Болезни Военный билет Призыв

Кто открыл графен. Невероятные физические, химические и электрические свойства графена позволяют ему найти свое применение практически в любой сфере. Возможные способы применения графена

Дети – это наше будущее, а за здоровье детей, как физическое, так и психическое, отвечаем мы – взрослые. Как это ни печально, Россия занимает первое место среди суицидов и суицидального поведения детей и подростков в мире. Причем, каждый год количество суицидальных попыток возрастает на 1 – 2%.

Своевременное выявление суицидального поведения и профилактика попыток самоубийства ложится, в первую очередь на родителей и педагогов, хотя не менее важную роль в этой задаче играют психологи и психиатры.

Статистические данные

  • Около 30% людей от 14 до 24 лет имели суицидальные мысли.
  • Суицидальные попытки совершают 6% подростков-мальчиков т 10% подростки-девочки.
  • Лишь в 10% случаев суицидальное поведение подростков действительно желают «покончить счеты с жизнью», а в 90% случаев – это обратить на себя внимание.
  • У детей до 13 лет суицидальное поведение встречается редко, а начиная с 14 – 15 лет отмечается рост суицидальной активности. Пик ее приходится на подростков 16 – 19-летнего возраста.
  • Около 34% несовершеннолетних повторяют свои попытки самоубийства, причем с каждой новой возрастает вероятность смертельного исхода.
  • До 80% попыток самоубийства совершается днем или вечером – как крик о помощи и привлечении к себе внимания.
  • Около 13% погибших детей и подростков от общей цифры умерших насильственной смертью покончили с жизнью по собственному желанию.
  • До 62% самоубийств среди подростков были совершены по причинам семейных конфликтов, страхом насилия со стороны старших, некорректным поведением учителей и конфликтами с ними, одноклассниками и друзьями, а также с равнодушием окружающих.

Разберемся в терминологии

Разновидности суицидального поведения

Выделяют несколько разновидностей суицидального поведения (склонности к суициду):

Демонстративное поведение

При данном виде в поведении подростка находится сильное желание привлечь к себе и своим проблемам внимание, показать, как ему сложно справиться с жизненными проблемами и сложными ситуациями. Это своеобразный крик о помощи. В случае демонстративного суицидального поведения попытки покончить с жизнью совершаются не для того, чтобы действительно добиться летального исхода. Это цель вызвать испуг у окружающих, попытка заставить их думать над его проблемами и «понять» людей их несправедливое отношение к ребенку. Примеры демонстрации суицидального поведения: неглубокие и неопасные порезы вен, прием неядовитыми препаратами, инсценировка самоповешения.

Аффективное поведение

В основе аффективного суицидального поведения лежат яркие эмоции, под воздействием которых подросток импульсивно пытается покончить с жизнью, но четкого плана суицида не имеет. Такие эмоции всегда негативные и крайне выражены: обида, гнев. Примеры аффективного поведения: попытки повешения и отравление сильнодействующими лекарствами и токсичными веществами.

Истинное поведение или выраженное стремление к смерти

Подросток тщательно и продуманно готовится к самоубийству, заранее составляет план действий, а все попытки строятся так, чтобы они действительно закончились гибелью суицидента. Как правило, при данном виде суицидального поведения дети оставляют предсмертные записки, в которых либо «все всем прощают» либо никого ни в чем не винят, а также объясняют свое желание закончить земное существование. Примеры истинного суицидального поведения: повешение и прыжок с высоты.

Причины суицида

Сообщения покончить с жизнью возникают без внешних провокаций и, как правило, проявляются в виде шантажа близких: «Ах, вот вы как! А я, значит, так сделаю!». Мотивами суицида у подростков и детей выступают следующие:

Отсутствие зрелого понимания смерти

Подросток не отдает себе отчета в том, что смерть – это навсегда. Он думает, что вот попугаю «их» и все вернется назад и проблемы исчезнут. Осознание смерти и страх ее формируется лишь к 18 и позже годам.

Нет в обществе признанной идеологии

В стране, где нет устойчивых понятий о родине, о семье и прочем, подростки гораздо чаще чувствуют себя ненужными и пребывают в депрессии.

Раннее начало половой жизни

Имеет 2 стороны: с одной подростки чувствуют себя взрослыми, а с другой раннее начало интимной жизни приводит к серьезным разочарованиям. Например, это может быть потеря возлюбленного (он/она бросил меня), нежеланная и, естественно, неожиданная беременность, половые болезни и прочее. Таким образом утрачивается цель жизни и невозможно наметить пути достижения.

Психические состояния

Депрессии и различные психозы в трети случаев ведут к самоубийствам у детей. Такие подростки утрачивают вкус к жизни, не могут испытывать яркие положительные эмоции и наслаждение от того, от чего получали ранее. Ребенок ощущает безнадежность, безысходность, вину и самоосуждение, становится раздражительным и тревожным. К соматическим проявлениям тревоги относятся дрожание, частое дыхание и сухость губ. Подросток либо мучается бессонницей, либо сонлив днем, возникают необъяснимые боли в голове или животе. Психогенные нарушения и психические состояния обусловлены серьезными потерями (утрата здоровья, смерть близких или друга, перемена места жительства).

Физическое состояние

Дети, у которых имеются серьезные заболевания: туберкулез, онкологическая патология или проблемы с сердцем. Причем попытка суицида случается на этапе обследования, когда диагноз еще не установлен.

