Болезни Военный билет Призыв

Красота - эстетическая категория. Цитаты о Красоте. Сочинение-рассуждение на тему: "Что такое Красота"

Еще с давних времен люди начали обращаться к понятию красота с некоторой неопределенностью. Предлагаю к рассмотрению красоту человека. Кто-то подразделял это слово на две составляющие: красоту внешнюю и внутреннюю. А некоторые объединяли это понятие в одно целое. Не так давно в социальных сетях проводился опрос. Заключался он в том, что группе людей от 12 до 45 лет задавался один и тот же вопрос: «Что такое красота?». И предлагалось им ответить на этот вопрос буквально несколькими предложениями.

После такого опроса все собранные материалы были обработаны и вот что получилось. Возрастная категория от 12 до 18 лет, в своей общей массе, ответила, что красота — это внешний вид человека. Категория от 19 до 30 лет, что красота – это взаимосвязь внутренних и внешних данных человека, и люди от 30 до 45 лет, что красота – это внутренние качества. Причем в третьей группе были, в общем количестве, люди женатые и замужние.

Одним из самых интересных высказываний о красоте была публикация девушки 30 лет, имеющей ник Алекса: «Привлекательность и красота человека – это два разных понятия. Если вы не считаете себя привлекательными - это только огромный плюс для вас. Все красивые девушки, которые учились в моей группе и которые были со всех сторон окружены мужским вниманием, проживали не очень счастливую жизнь, так как постоянно находились в гонке за своей красотой и боялись ее потерять. Они всегда были настолько красивыми, что больше ничего не замечали вокруг и не ничего в себе не развивали. С возрастом они работали только над тем, как бы не потерять свою молодость и красоту. А если вы внешне не очень привлекательны, вы вынуждены развивать в себе внутренний мир. И вашей «изюминкой» может стать ваш шарм или ваша проницательность. Если вы некрасивая, у вас огромное количество шансов стать привлекательной для себя и окружающих вас людей. А если вы красивая - зачастую, вы просто красивая и все. Ваш внутренний мир пуст и неинтересен».

Так высказала свое мнение девушка под ником Алекса. Ее мнение для другого человека, возможно, будет ошибочным, но оно имеет право на существование. По результатам данного исследования можно сделать вывод о том, что красота – это абстрактное определение. И для каждого красота своя. И с годами, условиями жизни и внутренним восприятием окружающего мира для человека это понятие меняется неоднократно. Сегодня ты мальчишка 12-ти лет и в твое восприятие окружающего мира входят яркость тонов, меланхоличность характера и беззаботность. И на данном этапе все эти составляющие и помогают тебе понять – красота это или не красота. С возрастом эти понятия меняются и через несколько десятков лет красота для тебя предстает в другом обличие. В обличие внутренней и внешней гармонии с собой и окружающим миром.

Красота внешняя и внутренняя.

Красоту как внутреннюю, так внешнюю нужно постоянно развивать. Так для развития внешней красоты у человека нужно придерживаться следующих правил:

  • Правильное питание – залог хорошей кожи. Мы есть то, что мы едим. При правильном употреблении правильной пищи результат не заставит себя ждать.
  • В спорте наша сила. В спортивном теле, спортивный дух. Спорт является неотъемлемой частью красивого человека. Генрих Гейне считал, что в нашей жизни определение красота звучит именно так: «красота — это здоровье». А именно при помощи спорта мы можем поддерживать свое здоровье.
  • Ухоженные волосы и ногти – эти элементы очень важны. Красота требует ухода. И при первом зрительном контакте с человеком эти два элемента (ногти и волосы) очень сильно привлекают внимание.
  • Опрятность в одежде. Одежда не обязательно должна быть подобрана в одном стиле или быть дорогой. Но она обязательно должна быть чистой и выглаженной.

Для соблюдения красоты внешней нужно следить за распорядком своего дня. В первую очередь за часами сна и бодрствования. Здоровый и правильный сон — это одна из составляющих внешней красоты. В наше время все находятся в гонке за деньгами. Из-за этого мы не успеваем вовремя принять пищу, сон в распорядок нашего дня иногда и не входит, а за спорт вообще нет возможности и поговорить. И когда все эти правила опускаются, то на помощь приходит декоративная косметика и косметические средства по уходу. В изобилие косметических компаний можно заблудиться. Как же выбрать именно те средства, которые подчеркнут естественную красоту и помогут в решение проблем.

