Болезни Военный билет Призыв

Коренные жители Америки — Индейцы. Американские индейцы: мифы и реальность

Самые известные названия племен, такие как команчи, сиу, ирокезы, апачи и др. не являются самоназваниями, а словами из языков окружающих племен и означают они разные вариации слова "враг" - змеи, гадюки, тот кто на меня нападает, тот кто меня убивает и т.д. Эти племена и их союзники оказали самое яростное сопротивление колонизаторам поскольку сами были захватчиками и третировали, изгоняли с охотничих угодий другие племена и не желали так просто отдавать завоеванное. У команчей, например, даже существовало что-то вроде своей собственной империи - Команчерия - территория безоговорочно принадлежащая им и даже отмеченная на испанских картах 17-18 веков. До англо-американской колонизации Команчерия занимала территорию трех современных штатов: Техас, Оклахома и Нью-Мексико. К слову, команчи на языке жестов, универсальном способе общения, понятном всем обитателям равнин, обозначались волнообразным движением руки – змеи.

То что мы сейчас называем прической "ирокез", сами индейцы называли скальповой прядью. Это было своего рода вызовом врагу - очень удобно схватиться за клок волос на бритой голове и срезать скальп, а ты попробуй, сделай!

По договору 1868 года горы Блэк Хилс - Черные Холмы были навечно отданы индейцам сиу. Но в 1870-х годах там нашли золото и поток белых хлынул на индейские земли. Чтобы избежать неприятностей с индейцами, правительство выслало к ним комиссию для переговоров о продаже Черных Холмов. 20 сентября 1875 года комиссия собралась под большим брезентовым навесом укрепленном между тополями посреди холмистой равнины. 120 кавалеристов выстроились в шеренгу, охраняя членов комиссии. Вскоре на гребне ближайшего холма закипело облако пыли и отряд индейцев галопом прискакал к месту совета. Воины были одеты и раскрашены для битвы, стреляли в воздух из ружей и издавали боевые кличи. Затем они рысью отъехали в сторону и выстроились напротив кавалеристов. На холме показался следующий отряд. Так племя за племенем прибывали воины сиу. Среди индейцев не редко попадались воины одетые в элементы солдатской формы - синие куртки и широкополые армейские шляпы. Было очевидно, что они их приобрели вовсе не на распродаже в военторге. Один из отрядов прибыл под звуки армейского горна и сделал несколько разворотов строем, демонстрируя выучку не хуже армейской. Вскоре огромный круг из нескольких тысяч воинов сомкнулся вокруг не на шутку напуганных членов комиссии и солдат. Это была неприкрытая демонстрация силы и готовности сражаться за свою землю до конца. Переговоры ни к чему не привели и началась война за Черные Холмы, последняя большая война сиу.

Странная дружба существовала между племенами кроу и кайова. Видимо первоначально оба племени обитали на севере США, возле Скалистых гор, в районе рек Миссури и Йелоустоун. Но потом кайовы откочевали на юг, ближе к границе с Мексикой, а кроу остались на северных равнинах, где со временем стали одним из самых могущественных, воинственных и богатых лошадьми племен. И тем не менее связь между племенами не прервалась. Этой дружбе не помешал даже тот факт, что со временем племена оказались во враждующих лагерях - кайовы вели неприкращающиеся войны с белыми поселенцами, в то время как кроу стали союзниками армии США и поставляли туда скаутов.. Кроу всем племенем регулярно отправлялись в длительное кочевье за тысячи км, через земли враждебных племен, чтобы погостить у своих друзей кайовов. Племена отдавали друг-другу детей на воспитание и вместе ходили в набеги на сотни км вглубь Мексики, доходя даже до Мексиканского залива.

В воинской практике индейцев Великих Равнин прикоснуться к живому врагу и при этом самому остаться в живых, считалось большим подвигом чем убить врага. Такое прикосновение называлось ку (от французского соup - удар.) Ку мог наносится как рукой, так и любым другим предметом - плеткой, луком, палицей или даже веткой дерева. Каждый воин вел подсчет своих ку, и долгими зимними вечерами воины у костров вспоминали свои подвиги и рассказывали о них друг-другу. Для подсчета использовали специальные шесты на которых делались зарубки или прикреплялись орлинные перья, соответствующие каждому такому подвигу. Смысл межплеменных столкновений часто сводился не к тому чтобы уничтожить врага, но к тому чтобы показать собственную удаль

Пример индейской внешней политики: мощное и многочисленное племя команчей, расширяя границы своих владений, неизбежно столкнулось с более мелкими, раздробленными, однако не менее воинственными племенами апачей. Одними из первых испытали на себе агрессию команчей липан-апачи. С другой стороны на них постоянно давили испанцы, пытаясь всеми способами избавится от непоседливых соседей. В число этих способов входило и обращение апачей в христианство. Липаны согласились принять крещение с условием, что испанцы построят им две миссии. Вот только место для строительства они указали на землях, уже облюбованых команчами. Испанцы строят две миссии. Через короткое время команчи их сжигают, убивая миссионеров. Испанцы начинают полномасштабную войну с команчами. Апачи наблюдают как дерутся их враги, спокойно покуривая трубки и под шумок вырезая и грабя и тех и других.