Прочие

  • Дисгармоничные отношения в семье — длительные и непрекращающиеся конфликты с родителями, братьями/сестрами.
  • Саморазрушаемое поведение у подростка — к этому пункту относится неумеренное потребление алкоголя, наркомания, общение с асоциальной компанией.
  • Школьные отношения. Подростки большую часть времени проводят в школе, где у них могут быть конфликты как с учителями, так и с одноклассниками.
  • Материальные и бытовые трудности. Это редкая причина самоубийств у подростков.

Говорить конкретно о каком-либо одном мотиве суицида нецелесообразно. К суицидальному поведению приводят сочетание нескольких опасных факторов, которые сохраняются продолжительное время.

Подростки, предрасположенные к суициду

Выделяют так называемые «группы риска», в которые входят подростки, имеющие один или несколько факторов, значительно увеличивающих вероятность суицида. Высокий суицидальный риск отмечается при наличии следующих обстоятельств:

  • парасуицид, то есть в анамнезе имеется неудачная (незаконченная) попытка самоубийства – вероятность повторной попытки суицида составляет 30%;
  • аутоагрессия – стремление к самоповреждению;
  • самоубийства среди родственников;
  • алкоголизм и наркомания (продолжительный прием алкоголя или наркотиков усугубляет депрессию, обостряет чувство вины и собственной никчемности) – у несовершеннолетних вероятность суицида составляет 25 – 30% и в ряде случаев возрастает до 50;
  • суицидальные угрозы (и прямые, и скрытые);
  • подростки – «одиночки», не умеющие устанавливать нормальные межличностные отношения;
  • депрессивные состояния, особенно затяжные;
  • сверхкриктика к самому себе;
  • наличие хронических или смертельных заболеваний;
  • перенесенные унижения или тяжелые утраты (потеря близкого, друга, родственника);
  • психологическая неудовлетворенность (несоответствие между реальными достижениями и предполагаемыми успехами);
  • проблемы в семье (развод родителей и прочее);
  • ощущение тотального одиночества (подростки, отвергнутые окружением).

Что хочет показать подросток

Какие цели преследуют подростки – суициденты:

  • Протест или месть . Суицидальное поведение подростков в виде «протеста» имеет цель нанести ущерб обидчику и отомстить ему по принципу: «когда я умру, вам будет хуже». В данном случае мысль о суициде возникает импульсивно, а конфликт имеет острый характер.
  • Призыв . Цель попытки самоубийства – получить помощь от окружающих чтобы изменить ситуацию. В данном случае суицидальное поведение также развивается остро, а попыткой суицида часто выступает самоотравление.
  • Избежание наказания/страдания . Попытка самоубийства в данном случае преследует цель избежать наказания при его угрозе, следовательно, психической и физической боли.
  • Самонаказание . Прибегнуть к суицидальной попытке заставляют либо переживания реальной вины, либо следствие надуманной вины.
  • Отказ. Подобный тип — «отказ» от жизни – наблюдается у психически больных подростков.

Типичные признаки готовящегося суицида

Для того, чтобы вовремя распознать желание подростка покончить с жизнью, взрослые, особенно педагоги и родители, должны знать и уметь выявлять признаки суицидального поведения у несовершеннолетних.

Эмоциональные нарушения

На первый план в планировании самоубийства выходят различные эмоциональные нарушения:

  • утрата аппетита, либо, напротив неуправляемое обжорство;
  • проблемы со сном (бессонница или дневная сонливость на протяжении нескольких дней);
  • постоянные жалобы на беспричинные соматические недомогания (абдоминальные или головные боли, постоянная усталость, запоры, сухость языка и прочие);
  • безразличие к собственной внешности;
  • постоянное ощущение собственной никчемности и одиночества, тоски или вины;
  • пребывание в состоянии скуки, угрюмости, злобности, ворчливости или тоски;
  • отказ от контактов, общения с друзьями и семьей, становление «человеком – одиночкой»;
  • рассеянность внимание, от чего снижается качество выполненной работы;
  • мысли о смерти;
  • неопределенность в будущем;
  • неконтролируемые и внезапные приступы гнева;
  • мотивированные или немотивированные страхи;
  • ненависть к благополучию окружающих.

Поведенческие признаки

Также в клинике суицидального поведения имеются характерные поведенческие признаки:

  • наведение порядка в своих делах (помириться со старыми врагами, раздарить ценные и дорогие подростку вещи, наведение тщательного порядка в своих личных вещах: в комнате, в шкафу, на письменном столике);
  • прощание в виде признательности разным людям за оказанную помощь и содействие в различные отрезки жизни;
  • удовлетворенность внешне в виде прилива энергии (решение принято, план выверен, исчезновение сомнения, успокоение и внешняя расслабленность);
  • радикальная перемена в поведении: пропуск школьных занятий, неряшливость во внешнем виде, невыполнение домашних заданий, уход от общения с одноклассниками, смена эйфорического состояния на приступы отчаяния;
  • изменения речи: медлительность или ускоренность и экспрессивность, краткость ответов или их отсутствие;
  • письменные подтверждения (дневниковые записи, письма).

Признаки депрессии

Зачастую суицидальному поведению сопутствует депрессия. Для депрессивных состояний характерно:

  • снижение способности концентрироваться и четко мыслить;
  • утрата чувства удовлетворения в ситуациях, вызывающих позитивные эмоции;
  • вялость и постоянная усталость, заторможенность речи и движений;
  • отсутствие эффективности в учебном процессе и бытовых делах;
  • ощущения себя неполноценным и бесполезным, потеря самоуважения;
  • расстройства сна;
  • пессимизм в отношении будущего;
  • неадекватная реакция на похвалы;
  • ощущение горькой печали с переходом в плач;
  • расстройства аппетита, и, как следствие, увеличение или потеря веса;
  • постоянные размышления о смерти/суициде;
  • потеря полового влечения.

