Болезни Военный билет Призыв

Крепостные крестьяне 17 век. Крестьяне второй половины XVII века


Усиление крепостничества во владельческой деревне.

Как известно, крепостное право в России держалось очень долго и приняло чрезвычайно грубые и жестокие формы. Словно гигантский спрут оно охватило своими цепкими щупальцами все стороны материальной и духовной жизни страны и в течение многих веков накладывало на них неизгладимый отпечаток.

Прежде всего, необходимо отметить, что термин “крепостное право” возник относительно поздно. Свое происхождение он ведет от слова “крепость”, употреблявшегося в России с конца XV века для обозначение документов, утверждавших право того или иного лица на приобретенную собственность. По отношении к феодально-зависимому частновладельческому населению термин “крепостной” вошел в обиход с середины XVII века, когда стала практиковаться продажа крестьян без земли. По моему мнению, наиболее точное определение термину “крепостное право” дал М. М. Шевченко. “Крепостное право – это освещенное обычаями и санкционированное нормами писаного закона права феодалов на личность, труд и имущество непосредственных производителей, наделенных средствами производства и ведущих личное хозяйство”.

Другими словами, крепостное право есть юридическое выражение зависимости непосредственных производителей от собственников земли, то есть владельцев средств производства.

Углубляясь в изучение данной темы в голову приходит вопрос: какими путями попадали в зависимость от землевладельцев-феодалов ранее свободные крестьяне? Судя по литературным данным и источникам можно предположить, что пути попадания в зависимость были самыми различными: частые неурожаи, пожары, падение скота и так далее приводили к массовому разорению населения. Перед лицом этих стихийных бедствий крестьяне были совершенно бессильны. Не имея иного выхода, они вынуждены были обращаться за подмогой к помещикам. К тому же губительно сказывались на хозяйстве крестьян различные войны. Такие природные и экономические факторы, несомненно, сыграли определенную роль в процессе закрепощения крестьян.

Однако главным здесь было голое насилие и внеэкономическое принуждение, перед которыми и отдельные крестьяне и община в целом оказались бессильны. В руках феодалов внеэкономическое принуждение было одним из основных средств подчинения непосредственных производителей.

В течение всего XVII века российские дворяне получали от властей в поместья и вотчины огромное количество земель, населенных свободными крестьянами. Например, по указанию Михаила Федоровича в 1612-1615, 1620 годах производились массовые раздачи земли дворянам. Эти пожалования давались за заслуги в борьбе с внешними врагами и с народными восстаниями внутри страны. Как показывают исторические данные, так было в 1613 году и последующие годы правления М. Ф. Романова, правительство которого пожаловало десятки тысяч десятин. В итоге “черные” земли в центральных уездах страны почти исчезли, существенно сократился и фонд дворцовых земель. В первой четверти столетия черные земли в Замосковном крае были до такой степени истощены, что в 1613 году правительство пыталось ограничить их раздачу, но не устояло перед натиском дворянства и отменило этот указ в 1618 году.

Кроме того, большие размеры приняла колонизация земель феодалами, светскими и духовными на окраинах страны. В ее южных уездах, в “Диком поле” помещики захватывали земли по мере ослабления набегов крымских татар. А оно было следствием усиления мощи России, в частности, ремонта Заоцкой засечной черты в 30-е годы XVII века и постройки в последствие более южной Белгородской засечной черты. По данным В. И. Буганова, земли в пределах уездов Орловского, Кромского, Лебедянского, Шатского, Тамбовского постепенно переходили в руки феодалов. Тоже происходит и в Поволжье, где светские и духовные феодалы прибирают к рукам большие земельные пространства.

Основным источником получения дохода феодалами являлся труд крепостного крестьянина. Естественно, поэтому стремление феодалов, с одной стороны, получить в свое распоряжение как можно больше крестьян, с другой – воспрепятствовать уходу, бегству тех, кем они уже владели. Крестьяне в ответ на это проводили свою политику. Например, первая крестьянская война закончилась закономерным ответом народных масс на резкое ухудшение их экономического и правового положения. После поражения крестьянской войны под предводительством И. Болотникова, продолжались антикрепостнические выступления крестьян, холопов и посадских людей. Причин к этому было достаточно: попытки феодалов поправить свои разоренные в годы “Смуты” поместья и вотчины за счет усиления эксплуатации подвластного населения; рост налогового бремени, массовая раздача “черных”, дворцовых земель вместе с жившими на них крестьянами служилым дворянам.

