Болезни Военный билет Призыв

Краткосрочная терапия ориентированная на решение. SFBT: Ориентированная на решение краткосрочная терапия. Десенсибилизация и переработка движением глаз

Краткосрочная терапия, ориентированная на решение (BSFT)- возникший около 30 лет назад и активно развивавшийся подход в консультировании, терапии и социальной работе, основанный на идеях постмодернистской философии. В настоящее время идеи и методы BSFT активно используются также и в коучинге.

Наиболее известная модель этого подхода разработана в Милуокском центре краткосрочной терапии, который был основан в 1978 году Стивом де Шазером и Инсу Ким Берг.

В чем специфика?

«Мой подход воспринимается как "слишком простой" и пренебрегающий слишком многим из того, что в психотерапии считается общепринятым». Стив де Шазер

Многолетняя практика и исследовательская деятельность основателей Милуокского центра привела к кардинальному пересмотру базовых положений терапевтического контракта, задач терапии, позиции терапевта, а также принципов построения отношений «принимающий помощь — оказывающий помощь». Самыми влиятельными оказались идеи о том, что:

  • обстановка сотрудничества больше подходит для поиска решений проблем. Сопротивление было признано в BSFT не полезной концепцией, так как является неотъемлемой частью отношений власти и контроля, основанных на идее одностороннего влияния терапевта на клиента;
  • люди являются специалистами (экспертами) по их собственной жизни. Человеку принадлежит право определять для себя, какие изменения для него являются желательными, каких целей он хочет достичь. Роль помогающего специалиста в том, чтобы поддерживать и стимулировать процесс определения цели и построения средств ее достижения;
  • необходимо фокусироваться на способностях и доступных ресурсах, а не на их отсутствии. Понимание проблем как следствия дефицитарного устройства человека (семьи) или неправильных действий порождает у клиента переживания вины и стыда, что является дополнительным препятствием на пути желательных изменений;
  • способ объяснения проблем и действия, предпринимаемые для их разрешения, тесно взаимосвязаны. Не только конкретное объяснение приводит к определенным типам решений, но и конкретные решения отражают определенные типы объяснений. Изменение способа объяснения проблемы, со всей вероятностью повлечет за собой изменение способа, при помощи которого человек попытается ее разрешить, и наоборот. Объяснения различаются по степени приписывания вины и по тяжести чувства стыда. Поэтому некоторые объяснения лучше других создают благоприятную обстановку для сотрудничества и творчества;
  • изменения в жизни постоянны и неизбежны. Люди не могут предотвратить изменения, поэтому в проблемной ситуации всегда есть исключения, анализ которых служит ключом к построению решения;
  • различие порождает различие. Терапия призвана запустить процесс изменений, а не завершить его.

Инсу Ким Берг кратко сформулировала три правила, следуя которым, специалист способен оказывать помощь людям в решении самых разных проблем:

  1. не чините то, что не сломано;
  2. узнав, что работает, способствуйте этому еще;
  3. если что-то не работает, то не повторяйте это опять, а делайте что-нибудь другое.

Как будет проходить семинар?

Задачами семинара являются знакомство участников с историей создания BSFT и основными теоретическими положениями, лежащими в основе данного подхода, практическое освоение техник и приемов работы.

В качестве способа усвоения материала выбрана форма тренинговых упражнений, в которых участники семинара попробуют себя в позициях консультанта и консультируемого, что позволяет приобрести личный опыт, необходимый для успешного применения метода на практике.

Основные формы работы:

  • Отработка техник BSFT в упражнениях.
  • Проведение фрагментов сессий под руководством ведущего.

Особенностью семинара является построение учебного процесса в соответствии с принципами BSFT.

«Про отношения в семье:

Если к вам пришла пара со своими проблемами, немедленно советуйте ей разводиться. Любая пара хочет от вас решения своих проблем. Развод является универсальным решением всех проблем в паре. Не верите? Проверьте.

