Болезни Военный билет Призыв

Максим горький макар чудра читать краткое содержание. Анализ рассказа «Макар Чудра» (Горький)

Полный вариант 0,5 часа (≈7 страниц А4), краткое содержание 2-3 минуты.

Главные герои

Лойко Зобар, Радда, Данила

Рассказ Максима Горького о любви цыган в кратком пересказе напомнит Вам об основных моментах и смысле произведения.

Ночью у моря возле костра цыган Макар Чудра поведал писателю рассказ о вольных цыганах. Он давал совет остерегаться любви. Так как во время влюбленности люди теряют волю. Это подтверждала история, которую рассказал цыган.

Лойко Зобар был молодым цыганом. Его знали в Чехии, Словении и Венгрии. Он имел славу ловкого конокрада. Поэтому многие люди желали его убить. Его любовь была отдана коням. Деньги для него цены не имели. Он был способен отдать их любому, кому это было необходимо.

В Буковине остановился табор цыган. Данила-солдат имел дочь Радду. Она была неписанной красавицей. У девушки было очень много поклонников. Один богач осыпал ее деньгами, предлагал стать его женой. Однако девушка отвечала, что орлица не может жить в гнезде вороны.

Однажды в таборе появился Зобар. Он был необычайно красив и великолепен. Зобар начал играть на скрипке. Многие стали плакать. Девушка стала хвалить цыгана, его хорошую игру. Зобар сообщил, что скрипка выполнена из груди молодой девушки. Струны скрипки были сделаны из сердца этой девушки. Радда сказала, что люди лгут, говоря об умственных способностях Зобара, и отвернулась. Цыган поразился остроте языка Радды.

Зобар задержался в гостях у Данилы, лег у него спать. Утром цыган появился с завязанной на голове тряпкой. Наличие тряпки он объяснил тем, что его зашиб конь. Однако всем стало понятно, что это сделала Радда. И стали размышлять, стоит ли Зобар девушки.

Дела у табора в это время шли хорошо. И у Зобара тоже. Его мудрость была сравнима с мудростью старика. А от его игры на скрипке замирало сердце. Если бы молодой цыган захотел, за него бы все жизнь свою отдали, такую любовь все к нему испытывали. Лишь дочь Данилы его не любила. А Зобар влюбился в нее сильно. Окружающие молчали и смотрели, знали, что не следует лезть в эти отношения между молодыми людьми.

Молодой цыган исполнил песню. Все были в восторге, лишь его возлюбленная посмеялась. Отец девушки хотел наказать ее кнутом. Однако Зобар не дал этого сделать и попросил руки девушки у отца. Данила дал свое согласие. Зобар подошел к девушке и рассказал, что она покорила его сердце, и он возьмет ее замуж. Но имелось одно условие: девушка не должна была идти наперекор воле будущего мужа. Все решили, что Радда повиновалась. Девушка обвила кнут вокруг ног молодого цыгана, потом дернула. Цыган упал словно подкошенный. Радда же отошла и с улыбкой улеглась на траву.

Лойко Зобар и Радда

Молодой цыган скрылся в степи. Макар присматривал за ним, чтобы он ничего с собой не сделал в горячке. Однако Зобар только сидел не двигаясь в течении трех часов. Затем к нему подошла Радда. Цыган собирался ударить девушку ножом, но та приставила ко лбу Зобара пистолет и заявила, что хотела помириться и любит его. А также добавила, что воля ей милее Зобара. Девушка посулила цыгану жаркие ласки, но при одном условии. Зобар должен был перед всеми поклониться ей и поцеловать правую руку. Молодой цыган громко закричал, однако дал свое согласие.

При возвращении в табор Зобар сообщил старикам, что в его сердце больше нет места свободе и воле. Там отныне царствует Радда. Он принял решение выполнить ее желание, поклониться и поцеловать ее руку. И еще добавил, что собирается проверить, настолько ли крепкое сердце у девушки, как она говорит.

Никто не успел даже догадаться, а цыган вонзил в сердце девушки нож. Она вырвала его, закрыла рану волосами и сообщила, что ожидала такой смерти. Ее отец подобрал нож, который дочь отбросила в сторону, и, рассмотрев его, вонзил в спину Зобара, прямо в сердце. Так молодые люди умирали, лежа около друг друга.

