Болезни Военный билет Призыв

Лучшие упражнения на развитие памяти у младших школьников. Анализ результатов исследования «Типы памяти». Выводы об уровне развития


План

Введение 2

Глава 1. Состояние проблемы. 4

1.1. Определение памяти 4

1.2. Виды памяти 4

Глава 2. Экспериментальные исследования памяти

2.1. Диагностика: слуховой памяти, 6

зрительной памяти, 7

смешанной памяти, 7

смысловой памяти, 8

скорости запоминания, 12

точности запоминания, 12

прочности запоминания, 12

организованности памяти. 12

2.2. Анализ экспериментальных данных. 12

Глава 3. Тренировка памяти.

3.1. Упражнения для развития памяти. 12

3.2. Правила для лучшего запоминания. 14

Заключение. 17

Литература. 18

Введение

Все жалуются на свою память,

Но никто не жалуется на свой разум.

(Ф.де Ларошфуко)

Почему многие школьники плохо учатся?

На поставленный вопрос может быть дано множество ответов.

Одни ученики, объясняя причину плохой успеваемости, жалуются, что не могут внимательно слушать объяснение учителя. Вот что рассказала о себе одна ученица: «Я давно стала замечать, что когда я стараюсь внимательно слушать учителя, то постепенно мои мысли начинают меня уводить от объяснения, и я не могу сосредоточиться, уловить смысл слов учителя. Начну слушать учителя, однако через 2-3 минуты что-то меня отвлекает; наблюдаю за проведением опыта, и вдруг в голове появляются посторонние мысли. А дома мне приходится тратить много времени на приготовление уроков.

Другие школьники, объясняя причины своей плохой успеваемости, жалуются на память.

Как видим, причины слабой успеваемости учащихся в том, что у них для успешной учебы недостаточно развиты память, внимание и т. п. Успеваемость низкая зачастую не из-за того, что дети не хотят учиться, а из-за того, что слабо развиты учебные способности.

Одной из самых причин, порождающих низкую успеваемость, является неумение учащихся учиться. Именно это неумение превращает учебу в бессмысленную зубрежку, делает учебный труд непосильно тяжелым, безрадостным, малопродуктивным. Метод зазубривания не оправдывает себя, т.к. при этом в уме человека не создаются прочные ассоциации с другими объектами. Мысли и знания, приобретенные путем простого зубрения, неизбежно забываются.

«Диспропорция между умениями и знаниями заключается в том, что у школьника еще нет умений, представляющих инструмент овладения знаниями, а ему учитель преподносит все новые и новые знания: усваивай, не зевай. Такой ученик – все равно, что человек без зубов: вынужденный глотать непережеванные куски, он сначала чувствует недомогание, а потом заболевает, ничего не может есть…», так писал в свое время Сухомлинский.

Между тем, даже сейчас в школах уделяется мало внимания развитию учебных способностей.

Учителя заботятся о выработке, главным образом, специальных умений, которые нужны для изучения «своего» предмета. Межпредметные же приемы являются как бы «ничейными» и потому их формированию уделяется намного меньше внимания.

Как правило, учащиеся, анализируя изучаемые явления, раскрывая связи между ними, оценивая события общественной жизни, не знают, что они интуитивно применяют научные методы, принципы познания, и не знают, как нужно их применять. С непростительной беззаботностью, без каких-либо объяснений употребляют в учебниках и на уроках названия мыслительных операций – сравнение, обобщение, классификация, доказательство и т. п., как будто механизм этих операций когда – то и кем – то был ученикам разъяснен.

Нельзя мириться с таким положением, когда «ученик изучает и узнает многое о звездных и морских глубинах, о далеких галактиках и элементарных частицах, о государственном устройстве Древнего Египта и Вавилонии, но не изучает и ничего не знает о том, что происходит у него в голове, когда он воспринимает и познает окружающий мир».

В связи с этим передо мной встала задача: разработать и реализовать на практике программу развития памяти и проследить за успеваемостью. Возможности для развития памяти безграничны. Перечитав множество литературы, в основном по Интернету, я все таки за основу своих исследований взяла труды доктора педагогических наук, профессора Н.М. Мочаловой. Она разработала специальные тесты по исследованию учебных способностей. Постепенно заполняя строчки индивидуальной карты, как бы составляешь полный портрет способностей к умственной деятельности. Из карты уже видно, с чем дело обстоит неплохо, а что надо браться всерьез.

Тема психологического исследования памяти человека является без сомнения актуальной на современном этапе и может быть предметом для исследования.

Исходя из этого, исходя из личного интереса к исследованию различных видов памяти и роли её в учебной деятельности, я определила тему своей работы «Исследование памяти и влияние её на успеваемость».

Цель работы – исследовать память

Объект исследования- память

Предмет исследования – виды памяти, основные методы её исследования и связь её с успеваемостью.

1.1. Определение памяти

Память – это способность мозга сохранять различные сведения и воспроизводить их. Без памяти невозможно не только учение, но и вся жизнь человека. Память справедливо называют хранительницей разума человека, сокровищницей его знаний и умений

Память это основа личности. “Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком” (Ч.Айтматов.).

Без памяти, - писал Рубинштейн – мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом”.

1.2. Основные процессы памяти

В современной психологической науке память понимается как форма психического отражения действительности, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память обеспечивает человеку накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, умений и навыков и их последующего использования. Сохранение опыта создаёт возможность для обучения человека и развития его психики. Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности.

Память является сложной психической деятельностью. В её структуре различают основные процессы: запоминание, сохранение, забывание, восстановление (узнавание, воспроизведение).

Запоминание - это процесс закрепления в сознании тех образов, которые возникают под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. Запоминание - это, как правило, установление связи с тем, что уже имеется в сознании человека. Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в памяти, в психологии называют ассоциациями.

Сохранение и забывание являются двумя взаимосвязанными процессами. Сохранение - это удержание заученного в памяти, забывание - это исчезновение, выпадение из памяти, т.е. своеобразный процесс угасания и затормаживания связей. Забывание является естественным процессом, однако бороться с ним всё-таки необходимо. Забывание бывает полным или частичным, длительным или временным. На процесс забывания влияет несколько факторов, таких как время, деятельность, предшествующая запоминанию и степень активности имеющейся информации.

Воспроизведение - это процесс памяти, который заключается в появлении в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений. В основе воспроизведения лежит оживление следов в мозгу, возникновение в них возбуждения.

Узнавание - это процесс появления чувства знакомости при повторном восприятии предмета или явления. Два процесса - воспроизведения и узнавания - похожи, но всё-таки различаются. Воспроизведение, в отличие от узнавания, характеризуется тем, что образы, закреплённые в памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Поэтому узнавание не может быть показателем прочности запоминания и при оценке его эффективности необходимо ориентироваться только на воспроизведение.

1.3. Виды памяти

В зависимости от содержания запоминаемого материала память бывает двух видов: образная – запоминание того, что мы видим, слышим, ощущаем; смысловая – запоминание мыслей, рассуждений, значения слов и условных знаков. В зависимости от используемых органов чувств память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную (например, мы лучше запоминаем то, что записываем).

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени “видеть” воспринятую картину в своём воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала; то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче воспроизводит и запоминает.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесно связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно. Этим типом памяти обладают учителя школ, опытные лекторы, преподаватели вузов, учёные.

Уровень развития памяти характеризуют объем – количество материала, которое способен запомнить человек; точность – способность безошибочно его воспроизвести; долговременность – длительность его сохранения в памяти; оперативность – способность вспомнить его, когда в этом возникает необходимость.

2.1. Диагностика памяти

Тест 1. Слуховая память на 10 слов

Вариант 1.

Инвалид, йог, йод, казнь, камыш, карта, кит, клятва, копейка, ключ.

Вариант 2.

Природа, пугало, пурга, ромашка, репа, сторож, сила, тропа, тарелка, улица.

Тест 2. Слуховая память на 20 слов

Вариант 1.

