Болезни Военный билет Призыв

Конспект открытого логопедического занятия на тему осень. План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: конспект индивидуального занятия на тему осень

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

"Школа-интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья № 18" г Ульяновск

Конспект

группового логопедического занятия во 2 классе

тема: «Осень в гости к нам пришла»

Подготовила: учитель-логопед

Еремина И.П.

Цель:

уточнять и закреплять знания обучающихся об осени, расширять и активизировать словарный запас, совершенствовать практическое применение грамматических правил в игровой форме.

Задачи:

образовательные-

развивать навыки звукового анализа и синтеза;

развивать навыки словообразования;

коррекционно-развивающие-

активизировать речевое подражание слову педагога в любых речезвуковых выражениях;

развивать фонематическое восприятие;

вырабатывать правильное речевое дыхание, голос, чувство ритма;

развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

активизировать словарь по темам «Осень», "Овощи";

развивать мышление, память, зрительное и слуховое восприятие.

воспитательные-

воспитывать потребность в речевом общении, эмоциональном отношении к происходящим событиям;

воспитывать интерес к сезонным явлениям в природе;

формировать усидчивость, самоконтроль.

Формирование БУД:

личностные -

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и ее восприятию;

коммуникативные -

умение всту-пать в контакт и работать в коллективе, слушать и понимать инструкцию к учебному за-да-нию в разных видах деятельности;

регулятивные -

произвольно включаться в деятельность, сле-до-вать предложенному плану и работать в общем темпе, контролировать свои дей-с-т-вия;

познавательные -

делать простейшие обобщения, наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности, работать с несложной по содержанию и структуре информацией

Оборудование: компьютер, презентация к занятию,осенние листья с разных деревьев, осенние листья разного цвета из бумаги, салфетки, фольги, игрушка Лесовик, зеркала, мультимедийная запись «Осенний вальс», "Твой мир" (минус), разрезные осенние картинки.

План занятия:

I . Организационная часть: приветствие, введение в тему, мотивация учебной деятельности

II .Основная часть: 1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

2. Артикуляционная гимнастика

3. Развитие фонематического восприятия

4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

5. Физминутка

6. Образование относительных прилагательных.

7. Развитие слухового восприятия, мышления, памяти, внимания - игра «Осенние слова».

8. Развитие глагольного словаря - игра «Подбери действие».

III .Заключительная часть: итог и анализ занятия, оценка деятельности учащихся.

Ход занятия:

I . Организационная часть:

Приветствие, введение в тему, мотивация учебной деятельности.

Послушайте загадку: Лес разделся,

Неба просинь,

Это время года - ... (Осень) (слайд 1)

Чему посвящено сегодня наше занятие? (осени)

Что такое осень? (время года)

Какое время года было до осени? (лето)

Какое время года будет после осени? (зима)

"Осень в гости к нам пришла" - так называется наше занятие. (слайд 2)

Чему мы учимся на логопедических занятиях? (учимся слушать, думать, правильно говорить).

Желаю всем успеха на занятии!

II . Основная часть:

1. Развитие мелкой моторики пальцев рук (слайд 3)

Как солнце светило летом? Широко расставить пальцы рук в стороны.

Как светит осенью? Напряжённые пальцы рук чуть согнуты.

Как будут светить зимой? Напряжённые пальцы рук собрать в щепотку.

Что происходит с листьями осенью? (листья опадают)

Пальчиковая игра “Осенний букет”.

Пошли пальчики гулять, пробегают указательным и средним пальцами по столу

Стали листья собирать:

красный листик, желтый листик, поочередно прикасаются подушечками пальцев,

начиная с указательного пальца к большому пальцу

Один, два, три, четыре, пять!

Сколько листиков собрали? протягивают вперед ладонями

Пять! поднимают вверх одну руку, широко раздвинув

2. Артикуляционная гимнастика (осенняя сказка о Язычке) (слайд 4)

Язычок проснулся, выглянул в окно ("Окно"),

посмотрел направо, посмотрел налево ("Часики"),

посмотрел вверх: "Где же солнце?", посмотрел вниз: "Много ли нападало осенних листочков?" ("Качели"),

услышал, как ветер гудит за окном: -ввв-, -ууу- ("Ветер"),

испугался и спрятался ("Прятки"),

потом решил, что ветра бояться не надо и решил сходить в огород, посмотреть, что там изменилось; в огороде он увидел круглый помидор, а потом длинный тонкий огурчик (надуть-втянуть щёки),

Как назвать одним словом всё, что росло в огороде? (Овощи)

Язычок набрал овощей и побежал домой: дома мама пекла блины ("Блинчик),

Язычок позавтракал, почистил зубы после еды ("Почистим зубки"),

потом закрыл первые двери (зубы), потом закрыл вторые двери (губы) и решил отдохнуть.

