Болезни Военный билет Призыв

Летний вечер год написания. Анализ стихотворения тютчева летний вечер. Картинка к стихотворению Летний вечер

«Летний вечер» Федор Тютчев

Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.

Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.

Анализ стихотворения Тютчева «Летний вечер»

Пейзажную лирику Федора Тютчева нередко сравнивают с произведениями не менее тонкого и вдумчивого поэта Афанасия Фета. Однако в стихах этих авторов, посвященных описанию природы и возведению ее красоты в абсолют, есть одно существенное различие. Афанасий Фет словно бы пропускает увиденное через себя, ища в так милых его сердцу пейзажах созвучье собственным ощущением и душевным переживаниям. В то же время Федор Тютчев, восхищаясь сменой времен года или же пытаясь запечатлеть неуловимые моменты преображения природы, полностью абстрагируется от личных переживаний, концентрируясь лишь на том, что видит.

В подобной манере выдержано и знаменитое произведение поэта «летний вечер», созданное в 1866 году. Несмотря на то, что к этому времени Тютчев пережил личную трагедию, потеряв возлюбленную и двух детей, в произведении нет ни одного намека на то, что происходит в душе поэта. Он предстает в образе созерцателя, который уже сумел осознать, что жизнь коротка, и нужно наслаждаться каждым ее мгновением, отпущенным судьбой.

«Летний вечер» — очень романтическое и чувственное стихотворение, которое раскрывает новые грани поэтического таланта Тютчева-лирика . В этом произведении присутствуют и романтизм, и удивительная образность, и символы, которые характерны для творчества этого поэта. Кроме этого, Тютчев вновь прибегает к своему излюбленному приему отождествления природы с живым существом, которое может мыслить, дышать, чувствовать и преображаться, создавая удивительную иллюзию переменчивости окружающего мира. Солнце поэт сравнивает с раскаленным шаром, который является головным убором земли. Именно его она «с главы скатила» перед наступлением вечера, который был охвачен «пожаром», внезапно поглощенным морской волной. Причудливый и несколько пафосный стиль изложения, свойственный такому литературному течению, как романтизм, в данном случае повествует об обычном закате, который благодаря таланту Тютчева превращается в незабываемое и красочное зрелище.

Первые бледные звезды, появившиеся на небосклоне, поэт также оживляет, считая, что они «небесный свод приподняли своими влажными главами». В то же время воздух Тютчев сравнивает с небесной рекой, которая после захода солнца «полней течет меж небом и землей», даря долгожданное ощущение свежести, когда «грудь дышит легче и полней, освобожденная от зноя» . Действительно, прохладу летнего вечера можно сравнить с потоком воды, который несет с собой свежесть и живительную силу, словно бы давая уставшей и измученной жарой природе долгожданный отдых. При этом поэт подчеркивает, с каким облегчением и благодарностью окружающий мир принимает этот бесценный дар небес, который вызывает «сладкий трепет» у всего живого на земле. В то же время Тютчев сравнивает природу с прекрасной, но утомленной девой, для которой вечерняя прохлада является источником новых сил перед очередным жарким днем, «как бы горячих ног ее коснулись ключевые воды».

В стихотворении «Летний вечер» присутствует несколько образов, которые автор выстраивает в четкой последовательности, создавая собственную иерархию ценностей . При этом солнце, звезды, небо и воздух являются лишь частью природы, однако благодаря очень изысканным метафорам поэта превращаются в самостоятельный героев произведения. Тем не менее, в финальных строчках стихотворения Тютчев подчеркивает, что истинной волшебницей и труженицей является матушка-природа, благодаря которой и происходят все эти удивительные метаморфозы, так поразившие поэта и вдохновившие его на создание этого удивительно романтического произведения.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Изысканный русский поэт – Фёдор Иванович Тютчев – родился 23 ноября в далеком 1803 году. Детство будущего автора прошло в поселке Овстуг, который находился в Орловской губернии. Семья Федора относилась к стародворянскому роду и была очень дружной.

Мальчик получал домашнее образование. Руководил обучением молодой человек, который был поэтом-переводчиком, изучающим античную культуру. Звали его Семён Раич. Именно он познакомил Федора со многими произведениями, известными на весь мир как русских творцов, так и зарубежных. Первый творческий опыт был получен под руководством именно Раича и никого иного. Федор был хорошим учеником и к 12 годам мог спокойно переводить Горация.

В 18-м году девятнадцатого столетия Ф. И. Тютчев поступает в Московский университет на факультет, посвященный изучению словесности. Он принимает активное участие в развитии литературной жизни университета. Заканчивает учебное заведение экстерном спустя два года. Он получает звание кандидата словесных наук и поступает на службу в коллегию по иностранным делам.

