Болезни Военный билет Призыв

Конспект урока по истории примеры. План изучения новой темы. дисциплин кафедры ОГиПД

1 ращивания государственного

и партийного аппарата .

К началу 1920-х гг. экономика страны была практически полностью разрушена. В 1921 г. была провозглашена новая экономическая политика (нэп). Разверстка сменилась продовольственным налогом, была разрешена торговля. Предпринятые меры позволили оживить экономическую активность населения и вывести страну из кризиса. Тем самым руководство ВКП (б) сохранило монополию своей партии на госуд.власть, но после смерти Ленина началась острая борьба за лидерство в партии.

В годы Гражданской войны РКП(б) фактически стала подменять госаппарат. Важнейшие решения вначале принимались на созданном в 1919 г. Политбюро Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Л.Н. Троцкий, Н.И. Бухарин, М.И. Калинин. Впрочем, все его члены находились и на государственных постах. Компартия превратилась в жестко централизованную организацию. Против подобной ситуации выступила «рабочая оппозиция» во главе с А. Шляпниковым. Она обвиняла партийную верхушку в перерождении. Разногласия было решено обсудить на X съезде РКП(б).

8 марта 1921 г. съезд принял резолюцию «О единстве партии», запрещающую создание в РКП(б) фракций, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения.

3. Основное противоречие нэпа . Сущность этого противоречия состояла в следующем. В экономике были сделаны шаги к рынку. В политике, напротив, произошло ужесточение режима, утвердилась однопартийная система. Различные социальные группы не имели возможности отстаивать свои интересы. Это противоречие во многом сглаживалось тем, что во главе государства стоял пользовавшийся безусловным авторитетом в партии и доверием у большинства населения В. И. Ленин. Формально он не занимал никакой партийной должности, но тем не менее вел заседания пленумов ЦК, Политбюро. Руководить партийной работой ему помогал секретариат ЦК.В 1922 г. Ленин тяжело заболел. Потребовалась должность руководителя секретариата, который мог бы вести партийные дела в отсутствие Ленина. Выбор пал на И. В. Сталина, который занимался в ЦК организационной работой. Чтобы поднять авторитет новой должности, было решено дать ей звучное название – генеральный секретарь. В апреле 1922 года Григорий Зиновьев и Лев Каменев выдвинули И. Сталина на пост генерального секретаря партии большевиков – в то время это была должность, которую считали административной‚ почти канцелярской‚ предназначенной для учета и распределения партийных кадров. Однако Сталин умело распорядился появившимися у него возможностями и расставил повсюду своих сторонников‚ контролировавших положение на всех уровнях власти.

Задание классу. Работа с историч.документом. С.158 Учебника, Из «Письма к съезду», прочитать и ответить на вопросы: 1) Какие недостатки Сталина вызвали у Ленина особую тревогу? Почему? Какие меры Ленин предлагал предпринять в отношении Сталина?

4. Сталин против Троцкого. Правый уклон.

После смерти Ленина соперничество в партии усилилось, обострилась борьба за власть между сторонниками Сталина и Троцкого, а вместе с ней и споры о путях развития: что делать дальше?

Учебник стр. 158 вопросы: какие обвинения выдвигал Сталин против Троцкого и его сторонников? Почему во внутрипартийной борьбе Троцкий потерпел поражение?

Какие программы по выводу страны из кризиса 1927 г. конкурировали в этот период в партии?

Задание учащимся. Заполнить таблицу

«Альтернативные точки зрения на социально-экономический кризис в стране»

Точка зрения

Причины хлебозаготовительного кризиса

Пути выхода из кризиса

Н.И.Бухарин

И.В. Сталин

    Почему победил Сталин.

После смерти вождя Сталин объявил о «ленинском призыве» в партию "рабочих от станка". Принимали поодиночке и коллективно, участками и целыми цехами за несколько месяцев вступили в партию около четверти миллиона человек. В феврале 1917 года у большевиков было 23 600 членов партии‚ к 1925 году их количество достигло 800 тысяч, а к 1930 году‚ за счет нескольких "ленинских" призывов, превысило 1,5 млн. человек. Пропуском в привилегированные слои общества служил теперь партийный билет, а потому многие стремились получить его‚ чтобы проложить дорогу в жизни. Революция закончилась – подошло время занимать освободившиеся места: партийцы "ленинских призывов" и составили ту бюрократию‚ тех руководящих работников, которые поддерживали Сталина. Многие из них были без образования; они держались за свои места, за большие оклады с привилегиями и желали в полной мере насладиться благами‚ которые им предоставили – закрытые распределители продуктов питания‚ дачи с автомобилями‚ отдельные квартиры, недостижимые для других, роскошные санатории в царских дворцах на берегу Черного моря. Исключение из партии вело к потере ответственного поста‚ и могло повлечь за собой арест и физическое уничтожение – так возникло новое поколение руководителей‚ преданных‚ беспринципных и послушных "выдвиженцев"‚ беспрекословно выполнявших указания своих покровителей – "об исполнении доложить"‚ чтобы удержаться на высокой должности и сохранить привилегии.

Почему победил Сталин?

Результатом политического развития страны в 20-е гг. стало формирование однопартийной политической системы во главе с вождем Сталиным.

Цели урока:

Познавательный аспект

1. Ознакомить учащихся с причиной церковного раскола

2. Продолжить формирование умений работать с историческими источниками (уметь извлекать из них информацию);

3. Привить чувство уважения к историческому наследию нашей Родины.

Развивающий аспект:

1.развитие творческих способностей (создание проектов, презентаций по данной теме);

2.развитие навыка общения с учителем дистанционно, навыка самостоятельной работы и самоконтроля, коммуникативных компетенций;

3.развитие навыков ориентации и поиска необходимой информации в Интернете;

развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (мышление, память, внимание, восприятие, воображение и обработку и передачу необходимой информации.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: компьютер с выходом в интернет, презентация "Церковный раскол"

План изучения новой темы.

1.Новая династия Романовых.

2.Начало раскола

А)Патриарх Никон. Церковная реформа (1653-1655 гг)

Б) Протопоп Аввакум и его деятельность.

3.Церковный Собор 1666 - 1667 гг.

4. Дань памяти.

Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Опережающее задание.
Из коллекции ЦОРов.Электронная библиотека. Церковный раскол.

Дополнительный материал для ученика присланный по электронной почте.

Никон Патриарх Московский и всея Руси (Минин Никита Минич)

Дата рождения:1605 г. Дата смерти:1681 г. Дата пострига:1635 г.

Судьба Никона необычна. Родился в 1605 г. в селе Вельдеманово неподалеку от Нижнего Новгорода "от простых, но благочестивых родителей, отца именем Мины и матери Мариамы". Отец его был крестьянином, по некоторым сведения - мордвином по национальности.