Напряженным было положение и внутри господствующего класса феодалов, между отдельными группами которого происходили бесчисленные столкновения. Борьба шла за политические привилегии, за военные и гражданские должности, а больше всего за землю и крестьян. Нередко, судя по источникам, на одни и те же земли предъявляли права различные владельцы. Особенно большого накала в тот период достигла борьба за рабочие руки, без которых земля теряла всякую ценность. Вот почему феодалы стремились навечно подчинить себе оказавшееся в их власти население. Но этому мешали урочные годы, ограничивавшие розыск убежавших и вывезенных крепостных определенным сроком. Хочется отметить один важный момент: по вопросу об урочных летах среди господствующего класса отсутствовало единство во взглядах. Если одни феодальные владельцы были заинтересованы в сохранении коротких урочных лет, то другие, напротив, добивались их полной отмены.

Вся первая половина XVII века фактически заполнена борьбой служилых дворян за отмену урочных лет. С 1619 года вступает в силу пятилетняя давность исков. Исключение представлял лишь Троице-Сергиев монастырь которому в 1613-1614 годах правительство разрешило искать беглых крепостных в течение 9-ти лет. Добиваясь полной отмены урочных лет, служилые дворяне подкрепляли свои требования различными способами: не являлись на службу, оказывали неповиновение воеводам… но, пожалуй, самой распространенной формой их оппозиционных действий по отношению к правительству являлась подача индивидуальных и коллективных челобитных. В 1637 году служилые дворяне ряда городов подали царю первую коллективную челобитную с требованием отменить урочные годы. Она представляет собою, по данным М. М. Шевченко, обвинительный акт против монастырей, митрополитов…, которые подговаривают чужих крестьян к побегу и укрывают их у себя.

Подобные челобитья подавались и в 1641 году. Дворяне настаивали на том, чтобы им было разрешено возвращать своих беглых крестьян и бобылей без урочных лет.

Но и это уступка правительства не успокоила ненасытных помещиков. Теперь они стали требовать от власти полной отмены урочных лет. И к большому несчастью крестьян в 1649 г. во время правления А. М. Романова вышло в свет Соборное Уложение, на основании которого беглых крестьян разрешалось искать бессрочно. После принятия Соборного Уложения следует особо остановится на крестьянских побегах, поскольку с отменой урочных лет они не только не прекратились, но, напротив, принесли невиданные до того размера. Это тем более необходимо, что борьба с побегами крестьян, их сыск был тем стержнем, вокруг которого, как заметили А. Г. Маньков, наматывались нити крепостного права по наблюдениям Т. И. Смирновой, крестьяне бежали главным образом из имений мелких и средних феодалов причем одни из них, придерживаясь старой традиции, устремлялись на окраины государства, где крепостнический гнет был слабее, другие пытались найти лучшую долю в крупных вотчинах и поместьях центральных районов. В отличие от прошлого времени теперь крестьяне стали убегать большими группами, иногда целыми деревнями, унося с собой все необходимое для ведения сельского хозяйства на новых местах жительства.

Средние и мелкие душевладельцы оказались не в состоянии приостановить бегство крепостных крестьян собственными силами и настойчиво требовали помощи от государственной власти. Они прибегали к подаче коллективных челобитных правительству и самому царю. Так в “известной челобитной” дворян новосельского уезда царю Алексею Михайловичу в 1657 г. говорится: “В нынешнем государь 169-м (1957)году в разных месяцах… из сел и деревень люди и крестьяне, умысля воровски, бегут… в украинные городы, государь, в тех селех жгут, и нас, холопий твоих крадут и разбивают…”. Аналогичные жалобы служилых людей красной нитью проходят через все их челобитные второй половины XVII века. В ответ на это правительство издало целую серию новых юридических актов, предписывавших меры взускания и за побеги и за укрывательство беглых. Одним из таких актов, по данным М. М. Шевченко, явился указ от 13 сентября 1661 года. Указ предписывал “приказчиков частновладельческих имений за прием и укрывательство беглых без согласия их господ бить кнутом нещадно, чтобы иным впредь неподно было чужих беглых людей и крестьян принимать”. Таким образом, в результате объединения усилий правительства и служилых дворян многие десятки тысяч беглецов были пойманы и возвращены на их прежние места жительства. Правительство опять пошло на незначительную уступку: 9 марта 1642 появился указ, по которому сроки ссылки беглых крестьян был увеличен до 10 лет, а насильственно вывезенных до 15 лет. Обнаруженные в чужих владениях крестьяне возвращались к прежним хозяевам вместе со всем имуществом. Кроме того, с лиц, державших у себя беглых, взыскивался штраф из расчета по пяти рублей за каждый год, прожитых теми на их земле.

Говоря о владельческой деревне начала XVII в. необходимо отметить, что крестьяне делились на сословные группы: собственно крестьяне, бобыли, задворные и деловые люди и более мелкие люди численность которых была очень невелика. Особую группу составляли холопы которых мы обьединяем с крепостными крестьянами. Крепостные люди были юридически бесправны. Различного рода имущественные сделки они могли совершать лишь с разрешения своего владельца. Они сами, их семьи, имущество были полной собственностью владельцев. Если мужчина женился на крепостной, то и он становится крепостным. Если женщина выходила замуж за крепостного, она тоже становится крепостной. Суд над крепостными осуществлял владелец (кроме особо тяжелых преступлений). Феодал имел право продавать крестьян с землей. Помещики широко пользовались своей властью “А будет кто тебя не послушает, и тебе бы сечь кнутьем, и сошли их в подмосковную” – писал один из помещиков своему приказчику.

