Болезни Военный билет Призыв

Конспект занятия по обучению грамоте “Звуки,. Буква Л. Дикие животные.” (подготовительная группа). Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л Знакомство со звуком л подготовительная группа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

начальная школа детский сад "Ивушка"

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по обучению грамоте «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л."

Лексическая тема: День Защитников Отечества

для детей подготовительной группы

подготовила учитель-логопед

Мельникова Наталья Ивановна

г. Новый Уренгой

2013

ЦЕЛЬ: Познакомить детей со звуками Л, Ль, и буквой Л. Активизировать словарь по лексической теме "День защитников Отечества". ЗАДАЧИ: Образовательные:

    Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков [л] - [л"], буквой ЭЛ;

    Формировать умение различать звуки [л] - [л"] по акустическим и артикуляционным признакам;

Коррекционно-развивающие:

    Развивать фонематическое восприятие;

    Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

    Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;

    Активизировать речевую деятельность детей по теме "День защитников Отечества"

    Отработать навык подбора синонимов;

    закрепить правильное произношение звуков [л] - [л"] в слогах и словах.

Воспитательные:

    Воспитывать чувство патриотизма и чувство гордости за Российскую армию.

    Формировать желание быть сильными, смелыми, храбрыми и отважными.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент. -Сядет тот, кто услышит свое имя....... 2. Артикуляционная гимнастика (проводится перед зеркалом):

«Улыбочка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок»
- Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Улыбочка-хоботок» - попеременно

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!


«Качели»

Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку,

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.

"Вкусное варенье" - Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык широкий, боковые края языка касаются углов рта).

Губка верхняя в варенье Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придётся Будто нету других дел.


«Маляр»

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком мазок.
Сделано немало, кисточка устала.


«Лошадка»

Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!

3. Знакомство с новой темой. -Скажите, какой праздник мы отмечали 23 февраля? (день Защитников Отечества) -Кто такие Защитники Отечества? (люди, которые защищают Родину: солдаты, пограничники, летчики...) -Какими качествами должны обладать эти люди? (смелость, ловкость, храбрость, сила). -Кто самый внимательный и скажет мне, какой звук есть в каждом слове: СИЛА, ЛОВКОСТЬ, СМЕЛОСТЬ (звук Л) -Кто догадался, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться? (звук Л) -Характеристика Звука: Согласный, Звонкий, Может быть твердым, может быть мягким. (большой самолет летит ЛЛЛЛЛЛЛ, Маленький - ЛЬЛЬЛЬЛЬЛЬЛЬ) -Где находится язык, когда мы произносим звуки Л, ЛЬ? (за верхними зубами) -Знакомство с буквой Л. 4. Развитие фонематического слуха: -Повторить звук Л(ЛЬ) столько раз, сколько я топну ногой, хлопну в ладоши, кивну головой, стукну рукой...) Повтори слоги (отраженно): ла-ла-ла - ля-ля-ля ло-ло-ло - ле-ле-ле лу-лу-лу - лю-лю-лю лы-лы-лы - ли-ли-ли Повтори чистоговорки: ла-ла-ла - у самолета два крыла ло-ло-ло - сломано крыло лу-лу-лу - слава генералу лы-лы-лы - воины сильны ли-ли-ли - танки в бой пошли лю-лю-лю - Родину люблю ле-ле-ле - вертолеты вдалеке 5. Зрительная гимнастика. -Сейчас мы с вами отправимся в полет на большом самолете. Проследить глазами его путь. Наша первая остановка называется "Сигнальщик" 6. Игра "Сигнальщик" Цель: учить различать звуки [л] - [л"] в словах по акустическим признакам. Детям необходимо определить, какой звук твердый или мягкий находится в словах и поднять соответствующую картинку (синий или зеленый колокольчик). Слова: Самолет, солдат, крыло, вертолет, лодка, корабли, генерал, бинокль, причал, тельняшка, двигатель. 7. Игра "Кто это?" Цель: развитие логического мышление, расширение словаря по теме "День защитников Отечества". -Следующая наша остановка называется "Кто это?"

1 .Кто, ребята, на границе

Нашу землю стережет?

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно весь народ? (Пограничник)

2 .Кто плывет на корабле?

Он не тоскует о земле.

Он с ветром дружит и волной

Ведь море-дом его родной.

Так кто ж, ребята, он такой (Моряк)

3 .Самолет парит, как птица,

Там- воздушная граница.