Детство Никиты выдалось нелегким, родная мать умерла, а мачеха была злой и жестокой. Мальчик отличался способностями, быстро усвоил грамоту и это открыло ему путь в духовное сословие. Он был рукоположен в священники, женился, обзавелся детьми. Казалось бы, жизнь бедного сельского попа была навсегда предопределена и предначертана. Но внезапно от болезни умирают трое его детей, и эта трагедия вызвала такое душевное потрясение у супругов, что они решили решили расстаться и постричься в монастырь.

Жена Никиты ушла в Алексеевский женский монастырь, а он сам отправился на Соловецкие острова в Анзерский скит и был пострижен в монахи под именем Никона. Он стал монахом в расцвете сил. Он был высокого роста, могучего сложения, обладал невероятной выносливостью. Характер имел вспыльчивый, возражений не терпел. Иноческого смирения в нем не было ни капли. Через три года, рассорившись с основателем скита и всей братией, Никон в бурю бежал с острова на рыбацкой лодке.. Никон отправился в Новгородскую епархию, его приняли в Кожеозерскую пустынь, но уже через несколько лет братия выбрала его своим игуменом. В 1646 г. по делам обители отправился в Москву. Там настоятель захудалого монастыря обратил на себя внимание царя Алексея Михайловича.

Пока Никон был на Соловках, в Москве скончался патриарх Иосиф. Новгородский митрополит был главным претендентом на патриарший престол, но у него имелись серьезные противники. Бояр пугали властные замашки крестьянского сына, который смирял знатнейших князей. Во дворце шептались: «Никогда такого бесчестья не было, выдал нас царь митрополитам». Тем не менее благоволение царя решило дело. 22 июля 1652 г. церковный собор известил царя, ожидавшего в Золотой палате, что из двенадцати кандидатов был выбран один "муж благоговейный и преподобный" именем Никон.

Так, в возрасте сорока семи лет Никон стал седьмым патриархом Московским и всея Руси.

Исправление богослужебных книг

Первым шагом Никона на новом поприще стало исправление церковной обрядности.Реформа Никона была призвана всего лишь очистить церковную службу от накопившихся за несколько столетий искажений. Сам Никон не сомневался в том, что совершает богоугодное дело и способствует объединению церквей.

Затем были введены другие изменения: земные поклоны заменены поясными, вокруг алтаря раньше было принято "посолонь" - по солнцу, Никон распорядился ходить против солнца, возглас "аллилуйя" во время службы стал произноситься не дважды, а трижды. Был переделан чин проскомидии, вместо семи просвир - пять и так далее.

Начало раскола

Для подавляющего большинства верующих той эпохи православная вера отождествлялась с обрядами и их изменение воспринималось чрезвычайно болезненно. Новшества расценивались как отступничество от веры предков, нарушения догматов, освященных церковным собором 1551 г. В решениях Стоглавного собора провозглашалось: "Иже кто не знаменается двема персты, яко же и Христос, да есть проклят". Теперь же постановления Стоглава отменялись. Никоновские преобразования ударили по национальной гордости, поскольку реформа следовала греческим образцам.

Архидиакон Павел Алеппский, прибывший в Россию в свите антиохийского патриарха, оставил яркое описание сцены в Успенском соборе Кремля: "Никон брал одну за другою подносимые ему новые иконы и, каждую показывая народу, бросал на железный пол с такою силою, что иконы разбивались, и наконец велел их сжечь. Тогда царь, человек в высшей степени набожный и богобоязненный, слушавший в смиренном молчании проповедь патриарха, тихим голосом сказал ему: "Нет, батюшка, не вели их жечь, а лучше прикажи зарыть в землю". Так и было поступлено. Каждый раз, когда Никон брал в руки какую-либо из незаконных икон, он приговаривал: эта икона взята из дому такого-то вельможи, сына такого-то (все людей знатных). Он хотел пристыдить их всенародно, чтобы и другие не следовали их примеру".

Противники реформы подали царю рукописное опровержение, в котором предписание патриарха было названо ересью. Они указывали, что проверку богослужебных книг проводят люди, подозреваемые в отступничестве от православия, например, Арсений Грек, ранее сосланный на Соловки за то, что учился в католической академии в Венеции. Неронов обличал Никона в крестовой палате: "Доселе ты друг наш был - на нас восстал. Некоторых ты разорил и на их места поставил иных, и от них ничего доброго не слыхать. Других ты обвинил за то, что они людей мучат, а сам беспрестанно мучишь...".

Но старания противников Никона были напрасны, Алексей Михайлович доверял своему "собинному другу", как он называл патриарху, и выдал ему головой всех его врагов.

Протопоп Аввакум (род.1621 -умер 1682)

Победа Никона привела к расколу русской православной церкви. Тех, кто отказался признать нововведения, официальные власти именовали раскольниками. Сами же раскольники считали себя последователями истинного древнеправославного и завещанного апостолами учения, а вот Никона и его последователей клеймили именем антихристовых слуг. Большинство членов кружка "ревнителей благочестия" по разным причинам не смогли продолжить борьбу. И только один из них до конца отстаивал свои убеждения. Именно ему было суждено стать идейным вождем старообрядцев, "расколоучителем" в глазах официальной церкви и святым мучеником для старообрядцев. Этого человека звали Аввакум. (Подробнее с биографией протопопа Аввакума вы можете ознакомиться здесь)Интересно, что Никон и Аввакум, ставшие злейшими врагами, были земляками-нижегородцами. Отец Аввакума умер. Мать женила сына на осиротевшей дочери кузнеца Марка, Анастасии. Девица жила в бедности, часто ходила в церковь и молилась о том, чтобы выйти замуж за Аввакума. Потом мать умерла в иночестве.

Аввакум Петрович Кондратьев, будущий протопоп Аввакум, родился в селе Григорове, в пятнадцати верстах от родного селе Никиты Минова, будущего патриарха Никона. Из того же Нижегородского уезда вышли почти все деятели эпохи церковного раскола, в том числе Иоанн Неронов и епископ Павел. В возрасте двадцати одного года Аввакум Кондратьев был рукоположен в диаконы, через два года стал священником, а еще через восемь лет был посвящен в сан протопопа. Служил он истово, не спал перед литургией, а когда приспевало время заутрени, сам спешил благовестить. На службе стоял с благоговением, после обедни читал поучения, а после вечерни опять читал каноны, молитвы, клал земные поклоны - сам четыреста поклонов, супруге делал снисхождение "понеже ребятишки у нее пищать" – всего двести поклонов.

Как проповедник и церковный писатель Аввакума имел одну отличительную и неповторимую особенность. Он первым и единственным стал писать не по книжному, а так как говорили на улицах и площадях, употребляя простонародные обороты и не пугаясь крепкого словца. Самые сложные догматические вопросы он толковал в упрощенной форме, а библейские предания излагал так, как будто все это происходило не в древней Палестине, а в современной ему Руси.