К категории частновладельческих крестьян относятся крестьяне светских владельцев, крестьяне церковных учреждений (патриарха, епископа, монастырей) и крестьяне дворовые. Правда, феодальные владения, церковные и дворовые отличались от частных тем, что собственниками их были не отдельные лица, а учреждения, но это не меняло ни существа феодальной эксплуатации, ни существа правового положения крестьян.

Особенность развития феодальной эксплуатации в XVIIв. заключалось в новом сочетании трех форм феодальной ренты, изменявшейся под влиянием общего экономического развития страны, а именно - под воздействием складывания всероссийского рынка. При денежной ренте происходит смягчение личной зависимости крестьян. При отработочной ренте личная зависимость становится жестче. Отработанная рента (по старой терминологии “изделье” – барщина), самая простая форма ренты, при которой принудительность труда выступает в наиболее грубой форме, заключалась в том, что непосредственный производитель одну часть недели работает, на земле, фактически принадлежащей ему, при помощи орудий производства, а остальные дни недели работает даром в имении землевладельца. Размеры “изделья” были разнообразны: 2-4 дня в неделю. В XVII в. основными видами барщины были: работа на владельческой пашне и сенокосе, в огороде и садах, вывозка на поле удобрений, строительные работы в усадьбе владельца…

Огромным бременем на крестьян работа на “будных майданах” (поташное производство) во владениях крупных феодалов. Кроме того, необходимо отметить хитрость, произвол и дерзость помещика, который заставлял крестьян обрабатывать господние поля в лучшие агрономические сроки. Дело не ограничивалось помещичьим контролем за выполнением земледельческих работ, он начинает регламентировать повседневную жизнь крестьянского двора в целях поддержания на нужном ему уровне численность крестьянской семьи.

Своеобразной разновидностью трудовых повинностей было изготовление крестьянами вина, круп, сухарей, солода, холста, сукон, масла.

Не менее разнообразны были оборочные повинности крестьян. Обычно размер оброка натурой исчислялся с выти. В состав натурального оброка входили продукты собственного хозяйства крестьянина, как их домашней промышленности, так и всяких промыслов.

Важно заметить, что кроме платежей и работ в пользу феодалов, частновладельческие крестьяне несли государственные повинности. Но они платили в казну значительно меньше черных и дворцовых крестьян.

Феодальные владельцы сумели добиться для своих крестьян освобождения от несения ямской повинности и участия в тяжелых выборных службах, переманив их на посады. Однако повинности частновладельческих крестьян были тяжелее повинностей черносошных и дворцовых крестьян.

Таким образом, из всего сказанного следует вывод: что в первой половине XVII в. крестьяне являлись предметом спора между крупными боярами и мелкими, стремившиеся к власти дворянами.

Крестьянина грабили со всех сторон: с одной стороны стояло государство, которое брало с него налог в форме той же самой десятиной и оброчной ренты, с другой стороны – душегуб помещик, живший за его счет. Но не надо забывать и о том, что в то время крестьянские семьи были очень многодетными, и глава семьи должен был заботиться об их существовании: поить, кормить, одевать. А каким образом? Для меня это немыслимо. А крепостной крестьянин как то справлялся с этими задачами. Не даром говорят, что человек – это такое существо, которое приспосабливается ко всяким условиям жизни. Но не надо забывать, что рано или поздно любому терпению приходит конец. И все-таки, как долго страдал крепостной люд, ведь крепостное право просуществовало в России примерно тысячу лет.

Законодательство по отношению к государственным крестьянам.

Социальный строй русского государства в XVII в. представлял собой типичное для средневековья пестрое переплетение сословий и кланов. Необходимо оговориться, что в социальном слое в это время произошли значительные изменения в упрощение его структуры, в более резком обособлении господствующего класса феодалов от остального населения, в более четком отделении города от деревни, слиянием различных прослоек в одну закрепощенную тяглую массу. В XVI-XVIII вв. основными классами в России были крестьяне и феодалы - землевладельцы и посадские люди – торговцы и ремесленники.

Крестьяне составляли большинство населения. Они подразделялись на государственные и частновладельческие. К государственным крестьянам следует отнести черносотных и однодворцев.