- Жена требует от меня слишком многого.
- Разводитесь. Тогда она не будет требовать от вас вообще ничего.

- Муж мне изменяет.
- Разводитесь. Тогда отношения вашего мужа с другими женщинами уже не будут изменой вам.

- Нам скучно вместе.
- Разводитесь. Будет весело.

- У нас разные интересы.
- Разводитесь. О чем тут вообще говорить?

- Жена меня раздражает.
- Разводитесь! И уходите отсюда, пока ваша жена не начала раздражать еще и меня.

Если пара хочет оставаться вместе, отрицая предложенный вариант решения проблем, пусть идут домой, нет у них никаких проблем».

Виктория Райхер, «Быть психологом - одно удовольствие»

Системная семейная терапия

«Главный постулат этого психотерапевтического подхода гласит: семья является видом социальной системы, психологическая помощь ей невозможна без знания и учета законов функционирования систем, аналогично тому, как лечение человека невозможно без знания и учета его анатомии и физиологии». Теоретическую основу системной семейной терапии (ССТ) составляет общая теория систем. Система – это некое образование, состоящее из множества взаимосвязанных элементов, взаимодействующих с внешней средой как единое целое и реализующих общие функции. Функционирование элемента вторично по отношению к функционированию всей системы. Системный подход предполагает особый, нелинейный способ восприятия реальности. Представления о детерминированности мира, о возможности вычленить причину и следствие, найти одну истинную первопричину мешают понять, что в действительности причины и следствия могут меняться местами. В системном подходе линейная причинно-следственная логика меняется на круговую. Суть последней – применительно к ССТ – сводится к тому, что причина симптоматического поведения человека видится в механизмах гомеостатической регуляции функционирования семейной системы, элементом которой является человек.
Базовая идея ССТ заключается в том, что семья – это социальная система, т.е. комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семейная система – это открытая система, находящаяся в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Это самоорганизующаяся система, т.е. ее поведение целесообразно.


Люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Исходя из этого, представляется целесообразным работать со всей семейной системой, а не с одним ее элементом.
Все элементы семейной системы находятся друг с другом в постоянном взаимодействии, между ними складываются топологические и динамические отношения.
Классическая ССТ сфокусирована на информационно-коммуникативном функционировании семьи. В этом контексте в ССТ сформулированы следующие положения:

  1. Все поведенческие проявления людей могут рассматриваться как коммуникация, т.е. поведенческий акт рассматривается не изолированно, а в контексте той системы коммуникации, в которую включен человек, поскольку только в этой системе может быть выявлен этот смысл. Т.о., симптом рассматривается не как атрибут личности, а как поведение, соответствующее определенному типу взаимодействия. Преодоление симптома предполагает построение такой системы коммуникации, в которой подобное симптоматическое сообщение теряет свою необходимость, в противоположность логике индивидуального воздействия на носителя симптома.
  2. Все коммуникационные взаимодействия или симметричны, или комплиментарны в зависимости от того, основаны они на сходстве или различии. Предполагается рассматривать феномены взаимодействия людей не в терминах их независимых «индивидуально-личностных» особенностей, намерений, желаний, а как обусловленные типом коммуникации, подчиняющимся надындивидуальной логике функционирования.
  3. Коммуникативный процесс порождает различные реальности для участвующих в нем сторон. Различие этих реальностей порождается различной пунктуацией событий в процессе коммуникации. В зависимости от того, что именно воспринимается участниками коммуникационного процесса как причина и как следствие в коммуникации, рождаются психологически разные для них миры. Присущий ССТ циркулярный взгляд на происходящее в системе коммуникации исходит из представления о «временной сопряженности» и взаимном подкреплении поведенческих паттернов друг друга.
  1. Каждое сообщение участника коммуникации имеет передающий и командный аспекты, т.е. каждое сообщение может быть рассмотрено как передающее информацию (собственно коммуникация), а также как несущее информацию о самом сообщении, в котором оно передается (метакоммуникация). Многие проблемы взаимоотношений людей терапевтически могут быть рассмотрены как результат нестыковки этих уровней.
  2. Существуют два основных вида передачи информации: цифровой и аналоговый. Цифровой характеризуется принципом «все или ничего», аналоговый – принципом «подобное о подобном». Понимание этой особенности человеческого общения позволяет интерпретировать многие проблемы человеческой коммуникации как ошибки перевода одного вида информации в другой. Аналоговый способ передачи информации преобладает тогда, когда цифровая передача – прямое «называние» состояния или отношения – невозможны. Симптом может быть рассмотрен как аналоговый способ передачи о необходимом изменении там, где прямое сообщение невозможно или не принимается. В классической ССТ для описания семейной системы используются, помимо коммуникации (стереотипов взаимодействия), и другие параметры: семейные правила, семейные мифы, границы, стабилизаторы, семейная история.