Аввакум с женой и новорожденным младенцем пошел в Москву. Младенца крестили по дороге. В Москве протопопу дали грамоту - возвращаться на старое место. Он так и сделал, вернулся в разоренный дом, а вскоре случились новые неурядицы: Аввакум изгнал из того места скоморохов и двух медведей у них отнял. А воевода Василий Петрович Шереметев, который плыл в Казань, взял Аввакума на корабль. Но протопоп не-благословил его сына Матфея, который брил бороду. Боярин чуть не бросил протопопа в воду.

Евфимей Стефанович, другой начальник, тоже возненавидел Аввакума и даже пытался взять его дом приступом. А ночью Евфимею стало худо, он звал Аввакума к себе и просил у него прощения. Протопоп простил его, исповедал, маслом священным помазал, и Евфимей выздоровел. Потом он с женой стали духовными детьми Аввакума.

Все же протопопа изгнали с этого места, он пошел в Москву снова, и государь велел поставить его в Юрьевец-Поволский. А там новые беды. Попы, мужики и бабы напали на Аввакума и били его. Эта толпа пыталась взять дом протопопа приступом, воевода же велел охранять его. Аввакум опять отправился в Москву, но царь уже был недоволен тем, что протопоп оставил свое место. Аввакум жил в Москве при Казанской церкви, у протопопа Ивана Неронова.

Новым патриархом стал Никон. Он повелел креститься тремя перстами и уменьшить число земных поклонов. Узнав об этом, Иван Неронов сказал, что пришло время страдать. Аввакум и костромской протопоп Даниил написали царю письмо о вере, где обличили ересь Никона. После этого Никон приказал схватить Даниила, его расстригли и сослали в Астрахань. Сослали и Ивана Неронова, а протопопа Аввакума посадили в темницу на цепь. Его не кормили три дня, но потом пришел некто - то ли человек, то ли ангел - и принес протопопу тарелку щей. Аввакума собирались расстричь, но по просьбе царя все же не сделали этого.

Познакомился Аввакум и с новгородским архиепископом Никоном - «другом нашим», как он тогда его называл. Но когда Никон начал реформы, Аввакум стал его рьяным противником. Он возглавил борьбу с патриархом после ссылки Иоанна Неронова. Ему запретили произносить поучения в Казанском соборе, но он "завел свое всенощное" в сушиле, находившемся на дворе сосланного друга, переманив к себе часть прихожан: "в некоторое время и конюшня-де иные церкви лучше". 13 августа 1653 г. наступила развязка. В тот день, как сообщал в письме Неронову священник Данилов, протопоп "чел поучения на паперти... лишние слова говорил, что и не подобает говорить". Отряд стрельцов схватил протопопа и шестьдесят человек его прихожан во время всенощной. Аввакума привезли на патриарший двор и посадили на цепь. Вскоре были взяты под стражу и другие противники Никона. Аввакуму была назначена участь расстриги, и он уже был привезен в собор для совершения обряда лишения духовного сана, но царь Алексей Михайлович упросил патриарха помиловать протопопа. Вместо расстрижения Аввакум «за ево многие безчинства» по указу Никона был сослан в Сибирь.

Семья протопопа несла все тяготы ссылки, от лишений умерли двое малых сыновей, остальным приходилось босыми ногами скитаться по острым каменьям, выпрашивать подаяния, а во время голода питаться вместе с отцом травой, кореньями, не брезговать падалью.

Пустозерские узники.

Часть взятых в плен соловецких старообрядцев была сослана в Пустозерск, отдаленный острог на границе с Северным полярным кругом, где уже много лет содержались в тюрьме "расколоучители" - Аввакум и его единомышленники Никифор, Федор, Лазарь и Епифаний, проклятые собором патриархов.

В ответ, как горько шутил Аввакум, были "присланы гостинцы". В Пустозерск для наказания мятежников прибыл стрелецкий полуголова. Условия содержания узников были ужесточены. Раньше по ночам они имели возможность сходились для бесед в доме одного из пустозерцев. Теперь для них была выстроена особая тюрьма. В Пустозерск с немалыми трудами и расходами доставили лес из мест, отстоявший за пятьсот верст от острога в тундре. Колодников посадили в земляные ямы, укрепленные срубами, над срубами поставили еще один сруб, двор обнесли высокой оградой, в ворота поставили стражу. Во всем Пустозерске насчитывалось пятьдесят три двора, а церковных мятежников стерегли сто стрельцов. Узников не выпускали из земляных ям не выпускали даже для оправления естественных надобностей.

Даже с урезанными языками и отсеченными перстами они продолжалраспространять по всей Руси «грамотки» и послания. Кто им помогал, осталось тайной.

В земляной яме родилось и одно из самых выдающихся произведений древнерусской литературы - "Житие протопопа Аввакума". Протопоп осознавал необычность такого шага - ведь в жанре жития прославлялись подвиги святых, а он писал о себе самом: "…про житие-то мне и ненадобно говорить". Аввакум выбрал форму "Деяний апостолов", но тон его повествование совсем иной. Это глубоко-личный тон, импровизация с многочисленными лирическими отступлениями.

Кончина царя Алексея Михайловича, при котором начался раскол, пробудила в узниках надежду на освобождение. Аввакум обратился с челобитной к новому царю Федору Алексеевичу.

Не давали бумаги, Аввакум писал на бересте и эти грамоты доходили до Москвы.

В феврале 1682 года в Москве собрался церковный собор. Царь Федор Михайлович в послании к собору вопросил, как поступить с раскольниками. Ответ собора гласил: «по государеву усмотрению». Весной того же года в Пустозерске начался сыск по делу о распространении Аввакумом из земляной тюрьмы «злопакостных» писаний. Участь пустозерских старцев была предрешена: «за великие на царский дом хулы» их приговорили к смертной казни. Пятнадцать лет они провели в невыносимых условиях заключения, и теперь им предстояло окончить жизнь всем вместе в один день.

14 апреля 1682 года Аввакум, Епифаний, Лазарь и Федор были сожжены на костре. Описание их казни дошло до нас только в старообрядческой литературе. Аввакум, как писали старообрядцы, предвидел такой конец и еще до произнесения приговора распределил свои книги. На костре он обратился к немногим присутствовавшим с увещеванием держаться старой веры. Когда пламя взмыло вверх, один из его товарищей закричал. Аввакум наклонился к нему и стал его утешать. Последнее, что было видно сквозь огонь и дым – это поднятая рука Аввакума, благословляющая народ двумя перстами, последнее, что было слышно – его слова: "Будете этим крестом молиться - вовеки не погибнете". По преданию, Аввакум перед казнью предрек смерть своим мучителям, и действительно, всего через две недели после сожжения пустозерских старцев в Москве умер царь Федор Алексеевич. Для старообрядцев Аввакум стал святым мучеником. Официальная канонизация святого священномученика и исповедника Аввакума состоялась на Освященном соборе в 1916 году.

