Лучшие уроки по русскому языку. Лекции по русскому языку
Тощакова Татьяна Васильевна
Учебное заведение:
МБОУ Судиславская СОШ
Краткое описание работы:
Согласно рабочей программе по русскому языку это первый урок по теме: «Категория состояния как часть речи», на изучение которой отводится 3 часа. Так как это первый урок, то целесообразно было выбрать традиционную форму урока с технологией речевого критического мышления. При планировании данного урока мной были учтены возможности и психологические особенности моего класса. Особое внимание старалась уделять логической связи между этапами урока. На уроке соблюдались принципы научности, наглядности, доступности, систематичности и последовательности.
Кочнева Мария Владимировна
Учебное заведение:
МБОУ "СШ №4" г.Касимов Рязанская область
Краткое описание работы:
«Занимательный русский язык» - Викторина по русскому языку для детей 1- 2 классов.
Прививает любовь к родному языку; закрепляет знания и умения, полученные на уроках; формирует навык чтения и интерес к русскому языку как к учебному предмету.
Горбачева Татьяна Евгеньевна
Учебное заведение:
МБОУ СОШ № 52 города Брянска
Краткое описание работы:
Цель урока: дать понятие о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково.
Задачи урока:
а) образовательные: дать знания учащимся о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; развивать орфографическую зоркость; развивать каллиграфию; обогащать словарный запас учеников
Рахмешова Акслу Бакытжановна
Учебное заведение:
СОШ №10 имени А.Байтурсынова города Уральска
Краткое описание работы:
Это 8 урок раздела «Мы выбираем спорт». Учащимся знакомы многие виды спорта, чемпионы и призеры олимпийских игр, чемпионатов мира из Казахстана. Учащиеся знакомы со стилистическими особенностями текстов, на основе характерных признаков могут определить тип текста. Умеют ставить вопросы низкого и высокого порядка и отвечать на них.
Нестеренко Елена Васильевна
Учебное заведение:
МБОУ Ефремкинская СШ№8
Краткое описание работы:
Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»Задачи: 1.Обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; 2.Развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.3. Воспитывать бережное отношение к природе.Планируемые результаты: учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова; видеть орфограмму в слове; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Как написать конспект урока русского языка
- Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога.
- В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д.
- Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
- Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год . Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
- Тщательно прописываем конспект урока по плану :
- Тема урока.
- Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
- Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
- Ход урока (сценарий):
а) Организационный момент (2 мин.)б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).д) Введение в тему урока (2 мин.)е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)ж) Задание на тему урока (5 - 7 мин.)з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
- Перед вами готовый конспект урока . Но карточки , которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы .
- И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.
Разработка представляет собой урок русского языка и словесности по теме "Драгоценные частицы".
Тип урока: обобщение знаний. Данный урок построен на литературном материале, связанном с творчеством Н.В. Гоголя.
Дидактический материал, использованный на уроке, способствует развитию орфографической зоркости, речевых навыков, развитию мышления, а также воспитывает любовь к русскому слову, к родному языку.
Через художественное слово Гоголя, через произведения живописи урок способствует формированию культуроведческой компетенции.
Прилагается презентация, позволяющая учителю создать условия для творческого подхода к изучению темы.
Урок исследовательского типа, направленный на совершенствование знаний, умений, навыков учащихся 7 класса.
Цели и задачи урока:
- дать представление о том, что такое народные приметы; рассказать о роли примет в жизни наших предков; способствовать воспитанию интереса к истории и культуре русского народа, отражённым в языке;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся; дать представление о роли наречий в языке и речи; формировать / совершенствовать навык правильного написания и употребления наречий; развивать навыки написания сочинения и участия в коллективной проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Целевая аудитория: для 7 класса
В основе урока лежит метапредметный подход к подаче учебного материала. Связующим элементом между этапами урока является чтение учащимися виртуальной энциклопедии, созданной средствами программы PowerPoint.
Сегодня школьники имеют доступ к разнообразной информации в сети Интернет, но мало знают о деятельности выдающихся учёных и деятелей искусства. В целях расширения кругозора пятиклассников изучение темы «Морфемный разбор слова» представлено в виде путешествия по страницам энциклопедии в сопровождении выдающихся учёных, которые помогают учащимся вывести и сформулировать «законы» морфемики, оценить собственные достижения.
ИКТ позволяют сделать подачу материала интересной, презентабельной; делают энциклопедическую информацию доступной (на уроке учитель, к сожалению, не может на парту каждого ученика положить энциклопедию); помогают организовать физминутку.
Урок «Законы морфемики» позволит учащимся не только повторить и систематизировать полученные знания о строении слова, но и поможет пятиклассникам посмотреть на науку о языке в системе других научных дисциплин.
Умение работать со словарём нередко является залогом успеха ученика при подготовке к выпускным экзаменам, олимпиадам, в школьной исследовательской деятельности.