Черносошные крестьяне – это крестьяне, обрабатывавшие землю, обложенную государственной податью и поэтому называвшуюся “черной”, т.е. тяглой. “Черные” крестьяне еще в XVI в. кое-где жили в центре страны, но и в середине XVII в. все были закрепощены, розданы светcким феодалам и духовенству или превращены в дворцовых. Остались они только на севере и северо-востоке где земли были малоплодородными и не привлекали внимание феодалов, а также в Сибири, где правительство не раздавало земель светским феодалам, (но у духовенства были владения и на севере, и в Сибири). Эксплуатировавшиеся феодальным гнетом “черным” крестьянам жилось легче, чем крепостным. В отличие от них, частновладельческие крестьяне должны были кроме платежей и работы в пользу феодала нести государственные повинности. И тому же по указу от 11 сентября 1625 года устанавливалась льгота при уплате оброчных денег для черносотных крестьян. По нему оброк предписывалось брать лишь за последние 13 лет (с 1613 г.). опасаясь “ожесточете” плательщиков-крестьян, правительство рекомендовало рассрочить платеж оброчных денег для бедных “на два или на три срока”. Указ свидетельствовал о распространенности пользования крестьянами угодьями “безоброчно”, “самовольством”, что на Севере было возможно, т.к. крестьяне могли легче найти “угодья”, чем правительство их учесть. Издав указ о льготе, правительство, вероятно, надеялось расширить номенклатуру угодий, подлежащие обложению оброком.

По мнению И. Д. Беляева государство, прикрепляя крестьян к земле, имело на то свои государственные и финансовые цели: “Крестьянин, на чьей бы земле он ни был, имел постоянно определенные отношения к государству, по правам и обязанностям своего сословия; и государство получало свои выгоды именно от того, что крестьянин был крестьянином; посему оно и заботилось о том только, чтобы крестьянин не выходил из крестьянства”.

Черносошные крестьяне представляли собой потомков некогда свободных крестьян-общинников. Несмотря на свободу черносотных крестьян от непосредственного подчинения феодалам-крепостникам, положение их ни в какой степени не нарушает системы феодального строя Русского государства XVII в.

Например, своеобразными чертами отличалось хозяйство Поморья. Основной земельной единицей на черносошном Севере была деревня, представляемая собой один или несколько дворов с прилегающими к ним пашенными, сенокосными, пастбищными, лесными, рыболовными и охотничьими угодьями. Отдельный крестьянин владел или целой деревней, или ее частью. Крестьянин мог оставить свою долю в наследство, продать, заложить. При продаже земли в посторонние руки наследники прежнего владельца пользовались правом выкупа родовых участков. Русский Север XVI-XVII вв., таким образом, не знал общинного землевладения. Не говорит об общинном землевладении и характер производившихся переделов. Переделы возникали тогда, когда деревенские совладельцы находили, что их фактическое землевладение не соответствует тем долям, на которые каждый из них имеет право. Кроме того, как я уже говорила раньше, наряду с разрешенными участками при деревне были неразделенные угодья-пастбища, леса, реки, которыми совладельцы пользовались сообща.

Крестьяне северных уездов поморья занимались также рыбным и охотничьим промыслами и солеварением. Обилие лесов обеспечило развитие плотничного дела – местного и отхошего. Из других промыслов следует отметить добычу слюды, железа и его обработку.

А вот, например, черносошные крестьяне Чердынского и Солекаменного уездов, богатых лесами и имевших малоплодородную почву, предпочитали заниматься лесным промыслом – заготовкой строительных материалов и дров, спрос на которые был особенно велик в Солекамской, крупнейшем центре русской солеваренной промышленности XVII в.

Кроме того, черносошные крестьяне втягивались в товарно-денежные отношения. Примером может служить поморье, т.к. через него проходили два крупных торговых пути – Беломорско-Двинский и Сибирьский. Многие крестьяне вели большой торг с Сибирью, вывозя от туда меха и направляя в Сибирь товары, в которых там ощущался недостаток. Таким образом, следует отметить, что обслуживание торговых путей занимало далеко не последнее место в промышленном черносошного крестьянства.

Черносошные крестьяне не представляли собой однородной массы. В это время происходило сосредоточение земельных участков в руках наиболее экономически сильных из них. Вместе с тем образовались значительные слои малоземельных и безземельных крестьян. Обедневшие крестьяне под наименованием половников, бобылей, казачков подвергались эксплуатации в хозяйстве не только монастырей и крупных промышленников и торговых людей, но и зажиточных крестьян.

К закабалению беднейшего крестьянства приводили также ростовщические операции, которыми занимались богатые крестьяне. Черносошные крестьяне не знали над собой непосредственной власти феодалов-крепостников. Но зато они подвергались не менее тяжелой эксплуатации со стороны феодального государства. Они несли в пользу государства тягло-четвертные доходы, т.е. прямые налоги, поступавшие в финансовые московские приказы-четверти. Вместо уплаты именных денег черносошные крестьяне отбывали именную гоньбу в натуре, и расход на эту повинность крупнейшим из мирских сборов. Так в указе 8 марта 1627 г. правительство разработало специальную инструкцию о числе подвод, причитающихся каждому лицу, исходя из его сана, родовитости и служебного положения.

