устав от государственных забот, он говорил: «Брошу все и уеду в Англию». По рассказам Джерома Горсея, он представлял Британию страной, где уважают законы, развивают науки и ремесла. Такой же он хотел сделать и Россию. При нем в Москве был сооружен первый водопровод, открылись типографии, а великий архитектор Федор Конь построил стену Белого города (современное Бульварное кольцо).

Он же участвовал в сооружении кремлей в Астрахани и Смоленске. А в московском Кремле по приказу Бориса Годунова была надстроена колокольня Ивана Великого. Планировалось открытие «цифирных школ» и даже университета.

Правда, на это требовались деньги, а налогов собиралось все меньше. Страх перед властью исчез, а с ним исчезло и послушание. В результате, когда в 1602 году разразился страшный голод, казна оказалась пуста. Два неурожая подряд - и крестьяне начали есть лебеду, потом собак и кошек, а в конце концов и друг друга. На московских улицах валялись трупы, которые стрельцы подцепляли крючьями и стаскивали в общие могилы - «скудельницы». Современники считали, что в те годы вымерла «треть царства Московского».

Борис пытался спасти своих подданных, раздавая им зерно и деньги из царских запасов. Однако он не сумел сделать главного - прекратить спекуляцию хлебом, которой занимались богатые помещики. Царь обратился к подданным с просьбой сохранять «житие немятежное и неповредимый покой».

Это было роковой ошибкой -слабых правителей на Руси не любят. Бориса Годунова перестали бояться и уважать. Это было началом конца.

В конце 1604 года разнеслась весть о появлении в Польше «царевича Дмитрия». Доверенные люди собрали сведения и донесли Борису: за наследника Ивана Грозного выдает себя монах-расстрига Григорий Отрепьев. Он был сыном провинциального дворянина. За красивый почерк его взяли в секретари самого патриарха, но потом прогнали -то ли за ересь, то ли за неподчинение начальству.

За давностью лет трудно разобраться, кем в действительности был этот Лжедмитрий -монахом Григорием, подлинным царевичем, спасшимся от убийц, или кем-то еще. Не знали этого и современники, но верили - пришел настоящий царь, который избавит их от голода и притеснений.

Польские магнаты снабдили Дмитрия деньгами, на которые он нанял войско из казаков и беглых холопов. Разношерстная армия двинулась на Москву. Вряд ли это сборище бандитов и мародеров могло выиграть хоть одно сражение. Но этого и не требовалось: царские полки один за другим переходили на сторону Лжедмитрия.

В довершение всех бед в биографии Годунова происходят проблемы с его здоровьем: он серьезно заболел. Очевидно, сказалось нервное напряжение многих лет, когда ему постоянно грозила опасность. К тому же царю тогда было уже за пятьдесят. В его время это считалось старостью.

Борис Годунов страдал головными болями и мочекаменной болезнью. Европейские лекари оказались бессильны. Борис обращался к знахарям и гадалкам, но и они были не в состоянии ему помочь.

Все семь лет на троне Годунов провел, «не царствуя, но всегда болествуя». Верных соратников рядом не было - только такие же, как он сам, интриганы, готовые при первой опасности предать своего господина и переметнуться к тому, кто сильнее. Некому оказалось и передать власть - сын Федор был еще мал, а датский принц Ганс, назначенный в женихи Ксении, заразился в Москве непонятной болезнью и умер.

Оказать Лжедмитрию хоть какое-то сопротивление Годунов был просто не в состоянии. Последней каплей стало предательство любимца Бориса - воеводы Петра Басманова. Когда он приносил присягу самозванцу, из столицы пришла весть о смерти царя. Борис Годунов скончался 13 апреля 1605 года. Царь принимал знатных иностранцев в Золотой палате Кремля, когда у него случился апоплексический удар. Борис встал из-за стола, и у него пошла кровь из носа, ушей и рта. Врачи не могли ему помочь. Целых два часа Годунов умирал мучительной смертью.

Существует и другая версия биографии смерти Бориса Годунова: многие считали, что он, признав свое поражение, принял яд.

Царем стал сын Бориса -шестнадцатилетний Федор, но его правление продолжалось только полтора месяца. Все это время бояре торговались с Лжедмитрием, выпрашивая имения и должности. Когда торг завершился, новый государь вступил в Москву под рев толпы: «Слава царю Дмитрию!»

