Болезни Военный билет Призыв

Культурология. Под ред. Багдасарьян Н.Г

3-е изд., испр.. и доп. - М.: Высшая школа, 2001 - 511 с.

Культурология - новая учебная дисциплина, которая изучается во всех технических вузах России, поэтому предлагаемый учебник ориентирован на специфику технических высших учебных заведений. В нем удачно сочетается панорамное освещение культурологической проблематики с четкостью и строгостью изложения основных понятий и принципов.

Наряду с лекционным материалом в учебнике представлена подборка оригинальных текстов, составленных по темам, даны контрольные вопросы, список литературы, тематика рефератов и краткий культурологический сло­варь. Все это поможет организовать учебный процесс как при очном, так и при заочном обучении.

Для студентов технических и естественно-научных специальностей вузов. Может быть использован преподавателями и студентами гуманитарных факультетов вузов, учащимися старших классов средней школы, колледжей, лицеев.

Формат: pdf / zip

Размер: 4,19Мб

Скачать / Download файл 15 .07.2017г, файлы удалены по требованию изд-ва "Юрайт" (см. примечание)

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 10
Морфология культуры 11
Мир через культуру 13
1. ТЕМА. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА 13
1. Какова специфика социально-научного и гуманитарного знания? 13
2. Каковы особенности культурологии как научной дисциплины? 17
3. Какова история и логика становления понятия "культура"? 18
Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803) 18
Вильгельм фон Гумбольдт (1769 - 1859) подчеркивал 18
Иммануил Кант (1724 -1804) 19
Готлиб Фихте (1762 - 1814 19
Эдуард Бернард Тайлор (1832-1917) 19
Герберт Спенсер (1820 - 1903), 19
Освальд Шпенглер (1880 - 1936) 20
Альфреда Реджинальда Рэдклиффа-Брауна (1881 - 1955) и Бронислава Малиновского (1884 - 1942) 20
Зигмундом Фрейдом (1856 - 1936), 20
культурологический метод анализа 21
4. Предмет и методы культурологии 21
компаративный анализ 22
методы математического моделирования 23
5. Рассмотрим подробнее специфику социальной и гуманитарной культурологии 23
6. В чем смысл логоса и хаоса как полярных категорий культурологии? 24
7. Проблема профессионализма и профессиональной культуры в современной жизни 26
8. Почему возникла альтернатива технократического и гуманитарного стилей мышления? 28
Таблица 1 29
9. Место культурологии в системе инженерного образования 29
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 30
Темы рефератов и творческих заданий 31
2. ТЕМА. СУЩНОСТЬ И СМЫСЛЫ КУЛЬТУРЫ 31
1. В чем причины многообразия подходов, направлений и школ в понимании культуры? 31
2. Как можно классифицировать определения культуры? 32
3. Основные культурологические школы и направления 33
Эрнст Кассирер (1874-1945), 36
Клод Леви-Стросс (р. 1908), 36
Ролан Барт (1915 -1980), 36
Жак Лакан (1901-1981), 36
Юрий Михайлович Лотман (1922-1993), 36
4. Каковы сущностные характеристики культуры? 37
5. Каковы смыслы культуры? 37
6. Что собой представляют структура и функции культуры? 38
Темы рефератов и творческих заданий 41
3. ТЕМА. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 41
1. Истоки проблемы типологической классификации культуры 42
2. Понятия типа, типологии и типологизации культур 43
3. Как осуществляется типологизация культур? 43
4. Характеристика некоторых типологических моделей культур 46
Этнографическая типология культур 46
хозяйственно-бытовая 46
Типология культур Н. Я. Данилевского 47
Типология культуры О. Шпенглера.. 49
Типологическая модель Ф. Ницше 50
Типология культуры П. Сорокина. . 50
Типологическая модель культуры К.Ясперса.. 51
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 53
Темы рефератов и творческих заданий 54
4. ТЕМА. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА 54
Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: Высш. шк., 2001.-511 с.
1. В чем актуальность проблемы определения социокультурной динамики? 54
2. Каково отличие понятия "динамика" от понятия "прогресс"? 54
3. Две крайних позиции во взглядах на социокультурную динамику 55
4. Каковы основные направления представлений о социокультурной динамике? 56
5. Идеи цикличности и волновых колебаний 56
6. В чем суть эволюционистских взглядов на социокультурную динамику? 59
7. Предпосылки синергетического подхода 62
8. Ключевые понятия синергетической парадигмы 63
9. Синергетический подход в исследованиях социокультурных процессов 63
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 65
Темы рефератов и творческих заданий 66
5. ТЕМА. ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ 66
1. Понятие языка культуры 66
2. Почему мы полагаем, что проблема языка культуры - одна из самых актуальных как в науке, так и в жизни? 66
3. В чем заключен фундаментальный характер языка культуры? 67
4. Каким образом можно классифицировать языки культуры? 68
- естественные языки 68
- искусственные языки 68
- вторичные языки 68
5. Какими науками изучается язык культуры? 69
Семиотика 69
Ф. де Соссюр (1857-1913), 69
Герменевтика 70
6. Что такое текст? 70
7. Что такое "знак" и "символ"? 71
8. Сенсибильный и интеллигибельный планы бытия 73
9. Процесс формирования символических структур 74
Таблица 2 75
Продолжение табл. 2 76
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 76
Темы рефератов и творческих заданий 77
6. ТЕМА. МИР ЧЕЛОВЕКА КАК КУЛЬТУРА 77
1. Какова специфика культурологического подхода к осмыслению культурного мира человека? 77
2. Что представляет собой мир культуры человека? Современные подходы к определению духовности 78
3. Как выражены в культуре мотивы судьбы и смерти? В чем причина ритуализации человеческой жизни? 79
4. Значения, ценности и нормы: как определяются и соотносятся эти понятия? 80
5. Что такое ценность? 81
6. Какова роль ценностного компонента в жизни людей? 82
7. Каковы принципы классифицирования ценностей? 83
8. Что лежит в основе универсального и специфического в природе ценностей? 83