В афинских школах и гимнасиях
Урок - образовательное путешествие
Форма проведения урока: образовательное путешествие с элементами ролевой игры.
Цель: используя исторический материал выяснить особенности образования в Афинах.
Задачи:
1. Способствовать воспитанию уважительного отношения к образованию; развитию всесторонне развитой личности, формирование умения принимать события из прошлого, анализируя их через исторические тесты.



Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование и средства обучения: Презентация «В афинских школах и гимнасиях», исторический текст: «Жалоба раздражённой матери учителю на прогульщика сына из весёлой пьесы древнего автора», греческий алфавит и цифры, проектор, ПК для учителя, экран.

Целевая аудитория: для 5 класса

«Место и роль Руси в международной торговле в IX - XII веке»
Урок - систематизация и обобщение знаний.
Форма проведения урока: систематизация и обобщение знаний.
Цели:
Содержательная: выявление уровня знаний учеников по теме: «Место и роль Руси в международной торговле в IX - XII веке», формирования обобщение знаний по данной теме.
Деятельностная: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умение работать в группе, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умений обещать, систематизировать знания.
Задачи:
1. Способствовать развитию проектных умений:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение взаимодействовать в группе в решении общих задач;
навык монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
разделение ролей в группе и выполнения роли;
способность рефлексировать этапы работы со знанием.
2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
3. Исследовать и сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи.
4. Способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.

Целевая аудитория: для 6 класса

Цель урока : объединив полученные знания учеников на уроке по обществознанию по теме «Государство и экономика» - внутренние функции государства и по теме «Политические режимы. Тоталитарные режимы» (10 класс. Дж. Оруэлл; Е. Замятин - на уроках литературы - 11 класс), расширить эти знания на примерах культуры СССР 30-х годов ХХ века.

Задачи:
Личностные: развитие интереса к изучению вопросов культуры, к чтению произведений великих писателей;
Метапредметные: продолжить работу над формированием способности школьников анализировать произведения искусства, извлекать из них знания об эпохе;
Предметные: работа над понятием культура, идеология, над знание представителей культуры СССР в 30-х годах ХХ века.

Цель: через изучение основной реформы Александра II понять особенности развития России.
Задачи:
Личностные - сформировать рефлексивное отношение к реформе Александра II;
Метапредметные - умение анализировать исторические документы, проводить сравнение уровня проводимых реформ в разных странах;
Предметные - изучить содержания реформы 1861 года, подготовиться к изучению подобных реформ во всеобщей истории.

Разработка по теме "Культура России в начале ХХ века". На этом уроке через творчество одного представителя культуры показывается ситуация культурного напряжения в обществе, перечисляются имена ученых (их деятельность ученикам известна через уроки по химии, физике и т.д.), живописцев, композиторов. Показывается братство этих людей культуры и трагедия времени. На уроке звучат стихи М. Цветаевой, показывается сложность времени через судьбу ее семьи.

Целевая аудитория: для 11 класса

Сегодня многие ученые ставят под сомнение существование м-т. ига на Руси. Для ответа на вопрос об иге необходимо проанализировать те изменения, которые произошли в государстве, увидеть источник этих изменений.(Для метапредметнного уровня работы по истории м-т ига на Руси надо выйти на такую формулировку проблемы, которая не решается традиционными методами и нуждается в поисках нового алгоритма работы. Ученики этот алгоритм выстраивают в совместной работе с учителем, затем используют в других подобных ситуациях).

Целевая аудитория: для 10 класса

Конспект урока с презентацией "Россия в период столыпинским реформ" разработаны преподавателем истории ГБПОУ РО "ОАТТ". Работа предназначена для студентов 1 курса. Может быть использована для учеников 11 класса общеобразовательной школы. Урок изучения нового материала. На уроке используется много документов.

Целевая аудитория: для 10 класса

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

« ВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Н.ТАТИЩЕВА» (ИНСТИТУТ)

ФАКУЛЬТЕТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Конспект открытого урока

по истории

Тема: « Р усские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия »

Разработал:

Преподаватель общеобразовательных

дисциплин кафедры ОГиПД

Лукьяненко В.В.

Тольятти, 2015

Разработчик : Лукьяненко В.В. преподаватель общеобразовательных дисциплин квалификационной категории кафедры «Общеобразовательные, гуманитарные и правовые дисциплины»

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры ОГиПД

Протокол № ________ от «___»____________2015 г.

Зав.кафедрой ______________ /О.В.Шайкенова/

Конспект урока

Тема урока: «Русские земли в 12-13 веках. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».

Тип занятия: урок изучения нового материала, урок-практикум

Целевая аудитория: студенты 1 курса

.Продолжительность занятия: 80 минут.

Цели занятия:

1. образовательная - закрепить и расширить знания учащихся о причинах феодальной раздробленности на Руси, сформировать у них представление об особенностях политического развития отдельных земель и княжеств в данный период, связать эти особенности с тенденциями генезиса княжеской власти и наметившимися альтернативами политического развития, а также познакомить старшеклассников с историческими оценками как последствий раздробленности, так и самого явления в целом;

2. развивающая – продолжить работу по формированию умения анализировать исторические события, находить причинно-следственные связи, умения работать с дополнительными источниками (материалы энциклопедии), извлекать необходимую для решения поставленной проблемы информацию, анализировать её, делать промежуточные и итоговые выводы и заключения, фиксировать полученные данные в виде таблицы; развивать навыки работы с наглядным пособием (исторической картой); продолжить развитие исследовательских и коммуникативных умений, в том числе умение работать в группе, а также навыков конспектирования учебного материала (создание индивидуального ОК);

3. воспитательная – продолжить воспитывать у учащихся чувство патриотизма и позитивного отношения к истории России.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности на уроке.

Методы – объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый;

Технологии – технология проблемного обучения, технология блочно - модульного обучения, технология развития критического мышления.

7. План изучения нового материала.

1. Предпосылки феодальной раздробленности Руси (экономические, социально-политические, внешнеполитические).

2.Особенности развития русских земель и княжеств в 12-13 веках (Владимиро-Суздальское княжество, «Господин Великий Новгород», Галицко-Волынское княжество).

    Итоги и последствия феодальной раздробленности.

    7. Внутрипредметные связи: межпредметные связи, универсальные понятия гуманитарного цикла.

Предметные понятия (ключевые термины).

Архиепископ – высший православный священнослужитель. В древнем Новгороде обладал значительной властью не только в собственно церковных, но и в светских делах (следил за эталонами мер и весов, что было важно для торгового населения города, скреплял международные договоры).

Вече – народное собрание на Руси 10-14 вв. Решало основные вопросы управления в Новгороде, Пскове.

Древнерусская народность – исторически сложившаяся общность людей, возникшая и оформившаяся в период Киевской Руси и феодальной раздробленности до монгольского времени. Характеризуется общностью языка, обычаев, культуры, религии. После татаро-монгольского завоевания нарушилось единство этнической общности и из нее развились три родственные народности: русская (великорусская), белорусская, украинская.