Диагностика

Близкое окружение (педагоги и родители, друзья и одноклассники) считают, что диагностика суицидального поведения не представляет особой сложности (уж я-то сразу замечу, что у ребенка/друга/одноклассника не все в порядке).

В действительности, все гораздо сложнее, и «упущенные» суициденты достигают своей цели только потому, что оказываются неуслышанными. Большая часть подростков, планирующих самоубийство, занимаются с психологами и педагогами, посещают врачей и работников соц. служб достаточно длительное время с целью высказаться и быть выслушанным.

Главными «инструментами» взрослых в оценке суицидального риска выступают:

  • беседа с ребенком;
  • постоянное наблюдение за подростком;
  • сторонняя информация, полученная от людей из близкого окружения;
  • психологические тесты.

В разговоре с ребенком превалируют следующие высказывания, на которые важно обратить внимание:

  • меня не любят;
  • я не нужен, я бесполезный человек;
  • я не желаю никого видеть, и тем более общаться;
  • жизнь бессмысленна;
  • прощайте (это был мой последний визит);
  • не желаю жить;
  • я умираю;
  • я не способен это выносить.

Профилактика

Профилактика суицидального поведения является непростой задачей и включает не только действия родителей и воспитателей/педагогов, но и сверстников ребенка, задумавшего самоубийство (друзья, одноклассники, товарищи по спортивной секции и прочие).

Следует помнить, что попытка или планы самоубийства у подростка – это, в первую очередь, крик о помощи, просьба обратить на себя внимание и желание быть услышанным. Предотвращение суицида должно включать работу людей из близкого окружения со всех сторон (педагоги и школьный психолог, семья, друзья и одноклассники).

Родители должны знать, что любое суицидальное поведение у ребенка начинается с депрессии. Поэтому предупреждение самоубийства ребенка следует начинать с профилактики и принятия мер по устранению упаднического настроения:

Внимательное отношение и разговоры

С ребенком необходимо постоянно разговаривать, искренне интересоваться не только его состоянием, но и планами, нерешенными проблемами и трудностями. В беседах с подростком родители должны его настраивать на «оптимистическую установку», вселять уверенность в достижении поставленных целей. С ребенком необходимо говорить о будущем (в позитивном ключе), помогать разрешить возникшие трудности, анализировать их и искать оптимальные пути их преодоления. Ни в коем случае в общении с подростком родителям не допускается упрекать его « постоянно недовольном виде и ворчании», сравнивать ребенка с другими, более успешными, бодрыми и положительными детьми. Также следует стараться раскрыть ребенку в себе позитивные стороны и скрытые ресурсы личности. Для повышения самооценки подростка допускается сравнения его «вчерашнего» с ним «сегодняшним» и настроить на еще более успешный вариант «подростка-завтрашнего».

Новые дела

Положительную роль играет введение в обыденную жизнь ребенка новых дел. Родителям важно вместе с подростком ежедневно узнавать что-то новое и полезное, выполнять то, чем раньше не занимались (подойдет увлечение любым хобби, совместные прогулки или чтение и обсуждение книг). Стоит записать ребенка, как и самих родителей, в тренажерный зал или совместное выполнение утренней гимнастики. Рекомендуется пересмотреть варианты выполнения домашних дел, провести генеральную уборку в доме или даже ремонт. Как вариант – приобрести любое домашнее животное (возможно о нем и мечтал ребенок в детстве), а уход за новым членом семьи мобилизует подростка и настроит на позитивное восприятие жизни.

Соблюдение режима дня

Важно установить и следить за соблюдением режима дня ребенка. Следует обратить внимание на достаточный и полноценный сон, своевременное и правильное питание, продолжительные прогулки на свежем воздухе и активные движения (спортивные игры). Улучшение физического состояния первый враг депрессии.

Необходимость консультаций со специалистами (психолог, психотерапевт).

Памятка педагогам

Не меньшую роль в предотвращении суицидов у подростков играют педагоги (ребенок большую часть времени проводит в школьных стенах), которые должны учитывать поведение ребенка в школе и его межличностные отношения.

Профилактика самоубийства включает не только участие друзей и их заботу, но и своевременное распознавание признаков грядущей опасности (депрессия, суицидальная угроза, предшествующая попытка суицида, изменение поведения, беспомощность и безнадежность и прочее).

Восприятие суицидента как личности

Принять, что подросток действительно замышляет самоубийство, поэтому не допускать мысли о его неспособности к совершению задуманного (слишком слаб, труслив, глуп и прочее). Не верить и не позволять другим убедить вас в несерьезности намерений подростка в совершении самоубийства. Лучше преувеличить возможную угрозу суицида, чем недооценить.

Заботливые взаимоотношения

В данном случае важны не столько слова, сколько участие, сочувствие и дружеская поддержка, которые дадут понять подростку, что он нужен и любим.

Умение внимательно слушать

Потенциальному самоубийце важен не столько диалог с внимательным собеседником, а возможность высказаться и быть услышанным в своей боли и проблеме. Следует стараться исключить при монологе подростка растерянность, осуждение и шок от услышанного. Необходимо поощрять собеседника в раскрытии собственной души (я ценю твои откровения, я понимаю, что это очень трудно – рассказывать о наболевшем и решении уйти из жизни, я весь внимание). Также немаловажно умение «слышать третьим ухом», то есть отмечать поведение и мимику, малейшее изменение настроения и движение, нарушение сна и аппетита.

