Болезни Военный билет Призыв

Кустики брусники усыпаны еще не созревшими ягодами. Основные случаи употребления отрицательных частиц. Сложные случаи разграничения НИ и НЕ

2.1. Борьба с иноземными завоевателями вызвала новый подъем устного народного творчества. Созданные народом легенды, былины, сказания звали русских людей к борьбе за свержение ненавистного ига. Одна из самых известных легенд этого периода - Сказание о невидимом граде Китеже , городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся врагу.

2.2. Летописание не утратило в этот период своего значения, несмотря на разрушение почти всех его центров, за исключением Новгорода, где оно не прерывалось. Уже в конце XIII-нач. XIV вв. возникли новые летописные центры (Тверь, Москва), начался новый подъем летописного жанра.

2.2.1. В это периодлетописание имело свои особенности.

  • Обострение политической борьбы обусловило существенные отличия в политических концепциях местных летописных сводов.
  • Но при всем различии политических тенденций и стиля изложения во всех летописях XIV-XV вв. отчетливо проявляется их общерусский характер . Патриотизм и идея единства русских земель являются характерной чертой всего русского летописания.

2.2.3. Возвышение Москвы предопределило и особую роль московского летописания . После Куликовской битвы его содержание определяется идеей единства русских земель под главенством Москвы. Это проявилось как Троицкая летописи (начало XV в.) - общерусском летописном своде московского происхождения, так и в собственно Московском летописном своде конца XV в., призванный обосновать историческую роль Москвы.

2.3. Наиболее распространенным литературным жанром этого периода были исторические повести . В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Нередко повести становились частью летописного текста. Борьбе с иноземными завоевателями до Куликовской битвы посвящены повесть О битве на Калке, Повесть о разорении Рязани Батыем, повести об Александре Невском, Повесть о Щелкане, рассказывающая о восстании в Твери в 1327 г. Победе 1380 г. посвящен целый цикл исторических повестей: О побоище на Дону, Сказание о Мамаевом побоище, Задонщина.

Многие из названных исторических повестей нередко относят к произведениям устного народного творчества, что обусловлено их народно-поэтической основой и общностью тематики.

2.4. Расцвет житийной литературы того времени также в значительной степени связан с процессом объединения русских земель и с необходимостью обосновать богоизбранность Москвы. Талантливые писатели Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра , перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского , поддержавшего великого московского князя в борьбе за престол и в борьбе с монголо-татарами.

Житийная литература в этот период представлена житиями не только подвижников церкви, но и государственных деятелей, что сближает ее с историко-героическими произведениями.

2.5. Дальнейшее развитие получила литература путешествий -хождения. В последней четверти XV в. появилась новая разновидность этого жанра -светские хождения , наиболее яркий ее образец - записки тверского купца Афанасия Никитина , описывающие его путешествие в Индию (Хождение за три моря) . Это был первый европейский письменный труд о хозяйстве, обычаях и религии Индии.

2.6. Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов - своеобразной всемирной истории того времени. В сер. XV в. Пахомием Лагофетом был составлен первый русский хронограф, в котором история Руси представлена в связи с историей всех славянских народов.

АРХИТЕКТУРА

Развитие градостроительства на Руси было приостановлено монголо-татарским завоеванием. Разрушенные в ходе сражений города долгое время невозможно было восстановить вследствие тяжелого экономического положения и отсутствия опытных мастеров. Но древние традиции в области зодчества не прервались. Новый подъем русской архитектуры начинается в конце XIV-нач. XV вв.

3.1. Первым городом Северо-Восточной Руси, возобновившим каменное строительство была Тверь, где уже в 1285-1290гг. был возведен храм Спаса-Преображения . Тверские мастера опирались на архитектурные традиции, установившиеся во владимиро-суздальском зодчестве. Разгром города после восстания 1327г. надолго ослабил его и приостановил развитие каменного строительства.

3.2. Новгород и Псков меньше других русских земель пострадали от монголо-татарского нашествия и ранее других восстановили каменное строительство в широком масштабе.

