Болезни Военный билет Призыв

Лодырь в работе как определить. Лентяй - это скрытый трудоголик. Многозадачность – разводка для лохов

Осенью ребята нашего класса дружно вышли работать на пришкольный участок. Стояла теплая осень. В саду, на клум­бах золотистые листья! Нам надо было вскопать клумбу, со­брать и вынести листья. Настроение было веселое, и все приня­лись работать. А вот наш Ваня… Нет, он тоже работал: бегал, бросал листья, дразнил девочек, а лопатой еле-еле шевелил. Листья собирал кое-как.

Ребята просили его: “Ваня, чуть-чуть быстрей, а то замерз­нешь!”

“Не волнуйтесь, как-нибудь справлюсь раньше вас, я силь­ный!”

А Аленка едва-едва сдерживала свое возмущение.

Вскоре ребята увидели результат своего труда: листья со­браны и вынесены, клумба вскопана.

А Ваня остался на островке среди опавших листьев. Учи­тельница нас всех похвалила, а Ване сказала: “Так работает лентяй!” Ему было очень стыдно. А нам было стыдно за него.

Глоссарий:

– сочинение на тему лентяй

– сочинение на тему как работает лентяй

– так работает лентяй

– сочинение так работает лентяй

– как работает лентяй


Другие работы по этой теме:

  1. ЛЕНТЯЙ ИЗ НАШЕГО КЛАССА В нашем классе есть лентяй. Это Коля Морозов. Он добрый мальчик, но не любит трудиться. Коля пишет медленно и не­брежно, отвечает...
  2. М. Кульчицкий – стихотворение “Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!”. М. Кульчицкий был студентом Литературного института, он пошел на войну добровольцем, в декабре 1942 года окончил пехотно-минометное училище...
  3. САД Сад у тетки славился своей запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками, а дом – крышей. Стоял он у самого сада, ветви лип обнимали его, был...
  4. ОПИСАНИЕ ЛИСТЬЕВ РЯБИНЫ Под моим окном растет рябина. Я круглый год наблюдаю за этим деревом. Утром я открываю окно и наблюдаю чудесную картину: листья рябины...
  5. СЕНТЯБРЬ – ЧАРОДЕЙ ЦВЕТА Поистине сентябрь – чародей цвета. Чистое голубое небо, тонкое серебро паутины в воздухе, багряные листья осин созда­ют его неповторимую палитру… Каких...
  6. ХЛЕБ Летом я была в селе у бабушки. Однажды я проснулась от чудесного запаха, который благоухал в комнате. Когда я от­крыла глаза, то на столе...
  7. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРИРОДЕ Осенний город – уютный, притихший, умиротворенный. Осень – это бал, вихрь разноцветных листьев. Ветер словно нарочно оставляет их на скамейках, на тротуарах,...
  8. ЗИМА Зима. Земля укрыта пуховым одеялом снега. И птицы уле­тели в тёплые края. Медведь в берлоге уснул до весны. Сопит, посасывая лапу. А белки, ежики...
  9. Осенний букет Если бы мне было нужно составить осенний букет, я бы использовал для этого те цветы, которые ещё можно встретить ранней осенью. Это были...

Цель деятельности любой компании заключается в получении максимальной прибыли. Каждый работодатель знает, что эффективность всей организации зависит от работы каждого человека в коллективе. Как показывает практика, результаты деятельности целой команды профессионалов могут ухудшиться, если в ней есть хотя бы один нерадивый сотрудник.

Тем не менее, лентяи - это не всегда люди, которые не любят труд как таковой. Часто лентяями становятся работники, не влившиеся в рабочий ритм или не обладающие достаточными энергетическими ресурсами.

Замечено, что существует три типа таких работников. Чтобы научиться выявлять их в коллективе или прямо на собеседовании, нужно знать, что они собой представляют. Это поможет понять, как с ними взаимодействовать и стоит ли вообще нанимать их на работу.

1. Вечно скучающий сотрудник

Не ждите от такого сотрудника инициативности, новых идей или интересных предложений. Это пассивный человек: всегда выполняет только ту работу, которую ему дают, редко задерживается и избегает лишней ответственности.

Такой сотрудник часто не умеет правильно распределять свое рабочее время. Он долго откладывает работу на потом и не успевает закончить в срок. Он может не раз подойти и посоветоваться, как выполнить то или иное задание, но так и не доделает его до конца. Долго размышляет над задачей, даже если давно пора отчитаться о проделанной работе.