9. Что такое ценностное ядро культуры? Каковы факторы, влияющие на его формирование? 84
10. Совпадают ли в одном и том же обществе социальные и культурные ценностные образцы?.. 84
11. Как соотносятся ценности и мотивации личности? 85
12. Как изменяются ценности? Какие факторы на это влияют? 85
13. Как выражены ценности в особенностях той или иной культуры? 86
14. Творчество как способ инкультурации. Специфика культурологического подхода к творчеству 87
15. Как соотносятся творчество и профессиональная культура? 88
16. Какие обстоятельства обусловливают творчество как способ формирования индивидуального мира культуры? 88
17. Какова роль личностно-психологической культуры человека в его творческой деятельности? К чему надо стремиться? 90
18. Как соотносятся индивидуальный мир культуры с окружающим миром в разных традициях мировой культуры? 90
1. Европейский тип, 90
2. Древнекитайский тип (восточный). . 90
3. Индийский тип, 90
19. Итак, каковы же особенности мира человека как культуры? 91
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 91
Темы рефератов и творческих заданий 92
7. ТЕМА. ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ 92
1. Какие дисциплины изучают искусство? 92
2. Что такое искусство? 93
3. Какие существуют гипотезы генезиса искусства? 93
4. Каковы социокультурные смыслы искусства? 95
5. Что является критерием художественности? 97
6. Как понималась красота в различных культурах и культурных эпохах? 97
7. Какова специфика двух различных способов отражения действительности в искусстве? 98
8. Искусство и массовая культура 99
9. Как искусство взаимодействует с другими сферами культуры? 100
10. Какова динамика художественной культуры? 103
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 103
Темы рефератов и творческих заданий 104
8. ТЕМА. РЕЛИГИЯ И НАУКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ 105
1. Как связаны между собою в истории культуры научное и религиозное мировоззрение? 105
Каково отношение между наукой и религией с точки зрения их роли в культуре и того, как они описывают представления человека о мире? 105
3. Что роднит науку и религию? 105
4. Что же и как изучает наука? 106
5. В чем заключается особенность религиозного отношения к миру? 108
6. В чем состоят основные различия между наукой и религией? 108
7. Почему человек не может задавать себе таких вопросов? 108
8. Каковы первоначальные теистические модели мира? 109
9. Какие существуют познавательные модели мира? 110
10. В чем суть дилеммы знания и веры в современную эпоху? 112
11. В чем смысл разрабатываемой сегодня диатропической познавательной модели мира? 113
Таблица 7 113
Продолжение табл. 7 113
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 114
Темы рефератов и творческих заданий 114
9. ТЕМА. ТЕХНИКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ 114
1.Что такое техника? 114
2. В чем специфика культурологического изучения техники? 115
3. Каковы социокультурные смыслы техники? 116
4. Каковы антропологические и социокультурные основы возникновения и развития техники? 117
Натуралистический подход 117
5. Каково взаимодействие техники с другими социокультурными элементами? 119
6. Какие существуют модели динамики техники? 120
7. Каковы проявления взаимоотношений "человек - техника"? 121
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 123
Темы рефератов и творческих заданий 123
10. ТЕМА. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ 123
1. В чем актуальность проблемы соотношения культуры и цивилизации? 123
2. В чем смысл понятия "цивилизация"? 124
3. Каковы история и логика развития соотношения между цивилизацией и культурой? 125
4. В чем суть культурного измерения цивилизации? 126
5. Каким образом можно типологизировать цивилизации? 127
6. Культура как социогенетический код цивилизации 128
7. Когда и как люди могут воздействовать на культурно-цивилизационную динамику? 128
8. Каковы перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации и тенденции их развития в ближайшем и отдаленном будущем? 129
9. В чем заключается специфика и каковы основные черты техногенной цивилизации? 131
10. В чем состоит сущность кризиса техногенной цивилизации, может ли человечество найти пути выхода из него? 132
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 133
Темы рефератов и творческих заданий 134
Культурология через тексты 135
Культурология как научная дисциплина. Сущность и смыслы культуры 135
П. Н. Милюков 135
Общие понятия 136
Проверьте себя! 137
К. Леви-Стросс 137
История и этнология 138
Проверьте себя! 139
Проверьте себя! 140
Э.Б.Тайлор 140
Определение культуры 141
Проверьте себя! 141
Г. Риккерт 141
Природа и культура 142
Проверьте себя! 144
В. Ф. Эрн 144
Ответ С.Л. Франку 145
Проверьте себя! 146
Й. Хейзинга 146
Игра и культура 146
Проверьте себя! 149
Типология культуры. Социокультурная динамика 151
Клод Леви-Стросс 151
Эволюционизм и диффузионизм 151
Проверьте себя! 151
П. А. Сорокин 152
Кризис нашего времени 153
Диагноз кризиса 153
Проверьте себя! 156
Кризис изящных искусств 156
Идеациональное искусство.. 157
Чувственное искусство. . 157
Идеалистическое искусство.. 158
Эклектичное искусство 158
Недуги нашего чувственного искусства.. 160
Проверьте себя! 161
А. Моль 161
Социодинамика культуры 161
Г л а в а I. Понятие культуры 161
§1. Методологические замечания 162
Проверьте себя! 162
I. Какого подхода придерживается А. Моль в определении культуры? 162
§2. Гуманитарная культура и ее закат 162
Проверьте себя! 164
§3.Словарь и культура 164
а) Алфавитная система 165
б) Ассоциативная система, 165
в) Частотный словарь 165
Проверьте себя! 165
§4. Эволюция рамок современного мышления 166
Проверьте себя! 167
§5. Определение культуры 167
Культура нетождественна мышлению 167
Проверьте себя! 168
Итоги 168
Проверьте себя! 170
Глава II Интеллектуальный рынок и культура 170
§9. Основные элементы социокультурного цикла 170
Проверьте себя! 171
Глава VI. Динамика культуры и интеллектуальное общество 172