Береза, чашка, кровать, метро, кнопка, флюгер, барон, лапа, песок, скала, металл, трава, лодка, заяц, смех, топор, зубы, город, берег, шалаш.

Вариант2.

Роза, клубок, заноза, маска, стихи, хлопок, восход, вечер, лев, сосна, лосось, веревка, кошка, ладонь, словарь, врач, зубило, стержень, печать, коробка.

Тест 3. Слуховая память на 30 слов

Вариант 1.

Алкоголь, алмаз, араб, атака, амбар, аппарат, атлас, аристократ, бабочка, балкон, бандит, барак, безработица, берег, блажь, боль, буква, варево, ветка, враг, выстрел, вор, воскресенье, гангстер, граф, гель, грамота, гром, дубина, деревня.

Вариант 2.

день дичь, дротик, душок, дым, дятел, дракон, ель, ералаш, ерунда, ефрейтор, ёж, ёмкость, ерш, жаба, жесть, жук, желтизна, жернов, живот, живодер, завод, зубр, заграница, зеркало, злюка, змеелов, зона, зяблик, идеал.

Тест 4. Слуховая механическая память

10 трехзначных чисел прочесть быстро один раз. Затем попросить подростка воспроизвести.

Тест 5. Зрительная память на 10 слов

Вариант 1.

Ноготь, носорог, огурец, облако, персик, пират, рост, работа, север, сурок.

Вариант 2.

Африканец, астра, берег, банка, возраст, вопрос, груша, гриб, доска, дудка.

Тест 6. Зрительная память на 20 слов

Вариант 1.

Забор, сапог, море, яйцо, снег, трава, факел, лодка, роза, глобус, заря, книга, лопата, мир, зебра, гитара, мрамор, топор, лошадь, цитата.

Вариант 2.

Моряк, голова, ворота, сурок, метла, гладиолус, метка, крейсер, мотор, пехота, ледник, каска, окно, сорока, осина, гриб, колокол, лес, носок,шкаф.

Тест 7. Зрительная память на 30 слов

Вариант 1.

арка, аксакал, арбуз, акробат, астронавт, берег, бригада, баран, беда, берег, вода, вера, волна, ведущий, враг, гора, гигант, гитара, гиацинт, горб, дракон, директор, дровосек, дева, дубина, еда, ездок, егерь, енот, есаул.

Вариант 2.

Жираф, жена, жара, жесть, жалость, зубр, заноза, звон, заказ, зигзаг, ирис, интеллект, игра, искра, ил, кубик, колобок, кристалл, край, круг, лето, любовь, луна, лимон, ласка, морковь, метр, мера, музыка, молоток.

Тест 8. Механическая зрительная память

На листе 10 трехзначных чисел, записанных в столбик. На их запоминание дается 20 секунд. Затем дети должны воспроизвести те числа, которые запомнили в любой последовательности.

Тест 9. Смешанная память на 20 слов

Ученики пишут под диктовку учителя 20 слов, затем убирают листочки и пишут по памяти те слова, которые запомнили

Вариант 1.

вата, стекло, тупик, гроза, рыба, ковер, лилия, зеркало, мотор, лампа, герой, стол, сумка, мел, ива, сокол, платок, гранит, газета, диван

Вариант 2.

лоскут, автомат, мудрость, свитер, лейка, пенал, хохот, разговор, крест, ирис, гиря, мороз, завтрак, капитан, корова, седина, мох, рука, желток, конверт,

Тест 8. Смысловая память (связанные пары)

Вариант 1. Вариант 2

Лошадь – сани

Тетрадь – писать

Курица – яйцо

Ручка – чернила

Петух – рассвет

Лекарство – болезнь

Сахар – сладкий

Нож - боль

Воздух - шар

Вода - лед

Сосна – иголки

Подтяжки – брюки

Часы – время

Пыль – грязь

Носки – тепло

Купальник – загар

Свитер – спицы

Халат – отдых

Газета – сообщение

Пароход - путешествие

Тест 9. Смысловая память (несвязанные пары)

Вариант 1. Вариант 2

веревка – самолет

гусеница – диван

парта – яблоко

очки – пуховик

чашка – решетка

клавиша – президент

котенок – рояль

халат – молоко

сушилка - воротник

буква – ладонь

Лес - ящик

Трава - мрамор

Дом - ветер

Дым - апельсин

Сад - кабинет

Больница - лебедь

Паркет - суп

Слова - костер

Стол - береза

Барабан - сокол

Тест 10. Проверка слуховой памяти на цифровой материал

Ученику монотонно, с расстановкой перечисляют цифры каждого ряда. Он должен запомнить трехзначное число и записать его, затем прочитать цифры второго ряда и так далее.

Вариант 1

972

1406

39418

067285

3516927

58391204

764580129

2164089573

45382170369

870932614280

Тест 11. Проверка зрительной памяти на цифровой материал

Учитель последовательно показывает учащимся числа, количество цифр в которых постепенно возрастает. Учащимся предлагается внимательно посмотреть на число первого ряда и повторить или записать все входящие в него цифры. Потом посмотреть и записать второе число и так и далее.

Вариант 1

375

4201

59630

912674

0863915

27609581

780251469

1786025913

69415308257

394716408275

Диагностика оперативной памяти

Зачитывается ряд из 5 однозначных чисел. Их надо запомнить в той последовательности, в которой они предъявляются. Затем следует в уме сложить первое число со вторым и записать сумму, второе сложить с третьими записать сумму, и т. д. Всего должно быть четыре суммы.

Варианты заданий: Ответы:

3 1 5 2 7 4 6 7 9

4 4 3 5 2 8 7 8 7

1 3 1 5 2 4 4 6 7

6 3 1 5 2 9 4 6 7

Диагностика скорости запоминания,

точности, прочности запоминания, организованности памяти

На большом листе бумаги написано 20 слов

Лещ дуб корова луна земля акула воробей цапля лопата молоток чай кастрюля окно арбуз тыква книга рука нос часы хлеб

Медленно зачитать один раз все слова. Затем убрать лист со словами. Дать 3 минуты для воспроизведения. Затем проверяющий ещё 2 раза зачитывает слова. Ученики воспроизводят, что запомнили письменно. Третий раз проверяющий читает ещё 2 раза. Снова ученики по памяти записывают слова.

Через три дня ученикам дается задание: в течение 3 минут воспроизвести слова. После этого оценивается долговременная память.

2.2. Анализ экспериментальных исследований.

Данное исследование зрительной и слуховой оперативной памяти испытуемых показывает, что одним людям лучше запоминать материал опираясь на зрительные образы. У других преобладает слуховое восприятие и акустические образы им лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Конкретнее же, что касается исследования в данной группе показатели в методике на оперативное слуховое запоминание более высокие, чем на оперативное зрительное запоминание.

В целом оперативная слуховая память данной экспериментальной группы можно оценить как высоко развитая слуховая память т.к. у большинства испытуемых не вызвало затруднения поиск слов на слух во всех четырёх наборах прослушанных слов. Что говорит о преимуществах слухового запоминания. Хотя среди них оказались и те (в целом это два человека) у которых зрительное запомин - 3 -ание преобладает над слуховым однако это преимущество не является ярким т. к показатели их оперативного слухового и зрительного запоминания приблизительно равны. И всё же их зрительная оперативная память оценивается как хорошая и развитая по своему объёму.

Проведённое выше исследование, констатирует тот факт, что память школьников различается. Обработка данных показывает, что у одних учеников преимущественно преобладает слуховая память у других зрительная. Есть и такие, у которых одинаково хорошо развита, как и зрительная, так и слуховая память такое сочетание так же встречается очень часто.

В целом анализ данных показал, что память испытуемых по всем показателям достаточно хорошая. Анализ обработки данных опосредованный памяти показывает, что испытуемые с лёгкостью используют посредники, облегчающие их запоминания, одни рисуют условные рисунки, другие передают образ рисунка, условные же рисунки, как правило, используются в тех случаях, где нет возможности нарисовать предмет в целом., когда понятия абстрактны, здесь чаще испытуемые сталкивались с затруднением. Этот процесс осмысленного логического запоминания по своей структуре является совершенно иным и требует от испытуемого умственного сосредоточения и определенного опыта т.т. от испытуемого требуется использования логического мышления с той разницей, что приёмы этого мышления направлены не только, но то чтобы сделать эти элементы доступными для сохранения в памяти.