3.2.1. Культовое строительство. Опираясь на архитектурные традиции домонгольского периода, новгородские и псковские мастера возводили на средства крупных бояр и купцов десятки небольших храмов. Старые традиции сочетались с новыми творческими исканиями. Переход к новому стилю, отличающемуся обилием декоративных украшений, отразился в наиболее известных храмовых постройках этого периода: церкви Федора Стратилата и церкви Спаса на Ильине (конец XIV в.) в Новгороде. В Пскове новый стиль не получил большого распространения. Вся архитектура города носила облик крепости. Большинство псковских храмов, ранним из которых была церковь Василия на Горке (нач. XV в.), выдержаны в суровом и лаконичном стиле, почти лишены украшений.

3.2.2. Одновременно с культовым в Новгороде и Пскове велось и крупное гражданское строительство . В 1302 г.в Новгороде был заложен каменный Кремль , который впоследствии неоднократно перестраивался. Для торжественных приемов и заседаний Совета господ новгородские мастера совместно с немецкими построили Грановитую палату (1433). В XV в. каменный Кремль был построен в Пскове.

3.3. Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четверти XIV в. Московская архитектурная школа складывалась на основе традиций владимиро-суздальского зодчества, но впоследствии проявилось влияние и других архитектурных школ: псковской, черниговской, новгородской.

3.3.1. Как и в предыдущий период, основным направлением в архитектуре было культовое строительство . Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества являются: Успенский собор в Звенигороде (ок. 1400), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405), Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры (1422), Спасский собор Андроникова монастыря (1410-1427).

3.3.2. Крупнейшей работой этого времени стало строительство Московского Кремля , история которого начинается еще в XII в., когда на Боровицком холме были построены деревянные кремлевские стены, разрушенные монголо-татарами в 1237 г. При Иване Калите территория Кремля была расширена, построены новые дубовые кремлевские стены, создан первоначальный архитектурный ансамбль Соборной площади с каменными соборами, не сохранившимися до наших дней. Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены в 1367 г. Во второй половине XV в., когда Москва стала центром единого Русского государства началась перестройка Кремля с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе. Создание ансамбля Московского Кремля, в основном сохранившегося до наших дней, завершилось в конце XV-начале XVI вв. и стало символом могущества и величия столицы Российского централизованного государства.

3.4. Объединение русских земель вокруг Москвы способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению архитектурных традиций русских земель. Начался процесс слияния местных архитектурно-художественных школ в единую общерусскую архитектурную школу.

ЖИВОПИСЬ

Развитие русской живописи в этот период также характеризуется двумя основными тенденциями:

Развитие местных школ на основе традиций, сложившихся в домонгольский период;

Начало процесса слияния местных художественных школ в единую общерусскую живописную школу.

4.1. Как и в предшествующий период,определяющее влияние на развитие живописи оказывала церковь.

4.2. Основным направлением в развитии живописи по-прежнему былаиконопись, что в значительной степени объясняется широким распространением на Руси деревянных храмов, не приспособленных для стенной росписи.

4.2.1. Новгородская иконописная школа характеризуется лаконичными композициями (на иконах, как правило, изображался один святой), четкостью рисунка, чистотой красок, высокой техникой.

4.2.2. Псковская иконопись отличалась от новгородской смелостью композиции, типами лиц, более тяжелыми фигурами.

4.2.3. Ведущее положение с XIV в. занимает Московская школа , сложившаяся на основе Ростово-Суздальской и вобравшая в себя лучшие достижения всехрусских школ.

4.3. Наряду с иконами широкое распространение получила и фреска. Начиная с XIV в. усложняется ее сюжет, появляется пространственный характер, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения.

4.4. Большое значение в живописи приобретает личность художника. Авторский стиль наиболее талантливых живописцев преодолевает влияние местных традиций. Творчество таких художников-иконописцев как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий выходит за рамки отдельных живописных школ.

4.4.1. Огромный вклад в развитие русской живописи внес гениальный художник Феофан Грек (ок. 1340-после 1405 гг.), приехавший из Византии. Его произведения (фрески, иконы) отличаются монументальностью, выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. В творчестве Феофана Грека выделяются два периода: бунтарский новгородский и более спокойный московский. В Новгороде сохранились фрагменты его росписи церкви Спаса на Ильине. В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле и вместе с Андреем Рублевым и старцем Прохором - Благовещенский собор в Кремле (сохранилась часть иконостаса Благовещенского собора работы Феофана Грека).