3. Развитие фонематического восприятия (слайд 5)

Как шуршат осенние листочки?

(Шуршание осенними листиками разных цветов из бумаги, салфетки, фольги).

Учащиеся угадывают, какой листочек шуршит.

4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (слайд 6)

Какие вы знаете осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Какой первый звук в слове С ентябрь?

О ктябрь?

Н оябрь?

Если мы возьмем первые буквы названий осенних месяцев, какое слово у нас получится? (на слух слово «СОН»).

Значит, что происходит с природой осенью? (она засыпает).

5. Физминутка (слайд 7)

«Дерево» (под музыку)

Ученики стоят, руки вытянуты вверх.

Сначала заснули листочки, опустить пальцы рук

Потом веточки, опустить кисти рук

Затем ветки, опустить предплечья

Потом уснуло всё дерево. опустить руки

«Дождик» (слайд 8)

Капля раз, прыжки на носочках, руки на поясе

Капля два, прыжки на носочках, руки на поясе

Очень медленно сперва. 4 прыжка на носочках, руки на поясе

А потом, потом, потом 8 прыжков на носках, руки на поясе

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, развести руки в стороны

От дождя себя укрыли. сомкнуть руки над головой полукругом

6. Образование относительных прилагательных: (слайд 9)

В гости пришёл Лесовик и принёс разные осенние листья:

С какого дерева твой листок? С берёзы - берёзовый листок

Какой листок? С рябины - рябиновый листок

С дуба - дубовый листок

С клёна - кленовый листок

7. Развитие слухового восприятия, мышления, памяти, внимания

Игра «Осенние приметы». (слайд 10)

У каждого из вас есть осенний листочек. Если услышите слова, которые относятся к осени, поднимите листочек вверх.

ЛИСТЬЯ ОПАДАЮТ УРОЖАЙ ПОСПЕВАЕТ

ДЕРЕВЬЯ РАСЦВЕТАЮТ ЗВЕРИ ДЕЛАЮТ ЗАПАСЫ

НА УЛИЦЕ ЖАРКО ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЮТ

ЛИСТЬЯ ЖЕЛТЕЮТ ДОЖДЛИВАЯ И ХМУРАЯ

ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ СНЕГ ТАЕТ

8. Развитие глагольного словаря

Игра «Подбери действие» (слайд 11)

Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра. Встретила я его по дороге в школу, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Кому я прокачу мяч, тот отвечает на вопрос, и катит мяч назад:

Листья осенью(что делают?) - Листья осенью желтеют, краснеют, опадают…

Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет…

Урожай осенью - Урожай осенью убирают.

Птицы осенью - Птицы осенью улетают.

Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья, засыпают.

Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, делают запасы, меняют шубки.

Ветер осенью - Ветер дует, …

III . Заключительная часть:

Итог и анализ занятия.

Ребята, ветер так сильно подул, что картинки рассыпались. Давайте их

соберем. Каждому из детей логопед дает часть общей осенней картинки.

(слайд 12 )

О каком времени года мы сегодня говорили? (об осени)

Что такое осень? … (время года)

Описание материала: Предлагаю вам конспект логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Осень. Деревья осенью». Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, работающим на группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Этот конспект интегрированного занятия с использованием нетрадиционных форм изобразительной деятельности и здоровьесберегающих технологий (логоритмики, психогимнастики, ароматерапии), направленного на активизацию и пополнение словарного запаса, формирование навыка словообразования у дошкольников.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Осень. Деревья осенью»

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Познание».

Цель:

Активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень. Деревья осенью». Формировать навык словообразования прилагательных от существительных; сложных слов путём слияния двух основ.

Задачи:

Упражнять детей в подборе признаков и действий к предмету, верно согласовывать прилагательные и глаголы с существительными.

Уточнить понятия «звук», «буква», закрепить зрительный образ букв А, У.

Чтение звукосочетаний АУ, УА.

Уточнить и закрепить правильную артикуляцию «Ш» в изолированном виде, слогах, словах, предложениях.

Совершенствовать фонематический слух и фонематические представления, звуко-слоговой анализ слов.

Закрепить понятие «слово», «предложение», упражнять в наращивании предложения.

Развивать зрительное, слуховое внимание, память, воображение, мышление.

Развивать общую и мелкую моторику рук, мимику; умение согласовывать речь, ритм, движение.

