Конспект занятия по обучению грамоте “Звуки,. Буква Л. Дикие животные.” (подготовительная группа). Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л Знакомство со звуком л подготовительная группа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
начальная школа детский сад "Ивушка"
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по обучению грамоте «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л."
Лексическая тема: День Защитников Отечества
для детей подготовительной группы
подготовила учитель-логопед
Мельникова Наталья Ивановна
г. Новый Уренгой
2013
ЦЕЛЬ: Познакомить детей со звуками Л, Ль, и буквой Л. Активизировать словарь по лексической теме "День защитников Отечества". ЗАДАЧИ: Образовательные:Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков [л] - [л"], буквой ЭЛ;
Формировать умение различать звуки [л] - [л"] по акустическим и артикуляционным признакам;
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематическое восприятие;
Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
Активизировать речевую деятельность детей по теме "День защитников Отечества"
Отработать навык подбора синонимов;
закрепить правильное произношение звуков [л] - [л"] в слогах и словах.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма и чувство гордости за Российскую армию.
- Формировать желание быть сильными, смелыми, храбрыми и отважными.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент. -Сядет тот, кто услышит свое имя....... 2. Артикуляционная гимнастика (проводится перед зеркалом):«Улыбочка»
- Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок»
- Вытягивание сомкнутых губ вперёд.
«Улыбочка-хоботок» - попеременно
Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!
«Качели»
Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку,
А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.
Губка верхняя в варенье Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придётся Будто нету других дел.
«Маляр»
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.
Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
«Лошадка»
Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!
1 .Кто, ребята, на границе
Нашу землю стережет?
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно весь народ? (Пограничник)
2 .Кто плывет на корабле?
Он не тоскует о земле.
Он с ветром дружит и волной
Ведь море-дом его родной.
Так кто ж, ребята, он такой (Моряк)
3 .Самолет парит, как птица,
Там- воздушная граница.
На посту и днем и ночью
Наш солдат- военный… (летчик)
4 . Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы.
Та машина в поле чистом
Управляется…( танкистом)
С парашюта прыгает......
В разведку идет.....
На вертолете летает....
В десантных войсках служит....
8. Пальчиковая гимнастика.
Не допустят к нам войну (обе ладони от себя)
Защитят свою страну (руки соединить перед собой)
Пограничник, вертолетчик (загибать пальцы, начиная с мизинца)
Врач военный и танкист,
А еще десантник, летчик,
Снайпер и артиллерист.
9. Остановка "Двойной противник."
Цель: закрепить умение подбирать антонимы к словам.
- Нужно в словосочетании поменять оба слова на противоположные:
Холодная зима - теплое лето.
Длинный день - короткая ночь.
Грустный мальчик - веселая девочка.
Смелый друг - трусливый враг.
Горькая правда - сладкая ложь.
Маленький карлик - большой великан.
Правдивый мудрец - лживый глупец.
Скучное начало - интересный конец.
10. Остановка "Ребус"
Цель: развитие звукового анализа, закрепление умения составлять звуковую схему слова.
Отгадать зашифрованное слово.
первая буква слова находится в верхнем левом углу
вторая - в нижнем правом углу
третья - в верхнем правом углу
четвертая - в нижнем левом углу
пятая - под буквой, которая находится в верхнем левом углу
шестая - под буквой, которая находится в верхнем правом углу.
Какое слово получилось? (солдат) Сделаем его звуковой анализ, разделим на слоги и поставим ударение.
Составить предложение с этим словом.
11. Итог занятия:
«Да или нет?»
Я проверю, какие Вы внимательные!
- Наша армия сильна? (Да)
- Защищает мир она? (Да)
- Мальчишки в армию пойдут? (Да)
- Девочек с собой возьмут? (нет)
- Стоит летчик на границе? (нет)
- Он летает выше птицы? (Да)
- Мы праздник с вами отмечали? (Да)
- Мам, девчонок поздравляли? (Нет)
- Мир важней всего на свете? (Да)
- Знают это даже дети? (Да)
Список используемой литературы:
- Кузнецова Е.В. , Тихонова И. А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2008. -128с.