В Москве он работает на протяжении двух месяцев, после чего отправляется за границу в качестве чиновника с определенной миссией - он дипломат. Его литературная жизнь не прикрывается, наоборот, Фёдор имеет возможность знакомиться со многими видными деятелями Европы и развиваться.

За границей, а именно в Германии и Италии, Федор Иванович Тютчев живет не менее 22 лет. Здесь он встречает свою первую любовь, а также знакомится со многими, известными на весь мир, деятелями культуры. Федор переводит творения Гейне, а также философа Шеллинга.

В 1837 году автор получает новую повышенную должность, он назначается первым секретарем в Турине. Именно в этот год он теряет свою жену, которая умирает от туберкулеза. В 1839 он снова женится на новой любимой. Из-за данного венчания разрушается его карьера за границей. Федор подает в отставку и селится в Мюнхене, где проживает еще пять лет. На протяжении этого времени он всеми силами пытался вернуться на службу.


В 44-м году, вместе со своей семьёй, Федор Тютчев отправляется в Россию. Спустя полгода, он зачисляется в ряды российских дипломатов – поступает на службу в Министерство по иностранным делам. Здесь он весьма сильно увлекается публицистикой, именно поэтому пишет политические статьи, рассказывая о неизбежности столкновения России и запада.

Особенности творчества Ф. И. Тютчева


Пейзажная лирика Федора Ивановича Тютчева нравится многим критикам как прошлого времени, так и современности. Созданные автором произведения сравниваются с творчеством мировых деятелей. К примеру, некоторые критики сравнивают произведения Федора с творениями Александра Фета, который так же как и Тютчев писал стихи с тонким и вдумчивым содержанием.

Несмотря на сходство, которое имело место быть в произведениях, стихи Тютчева, которые посвящались описаниям природных ландшафтов, а также восхищениям их красотой, есть одно немаловажное отличие. К примеру, у Афанасия Фета произведения пропускаются через себя, раскрывая красоты милых для сердца пейзажей, а также разнообразных душевных переживаний, скрытых глубоко. Федор восхищался сменами пор года и различными особенностями натуральной природы, он старался максимально качественно передать читателю все детали, а также практически неуловимые моменты, на которые простой человек не обращает внимания в обыденной жизни. Автор абстрагирует читателя от постоянных переживаний личностного характера и старается концентрироваться именно на тех вещах, которые видит перед собой и описывает.

Особенности произведения «Летний вечер»

Именно в такой манере, которая описана выше, и написано произведение, получившее название «Летний вечер». Создан данный шедевр в преклонном возрасте - в 1866 году. К моменту написания автором уже была перенесена трагедия. Федор Иванович Тютчев потерял свою возлюбленную, а также двух любимых детей. Несмотря на такие особенности, в произведении не присутствует и единого намека на то, что творилось в душе автора в тот момент жизненного пути.

Лирический герой произведения «Летний вечер» выступает в образе своеобразного созерцателя. Данная личность давно сумела понять, что жизненный путь весьма короток. Чтобы прожить нормальную и счастливую жизнь, потребуется наслаждаться практически каждым мгновением, которые преподнесены вам судьбой.

Анализ стихотворения «Летний вечер»

Данное произведение представляет собой весьма романтичный и чувственный шедевр, который максимально качественно раскрывает особенности таланта Федора Ивановича Тютчева. В стихотворении есть и особенные нотки романтизма, и удивительные обороты, раскрывающие образность, а также различные символы, которые характерны для творчества именно этого поэта.

В произведении «Летний вечер» автор использует излюбленные для него приемы. Наиболее распространенный – это отождествление натуральной природы и определенного живого существа, которое способно и дышать, и думать о жизни, и чувствовать все окружающее. Природа время от времени преображается, создавая изысканную иллюзию изменчивости всего мира.

Солнце сравнивается со специфическим раскаленным шаром, который используется в качестве головного убора земной поверхности. Именно данный объект Земля скатила со своей головы при наступлении вечернего времени суток. Все поверхность при этом была охвачена пожаром, который ни с того ни с сего поглотила морская волна.

В произведении присутствует весьма причудливый и по-своему пафосный стиль преподнесения текстовой информации и изложения. Такие особенности свойственны только романтизму. В данном случае рассказывается об изысканном закате, который с помощью творческого подхода Фёдора Ивановича превратился в незабываемое и особенное зрелище, переполненной красотой.

Особое внимание уделяется многим мелочам, связанным с вечерним небом. К примеру, звезды представлены в виде бледных элементов, которые время от времени возникают на небосклоне. Эта особенность существенно оживляет всю структуру произведения «Летний вечер». Окружающее воздушное пространство в вечернее время сравнивается с небесной рекой, которая течет после захода солнца и дарит своеобразное ощущение изысканной свежести. Это позволяет дышать легче, а также освобождает от летнего, обыденного знойного денька.


