Болезни Военный билет Призыв

Конспект урока русского языка на тему: "Пунктуация. Функции знаков препинания.". П. Повторение изученного материала. Развитие пунктуационных умений

Урок русского языка. 11 класс.

Тема: Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.

Цели: знать принципы русской пунктуации, основные типы знаков препинания и их функции; применять основные принципы русской пунктуации, правильно расставлять знаки препинания согласно их функциям.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

1. Вступительная беседа.

Наш урок хочу начать необычно: прошу вас на несколько минут вернуться в детство и прочитать небольшое стихотворение известной детской поэтессы И. Токмаковой (текст на доске без знаков препинания)

Под ёлкой дыра
Это лисья нора
Здесь лисята живут
Много их тут
Можно их сосчитать

Почему трудно читать? (нет знаков препинания)
- Запишите стихотворение, расставив знаки препинания. (записывают)
- Какие знаки препинания поставили?
- Как меняется смысл стихотворения в зависимости от разной постановки знаков препинания?
- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Как называется система правил о постановке знаков препинания?
- Какова тема урока? Задачи?

2. Целеполагание.

II. Работа учащихся по группам (учащиеся готовили сообщения и практические задания)

Выступление 1-й группы.

1. Сообщение «Принципы русской пунктуации».

В основе правил русской пунктуации - три основных принципа:

а) смысловой (логический): знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме;
б) грамматический (структурно-синтаксический): знаки препинания делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части;
в) интонационный: знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, обозначения ритмики, мелодики фразы. Чаще правила пунктуации отражают не один, а два или одновременно все три принципа.

Например: постановка знаков препинания при обособленных членах отражает смысловой и интонационный принцип. Постановка вопросительного знака в конце вопросительного предложения - все три принципа.

2. Практическое задание (распечатано для групп, знаки не расставлены).

Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в тексте.

Тропинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах огромный и величественный как собор стоял дуб. Казалось деревья почтительно расступились чтобы дать сегодняшнему собрату развернуться во всей силе. Так вот он зимний дуб стремительно мелькнуло в голове.

(по Ю.Казакову)

Выступление 2-й и 3-й групп.

1. Сообщения «Одиночные знаки препинания», «Парные знаки препинания».

(Учащиеся представляют обобщающую таблицу с важнейшими случаями постановки знаков)

ЗНАК

СТАВИТСЯ

В конце повествовательного предложения, в конце побудительного предложения (при спокойном тоне речи).

2. Восклицательный знак.

В конце восклицательного предложения, после обращения, после междометия.

3. Вопросительный знак.

В конце вопросительного предложения.

4. Многоточие.

Чтобы показать незаконченность речи, перерывы в речи; в неполных цитатах.

5. Запятая.

Для разделения однородных членов предложения, для выделения обращений, вводных слов и вводных предложений, междометий, обособленных второстепенных членов; для разделения простых предложений в сложносочиненных, придаточных частей и главных или выделения их в середине главных в сложноподчиненных предложениях; для разделения простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения.

6. Точка с запятой.

Для разделения сильно распространенных или менее тесно связанных по смыслу предложений, входящих в состав сложного предложения.

7. Двоеточие.

Перед однородными членами после обобщающего слова, при прямой речи, в бессоюзном сложном предложении.

Между подлежащим и сказуемым, после однородных членов перед обобщающим словом, для выделения вводных предложений, приложений; в бессоюзном сложном предложении, для выделения слов автора при прямой речи, в начале реплик диалога.

9. Скобки.

Для выделения вводных предложений, а также всякого рода пояснений и вставок от автора.

10. Кавычки.

Для выделения прямой речи, цитат, названий книг, журналов, газет и т.п., необычных в литературной речи слов или слов в не свойственном им значении, или слов, употребленных с иронией, метафорически, иносказательно и т.п.

2. Практическое задание: заполнить таблицу в учебнике

III. Работа с текстом упр. 381 (там же)

1. Беседа:

Перескажите текст.
- С чем связывает Д.Андреев заслуги А.Пушкина как поэта? Как он характеризует русский литературный язык?

2. Тест (предварительно пронумеровать предложения в данном тексте - упр. 498).

1) Укажите правильное объяснение пунктуации в 1-ом предложении запятыми выделено:

а) сравнительный оборот;
б) придаточное сравнительное;
в) вводное предложение.