На посту и днем и ночью

Наш солдат- военный… (летчик)

4 . Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы.

Та машина в поле чистом

Управляется…( танкистом)

С парашюта прыгает......

В разведку идет.....

На вертолете летает....

В десантных войсках служит....

8. Пальчиковая гимнастика.

Не допустят к нам войну (обе ладони от себя)

Защитят свою страну (руки соединить перед собой)

Пограничник, вертолетчик (загибать пальцы, начиная с мизинца)

Врач военный и танкист,

А еще десантник, летчик,

Снайпер и артиллерист.

9. Остановка "Двойной противник."

Цель: закрепить умение подбирать антонимы к словам.

- Нужно в словосочетании поменять оба слова на противоположные:

Холодная зима - теплое лето.

Длинный день - короткая ночь.

Грустный мальчик - веселая девочка.

Смелый друг - трусливый враг.

Горькая правда - сладкая ложь.

Маленький карлик - большой великан.

Правдивый мудрец - лживый глупец.

Скучное начало - интересный конец.

10. Остановка "Ребус"

Цель: развитие звукового анализа, закрепление умения составлять звуковую схему слова.

Отгадать зашифрованное слово.

первая буква слова находится в верхнем левом углу

вторая - в нижнем правом углу

третья - в верхнем правом углу

четвертая - в нижнем левом углу

пятая - под буквой, которая находится в верхнем левом углу

шестая - под буквой, которая находится в верхнем правом углу.

Какое слово получилось? (солдат) Сделаем его звуковой анализ, разделим на слоги и поставим ударение.

Составить предложение с этим словом.

11. Итог занятия:

«Да или нет?»
Я проверю, какие Вы внимательные!
- Наша армия сильна? (Да)
- Защищает мир она? (Да)
- Мальчишки в армию пойдут? (Да)
- Девочек с собой возьмут? (нет)
- Стоит летчик на границе? (нет)
- Он летает выше птицы? (Да)
- Мы праздник с вами отмечали? (Да)
- Мам, девчонок поздравляли? (Нет)
- Мир важней всего на свете? (Да)
- Знают это даже дети? (Да)

Список используемой литературы:

    Кузнецова Е.В. , Тихонова И. А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2008. -128с. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)/ Авт.-сост. А.В. Никитина.- СПб.: КАРО, 2008.-128с. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Пособие для логопедов. – М.: издательство ГНОМ и Д, 2005. -80с.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звуки [р], [р’] - [л], [л’]. Буквы Рр, Лл

Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9».
Описание работы: Конспект занятия по обучению грамоте разработан для подготовительной к школе логопедической группы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям ДОУ, учителям начальных классов.

Цель: закрепление навыка различения звуков [р], [р"]- [л], [л"] в слогах, словах, фразах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные. Закрепить представления и расширять словарь по теме: "Водный, воздушный транспорт". Закрепить навыки различения звуков [р], [р"]- [л], [л"] в слогах, словах и фразах. Совершенствовать навыки звукового анализа слов, составления и чтения слов, предложений, определения количества слов в предложении.
Коррекционно-развивающие. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные. Формировать навык сотрудничества в коллективном выполнении задания.
Оборудование: иллюстрация с изображением моря, острова и скал, плоскостное изображение парусной лодки, предметные картинки со звуками [р], [р’], [л], [л’], карточки с напечатанными названиями водного и воздушного транспорта, в названии которых есть звуки [р], [р’], [л], [л’], карточки на определение места звука в слове, конверты со слогами, буквами, звуковые схемы.

Ход занятия

I. Организационный момент.
Логопед приветствует детей на ковре и раздает карточки с напечатанными названиями водного и воздушного транспорта.
Логопед. Мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие по морю. Но прежде прочитайте названия водного и воздушного транспорта на своих карточках.
Дети читают слова: лодка, катер, баржа, самолет, вертолет, плот, ракета, ледокол, пароход, теплоход, планер, шлюпка, фрегат.
Логопед. В названиях транспорта были звуки [р], [р’], [л], [л’]. Они будут нашими талисманами в путешествии на парусной лодке.

2. Сопряженная пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
Логопед. К путешествию нам надо подготовиться и выполнить упражнения.
«Лодка» и «Удочка» (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед).
«Лодочка» и «Гребем веслом» (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик) от приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта).
«Теплоход» и «Пароход гудит» (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. Приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход).
«Лодка с парусом» (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. Кончик языка поднять за верхние зубы).