4.4.2. Наивысший расцвет Московской школы связывают с именем современника Феофана Грека, великого русского художника Андрея Рублева, канонизированного Русской Православной Церковью. Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом. Самое известное его произведение, ставшее одной из вершин мирового искусства - икона Троица , написанная для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры (хранится в Третьяковской галерее). Кисти Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина, Троицкого собора в Загорске, Благовещенского собора Московского Кремля и погибшие в XVIII в. фрески Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

ИТОГИ

5.1. Завоевание Руси монголо-татарами существенно замедлило темпы культурно-исторического процеса, но не прервало его, не нарушило преемственность в развитии русской культуры так называемого домонгольского периода и периода ее восстановления и нового расцвета.

5.2. Русская культура сохранила национальный характер . Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому, такие как Новгород и Псков. Насильственное вмешательство чужеродной культуры не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры.

5.3. Конец XIV-XV вв. характеризуются началом длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу . Продолжался процесс складывания русской народности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Дайте общую характеристику развития русской культуры в период монголо-татарского ига.
  2. Когда и под влиянием каких факторов начинается процесс возрождения русской культуры?
  3. В чем заключаются особенности развития литературы в этот период? Перечислите новые жанры, назовите причины их возникновения.
  4. Расскажите о возобновлении каменного строительства на Руси.
  5. Докажите, что живопись этого периода отразила величайший взлет религиозной духовности в России.
  6. Согласны ли Вы с утверждением, что монголо-татарское иго не уничтожило самобытность и самостоятельность русской культуры? В чем проявилась преемственность в ее развитии?

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобров В.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. Спб., 1995

2. Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М., 1995

3. Выголов В.П. Архитектура Московской Руси середины XV в. М., 1988

4. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков. М., 1990

5. История русского и советского искусства М., 1989 - Гл. 4

6. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966

7. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1974

8. Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева. М., 1974


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Произведения устного народного творчества - сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песни и многие другие его виды - составляют сокровищницу нашей культуры.

Понятие «устное народное творчество» более широкое, чем «народная ловесность», поскольку в народную словесность обычно не включают песенное творчество. В данной главе будет идти речь об устном народном творчестве в целом, а также о жанрах народной словесности. Народному песенному творчеству посвящена специальная глава. Основной особенностью устного народного творчества является то, что оно возникло как бесписьменная форма народной культуры и в древние времена, до появления печатных сборников, его произведения передавались «из уст в ус-

та», от поколения к поколению. Другая особенность устного народного творчества - вариативность. Даже один и тот же сказитель, как бы он не старался быть точным, при каждом повторении одного и того же текста добавлял что-то свое. Еще одна особенность этого вида народного творчества – его коллективность. Каждый исполнитель наделяется правами творца.

Остановимся вначале на малых жанрах устного народного творчества. Это пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. Их рождение связано с практической деятельностью людей, главным образом - с познанием окружающего мира.

Устное народное творчество

(фольклор)

Драма

Эпос

Малые фольклорные формы (жанры)

Поэзия пестования

Колыбельные

Пестушки – приговоры, первые сознательные движения ребенка, часто – своеобразная зарядка с приговорами

Потешки –песенки и стишки, сопровождающие первые сознательные игры с пальцами, руками, ногами

Прибаутки – сюжетные развлекательные песенки, не связанные с игрой

Докучные сказки – шутки, сочетающие сказочную поэтику с издевательским содержанием

Баю-бай! Баю-бай!

Поскорее засыпай.

Не то выну из зыбки,

Брошу в море рыбке,

Скушай, рыбка, Лиленьку,

Непослушную!

Потягунюшки, потягунюшки

Поперек толстунюшки,

А в ручки – хвастунюшки,

А в ножки – ходюнушки,

А в роток – говорок,

А в головку – разумок!

Сорока-ворона, ладушки,

Идет коза рогатая…

Ваня, Ваня, простота

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород

У попа была собака.

Он ее любил.

Она съела кусок мяса.

Он ее убил.