Далее задачей исследования, было, проследить, всегда ли хорошая память является показателем высокого интеллекта или плохая память показателем низкого интеллекта. С этой целью и был проведён тест Аизенка, который предназначен для оценки общего уровня интеллектуального развития человека. Обработка данных показывает достаточно средние показатели и в целом такую чёткую закономерность хорошей памяти и высокого интеллекта проследить не удалось. Хотя у многих испытуемых с хорошими показателями памяти, показатель общего интеллектуального развития более высок, чем у испытуемых с менее высокими показателями памяти.

Поэтому вопрос о том является память признаком большого интеллекта нельзя говорить однозначно т.к. исследования небольшой группы надает основания утверждать, бесспорно, что это именно так т.к. в действительности есть огромное количество людей, которые отличаются хорошей памятью и даже феноменальной, но не отличаются глубоким интеллектом т.к. уже было сказано выше феноменальная память не всегда служит истинным критерием ума. Хотя справедливо утверждать большинство людей помимо своих высоких интеллектуальных способностей обладали хорошей или даже отличной памятью, которая сама по себе и не являлась причиной их гениальности. Говоря об успеваемости в школе, память во многом облегчает обучение, поэтому всё же нужно заметить, что хорошая память сама по себе является интеллектуальной способностью человека то память и интеллект идут параллельно т.к. например словарный запас человека является хорошим показателем высокого интеллекта, поэтому память всё же неотрывна от психических процессов и в том числе от мышления. Один хорошо играет на фортепьяно, т.е. учится музыке другой любит рисовать. Поэтому всё же в значительной степени память можно развивать путём систематических тренировок. Для этого и предлагают следующие рекомендации, которые помогут улучшить тот вид памяти, который является менее развитым. Для того чтобы улучшить память необходимо выполнять и помнить следующее, что в подростковом возрасте проходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что человек переходит к преимущественному использования этого вида памяти, а так же к произвольной и опосредованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Жалобы на память в этом возрасте встречаются чаще чем у младших школьников. Наряду с этим появляется интерес, как улучшить запоминание.

3.1. Упражнения для тренировки памяти.

В ходе исследования проверялся каждый вид памяти. Наши исследования показали, что действительно у учащихся слабо развита память.

Но плохая память им дана не от рождения. Она стала такой, потому что её недостаточно развивали. Можно привести многочисленные примеры, которые свидетельствуют, какого высокого уровня достигает развитие памяти. Утверждают, что великий полководец Александр Македонский знал в лицо всех своих солдат тридцатитысячного войска. Советский академик А.Ф. Иоффе помнил наизусть таблицу логарифмов, состоящую из 9 тысяч многозначных чисел. Профессор из ГДР Геестерман владел 132 иностранными языками. Знаменитый шахматист Алехин играл «вслепую» одновременно на 40 досках. Разумеется, такой великолепной памятью обладают лишь немногие. Но память, необходимую для успешной учебы, может развивать любой школьник. Китайская мудрость гласит: «Память – лодка, плывущая по реке против течения. Она движется вперед, пока гребешь, т.е. пока ты развиваешь свою память. Как только ты перестал грести, тебя тот час же уносит назад»

Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео- и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать. У представителей многих профессий - летчиков, космонавтов и т.д. - зачастую просто нет времени обращаться к другим источникам информации, кроме собственной памяти.

Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей информации.

С развитием общества объем информации, которой человеку необходимо держать в памяти все возрастает. Возникают опасения, что когда-нибудь человеческий мозг уже не сможет вместить все что ему нужно. Однако природа наделила нас громадными резервами памяти, многие из которых еще неизучены или даже неизвестны. Поэтому, как представляется в этом вопросе мы можем смотреть в будущее с оптимизмом, и наша память и в дальнейшем будет нам верным другом и помощником.

Память нельзя тренировать так, как, скажем, тренируют мышцы. Бессмысленное зазубривание материала не приведет к тому, что школьник с каждым днем будет все легче заучивать новый материал. Однако систематические умственные упражнения позволяют глубже проникать в сущность фактов, легче ориентироваться в материале, способствуют привитию навыков рационального заучивания, запоминания и припоминания. Все это усиливает власть над процессами памяти. В этом отношении особое значение имеет развитие таких качеств школьника, как воля, самоконтроль, самокритичность, организованность и собранность, чувство долга и чувство ответственности.

На столе под салфеткой лежат десять предметов. В течение пяти секунд вы внимательно смотрите, вам надо успеть “ сфотографировать” предметы взглядом. Старайтесь не переводить взгляд с предмета на предмет, стремитесь схватить взглядом все сразу. И потом воспроизведите, что запомнили. Чем больше предметов назовете,тем лучше. / Нет ошибок – 10 баллов, 1-2 ошибки – 8 баллов, 3-5 ошибок – 5 баллов, 6 и более – 1 балл/.

Внимательно посмотри на эту картинку 20 секунд. Вспомни какие предметы находились на столе, и представь, в какой последовательности они упадут, если стаскивать скатерть со стола./ Нет ошибок – 10 баллов,1 ошибка – 8 баллов, 2 ошибки – 6 баллов, 3 ошибки –4 баллов, 4 ошибки –2 балла, 5 и более –1 балл./

Это упражнение можно выполнять вдвоем. Перед тобой набор из двенадцати открыток –шесть по две одинаковых. Они перемешаны. Надо запомнить, где лежат одинаковые открытки. После запоминания открытки переворачивают и ты начинаешь выполнять упражнение. Открывается первая открытка, например, это “жук” и ты должен указывать, где лежит второй такой же “ жук”.На это дается две попытки. Если ты не нашел жука, то упражнение выполняет твой напарник. Все открытки, перевернутые ошибочно, снова переворачиваются картинками вниз, когда “жук” найден, открывается вторая открытка и т.д. / Не могу –1б, могу, но не все – 5 б, могу легко все запомнить – 10 б./

Игра «Кто больше запомнит?»

Участники игры сидят по кругу. Первый участник называет любое слово, например, карандаш, следующий должен повторить это слово и должен назвать свое слово, например, лес. Третий повторяет уже два слова: карандаш и лес, называет своё и т. д. Таким образом, в конце игры остается победитель, который обладает самой выдающейся памятью.

Игра «Что изменилось»

Игра «Города»

Игра «Добрые слова»

Для развития вербальной памяти служит такое упражнение:

Записать как можно больше слов на тему: 1) школа, 2) математика, 3) музыка, 4) книга, 5) искусство, 6) времена года, 7) этика, 8) спорт, 9) композиторы, 10) писатели, 11) ученые и т.д.

На каждую из тем дается 5 минут.

3.2 . Правила для лучшего запоминания.

Наряду с упражнениями на развитие памяти, нужно знать и применять в своей учебной работе несколько основных правил.

Чем лучше поймете – тем лучше запомните.

В обычной жизни мы многое запоминаем без всяких усилий. Но для учебы часто нужна память, которая действует лишь тогда, когда мы преднамеренно хотим что-то запомнить. Запоминание будет намного лучшим, если мы поняли изучаемый материал, а не механически его зазубрили.

Развиваем память, тренируя внимание

Запоминаем мы только то, что замечаем, а замечаем мы лишь тогда, когда внимательны. Следовательно, свое внимание нужно тренировать. Можно делать это и в игровой форме, например, попробуйте во время прогулки поиграть с собеседником: кто больше отметит домов. Для развития памяти полезны и картинки из серии «найдите десять отличий»

Чем больше поработаете с учебным материалом, тем лучше его запомните.

