Болезни Военный билет Призыв

Мел фишер. Самые крупные сокровища с затонувших кораблей, найденные в XX-XXI вв. правил кладоискателей от Мела Фишера

img/logo_alb_tn3.png

Информация о музее

Адрес: 200 Greene Street, Key West, Florida 33040
Телефон +1 305-294-2633
Режим работы Понидельник - Пятница: 08:30 - 17:00
Выходные и праздники: 09:30 – 17:00
Стоимость билета Взрослые 12+: $15.00
Студенты 18+: $12.00
Дети до 12 лет: $5.00
Официальный сайт www.melfisher.org

Что ждёт гостей в музее? Остров Ки-Уэст - настоящее «золотое дно» для кладоискателей. Хотите прикоснуться к вековым тайнам и почувствовать дыхание истории? Отправляйтесь в Морской Музей Мела Фишера (Mel Fisher Maritime Museum).

Знаменитый кладоискатель

В музее гостей встречает фото удачливого кладоискателя, увешанного золотыми цепями с золотой чашей в руках. Кем был Мел Фишер в жизни? Дайвер, ветеран Второй Мировой войны, плотник, инженер, музыкант, изобретатель, охотник за сокровищами. Гид расскажет про Мела Фишера, его страстном желании и о том, как это отразилось на его жизни. Смерть близких людей, финансовые трудности, временные проволочки и тяжбы с правосудием - такой нелёгкий путь прошёл знаменитый кладоискатель, который самостоятельно постигал дайвинг, изучал исторические документы и изобретал оборудование в надежде найти сокровища испанских галеонов.

Место, где хранится самый большой клад

Узкие проливы и бухты Флориды представляют серьёзное испытание для моряков. Здесь проходил путь испанских конвоев с сокровищами, а спустя несколько столетий промышляли пираты. В прибрежных водах нашли вечный приют затонувшие корабли. Испанский корабль Nuestra Senora de Atocha принёс Мелу Фишеру мировую славу и несметные богатства. Это самый известный галеон, который перевозил несметные сокровища и затонул во время сильного шторма. По историческим данным, место крушения находилось неподалёку от Ки-Уэст. На поиск сокровищ у команды Мела Фишера ушло более 10 лет. Клад, поднятый им со дна моря, оценивают в полмиллиарда долларов.

Морской музей Мела Фишера является некоммерческой организацией. Здесь накоплена информация по морской и колониальной истории Нового Света. Коллекцию музея составляют предметы, которые экспедиция Фишера нашла во время многолетних поисков.

У входа в музей настоящие якоря с испанских кораблей «Аточи» и «Маргариты». Гостей встречает 15-минутный фильм о жизни знаменитого кладоискателя и его поисках.

Сундуки золота и серебра

Сундуки с золотом, изумруды, украшения - всё, что рисует воображение кладоискателя, представлено в Морском Музее Мела Фишера. На участке в 600 квадратных метрах расположились около 100 тысяч экспонатов. В коллекции золото, серебро, столовые приборы, торговые товары, керамика, дерево, семена, слоновые кости, кожа. Благородные металлы не поддаются коррозии, время над ними не властно. Гости музея видят, как выглядят слитки золота и серебра, которые пролежали в воде 4 столетия. Под стеклом находятся фрагменты окаменелостей с впечатанными серебряными монетами.

Золотая цепь весом в 3,5 килограмма, настоящие серебряные реалы, золотые дублоны, большой золотой крест, инкрустированный колумбийскими изумрудами, которые считаются самыми дорогими в мире, - это самые знаменитые экспонаты музея. Здесь же контрабандное золото, которое не значилось в архивных документах.

В ювелирном магазине при музее продают ювелирные украшения и оригиналы монет из знаменитого клада Аточи.

Археологам, дайверам и историкам

В музее гости заглянут в святая святых археологов - лабораторию с огромными резервуары, где хранятся артефакты. Здесь занимаются сохранением и реставрацией морских находок. Четыре столетия под толщей солёной морской воды непредсказуемым образом влияют на любые предметы. Клад необходимо поднять из морских глубин и сохранить от разрушения. Специалисты проделали большую работу, чтобы сохранить отвоёванное у моря богатство. В лаборатории проводят специальное лечение, чтобы не допустить разрушения, сохранить объекты в нынешнем состоянии и остановить ухудшение в будущем. Процедуры занимают от нескольких часов до нескольких лет.

Работа археологов включает в себя анализ, ведение документации и долгосрочный уход. Сотрудники музея с помощью специальных датчиков контролируют, регулируют и поддерживают температуру, свет, влажность в хранилищах и галереях, чтобы повысить долговечность экспонатов.

5 правил кладоискателей от Мела Фишера

На поиски клада ушло больше 10 лет. За это время Мел Фишер выработал 5 правил для кладоискателей.

  • Поиск клада начинается с изучения архивных документов. На Фишера работала команда, которая анализировала торговые отчёты, портовые книги.
  • Удача улыбается подготовленным. Без оборудования найти клад невозможно.
  • Знание юридических тонкостей позволит сохранить клад. Вокруг всегда много желающих присвоить клад по территориальным признакам.
  • Все операции по поиску кладов от архивных этапов до морских погружений лучше хранить в тайне, снабдив правдоподобной легендой.
  • Настоящие кладоискатели не размениваются на мелочи и суеверны. Клад редко приносит удачу, забирая взамен здоровье, жизнь близких.