Кроме того, необходимо отметить, что группой, близкой к черносошным крестьянам были однодворцы. Формально они не принадлежали к сословию крестьян: это были спущенные люди “по прибору” и мелкопоместные дворяне, которым давались поместья в совместное и личное пользование.



В отличие от феодалов, особенно дворянства, положение крестьян и холопов в XVII в. существенно ухудшилось. Из частновладельческих получше жилось крестьянам дворцовым, хуже всех - крестьянам светских феодалов, особенно мелких. Крестьяне работали в пользу феодалов на барщине («изделье»), вносили натуральный и денежный оброки. Обычный размер «изделья» - от двух до четырех дней в неделю, в зависимости от размеров барского хозяйства, состоятельности крепостных (богатые и «семьянистые» крестьяне работали больше дней в неделю, «скудные» и «одинокие» - меньше), количества у них земли. «Столовые запасы» - хлеб и мясо, овощи и фрукты, сено и дрова, грибы и ягоды - возили на дворы к владельцам те же крестьяне. Плотников и каменщиков, кирпичников и живописцев, других мастеров дворяне и бояре брали из своих сел и деревень. Крестьяне работали на первых фабриках и заводах, принадлежавших феодалам или казне, изготовляли на дому сукна и холсты и т.д. и т.п. Крепостные, помимо работ и платежей в пользу феодалов, несли повинности в пользу казны. В целом их обложение, повинности были тяжелее, чем у дворцовых и черносошных. Положение зависимых от феодалов крестьян усугублялось и тем, что суд и расправа бояр и их приказчиков сопровождались неприкрытыми насилиями, издевательствами, унижением человеческого достоинства.
После 1649 г. широкие размеры принял сыск беглых крестьян. Тысячами их хватали и возвращали владельцам.
Чтобы прожить, крестьяне шли в отход, в «батраки», на заработки. Обедневшие крестьяне переходили в категорию бобылей.
У феодалов, особенно крупных, было много холопов, иногда по нескольку сот человек. Это - приказчики и слуги для посылок, конюхи и портные, сторожа и сапожники, сокольники и «певчие ребята». К концу века произошло слияние холопства с крестьянством.
Снизился средний уровень благосостояния русского крепостного крестьянства. Сократилась, например, крестьянская запашка: в Замосковном крае на 20-25%. Одни крестьяне имели полдесятины, около десятины земли, у других и того не было. А у зажиточных случалось по нескольку десятков десятин земли. Они брали на откуп господские винокурни, мельницы и др. Выходили в торговцы и промышленники, подчас весьма крупные. Из крепостных Б.И. Морозова вышли, например, ставшие подрядчиками-судовладельцами, а затем крупными солеторговцами и
рыбопромышленниками Антроповы. А Глотовы, крестьяне кн. Ю.Я. Сулешева из села Карачарова Муромского уезда, стали богатейшими купцами первой половины столетия.
Лучше жилось государственным, или черносошным, крестьянам. Над ними не висел дамоклов меч непосредственного подчинения частному владельцу. Но они зависели от феодального государства: в его пользу вносили налоги, несли разные повинности.

Во второй половине XVII в. главным занятием населения оставалось сельское хозяйство, основанное на эксплуатации феодально-зависимого крестьянства. В рассматриваемый период продолжали применяться уже устоявшиеся формы обработки земли, такие как трехполье, которое являлось самым распространенным способом обработки земли, в некоторых районах сохранялось подсечное и переложное земледелие. Орудия для обработки земли также не совершенствовались и соответствовали эпохе феодализма. По-прежнему землю обрабатывали сохой и бороной, подобная обработка не была эффективной, и урожай соответственно был довольно низким.

Земля находилась в собственности духовных и светских феодалов дворцового ведомства и государства. Бояре и дворяне уже к 1678 г. сосредоточили в своих руках 67% крестьянских дворов. Это было достигнуто путем пожалований от правительства и прямыми захватами дворцовых и черносошных земель, а также владений мелких и служилых людей. Дворяне пытались как можно быстрее создать крепостное хозяйство. К этому времени в незакрепощенном положении находилась лишь десятая часть тяглого населения России. Второе место после дворян по размерам землевладении занимали духовные феодалы. Архиереям, монастырям и церквам ко второй половине XVIIв. Принадлежало свыше 13% тяглых дворов. Следует отметить, что вотчинники-монастыри по приемам ведения своего крепостнического хозяйства мало чем отличались от светских феодалов.