Если изучаемый материал для понимания и запоминания требуется 2-3 раза перечитать, то каждый раз следует не только перечитывать, но и активно работать с целью его усвоения. Это значит, что надо выделять в изучаемом материале главное, сравнивать его с ранее изученным материалом, применять полученные знания на практике. Почти в два раза улучшает запоминание составление плана. Знать текст учебника в большинстве случаев нужно не наизусть, а так, чтобы уметь пересказать его в переработанном виде, т.е. своими словами.

Применяйте в учебной работе различные виды памяти.

Чтобы запоминание было успешным, нужно стараться сочетать различные виды памяти.

Закрепляйте в памяти учебный материал как можно скорее.

Есть мудрая поговорка: «Повторение – мать учения». И чем раньше будет дома повторен материал, изученный на уроке, тем лучше он запомнится.

Материал, который не требует большой работы для его понимания, лучше запоминается, если его повторить перед сном.

Не только читайте, но и пересказывайте изучаемый материал.

После многократного чтения часто возникает впечатление, что запоминание материала достигнуто. Если же после чтения постараться пересказать прочитанное, происходит его активное припоминание, что и способствует его запоминанию. Правильность этого совета подтвердил проведенный психологами эксперимент: одной группе учащихся предложили прочитать текст четыре раза подряд; другая группа этот текст два раза читала и два раза пересказывала; в результате учащиеся второй группы через сутки воспроизвели почти в два раза больше, чем учащиеся первой группы.

Заучивайте большой текст наизусть не сразу, а с перерывами.

Запоминайте по частям

Этот метод заключается в том, что всю информацию «раскладывают по полочкам». То есть: текст нужно компоновать в конспект, слова разделять на группы, формулы заучивать вместе с примерами. Так же важно одновременно разбираться с возникающими вопросами, ведь когда мы сами добываем необходимое, то и усваиваем это лучше. Следовательно, как уха идет лучше всего после рыбалки, так и строчка заучивается быстрее, если в ней было незнакомое выражение, подсмотренное в словаре.

Заключение

Целью настоящей работы явилось исследование памяти учащихся 6 класса, анализ характера взаимосвязей различных видов памяти с успеваемостью, как общей, так и по отдельным предметам (математика, русский язык, история). В классе 16 человек. На каждого ученика заполняла карту, в которой в пятибалльной системе оценивала каждый вид памяти, помимо этого использовались оценки из классного журнала. Из карты также видно, что в большинстве случаев дети с развитой памятью имеют достоверное превосходство по успеваемости. В основном хорошая память и высокая успеваемость идут параллельно. Опыт свидетельствует, что с началом эксперимента у большинства учеников повысился интерес к учебе, заметно повысилась успеваемость. Наиболее благоприятные условия для обучения умению учиться существует в средних классах, так как значительно возрастают познавательные способности школьников, а уроки пока ещё не перегружены большим и сложным материалом.

И уже в начальных классах можно и нужно элементарно и доступно разъяснять учащимся некоторые приемы.

А в старших классах знания о способах развития умственных способностей не только не закрепляются, но и значительно расширяются, углубляются, что дает возможность применять их на практике для самостоятельной творческой работы. Чем более свободно владеют школьники данными приемами, тем более активно участвуют они в учебном процессе и поэтому тем шире возможности для его проблемного построения.

Усиливается также интерес к учебе, который служит, как известно, могучим средством её мотивации.

И наконец, овладение интеллектуальными умениями служит важнейшей предпосылкой для того, чтобы после окончания школы выпускники могли успешно заниматься дальнейшим образованием.

Память является одним из основных психических познавательных процессов личности человека. Она является опорой его жизни. Именно благодаря ей человек может развиваться как личность, она является основой всех познавательных процессов.

Роль памяти в жизни младшего школьника

Шаврина Надежда Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ «Школа№17», г.Полысаево, Кемеровская обл.
Данная статья предназначена учителям начальных классов, психологам, родителям.
Цель: дать представление о необходимости развития памяти в младшем школьном возрасте.
Для начала нужно разобраться, что же такое память? И какова ее роль для школьника?
Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это тот маленький, но достаточно объемный механизм нашего разума, который сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Память необходима для всех жителей нашей планеты, так как любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятой информации содержится в памяти, у некоторых людей длительное время, а у некоторых секунды. Существует такая фраза – «у него феноменальная память», это говорит о том, что люди понимают насколько важна память в нашей жизни.
В наше время школьнику необходимо запоминать не только слова, но и формулы, правила, схемы, фрагменты таблиц. Именно поэтому существуют различные приемы запоминания . Рассмотрим эти приемы:
1.Группировка - разделить информацию для запоминания на части, группы.
2. Классификация – классифицировать информацию по определенному признаку.
3. Опорный пункт – найти в нашем материале ту информацию, что может стать опорой для запоминания (даты, словосочетания, метафоры, имена и т.д.).
4. Аналогии – прием, когда устанавливается сходство, подобие в определенных отношениях предметов, явлений.
5. Схематизации – изобразить материал в виде схемы.
6. Достраивание материала – добавить в материал что-нибудь своё.
Рассмотрим непосредственно память детей младшего школьного возраста, т.к. память является важным звеном для развития, обучения и воспитания ребенка. Для ребенка 1 класса гораздо легче заучить материал, нежели понять (осмыслить) его. Девочки гораздо охотнее запоминают любой материал, они умеют заставлять себя, именно поэтому результаты произвольной механической памяти у девочек выше чем у мальчиков. Но зато мальчики гораздо быстрее овладевают приемами запоминания, именно поэтому их память эффективнее, чем у девочек.
Младшие школьники способны группировать материал, искать ассоциации, опорные пункты, классифицировать, составлять план. Необходимо постоянно способствовать развитию памяти школьников, всячески их поощрять. Существует большое количество упражнений и заданий для развития памяти младших школьников. Ведь даже на то, как быстро ребенок выучит буквы – на это тоже влияет его объем памяти. Если у ребенка будет недостаточно сформирована память, то следовательно ему понадобится гораздо больше времени для изучения и запоминания букв. А ведь именно отсутствие времени может наложить неблагоприятный отпечаток в жизни младшего школьника, ведь не секрет ни для кого, что если к концу 1 класса ребенок не может научиться читать, т.е. у него недостаточно развита память – то это ему грозит как минимум оставление на второй год в 1 классе. А ведь для нас каждого наш ребенок это самое сокровенное в жизни, именно поэтому необходимо ежедневно заниматься развитием ребенка.
Благодаря учебной деятельности интенсивно развиваются все процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение информации. А также - все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.
Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Соответственно активно формируется произвольное запоминание. Важным становится не только то, что запомнить, но и как запомнить.

Как помочь ребёнку запомнить то, что он читает.

Когда речь идёт о систематических занятиях, поступайте следующим образом:
1.Убедитесь, что ребенок всё понял.
2.Попробуйте заинтересовать ребенка.
3.Не учите слишком много за один раз, иначе он ничего вообще не запомнит из-за переизбытка материала.
4.Не разбивайте заучиваемый материал на слишком короткие части, иначе ребёнок потеряет целостное видение материала и в дальнейшем будет трудно восстановить связь между группами строк.
5.Учите материал ежедневно в одно и тоже время, и необходим положительный настрой ребенка.
6.Необходимо чтобы ребёнок часто повторяет материал, который он учил наизусть. Но не следует повторяйте раньше 5-6 часов после первого изучения.
В дальнейшем я планирую разработать и собрать в единый комплекс упражнения для младших школьников, которые способствуют развитию памяти.

Большое спасибо за внимание! Буду благодарна за ваши все отзывы!

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. «Память в этом возрасте становится мыслящей».

Преобразование памяти обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении новых задач, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его успеваемости и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

Способность младших школьников к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается в этом случае уже недостаточной.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено, прежде всего, приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются у детей стихийно и нередко существенно различаются у учащихся 1-2 и 3-4 классов. Для детей 7-8 лет типичны ситуации, когда ребенку гораздо легче запомнить что-то без использования каких-либо средств, чем запомнить при помощи специальной организации и осмысления материала. На вопрос: «Как ты запомнил?», - ребенок этого возраста чаще всего отвечает: «Просто запомнил и все».