Часто, чтобы начать работать, ему необходимо «получить пинок», например, замечание или напоминание о сроках сдачи проекта. В итоге такой сотрудник выполнит свою работу - хотя бы чтобы от него отстали. Возможно, он и не является плохим специалистом, просто занимается глубоко не интересными для себя вещами.

Чаще всего это расслабленный, неторопливый, «витающий в облаках» человек. Его можно застать бесцельно сидящим на своем рабочем месте или не отрывающимся от экрана телефона. Его мимика однообразна, а жесты медлительны. Почерк таких людей немного неряшливый, с неустойчивым наклоном и слабым нажимом.

На собеседовании с работодателем такой кандидат неохотно берется за выполнение любых тестовых заданий. Рассказывая о себе, перекладывает ответственность за неудачи на других людей или обстоятельства: опоздал из-за пробки, задержали на КПП и т. д.

2. Сотрудник, занятый другими делами

Это тип сотрудников, которые посещают работу, чтобы пообщаться с коллегами или показать себя - но никак не для того, чтобы выполнять свои прямые обязанности. Чаще в эту категорию попадают женщины.

Сотрудник этого типа часто отсутствует на своем рабочем месте. Он постоянно разговаривает с коллегами, делится впечатлениями о каких-то событиях, обменивается сплетнями, все время пьет чай или кофе, ходит на перекур. Для этого типа работников вполне нормально потерять документы, забыть отправить почту или сделать важный звонок.

На замечания эти люди реагируют остро и неконструктивно. А если вы решите расстаться с таким сотрудником, по причине его профнепригодности, в интернете могут появиться далеко не лестные отзывы о вашей компании.

Как распознать такого специалиста?

Такой человек обладает отличными коммуникативными навыками. Он очень эмоционален, непоседлив, часто рассеян. Он много жестикулирует и имеет подвижную мимику, его почерк размашист и широк. Если его обеспечить активной, связанной с общением работой, то он сможет достичь больших успехов на этом поприще.

Он умеет хорошо преподать себя на собеседовании, произвести приятное впечатление. От неудобных вопросов прекрасно уклоняется, красноречиво описывает предыдущее место работы: начальство - «самодуры», а он тянул весь отдел на себе. В своих проблемах винит всех кроме себя. Обратите внимание на его резюме: частая смена работы, долгие перерывы между работами.

3. Эмоционально уставший сотрудник

В эту категорию может попасть каждый, даже некогда высокоэффективный и опытный специалист. Причиной эмоционального выгорания часто бывают нерешенные личные проблемы. Сотруднику сложно переключить мысли на поставленные задачи, его сковывает апатия, и он перестает работать с прежней отдачей.

Рано или поздно эмоционально выгоревший человек придет в себя: решит проблемы дома, выспится или найдет другое решение. Руководитель всегда может помочь ему в этом, дав досрочно отпуск или отгул за счет компании, оказав материальную или другую помощь. Ответная положительная реакция не заставит долго себя ждать.

Если же человеку надоело то, чем он занимается, сложившуюся ситуацию вряд ли можно исправить. Единственное, что может попытаться сделать работодатель, - это заинтересовать сотрудника более сложными задачами или другой сферой деятельности.

Как распознать такого специалиста?

Оцените общее состояние собеседника: его плечи опущены, а жесты замедлены, плохое настроение, равнодушный или уставший вид. Если вы заметили, что в коллективе есть такой работник, проявите участие, поинтересуйтесь делами, предложите свою помощь. На лице у него сразу изменится мимика, будет читаться радость в глазах и появится больше жестов.

Чтобы определить настрой кандидата на собеседовании, нужно задавать вопросы, ответы на которые требуют эмоциональной вовлеченности: спрашивать о хобби, семье, успехах в прошлых проектах. Сухая констатация фактов и отсутствие проявления эмоций будет говорить о потери интереса к жизни у интервьюируемого.

Брать ли лентяя на работу?

На этот вопрос крайне сложно ответить: каждый человек уникален в своем роде, поэтому каждый случай стоит рассматривать в отдельности. Бывают ситуации, когда лентяи добиваются небывалых успехов в работе, поэтому рекомендуется учитывать следующие факторы:

  • ценность соискателя как профессионала, который обладает всеми необходимыми для работы навыками;
  • готовность руководства вкладывать собственные ресурсы и ресурсы компании в развитие такого специалиста;
  • соответствие соискателя корпоративной культуре организации.

Лентяям можно помочь исправиться!

То, что человек является лентяем, еще не значит, что он плохой работник. Работать с такими людьми вполне возможно, к ним лишь нужно найти свой подход. Главное понять, нравится ли человеку его деятельность или нет, есть ли у него мотивация к работе и желание развиваться?