В последние десятилетия XX века само понятие системного подхода в терапии претерпело существенные изменения, а перечень системных терапевтических направлений пополнился рядом новых подходов. С одной стороны, эти подходы являются системными, а с другой – их методологическая база отличается от классической системной терапии. Речь идет о краткосрочной терапии, ориентированной на решение, и нарративном подходе.
Новый постклассический системный подход выражается в том, что в качестве системы, в границах которой рассматривается симптом, выступает сама система терапевтического взаимодействия с двумя условно выделяемыми подсистемами – терапевтической и клиентской.
В постклассических системных подходах на первый план выступил тот факт, что полная независимость терапевта от семейной системы в процессе терапевтического взаимодействия, непроницаемость границ между ними является полезным, но условным допущением. То, что в классической схеме предстает как линейное независимое воздействие терапевта на клиентскую систему, во-первых, сложно опосредуется самим «объектом воздействия» и всем контекстом его жизни, а во-вторых, является более сложным по своему составу воздействием, чем это представляется в рефлексивной системе классического терапевта. Так происходит потому, что воздействие оказывается на живую, обладающую «встречной сознательной активностью», а не механическую систему, и при этом само это воздействие производится живой системой. Допущение о постоянно происходящих изменениях, о собственной активности клиентской системы и участии неконтролируемых воздействующих факторов стало рассматриваться как важная основа терапевтической работы. Терапевт в этих подходах лишен возможности иметь дело с проблемой как с объективной реальностью. Проблема клиентов является для него именно текстом, а не совокупностью объективных фактов. А представление терапевта об объективно необходимом результате – достижении определенной «функциональной» системы взаимодействия в семье – имеет статус одного из возможных представлений об изменении, необходимом для этой семьи.

Краткосрочная терапия, ориентированная на решение (BSFT Brief Solution Focused Therapy ).
Содержанием терапии в этом подходе является циркулярный процесс взаимодействия – обмена информацией между клиентской и терапевтической подсистемами.
Поведение человека обусловлено и опосредовано внутренними понятийными структурами (фреймами). То, как человек видит себя и свою ситуацию, опосредует его действия в ней, а опыт действия в этой ситуации определяет видение ее и себя. То есть это циркулярная зависимость. В этом смысле проблема человека представляет собой некий проблемный текст, складывающийся из определенного видения клиентами самих себя как проблемных, и вытекающих из этого видения «фактов», которые, в свою очередь, определяют видение самих себя и т.д.
Преодоление симптома зависит от возникновения в процессе терапевтического информационного обмена приемлемого для клиентов и взятого ими на вооружение «внепроблемного» жизненного текста и соответствующих жизненных стратегий. Для этого необходимо в ходе терапевтического информационного обмена двух подсистем внести в проблемный текст клиентов различие, которое станет основой необходимых изменений.

Основные принципы краткосрочной терапии, ориентированной на решение.

  1. Фокус терапии направлен на решение, а не на проблему.
  2. Сфокусированность на настоящем и будущем.
  3. Конструктивистский взгляд на реальность.
  4. Изменения в жизни системы постоянны и неизбежны.
  5. Клиент является экспертом в своей проблеме и необходимой цели, терапевт является фасилитатором процесса определения цели и средств ее достижения.
  6. Цели терапии специфичны, реалистичны, измеряемы, краткосрочны, достигаемы, бросают вызов клиенту и его потенциалу развития.

