Болезни Военный билет Призыв

Лес островский краткое содержание по действиям. «Главные герои пьесы Островского «Лес. Смысл названия пьесы «Лес» Островского

Дело происходит во владениях Гурмыжской, она очень богатая помещица. Господин Буданов тактично пристает к девушке Аксинии. Молодая особа покидает Буланова, а его лакей предлагает Буланову начать ухаживать за барыней.

В то самое время мы наблюдаем Гурмыжскую вместе с которой Бодаев и Милонов. Раиса Павловна желает помочь всем: выдать замуж Аксинью за Буланова и найти своего единственного наследника. Восмибратов, купец, желает что бы Аксюша вышла за его сына Петра замуж, ну и заодно хочет приобрести лес. За лес денег он не приносит, да и в замужестве ему отказывают.

Но, несмотря ни на что, лес он покупает и очень даже выгодно. Отец и сын уезжают, не оставляя даже расписки. Гурмыжская заставляет Аксюшу играть роль невесты Буланова, но так как та ненавидит своего «жениха», бесит тем самым Раису.

Тайком ото всех влюбленные Перт и Аксюшка, видятся наедине в лесу. Счастливцев с Несчастливцевым спонтанно сталкиваются на пути. Один путешествовал из Вологды, второй из Керченя. Они делятся, что ни там, ни там, нет труппы и играть не выйдет. И продолжают свой путь пешком и без финансов.

Геннадий Демиянович Несчастливцев несет в своем рюкзаке пару платьев хороших и пистолет, сломанный. У Счастливцева - узелок, в котором легкое пальто, несколько книг и ордена, которые он где-то стащил. Оба они желают создать труппу, но хорошую актрису очень тяжело найти.

Немного пообщавшись и любезно повздорив, Геннадий и Аркадий удаляются. Раиса Павловна заигрывает с господином Будановым, рассказывая сон о ее пропавшем родственнике, в котором племянник убивает его. Но вскоре они завершают этот нелепый разговор. Приезжает барин.

Несчастливцев сообщает всем, что он офицер в отставке, а Счастливцева представляет своим лакеем. В помещение заходят Петр и Восмибратов. О их приезде Карп докладывать отказывается, ссылаясь на нелепую отговорку. Общаясь с Несчастливцевым, Булавинов отмечает, что учеба не для его ума, так как у него изумительный ум от природы.

Булавинов жаждет научиться блефовать в карточных играх. Гости обживаются в беседке. Восмибратов лжет Гурмыжской, забирая расписку, и намекает на отказ в сватовстве. Раиса Павловна недовольна и рассказывает об этой ситуации Булавинову. Восмибратов с сыном были пойманы, но как только разговор заходит об обмане, он начинает громко кричать, изображая из себя довольно грозного. В итоге Несчастливцев все-таки забирает деньги и отдает их Гурмыжской.

Раиса Павловна очень довольна тем, что ей помогли и обещает, что даст ему точно такую же сумму денег. Несчастливцев ей не верит. Но очень обходительно делая почти прямые намеки, показывает свое влечение к Гурмыжской. Он клянется сделать из нее своего идола, и обещает на него молиться.

Аркадий смотрит на все происходящее из-за куста, и видит, как Раиса Павловна насмехается над актером, отдавая все финансы Буланову. Ночью аркадий хвастается Несчастливцеву, что он умен, так как сумел поужинать с барином за одним столом и взял в долг у ключницы. Аркадий пугается Несчастливцева, договаривая фразу из кустов.

Несчастливцев уверен, что больше он барыню не простит. Приходят Улита с Карпом. После них входит Счастливцев. Карп шутит над Улитой, которая появляется здесь из-за свидания. Он ведет сплетни о романах барыни. Улита остается с Аркадием и изливает ему всю душу о том,как ей не по душе ее положение.