Первые две категории лентяев нуждаются в грамотном управленце, который будет увлекать их работой. С «эмоционально выгоревшими сотрудниками» сложнее: их состояние зачастую вызвано домашними и личными проблемами – чтобы помочь такому работнику, нужно сначала выяснить причину его неудач. В любом случае личное участие начальства и тренинги с психологом позволят улучшить производительность труда даже таких работников.

Конечно, каждый работодатель сам принимает решение, работать ли ему с лентяями или нет. Можно понять руководителей, которые не готовы тратить время и силы на то, чтобы «исправить» ленивого сотрудника. Но есть и те работодатели, которые дают шанс таким кандидатам и только выигрывают от такого решения. Так или иначе, выявлять лентяя нужно как можно раньше, лучше- сразу на собеседовании.

Активного и увлеченного работой персонала вашей компании!

Карине Русецкая

Изучает методики тайм-менеджмента и применяет их на практике уже 12 лет. Любит планировать и организовывать своё время.

Лень или прокрастинация?

Для начала поговорим о лени и прокрастинации вообще, так как иногда эти понятия уравнивают.

Лень - отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью (Толковый словарь Ожегова).

Прокрастинация - склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам («Википедия»).

Если перевести понятия на более понятный язык, то сразу видна разница. Лень - нежелание что-либо делать, а прокрастинация - откладывание дел, причём часто сюда же относят переключение внимания на пожирателей времени вроде сёрфинга в интернете или соцсетей. Мы с вами будем говорить именно о лени и о том, как побороть её.

В большинстве случаев лень - следствие проблемы, а не её причина или суть. Разберёмся, какие причины могут привести к состоянию а-ля Обломов.

Почему мы ленимся

Нет интереса к делам

Часто относится к домашним делам, бытовой рутине, взаимодействию с госорганами и банками, скучным заданиям по работе. Вспомните: в школе вы легче приступали к урокам по тем предметам, которые вам нравились, и откладывали или совсем не делали скучные для вас. Вы стали старше, а подход остался тот же. У меня самой при мысли об очередном походе в ГАИ появляется сонливость, хотя замена прав занимает сейчас не более получаса.

Нет энергии

Речь не только о физической, но и об эмоциональной энергии. Если вы устаёте на работе или от дороги, то откуда же взяться силам не то что на подвиги, а на обычную жизнь с её круговоротом событий?

Я ездила на учёбу и работу на электричках 12 лет и могу точно сказать: дорога выматывает так же, как и тренировки. Неважно, что вы просто сидите. Это время волшебным образом забирает силы. Придя домой, вы вряд ли подумаете: «А посмотрю-ка я фильм на английском». От мысли о такой нагрузке начинает болеть голова.

Нет цели и понимания, зачем нужно что-то делать

Эта проблема самая распространённая. Например, вам предлагают на работе участвовать в новом проекте. Перспективы развития не определены, прибавки не предвидится, и в ежедневных делах вам не хочется тратить время на такой проект.

Разве можно не лениться, когда есть хотя бы одна из перечисленных причин? Да это прямо руководство по лени!

Что с этим делать

Важно: решать проблемы мы будем с третьей, а не с первой.

Если нет цели и понимания, зачем нужно что-то делать

Определите цели

Даже если вы не хотите заниматься планированием, подводить итоги и так далее, сделайте это именно для борьбы с ленью. Разово. Пишите, от чего горят глаза. Что вызывает радость и предвкушение поскорее приступить (сейчас вас никто заставлять это делать не будет). Пишите о том, что даёт энергию. Дайте себе день на запись , не торопитесь, оставьте время для лени.

Отсейте ненужные

После составления списка целей возьмите ручку и выделите те цели, которые придумали и хотите достичь не вы. Например, вас мама учила встречать мужа с работы горячим ужином, а на самом деле ему это не надо, да и вы не хотите иметь такую жизненную установку. Или фитоняши из интернета настаивают, что в неделю нужно устраивать три силовые и две кардиотренировки. И вы пытаетесь, но никак не можете успеть за этой целью. Она не ваша. Это не вам лично для поддержания здоровья и формы надо столько тренировок. Эта цифра не имеет к вам прямого отношения, как и навязанная цель.

Отметьте все подобные цели в списке. Не торопитесь, подумайте, откуда появились цели, чьи это идеи.

Очистите голову

Если вы хотя бы раз делали разбор гардероба, то вам знакомо это чувство облегчения, когда все ненужные, неподходящие, испорченные вещи больше не лежат грузом, а исчезают из жизни. И всё, что остаётся, - идеально сидит, подходит по крою и цветам именно вам. Такую же работу проведём с целями.