33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)/ Авт.-сост. А.В. Никитина.- СПб.: КАРО, 2008.-128с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Пособие для логопедов. – М.: издательство ГНОМ и Д, 2005. -80с.
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звуки [р], [р’] - [л], [л’]. Буквы Рр, Лл
Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9».Описание работы: Конспект занятия по обучению грамоте разработан для подготовительной к школе логопедической группы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям ДОУ, учителям начальных классов.
Цель:
закрепление навыка различения звуков [р], [р"]- [л], [л"] в слогах, словах, фразах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные.
Закрепить представления и расширять словарь по теме: "Водный, воздушный транспорт". Закрепить навыки различения звуков [р], [р"]- [л], [л"] в слогах, словах и фразах. Совершенствовать навыки звукового анализа слов, составления и чтения слов, предложений, определения количества слов в предложении.
Коррекционно-развивающие.
Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные.
Формировать навык сотрудничества в коллективном выполнении задания.
Оборудование:
иллюстрация с изображением моря, острова и скал, плоскостное изображение парусной лодки, предметные картинки со звуками [р], [р’], [л], [л’], карточки с напечатанными названиями водного и воздушного транспорта, в названии которых есть звуки [р], [р’], [л], [л’], карточки на определение места звука в слове, конверты со слогами, буквами, звуковые схемы.
Ход занятия
I. Организационный момент.Логопед приветствует детей на ковре и раздает карточки с напечатанными названиями водного и воздушного транспорта.
Логопед. Мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие по морю. Но прежде прочитайте названия водного и воздушного транспорта на своих карточках.
Дети читают слова: лодка, катер, баржа, самолет, вертолет, плот, ракета, ледокол, пароход, теплоход, планер, шлюпка, фрегат.
Логопед. В названиях транспорта были звуки [р], [р’], [л], [л’]. Они будут нашими талисманами в путешествии на парусной лодке.
2. Сопряженная пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
Логопед. К путешествию нам надо подготовиться и выполнить упражнения.
«Лодка» и «Удочка» (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед).
«Лодочка» и «Гребем веслом» (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик) от приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта).
«Теплоход» и «Пароход гудит» (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. Приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход).
«Лодка с парусом» (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. Кончик языка поднять за верхние зубы).
3. Дыхательная гимнастика
Логопед.
Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, раки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…».
Дети выполняют упражнение 6-8 раз в каждую сторону.
4. Артикуляция звуков по схеме.
Дети проходят на свои места за столом. На подставке расположено изображение моря. Плоскостное изображение парусной лодки прикрепляется к картине двумя магнитами с лицевой и обратной стороны картины.
Логопед. Наша парусная лодка отплывает от причала. Расскажите, чем похожи звуки [р], и [л]?
Дети. Звуки [р], и [л] согласные, твердые, звонкие, кончик языка находится вверху за зубами.
5. Пролив «Мелодия звуков»
Логопед. Мы подплыли к проливу «Мелодия звуков». Чтобы плыть дальше, нам надо правильно проговорить чистоговорки.
Ри-ре –ри – в море корабли.
Ло-ла –ло – у лодки есть весло.
Ла- ло- ла - вот высокая скала.
Ло-ла-ло - на улице тепло.
Ре-ри-ре - стоит домик на горе.
Ры-ру-ры - нас кусают комары.
Оль-уль-оль - мы купили соль.
Арь-ирь-арь - на стене висит фонарь.
Ра-ру-ра - тебе спать пора.
6. Скалы «Перемен».
Логопед передвигает изображение лодки.
Логопед. Наша парусная лодка подплыла к скалам «Перемен». На скале звук [л] заменяется на звук [р] и слова звучат иначе.
Логопед произносит слово со звуком [л], а дети заменяют его на звук [р] и произносят слово.