2) Укажите тип предложения №3:

а) сложноподчиненное с одним придаточным;
б) сложноподчиненное с двумя придаточными;
в) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

3) Сколько рядов однородных членов в предложении №3:

а) 4;
б) 5;
в) 6.

4) Какую роль выполняет точка с запятой в предложении №3:

а) отделяет простые предложения;
б) выделяет обособленные члены;
в) отделяет сильно распространенные части.

5) Укажите правильное объяснение отсутствия запятой перед как в предложении №3:

а) оборот с как – это приложение со значением “в качестве...”;
б) оборот с как – устойчивое словосочетание;
в) оборот с как – это приложение со значением причины;

6) Какое из утверждений неверное:

а) 1-е предложение текста - бессоюзное;
б) в 3-ем предложении нет причастного оборота;
в) в 3-ем предложении есть деепричастный оборот.

Самопроверка по листку контроля: 1в, 2а, 3в, 4в, 5а, 6б.

IV. Итоги урока. Рефлексия.

Какая часть урока показалась наиболее важной? Почему?
- Что было трудным? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы эти трудности не возникали?

Домашнее задание:

1) по выбору: упр. 383 или упр. 384

Урок 1. Тема: Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.

Цели:

  • Знать принципы русской пунктуации, основные типы знаков препинания и их функции;
  • Применять основные принципы русской пунктуации, правильно расставлять знаки препинания согласно их функциям.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

1. Вступительная беседа.

Наш урок хочу начать необычно: прошу вас на несколько минут вернуться в детство и прочитать небольшое стихотворение известной детской поэтессы И. Токмаковой (текст на доске без знаков препинания)

Под ёлкой дыра
Это лисья нора
Здесь лисята живут
Много их тут
Можно их сосчитать

Почему трудно читать? (нет знаков препинания)
- Запишите стихотворение, расставив знаки препинания. (записывают)
- Какие знаки препинания поставили?
- Как меняется смысл стихотворения в зависимости от разной постановки знаков препинания?
- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Как называется система правил о постановке знаков препинания?
- Какова тема урока? Задачи?

2. Целеполагание.

II. Работа учащихся по группам (учащиеся готовили сообщения и практические задания)

Выступление 1-й группы.

1. Сообщение “Принципы русской пунктуации”.

В основе правил русской пунктуации - три основных принципа:

а) смысловой (логический): знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме;
б) грамматический (структурно-синтаксический): знаки препинания делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части;
в) интонационный: знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, обозначения ритмики, мелодики фразы. Чаще правила пунктуации отражают не один, а два или одновременно все три принципа.

Например: постановка знаков препинания при обособленных членах отражает смысловой и интонационный принцип. Постановка вопросительного знака в конце вопросительного предложения - все три принципа.

2. Практическое задание (распечатано для групп, знаки не расставлены).

Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в тексте.

Тропинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах огромный и величественный как собор стоял дуб. Казалось деревья почтительно расступились чтобы дать сегодняшнему собрату развернуться во всей силе. Так вот он зимний дуб стремительно мелькнуло в голове.

(по Ю.Казакову)

Выступление 2-й и 3-й групп.

1. Сообщения “Одиночные знаки препинания”, “Парные знаки препинания”.

(Учащиеся представляют обобщающую таблицу с важнейшими случаями постановки знаков)

ЗНАК СТАВИТСЯ
1. Точка. В конце повествовательного предложения, в конце побудительного предложения (при спокойном тоне речи).
2. Восклицательный знак. В конце восклицательного предложения, после обращения, после междометия.
3. Вопросительный знак. В конце вопросительного предложения.
4. Многоточие. Чтобы показать незаконченность речи, перерывы в речи; в неполных цитатах.
5. Запятая. Для разделения однородных членов предложения, для выделения обращений, вводных слов и вводных предложений, междометий, обособленных второстепенных членов; для разделения простых предложений в сложносочиненных, придаточных частей и главных или выделения их в середине главных в сложноподчиненных предложениях; для разделения простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения.
6. Точка с запятой. Для разделения сильно распространенных или менее тесно связанных по смыслу предложений, входящих в состав сложного предложения.
7. Двоеточие. Перед однородными членами после обобщающего слова, при прямой речи, в бессоюзном сложном предложении.
8. Тире. Между подлежащим и сказуемым, после однородных членов перед обобщающим словом, для выделения вводных предложений, приложений; в бессоюзном сложном предложении, для выделения слов автора при прямой речи, в начале реплик диалога.
9. Скобки. Для выделения вводных предложений, а также всякого рода пояснений и вставок от автора.
10. Кавычки. Для выделения прямой речи, цитат, названий книг, журналов, газет и т.п., необычных в литературной речи слов или слов в не свойственном им значении, или слов, употребленных с иронией, метафорически, иносказательно и т.п.

