Болезни Военный билет Призыв

Максимально возможная степень окисления серы. Степень окисления. Валентные возможности фосфора

Цели:

1. Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1985-1991 годах.
2. Подвести учащихся к пониманию итогов политики «нового мышления».
3. Продолжить формирование умений самостоятельно работать с документами, текстом учебника, анализировать, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы.

Оснащение:

Учебник по истории России XX - начало XXI века для 9 класса, авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт.

Экспериментальное учебное пособие Е.Саплиной, В. Сорокина, И. Уколовой «Трудные пути к демократии»,

Политическая карта мира, атласы по истории России,

Презентация к уроку (

Раздаточный материал для учащихся.

Оформление доски:

Цитата на доске: «Суть перестройки в том, что она соединяет социализм и демократию, теоретически и практически восстанавливает ленинскую концепцию социалистического строительства…

Поэтому больше социализма, больше демократии. Мы будем идти к лучшему социализму…»

М.С.Горбачёв

Портрет М.С.Горбачёва.

Хроника событий:

1990 - М.С.Горбачёву единогласным решением Нобелевского комитета присуждена Нобелевская премия мира.

Данный материал может демонстрироваться через эверхедпроектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания с целью актуализации опорных знаний учащихся по теме «Политика гласности: достижения и издержки». Слайд №1 .

Учитель сообщает: На XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года М.С.Горбачёв в своём новаторском докладе произнёс три ключевых слова - «перестройка», «ускорение», «гласность».

Фронтальный опрос:

Дайте определение перестройки.
-Чем она была вызвана?
-Что обозначает понятие «ускорение»?
-Что такое гласность?

Соотнесите события и даты.

XIX партийная конференция, 1 съезд народных депутатов СССР, распад СССР, начало экономических реформ, разработка программы «500» дней, введение поста Президента СССР.

1989,1991,1988,1990,1990,1987.

XIX партконференция – 1988,

Выборы 1 съезда народных депутатов СССР – 1989,

Распад СССР – 1991,

Начало экономических реформ – 1987,

Разработка программы «500 дней» –1990.

Введение поста Президента СССР – 1990.

По выбору учителя можно организовать самоопрос учащихся по теме домашнего задания, что даёт возможность большему количеству учащихся принимать участие в обсуждении проблемы и выступлений товарищей.

3. Изучение нового материала. Слайд №4:

План изучения темы:

1. Новое политическое мышление.
2. Восток-Запад. Начало разоружения.
3. Разблокировка региональных конфликтов.
4. Распад социалистической системы.
5. Итоги политики «нового мышления».

Учитель сообщает тему урока, план изучения темы, напоминает о необходимости использовать специальную терминологию при рассмотрении проблемы, поясняет учебную задачу для учащихся: по ходу работы на уроке заполнить таблицу «Итоги внешней политики».

Позитивные изменения

просчёты

Работа со словарем раздаточного материала: «холодная война», биполярный мир, «третий мир», НАТО, ОВД, СЭВ, «социалистический лагерь», «бархатные» революции, диалектика нового мышления, пролетарский интернационализм.

Параллельно идёт демонстрация слайдов презентации.

Изучение нового материала начинается с перечисления признаков «холодной войны».

Учащиеся называют гонку вооружений, биполярность

(раскол) мира, создание военно-политических блоков, наличие локальных конфликтов.

Учитель сообщает: Руководителем внешнеполитического ведомства был Э.А. Шеварнадзе.

Министр иностранных дел СССР
Эдуард Амбросьевич Шеварнадзе

Родился в 1928 году в высокогорном селе Мамати Чохатаурского района. С 1957г. по 1961 – первый секретарь ЦК комсомола Грузии. С 1965 по 1972 – министр внутренних дел Грузии. В 1972г. становится первым секретарем ЦК компартии Грузии. Приобрел славу неординарного руководителя. В 1985 году Э.А. Шеварнадзе назначается на должность министра иностранных дел СССР, заменив Андрея Андреевича Громыко, продержавшегося на этой должности 28 лет. Член Политбюро ЦК КПСС в 1985-90.

(по желанию можно заранее поручить ученику подготовить краткий исторический портрет Э.А.Шеварнадзе ).