3. Дыхательная гимнастика
Логопед. Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, раки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…».
Дети выполняют упражнение 6-8 раз в каждую сторону.

4. Артикуляция звуков по схеме.
Дети проходят на свои места за столом. На подставке расположено изображение моря. Плоскостное изображение парусной лодки прикрепляется к картине двумя магнитами с лицевой и обратной стороны картины.


Логопед. Наша парусная лодка отплывает от причала. Расскажите, чем похожи звуки [р], и [л]?
Дети. Звуки [р], и [л] согласные, твердые, звонкие, кончик языка находится вверху за зубами.

5. Пролив «Мелодия звуков»


Логопед. Мы подплыли к проливу «Мелодия звуков». Чтобы плыть дальше, нам надо правильно проговорить чистоговорки.
Ри-ре –ри – в море корабли.
Ло-ла –ло – у лодки есть весло.
Ла- ло- ла - вот высокая скала.
Ло-ла-ло - на улице тепло.
Ре-ри-ре - стоит домик на горе.
Ры-ру-ры - нас кусают комары.
Оль-уль-оль - мы купили соль.
Арь-ирь-арь - на стене висит фонарь.
Ра-ру-ра - тебе спать пора.

6. Скалы «Перемен».
Логопед передвигает изображение лодки.


Логопед. Наша парусная лодка подплыла к скалам «Перемен». На скале звук [л] заменяется на звук [р] и слова звучат иначе.


Логопед произносит слово со звуком [л], а дети заменяют его на звук [р] и произносят слово.
дал - дар
бал - бар
жил - жир
стал - стар
пил - пир
булки - бурки
жалко - жарко
Логопед. На другой скале звук [р] заменяется на звук [л].


Логопед произносит слово со звуком [р], а дети заменяют его на звук [л] и произносят слово.
рак – лак
ров – лов
рот – лот
рама – лама
рожь – ложь
город – голод

7. Море «Потерянных звуков»
Логопед передвигает изображение лодки.У каждого ребенка на столе по три картинки и карточка с обозначением места звука в слове.


Логопед. Наша парусная лодка находится в море «Потерянных звуков». Нам надо найти место звуков [р], [р’], [л], [л’] в слове.

8. Течение «Звуков»


Логопед. Мы плывем по течению «Звуков». Подберите к каждой картинке звуковую схему.


9. Упражнение «В море»
Дети становятся в круг на ковре и выполняют упражнение.
Над волнами чайки кружат,
(Скрестить большие пальцы, помахать ладошками).
Полетим за ними дружно.
(Пальцы соединить в замок).
Брызги пены, шум прибоя

А над морем - мы с тобою!
(Помахать руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.
(Волнообразные движения руками)
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Плавательные движения руками).

10. Остров «Брошенных слов»
Логопед передвигает изображение парусной лодки.


Логопед. Наша лодка подплыла к острову «Брошенных слов». Составьте предложения из слов, которые я произнесу.
Логопед называет слова, дети составляют правильно предложения.
Логопед. Летать, море, над, чайки.
Дети. Чайки летают над морем.
Логопед. Море, плавать, рыба, в, огромная.
Дети. Огромная рыба плавает в море.
Логопед. Трап, матросы, на корабль, подниматься, по.
Дети. Матросы поднимаются на корабль по трапу.

11. Водопад «Заколдованных слов»
Логопед передвигает изображение парусной лодки. У детей карточки с зашифрованными словами.
Логопед. Разгадайте слова на карточках и составьте предложения с этим словом.


Дети составляют предложения с разгаданными словами, называют количество слов в предложении.

12. Залив «Перепутанных слогов»
Логопед передвигает изображение парусной лодки. У каждого ребенка в конверте карточки со слогами.
Логопед. На озере «Перепутанных слогов» составьте слова.
Дети составляют слова из слогов.


13. Озеро «Рассыпанных букв»
Логопед передвигает изображение парусной лодки. У каждого ребенка конверт с буквами.
Логопед. В озере «Рассыпанных слов» из букв составьте слово.
Дети составляют слова из букв:
к, р, а; у, р, к, а; т, а, р, а, п; а, м, р, а; я, б, р, у; р, е, о, м; о, р, з, а; ы, р, у, к; а, п, р, е; р, м, е, к; к, е, а, р; б, а, ы, к, р.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

начальная школа детский сад «Ивушка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по обучению грамоте «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л.»