Укреплять и сохранять здоровье детей на занятии с помощью здоровьесберегающих технологий: физкультминутки с элементом логоритмики, водного массажа рук, элементов психогимнастики.

Воспитывать контроль над своим произношением.

Воспитывать чувство любви к природе, развивать наблюдательность.

Оборудование: листья разных деревьев; картинки: деревьев, листопада, водопада, снегопада, камнепада, звездопада; репродукции (фото, слайды) осенних пейзажей; картина «Что перепутал художник»; ванночки с растворённой гуашью или акварелью; тазик с водой и морской солью (настоем ромашки), полотенце, ватман или кусок обоев, образцы отпечатков ладоней; фонограммы: детской песни об осени, звуков дождя и ветра; бубен или маракасы; звуковые полоски и фишки; контуры букв А, У в виде облаков.

Ход занятия:

Логопед входит с букетом листьев и напевает:

Листья жёлтые над городом кружатся,

Тихим шорохом мне под ноги ложатся…

Как вы думаете, о каком времени года я пела? (Об осени)

Какие признаки осени вы знаете? (Дети перечисляют признаки)

Ребята, сегодня пока я шла в детский сад, собрала букет из опавших листьев и принесла его вам.

Тема занятия. Сегодня мы с вами поговорим об осени, её красках и о деревьях в это время года. Будем слушать, смотреть и красиво говорить.

Посмотрите на букет и скажите эти листья, каких деревьев? (Педагог показывает лист, а дети угадывают дерево)

Игра «Какой лист?» Лист клёна (какой лист?) - кленовый;

рябины - рябиновый; ольхи - ольховый; осины - осиновый;

берёзы - берёзовый; дуба - дубовый; липы - липовый.

Жёлтый цвет - это цвет, какого дорогого металла? (Золота)

Значит, осень можно назвать какой? (Золотой)

Детям показывается слайд «Золотая осень».

Затем показываются слайды с разными проявлениями осени в природе.

А ещё, какая осень? (Багряная, поздняя, ранняя и т. д.)

Ой! А тут художник что-то перепутал.

Игра «Что не бывает? И почему?» (Не бывает подснежников осенью, потому что растут летом. Осенью не катаются на лыжах, потому что нет снега и т. д.)

Сегодня мы с вами тоже будем художниками, но художниками не простыми, а волшебными. И рисовать мы будем без помощи кисточек. В этом нам помогут волшебные краски осени. Нужно будет ладошку опустить в ванночку с краской и затем приложить её к бумаге. Ладошка оставит след - листик. Если хотим получить листик берёзы или осины, то пальчики нужно сомкнуть; ну, а если клёна - разомкнуть. (Логопедом демонстрируются образцы отпечатков). Мы можем колдовать опавшие листья, пока звучит мелодия. Будьте внимательны! Мелодия закончится, быстро моем руки и наслаждаемся запахами природы. Желающие могут подпевать!

Звучит фонограмма детской песенки об осени, дети рисуют:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Красные, жёлтые листья

По небу вьются, летят

Птицы давно улетели,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая,

Крыльями машет в дали.

(Ивенсен М.)

Какие у вас по цвету, листья получились? (Жёлтые, красные, коричневые, могут быть зелёные)

Как вы думаете, что произошло с листьями, перед тем как они попали в мой букет? (Листья оторвались и упали с дерева)

Почему? Кто им помог? (Ветер)

Как называется это явление в природе? (Листопад)

Выставляется картинка с изображением листопада.

Проговорите слово «листопад» и внимательно подумайте, какие два слова спрятались в нём? (Лист, падать)

Игра «Почини слово». В этом вам помогут мои картинки- подсказки.

Вода + падать =водопад (Выставляются картинки с водопадом,

Звезда + падать = звездопад снегопадом и т.д.)

Снег + падать = снегопад

Камень + падать =камнепад

Игра «Подбери действие».

Ветер что делает? (Дует, срывает, гонит (тучи), открывает(двери)).

Листья что делают? (Отрываются, летят, падают, лежат, шуршат)

Физкультминутка (с элементами логоритмики под бубен)

Какой звук листья издают под ногами? («Ш-ш-шшш»)

Как мы произносим этот звук? Уточнение артикуляции «Ш».

Развитие мимических мышц (с элементом психогимнастики)

Листья опали. Мы огорчились,

Удивились,

Рассердились

И улыбнулись.

Игра «Запомни и повтори цепочки слогов» (Цепочки произносятся с ударением на разный слог) Запомните и произнесите песенку листьев:

ша-шо-шу; ши-шу-ша; ши-ша-шу.