§3. Мозаичная культура и западное мышление 172
Проверьте себя! 173
А.Дж. Тойнби 173
Постижение истории 173
Проверьте себя! 176
С.Л.Франк 176
Крушение кумиров 176
Кумир культуры 176
Проверьте себя! 179
Язык культуры 179
Ч. У. Моррис 179
Основания теории знаков 179
I. Введение. Семиотика и наука 179
Проверьте себя! 181
II. Семиозис и семиотика 181
1. Природа знака 181
Проверьте себя! 182
2. Измерения и уровни семиозиса 182
Проверьте себя! 184
3. Язык 184
Проверьте себя! 186
III. Синтактика 186
1. Формальная концепция языка 186
Проверьте себя! 188
2. Языковая структура 188
Проверьте себя! 190
IV. Семантика 190
1. Семантическое измерение семиозиса 190
Проверьте себя! 193
2. Языковые и неязыковые структуры 193
Проверьте себя! 195
V. Прагматика 195
1. Прагматическое измерение семиозиса 195
Проверьте себя! 197
2. Индивидуальные и социальные факторы в семиозисе 197
Проверьте себя! 200
3. Прагматическое употребление и злоупотребление знаками 200
Проверьте себя! 202
VI.Единство семиотики 202
2. Универсалии и универсальность 202
VII. Проблемы и приложения 202
1. Объединение семиотических наук 202
Проверьте себя! 203
2. Семиотика как органон наук 203
Проверьте себя! 203
3. Значение семиотики для гуманитарных наук 204
Проверьте себя! 204
Роман Якобсон 205
В поисках сущности языка 205
Проверьте себя! 205
Проверьте себя! 207
Проверьте себя! 207
Проверьте себя! 209
Проверьте себя! 213
Вяч. Иванов 213
Наш язык 213
Проверьте себя! 214
Г.Г. Шпет 214
Признаки и стили 215
Структура слова in usum aestheticae 215
Проверьте себя! 216
А. А. Потебня 216
Мысль и язык 217
Проверьте себя! 219
Мир человека как культура 220
Аристотель 220
Метафизика 220
О душе 221
Проверьте себя! 222
Фараби 222
Существо вопросов 222
Проверьте себя! 223
Ибн Сина (Авиценна) 223
Книга о душе 224
Проверьте себя! 227
Газали 227
Избавляющийся от заблуждений 227
Проверьте себя! 228
Н. А. Бердяев 228
Человек. Микрокосм и макрокосм 228
Проверьте себя! 233
П. Тейяр де Шарден 233
Ступень рефлексии 234
Проверьте себя! 234
Г. Риккерт 234
Проверьте себя! 235
С. Н. Булгаков 235
Догматическое обоснование культуры 236
Проверьте себя! 237
Искусство как феномен культуры 238
Хосе и Мириам Аргуэлес 238
Мандала как форма искусства 238
Проверьте себя! 239
Е. Н. Трубецкой 239
Умозрение в красках; вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи... 239
Проверьте себя! 241
Два мира в древнерусской иконописи 241
III 241
Проверьте себя! 242
Г. Г. Шпет 242
Искусство и жизнь 242
Проверьте себя! 244
Ж. Маритен 244
Искусство и мораль 244
Проверьте себя! 247
К. Г. Юнг 247
Психология и художественное творчество 247
2. Автор 247
Проверьте себя! 249
X. Ортега-и-Гассет 249
Дегуманизация искусства. Непопулярность нового искусства 249
Художественное искусство 250
Проверьте себя! 252
Религия и наука в контексте культуры 253
М. Вебер 253
Наука как призвание и профессия 253
Проверьте себя! 256
К. Ясперс 256
Современная наука 257
Проверьте себя! 259
М.Хайдеггер 259
Наука и осмысление 260
Проверьте себя! 261
А. В. Мень 261
Бытие и вера 262
Проверьте себя! 263
Библия 263
Книга Екклесиаста, или проповедника 263
Книга Песни Песней Соломона 264
Причта о сеятеле (Евангелие от Матфея. Гл. 13, ст. 1 - 23) 265
Причта о пшенице и плевелах (Евангелие от Матфея. Гл. 13, ст. 24 - 30) 265
Причта о милосердном Самарянине (Евангелие от Луки. Гл 10, ст. 29 - 37) 266
Коран 266
Сура 1. Открывающая книгу 266
Сура 47. Мухаммад 266
Сура 86. Идущий ночью 267
Сура 91. Солнце 267
Сура 107. Подаяние 267
Сура 109. Неверные 267
Ибн Рушд 267
Рассуждения, выносящие решения относительно связи между философией и религией... 268
Проверьте себя! 269
Техника как социокультурное явление 270
О. Шпенглер 270
Человек и техника 270
Происхождение человека: рука и орудие 271
Проверьте себя! 273
Вторая ступень: речь и предприятие 273
Проверьте себя! 274
Исход: подъем и конец машинной культуры 274
Роскошь машины 276
Проверьте себя! 277
К. Ясперс 277
Современная техника 277
Техника как средство 278
Рассудок 278
Власть 278
Виды техники 278
Открытие и повторяющаяся работа 279
Великий исторический перелом в развитии техники.. 279
Оценка современной техники 279
Отдаление от природы и новая близость к природе 280
а) Прежде всего, - красота технических изделий 280
б) Далее техника создает огромное расширение реального видения.. 280
в) И наконец, складывается новое мироощущение 281
Неверное представление о границах техники 281
1. Техника - средство, которое должно направляться определенным образом 281
2. Техника господствует только над механизмом, над безжизненным, универсальным. 281
3. Техника всегда связана с материалом и силами, которые ограничены 282
4. Техника связана с людьми, которые реализуют ее своим трудом 282
5. Может быть, техника ограничена в своих открытиях возможной целью 282
Проверьте себя! 283
Ж. Эллюль 283
Другая революция 283
Проверьте себя! 284
М. Хайдеггер 284
Вопрос о технике 284
Проверьте себя! 288
П.К. Энгеймейер 288
Технический итог XIX века 288
Культура и цивилизация 290
Н. Бердяев 290
Письмо тринадцатое. О культуре 290
Проверьте себя! 291
Г. Г. Шпет 291
Эстетические фрагменты 291
Проверьте себя! 292
С. Н. Булгаков 292
Догматическое обоснование культуры 292
Проверьте себя! 292
В. И. Вернадский 293
Несколько слов о ноосфере 293
Проверьте себя! 297
А. Чижевский 297
Колыбель жизни и пульсы Вселенной 298
Проверьте себя! 301
Н. К. Рерих 301
Синтез 302
Культура - почитание света 302
Проверьте себя! 302
К. Лоренц 303
Восемь смертных грехов цивилизованного человечества 303
Глава 10. Резюме 303
Проверьте себя! 304
Алгоритмы методики 304
Рекомендуемая литература 306
Учебники и учебные пособия по культурологии: 306
Список литературы ко всем темам: 306
Литература к теме 1 306
Литература к теме 2 306
Литература к теме 3 307
Литература к теме 4 307
Литература к теме 5 308
Литература к теме 6 308
Литература к теме 7 308
Литература к теме 9 309
Литература к теме 10 309
Темы рефератов 311
Краткий терминологический словарь 312