Все ненужные и неважные цели стоит убрать или перекроить под себя.

На примере той же домашней суеты: определите, какой результат нужен вам. Измените планку до того уровня комфорта, когда цель перестаёт пугать. Например, «Каждый день готовый свежий ужин в 19:00 и влажная уборка» можно заменить на «Убираться по мере необходимости и готовить ужин три раза в неделю, оставляя порцию на следующий день или заказывая доставку еды». Те цели и задачи, которые останутся, и надо выполнять.

Если нет энергии

Определите, в какое время дня вы более продуктивны, сколько вам нужно , когда надо делать определённые рутинные задачи. Исходя из этого составляйте своё расписание так, чтобы всегда было время на отдых.

Каждый день у вас должно быть личное время для перезагрузки. Если кажется, что его нет, пересмотрите планы ещё раз - вам так только кажется. Без качественного отдыха никаких дел вы сделать не сможете.

Если нет интереса к делам

Этот пункт чаще всего неактуален, если сделано всё вышеперечисленное. Ведь вы оставили дела, которые вам действительно нравятся и без которых никак нельзя, например уборку. И тут наступает момент для ещё одного небольшого правила.

На пути достижения самой важной, самой желанной цели некоторые задачи будут рутинными и немного скучными.

Прежде чем получать деньги за продажу iPhone, Стив Джобс провёл много не самых приятных часов в обсуждениях, спорах и муках, как сделать продукт ещё лучше. Каждый раз, выпуская новую модель, ему приходилось испытывать давление фанатов техники Apple. Разве эти моменты из биографии Джобса самые приятные? Разве часы обсуждения продукта всегда радостные? Но, когда есть цель, стоит понимать, что вы готовы отдать для её достижения. Пустите рутину в вашу жизнь, позвольте себе поскучать. Это позволит мозгу лучше отдохнуть и генерировать больше идей.

Лодыри и лентяи, разгильдяи и тунеядцы . Есть у вас такие в компании? Да где их только нет… Но есть мнение, что распознать лентяя можно уже на собеседовании. Как это сделать? Ведь лентяй лентяю рознь, и ведут они себя по-разному. Как раз об этом — в статье.

Авторы о себе

Анна Кулик , президент Исследовательского центра корпоративной безопасности , профайлер, эксперт в области прогнозирования поведения человека и детекции лжи.

Обучаю и консультирую службы безопасности, комплаенс, внутренний аудит и эйчаров. Провожу собеседования, легендированные проверки, оцениваю благонадёжность сотрудников, сопровождаю переговоры для гарантии чистоты сделок.


Руководитель:
«Позвоните, пожалуйста, поставщику, закажите коробки».

Подчинённый: «Хорошо, сейчас. Вот этот договор отправлю и сделаю».

Проходит час...

— Вы заказали?

— Я звонил, там трубку никто не берёт, да и обед скоро — наверно, уже ушли.

— Позвоните ещё раз сразу после обеда.

— Да, конечно.

Через два часа:

— Вы заказали коробки?

— Ой, не успел, в бухгалтерию срочно надо было отнести счета, сейчас позвоню.

В конце рабочего дня:

— Вы позвонили поставщику, заказали коробки?

— Не заказал. Там занято было, а потом оказалось, что наш курирующий менеджер сегодня пораньше ушёл.

Знакомый диалог? Похожая схема отговорок и оттягиваний повторяется от компании к компании.

В центре неё — «лентяй» на работе. Это человек, который не хочет , а порой из-за особого эмоционального состояния просто не может выполнять свои обязанности хорошо. Такие сотрудники часто забывают о поручениях, срывают сроки, подводят коллег и руководство.

Неудивительно, что в HR-сообществах появляются вопросы вроде «Как распознать лентяя на собеседовании? Что делать, если такой сотрудник уже работает?» Попробуем разобраться и раскроем пару секретов.

Это важно! Следует учитывать приведённые далее признаки в совокупности. Если рассматривать их порознь, то выше риск неверно оценить человека, навесить на него ярлык.

Работника-«лентяя» можно отнести к одному из трёх типов.

1. Энергосберегающий сотрудник

Он пассивен во всех проявлениях: двигается медленно, думает медленно, говорит ещё медленнее. Для начала работы ему нужен «пинок». Без этого толчка он так и будет сидеть на месте.