Несчастливцев все еще держит в страхе Аркадия и ненароком рассказывает Улите, что на самом деле он не является офицером, и то, что он и его лакей – актеры. Петр и Аксюша находятся в саду. Восмибратов соглашается на меньшее приданное. Влюбленная пара просит у Геннадия денег, он с легкостью располагает их к себе. Аксюша в отчаянии, но он объясняет ей, что у него с финансами еще хуже, чем у нее. Аксинья хочет наложить на себя руки, утопившись в озере. Геннадий ее останавливает. Несчастливцев покидает всех, сталкиваясь с Петром и его возлюбленной.

Геннадий воодушевлен, он предлагает Аксинье пойти работать актрисой в его труппе. Аксинья соглашается. Геннадий рад. Он говорит Аксинье, что они смогут поразить всю Россию. Несчастливцев, Петр и Аксинья уходят. Раиса с Улитой появляются. Улита рассказывает все новости Гурмыжской. Улита, зовет Буланова и удаляется.

Гурмыжская заигрывает с Булановым, заставляя угадать, что ей нравится. Раиса Павловна лезет с поцелуем с Буланову и отталкивая его, говорит, что он лишился ума. И желает, что бы он удалился из ее усадьбы. Буланов не уходит и с утра задевает шутками Карпа. Тот объясняет, что беспорядки в доме он не потерпит. Буланов немного боится Несчастливцева. А тот, в свою очередь, издевается над Булановым, но у него нет выбора, и он уходит, объясняя это желанием барыни. Покидая помещение, он случайно видит шкатулку с деньгами.

Буланов разговаривает с Раисой на ты. Аксинье жалко денег на приданное. Гурмыжская начинает беседу с Аксиньей по поводу Буланова. В итоге Гурмыжская ревнует Буланова к Аксюше. Аксинью сменяет Геннадий. Несчастливцев с угрозами уговаривает хозяйку отдать шкатулку. Раиса отдает ему тысячу рублей, но он грозится ей застрелить себя. Он просит запрячь лошадей, предвкушая очень выгодные для себя договора. Аксиния ищет Петра, для того чтобы попрощаться с ним и уехать работать актрисой. Восмибратов соглашается взять в приданное 1000 рублей и Аксюша взмаливается, чтобы барыня дала им эту сумму.

Появляются Милонов с Бодаевым. Раиса и Буланов решают пожениться. Геннадий ради праздника пытается уговорить Раису Павловну дать приданное, но та отвечает отказом. Жених ее поддерживает. Несчастливцев дает сам деньги влюбленным. Аксинья с откровением благодарна Геннадию, а Бодаев настолько удивлен этим поступком, что желает написать об этом в газете.

Комедия Островского "Лес" заканчивается монологом, в нем говорится о том, что старые женщины могут выйти за молодых парней, молодые девушки желают побыстрее уйти из родного дома. Аркадий говорит Карпу, что если повозка с лошадьми приедет, то ее необходимо развернуть обратно, чтобы все молодые смогли прогуляться пешком.

Пьеса "Лес" Островского, краткое содержание которой поможет быстро вспомнить сюжет, - знаменитая комедия русского драматурга XIX века. Впервые она была представлена публике на вечере в собрании художников в Петербурге. В том же году опубликована в журнале "Отечественные записки".

История создания "Леса" Островского

Пьеса впервые была поставлена на сцене Александринского театра в 1871 году. Правда, премьера в Петербурге, можно сказать, прошла неудачно. Актер Бурдин, игравший Несчастливцева, сообщил Островскому, что в целом комедию восприняли тепло, а вот отсутствие автора явно повредило постановке.

С ноября 1871 года пьесу запустили на сцене Малого театра. Пьеса "Лес" Островского, краткое содержание которой позволит вам лучше понять замысел автора, с этого представления пошла более удачно. За последующие несколько сезонов ее ставили 11 раз. До сих пор ее включают в репертуар столичных и провинциальных российских театров.

Помещица Гурмыжская

Среди героев "Леса" Островского стоит выделить помещицу Раису Павловну Гурмыжскую. Она очень богата. В самом начале пьесы к ее воспитаннице по имени Аксюша начинает приставать молодой и распутный человек Буланов. Про него известно, что он даже не окончил гимназии. Буланов терпит неудачу, а когда Аксюша уходит, опытный лакей Карл советует ему обратить внимание на более перспективную Гурмыжскую.