Настоящий учебник ориентирован на специфику технических высших учебных заведений. В нем удачно сочетается панорамное освещение культурологической проблематикис четкостью и строгостью изложения основных понятий и принципов. Наряду с лекционным материалом в учебнике представлена подборка оригинальных текстов, составленных по темам, даны контрольные вопросы, список литературы, тематика рефератов и краткий культурологический словарь. Все это поможет организовать учебный процесс как при очном, так и при заочном обучении. В работе над курсом, который был апробирован на кафедре социологии и культурологии МГТУ им. Н. Э. Баумана, авторы, не считая возможным в рамках учебного курса проявлять приверженность к какой либо одной версии или школе культурологии (сохраняя при этом индивидуальные научные предпочтения), и осознавая невозможность «окончательного» определения культуры, рассматривают культуру в самом широком смысле этого понятия - как содержание общественной жизни и деятельности людей, создающих разного рода артефакты. Авторы полагают, что знакомство студентов с максимально широким кругом концепций и представлений о культуре, сложившихся в мировой науке, позволяет полнее реализовать цели гуманитарного образования. Авторы исходят из принципов сравнительной культурологии, в основании которой - идея диалога культур, отличающая отечественную научную школу, и опираются на междисциплинарные подходы, вовлекая данные из смежных наук: истории, психологии, социологии, философии, антропологии, этнографии, лингвистики и др. Данное, пятое издание учебника, подверглось значительной переработке. Лекционная тематикадополнена темами, посвященными хозяйственной культуре и морали и праву как феноменам культуры с соответствующим хрестоматийным сопровождением. Расширен блок «Алгоритмы методики», в который включены программа курса, рекомендации по проведению семинарскихзанятий и тесты для самоконтроля, увеличен объем словаря. В состав учебника вошли следующие разделы, темы и главы: "Введение" (Н. Г. Багдасарьян), "Мир через культуру" : "Т е м а 1. Культурология как наука" (Н. Г. Багдасарьян, И. Г. Тихая-Тищенко, И. Е. Чучайкина)," Т е м а 2. Сущность, структура и функции культуры" (Н. Г. Багдасарьян), "Т е м а 3. Типология культуры" (А. В. Литвинцева), "Т е м а 4. Социокультурная динамика" (Н. Г. Багдасарьян, Г. В. Иванченко), "Т е м а 5. Язык культуры" (Н. Г. Багдасарьян), "Т е м а 6. Мир человека как культура" (Н. Г. Багдасарьян, А. В. Литвинцева), "Т е м а 7. Хозяйственная культура" (Н. Г. Багдасарьян), "Т е м а 8. Мораль и право как феномены культуры" (Н. Г. Багдасарьян), "Т е м а 9. Искусство как феномен культуры" (И. Е. Чучайкина), "Т е м а 10. Религия и наука в контексте культуры" (Н. Г. Багдасарьян, Ю. П. Поуэктов, И. Г. Тихая-Тищенко), "Т е м а 11. Техника как социокультурное явление" (А. В. Литвинцева), "Т е м а 12. Культура и цивилизация" (Н. Г. Багдасарьян, А. В. Литвинцева), "Культурология через тексты" (сост. Н. Г. Багдасарьян, И. Е. Чучайкина, А. В. Литвинцева, А. В. Чернышева) (главы: "Культурология как научная дисциплина. Сущность и смыслы культуры", "Типология культуры. Социокультурная динамика", "Язык культуры", "Мир человека как культура", "Хозяйственная культура", "Мораль и право как феномены культуры", "Искусство как феномен культуры", "Религия и наука в контексте культуры", "Техника как социокультурное явление", "Культура и цивилизация"), "Алгоритмы методики" (Н. Г. Багдасарьян, И. Е. Чучайкина) (разделы: "Программа курса «Культурология»", "Рекомендуемая литература", "Темырефератов", "Тесты для самоконтроля", "Краткий терминологический словарь" (И. А. Акимова, Н. Г. Багдасарьян, И. Е. Чучайкина). Общая редакция учебника: Н. Г. Багдасарьян. Издание имеет гриф: Утверждено Министерством образования и науки Российской федерации в качестве учебника для студентоввысших учебных заведений, обучающихся по техническим специальностям. Для преподавателей и студентов технических и естественнонаучных специальностей вузов. Учебник может быть использован для гуманитарных факультетов вузов, учащимися старших классов средней школы, колледжей, лицеев. Для специалистов, занимающихся исследованием отдельных вопросов культурологии, религиоведения, философии, нравственного богословия, пастырского богословия, социологии, этнографии. В ограниченном объеме учебник может быть использован при изучении предметов: "Всеобщая история", "Религиоведение", - для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских и исторических вузов и факультетов.