Инициативность у такого сотрудника предельно низкая. Редко от него услышишь какую-либо идею и предложение. Если ему что-то поручили, будет долго рассуждать, анализировать и «мерить», когда надо бы уже давно «отрезать».

Лишний раз подойдёт посоветоваться, как следует выполнить ту или иную задачу, а до самого дела может так и не дойти. Поэтому приходится ему напоминать, интересоваться, как идёт процесс. Поставленную задачу он решит, когда «тиски» поставят в такое неловкое положение, что невыполнение будет заметно, — сделает, лишь бы отстали.

Вину за неисполнение поручений часто перекладывает на других сотрудников или на обстоятельства: «Это НЕ Я не сделал, это ОН (поставщик, клиент, дождь...) виноват».

Как его узнать на собеседовании?

Опоздав на собеседование, он может оправдаться примерно так: «не рассчитал время», «заблудился». Если для конкретной вакансии важна пунктуальность, такому сотруднику будет сложно справляться.

На собеседовании эти люди неохотно берутся за решение практических задач, кейсов .

Жесты медлительные, а порой жестикуляции нет даже там, где рассказ без неё неполон, неорганичен.

Мимика также не отличается разнообразием.

Если удастся взглянуть на почерк такого кандидата (именно на почерк, а не на подпись), то нажим будет слабым, буквы как бы вразвалочку, расслабленные и с неустойчивым наклоном.

Решить, стоит ли доверять методам графологии, можно прочитав . — Ред. HR-Journal

Примеры ответов «ЭнергоСберегателя»:

— Какие достижения и успехи были у вас на предыдущей работе, за прошлый месяц или т. п.?

Это говорит о том, что выполнение своих обязанностей он — возможно, неосознанно — приравнивает к достижению.

— Как вы выбирали учебное заведение?

Часто можно услышать в ответ, что не он выбирал — родители выбрали. Да и вообще — «А кто сейчас сам выбирает?»

— Кто ведёт семейный бюджет?

— Жена.

— Кто принимает основные решения в семье?

— Жена.

Подобные признаки говорят в пользу того, что перед вами «ЗавтраМен» с главным слоганом «всё сделаю, но завтра» или «мне сказали, я сделал; не сказали — не сделал».

2. Сотрудники, «решающие другие задачи»

Есть два вида таких сотрудников. Первые — те, кто желает «себя показать», а вторые — кто выбирает «пообщаться и расширить круг знакомств». Для обоих типов работа — дело второстепенное.

2.1. Сотрудник, желающий «себя показать»

Для таких сотрудников (чаще — сотрудниц) вполне нормально перепутать почту, потерять документы, не cообщить о важном звонке. А реальная причина и объяснение могут быть даже такими: она общалась с симпатичным мужчиной и «ей было совсем не до того...»

Более того, если такому сотруднику сделать замечание, он может отреагировать неконструктивно: «Как это я не сделал? Мне не так объяснили, у меня нет этих данных — и вообще это не мои обязанности!».

Как его узнать?

Проанализируйте по резюме список работодателей, опыт и периоды работы. Попробуйте найти подтверждение следующему (и на собеседовании тоже):

    Человек меняет место работы исходя из статуса, громкой должности и прочих нематериальных статусных привилегий.

    Он стремится каждый раз искать компанию лучше, невзирая на возложенные обязательства. Поработав полгода, набравшись нового опыта или приобретя новый навык, он снова активируют своё резюме — уже с более высокими требованиями.

Они умеют себя преподнести на собеседовании, умеют понравиться и произвести хорошее впечатление. В их ответах будет много красочных слов и гладких описаний, а вот с деталями и фактами всё гораздо хуже. Зато они замечательно уклоняются от неудобных вопросов.

Жестикуляция плавная, часто иллюстрирующая слова в контексте рассказа.

Мимика

В почерке этого кандидата (именно в почерке, а не в подписи) будут элементы приукрашивания и размашистости.

Как отвечает сотрудник-«СебяПоказыватель»:

— Я уже выработал свой потенциал там, но могу быть полезен в другом месте.

— Да я вообще одна тянула весь юротдел, за пятерых работала, а они мне ещё и зарплату понизили!

— Очень хочу расти как личность и развиваться, а там перспектив, увы, не было.

— Очень тяжёлая психологическая обстановка, меня там не ценили… Я им и то и это — и хоть бы кто спасибо сказал!

Важно! Тревожный признак — если у кандидата каждый прошлый начальник (компания, коллектив и т. д.) были «плохими, сложными или не ценили его». Это может говорить о том, что сотрудник склонен винить в своих неудачах и ошибках кого угодно, только не себя.