Учитель продолжает: В начале перестройки появляется новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление».

Суть этой концепции раскрывается с помощью

«Новое политическое мышление – это взгляд на мир через человека, его интересы. Я страстно желал, чтобы мы разговаривали с моими зарубежными коллегами как люди, у которых есть общие заботы».
Э.А.Шеварнадзе

Основные направления внешней политики:

  • Нормализация отношений Восток – Запад
  • Разблокирование региональных конфликтов
  • Установление тесных экономических и взаимовыгодных контактов между странами

«Новое политическое мышление»

  • Отказ от вывода о расколе мира
  • Признание мира целостным и неделимым
  • Отказ от силовых методов
  • Отказ от принципов пролетарского интернационализма

Раскрывая 2-й вопрос темы, учитель предлагает охарактеризовать отношения СССР-Запад с помощью учебного пособия «Хроника событий» с.137-138

СССР и США: начало разоружения

  • Ежегодные встречи на высшем уровне
  • Подписание договора об уничтожении ракет средней и меньшей дальности
  • Соглашение об ОСНВ-1

Почему мирные инициативы М.С.Горбачёва по-разному встретили американцы и советские люди?

Рассматривая третий вопрос темы, учащиеся вспоминают, какие локальные конфликты происходили?

Решение региональных конфликтов

1989г. – завершение вывода советского воинского контингента из Афганистана

1989г. ВизитМ.С. Горбачёва в Китай

1991г. – Мадридское соглашение по арабо-израильскому конфликту

Учащиеся знакомятся с материалом «Афганская война» с.141-142 пособия (приложение №3).

С помощью учебника (с.349) учащиеся называют события, характеризующие разблокировку региональных конфликтов, и делают вывод.

Какие страны входили в социалистический лагерь? Учащиеся показывают их на карте.

Учащиеся анализируют документы в пособии с.144-145 «Прощай, Восточная Европа!»

Распад социалистической системы

1989-1990гг. - вывод советских войск из Восточной Европы

1990г. - согласие на объединение Германии

1991г.- роспуск СЭВ и ОВД

Учащиеся обсуждают стихотворение А.Бекетова «Аж башни под рубинами…» с.146 в пособии (приложение №5).

Как вы понимаете строки поэта «и рабство тает медленно, как лёд в колымской заводи»?

Выводы по теме учащиеся делают с помощью записей, которые они вели в течение урока. Можно использовать записи таблицы «Итоги внешней политики».

Вывод учащихся:

Сложившаяся международная ситуация заставила российское руководство отказаться от старых методов взаимодействия и выработать новую концепцию.

Учитель знакомит с различными мнениями очевидцев перестройки во внешней политике.

Критики: подрывало устои обороноспособности страны

Реформисты:

Национальная безопасность обеспечивается не грудами оружия, а радикальными реформами.

Учитель интересуется мнением учащихся.

4. Рефлексия.

- Учитель проводит проверку работы со словарём. Устный опрос.

Покажите на примерах, каким образом внешняя политика СССР в период перестройки отражала особенности внутренней политики?

§52, работа на контурной карте:

  • Отметить РФ, США, Китай, Афганистан, страны Восточной Европы.
  • Отразить примеры ослабления международной напряжённости.

Пример: Указать определённым знаком государства, подписавшие Заключительный акт СБСЕ.


Предмет (направленность): история.

Возраст детей: 11класс.

Место проведения: класс.

Общие цели: охарактеризовать направления внешнеполити­ческого курса СССР в период перестройки.

Вспомогательные цели: назвать идеи «нового политиче­ского мышления».

Дополнительные цели: высказать точку зрения по пробле­ме: «Была ли у СССР и Запада возможность продолжения внеш­ней политики в духе "холодной войны"?»; проанализировать внешнеполитический курс М. С. Горбачева, выяснить причины разрушения «мирового коммунистического движения».

Основные понятия и термины: «новое политическое мышление», демилитаризация, разоружение, региональные кон­фликты, биполярная система международных отношений, общечеловеческие ценности, гуманитаризация международных отношений.

Важнейшие даты и события:

1985 г. - встреча лидеров СССР и США в Женеве.

1986 г. - встреча лидеров СССР и США в Рейкьявике.