Шторма и волны разбросали вдоль побережья Флориды сокровища погибших кораблей, поэтому всё новые поколения дайверов приезжают испытать удачу. Начинающим кладоискателям стоит поверить Мелу Фишеру, вся жизнь которого является доказательством правил.

Кладоискателям, будущим волшебникам и обыкновенным туристам

В музее будет интересно и взрослой публике, и детям. В стенах музея проходят:

  • видеопоказы с фрагментами разведочных поисков;
  • презентации артефактов;
  • фотовыставки о путешествиях Мела Фишера;
  • рассказы сотрудников музея археологии об истории флота;
  • вечера с дегустацией под открытым небом;
  • фестивали африканской диаспоры.

В Морском музее Мела Фишера проходят интереснейшие выставки с артефактами. Например, всем будущим волшебникам будет интересна выставка «Мир Гарри Поттера». Экспонаты знакомят с фактами алхимии, астрологии, которые стали основой для написания знаменитого бестселлера Джоан Роллинг. На выставке демонстрируются медицинские инструменты, навигационные устройства Средневековья, чаша с противоядием, религиозные предметы и украшения из драгоценных металлов.

Кроме информационной, научной и просветительской работы, музей принимает найденные кладоискателями артефакты. На сайте музея представлена обширная коллекция коллекция артефактов, современных документов, гравюр и карт.

Удача адмирала Фишера

Если взглянуть на карту полуострова Флорида, то у самой южной его оконечности можно заметить уходящую в море цепочку маленьких островков и рифов. Раньше эти места не интересовали никого, кроме богатых туристов и любителей подводной охоты. Сейчас они привлекли внимание многочисленных искателей затонувших сокровищ.

Легенды о затонувших испанских галеонах, набитых баснословными ценностями, были издавна популярны в портовых тавернах Карибского моря. В историях упоминалось и южное побережье Флориды, однако реально мыслящие бизнесмены обращали на эти байки внимания не больше, чем на сказки о пиратских кладах.

Так продолжалось до тех пор, пока с морского дна не было поднято драгоценностей на несколько миллионов долларов. Тут уж дрогнули сердца многих «деловых людей».

Тяжело переваливаясь на волнах, двадцать восемь галеонов испанской эскадры вылили в море. Они шли домой, в Испанию. В трюмах, до отказа набитых тюками и ящиками, находился драгоценный груз из Америки. Между этими сокровищами лениво копошились огромные отъевшиеся крысы. Но даже они еще не чувствовали, что этот рейс окажется последним для трех самых больших кораблей эскадры.

На второй день после выхода эскадры из Гаваны начался шторм. Буря пронеслась по Флоридскому заливу, разбрасывая галеоны. Когда она утихла, три главных корабля эскадры - «Аа Сайта Маргарита», «Нуэстра Сеньора де Аточа» и «Нуэстра Сеньора дель Росарио» - оказались в районе острова Флорида-Кис, далеко в стороне от намеченною маршрута.

Пузатые борта «Росарио» нелепо высились на пустынном берегу Арай-Тортугас. Ава других корабля лежали на дне океана. В их трюмах покоились 47 тонн золотых сокровищ инков, награбленных испанцами в Америке.

С небольших спасательных суденышек, бросивших якорь на границе, где мелководье смыкалось с кобальтовыми глубинами Флоридского пролива, не было видно туманной полоски земли. Лишь где-то далеко к северо-западу находился Драй-Тортугас, а на северо-востоке - островки Маркизас-Кис (Маркизские острова), да милях в семидесяти простирались земли Флориды.

Франциско Нуньес Мелиан, испанский адмирал, стоял у леера корабля «Канделария» и тихо беседовал с королевским служащим Хуаном де Чавесом. Не случай закинул вельмож 6 июня 1626 года от Рождества Христова в эти пользующиеся недоброй славой места, а важное государственное дело.

Неожиданно их беседа была прервана. Из воды показалась голова Хуана Баньона, одного из ныряльщиков, выплывшего из-под погруженного и воду колокола.

Жадно глотнув воздуха, он хрипло закричал: «Нашел! Нашел!». Изможденный ныряльщик разом выпил кувшин вина, кем-то услужливо поданный, и обратился к своему командиру: «Сеньор, обещание! Моя свобода... Я требую свободы», - и протянул Франциско Мелиану слиток. Солнечный луч заиграл на серебре.

Командующий гордо коснулся рукояти своего меча и тихо сказал: «Баньон, я дал слово, что первый, кто найдет галеон, будет вознагражден. Если это будет раб, то он получит свободу. Клянусь честью кавалера Кастилии, ты будешь свободен».

Так был найден один из галеонов, пропавших в 1622 году. Другой покоился где-то рядом.

С тех пор многие водолазы пытались достать ценности с испанских судов. Попадались золотые монеты, слитки серебра. Однако это была лишь ничтожная часть добычи, которая сейчас оценивается в 600 миллионов долларов. И лишь спустя 350 лет Фортуна ослепительно улыбнулась американскому кладоискателю Мелвилу А.Фишеру.

Со дня гибели испанских галеонов в этих местах мало что изменилось. Чайки и фрегаты все так же кружились над обширным мелководьем, в глубоких впадинах можно было различить звуки, издаваемые морскими черепахами. И лишь характерный рокот дизеля удаляющегося танкера говорил о том, что прошли века, - это, и еще необычный вид спасательных судов, окруживших то место, где когда-то работал Мелиан.