Если решили отказать ему в трудоустройстве, нужно делать это очень осторожно, чтобы не задеть самооценку кандидата. Иначе в Интернете вскоре могут появиться нелестные отзывы и о вашей компании.

2.2. «Расширятель круга знакомств»

Такого сотрудника нелегко застать на рабочем месте. Он курсирует от кабинета к кабинету, общается с коллегами, собирает информацию, делится своими впечатлениями о прошедших выходных, или постоянно уходит попить чай, перекурить и так далее. В итоге для общения человек незаменимый, а вот для выполнения задач в срок — не очень.

Как его узнать?

В первую очередь таких сотрудников выдаёт резюме . Это могут быть:

    «попрыгунчики», которые работают несколько месяцев, а потом меняют компании;

    адепты стиля жизни «полгода я работаю, полгода путешествую».

Жестикуляция у них «широкая» (практически нет сковывающих жестов и поз) — хаотично иллюстрирующая слова в контексте рассказа.

Мимика подвижная и передающая всю гамму эмоций.

В почерке такого кандидата (именно в почерке, а не в подписи) будут элементы поспешности.

Как отвечают «расширятели круга знакомств»:

— Почему вы уволились с предыдущего места работы?

— Скучно стало, нет интересных задач.

— Захотелось попробовать себя на новом поприще.

— Раньше компания развивалась, я по командировкам ездил, сколько у меня там знакомых было... А потом развитие остановилось, клиентов новых искать стало сложнее, и командировки мне теперь не оплачивают, не хочу больше там работать.

Важно! Такие люди обладают хорошими коммуникативными навыками, и если вам удастся обеспечить им немонотонную деятельность, которая связана с общением, то из «лентяев» они могут перейти в довольно успешные, хотя и слабоуправляемые кадры.

3. Эмоционально выгоревший сотрудник

Сюда может попасть любой человек. Даже обладатель сильной воли и крепкий профессионал. Он никогда не слыл лентяем, но сейчас скован апатией — не работает с прежней отдачей и былой эффективностью.

Причиной выгорания могут быть нерешённые бытовые проблемы, которые, как рюкзак с камнями, тянут сотрудника вниз. Ему трудно переключиться, он постоянно думает об этом. Заставляет себя работать, потому что надо, ругает за то, что не получается быть таким эффективным, как раньше — и его состояние только ухудшается.

Эмоционально выгоревший человек рано или поздно придёт в норму — выспится, отпустит или решит свои проблемы.

Как скоро и от чего это может зависеть?

Иногда это зависит от того, есть ли у выгоревшего сотрудника семья. Если он одинок, то у него больше возможностей, чтобы отдыхать, спать или путешествовать. А значит, выше вероятность, что он придёт в норму прежде, чем к вам на собеседование.

Семейному же человеку позволить себе это труднее — ему нужно кормить семью и некогда отдыхать. (Если есть дети, ответственность ещё выше.) Поэтому период восстановления может затянуться — и есть риск, что на новое рабочее место он придёт с ворохом старых проблем.

Как его узнать?

Необходимо задавать вопросы, ответы на которые предполагают эмоциональную вовлечённость . Например, человек, у которого всё благополучно, воодушевится, рассказывая о своих успешных проектах, о хобби, семье. У него на лице будет проявляться радость, изменится манера речи, появится больше жестов. У эмоциональных людей это более заметно, у малоэмоциональных — менее, но всё равно будет видно, что эти темы вызывают положительные эмоции.

Сухая констатация фактов, отсутствие эмоционального отклика во время разговора о своих успехах и любимых занятиях могут говорить об апатии и утрате вкуса к жизни и работе.

Также эмоционально выгоревшего помогают распознать ответы на вопросы о его встречах с друзьями . Такие люди начинают вести замкнутый образ жизни, их сложнее вытащить куда-либо.

Стоит ли брать «лентяя» на работу?

На этот вопрос невозможно ответить однозначно. Каждый человек уникален, поэтому все случаи нужно рассматривать по отдельности — и учитывать разные факторы:

    ценность кандидата как специалиста, обладающего необходимыми для компании навыками;

    готовность компании вкладывать дополнительные усилия и ресурсы в такого сотрудника;

    личность руководителя и соответствие кандидата корпоративной культуре компании.

Лентяям можно помочь!

Например, чтобы «энергосберегающие» и «решающие другие задачи» выполняли свои обязанности хорошо, нужен кто-то, кто будет их подталкивать. Он должен уметь управлять людьми и быть заинтересованным в результате.