Реклама – двигатель торговли. И именно по рекламе большинство женщин и приобретают ту или иную косметическую продукцию, но не всегда реклама соответствует действительности. Основным средством в подборе косметических средств у современных женщин является собственный опыт. А именно после просмотра рекламы женщины бегут скупать продукцию в ближайшем магазине. И если продукт подходит именно вам, то вы советуете его своим знакомым и друзьям. Но ваш опыт не является панацеей от всех недостатков. Если средство подошло вам, это не значит, что оно подойдет всем!

Как же выбрать декоративную косметику именно для себя? С появлением интернет сети мы облегчили и упростили выбор чего-либо до максимума. В сети существует множество блогов с описанием косметических средств. Именно тут вы можете найти любую информацию про то или иное средство. Если вы сомневаетесь в правдивости данной информации, то есть способы проверить ее. Вы можете связаться с человеком, который написал тот или иной комментарий, и попросить у него на пробу то средство, о котором идет речь в блоге. И таким способом вам не придется покупать дорогостоящее средство из рекламы и надеяться, что оно вам подойдет. В противном случае, вы потратите деньги впустую.

Эти основные правила нужно соблюдать для красоты внешней. А вот для развития красоты внутренней нужно немного больше. Как бы ни прозвучало странно, но эти правила можно сравнить с девятью заповедями Библии. Если для развития внешней красоты могут потребоваться некоторые денежные средства, то для улучшения своего внутреннего мира таковые не потребуются.

Самый оптимальный путь саморазвития – это книги. В зависимости от жанра книги, в ней можно узнать обо всем, что тебя интересует. Начиная от истории развития планеты Земля, и заканчивая этикетом в обществе. Главное в самообразовании и саморазвитии – это желание. Человек, который хочет изменить себя, всегда сможет это сделать. Я думаю, что у каждого было такое, когда ты знакомишься с человеком, который внешне не очень красив, может быть даже вызывает отвращение. Но когда вы начинаете общение с ним, ваше мнение меняется кардинально.

А бывает с точностью и наоборот. Когда внешне человек шикарен, а внутри пуст. Тогда его внешняя красота «обесценивается» и становится не нужной. И в глазах у собеседника человек, который красив только внешне, может стать даже не очень привлекательным. Исходя из вышеперечисленного, в красивом человеке должен сохраняться баланс между красотой внешней и внутренней.

Красота в мировой истории и влияние красоты на ее ход.

Испокон веков классики мировой литературы давали свои определения красоты. Причем как красоте человека, так и окружающего мира. Красота – это страшная сила. При помощи этой силы можно свершить великие дела и разрушить огромные города. Так, к примеру, в Википедии есть такое определение красоты: «Красота - эстетическая категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение». Красота является одной из важнейших категорий культуры. Противоположностью красоты является безобразие. Доказательством разрушительных сил женской красоты может служить следующий случай из мировой истории. В Древнегреческой мифологии есть упоминание о Елене прекрасной. Из-за которой в Трое началась война. Ее красота , в данном контексте, стала разрушительной силой. И на алтарь ее красоте были положены тысячи невинных жизней.

Однако несколькими столетиями позже появилась другая красавица, которой восхищаются и в наше время – это прекрасная Клеопатра, царица Египта. При помощи своей красоты она построила свою империю. Хотя, по многочисленным сведениям историков и искусствоведов, Клеопатра не отличалась красотой внешней. Она имела силу воли, самообладание и смелость. Эти внутренние качества давали ей власть над огромным царством.

Как звучит народная поговорка — «с лица воды не пить». Эта фраза означает, что красоту настоящую без пафоса открывает внутренний мир человека. Сколько людей, столько и мнений. Определение красоты можно составить, но включая все составляющие этого термина, получится книга, в которую каждый человек по ходу прочтения сможет внести свои поправки.

Изменения в идеалах красоты мы можем проследить в картинах великих художников. Если в эпоху Возрождения, ренессанса и барокко идеал женщины был: пухленькая, безфигуристая, с длинными неухоженными волосами и короткими ногами женщина или девушка. То в наше время все изменилось. Идеалом красоты для женщин во всем мире стали модели с обложек глянцевых журналов. Типаж таких девушек очень схож. Они имеют худощавое телосложение, длинные ноги и выраженные черты лица.

Каждой эпохе присущи свои понимания красоты. В готической эпохе красотой считались остроконечные крыши причудливой, порой пугающей формы. А в наши времена большинство мастеров и архитекторов считают готический стиль некрасивым и нелепым. Все эти стили менялись под воздействием человека. И, следовательно, от человеческой красоты зависит красота окружающего его мира.

Красота человека в сравнении с красотой животного.

Красоту, как таковое определение, можно отнести к любому предмету. Однако для каждого человека красота будет своя. И в этом нет ничего плохого. И именно человек – то существо, которое может оценить это качество. Именно для человека в определении красоты имеет значение форма, цвет, структура и многое другое количество составляющих. Животные, к примеру, не обращают внимания на красоту. Своего партнера они выбирают по запахам и инстинктам. А некоторые из них и цвета не различают.

