Болезни Военный билет Призыв

Кто автор идеи о коллективном бессознательном. Учение о коллективном бессознательном К. Юнга


Рано или поздно, люди, которые интересуются вопросами психологии и читают разнообразные труды на эту тему, встречаются с понятием «коллективное бессознательное». Некоторые сразу же ассоциируют это словосочетание с ученым К.Юнгом. Вместе с тем, понять для себя, что скрывается за этой фразой, хотел бы каждый образованный человек для более глубокого осознания жизнедеятельности социума и механизмов функционирования его психики.
История возникновения понятия «коллективное бессознательное»
Данный термин принадлежит врачу-психиатру К.Юнгу, который в первой половине 20 века опубликовал научный труд «Структура бессознательного». В течение напряженных поисков истины в данном вопросе Юнг менял термин «коллективное бессознательное» на понятие «объективная психика» и «трансперсональное бессознательное». Термин является основой аналитической психологии.

Коллективное бессознательное как вид сознания человека

Сразу стоит отметить, что изначально К.Юнг проводит черту между «коллективным бессознательным» и «персональным бессознательным», основу которых составляют вытесненные на протяжении всего существования отдельной личности представления. Только в персональном сознании человек накапливает все скрытое и приглушенное с годами. Понятие «персонального бессознательного» принадлежит отцу психоанализа австрийскому ученому Зигмунду Фрейду, который на начальном этапе сотрудничал с Юнгом, а вскоре вынужден был расстаться с коллегой из-за непримиримых разногласий. Бессознательное отдельного индивидуума является темной стороной его Я. Бессознательные и подавленные инстинкты часто могут всплывать наружу и тяготеть над Я человека. Зигмунд Фрейд настаивал на том, что причины неправильного психического поведения человека следует искать в его детстве. Карл Юнг же считал, что для постижения психики людей нужно обращаться к историческому опыту человечества в целом.
Так можно с полной уверенностью утверждать, что, по мнению Юнга, коллективное бессознательное берет истоки с древних времен и характерно для каждого человека, представителя рода. «Коллективное бессознательное» передается с поколения в поколение и является фундаментом, на котором строится психика каждого индивида.


Психологии, как истинной науке с ее методологией, присуще изучение универсального в личном, и то общее, что предстоит найти, нужно искать в истоках развития человечества. Так под влиянием программ, которые заложены в человеке с момента появления на свет, зарождаются не только элементарные реакции психики на раздражители (безусловные рефлексы), но и мышление, восприятие, воображение.

Понятие «архетипа» , лежащего в основе теории «коллективного бессознательного»
Центральным понятием теории Юнга стал термин «архетип»- типичные образцы, которые интуитивно воспринимаются членом коллектива и предшествуют наступлению инстинктивного действия как незамедлительной реакции психики. В своей первооснове архетип никогда не входит в сознание, он всегда будет объединяться с опытом, присущим коллективу, будет подвергаться умышленным изменениям.
Наиболее близким к архетипу является опыт сновидений, мистических видений, когда сознание практически не задействовано в обработке информации. В связи с повышенным мистицизмом в восприятии мира и перенесении этого в свою научную деятельность Юнг вынужден был распрощаться с Зигмундом Фрейдом, который не допускал научной трактовки паранормального. Все архетипы воспринимаются человеком как нечто инородное, неосознанное, темное, неподдающееся объяснению, но вместе с тем, это воспринимается как нечто превосходящее человеческий разум.
В своих работах по психологической трактовке религии, Юнг применяет термин «нуминозное» теолога Р.Отто. «Нуминозное»-это явления, которые подавляют человека своей силой, но вместе с тем и вдохновляющие.

Архетипы на протяжении всего человечества сопровождали его. Их мы можем встретить в мифах, религии, искусстве. Все мистические, а поэтому страшные и непонятные по началу для коллектива образы, поддаются со временем трансформации и становятся все более удобными и универсальными. Юнг утверждал, что в мифологии древние люди нейтрализовали огромную психическую энергию архетипов. То, что в религии называется «грехопадением» человека, на самом деле может быть стрессом, пережитым от отрыва человека от сильных связей с природой. Это своеобразный переход от животной бессознательности к человеческой самоидентификации как разумного существа, способного к мышлению. Побороть этот стресс человек пытается с помощью мифов, религии, магических культов. Закономерно, что благодаря более интенсивному развитию сознания напряжение психики первобытного коллектива возрастало. Далее дело обстоит за религиозными культами, которые должны были помочь человеку примирить сознание с архетипами бессознательного. Именно в связи с теорий бессознательного Юнга, можно говорить и о том, почему даже в наше время значение религии в жизни социума не ослабевает.