С эмоционально выгоревшими — сложнее. Даже если такому человеку дать отпуск, не факт, что от своего «рюкзака» он избавится. Особенно если выгорание связано с нерешёнными домашними проблемами.

Необходимо учитывать, настроен ли человек бороться со своим состоянием, есть ли стимул для его преодоления. В нашей практике были случаи, когда смена места работы помогала эмоционально выгоревшим людям преодолеть апатию. Однако это возможно только если интересна сама деятельность и сильна личная мотивация.

Наверное, каждому руководителю рано или поздно встречаются сотрудники, старающиеся отлынивать от выполнения трудовых функций любыми способами, в то время как весь трудовой коллектив усердно пашет. Так проходят годы, а тунеядцы продолжают лукавить и получать зарплату. Нельзя сказать, что они вообще ничего не делают, но показатели продуктивности, по сравнению с другими работниками, откровенно хромают. Не будем утверждать, что тунеядцы есть в каждом офисе или компании, но это явление встречается достаточно часто.

«Позвонок» – сотрудник, взятый на работу по протекции – по звонку хорошего, а самое главное полезного и авторитетного для руководства человека. Его компетенциями еще на этапе приема на работу вообще никто не интересовался, хотя кадровик и вопил вовсю, что у него даже специальность в дипломе не подходит. Позже стало очевидно, что его профессиональные качества если и присутствуют, то точно не позволят ему стать путевым сотрудником. И ладно бы старался – даже видимость работы не создает, пользуясь своим положением.

Но увольнять его не стоит, а до некоторого времени вообще даже нельзя – «полезный» человек может не понять причины увольнения, а портить с ним отношения нельзя ни при каких обстоятельствах. Получается, что в офисе сидит такой себе «стратегический тунеядец», важный для бизнеса.

2. Сына

3. Дед

Дед, он и в армии дед. Это настоящая офисная легенда, авторитет которой непоколебим практически в любых ситуациях. Он работает в компании дольше всех, а возможно даже начинал свой карьерный путь бок о бок с генеральным директором, поэтому вхож нему в кабинет и дорог как память . О нем слагают притчи, показывают в качестве примера стажерам и почитают как некий офисный талисман. Пример его продолжительной карьеры показателен для каждого, а близкие взаимоотношения с боссом не позволяют никому делать ему замечания. Никто не сомневается – он будет работать тут до пенсии, на которую провожать его будут со слезами и облегчением. Вот он и сидит, рассказывает небылицы о прошлом компании и ждет своего часа.

4. Переводчик

«Переводчик» – в прошлом вполне уважаемый сотрудник, занимающий одну из передовых должностей как минимум среднего звена управленцев. Когда-то он решал серьезные вопросы и даже был у многих в авторитете. Но времена меняются – смена руководства, нелепый поступок, плохой контракт или глупость, сказанная на планерке, привели к тому, что он стал неугоден руководству .

Но увольнять его не спешат – слишком много знает и немало умеет, поэтому идеальным решением считается дисциплинарное понижение в должности или перевод в другое, менее ответственное подразделение. Но там о нем забывают все и надолго, чем «переводчик» умело пользуется и даже находит немало плюсов в таком развитии событий. Никто не дергает – ну и ладно.

5. Мечтатель

«Мечтатель» – далеко не худший работник компании, даже несмотря на то, что откровенный тунеядец. Все считают его талантливым в своей профессии, и он даже наверняка мог бы расти по карьерной лестнице, но… как он сам утверждает, мол, мотивации недостаточно … Вся проделанная им работа выполняется, как говорится, «из-под палки» – всем понятно, что «мечтатель» способный сотрудник, но в рабочее время он только то и делает, что рассуждает о своих бизнес-идеях, «левых» проектах и нереализованном потенциале, который не удается раскрыть на занимаемой им рядовой должности. Как правило, это дизайнер, поэтому поставленные руководством задачи частично все же выполняются. Правда, лишь в критичном объеме – премии он не получает уже давно.

6. Бюрократ

«Бюрократ» – существо хитрое, и далеко не все согласятся с его клеймом тунеядца. Он всегда приходит на работу ровно в 9.00, никогда не задерживается, выполняет свои задачи исключительно в рамках должностной инструкции , и возмущается на весь офис тогда, когда кто-то пытается нагрузить его дополнительной работой. Собственно, поэтому никто уже давно этого делать и не пытается. Самое страшное для «бюрократа» – выйти за рамки описанных в регламенте правил, причем это касается и нештатных, нестандартных и даже форс-мажорных ситуаций – в любом случае он укажет на нормы Трудового кодекса, коллективного договора или устава компании, сопровождая свой монолог фразами вроде «я не должен» и «не имеете права». И ладно бы вопрос был принципиальным – «бюрократом» движет лишь желание не переработать, ведь все равно больше никто не заплатит. Меркантильное, хитрое существо.