2. Практическое задание: заполнить таблицу в упр. 485 в учебнике А.Дейкиной, Т.Пахновой.

III. Работа с текстом упр. 498 (там же)

1. Беседа:

Перескажите текст.
- С чем связывает Д.Андреев заслуги А.Пушкина как поэта? Как он характеризует русский литературный язык?

2. Тест (предварительно пронумеровать предложения в данном тексте - упр. 498).

1) Укажите правильное объяснение пунктуации в 1-ом предложении запятыми выделено:

а) сравнительный оборот;
б) придаточное сравнительное;
в) вводное предложение.

2) Укажите тип предложения №3:

а) сложноподчиненное с одним придаточным;
б) сложноподчиненное с двумя придаточными;
в) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

3) Сколько рядов однородных членов в предложении №3:

а) 4;
б) 5;
в) 6.

4) Какую роль выполняет точка с запятой в предложении №3:

а) отделяет простые предложения;
б) выделяет обособленные члены;
в) отделяет сильно распространенные части.

5) Укажите правильное объяснение отсутствия запятой перед как в предложении №3:

а) оборот с как – это приложение со значением “в качестве...”;
б) оборот с как – устойчивое словосочетание;
в) оборот с как – это приложение со значением причины;

6) Какое из утверждений неверное:

а) 1-е предложение текста - бессоюзное;
б) в 3-ем предложении нет причастного оборота;
в) в 3-ем предложении есть деепричастный оборот.

Самопроверка по листку контроля: 1в, 2а, 3в, 4в, 5а, 6б.

IV. Итоги урока. Рефлексия.

Какая часть урока показалась наиболее важной? Почему?
- Что было трудным? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы эти трудности не возникали?

Домашнее задание:

1) по учебнику А.Дейкиной упр. 516 (подготовиться к письму по памяти)
2) по выбору: упр. № 501 или упр. № 502

Принести учебник Н.Гольцовой, И.Шамшина

Урок 2. Тема: Сочетание знаков препинания. Вариативные знаки препинания.

Цели:

  • Знать особенности пунктуации при сочетании знаков;
  • Иметь представление о вариативности постановки знаков препинания;
  • Совершенствовать навыки пунктуационного анализа.

Эпиграф на доске:

Знаки препинания – это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

К.Г.Паустовский

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

1. Индивидуальная работа по карточкам (двое учащихся у доски).

Карточка № 1. Расставить знаки препинания, объяснить свой выбор. Произвести указанные виды разбора.

Песчаный 6 косогор нескошенный 6 луг над Соротью тропинка ведущая в парк всё это было так близко и знакомо мне.

Карточка № 2. Расставить знаки препинания. Произвести указанные виды разбора.

а) Солдаты их было трое 2 ели не обращая 2 внимания на Пьера .
б) Вхожу все тихо.

2. Самодиктант по домашнему заданию – упр. № 516 из учебника А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой (текст стихотворения И.Бунина “Детство”). Взаимопроверка.

3. Беседа:

Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в выполненных заданиях?
- Почему в 1-ом предложении (карточка № 1) рядом оказались запятая и тире?
- Обратите внимание на эпиграф к уроку. К.Г.Паустовский говорит о роли знаков препинания в тексте. Запишите это высказывание в виде прямой речи, разорванной словами автора.
- Какие знаки препинания здесь сочетаются?
- Какие ещё сочетания знаков препинания вы встречали в текстах?
- Какие знаки препинания возможны в предложениях карточки № 2?

Обоснуйте своё мнение.

Об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке (объявляется тема урока, формулируются цели).

1. Самостоятельная работа с учебной статьей § 104, § 105 (учебник Н.Гольцовой, И.Шамшина. Русский язык. 10 – 11 классы).

Задание: Составить цепочку вопросов. Например:

1) Какие сочетания знаков препинания возможны?
2) Какой знак препинания ставится первым:

При сочетании вопросительного и восклицательного знака?
- запятой и тире?
- запятой, точки с запятой, двоеточия и закрывающей скобки?
- точки, вопросительного, восклицательного знака и закрывающей скобки?