Нужно понимать, что в психике здорового человека сознание и бессознательное должны пребывать в гармонической взаимосвязи. Если же бессознательное довлеет над индивидом, то с человеком происходит цепь необъяснимых с позиции человеческого разума вещей. Например, часто могут сниться вещие сны, происходят мистические вещи. На ранних этапах развития человечества бессознательное проявлялось в большей степени в сознании человека чаще, нежели в наше время. Отсюда так называемые «божественные откровения», которые происходили с отцами церквей и святыми.
Существует и вторая сторона медали. Как только сознание пытается вытеснить бессознательное, оно возвращается в психику человека в наиболее примитивных формах. В связи с этим, утверждал К.Юнг, растет число психических заболеваний отдельных личностей и то, что называется коллективной психопатией. Примеров общественного масса. Стоит вспомнить хотя бы почти бессознательную веру немцев фашисткой Германии в наступление эры процветания Третьего рейха и другое.

Карл Густав Юнг - швейцарский психолог (1875-1961) - создатель аналитической психологии, которая пыталась отойти от линии познания человека, заданной Фрейдом. К. Юнг занимался широким кругом теоретических вопросов психологии и ее практическим применением для оказания помощи людям, а также для решения ряда общекультурных и политических проблем.

Юнг заявлял: "Моя жизнь пронизана одной идеей и сосредоточена на одной цели, а именно: на проникновении в тайну личности. Все может быть объяснено из этой центральной точки, и вся моя работа связана с этой темой".

К. Юнг был одним из первых учеников Фрейда, отмежевавшихся от своего учителя. Основной причиной разногласий между ними была идея пансексуализма Фрейда. Но борьбу с Фрейдом Юнг осуществлял не с материалистических, а с идеалистических позиций. Свою систему Юнг назвал «аналитической психологией».

По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре личности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное носит всеобщий характер. Оно оказывает влияние на личность человека и предопределяет его поведение с момента рождения. В свою очередь, коллективное бессознательное тоже состоит из разных уровней. Оно определяется национальным, расовым и общечеловеческим наследием. Самый глубокий уровень складывается из следов дочеловеческого прошлого, т. е. из опыта животных предков человека. Таким образом, по определению Юнга, коллективное бессознательное - это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа.

Главную роль Юнг отводил коллективному бессознательному. Коллективное бессознательное - это сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы, в которых проявляется человеческий дух. Коллективное бессознательное - это древнейшая психика, некоторая сущность, независимая от развития индивида, от его сознания. Оно включает национальные, расовые, общечеловеческие верования, мифы, предрассудки, а также некоторое наследство, которое человек получил от животных.

Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов, которые обнаруживаются не только в сновидениях, но и в реальном творчестве. Архетипы присущи отдельным людям, но в них отражается коллективное бессознательное. Это некие общие формы мысленных представлений, включающие в себя значительный элемент эмоциональности и даже персептивные образы. Например, архетип матери - это всеобщая идея матери с чувственным и образным содержанием собственной матери. Ребенок получает этот архетип уже в готовом виде по наследству и на его основании создает конкретный образ своей реальной матери.

Коллективное бессознательное выступает как предрасположенность, заставляющая нас реагировать на мир определенным образом. Например, поскольку человеческие существа всегда имели матерей, каждый младенец рождается с предрасположенностью к восприятию матери и реагированию на нее. Необходимое для индивида врожденного потенциала, "встроенного" в человеческий мозг прошлым опытом.

Люди предрасположены, бояться темноты и змей, потому что, как можно допустить, для первобытных людей темнота таила множество опасностей, и они оказывались жертвами змей. Эти латентные страхи в современном человеке могут и не развиться, если они не усиливаются особыми переживаниями, но тем не менее тенденция присутствует и делает человека более восприимчивым к такого рода явлениям. Некоторые идеи легко формируются - например, идея Высшего Существа - ибо готовность твердо укоренилась в мозге, и для того, чтобы она развилась и стала влиять на поведение, нужно очень незначительное подкрепление.