Что же такое красота ? Многие ученые и рядовые люди пытались найти ответ на этот вопрос. Однако однозначного определения этому термину нет. Если говорить о красоте животных, то в основном для человека они все красивы. Но, в то же время, красота и в животном мире несет опасность. И зачастую в мире животных самыми опасными являются именно красивые особи.

Возьмем, к примеру, тигра. Это представитель семейства кошачьих. Кошка — то животное, которое человек приручил сотни столетий назад. Значит ли это, что тигры не опасны для человека? Нет, они же хищники. И их яркий окрас должен работать как отпугивающий, а не как привлекающий. Значит ли это, что красота опасна?

Если покопаться в истории животного мира, то можно узнать следующие факты. В те времена, когда люди не владели информацией, все их обучение проходило методом «проб и ошибок». Люди гибли сотнями и тысячами от животных. Это были змеи, пауки, крокодилы и другие особи животного мира. Люди, видя красивый окрас животного, воспринимали хищников как игрушку, за что и расплачивались порой своей жизнью. Интересно, а среди людей, все так же?

Был проведен опрос контактной группы, в рамках которого было выбрано 20 человек непривлекательной внешности. И им предлагалось написать мини сочинение на тему «Как я отношусь к красивым людям и несут ли красивые люди опасность для общества?». После обработки данных мнения разделились. Около 30 % опрошенных говорили о том, что красивые люди несут в мир добро и красоту, ну а остальные 70% были уверены, что красота – это разрушительная сила.

Как было написано в одном из сочинений: красота — это разрушительная сила, способная сносить все на своем пути. И что именно люди, обладающие этой силой, являются алчными и бездушными. И именно эти люди несут зло и разрушения в наш мир». Зависимость красоты женщины и, к примеру, тигрицы, просматривается очень выражено. Красивый человек красив во всем. Красивая женщина обладает и интеллектом, и навыками хищника. Следовательно, чем женщина краше, тем она опаснее. Но это лишь в том случае, если будет существовать угроза ей или ее близким. А если красивую женщину «гладить по шерсти», то ее ум и красота смогут свершить великие дела.

Красота, как природное явление

По красоте с женщиной может сравниться лишь красота природы. В каждом сезоне года есть свои красоты. Зимой это узоры на окнах, девственная чистота белого снега и деревья, укутанные в «белые шубы». Весной природа радует красотой пробуждения. Первые , возвращение птиц и пробуждение животных. У лета красота и разнообразие красок во всем. Лето пестрит яркими цветами на каждом шагу. Ну а осень пестрит золотом листьев.

Однако это красота абстрактная. Именно такую красоту изображают на холстах художники и воспевают в своих произведениях поэты. Но люди не всегда видят погодные условия именно так. Некоторые не видят красоты даже в самом ярком и солнечном дне, а для кого-то дождливый и пасмурный день является самым красивым днем в его жизни. Именно такая погода позволит ему сотворить какой-нибудь шедевр, который будет признан как «красота» у зрителя.

Находясь в горах, думаю, мало кто сможет опровергнуть то, что природа там красива. Стоя на вершине горы, ты наслаждаешься пейзажами вокруг. Справа ты можешь увидеть горный ручей, который своими струйками разливается в разные стороны, слева распростерся могучий лес из елей и сосен. Вверху на ветке сидит белочка и весело грызет орешек. Неужели кто-то назовет такой вид не красивым? Думаю, нет. Так как эти пейзажи вдохновят даже самого заядлого холерика и скептика.

Природа – это, возможно, одна из общих составляющих в понятие красоты. Так как в основной массе предпочтения людей схожи в этой сфере. Красота — это гармония с самим собой и с окружающим вас миром. Красоту человека можно сравнить с красотой природы. Характер девушки, который схож с тишиной тихой речки или озера, вызывает восхищение. Так как это говорит о покорности и самообладании в любой ситуации. Хотя и с этим высказыванием можно поспорить. Возможно, кому-то нравится характер, как бурная горная река.
Красота душевная находит свое отражение в шуме ветра, шелесте листьев и цвете радуги. В том, как именно человек воспринимает все то, что его окружает. И в том, как он отражает свои мысли на окружающих.