Прохлада, присутствующая в вечернее время, сравнима с определенным потоком воды, несущим в себе живительную силу, освобождающая все окружающее пространство. Только она способна подарить долгожданный отдых природе, которая измучена после изнуряющей летней жары.

В произведении «Летний вечер» Федор Иванович Тютчев отмечает, с какой легкостью, полной благодарности, окружающий мир воспринимает данные дары небес. Это способствует образованию сладкого трепета у всех живых существ и растений.

Натуральная природа в стихотворении сравнивается с красивой и утомленной дневным зноем девой. Именно в вечерней прохладе скрывается источник ее сил. Она набирается крепости, чтобы пережить очередной летний денек.

Стихотворение «Летний вечер» раскрывает множество образов. По ходу сюжета произведения они выстраиваются в последовательную цепочку и создают иерархию с использованием ключевых ценностей. Яркое солнце, бледные звезды, а также воздушное пространство – это часть природного ландшафта, который используется и преподносится автором своеобразно. Каждый отдельный элемент – это самостоятельный ни от кого не зависящий герой произведения.

Финальные строки стиха «Летний вечер» максимально качественно подчеркивают, что настоящей мировой волшебницей и постоянной труженицей является именно матушка-природа. Только благодаря ей способны воплотиться в явь различные метаморфозы. Они весьма сильно поражают Тютчева и вдохновляют на создание изысканных произведений романтической направленности.

Многие свои стихотворения Тютчев посвящал природе, разным временам года. Одно из таких – “Летний вечер”. Краткий анализ “Летний вечер” по плану, предназначенный для учеников 5 класса, поможет им понять особенности этого произведения. На уроках литературы он может использоваться и как основной, и как дополнительный материал.

Краткий анализ

История создания – оно написано в 1866 году, уже после того, как Тютчев пережил большую личную трагедию.

Тема – ценность жизни, которая настолько непредсказуема, что ценить нужно каждое мгновение.

Композиция – это одночастное произведение, состоящее из четырех строф.

Жанр пейзажная лирика с философскими элементами.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Эпитеты “раскаленный шар”, “мирный пожар”, “морская волна”, “влажные главы”, “небесный свод”, “воздушная река”, “сладкий трепет” .

Олицетворения “земля скатила”, “звезды взошли, “звезды приподняли”, “жилы природы” .

Метафоры “волна поглотила пожар вечера”, “звезды приподняли небесный свод” .

Сравнение “трепет, как струя” .

История создания

Это произведение Тютчев написал в сложный для себя жизненный период, когда он переживал потерю возлюбленной и двух дочерей. И все же, как истинный творец, поэт сумел отрешиться от личной трагедии и написать прекрасное, наполненное радостью и светлыми чувствами стихотворение. Оно появилось в 1866 году, а история создания поэтических строк тесно связана с тем, что автор видел вокруг себя.

Тема

Основная тема стихотворения – это необходимость наслаждаться жизнью, радоваться прекрасным мгновениям, ведь человеческое существование непредсказуемо. Именно эту идею он выражает посредством художественных образов, символически показывая красоту окружающего мира.

Как тонкий пейзажный лирик, он полностью отрешается от собственных переживаний, стараясь сосредоточиться на том, чтобы передать читателю увиденную им картину. Она, действительно, будто нарисована кистью умелого художника, который вдобавок смог передать и ощущения, и запахи.

Композиция

С точки зрения композиции это достаточно простое произведение: оно состоит из четырех строф, каждая из которых описывает свою часть природного явления. Так, первая строфа описывает картину заката, из которой мы может понять, что очарование летнего вечера усиливается тем, что лирический герой созерцает его где-то у моря.

Вторая строфа – это описание неба, на котором уже появились первые звезды, от чего небесный свод кажется выше. В третьей строфе Тютчев описывает не только окружающий лирического героя мир – когда воздух течет свободнее, не сдерживаемый жарой, но и состояние человека: после знойного дня наконец-то ощущается долгожданная прохлада, благодаря которой дышать становится легче. И это – само по себе подарок.

Наконец, четвертая строфа – это неуловимый момент оживления природы, которая весь день изнемогала от жары. И здесь автор усиливает олицетворение: природа в его трактовке чувствует себя как человек, который погрузил горячие ноги в ключевую воду. Именно такое ощущение освещенности приносит с собой вечер.

Жанр

Это пейзажная лирика, в которой, однако, прослеживаются и философские мотивы. Тютчев создал очень чувственный стих, построенный на ощущениях человека, наблюдающего картину летнего вечера, пришедшего на смену очевидно знойному дню. И в то же время подтекст произведения очевиден: поэт говорит о жизни человека, которой нужно наслаждаться. Ведь никто не знает, какой момент станет для него последним.