1987 г. - договор между СССР и США о ликвидации ракет среднего и ближнего радиуса действия.

1988 г.- встреча лидеров СССР и США на Мальте.

1989 г. - вывод советских войск из Афганистана.

1990 г. - распад социалистической системы.

1990 г.- Операция « Буря в пустыне».

Договор СНВ-1.

1991 г. - роспуск Совета экономической взаимопомощи и организации Варшавского договора.

Исторические персонажи : Рональд Рейган;Джордж Буш (старший); Маргарет Тетчер; Гель­мут Коль; Саддам Хусейн.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания. Письменная работа.

Учащиеся выполняют письменную работу - ответ на вопросы.

Соотносят события и даты.

II . Изучение нового материала.

План

1. Важность поиска новых решений.

2. Идеология нового политического мышления.

3. Инициативы в военной области.

4. СССР и перемены в Азии.

5. Распад социалистической системы.

6. Дискуссии об итогах политики, основанной на «новом по­литическом мышлении».

1. Необходимость поиска новых решений.

Вопросы:

Вспомните, какие события привели к кризису «политики разрядки»?

Какими чертами характеризовалась советская внешняя по­литика начала 1980-х гг.?

Учитель с целью определения поиска новых решений во внешнем курсе СССР высказывает свою точку зрения по теме «Была ли у СССР и Запада возможность продолжения внешней политики в духе "холодной войны"?».

2. Концепция «нового политического мышления». Обучающиеся знакомятся со схемой «Основные направления внешней политики СССР в 1985-1991 гг.»:

Отказ от давления и диктата в отношении со странами со­циализма.

Нормализация отношений Восток-Запад посредством ра­зоружения.

Разблокирование региональных конфликтов.

Установление тесных контактов со всеми странами без оказания предпочтения странам социализма.

Знакомство учащихся с фрагментом из воспо­минаний А. С. Черняева - советника по внешней политике при М. С. Горбачеве:

«...Ему, Горбачеву, мы обязаны тем, что окружающий мир начал видеть в нас нормальных людей, «как все». И это потому, прежде всего, что лидер сверхдержавы - объявившейся, заметь­те, из нашего советского Зазеркалья и вопреки, казалось бы, за­бетонированной традиции - не побоялся предстать перед внеш­ним миром таким, как он есть, обычным человеком, открытым всему земному и способным по-человечески воспринимать со­беседника «с другого берега», и, будучи, в общем-то, хорошим человеком, он постепенно стал выжимать двоемыслие и обман из нашей внешней политики, насыщать ее простым здравым смыслом. И это «потрясло» Запад больше, чем наши, в том чис­ле его собственные, инициативы и декларации».

(Черняев, А. С. Шесть лет с Горбачевым. - М.: Культура, 1993.)

Отсутствие прогресса улучше­ния международного климата подтолкнуло советское руково­дство к значительным переменам в сфере внешней политики.

В чем новизна, зна­чение политики «нового политического мышления», показать причины востребованности этой политики, показать, в чем она выражалась, какие принесла результаты?

Задание обучающимся: работая с текстом учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко «История России», § 41, начать заполнение таблицы «Новое полити­ческое мышление во внешней политике СССР».

Показатели политики Содержание
Новизна политики «нового политического мышления»
Причины ее возникновения
Основные события, связан­ные с ее появлением
Исторические личности
Результаты
Значения

В 1987-1988 гг. М. С. Горбачев выдвинул идею «нового по­литического мышления».

Идея «нового политического мышления» лежала в русле происходящих в СССР изменений. Задание обучающимся: раскрыть принципы идеи «нового политического мышления»:

Признание единства противоречивого мира;

Признание невозможности решения политических задач с применением ядерного оружия;

Признание невозможности обеспечения безопасности стра­ны военными средствами;

Придание военным доктринам оборонительного характера;

Признание за каждым народом права на выбор пути развития;

Отказ от переноса идеологических разногласий в сферу межгосударственных отношений;

Превращение разоружения в фактор общественного развития.

Вопросы:

В чем состояла необходимость для СССР появления идеи «нового политического мышления»?

Политика «нового политического мышления» была про­грессивной. Стала ли она ответом на вызовы времени?