По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, что вынуждает ребенка искать приемы организации материала. Важнейшими являются приемы смыслового запоминания, лежащие в основе логической памяти. Основу логической памяти составляет использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании.

Младший школьный возраст является наиболее «чувствительным» для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа является в этот период наиболее эффективной.

Смысловая память основана на понимании, т.е. на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи - крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи, используемые для запоминания, носят не самостоятельный, а вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Наиболее эффективными будут мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо материала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути ее компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нем главные мысли.

Особенности памяти младшего школьника были предметом исследования многих отечественных психологов, таких, как Э.А. Голубева, которая исследовала индивидуальные особенности памяти человека . Зинченко П.И., Середа Г.К., в своих работах выявляли значение памяти в обучении , Баданина Л.П. исследовала особенности процессов памяти в младшем школьном возрасте Смирнов А.А. и многие другие.

Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. В это время происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала .

Учебная деятельность предъявляет всё более высокие требования к непроизвольной и особенно к произвольной памяти учащихся. Умение управлять своей памятью - необходимое условие сознательного и прочного усвоения знаний, формирования различных навыков и умений. Дети, поступающие в школу, владеют только начальными умениями произвольной памяти: их словесно-логическая память носит конкретный характер и тесно связана с образной памятью. Развивая у младших школьников конкретную словесно-логическую память, необходимо создавать основу для развития отвлечённой словесно-логической памяти у школьников средних классов, совершенствуя её в дальнейшем у старших школьников.

Непроизвольная логическая память успешно развивается в результате систематического выполнения учащимися учебных, познавательных задач. Её совершенствование непосредственно связано с развитием у школьников мышления, с формированием у них анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения, классификации и пр. Произвольная логическая память развивается в результате выполнения мнемических задач, а её совершенствование связано с овладением учащимися способами мышления в качестве приёмов запоминания и воспроизведения. Развитие мышления, являясь непосредственным условием развития непроизвольной памяти, служит вместе с тем необходимой предпосылкой развития произвольной П. До того как применять классификацию объектов в целях запоминания, ученик должен сначала научиться классифицировать в процессе выполнения познавательных задач.

Л.Ф.Обухова в ходе своих исследований сделала вывод, что основной путь развития непроизвольной и произвольной логической памяти (в конкретной и отвлечённой её форме) заключается в формировании у школьников процессов понимания, мышления как специально направленных познавательных умственных действий, доведение их до обобщённых умений и навыков и применение в качестве приёмов запоминания и воспроизведения . В целях рационального использования непроизвольной и произвольной памяти в усвоении учащимися знаний и создания условий успешного развития этих основных видов памяти необходимо учить школьников различать познавательные и мнемические задачи (понять, разобраться в материале и запомнить его) и вооружить их умением по-разному их выполнять. При этом учитывается, что у младших школьников установка на запоминание обычно доминирует над установкой на понимание, поэтому последняя часто подменяется первой (понимание для них является более трудным, чем запоминание, если последнее осуществляется путём простого повторения). Такая подмена приводит к формальному характеру знаний, привычке механического запоминания, задержке развития логической памяти. Между тем механическое запоминание, связанное только с повторением материала, без его понимания, не является неизбежным. Оно - результат недостатков в руководстве развитием и воспитанием памяти у детей. Воспитание памяти необходимо связывать с воспитанием всех сторон личности школьников, с воспитанием мотивов учения, чувства долга и ответственности, привычек к волевым усилиям и так далее.

Первое время у младших школьников недостаточно развит самоконтроль.

Первоклассники как правило проверяют себя с чисто внешней, количественной стороны (повторил ли он материал столько раз, сколько сказал учитель), не отдавая себе отчета в том, смогут ли они воспроизвести материал на уроке. Самоконтроль, как правило, осуществляется на основе узнавания, когда ученик, прочитывая повторно, испытывает чувство знакомости.

В результате исследования А. А. Смирнов установил, что прием прочитывания имеет индивидуальные особенности, особенно в первые годы обучения. Наименее способные ученики ограничиваются однообразным чтением текста. В связи с тем - что они не владеют техникой чтения, их внимание направляется на то, чтобы правильно прочитать текст. Мысленное воспроизведение текста, т. е. рассказ самому себе, у этих школьников отсутствует. Наиболее сильные учащиеся вносят в запоминание некоторое разнообразие. Важнейшим приемом осмысленного запоминания является деление текста на смысловые части. Исследование А. А. Смирнова показывает, что при запоминании второклассники не разбивают текст на смысловые части и даже более старшие школьники пользуются этим приемом очень редко. При этом деление на части при заучивании учебного материала производится младшими школьниками не с целью вычленения основного, существенного, главного, а с целью последовательного заучивания каждой из этих частей в отдельности. Это чисто техническое деление текста. Его основная задача--наметить порядок заучивания отдельных частей и установить объем того, что надо запомнить в один прием .

Без специального обучения младшие школьники не используют рациональных приемов и при заучивании наизусть. Они не используют комбинированное повторение -- в целом виде и по частям -- при заучивании правил. Они запоминают их лишь в целом, поэтому понимают хуже. Членение па части учащиеся используют при заучивании больших стихотворений, но часто допускают ошибку, разбивая стихотворение не по строфам, а по строчкам.

Способом, облегчающим запоминание и последующее воспроизведение, является соотнесение того, что запоминается, с чем - либо известным или сопоставление отдельных частей, вопросов внутри запоминаемого материала. Развитие этого процесса идет от непосредственного запоминания с опорой на внешние вспомогательные средства (предметы и картины), а затем -- на внутренние (составление плана, воспроизведение вслух или про себя, нахождение сходства между новым и старым). Эти вопросы исследовал А. Н. Леонтьев в эксперименте с детьми разного возраста и студентами.

Во второй группе опытов использовался подсобный материал -- набор картинок. В инструкции указывалось, что при назывании слова надо выбрать ту картинку, которая поможет припомнить слово. В результате эксперимента были получены следующие данные. Дети дошкольного возраста к картинкам как средству запоминания не обращаются. Запоминание остается непосредственным, «натуральным». Младшие школьники уже используют картинки как средство, облегчающее запоминание. В дальнейшем картинки при запоминании используются в меньшей степени - опосредствование теперь осуществляется не внешними средствами (картинками), а внутренними, речевыми.

Исследуя особенности воспроизведения детей младшего школьного возраста, мы пришли к следующему выводу. В младшем школьном возрасте воспроизведения представляет большие трудности в связи с тем, что требует умения ставить цель, активизировать мышление. К этому учащиеся приходят постепенно. Потребность в повторении при заучивании у них возникает раньше, и они реализуют ее в узнавании, заглядывая в текст. Со временем ученики под влиянием учителя убеждаются в необходимости воспроизведения.

В исследовании Т. А. Корман обнаружено, что младшие школьники полнее воспроизводили научно - популярный текст через семь месяцев после запоминания, чем непосредственно после чтения. Например, непосредственное воспроизведение Наташи В: «Над морем птицы летя быстрее, чем над сушей». Отсроченное воспроизведение: «Над морем они летят быстрее, чтобы преодолеть скорее путь, и лететь над сушей, потому что над сушей они находят корм, над морем редко попадается корм».

Улучшение отсроченного воспроизведения (реминисценция) С. Л. Рубинштейн связывает с осмыслением материала. Оно у младших школьников осуществляется не сразу, а постепенно. Младшие дети, по мнению С. Л. Рубинштейна, более обобщенно воспроизводят материал лишь спустя некоторое время. С физиологической точки зрения это объясняется снятием отрицательной индукции, возникающей в процессе запоминания .