Культурология - Учебник для студентов технических ВУЗов - Багдасарьян Н.Г. - 2001

Культурология - новая учебная дисциплина, которая изучается во всех технических вузах России, поэтому предлагаемый учебник ориентирован на специфику технических высших учебных заведений. В нем удачно сочетается панорамное освещение культурологической проблематики с четкостью и строгостью изложения основных понятий и принципов.

Наряду с лекционным материалом в учебнике представлена подборка оригинальных текстов, составленных по темам, даны контрольные вопросы, список литературы, тематика рефератов и краткий культурологический словарь. Все это поможет организовать учебный процесс как при очном, так и при заочном обучении.

Для студентов технических и естественно-научных специальностей вузов. Может быть использован преподавателями и студентами гуманитарных факультетов вузов, учащимися старших классов средней школы, колледжей, лицеев.

Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.;
Под ред. Н. Г. Багдасарьян. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: Высш. шк., 2001.-511 с.
ISBN 5-06-003475-5
УДК 008
ББК 71
К90

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
- fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Электронное оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Морфология культуры
Мир через культуру

1. ТЕМА. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
1. Какова специфика социально-научного и гуманитарного знания?
2. Каковы особенности культурологии как научной дисциплины?
3. Какова история и логика становления понятия "культура"?
Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803)
Вильгельм фон Гумбольдт (1769 - 1859) подчеркивал
Иммануил Кант (1724 -1804)
Готлиб Фихте (1762 - 1814)
Эдуард Бернард Тайлор (1832-1917)
Герберт Спенсер (1820 - 1903),
Освальд Шпенглер (1880 - 1936)
Альфреда Реджинальда Рэдклиффа-Брауна (1881 - 1955) и Бронислава Малиновского(1884 - 1942)
Зигмундом Фрейдом (1856 - 1936)
культурологический метод анализа
4. Предмет и методы культурологии
компаративный анализ.
методы математического моделирования
5. Рассмотрим подробнее специфику социальной и гуманитарной культурологии
6. В чем смысл логоса и хаоса как полярных категорий культурологии?
7. Проблема профессионализма и профессиональной культуры в современной жизни
"Техне"
8. Почему возникла альтернатива технократического и гуманитарного стилей мышления?
Таблица 1
9. Место культурологии в системе инженерного образования