История создания

Рассказ «Макар Чудра» был опубликован в тифлисской газете «Кавказ» от 12 сентября 1892 года. Впервые автор подписался псевдонимом Максим Горький. Этим рассказом начинается романтический период в творчестве писателя. К романтическим произведениям М. Горького можно отнести также: рассказ «Старуха Изергиль», «Песню о Соколе» и «Песню о Буревестнике», поэму «Девушка и смерть» и другие произведения писателя.

В одном из писем к А.П. Чехову Горький писал: «Право же, - настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучше, красивее. Обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала прикрашивать жизнь, и, как только она это начнет, - жизнь прикрасится, то есть люди заживут быстрее, ярче».

Название рассказа связано с именем главного героя. Макар Чудра - старый цыган, вдумчивый философ, знающий суть жизни, табор которого странствует по югу России.

Род, жанр, творческий метод

Цикл романтических произведений М. Горького сразу привлек к себе внимание критиков и читателей прекрасным литературным языком, актуальностью темы, интересной композицией (включение в повествование легенд и сказок). Для романтических произведений характерно противопоставление героя и действительности. Так построен и рассказ «Макар Чудра», жанровой особенностью которого является «рассказ в рассказе». Макар Чудра выступает не только в роли главного героя, но и в роли рассказчика. Такой художественный прием придает повествованию большую поэтичность и своеобразие, помогает в большей степени раскрыть представления о ценностях жизни, идеалы автора и рассказчика. Действие рассказа разворачивается на фоне бурлящего моря, степного ветра, тревожной ночи. Это атмосфера свободы. Рассказчик отводит себе роль мудрого созерцателя жизни. Макар Чудра - скептик, разочаровавшийся в людях. Много пожив и повидав, он ценит лишь свободу. Это единственный критерий, которым Макар мерит человеческую личность.

Тема

Тема романтических произведений писателя - стремление к свободе. О воле и свободе рассказывает и «Макар Чудра». В основу произведения положена поэтическая история любви Лойко и Радды, рассказанная Макаром Чудрой. Герои красивой легенды не могут сделать выбор между гордостью, вольнолюбием и любовью. Страсть к свободе определяет их помыслы и поступки. В результате оба погибают.

Идея

В небольшом по объему рассказе заложены идеи свободы, красоты и радости жизни. Рассуждения Макара Чудры о жизни свидетельствуют о философском складе ума старого цыгана: «Разве ты сам - не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому...». Макар Чудра говорит о стремлении к внутренней свободе, свободе без ограничений, так как только свободный человек может быть счастлив. Поэтому старый мудрый цыган советует собеседнику идти своим путем, чтобы не «загинуть.даром». Единственная ценность на земле - свобода, ради нее стоит жить и умереть, - так считают герои этого рассказа. Именно этим продиктованы поступки Лойко и Радды. В рассказе Горький выступил с гимном прекрасному и сильному человеку. Стремление к подвигу, поклонение силе, прославление свободы нашло отражение в рассказе «Макар Чудра».

Характер конфликта

Для старого цыгана самое главное в жизни - личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы. Его стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую рассказывает Макар Чудра. Молодые и красивые Лойко Зобар и Радда любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев. ,

Основные герои

В рассказе одним из основных героев является старый цыган Макар Чудра. Мудрость цыгана раскрывается через переданную им легенду о влюбленных Лойко и Радде. Он считает, что гордость и любовь несовместимы. Любовь заставляет смириться и покориться любимому человеку. Макар рассуждает о человеке и свободе: «Ведома ему воля? Ширь степная понятии? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб - как только родился, и все тут!» По его мнению, человек, рожденный рабом, не способен совершить подвиг. Макар восхищается Лойко и Радцой. Он полагает, что именно так должен воспринимать жизнь настоящий человек, достойный подражания, и что только в такой жизненной позиции можно сохранить собственную свободу. Как настоящий философ, он понимает: невозможно человека научить чему-нибудь, если он сам не захочет учиться, поскольку «всякий сам учится». Вопросом на вопрос отвечает он своему собеседнику: «А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? Нет, не можешь».