3) В чем особенность пунктуации при сочетании многоточия и других знаков препинания?
4) Какие знаки препинания называются вариативными?
5) Чем определяется выбор варианта?
6) Какие знаки наиболее часто встречаются в качестве синонимичных?

2. Работа в парах: взаимоопрос по составленной цепочке вопросов.

III. Практикум.

1. Работа с текстом упражнения № 514 (II) из учебника Н.Гольцовой (“Песня о Земле” В.Высоцкого).

Определите тему, основную мысль поэтического текста. Выпишите ключевые слова.
- Составьте схему 1-го предложения, произведите его пунктуационный анализ.
- Найдите предложения со сравнительными оборотами. Какова их роль?
- Какие виды сложных предложений встречаются в тексте? Произведите их пунктуационный разбор.
- Какие сочетания знаков препинания встречаются в тексте? Прокомментируйте пунктуацию. Какую роль выполняют в тексте вопросительные, восклицательные предложения? Многоточия? Чем объясните такое разнообразие знаков препинания, используемых поэтом?

2. Самостоятельная письменная работа по вариантам.

I вариант.

И вскользь мне бросила змея
У каждого судьба своя
Но я-то знал что так нельзя –
Жить извиваясь и скользя.


2) В чем аллегорический смысл этого стихотворения? Как бы вы его озаглавили?

Найдите в тексте однокоренные слова, случайно ли они употреблены автором? Напишите сочинение – рассуждение на тему “Можно ли человеку жить, “извиваясь и скользя”.

II вариант.

Перед вами текст стихотворения Л.Мартынова (знаки препинания расставлены не все).

А ты?
Входя в дома любые –
И в серые
И в голубые
Всходя на лестницы крутые
В квартиры светом залитые
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ
Скажи
Какой ты след оставишь
След
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет

1) Расставьте недостающие знаки препинания, объясните графически свой выбор.
2) В чем философский смысл этого стихотворения? Как бы вы его озаглавили? Какова роль вопросительных предложений в тексте?

Напишите небольшое сочинение – размышление на тему “Что значит оставить “незримый прочный след”?

IV. Итоги урока. Рефлексия.

Наши уроки, посвященные пунктуации, – повторительно – обобщающие. Что оказалось новым для вас? Интересным? Полезным?
- Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: по выбору

1) Упр.519 (учебник А.Дейкиной, Т.Пахновой): записать текст, расставить пропущенные знаки препинания. Доказать, что текст является повествованием с элементами описания. Классифицировать сложные предложения в тексте по видам связи их частей;

2) Провести исследование: какую роль в художественном тексте играют знаки препинания (на примере одного небольшого произведения:

  • стихотворения М.Цветаевой “Вчера ещё в глаза глядел...”;
  • стихотворения в прозе “Простота” И.Тургенева.

или самостоятельно подобранного).

Литература:

  • Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М., Русское слово, 2006.
  • А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. М., Вербум-М, 2007.
  • Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. Современный русский язык. М., Высшая школа, 1991.

урок исследование по теме функции знаков препинания

Филиппова Татьяна Васильевна, 06.03.2017

629 102

Содержимое разработки

Ход урока

1. Оргмомент: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Начинаем урок русского языка.

Улыбнитесь. Пожелайте друг другу удачи.

Записывают в тетради число, классная работа.

2. Определение темы урока:

сегодня мы выступим в качестве исследователей. У нас будет урок-исследование. А что мы будем исследовать с вами, узнаем, посмотрев отрывок из мультфильма и поработав с небольшим стихотворением.

Смотрим отрывок

1. Прочитайте стихотворение.

Очень- очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

Вот что значит запятая!

2. Вам понравилось это стихотворение? Что не так в этом стихотворении?

3. Чем объяснить его смысловую нелепость?

Ответ: Непонятен смысл стихотворения.

4. Как можно это избежать?

Ответ: Нужно по-другому расставить знаки препинания.

5. Запишите стихотворение, расставляя знаки препинания так, чтобы восстановить его первоначальный смысл.

6. Прочитайте стихотворение в соответствии с теми знаками препинания, которые вы поставили.