Мелвил А. Фишер, высокий, с бронзовым загаром мужчина лет шестидесяти, стоял на приземистой корме рабочего судна «Виргалона» и внимательно следил за подводником, который поднимался наверх из глубины. В течении 5 лет Фишер искал остатки затонувших галеонов. В этой зоне он вел поиск уже год. Однако, кроме осколков торпед и бомб второй мировой войны ничего не попадалось. Наконец, 1 июня 1971 года один из магнитометров экспедиции зафиксировал аномалию. Команда водолазов, спустившаяся в загадочную точку, вернулась с находками: несколько глиняных черепков, одна свинцовая мушкетная пуля, почерневшая испанская серебряная монета. Якорь, почти полностью занесенный песком, остался на дне. Чтобы зафиксировать находку, под воду ушел Дон Кинкаид - фотограф экспедиции. Успел ли он снять в тот раз якорь, уже никто не помнит, а вот то, что вернулся он на поверхность с тремя отрезками цепи из высокопробного золота общей длиной почти восемь футов, не забудет никто.

Дон... - только и смог сказать Мел Фишер, - Вы заслужили награду!

Найденная Доном Кинкаидом золотая цепь положила начало серии соблазнительных находок, истинная ценность которых, пожалуй, неизвестна и теперь. В любом случае, это был признак богатства, к которому стремился каждый член экипажа. Однако в тот роковой день никто из ликующих охотников за сокровищами не мог знать, во что обойдутся им эти находки - многолетние раскопки, огромные расходы, судебные тяжбы и четыре человеческие жизни. А если бы Мел Фишер знал об этом, смог ли он отказаться от своего предприятия? Едва ли.

Фишер, родившийся в Мидвесте и получивший образование инженера, много лет жил в Калифорнии и занимался разведением цыплят. Теперь, наверное, только сам Фишер может ответить на вопрос, почему его потянуло под воду за древними кораблями - довольно рискованному бизнесу, по сравнению с разведением кур. А, может быть, и не ответит, как не может ответить альпинист, почему его манят горы. Так или иначе, Мел сделал выбор. Он организовал школу подводного плавания. По словам его многолетнего товарища и соратника Юджина Лайона, Мел Фишер был необычным бизнесменом. За его энергичным поведением скрывался внутренний энтузиазм прирожденного романтика. Он мог и заключать крупные сделки, и настойчиво стремиться к осуществлению своих мечтаний.

Карьеру искателя подводных сокровищ Фишер начал в 1950 году, когда вместе со своей женой Долорес и четырьмя детьми принял участие в экспедиции по поискам сокровищ в Центральной Америке и Карибском море.

В 1963 году семья Фишеров вновь отправляется на «охоту», на этот раз с известным кладоискателем Кипом Вагнером. Партнеры, которые теперь называются «Трежа Салворз, Инк.», договариваются работать бесплатно до тех пор, пока не найдут сокровища. Мел ставит на карту свое состояние. Он продает все и через год оказывается банкротом. От краха спасает его изобретательность.

«Перенос значительного количества песка над кораблем, погибшим несколько веков назад, был самой большой проблемой при спасении затонувших сокровищ», - вспоминает Мел Фишер. И он разрабатывает приспособление, названное «почтовый ящик», представляющее собой трубчатый дефлектор, который направляет вниз высасываемый землесосом грунт со стоящего на якоре судна. В конце мая 1964 года «почтовый ящик» открыл на дне у Пирс-Форта невероятное зрелище.

«Однажды увидев океанское дно, усыпанное золотыми монетами, никогда не забудешь этого», - говорил Мел. Спасатели напали на золотой карман. За одну неделю они ссыпали в кучу 2500 дублонов, которые стоили небольшого состояния.

Фишер воспрянул духом. Но его мечтой было обнаружить грузы, затонувшие в 1622 году. Целью его жизни стали два корабля - «Нуэстра Сеньора де Аточа» и «Ла Санта Маргарита». Согласно сохранившейся до наших дней описи, на «Аточе» находилось 7175 унций золота, 1038 слитков серебра, 250000 серебяных монет, отчеканенных в Мехико, Боготе и Сантьяго-де-Чили. На «Маргарите» груз был чуть меньше.

Фишер берется за дело основательно. Понимая, что действия в одиночку обречены на провал, он привлекает специалистов: инженеров, водолазов, фотографов. Судьба, помогая упрямцу, подкидывает ему знакомство с ученым, который и найдет в тиши архивов «останки» легендарных сокровищ Флориды.

Эта встреча произошла случайно. «В один из дней я встретился в церкви с профессором истории Флоридского университета Юджином Лайоном, - рассказывает Фишер. - И пока мы пытались вместе перевести высказывание из Библии, я понял, что Юджин мог бы переводить и классический испанский язык XVII века. Я пригласил его к себе домой, чтобы показать некоторые документы, которые собрал в архивах и которые не мог прочесть. И, к своей радости, узнал, что бумаги рассказывают о судах, золотых и серебряных слитках, драгоценностях». Искатель сокровищ и историк ударили по рукам. В Севилье было пасмурное утро 1970 года. Туман, поднимавшийся от реки Гвадалквивир, застывал в узких городских улочках и окутывал Вест-Индский архив. Юждин Лайон, прибывший в Андалузию для изучения Испанской Флориды, склонился над столом читального зала. Его заинтересовал необычный документ. Заголовок гласил: «1622 год. Отчет Франциско Нуньеса Мелиана... о сокровищах, поднятых из галеона «Маргарита» у Матекумб». Это была бухгалтерская книга спасателя XVII века! Почти в конце связки бумаг находился сильно изъеденный червем документ. Лайон с трудом смог разобрать, что Мелиан обнаружил корабль около Маркизских островов.