Коллективное бессознательное - врожденное основание всей структуры личности. На нем вырастают Эго, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения. То, что человек полагает результатом своего опыта, по сути, определяется коллективным бессознательным, которое оказывает на поведение руководящее или селективное влияние с самого начала жизни человека. Переживание мира во многом формируется коллективным бессознательным, но не полностью - иначе не были бы возможны ни вариации, ни развитие. При помощи конструкта "коллективное бессознательное" Юнг хочет продемонстрировать биологическую основу человеческой социальности, убедить, что социальный опыт передается не только посредством коммуникативного процесса, но и биологически. Юнг, таким образом, существенно расширяет инстинктивную сферу человеческой психики.

Архетип - это первичный психический образ, универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Эта мыслительная форма создает образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Предполагается, что в коллективном бессознательном содержится множество архетипов. Некоторые из них идентифицированы: архетипы рождения, возрождения, смерти, власти, волшебства, целостности, героя, ребенка, Бога, мудрого старца, матери-земли, животного и др.

Архетипы коллективного бессознательного не обязательно изолированы друг от друга. Они проникают друг в друга и смешиваются. Так, могут сочетаться архетипы героя и мудрого старца, порождая образ "короля-философа", вызывающего восхищение и уважение - как героический вождь и мудрый пророк. Иногда смешиваются архетипы демона и героя, так что некто становится сатанинским лидером (как в случае с Гитлером).

Архетип может стать ядром комплекса, притягивающим переживания. Тогда архетип проникает в сознание через ассоциированные переживания. Мифы, сновидения, видения, ритуалы, невротические и психотические симптомы, произведения искусства содержат значительное количество архетипического материала. Поэтому они являются источником знаний об архетипах. Юнг и его сотрудники проделали гигантскую работу по выявлению архетипов в религиозных представлениях, мифах и сновидениях.

Процесс функционирования архетипов, а вместе с тем и личности раскрывается при помощи таких конструктов, как персона, анима и анимус, тень и самость. Все эти категории являются архетипами.

Персона (роль) - это маска, которая "надевается" человеком в ответ на требования социальных условностей и традиций и архетипических потребностей. Цель персоны - произвести определенное впечатление на других, и она часто - хотя и не всегда -скрывает истинную природу человека. Персона - это публичная личность, те стороны, которые человек являет миру или которые навязаны ему общественным мнением, в противоположность собственной личности, скрытой за социальным фасадом. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

Архетипическая природа персоны означает, что она несет в себе родовой опыт социальных взаимодействий, в которых принятие роли было полезно людям как социальным существам. Значит, ядро, из которого развивается персона, - архетип.

Часто случается, что Эго идентифицируется с персоной, из-за чего индивид сознает в большей мере не свои реальные чувства, а ту роль, которую играет. Он становится видимостью человека, отражением общества - вместо того, чтобы быть автономным человеческим существом. "Персона есть комплекс функций, не тождественный с индивидуальностью", - указывал Юнг. В некоторых отношениях персона напоминает Суперэго по Фрейду.

Как известно, психология человека содержит черты, свойственные как мужчине, так и женщине. Женскую сторону мужской личности и мужскую сторону женской Юнг также связывает с архетипами. Женский архетип в мужчине он называет анима, мужской архетип в женщине - анимус. Эти архетипы, обусловливаясь иногда и биологически, несут в себе вековой опыт мужчин, связанный с женщинами, и опыт женщин, связанный с мужчинами. Эти архетипы создают почву для взаимопонимания представителей разных полов. Мужчина чувствует природу женщины благодаря своей аниме, женщина чувствует мужскую природу через реальность своего анимуса. Но анима и анимус могут привести к непониманию и разладу, если архетипический образ не соотносится с реальным характером партнера. Так, если мужчина не видит расхождения между идеальным и реальным образами женщины, он будет страдать, когда различие между ними станет очевидным. Между требованиями коллективного бессознательного и реальностью должен быть компромисс, иначе человек не сможет достаточно хорошо адаптироваться.

Архетип тени - это инстинкты, унаследованные людьми от низших эволюционных форм жизни. Тень воплощает животную сторону человеческой природы. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Она ответственна за представления людей о первородном грехе; проецируясь вовне, тень становится дьяволом или врагом. Архетип тени стоит за появляющимися в сознании социально неодобряемыми мыслями и чувствами, а также соответствующими им действиями. Порождения тени либо укрываются от публичного позора за персоной, либо вытесняются в индивидуальное бессознательное. Таким образом, теневая сторона личности проникает в Эго и составляет значительную часть индивидуального бессознательного. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума.