(добром) и истиной – важнейшая человеческая ценность. Критерием красоты является особое, эстетическое чувство, переживание. Это субъективный критерий, но в нем два составляющих компонента: общезначимый и индивидуально – личностный. Общезначимость не распространяется на все человечество. Красота не является общечеловеческой ценностью. То, что считают красивым одни поколения, одни народы и различные социальные группы (например, возрастные), другие поколения, народы и группы могут не считать. В этом смысле красота – относительна. Нет абсолютных эстетических ценностей. Но есть абсолютная общечеловеческая способность отличать красивое от некрасивого, безобразного. Она называется эстетическим вкусом. Вкус может быть более или менее развит. Отсутствие эстетического вкуса обедняет человеческую личность, делает ее не до конца полноценной.

Тот факт, что критерием красоты выступает чувство , делает невозможным логическое, рациональное определение понятия красоты. Красота переживается, но логически не определяется, не «схватывается» в абстрактных понятиях. Все попытки в этом направлении оканчивались неудачей. В иррациональности красоты нет ничего мистического, как нет мистического в иррациональности любого чувства или такого понятия как «мнимое число» (квадратный корень из минус единицы) в математике. Иррациональное так же объективно существует и функционирует, как и рациональное.

Невозможность дать исчерпывающее логическое определение красоты не означает, что нельзя указать на целый ряд признаков, объективно присущих способности переживать. Одним из таких существенных признаков оказывается способность «схватить» в воспринимаемом (или представляемом) единство в многообразии. Такое единство вносит порядок в многообразие, делает сложное относительно простым. Свой вклад в единство вносят такие объективные качества как органическая целостность, целесообразность, симметрия, пропорциональность, ритм и др. Указанные свойства сами по себе, независимо от человека, не являются красотой. Они выступают как объективные предпосылки, условия для формирования в сознании (и бессознательном) воспринимающего (или представляющего) человека феномена красоты. В той мере, в какой красота не может возникнуть на «пустом» месте без объективных предпосылок, она объективна. Одновременно следует признать ее субъективной, ибо она требует от человека определенных усилий, действий, которые не могут не быть творческими актами. Любая красота – и не только в искусстве – продукт творчества. Описывая красоту цветка, В.Брюсов писал: Есть тонкие властительные связи / Меж контуром и запахом цветка . Чтобы выявить такие связи, требуются от любого, кто чувствует красоту этого цветка, творческие усилия. Конечный результат этих усилий переживается как гармония, гармоническое состояние души.

Различия между людьми в оценке (и одновременно в творчестве) красоты объясняются тем, что на основе одних и тех же объективных предпосылок создаются разные гармонии, разные единства многообразного, разные симметрии, разные гармонии, разные единства многообразного, разные симметрии, разные ритмы, разные пропорции. Наиболее отчетливо это видно в искусстве, в его многообразных эстетических качествах на различных ступенях истории, у разных народов и у отдельных авторов.

Почему люди по разному оценивают (и творят) красоту? Чувство красоты – чувство приятного, положительно действующего на органы зрения и слуха. Неприятной красоты не бывает. Неприятно – безобразное. Различение чувственно-приятного от неприятного – одна из функций эстетического вкуса.

Вкус бывает не только эстетический. Люди различают «на вкус » приятную и неприятную пищу (напитки, запахи и др.). У разных народов и отдельных индивидов имеются врожденные, физиологические реакции в отношении приятного. Поэтому справедливо говорят, что о вкусах не спорят. В этом физиологическом аспекте это верно и в отношении эстетического вкуса. Разные народы и отдельные люди эстетически предпочитают разные цвета и звуки.

Своеобразие и сущность эстетического вкуса состоит не в физиологической, но в культурно-исторической природе. Чувство красоты – сравнительно поздний продукт культурного развития. То, что сегодня оценивается как красивое, на ранних стадиях развития культуры оценивалось как целесообразное и полезное (утилитарное). Например, в человеке негативно оценивалось прежде всего нарушения (отступления) от физической и психической нормы, ибо это отрицательно сказывалось на исполнении социальных ролей (работника, воина, матери и т.п.). Позже негативная оценка нарушения нормы ляжет в основу формирования эстетического феномена безобразного и комического. Напротив, соответствие норме и в особенности высокая степень совершенства положительных полезных качеств (и физических и психических) генетически восходит к феномену эталона красивого, к эстетическому идеалу.

Свидетельством этому может быть сегодняшняя речевая практика. Красота внешности человека часто обозначается такими словами, эпитетами, которые говорят о норме, цельности, здоровье человека: породистый, холеный, осанистый, гвардейский, широкоплечий, мощный, богатырский и т.п. Признаки болезни (исхудавший, истощенный, бледный и т.п.) часто выступают как синонимы «некрасивого».