Я вам прочитаю стихотворение, вы запомните и назовите слова со звуком «Ш». В тишине лесной глуши

Шепот к Шороху спешит.

Шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит. (А.Суслов)

Затем построчное отражённое произношение стихотворения.

Игра «Телеграф» деление слов: «шепот», «шорох», «тишина» на слоги, определение длинны слов. Какое слово длиннее? Почему?

Игра «Где звук?» Работа на определение места звука «Ш» в этих словах. (Детям с низким уровнем развития - по звуковым полоскам, с высоким уровнем - без зрительной опоры)

Загадка: Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Светит весело в оконце.

Ну, конечно это…..(солнце).

А теперь произнесите это слово ласково. (Солнышко)

Правда, красивое слово? От его света мир становится прекрасней. Какими словами можно описать солнышко? Какое оно? (Ласковое, теплое, нежное, доброе, красивое, яркое…)

А теперь давайте поиграем в игру «Живые слова».

Сейчас я кому-нибудь из вас скажу по слову, а вы его запомните. (Логопед говорит на ушко трём детям по одному слову: «солнышко», «ласкает», «нас»)

Живые слова выходите вперед. Произнесите каждый своё слово. (Солнышко ласкает нас)

Ребята, если слова возьмутся за руки, получится что? (Предложение)

А теперь давайте поменяем слова и прочтем предложение снова. (Нас ласкает солнышко.)

Какое предложение получилось у нас? (Дети «читают» предложение)

А давайте в наше предложение добавим слова, которыми вы описывали солнышко. (Дети распространяют предложение, добавляя прилагательные.)

Послушайте, ребята, что это? Звучит фонограмма ветра и дождя.

И солнышко спряталось! Это тучки пришли в гости и хотят с нами поиграть.

Игра «Узнай по контуру» Мы будем смотреть на тучки и угадывать, на что они похожи. (на букву А, У) Что такое буква, а что такое звук? Нарисуйте в воздухе эти буквы пальцем.

Назовите звуки, которые они обозначают.

Как мы называем такие звуки? (Гласные) Прочитайте, что написали облака(ау, уа)

Игра «Подскажи словечко» Подбор слов на «А», «У».

Ну, вот дождик закончился. И наше занятие тоже подходит к концу.

Итог занятия, оценка работы детей . О чём говорили? Чем занимались? Что нового узнали? Что понравилось?

Перспектива . Вечером вместе с воспитателем нужно будет вырезать наши волшебные листья, сделать красивое осеннее панно и повесить в групповой комнате. Я к вам приду в гости, и вы мне покажете свою работу, расскажете как её делали.

Логопедическое занятие в начальной школе. Тема: "Прощание с осенью"

Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель - логопед МКОУ Ш -И № 8, г. Гремячинск, Пермский край.
Описание: Новые способы взаимодействия педагога и ребёнка направлены на социализацию детей с нарушением речи, на защиту и сохранение здоровья, регулируют нервно - психические процессы, стимулируют работу мозга, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Использование единого игрового сюжета, красочного демонстрационного материала, доступная и привлекательная игровая ситуация делают познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка с СНР. Всё это поддерживает у детей стойкий интерес к теме и позволяет избежать переутомления. Речевой материал доступен в произносительном плане, прост по звуковому составу слова, что способствует восприятию его детьми радостно и с удовольствием.
Материал может быть полезен логопедам, учителям начальных классов, родителям, воспитателям.
Цель: повторение и закрепление ранее полученных знаний по теме «Осень», совершенствование речевых возможностей обучающихся.
Задачи
Образовательные:
Уточнить, расширить словарь по теме «Осень».
Совершенствовать грамматический строй речи.
Учить отвечать на вопросы по теме; составлять описательный рассказ.
Развивающие:
Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Совершенствовать слуховое внимание и воображение, желание высказаться об услышанном, инициативность, самостоятельность, активность.
Воспитательные:
Создавать условия для развития доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогом и со сверстниками; выражения различных эмоциональных состояний.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций по теме «Осень», составление словосочетаний и предложений. Работа над сложноподчинёнными предложениями на индивидуальных занятиях. Разучивание физминуток, стихотворений по теме «Осень», экскурсия в осенний парк, подбор иллюстраций.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, мои дорогие дети! Рада встречи с вами! Мне приятно видеть вас всех красивыми! Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся друг другу и начнем занятие. Наше занятие будет проходить празднично, интересно.

2. Объявление темы занятия. Целеполагание.