Лексическая тема: День Защитников Отечества

для детей подготовительной группы

подготовила учитель-логопед

Мельникова Наталья Ивановна

г. Новый Уренгой

2013

ЦЕЛЬ: Познакомить детей со звуками Л, Ль, и буквой Л. Активизировать словарь по лексической теме «День защитников Отечества».

ЗАДАЧИ: Образовательные:

    Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков [л] — [л’], буквой ЭЛ;

    Формировать умение различать звуки [л] — [л’] по акустическим и артикуляционным признакам;

Коррекционно-развивающие:

    Развивать фонематическое восприятие;

    Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

    Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;

    Активизировать речевую деятельность детей по теме «День защитников Отечества»

    Отработать навык подбора синонимов;

    закрепить правильное произношение звуков [л] — [л’] в слогах и словах.

Воспитательные:

    Воспитывать чувство патриотизма и чувство гордости за Российскую армию.

    Формировать желание быть сильными, смелыми, храбрыми и отважными.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто услышит свое имя…….

2. Артикуляционная гимнастика (проводится перед зеркалом):

«Улыбочка» — Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок»
— Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Улыбочка-хоботок» — попеременно

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!


«Качели»

— Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку,

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.

«Вкусное варенье»

— Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык широкий, боковые края языка касаются углов рта).

Губка верхняя в варенье Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придётся Будто нету других дел.


«Маляр»

— Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком мазок.
Сделано немало, кисточка устала.


«Лошадка»

— Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!

3. Знакомство с новой темой.

Скажите, какой праздник мы отмечали 23 февраля? (день Защитников Отечества)

Кто такие Защитники Отечества? (люди, которые защищают Родину: солдаты, пограничники, летчики…)

Какими качествами должны обладать эти люди? (смелость, ловкость, храбрость, сила).

Кто самый внимательный и скажет мне, какой звук есть в каждом слове: СИЛА, ЛОВКОСТЬ, СМЕЛОСТЬ (звук Л)

Кто догадался, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться? (звук Л)

Характеристика Звука: Согласный, Звонкий, Может быть твердым, может быть мягким. (большой самолет летит ЛЛЛЛЛЛЛ, Маленький — ЛЬЛЬЛЬЛЬЛЬЛЬ)

Где находится язык, когда мы произносим звуки Л, ЛЬ? (за верхними зубами)

Знакомство с буквой Л.

4. Развитие фонематического слуха:

Повторить звук Л(ЛЬ) столько раз, сколько я топну ногой, хлопну в ладоши, кивну головой, стукну рукой…)

Повтори слоги (отраженно):

ла-ла-ла — ля-ля-ля

ло-ло-ло — ле-ле-ле

лу-лу-лу — лю-лю-лю

лы-лы-лы — ли-ли-ли

Повтори чистоговорки:

ла-ла-ла — у самолета два крыла

ло-ло-ло — сломано крыло

лу-лу-лу — слава генералу

лы-лы-лы — воины сильны

ли-ли-ли — танки в бой пошли

лю-лю-лю — Родину люблю

ле-ле-ле — вертолеты вдалеке

5. Зрительная гимнастика.

Сейчас мы с вами отправимся в полет на большом самолете. Проследить глазами его путь. Наша первая остановка называется «Сигнальщик»

6. Игра «Сигнальщик»

Цель: учить различать звуки [л] — [л’] в словах по акустическим признакам.

Детям необходимо определить, какой звук твердый или мягкий находится в словах и поднять соответствующую картинку (синий или зеленый колокольчик).

Слова: Самолет, солдат, крыло, вертолет, лодка, корабли, генерал, бинокль, причал, тельняшка, двигатель.

7. Игра «Кто это?»

Цель: развитие логического мышление, расширение словаря по теме «День защитников Отечества».

Следующая наша остановка называется «Кто это?»

1 .Кто, ребята, на границе

Нашу землю стережет?

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно весь народ? (Пограничник)

2 .Кто плывет на корабле?

Он не тоскует о земле.

Он с ветром дружит и волной

Ведь море-дом его родной.

Так кто ж, ребята, он такой (Моряк)

3 .Самолет парит, как птица,

Там- воздушная граница.