Понятие нормы и эстетического идеала относительно. Высокий рост для европейца часто служит одной из характеристик внешней красоты человека, но такой же рост для низкорослых племен (например, пигмеев) – уродство. У каждого человеческого коллектива (социума) – своя мера, свой идеал. Знаменитый тезис греческого философа Протагора о том, что человек есть мера всех вещей (ср. у М.Волошина: Мир отвечал размерам человека , / И человек был мерой всех вещей ) полностью относится к красоте.

Меру нормального, целесообразного и полезного для человека, человек переносит на весь окружающий мир, в том числе и на природу. В мире неодушевленной и живой природы нет сознательной цели, целеполагания, а значит и целесообразности. Там есть приспособленность к среде, соответствие структуры и функций (поведения). Но человек по аналогии с собой и своим поведением переносит на природу представление о целесообразности и соответственно о красоте. Природа для человека – неиссякаемый источник для формирования эстетических гармонических представлений, благодатная почва для формирования и осуществления чувства красоты. Твой взгляд – да будет тверд и ясен: / Сотри случайные черты / И ты увидишь: мир прекрасен . (А.Блок).

Осмысляя и обобщая в процессе многовековой общественной практики факт удовлетворения, удовольствия от целесообразности, полезности как своих действий и их результатов (предметов культуры), так и «целесообразности» в природе, человек стремился выявить общий источник такого удовольствия. Выявить не просто саму целесообразность, а форму целесообразности. Эта форма, или как ее охарактеризовал И.Кант, целесообразность без цели и есть красота, чувство гармонической формы, бессознательно, интуитивно формируемое в каждодневном опыте.

Независимо от конкретного содержания, с которым форма всегда связана и которую всегда выражает, эту форму, или красоту, отличают те же признаки, что свойственны объективным предпосылкам чувства красоты – органическая целостность, пропорциональность, симметрия, ритм, динамическая напряженность и др.

С формой целесообразности (красотой) мы встречаемся не только в мире вещей и процессов действительности, но и в мире понятий и представлений. Все, что непосредственно воспринимаемо (и представляемо) зрением и слухом, может быть предметом эстетического созерцания, вызывать чувство красоты. Так, математические и физико-математические понятия, когда они выражены в наглядной формулировке, четко фиксирующей определенный комплекс идей, могут быть предметом – для посвященных – эстетического восхищения. Л.Больцман испытывал эстетический восторг от «изящества» уравнений Д.Максвелла, выражающих основные законы электромагнетизма. Формулы Максвелла чрезвычайно целесообразны, им присущ ритм и емкость, выразительность и краткость, благодаря ритму их удобно схватывает глаз. Не случайно известный современный математик Г.Харди считает красоту высшей целесообразностью с математической точки зрения. Еще Пифагор и Платон усматривали красоту в числовых соотношениях. Согласно Платону «мера» и симметрия есть первооснова красоты. Для эстетического впечатления важен не только момент наглядности формы, но и преодоление сложности, сведение сложности к простоте как в области алгебраических знаков, так и в области геометрических конструктивных понятий. Характерны некоторые названия кривых аналитической геометрии – «трехлепестковая роза», «локон» и другие, указывающие на их эстетическую выразительность, красоту. В описании сложных химических соединений мы найдем разнообразные геометрические схемы, поражающие причудливой гармонией. Например, структурная формула черного анилина (краски) напоминает красоту орнамента, но только не декоративного, а выражающего взаимодействие, соотношение атомов.

Красота, будучи формой, объективно связанной с содержанием, субъективно совершенно свободна от какого бы то ни было интереса, от понятия о предмете, от соображений о цели или пользе. Она непосредственно своим чувственным обнаружением возбуждает в нас чувство удовольствия. Это удовольствие, наслаждение носит абсолютно бескорыстный характер. Мы любуемся предметом (объектом) созерцания и никакой другой цели, кроме этого любования, нет.

Если в самом предмете эстетического любования, в красоте нет цели, пользы, то сам процесс бескорыстного созерцания чрезвычайно духовно полезен. Бескорыстие придает ему высоконравственный характер. Мы любуемся предметом (объектом) созерцания и никакой другой цели, кроме этого любования, нет. Общение с красотой духовно полезно обществу и индивиду, ибо вносит свой вклад в формирование нравственных качеств личности. Не поэтому ли Достоевский считал, что красота спасет мир?

И.Кант различал свободную и «связанную», «обусловленную» красоту. Свободной красота бывает лишь в «поле» эстетического созерцания (и творчества), но это «поле» неизбежно вплетено в контекст реальной жизнедеятельности. Поэтому, обособившись, красота снова вступает в связь (и никогда ее не теряет) с различными видами целесообразной и полезной деятельности.