Он изучил письма официальных лиц из Европы и Вест-Индии о кораблекрушениях 1622 года, списки следовавших на судах пассажиров и команд, отчеты о спасении. Удивительный рассказ, который они поведали, возвращал нас к году драматических событий - времени высших испытаний для имперской Испании.

Год 1622 был решающим для этой страны. Поддержка католических германских государств привела ее к последнему и самому кровопролитному конфликту на религиозной почве - Тридцатилетней войне. И хотя Испания в своих притязаниях на владение Северной Америкой соперничала с английскими, французскими и голландскими поселенцами, ее богатые колонии в Центральной и Южной Америке были еще не тронуты. Единственным связующим звеном Испании с Вест-Индией была ее важная морская дорога, по которой везли и купеческие товары, и королевские доходы, и оружие, и солдат, и пасажиров.

Молодой король Филипп W заставил своих купцов платить за морскую оборону, обложив их налогом на торговлю с Вест-Индией. В 1622 году корона содержала на эти деньги восемь мощных галеонов с 2 тысячами солдат и матросов.

Очередной поход через океан конвоя 1622 года начался неудачно. Командующий флотом Копе Дцаз де Армендариз, маркиз Кадерейта, потерял два галеона уже тогда, когда берега Вест-Индской Испании еще не скрылись из вида, и в конце концов опоздал с отходом. А тут еще новое сообщение из Портобело - у соляных ям Венесуэлы видели 36 голландских кораблей. Маркиз предусмотрительно добавил к кораблям охранения еще один галеон - «Нуэстра Сеньора де ла Розарио». Среди конвоируемых судов выделялись «Санта Маргарита», красивый новый галеон, купленный для этого путешествия, и «Нуэстра Сеньора де Аточа» тоннажем 600 тонн, недавно построенный для короля в Гаване.

Отправившиеся в путь корабли везли вино, ткани, изделия из железа

В Картахене, которой флот достиг 27 июля, на суда загрузили большое количество золота из Новой Гранады, тонны королевского табака. Мастерам серебряных дел передавалось еще серебро в пластинах и монетах для отправки в Севилью. На борту «Аточи» было 15 тонн кубинской меди, предназначенной для доставки в Малагу и отливки бронзовых пушек.

Командование флота приняло решение отплыть в новолуние, это обещало хорошую погоду на несколько дней пути. Однако испанцы не могли знать, что именно в тот момент с северо-востока приближался небольшой, но нарастающий тропический шторм.

Главный лоцман направил флот во Флоридский пролив в поисках наиболее сильного течения Гольфстрим у Флорида-Кис. Но теперь обгоняющие корабли штормовые ветра, переросшие в ураган, также ворвались в пролив. Условия ухудшились. Для обреченных людей под грохот отрывающихся парусов и оснастки, расщепляющихся мачт и ломающихся рулей, оставалась единственная реальность - безнадежность, рождаемая морской болезнью и страхом перед смертью.

С наступлением темноты «Санта Маргарита» потеряла фок-мачту. От ударов корпуса о подобные горам волны рухнула грот-мачта, сломался румпель с подъемным устройством. Корабль потерял управление. Несколько отважных матросов с отчаянием притворенных к смерти пытались поднять другую грот-мачту, чтобы, лавируя, уйти от опасности. Вновь неудача. Бросили якоря, но удержать судно не удалось. Резкий удар о мель положил конец агонии «Санта Маргариты».

Первые лучи восходящего солнца осветили лишь обломки корабля, бочки и 67 человек, судорожно цеплявшихся за эти остатки. 127 человек утонуло.

В одном лье к востоку от «Санта Маргариты» погибала «Нуэстра сеньора де Аточа». По свидетельству очевидца, капитана Бернардино де Аюго, командира морских пехотинцев, находившегося на «Санта Маргарите», «Нуэстра сеньора де Аточа» в семь утра скрылась под водой совсем...

Днем ветер стих. Счастливчики, уцелевшие от бойни, учиненной яростными волнами и ветром, еще не веря в свое спасение, были подняты на борт случайно оказавшегося в этих местах ямайского судна. На его палубе находились обессилевшие от борьбы со стихией 5 матросов с «Аточи». Они и рассказали, как галеон ударился о риф и быстро затонул. Погибло 260 человек.

Вскоре были организованы работы по спасению ценного груза. Возглавил операцию капитан Гаспар де Вергас.

Прибыв на место, капитан нашел останки «Аточи» на глубине 55 футов. Поскольку скрытые под водой люки были все еще плотно закрыты, он ограничился подъемом двух пушек и перешел к спасению «Розарио». Между тем по району пронесся еще один ураган. Когда спасатель вернулся к «Аточе», он обнаружил, что шторм разбил ее корпус, а обломки рассеял на большое расстояние.

Вице-король Новой Испании маркиз Кадерейта направил в помощь Вергасу инженера Николаса де Кардону с рабами-ныряльщиками из Акапулько и через некоторое время сам прибыл во Флориду для руководства операцией. Остров, на котором для него построили лагерь, стал называться «Островом Маркиза».

Однако его присутствие не помогло спасателям. Истратив огромные средства, но не обнаружив ни «Аточи», ни «Санта Маргариты», испанцы отступили.