7. Любимец

«Любимца» скорее всего, в глубине души любит практически каждый сотрудник компании, но главное для него – это чувства начальника, который тоже неровно дышит к его персоне . «Любимец» часто попадает в неурядицы, постоянно «лажает», имеет массу недостатков и никогда не делает ничего вовремя, но любовь руководства сильнее – ему сходит с рук практически любой проступок, пусть и с поучительными нотациями, криками и угрозами увольнения. До него, конечно же, не доходит. Как правило, «любимец» работает на приближенной к руководителю должности, вроде водителя или личного курьера, поэтому ему и удается установить психоэмоциональную связь.

В своем тунеядстве «любимец» часто рискует и переходит все возможные рамки, за что его на время даже могут выдворить из пула «приближенных», но это лишь на время. Любовь – чувство необъяснимое…

8. Кляуза

«Кляуза» ­– усугубленная форма тунеядца-«бюрократа». Многих не устраивает его работа, но увольнять его никто не хочет, поскольку последствия могут оказаться дороже. Помимо того, что «кляуза» постоянно ссылается на законодательство и регламент, у него, очевидно, есть какая-то ценная информация, возможно даже «черная» бухгалтерия, информация о скрытых налогах или компромат на начальника. «Кляуза» – это мина замедленного действия, которую не трогают, лишь бы «не пахло». Помимо владения ценной информацией, такой сотрудник знает, куда обращаться в случае незаконного увольнения, он не раз уже писал жалобы на своих прошлых работодателей и готов, в случае чего, устроить проблемы с клиентами и нынешнему. Пусть и своеобразная форма влияние, но именно ей тунеядец и пользуется.

9. Стратег

«Стратег» на самом деле тоже не самый плохой вариант офисного тунеядца, встречаемый в корпоративной среде достаточно часто. Он давно работает в компании, имел в прошлом определенные достижения, вроде самого высокого показателя продаж или нескольких запатентованных полезных моделей, что гарантировало ему авторитет у начальства. Ему даже пообещали гарантированный оклад, который существенно выше среднего заработка коллег, лишь бы ценный кадр не ушел к конкурентам. Это и было его стратегией, поскольку после утверждения штатного расписания с его повышенным окладом «стратег» работает ровно настолько, насколько нужно, чтоб не уволили. Он знает, что какие бы результаты ни показывал, его зарплата останется на прежнем высоком уровне, и это его главный козырь.

10. Заяц

«Зайцу» повезло – он вообще не понял, как оказался в компании и на этой должности. Но по сформированной им внутренней установке, «заяц» точно знает, что эта работа для него ­– временное пристанище на пути к работе мечты. Плевать, что это «временно» длится уже третий год и за это время ни одного предложения по работе не поступило. Но это не мешает ему пересиживать период, так сказать, застоя, особо не напрягаясь. Почему никто другой его не напрягает? Хороший вопрос, вероятно, начальник и сам не знает на него ответ – или работать больше некому, или не до «зайца» пока.

Почему появляются тунеядцы и как от них избавиться?

Как считает карьерный консультант Елена Голубева, наличие в офисе тунеядцев – это индикатор системы управления и работы HR -подразделений организации . Даже в случаях, когда руководство не склонно к формализму, компания успешно процветает на рынке, а в штате сформирован движущий локомотивный костяк, имеющиеся «на обочине успеха» тунеядцы могут испортить всю картину, какой бы ситуация ни была сегодня безоблачной. Порядок должен быть везде – как в головах, так и в бизнес-процессах, поэтому первое, что должно сделать начальство, это не только создать единые правила для всех, но и создать условия, когда эти правила будут соблюдаться. Исключения, безусловно, могут быть, но они должны быть минимизированы, иначе порядка не будет.

Среди приоритетных задач, которые позволят искоренить тунеядцев, стоит:

  • Разработка долгосрочных стратегий развития, становление корпоративной культуры, появление настоящих офисных ценностей;
  • Установка ключевых показателей эффективности, независимо от подразделения, должностей и прочих аспектов;
  • Финансовое мотивирование сотрудников, привязанное к показателям эффективности;
  • Разработка системы оценивания трудовых успехов, а также регламентирование поведения начальства в отношении сотрудников с негативными результатами;
  • Регулярный пересмотр должностных окладов с учетом нагрузки, ситуации на рынке и профессионализма конкретного сотрудника.