Тень является объектом управления для Эго, функция которого состоит в направлении в нужное русло энергии тени, обуздывании пагубной стороны натуры человека, чтобы можно было жить в гармонии с людьми, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

Наиболее важным архетипом в теории Юнга является самость. Это стремление человека к целостности.

Самость - это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает единство, равновесие и стабильность личности. Самость - это цель жизни, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. По утверждениям Юнга, как раз самость побуждает человека искать целостности на религиозном пути, а истинные религиозные переживания в наибольшей степени близки к переживанию самости. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Для этого необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. Поэтому архетип самости проявляет свою активность при достижении человеком кризиса середины жизни. В этот период предпринимаются серьезные попытки сместить центр личности с сознательного Эго на центр между сознательным и бессознательным. Этот срединный регион и есть область самости. Юнг неоднократно говорил о трудностях осознания самости: "Мы хорошо можем представить себе, что у нас есть части души. Например, мы без труда можем видеть самих себя в качестве персоны. Но ясно осознать, что мы - это самость, - превыше нашего воображения, ибо тогда часть должна была бы понять целое. И нет надежды на то, что когда-нибудь мы достигнем хотя бы приблизительной осознанности самости". Идею самости оценивают как самое важное открытие Юнга и кульминационный момент в исследовании архетипов.

Кроме коллективного бессознательного существует, по мнению Юнга, личное бессознательное, но оно не отделено от сознания. Личное бессознательное состоит из переживаний, бывших когда-то осознанными, а затем забытых или вытесненных из сознания. Они при известных условиях становятся осознанными.

Структурные единицы личного бессознательного представляют собой констелля­ции чувств, мыслей и воспоминаний. Юнг называл эти констелляции комплекса­ми (например, стремление человека обладать большой властью у Юнга называет­ся комплексом власти).

Индивидуальное бессознательное содержит в себе множество комплексов. Комплекс - это связанная группа чувств, мыслей, образов, воспоминаний, существующая в личном бессознательном. Существование комплексов Юнг открыл в 1903 г. в экспериментах с использованием теста словесных ассоциаций.

Комплекс имеет ядро, действующее как своего рода магнит, притягивающий различные переживания. Чем больше исходящая из ядра сила, тем больше переживаний оно привлечет. "Комплекс - это совокупность ассоциаций, своего рода картина более или менее сложной психологической природы; порой это психологическая травма, порой же просто болезненность и повышенная напряженность". "Он мешает дышать, беспокоит сердце - короче говоря, он ведет себя как отдельная личность. Например, если вы хотите что-то сказать или сделать, но, к несчастью, это намерение сталкивается с комплексом, вы говорите или делаете нечто отличное от того, что намеревались. Комплекс расстраивает ваши лучшие намерения; вам просто мешают, как если бы вы столкнулись с человеком или с внешними обстоятельствами". Эго тоже представляет собой совокупность психологических содержаний повышенной напряженности, поэтому, в принципе, нет различия между эго и каким-либо другим комплексом.

Вот, например, комплекс матери. Его ядром являются детские переживания, связанные с матерью и матерями вообще. Мысли, чувства, воспоминания, имеющие отношение к матери, притягиваются к ядру и образуют комплекс. О том, над чьей личностью доминирует мать, говорят, что у него сильный комплекс матери. Его мысли, чувства, действия направляются представлениями о матери; ее слова и чувства чрезвычайно значимы, ее образ главенствует: "Глаза матери всегда смотрят на тебя".

Комплекс может вести себя как самостоятельная личность, с собственной духовной жизнью. Он может захватить контроль над личностью в целом и использовать механизмы и ресурсы психики в собственных целях подобно тому, как жажда власти подчиняет себе многих выдающихся людей.

Ядро и многие ассоциированные элементы в каждый момент времени бессознательны, но любая ассоциация может стать - и частично становится - сознательной.

Юнг также ввел понятие «Я». За этим понятием скрывается стремление человека к целостности и единству. Благодаря ему достигается равновесие между сознательным и бессознательным. «Я» может проявляться по-разному. В зависимости от его проявления людей можно разделить на определенные типы.