Одного офицера, американской армии, который успел повоевать и в Африке с зулусами и с индейцами в Амерке, как-то раз попросили сравнить воинов различных народов. Он ответил, что если бы на равных условиях столкнулись отряды апачей и африканских дикарей, последние были бы мгновенно перебиты, так и не поняв, куда, собственно подевались их скальпы; индейцы равнин успели бы понять случившееся, однако результат оказался бы тем же. На юго-западе США бытовала поговорка: всегда будь на стороже! Если ты не видишь апачей, это вовсе не значит, что апачи не видят тебя.

Конокрадство у равнинных индейцев было чем-то вроде национального вида спорта. Существовал отдельный вид военных походов - набег за лошадьми, в который воины отправлялись пешком, а в случае удачи возвращались верхами. В каждом племени были свои "чемпионы" - лучшие конокрады, которые пользовались всеобщим уважением. Индейцы занимались конокрадством и после окончания межплеменных войн, вплоть до начала 20-го века. Иногда их ловили, судили и сажали в тюрьму. Воин племени бладов Черный Кролик, отсидел положенный срок и возвращался домой, в родное стойбище. Власти даже оплатили ему билет на поезд до города Браунинга, штат Монтана, откуда он должен был пешком добраться до резервации. Однако по пути ему встретился караван переселенцев. Черный Кролик дождался темноты, прокрался в лагерь белых людей и, дабы не утруждать ноги долгим путешествием, увел оттуда четвероногий транспорт. Так, отсидев несколько лет в тюрьме за конокрадство, Черный Кролик благополучно вернулся домой на ворованной лошади.

1. Индейцы племени тараумара считают, что их создал бог из чистой глины, а белых людей создал дьявол из смеси глины с золой, и потому рай для белых — это ад для тараумара.

2. Валлийский принц Мадог ап Оуайн Гвинед, согласно легендам, в 1170 году плавал в Новый Свет и встречался с индейскими племенами.

3. Среди предков Джонни Деппа , Квентина Тарантино, Кевина Костнера, Кэмерон Диас, Томми Ли Джонса, Тори Амос и Чака Норриса были индейцы племени чероки.

4. Пирамиды-святилища Тукуме имеют природное происхождение.

5. Принцесса Анджелина зарабатывала на жизнь стиркой белья и плетением корзин.

6. В финале каждого представления драмы «Рабиналь-ачи» индейцы майя убивали одного из актёров на жертвеннике.

7. Католик Сиэтл в своей знаменитой речи ссылался на авторитет индейских богов.

8. Жители Таос-Пуэбло до сих пор проживают в многоэтажных глинобитных крепостях, построенных около 1000 лет тому назад.


9. Ряд действующих решений Верховного суда США предполагают, что правом на землю обладает правительство «открывшей» её страны, а не местное население.

10. Коренные жители Патагонии в торговле нередко использовали валлийский язык.

11. Охранники, захороненные вместе с жившим 1800 назад правителем Сипана, подверглись ампутации ног, чтобы не сбежали из могилы.

12. Индеец, поднявший флаг США на Иводзиме, скончался из-за алкоголизма.

13 В народе квакиутль член племени, беря в долг у другого индейца, может оставить в залог своё имя. Пока долг не будет возвращён к должнику нельзя обращаться по-имени.

14. У десантников Армии США существует традиция выкрикивать имя Джеронимо (вождя апачей) в момент прыжка с парашютом.

15. Немецкий принц Максимилиан и художник Карл Бодмер в 1832-1834 годах совершили путешествие вверх по Миссури и провели лето в племени черноногих.

16. Исследования Л. Морганом матриархата у ирокезов стали важным звеном при создании марксистской концепции эволюционизма.

17. Индейцы Чероки так же были рабовладельцами (крупнейшими среди индейцев) и на их территории нередко происходили восстания, крупнейшее из которых произошло в 1842 году.

18. Индейцы-пауни, служившие скаутами в армии США, часто надевали американские мундиры и шляпы, чтобы спровоцировать нападение на себя враждебных сиу, шайеннов, арапахо или каких-то других индейцев.

19. Так как те предпочитали избегать сражений со скаутами-пауни, которые были вооружены револьверами и многозарядными ружьями, но не боялись атаковать такое же количество американских кавалеристов.

20. У команчей существовала традиция, по которой они, после каждого набега, наряжались в трофейную одежду.

Нередко ей оказывались женские корсеты, котелки, фраки, цилиндры и т.п., что сильно контрастировало с боевым раскрасом и вооружением воинов команчей.

21. У некоторых групп «краснокожих» цвет кожи может иметь голубоватый оттенок.