Спорам – нет

Ведя с суицидентом беседу, необходимо отказаться от всевозможных с ним споров, высказываний типа: «Ты живешь значительно лучше других, чего тебе не хватает?» или «Ты опозоришь и сделаешь несчастной свою семью». Подобные высказывания блокируют дальнейшую откровенность собеседника, подавляют его еще больше, а сам подросток замыкается, результатом чего его убеждение покончить с собой только укрепляется.

Умение спрашивать

В диалоге с ребенком немаловажное значение имеют правильно заданные вопросы. Не стоит бояться спросить: «Ты замышляешь самоубийство?» - человек, который никогда не думал об этом, соответственно и не придет к подобной мысли. А подросток с суицидальным поведением почувствует облегчение от того, что кто-то интересуется его мыслями и переживаниями и готов выслушать. В своих ответах взрослый может использовать перефразированные вопросы собеседника, что поможет ему разобраться в собственных размышлениях и переживаниях.

Участие, а не утешение

Высказанные переживания подразумевают от взрослого не неоправданных утешений (у всех такое было, не ты первый, не ты последний), а заинтересованность и отзывчивость. Беседу следует вести в русле любви и заботы, отбросив в сторону навязшие на языке клише. Иначе подросток почувствует себя еще более бесполезным и ненужным, так как для него не нашлось единственно верных слов, выделяющих его как отдельную личность.

Предложение конструктивных подходов

Вместо банальных фраз: «Подумай о своей семье/друзьях, как они будут страдать в случае твоей смерти», стоит попросить ребенка подумать об альтернативных методах, ведь уход из жизни – это последний вариант. Возможно, что в разговоре подросток переосмыслит свое решение и найдет выход из тупика. Оптимальным решением выступит выяснение того, что еще дорого ребенку и что он ценит. Направив его по этому пути, возможно изменить решение об его уходе из жизни.

Вселение надежды

Очень важно заставить поверить ребенка в другое, не такое радикальное разрешение трудной ситуации, как суицид. Даже малейший проблеск надежды дает шанс переломить кризис и отказаться от мыслей о самоубийстве.

Борьба с одиночеством

Ни в коем случае не следует оставлять ребенка одного, наедине со своими переживаниями и намерениями. Можно заключить с подростком договор, суть которого заключается в обещании связаться с конкретным взрослым перед решительным действием для обсуждения альтернативных методов поведения.

Помощь специалистов

Не во всех случаях помогают беседы с родителями и друзьями, насколько бы они ни желали помочь ребенку, решившемуся на суицид. В некоторых случаях может оказаться эффективной помощь священника, либо психиатров и психологов. В ряде ситуаций требуется госпитализация в психиатрическую больницу.

Сохранение дальнейшей заботы и поддержки

Даже после разрешения критической ситуации взрослые не должны расслабляться. Обманным моментом может выступить активная деятельность суицидента, просьба о прощении у обиженных ими людей, возврат долгов, выполнение обязательств. Подобные поступки лишь подтверждают то, что подросток не отказался от своих намерений. Поэтому рекомендуется еще долгое время выказывать заботу и поддерживать ребенка.

Подростку – суициденту

Каждый человек хоть раз в жизни оказывался, казалось бы, в невыносимой и чудовищной ситуации, когда выходом из нее является лишь добровольный уход из жизни. Но из любого положения всегда есть выход, и найти его – первая задача для человека, решившегося на суицид. В самостоятельной борьбе с кажущимися непреодолимыми трудностями помогут следующие советы:

  • Жизнь тебя не оставит, всегда найдется лазейка или промелькнет луч надежды на решение проблемы. Кривая вывезет всегда (как вариант – авось).
  • Прими трудную ситуацию как неизбежное, но не перекладывай решение своих проблем на плечи других, пережить кризис сможешь только ты сам, а не кто-то другой.
  • Поделись своими мыслями, переживаниями, затруднениями, не избегай общения с людьми.
  • Поройся в памяти и припомни человека, который столкнулся подобной или еще более трудной проблемой, вспомни, как он ее преодолел и возьми этого человека за образец.
  • Не все поступки и слова окружающих несут цель обидеть тебя и причинить боль. Успокойся и посмотри на отношение к тебе окружающих с другой стороны.
  • Формулируй верные выводы. Отрицательный результат (в данном случае поражение) тоже результат и дарит тебе бесценный жизненный опыт.
  • Предательство одного человека совсем не означает, что абсолютно все люди «такие», а двойка на экзамене – еще не конец, а лишь начало для серьезной борьбы (в данном случае за знания).
  • Не стоит «зацикливаться» на случившемся, пережевывать снова и снова неприятную ситуацию. Забыть ее невозможно, но закинуть «на чердак памяти» вполне реально.
  • Занимайся аутотренингом.
  • Старайся отлично выглядеть – всем врагам и проблемам назло.
  • Не стыдись просить помощи, люди в большинстве своем с удовольствием ее окажут.
  • Если есть возможность, оправься в путешествие, неважно, что это ближайшая деревня, дача или просто поход с друзьями.
  • Радуй себя даже в мелочах, купи вкусное или очень желанное.
  • Займись спортом.

Вопрос – ответ

Правда ли, что все самоубийцы психически больные люди?

Действительно, частота суицидов значительно выше среди психически нездоровых людей. Но не все самоубийцы страдают каким-либо психическим заболеванием, зачастую это лишь крик о помощи суицидента.

Верно ли, что нельзя говорить с потенциальным самоубийцей о смерти и возможностях ухода из жизни?

Нет. Если человек желает жить, никакие разговоры о суициде не натолкнут на мысль его совершения. И, напротив, подросток, который задумался о желании покончить с собой, рад с кем-то обсудить этот вопрос и найти альтернативные способы решения.