В основу классификации личностных типов Юнг положил направленность человека на себя или на объект. Соответственно всех людей можно разделить на экстравертов и интровертов. Кроме этих основных типов Юнг говорит и о существовании дополнительных типов - интуитивного, мыслительного, эмоционального. Причем тип личности определяется соотношением различных функций, большинствоиз которых врожденные. Поэтому типы личности, по Юнгу, - это врожденные типы, которые не связаны с условиями общественной жизни.

    Заключение.

Вклад Юнга в познание личности сводится к следующему. Он дал свой вариант структуры личности, выстроил ставшую популярной личностную типологию. Юнг, как и большинство персонологов, полагал, что теория личности должна строиться на принципе противоречия и конфликта, ибо напряжение, создаваемое конфликтующими стихиями, есть суть самой жизни. Без напряжения нет энергии и, следовательно, личности.

По сравнению с теорией Фрейда теория Юнга кажется более возвышенной, а его концепция коллективного бессознательного привлекла внимание широкой аудитории. Юнг также подчеркивал, что личность имеет активную природу и взаимодействует с миром "здесь и сейчас", а не зависит только от прошлого. В отличие от А. Адлера, позиция которого относительно легка для понимания, теория Юнга таинственна и непонятна во многих отношениях. Возможно, это одна из самых необычных среди всех теорий личности.

Список литературы:

    Бассин Ф. В. Проблема бессознательного. - М.: Канон, 1968. – 345 с.

    Ждан А.Н. История психологии: От античности до наших дней. -- М.,1991.

    Маклаков а. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с

    Марцинковская Т.Д. История психологии. -- М.: Издательский центр “Академия”, 2003.

    Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.

    Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: - Ренессанс, 1991. – 304 с.

Концепция коллективного бессознательного Карла Густава Юнга содержит такие разделы: определение, что есть коллективное бессознательное; психологическое значение коллективного бессознательного; метод доказательства; пример. В определение ученый объясняет, что коллективное бессознательное - это сегмент психики, который не является результатом получения личностного опыта человеком. Эта психическая система наследуется, и если проблемы в личном бессознательном базируются на комплексах, тов коллективном бессознательном - на архетипах. Иначе говоря, природа коллективного бессознательного - безлика и идентична у каждого индивидуума. В разделе «Психологическое значение коллективного бессознательного» Юнг рассматривает опосредованность инстинктов в жизни человекаи проводит параллель со своей концепцией и возможностью ее доказательства таким же образом.

В качестве примера доказательства существования архитипов коллективного бессознательного он выдвигает сюжет картины Леонардо да Винчи «Святая Анна с Девой Марией и Христом». Фрейд сделал акцент в анализе причины написания этой картины Леонардо на том, что у того было две матери. То есть, существовала личная причина.Юнг же выдвигает опровержение, указывая, что скорее всего это был результат воздействия архитипа двойной матери. И в продолжение доказательства приводит пример наличия архитипа двойного рождения - духовного и физического.

В качестве примеров здесь выступают древнегреческий герой Геракл, которому боги Олимпа даровали неземную силу и фрески на родильных палатах фараонов, где было четко отображено, что фараон - лишь отчасти человек, а отчасти - бог. Резюмирует свое доказательство он тем, что Леонардо написалскорее всего картину не из-за личной причины, а потому что данный архитип - архитип двойной матери был наиболее узнаваем и понятен людям. В продолжение этого раздела Юнг утверждает, что люди подверженные воздействию архетипа, «способны на любое безумие». Как пример он приводит геноцид евреев фашистами идентичный гонениям израильтян в период правления римской империи.Воздействие архитипа, по Юнгу, может приводить к появлению обширного конфликта, который способствует возникновению нервоза.

Доказательством существования коллективного бессознательного по Юнгу является наличие снов. Если имеется какая-то нереализованная фантазия, она обязательно выльется в повторяющиеся, насыщенные сны, где будет фигурировать какой-либо символ-архетип. Если эту фантазию осознать, то и сны на эту тему будут сниться реже и слабее. Юнг делает вывод, что повторяющиеся видения снятся при подавлении какого-либо инстинкта. То есть, если снять запрет на реализацию его, то фантазия уйдет из бессознательного. Но Юнг не считал этот метод максимально безопасным и рекомендовал с особым тщанием использовать его на практике. Много архитипических источников было найдено Юнгом в заблуждениях параноиков, фантазиях, наблюдаемых в состоянии транса и сновидениях детей 3-5 лет. В примере Юнг показывает опыт, полученный им в результате лечения одного из его пациентов-шизофреников. В период ослабления симптомов болезни, пациенту разрешалось гулять по коридору больницы, и он, смотря в окно, видел галлюцинацию, будто солнце имеет фаллос, вызывающий ветер.