В основе техник BSFT лежат принципы конструктивизма, в соответствии с которыми развивается идея сконструированности любой реальности, в том числе и той, которая представляется проблемной для клиента. Следовательно, надо «деконструировать» реальность, представляющую проблему, и сконструировать новую, беспроблемную, в процессе информационного обмена между двумя подсистемами. Идеи конструктивизма, заложенные в BSFT, делают эти техники очень похожими на техники другого системного подхода – НЛП.
К техникам деконструкции проблемы относятся следующие техники: экстернализации проблемы, переопределения или переименования, выявления непроблемных зон.
Также в BSFT применяются техники шкалирования, одного шага, изменения ключа, «чудесного вопроса», терапевтических метафор - помогающие конструированию желательной реальности.
В качестве техник, закрепляющих желательные изменения, используются: техника комплимента, техника направления к изменениям с помощью одобрения (E.A.R.S. – «выяви, усиль, подкрепи, начни сначала»), техника неявного внушения, техники вызывания способности клиентов решать проблему и стимуляция активности, домашние задания.
Краткосрочная терапия, ориентированная на решение, позволяет работать не только в формате семейного консультирования, но и в формате индивидуальной психотерапевтической работы. Использование любых системных подходов благотворно сказывается на эффективности работы с психосоматическими пациентами, нуждающимися в системном подходе, как в глотке воздуха. Ибо психосоматическая проблема представляет собой проблему циркулярную: психика – соматика – психика – соматика…

Определение

Психотерапия представляет собой процесс взаимодействия человека, получившего необходимую подготовку, и человека (одного или нескольких), испытывающего эмоциональную боль или поведенческие трудности или же воспринимаемого другими в качестве такового. В ходе взаимодействия, ведущую роль в котором играет психотерапевт, внимание уделяется настоящему, будущему и имеющимся ресурсам. Это взаимодействие ведет к изменению реальности клиента, имеющей отношение к проблемной ситуации, что, в свою очередь, порождает у клиента необходимую уверенность и мотивирует его на поиск других возможностей решения.

Краткая характеристика

В сформулированном мною определении подчеркивается интеракционный аспект психотерапии, поскольку краткосрочная психотерапия, центрированная на решениях, является системной по своей сущности. Теоретически решение бывает результатом различий, порождаемых процессом интеракции в психотерапевтической «надсистеме» (психотерапевт или группа психотерапевтов, с одной стороны, и клиент или несколько клиентов - с другой), созданной на период психотерапевтической работы. Проводимые психотерапевтом интервью и интервенции, в основе которых лежит постулат о том, что в каждой проблеме заложены ресурсы и существуют исключения, бросают вызов убежденности клиента в отсутствии решений его проблемы, что открывает путь альтернативным мыслям, поведению и чувствам, а тем самым ведет к необходимым изменениям.

Теоретической основой данной модели служит эриксоновская гипнотерапия с ее косвенным внушением и отсутствием концепции сопротивления. Психотерапевт с уважением принимает реальность клиентов и терпеливо помогает им сформулировать цели, а это создает особую атмосферу отношений, где нет места защитным реакциям и облегчен доступ к внутренним ресурсам. Ближе к концу каждой сессии устраивается перерыв, после которого психотерапевт зачитывает свое послание, содержащее похвалу клиентам за то, что они уже делают хорошо. Такой прием порождает «да»-установку, побуждает клиента к выполнению домашних заданий. Выполнение заданий вне сессии предотвращает зависимость клиента от психотерапии.

Хотя в последние два десятилетия фокус психотерапевтической работы сместился с интрапсихических проблем в сторону интерперсональных, в центре внимания по-прежнему остается предъявляемая проблема, трактуемая или как повторение паттернов, передающихся от поколения к поколению, или как дефект структуры; как нечто, выполняющее определенную функцию для данной системы, или как неудачная попытка решения.