2. ТЕМА. СУЩНОСТЬ И СМЫСЛЫ КУЛЬТУРЫ
1. В чем причины многообразия подходов, направлений и школ в понимании культуры?
2. Как можно классифицировать определения культуры?
3. Основные культурологические школы и направления
Эрнст Кассирер (1874-1945)
Клод Леви-Стросс (р. 1908)
Ролан Барт (1915 -1980)
Жак Лакан (1901-1981)
Юрий Михайлович Лотман (1922-1993)
4. Каковы сущностные характеристики культуры?
5. Каковы смыслы культуры?
6. Что собой представляют структура и функции культуры?
Темы рефератов и творческих заданий

3. ТЕМА. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
1. Истоки проблемы типологической классификации культуры
2. Понятия типа, типологии и типологизации культур
3. Как осуществляется типологизация культур?
4. Характеристика некоторых типологических моделей культур
Этнографическая типология культур
хозяйственно-бытовая
Типология культур Н. Я. Данилевского
Типология культуры О. Шпенглера.
Типологическая модель Ф. Ницше
Типология культуры П. Сорокина
Типологическая модель культуры К.Ясперса
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
Темы рефератов и творческих заданий

4. ТЕМА. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА
1. В чем актуальность проблемы определения социокультурной динамики?
2. Каково отличие понятия "динамика" от понятия "прогресс"?
3. Две крайних позиции во взглядах на социокультурную динамику
4. Каковы основные направления представлений о социокультурной динамике?
5. Идеи цикличности и волновых колебаний
6. В чем суть эволюционистских взглядов на социокультурную динамику?
7. Предпосылки синергетического подхода
8. Ключевые понятия синергетической парадигмы
9. Синергетический подход в исследованиях социокультурных процессов
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
Темы рефератов и творческих заданий

5. ТЕМА. ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ
1. Понятие языка культуры
2. Почему мы полагаем, что проблема языка культуры - одна из самых актуальных как в н так и в жизни?
3. В чем заключен фундаментальный характер языка культуры?
4. Каким образом можно классифицировать языки культуры?
- естественные языки
- искусственные языки
- вторичные языки
5. Какими науками изучается язык культуры?
Семиотика
Ф. де Соссюр (1857-1913)
Герменевтика
6. Что такое текст?
7. Что такое "знак" и "символ"?
8. Сенсибильный и интеллигибельный планы бытия
9. Процесс формирования символических структур
Таблица 2
Продолжение табл. 2
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
Темы рефератов и творческих заданий

6. ТЕМА. МИР ЧЕЛОВЕКА КАК КУЛЬТУРА
1. Какова специфика культурологического подхода к осмыслению культурного мира человека
2. Что представляет собой мир культуры человека? Современные подходы к определению духовности
3. Как выражены в культуре мотивы судьбы и смерти? В чем причина ритуализации человеческой жизни?
4. Значения, ценности и нормы: как определяются и соотносятся эти понятия?
5. Что такое ценность?
6. Какова роль ценностного компонента в жизни людей?
7. Каковы принципы классифицирования ценностей?
8. Что лежит в основе универсального и специфического в природе ценностей?
9. Что такое ценностное ядро культуры? Каковы факторы, влияющие на его формирование?
10. Совпадают ли в одном и том же обществе социальные и культурные ценностные образцы
11. Как соотносятся ценности и мотивации личности?
12. Как изменяются ценности? Какие факторы на это влияют?
13. Как выражены ценности в особенностях той или иной культуры?
14. Творчество как способ инкультурации. Специфика культурологического подхода к творчеству
15. Как соотносятся творчество и профессиональная культура?
16. Какие обстоятельства обусловливают творчество как способ формирования индивидуального мира культуры?
17. Какова роль личностно-психологической культуры человека в его творческой деятельности? К чему надо стремиться?
18. Как соотносятся индивидуальный мир культуры с окружающим миром в разных традициях мировой культуры?
1. Европейский тип
2. Древнекитайский тип (восточный)
3. Индийский тип
19. Итак, каковы же особенности мира человека как культуры?
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
Темы рефератов и творческих заданий

7. ТЕМА. ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
1. Какие дисциплины изучают искусство?
2. Что такое искусство?
3. Какие существуют гипотезы генезиса искусства?
4. Каковы социокультурные смыслы искусства?
5. Что является критерием художественности?
6. Как понималась красота в различных культурах и культурных эпохах?
7. Какова специфика двух различных способов отражения действительности в искусстве?
8. Искусство и массовая культура
9. Как искусство взаимодействует с другими сферами культуры?
10. Какова динамика художественной культуры?
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
Темы рефератов и творческих заданий