22. 99% индейцев имеют первую группу крови (80% у индейцев Северной Америки) и положительный резус-фактор.

23. У некоторых индейских народов (салиши, чинуки, кутанаи на западе и чокто и билокси на востоке) существовала практика — уплощение головы (англ.). Такая же практика существовала в Древнем Египте.

Америка, штат Аризона, красные скалы, пустыня, кактусы, февраль, +28 С, пронзительно синее небо и ослепительно белое солнце, ни одного облачка. Такую погоду местные называют скучной, потому что каждый день одно и тоже… Я со своим другом Джоном еду на джипе на Белые Горы — священные земли племени Апачи, где расположены резервации. Каких-то 50 минут и мы из лета попали в зиму: кругом снег и сосны, как будто и не было никаких кактусов…

Как живут сегодняшние индейцы?

У меня, как и у большинства русских людей, видевших индейцев только в кино, было впечатление, что индейцы в резервациях живут в «вигвамах» (правильное название «типи») и ходят в кожаных одеждах с перьями. Каково же было моё разочарование, когда, попав впервые в резервации, я увидел полуразвалившиеся хижины типа тех, что в русских деревнях, покосившиеся заборы, ржавые автомобили, ухабистые дороги, покрытые хламом и старыми покрышками, и пьяных широколицых (вроде наших бурят) мужиков в джинсах и бейсболках, с бутылкой в руке… «Бог ты мой - подумал я – да прям как в русской деревне! Может это у нас в России одна большая резервация?» К счастью я побывал в разных резервациях и в общей сложности в четырёх племенах – Апачи, Хопи, Навахо и Зуни. И вот что я отметил: в тех племенах, где индейцы сумели сохранить свою коренную культурную традицию, духовность, не было проблем с пьянством. Спивались только там, где традиции были утрачены. Меня осенило! У нас в России та же ситуация - в деревнях народ спивается потому, что не сохранил традиций коренной, родовой культуры жизни на земле.

Резервации

Въехать на территорию большинства резерваций может каждый - сейчас там нет никаких заборов или ограждений, стоит только знак при въезде: «Земля Зуни», или «Земля Хопи». Но остаться в резервациях вы можете, только если там есть друзья. Индейцы не заводят случайных знакомств. Необходимо, чтобы тебя представил хороший друг, тогда ты попадаешь в свою семью. Меня с индейцами познакомил мой друг Джон. Он белый, но много лет работал в благотворительной организации на территории разных резерваций. Джон близко дружил с несколькими индейскими семьями. Меня индейцы сразу приняли за своего. Видимо, русский дух во мне был созвучен с индейским, и они это чувствовали. Чем ближе я знакомился с культурой и духовностью индейцев, тем больше ощущал глубину этой традиции, её близость с традициями наших предков славян.

В некоторых племенах до сих пор из уст в уста передаётся история о том, как их предки пришли из Сибири. Традиционные жилища у племён Хопи и Навахо – это шести- и восьмигранные срубы с отверстием для дыма в центре конусообразной крыши. Точно такие же традиционные дома у коренных жителей Алтая. Но большинство индейцев в резервациях всё-таки живёт не в традиционных жилищах, а в «караванах» - вагончиках, стационарно установленных на блоки, или в «бунгало» - дешёвых каркасных домиках.

Обычную американскую пищу в США, на мой взгляд, есть невозможно. В резервациях же приготовленная индейцами еда была очень вкусная и похожа на нашу. Недаром ставшая традиционной для россиян картошка пришла именно от индейцев. От них же к нам пришли помидоры, кукуруза, тыква и табак. Табак – это пример ошибочного использования традиционного продукта. Ведь индейцы курят табак только во время молитвы. Один индеец сказал мне, что если бы все курильщики молились, когда курят, мы жили бы в совершенно другом мире.

Интересно, что развевающийся флаг Соединённых Штатов на территории резерваций можно увидеть куда чаще, чем на остальной территории США. При этом законы США на землях резерваций не действуют. Поэтому в резервациях находят прибежище сбежавшие от правосудия США правонарушители, что значительно увеличивает там уровень преступности. По этой же причине там часто можно увидеть Казино, которые запрещены на большей части Америки. На территории каждого племени имеется своя полиция и действуют свои законы. Обычно в резервациях запрещается фотографировать. Но несколько фотоснимков я сделал, с разрешения индейцев.

Традиции

Как и у древних славян, практически вся обрядовая жизнь индейцев связана с солнечными и лунными циклами. Так, точки летнего и зимнего Солнцестояния, весеннего и осеннего Равноденствия в их традиции являются ключевыми и определяют весь ход их жизни. Согласно лунному циклу индейцы обычно проводят обряд «светлодч» («Sweat Lodge», или, на индейском, «нипи»). Они обижаются, если этот обряд кто-нибудь называет индейской баней. В «светлодче» не моются и не парятся, хотя там поддают водой на горячие камни, как в бане. В «светлодче» молятся. Индейцы молятся за родных, за друзей, за врагов, за свой народ и за всё человечество. У них не принято молиться только за себя. При этом в светлодче может быть такая высокая температура, что её можно выдержать только в состоянии молитвы. Это обряд внутреннего и внешнего очищения. Перед входом в светлодч необходимо очиститься через окуривание дымом полыни. Полынь для индейцев – одно из самых священных растений, запах которого изгоняет нечистое из жилища, из физического и тонкого тел человека.