Изучение вопросов № 3, 4, 5 целесообразно организо­вать самостоятельно (в группах) с последующим составле­нием таблицы «Результаты внешней политики СССР в 1985- 1991гг.»

Даты Нормализация отношений с США Решение региональных конфликтов Отношения со странами социализма

Задание группе 1.

Охарактеризовать отношения СССР и США. Заключение договоров и соглашений. Дос­тижения и просчеты внешней политики СССР.

Задание группе М 2.

Как происходило решение региональных конфликтов? Отметить позитивные и негативные изменения внешней по­литики СССР.

Задание группе № 3.

Охарактеризовать отношения со странами социалистическо­го блока. Определить успехи и неудачи советской внешней политики.

6. Дискуссии об итогах политики, основанной на «новом политическом мышлении».

Обучающиеся имеют представление о неоднозначной оценке внешней политики М. С. Горбачева, например:

·«Новое мышление» привело к капитуляции перед Западом, к явному поражению в «холодной войне».

·М. С. Горбачев начал процесс, позволивший всему миру избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России - занять достойное место в системе современных международных отно­шений.

Укажите причины неоднозначности оценок политики «нового политического мышления».

Выскажите свою точ­ку зрения по дискуссионному вопросу «Итоги внешнеполитиче­ской деятельности СССР периода перестройки».

III . Закрепление изученного материала.

1. Советские войска были выведены из Афганистана:

а) в 1985 г.;

б) 1989 г.;

в) 1991 г.;

г) 1993 г.

2. Концепция «нового политического мышления» была вы­двинута:

а) Б. Н. Ельциным;

б) Ю. В. Андроповым;

в) М. С. Горбачевым;

г) А. А. Громыко.

3. К итогам политики «нового политического мышления» относится:

а) усиление оборонной мощи СССР;

б) наращивание ядерного потенциала;

в) укрепление стабильности на международной арене;

г) усиление напряженности международных отношений.

4. Прекращение деятельности Совета экономической взаи­мопомощи и организации Варшавского договора стало следст­вием:

а) проведения референдумов в странах Восточной Европы;

б) распада социалистической системы в Восточной Европе;

в) государственного переворота в СССР;

г) принятия резолюции ООН.

5. По какому принципу образован ряд?

М. С. Горбачев, Г. Коль, август 1990 г. (Подписание догово­ра об объединении ГДР и ФРГ)

Домашнее задание. § 41. Знать новые понятия, термины, да­ты и события.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1.Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров, История России XX – начало XXI века, М., Русское слово, 2012

2.А.А. Левандовский, История России XX – начало XXI века, М., Просвещение, 2012

3.Н.В. Загладин, Всеобщая история. ХХ век, М., Русское слово, 2012

Степень окисления - условный заряд атома в соединении, вычисленный исходя из предположения, что оно состоит только из ионов. При определении этого понятия условно полагают, что связующие (валентные) электроны переходят к более электроотрицательным атомам (см. Электроотрицательность), а потому соединения состоят как бы из положительно и отрицательно заряженных ионов. Степень окисления может иметь нулевое, отрицательное и положительное значения, которые обычно ставятся над символом элемента сверху: .

Нулевое значение степени окисления приписывается атомам элементов, находящихся в свободном состоянии, например: . Отрицательное значение степени окисления имеют те атомы, в сторону которых смещается связующее электронное облако (электронная пара). У фтора во всех его соединениях она равна -1. Положительную степень окисления имеют атомы, отдающие валентные электроны другим атомам. Например, у щелочных и щелочноземельных металлов она соответственно равна и В простых ионах, подобных , К , она равна заряду иона. В большинстве соединений степень окисления атомов водорода равна , но в гидридах металлов (соединениях их с водородом) - и других - она равна -1. Для кислорода характерна степень окисления -2, но, к примеру, в соединении с фтором она будет , а в перекисных соединениях и др.) -1. В некоторых случаях эта величина может быть выражена и дробным числом: для железа в оксиде железа (II, III) она равна .

Алгебраическая сумма степеней окисления атомов в соединении равна нулю, а в сложном ионе - заряду иона. С помощью этого правила вычислим, например, степень окисления фосфора в ортофосфорной кислоте . Обозначив ее через и умножив степень окисления для водорода и кислорода на число их атомов в соединении, получим уравнение: откуда . Аналогично вычисляем степень окисления хрома в ионе - .