Начиная с древности, человек в трудовой деятельности не только создавал изделия, которые удовлетворяли насущные утилитарные потребности, но и творил их по законам красоты, в частности, украшая различными орнаментами. В свою очередь эти орнаменты были связаны с религиозно-магическими обрядами и действами. Связь красоты с полезными предметами нашла свое продолжение и развитие в народном декоративно-прикладном искусстве, в художественном ремесле и художественной промышленности. В структуре последнего формируется дизайн, который с точки зрения красоты (и разумеется пользы, целесообразности) осмысливает и оформляет предметы, учитывая особенности не только его внешнего вида, но и необходимое функциональное и композиционное единство.

Обратимся к игре . Красота как чувственно-приятное связана с врожденным игровым началом, которое старше культуры. Игре как факту культуры красота внутренне не присуща, но игра обладает склонностью вступать в контакт с различными видами красоты. Более примитивным формам игры с самого начала присущи радость и изящество. Красота движений человеческого тела находит свое высшее выражение в игре, в частности и в особенности – в спортивной. Здесь и в более высокоразвитых формах игры мы находим ритм и гармонию. Связь игры и красоты несомненна и многообразна.

Теснейшая связь красоты с религией прослеживается, начиная от древнейших магических обрядов и вплоть до современных религиозных культовых действий, обрядов и празднеств. При этом роль красоты не ограничивается декоративной функцией. Существует глубокая внутренняя связь красоты и религиозных идей, в особенности с нравственным аспектом религиозного сознания.

Красота связана тесными узами не только с добром, но и с такой интеллектуальной ценностью как истина. Как и в сфере религиозного сознания, красота не ограничивается декоративной функцией и в области философских и научных идей. Красота научных формул, о которых шла речь ранее, неразрывно обусловлена истинностью этих формул. Известный физик П.Дирак считал, что красивая теория, красивая формула не может не быть верной. Другой ученый-физик Р.Фейнман полагал, что истину можно узнать по ее красоте. Математик А.Пуанкаре писал о том, что полезными комбинациями являются как раз наиболее изящные комбинации. Знаменитый авиаконструктор А.С.Яковлев утверждал: «некрасивый самолет не полетит, не знаю почему, но не полетит». Опыт убеждал его в том, что некрасивые образцы надо отсеивать: все равно в эксплуатации они себя не оправдают. Все эти и подобные им высказывания восходят к Платону, считавшему, что «красота – сияние истины».

В концентрированном виде связь красоты с другими духовными ценностями и прежде всего с нравственностью проявляет себя в искусстве: музыке, театре, литературе, в изобразительном искусстве и др. – во всех «изящных» искусствах. По утверждению замечательного русского мыслителя М.Бахтина , все ценности здесь выступают под «эстетическим интегралом». Сердцевина этого «интеграла» – красота, которая выступает здесь в своей наивысшей форме – в форме прекрасного. Искусство всегда прекрасно, что бы оно ни изображало в своем содержании: красивое или некрасивое, даже безобразное. О.Роден писал, что «стоит великому артисту или великому писателю коснуться до какого-нибудь безобразия, чтобы оно мгновенно преобразилось: ударом волшебного жезла безобразное превращается в красоту: это алхимия, это колдовство!».

Художник двояким образом преодолевает безобразное, негативное. Во-первых, он достигает этого, представляя безобразное, негативное как общественный феномен. С позиций положительного нравственного идеала художник занимает по отношению к нему отрицательную позицию, произносит над ним приговор, тем самым способствуя утверждению эстетического идеала. Во-вторых, с помощью своего мастерства он создает красивую художественную форму. Основа этой формы – композиция с присущими ей объективными предпосылками красоты: целостностью, органичностью, ритмом, пропорциональностью (в частности и в особенности – «золотым сечением») и другими чертами. Кроме того, художественная форма в истинном искусстве находится в гармоническом соответствии с идеей произведения, с позиций которой художник оценивает изображаемое. В этом случае принято говорить об единстве формы и содержания. Художественная форма придает красоте в искусстве особое качество – художественность.

В современном искусстве модернизма и постмодернизма красота часто отходит на второй план. Место прекрасного занимают другие ценности, которые П.Валери назвал шок-ценностями – новизна, интенсивность, необычность. Подобное «искусство» в отличие от традиционного искусства не выполняет эстетической функции как главной и определяющей, оно осуществляет другие социальные функции.

Евгений Басин

Систематический анализ взаимозависимости и разграничения между всеми различными понятиями вокруг определения понятия "искусство" невозможен без четкого описания понятия "красота".