Неудачи продолжали преследовать их. Так, в 1625 году Франциско де Ля-Луз и вся его команда пропали, проверяя буи над местом гибели «Аточи». Но вот появился человек, принесший с собой надежду. Это был Франциско Нуньес Мелиан - бывший королевский казначей по индульгенциям на Кубе. Мелиан оказался не только хорошим финансистом, но и талантливым инженером. Он изобрел «секретное средство для поднятия сокровищ».

Это был 680-фунтовый бронзовый колокол со скамейкой и окошками, сконструированый так, что одновременно он мог использоваться и как средство передвижения для поиска, и как станция ныряльщика.

Мелиан прибыл к месту кораблекрушения в мае 1626 года и немедленно приступил к водолазным работам. А уже 6 июня раб-ныряльщик Хуан Баньон поднялся на поверхность со слитком серебра с галеона «Санта Маргарита» и завоевал себе свободу. За короткий срок было поднято 350 серебряных слитков и тысячи монет, несколько бронзовых пушек и много медных слитков.

В течении четырех лет Мелиан, разрабатывая свою «золотую жилу», отбил три нападения"голландских рейдеров, утихомирил свирепых индейцев Флорида-Кис, давая им взятки после того, как они сожгли лагерь спасателей.

Однако после смерти Мелиана в 1644 году работы по подъему груза с «Санта Маргариты» пошли на убыль. А «Нуэстра сеньора де Аточа» так и осталась в списке пропавших. Ее сокровища все еще лежали около широкой отмели к западу от Маркизских островов.

«Нас будет 85 человек, когда, выстроившись в одну линию, с долларовым блеском в глазах, мы будем ждать своей доли», - мечтал Блэз Макхейли, директор компании «Трежери Сэлворс». Ждали удачи и еще 50 человек - вкладчики, ссудившие немалые деньги Мелу Фишеру на поиски сокровищ испанских галеонов.

Мел Фишер оправдал их доверие.

Для того, чтобы определить местонахождение кораблей, его команда должна была исследовать участок дна в западном направлении от Маркизских островов длиной 25 миль и в несколько миль шириной - от внешнего рифа до отмели. Работа довольно однообразная и требующая терпения - следить за колеблющейся стрелкой магнитометра и устанавливать маркировочные буи во всех точках, где будут зафиксированы аномалии. Эту работу мог выполнить только Боб Холлуэй, худощавый, загорелый искатель приключений из Индианы, владелец прекрасного судна для морских путешествий «Холлиз Фолли». Как и Фишер, он был страстным охотником за сокровищами.

Метр за метром, месяц за месяцем на карту штрихами наносился путь следования экспедиционного судна. И, наконец, 1 июня 1971 года «Холлиз Фолли» зарегистрировало значительное скопление металла. Это были следы «Санта Маргариты».

Зима 1971 - 1972 года принесла Мелу Фишеру суровую ветреную погоду и серьезные финансовые затруднения.

Чтобы оплатить продолжение работ, нужны были вкладчики, которые купили бы часть акций компании или вложили капитал в обмен на часть сокровищ. Порой состояние дел компании, вспоминает Юджин Лайон, было настолько неважным, что иногда покрытие расходов зависело от посещаемости музея «Золотой дублон» - копии испанского галеона, принадлежащего Фишеру.

С началом весны - очередного сезона ныряльщиков - энтузиазм вновь возрос.

К маю 1973 года тонкая струйка, которой текли монеты из песка на дне, вдруг превратилась в поток. Как вспоминает ныряльщик Джон Брандон, в первый день они нашли 30 монет. На следующий день - 250. На третий день работы, в воскресенье 20 мая, они подняли 1500 монет. Вскоре были найдены еще тысячи монет - все в одном месте, которое ныряльщики окрестили «банком Испании». Среди множества монет, отчеканенных на монетных дворах Потоси, Мехико и Лимы во времена правления трех испанских королей, выделялась одна - невзрачная, достоинством в 8 реалов. На ней четко читались инициалы «NR», означавшие «Nuervo Reino do Granada» («Нуэво Рейно де Гранада») - старинное название сегодняшней Колумбии. Ранее подобных находок известно не было. Она стала первой и бесценной. Небольшой серебряный диск, побитый волнами и изъеденный солью, напоминал о жизни и смерти, о крушениях надежд, судеб и жизней.

Охота за сокровищами приняла решительный оборот.

Среди многих находок, таких, как астролябия штурмана, которая была изготовлена, по всей видимости, в 1560 году лиссабонским мастером Лопо Хомемом, маленьких четок, изящно украшенных золотом и кораллами, золотого диска весом 4,5 фунта и других, стали попадаться и серебряные слитки. Причем на некоторых из них стояли инициалы и римские цифры - 569, 794, 4584. Они-то и позволили ученым идентифицировать их как часть груза, находившегося на «Нуэстра сеньора де Аточи». Слитки под этими номерами были отправлены в уплату за королевскую лицензию на черных рабов, проданных в Картахене и фигурировали в декларации корабельного груза. Фишер нашел второй галеон.

Однако новый успех принес и новые беды. Во время работы одного из спасательных судов был смертельно ранен одиннадцатилетний мальчик, случайно попавший под винт корабля. А 19 июля 1975 года, на шестой сезон подводных работ, затонуло экспедиционное судно «Нортвинд». Восемь человек, включая Кейна Фишера и Дона Конкаида, были выброшены в море, а трое - Дирк и Анжел Фишер и член команды Рик Гейдж, закрытые на нижней палубе, утонули. Оставшихся в живых спасла «Вирголона».