В соединениях степень окисления марганца будет соответственно .

Высшая степень окисления - это наибольшее положительное ее значение. Для большинства элементов она равна номеру группы в периодической системе и является важной количественной характеристикой элемента в его соединениях. Наименьшее значение степени окисления элемента, которое встречается в его соединениях, принято называть низшей степенью окисления; все остальные - промежуточными. Так, для серы высшая степень окисления равна , низшая -2, промежуточная .

Изменение степеней окисления элементов по группам периодической системы отражает периодичность изменения их химических свойств с ростом порядкового номера.

Понятие степени окисления элементов используется при классификации веществ, описании их свойств, составлении формул соединений и их международных названий. Но особенно широко оно применяется при изучении окислительно-восстановительных реакций. Понятие «степень окисления» часто используют в неорганической химии вместо понятия «валентность» (см. Валентность).

Электроотрицательность, как и прочие свойства атомов химических элементов, изменяется с увеличением порядкового номера элемента периодически:

График выше демонстрирует периодичность изменения электроотрицательности элементов главных подгрупп в зависимости от порядкового номера элемента.

При движении вниз по подгруппе таблицы Менделеева электроотрицательность химических элементов уменьшается, при движении вправо по периоду возрастает.

Электроотрицательность отражает неметалличность элементов: чем выше значение электроотрицательности, тем более у элемента выражены неметаллические свойства.

Степень окисления

Как рассчитать степень окисления элемента в соединении?

1) Степень окисления химических элементов в простых веществах всегда равна нулю.

2) Существуют элементы, проявляющие в сложных веществах постоянную степень окисления:

3) Существуют химические элементы, которые проявляют в подавляющем большинстве соединений постоянную степень окисления. К таким элементам относятся:

Элемент

Степень окисления практически во всех соединениях

Исключения

водород H +1 Гидриды щелочных и щелочно-земельных металлов, например:
кислород O -2 Пероксиды водорода и металлов:

Фторид кислорода —

4) Алгебраическая сумма степеней окисления всех атомов в молекуле всегда равна нулю. Алгебраическая сумма степеней окисления всех атомов в ионе равна заряду иона.

5) Высшая (максимальная) степень окисления равна номеру группы. Исключения, которые не попадают под это правило, — элементы побочной подгруппы I группы, элементы побочной подгруппы VIII группы, а также кислород и фтор.

Химические элементы, номер группы которых не совпадает с их высшей степенью окисления (обязательные к запоминанию)

6) Низшая степень окисления металлов всегда равна нулю, а низшая степень окисления неметаллов рассчитывается по формуле:

низшая степень окисления неметалла = № группы − 8

Отталкиваясь от представленных выше правил, можно установить степень окисления химического элемента в любом веществе.

Нахождение степеней окисления элементов в различных соединениях

Пример 1

Определите степени окисления всех элементов в серной кислоте.

Решение:

Запишем формулу серной кислоты:

Степень окисления водорода во всех сложных веществах +1 (кроме гидридов металлов).

Степень окисления кислорода во всех сложных веществах равна -2 (кроме пероксидов и фторида кислорода OF 2). Расставим известные степени окисления:

Обозначим степень окисления серы как x :

Молекула серной кислоты, как и молекула любого вещества, в целом электронейтральна, т.к. сумма степеней окисления всех атомов в молекуле равна нулю. Схематически это можно изобразить следующим образом:

Т.е. мы получили следующее уравнение:

Решим его:

Таким образом, степень окисления серы в серной кислоте равна +6.

Пример 2

Определите степень окисления всех элементов в дихромате аммония.

Решение:

Запишем формулу дихромата аммония:

Как и в предыдущем случае, мы можем расставить степени окисления водорода и кислорода:

Однако мы видим, что неизвестны степени окисления сразу у двух химических элементов — азота и хрома. Поэтому найти степени окисления аналогично предыдущему примеру мы не можем (одно уравнение с двумя переменными не имеет единственного решения).