В исследованиях советских психологов установлено, что на запоминание конкретных и абстрактных слов большое влияние оказывает единство сигнальных систем. Так, ученики прочно сохраняют в памяти такой конкретный материал, который закрепляется в памяти с опорой на наглядные образы и необходим для понимания того, что запоминается (например, географические названия, обозначенные на карте). Хуже запоминают тот конкретный материал, который не имеет опоры на наглядный образ (названия, не связанные с картон, описания) и не является значимым при усвоении тою, что запоминается.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что у младших школьников на начальных этапах учебного процесса преобладает непроизвольное запоминание, но на протяжении всего младшего школьного возраста развивается произвольность и осмысленность запоминания. Наглядно-образная память более развита, чем словесно-логическая. Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях -- усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным). В младшем школьном возрасте воспроизведение представляет большие трудности в связи с тем, что оно требует умения ставить цель, активизировать мышление. К этому учащиеся приходят постепенно. Поэтому учителю особенно важно научить ребенка способам рационального запоминания, вследствие чего воспроизведение выученной информации у детей будет проходить более осмысленно и облегченно. Как видно из изложенного, все процессы памяти имеют ярко выраженные возрастные особенности, знание которых помогает учителю правильно организовать обучение.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что у младших школьников на начальных этапах учебного процесса преобладает непроизвольное запоминание, но на протяжении всего младшего школьного возраста развивается произвольность и осмысленность запоминания. Наглядно-образная память более развита, чем словесно-логическая. Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях - усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным). В младшем школьном возрасте воспроизведение представляет большие трудности в связи с тем, что оно требует умения ставить цель, активизировать мышление. К этому учащиеся приходят постепенно. Поэтому учителю особенно важно научить ребенка способам рационального запоминания, вследствие чего воспроизведение выученной информации у детей будет проходить более осмысленно и облегченно. Как видно из изложенного, все процессы памяти имеют ярко выраженные возрастные особенности, знание которых помогает учителю правильно организовать обучение.

Первоначально младшие школьники лучше запоминают наглядным материал: предметы, которые ребенка окружают и с которыми он действует, изображения предметов, людей. Продуктивность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминания словесного материала. Поэтому учителю необходимо для более успешного запоминания и дальнейшего воспроизведения учебного материала использовать в процессе обучения наглядные средства (картинки, схемы, аудио-, видеофайлы).

Отслеживание памяти ребенка учителем, а также развитие всех процессов - одна из важнейших задач педагога в процессе обучения. Если к концу начального обучения ребенок младшего школьного возраста не будет обладать такими особенностями памяти, как преобладание смыслового запоминания над механическим, произвольность запоминания материала, развитие словесно-логического типа запоминания и так далее, то в дальнейшем он может столкнуться с трудностями в обучении в средней школе

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала .

Учебная деятельность предъявляет всё более высокие требования к непроизвольной и особенно к произвольной памяти учащихся. Умение управлять своей памятью - необходимое условие сознательного и прочного усвоения знаний, формирования различных навыков и умений. Дети, поступающие в школу, владеют только начальными умениями произвольной памяти: их словесно-логическая память носит конкретный характер и тесно связана с образной памятью.

Важно учитывать значение произвольной и непроизвольной памяти в учебной работе и взаимосвязи между ними. Если ориентироваться на произвольную память, не используя в полной мере закономерности непроизвольной памяти, то это часто приводит к формальному усвоению школьниками знаний и к недостаткам в развитии самой памяти. В условиях оптимальной организации учебного материала непроизвольная память достигает высокой продуктивности в процессе усвоения определённых знаний, умений и навыков; своими результатами она готовит почву и для продуктивной работы произвольной памяти. Только в этих условиях исключаются зубрёжка и формализм в усвоении знаний.

Непроизвольная логическая память успешно развивается в результате систематического выполнения учащимися учебных, познавательных задач. Её совершенствование непосредственно связано с развитием у школьников мышления, с формированием у них анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения, классификации и пр. Произвольная логическая память развивается в результате выполнения мнемических задач, а её совершенствование связано с овладением учащимися способами мышления в качестве приёмов запоминания и воспроизведения.

Л.Ф.Обухова в ходе своих исследований сделала вывод, что основной путь развития непроизвольной и произвольной логической памяти заключается в формировании у школьников процессов понимания, мышления как специально направленных познавательных умственных действий, доведение их до обобщённых умений и навыков и применение в качестве приёмов запоминания и воспроизведения .

На протяжении всего младшего школьного возраста идет развитие произвольного и осмысленного запоминания.

Первое время у младших школьников недостаточно развит самоконтроль.

Первоклассники, как правило, проверяют себя с чисто внешней, количественной стороны (повторил ли он материал столько раз, сколько сказал учитель), не отдавая себе отчета в том, смогут ли они воспроизвести материал на уроке. Самоконтроль, как правило, осуществляется на основе узнавания, когда ученик, прочитывая повторно, испытывает чувство знакомости.

Показателем произвольности служат приемы запоминания. Сначала основным приемом является многократное прочитывание всего материала. Затем учащиеся начинают пользоваться более сложным приемом: чередуют прочитывание с воспроизведением.

В результате исследования А. А. Смирнов установил, что прием прочитывания имеет индивидуальные особенности, особенно в первые годы обучения. Наименее способные ученики ограничиваются однообразным чтением текста. В связи с тем, что они не владеют техникой чтения, их внимание направляется на то, чтобы правильно прочитать текст. Мысленное воспроизведение текста, т. е. рассказ самому себе, у этих школьников отсутствует. Наиболее сильные учащиеся вносят в запоминание некоторое разнообразие. Важнейшим приемом осмысленного запоминания является деление текста на смысловые части. Исследование А. А. Смирнова показывает, что при запоминании второклассники не разбивают текст на смысловые части и даже более старшие школьники пользуются этим приемом очень редко. При этом деление на части при заучивании учебного материала производится младшими школьниками не с целью вычленения основного, существенного, главного, а с целью последовательного заучивания каждой из этих частей в отдельности .

Характерной особенностью членения текста учащимися младших классов является то, что оно протекает значительно легче при непосредственном восприятии текста (его чтения учениками), чем по памяти. При этом деление на части первоначально отличается большой дробностью; в качестве самостоятельных частей иногда выделяются даже некоторые отдельные предложения. Во фразах, близких по содержанию, учащиеся часто вовсе не усматривают ничего общего. Заголовки, которые они дают к намеченным частям, не являются результатом обобщающей работы мысли. Это чаще всего слова или предложения, взятые из полученной части. Такая разбивка текста на части не может быть эффективным приемом запоминания, так как не выполняет своих основных функции: не выделяет смысловых опорных пунктов, которые вели бы за собой все остальное содержание. Все это говорит о том, что деление текста на смысловые части, требующее сложной мыслительной деятельности, представляет для младших школьников значительную трудность и что сам собой этот прием не возникает. Нужна специальная организация работы учащихся по овладению данным приемом.

Без специального обучения младшие школьники не используют рациональных приемов и при заучивании наизусть. Они не используют комбинированное повторение - в целом виде и по частям - при заучивании правил. Они запоминают их лишь в целом, поэтому понимают хуже. Членение на части учащиеся используют при заучивании больших стихотворений, но часто допускают ошибку, разбивая стихотворение не по строфам, а по строчкам.

Это, естественно, приводит к механическому запоминанию. Большинство детей при заучивании наизусть не распределяют повторения во времени, не заучивают материал в несколько приемов. После специального обучения младшие школьники начинают с успехом применять рациональные приемы заучивания наизусть, используют комбинированный или целостный прием запоминания, повторения распределяют во времени.

Способом, облегчающим запоминание и последующее воспроизведение, является соотнесение того, что запоминается, с чем - либо известным или сопоставление отдельных частей, вопросов внутри запоминаемого материала. Развитие этого процесса идет от непосредственного запоминания с опорой на внешние вспомогательные средства (предметы и картины), а затем - на внутренние (составление плана, воспроизведение вслух или про себя, нахождение сходства между новым и старым). Эти вопросы исследовал А. Н. Леонтьев в эксперименте с детьми разного возраста и студентами.