Отношение к стихиям – земле, воде, огню и воздуху – у индейцев трепетное, как к живым сущностям. Например, бросить мусор в пламя домашнего очага считается недопустимым, пренебрежительным отношением к огню и к дому.

Индейцы народ немногословный. Только они могут выражаться так лаконично, глубоко и поэтично даже на английском языке. «Walk your talk» - говорят они (переводить не буду, потому что так красиво не получится). Или фраза «Смотри в сторону Солнца и ты не увидишь тени» поэтично отражает их мировоззрение.

Когда в резервациях Навахо в каньоне Дэ Шей мы с Джоном отправились к индейскому святилищу, скале Пауку, нашим проводником был 82-летний индеец Джонси. Джон что-то долго спрашивал индейца и после многозначительной паузы Джонси ответил коротко: «Да». Потом Джон опять задавал какие-то вопросы, и каждый раз индеец отвечал просто «Да» или «Нет». Других слов из его уст я не услышал. Джонси провёл нас к скале Пауку, где по легенде обитал Дух Женщины-Паука, научившей индейцев Навахо плести, ткать и шить одежду. Паук, как и паутина, у индейцев является положительным образом. Индейские амулеты «ловушки снов» («dream catcher») сделаны в виде паутины. Такой амулет вешается на окно и считается, что ночью он пропускает только хорошие энергии, а плохие ловит в свои сети, чтобы снились только хорошие сны. Такие «ловушки снов» теперь продаются в магазинах этнических сувениров и в России. Но должен вас огорчить: практически все они сделаны в Китае. Так же как и русские матрёшки, которых я видел в магазинах этнических сувениров в Аризоне. Издалека они похожи на матрёшки…

Особое отношение индейцев к земле

Они говорят: «земля не принадлежит нам, мы принадлежим земле». Глубокая ответственность за землю и за всю Землю – неотъемлемая часть их духовной культуры. Танцы индейцев являются не просто духовной практикой, позволяющей танцору общаться с Великим Духом («Wakan Tanka»), но ритуалом самопожертвования, искупающим грехи всего человечества и восстанавливающим связь человека и природы. В таком ритуале танцор танцует без остановки от заката до восхода солнца несколько ночей подряд, что требует невероятной силы духа и мужества. Если танцор упал, это плохой знак – будет ураган, засуха или другой катаклизм. Индейцы точно знают, что природа зависит от них так же, как и они от природы. Они верят, что мир до сих пор держится благодаря их танцам, и что все землетрясения, болезни и катаклизмы на Земле из-за того, что люди потеряли связь с Природой и насилуют её.

Вот как звучит молитва индейцев племени Оджибва:

«Прародитель,

Посмотри на нашу разбитость.

Мы знаем, что во всём Творении

Только семья людей сбилась со Священного Пути.

Мы знаем, что мы - те, кто разделился

И мы - те, кто должен вернуться,

Чтобы вместе идти по Священному Пути.

Прародитель, Святой Единый,

Учи нас любви, состраданию, почтению,

Чтобы мы могли исцелить Землю и исцелить друг друга».

Для индейцев Природа – это священная живая книга, через которую Великий Дух общается с ними. Летящая птица, пробегающий зверь, порыв ветра, шум листвы, плывущее облако – всё это живые знаки-символы, которые индеец читает, как мы буквы и слова. Когда индейцы приветствуют друг друга, они говорят: «О метако ясень», что означает «все мои братья». Это же приветствие индеец произносит, когда входит в лес, подходит к озеру, или встречает оленя. Все существа в священном круге Природы для индейца братья.

Из истории

Когда на берегах Америки высадились первые белые, у них закончилась еда и они умирали от голода. Индейцы принесли белым еду, научили выращивать местные сельскохозяйственные культуры, и те выжили. Этот день теперь отмечается как самый большой праздник в Америке - День Благодарения. Более полувека после этого индейцы и белые жили в мире. У выходцев из Британии рождались здоровые дети и все они выживали, тогда как в самой Британии в те времена выживал только каждый восьмой ребёнок. Белые разрабатывали землю, занимались сельским хозяйством. Индейцы охотились. Шёл взаимный обмен продуктами. Потом белые огородили свои участки земли заборами. Но индейцы как будто не замечали заборов, продолжали свободно перемещаться через них в процессе охоты. Это не понравилось белым и они стали объяснять индейцам, что за забором их собственная земля. Вот тут всё и началось! Индейцы никак не могли взять в толк – как земля может быть чей-то собственностью? Как землю можно продать или купить? Началась война…