В тот же день князь Василий Голицын явился в дом Годуновых и велел стрельцам задушить всю семью. В живых осталась только Ксения, которая от страха упала в обморок. Голицын неожиданно проявил милосердие и пощадил ее. Вскоре несостоявшаяся жена принца датского стала наложницей Лжедмитрия, а потом отправилась в монастырь, где и скончалась через некоторое время.

Останки Бориса перевезли из Архангельского собора на дальнее кладбище, а через два года Василий Шуйский велел захоронить их в Троице-Сергиевой лавре. Когда известный антрополог Герасимов решил восстановить облик покойного царя, выяснилось, что у скелета нет головы. Кто и зачем выкрал ее из гроба - очередная загадка биографии Бориса Годунова, связанная с именем одного из самых неудачливых правителей России.

Родился Борис Годунов в Вязьме в 1552 году. Женился, в 1580 году стал боярином, постепенно занял важное положение среди знати. После смерти Ивана Грозного в 1584 году вместе с Бельским объявил о кончине государя народу. Когда новым царем стал Федор Иванович, в биографии Бориса Годунова была занята важная роль в совете. С 1587 года он являлся фактическим правителем, поскольку сам царь Федор не мог управлять страной. Благодаря деятельности Годунова был избран первый патриарх, построен водопровод в Москве, началось активное строительство, была установлена крепостная зависимость.

После смерти наследника Дмитрия и царя Федора династия правителей Рюриковичей оборвалась. А 17 февраля 1598 года в биографии Бориса Годунова состоялось весьма важное событие. На Земском соборе его избрали царем. Однако страшный голод и кризис в стране в 1601-1602 годах пошатнул популярность царя. Вскоре начались бунты среди народа.

Затем, если рассматривать краткую биографию Годунова, последовало разбитие небольшого войска Лжедмитрия (утверждавшего, что он законный правитель – царевич Дмитрий). Здоровье Годунова постепенно ухудшалось, а 23 апреля 1605 года царь скончался.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

«Борис Годунов» А.С. Пушкина - великолепный образец русской реалистической трагедии, в которой описывается тяжелый переломный период в истории Российского государства - эпоха Смуты.

Автор достиг необыкновенной исторической достоверности, ему удалось воссоздать "минувший век во всей его истине". Изначально Пушкин обозначил жанр «Бориса Годунова» как историко-политическую трагедию, обращенную к животрепещущим на тот момент вопросам - исторической роли народных масс и взаимодействия из с деспотической властью.

История создания

Выход X и XI томов масштабнейшего труда Н.М.Карамзина «Истории Государства Российского», содержащий подробное повествование об эпохе Смутного времени, вдохновляет Пушкина на создание подлинного шедевра русской исторической реалистической драмы. Он начинает работу над произведением с тщательного изучения особенностей исторической эпохи и персонажей того времени, вплоть до конспектирования фрагментов великого исторического труда Карамзина. Начало работы датируется концом 1824 года, также известна точная дата окончания работы над произведением - 7 ноября 1825 года, но после этого, в течение некоторого времени, автор продолжает вносить свои правки.

Анализ произведения

Действие начинается в 1598 году. Князья Шуйский и Воротынский обсуждают убийство царевича Димитрия, в этом ужасном преступлении Василий Шуйский обвиняет шурина царя - Бориса Годунова. Потрясенный смертью царя Федора Иоанновича, русский народ умоляет затворившегося в монастыре Бориса взять управление государством в свои руки. После некоторых раздумий он дает свое согласие.

1603 год. Келья Чудова монастыря. Выведав от старца Пимена обстоятельства мученической кончины царевича Димитрия, его келейник Гришка Отрепьев замышляет использовать это знание в корыстных целях и сбегает из монастыря. Инок Григорий замышляет кощунство - он собирается выдать себя за покойного царевича, чтоб впоследствии взойти на царский престол. Едва скрывшись от разыскивающей его стражи, Гришка убегает в Польшу. Там он очаровывает дочь воеводы Мнишека Марину, и признается ей в своем самозванстве.

Тем временем в доме Шуйского появляется письмо о якобы чудесном спасении царевича, после чего князь отправляется с этой вестью к царю. Бориса одолевают страшные муки совести, он пытается узнать от Шуйского правду о кончине отрока.