На посту и днем и ночью

Наш солдат- военный… (летчик)

4 . Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы.

Та машина в поле чистом

Управляется…( танкистом)

С парашюта прыгает……

В разведку идет …..

На вертолете летает….

В десантных войсках служит ….

8. Пальчиковая гимнастика.

Не допустят к нам войну (обе ладони от себя)

Защитят свою страну (руки соединить перед собой)

Пограничник, вертолетчик (загибать пальцы, начиная с мизинца)

Врач военный и танкист,

А еще десантник, летчик,

Снайпер и артиллерист.

9. Остановка «Двойной противник.»

Цель: закрепить умение подбирать антонимы к словам.

Нужно в словосочетании поменять оба слова на противоположные:

Холодная зима - теплое лето.

Длинный день - короткая ночь.

Грустный мальчик - веселая девочка.

Смелый друг - трусливый враг.

Горькая правда - сладкая ложь.

Маленький карлик - большой великан.

Правдивый мудрец - лживый глупец.

Скучное начало - интересный конец.

10. Остановка «Ребус»

Цель: развитие звукового анализа, закрепление умения составлять звуковую схему слова.

Отгадать зашифрованное слово.

первая буква слова находится в верхнем левом углу

вторая — в нижнем правом углу

третья — в верхнем правом углу

четвертая — в нижнем левом углу

пятая — под буквой, которая находится в верхнем левом углу

шестая — под буквой, которая находится в верхнем правом углу.

Какое слово получилось? (солдат) Сделаем его звуковой анализ, разделим на слоги и поставим ударение.

Составить предложение с этим словом.

11. Итог занятия:

«Да или нет?»
Я проверю, какие Вы внимательные!
— Наша армия сильна? (Да)
— Защищает мир она? (Да)
— Мальчишки в армию пойдут? (Да)
— Девочек с собой возьмут? (нет)
— Стоит летчик на границе? (нет)
— Он летает выше птицы? (Да)
— Мы праздник с вами отмечали? (Да)
— Мам, девчонок поздравляли? (Нет)
— Мир важней всего на свете? (Да)
— Знают это даже дети? (Да)

Список используемой литературы:

    Кузнецова Е.В. , Тихонова И. А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2008. -128с.

    33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)/ Авт.-сост. А.В. Никитина.- СПб.: КАРО, 2008.-128с.

    Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Пособие для логопедов. – М.: издательство ГНОМ и Д, 2005. -80с.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки «Л» и «Ль»

Автор занятия: учитель-логопед: Самсонова А. П., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» автозаводского района городского округа Тольятти.

Цель:

Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.

Задачи:

Дифференциация звуков Л и ЛЬ;
Совершенствование навыка деления слов на слоги;
Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;
Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, силы голоса, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, мелкой, Общей и артикуляционной моторики, дыхания;
Координация речи с движением.

Продолжительность занятия:

Вид занятия:

Фронтальное.

Тип занятия:

Закрепление материала.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Артикуляционная гимнастика: «Покусаем язычок: та-та-та и пя-пя-пя», «Лошадка». Дыхательное упражнение «Пароход гудит».

II. Основная часть занятия

Игра «Доскажи словечко»

Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!

Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)

Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)

Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)

Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)

Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)

Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)

Какой первый звук в слове «лапки»? («л»)

Характеристика звука «Л»

Звук «л» - согласный, твёрдый, звонкий. Язычок находится между зубами.

Отличие согласных звуков от гласных

Гласные поются, тянутся и, когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.

Игра «Чей самолёт дальше улетит?»

«Л» - песенка самолёта, который летит высоко за облаками.
Расправив руки – крылья, «полетать», произнося звук «л».

Игра «Большой и маленький самолёты»

Складывание из бумаги двух самолётиков разного размера.
Объяснить, что большой самолёт гудит громко - «л»,
а маленький самолётик гудит тише и нежнее - «ль».
а) Дети поднимают большой самолёт – называют звук «л».
Поднимают маленький самолётик - произносят звук «ль».
б) Логопед показывает большой или маленький самолёты – дети произносят соотвествующие звуки.
в) Логопед произносит мягкие и твёрдые звуки, дети поднимают самолёты разной величины.

Игра «Повтори за мной»

Воспроизведение пар и цепочек слогов.