Что было с Америкой дальше, мы примерно представляем. Могу сказать, что выжить и сохранить свои традиции в основном удалось тем племенам, которые приняли христианство. Они просто включили христианство в свои традиции. В резервациях Навахо я посетил христианский храм. Храм был построен из брёвен в традиционной форме восьмигранника, вход с Востока, в центре конусообразной крыши было полутора-метровое отверстие в небо, под ним такое же отверстие в полу, там земля. «Небо и земля для нас священны» - объяснили мне индейцы. На стене висела икона Иисуса Христа. Христос был краснокожим, в набедренной повязке и с символом Солнца на благословляющей руке. Индейцы обратились к священным для них четырём сторонам света, Небу, Земле и начали молитву на языке Навахо со слов: «О, Иисус Христос, сын Бога, наш старший брат, приди к нам…»

Здесь я не удержусь и расскажу анекдот, который услышал от белых американцев: Один индеец попал как-то к высокопоставленному священнику. Тот учил индейца христианским заповедям, показывал распятье и иконы. Вдруг индеец заметил телефон у кресла священника. «А что это?» - спросил индеец. «А это прямой телефон к Богу» - ответил священник. «Правда? А можно попробовать?» - поинтересовался индеец. Священник почесал затылок и сказал: «вообще-то можно, только не долго, это дорогой звонок на большое расстояние…» Несколько лет спустя этот священник проезжал через резервации того индейца. Индеец был рад его видеть, показал ему деревню, местные обряды и традиции. Неожиданно священник заметил старый, обшарпанный телефон у ног индейца. «А это что?» - спросил священник. «А это… это прямой телефон к Богу» - сказал индеец. «А можно поговорить?»- спросил священник. «Да, конечно – сказал индеец - и можешь говорить сколько хочешь, это местный звонок…».

Большинство индейцев очень ревностно относятся к своим традициям и всячески берегут их от белых. Вот на эту тему расскажу уже реальную историю из жизни. Традиционно индейцы из разных племён встречаются на ежегодном празднике «Пау Вау». Обычно это проходит на стадионе, где есть трибуна со зрителями и площадка, на которой происходят разного рода игры, состязания, танцы и т.п. Все участники состязаний и танцев обычно одеты в традиционную одежду из кожи с бисером и перьями, как мы привыкли видеть в кино. Но большинство индейцев, сидящих на трибунах одеты как обычные американцы в джинсах, футболках и бейсболках. Среди зрителей есть и белые, т.к. это мероприятие открыто для всех. Так вот один белый, по видимому приверженец индейской культуры, сидел на трибуне в традиционной индейской одежде из кожи с перьями. Индейцы долго косились на него, потом не выдержали, подошли и сказали: «Слушай парень, нам не нравится, что ты носишь нашу национальную одежду. Иди, переоденься». Парень оказался не промах. Он переоделся в джинсы, футболку и бейсболку, вышел на площадку и обратившись к сидящим на трибуне индейцам сказал: «Ребята, мне не нравится, что вы одеты в мою национальную одежду. Идите, переоденьтесь…».

Но среди индейских шаманов встречаются и те, кто искренне делится глубиной своей традиции с белыми. Таким, например, является вождь Солнечный Медведь (Sun Bear), основавший известную общину «племя Солнечного Медведя», где в мире и согласии живут вместе индейцы и белые. Некоторые такие шаманы приезжают и в Россию, где общаются с приверженцами индейской духовной культуры – индеанистами. Русские индеанисты тоже ежегодно встречаются на своём «Пау Вау». Зрелище это, прямо скажем, ошеломляющее: поляна с десятками «типи» (вигвамов), все люди одеты в расшитые бисером кожаные индейские одежды, некоторые на лошадях с луками, томагавками и раскрашенными лицами. Индейские танцы и пение под удары бубна. Такого даже в кино не увидишь! Но без приглашения туда не стоит приезжать – индейцы (хоть и русские) народ суровый.

Индейцев называют коренными жителями Америки

Они действительно сохраняют свои корни, передавая традиции следующим поколениям. Для индейцев почитание предков - это не просто дань благодарности предыдущим поколениям, а непосредственная живая связь с духами предков, к которым они обращаются за помощью, поддержкой и советом. Индеец знает, что предки живут в нём, и он живёт в потомках. Поэтому для него нет смерти, он воспринимает единый поток жизни своего рода, отождествляя себя с ним, а не с отдельным промежутком времени величиной в жизнь. У индейцев отличное, от принятой в «белой» цивилизации, отношение к «смерти». Такое же отличное отношение у индейцев и к рождению. Так, например, в некоторых племенах днём рождения ребёнка считается не день его физического рождения, а день, в который ребёнок в первый раз засмеялся. Тот, кто увидел это и даёт ребёнку имя. Имя даётся таким способом – человек выходит на улицу и смотрит, что говорит ему Великий Дух через Природу: Танцующий Койот, Два Медведя (имя моего знакомого), или Играющий Ветер.