«Лествичный» порядок престолонаследия – порядок престолонаследия, согласно которому власть должна передаваться старшему в роду.

Посадник – наместник киевского князя в подвластных ему землях (10-11 вв.). В Новгородской и Псковской феодальных республиках (12-13 вв.) – высшая государственная должность, на которую вече избирало знатных бояр.

Тысяцкий – глава городской администрации в древнем Новгороде (12-13 вв.). Избирался из не боярского населения, занимался налоговыми делами, вершил торговый суд, вёл дела с иностранными купцами.

Феодальная (политическая) раздробленность – процесс дробления земель, характеризующийся стремлением феодалов, ведущих вотчинное хозяйство, к независимости от власти великого князя. Хронологические рамки феодальной раздробленности на Руси – 12 – 15 вв.

Форма правления - это организация высшей власти государства, компетенция, взаимодействие высших органов государства, степень участия населения в их образовании.

Монархия - форма правления, при которой власть принадлежит монарху и передаётся им по наследству.

Республика – форма правления, при которой органы власти являются выборными, соблюдаются права и свободы граждан государства.

Основные даты:

1097 – Съезд князей в Любече («каждый да держит отчину свою» - первый шаг на пути к раздробленности).

1113 – 1125 – Правление Владимира Мономаха.

1125 – 1132 – Правление Мстислава Великого.

1132 – начало отсчета периода феодальной раздробленности на Руси («разодралась земля русская»).

1125 – 1157 – Правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальской земле (с 1155 – Великий Киевский князь).

1136 – восстание в Новгороде. Изгнание Всеволода Мстиславича. Начало республики в Новгороде.

1147 – первое упоминание Москвы в летописи.

1153 – 1187 – Правление Ярослава Осмомысла в Галицком княжестве.

1157 – 1174 – Правление Андрея Боголюбского (усиление власти князя).

1169 – Перенос столицы из Киева во Владимир Андреем Боголюбским (создание Владимиро-Суздальского княжества).

1176 – 1212 – Правление Всеволода Большое Гнездо (политика централизации власти владимирского князя).

1170 – 1205 – Правление Романа Мстиславича (объединение Галицкой земли и Волыни).

1221 – 1264 – Правление Даниила Романовича Галицкого.

Основные персоналии.

Владимир Мономах, Мстислав Великий, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславович, Даниил Романович Галицкий.

Литература к занятию:

1. учебная – Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2015.

2. справочная – 1. Энциклопедический словарь. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. – М.,2001 год. 2.Энциклопедия для детей. – М., Аванта+,1995-1997г.г. т.5.

3. дополнительная – 1. Хрестоматия по истории России/сост. А.С.Орлов. – М.,2001 г. 2. Б.А.Рыбаков «Мир истории. Начальные века русской истории». – М.,1987 г. 3. Древняя Русь//Родина. – 2002. - №11-12.

Оборудование к уроку.

1. Учебник: Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2015.

2. Историческая карта «Русские земли и княжества в 12 – начале 13 вв.».

3. Проектор, мультимедийная презентация.

4. Информационные листы для студентов (см. Приложение).

    Распечатанные материалы из энциклопедии (см. Приложение).

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Постановка целей и задач урока. Актуализация опорных знаний студентов.

Прошлый наш урок был посвящен проблемам образования и развития древнерусского государства Киевская Русь. Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему – «Феодальная раздробленность на Руси».

В ходе урока нам предстоит решить 3 задачи: 1. Выяснить причины феодальной раздробленности; 2. Проанализировать особенности развития русских земель и княжеств в этот период; 3. Дать оценку последствиям феодальной раздробленности.

В процессе занятия мы работаем с информационными листами, составляя свой индивидуальный опорный конспект. Дома вы можете доработать его, привлечь дополнительный материал. О.К. поможет вам в подготовке домашнего задания, а на следующем уроке я поставлю оценки за составление конспекта.

В ходе урока мы должны ответить на следующий проблемный вопрос. К нему мы вернёмся ближе к концу занятия.

Сначала дадим определение. Что такое феодальная раздробленность?

Записывают определение. Слайд №1.

Слайд №2.

Слайд №3 (проблемное задание).

Слайд №4.

3.Этап изучения нового материала. Рассказ-объяснение.

Работа с исторической картой.

Объяснение преподавателя, организация групповой работы. Группа студентов делится на 3 части, представляющие Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородскую землю. В группах в свою очередь выделяются подгруппы географов, экономистов, политологов, специалистов по международным отношениям.

Итак, обратимся к причинам феодальной раздробленности. Попробуем поразмышлять. На протяжении 11 – 12 вв. мы наблюдаем непрерывную борьбу между князьями, ведущую к постепенному обособлению земель и разделению Киевской Руси на «отчины», которые всё больше превращались в самостоятельные государства. Одной из причин междоусобной борьбы стал очередной («лествичный») порядок престолонаследия. Для прекращения кровопролитных усобиц русские князья собрались на съезд в городе Любече, где было принято решение исторической важности: «Каждый да держит отчину свою», что фактически закрепляло власть князей на местах и явилось первым шагом на пути к распаду Киевской Руси. Однако, при Владимире Мономахе и его сыне Мстиславе единство Руси сохранялось. Окончательно древнерусское государство распалось в 1132 году, когда умирает князь Мстислав. Но только ли княжеские распри вели к распаду Древнерусского государства? Случайно ли, что даже самым талантливым князьям, как, например, Мономаху, удавалось лишь на время затормозить этот процесс, а потом он неизбежно возобновлялся с новой силой? Ведь усобицы случались и прежде, но результат их был иным. Конечно, и прежде существовали препятствия на пути сплочения государства. Прежде всего, не следует забывать, что в средние века господствовало натуральное хозяйство.

Что это такое?

Действительно, при натуральном хозяйстве повседневные нужды удовлетворяются не покупной, а своей же продукцией. При этом торговля нерегулярна и экономические связи между регионами непрочны. Эта ситуация объективно препятствует сохранению и развитию государства. Кроме того, сохранялись и остатки племенной обособленности. Однако, всё это – и натуральное хозяйство, и обособленность не помешали в 9 веке возникновению Древнерусского государства и в течение трёх столетий не приводили к его распаду. Что же изменилось в 11- 12 вв.? А изменилось вот что. Именно в это время начинает формироваться феодальное землевладение. Рассмотрим это явление. Постепенно дружинники князя «оседают» на землю, то есть превращаются в землевладельцев. И для них основой экономического благосостояния выступает уже не дань, получаемая через князя, а доходы с земель и связанная с этим эксплуатация крестьян внутри вотчины. Естественно, что дружинники стремились быть поближе к своим владениям. Прежде любой дружинник мечтал о переходе вместе со своим князем по очереди старшинства на более доходный «стол». Теперь же дружина стала менее подвижной, она как бы «осела» на землю. Поэтому и князья стали думать не только и не столько о продвижении к Киеву, а прежде всего об укреплении собственного княжества. Таким образом, развитие феодального землевладения – это главная причина раздробления Древнерусского государства, разделения его на самостоятельные земли и княжества. Процесс этот был исторически закономерен: Западная Европа переживала такой же этап в развитии. Были и другие причины раздробленности. Например, рост городов как хозяйственно-экономических центров. На смену единому центру – Киеву пришло множество новых. Впрочем, ряд историков полагают, что рост городов – скорее, следствие раздробленности, нежели её причина.