Разрабатывавшаяся в Милуоки в течение последних десяти лет модель краткосрочной психотерапии, центрированной на решениях, уделяет основное внимание настоящему и будущему, поскольку в данной модели не рассматривается причинная связь между прошлым и настоящим или между проблемой и решением. Считается, что изменения неизбежны, но они могут быть различными. в зависимости от конкретного контекста.

Исследования, проведенные в Центре краткосрочной семейной терапии в Милуоки, показали, что решения могут быть лишь в малой степени связаны с проблемами, описанными клиентами или психотерапевтами. Это служит еще одним подтверждением того, что время, потраченное на попытки понять проблему, оказывается потраченным впустую, и психотерапевты, несмотря на все их знания и опыт, не всегда знают наверняка, какое из решений окажется правильным для данного клиента. (Но они могут, разумеется, указать допустимые с социальной и этической точек зрения границы такого решения.) Таким образом, роль психотерапевта в основном заключается в том, чтобы облегчить клиенту работу по поиску уникального решения, подходящего именно к данной ситуации.

Клиенты, обратившиеся к психотерапии, обычно совершенно не видят своих позитивных возможностей, поскольку «ослеплены» отрицательными эмоциями из-за своих проблем. Но выявление отрицательной информации и деталей, связанных с жалобами клиента, полезно лишь в той мере, в какой позволяет узнать ожидания клиента, касающиеся будущего, и дать ему возможность почувствовать, что его слушают и понимают. «Строительными блоками» для решения являются также концентрация внимания на четко сформулированных целях, ясно обозначенные шаги к их достижению и небольшое количество положительной информации, собранной во время интервью. Психотерапевт выбирает прямые и непрямые техники, необходимые для поддержания духа сотрудничества: похвала за прилагаемые усилия, комплименты по поводу сильных сторон клиента, определенные задания, рефрейминг, предписания, касающиеся симптомов, и некоторые ограничения. Краткосрочность психотерапии является не целью, а естественным побочным следствием принятых нами основных принципов: сотрудничество вместо сопротивления, эффект снежного кома, когда одно изменение влечет за собой множество других, и индуктивная методология.

Критические замечания

Чаще всего модель краткосрочной психотерапии, центрированной на решениях, критикуют за ее резкое отклонение от традиционных методов психотерапии. В наше время, когда все большее значение придается точным данным, модель, отказывающаяся от использования диагностических категорий в качестве ориентиров для планирования и оценки психотерапевтической работы, а вместо этого оценивающая каждый случай и в каждом случае работающая в соответствии со специфическими целями, установленными клиентом, воспринимается как слишком резкий отказ от принятых норм. Но изучение краткосрочных немедицинских моделей свидетельствует об устойчивой удовлетворенности получаемыми результатами.

Краткосрочную психотерапию, центрированную на решениях, часто критикуют за то, что она является психотерапией «первой помощи», и результатом бывает замещение симптомов, поскольку она концентрируется на симптомах, сформулированных клиентами, а не на достижении инсайтов, касающихся причин этих симптомов, сформулированных психотерапевтом. Однако не существует статистически достоверных доказательств того, что подобная критика более обоснована, чем убеждение в том, что инсайт ведет к устойчивым изменениям. Любой опытный психотерапевт, концентрирующийся в своей работе на решениях проблем, подтвердит, что инсайт обычно формируется как побочный продукт поиска решения, хотя цель его достижения не ставится.

Одним из самых больших достоинств этой психотерапии является польза, которую получают клиенты. Когда подход к клиенту не ограничен рамками ложных диагностических категорий, а внимание направлено не на патологию, а на сильные стороны клиента и его позитивное поведение, то возможностей решения оказывается намного больше. Проводя диагностическое интервью, психотерапевт будет руководствоваться своими знаниями симптоматологии, и в данном случае он скорее найдет «подходящий» симптом, чем если будет опрашивать клиента, стараясь понять природу его жалоб и представлений о самой возможности и путях решения проблем. В большинстве случаев клиент выигрывает, когда используется второй подход, поскольку в этом случае он испытывает меньше боли, затрачивает меньше времени и избегает опасности, сопряженной с недостаточно точным диагнозом, что может направить психотерапевтическую работу в неподходящее русло.