Склонность к суициду действительно передается по наследству?

На данный вопрос сложно ответить, так как определенных доказательств еще не имеется.

Если человек говорит о самоубийстве, значит он никогда на это не решится?

Нет. Человек, задумавший уйти из жизни практически в 90% случаев хочет и пытается обсудить этот вопрос с окружающими. Задача близких состоит в способности услышать призыв о помощи и по возможности развеять мрачные мысли у потенциального суицидента.

Самоубийства всегда совершаются без предупреждения?

Нет. Те или иные признаки в поведении человека всегда присутствуют. Это необязательно разговоры о смерти и самоубийствах, но и изменения в поведении и даже физическом состоянии. Задача взрослых – вовремя распознать подобные проявления и предпринять меры.

Миллионы людей по всему миру страдают от депрессии, и многие из них предпочитают не рассказывать о своем недуге. Люди с психическими расстройствами имеют репутацию слабых личностей, поэтому никто не спешит жаловаться окружающим о наличии проблем. Со временем депрессивные эпизоды приводят человека к социальному отчуждению и мыслям о суициде. Самоубийство находится на пятом месте среди других причин смерти. Мы не должны оставлять эту страшную статистику без внимания.

Определите потенциальные сигналы и примите соответствующие меры, чтобы спасти близкого вам человека.

Частые разговоры о смысле жизни

Потенциальный самоубийца регулярно ведет разговоры о смысле жизни, которые в конечном итоге сводятся к факту «бренности бытия». Человек может высказывать открытое разочарование от своего существования, и фактически это является криком о помощи. Не переводите подобные беседы в шутку, а попытайтесь поддержать разговор на философские темы. Быть может, все, что ему нужно - это поддержка и понимание.

Яростный перфекционизм

Перфекционизм сам по себе не может считаться признаком потенциальных самоубийц. Однако люди со скрытой депрессией привыкли молча ругать себя за все. Даже если в данный момент находятся на вершине успеха, они обязательно найдут повод для самобичевания. Они не могут позволить себе проколов и стремятся к неуловимому совершенству. Когда перфекционист понимает, что в реальности люди не могут избежать ошибок, его постигает огромное разочарование.

Их внимание поглощено информационными технологиями

Сегодня мобильный телефон является продолжением руки человека. Большинство из нас слишком много времени тратит на общение и бесцельное времяпрепровождение в виртуальном мире. Подростки сильно подвержены влиянию кибермошенников и сверстников. Вот почему родители должны ограничивать для своих детей время, проведенное в Сети. Исследование, проведенное сотрудниками университета штата Флорида, обнаружило, что 48 процентов подростков, имеющих почти неограниченный доступ в Интернет (более 5 часов ежедневно), демонстрируют суицидальное поведение.

Жалобы на физическую боль

Депрессия затрагивает психическое здоровье, но часто проявляется в виде физических симптомов: недомогания, болей в пояснице, мигреней, бессонницы, снижения либидо и проблем с пищеварением. Мужчинам особенно сложно распознать причину, так как они являются редкими гостями в кабинете у доктора, а типичные методы лечения не дают никаких облегчений.

Больше алкоголя и наркотиков

Чрезмерное употребление алкоголя является отдельной проблемой. Однако вкупе с депрессией тяга к выпивке и другим психоактивным веществам увеличивает вероятность суицида в шесть раз. Согласно данным одного из исследований мужчины-токсикоманы накладывают на себя руки в среднем в 2,3 раза чаще, чем лица с депрессией, не увлекающиеся наркотическими средствами.

Одержимость своим весом

Это нормально, когда человек хочет избавиться от нескольких лишних килограммов перед наступлением очередного пляжного сезона. Но если ваш знакомый не выходит из тренажерного зала - обратите на это пристальное внимание. Более всего зациклены на своем внешнем виде подростки. Юноши и девушки, которые считают себя полными, более подвержены риску самоубийства.

Враждебность

Если ваш лучший друг превратился в раздражительного монстра, на это есть своя причина. По данным Национального института психического здоровья, два самых явных признака желания наложить на себя руки являются ярость и месть. При этом у личностей, склонных к суициду, наблюдаются резкие перепады настроения.

Психическое заболевание

Если вам кажется, что ваш знакомый страдает от психического расстройства, не ждите от него признаний, а протяните руку помощи. 90 процентов людей, совершающих самоубийства, имеют какое-то психическое расстройство, будь то депрессия, биполярное или тревожное расстройство.

Кошмары по ночам

Те ужасные сны, которые преследуют вашего друга каждую ночь, могут быть настоящим криком о помощи. По данным исследования Американской академии медицины сна, 66 процентов людей, которые пытались свести счеты с жизнью, сообщили о ночных кошмарах. И хотя сами по себе зловещие сны не могут заставить человека совершить самоубийство, эта корреляция позволяет предположить, что люди боятся ложиться спать и страдают от расстройств сна.

Прекращение общения с друзьями

Если вы заметили, что ваша лучшая подруга все чаще предпочитает проводить время дома в одиночестве, поинтересуйтесь у нее о причинах подобного желания. Любые изменения в поведении (особенно отказ от любых видов социальной деятельности) свидетельствуют о надвигающейся беде.

Отказ от еды

Потеря аппетита и апатия могут быть ранними признаками депрессии. Не оставляйте без внимания затворничество вашего знакомого, тем более если оно сопровождается отказом от еды.

Бессонница

Бессонница - это серьезна проблема, которая имеет длительные последствия. Люди, страдающие от нарушений сна, подвергают себя десятикратной вероятности развития депрессии в сравнении с теми, кто спит положенные 7-8 часов за ночь.