В следующем же действии пьесы "Лес" Островского, краткое содержание которой - перед вами, на сцене появляется сама Гурмыжская в сопровождении состоятельных соседей-помещиков. Это Милонов и отставной кавалерист Бодаев.

Хозяйка имения признается, что задумала выдать Аксюшу за Буланова, а также позаботиться о племяннике своего бывшего мужа, умершего несколько лет назад. Этот молодой человек не видел ее пятнадцать лет, но по-прежнему продолжает ее посылать подарки со всей России. Правда, где он в эту минуту, неизвестно. Вот только этот племянник - ее единственный родственник, оставшийся на свете, официальный и законный наследник.

Сваты

Вскоре зрители комедии "Лес" Островского (краткое содержание поможет быстро освежить в памяти события произведения) узнают, что за Аксюшу стремится выйти не только Булавин.

Купец Восмибратов приходит к Гурмыжской, чтобы решить сразу два дела. Во-первых, купить лес, а во-вторых, сосватать за нее своего сына Петра. При этом выясняется, что деньги за лес, который он собирался купить, купец забыл дома.

Гурмыжская на это отвечает, что у ее воспитанницы уже есть жених, который живет вместе с ними. Купец разражается гневом на сына за то, что тот поставил его в такое дурацкое положение. Правда, лес он все же выгодно покупает.

Встреча в лесу

На самом деле Аксюша не переносит Буланова, испытывая к нему презрение. В действительности ее сердце отдано Петру. Александр Островский описывает их встречу в лесу. При этом молодые люди понимают, что их отношения, скорее всего, обречены. Отец Петра и слышать не хочет о невесте без приданого.

На том же месте появляются следующие важные персонажи пьесы Островского "Лес". Это Счастливцев и Несчастливцев. На сцену, как правило, они выходят с разных сторон. Оба этих героя - актеры: один - комик, второй - трагик. В этом лесу они повстречались случайно. Друг с другом они делятся своими горестями - нигде нет ни трупп, ни работы. Без денег они продолжают свой путь вместе.

С собой у них нехитрый скарб, каждый мечтает когда-нибудь организовать собственную труппу, чтобы не зависеть от случайных заработков. Для этого им необходима хотя бы одна актриса. На своей дороге они встречают указатель на усадьбу Пеньки госпожи Гурмыжской. Туда и направляются.

Актеры в поместье

Зрители комедии Островского "Лес" становятся свидетелями того, как на следующее утро Гурмыжская кокетничает с Булановым. Он пересказывает ему свой сон про своего загадочного племянника. По ее словам, он застрелил себя из пистолета у нее на глазах, когда приехал к ней в имение.

Тут появляется Карп, который сообщает о визите барина. Удивленные Гурмыжская с Булановым уходят встречать гостя. Оказывается, за барина приняли Несчастливцева, который переоделся в приличный костюм. Счастливцева решено объявить его лакеем, потому что тот остался в прежней одежде. Несчастливцев представляется офицером в отставке.

Эта ситуация внимательному зрителю сразу напомнит пьесу Гоголя "Ревизор". Но это только на первый взгляд. Несчастливцева все принимают за племянника Гурмыжской. Гостей селят в беседке.

Купец-обманщик

В полной красе Несчастливцев проявляет себя в сцене с купцом Восмибратовым. Тот обманывает Гурмыжскую, забрав у нее расписку, в которой обещал рассчитаться за лес. Помещица жалуется Буланову. И тут Несчастливцев, вошедший в образ отставного офицера, приказывает воротить купца.

Он применяет весь имеющийся у него арсенал трагика, пускает в ход самые громкие слова, изображая грозного барина, даже задевает честь купца. После этого он отдает деньги. Несчастливцев благородно возвращает деньги Гурмыжской.

К тому времени Счастливцев доволен своим положением. Он пообедал с барского стола, потому что заявил, что приучен только к такому обращению, да еще и назначил на вечер свидание ключнице Улите, вдобавок наврал с три короба. Его товарищ рассержен этим, он едва скрывается от его праведного гнева трагика.