дал - дар
бал - бар
жил - жир
стал - стар
пил - пир
булки - бурки
жалко - жарко
Логопед. На другой скале звук [р] заменяется на звук [л].
Логопед произносит слово со звуком [р], а дети заменяют его на звук [л] и произносят слово.
рак – лак
ров – лов
рот – лот
рама – лама
рожь – ложь
город – голод
7. Море «Потерянных звуков»
Логопед передвигает изображение лодки.У каждого ребенка на столе по три картинки и карточка с обозначением места звука в слове.
Логопед. Наша парусная лодка находится в море «Потерянных звуков». Нам надо найти место звуков [р], [р’], [л], [л’] в слове.
8. Течение «Звуков»
Логопед. Мы плывем по течению «Звуков». Подберите к каждой картинке звуковую схему.
9. Упражнение «В море»
Дети становятся в круг на ковре и выполняют упражнение.
Над волнами чайки кружат,
(Скрестить большие пальцы, помахать ладошками).
Полетим за ними дружно.
(Пальцы соединить в замок).
Брызги пены, шум прибоя
А над морем - мы с тобою!
(Помахать руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
(Волнообразные движения руками)
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Плавательные движения руками).
10. Остров «Брошенных слов»
Логопед передвигает изображение парусной лодки.
Логопед. Наша лодка подплыла к острову «Брошенных слов». Составьте предложения из слов, которые я произнесу.
Логопед называет слова, дети составляют правильно предложения.
Логопед. Летать, море, над, чайки.
Дети. Чайки летают над морем.
Логопед. Море, плавать, рыба, в, огромная.
Дети. Огромная рыба плавает в море.
Логопед. Трап, матросы, на корабль, подниматься, по.
Дети. Матросы поднимаются на корабль по трапу.
11. Водопад «Заколдованных слов»
Логопед передвигает изображение парусной лодки. У детей карточки с зашифрованными словами.
Логопед.
Разгадайте слова на карточках и составьте предложения с этим словом.
Дети составляют предложения с разгаданными словами, называют количество слов в предложении.
12. Залив «Перепутанных слогов»
Логопед передвигает изображение парусной лодки. У каждого ребенка в конверте карточки со слогами.
Логопед.
На озере «Перепутанных слогов» составьте слова.
Дети составляют слова из слогов.
13. Озеро «Рассыпанных букв»
Логопед передвигает изображение парусной лодки. У каждого ребенка конверт с буквами.
Логопед. В озере «Рассыпанных слов» из букв составьте слово.
Дети составляют слова из букв:
к, р, а; у, р, к, а; т, а, р, а, п; а, м, р, а; я, б, р, у; р, е, о, м; о, р, з, а; ы, р, у, к; а, п, р, е; р, м, е, к; к, е, а, р; б, а, ы, к, р.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
начальная школа детский сад «Ивушка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по обучению грамоте «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л.»
Лексическая тема: День Защитников Отечества
для детей подготовительной группы
подготовила учитель-логопед
Мельникова Наталья Ивановна
г. Новый Уренгой
2013
ЦЕЛЬ: Познакомить детей со звуками Л, Ль, и буквой Л. Активизировать словарь по лексической теме «День защитников Отечества».
ЗАДАЧИ: Образовательные:
Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков [л] — [л’], буквой ЭЛ;
Формировать умение различать звуки [л] — [л’] по акустическим и артикуляционным признакам;
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематическое восприятие;
Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
Активизировать речевую деятельность детей по теме «День защитников Отечества»
Отработать навык подбора синонимов;
закрепить правильное произношение звуков [л] — [л’] в слогах и словах.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма и чувство гордости за Российскую армию.
Формировать желание быть сильными, смелыми, храбрыми и отважными.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто услышит свое имя…….
2. Артикуляционная гимнастика (проводится перед зеркалом):
«Улыбочка»
— Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок»
— Вытягивание сомкнутых губ вперёд.
«Улыбочка-хоботок» — попеременно
Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!
«Качели»
— Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку,
А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.