Логопед: А вы смогли бы отгадать время года по звукам природы?
(Ответы детей) .
Послушайте, в какое время года звуки природы помогут нам перенестись.
«Шуршание осенних листьев», фонограмма «Звуки окружающего мира»
(Ответы детей).

Тема занятия – «Прощание с осенью». Сегодня мы с вами будем говорить о прекрасном и волшебном времени года осени. Что бы вы хотели узнать?

(Ответы детей)
*Будем говорить правильно и красиво.
*Повторим приметы осени, узнаем, что бывает только осенью, составим рассказ про осень.
Обо всём этом мы поговорим на занятие и сделаем маленькие открытия.

3. Артикуляционная гимнастика.

Логопед:

Чтобы наша речь была выразительной, правильной проведем артикуляционную гимнастику.

«Сказка о веселом язычке»


Жил – был веселый язычок в своем домике. Губы – это первые дверки у домика. Зубы – это вторые дверки у домика.
Выполняем упражнение: «Улыбочка и заборчик»


И потолок в этом домике есть, он называется небо.
«Подними свой язычок вверх, найди потолок».


Язык нам нужен, когда мы едим, разговариваем. А в том, чтобы наши слова было слышно, нам помогает Голосок. Он тоже живет в домике. Этот домик находится в горле. Голосок может спать, а может и не спать. Когда голосок спит, он тихонько сопит, вот так: «с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш». А когда просыпается, то поет песни. И так громко он это делает, что все слышат, вот так: «з-з-з-з», «ж-ж-ж-ж»! И стенки домика Голоска начинают дрожать. Дотрагиваемся ладонью до горлышка.


Пошел язычок в осенний парк прогуляться. Любуется красивым нарядом Осени:
«О-о-о, о-о-о, о-о-о!» (повторяем),


увидел осенний гриб под деревом и удивился:
«О-о-о, о-о-о!».


Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у-у». (Тихо.)

Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильный ветер
«У-у-у-у-у-у!» (Громко.) Осенние листочки на веточках висят, осенние листочки
с нами говорят: «А-о-у-и».
Вернулся язычок домой, а на улице в это время по крыше домика забарабанил осенний дождик
(д -д -д -д –д).

4.Развитие мелкой и общей моторики.

Ветер северный подул: (Пошевелить пальцами и
«С-с-с-с», все листья с липы сдул… подуть на них).
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу).
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистей рук вперед-назад)
Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу)
Е. Карельская

5. Сообщение нового материала.

Работа по плану.
Логопед: После лета наступает (что?) (После лета наступает осень.)
Назовите осенние месяцы (Осенние месяцы - это сентябрь, октябрь, ноябрь)


Как можно назвать осень в сентябре? (Осень в сентябре - ранняя, золотая)
Как можно назвать осень в октябре? (Осень в октябре – дождливая осень)


Как можно назвать осень в ноябре? (Осень в ноябре – поздняя осень, часто выпадает первый снег)


Стихи об осени.
Ребенок:

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,
Короче становился день, лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу.
Приближалась довольно скучная пора: стоял ноябрь уж у двора.

Логопед: Что вы можете сказать про солнце осенью? (Солнце осенью греет плохо, солнечных дней стало меньше).
А какое небо осенью? (Небо осенью хмурое, тяжелое, пасмурное, серое).


Что происходит осенью с деревьями? (На деревьях листья желтеют, краснеют, засыхают, падают).
Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Это осеннее явление называется листопад)
Ребенок: Листопад, листопад, листья желтые летят.
Под напором злого ветра скоро голым станет сад.


Ребенок:
Листья жёлтые танцуют,
С веток падают, летят.
Эту сказку золотую
Называют «листопад».


Ребенок:
Листопад, листопад,
Дождик золотистый.
Всё летят, всё летят
Листья, листья, листья!
Листики разные,
Листики резные,
Жёлтые, красные -
Выбирай любые.
По тропинке в листопад
На прогулку вышли.
И букеты у ребят:
«Вот какие!» - вышли.
Листики разные,
Яркие букеты.
Долго будем вспоминать
Листопад мы этот!

Логопед: Возьмите по платочку – листочку. Соберем букет в ладошку.
Упражнение «Комканье платка» (собрать платок в ладонь, перебирая пальчиками, правой и левой рукой)

Логопед: А теперь устроим разноцветный листопад. Под какую музыку будут кружиться листочки? (Ответы детей)
Танец – импровизация, Р. Паулс «Вальс»

Логопед: Украсим нашу осень яркими красками. (Дети дую на платочки и они «летят» на осеннюю полянку).
Логопед: Посмотрите, с разных деревьев листья на нашей полянке: есть кленовые, есть дубовые. А эти листья, с каких деревьев?