Даже этот удар - смерть сына и невестки - не смог укротить Мела Фишера. Он направил команду, чтобы установить охрану бронзовых пушек, найденных сыном. «Это то, чего желал бы от нас Дирк», - объяснил он. Затем было подготовлено новое, более крупное судно, и подъемные работы возобновились.

Поиск Мела Фишера стоил ему многого. Однако проведенные исследования не пропали даром. Благодаря ему были усовершенствованы методы поиска, спасения и идентификации обломков кораблей, разработаны новые приемы подводной археологии. Кроме того, с помощью документов, которые рассказали нам о кораблях, и благодаря драгоценным предметам, вырванным из песков у Маркизских островов, мы заглянули в далекое прошлое - время величия и упадка Испании. Целый исчезнувший мир приобрел новую жизнь. И не только серебряные слитки и изделия из золота стали «добычей» Фишера. Большую часть найденных сокровищ составили предметы вооружения: фитильные мушкеты и аркебузы со свинцовой дробью для них, части мечей и кинжалов, каменные и чугунные ядра, бронзовые корабельные пушки, предметы быта и много другого, что имеет огромную научную ценость.

Серебряные слитки с «Аточи»

7 января 2013, 18:29

Мел Фишер - самый известный и удачливый американский охотник за сокровищами - мечтал заполучить все золото и серебро, которое уже много столетий покоится под толщей воды и песка у берегов Флориды.
После того, как в начале 60-х годов Фишер обнаружил и поднял часть груза испанского каравана, затонувшего в 1715 году к востоку от Флориды, его аппетит разыгрался и он устремился на поиски нового объекта - легендарного галеона «Аточа». Груз «Аточи» состоял из золота и серебра (тонны драгоценного металла были записаны в его грузовом манифесте), а сколько незарегистрированных, сокрытых драгоценностей и произведений искусства могло находиться на его борту! Экономике Испании был нанесен серьезный урон, когда «Аточа» - в числе других судов каравана 1622 года - был потоплен ураганом вскоре после отплытия из Гаваны в Испанию. «Аточа» затонул на глубине 15 метров с 250 пассажирами и членами команды на борту. Хотя местоположение галеона было известно, спасательные работы сразу после катастрофы затрудняла плохая погода, а последующий шторм разметал остатки галеона по дну океана на несколько миль. Знаменитая сага об «Аточе» и остальном караване была надлежащим образом описана, но впоследствии ее забыли, и она канула в Архиве обеих Индий в Севилье, в Испании. И вот, спустя столетия, появился Мел Фишер, горящий желанием отыскать галеон «Аточа» и его сокровища. После работы в испанских архивах район поисков Фишера и его команды растянулся на участке более 10 километров южнее Флориды и островка Ки-Уэст. Скептики посмеивались над Фишером, которому удавалось лишь время от времени находить по несколько золотых и серебряных монет, однако он продолжал работу и обнаружил наконец место последнего пристанища «Аточи».
Поиски сокровищ перемежались с судебными тяжбами: администрация штата Флорида отстаивала право собственности на находки. Наконец, было достигнуто соглашение о том, что штату будет принадлежать 20 процентов от всего, что найдет Фишер и его команда.

Ключом к успеху Фишера в кладоискательских работах явилось его изобретение, окрещенное «почтовый ящик». Он применял его в экспедиции за сокровищами 1715 года. Это устройство представляет собой огромный агрегат в форме латинской буквы «L», который опускают с кормы поискового судна с тем, чтобы направить потоки воды от винта вертикально вниз. Если глубина небольшая, мощный поток воды очистит морское дно от ила, песка и всего прочего, что может скрывать затонувшие сокровища. Поисковые суда прочесывают дно высокочувствительными металлоискателями и магнитометрами, и когда фиксируется достаточно четкий сигнал, опущенные на якорных цепях «почтовые ящики» приступают к работе. Со страшным ревом «ящики» пробивают дыры в океанском дне, куда затем опускаются аквалангисты в надежде увидеть тусклое мерцанье золота или кораллы, усыпанные серебряными монетами... Удивительное чувство - видеть чистое золото, держать его в руках, зная, что последний, кто к нему прикасался, - нашел свою могилу в море столетия назад. Или примерять на свой палец кольцо с изумрудом. Или выдувать щемящие ноты из золотого боцманского свистка, последний раз звучавшего на палубе «Аточа»...








Мел Фишер обнаружил сокровища 20 июля 1985 года. Главная могила «Аточи» хранила более 200 золотых и более 1100 серебряных слитков (весом от 15 до 37 килограмм каждый). А также ювелирные изделия - золотые кольца, цепи, кулоны, изумрудные броши и изумительной красоты крест, украшенный изумрудами. Захватывающие результаты долгой погони Мела Фишера за морскими кладами можно увидеть в его музее на Ки-Уэсте, где многие из золотых и серебряных ценностей, спасенные от безвременья, сейчас лежат на изящных витринах.
Что же касается Мела Фишера и его команды, го они готовы продолжить поиск (на «Аточе» есть еще чем «поживиться»), если бы не позиция федеральных властей США. Под эгидой НОАА (Национальная Океанографическая и Атмосферная администрация) находятся мысы Флориды и ближние к ней острова - Драй-Тортугас и Маркесас-Кис (2800 квадратных миль), официально провозглашенные Федеральным заповедником, то есть являющиеся запретной зоной для кладоискателей, особенно оснащенных «почтовыми ящиками». В ожидании того, когда адвокаты и судьи урегулируют все вопросы, Фишер вернулся к своей первой находке: остаткам сокровищ каравана 1715 года. Ходят слухи, что основной груз каравана еще не найден, и у Мела Фишера есть все шансы стать его первооткрывателем.