Вечером на свидании с Улитой он от страха перед Несчастливцевым признается ключнице, что оба они актеры и пьяницы, а не какие не офицер и его слуга.

В следующей сцене зрители наблюдают, как развиваются отношения между Петром и Аксиньей. Молодой человек сумел уломать отца на небольшое приданое - 2000 рублей. Но и эти деньги надо где-то достать. Влюбленные решают просить в долг.

Уходя от Петра, Аксинья встречает Несчастливцева. Она просит у него денег, но тот признается, что на самом деле беднее ее.

Трагика на пике его душевного подъема встречает Аркадий. Тот рассказывает, что женщина от любви на его глазах бросилась в воду. Поразившись ее харизмой, он убеждает Аксинью обязательно идти в актрисы. Причем прямо сейчас, в труппу, которую он создает. Отчаявшаяся и как будто завороженная Аксинья даже соглашается, не до конца понимая, что ей предлагают. Она уверена, что хуже не будет, теперь-то она готова на все.

Несчастливцев обещает в эту же ночь посвятить ее в актрисы, почитать с ней несколько новых ролей, которые есть в его репертуаре. Он радует Аркадия тем, что у них теперь есть актриса, они готовы объехать с триумфом всю страну. Втроем они отправляются в беседку.

Тайное становится явным

В следующей сцене на передний план выходят Раиса Павловна и Улита. Ключница рассказывает барыне, как на самом деле обстоят дела, передав подробно слова Аркадия. Помещицу полностью устраивает такое положение вещей.

Гурмыжская продолжает кокетничать и заигрывать с Булановым. Она требует, чтобы он разгадал, что она в действительности любит. Наконец она признается, что любит его. Обрадованный Буланов тут же лезет к ней целоваться, но женщина отталкивает его, называя неучем, мальчишкой и негодяем. Буланов в панике, он боится, что за такую выходку его выгонят отсюда на следующий же день.

Но все оборачивается совсем по-другому. Буланова оставляют в покое. На следующее же утро он уже куражится над лакеем Карпом. А актера приветствует, называя по его настоящей фамилии - Несчастливцев. Тот поражен, что его раскрыли. Но с другой стороны, предполагает, что тот будет теперь вести себя с ним особенно осторожно и почтительно. Буланов действительно побаивается актера, а тот метко над ним издевается и потешается. Уходя, он обращает внимание на шкатулку с деньгами, небрежно оставленную на столе.

Планы Буланова

Осмелевший Буланов начинает обсуждать планы на будущее с Гурмыжской. Тут появляется Аксинья, о судьбе которой как раз шла речь. Гурмыжская прогоняет Буланова и вызывает девушку на откровенный разговор.

Вдвоем они начинают обсуждать Буланова. Все это заканчивается обменом колкостями, из которого хозяйка выходит проигравшей. В конце концов она вынуждена признать, что ревнует Аксинью к молодому человеку. А когда девушка признается, что окончательно решила уйти из Пеньков, Раиса Павловна умиляется этой новости.

На смену Аксинье приходит Несчастливцев. Он уже переоделся в обычный дорожный костюм. Внезапно он отбирает у барыни колокольчик и выкладывает пистолет возле шкатулки с деньгами. Актер просит помещицу подарить ему эту шкатулку. Гурмыжская начинает его уверять, что в шкатулке ничего, что бы заслуживало его внимания, только документы по имению. Но Несчастливцев уверен, что в ней деньги.

Запугав помещицу, он заставляет ее отдать ему тысячу рублей, которую Гурмыжская и так ему была должна, в чем сама и призналась.

Актер в предвкушении. На эти деньги он уже мечтает организовать труппу, с успехом выступать по разным городам, мечтает о бенефисах, аплодисментах и заманчивых контрактах.

Между тем в доме собираются гости. Аксинья ищет среди них Петра, чтобы увидеться в последний раз и попрощаться. Тот признается, что отец согласился еще больше уменьшить приданое. Просит уже хотя бы тысячу рублей. Аксинья тут же разыскивает трагику, объясняя ему, что теперь для ее счастья достаточно всего тысячи рублей. Несчастливцев напоминает ей, что она собиралась идти в актрисы, но девушка признается, что чувство к Петру сильнее всего. Трагик в раздумьях удаляется в столовую.