Очень - очень странный вид:
Речка за окном, горит
Чей-то дом, хвостом виляет
Песик, из ружья стреляет
Мальчик, чуть не слопал мышку
Кот, в очках читает книжку
Старый дед, влетел в окно
Воробей, схватил зерно

Да как крикнет, улетая

Вот что значит запятая!

7. Что случилось со стихотворением?
Ответ: Речь стала не стихотворной. Исчезла рифма. Но появился смысл.

8. Что помогло стихотворению получить смысл?

Ответ: Знаки препинания.

9. Зачем Борис Заходер неправильно расставил знаки препинания?

Значит, как мы назовём тему сегодняшнего нашего урока?

Ответ: Да, правильно. Тема нашего урока «знаки препинания и их функция». Записывают тему урока в тетрадях.

А эпиграфом нашего урока снанет высказывание Константина Паустовского.

3. Формулировка цели:

Ребята, после того, как вы записали тему урока, давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего нашего урока-исследования.

Ответ:

Цель: Исследовать функции знаков препинания. Выявить роль знаков препинания в предложении.

4. Выдвижение гипотезы:

Как в любом исследовании мы с вами должны выдвинуть гипотезу, которую в конце урока мы либо докажем, либо опровергнем.

Я предлагаю в качестве гипотезы следующее предположение:

5. Проверка гипотезы:

Приступим к доказательствам.

Доказательство №1:

Сегодня на уроке мы употребили выражение «Функции знаков препинания». А что обозначает термин «функция» как лингвистическое понятие?– Ответьте на этот вопрос, воспользовавшись толковым словарем. И выберите то значение, которое наиболее точно объясняет выражение ««Функции знаков препинания».

«Функция (лингв.) – назначение, роль языковой единицы или языковой структуры».

– Значит ли это, что и знаки препинания – не просто какие-то графические символы, а пунктуационные единицы, играющие определенную роль в тексте? Чтобы ответить на этот вопрос, прочтите сначала текст №1

3) (Карточка №1 ):

отрывок из произведения И.С. Тургенева «Записки охотника». (ЖЁЛТЫЕ)

Лет пять тому назад на дороге из Москвы в Тулу пришлось мне просидеть почти целый день в почтовом доме за недостатком лошадей я возвращался с охоты и имел неосторожность отправить свою тройку вперед смотритель на все мои жалобы и просьбы отвечал отрывистым ворчанием в сердцах хлопал дверью и бранил ямщиков я раза три уже принимался пить чай несколько раз пытался заснуть прочел все надписи на окнах с холодным и безнадежным отчаянием глядел я на оглобли своего тарантаса вдруг зазвенел колокольчик и небольшая телега остановилась перед крыльцом.

Учитель:

– Трудно было прочесть текст? А что нужно сделать, чтобы он стал читабельным?

Ответы учащихся:

– Разделить текст на предложения и расставить знаки препинания; графически показать смысловые отрезки, которые разделяются знаками препинания.

Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания.

Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем оценить по достоинству. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.

На вопрос, когда возник славянский алфавит, лежащий в основе русской азбуки, и кто был его создателем, многие из вас уверенно ответят: славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 г.); в основу русской азбуки была положена кириллица;

А когда появились знаки препинания? Об этом нам подготовила маленькое сообщение ______

2. Сообщение учащегося: «Из истории пунктуации»

Знаки препинания являются важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит смысловое членение речи. В отличие от орфографии, правила которой строятся с опорой на фонетический и морфологический строй каждого языка, пунктуация в значительной мере носит интернациональный характер. Пунктуация изобретена типографами братьями Мануциями в середине XV в. и в основных чертах была принята большинством народов Европы.

К концу 18 века сложился основной состав знаков препинания, которые – от латинского названия точки «пунктум» – принято называть знаками пунктуации.

Систематизированы и описаны знаки препинания были только в начале 19 века.

В современном русском языке наиболее употребительны 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, кавычки, скобки.

Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме

Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения в тексте.

Доказательство №2:

А какие функции знаков препинания вы знаете?Откройте учебник на странице 251, прочитайте материал параграфа и составим КЛАСТЕР «Функции знаков препинания»

Знаки препинания - средство

оформления письменной речи



Отделительные знаки

(ставятся в конце предл - я):

точка, вопросительный и восклицательный знаки, многото­чие.

. ? ! … ?!