«Вкусное варенье»
— Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык широкий, боковые края языка касаются углов рта).
Губка верхняя в варенье Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придётся Будто нету других дел.
«Маляр»
— Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.
Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
«Лошадка»
— Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!
3. Знакомство с новой темой.
Скажите, какой праздник мы отмечали 23 февраля? (день Защитников Отечества)
Кто такие Защитники Отечества? (люди, которые защищают Родину: солдаты, пограничники, летчики…)
Какими качествами должны обладать эти люди? (смелость, ловкость, храбрость, сила).
Кто самый внимательный и скажет мне, какой звук есть в каждом слове: СИЛА, ЛОВКОСТЬ, СМЕЛОСТЬ (звук Л)
Кто догадался, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться? (звук Л)
Характеристика Звука: Согласный, Звонкий, Может быть твердым, может быть мягким. (большой самолет летит ЛЛЛЛЛЛЛ, Маленький — ЛЬЛЬЛЬЛЬЛЬЛЬ)
Где находится язык, когда мы произносим звуки Л, ЛЬ? (за верхними зубами)
Знакомство с буквой Л.
4. Развитие фонематического слуха:
Повторить звук Л(ЛЬ) столько раз, сколько я топну ногой, хлопну в ладоши, кивну головой, стукну рукой…)
Повтори слоги (отраженно):
ла-ла-ла — ля-ля-ля
ло-ло-ло — ле-ле-ле
лу-лу-лу — лю-лю-лю
лы-лы-лы — ли-ли-ли
Повтори чистоговорки:
ла-ла-ла — у самолета два крыла
ло-ло-ло — сломано крыло
лу-лу-лу — слава генералу
лы-лы-лы — воины сильны
ли-ли-ли — танки в бой пошли
лю-лю-лю — Родину люблю
ле-ле-ле — вертолеты вдалеке
5. Зрительная гимнастика.
Сейчас мы с вами отправимся в полет на большом самолете. Проследить глазами его путь. Наша первая остановка называется «Сигнальщик»
6. Игра «Сигнальщик»
Цель: учить различать звуки [л] — [л’] в словах по акустическим признакам.
Детям необходимо определить, какой звук твердый или мягкий находится в словах и поднять соответствующую картинку (синий или зеленый колокольчик).
Слова: Самолет, солдат, крыло, вертолет, лодка, корабли, генерал, бинокль, причал, тельняшка, двигатель.
7. Игра «Кто это?»
Цель: развитие логического мышление, расширение словаря по теме «День защитников Отечества».
Следующая наша остановка называется «Кто это?»
1 .Кто, ребята, на границе
Нашу землю стережет?
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно весь народ? (Пограничник)
2 .Кто плывет на корабле?
Он не тоскует о земле.
Он с ветром дружит и волной
Ведь море-дом его родной.
Так кто ж, ребята, он такой (Моряк)
3 .Самолет парит, как птица,
Там- воздушная граница.
На посту и днем и ночью
Наш солдат- военный… (летчик)
4 . Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы.
Та машина в поле чистом
Управляется…( танкистом)
С парашюта прыгает……
В разведку идет …..
На вертолете летает….
В десантных войсках служит ….
8. Пальчиковая гимнастика.
Не допустят к нам войну (обе ладони от себя)
Защитят свою страну (руки соединить перед собой)
Пограничник, вертолетчик (загибать пальцы, начиная с мизинца)
Врач военный и танкист,
А еще десантник, летчик,
Снайпер и артиллерист.
9. Остановка «Двойной противник.»
Цель: закрепить умение подбирать антонимы к словам.
— Нужно в словосочетании поменять оба слова на противоположные:
Холодная зима - теплое лето.
Длинный день - короткая ночь.
Грустный мальчик - веселая девочка.
Смелый друг - трусливый враг.
Горькая правда - сладкая ложь.
Маленький карлик - большой великан.
Правдивый мудрец - лживый глупец.
Скучное начало - интересный конец.
10. Остановка «Ребус»
Цель: развитие звукового анализа, закрепление умения составлять звуковую схему слова.