В 1999 году скончался Мелвин Фишер - человек, которому принадлежит неофициальный титул "короля кладоискателей".

Всемирную известность ему принесла находка, сделанная у южного побережья Флориды. Близ города Ки-Уэст он поднял со дна драгоценный груз испанского галеона "Аточа", налетевшего на рифы в 1622 году. Это была не просто ценнейшая находка, стоимость которой исчисляется сотнями миллионов долларов, - это было воплощение мечты кладоискателей о старинном корабле, перегруженном золотом и драгоценностями.

В журнале "охотников за сокровищами" "Treasure Quest" Фишера называют "чемпионом, который выиграл все сражения с властями, чиновниками и прочими врагами кладоискателей".

А начиналось все так... Человек по фамилии Фишер («Рыбо-лов») решил оправдать свое имя. Ему было уже сорок лет, в семье росло четверо сыновей, но он бросил все, услышав о случайной находке: в 1963 году строитель Кип Вагнер подобрал на берегу Флориды испанскую се-ребряную монету. Вагнер не поленился по-слать запрос в Генеральный архив Индий и выяснил, что в 1715 году в этих местах по-чти полностью затонул Золотой флот. Спаса-тельная экспедиция испанцев не смогла подобрать рассыпавшиеся по дну драгоценные украшения, шестьдесят тысяч монет, слитки золота и серебра. Фишер предложил Вагнеру организовать компанию по разработке золо-тоносного дна.

Главной проблемой было расчистить дно. Фишер изобрел специальное приспособ-ление: размещенный под гребными винтами изогнутый цилиндр направлял воду вертикально вниз, мощной струей смывая наносы. Этот прибор тогда назвали - «почтовый ящик». За год работы Фишер и Вагнер подобрали 2500 дублонов, среди которых были особо редкие монеты 1702 года, - коллекционеры покупали их по двадцать пять тысяч долла-ров каждый.

В 1970 году Фишер выбрал цель своей жизни: ею стала «Нуэстра сеньора де Аточа». Этот прекраснейший флагман Золотого флота вышел из порта Гаваны 4 сентября 1622 года. На борту «Аточи» было сорок семь тонн золота и се-ребра. Шторм уничтожил «Аточу» и вместе с ней еще семь кораблей, наиболее перспек-тивным из которых считалась «Святая Маргарита».


Через четыре года испанцы прислали спасательную экспедицию. Капитан Фран-сиско Нуньес Мелиан нашел «Святую Маргариту» и поднял триста пятьдесят серебряных слитков. Все остальное по-прежнему ле-жало на дне. Водолазы не раз пытались най-ти «Аточу», но их сбивало с толку изменение географических обозначений: островом Матекумбе в XVII веке испанцы называли не современный Матекумбе, а южную оконеч-ность Флориды. Узнав от профессора-историка Юджина Лайонза, что наиболее вероятное место гибели испанского флота - островки Маркезас, расположенные неподалеку от Флориды, Фишер сосредоточил поиски в этом районе. Он использовал теперь уже современную технологию, включая в число прочего атомный анализ воды и съемки из космоса. Тем не менее первые годы со дна удавалось достать только мушкеты и сабли, лишь в 1973 году пошли серебряные монеты, а 4 июля, в День независимос-ти, явился первый слиток. Выбитый на нем регистрационный номер соответствовал со-хранившейся в Генеральном архиве Индий описи груза «Аточи».

Но тут удача отвернулся от предприимчивого Рыболова. В ночь на 20 июля 1975 года пошел ко дну принадлежавший ему буксир, и вместе с ним утонули сын Фишера Дирк, жена Дирка, Анхель, и один из членов его команды. Не исклю-чено, что имела место диверсия со стороны конкурентов.

Миллионы, взятые взаймы и затраченные на поиски, не окупались. Мэл был на грани банкротства. Море отняло у него близких и ничего не дало взамен. И все же, несмотря на свои беды, он держался до последнего. В 1980 году кладоискателю, наконец, повезло. С помощью магнитометра был обнаружен якорь, по которому можно было безошибочно идентифицировать корабль: то была еще не «Аточа», а «Святая Мар-гарита», но ценности, поднятые с борта этого корабля, обеспечили еще пять лет поисков.

Весной 1985 года ныряльщики начали приносить обручи от бочек, в которых когда-то хранился груз «Аточи», а затем и первые ценности: шестнадцать брошей с изумрудами, несколько золотых слитков, более четырехсот серебряных дублонов.

20 июля, день в день через десять лет после гибели Дирка, «Аточа» открыла свою заветную тайну. Двое ныряльщиков, Энди Матроски и Грэг Уэрхем, наткнулись на глу-бине восемнадцати метров на обросшую водорослями подводную скалу. Приборы подсказали: «скала» состоит сплошь из серебря-ных слитков. Испанский флагман вернул пролежавшие на дне четверть тысячелетия сокровища: 3200 изумрудов, 150 тысяч сереб-ряных монет и 1000 сорокакилограммовых слитков серебра. Добыча Фишера, по самым скромным подсчетам оценивается в четыре-ста миллионов долларов.