Выделительные знаки

(ставятся внутри предлож-я):

двойные скобки, двойные кавычки, двойное тире, двойные запятые

(…) « ... » -… - ,…,

Разделительные знаки

(ставятся внутри предлож-я):

запятая, точка с запятой, тире и двоеточие.

, ; - :


Чтобы выполнить задание на жёлтых карточках до конца давайте

И пеперь с его помощью самостоятельно доделаем задание на карточках. Пусть каждый знак пунктуации, выбранный вами, займет в тексте свое достойное место!

Проверили

Учитель :

– Легко ли справиться с такой записью текста? Конечно, нет! Сделайте вывод!

Ответы учащихся : На письме без знаков препинания обойтись невозможно.

Учитель:

– Поэтому мы и должны знать о них как можно больше.

в каком разделе языкознания изучаются знаки препинания?

Ответ учащихся : пунктуация.

Учитель:

– Проверим домашнее задание. Что вы написали в словарике лингвистических терминов об этом разделе?

5) Чтение домашних записей : Пунктуация-это система знаков, которые способствуют выполнению одной из функций письменной формы языка – быть средством коммуникации, общения между людьми

Учитель: Позвольте заострить ваше внимание на предложении, которое прозвучало выше: «Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения…»

Иногда предложения в русском языке допускают двоякое толкование, и здесь нужно быть бдительным вдвойне с пунктуационной точки зрения.

10) Пунктуационный практикум (работа в парах)

Карточка ЗЕЛЁНАЯ

– Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, обусловливающие точное толкование предложений.

1). Поливать супом нельзя водой. 2). Богач оставил своим наследникам завещание: «Установить статую золотую пику держащую». 3). Делегация выезжает утром встречайте. 4). Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать. 5). Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу. 6). Когда солнце село с блеянием и ревом пришло стадо. 7). Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели. 8). Наш сосед или дядя Ваня отвезет тебя в город.

Какой вывод можно сделать

Ответ: Знаки препинания влияют на интонацию и содержание предложений.

6. Вывод по результатам исследовательской работы.

Мы с вами приводили примеры предложений, тем самым доказывали функции знаков препинания.

Давайте обратимся к нашей гипотезе: Предположим, что на письме без знаков препинания обойтись нельзя.

Доказали или опровергли мы гипотезу?

Ответы учащихся

10. Учитель делает выводы по тому, как оценили дети свою деятельность.

Учитель подводит итого по уроку, выставляет оценки.

11. Домашнее задание:

Дифференцированное задание

Заключение урока

Учитель:

Давайте, ребята, закончим наш урок на высокой эмоциональной ноте, используя «эмоциональные» знаки препинания.

(Хоровая кричалка как «формула утверждения позитивных мыслей», учитель играет на баяне):

Учитель:

– Нужна нам пунктуация?

Ученики:

– ДА! ДА! ДА!

Учитель:

– Возможна ль ситуация:
На знаки препинания
Не обращать внимания,
Когда читаем текст?

Ученики:

– НЕТ! НЕТ! НЕТ!

Учитель:

– А только «выделительная»?
Только «разделительная»?
«Смыслоразличительная»
Функция важна?
Или они все вместе
Работу ведут в тексте, –
В гармонии всегда!
Ответьте: «Нет, иль да?»

Ученики:

– ДА! ДА! ДА!

Учитель:

Напишем сочинение
Про знаки препинания,
Докажем в рассуждении
Необходимость их;
Найдем примеры в тексте,
Потом «проиллюстрируем»
И функции, и знания –
На «5» сдадим ЕГЭ!
Согласны ль вы со мною?

Ученики:

– ДА! ДА! ДА!

Учитель: – Спасибо за пунктуационно-эмоциональное понимание, ребята! До следующего свидания со знаками препинания!!!

Содержимое разработки



Очень- очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Песик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

- Вот что значит запятая!


Очень- очень странный вид:

Речка за окном , горит

Чей-то дом , хвостом виляет

Песик , из ружья стреляет

Мальчик , чуть не слопал мышку

Кот , в очках читает книжку

Старый дед , влетел в окно

Воробей , схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

- Вот что значит запятая!


«Зачем нужны знаки препинания»

Цель: исследовать функции знаков

препинания. Выявить роль знаков

препинания в предложении.

Гипотеза:

Предположим, что на письме без знаков препинания обойтись нельзя.



Человек потерял __, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом потерял __ и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял__ и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Еще через пару лет он потерял __ и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только «__» . Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-то цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до _ .