На вечер в доме Гурмыжской собираются помещики из окрестных селений. Только за обедом гости узнают об истинной причине торжества. Раиса Павловна официально объявляет, что выходит замуж за Буланова. Появившийся Несчастливцев просит ее по такому случаю устроить счастье и ее племяннице, снабдив небольшой суммой денег в качестве приданого. Но Гурмыжская ему отказывает. Согласен с ней и Буланов.

Тогда Несчастливцев, к ужасу его спутника Аркадия, отдает все деньги, которые они мечтали потратить на актерскую труппу, Аксинье. Та его горячо благодарит. Милонов заявляет, что напечатает об этом поступке в газетах, а Бодаев объявляет, что тот теперь всегда желанный гость в его доме.

Несчастливцев и Аркадий собираются уезжать. Поражаясь друг другу, как оказались в этом месте, где старухи выходят замуж за гимназистов, а молодые девушки с горя готовы топиться. Большое впечатление на зрителей производит финальный монолог Несчастливцева. Он заявляет, что они с Аркадием артисты, а все, кто их окружает, - настоящие комедианты. Тетка провоцирует свою племянницу на то, что девушка готова утопиться, а спасает ее только бедный актер Несчастливцев. В конце он называет всех порождениями крокодилов.

В завершение актер читает монолог Карла Моора из пьесы "Разбойники", который заканчивается словами о том, что герой желает вырваться из окружающих его обитателей кровожадных лесов.

Пьеса Александра Островского заканчивается сворой между Несчастливцевым, Булановым и Милоновым. Те обиделись на его слова, хотят побить или отвести к становому. На что актер заявляет, что текст прошел цензуру, он говорит словами Шиллера, когда все остальные, как подьячие. Он подает руку Счастливцеву и вместе с ним уходит, попросив напоследок Карпа вернуть назад тройку, если она за ними приедет, сказав, что господа решили идти пешком.

Анализ пьесы

Многие литературные критики отмечают, что комедия "Лес" Островского - одно из его самых сложных и совершенных произведений. Это заметно и по конструкции самой пьесы и по сложному сюжетному построению.

Например, лирическая линия отношений между Петром и Аксиньей выстроена в форме народной комедии. Судьба девушки в данном случае становится поводом для другой линии, которая является одной из ключевых. Это борьба между сатирически изображенным миром помещичьей усадьбы и свободным художником. В этом - главная мысль "Леса" Островского. Мир сытой усадьбы олицетворяет Гурмыжская и ее соседи-помещики, а свободного художника - Несчастливцев, которого поначалу все принимают за блудного сына Гурмыжских.

На пьесу "Лес" Островского отзывы от зрителей и критиков поступали преимущественно положительные. При этом многие отмечали, что с образом Несчастливцева связана и героическая линия комедии. Основная проблема пьесы "Лес" Островского заключается в столкновении Несчастливцева с остальными персонажами. Действие развивается на фоне семейного конфликта. Тема произведения "Лес" Островского заключается и в социальной, а местами и политической характеристике общества пореформенной эпохи.

Еще одна особенность этой пьесы в том, что это театр в театре. Большинство персонажей стремятся добиться своего, ставя каждый свой спектакль. Помимо актеров, к которым можно отнести Несчастливцева, Гурмыжскую, Счастливцева и Улиту, драматург вводит и зрителей. В этой пьесе ими можно считать многочисленных соседей Гурмыжской. Они не принимают участия в интригах, но в то же время нужны как персонажи, для которых разыгрывается весь спектакль. Это важное наблюдение для анализа "Леса" Островского.

Персонажи пьесы

Чтобы добиться сатирических целей, комедии необходимы максимально точные характеристики героев "Леса" Островского. Для этого каждый из персонажей как будто самораскрывается в своих действительных желаниях и устремлениях. Все это проявляется в многословных и откровенных рассуждениях.