Стиль изложения достаточно необычен для Федора Ивановича, которые нечасто прибегал к романтическим приемам. Однако именно они помогли ему не только создать незабываемое зрелище, но и передать те эмоции лирического героя, которые он испытывает, созерцая красоту окружающего мира.

Для передачи настроения и усиления поэтического эффекта автор использует четырехстопный ямб и перекрестную рифмовку. Простота стихотворного размера позволяет легко воспринимать стихотворение, в то же время углубляя его и делая разноплановым.

Средства выразительности

Достаточно небольшое по объему произведение “Летний вечер” Тютчев насытил разнообразными тропами. Для создания художественного эффекта он использовал:

  • Эпитеты – “раскаленный шар”, “мирный пожар”, “морская волна”, “влажные главы”, “небесный свод”, “воздушная река”, “сладкий трепет” .
  • Олицетворения – “земля скатила”, “звезды взошли, “звезды приподняли”, “жилы природы” .
  • Метафоры – “волна поглотила пожар вечера”, “звезды приподняли небесный свод” .
  • Сравнение – “трепет, как струя” .

Создавая торжественный гимн природе, поэт также не забывал об инверсиях и устаревших словах, которые делали его более торжественным и убедительным.

Ф.И. Тютчев - один из выдающихся поэтов 19 века. Он популяризировал такое направление в поэзии, как романтизм. Своими стихотворениями он способен пробуждать в человеческих сердцах любовь ко всему: к природе, к прекрасной девушке и даже к самой жизни.

Стихотворение «Летний вечер», написанное 1866 году, является визитной карточкой поэта. Не случайно именно это произведение учат наизусть в школах и изучают в университетах. Что же в нем такого особенного? Попробуем разобраться, проанализировав его содержание.

Произведение состоит из четырех четверостиший. Написано, как и большинство стихотворений автора, четырехстопным ямбом. Рифмовка перекрестная. Подобная подача настраивает на мелодичный, умиротворенный лад. Ритмика позволяет почувствовать себя на месте лирического героя. Вместе с ним, читатель наслаждается прекрасным вечером, смотря на заходящее за горизонт солнце.

В стихотворении «Летний вечер» Тютчев использует свой излюбленный прием - олицетворение. Поэт, с помощью простых метафор оживляет природу, превращая её в живое, прекрасное создание.

Автор надевает на голову земли «солнца раскаленный шар». Звезды «своими влажными главами» поднимают «небесный свод». «По жилам природы» пробегает «сладкий трепет». Все эти метафоры и эпитеты создают прекрасный образ - образ величавой и могучей Природы. Она везде и ей восхищается лирический герой произведения. Ему дышится легко и вольно в такой чудесный вечер.

Поэт проявляет свой талант ещё и в нетривиальных сравнениях. Например, обычный воздух, которым дышит лирический герой, превращается в могучую реку, которая «течет меж небом и землею». Именно благодаря этой речке, «грудь дышит легче и вольней, освобожденная от зною». Чувствуется необычная антитеза, ведь, по сути, герою свободно дышится под водой.

Удивительно, но Тютчеву удается оживить природу, при этом абсолютно не добавляя собственных переживаний. Герой стихотворения просто наслаждается вечером, абсолютно не задумываясь о том, что происходит в его жизни.

Драмы автора читатель совершенно не чувствует в стихотворении. В нем нет ничего, кроме восхищения окружающим миром. Видимо, поэт понимал, что люди всего лишь малая частичка огромной планеты. Наши проблемы абсолютно незначительны в масштабах величия и красоты Природы. Поэтому иногда нужно не жаловаться на несправедливость жизни, а просто наслаждаться красотой летнего вечера.

В произведении «Летний вечер» существует несколько героев-символов: солнце, небо, воздух и звезды. Каждым из этих элементов восхищается герой стихотворения. Этими объектами автор также восхищается и в других своих работах.

В последнем четверостишье воздается хвала самой матушке природе: «И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы». Автор понимает, что именно природа творец всего того, что его восхищает. Поэтому хвалить за красоту вечера нужно только её.

В заключение, хочется сказать, что Ф.И. Тютчев - это прекрасный поэт-романтик. Своей лирикой он заставляет даже самое черствое сердце трепетать. Его умение вдыхать жизнь в неживое удивляет не только простых читателей, но даже профессиональных литературных критиков.

После прочтения таких стихотворений, как «Летний вечер» хочется просто абстрагироваться от жизненных проблем и наслаждаться красотами русской природы. Ведь за ежедневной городской суетой так трудно её разглядеть.