ЛА-ЛЯ ЛА-ЛА-ЛЯ ЛА-ЛЯ-ЛА-ЛЯ
ЛО-ЛЁ ЛО-ЛО-ЛЁ ЛО-ЛЁ-ЛО-ЛЁ
ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛЮ-ЛУ-ЛЮ
ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ-ЛИ
ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЕ-ЛЭ-ЛЕ

Игра «Угадай, какой колокольчик звенит?»

Большой колокольчик звенит вот так: «ла-ла-ла», а маленький – «ля-ля-ля». Какой колокольчик звенит?
Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.

Игра «Определи, где находится звук «л» в словах»

Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов:
лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел, палатка, пчела, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.

Игра «Слоговой аукцион»

Придумайте как можно больше слов со слогом:
ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.
ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.
лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.

Подвижная игра «Самолёты»

Самолёты загудели. (Вращения руками перед грудью)

Самолёты полетели.

На поляну тихо сели.
(Присели, руки на коленях)

Вновь над лесом полетели.
(Руки в стороны, бег по кругу)

Звуковой анализ слов

Используются слова: лапа, липа.

а)
Работа со звуковыми линейками. Интонирование каждого звука в слове.

б)
Какой первый звук в слове «лапа»? («л»)


Какой второй звук в этом слове? («а»)


Какой третий звук в слове «лапа»? («п»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой четвёртый звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)
Сколько гласных звуков? (Два)
Сколько согласных звуков? (Два)

в)
Аналогичная работа со словом «липа».

Игра «Магазин игрушек»

Детям даётся задание – купить в магазине игрушку, в названии которой два или три слога. Игрушки, имеющие название из двух частей, дети раскладывают на полках слева, из трёх частей – справа.

Игра «Узнай пословицу»

В каждом из нескольких конвертов по 2 картинки. Нужно их назвать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе.

Шило, мешок: шила в мешке не утаишь.
Иголка, нитка: куда иголка, туда и нитка.
Волки, лес: волков бояться – в лес не ходить.
Камень, вода: под лежачий камень и вода не течёт.
Пчела, мёд: одна пчела много мёду не наносит.

Игра «Проговори чистоговорку»

Мы учим звук «л»: ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Яблоко, дятел, палатка, пчела,
Ласточка, платье, ложечка, стол,
Лампа, малышка, кукла, футбол.

Игра «Повтори скороговорку»

Нужно произнести скороговорку сначала шёпотом, затем тихо, голосом средней силы и, наконец, громко (в умеренном темпе):

Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла,
Мила мыло не любила,
Не любила, но не ныла.

Итог занятия

Воспитатель подводит итог занятию и раздаёт призы.

Иванова Е.Ю., учитель-логопед МБДОУ “Детский сад №23 комбинированного вида” г.Гатчина Ленинградская область.

Тема. Звуки [л], [л`]. Буква Л.

Дикие животные (закрепление).

Цель. Познакомить со звуками [л], [л`] и буквой Л.

1). Уточнить правильную артикуляцию звуков [л], [л`];

2). Учить выделять звуки [л], [л`] из слов, давать их

характеристику;

3). Закрепить умение определять место звуков [л], [л`] в словах;

4). Закрепить умение дифференцировать звуки: гласные и

согласные, согласные твердые и мягкие;

5). Совершенствовать навык звукового анализа слов из 3-ёх

6). Совершенствовать умение отбирать картинки и

придумывать слова с заданным звуком;

7). Совершенствовать навык деления слов на слоги;

8). Систематизировать знания о диких животных;

9). Упражнять в образовании названий детенышей диких

животных, притяжательных прилагательных (лисий, заячий…)

10). Работать над речевым дыханием, дикцией, интонационной

выразительностью речи;

11). Учить отгадывать загадки;

12). Развивать зрительное и слуховое внимание, память;

13). Развивать мелкую моторику;

14). Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к

занятиям.

Оборудование: Фланелеграф, наборное полотно, предметные

картинки на звуки [л], [л`] кружки для

звукового анализа красного, синего и зеленого

цветов, пособие для определения места звука в

слове, картинки с изображением диких

животных, пластмассовый трафарет “Дикие

животные”, карандаши, мяч.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь на свои места и приготовьтесь внимательно слушать. Пособия, которые лежат у вас на партах, будете брать только тогда, когда я вас об этом попрошу.

  3. Постановка цели занятия.
  4. Посмотрите, кто пришел к нам на занятие. (Мишка)

    Мишутка тоже хочет быть грамотным и научиться читать, а еще он хочет посмотреть, что вы знаете и чему вы уже научились. Если вы будете хорошо заниматься, то в конце занятия у Мишутки есть для вас сюрприз.