8. ТЕМА. РЕЛИГИЯ И НАУКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ
1. Как связаны между собою в истории культуры научное и религиозное мировоззрение?
2. Каково отношение между наукой и религией с точки зрения их роли в культуре и того, как они описывают представления человека о мире?
3. Что роднит науку и религию?
4. Что же и как изучает наука?
5. В чем заключается особенность религиозного отношения к миру?
6. В чем состоят основные различия между наукой и религией?
7. Почему человек не может задавать себе таких вопросов?
8. Каковы первоначальные теистические модели мира?
9. Какие существуют познавательные модели мира?
10. В чем суть дилеммы знания и веры в современную эпоху?
11. В чем смысл разрабатываемой сегодня диатропической познавательной модели мира?
Таблица 7
Продолжение табл. 7
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
Темы рефератов и творческих заданий

9. ТЕМА. ТЕХНИКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.Что такое техника?
2. В чем специфика культурологического изучения техники?
3. Каковы социокультурные смыслы техники?
4. Каковы антропологические и социокультурные основы возникновения и развития техники?
Натуралистический подход
5. Каково взаимодействие техники с другими социокультурными элементами?
6. Какие существуют модели динамики техники?
7. Каковы проявления взаимоотношений "человек - техника"?
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
Темы рефератов и творческих заданий

10. ТЕМА. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
1. В чем актуальность проблемы соотношения культуры и цивилизации?
2. В чем смысл понятия "цивилизация"?
3. Каковы история и логика развития соотношения между цивилизацией и культурой?
4. В чем суть культурного измерения цивилизации?
5. Каким образом можно типологизировать цивилизации?
6. Культура как социогенетический код цивилизации
7. Когда и как люди могут воздействовать на культурно-цивилизационную динамику?
8. Каковы перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации и тенденции их развития в ближайшем и отдаленном будущем?
9. В чем заключается специфика и каковы основные черты техногенной цивилизации?
10. В чем состоит сущность кризиса техногенной цивилизации, может ли человечество найти пути выхода из него?
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
Темы рефератов и творческих заданий

Культурология через тексты
Культурология как научная дисциплина. Сущность и смыслы культуры

П. Н. Милюков
Общие понятия

К. Леви-Стросс
История и этнология

Э.Б.Тайлор
Определение культуры

Г. Риккерт
Природа и культура

В. Ф. Эрн
Ответ С.Л. Франку

Й. Хейзинга.
Игра и культура
Типология культуры. Социокультурная динамика

Клод Леви-Стросс
Эволюционизм и диффузионизм

П. А. Сорокин
Кризис нашего времени
Диагноз кризиса
Кризис изящных искусств
Идеациональное искусство
Чувственное искусство
Идеалистическое искусство
Эклектичное искусство
Недуги нашего чувственного искусства

А. Моль
Социодинамика культуры
Глава I. Понятие культуры.
§1. Методологические замечания
I. Какого подхода придерживается А. Моль в определении культуры?
§2. Гуманитарная культура и ее закат
§3.Словарь и культура
а) Алфавитная система
б) Ассоциативная система
в) Частотный словарь
§4. Эволюция рамок современного мышления
§5. Определение культуры
Культура нетождественна мышлению
Итоги
Глава II Интеллектуальный рынок и культура
§9. Основные элементы социокультурного цикла
Глава VI. Динамика культуры и интеллектуальное общество
§3. Мозаичная культура и западное мышление

А.Дж. Тойнби
Постижение истории

С.Л.Франк
Крушение кумиров
Кумир культуры
Язык культуры

Ч. У. Моррис
Основания теории знаков
I. Введение. Семиотика и наука
II. Семиозис и семиотика
1. Природа знака
2. Измерения и уровни семиозиса
3. Язык
III. Синтактика
1. Формальная концепция языка
2. Языковая структура
IV. Семантика
1. Семантическое измерение семиозиса
2. Языковые и неязыковые структуры
V. Прагматика
1. Прагматическое измерение семиозиса
2. Индивидуальные и социальные факторы в семиозисе
3. Прагматическое употребление и злоупотребление знаками
VI.Единство семиотики
2. Универсалии и универсальность
VII. Проблемы и приложения
1. Объединение семиотических наук
2. Семиотика как органон наук
3. Значение семиотики для гуманитарных наук

Роман Якобсон
В поисках сущности языка

Вяч. Иванов
Наш язык

Г.Г. Шпет
Признаки и стили
Структура слова in usum aestheticae

А. А. Потебня
Мысль и язык
Мир человека как культура

Аристотель
Метафизика
О душе

Фараби
Существо вопросов

Ибн Сина (Авиценна)
Книга о душе

Газали
Избавляющийся от заблуждений

Н. А. Бердяев
Человек. Микрокосм и макрокосм

П. Тейяр де Шарден
Ступень рефлексии

Г. Риккерт
С. Н. Булгаков
Искусство как феномен культуры

Хосе и Мириам Аргуэлес
Мандала как форма искусства

Е. Н. Трубецкой
Умозрение в красках; вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живопи
Два мира в древнерусской иконописи