Что касается государственных, или как их еще называют, черносошных крестьян, то по сравнению с помещичьими и монастырскими крестьянами они находились в условиях несколько лучших. Они проживали на государственных землях и были отягощены различного рода повинностями в пользу государственной казны, но помимо этого постоянно страдали от произвола царских воевод.

Рассмотрим, как же строилась жизнь крепостных крестьян. Центром поместья или вотчины обычно было село или сельцо, рядом с которым стояла господская усадьба с домом и надворными постройками. Село обычно являлось центром примыкавших к нему деревень. В среднем селе насчитывалось около 15-30 дворов, а в деревнях стояло обычно 2-3 двора.

Итак, как уже выяснилось, крестьяне делились на несколько категорий, такие как: дворцовые, черносошные, монастырские и помещичьи. Как строилась жизнь представителей каждой из категории рассмотрим по подробней.

Черносошные (государственные) крестьяне

Черносошные крестьяне -- категория тяглых людей в России в XVI--XVII века, это класс земледельческого населения России, сидевший на "черной", т. е. невладельческой земле. В отличие от крепостных крестьян, черносошные крестьяне не были лично зависимыми, а потому несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу Российского государства. Жили преимущественно на малоосвоенных окраинах страны с суровым климатом, а потому часто вынуждены были заниматься охотой, рыболовством, собирательством, торговлей. К черносошным крестьянам относят крестьян Северных и Северо-Восточных земель (Поморье) , государственных крестьян Сибири, а так же начинавшую складываться к концу XVII века общину однодворцев. Исторически наиболее многочисленными (до 1 млн чел к началу XVIII века) черносошные крестьяне были в Поморье (так наз. "Голубая Русь"), которое не знала крепостного права. Это позволило черносошникам рано включиться во внешнюю торговлю со странами Запада через Архангельск.

В течение XVII столетия "чёрные", или государственные земли систематически расхищались и к концу века сохранились лишь в Поморье и Сибири. Главное отличие черносошных крестьян состояло в том, что они, сидя на государственной земле, располагали правом её отчуждения: продажи, заклада, передачи по наследству. Важным было и то, что они были лично свободными и не знали крепостничества.

С развитием государственной власти на Руси общинные земли мало-помалу обратились в черные или государевы и считались за князем, но не как за частным собственником, а как за носителем государственной власти. Черносошные крестьяне пользовались землей только как члены общины, получая в надел известные участки или выти. На одном и том же участке крестьянин мог сидеть целую жизнь и передавал его наследникам, но с условием, чтобы они считались членами общины и тянули во все общинные разрубы и разметы. До некоторой степени земля составляла как бы собственность крестьянина; он мог отдавать ее в залог и продавать, но с условием, чтобы покупщик тянул в общинные разрубы и разметы или сразу уплатил все общинные пошлины, "обелил" участок; в противном случае уступка земли считалась недействительной.

За выполнение государственных повинностей отвечал владелец, и государство передавало ему часть административно-фискальных и судебно-полицейских функций. У черносошных крестьян эти функции выполняла община с мирским сходом и выборными должностными лицами: старостой и сотскими. Мирские органы производили раскладку податей, чинили суд и расправу, защищали земельные права общины. Мир был связан круговой порукой, что препятствовало выходу крестьян из общины.

Государственные крестьяне не были в состоянии непосредственного подчинения частному владельцу. Но они зависели от феодального государства: в его пользу вносили налоги, несли разные повинности. Черносошные крестьяне платили самую высокую в стране подать. До 1680 года единицей обложения была "соха", включавшая землю, площадь которой зависела от социальной принадлежности владельца.

Условное право отчуждения черных земель особенно было развито в городах: продавалась не земля, а право на нее, так как самого участка даже князья не могли покупать. Изложенного взгляда на черносошных крестьян придерживается большинство русских ученых, исключая Чичерина.

У черносошных крестьян самой большой общинной единицей была волость, имевшая своего старосту; в эту высшую общину тянули низшие общины -- села и большие деревни, приписанные к волости, также имевшие своих старост; к селам тянули малые деревни, починки и другие мелкие поселки. Общины сами вчиняли иски по земле, могли меняться землей с соседями, покупать или выкупать земли. Они также старались заселять принадлежавшие им пустоши, сзывали к себе людей, давали им участки земли, льготы и пособия, вносили за них деньги владельцам, у которых они прежде жили. Общины на черных землях отвечали перед правительством за порядок в волостях и за исправный сбор податей и отправление повинностей. Выборные начальники, старосты, сотские и добрые люди из черносошных крестьян участвовали в судах наместников и волостелей.

Картина полного самоуправления черносошных крестьян явствует из судных списков и грамот XV в. По памятникам XVI в. черносошные крестьяне имели два рода отношений к земле: или они владели известной долей общинной земли, или же община давала крестьянину землю на оброк по оброчной записи. Первого рода поземельные отношения определялись порядной записью, которую крестьянин выдавал общине или волости. С прикреплением крестьян сословие это, до того времени цельное, разделилось на 2 разряда: крестьян дворцовых и черных земель и крестьян владельческих или частных земель. Тогда впервые возникает термин "черносошные крестьяне".