В первой группе опытов материал для запоминания (бессмысленные слоги и отдельные осмысленные слова) предлагался испытуемым обычным способом, без подсобного средства, которое могло быть использовано как опора для запоминания.

Во второй группе опытов использовался подсобный материал - набор картинок. В инструкции указывалось, что при назывании слова надо выбрать ту картинку, которая поможет припомнить слово. В результате эксперимента были получены следующие данные. Дети дошкольного возраста к картинкам как средству запоминания не обращаются. Запоминание остается непосредственным, «натуральным». Младшие школьники уже используют картинки как средство, облегчающее запоминание. В дальнейшем картинки при запоминании используются в меньшей степени - опосредствование теперь осуществляется не внешними средствами (картинками), а внутренними, речевыми.

Процессы соотнесения и сопоставления материала и средств запоминания изучались также А. А. Смирновым. Он исследовал, как используется соотнесение в процессе запоминания детьми связных, осмысленных текстов. В результате исследования выяснили, что даже ученики 4 класса соотнесением почти не пользовались.

Исследуя особенности воспроизведения детей младшего школьного возраста, мы пришли к следующему выводу. В младшем школьном возрасте воспроизведение представляет большие трудности в связи с тем, что требует умения ставить цель, активизировать мышление. К этому учащиеся приходят постепенно. Потребность в повторении при заучивании у них возникает раньше, и они реализуют ее в узнавании, заглядывая в текст. Со временем ученики под влиянием учителя убеждаются в необходимости воспроизведения.

Воспроизведением младшие школьники начинают пользоваться при заучивании наизусть. При этом чаще всего они воспроизводят с опорой на текст. К припоминанию они прибегают реже, так как оно связано с напряжением. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что младшие школьники не любят припоминать того, что позабыли, они охотнее передают «то, что свежо сохранилось в их памяти». Указывая на эту особенность, К. Д. Ушинский писал: «Упорное припоминание есть труд и труд иногда нелегкий, к которому должно приучать дитя понемногу» (26, с. 429.).

С возрастом дети при воспроизведении учебного материала усиливают его мыслительную обработку в плане систематизации и обобщения. В результате они воспроизводят учебный материал более свободно и связно.

Исследуя процесс забывания исследователи пришли к выводу, что оно зависит от того, как дети запоминают, какие приемы используют. На протяжении всего младшего школьного возраста учащиеся нуждаются в том, чтобы их работа по запоминанию направлялась учителем, так как сами они еще затрудняются поставить перед собой определенную, конкретную задачу: запомнить точно или запомнить, чтобы передать своими словами, и так далее. Однако эксперименты показывают, что если такая задача перед ними поставлена, то учащиеся справляются с ней. При отсутствии конкретной задачи дети часто прибегают к дословному запоминанию, особенно в тех случаях, когда материал очень небольшой по объему, но насыщен содержанием, или ученик не владеет в достаточной степени речью, чтобы свободно передать материал своими словами.

В исследованиях советских психологов установлено, что на запоминание конкретных и абстрактных слов большое влияние оказывает единство сигнальных систем. Так, ученики прочно сохраняют в памяти такой конкретный материал, который закрепляется в памяти с опорой на наглядные образы и необходим для понимания того, что запоминается (например, географические названия, обозначенные на карте). Хуже запоминают тот конкретный материал, который не имеет опоры на наглядный образ и не является значимым при усвоении того, что запоминается.

Абстрактный материал также запоминается различно. Лучше запоминается абстрактный материал, обобщающий ряд фактов (например, взаимосвязи между отдельными географическими явлениями). И наоборот, учащиеся с трудом запоминают абстрактный материал, если он не раскрывается на конкретном материале (например, определения понятии, если их не подкреплять примерами).

Конкретно - образный характер памяти младших школьников проявляется в том, что дети справляются даже с такими трудными приемами запоминания, как соотнесение, деление на части текста, если при этом есть опора на наглядность, например на соответствующие иллюстрации.

Это особенно надо знать и учитывать педагогу при организации учебного процесса. .

Введение

Раздел I Теоретический анализ проблемы развития памяти в младшем школьном возрасте

1.1 Общее понятие о памяти: физиологическая основа и виды

1.2 Возрастные особенности памяти младших школьников

1.3 Развитие памяти младших школьников

Выводы по Iразделу

Раздел II Организация и проведение опытно-экспериментальной работы

2.1 Диагностика памяти детей младшего школьного возраста

Выводы по IIразделу

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Проблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является одной из актуальных проблем ХХI века, так же вопросы, рассматриваемые в данном исследовании интересны для любого человека и необходимы для будущих молодых специалистов системы образования.

Мир меняется быстрее, чем мы способны заметить, особенно в области производства и трансляции знаний. Диссонанс между увеличением объёма знаний и способностью человека их обрабатывать требует адекватного ответа со стороны системы образования. К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются не продуктивными.

Невысокая успеваемость школьников всегда огорчительна и для родителей и для учителей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объема информации. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память. Поэтому на сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, при её совершенствовании, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой высшей психической функции не мыслим.

Память - это способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть нечто иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретенный в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям в жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнить, оно бы безвозвратно утрачивалось. «Без памяти, - писал Рубинштейн – мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом».

Человеку надо много знать и многое помнить, с каждым годом все больше и дольше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное - это его собственная память. Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.

Проблемой развития памяти занимались с древности: великий мыслитель-философ Аристотель, физиолог И.П. Павлов, советские психологи Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и в настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших психологов мира. Изучение законов человеческой памяти составляет одну из центральных, наиболее существенных глав психологической науки. Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у ребенка принадлежит выдающемуся психологу Л. С. Выготскому, который впервые сделал предметом специального исследования вопрос о развитии высших форм памяти. Вместе со своими учениками А. Н. Леонтьевым и Л. В. Занковым он показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной

по своему происхождению и опосредствованной по своему строению, и проследил основные этапы развития наиболее сложного опосредствованного запоминания. Поэтому тема данного исследования: «Развитие памяти в младшем школьном возрасте».

Цель исследования: показать, что обучение продуктивному запоминанию, является средством развития памяти младших школьников.

Объект исследования: организация учебно-воспитательного процесса в работе по развитию памяти младших школьников.

Предмет исследования: обучение продуктивному запоминанию как средство развития памяти младших школьников.

База исследования: 2 «А» класс СШ №35 им. А.П. Гайдара

Гипотеза: развитие памяти в младшем школьном возрасте происходит наиболее успешно в результате специально организованного обучения детей приемам запоминания и воспроизведения, выработки у них умений практического применения этих приемов в повседневной учебной жизни.

Задачи исследования:

1. Подобрать адекватные методы изучения типов памяти

2. С помощью отобранных методов выявить индивидуальные особенности памяти младшего школьника.

3. Обосновать актуальность и социальную значимость проблемы развития памяти младших школьников;

Теоретико–методологические основы исследования: работы в области общей и возрастной психологии (И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан и В.В. Зацепина, Р.С. Немова); «Очерки практической психологии» Касенова К.О.; учебные пособия по психологии (Л.Д. Столяренко, В.В. Богословского, Л.С. Выготского); техники тренировки памяти (О.А. Андреева, Л.Н. Хромова).

Методы исследования - для достижения цели и решения задач были использованы следующие методы:

1) Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

2) Тестирование;

3) Наблюдение.

Теоретическая значимость исследования: состоит в том что в ней:

· исследовано понятие развития памяти с учётом возрастных особенностей младших школьников;

· определены методы, способствующие развитию памяти в учебной деятельности;

· выявлено, что обучение продуктивному запоминанию является основой развития памяти в младшем школьном возрасте

Раздел I Теоретический анализ проблемы развития памяти в младшем школьном возрасте

1.1 Общее понятие о памяти: физиологическая основа и виды памяти

В научной психологии проблема памяти является «ровесницей психологии как науки” (П.П. Блонский).

Память человека можно определить как психофизические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В этом легко убедиться, если обратить свое внимание на людей, страдающих серьезными расстройствами памяти. Память есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита у человека.