Цель предлагаемого урока: дать представление о лексикографии как о разделе прикладного языкознания; формировать навык работы с разными типами словарей; развивать внимание к слову; воспитывать интерес и любовь к родному языку.
Данный урок может быть проведён в рамках изучения лексикологии, при повторении изученного материала в начале или в конце года, на занятиях, посвящённых подготовке к олимпиадам, поскольку вопросы по лексикографии являются традиционными на олимпиадах разных уровней.
Использование на уроке мультимедийных материалов (разработанных электронных словников, статей редких словарей) позволит повысить эффективность обучения, так как фонд словарей в школе характеризуется зачастую небольшим количеством книг.
Целевая аудитория: для 5 класса
Урок повторения и закрепления знаний об обособленных членах предложениях.
На уроке повторяются условия постановки знаков препинания при обособленных членах предложения. Идёт наблюдение над тем, как используются их экспрессивные свойства в речи. Проводится работа с текстом, творческая работа, тест, беседа о маринистах и их работах (Айвазовский).
Целевая аудитория: для 8 класса
1. Познавательные:
а) обобщить и систематизировать знания о написании НЕ с различными частями речи;
б) познакомить с формами проектной деятельности.
2. Практические:
а) закрепить навыки написания НЕ с различными частями речи;
б) формировать умение определять с помощью опорной схемы условия выбора слитного и раздельного написания НЕ со словами.
3. Общепредметные:
а) воспитывать:
- интерес к предмету;
- языковую личность, владеющую разными видами компетенций;
б) развивать логическое мышление, навыки речевой деятельности, разные виды памяти;
в) формировать умение самостоятельно выполнять задание.
Тема: Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении.
Цель урока: расширить и углубить общие сведения о русском языке, о его месте среди языков народов мира; дать понятие "мировые языки".
Ход урока
1.Орг. момент
2.Проверка домашнего задания
- Беседа:
Каким образом сложился современный русский язык?
Какой диалект выделился в 3 тысячелетии в индоевропейской языковой системе?
В какой язык трансформировался этот диалект?
На какие группы распался праславянский язык?
Когда была создана славянская азбука?
Когда и на основе какого языка сложился современный русский язык?
- Сочинение « Слово о русском языке »
Русский язык - один из богатейших языков мира, он имеет огромный лексический запас. Я очень люблю свой родной русский язык и считаю очень важным его изучение. Если мы посмотрим вокруг, то увидим много удивительных вещей, созданных умом и руками человека: радио, телефон, компьютер, автомобили, ракеты... Но самое мудрое, что создало человечество, - это язык.
Говорить могут все люди на Земле. Без языка невозможна жизнь как одного человека, так и всего общества, развитие искусства, науки. Значение языка отмечают русские пословицы. Например, "Человеческое слово стрелы острее".
Мне кажется, нет языка красивее и богаче русского. Это подтверждает К.Г. Паустовский: "Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык". И мы должны это всегда помнить. Надо хорошо знать свой язык. Изучение русского языка поможет нам лучше говорить и писать, выбирать самые нужные слова для выражения мысли. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться - учиться упорно и терпеливо.
3. На доске записаны слова А.Н.Толстого: "Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) - русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара". Учащиеся читают высказывание А.Н.Толстого.
Вопрос: " Сбылись ли пророческие слова А.Н.Толстого?"
- Какова тема нашего урока?
Каковы цели?
4.Запись темы и целей урока
5. Чтение истории
Всем понятный
Маленький чукча собирался в Артек. Он спросил отца: « Как же я буду говорить там с грузином? Ведь я же не знаю по-грузински ни слова». « Не беспокойся, - ответил отец, ты знаешь язык, который понятен грузину».
Маленький грузин тоже собирался в Артек. Он тоже спросил отца: « Как же я буду говорить там с латышом? Ведь я не знаю по-латышски ни слова». И ему ответил отец: « Не
беспокойся, ты знаешь язык, который понятен башкиру».
Вопрос. Как называется этот всем понятный в СНГ язык? (Русский язык)
Особенность русского национального языка состоит в том, что он является государственным языком в России и служит средством межнационального общения в нашем многонациональном государстве
6.Чтение слов Абая «Слова назидания»
7.Слова учителя
Сегодня русский язык – один из восточнославянских языков наиболее распространённых по количеству говорящих и по количеству стран языков мира, национальный язык русского народа, основной язык международного общения в Центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза, один из рабочих языков ООН. Является самым распространённым языков Европы
По данным ученых, в конце XX века в мире в той или иной мере владели русским языком свыше 250 миллионов человек. Русский язык вместе с английским, французским, испанским, китайским, японским является рабочим и официальным языком Организации Объединенных Наций. На нем написаны важнейшие международные договоры и соглашения, он используется на научных конференциях, в которых участвуют ученые разных стран. Русский язык. Мы можем гордиться работами великих людей, написанными на русском языке. Это произведения великой русской литературы, труды ученых, хорошо известных в других странах. Многие изучают русский язык, чтобы читать в оригинале произведения Пушкина, Достоевского, Толстого, Гоголя и других русских писателей.
Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. Богатство любого языка определяется, прежде всего, богатством словаря. Словарь В.И.Даля содержит более 200 тысяч слов.
Сообщение
Словарный запас великих мастеров художественного слова: Пушкин - более 21тысяч слов;
Есенин - 18 890 слов;
Сервантес - около 17 тысяч слов:
Шекспир - около 15 тысяч слов;
Гоголь - около 10 тысяч слов.
К.Г.Паустовский отмечал, что для всего существующего в природе - воды, воздуха, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Богатство языка.
Комплексный анализ текста.15-17 минут.
1.Работа с исходным текстом.
Учитель:
Нам уже привычно слышать, что наш язык – великий и могучий, что он, говоря словами М.Горького, "неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей».
2. Чтение текста учителем. (Приложение 1)
Активное слушание и выполнение задания:
Найти ключевые слова, в которых, на ваш взгляд, заключена основная мысль текста. (Ключевые слова в тексте подчеркиваются или выделяются )
Беседа по тексту .
1.О чем говориться в тексте?
3.Определить стиль текста? Обосновать свои ответы (свое мнение ).
3. Давайте ещё раз прочитаем внимательно текст и определим основную проблему.
Статья известного языковеда В.Г. Костомарова посвящена не собственно лингвистическим, а социальным проблемам. Задача автора - дать объяснение некоторых явлений и их оценку.
– Определите проблему данного текста. (Сложность выявления проблемы заключается в том, что в тексте может быть затронуто несколько проблем).
Я предлагаю вам несколько проблем, попробуйте найти те, которые автор поднимает в этом тексте. (Приложение 2)
- Засорение языка жаргонными словами – серьезная проблема.
- Изменение языка и его причины .
- Меры по преодолению негативных процессов, связанных с использованием языка.
- Современному человеку безразлично, что он говорит, какие слова использует.
- Процессы, происходящие в современном русском языке.
«Месиво проблем» - на доске выведены проблемы, ученики должны найти те, которые истинные.
(Их три. Но комментировать будем одну!) Выводятся на доску.
Вот основные проблемы, которые ставит языковед Костомаров в своей статье. Основные проблемы:
- изменение языка и его причины;
- процессы, происходящие в современном русском языке;
- меры по преодолению негативных процессов, связанных с использованием языка;
Будем говорить о первой проблеме.
- Какая это проблема? Дадим ей определение и аргументируем свой выбор.
(Социальная, актуальная, общественно значимая, острая, важная, главная и т.д.).
- Традиционна она или нова?
На что нацелила нас, читателей, данная проблема?
(глубоко задуматься…, по-иному посмотреть на …, переосмыслить своё отношение к …, заняться самовоспитанием, испытать потребность в чём-то…)
1) язык не может не изменяться, но это изменение должно происходить постепенно и вести к совершенствованию, а не к деградации языка;
2) в современном русском языке происходят слишком быстрые и, главное, чаще ненужные изменения;
3) специальный закон о языке не сможет изменить состояние дела, так как проблема коренится в болезнях общества;
4) язык отражает состояние общества, поэтому все негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе.
Тестовые задания по тексту.
1. Какое утверждение соответствует точке зрения автора, выраженной в тексте?
- Нужно оберегать язык от каких бы то ни* было изменений и сохранять его таким, каким он был в предшествующую эпоху.
- Негативные изменения в обществе ведут к негативным изменениям в языке.
- Нужно отмежеваться от предшествующей эпохи и создать совершенно новый язык.
2.Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 33-40?
- повествование
- описание
- рассуждение
- рассуждение и описание
3.Укажите значение слова ТЩЕТНЫЕ в предложении 23.
- бесцельные 3) старательные
- безуспешные 4) вредные
4.Из предложений 26-29 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
5. Среди предложений 2-11 найдите сложные, в состав которых входят односоставные безличные предложения. Напишите номера этих сложных предложений. 7,11
6. . «Статья известного языковеда В.Г. посвящена не собственно лингвистическим, а социальным проблемам. Задача автора - дать объяснение некоторых явлений и их оценку. При этом В.Г. Костомаров часто прибегает к вводным словам, выражающим его отношение к проблеме. Важную роль играют такие приёмы, как _9__ (например, в предложениях 36-37), _2__ (в предложениях 1-4).
Выразить же авторскую оценку явлений помогают такие лексические средства, как__6__(«сэндвичи», «ленчи», «дисплеи» в предложении 13),__5___(«поносить», «что ни говори», «бог знает что»), риторический вопрос и другие».
Список терминов:
1) метонимия
2) сравнение
3) диалектизмы
4) ирония
5) разговорные слова и фразеологизмы
6) заимствованные слова
7) литота
8) риторическое обращение
9) синтаксический параллелизм