Что касается численности и размещения крестьян, то ее можно определить по указу от 20 сентября 1686г. либо по справке 1722г. Но оба эти источника можно считать неполными, так как они указывают на численность крестьян в основном проживающих на территории Поморья. Приблизительная численность крестьян, заселявших Поморье, с учетом утайки равнялась около 0,3 млн. чел.

Как уже было сказано выше, к числу государственных крестьян относили и однодворцев. В XVII в "однодворками" называли помещиков, которые сами или при помощи холопов обрабатывали землю и не имели крепостных крестьян и бобылей; однодворцами были как служилые люди "по прибору", так и служилые люди "по отечеству".

При подсчетах государственных крестьян однодворцев учитывали отдельно. В. М. Важинский, специально изучавший численность однодворцев, которые расселялись на Юге, определяет ее в конце XVIIв. - 76 тыс. дворов, то есть считая на семью по 3 человека, численность их составляла примерно 0,2 млн. чел.

Вплоть до второй половины XVIII в. перемен в положении черносошных крестьян не встречается. Уложение 1649 г. признает всех крестьян одним нераздельным классом населения; разграничение черносошных крестьян и владельческих яснее обнаруживается в начале XVIII века, под влиянием мер Петра I.

Культура и быт русского народа в 17 веке подверглись качественной трансформации. По восшествии на престол царя. Петра I, в Россию стали проникать веяния западного мира. При Петре I расширилась торговля с Западной Европой, установились дипломатические отношения со многими странами. Несмотря на то, что российский народ был представлен в своем большинстве крестьянством, в 17 веке образовалась и стала формироваться система светского образования. Открылись школы навигационных и математических наук в Москве. Затем стали открываться горные, кораблестроительные и инженерные школы. В сельской местности стали открываться церковно-приходские школы. В 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова был открыт Университет в Москве.

Совет

Чтобы оценить происшедшие изменения в жизни народа после реформ Пера I, надо изучить исторические документы этого периода.

Крестьяне


Немного про крестьян

Крестьяне в 17 веке были той движущей силой, которая обеспечивала свою семью пропитанием и отдавала часть своего урожая на оброк для барина. Все крестьянство было крепостным и принадлежало к богатым крепостным помещикам.


Крестьянский быт

Прежде всего, крестьянский быт сопровождался тяжелой физической работой на своем земельном наделе и на отработке барщины на землях помещика. Крестьянская семья была многочисленной. Количество детей достигало 10 человек и все дети с малых лет приучались к крестьянской работе, чтобы скорее становиться помощниками отцу. Приветствовалось рождение сыновей, которые могли стать для главы семьи опорой. Девочки считались «отрезанным куском» так как в замужестве они становились членом семьи мужа.


В каком возрасте можно было вступать в брак?

По церковным законам в брак могли вступать мальчики с 15 лет, девочки с 12. Ранние браки и были причиной многодетности в семьях.

Традиционно крестьянский двор был представлен избой с соломенной крышей, а на подворье строились клеть и хлев для скота. Зимой единственным источником тепла в избе была русская печка, которую топили по «черному» Стены и потолок избы были черными от сажи и копоти. Маленькие оконца затягивались или рыбьим пузырем или вощеной холстиной. Вечерами для освещения использовали лучину, для которой делали специальную стойку, под которую помещали корытце с водой, чтобы обгоревший уголек лучины падал в воду и не мог стать причиной пожара.


Обстановка в избе


Крестьянская изба

Обстановка в избе была скудной. Стол посреди избы и по станкам широкие лавки, на которых на ночь укладывались домочадцы. В зимние холода в избу переносили молодняк скота (поросят, телят, ягнят). Сюда же переселяли домашнюю птицу. Готовясь к зимним холодам, крестьяне конопатили щели бревенчатого сруба паклей или мхом, чтобы меньше сквозило.


Одежда


Шьем крестьянскую рубаху

Одежду шили из домотканого полотна и использовали шкуры животных. Ноги обували в поршни, которые представляли собой два куска кожи, собранные вокруг щиколотки. Поршни носили только осенью или зимой. В сухую погоду обували плетенные из лыка лапти.


Питание


Выкладываем русскую печь

Пища готовилась в русской печи. Основными продуктами питания были зерновые: рожь, пшеница и овес. Из овса мололи толокно, которое шло на приготовление киселей, кваса и пива. Из ржаной муки пекли повседневный хлеб, на праздники из белой пшеничной муки пекли хлеб и пироги. Большим подспорьем для стола были овощи с огорода, за которым приглядывали и ухаживали женщины. Крестьяне научились сохранять капусту, морковь, репу, редьку и огурцы вплоть до нового урожая. Капусту и огурцы солили в больших количествах. На праздники готовили мясные щи из кислой капусты. Рыба на столе крестьянина появлялась чаще, чем мясо. Ребятишки всей гурьбой отправлялись в лес на сбор грибов, ягод и орехов, что являлось существенными добавками к столу. Наиболее зажиточные крестьяне заводили фруктовые сады.