Возникает вопрос: «Не склонен ли психотерапевт игнорировать важные моменты психотерапевтической работы из-за того, что не ищет специфическую информацию, касающуюся данной проблемы? Ответ на него таков: хорошая оценка, в том числе и в рамках краткосрочной модели, должна включать в себя понимание специфики жалобы. Однако клиенты культурально запрограммированы на то, чтобы обеспечивать психотерапевтов негативной информацией, и в любом случае склонны прямо или косвенно ее сообщать. Обычно они не осознают позитивные аспекты и маловероятно, что станут рассказывать о них, если только психотерапевт не проявит настойчивый интерес к этой теме. Сбор информации с упором только на негативное нередко приводит к тому, что существующая реальность покажется еще хуже, чем есть на самом деле. Поэтому психотерапия, центрированная на решениях, пытается отвлечь клиента от подобного подхода. И наконец, поскольку цель психотерапии, независимо от теоретической ориентации, заключается в том, чтобы клиент хорошо функционировал за пределами психотерапевтического кабинета, желателен такой метод психотерапевтической работы, который был бы позитивным и с самого начала помогал клиенту поверить в себя.

В чем заключаются преимущества психотерапии, центрированной на решениях, для психотерапевта? Во-первых, психотерапевт испытывает значительно меньший стресс, работая в атмосфере сотрудничества с клиентом, чем тогда, когда он вступает в конфронтацию с ним, пытаясь преодолеть сопротивление. Во-вторых, ответственность за изменения в конце концов несет клиент. Слишком многие психотерапевты годами ведут борьбу с клиентами, которые не желают изменяться в соответствии с целями, установленными этими психотерапевтами. В работе, центрированной на решениях, психотерапевт должен использовать любую стратегию, для того чтобы помочь клиенту поверить самому себе. Если клиенты, несмотря на это, отказываются изменяться (или не хотят этого, или ожидают, что за них это сделает кто-то другой), тогда психотерапевт признает свое поражение и предлагает расстаться. В этом случае клиенты, скорее всего, или возьмут на себя какую-то часть ответственности за решение или же уйдут, но позже, когда будут готовы взять на себя ответственность, вернутся.

Неортодоксальный характер нашей модели иногда вызывает трудности ее применения там, где люди с ней не знакомы или отвергают ее. Однако если иметь достаточно терпения, то этот позитивный подход может быть использован психотерапевтами и для решения проблем, связанных с коллегами.

Эта статья написана Евой Липчик, магистром психологии из Висконсина (США), она с коллегами девять лет изучала и разрабатывала модель краткосрочной психотерапии, центрированной на решении. Современная психология не стоит на месте, изучает старые методы работы с клиентами и разрабатывает новые модели, которые учитывают позитивный и целостный подход к человеку.

Иван Котва, психолог

Михальский А. В.

Руководство по ориентированной на решение краткосрочной терапии предназначено для подготовки психотерапевтов, социальных работников и школьных психологов по данному методу. Отечественный читатель может познакомиться с одним из наиболее эффективных и ярких методов работы современного терапевта, метод распространен во многих странах мира и начинает завоевывать популярность в России. Автор, прошедший обучение у основателей подхода и использующий этот метод в работе более 15 лет, не только делится проверенными формулировками, но и рассматривает примеры из практики.