Юнг провел параллель галлюцинаций больного с отрывками из книги Дитриха по исследованию мифологии. В этой работе были собраны разные наставления, ритуалы, видения. Одно из видений практически на 100% совпадало с галлюцинацией пациента Юнга. Ученый исключает наличие криптомнезии у больного и чтение мыслей у себя самого. Так как эти данные от пациента были получены в 1906 году, а книга Дитриха была написана в 1910. Поэтому Юнг видел в этих видениях не совпадения, а унаследованные идеи, то есть архетипы.

Развитие идей концепцииколлективного бессознательного

Концепция коллективного бессознательного послужила остовом для возникновения аналитической психологии. Конечно же, ее отцом-основателем был Карл Юнг. И он же открыл первый институт этого направления в 1948 году. А в 1955 году была создана Международная Ассоциация Аналитической Психологии. Ее штаб-квартира находится в Цюрихе. И на сегодня насчитывается 28 стран в составе этой организации. Цель ее деятельности - дать распространение этой области психологии и эффективно использовать ее на практике по всему миру, а также выпустить специалистов высочайшего уровня. Прорыв Юнга в открытии коллективного бессознательного, связи всех и каждого друг с другом, с Природой, с Космосом дал толчок к появлению трансперсональной психологии, которая стала альтернативой аналитической психологии. Ее первопроходец - Абрахам Маслоу открыл то, что любой человек помимо «Я» данного ему социализацией, имеет глубинное «Я», которое выявляется при трансперсональных состояниях. И это «Я» - источник здоровья, мудрости и душевной гармонии. То есть это «Я», распространяется далеко за пределы личного, оно гораздо шире и глубже, что и является расшифровкой в глубоком смысле определения этого направления. Каждый человек имеет бесконечные возможности духовного роста.

Видным теоретиком данного направления психологии является Станислаф Гроф. Он проводил опыты с психоделиками и изменными состояниями. В результате проведения экспериментов с психоделиками им были получены ощущения преодоления времени и пространства; стирание границ между материей, сознанием, энергией; преодоление дистанции между отдельной личностью и миром. Сегодня трансперсональную терапию используют для лечения от наркотической зависимости. Хотя отсутствуют научные подтверждения эффективности, зато имеются твердые клинические доказательства.

И именно это направление психологии помогает выявить, что алкогольная и наркотическая зависимость возникают в результате того, что человек оказывается в «духовном» тупике. Методики трансперсональной психологии и психтерапии помогают пациенту преодолеть этот духовный кризис.

Использование метода концепции коллективного бессознательного сегодня

Сегодня наверное не один тренинг для развитияли бизнеса, курсы актерского мастерства ли, да и просто обучение торговых менеджеров, не обходится без таких упражнений, как научение чувствовать другого человека. Хорошая развитость этого навыка помогает и в бизнесе, и в личной жизни. Но даже это примитивное упражнение порой бывает трудно выполнить.Потому что в погоне за скоростями техногенного века и коммерческим успехом, мы разучились чувствовать друг друга. Первобытные люди в этом плане были гораздо эффективнее нас, ощущая через большиерасстояния, что с товарищем по племени случилась беда и нужна помощь. А ведь почувствовать другого мы можем как раз через это самое коллективное бессознательное. Так, человек может улыбаться, а в душе быть злым на нас. И его негатив мы может ощутитьтолько через коллективную связь. Узрить это расхождение внешнего свнутренним.

Можно сказать, что применение метода концепции коллективного бессознательного получило широчайшее, даже бытовое распространение. Теперь вполне осознанное. Это в начале своего возникновения Юнга с данной концепцией восприняли, как почти сумасшедшего. А сейчас кажется в порядке вещей «калибровать» человека (а то и целое сообщество) и подстраиваться под него, чтобы использовать в своих целях. Да, Юнг хотел бы более аккуратного использования своей концепции, более экологического подхода. Но, к сожалению или к счастью, каждый применяет этот метод в зависимости от собственных этических установок.