Берегите знаки препинания!


Домашнее задание:

Дифференцированное задание:

1) Упр. 366 Задание №3.

2) Подобрать из художественного текста (10 предложений) разные виды предложений по цели высказывания. Вы можете использовать произведения А.С.Пушкина.

3) Написать лингвистическое сочинение «Зачем нужны знаки препинания»

Как важно правильно поставить знак препинания в нужном месте, вы знаете и помните известный пример: «Казнить нельзя помиловать».

На уроке мы научимся ставить или не ставить запятую в сложносочиненном предложении. Выполнив упражнения, тест и поработав с тренажером, вы закрепите свои навыки и лучше запомните, какие знаки препинания надо ставить в ССП. Вы узнаете, что не только запятая, но и тире может разделять простые предложения в составе сложносочиненного.

Тема: Сложносочинённые предложения

Урок: Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

Сложносочиненные предложения (ССП) имеют две и более основ (как и каждое сложное предложение), части ССП связаны при помощи интонации и сочинительных союзов. Эти предложения надо отличать от простых предложений, осложненных однородными сказуемыми. Но не всегда простые предложения разделяются запятой, и не всегда их разделяют знаки препинания.

Два простых предложения, соединенные при помощи интонации и сочинительного союза.

День выпал теплый, и кое-где в последний раз зардела рябина.

Предложения имеют один общий член , общую подчинительную часть, общее вводное слово .

Запятую не ставим перед союзами и, да (= и), или, либо

В городском саду играл оркестр и пел хор песенников.

Предложения, части которых - это два восклицательных, вопросительных или побудительных предложения.

Запятую не ставим

Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать?

Какой теплый вечер и какой чистый воздух!

Убрать в комнате и накрыть на стол!

Во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части.

С колесницы пал Дадон, охнул раз - и умер он. (А. Пушкин).

Домашнее задание:

Вопросы.

1. Как отличить простое предложение с однородными сказуемыми от ?

2. Всегда ли в ССП простые предложения разделяются запятой?

3. В каких случаях простые предложения в ССП разделяются тире?

4. В каких случаях в ССП не ставим запятую?

Упражнение 1. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

(1) Заглянуло солнце в окна и росой умыло стекла. (2) День выпал теплый, и кое-где в последний раз зардела рябина. (3) В городском саду играл оркестр и пел хор песенников. (4) Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать? (5) Какой теплый вечер и какой чистый воздух! (6)Убрать в комнате и накрыть на стол! (7) С колесницы пал Дадон, охнул раз - и умер он. (А. Пушкин).

Упражнение 2. Объясните постановку знаков или их отсутствие в предложениях упражнения 1.

Упражнение 3. Расставьте знаки препинания.

1. Минута и стихи свободно потекут. (А. Пушкин.) 2. По ночам подмораживало и звезды усеивали небо. 3. Ещё секунда и его рука дёрнула удочку на себя. 4. Высоко в небе сияло солнце а горы зноем дышали в небо и бились волны внизу о камень. (М. Горький)

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. ().

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»| Словари... ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке М.: 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Система знаков препинания и раздел языкознания, изучающий эти знаки препинания и постановку при письме, называются пунктуацией .

Функции знаков препинания

Знаки препинания служат для выделения смысловых частей в предложении и для отделения предложений в тексте. Различают следующие знаки препинания:

  • выделяющие : запятая (две запятых), тире (два тире), скобки, кавычки;
  • отделяющие : точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие.

Таблица. Знаки препинания (основные случаи)

(с) Цитата из пособия издательства «Дрофа»

Выделяющие знаки препинания

В предложении эти знаки служат для обозначения границ обособленных второстепенных членов, обращений, вводных слов, словосочетаний и предложений, прямой речи.