И в землю закопал,

И надпись написал,

Что у попа была собака…

Бытовой фольклор

Песни – в том числе обрядовые, колядки

Заклички – обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Приговорки – стихотворные обращения к живым существам

Дразнилки

Страшилки – устные рассказы-пугалки

Словесные игры

Жил-был у бабушки

серенький козлик…

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе я гущи!

Божья коровка!

Полети на небо!

Дам тебе я хлеба!

Рыжий красного спросил:

    Чем ты бороду красил?

    Я на солнышке лежал,

Кверху бороду держал!

Курилка, Барыня прислала сто рублей…

Потешный фольклор

Поддевки – забавы за счет другого, основанные на игре слов

Скороговорки – средство развития речевого аппарата

Небылицы-перевертыши

Загадки – иносказательное изображение какого-либо предмета или явления, замысловатое описание которого надо разгадать

    У царя был дворец.

    Яско, дворец.

    Во дворе был парк.

    Яско, парк.

    В парке было болото.

    Яско, болото.

    В болоте была тина.

    Яско, тина.

На дворе – трава,

На траве – дрова.

Сшит колпак не по-колпаковски; надо его переколпаковать, перевыколпаковать…

Ехала деревня

Мимо мужика.

Вдруг из-под собаки

Лают ворота…

Без рук, без топоренка

построена избенка

(Гнездо)

На крайчике, на сарайчике

Две куколки сидят –

в разны стороны глядят

(Рога)

Игровой фольклор

Игры

Считалки – рифмованные стихи со строгим соблюдением ритма; используются для распределения ролей в игре

Каравай, Гуси, гуси, га-га-га…

На золотом крыльце сидели:

Царь, царевна,

Король, королевна,

Сапожник, портной,

Кто ты будешь такой?…

Пословицы, поговорки

Пословицы - законченное нравоучительное суждение - вывод

Поговорки – меткая оценка событий, человека, является украшением речи

Легко чужими руками жар загребать

Есть те, кто любит чужими руками жар загребать; работать спустя рукава

Устная народная проза

Сказочный

Установка на вымысел

Несказочный

Установка на истинность

Сказочный эпос

Свою лепту в ее развитие внесла сказка - один из жанров устного народного творчества. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля это - «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание»; в народе - байка, присказка, побасенка, небылица. Рассказчиков сказок именовали «баянами», «балянами», «баюнами», «баугчиками», «бахарями». Их искусство всегда высоко ценилось. Невозможно установить точное время рождения той или иной народной сказки. Как и другие формы устного творчества, она веками обходилась без записи, жила в предании, передавалось из поколения в поколение. В России первые письменные собрания сказок появились в XVII веке. По происхождению сказка связана с мифологической стадией мышления; в ней одушевляются силы природы; животные и растения наделяются человеческими свойствами. Сказка не претендует на достоверность; ее рассказывают не с познавательной, а с развлекательной целью; она не связана с ритуалом. В сказке обязательно есть фантастический элемент - несбыточность. Народные сказки можно подразделить на сказки о животных, волшебные, бытовые, анекдотические (это условная классификация). Самые древние из них - сказки о животных. В сказке действуетзакон повтора; часто встречается один и тот же общеизвестныйзачин иисход; действуют разных сказках одни и те же персонажи, бесконечно возникают одинаковые ситуации (похищение царевны, сражение с чудовищем, разгадывание загадок и т.д.), внутри текста повторяются, в русской традиции обыкновенно трижды, слова и поступки героев. |

Сказки доступно рассказывают о самых существенных, вечных, волнующих каждого человека во все временапроблемах: о жизни и смерти, о любви и ненависти, о благородстве и подлости, о непрекращающейся борьбе добра со злом.

Сказочные образы - яркие и запоминающиеся; но довольно однозначны. Богатырь непобедим, царевна - краше всех на свете, злодей отвратительно уродлив. Мотивы поступков элементарно просты: герои не ведают сомнений, решительно идут к цели и побеждают. Возникает своего рода упрощенная модель мира, и по ней удобно изучать свойства характера (смелость - трусость, лень - трудолюбие и т.д.).

Сказка - это забавная поучительная история. Воспитательные возможности сказки достаточно велики. Сказка учит оптимизму, вере в будущее; счастливый конец почти обязателен. Переосмысливая старую сказку, человек подключается к грандиозному источнику духовной энергии разных наций и поколений,