Что же касается лечения психических больных, аналитическая психология также прогрессирует. Рассмотрим один из аспектов, таких как лечение творчеством, введенное именно Карлом Юнгом. Сейчас нет ни одной более менее серьезной психиатрической клиники, где этот метод бы не использовался. Больные рисуют, лепят, что-то конструируют и у них намечаются улучшения состояний. Они в прямом смысле исцеляют свою душу творчеством. Используется информация из сновидений, которую расшифровывают, чтобы применить полученную информацию для улучшения состояния больного. И учат его самого правильного трактовать свои сны, чтобы не быть зависимым от терапевта. Уметь помочь себе самому.

Литература:
  1. 1.Юнг К.Г. Концепция коллективного бессознательного.
  2. 2.Фрейджер Р., Фейдимен Д. Теории личности и личностный рост.
  3. 3.Лейбин В. Постклассический психоанализ. Том 1.
  4. 4.Бабосов Е.М. Карл Густав Юнг.
Психоаналитические теории личности Блюм Джералд

Юнг: «коллективное бессознательное»

Юнг: «коллективное бессознательное»

Юнг (46) предлагает собственную концепцию бессознательного, которая лишь частично совпадает с подходом Фрейда. Прежде всего Юнг разделяет бессознательное на две сферы: личное бессознательное и коллективное бессознательное. Личное бессознательное содержит забытые впечатления, вытесненные тягостные мысли, подпороговые апперцепции и, наконец, материал, еще не «созревший» для осознания. Основные отличия от фрейдовской интерпретации следующие: 1) меньшее подчеркивание вытеснения - личное бессознательное для Юнга не столько результат вытеснения, сколько следствие тенденции каждого индивида к одностороннему развитию, какая-то часть возможностей вытесняется, открывая простор реализации других возможностей; 2) бессознательное не обязательно содержит неприемлемые черты, положительные особенности оказываются в бессознательном в силу одностороннего развития.

Коллективное бессознательное связано с наследованием человеческих первообразов. Оно содержит «материал из самых глубин бессознательного», из той области бессознательного, которая никогда не станет осознанной. Юнг пишет (40, с. 27): «У каждого индивида имеется (помимо его личной памяти) множество «первобытных образов». Это прообразы представлений человека о мире, носящие непреходящий характер и наследуемые посредством мозговых структур из поколения в поколение». Что касается наследования идей, Юнг говорит (40, с. 29): «Я никогда не делал утверждений о наследовании идей, но предполагал наследование предпосылок к возникновению идей, их зачатков, а это нечто совершенно другое. Мне еще не доводилось обнаруживать бесспорных доказательств наследования образов памяти, но я не исключаю, что, кроме коллективных хранилищ, не содержащих ничего индивидуального, психикой унаследуется опыт с индивидуальным отпечатком» (прим. 8) .

Первообразы, или архетипы, становятся известными благодаря интерпретации символики сновидений. Метод ассоциаций раскрывает в значении сновидений не только личное, но и коллективное бессознательное. Архетип - универсальная познавательная категория, общая для целой нации или даже эпохи. Это унаследованная организация психической энергии. Мифы - излюбленные носители расовых архетипов. Примерами являются архетипы матери и отца. Собирательный прообраз матери, оказывающий влияние на любого человека, выражен в паттерне всего защищающего, обогревающего, кормящего. Защищающая мать одновременно ассоциируется с кормящей землей, плодородным полем, теплым очагом, пещерой, окружающей растительностью, дающей молоко коровой, травой. Символ матери обращен к месту рождения, творящему пассивно, такому, как природа, материя, бессознательное, инстинктивная жизнь. Архетип отца, с другой стороны, означает такие вещи, как сила, мощь, авторитет, творческое вдохновение и вообще все движущееся и динамичное. Отцовский образ ассоциируется с реками, ветрами, штормами, битвами, разъяренными животными наподобие быка, порывистыми и меняющимися явлениями мира, он в то же время - причина всех изменений.

Этот особый аспект системы Юнга, касающийся первобытных образов, имеет нечто общее с фрейдовским представлением о филогенетической наследственности, как в размышлениях о первобытной орде. Юнг, однако, приписывает совершенно другую роль функции бессознательного. Он считает, что коллективное бессознательное является хранилищем мудрости времен, скрытым в мозге. В бессознательном не прекращается активность по созданию комбинаций в целях указания будущего индивида. Результат деятельности бессознательного, по мнению Юнга, превосходит в утонченности и масштабе работу сознания. Поэтому Юнг расценивает коллективное бессознательное в качестве «непревзойденного руководителя» человеческих существ... могущественной духовной наследственности в развитии человека, возрождающейся в каждом индивиде».