О том, что такое красота, или “прекрасное”, мыслители спорят издревле и до сих пор. Причем, с одной стороны, постоянно подчеркивают неоспоримую существенность красоты, как одной из высших, абсолютных ценностей жизни и культуры. С другой стороны, столь же постоянно твердят об относительности красоты, изменчивости ее критериев, субъективности оценок. Как говорится в одной народной пословице: “для одних красота в волосах, для других в лысине”. И в то же время, за красоту умирают и убивают, к ней стремятся, надеются, что именно она поможет спасти мир.

Красота не является исключительной привилегией природы или искусства, она охватывает все явления в мире, заключена в каждой частице субстанции, не только в мире людей, но и в мире животных и растений.

Приведем несколько часто используемых определений и необходимых качеств, которые ведут к оценке чего-либо как искусство.

ь Красота -- эстетическая (неутилитарная) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетания аспектов объекта, при котором последний вызывает в наблюдателе эстетическое наслаждение. Красота, наряду с истиной и благом является важнейшей категорией культуры. В своём эстетическом восприятии понятие красоты близко к понятию прекрасного, с той лишь разницей, что последнее является высшей (абсолютной) степенью красоты. Вместе с тем, красота является более общим и многогранным понятием, во многом эклектичным. Противоположностью красоты является безобразное.

ь В общем смысле красота -- высшая степень целесообразности в природе, гармонического соответствия и сочетания элементов (в том числе и противоречивых) во всяком устройстве, во всякой вещи и во всяком организме.

ь красивым может считаться и то, что полезно. В крестьянской среде, например, женская красота связывалась прежде всего со здоровьем, необходимым и для работы и для производства потомства, здоровых работников. В среде аристократической в женщине ценились черты слабости, хрупкости, изнеженности, ибо у женщины в этой среде было иное, чем у крестьянки, предназначение.

ь красивое - это то, что считается таковым в кругу людей того же уровня, хотя изредка и то, что позволяет как-то выделиться. Красота нередко сводится к внешней красивости. Ее выражениями оказываются наружный блеск, яркость, броскость.

БСЭ дает следующие определения:

ь Красота (прекрасное) - категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Как эстетическая ценность прекрасное отличается от нравственных и теоретических ценностей (добра, истины) тем, что оно связано с определённой чувственной формой и обращается к созерцанию или воображению; в отличие от утилитарно-полезного, восприятие прекрасного носит бескорыстный характер.

ь Значение прекрасного для человека и общества носит духовно-практический характер . Восприятие прекрасного бескорыстно, т. е. чуждо вульгарному утилитаризму, но это не есть «незаинтересованность». Напротив, переживание прекрасного потому и бескорыстно, что в нём сливаются личные и общественные интересы, человек ощущает себя лично причастным к общественному значению прекрасного. Т. о., эстетическое отношение к прекрасному имеет и этический аспект, соответствующий единству эстетических и нравственных ценностей.

ь Прекрасное в искусстве -- его художественная ценность -- обусловлено правдивым отражением жизни (красота истины), выражением гуманистических идеалов, а также мастерством, создающим форму, гармонически соответствующую содержанию.

ь Прекрасное как ценность , в которой выражено объективное эстетическое значение явлений, осваивается через субъективные эстетические оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей. Важнейшей задачей эстетического воспитания является формирование и развитие способности человека воспринимать подлинную ценность прекрасного.

Определение с Wikipedia:

ь Красота - это абстрактное понятие, которое сильно связано со всеми аспектами человеческого бытия.

Изучением этого понятия, его значением занимается в основном философская дисциплина эстетики.

Как и любая другая оценка, это эмоционально позитивное понятие зависит от ценностных ориентаций (ценностных масштабов), которые сильно зависят от социальных, коллективных конвенций (неписанных законов).

Вопрос "На базе каких ценностных масштабов определяется понятие "искусство", как они образуются?" является так же объектом изучения естественных и гуманитарных наук.

В зависимости от данного контекста, можно различать следующие определения:

ь Бытовое определение :

Wikipedia: В быту красивым обозначается, как правило, то, что оставляет особенно приятное впечатление.

ь Философия :

Kant (дословно): "Красота как объект определенной деятельности суждения: эстетический или вкусовой приговор".

Baumgarten (дословно): "Совершенность, законченность чувственного познания".

ь Естественная красота :

Многие аспекты понятия искусства определены эволюционным процессом человека. Центральный вопрос здесь: "Что обеспечивает длительное выживание собственного рода?" Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, что закодировано в человеческих генах и зависит от оценки качеств объектов на предмет полезности для выживания своего рода. При этом индивидуальные аспекты/атрибуты красоты - это форма, структура, симметрия, усредненность формы лица (например, у другого пола). Социальными и коллективными аспекты являются, например, следующие реакции индивидуума на оценку коллектива: "Красиво то, что лучше для всего коллектива" или "Красиво то, что является красивым для других" (например, мода).