(логопед показывает березовые и осиновые листочки)


Поиграем с ними?

6. Физминутка

Дети выполняют движения с листочками импровизируя под музыку «Листики дубовые..».
Итак, мы сделали первое маленькое открытие: осенью бывает листопад.

7. Творческое задание.

Используется прием: "Написание синквейна"

8.Обогащение словарного запаса.

Логопед: Продолжаем нашу беседу, что делают птицы осенью? (Осенью птицы улетают в теплые края)
Как называют этих птиц? (Это перелетные птицы).
Что делают насекомые осенью? (Насекомые осенью прячутся)
Что делают животные осенью? (Животные готовятся к зиме, впадают в спячку, меняют шубку, делают запасы).
Мы с вами сделали второе открытие осенью перелетные птицы улетают в теплые края, многие животные и насекомые готовятся к зимней спячке.
Логопед: Каким трудом занимаются люди осенью? (В садах и огородах поспевает весь урожай, собирают урожай, делают из овощей и фруктов зимние заготовки).
Еще одно открытие: Осенью бывает заключительный сбор урожая.

Цель : обогащение активного словаря детей за счёт расширения представлений о времени года «Осень».

Задачи:

1.Закрепление и обогащение знания детей об осенних явлениях живой и неживой природы.


3. Совершенствование навыков словообразования.

4.Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных от существительных).

Коррекционно – развивающие:

1.Развитие познавательного интереса, мышления, умение анализировать.


3. Активизирование речевой деятельности детей.

1. Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4

муниципального образования Каневской район

конкурсный материал по теме: «Краски осени»

конспект занятия учителя-логопеда

с подгруппой детей 5-6лет «Осень»

Подготовила:

учитель-логопед Королькова Н.П .

МБДОУ детский сад №4

Ст.Каневская, 2014

Конспект занятия по лексической теме: «Осень» .

Цель : обогащение активного словаря детей за счёт расширения представлений о времени года «Осень».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

1.Закрепление и обогащение знания детей об осенних явлениях живой и неживой природы.

2.Расширение представлений о переносном значении слова « Золотая осень».
3. Совершенствование навыков словообразования.

4.Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных от существительных).

Коррекционно – развивающие:

1.Развитие познавательного интереса, мышления, умение анализировать.

2. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики детей.
3. Активизирование речевой деятельности детей.

Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.

Предварительная работа:

Наблюдения за живой и неживой природой.

Рассматривание картин и репродукций об осени.

Заучивание стихотворений, пословиц об осени, отгадывание загадок.

Составление гербария из осенних листьев.

Просмотр мультфильма «Умка»

Оборудование :

  1. Мультимедийный альбом с фотографиями природы осенью, животными, осенними явлениями.
  2. Листья
  3. Письмо.

Организационный момент:

Звучит фонограмма ветра. В группу забегает девочка в костюме облачка и говорит:

Я полсвета облетело,

В садик к вам я залетело,

Сообщение для Вас,

Вы раскроете сейчас!

И даёт письмо. Логопед его берёт и рассматривает с детьми.

Логопед: Очень загадочное сообщение к нам пришло.

Логопед читает сообщение:

“Здравствуйте, дорогие ребята. Живу я на Дальнем Севере, где очень сильные морозы, и много-много снега, но я не мёрзну, у меня очень тёплая шерсть, и живу я в берлоге с мамой-медведицей. Я никогда не видел осень. Мне очень хотелось узнать какая она, эта таинственная осень? Не могли бы вы рассказать мне о ней. Я буду ждать! ”

Логопед: Вы догадались, кто прислал нам письмо?

Дети: Умка.

Логопед: Поможем Умке узнать какая бывает осень?

Дети: Поможем.

2. Объявление темы.

Логопед :Как мы сможем рассказать Умке об осени?

Дети : Нарисовать осень.

Дети : Составить рассказ про осень.

Дети : Составить книгу про осень.

Логопед : Мне очень понравились ваши предложения. Давайте составим книгу, в которой отразим все ваши пожелания.Ведь её можно сделать цветную, красочную.

Логопед : Какие краски наполняют осень?

Дети : Жёлтые, оранжевые, красные, зелёные, коричневые.

Логопед : Где мы можем увидеть многообразие этих красок?

Дети: В осеннем лесу.

Логопед : Ну, что же, мы отправимся в осенний лес.

Логопед:

Раз, два, повернись

И в лесу окажись!

Логопед : Вот мы свами и в лесу. (Слайд№ 2)

Логопед : Кто мне скажет, какие явления происходят с природой осенью?