Как-то одна белая американка спросила меня: «А у вас там, в России есть коренные жители?» «Да – ответил я с гордостью – я, например!» Потом, когда я вернулся домой, в свою северную деревню - экопоселение Гришино, я задумался: «Какой же я коренной житель? Где мои корни?» К счастью, у нас ещё сильна родовая память и мы можем возродить и укрепить свои корни, свою связь с предками, традициями, родом. Это и происходит сейчас в российских экопоселениях, возрождающих утерянную связь Человека и Природы, место которой определили наши предки: ПриРоде человеческом.

Владислав Кирбятьев. Экопоселение Гришино

На момент прибытия европейцев к берегам Америки там жило коренное население - индейцы. Они ночевали в вигвамах и добывали себе пищу охотой. Это была самобытная нация, но затем их посетили «белые люди», которым добросердечные аборигены не дали умереть от голода. День Благодарения, любимый праздник американцев - память о тех давних событиях. Затем краснокожие сильно пожалели о своём гостеприимстве, но было уже поздно.

История развития индейских племён Америки удивительна. За тысячи лет до колонизации на Севере и Юге континента создавались и приходили в упадок целые народы. Некоторые города Центральной Америки были развиты очень сильно. По своему уровню они могли конкурировать с крупнейшей на тот момент Восточной империей. Но пришёл день, когда на землю краснокожих вступили люди из другого мира, и дальнейшие отношения сложились отнюдь не по мирному сценарию.

Ознакомьтесь с некоторыми малоизвестными и крайне интересными фактами о коренных жителях Америки - индейцах.

Что в имени тебе моем?

В названиях современных городов США и Канады угадывается настоящий индейский колорит

Многие штаты Америки, например, Аризона, Кентукки, Миссури получили свои названия в честь индейских имён.

Вкусное название

Индейцы всегда отдавали предпочтение мясной пище. Однако в некоторых племенах женщины занимались выращиванием овощей

«Барбекю» - это аравакское слово, которое переводится как «рамка с палочками».

Слова - отголоски прошлого

Гуакамоле - это мякоть авокадо, измельчённая в пюре

А вообще, в английском языке много слов позаимствовано от индейцев, например, «гуакамоле», «шоколад», «перец чили», «пончо».

Индейцы во время первой мировой

Во время Первой мировой войны многие державы оказались вовлечёнными в военные действия

Почти 8 тысяч коренных американцев воевали на фронтах Первой мировой войны, несмотря на то, что официально они не были признаны гражданами США.

Второе обретение своей родины

Этническое население Америки после колонизации притеснялось. Долго индейцы даже не имели статуса граждан той территории, на который родились они и их предки

Участие коренных жителей континента в Первой мировой войне в значительной мере определило подписание закона о гражданстве индейцев. С тех пор они официально стали жителями США.

История объединения

Соседние племена, постоянно враждовавшие между собою, были объединены благодаря гуронскому вождю, которого звали Деганавида

В 1600-х годах пять вражеских индейских племён объединились в одну могучую Конфедерацию Ирокезов.

Правление Лиги Ирокезов

Колонизация привнесла во внешний облик индейцев некоторые изменения. Коренные американцы начали отдавать предпочтение европейскому стилю одежды

Совет Конфедерации Ирокезов состоял из мужчин, которые выбирались на свой пост пожизненно. Однако в роли старейших, по материнским родовым линиям, выступали женщины - они могли назначать и снимать консулов - представителей своего рода, в любое время.

Модель управления, которую позаимствовали власти США

Поговаривают, что именно вождь племени ирокезов посоветовал Франклину строить развитие США по модели объединённых колоний

Бенджамин Франклин полагал: Конфедерация Ирокезов имела мощную модель правления по той причине, что объединённые колонии соревновались между собою в развитии.

Страна белоглавого орла

Орёл в США отнесён к исчезающим видам птиц. Однако этничным индейцам предоставлено право охотиться на них в ритуальных целях

Белоголовый орёл на гербе США на самом деле является символом племени ирокезов.

Деревни у индейцев

Оказывается, некоторые племена индейцев жили «по-европейски», сами того не ведая

Племена Чоктау, Шероки, Криик, Чикасо и Семинол были подобны европейским, поскольку их социальное устройство предусматривало развитие деревень и ферм.

Цивилизация, построенная на крови

По принципу искоренения аборигенов развивались многие колонии мира в Северной и Южной Америке, Африке и на Канарских Островах

И Соединённые Штаты, и Канада стремились искоренить коренной народ индейцев с помощью военных действий и жёсткой ассимиляции, то есть поглощения древней культуры цивилизацией.

Натурпродукт

Дикобраз - это грызун, у которого кожа, в целях защиты от хищников, покрыта длинными острыми иголками

Коренные американцы использовали колючую шерсть дикобраза особым образом, а именно изготавливали из неё щётки.