Признаки суицидального поведения у подростков

. Уход в себя . Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Скажем больше, вподростковом возрасте это желание является естественным. Подростки начинают задумываться о смыслах жизни, выстраивать свой мир, свое пространство и ограничивают доступ в него близких родственников. Например, на двери комнаты подростка может появиться табличка «Не входить, охраняемая территория». При этом мы должны помнить (рассказать родителям), если замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится близких друзей, это может быть симптомом самоизоляции, бегства от какой-то «невыносимой» ситуации.

. Капризность, привередливость . Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние у подростков может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, информационной перегрузкой, влюбленностью, школьными или семейными неурядицами и т.п. Но когда вы наблюдаете, что настроение подростка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.

. Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Что касается подростков, то они становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго могут не замечать перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка.

. Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от агрессивного подростка. Обратите внимание на детей и подростков, у которых в последнее время повысилась агрессивность, были нехарактерные для них вспышки гнева, ярости.

. Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит бывают тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Наличие подобной проблемы педагог-психолог может прояснить у родителей.

. Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. У подростков происходит обесценивание того, что раньше было значимым. Это проявляется либо через раздачу вещей (дисков с играми, музыкой, любимой одежды и др.), или через игнорирование этих ценностей (ходит только в одной одежде, остальное висит в шкафу; не слушает любимые музыкальные диски, не смотрит любимые передачи и т.п.) Как показывает опыт, это — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.

. Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К «срыву» может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.

. Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый ученик неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве или психологической травме, а подросток стремиться скрыть свои переживания под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.

. Угроза. Если подросток открыто высказывает намерение уйти из жизни - это должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. Необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, не отпускать из своего кабинета, пока не будет оценена степень риска проинформировать родителей, в случае необходимости проконсультироваться у специалистов-медиков (по телефону).

. Активная предварительная подготовка. Она реализуется через активные действия: собирание информации об отравляющих веществах и лекарствах (других способах самоубийства) через анализ специфической литературы или интернет, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни и т.п.

Раннему выявлению подростков с эмоционально-поведенческими нарушениями и суицидальным риском способствует навык наблюдения. Дети и подростки, попавшие в кризисную ситуацию, меняются. Изменяется эмоциональная составляющая, поведение, внешний вид, отношения с одноклассниками и друзьями, интересы и др.

Внешние и поведенческие ключи суицидального риска:

Тоскливое выражение лица.

Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость.

Гипомимия (повышенная, часто неестественная активность мимики лица).

Амимия (отсутствие мимических реакций).

Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.

Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване).

Двигательное возбуждение.

Склонность к неоправданно рискованным поступкам.

Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость.

Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.

Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, чувство «бесчувствия».

Тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная).

Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный.

Тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.

Оценка собственной жизни, пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание о неприятных событий прошлого.

Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.

Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими

Расширение зрачков, сухость во рту ("симптомы сухого языка"), тахикардия, повышенное АД, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, ощущение комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, запоры, нарушение менструального цикла (задержка).

Словесные ключи (что проговаривает ребенок):

Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».

Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).

Уверения в беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случиться, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).

Прощания.

Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство — это естественный отбор , то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.).

Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

Основными «инструментами» педагогов и специалистов СППС для оценки суицидального риска является беседа с подростком, наблюдение за ним, информация, полученная от сверстников (друзей, родственников, учителей предметников), данные медицинской документации.

Что могут увидеть родители: в первую очередь изменения настроения, питания, изменения сна, изменение в отношении своей внешности, самоизоляцию, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в интернете и т.п.), нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов), серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.) и т.п.

Что могут увидеть педагоги: изменение внешнего вида, самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (притом, что раннее было другое), частые прогулы (отсутствие на определенных уроках), резкие и необоснованные вспышки агрессии, рисунки по теме смерти на последних страницах предметных тетрадей, тема одиночества, кризиса, утраты смыслов в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла и т.п.

Что могут увидеть сверстники: самоизоляцию, резкие перепады настроения (несвойственные раннее), повышенную агрессивность, аутоагрессию (в том числе словесные ключи), изменения внешнего вида, интерес к теме смерти (способам самоубийства), уныние, изменение интересов и т.п.

Мысли и планирование суицида относят к суицидальной идеации.

Завершенное самоубийство - суицидальный акт, завершившийся смертью. Суицидальная попытка - это акт, направленный на самоубийство, но не завершившийся смертью по различным причинам. Часто суицидальные попытки отличаются амбивалентностью - желание умереть сочетается с криком о помощи. Суицидальное действие - это попытка предпринять некое действие с низкой вероятностью летального исхода (нанесение неглубоких ран на запястьях, передозировка витаминами и тд). Суицидальное действие и суицидальная идеация зачастую отражают просьбу о помощи, а не реальное желание умереть.Тем не менее эти состояния нельзя недооценивать.

Эпидемиология суицидального поведения

Статистика суицидального поведения не учитывает истинную причину таких случаев, т. к. основывается только на свидетельствах о смерти и материалах уголовных дел. Во всех возрастных группах соотношение самоубийц мужского и женского пола составляет 4:1.

Каждый год больше 700 000 людей предпринимают суицидальные попытки. На каждый летальный исход приходится около 25 суицидальных попыток. Тем не менее только 3.5 - 12.5% людей с подобными попытками в конце концов кончают жизнь самоубийством, т. к. многие люди предпринимают неоднократные попытки самоубийства. Около 20-30% людей повторяют суицидальную попытку в течение 1 года.