С детства часто слышала от родителей, друзей да и просто знакомых разные высказывания о красоте. Каждый из них чётко знал, что является красивым и некрасивым, прекрасным и не прекрасным, великолепным и не великолепным . И у каждого из них был свой чёткий взгляд на красоту , который мог кардинально отличатся от мнения о красоте совершенно другого человека.

И вот мне стало любопытно, что же это такое красота. Что подразумевают когда говорят красивая женщина, красивое дитя, красивый мужчина, красивые глаза ... И обратилась я со своей любознательностью к википедии.

Вообще, после просмотра этого рейтинга красоты, я пришла к выводу, что с годами эталоны красоты становятся всё страшнее и уродливей. Ну не могу я назвать Сашу Пивоварову эталоном женской красоты 2010 .. не могу и всё. Она не сильно страшная, да и не сильно некрасивая, но у неё такие специфические черты лица, что красавицей её назвать тяжело. Тем более есть достаточно много красивых девушек, которые следят за своей красотой, посещая салоны красоты и делая различные процедуры как омолаживающие маски, наращивание ногтей, массаж лица, педикюр и т.д., и которые полноправно могли претендовать на место эталона женской красоты 2010.

А теперь о красоте от википедии

́ - эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение.

А теперь я думаю, где гармония в огромнейшем бюсте Памелы Андерсон или совершенство в таких высоких скулах Саши Пивоваровой? Для меня это осталось загадкой.

С данного определения красоты выходит, что каждый человек через призму своего зрения сам определяет уровень красоты предмета, человека, животного исходя из своего индивидуального понимания гармонии и совершенства. А еще уровень красоты зависит от того, что человек ищет в окружающем мире. Одни во всём находят что-то прекрасное, утончённое, совершенное и гармоничное , а другие - абсолютную противоположность красоте. Вот как это произошло со мной и мнением специалистов про эталон женской красоты, у всех свой взгляд.

Если так подумать, то красота с её гармоничностью и совершенством является основополагающим практически всего, что нас окружает. Она помогает любить страстно , творить совершенство, создавать прекрасное, толкает на подвиги, делает нас лучше. Так что не стоит забывать о красоте и стараться её находить во всём, что нас окружает.

Вспомнилась сказка Сергея Тимофеевича Аксакова "Аленький цветочек", которая имеет поучительный смысл о том, что красота красотой, а внутренний мир человека в первую очередь должен быть прекрасен , тогда и внешне это отобразится.

Периодически этот вопрос всплывает в умах людей. Многие пытались дать ответ на него, так давайте и мы попробуем сделать это.

Стандартное определение

Найти стандартное определение термина «красота» сможет кто угодно, стоит лишь заглянуть в словарь или вбить запрос в поисковик. Если всё так просто, то почему же этот простейший вопрос задаётся снова и снова? Всё просто: для каждого человека красота представляется по-разному.

И всё же, давайте возьмём за основу определение из Википедии: «эстетическая категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение». Пояснение заумными словами простой истины: красота есть то, что приятно и идеально для кого-то.

В чём она проявляется

Кто-то может подумать, что говоря о красоте, имеется в виду только лишь та, которая относится к внешности человека. Увы, но именно так зачастую и происходит. Очень часто люди забывают, где можно найти прекрасное не только для глаза, но и для души.

Если говорить не о человеческой красоте, то нашему взору тут же предстаёт красота окружения:

  • природа;
  • архитектура;
  • скульптура;
  • рисование;
  • математика.

Это лишь некоторые «ареалы обитания» красоты, но сколь они величественны и прекрасны. Веками люди наблюдали за течением жизни и рядом с собой и далеко, в космосе, и пытались увековечить всю эту информацию, чтобы иметь возможность прикасаться к прекрасному вечность. Но говоря обо всём этом, давайте затронем и ту красоту, что сокрыта внутри каждого из нас.

Внутреннее великолепие

Довольно часто мы отмечаем для себя, что в том или ином человеке нам приятно нечто, неподвластное глазам. Это не особенности фигуры, одежда, какие-то движения или черты лица. Это что-то, исходящее изнутри, заставляющее затаить дыхание и попытаться прикоснуться, но постоянно ускользающее.

Такое мы можем почувствовать и в мире, но будет зависеть это чувство не от красоты, что видна, а от той, что является нам ощущением. Внутренняя энергия человека. Места, знания — не важно чего, но она тоже прекрасна — заставляющая нас забывать о том, где мы находимся и что происходит вокруг.

Красота есть не только внешние качества человека, предмета или мира в целом. Красота — чувство, которое мы испытываем, которые ощущаем и принимаем.