В целом, память человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта. Возбуждения, идущие от внешних и внутренних раздражителей в мозг, оставляют в нем «следы», которые могут сохраняться долгие годы. Эти «следы» (комбинации нервных клеток) создают возможность возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызывающий, отсутствует.

На основе этого человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести свои ощущения, восприятия каких-либо предметов, мыслей, речи, действий.

Иными словам память - это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образование того, что когда-то произвело на нас впечатление.

Физиологической основой памяти является образование временных нервных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей (Н.П.Павлов). Исследования последних лет, проводящиеся на нейрофизиологическом и биохимическом уровнях, позволяют выделить две фазы в построении связей. В первой – лабильной фазе сохранение следа происходит благодаря ревербации нервных импульсов. В ходе второй – стабильной фазы сохранение следа осуществляется за счет изменений, возникающих на основе первой фазы: согласно различным данным, такими изменениями являются или рост протоплазматических нервных отростков или изменения в синоптических окончаниях, в свойства клеточных мембран или в составе рибонуклеиновых кислот клетки.

Виды памяти и их особенности

В зависимости от способа хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. «Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз».

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Развитие памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Перед поступлением в школу и в первый период обучения у детей часто обнаруживаются трудности, на которые раньше родители не обращали особого внимания. Успехи вашего ребенка в школе во многом зависят от его памяти. Запоминать приходится не только то, что интересно, но и то, что нужно. В значительной степени прочность детской памяти зависит от понимания ребенком смысла того, что он учит, "ложится" ли новый материал на ранее изученный.

Заучивание по принципу "надо" не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребенка ярких образов и ассоциаций. Способность использовать логику при запоминании развивается с возрастом. В начальных классах, когда ребенок пересказывает какой-нибудь текст, не требуйте от него абсолютной точности сюжета. Главное, чтобы он смог разобраться, кто главный герой, когда происходит действие, с чего оно начинается и чем завершается.

"Давай выучим стишок к празднику!" - вряд ли взрослые, адресуя подобные реплики ребенку, понимают, какой сложный психический процесс они при этом запускают.

Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. Память, как способность запечатлевать и сохранять впечатления, дарована человеку с самого рождения, но владеть и управлять ею мы учимся всю жизнь. На протяжении детства ребенок начинает последовательно вступать в права владения собственной памятью. Раньше всего дети сохраняют в памяти выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах.

Для записи информации в память необходимо уметь осуществлять ее перевод в образную форму. Для извлечения же информации необходима "ниточка", за которую ее можно было бы вытаскивать. Таким инструментом – «ниточкой» являются ассоциации. Ассоциация - это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других. Например, вспомнили про праздник Новый Год - и сразу в сознании всплыли представления о елке и Снегурочке с Дедом Морозом.

В то же время, чтобы воспоминания кратковременной памяти перешли на длительное хранение, т.е. в долговременную память, они должны подвергнуться специальной обработке - структурированию и упорядочиванию. Подобный процесс передачи невозможен без участия в нем мыслительных операций. Первичная обработка по систематизации и классификации запоминаемых объектов происходит с помощью операций установления сходства и различий, при обязательном участии эмоциональной сферы. Это обеспечивает деление информации на категории и облегчает ее извлечение из памяти.

В связи с этим работа по тренировке долговременной памяти должна начинаться с необходимости развития у детей умения сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

Важным моментом в развитии памяти в дошкольном возрасте становится то, что она начинает занимать существенное место в развитии личности ребенка. Ребенок начинает помнить самого себя. Дошкольник все чаще обращается к взрослым с такого рода просьбами: "Расскажи, какой я был, когда был маленьким", и такого рода вопросами: "А помнишь, вчера ты сказал..." Растущему ребенку важно и интересно улавливать связь между прошлым и настоящим. Так происходит развитие его памяти и становление его внутреннего мира.

Виды памяти

Двигательная память обнаруживает себя уже в младенчестве, когда малыш начинает схватывать руками предметы, учится ползать, ходить. В дошкольном возрасте работа двигательной памяти становится все более сложной. Занятия спортом, танцами, игрой на музыкальных инструментах предполагают умения ребенка запоминать, сохранять и воспроизводить в определенном порядке все более сложные движения.

Эмоциональная память хранит впечатления об отношениях и контактах с окружающим, предостерегает от возможных опасностей или же, наоборот, подталкивает к действиям.

Например, если вдруг ребенок обжегся о горячую кастрюлю или был исцарапан кошкой, то полученные впечатления могут ограничивать его любопытство в будущем лучше всяких запретительных слов взрослых.

Особенно богата детская память образами отдельных конкретных объектов, когда-то воспринятых ребенком: вкус мороженого, запах мандаринов, звуки музыки, мягкая на ощупь шерстка кошки. Это образная память - память на то, что воспринимается при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. Поэтому образную память подразделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную. В связи с тем, что у человека наиболее важное значение имеют зрение и слух, лучше всего обычно развиты зрительная и слуховая память.

У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти - эйдетическая память. Ее называют иногда фотографической памятью: ребенок, словно фотографируя, очень быстро, ярко, четко запечатлевает в памяти определенные объекты и потом легко может их вспомнить до мелочей, он как бы снова видит их и может описать во всех подробностях.

Словесная память - память на информацию, представленную в словесной форме, - развивается у дошкольника параллельно с развитием речи. Задачу припоминания слов взрослые начинают ставить перед детьми уже в раннем детстве. Они спрашивают у ребенка названия отдельных предметов, имена людей, которые находятся с ним рядом. Такое припоминание важно, прежде всего, для развития общения и отношений ребенка с другими людьми. В младшем дошкольном возрасте ребенок особенно хорошо запоминает стихи, песенки и потешки, то есть те словесные формы, которые имеют определенную ритмичность, звучность. Их смысл ребенку может быть не совсем понятен, но они прекрасно запечатлеваются в памяти именно благодаря внешнему звуковому рисунку, к которому ребенок очень чувствителен. Запоминание литературных произведений - сказок, стихотворений - в старшем дошкольном возрасте происходит через развитие сопереживания их героям, а также благодаря осуществлению мысленных действий с персонажами.

Малыши лучше запоминают стихотворения, в которых они могут прямо поставить себя на место действующего лица. Средние и старшие дошкольники лучше запоминают стихи с помощью активных игровых или мысленных действий.

Для старших дошкольников становятся доступны и элементы логического запоминания , которое основывается не на дословном, механическом воспроизведении материала, а на определенных схваченных ребенком нормах изложения. Этот вид памяти проявляется обычно при запоминании понятного детям содержания. Например, пересказывая сказку, дети могут, не нарушая последовательности изложения материала, упускать какие-то подробности или добавлять свои. Так, если обучать старших дошкольников тому, как осуществлять выбор картинок к слову, чтобы потом по картинкам припомнить слова, то дети постепенно усваивают такие приемы логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка.

Детская память удивительно пластична. Стишки, песенки, реплики героев фильмов и мультфильмов, незнакомые иностранные слова, кажется, словно "прилипают" к ребенку. Ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Он запоминает то, на что обращено его внимание, что произвело на него впечатление, что было интересно. Это непроизвольная память. При простом рассматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему дается какое-либо задание.

В возрасте четырех-пяти лет начинает складываться произвольная память , которая предполагает, что ребенок заставляет себя запомнить что-то с помощью воли.

Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением складываются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.

При плохой памяти родителям следует особо внимательно относиться к отбору материала, предлагаемого ребенку для заучивания. Надо постараться минимизировать его объем, добиваясь не дословного запоминания, а общего понимания. В тех случаях, когда все же требуется дословное заучивание, нужно проводить его маленькими порциями, добиваясь полного выучивания каждой такой порции, прежде чем переходить к следующей. Например, заучивая стихотворение, удобно учить его по одному четверостишию (не пытаясь повторять все стихотворение целиком). Однако перед началом выучивания нужно подробно разобрать с ребенком развитие сюжета, чтобы впоследствии четверостишия не менялись местами.