Обратим внимание на то, что указанное вещество относится к классу солей и, соответственно, имеет ионное строение. Тогда справедливо можно сказать, что в состав дихромата аммония входят катионы NH 4 + (заряд данного катиона можно посмотреть в таблице растворимости). Следовательно, так как в формульной единице дихромата аммония два положительных однозарядных катиона NH 4 + , заряд дихромат-иона равен -2, поскольку вещество в целом электронейтрально. Т.е. вещество образовано катионами NH 4 + и анионами Cr 2 O 7 2- .

Мы знаем степени окисления водорода и кислорода. Зная, что сумма степеней окисления атомов всех элементов в ионе равна заряду, и обозначив степени окисления азота и хрома как x и y соответственно, мы можем записать:

Т.е. мы получаем два независимых уравнения:

Решая которые, находим x и y :

Таким образом, в дихромате аммония степени окисления азота -3, водорода +1, хрома +6, а кислорода -2.

Как определять степени окисления элементов в органических веществах можно почитать .

Валентность

Валентность атомов обозначается римскими цифрами: I, II, III и т.д.

Валентные возможности атома зависят от количества:

1) неспаренных электронов

2) неподеленных электронных пар на орбиталях валентных уровней

3) пустых электронных орбиталей валентного уровня

Валентные возможности атома водорода

Изобразим электронно-графическую формулу атома водорода:

Было сказано, что на валентные возможности могут влиять три фактора — наличие неспаренных электронов, наличие неподеленных электронных пар на внешнем уровне, а также наличие вакантных (пустых) орбиталей внешнего уровня. Мы видим на внешнем (и единственном) энергетическом уровне один неспаренный электрон. Исходя из этого, водород может точно иметь валентность, равную I. Однако на первом энергетическом уровне есть только один подуровень — s, т.е. атом водорода на внешнем уровне не имеет как неподеленных электронных пар, так и пустых орбиталей.

Таким образом, единственная валентность, которую может проявлять атом водорода, равна I.

Валентные возможности атома углерода

Рассмотрим электронное строение атома углерода. В основном состоянии электронная конфигурация его внешнего уровня выглядит следующим образом:

Т.е. в основном состоянии на внешнем энергетическом уровне невозбужденного атома углерода находится 2 неспаренных электрона. В таком состоянии он может проявлять валентность, равную II. Однако атом углерода очень легко переходит в возбужденное состояние при сообщении ему энергии, и электронная конфигурация внешнего слоя в этом случае принимает вид:

Несмотря на то что на процесс возбуждения атома углерода тратится некоторое количество энергии, траты с избытком компенсируются при образовании четырех ковалентных связей. По этой причине валентность IV намного более характерна для атома углерода. Так, например, валентность IV углерод имеет в молекулах углекислого газа, угольной кислоты и абсолютно всех органических веществ.

Помимо неспаренных электронов и неподеленных электронных пар на валентные возможности также влияет наличие вакантных () орбиталей валентного уровня. Наличие таких орбиталей на заполняемом уровне приводит к тому, что атом может выполнять роль акцептора электронной пары, т.е. образовывать дополнительные ковалентные связи по донорно-акцепторному механизму. Так, например, вопреки ожиданиям, в молекуле угарного газа CO связь не двойная, а тройная, что наглядно показано на следующей иллюстрации:

Валентные возможности атома азота

Запишем электронно-графическую формулу внешнего энергетического уровня атома азота:

Как видно из иллюстрации выше, атом азота в своем обычном состоянии имеет 3 неспаренных электрона, в связи с чем логично предположить о его способности проявлять валентность, равную III. Действительно, валентность, равная трём, наблюдается в молекулах аммиака (NH 3), азотистой кислоты (HNO 2), треххлористого азота (NCl 3) и т.д.

Выше было сказано, что валентность атома химического элемента зависит не только от количества неспаренных электронов, но также и от наличия неподеленных электронных пар. Связано это с тем, что ковалентная химическая связь может образоваться не только, когда два атома предоставляют друг другу по одному электрону, но также и тогда, когда один атом, имеющий неподеленную пару электронов — донор() предоставляет ее другому атому с вакантной () орбиталью валентного уровня (акцептору). Т.е. для атома азота возможна также валентность IV за счет дополнительной ковалентной связи, образованной по донорно-акцепторному механизму. Так, например, четыре ковалентных связи, одна из которых образована по донорно-акцепторному механизму, наблюдается при образовании катиона аммония:

Несмотря на то что одна из ковалентных связей образуется по донорно-акцепторному механизму, все связи N-H в катионе аммония абсолютно идентичны и ничем друг от друга не отличаются.

Валентность, равную V, атом азота проявлять не способен. Связано это с тем, что для атома азота невозможен переход в возбужденное состояние, при котором происходит распаривание двух электронов с переходом одного из них на свободную орбиталь, наиболее близкую по уровню энергии. Атом азота не имеет d -подуровня, а переход на 3s-орбиталь энергетически настолько затратен, что затраты энергии не покрываются образованием новых связей. Многие могут задаться вопросом, а какая же тогда валентность у азота, например, в молекулах азотной кислоты HNO 3 или оксида азота N 2 O 5 ? Как ни странно, валентность там тоже IV, что видно из нижеследующих структурных формул:

Пунктирной линией на иллюстрации изображена так называемая делокализованная π -связь. По этой причине концевые связи NO можно назвать «полуторными». Аналогичные полуторные связи имеются также в молекуле озона O 3 , бензола C 6 H 6 и т.д.

Валентные возможности фосфора

Изобразим электронно-графическую формулу внешнего энергетического уровня атома фосфора:

Как мы видим, строение внешнего слоя у атома фосфора в основном состоянии и атома азота одинаково, в связи с чем логично ожидать для атома фосфора так же, как и для атома азота, возможных валентностей, равных I, II, III и IV, что и наблюдается на практике.

Однако в отличие от азота, атом фосфора имеет на внешнем энергетическом уровне еще и d -подуровень с 5-ю вакантными орбиталями.

В связи с этим он способен переходить в возбужденное состояние, распаривая электроны 3s -орбитали:

Таким образом, недоступная для азота валентность V для атома фосфора возможна. Так, например, валентность, равную пяти, атом фосфора имеет в молекулах таких соединений, как фосфорная кислота, галогениды фосфора (V), оксид фосфора (V) и т.д.

Валентные возможности атома кислорода

Электронно-графическая формула внешнего энергетического уровня атома кислорода имеет вид:

Мы видим на 2-м уровне два неспаренных электрона, в связи с чем для кислорода возможна валентность II. Следует отметить, что данная валентность атома кислорода наблюдается практически во всех соединениях. Выше при рассмотрении валентных возможностей атома углерода мы обсудили образование молекулы угарного газа. Связь в молекуле CO тройная, следовательно, кислород там трехвалентен (кислород — донор электронной пары).

Из-за того что атом кислорода не имеет на внешнем уровне d -подуровня, распаривание электронов s и p- орбиталей невозможно, из-за чего валентные возможности атома кислорода ограничены по сравнению с другими элементами его подгруппы, например, серой.

Валентные возможности атома серы

Внешний энергетический уровень атома серы в невозбужденном состоянии:

У атома серы, как и у атома кислорода, в обычном состоянии два неспаренных электрона, поэтому мы можем сделать вывод о том, что для серы возможна валентность, равная двум. И действительно, валентность II сера имеет, например, в молекуле сероводорода H 2 S.

Как мы видим, у атома серы на внешнем уровне появляется d -подуровень с вакантными орбиталями. По этой причине атом серы способен расширять свои валентные возможности в отличие от кислорода за счет перехода в возбужденные состояния. Так, при распаривании неподеленной электронной пары 3p -подуровня атом серы приобретает электронную конфигурацию внешнего уровня следующего вида:

В таком состоянии атом серы имеет 4 неспаренных электрона, что говорит нам о возможности проявления атомами серы валентности, равной IV. Действительно, валентность IV сера имеет в молекулах SO 2 , SF 4 , SOCl 2 и т.д.

При распаривании второй неподеленной электронной пары, расположенной на 3s -подуровне, внешний энергетический уровень приобретает конфигурацию:

В таком состоянии уже становится возможным проявление валентности VI. Примером соединений с VI-валентной серой являются SO 3 , H 2 SO 4 , SO 2 Cl 2 и т.д.

Аналогично можно рассмотреть валентные возможности остальных химических элементов.