В 1604 году, вдохновленные самозванцем Лжедмитрием польские войска переходят российскую границу. Тем временем, в Угличе состоялось обретение мощей невинноубиенного царевича, что окончательно доказало самозванство Отрепьева.

В декабре того же года, под Новгород-Северским, происходит битва войска Бориса с поляками. Годунов проигрывает сражение. На Соборной площади происходит сцена Бориса с юродивым, где последний обвиняет царя в детоубийстве, сравнивая его с Иродом.

Прибыв в Москву, царь Борис скоропостижно умирает. Будучи в предсмертной агонии, он благословляет на царство своего сына, малолетнего отрока Федора. Опальный дворянин Гаврила Пушкин подталкивает к измене одного из воевод и на Лобном месте провозглашает Лжедмитрия царем. Далее разворачивается страшная трагедия - бояре врываются к заточенным детям и супруге Годунова и убивают их. Боярин Мосальский лжет народу, что вся семья Бориса приняла яд и умерла, и провозглашает власть Лжедмитрия. Народ безмолвствует.

Главные герои

Автор многогранно раскрывает его образ - как властный и мудрый правитель, любящий муж и отец, Борис наделен многими достоинствами. Опытный политик, одаренный могучей волей, блестящим умом и искренней заботой о своем народе царь, тем не менее, не смог завоевать народную любовь. Народ не смог простить ему убийство царевича, кроме того, политика тотального закрепощения крестьян также была не по душе простому люду. Все царские щедроты и благодеяния воспринимались народом как лицемерные средства задобрить и удержать от мятежа народные массы. По мнению Пушкина, именно отсутствие народной поддержки, любви и уважения было главной причиной трагедии царя Бориса.

Кроткий и смиренный старец, монах-летописец Чудова монастыря - один из центральных персонажей трагедии Пушкина, он является единственным свидетелем трагического убийства. Пимен непреднамеренно провоцирует своего келейника Григория на самозванство одним лишь неосторожным упоминанием о равном возрасте Отрепьева и убиенного царевича. При этом он декларирует власть царя, как данную от Бога, и впоследствии призывает народ каяться за грехи царя-детоубийцы.

Образ одного из главных героев начинает раскрываться в келье старца Пимена. Страстная натура молодого инока берет верх над его стремлением к уединению в монастырских стенах. Далее Гришка раскрывается и как пылкий влюбленный, и как одержимый жаждой власти молодой человек. В образе Самозванца он заручается поддержкой как бояр, так и польской шляхты, но любовь народа ему завоевать так и не удастся. Вместо приветственных возгласов, новопоставленного царя ожидает народное безмолвие.

Честолюбивая дочь польского воеводы, жена Лжедмитрия, она была готова добиться царской власти любым путем, будучи одинаково безразличной как к страстной любви Самозванца, так и к политическим интересам своего народа.

Яркий представитель боярской оппозиции, участник практически всех политических заговоров. Его роль имеет большой вес и значение в сюжете трагедии. Он первым расследует убийство царевича и дальновидно оценивает последствия вести о Самозванце. Изворотливость, трезвый и холодный расчет - характерные черты поведения этого действующего лица как в отношении царя, так и в отношении его приближенных.

Юродивый. Значительность роли этого персонажа в том, что он позволил себе на площади перед собором Василия Блаженного прилюдно обвинить царя в убийстве маленького царевича. Второе появление в сцене битвы под Кромами ознаменуется плачем Юродивого о судьбе русского народа в грядущее Смутное время.

Структура произведения

Сюжетно-композиционное построение поэмы имеет свои новаторские особенности - вследствие разрыва с правилами классицизма, вместо обычных пяти действий мы наблюдаем 23 сцены, которые постоянно меняют место действия, что также является новаторской чертой авторского замысла. Новая трактовка и нарушение трех единств, типичных для трагедии классицизма (время действия, место действия и единство действия), нарушение чистоты жанра (смешение трагических, комических и бытовых сцен) позволяют назвать трагедию Пушкина удачной попыткой переворота в русской и мировой драматургии.

Главный новаторским компонентом является показ образа народа как главного действующего лица. В трагедии великолепно показана динамичность его развития. Пассивные и бессознательные народные массы обретают небывалую мощь, и как следствие, силу воздействия на ход исторических событий. Народ невидимо присутствует во всех эпизодах пьесы, включая монологи и диалоги ее персонажей, и выходит на первый план в ключевых сценах подобно хору в трагедиях античной эпохи.