    Будьте внимательны и старайтесь быстро и правильно выполнять все задания.

  5. Артикуляторная гимнастика:
  6. Но сначала нам нужно потренировать наши язычки.

    Упражнение на дыхание “Подуй на травку”;

    Пение гласных;

    Упражнение “Лесенка”;

    Самомассаж языка;

    - “Улыбочка-трубочка”;

    - “Лопата – иголочка”;

    - “Качели”;

    - “Футбол”.

  7. Повторение и закрепление изученного материала.

а) Дифференциация гласных и согласных звуков:

На фланелеграфе 2 домика: красный и синий.

В каком домике живут гласные звуки? (в красном)

Какие гласные звуки вы знаете?

В каком домике живут согласные звуки? (в синем)

Какие согласные звуки вы знаете?

Посмотрите на картинки на доске, определите первый звук в словах и

поселите картинку в нужный домик, в зависимости от первого звука.

Объясните свой выбор.

(Картинки: арбуз, утка, индюк, ножницы, торт, сыр, машина)

б). Выделение звука [л], его характеристика, обозначение.

Отгадайте загадку:

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук)

Какой он? Почему? Дайте его характеристику. (согласный, твердый)

Каким цветом будем обозначать звук [л]? (синим)

в). Отбор картинок со звуком [л].

Среди картинок на доске выберите только те, в которых есть [л], и положите их в шкатулку.

(Картинки: лошадка, лыжи, яблоко, юла, вилка, ёлка, лук, стол, дом, жук, шишка)

г). Определение места звука [л] в словах.

А сейчас я буду доставать картинки из шкатулки, а вы определите место звука [л] в словах и отразите это на опорной схеме.

(лошадка – я слышу звук [л] в начале слова

стол – я слышу звук [л] в конце слова

вилка – я слышу звук [л] в середине слова)

д). Выделение звука [л`], его характеристика, обозначение.

Отгадайте загадку:

Круглый, желтый, кислый он,

Называется…..(лимон).

Определите первый звук в этом слове.

Какой он? Почему? Дайте его характеристику. (согласный, мягкий)

Каким цветом будем обозначать звук [л`]? (зеленым)

е). Дифференциация звуков [л] – [л`]

Посмотрите на наборное полотно: в верхнем ряду располагаются слова с твёрдым согласным [л], а в нижнем с мягким [л`].

Расположите правильно картинки.

(Картинки: лампа, ложка, луна, белка, вилка, молоток

лиса, лимон, корабль, самолёт, телевизор)

Физкультминутка. “Пальцы – дружная семья”

ж). Конструирование буквы Л

Звуки [л], [л`] обозначаются буквой Л.

На что похожа эта буква?

Сконструируйте букву Л из цветных полосок бумаги.

з). Чтение слогов с буквой Л.

А сейчас прочитаем слова с буквой Л по “ромашке”.

(ла, ло, лу, лы, ли)

и). Звуковой анализ слов.

Составьте схемы слов:

Л У К Л Ю К

Сколько звуков в слове ЛУК? Сколько слогов в слове ЛУК?

Сколько звуков в слове ЛЮК? Сколько слогов в слове ЛЮК?

к). Повторение скороговорки на звуки [л], [л`].

Лена искала булавку.

Булавка упала под лавку.

Под лавкой искать было лень.

Искала булавку весь день.

5. Лексическая тема. “Дикие животные”.

а). Вспомните диких животных, в названии которых есть звук Л.

(Белка, лось, волк.).

Каких еще диких животных вы знаете?

б). Образование слов-названий детенышей диких животных.

(Игра с мячом).

У волка-…………..

У зайца-…………..

У лисы-…………..

У медведя-……….

У ежа-…………

У лося-………….

в). Игра “Чей хвост, чьи уши?”

У волка хвост (чей?)…………..

У зайца уши (чьи?)-…………..

У лисы хвост (чей?)-…………..

У медведя хвост (чей?)-……….

7. Развитие мелкой моторики. (работа с трафаретами)

Рассмотрите трафареты с изображениями диких животных. Обведите и заштрихуйте только тех зверей, в названии которых есть звук [Л]

8.Подведение итогов занятия.

Дифференцированная оценка деятельности детей