Как вы думаете, почему распад Древнерусского государства мог способствовать росту городов?

Совершенно верно. Есть и ещё одна немаловажная причина феодальной раздробленности Руси – ослабление собственно Киева.

Как вы думаете, почему это происходило? Ответьте на вопрос, исходя из географического положения Киева.

Правильно. Население Киева страдало от постоянных набегов, пожаров. Постепенно люди стали перебираться на жительство в более спокойные лесные и лесостепные районы Руси (на север и северо-восток), начинается отток населения и запустение южных земель, что конечно же не способствовало развитию Киева. Другая причина ослабления – утрата актуальности прежних торговых путей.

Какой древний торговый путь проходил по Днепру?

Действительно, этот торговый путь был основой экономических связей с Византией. Однако, в 12 веке Византия утрачивает свои позиции могущественной державы и вскоре будет завоёвана турками-османами, которые перекроют старые торговые пути. Таким образом, внешнеполитическая составляющая присутствует среди причин раздробленности.

(Преподаватель показывает по карте дробление Киевской Руси).

Из государств, сложившихся на территории Древней Руси, наиболее крупными и значительными были Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская боярская республика. Именно они стали политическими наследниками Киевской Руси, то есть являлись центрами притяжения всей общерусской жизни. У каждой из этих земель сложилась собственная оригинальная политическая традиция, была своя политическая судьба. У каждой из этих земель была в будущем возможность стать центром объединения русских земель.

(Преподаватель помогает правильно сформулировать запись в таблице, помогает обобщить сведения).

Вопрос для итогового обсуждения: какие альтернативы политического развития проявились в период феодальной раздробленности?

Таким образом, мы с вами выяснили причины феодальной раздробленности, рассмотрели, как шло развитие отдельных земель и княжеств, а теперь попробуем дать оценку этому явлению. Вернёмся к тому проблемному заданию, которое ставилось в начале занятия, и попробуем выделить положительные и отрицательные стороны феодальной раздробленности.

Итак, сделаем вывод. Феодальная раздробленность – это закономерный, объективный и прогрессивный этап в развитии общества. Прогрессивный – потому что раздробленность способствовала развитию феодального землевладения, развитию экономики (ремесло, строительное дело, торговля), культура Руси стала богаче и разнообразнее, складывались новые центры летописания. С наступлением раздробленности не исчезали связи между русскими землями (объединяли вера, язык, общекультурные традиции, отчасти законы). Однако, феодальная раздробленность сопровождалась княжескими усобицами, существовала практика дробления княжеств (появление так называемых удельных княжеств), происходило снижение общей обороноспособности разрозненных земель и княжеств. А это в полной мере проявилось при нашествии монголо-татарских завоевателей. Слушают, по ходу объяснения конспектируют, при необходимости отвечают на вопросы преподавателя.

Отвечают на вопрос: натуральное хозяйство – это экономический уклад, при котором производство ведётся не для продажи, а «для себя».

Отвечают на вопрос: Каждый князь хотел создать свою столицу, сделать её экономически сильной, развитой, культурной. Так стали возникать новые города.

Отвечают на вопрос: Возможно, в ослаблении Киева сыграла роковую роль его близость к степи, к южной границе. Это влекло постоянные набеги кочевников, особенно в 12 веке.

Отвечают на вопрос: «путь из варяг в греки».

Рассматривают карту.

Студенты работают в группах с материалом энциклопедии, затем каждая группа даёт ответы на вопросы, полученные данные оформляются в виде таблицы.

Предполагаемый ответ:

В Новгороде мы отчетливо наблюдаем тенденцию к республиканской форме правления, т.е. такой форме правления, при которой органы власти являются выборными. Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества – это пример монархической власти, т.е. такой формы правления, при которой власть принадлежит одному человеку и передаётся по наследству. Во Владимире монархия стремится быть неограниченной, а в Галицко-Волынском княжестве власть князя ограничивает сильное боярство.

Записывают выводы в конспект.

Слайд №5.

Слайд №6.

Слайд №7.

Слайд №8 (постепенно по мере рассмотрения появляются причины раздробленности).

Слайд №9 (карта).

Слайд №10 (таблица).

Слайд № 11 – 12.

Слайд №13.

Слайд №14 (основные выводы).

4. Этап закрепления полученных знаний.

Экспресс-опрос для студентов:

1.Что такое феодальная раздробленность? Объясните суть явления.

2. Назовите дату начала феодальной раздробленности на Руси.

3. Назовите главную причину раздробленности на Руси.

4. Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. По какому принципу образован ряд?

5. Вече, посадник, тысяцкий, архиепископ. По какому принципу образован ряд?

Отвечают на вопросы преподавателя.

Рефлексия (осознание обучающимися своей деятельности).

Что мы делали сегодня на занятии?

Чему научились?

Какой этап урока понравился больше?

Что нового узнали о своих товарищах?

    Какие ошибки (если они были) не позволили достичь желаемого результата?

    Оцениваю работу обучающихся, стараясь отмечать положительные результаты их деятельности, осторожно указывать на недостатки.

    Домашнее задание: Составить кроссворд по теме «Раздробленность на Руси», используя сайт http://rushist.narod.ru/files/saint_work/krswrd/2.htm; индивидуальные задания к следующему уроку: подготовить сообщение–презентацию на тему «Культура Киевской Руси» («Зодчество», «Письменность, грамота, школы».)

План конспект открытого урока по истории России для учащихся 7 класса «Смутное время».