Логопед : Осенью листья какие?

Дети : Желтые листья.

Дети : Красные листья.

Дети : Зелёные листья.

Дети : Коричневые листья.

Логопед : Кто мне скажет, как можно сказать об этом одним словом?

Дети : Разноцветные.

Логопед : Подскажите мне, какая бывает погода осенью?

Дети : Пасмурная погода.

Дети : Дождливая погода.

Дети : Хмурая погода.

Дети : Тёплая погода.

Дети : Солнечная погода .

Логопед : А вы слышали такое выражение «золотая осень»?

Она действительно сделана из золота?

Дети : нет.

Логопед: Это образное выражение, которое используется для описания красоты осени. Листочки на деревьях как бы похожи на золото по цвету.

Логопед : Да, ребята, осень бывает тёплая и холодная, пасмурная и солнечная,дождливая и ясная.

Логопед : Какое определение можно дать осени?

Дети : Многоликая,многообразная.

Логопед : Мы с вами составили портрет осени, посмотрите на экран, похож он? (Слайд № 3)

Дети : Да.

Логопед : Итак, как же будет называться наша первая страница?

Дети : Первая страничка нашей книги будет называться «Портрет осени».

Логопед : Что будет отражать она?

Дети: Она отразит красоту, и многообразие красок осени?

Логопед : Об осени можно не только рассказать, её можно ещё показать.Как мы это сможем сделать?

Дети : С помощью пальчиков и язычка.

Логопед : Следующая страничка будет называться «Осень и пальчики».

Сопряженная пальчиковая и артикуляционная гимнастика «Осень». (Слайды № 3, 4 ).

Заехали мы с вами в осенний лес, в котором росли липы и березы.

(Язык тянется к носу. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны);

В лесу на ветке березы качалась любопытная белка.

(Кончик языка касается то левого, то правого уголка губ. Кисти рук ладонями вниз на столе совершают движения вправо-влево синхронно с движением язык );

Под кустом орешника спал колючий ежик.

(Язык в форме иголочки. Руки сложены в замок, пальцы подняты вверх);

Вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинку.

(Язычок «лопаткой». Кладём ладони на колени).

Логопед : Ребята, посмотрите, кто бежит по тропинке с листочком на спинке?

Дети : Ёжик.

Логопед : Хорошо, вот и тема для следующей странички. Как мы её назовём?

Дети : И назовём её «Лесные жители осенью».

Логопед : Кто хочет мне назвать лесных жителей? (Слайды №5,6,7,8).

Дети: л есной житель - медведь.

Дети : лесная жительница - лиса.

Дети: лесные жители - заяц, ёж.

Дети : лесная жительница - белка.

Дети : лесной житель - волк.

Логопед : А кто мне назовёт, как готовятсязвери к зиме? (Слайды № 9, 10,11).

Дети : Белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибы.

Дети: Медведь роет берлогу.

Дети : Мышка тащит в норку колоски.

Физкультминутка «Листопад » под музыку с листиками.

Логопед : Посмотрите, как красиво опадают листочки. А вы знаете, как называется это явление природы? (Слайд № 12).

Дети : Листопад.

Логопед : Как назовём страницу нашей книги?

Дети : Назовём «Осенний листопад».

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (Присели на корточки)

Дунул ветер – полетели . (Побежали по кругу)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял (встали)

Закружились, полетели (покружились, побежали)

И на землю снова сели (присели, листики положили на пол).

Образование прилагательных от существительных.

Логопед : Посмотрите вокруг, сколько деревьев окружает нас. Кто мне назовёт деревья?

Дети : Клён.

Дети: Дуб.

Дети: Берёза.

Дети : Рябина.

Дети : Осина.

Логопед: А давайте назовём листочки. Если у осины листья осиновые, то у дуба – какие (Слайд № 13,14,15, 16)

Дети : У рябины листья – рябиновые.

Логопед : У берёзы?

Дети: У берёзы листья - берёзовые.

Логопед : У дуба?

Дети: У дуба листья – дубовые.

Логопед : У клёна?

Дети: У клёна листья – кленовые.

Логопед : Как же мы назовём следующую страницу нашей книги?

Дети : Назовём «Осенние деревья».

Логопед : Мы уже составили много страниц в нашей книге. А что мы ещё можем рассказать Умке об осени? (Слайд №17)

Дети : Осенью собирают урожай.

Дети : В лесу много грибов.

Дети: Птичьи стаи улетают.

Логопед : Правильно, значит не все приметы осени, мы отразили в нашей книге.