Рядом с Макаром присутствует образ слушателя, от лица которого ведется повествование. Этот герой занимает в рассказе не так уж много места, но для понимания авторской позиции, замысла и творческого метода значимость его велика. Он мечтатель, романтик, чувствующий красоту окружающего мира. Его видение мира вносит в рассказ романтическое начало, радость, дерзновенность, обилие красок: «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов; ...окружающая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева - безграничную степь, справа - бесконечное море...».

Безусловно, романтическое начало заключено в героях красивой легенды - молодых цыганах, с молоком матери впитавших дух вольной жизни. Для Лойко высшей ценностью является свобода, откровенность и доброта: « Он любил только коней и ничего больше, и то недолго - поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного - нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было». Радда настолько горда, что ее не может сломить любовь к Лойко: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя». Неразрешимое противоречие между Раддой и Лойко - любовью и гордостью, по мнению Макара Чудры, может разрешиться только смертью. И герои отказываются от любви, счастья и предпочитают погибнуть во имя воли и абсолютной свободы.

Сюжет и композиция

Путник встречает на берегу моря старого цыгана Макара Чудру. В разговоре о свободе, смысле жизни Макар Чудра рассказывает красивую легенду о любви молодой цыганской пары. Лойко Зобар и Радда любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе превыше всего на свете. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев. Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца.

Особенностью композиции этого рассказа является его построение по принципу «рассказ в рассказе»: автор в уста главного героя вкладывает романтическую легенду. Она помогает глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Лойко и Радда - идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться.

Другой особенностью композиции этого рассказа является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но в нем легко угадывается сам автор.

Художественное своеобразие

В романтических произведениях Горький обращается к романтической поэтике. В первую очередь это касается жанра. Легенды и сказки становятся излюбленным жанром писателя в этот период творчества.

Многообразна палитра изобразительных средств, которые использовал писатель в рассказе. «Макар Чудра» полон образных сравнений, точно передающих чувства и настроение героев: «... улыбка - это целое солнце», «Лойко стоит в огне костра, как в крови», «... сказала, точно снегом в нас кинула», «Он был похож на старый дуб, обожженный молнией...», «... зашатался, как сломанное дерево» и т.д. Особенностью рассказа является необычная форма диалога Макара Чудры и повествователя. В нем слышится только один голос - голос главного героя, и только из реплик этого одного говорящего мы догадываемся о реакции и ответных репликах его собеседника: «Учиться и учить, говоришь ты?» Такая своеобразная форма фраз служит автору для того, чтобы сделать свое присутствие в рассказе менее заметным.

Горький большое внимание уделяет речи своих героев. Так, например, Макар Чудра по цыганской традиции перебивает свой рассказ обращением к собеседнику, называя его соколом: « - Эге! Было, сокол...», « - Вон он какой был, сокол!..», « - Вот она какова была Радда, сокол!..», «Так-то, сокол!..» В обращении «сокол» мы видим образ, близкий цыганскому духу, образ свободной и смелой птицы. Чудра свободно видоизменяет некоторые географические названия тех мест, по которым кочевали цыгане: «Галичина» - вместо Галиция, «Славония» -- вместо Словакия. В его рассказе часто повторяется слово «степь», так как степь была основным местом жизни цыган: «Плачет девушка, провожая добра молодца! Добрый молодец кличет девушку в степь...», «Ночь светлая, месяц серебром всю степь залила...», «На всю степь гаркнул Лойко...».

Автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только «влажный, холодный ветер» разносит «по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов». Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Вообще в природе Горький любит все сильное, порывистое, беспредельное: беспредельную ширь моря и степи; бездонное синее небо, то игривые, то сердитые волны, вихрь, грозу с ее раскатистым грохотом, с ее сверкающим блеском.

Характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

Значение произведения

Роль М. Горького в литературе XX в. трудно переоценить. Его сразу заметили JI.H. Толстой и А.П. Чехов, В.Г. Короленко, одарив молодого автора своим дружеским расположением. Значение художника-новатора было признано новым поколением писателей, широкой читательской массой, критикой. Произведения Горького всегда находились в центре полемики между сторонниками разных эстетических направлений. Горького любили люди, чьи имена внесены в священный список создателей русской культуры.

Истоки романтических произведений будто ясны. Отсутствующее в реальности воспето в легендах. Не совсем так. В них писатель вовсе не отказался от главной для себя сферы наблюдений - за противоречивой человеческой душой. Романтический герой включен в среду несовершенных, а то и трусливых, жалких людей. Мотив этот усилен от лица сказителей, которых слушает автор: цыгана Макара Чудры, бесса-рабки Изергиль, старика татарина, передающего сказание «Хан и его сын», крымского чабана, поющего «Песню о Соколе».