Итоговый вывод

«Борис Годунов» - реалистическая трагедия, явившаяся для Пушкина итогом глубоких размышлений и гениальным новаторским воплощением масштабного литературно- художественного осмысления истории русского государства. Нравственным итогом произведения можно обозначить непримиримость слабого и беззащитного народа с несправедливостью беззаконной власти.

Царь и Великий князь Московский и всея Руси (1598-1605).

Борис Федорович Годунов родился в 1549 или 1552 году в семье боярина Федора Ивановича Годунова (ум. в конце 1560-х годов). По легенде Годуновы происходили от татарского князя Чета, приехавшего в из Золотой Орды около 1330 года. По «Государеву родословцу» 1555 года Годуновы ведут свое происхождение от костромского вотчинника Дмитрия Зерна. Вероятно, род действительно имел ордынские корни, так как родоначальники его отдельных ветвей носили имена татарского происхождения.

Первое упоминание о Б. Ф. Годунове относится к 1567 году, когда он был членом Опричного двора царя . Его возвышение связано с женитьбой на дочери - Марии (около 1570 года) и браком царевича с сестрой Б. Ф. Годунова Ириной (около 1574).

В 1577 году Б. Ф. Годунов получил чин кравчего, в 1580 году стал боярином. На свадьбе царя Ивана IV Грозного с Марией Нагой (ноябрь 1580 года) он был «дружкой» царицы.

Гибель царевича Ивана Ивановича в 1581 году, сделавшая его брата Федора Ивановича наследником престола, способствовала дальнейшему возвышению шурина последнего - Б. Ф. Годунова. К 1584 году он вошел в круг лиц близких к царю Ивану IV Грозному. С этого времени он мог оказывать влияние на ход придворных дел, которые затрагивали интересы клана Годуновых. В последний год жизни царя Б. Ф. Годунов обрел особенно большое влияние при дворе, вместе с Б. Я. Бельским стал одним из ближайших советников Ивана IV Грозного. Именно Б. Ф. Годунов и Б. Я. Бельский находились рядом с царем 18 (27) марта 1584 года в последние минуты его жизни, они же с крыльца объявили народу о смерти государя.

С вступлением на престол Федора I Ивановича, не способного управлять страной, в придворной среде разгорелась острая борьба за влияние на монарха, из которой Б. Ф. Годунов вышел победителем. В течение всего правления сына Ивана IV Грозного он являлся фактическим правителем государства, а в 1587 году получил от царя право самостоятельных дипломатических сношений.

Деятельность правительства Б. Ф. Годунова была нацелена на всестороннее укрепление государства. Благодаря его стараниям в 1588 году состоялось избрание первого русского патриарха, которым стал митрополит Московский . Во внутренней политике Б. Ф. Годунов руководствовался здравым смыслом и расчетом, стремился преодолеть хозяйственную разруху. Кризис 1570-х - начала 1580-х годов заставил правительство пойти на установление крепостной зависимости. В 1580-1590 годах была проведена валовая перепись, в 1584 году отменены церковные тарханы, в 1592-1593 был установлен «Юрьев день». В 1597 году был издан указ об «урочных летах», согласно которому крестьяне, бежавшие от господ «до нынешнего... году за пять лет» подлежали сыску, суду и возвращению «назад, где хто жил». На бежавших шесть лет назад и ранее указ не распространялся, их прежним владельцам не возвращали. В целях поддержания хозяйств мелких и средних помещиков была «обелена» их запашка. Уложение 1597 года отрегулировало положение холопов, прежде всего кабальных. В городах проводилось «посадское строение», которое удовлетворило некоторые интересы горожан. Были ликвидированы «белые слободы», население которых не платило налогов. Таким образом, возросла численность тяглых людей. Рост поступлений в казну позволил развернуть активное строительство городов, крепостных сооружений. С размахом осуществлялось церковное строительство. Б. Ф. Годунов действенно поощрял колонизацию Сибири и южных районов страны.