Похожие публикации

В статье анализируется влияние дистракторов на эффективность решения задач на внимание. Демонстрируется, какие эффекты - отрицательные (эффекты интерференции), отрицательные (эффекты избыточности) или нейтральные (нулевые эффекты) - могут оказывать дистракторы. Эффекты дистрактора, описанные в литературе, классифицируются в соответствии с гипотетическим источником. Также вводится общее правило теории. Оно включает в себя формальное предсказание конкретного эффекта дистрактора на основе мер энтропии и избыточности из математической теории связи (Shannon, 1948). В качестве гипотетических механизмов, лежащих в основе эффектов дистрактора, рассматриваются одно- и двухпроцессные модели. Также в работе для формализации и простой визуализации экспериментальных данных, связанных с эффектами дистрактора, вводятся профили дистрактора (ПД). Обсуждаются типичные формы ПД и их интерпретация с примерами из трех широко цитируемых экспериментов. Наконец, в статье вводится иерархическая гипотеза, предполагающая уровневые модулирующие взаимодействия между эффектами дистрактора разных классов.

В статье рассматривается понятие образа мира, уровни совладающего поведения личности, влияние образа мира на совладание молодых верующих людей, дается типология личности в зависимости от степени религиозности и особенностей влияния типов образа мира на формирование копинг-стратегий человека.

Книга посвящена крайне актуальной теме - психотерапии супружеских пар. Современный брак уже несколько десятилетий находится в кризисе: семьи распадаются, все больше людей вообще не создают семьи. В тоже время люди отнюдь не утратили потребность быть в паре и все таке испытывают дискомфорт от одиночества. Описаны современный подходы к психотерапии пар, представлена их типология. Приведены техники психолгической помощи супржеским парам, затронуты вопросы психотерапии развода, работы с семьями, страдающими от алкоголизма своих членов, проблемы изменения климата после рождения ребенка…

Тема статьи - описание опыта исследования факторов социального благополучия образовательных мигрантов, измеренного c помощью психологической шкалы субъективного благополучия (А. Перруд-Баду, Г. А. Мендельсон, Ж. Шиш, 1988), которая ранее была адаптирована для русского языка М.В. Соколовой. Проводится статистический анализ надежности применяемого теста. Выявляются тенденции в характере соотношения между условиями адаптации и её успешностью, описываются возможные механизмы формирования субъективного благополучия студентов-мигрантов, проживающих в общежитиях. Отдельное внимание уделено маятниковой миграции как фактору адаптации.

Под редакцией: Е. И. Григорьева Тамбов: Бизнес. Наука. Общество, 2012.

Сборник материалов международного форума по социально-культурной анимации, включающий в т.ч. современные проблемы высшего образования в различных странах.

Гродно: Издательство Гродненского государственного университета, 2014.

Представлены научные статьи, посвященные актуальным проблемам современной психологии личности и социального взаимодействия. При широком тематическом разнообразии их объединяет методологическая идея личности как субъекта, реализующегося в контексте учебной и профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия. Адресуется профессиональным психологам - исследователям, преподавателям, практикам, а также студентам, магистрантам и аспирантам психологических специальностей. Может быть рекомендован специалистам философского и социогуманитарного профиля, а также всем читателям, интересующимся проблемой личности.

Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.

Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.

Книга содержит полную и всестороннюю информацию по истории императорской России – от Петра Великого до Николая II. Эти два столетия стали эпохой, когда закладывались основы могущества России. Но это же время и обусловило падение империи в 1917 году. В текст книги, выдержанной в традиционной манере хронологического изложения, включены увлекательные вставки: «Действующие лица», «Легенды и слухи» и другие.

Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

Аистов А. В. , Леонова Л. А. Научные доклады лаборатории количественного анализа и моделирования экономики. P1. Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2010. № Р1/2010/04.

В работе проанализированы факторы выбора статуса занятости (на основе данных Российского мониторинга экономического состо-яния и здоровья населения 1994-2007 гг.). Проведенный анализ не отвергает предположение о вынужденном характере неформальной занятости. В работе также исследовалось влияние статуса неформально занятого на удовлетворенность жизнью. Показано, что неформально занятые, в среднем, более удовлетворены жизнью по сравнению с официально оформленными работниками.