Римская Анна Георгиевна, учитель истории и права МОБУ СОШ № 10 имени атамана С. И. Белого, г. Сочи
Тип урока: комбинированный
Описание: Открытый урок по истории России для учеников 7 - ых классов, полученные знания направленны не систематизацию, анализ и обобщение ранее приобретенных знаний в процессе обучения истории.
Предмет: История России
Тема: Смутное время
Цель урока: Изучить события предшествующие Смутному времени, ход исторических событий и итоги, для систематизации и более полной картины по данному периоду.
Задачи:
I. Обучающая:
1. Раскрыть понятие Смуты, а так же выявить ряд причин способствующих наступлению Смутного времени на Руси.
2. Рассмотреть основные события и итоги Смутного времени.
3. Определись каковы были последствия Смутного времени.
II. Развивающая:
1. Развить у учащихся способность работать с историческими источниками (документами), с картой, учебником для более точного обобщения и анализа полученных знаний.
2. Способствовать развитию у учащихся умению самостоятельно или в группе анализировать исторические источники, давать развернутый ответ на поставленный вопрос.
3. Развивать у учащихся способность к систематизации полученных исторических знаний, и грамотно формировать выводы по предложенным темам.
III. Воспитательная:
1. Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма, уважения к истории своего государства.
2. Сформировать гражданскую и гуманистическую позицию у учащихся, не смотря на сложившиеся мировые конфликты.
3. Способствовать пониманию у учащихся роли личности в исторических событиях разного времени.
Основные понятия:
1. Смутное время
2. Гражданская война
3. Самозванство
4. Тушинский вор
5. Крестоцеловальная запись
6. "Семибоярщина"
7. Интервенция
8. Первое ополчение
9. Второе ополчение
Основные даты:
1. 1533 1584 гг. - Княжение и царствование Ивана IV Грозного
2. 1584 - 1589 гг. - Царствование Федора Ивановича
3. 1598 - 1605 гг. - Царствование Б. Годунова
4. 1601 - 1603 гг. - Голод и неурожай на Руси
5. 1603 -1604 гг. - Восстание казаков под руководством Х. Косолапа
6. 1605 - 1606 гг. - Царствование Лжедмитрия I
7. 1606 - 1610 гг. - Царствование В. Шуйского
8. 1606 - 1607 гг. - Восстание И. Болотникова
9. 1607 - 1610 гг. - Появление Лжедмитрия II на Руси
10. 1609 г. - Начало интервенции
11. 1611 г. - Первое ополчение
12. 1612 г. - Второе ополчение
13. 1613 г. - Земский собор. Избрание царем М. Ф. Романова. Начало правления новой династии.
Оборудование урока: Компьютер, карта «Смутное время в России начала XVII в.», учебник История России XVII–XVIII веков 7 класс. Пчелов Е.В. М.: 2012. - 240 с.
План урока:
1. Причины смуты.
2. Появление самозванство на Руси. Правление Б. Годунова
3. Приход В. Шуйского к власти. «Семибоярщина»
4. Формирование Первого ополчения. Итоги
5. Роль Второго ополчения в освобождении России от иностранной интервенции
6. Земский собор 1613 года
Ход урока
I.Организационный момент
II.Проверка домашнего задания (устная беседа по следующим вопросам)?
1.Основные направления внешней и внутренней политики Ивана Грозного?
2.Когда и по каким причинам прекратила существовать династия Рюриковичей?
3.Результаты политики Опричнины?
Обобщение: Таким образом, к началу XVII века в России накопилось множество противоречий. Смутное время стало для России периодом социальных конфликтов, политических и экономических кризисов и войн. В начале XVII века решался вопрос о существовании самой российской государственности.
III. Изучение нового материала
План
1.Причины Смуты



5.IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения.
6.Последствия и уроки Смуты.
1.Причины Смуты
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока Смутное время в России, прежде чем начать изучения нового материала мы должны обозначить причины появления Смуты.
Запись в тетрадь с доски.
Причины смуты
1.Династический кризис (смерть Ивана Грозного и двух его сыновей Федора и Дмитрия привели к пресечению правящей династии Рюриковичей);
2.Экономическая (голод и неурожай 1601 – 1603 гг. привели);
3.Социальная (недовольство некоторых сословий своим тяжелым положением);
4.Кризис власти (стремление боярских группировок за управление страной)
Учитель: Таким образом, Россия в XVII веке оказалась на грани грандиозного социального взрыва. Нестабильной ситуацией в стране поспешили воспользоваться западные соседи - Речь Посполитая и Швеция. Они были заинтересованы в завоевании западных земель России.
2. I этап Смуты (1604 – 1605 гг.)
Учитель: В 1598 году умер Федор Иванович последний представитель династии Рюриковичей. Тем самым законная правящая династия пресеклась. Главным претендентом на престол был Борис Годунов (родной брат жены Федора Ивановича), который обладал реальной властью в период правления царя Федора.
Запись в тетрадь с доски
1598 – 1605 гг. – Правление Б. Годунова
Учитель: Годунов пытался привлечь на свою сторону как можно больше людей. Для простого народа проводились недельные застолья, боярам и дворянам в несколько раз повышались жалования. Из тютер освобождались заключенный, отменялась смертаная казнь.
Боясь за шаткое положение своей не законной власти Борис Годунов насильно постриг в монахи Федора Никитича Романова (в монашестве принял имя Филарет), родственника царя Федора по материнской линии, который мог претендовать на престол. Других Романовых ждала иная учесть (опала, ссылки).
В 1601 - 1603 гг. Россию поразили страшные стихийные бедствия: дожди и морозы, привели к массовым неурожаям. Царь распорядился открыть государственные житницы и бесплатно раздавать хлеб. В стране начали вспыхивать народные волнения и восстания. Одним из самых крупных было восстание под предводительством казака Х. Косолапа.
Запись в тетрадь с доски
1603 - 1604 гг. - Восстание под предводительством казака Х. Косолапа.
Учитель: Все внутренние события в стране порадили все большее недовольства царем Борисом Годуновым у народа.
3. II этап Смуты (1606 – 1607 гг.) Восстание И. И. Болотникова
Учитель: Сложившейся ситуацией ряшили воспользоваться иностранные государства, а прежде всего Речь Посполитая.
Здесь начали появляться слухи о спасшемся царе Дмитрии (младшем сыне Ивана Грозного). На самом деле это был беглый монах Чудова монастыря Григорий отрепьев. Который получил поддержку от магнатов (польско - литовской знати), короля и католической церкви.
Самозванец стал набирать войско похода на Русь. Осенью 1604 г. войско Лжедмитрия I перешло русскую границу. Народ хотел видеть в нем справедливого царя, который изменит их жизнь к лучшему. Один за другим русские города присягали самозваницу.
Смерть Б. Годунова 23 апреля 1605 г. ускорила приход Лжедмитрия I к власти. В 1605 году он торжественно вступил в столицу. Но вскоре народ видел, что ни их жизнь ни само положение в стране не изменилось.
Обстановка усложнилась и тем, что Лжежмитрий I женился на дочери польского магната Марине Мнишек, свадебные торжества проходили с полным нарушением принятого на Руси православного порядка.
Запись в тетрадь с доски: 1605 - 1606 гг. - Правление Лжежмитрий
19 мая 1606 г. на Красной площади в цари “выкрикнули” боярина князя Василия Ивановича Шуйского. Другие княжеско-боярские рода, заседавшие в Думе, хотели получить обещание от царя, что он не превратиться в такого же тирана, как Грозный. Поэтому при вступлении на престол дал крестоцеловальную запись, т.е. письменную клятву, скрепленную целованием креста.
Учитель: Работа с документом “отрывок из Крестоцеловальной записи царя Василия Шуйского” (1606 год).
«Божиею милостью мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, щедротами и человеколюбием славимаго бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя во отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, егоже дарова бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря, и потом многими леты и до прародителя нашего Александра Ярославича Невского на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на суздалской удел разделишась, не отнятием и не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии…»
Вопрос к документу: почему в своей крестоцеловальной записи В.Шуйский постоянно ссылался на кровное родство с Рюриком, А.Невским?
Учитель: Вновь в юго-западных уездах стали собираться повстанческие отряды против правительства Василия Шуйского. Верность ему сохраняли дворяне, горожане центра и севера России. Во главе же беглых холопов, казаков, крестьян и дворян южных уездов встал бывший военный холоп – Иван Исаевич Болотников.
Запись с доски в тертадь. 1606 - 1607 гг. - Восстание И.Болотникова