Из книги Прикосновение к будущему автора Лазарев Сергей Николаевич

КОЛЛЕКТИВНОЕ «Я» Когда приходит какая-то новая информация, я не могу ее тестировать, оценивать, контролировать. Просто ощущаю полную панику, что система работает вхолостую или не работает вообще.Потом период паники и отчаяния проходит, и начинается постепенное

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

Индивидуальное и коллективное бессознательное Подземный мир также символизирует индивидуальное и коллективное бессознательное. Все, что человек забыл, содержится в его индивидуальном бессознательном: некоторые воспоминания могут быть возвращены в сознание

Из книги Сексуальная революция. автора Райх Вильгельм

1. Коллективное структурирование История формирования идеологии учит, что каждая система сознательно или неосознанно прибегает к воздействию на детей, чтобы закрепиться в психологической структуре человека. Проследив характер этого процесса применительно к

Из книги Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий автора

Архетипы и коллективное бессознательное Юнг назвал свою психологическую теорию аналитической психологией, с тем чтобы обозначить направление своей мысли, а также чтобы отделить свой подход от психоанализа Фрейда. Однако многие современные специалисты в области

Из книги Введение в психоанализ автора Соколов Эльмар Владимирович

Раздел 2. КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ. КОЛЛЕКТИВНОЕ

Из книги История психологии автора Смит Роджер

7.4. Карл Густав Юнг и коллективное бессознательное Раскол - это нормальное явление жизни маргинальных социальных групп, будь то религиозные секты, радикальные политические партии или психоаналитические общества. И неслучайно раскол во фрейдистском сообществе

Из книги Как развить способность гипнотизировать и убеждать кого угодно автора Смит Свен

Коллективное внушение Когда вы достигнете определенных успехов в мысленном внушении одному человеку, можете приступать к технике коллективного внушения. Если вы работаете учителем, адвокатом или лектором, или же просто привыкли выступать публично – вам эта техника

Из книги Труд писателя автора Цейтлин Александр Григорьевич

Коллективное творчество В одной из бесед с Эккерманом Гёте заметил: «Ведь в сущности и все мы коллективные существа, что бы мы о себе ни воображали». Действительно, творчество всякого художника обусловлено целым рядом влияющих на него факторов. Как мы уже видели, писатель

Из книги (Нео)сознанное [Как бессознательный ум управляет нашим поведением] автора Млодинов Леонард

Часть II. Коллективное бессознательное

Из книги Маски судьбы. Роли и стереотипы, которые мешают нам жить автора Смола Василий Петрович

Глава 10. Коллективное Эго Семейный эгоизм – это эго отдельного человека, умноженное на число членов семьи. Николай Бердяев Эго отдельного индивида редко бывает самодостаточным и удовлетворенным собой. Одному не хватает материальных благ, другому талантов, третьему

Из книги Психоаналитические теории личности автора Блюм Джералд

Юнг: «коллективное бессознательное» Юнг (46) предлагает собственную концепцию бессознательного, которая лишь частично совпадает с подходом Фрейда. Прежде всего Юнг разделяет бессознательное на две сферы: личное бессознательное и коллективное бессознательное. Личное

Из книги Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых детей автора Апраушев Альвин Валентинович

Из книги Толковый словарь по аналитической психологии автора Зеленский Валерий Всеволодович

Личное и коллективное Бессознательная психика как целое представлена двумя частями: одна из них «личное» бессознательное, или тень, другая – «коллективное» бессознательное. Личностное бессознательное – поверхностный слой психики – содержит личностные содержания

Из книги Очерки по психологии бессознательного [сборник] автора Юнг Карл Густав

Коллективное бессознательное Коллективное бессознательное складывается из межличностных, универсальных содержаний, которые индивидуальным эго ассимилированы быть не могут. Здесь психические содержания переживаются как нечто внешнее и чуждое по отношению к эго. В

Из книги автора

V. Личное и коллективное (или трансличное) бессознательное И вот мы приступаем к новому этапу в процессе реализации. Мы продолжали анализ инфантильных фантазий переноса до тех пор, пока пациенту не стало достаточно ясно, что он сделал из своего врача отца и мать, дядю,

Из книги автора

I. Личное и коллективное бессознательное Как известно многим, фрейдовские представления о содержаниях бессознательного ограничены инфантильными тенденциями, которые вытеснены в силу их противоречивости. Вытеснение является процессом, который начинается в раннем