Отгадать зашифрованное слово.
первая буква слова находится в верхнем левом углу
вторая — в нижнем правом углу
третья — в верхнем правом углу
четвертая — в нижнем левом углу
пятая — под буквой, которая находится в верхнем левом углу
шестая — под буквой, которая находится в верхнем правом углу.
Какое слово получилось? (солдат) Сделаем его звуковой анализ, разделим на слоги и поставим ударение.
Составить предложение с этим словом.
11. Итог занятия:
«Да или нет?»
Я проверю, какие Вы внимательные!
— Наша армия сильна? (Да)
— Защищает мир она? (Да)
— Мальчишки в армию пойдут? (Да)
— Девочек с собой возьмут? (нет)
— Стоит летчик на границе? (нет)
— Он летает выше птицы? (Да)
— Мы праздник с вами отмечали? (Да)
— Мам, девчонок поздравляли? (Нет)
— Мир важней всего на свете? (Да)
— Знают это даже дети? (Да)
Список используемой литературы:
Кузнецова Е.В. , Тихонова И. А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2008. -128с.
33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)/ Авт.-сост. А.В. Никитина.- СПб.: КАРО, 2008.-128с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Пособие для логопедов. – М.: издательство ГНОМ и Д, 2005. -80с.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки «Л» и «Ль»
Автор занятия: учитель-логопед: Самсонова А. П., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» автозаводского района городского округа Тольятти.
Цель:
Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.
Задачи:
Дифференциация звуков Л и ЛЬ;
Совершенствование навыка деления слов на слоги;
Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;
Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, силы голоса, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, мелкой, Общей и артикуляционной моторики, дыхания;
Координация речи с движением.
Продолжительность занятия:
Вид занятия:
Фронтальное.
Тип занятия:
Закрепление материала.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Артикуляционная гимнастика: «Покусаем язычок: та-та-та и пя-пя-пя», «Лошадка». Дыхательное упражнение «Пароход гудит».
II. Основная часть занятия
Игра «Доскажи словечко»
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!
Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)
Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)
Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)
Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)
Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)
Какой первый звук в слове «лапки»? («л»)
Характеристика звука «Л»
Звук «л» - согласный, твёрдый, звонкий. Язычок находится между зубами.
Отличие согласных звуков от гласных
Гласные поются, тянутся и, когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.
Игра «Чей самолёт дальше улетит?»
«Л» - песенка самолёта, который летит высоко за облаками.
Расправив руки – крылья, «полетать», произнося звук «л».
Игра «Большой и маленький самолёты»
Складывание из бумаги двух самолётиков разного размера.
Объяснить, что большой самолёт гудит громко - «л»,
а маленький самолётик гудит тише и нежнее - «ль».
а) Дети поднимают большой самолёт – называют звук «л».
Поднимают маленький самолётик - произносят звук «ль».
б) Логопед показывает большой или маленький самолёты – дети произносят соотвествующие звуки.
в) Логопед произносит мягкие и твёрдые звуки, дети поднимают самолёты разной величины.
Игра «Повтори за мной»
Воспроизведение пар и цепочек слогов.
ЛА-ЛЯ ЛА-ЛА-ЛЯ ЛА-ЛЯ-ЛА-ЛЯ
ЛО-ЛЁ ЛО-ЛО-ЛЁ ЛО-ЛЁ-ЛО-ЛЁ
ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛЮ-ЛУ-ЛЮ
ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ-ЛИ
ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЕ-ЛЭ-ЛЕ
Игра «Угадай, какой колокольчик звенит?»
Большой колокольчик звенит вот так: «ла-ла-ла», а маленький – «ля-ля-ля». Какой колокольчик звенит?
Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.
Игра «Определи, где находится звук «л» в словах»
Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов:
лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел, палатка, пчела, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.
Игра «Слоговой аукцион»
Придумайте как можно больше слов со слогом:
ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.
ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.
лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.