В качестве выразительного примера можно привести соседей Гурмыжской. Бодаев напоминает фонвизинского Скалозуба, вышедшего в отставку, а Милонов, который произносит слащавые речи о добродетели, словно сошел со страниц сентиментальных произведений Карамзина. При этом в классических щедринских тонах написан Островским монолог Милонова, посвященный нравственной идиллии в классической русской крепостной усадьбе.

Главное, что удалось драматургу в комедии "Лес", - это передать удивительную атмосферу, которая царила в то время в обществе. Оно было возбуждено произошедшими переменами, все сошло со своих мест, многие чувствовали, что прошлого назад уже не воротить.

В качестве доказательства можно привести барские проекты, которыми в последних сценах делится с окружающими Буланов. Он мечтает очистить все пруды в округе и открыть конный завод. Но ему никто не верит, все уверены, что Буланов обязательно все промотает.

Островский нам демонстрирует, что лучше всего перемены в обществе увидеть на примере семьи.

Действие первое

Раиса Павловна Гурмыжская , вдова, лет 50-ти с небольшим, очень богатая помещица, одевается скромно, почти в трауре, постоянно с рабочим ящиком на руке.

Аксинья Даниловна (Аксюша) , ее дальняя родственница, бедная девушка лет 20-ти, одета чисто, но бедно, немного лучше горничной.

Евгений Аполлоныч Милонов , лет 45-ти, гладко причесан, одет изысканно, в розовом галстуке. Богатый сосед Гурмыжской.

Уар Кирилыч Бодаев , лет 60-ти, отставной кавалерист, седой, гладко стриженный, с большими усами и бакенбардами, в черном сюртуке, наглухо застегнутом, с крестами и медалями по-солдатски, с костылем в руке, немного глух. Богатый сосед Гурмыжской.

Иван Петров Восмибратов , купец, торгующий лесом.

Петр , его сын.

Алексей Сергеевич Буланов , молодой человек, недоучившийся в гимназии.

Карп , лакей Гурмыжской.

Улита , ключница.

Усадьба Гурмыжской, верстах в пяти от уездного города. Большая зала. Прямо две двери: одна выходная, другая в столовую; направо от зрителей окно и дверь в сад; налево две двери: одна во внутренние комнаты, другая в коридор. Богатая старинная мебель, трельяжи, цветы, у окна рабочий столик, налево круглый стол и несколько кресел.

Явление первое

Карп стоит у двери в сад, входит Аксюша .

Аксюша . Раиса Павловна звали меня?

Карп . Так точное; только теперь гости приехали, так они в саду.

Аксюша (вынув из кармана письмо) . Послушай, Карп Савельич, не можешь ли ты?..

Карп . Что вам угодно-с?

Аксюша . Передать. Ты уж знаешь кому.

Карп . Да как же, барышня? Теперь ведь уж словно как неловко. Правда ль, нет ли, у тетеньки такое есть желание, чтоб вам за барчонком быть.

Аксюша . Ну, не надо; как хочешь. (Отворачивается к окну.)

Карп . Да уж пожалуйте. Для вас отчего же… (Берет письмо.)

Аксюша (глядя в окно) . Продала Раиса Павловна лес?

Карп . Продали Ивану Петрову. Все продаем-с, а чего ради?

Аксюша . Не хочет, чтоб наследникам осталось; а деньги можно и чужим отдать.

Карп . Надо полагать-с. Мудрено сотворено.

Аксюша . Говорят, она эти деньги хочет за мной в приданое дать.

Карп . Дай-то бог!

Аксюша (очень серьезно) . Не дай бог, Карп Савельич!

Карп . Ну, как угодно-с. Я к тому, что все же лучше, пусть в приданое пойдут, чем туда же, куда и прочие.

Аксюша . Куда прочие… а куда же прочие?

Карп . Ну, это вам, барышня, и понимать-то невозможно, да и язык-то не поворотится сказать вам. Алексей Сергеич идут. (Отходит от двери.)

Аксюша смотрит в окно, Буланов входит.

Явление второе

Аксюша , Буланов , Карп , потом Улита .

Буланов (Карпу) . Что ж, ты набил мне папиросы?

Карп . Никак нет-с.