Развитие России в 17 веке

Сословие в России в 17 веке - это социальная группа, обладавшая закрепленными за ней правами и обязанностями, которые передавались по наследству из поколения в поколение. В рассматриваемое время в нашей стране произошло окончательное оформление социальной структуры общества благодаря политике правительства и принятию целого ряда постановлений, в частности, знаменитого Соборного Уложения, которое по сути зафиксировало устоявшуюся традиционную иерархию социальных слоев.

Бояре

Сословие в России в 17 веке очень часто называлось «чином», но означало не столько принадлежность к той или иной службе, а включенность в ту или иную социальную корпорацию. В это время в нашей стране окончательно оформился бюрократический аппарат власти, в первую очередь земские соборы и приказы. Правом на службу в этих представительных органах обладало привилегированное сословие в России в 17 веке. К последней категории относились светские и духовные феодалы.

Верхушкой общества считалось боярство. Оно включало в себя несколько групп: представителей боковых ветвей династии Рюриковичей, перешедших на службу к московскому государю татарских, ордынских царевичей, а также знати из Молдавии и Валахии, старое московское боярство, а также приближенных удельных князей, правителей княжеств, которые в разное время были присоединены к Москве. Это привилегированное сословие в России в 17 веке обладало правом владеть вотчиной - потомственным земельным владением, передаваемым по наследству и правом владеть крепостными крестьянами. Особое место боярство занимало в думе при князе и царе. Именно они составляли основную управленческую верхушку в администрации. Видное значение имели окольничие - люди,которые сопровождали правителя в пути, принимали послов из иностранных государств, а также командовали полками, занимали должности воевод.

Дворяне и служилые

Следующую ступень занимало дворянское сословие. Оно также делилось на разряды. Особым почетом пользовались дворяне московские: стряпчие, стольники. На втором месте располагались дворяне городовые - провинциальная знать. Эти люди, так же как и бояре, имели право владеть земельным наделом и крепостными крестьянами, однако, в отличие от первых, это владение переходило по наследству только в том случае, если сын продолжал службу после отца.

Основные сословия России в 17 веке оформились именно в это столетие, когда сложившаяся в предшествующее время социальная структура получила законодательное оформление. Еще одной важной категорией были военные люди. Они делились на несколько разрядов: стрельцы, пушкари, кузнецы и казаки. Они считались зависимой категорией населения.

Городские жители

Данная группа также находилась в большой зависимости от государства. Дело в том, что она была основным поставщиком налогов в царскую казну, и поэтому правительство было особенно заинтересовано в том, чтобы прикрепить этих людей к их постоянному месту жительства. Посадские люди были обложены так называемым тяглом, данью, и в случае побега или ухода какого-нибудь посадского человека его доля падала на остальных. Поэтому власть прикрепила население к постоянному месту жительства. Однако многие нашли выход в том, что стали переходить в которые были освобождены от налогов, закладываясь за их владельцев и хозяев, теряя при этом личную свободу.

Крестьяне

Характеристика сословий 17 века в России включает анализ положения основной массы населения страны. Речь идет о крестьянах, которые также не были однородной массой. Они делились на черносошных (которые принадлежали государству или были лично свободными), помещичьих, которые находились в личной собственности землевладельцев, дворцовых, которые принадлежали царской семье. Они несли разного рода повинности, в первую очередь барщину (натуральную отработку) и оброк (денежный или натуральный взнос в пользу помещика). ввело бессрочный сыск беглых крестьян, чем окончательно закрепило существование в России.

Торговцы

Сословия 17 века в России, таблица которых представлена в данной статье, показывает, насколько большой степени дифференциации достигло российское общество. В отдельную группу относились купцы. Среди них выделялись наиболее знатные и богатые гости, которые занимали видные посты в финансовом управлении и имели право владеть вотчинам и освобождались от налогов. Члены гостинной и суконной сотни также относились к привилегированной части торговцев. Они имели право на самоуправление и их внутренними делами заведовали выборные головы и старшины. Остальная же часть купцов платила государству таможенные пошлины.

Духовенство

Схема сословий России в 17 веке показывает место каждой социальной группы в иерархии. Духовенство делилось на две части: черное и белое. К первой категории относились монахи. Монастыри также владели землей с приписными крестьянами. Приходские священники имели семью, имущество, в их ведении находилось образование. Итак, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что в России в 17 столетии окончательно оформилось иерархическое