Вопросы к карте:
1. Где и когда началось восстание И.Болотникова?
2. Назовите города, которые были заняты восставшими?
Учитель: В конце октября 1606 г. повстанческие армии осадили Москву. Продолжалась она 5 недель – до начала декабря. Постепенно перевес сил перешел к воеводам Шуйского. В битве у Коломенского 2 декабря они одержали победу над восставшими.
Работа с картой: “ Смутное время в России начала XVII в.” Используя карту в учебнике (стр. 16)
Покажите город, в который после поражения под Москвой переносится центр восстания?
Болотников в Калуге быстро организовал ее оборону и пополнил войско. Правительственные войска взяли город в осаду, но не полностью блокировали город, и Болотников получил помощь из соседних городов. В мае 1607 г. Болотников разгромил царскую армию под Калугой. Повстанцы ушли в Тулу.
Работа с картой: “ Смутное время в России начала XVII в.” Используя карту в учебнике (стр. 16)
Покажите, где закончилось восстание Болотникова?
4.III этап Смуты (1608 – 1610 гг.)
Учитель: На третьем этапе в события России вмешались войска Польши и Швеции.
Вопрос: По каким причинам иностранные войска вмешались в события в России?
Используя текст учебника (стр. 24 - 25)
17 июля 1610 г. – власть перешла в руки Семибоярщины. Был заключен договор с поляками об избрании на русский престол польского королевича Владислава.
5. IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения.
Первым против польских захватчиков выступили Рязанцы. В Рязани было создано народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов, присоединились Трубецкий, Заруцкий. Со временем сторонники Ляпунова стали покидать его ополчение. Летом 1611 года страна оказалась в ужасном и тяжёлом состояние. Центром освободительного движения с осени 1611 года стал Нижний Новгород. Торговый человек- Кузьма Минин обратился к народу с призывом помочь всеми силами и средствами в создание нового ополчения для освобождения России от иноземных захватчиков. В Нижний Новгород стали стягиваться вооруженные отряды ополченцов со всех земель. Сподвижником Кузьмы Минина стал Дмитрий Михайлович Пожарский. Именно эти люди освободили Россию от иностранных захватчиков.
Подробно про Первое и Второе ополчение мы поговорим на следующим уроке.
Учащиеся отвечают на вопросы:
1) Назовите исторические личности, характеризующие Смутное время?
2) Укажите основные причины Смутного времени?
3) Почему данный период русской истории получил название "Смута"?
6.Последствия и уроки Смуты.
Учитель: Для завершения Смуты стране нужен был законный, признанный всеми слоями общества монарх. С этой целью руководители Второго ополчения уже в конце 1612 года разослали по городам грамоты с требованием выслать представителей сословий на Земский собор.
В январе 1612 года на Земский собор в Москву съехались выборные представители всех сословий России - бояре, дворяне, деятели Церкви, посадские люди, казаки, черносошные и дворцовые крестьяне. Интересы крепостных крестьян и холопов на Соборе представляли собственники земель. Никогда еще в стране не было представительного органа столь широкого состава.
У Собора была одна задача - выборы монарха.
Претендентов на престол было несколько, начиная от иностранцев (шведский и польский принцы), сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II, и заканчивая российскими претендентами: Ф.И. Мстиславский, В.В. Голицын, Д.М. Трубецкой, Д. Пожарский, М.Романов, Д.М. Черкасский, П.Н. Пронский и др.
Первоначально члены Собора решили не избирать на русский престол иноземного представителя, отклонили кандидатуру сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II – Ивана.
В результате острых споров наиболее приемлемой оказалось кандидатура 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Сын тушинского патриарха Филарета, за ним стоял ореол отца – мученика, который находился в польском плену. Возможно, сыграла свою роль и близость Михаила Романова к династии Рюриковичей, так как он приходился внучатым племенником первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовой (Генеологическое дерево М.Романова).
Таким образом, избрание Романовых на царство обещало всеобщее согласие и успокоение, это произошло 21 февраля 1613года.
Земский сбор направил послов в Ипатьевский монастырь (под Костромой), где находились Михаил Романов и его мать. Инокиня Марфа, опасавшаяся за судьбу сына, дала согласие на его воцарение лишь после долгих уговоров. Россия обрела законно избранного монарха.
Оставшиеся на Русской земле польские отряды, узнав об избрании Михаила Романова на царство, попытались захватить его в родовых Костромских владениях, чтобы освободить русский престол для своего короля. Пробираясь в Кострому поляки попросили крестьянина села Домнино Ивана Сусанина показать дорогу. Согласно официальной версии, он отказался и был ими замучен, а по народной легенде, Сусанин согласился, но послал к царю предупреждение о грозящей опасности. А сам завел поляков в болото, из которого они не сумели выбраться. Осознав обман, они убили Сусанина, но и сами погибли в чаще от голода и стужи. Легенда о подвиге Сусанина послужила сюжетом для оперы М. Глинки «Жизнь за царя».
Подвиг Сусанина как бы увенчал общий патриотический порыв народа. Акт избрания царя, а потом венчания его на царство сначала в Костроме, а потом в Успенском соборе Московского Кремля означал прекращение Смуты.
Так закончилась Смута – тяжелейшее потрясение начала XVII века, которое по своему характеру, остроте социально - политического противостояния и способам разрешения противоречий многие исследователи приравнивают к гражданской войне.
Таким образом, в основном территориальное единство России было восстановлено, хотя часть русских земель осталось за Речью Посполитой и Швецией.
После Смутного времени был сделан выбор в пользу сохранения крупнейшей на востоке Европы державы.
Последствия Смуты:
1. Экономическая разруха: разорены были сельское хозяйство, ремесла, угасла торговая жизнь
2. Обнищание народа
3. Ухудшение международного положения и потеря ряда территорий
4. Воцарение новой династии
IV. Домашнее задание
§ 4 -5. Заполнит таблицу на стр. 29