Особое поверье

Женщины из племени ирокезов не ели черепах с той целью, чтобы их будущие дети не стали медлительными и неуклюжими.

Первая добыча

Буйволы были основной пищей индейцев

Когда молодой индеец убивал первого буйвола, он должен был отрезать у животного язык - самую лучшую часть, и отдать его в дар своим друзьям.

Родовые тотемы

Тотем у индейцев - это вырезанная из дерева фигура, выступающая в качестве герба или надписи

Коренные индейцы, проживающие на Северо-Западе США, имеют право устанавливать особые тотемы во дворах своих домов, что свидетельствует об особом статусе их рода.

Неумолимая статистика

Многие резервации индейцев не выдерживают натиска цивилизации и рассеиваются

Около 22% из 5,2 миллионов коренных американцев Соединённых Штатов живут в резервациях.

Потомки отважного народа притесняются?

Американские индейцы - чужаки на своей родной земле

Почти 30% коренных американцев живут за чертой бедности. Индейцы, попытавшие счастья вне резерваций, испытывают большие трудности по оформлению документов, поиску работы и оплате налогов.

Жизнь до колонизации…

Во времена, предшествовавшие исследованиям европейских мореплавателей, Северную Америку населяло большое количество индейских племен

Когда Христофор Колумб впервые посетил Америку, там насчитывалось до 18 миллионов коренных американцев.

… и после

Часто бывает, что расцвет новой цивилизации сопровождается закатом старой, не всегда худшей

К 1900 году число потомков коренных американцев сократилось примерно до 350 тысяч.

Племена индейцев в США

Много индейских племён в Америке не носят статус федеральных

На сегодняшний день существует 566 коренных племён, официально признанных США.

Путь длиною в 30 тысяч лет

Некогда число индейских племен превышало 2200, сейчас же их осталось едва ли 550

Некоторые историки считают, что коренные американцы населяли Америку в течение последних 30 тыс. лет.

Секретный военный код навахо

Участие индейцев во Второй Мировой войне

Вы уже знаете о том, что коренные американцы принимали участие в Первой мировой войне. Но во время Второй мировой войны они уже защищали страну, гражданами которой являлись. Язык навахо - один из самых сложных языков на Земле. Шифровальщики навахо - это были солдаты-индейцы, использующие родной язык для отправления сообщений на поле боя.

Древний язык, используемый в бою

Некоторые коренные американцы были также участниками военных действий во Вьетнаме

Несмотря на то, что воины, впервые использовавшие код навахо, уже давно на пенсии, после военных действий во Вьетнаме этот язык является единственным шифром, используемым в бою.

Необычная теория

Америка отделена от Азии узким Беринговым проливом

Учёные полагают, что языки индейцев условно разделены на 3 отдельные группы. Это может свидетельствовать о трёх отдельных миграциях племён поселенцев из Азии в Северную Америку.

Экономический рост

Цивилизация особенно коснулась крупных городов - административных центров Соединенных Штатов Америки

Многие индейские деревни, после колонизации ставшие фортами и торговыми постами, сейчас - крупнейшие города, такие как Чикаго, Канзас-Сити, Детройт и Питтсбург.

Время расцвета цивилизации краснокожих отошло в далёкое прошлое. Порою учёные задаются вопросом: почему этот самобытный народ практически исчез с лица земли? Возможно, всё дело в том, что ранее индейцы негуманно расправлялись с пленниками, снимая им скальп? А жестокость, как известно, притягивает жестокость. Как бы там ни было, на основе культуры индейцев и их модели управления племенами возникли и существуют по сей день развитые государства.

Гуроны:
"...Имя «гуроны» дали им французы по их всклокоченным, напоминающим кабана (hure) волосам".
"...Единственным домашним животным была собака. Некоторых из них гуроны специально откармливали и использовали для приготовления ритуальных блюд. Такая же судьба могла ждать и пойманных живьём медведей. Вообще ритуальные и праздничные пиры были для гуронов почти единственной возможностью поесть мяса."
"...Примечательно, что гуроны по форме правления являлись одной из первых племенных конфедераций. Все племя делилось на кланы, родство в которых шло от матери-прародительницы. Кстати, именно «старшая мать» (старшая и уважаемая всеми женщина) назначала членов совета конфедерации гуронов от своего клана".
"...Гуроны поклонялись одному верховному божеству. Отличительной чертой этого племени была церемония «пира мертвых», проводимая раз в десять лет. Заключалась она в том, что в определенное время выкапывались тела всех ушедших за последнее десятилетие членов племени, затем их переносили в общую могилу. Гуроны верили, что без этой церемонии души умерших не могут переселиться в мир иной, и будут обречены на вечные скитания по земле".