Романтический герой впервые задуман как спаситель людей от их же слабости, никчемности, сонного прозябания. О Зобаре сказано: «С таким человеком ты и сам лучше становишься». Вот почему возникают образы-символы «огненного сердца», полета, битвы. Величавые сами по себе, они еще укрупнены «участием матери-природы». Она украшает мир голубыми искрами в память о Данко. Реальное море внимает «львиному реву» легендарных волн, несущих призыв Сокола.

Встреча с небывалой гармонией чувств и деяний зовет к постижению сущего в каких-то новых измерениях. Таково подлинное влияние легендарного героя на личность. Об этом нужно помнить и не подменять содержание романтических произведений Горького однозначным призывом к социальному протесту. В образах Данко, Сокола, как и в гордых возлюбленных, молодой Изергиль, воплощены духовный порыв, жажда красоты.

Горького больше волновали раздумья, каков есть и каким должен стать человек, чем тот реальный путь, который лежит к будущему. Грядущее рисовалось полным преодолением исконных духовных противоречий. «Верю, - писал Горький И.Е. Репину в 1899 г., - в бесконечность жизни, а жизнь понимаю как движение к совершенствованию духа. Нужно, чтобы интеллект и инстинкт слились в гармонии стройной...» Жизненные явления воспринимались с высоты общечеловеческих идеалов. Потому, видимо, Горький сказал в том же письме: «...я вижу, что никуда не принадлежу пока, ни к какой из наших «партий». Рад этому, ибо - это свобода».

Рассказ «Макар Чудра» - произведение Горького, опубликованное в 1892 году в газетном издательстве «Кавказ». Немного ниже будет представлено его краткое содержание. Макар Чудра - это герой произведения, который рассказывает одну роковую и очень романтичную историю о вольных цыганах. По мотиву этого рассказа в 1976 году была снята замечательная мелодрама режиссера Эмиля Лотяну под названием «Табор уходит в небо».

Горький, «Макар Чудра». Краткое содержание произведения

Итак, седой цыган Макар Чудра сидит поздним вечером возле костра, а рядом плещется море. Ему хочется рассказать одну удивительную историю своему собеседнику, который очень внимательно принялся его слушать. Макар Чудра краткое содержание своего рассказа начал с того, что от любви человеку нужно беречься, так как влюбленный человек теряет волю.

И в подтверждение этих слов он рассказывает о том, что жил когда-то молодой цыган, красивый, гордый и горячий, Лойко Зобар. Многие местные народы знали его как конокрада и желали убить его. Но он ценил совсем не деньги, которые раздавал всем, кто нуждался, а лошадей, которых любил больше жизни.

Радда

Вот так интригующе завернул сюжет писатель Горький. «Макар Чудра» (краткое содержание) продолжается тем, что как-то раз в Буковине расположился цыганский табор. У одного из цыган, Данилы-солдата, была очень красивая дочь по имени Радда. Она разбила не одно мужское сердце. Один богатый барин готов был бросить все к ее ногам. Он мечтал взять ее в жены. Но она отказала ему, ответив тем, что орлице нет места в вороньем гнезде.

Максим Горький, «Макар Чудра». Краткое содержание (продолжение)

Однажды к ним в табор приехал Зобар. Красив он был, усы его легли на плечи и переплелись с длинными кудрями, глаза горели как «ясные звезды», улыбка была как «целое солнце». Весь он и конь его как будто бы выкованы были из железа. Когда он брался играть на скрипке, то многих пробивала слеза. Радда похвалила Зобара, а тот ответил ей, что его скрипка сотворена из груди молодой девицы, а струны свиты из ее сердца. Радда ухмыльнулась, сказав, что люди врут, когда говорят, что Зобар умен. И тот удивился остроумию прекрасной девушки.

Роковая любовь

Дальше становится еще интереснее краткое содержание. Макар Чудра продолжал свой рассказ тем, что Зобар остался ночевать у Данилы, а утром все его увидели с перевязанной головой. Он сказал, что это его конь зашиб. Однако всем стало понятно, что это Радда. Лойко остался жить в таборе, он был умным и мудрым, и если бы захотел, то за него бы люди жизнь отдали. Вот только Радда над его любовью к ней все время издевалась. А он полюбил ее крепко и жизни без нее не представлял. Но окружающие понимали, что если два камня друг к другу катятся, то между ними становиться нельзя - искалечат.