Подвижная игра «Самолёты»
Самолёты загудели. (Вращения руками перед грудью)
Самолёты полетели.
На поляну тихо сели.
(Присели, руки на коленях)
Вновь над лесом полетели.
(Руки в стороны, бег по кругу)
Звуковой анализ слов
Используются слова: лапа, липа.
а)
Работа со звуковыми линейками. Интонирование каждого звука в слове.
б)
Какой первый звук в слове «лапа»? («л»)
Какой второй звук в этом слове? («а»)
Какой третий звук в слове «лапа»? («п»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой четвёртый звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)
Сколько гласных звуков? (Два)
Сколько согласных звуков? (Два)
в)
Аналогичная работа со словом «липа».
Игра «Магазин игрушек»
Детям даётся задание – купить в магазине игрушку, в названии которой два или три слога. Игрушки, имеющие название из двух частей, дети раскладывают на полках слева, из трёх частей – справа.
Игра «Узнай пословицу»
В каждом из нескольких конвертов по 2 картинки. Нужно их назвать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе.
Шило, мешок: шила в мешке не утаишь.
Иголка, нитка: куда иголка, туда и нитка.
Волки, лес: волков бояться – в лес не ходить.
Камень, вода: под лежачий камень и вода не течёт.
Пчела, мёд: одна пчела много мёду не наносит.
Игра «Проговори чистоговорку»
Мы учим звук «л»: ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Яблоко, дятел, палатка, пчела,
Ласточка, платье, ложечка, стол,
Лампа, малышка, кукла, футбол.
Игра «Повтори скороговорку»
Нужно произнести скороговорку сначала шёпотом, затем тихо, голосом средней силы и, наконец, громко (в умеренном темпе):
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла,
Мила мыло не любила,
Не любила, но не ныла.
Итог занятия
Воспитатель подводит итог занятию и раздаёт призы.
Иванова Е.Ю., учитель-логопед МБДОУ “Детский сад №23 комбинированного вида” г.Гатчина Ленинградская область.
Тема. Звуки [л], [л`]. Буква Л.
Дикие животные (закрепление).
Цель. Познакомить со звуками [л], [л`] и буквой Л.
1). Уточнить правильную артикуляцию звуков [л], [л`];
2). Учить выделять звуки [л], [л`] из слов, давать их
характеристику;
3). Закрепить умение определять место звуков [л], [л`] в словах;
4). Закрепить умение дифференцировать звуки: гласные и
согласные, согласные твердые и мягкие;
5). Совершенствовать навык звукового анализа слов из 3-ёх
6). Совершенствовать умение отбирать картинки и
придумывать слова с заданным звуком;
7). Совершенствовать навык деления слов на слоги;
8). Систематизировать знания о диких животных;
9). Упражнять в образовании названий детенышей диких
животных, притяжательных прилагательных (лисий, заячий…)
10). Работать над речевым дыханием, дикцией, интонационной
выразительностью речи;
11). Учить отгадывать загадки;
12). Развивать зрительное и слуховое внимание, память;
13). Развивать мелкую моторику;
14). Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к
занятиям.
Оборудование: Фланелеграф, наборное полотно, предметные
картинки на звуки [л], [л`] кружки для
звукового анализа красного, синего и зеленого
цветов, пособие для определения места звука в
слове, картинки с изображением диких
животных, пластмассовый трафарет “Дикие
животные”, карандаши, мяч.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Постановка цели занятия.
- Артикуляторная гимнастика:
- Повторение и закрепление изученного материала.
Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь на свои места и приготовьтесь внимательно слушать. Пособия, которые лежат у вас на партах, будете брать только тогда, когда я вас об этом попрошу.
Посмотрите, кто пришел к нам на занятие. (Мишка)
Мишутка тоже хочет быть грамотным и научиться читать, а еще он хочет посмотреть, что вы знаете и чему вы уже научились. Если вы будете хорошо заниматься, то в конце занятия у Мишутки есть для вас сюрприз.
Будьте внимательны и старайтесь быстро и правильно выполнять все задания.