Буланов . Отчего же нет? Ведь я тебе велел.

Карп . Мало что велели! А когда мне?

Буланов . Нет, уж вы здесь зазнались очень. Вот что. Я вот Раисе Павловне скажу.

Карп . Не скажете; вы при них и курить-то боитесь.

Буланов . Боитесь… Чтоб были набиты! Не десять раз тебе говорить! (Увидав Аксюшу, подходит к ней и очень развязно кладет ей на плечо руку.)

Аксюша (быстро обернувшись) . Что вы! С ума сошли?

Буланов (обидясь) . Ах!! Извините! Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя?

Аксюша (почти сквозь слезы) . За что вы меня обижаете? Я вам ничего не сделала. Что я здесь за игрушка для всех? Я такой же человек, как и вы.

Буланов (равнодушно) . Нет, послушайте; вы в самом деле мне нравитесь.

Аксюша . Ах, да мне-то что до этого за дело! Какое вы имеете право трогать меня?

Буланов . Что вы все сердитесь неизвестно за что? Эка важность! Уж и тронуть нельзя! Свое, да не трогать! Кто ж мне запретит?

Аксюша (строго) . А если не ваше, если чужое? Тогда что?

Буланов . Что за капризы! Надоело. Этак вы все дело испортите.

Аксюша . Какое дело?

Буланов . Какое… Будто не знаете? Вот какое: Раисе Павловне угодно, чтоб я женился на вас. А что Раисе Павловне угодно…

Аксюша . Тому и быть?

Буланов . Разумеется. Мы с вами люди бедные… Дожидаться, покуда прогонят? Нет, уж покорно благодарю. Куда мне? Опять к маменьке? Бить сорок-ворон за чужим двором?

Карп . Потише, сударь! Улита идет.

Входит Улита и чего-то ищет.

Вам чего здесь?

Улита . Я, кажется, забыла…

Карп . Ничего вы не забыли, это вы напрасно. У вас есть свой департамент, мы к вам не ходим.

Улита уходит.

Вот так-то лучше!.. Самая проклятая женщина!

Буланов . Расчет прямой; кажется, можно понять.

Аксюша . Да, я понимаю.

Буланов . Так и упрямиться нечего. Перед кем здесь неприступность-то разыгрывать? Ведь Раиса Павловна обещает много денег дать; чего ж еще? Креститься надо обеими руками.

Аксюша . Иное можно купить за деньги, а другого нельзя.

Буланов (презрительно улыбаясь) . Философия! (Серьезно.) Вы толку в деньгах не знаете, оттого так и разговариваете. Видно, нужды-то не видали? А тут впереди жизнь приятная… За деньги-то люди черту душу закладывают, а не то чтоб отказываться.

Показывается Улита .

Карп . Что вы шмыгаете взад и вперед? Не видали вас тут? Здесь комнаты чистые.

Улита . Уж и войти нельзя!

Карп . Как это вы себе покою не найдете? Мечетесь вы, как угорелая кошка. Позовут вас, тогда другое дело.

Улита уходит.

Аксюша . Насильно мил не будешь, Алексей Сергеич.

Буланов . Ну, да уж я добьюсь своего; у меня не отвертитесь. Ведь вам лучше меня здесь не найти.

Аксюша (тихо) . Ошибаетесь. Захочу поискать, так найду; а может, уж и нашла. (Карпу.) Если Раиса Павловна спросит, я буду в своей комнате. (Уходит.)

Явление третье

Буланов , Карп .

В пьесе «Лес» Островский обращается к проблематике, поднявшейся на пик актуальности в 1860 - 1880е гг. Вопрос семьи и её ценностей, влияния общественных отношений на семью обсуждались в это время в романах Толстого («Анна Каренина»), Салтыкова-Щедрина («Господа Головлёвы»), Достоевского («Братья Карамазовы»). Данная тематика всегда была в центре внимания драматурга. Достаточно вспомнить пьесы «Гроза», «Бесприданница», «Свои люди – сочтёмся» и многие другие. Но сейчас мы обратимся к анализу пьесы "Лес" Островского.