Последняя песня Зобара

И вот в очередной раз затянул свою грустную песню Зобар. Об этом печально повествует краткое содержание "Макар Чудра". Все были в восторге, и только одна Радда опять посмеялась над ним. Отец Данило хотел ее отхлестать кнутом за такое поведение, но Зобар запретил и попросил руки его несносной дочери. Отец согласился и сказал: «Коли сможешь, бери!» Зобар сказал, что берет ее в жены и что она обязана будет подчиниться его воле, а она в ответ сбила его с ног кнутом. Зобар убежал в степь и просидел неподвижно долгое время. И тут сама Радда пришла к нему. Цыган хотел ударить ее ножом, но она успела приставить к его виску пистолет и стала обещать жаркие ласки, если он поклонится перед всеми ей в ноги и поцелует руку. Лойко громко вскрикнул на всю степь, но дал согласие на ее условия. Вот и подошло к концу краткое содержание. Макар Чудра уже завершал свой рассказ.

Смерть слаще неволи

Зобар вернулся в табор и сказал всем, что у него в душе нет больше той свободы, одна Радда там живет. Все и догадаться не успели, как он выхватил нож и вонзил в сердце Радды. Она же, вырвав нож из своей груди, прошептала, что знала, какая смерть ей уготована. Обезумевший отец девушки Данило подобрал нож и воткнул прямо в спину Зобара, и тот рухнул к ногам умирающей гордой цыганки.

На этом и закончил Макар Чудра краткое содержание своего рассказа. Его собеседник потом еще долго не спал, так поразила его эта история. Он смотрел на небо и на море и представлял себе, как за гордой красавицей Раддой плывет Зобар и все никак не может с ней поравняться.

Романтическая ночь у моря, горит костёр, старый цыган Макар Чудра рассказывает писателю историю про вольных цыган. Макар советует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю. Подтверждением этого является быль, рассказанная Чудрой.

Был на свете Лойко Зобар, молодой цыган. Венгрия, Чехия и Словения знали его. Ловкий был конокрад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать каждому, кто нуждался.

В Буковине стоял цыганский табор. У Данилы-солдата была дочь Радда - красавица, словами не сказать. Много сердец разбила Радда. Один магнат любые деньги кидал к её ногам, просил выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньём гнезде.

Однажды в табор приехал Зобар. Красивый он был: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце. Точно его ковали из одного куска железа с конём.» Заиграл он на скрипке, и многие заплакали. Радда похвалила скрипку Зобара, хорошо он играет. А тот ответил, что скрипка его сделана из груди молодой девушки, а струны из её сердца свиты. Радда отвернулась, сказав, что врут люди, когда говорят об уме Зобара. Подивился тот острому языку девушки.

Зобар загостил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повязанной на голове, сказал, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда, подумали, что разве не стоит Лойко Радды? «Ну, уж нет! Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, всё равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!»

Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, как старик, а на скрипке играл так, что сердце замирало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отдавали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил её крепко. Окружающие смотрели только, знали, «коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя - изувечат».

Однажды спел Зобар песню, всем она понравилась, только Радда посмеялась. Данило хотел проучить её кнутом. Но Лойко не позволил, попросил отдать её ему в жены. Данило согласился: «Да возьми, коли можешь!» Лойко подошёл к Радде и сказал, что полонила она его сердце, что берёт он её в жены, но она не должна перечить его воле. «Я свободный человек и буду жить так, как хочу». Все подумали, что смирилась Радда. Она обвила кнутом ноги Лойко, дёрнула, и упал Зобар как подкошенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь.

Убежал в степь Зобар, а Макар за ним следил, как бы парень над собой что не сделал сгоряча. Но Лойко лишь сидел неподвижно три часа, а потом к нему пришла Радда. Лойко хотел ударить её ножом, но она приставила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. А ещё сказала Радда, что волю любит больше, чем Зобара. Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согласится перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать правую руку, как у старшей. Крикнул Зобар на всю степь, но согласился на условия Радды.

Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в своё сердце и не увидел там прежней вольной жизни. «Одна Радда там живёт». И он решил исполнить её волю, поклониться ей в ноги, поцеловать её правую руку. И ещё сказал, что проверит, такое ли у Радды крепкое сердце, как она хвалится.

Все и догадаться не успели, а он воткнул в её сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож, заткнула рану своими волосами и сказала, что ждала такую смерть. Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину Лойко, прямо против сердца. Лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног её раскинулся умирающий Лойко.

Писателю не спалось. Он смотрел на море, и, казалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывёт Лойко Зобар. «Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

Год написания:

1892

Время прочтения:

Описание произведения:

Рассказ Макар Чудра написал известный русский писатель Максим Горький в 1892 году. Это произведение относится к романтическому направлению, и является одним из ранних в этом жанре Горького. Интересно, что композиция этого произведения характеризуется, как "рассказ в рассказе".

В рассказе Макар Чудра Горький открывает читателю мир легенд, сказок и всяких иносказаний. Героями представляются замечательные, отчаянные люди, которые любят свободу и горды. Главный же герой рассказа - Макар Чудра - старый умный цыган, для которого самое важное в жизни свобода.

Читайте ниже краткое содержание рассказа Макар Чудра.

Романтическая ночь у моря, горит костёр, старый цыган Макар Чудра рассказывает писателю историю про вольных цыган. Макар советует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю. Подтверждением этого является быль, рассказанная Чудрой.

Был на свете Лойко Зобар, молодой цыган. Венгрия, Чехия и Словения знали его. Ловкий был конокрад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать каждому, кто нуждался.

В Буковине стоял цыганский табор. У Данилы-солдата была дочь Радда - красавица, словами не сказать. Много сердец разбила Радда. Один магнат любые деньги кидал к её ногам, просил выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньём гнезде.

Однажды в табор приехал Зобар. Красивый он был: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце. Точно его ковали из одного куска железа с конём.» Заиграл он на скрипке, и многие заплакали. Радда похвалила скрипку Зобара, хорошо он играет. А тот ответил, что скрипка его сделана из груди молодой девушки, а струны из её сердца свиты. Радда отвернулась, сказав, что врут люди, когда говорят об уме Зобара. Подивился тот острому языку девушки.

Зобар загостил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повязанной на голове, сказал, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда, подумали, что разве не стоит Лойко Радды? «Ну, уж нет! Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, всё равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!»

Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, как старик, а на скрипке играл так, что сердце замирало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отдавали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил её крепко. Окружающие смотрели только, знали, «коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя - изувечат».

Однажды спел Зобар песню, всем она понравилась, только Радда посмеялась. Данило хотел проучить её кнутом. Но Лойко не позволил, попросил отдать её ему в жены. Данило согласился: «Да возьми, коли можешь!» Лойко подошёл к Радде и сказал, что полонила она его сердце, что берёт он её в жены, но она не должна перечить его воле. «Я свободный человек и буду жить так, как хочу». Все подумали, что смирилась Радда. Она обвила кнутом ноги Лойко, дёрнула, и упал Зобар как подкошенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь.

Убежал в степь Зобар, а Макар за ним следил, как бы парень над собой что не сделал сгоряча. Но Лойко лишь сидел неподвижно три часа, а потом к нему пришла Радда. Лойко хотел ударить её ножом, но она приставила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. А ещё сказала Радда, что волю любит больше, чем Зобара. Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согласится перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать правую руку, как у старшей. Крикнул Зобар на всю степь, но согласился на условия Радды.

Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в своё сердце и не увидел там прежней вольной жизни. «Одна Радда там живёт». И он решил исполнить её волю, поклониться ей в ноги, поцеловать её правую руку. И ещё сказал, что проверит, такое ли у Радды крепкое сердце, как она хвалится.

Все и догадаться не успели, а он воткнул в её сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож, заткнула рану своими волосами и сказала, что ждала такую смерть. Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину Лойко, прямо против сердца. Лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног её раскинулся умирающий Лойко.

Писателю не спалось. Он смотрел на море, и, казалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывёт Лойко Зобар. «Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

Вы прочитали краткое содержание рассказа Макар Чудра. Представляем вашему вниманию также раздел Краткие содержания , где вы сможете прочитать другие изложения популярных писателей.