Уровень самоубийств значительно выше среди одиноких людей, чем среди семейных. Среди последователей некоторых религиозных конфессий частота самоубийств значительно ниже (в частности, среди католиков).

Групповое самоубийство, будь то большой компанией или только вдвоем, представляет собой крайнюю форму идентификации личности с другими людьми.

Посмертную записку оставляет примерно каждый шестой самоубийца. Содержание записки может указывать на психическое расстройство, которое стало причиной суицидального акта.

Причины суицидального поведения

Суицидальное поведение, как правило, является результатом взаимодействия нескольких факторов. Курабельный фактор - депрессия.

К другим факторам можно отнести следующие:

  • Социальные факторы.
  • Расстройства личности.
  • Психическая травма в детстве.
  • Серьезные соматические нарушения.
  • Злоупотребление алкоголем и наркотиками.
  • Серьезные психические нарушения.

Некоторые социальные факторы (неприятности, утрата близкого человека) и расстройства личности (импульсивность, агрессия) тесно связаны с суицидом. Психическая травма в детстве (неблагоприятная обстановка в семье, развод и смерть родителей, насилие в семье) очень часто наблюдается у людей, предпринявших суицидальный акт. Самоубийство - это заключительный этап членовредительского поведения: алкоголизм, опасное вождение, насильственные антиобщественные действия. Зачастую достаточно одного фактора для провокации суицида. Серьезные соматические нарушения, особенно хронические и болезненные, встречаются примерно у 20% самоубийц пожилого возраста.

Злоупотребление алкоголем и наркотиками растормаживает психику, повышает импульсивность, ухудшает настроение, что может привести к суицидальным действиям. Около 30% людей, предпринявших суицидальную попытку, употребляли алкоголь перед попыткой. Алкоголики более подвержены суициду, даже в межзапойный период.

Способ самоубийства может быть весьма странным и жестоким.

В некоторых случаях агрессию по отношению к другим можно расценивать как проявление суицидального поведения. В редких случаях бывшие любовники или разведенные супруги причастны к убийствам с последующим самоубийством: человек убивает другого человека, затем кончает жизнь самоубийством.

Методы суицидальной попытки

Выбор метода определяется многими факторами, в т. ч. культурными традициями, серьезностью намерений и т. д. Некоторые способы практически не оставляют шансы на выживание, в то время как другие (например, прием лекарств) могут позволить спасти жизнь человека. Однако выбор менее травматичного способа самоубийства не всегда подразумевает несерьезность цели.

Необычные способы самоубийства предполагают наличие психоза. Наиболее частый способ реализации суицидальной попытки - употребление медикаментов. Насильственные методы, такие как стрельба или повешение, достаточно редко выбираются в качестве попыток самоубийства. Такие способы, как экстремальное вождение, могут повлечь смерть третьих лиц. Самоубийство с помощью полиции - достаточно редкая форма самоубийства: человек совершает провокационные действия (например, размахивает оружием) и заставляет сотрудников правоохранительных органов открывать огонь на поражение.

Среди случаев завершенных самоубийств огнестрельное оружие чаще используется мужчинами (74%), чем женщинами (31%). Далее следуют повешение среди мужчин и прием медикаментов среди женщин.

Тактика ведения больных с суицидальной акцентуацией

Если врач усмотрел у пациента склонность к самоубийству, необходимо в обязательном порядке информировать уполномоченные органы. Таких больных не следует оставлять одних без присмотра. Они подлежат транспортировке в лечебное учреждение (в психиатрическую клинику) в сопровождении персонала (либо санитаров, либо полицейских), но ни в коем случае не в сопровождении членов семьи или друзей.

Любой суицидальный акт, независимо оттого, это действие или попытка, требует самого пристального внимания врача. Травмы, нанесенные пациентом самому себе, требуют пристального внимания и адекватного лечения. При подтверждении факта передозировки потенциально смертельного препарата необходимо немедленно предпринять все меры по снижению экспозиции препарата, стимуляции его выведения, необходимо назначить соответствующий антидот и провести поддерживающую терапию (см. Отравления).

Первоначальный осмотр должен быть сделан врачом, имеющим достаточный опыт и квалификацию в оценке и лечении суицидального поведения. Тем не менее каждый больной с таким нарушением нуждается в скорейшем психиатрическом обследовании. Необходимо решить вопрос о режиме содержания пациента и способе лечения(добровольное или принудительное). Больные с психотическими расстройствами, делирием или эпилепсией, тяжелой формой депрессии и с некупированным психологическим кризисом подлежат госпитализации в психиатрическую клинику.

После суицидальной попытки больные могут отрицать любые проблемы, т. к. депрессия, спровоцировавшая суицидальный акт, может чередоваться с эпизодами повышенного настроения. В любом случае, пока не решена основная проблема, риск повторной попытки самоубийства достаточно высок.

Психиатрическая оценка помогает выявить личностные проблемы, которые привели к такой попытке, и назначить адекватное лечение. Лечебная тактика состоит в следующем:

  • Установление контакта с больным.
  • Понимание причин суицидальной попытки, выяснение обстоятельств до попытки и во время реализации суицидальной попытки.
  • Осознание трудностей и личностных проблем больного.
  • Понимание межличностных и семейных взаимосвязей больного, которые могут привести к суицидальной попытке.
  • Полноценная оценка психического состояния больного, с особым акцентом на следующие факторы: депрессия, тревожность, ажитация, панические атаки, инсомния, прочие психические расстройства, употребление алкоголя и т.д. (многие из этих проблем требуют специфического лечения).
  • Опрос членов семьи и друзей.
  • Консультация с участковым терапевтом больного (семейным врачом).