Ирокезы:
"...Известно, что ирокезы имели собственную конституцию, «записанную» при помощи ракушечных бусин. Благодаря прекрасной способности к языкам, ирокезы вели торговые дела как с другими племенами, так и, позднее, с европейцами (стараясь при этом обходить стороной тех, кто вступал в союз с гуронами). Кроме этого, в союз племен ирокезов входили не только кланы, связанные непосредственно родственными узами, но и просто племена, пожелавшие принять племенной устав этой конфедерации. Именно такая политика обеспечивала ирокезам влияние в обществе (в том числе и в самом начале колониальной эпохи) и прирост численности племени".
"...Наиболее яркой традицией племени ирокезов можно назвать маски и раскраску, наносившуюся на лица. Мастера, изготовлявшие маски, никогда не позволяли себе повторяться, единственным элементов, встречавшимся во всех без исключения изделиях, был крючковатый нос - память о легендарном великане, поклявшемся защищать людей. Считалось, что человек, носивший такую маску, имеет способность отводить болезни не только от себя, но и от всего дома".

Могикане:
"...Самоназвание племени - «мохикуньо» - буквально означало «народ великой реки» в память о почти оседлом образе жизни, который они вели на берегах р. Гудзон". Их название на языке алгонкин означает «волки», среди голландцев и англичан они были также известны под названием «речные индейцы».
"...Племя могикан делилось на три локализованных матрилинейных тотемных рода — медведя (Мачкуаух), волка (Меччаух) и черепахи (Тунпаух). Родовые вожди (сахемы) наследовали власть по материнской линии, военные вожди были выборные. Известны календарная обрядность, охотничьи культы, культ семейных кукол-идолов".

Команчи:
"...это племя стало единственным, кого колонизаторы не смогли выселить с принадлежавшей им земли! Название «команчи», как утверждают лингвисты, происходит от слова «kohmahts» языка племени юта и означает просто «народ». Как отдельная этническая группа, команчи были замечены первыми этнографами лишь в около 1700г. В отличие от других племен, команчи никогда не поддерживали союз ни с другими этническими группами, ни даже с родственными племенами. Около десятка кланов так и остались разрозненными группами, одинаково легко развязывавшими войны друг с другом и устанавливавшими мир. У команчей не было единого вождя, постоянно удерживавшего власть над всеми кланами, в отличие от ирокезов или гуронов. Вместо этого избиралось определенное число предводителей, образовывавших совет клана. На совете верховодили два человека: вождь, избиравшийся на время войны, и вождь мирного времени. Последний, как правило, был старшим и весьма опытным мужчиной племени, молодежь на эту должность не избиралась. А вот на роль «военного вождя» претендовать мог каждый мужчина, отличившийся храбростью в предыдущих сражениях".
"...А вот в вопросе воспитания детей царило полное равноправие. Надо сказать, что подрастающее поколение оценивалось в племени, как дар Великого Духа, а потому малышей крайне редко наказывали за шалости. Воспитанием занимались практически все члены семьи: старшие братья и сестры, другие родственники, и даже специальные «мужчины-привидения», которые как раз и оказывали наибольшее влияние на маленьких непосед, переодеваясь в выбеленные одежды и изображая духов, пугающих ослушников".

Апачи:
"...Надо сказать, что апачи были воинственным кочевым поселением, так и не осевшим на какой-то определенной территории. Основным средством выживания целого племени была охота на буйволов. Поскольку именно это животное обеспечивало апачей всем необходимым для жизни, оно считалось тотемным, т.е. священным. Благодаря кочевому образу жизни, апачи быстро оценили преимущество завезенных первыми переселенцами лошадей и вскоре не только сами использовали их как средство передвижения, но и обучали других особому виду верховой езды".
"...Война с испанцами в 1730-е гг. почти полностью уничтожила и без того малочисленное племя. Правда, испанцам она тоже стоила не малых потерь и жертв. Вражда прекратилась лишь в 1743г., когда предводитель испанских переселенцев был вынужден согласиться на подписание акта о передаче земель Техаса во владения апачей. Несколькими годами позже на официальной церемонии, вождь племени публично опустил в глубокую яму свой боевой топор в знак примирения. Кстати, именно с этого момента во все европейские языки прочно вошло выражения «зарыть топор войны»".
"...Сами же Апачи называли себя "Inde" или "Nide", то есть "люди", что было созвучно европейским названиям. Поэтому испанское и английское название "индеец" не было ругательным для Апачей".
"...Все церемонии называются "танцами". Среди них есть такие, как танец дождя, полового созревания, урожая и танец духов. Апачи до глубины души религиозны и молятся по каждому подходящему случаю и различными способами. Воссозданные в человеческом обличье, апачские духи живут в стране мира и изобилия, где не бывает ни горя ни смерти. Чтобы отпраздновать какое-нибудь событие, устраивается пир и танцы. Поют для танцев воины, аккомпанируя себе на esadadedne - "оленья кожа на обруче". В этих песнях часто вообще нет слов. Хотя и имеются песни со словами".
"...Апачи относились к койотам, насекомым и птицам, как к человеческим существам - человеческой расе, но идущей по пути тех, кто был раньше".