Смысл названия пьесы «Лес» Островского

Название символично. Оно связано как с сюжетом произведения, так и с идейным звучанием. Лес продаёт помещица Гурмыжская и покупает купец Восмибратов. Интересно, что продажа леса воспринимается как знак упадка дворянской жизни, о чём упоминает, например, Бодаев. Два провинциальных актёра Счастливцев и Несчастливцев встречаются на перекрёстке двух лесных дорог.

Лес – это и символ сумрачной, тёмной жизни, без просвета и надежды на изменения. Если вы проводите анализ пьесы "Лес", не упустите эту деталь. Люди жестоки друг к другу, например богатая помещица Гурмыжская жалеет тысячу рублей, чтобы устроить жизнь воспитанницы. Лес – символ взаимоотношений людей, а также темноты и дремучести провинциальной жизни. Актёр Несчастливцев в финале характеризует её словами героя драмы Шиллера «Разбойники»: «Люди, люди! Порождение крокодилов! Ваши слезы - вода! Ваши сердца - твердый булат! Поцелуи - кинжалы в грудь! ... О, если б я мог остервенить против этого адского поколения всех кровожадных обитателей лесов!»

«Театр в театре» в пьесе

Продолжим анализ пьесы "Лес" Островского и учтем, что в произведении отмечают три сюжетных линии. Любовь Петра и Аксюша, превратности их судьбы. Перипетии жизни Счастливцева и Несчастливцева. Любовная линия Гурмыжской и Буланова. Персонажи связаны между собой родством, денежными либо деловыми отношениями. Но всё-таки на первый план выходят мотивы маски и обмана.

Островский изображает театр в театре. Дело не только в том, что немалую роль играют два бродячих актёра. Комик и трагик оказываются искреннее, порядочнее, выше тех, кто считает себя образованными людьми и свысока смотрит на актёров. Именно Несчастливцев сочувствует влюблённым и отдаёт свои последние деньги, чтобы Аксюша смогла выйти замуж за Петра, отец которого ни за что не соглашался взять девушку без приданого.

Не только актёр притворяется, выдавая себя за отставного офицера. Другие персонажи тоже носят маску, что анализ пьесы "Лес" подтверждает. Так, Гурмыжская хочет казаться благодетельницей Аксюши, но заставляет её против воли «играть комедию», чтобы все думали, что Буланов сватается к девушке. Сама Раиса Павловна пытается произвести впечатление добродетельной вдовы. В действительности оказывается эгоистичной и своенравной барыней. Неслучайно в речи помещицы так часто встречаются слова «играть», «роль», «комедия», «заиграться». Притворяется, просчитывает свои реплики, носит маску Буланов. Он готов выдавать себя то за жениха Аксюши, то за друга племянника. В итоге оказывается вознаграждённым вниманием богатой, но уже немолодой помещицы. Их отношения напоминают фарс: любовь старухи и юноши, внезапная смена ролей, брачный контракт как знак «любви».

Роль зрителей выполняют соседи Гурмыжской. Они комментируют происходящее, предсказывая развитие событий, давая им оценку.

Что еще становится понятно, когда мы тщательно проводим анализ пьесы "Лес"? Многомерность произведению придаёт использование литературных ассоциаций. Несчастливцев цитирует Шиллера, Шекспира, Мольера. Гурмыжскую критики называли «тартюфом в юбке» по имени персонажа комедии Мольера, чьё имя стало нарицательным и обозначает притворщика, лицемера и обманщика. Пара Несчастливцев – Счастливцев сравнивалась со знаменитыми героями Сервантеса Дон Кихотом и Санчо Пансой.

Действие завершается торжеством справедливости: Аксюша и Пётр могут пожениться, Несчастливцев обличает нравы персонажей. Но в широком смысле драматург показывает уходящее в прошлое дворянство, идущее ему на смену не менее хищное купечество.

Выше был представлен анализ пьесы «Лес» Островского, и эта статья, наверняка, побудила вас если не в первый раз, то вторично более внимательно перечитать данное произведение. В нашем литературном блоге вы найдете множество подобных статей. Также вас может заинтересовать