Профилактика суицидального поведения

Профилактика требует выявления пациентов с высоким риском суицида.

Хотя некоторые попытки и случаи завершенного самоубийства зачастую неожиданны для близких родственников и окружающих, обычно этому действию предшествуют недвусмысленные признаки. Часто они вполне явно говорят о намерениях человека, например, когда он внезапно пишет или изменяет свое завещание. Тем не менее иногда такие признаки носят туманный характер, когда человек высказывает замечания по поводу отсутствия смысла в жизни и т.д.

В среднем в практике врача первичного звена каждый год встречаются около шести пациентов с потенциально суицидальным поведением. Около 77% самоубийц выявляются врачами в течение 1 года, а около 32% из них состояли на учете психиатра в течение года до самоубийства. Известно, что серьезные и болезненные соматические расстройства, наркомания и психические заболевания (в частности, депрессия) являются фактором, предрасполагающим к самоубийству.

Каждому больному с депрессией необходимо задавать вопросы о суициде. Страх того, что такие вопросы могут спровоцировать суицидальную идеацию у больных, совершенно не обоснован. Полноценный опрос больного помогает врачу получить более четкое представление о глубине депрессии, настраивает больного на конструктивный диалог и говорит о заинтересованности врача в своем пациенте.

Даже люди, открыто угрожающие неизбежным самоубийством (например, те, кто заявляет о том, что они собираются принять смертельную дозу лекарства или спрыгнуть с крыши), сохраняют желание жить. Врач или другое лицо, к которому такой человек обращается за помощью, должен всеми усилиями поддерживать желание жить. Экстренная психологическая помощь для людей с суицидальными наклонностями включает в себя следующее:

  • Установление доверительных, открытых отношений с человеком.
  • Постоянное обращение к его личности.
  • Помощь в выявлении проблемы, которая привела к такому кризису.
  • Предложение конструктивного варианта решения проблемы.
  • Поддержка человека в принятии решения.
  • Напоминание человеку о том, что его семья и друзья заботятся о нем и хотят помочь.

Лечение депрессии и риска суицида. У больных депрессией значительно повышается риск самоубийства. Таких больных следует тщательно наблюдать на предмет своевременного выявления суицидального поведения и идеации. Риск суицида может повышаться на начальных этапах лечения депрессии. Вначале курса приема антидепрессантов или после повышения дозы некоторые пациенты испытывают возбуждение, тревогу, депрессию, что может повысить склонность к суициду. В последнее время подростковая суицидальность повысилась на 14%. Таким образом, изменение методов медикаментозного лечения депрессии привело не к уменьшению, а скорее к увеличению случаев самоубийств. Все эти данные позволяют предположить, что наилучшим подходом является поощрение лечения, но с соблюдением мер предосторожности (назначение антидепрессантов в сублетальных дозах с четкими предупреждениями пациентов и членов их семей о возможности ухудшения симптомов или развития суицидальных мыслей).

Последствия суицида

Любой суицидальный акт оказывает огромный эмоциональный след у всех вовлеченных лиц. Врач, члены семьи и друзья могут испытывать чувство вины, стыда и угрызений совести по поводу неудавшегося предотвращения самоубийства, а также чувства гнева по отношению к умершему человеку. Врач должен оказывать посильную помощь членам семьи и друзьям покойного с тем, чтобы справиться с чувством вины и горем.

Эвтаназия

Эвтаназия - это содействие в самоубийстве, которое оказывает врач или любой другой работник здравоохранения человеку, желающему покончить жизнь самоубийством. Эта помощь может выражаться в информировании человека о смертельных дозах препаратов, о методах безболезненных способов покончить с собой или в непосредственном введении смертельной дозы препарата.

Эвтаназия остается спорным вопросом и является незаконным в большинстве штатов США. Тем не менее пациенты с болезненным, изнурительным и неизлечимым заболеванием могут обсуждать этот вопрос с врачом. Эвтаназия ставит сложные этические вопросы перед врачом, и не каждый врач способен принять правильное решение.

Острая суицидальное состояние

Суицид обычно является выражением неразрешимого сужения возможностей выбора, что вызвано объективно или субъективно пережитым горем и/или имеющимися или угрожающими физическими или психическими воздействиями и ограничением качества/концепции жизни.

Симптомы и признаки

Распространенные этапы суицидальности:

  1. Пассивное желание смерти
  2. Неконкретные суицидальные мысли
  3. Конкретный план суицида
  4. Подготовка к прощанию
  5. Суицидальное действие.

Лечение

В острой фазе необходимо выиграть время для проведения оптимальной терапии, всегда следует стремиться к психиатрическому лечению.

  • При острой суицидальности с ажитацией и внутренним беспокойством целесообразны седативные мероприятия (например, лоразепам 2-4 мг в день)
  • Проводить лечение травм
  • Компенсировать лабораторные отклонения
  • В случае предполагаемой интоксикации наркотиками дать антидот.

Основные способы предупреждения суицида:

  • Установить контакт (время, помещение, проявить признание и понимание особой ситуации); терпеливая, сочувственная, прямая беседа: на каком этапе суицидальности находится пациент (см. выше раздел «Клиника»)? Начиная с 3-го этапа, стационарное лечение. Разработать альтернативное решение проблемы. Привлечь родственников (если они не являются провоцирующим фактором).
    Не уменьшать значение ситуации, не вести поверхностных ободряющих бесед. Не допускать провокаций и агрессивного поведения.
  • Диагностика: расспросить о вынужденности действия; имеется ли психическое расстройство/кризис, провоцирующий фактор.
  • Ранняя помощь: амбулаторная, стационарная, планирование терапии.