Во внешней политике Б. Ф. Годунов проявил себя как талантливый дипломат. Ему удалось частично ликвидировать последствия Ливонской войны 1558-1583 годов. 18 (27) мая 1595 года в селе Тявзино (близ ) был заключен мирный договор между и Швецией. Воспользовавшись сложной внутриполитической ситуацией в Швеции, Б. Ф. Годунов сумел вернуть России , Ям, . В 1580-1590-х годах укрепились русские позиции на Северном Кавказе, в Закавказье и Заволжье, резко возрос объем внешней торговли через и по Волге.

Загадочная гибель потенциального наследника престола - сводного брата царя Федора I Ивановича царевича , случившаяся в 15 (24) мая 1591 года, бросила на Б. Ф. Годунова тень причастности к этой смерти.

Кончина бездетного царя Федора I Ивановича 6 (15) января 1598 года положила начало династическому кризису в российском государстве. Царица Ирина Федоровна отказалась от царствования, и 17 (26) февраля 1598 года Земский собор избрал на царство ее брата Б. Ф. Годунова. Избрание царя Бориса Федоровича сопровождалось предоставлением ряда льгот, прежде всего уездному дворянству.

Начало царствования Бориса Годунова ознаменовалось рядом прогрессивных мер во внутренней политике (в особенности, в области образования). Однако основным направлением деятельности власти стала борьба с постепенно охватывавшим страну хозяйственным кризисом. Многие начинания царя были прерваны голодом 1601-1603 годов, имевшим катастрофические последствия для страны.

Бедствия населения и неэффективность предпринимавшихся правительством мер привели общественное мнение к убеждению, что царствование Бориса Годунова «не благословляется Богом», потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой. Массовый голод вызвал народные волнения, бунты, крупнейшим из которых стало восстание под предводительством атамана Хлопка (1603).

Приход из Польши в 1604 году самозванца , объявившего себя «чудесно спасшимся» царевичем Дмитрием Ивановичем, окончательно подорвал позиции Бориса Годунова. Семена смуты падали на хорошо подготовленную почву народного недовольства. Слабость правительства Бориса Годунова выявилась в невозможности справиться с нараставшим движением народных масс, с одной стороны, и дворянства южных районов страны - с другой.

13 (23) апреля 1605 года царь Борис Федорович скоропостижно скончался в Московском Кремле в разгар борьбы с Лжедмитрием I. Он был похоронен в кремлевском

М.П. Мусоргский опера «Борис Годунов»

Опера Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» - это необычайное по своей силе, замыслу и музыкальному языку произведение. Написана она на либретто самого композитора по одноименной трагедии А.С. Пушкина.

Действующие лица

Описание

баритон дворянин, русский царь
Ксения сопрано очаровательная дочь Бориса Годунова
Федор меццо-сопрано младший сын Бориса Годунова, наследник престола
Мамка Ксении меццо-сопрано няня детей Годунова
Василий Иванович Шуйский тенор князь, советник царя
Пимен тенор старый монах, свидетель убийства царевича
Андрей Щелкалов баритон дьяк в боярской думе
Самозванец Григорий тенор беглый монах, представившийся царевичем Дмитрием
Марина Мнишек сопрано амбизиозная польская принцесса, Лжедмитрия
Рангони бас иезуит Марины Мнишек

Краткое содержание


Известно, что в основе оперы лежат подлинные исторические события, рассказывающие о тяжелом времени для страны, которые наступили со смертью Бориса Годунова, приходом поляков и Лжедмитрия. Неслучайно ее жанр Мусоргский определил, как народная музыкальная драма, ведь главное действующее лицо в ней – народ, и сцены с ним занимают центральное место в драматургии.

Все действие разворачивается в 1598-1605 годах, перед началом тяжелейшего времени для страны и народа – «Смутного времени». Пожалуй, центральное место в опере занимает трагедия самого Бориса. После неожиданной смерти царевича Димитрия он взошел на престол, казалось бы, достиг высшей власти. Причем избран он был самим народом. Но Борис глубоко переживает собственную трагедию и беспокоится за свою семью. Он сильно переживает за свою дочь, потерявшую жениха, за своего еще маленького сына. Но более всего терзают его душу мысли о невинно убиенном царевиче Димитрии. Следует отметить, что в произведении А.С. Пушкина и в либретто М.П. Мусоргского рассматривается версия причастности Бориса Годунова к убийству младенца, однако это всего лишь основано на народной молве.