Когда я назову приметы осени, вы используете слово «да». Если приметы относятся к другому времени года, вы используете слово «нет».

Осенью цветут цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Тучки солнце закрывают? (да).
Часто - часто льют дожди? (да).
Туманы осенью плывут? (да).
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).
Звери норки закрывают? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).

Логопед : Вы порадовали меня,всё сделали без ошибок.

Конспект индивидуального логопедического занятия

На тему: «Осень».

Задачи:

Образовательные:

Расширить знания ребенка об осенних изменениях в природе;

Активизация словаря по теме;

Совершенствование грамматического строя речи (составление простых распространенных предложений по картинке, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными и прилагательными).

Коррекционные:

- развитие связной речи;

Развитие мелкой моторики пальцев рук посредством пальчиковых игр и

упражнений;

Развитие мышления, памяти, зрительного гнозиса;

Развитие артикуляционной моторики.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование : д/и «Собери картинку», листья с разных деревьев, массажный мяч, чудесный мешочек, муляжи овощей, вырезанные детали: тучки,

деревья, желтые листья, грибы.

Ход занятия :

    ОРГ момент . Приветствие. Объявление темы занятия.

Педагог предлагает ребенку открыть конверт, в котором разрезная картинка «Осень».

После того как картинка собрана, задает вопросы:

Что ты видишь на картинке?

Как одеты дети?

Какие деревья?

Как ты думаешь, какое время года изображено на картинке?

Правильно. Сегодня мы продолжим говорить об осени.

II . Основная часть .

1. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом). Звучит музыка «Осень в лесу».

Давай представим, что мы оказались в лесу.

Упражнение для мышц шеи.

И.п.сидя на стуле, спина и шея прямые.

Давай, посмотрим по сторонам. При повороте головы вдыхаем носом, при

возвращении в исходное положение-выдох ртом.

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц, губ, щек, языка .

Увидели медведя. Осенью мишке очень хочется спать, он зевает (широко открыть

рот и закрыть).

Мишка очень любит малину, давай покажем как он ее жует (имитация жевания).

Очень вкусная малина (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка облизать

верхнюю губу).

Нам хорошо в осеннем лесу (упражнение «Улыбка»).

Вот мелькнул беличий хвостик (повороты языка влево-вправо).

Она запасается на зиму орешками (улыбнуться и постучать

2. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ветер северный подул: (Пошевелить пальцами и

«С-с-сс», все листья с липы сдул… подуть на них).

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу).

Снег потом припорошил, (Плавные движения кистей рук вперед-назад

Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу)

Е. Карельская

3.Лексико-грамматические игры и упражнения:

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительного.

Игра с мячом.

Педагог называет слово, бросает мяч ребенку, который должен назвать его в уменьшительно-ласкательной форме.

Дождь-дождик

Лист-листик

Капля-капелька

Огурец-огурчик

Ветер-ветерок и т.д.

Образование притяжательных прилагательных «С какого дерева листок?».

Педагог разбрасывает листья по полу. Предлагает их собрать. Ребенок должен взять

листок и сказать, с какого дерева он упал.

Лист с березы-березовый

Лист с дуба-дубовый

Лист с осины-осиновый

Лист с клена-кленовый

Согласование числительных с существительными и прилагательными

Ребенок собирает листья в букет.

Скажи, каких листьев в букете по одному, по два…

4. Физминутка (Из архивов Осьмаковой М.В.)

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг).

5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Педагог предлагает ребенку на ощупь угадать какой овощ спрятан в мешке.

6. Психогимнастика .

Логопед предлагает ребенку показать, как животные готовятся к зиме: белка

запасается орешками, мишка готовится спать, ежик забирается в норку.

7. Развитее связной речи.

«Лес осенью»

Летом лес был зеленым. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между

ними елочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тхо-тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

По Г.Скребицкому и В.Чаплиной.

Вопросы по тексту:

Какой лес был летом?

Какого цвета стали березки и клены?

Какого цвета стали осины осенью?

Что происходит с листьями, цветами, травами?

8. Пальчиковая игра.

Ребенок катает между ладошек массажный мяч, произнося стихотворный текст.

Следом за летом

Осень идет.

Желтые песни,

Ей ветер поет.

Красную под ноги

Стелет листву,

Белой снежинкой летит в синеву.

9. Картина «Осень».

Педагог предлагает ребенку собрать панно из заранее подготовленных деталей

(тучки, деревья, желтые листья, грибы) и рассказать о проделанной работе.

III . Итог занятия.

О чем мы сегодня говорили?

Какое у тебя сейчас настроение?