Но сначала нам нужно потренировать наши язычки.
Упражнение на дыхание “Подуй на травку”;
Пение гласных;
Упражнение “Лесенка”;
Самомассаж языка;
- “Улыбочка-трубочка”;
- “Лопата – иголочка”;
- “Качели”;
- “Футбол”.
а) Дифференциация гласных и согласных звуков:
На фланелеграфе 2 домика: красный и синий.
В каком домике живут гласные звуки? (в красном)
Какие гласные звуки вы знаете?
В каком домике живут согласные звуки? (в синем)
Какие согласные звуки вы знаете?
Посмотрите на картинки на доске, определите первый звук в словах и
поселите картинку в нужный домик, в зависимости от первого звука.
Объясните свой выбор.
(Картинки: арбуз, утка, индюк, ножницы, торт, сыр, машина)
б). Выделение звука [л], его характеристика, обозначение.
Отгадайте загадку:
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук)
Какой он? Почему? Дайте его характеристику. (согласный, твердый)
Каким цветом будем обозначать звук [л]? (синим)
в). Отбор картинок со звуком [л].
Среди картинок на доске выберите только те, в которых есть [л], и положите их в шкатулку.
(Картинки: лошадка, лыжи, яблоко, юла, вилка, ёлка, лук, стол, дом, жук, шишка)
г). Определение места звука [л] в словах.
А сейчас я буду доставать картинки из шкатулки, а вы определите место звука [л] в словах и отразите это на опорной схеме.
(лошадка – я слышу звук [л] в начале слова
стол – я слышу звук [л] в конце слова
вилка – я слышу звук [л] в середине слова)
д). Выделение звука [л`], его характеристика, обозначение.
Отгадайте загадку:
Круглый, желтый, кислый он,
Называется…..(лимон).
Определите первый звук в этом слове.
Какой он? Почему? Дайте его характеристику. (согласный, мягкий)
Каким цветом будем обозначать звук [л`]? (зеленым)
е). Дифференциация звуков [л] – [л`]
Посмотрите на наборное полотно: в верхнем ряду располагаются слова с твёрдым согласным [л], а в нижнем с мягким [л`].
Расположите правильно картинки.
(Картинки: лампа, ложка, луна, белка, вилка, молоток
лиса, лимон, корабль, самолёт, телевизор)
Физкультминутка. “Пальцы – дружная семья”
ж). Конструирование буквы Л
Звуки [л], [л`] обозначаются буквой Л.
На что похожа эта буква?
Сконструируйте букву Л из цветных полосок бумаги.
з). Чтение слогов с буквой Л.
А сейчас прочитаем слова с буквой Л по “ромашке”.
(ла, ло, лу, лы, ли)
и). Звуковой анализ слов.
Составьте схемы слов:
Л У К Л Ю К
Сколько звуков в слове ЛУК? Сколько слогов в слове ЛУК?
Сколько звуков в слове ЛЮК? Сколько слогов в слове ЛЮК?
к). Повторение скороговорки на звуки [л], [л`].
Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавкой искать было лень.
Искала булавку весь день.
5. Лексическая тема. “Дикие животные”.
а). Вспомните диких животных, в названии которых есть звук Л.
(Белка, лось, волк.).
Каких еще диких животных вы знаете?
б). Образование слов-названий детенышей диких животных.
(Игра с мячом).
У волка-…………..
У зайца-…………..
У лисы-…………..
У медведя-……….
У ежа-…………
У лося-………….
в). Игра “Чей хвост, чьи уши?”
У волка хвост (чей?)…………..
У зайца уши (чьи?)-…………..
У лисы хвост (чей?)-…………..
У медведя хвост (чей?)-……….
7. Развитие мелкой моторики. (работа с трафаретами)
Рассмотрите трафареты с изображениями диких животных. Обведите и заштрихуйте только тех зверей, в названии которых есть звук [Л]
8.Подведение итогов занятия.
Дифференцированная оценка деятельности детей