  • Запятая (две запятых) ставится, если в предложении есть:
  1. обособленное определение: Красный бант, завязанный в её ореховых переливающихся волосах, делал её особенно соблазнительной. (И. Бунин);
  2. обособленное обстоятельство: А под стеной леса стоят, багрово серея, три больших волка. (И. Бунин);
  3. обособленное приложение: Григорий пришел в Ягодное, имение Листницких, часов в восемь утра. (М. Шолохов);
  4. обособленные уточняющие члены: В Сочельник, под Рождество, бывало, до звезды не ели. (И. Шмелев);
  5. междометие: Эге, красавица, у тебя остры зубы! (М. Горький);
  6. вводные слова, словосочетания, предложения: К сожалению, никто не заглядывал в эти места, кроме сыщиков. (К. Паустовский) Казак, я думаю, он неплохой. (М. Шолохов);
  7. обращение: Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! (М. Шолохов);
  8. сравнительный оборот: Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю туманной бездны. (К. Паустовский)
  • Тире (два тире) ставится, если в предложении есть:
  1. обобщающее слово после однородных членов предложения: Осколки битой посуды, изорванные бумаги, книги, залитые мёдом клочки суконной материи, детские игрушки, старая мебель, рассыпанная мука - всё это в ужасающем беспорядке валяюсь на полу, вопило о разгроме. (М. Шолохов);
  2. одиночное или распространённое приложение: А по сторонам от железной дороги в этих краях лежали великие пустынные пространства - Сары-Озеки. (Ч. Айтматов) Луша - этот угловатый, щуплый подросток - сиде ш на крайней скамье, ухарски раскинув тоненькие ножки, покуривая. (М. Шолохов);
  3. вводное предложение: Он приник к замочной скважине - ключа в ней, к счастью, не было - увидел свет, край туалетного женского стола, потом что-то белое, вдруг вставшее и всё закрывшее. (И. Бунин)
  • Двоеточие ставится, если есть обобщающее слово перед однородными членами: Все собаки мной описаны: Ярик, Кента, Нерлъ, Дубец, Соловей. (М. Пришвин)
  • Скобки ставятся, если есть вводные или вставные конструкции: В полночь кто-то долго и упорно добирался к нему в будку стрелочника, вначале прямо по шпалам, потом, с появлением встречного поезда впереди, скатившись вниз с откоса, пробивался, как в пургу, заслоняясь руками от пыли и ветра, выносимых шквалом из-под скоростного товарняка (то следовал зелёной улицей литерный состав - поезд особого назначения, который уходил затем на отдельную ветку в закрытую зону Сары-Озек-1, там у них своя, отдельная путевая служба, уходил на космодром, короче говоря, потому поезд шёл весь укрытый брезентами и с воинской охраной на платформе). (Ч. Айтматов)
  • Двоеточие и тире ставятся, если есть обобщающее слово перед однородными членами: Казалось, всё: земля, небо - полыхало нестерпимо жарким огнем. (К. Симонов)
  • Кавычки ставятся, если есть прямая речь: Дарья сонным голосом бормотнула: «Цыц ты, поганое дитя! Ни сну тебе, ни покою». (М. Шолохов)
  • Восклицательный знак ставится, если есть:
  1. обращение: Стой, Прасковья Осиповна! (М. Горький);
  2. междометие: Эй! Ты, девчонка, ступай! (М. Горький).

Отделяющие знаки препинания

Отделяющие знаки препинания в простом предложении служат для разграничения однородных членов, а в сложном - отделяют части простых предложений, входящих в его состав.

  • Запятая :
  1. при однородных членах: В пойме реки, на лугопастбищных просторах спокон веку пасутся небольшие, но грозные африканские буйволы. (Н. Гумилев);
  2. в сложном предложении: Мы знали, что лев убегает только раненый очень тяжело или не раненный совершенно. (Н. Гумилев);
  3. после прямой речи перед словами автора: «Идем пить чай с постными пирогами», -говорит отец. (И. Шмелев)
  • Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении между простыми предложениями: Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Санкт-Петербурге; для него он и вправду составляет всё. (М. Горький)
  • Двоеточие в бессоюзном сложном предложении: Однако сомневаться не приходилось: львиные следы вперемежку с газельими отчётливо виднелись на утоптанной площадке у выкорчеванного дерева. (Н. Гумилев)
  • Тире :
  1. в бессоюзном сложном предложении: Взошла луна - появился трус дикобраз, который к чему-то принюхивался и рыл под нашим деревом. (Н. Гумилев);
  2. между подлежащим и сказуемым: Убить льва - затаенная мечта всякого белого. (Н. Гумилев);
  3. в неполном предложении: С юго-запада сюда идут поохотиться люди, из Данакильской пустыни, испещрённой барханами, -львы. (Н. Гумилев)
  • Многоточие в конце предложения: Наталья лежала, ни о чем не думая, раздавленная неизъяснимой тоской… (М. Шолохов)

Конспект урока ««. Следующая тема: