Медь и ее соединения. Медь и ее соединения меди хлорид: здоровье человека
МЕДЬ И ЕЕ СОЕДИНЕНИЯ
УРОК В 11-м ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМ КЛАССЕ
Для повышения познавательной
активности и самостоятельности учащихся мы
используем уроки коллективного изучения
материала. На таких уроках каждый ученик (или
пара учеников) получает задание, о выполнении
которого он должен отчитаться на этом же уроке,
причем его отчет фиксируется остальными
учениками класса в тетрадях и является элементом
содержания учебного материала урока. Каждый
ученик вносит свою лепту в изучение темы классом.
В ходе урока меняется режим работы учеников от
интраактивного (режим, при котором
информационные потоки замкнуты внутри
обучаемых, характерен для самостоятельной
работы) к интерактивному (режим, при котором
информационные потоки двусторонние, т.е.
информация идет и от ученика, и к ученику,
происходит обмен информацией). Учитель при этом
выступает как организатор процесса,
корректирует и дополняет информацию, сообщаемую
учениками.
Уроки коллективного изучения материала состоят
из следующих этапов:
1-й этап – установочный, на котором учитель
объясняет цели и программу работы на уроке (до 7
мин);
2-й этап – самостоятельная работа учащихся по
инструкции (до 15 мин);
3-й этап – обмен информацией и подведение итогов
урока (занимает все оставшееся время).
Урок «Медь и ее соединения» рассчитан на классы с
углубленным изучением химии (4 ч химии в
неделю), проводится в течение двух академических
часов, на уроке актуализируются знания учащихся
по следующим темам: «Общие свойства металлов»,
«Отношение к металлам концентрированной серной
кислоты, азотной кислоты», «Качественные реакции
на альдегиды и многоатомные спирты», «Окисление
предельных одноатомных спиртов оксидом меди(II)»,
«Комплексные соединения».
Перед уроком учащиеся получают домашнее задание:
повторить перечисленные темы. Предварительная
подготовка учителя к уроку заключается в
составлении инструктивных карточек для учащихся
и подготовке наборов для лабораторных опытов.
ХОД УРОКА
Установочный этап
Учитель ставит перед учащимися цель урока
:
опираясь на имеющиеся знания о свойствах
веществ, спрогнозировать, подтвердить
практически, обобщить сведения о меди и ее
соединениях.
Учащиеся составляют электронную формулу атома
меди, выясняют, какие степени окисления может
проявлять медь в соединениях, какими свойствами
(окислительно-восстановительными,
кислотно-основными) будут обладать соединения
меди.
В тетрадях учеников появляется таблица.
Свойства меди и ее соединений
Металл | Cu 2 O – основный оксид | CuO – основный оксид |
Восстановитель | CuOH – неустойчивое основание | Cu(OH) 2 – нерастворимое основание |
CuCl – нерастворимая соль | CuSO 4 – растворимая соль | |
Обладают окислительно-восстановительной двойственностью | Окислители |
Этап самостоятельной работы
Для подтверждения и дополнения предположений учащиеся выполняют лабораторные опыты по инструкции и записывают уравнения проведенных реакций.
Инструкции для самостоятельной работы парами
1. Прокалите медную проволоку в пламени. Отметьте, как изменился ее цвет. Горячую прокаленную медную проволоку поместите в этиловый спирт. Обратите внимание на изменение ее цвета. Повторите эти манипуляции 2–3 раза. Проверьте, не изменился ли запах этанола.
Запишите два уравнения реакций, соответствующие проведенным превращениям. Какие свойства меди и ее оксида подтверждаются этими реакциями?2. К оксиду меди(I) прилейте соляную кислоту.
Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций, учитывая, что хлорид меди(I) – нерастворимое соединение. Какие свойства меди(I) подтверждаются этими реакциями?3. а) В раствор сульфата меди(II) поместите гранулу цинка. Если реакция не идет, нагрейте раствор. б) К оксиду меди(II) прилейте 1 мл серной кислоты и нагрейте.
Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций. Какие свойства соединений меди подтверждаются этими реакциями?4. В раствор сульфата меди(II) поместите полоску универсального индикатора.
Объясните результат. Запишите ионное уравнение гидролиза по I ступени.
К раствору карбоната натрия прилейте раствор сульфата мед(II).
Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции совместного гидролиза в молекулярном и ионном видах.5.
Что наблюдаете?
К полученному осадку прилейте раствор аммиака.
Какие изменения произошли? Запишите уравнения реакций. Какие свойства соединений меди доказывают проведенные реакции?6. К сульфату меди(II) прилейте раствор йодида калия.
Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции. Какое свойство меди(II) доказывает эта реакция?7. В пробирку с 1 мл концентрированной азотной кислоты поместите небольшой кусочек медной проволоки. Закройте пробирку пробкой.
Что наблюдаете? (Пробирку отнесите под тягу.) Запишите уравнение реакции.
В другую пробирку налейте соляной кислоты, поместите в нее небольшой кусочек медной проволоки.
Что наблюдаете? Объясните свои наблюдения. Какие свойства меди подтверждаются этими реакциями?8. К сульфату меди(II) прилейте избыток гидроксида натрия.
Что наблюдаете? Полученный осадок нагрейте. Что произошло? Запишите уравнения реакций. Какие свойства соединений меди подтверждаются этими реакциями?9. К сульфату меди(II) прилейте избыток гидроксида натрия.
Что наблюдаете?
К полученному осадку прилейте раствор глицерина.
Какие изменения произошли? Запишите уравнения реакций. Какие свойства соединений меди доказывают эти реакции?10. К сульфату меди(II) прилейте избыток гидроксида натрия.
Что наблюдаете?
К полученному осадку прилейте раствор глюкозы и нагрейте.
Что получилось? Запишите уравнение реакции, используя для обозначения глюкозы общую формулу альдегидовКакое свойство соединения меди доказывает эта реакция?
11. К сульфату меди(II) прилейте: а) раствор аммиака; б) раствор фосфата натрия.
Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций. Какие свойства соединений меди доказывают проведенные реакции?
Этап обмена информацией и подведение итогов
Учитель задает вопрос, касающийся свойств конкретного вещества. Учащиеся, выполнявшие соответствующие опыты, докладывают о проведенном эксперименте и записывают уравнения реакций на доске. Затем учитель и ученики дополняют сведения о химических свойствах вещества, которые невозможно было подтвердить реакциями в условиях школьной лаборатории.
Порядок обсуждения химических свойств соединений меди
1. Как медь реагирует с кислотами, с какими еще веществами может реагировать медь?
Записываются уравнения реакций меди с:
Концентрированной и разбавленной азотной кислотой:
Cu + 4HNO 3 (конц.) = Cu(NO 3) 2
+ 2NO 2 + 2H 2 O,
3Cu + 8HNO 3 (разб.) = 3Cu(NO 3) 2 + 2NO + 4H 2 O;
Концентрированной серной кислотой:
Cu + 2H 2 SO 4 (конц.) = CuSO 4 + SO 2 + 2H 2 O;
Кислородом:
2Cu + O 2 = 2CuO;
Cu + Cl 2 = CuCl 2 ;
Соляной кислотой в присутствии кислорода:
2Cu + 4HCl + O 2 = 2CuCl 2 + 2H 2 O;
Хлоридом железа(III):
2FeCl 3 + Cu = CuCl 2 + 2FeCl 2 .
2. Какие свойства проявляют оксид и хлорид меди(I)?
Обращается внимание на осно"вные свойства, способность к комплексообразованию, окислительно-восстановительную двойственность. Записываются уравнения реакций оксида меди(I) с:
Соляной кислотой до образования CuCl:
Cu 2 O + 2HCl = 2CuCl + H 2 O;
Избытком HCl:
CuCl + HCl = H;
Реакций восстановления и окисления Cu 2 O:
Cu 2 O + H 2 = 2Cu + H 2 O,
2Cu 2 O + O 2 = 4CuO;
Диспропорционирования при нагревании:
Cu 2 O = Cu + CuO,
2CuCl = Cu + CuCl 2 .
3. Какие свойства проявляет оксид меди(II)?
Обращается внимание на осно"вные и окислительные свойства. Записываются уравнения реакций оксида меди(II) с:
Кислотой:
CuO + 2H + = Cu 2+ + H 2 O;
Этанолом:
C 2 H 5 OH + CuO = CH 3 CHO + Cu + H 2 O;
Водородом:
CuO + H 2 = Cu + H 2 O;
Алюминием:
3CuO + 2Al = 3Cu + Al 2 O 3 .
4. Какие свойства проявляет гидроксид меди(II)?
Обращается внимание на окислительные, осно"вные свойства, способность к комплексообразованию с органическими и неорганическими соединениями. Записываются уравнения реакций с:
Альдегидом:
RCHO + 2Cu(OH) 2 = RCOOH + Cu 2 O + 2H 2 O;
Кислотой:
Cu(OH) 2 + 2H + = Cu 2+ + 2H 2 O;
Аммиаком:
Cu(OH) 2 + 4NH 3 = (OH) 2 ;
Глицерином:
Уравнение реакции разложения:
Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O.
5. Какие свойства проявляют соли меди(II)?
Обращается внимание на реакции ионного обмена, гидролиза, окислительные свойства, комплексообразование. Записываются уравнения реакций сульфата меди с:
Гидроксидом натрия:
Cu 2+ + 2OH – = Cu(OH) 2 ;
Фосфатом натрия:
3Cu 2+ + 2= Cu 3 (PO 4) 2 ;
Cu 2+ + Zn = Cu + Zn 2+ ;
Йодидом калия:
2CuSO 4 + 4KI = 2CuI + I 2 + 2K 2 SO 4 ;
Аммиаком:
Cu 2+ + 4NH 3 = 2+ ;
и уравнения реакций:
Гидролиза:
Cu 2+ + HOH = CuOH + + H + ;
Совместного гидролиза с карбонатом натрия с образованием малахита:
2Cu 2+ + 2 + H 2 O = (CuOH) 2 CO 3 + CO 2 .
В дополнение можно рассказать учащимся о взаимодействии оксида и гидроксида меди(II) с щелочами, что доказывает их амфотерность:
Cu(OH) 2 + 2NaOH (конц.) = Na 2 ,
Cu + Cl 2 = CuCl 2 ,
Cu + HgCl 2 = CuCl 2 + Hg,
2Cu + 4HCl + O 2 = 2CuCl 2 + 2H 2 O,
CuO + 2HCl = CuCl 2 + H 2 O,
Cu(OH) 2 + 2HCl = CuCl 2 + 2H 2 O,
CuBr 2 + Cl 2 = CuCl 2 + Br 2 ,
(CuOH) 2 CO 3 + 4HCl = 2CuCl 2 + 3H 2 O + CO 2 ,
2CuCl + Cl 2 = 2CuCl 2 ,
2CuCl = CuCl 2 + Cu,
CuSO 4 + BaCl 2 = CuCl 2 + BaSO 4 .)
Упражнение 3. Составьте цепочки превращений, соответствующие следующим схемам, и осуществите их:
Задача 1.
Сплав меди с алюминием
обработали сначала избытком щелочи, а затем
избытком разбавленной азотной кислоты.
Вычислите массовые доли металлов в сплаве, если
известно, что объемы газов, выделившихся в обеих
реакциях (при одинаковых условиях), равны между
собой
.
(Ответ . Массовая доля меди – 84%.)
Задача 2. При прокаливании 6,05 г кристаллогидрата нитрата меди(II) получено 2 г остатка. Определите формулу исходной соли .
(Ответ. Cu(NO 3) 2 3H 2 O.)
Задача 3. Медную пластинку массой 13,2 г опустили в 300 г раствора нитрата железа(III) с массовой долей соли 0,112. Когда ее вынули, оказалось, что массовая доля нитрата железа(III) стала равной массовой доле образовавшейся соли меди(II). Определите массу пластинки после того, как ее вынули из раствора .
(Ответ. 10 г.)
Домашнее задание. Выучить материал, записанный в тетради. Составить цепочку превращений по соединениям меди, содержащую не менее десяти реакций, и осуществить ее.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пузаков С.А., Попков В.А.
Пособие по
химии для поступающих в вузы. Программы. Вопросы,
упражнения, задачи. Образцы экзаменационных
билетов. М.: Высшая школа, 1999, 575 с.
2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В.
2000 задач и
упражнений по химии. Для школьников и
абитуриентов. М.: 1-я Федеративная книготорговая
компания, 1998, 512 с.
Общие сведения о гидролизе хлорида меди (II)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Хлорид меди (II) – средняя соль, образованная слабым основанием – гидроксидом меди (II) (Cu(OH) 2) и сильной кислотой – соляной (хлороводородной) (HCl). Формула — CuCl 2 .
Представляет кристаллы желто-бурого (темно-коричневого) цвета; в виде кристаллогидратов — зеленого. Молярная масса – 134 г/моль.
Рис. 1. Хлорид меди (II). Внешний вид.
Гидролиз хлорида меди (II)
Гидролизуется по катиону. Характер среды – кислый. Теоретически возможна вторая ступень. Уравнение гидролиза имеет следующий вид:
Первая ступень:
CuCl 2 ↔ Cu 2+ + 2Cl — (диссоциация соли);
Cu 2+ + HOH ↔ CuOH + + H + (гидролиз по катиону);
Cu 2+ + 2Cl — + HOH ↔ CuOH + + 2Cl — + H + (ионное уравнение);
CuCl 2 + H 2 O ↔ Cu(OH)Cl +HCl (молекулярное уравнение).
Вторая ступень:
Cu(OH)Cl ↔ CuOH + + Cl — (диссоциация соли);
CuOH + + HOH ↔ Cu(OH) 2 ↓ + H + (гидролиз по катиону);
CuOH + + Cl — + HOH ↔ Cu(OH) 2 ↓ + Cl — + H + (ионное уравнение);
Cu(OH)Cl + H 2 O ↔ Cu(OH) 2 ↓ + HCl (молекулярное уравнение).
Примеры решения задач
ПРИМЕР 1
ПРИМЕР 2
Задание | Запишите уравнение электролиза раствора хлорида меди (II). Какая масса вещества на катоде выделится, если электролизу подвергнут 5 г хлорида меди (II)? |
Решение | Запишем уравнение диссоциации хлорида меди (II) в водном растворе:
CuCl 2 ↔ Cu 2+ +2Cl — . Условно запишем схему электролиза: (-) Катод: Cu 2+ , H 2 O. (+) Анод: Cl — , H 2 O. Cu 2+ +2e → Cu o ; 2Cl — -2e → Cl 2 . Тогда, уравнение электролиза водного раствора хлорида меди (II) будет выглядеть следующим образом: CuCl 2 = Cu + Cl 2 . Рассчитаем количество вещества хлорида меди (II), используя данные, указанные в условии задачи (молярная масса – 134г/моль): υ(CuCl 2) = m(CuCl 2)/M(CuCl 2) = 5/134 = 0,04 моль. Согласно уравнению реакции υ(CuCl 2) = υ(Cu) =0,04 моль. Тогда рассчитаем массу выделившейся на катоде меди (молярная масса – 64 г/моль): m(Cu)= υ(Cu)×M(Cu)= 0,04 ×64 = 2,56г. |
Ответ | Масса выделившейся на катоде меди равна 2,56 г. |
Основные сведения:
Защитный, запрещая грибковым спорам и болезнетворным микроорганизмам ввод ведущих тканей |
Желтое тело короны (безводное) к синим-зеленым кристаллам (дигидрат) |
Выпуск:
меди хлорид: поведение в окружающей среде
Показатель | Значение | Пояснение | ||
Растворимость в воде при 20 o C (мг/л) | 757000 Q4 Высокий||||
Растворимость в органических растворителях при 20 o C (мг/л) | 680000 Q4 - Метанол -||||
Температура плавления (o C) | - - -||||
Температура кипения (o C) | - - -||||
Температура разложения (o C) | - - -||||
Температура вспышки (o C) | - - -||||
Коэффициент распределения в системе октанол/вода при pH 7, 20 o C | P: - - -||||
Удельная плотность (г/мл) / Удельный вес | 3.39 Q3 -||||
Константа диссоциации (pKa) при 25 o C | - - -||||
Примечание: | ||||
Давление паров при 25 o C (МПа) | 1.00 X 10 -10 Q1 Не летуч||||
Константа закона Генри при 25 o C (Па*м 3 /моль) | - - -||||
Константа закона Генри при 20 o C (безразмерная) | 7.29 X 10 -21 Рассчитывается Не летуч||||
Период распада в почве (дни) | ДТ50 (типичный) - - -||||
- | ||||
Водный фотолиз ДТ50 (дни) при pH 7 | Значение: - - -||||
- | ||||
Водный гидролиз ДТ50 (дни) при 20 o C и pH 7 | Значение: - - -||||
- | ||||
Водное осаждение ДТ50 (дни) | - - -||||
Только водная фаза ДТ50 (дни) | - - -||||
Индекс потенциального вымывания GUS | - - -||||
Индекс роста концентрации в грунтовых водах SCI (мкг/л) при дозе внесения 1 кг/га (л/га) | Значение: - - -||||
- | ||||
Potential for particle bound transport index | - - -||||
Koc - коэффициент распределения органического углерода (мл/г) | - - -||||
pH устойчивость: | ||||
Примечание: | ||||
Изотерма адсорбции Фрейндлиха | Kf: -- | -|||
- | ||||
Максимальное УФ-поглощение (л/(моль*см)) | - - -
меди хлорид: экотоксичность
Показатель | Значение | Источник / Качественные показатели / Другая информация | Пояснение | |
Коэффициент биоконцентрации | BCF: -- | -|||
Потенциал биоаккумуляции | - - -||||
ЛД50 (мг/кг) | 140 V3 Крыса Умеренно||||
Млекопитающие - Короткопериодный пищевой NOEL | (мг/кг): -- | -|||
Птицы - Острая ЛД50 (мг/кг) | - - -||||
Птицы - Острая токсичность (СК50 / ЛД50) | - - -||||
Рыбы - Острая 96 часовая СК50 (мг/л) | 0.24 F4 Радужная форель Умеренно||||
Рыбы - Хроническая 21 дневная NOEC (мг/л) | - - -||||
Водные беспозвоночные - Острая 48 часовая ЭК50 (мг/л) | - - -||||
Водные беспозвоночные - Хроническая 21 дневная NOEC (мг/л) | - - -||||
Водные ракообразные - Острая 96 часовая СК50 (мг/л) | 0.134 F3 Креветка-мизида Умеренно||||
Донные микроорганизмы - Острая 96 часовая СК50 (мг/л) | 0.043 F4 Комар-хирономус Высокий||||
NOEC , static, Вода (мг/л) | - - -||||
Донные микроорганизмы - Хроническая 28 дневная NOEC , Осадочная порода (мг/кг) | - - -||||
Водные растения - Острая 7 дневная ЭК50 , биомасса (мг/л) | - - -||||
Водоросли - Острая 72 часовая ЭК50 , рост (мг/л) | 0.55 H1 Не известные виды Умеренно||||
Водоросли - Хроническая 96 часовая NOEC , рост (мг/л) | - - -||||
Пчелы - Острая 48 часовая ЛД50 (мкг/особь) | - - -||||
Почвенные черви - Острая 14-дневная СК50 (мг/кг) | - - -||||
Почвенные черви - Хроническая 14-дневная максимально недействующая концентрация вещества, размножение (мг/кг) | 15 A4 Дождевой червь , as Cu, 8 week Умеренно||||
Другие Членистоногие (1) | LR50 (г/га): - - -||||
Другие Членистоногие (2) | LR50 (г/га): - - -||||
Почвенные микроорганизмы | - - -||||
Имеющиеся данные по мезомиру (мезокосму) | NOEAEC мг/л: - - -||||
меди хлорид: здоровье человека
Основные показатели:
Показатель | Значение | Источник / Качественные показатели / Другая информация | Пояснение | |
Млекопитающие - Острая оральная ЛД50 (мг/кг) | 140 V3 Крыса Умеренно||||
Млекопитающие - Кожная ЛД50 (мг/кг массы тела) | - - -||||
Млекопитающие - Ингаляционная |