Г. Г. Шпет
Искусство и жизнь

Ж. Маритен
Искусство и мораль

К. Г. Юнг..
Психология и художественное творчество
2. Автор

X. Ортега-и-Гассет
Дегуманизация искусства. Непопулярность нового искусства.
Художественное искусство

Религия и наука в контексте культуры

М. Вебер
Наука как призвание и профессия

К. Ясперс
Современная наука

М.Хайдеггер
Наука и осмысление

А. В. Мень
Бытие и вера
Библия
Книга Екклесиаста, или проповедника
Книга Песни Песней Соломона
Причта о сеятеле (Евангелие от Матфея. Гл. 13, ст. 1 - 23) .
Причта о пшенице и плевелах (Евангелие от Матфея. Гл. 13, ст. 24 - 30) ..
Причта о милосердном Самарянине (Евангелие от Луки. Гл 10, ст. 29 - 37)

Коран
Сура 1. Открывающая книгу
Сура 47. Мухаммад
Сура 86. Идущий ночью
Сура 91. Солнце
Сура 107. Подаяние
Сура 109. Неверные

Ибн Рушд
Рассуждения, выносящие решения относительно связи между философией и религией
Техника как социокультурное явление

О. Шпенглер
Человек и техника
Происхождение человека: рука и орудие
Вторая ступень: речь и предприятие
Исход: подъем и конец машинной культуры
Роскошь машины

К. Ясперс
Современная техника
Техника как средство
Рассудок
Власть
Виды техники
Открытие и повторяющаяся работа
Великий исторический перелом в развитии техники
Оценка современной техники
Отдаление от природы и новая близость к природе
а) Прежде всего, - красота технических изделий
б) Далее техника создает огромное расширение реального видения
в) И наконец, складывается новое мироощущение
Неверное представление о границах техники
1. Техника - средство, которое должно направляться определенным образом
2. Техника господствует только над механизмом, над безжизненным, универсальным
3. Техника всегда связана с материалом и силами, которые ограничены
4. Техника связана с людьми, которые реализуют ее своим трудом
5. Может быть, техника ограничена в своих открытиях возможной целью

Ж. Эллюль
Другая революция

М. Хайдеггер
Вопрос о технике

П.К. Энгеймейер
Технический итог XIX века
Культура и цивилизация

Н. Бердяев
Письмо тринадцатое. О культуре

Г. Г. Шпет
Эстетические фрагменты

С. Н. Булгаков
Догматическое обоснование культуры

В. И. Вернадский
Несколько слов о ноосфере

А. Чижевский
Колыбель жизни и пульсы Вселенной

Н. К. Рерих
Синтез
Культура - почитание света

К. Лоренц
Восемь смертных грехов цивилизованного человечества

Глава 10. Резюме
Алгоритмы методики
Рекомендуемая литература
Учебники и учебные пособия по культурологии

Список литературы ко всем темам

Темы рефератов
Краткий терминологический словарь
Содержание

Скачать книгу Культурология - Учебник для студентов технических ВУЗов - Багдасарьян Н.Г. - 2001

Дата публикации: 05.05.2010 09:33 UTC

Теги: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :.

3-е изд., испр.. и доп. - М.: Высшая школа, 2001 - 511 с.

Культурология - новая учебная дисциплина, которая изучается во всех технических вузах России, поэтому предлагаемый учебник ориентирован на специфику технических высших учебных заведений. В нем удачно сочетается панорамное освещение культурологической проблематики с четкостью и строгостью изложения основных понятий и принципов.

Наряду с лекционным материалом в учебнике представлена подборка оригинальных текстов, составленных по темам, даны контрольные вопросы, список литературы, тематика рефератов и краткий культурологический сло­варь. Все это поможет организовать учебный процесс как при очном, так и при заочном обучении.

Для студентов технических и естественно-научных специальностей вузов. Может быть использован преподавателями и студентами гуманитарных факультетов вузов, учащимися старших классов средней школы, колледжей, лицеев.

Формат: pdf / zip

Размер: 4,19Мб

ВВЕДЕНИЕ 10

Морфология культуры 11

Мир через культуру 13

1. ТЕМА. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА 13

1. Какова специфика социально-научного и гуманитарного знания? 13

2. Каковы особенности культурологии как научной дисциплины? 17

3. Какова история и логика становления понятия "культура"? 18

Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803) 18

Вильгельм фон Гумбольдт (1769 - 1859) подчеркивал 18

Иммануил Кант (1724 -1804) 19

Готлиб Фихте (1762 - 1814 19

Эдуард Бернард Тайлор (1832-1917) 19

Герберт Спенсер (1820 - 1903), 19

Освальд Шпенглер (1880 - 1936) 20

Альфреда Реджинальда Рэдклиффа-Брауна...

Отдохни - посмотри картинки,приколы и смешные статусы

Разные афоризмы

Молдавские ученые пришли к выводу, что больше всего витаминов находится в аптеке.

Цитаты и Статусы со смыслом

Боль временна, гордость - вечна!

Приколы из школьных сочинений

Если огород не поливать то удои капусты уменьшаются.

Актуальность: издание содержит тексты лекций по культурологии, а также литературу, проблемные вопросы, кейсы, темы заданий и самостоятельных работ. Учитывая, что работа студентов с хрестоматийными текстами вызывает определенные трудности, наиболее яркие образцы культурологической классики включены в качестве вставок в структуру лекционного изложения. Особенностью учебника является его внутреннее единство. Аудитория: студенты негуманитарных вузов, аспиранты, преподаватели.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.