Ко всему прочему в стране назревает Смутное время, появляется самозванец, беглый монах Григорий Отрепьев, который, услышав от летописца повествование об убиенном царевиче, провозглашает себя Димитрием. Вдобавок он заручился поддержкой поляков. Собрав свое войско, он направляется в Москву, отвоевывать «свой» престол.

В результате этого, Годунов, терзаемый постоянными видениями убиенного царевича и муками совести, умирает, передав престол по закону своему сыну Федору. А для народа наступает темное время, которое предсказывает в своей финальной песни юродивый из картины народного восстания.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт IV акт
70 мин. 35 мин. 50 мин. 50 мин.





Интересные факты

  • После премьеры в 1874 году опера продержалась на сцене несколько лет. Однако спектакль давали с произвольными сокращениями. Н.А. Римский-Корсаков писал, что существовало мнение о том, что опера не понравилась царской фамилии.
  • Настоящее призвание драма получила позже, в 1898 году уже в редакции Н.А. Римского-Корсакова. Именно эта версия пришлась по вкусу публике, и началось триумфальное восхождение оперы по отечественным и зарубежным сценам.
  • Интересный факт связан с одной из постановок «Бориса Годунова», состоявшейся 6 января 1911 года в Мариинском театре, где роль царя исполнял Ф. Шаляпин. В зале присутствовал император Николай II со своей семьей. Участники труппы (хористы и часть солистов) решились на авантюрный поступок – разыграть на сцене представление для императора с целью добиться повышения жалования. В разгар оперы исполнители упали на колени, простерли руки и стали петь заранее подготовленный гимн царю. В этом время дирекция театра и режиссер в ужасе метались за сценой, даже сам Шаляпин, не зная о готовившейся акции, поспешил на сцену и замер в изумлении. Однако все это оказалось напрасно. Николай II не понял намека солистов, не разборчиво было их пение, поэтому все решили, что таким образом они выказывают любовь к императору. Более того, Ф. Шаляпина обвинили в неколлективистском поведении, ведь он не пал на колени перед самим государем.
  • В своей первой редакции Мусоргский выписал каждое движение исполнителей на сцене, вплоть до мимики на лице. Многие исследователи сравнивают ее со сценарием кинофильма.
  • Такое огромное количество редакций объяснил Римский-Корсаков в своем предисловие к опере. Он написал, что после первого появления на сцене произведение вызвало противоположное мнение. Так, с одной стороны – это необыкновенно талантливая работа, проникнутая народным духом и историей, с живыми и яркими сценами. С другой стороны, заметны недостатки в технической стороне: неудобные голосовые партии, слабая инструментовка, неточности в голосоведении. Именно поэтому он взялся за первую редакцию оперы Мусоргского, стараясь как можно точнее сохранить первоисточник, но сгладить все неточности и погрешности.
  • Кстати, Годунов был первым царем, избранным народом.
  • Примечательно, что Мусоргский во время работы над своими произведениями никогда не делал предварительных набросков, предпочитая долго обдумывать и записывать уже готовую музыку. Именно поэтому его работа продвигалась медленнее, по сравнению с другими композиторами
  • Ужасная с точки зрения нравственности сцена под Кромами, с обезумевшим народом, жестоко расправляющимся с боярином, была вырезана из спектаклей Императорских театров. Только после Октябрьской революции ее смогли вернуть.

Постановки


Премьера спектакля состоялась в Мариинском театре 27 января 1874 года, под управлением дирижера Э. Направника. Несмотря на противоречивые отзывы, подчас слишком восторженные или откровенно негативные, опера продержалась в репертуаре еще несколько лет, правда ее уже исполняли с некоторыми сокращениями. Так, после премьеры, в течение 10 лет спектакль поставили только 15 раз, а в 1881 году ее и вовсе исключили из репертуара. После этого, зрители смогли снова насладиться прекрасной музыкой Мусоргского лишь в декабре 1888 года, когда опера была поставлена на сцене Большого театра. Однако и в столице судьба произведения была не очень успешной, после 10 представлений, она также была снята со сцены в 1890 году. Римский-Корсаков решил исправить ситуацию и представил свою первую редакцию, ее постановка прошла 28 ноября 1896 года в Петербургской консерватории. Сам редактор и выступил в роли дирижера. Этот вариант пришелся по душе публике.