Порядка 48 тонн серебра было поднято с британского военно-транспортного корабля SS Gairsoppa, затонувшего в 1941 году в 300 морских милях от города Голуэй в Ирландии, написала 19 июля 2012 года ирландская газета Journal.ie.

В сентябре 2011 года стало известно, что американская компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) , на борту которого находится 200 тонн серебра.

В феврале 1941 года судно SS Gairsoppa, перевозившее серебро, было торпедировано немецкой подводной лодкой. Судно затонуло в 300 морских милях от порта Голуэй в Ирландии. На борту корабля находились 85 членов экипажа. Спастись удалось только второму помощнику капитана Ричарду Айерсу (Richard Ayres). С тех пор погибшее судно лежало на глубине порядка 4,7 тысячи метров.

Через много лет британское министерство транспорта заключило с американской компанией Odyssey Marine Exploration контракт на подъем серебра на поверхность.

19 июля 2012 года стало известно, что с корабля было поднято около 48 тонн серебра - 1203 слитков. Как заявили сотрудники Odyssey Marine Exploration, это только 20% драгоценного металла, лежащего в трюмах SS Gairsoppa. По условиям контракта компании отходит 80% найденного клада. Поднятое серебро было помещено в надежное хранилище в Лондоне.

Самой большой морской сокровищницей . В начале XVI века завоеватели Америки везли по нему сокровища в Европу. Тяжело груженные испанские галеоны подстерегали пираты Карибского моря. Но в их руки попадало не так уж много сокровищ по сравнению с тем, что уходило на дно в кораблях, разбитых во время абордажных схваток и жестоких штормов. В Атлантическом океане, по приблизительным подсчетам, за несколько столетий утонуло более 100 тысяч кораблей. Их груз оценивается триллионами долларов.

В XX веке самые крупные сокровища были найдены американцами Мелом Фишером, Барри Клиффордом, Бертом Уэббером и Джимом Хаскинсом.

Мел Фишер - самый известный и удачливый американский охотник за сокровищами. Именно он обнаружил в июле 1985 года сокровища легендарногоиспанского галеона "Аточа" , затонувшего во время урагана в 1622 году в прибрежных водах Флориды. С морского дна были подняты более 200 золотых и более 1100 серебряных слитков (весом от 15 до 37 килограмм каждый), а также ювелирные изделия - золотые кольца, цепи, кулоны, изумрудные броши и изумительной красоты крест, украшенный изумрудами. Кроме того, был обнаружен целый арсенал оружия XVII века. Общая стоимость найденных сокровищ оценивается более чем в 400 миллионов долларов США.

Еще до обнаружения сокровищ с властями Флориды было достигнуто соглашение о том, что штату будет принадлежать 20% от всего, что найдет Фишер и его команда.

С именем Барри Клиффорда связаны удачные поиски пиратской галеры "Уайда" , которая в 1717 году села на мель и затонула на мелководье всего в нескольких сотнях метров от флоридского пляжа Кейп-Код в Маркони-Бич. О богатствах "Уайды" ходили легенды. Согласно историческим хроникам, прежде чем разбиться о рифы, пираты успели ограбить примерно полсотни кораблей. Изучение их судовых документов позволило Барри решить несложную задачу на сложение и оценить пиратские сокровища примерно в 400 миллионов долларов. Одного только золотого песка по самым скромным подсчетам на галере находилось не менее 4,5 тонны. Останки галеры "Уайда" были обнаружены Клиффордом в 1984 году. Общая сумма сокровищ, которые аквалангисты Клиффорда добыли со дна, достигла примерно 15 миллионов долларов.

Другой крупнейший "улов" XX столетия достался двум американцам - Берту Уэбберу и Джиму Хаскинсу. В 1977 году они нашли останки испанского галеона "Нуэстра сеньора де ля Консепсьон ", затонувшего в 1641 году у берегов Гаити. Всего с морского дна было поднято 32 тонны серебра в слитках и монетах, золотые украшения, антикварной фарфоровой посуды. Общая стоимость сокровищ составила 14 миллионов долларов.

В 2007 году был обнаружен, по мнению специалистов, крупнейший клад в истории. 18 мая 2007 года компания Odyssey Marine Exploration, которая специализируется на поисках морских сокровищ, объявила об обнаружении около 500 тысяч золотых и серебряных монет, но категорически отказалась сообщить, кому принадлежал затонувший корабль, на котором находились сокровища, и где он был обнаружен. Заявление компании было обнародовано, когда поднятые на поверхность сокровища уже были переправлены в США. Компания получила от Испании в 2006 году лицензию на поиски затонувшего в 1694 году в районе Гибралтарского пролива английского судна "Sussex", на борту которого находилось около 9 тонн золота. Однако американцам было запрещено искать сокровища с других судов на дне пролива, где в течение нескольких веков, начиная с 16-го столетия, затонули сотни испанских галеонов.

Испанская сторона высказала подозрение, что американские искатели сокровищ незаконно достали сокровища с морского дна в территориальных водах страны.

В результате расследования удалось установить, что сокровища были обнаружены на месте затопления испанского военного корабля Nuestra Senora de las Mercedes, который подвергся атаке английских судов в октябре 1804 года на пути в Испанию из Перу и пошел ко дну недалеко от побережья Португалии.

Компания Odyssey обжаловала решение суда. 1 февраля 2012 года стало известно, что Апелляционный суд Атланты в штате Джорджия так же .

В январе 2009 года интернет-издание "Морской бюллетень - Совфрахт" сообщило, что судно с золотом, платиной и алмазами, потопленное немецкой подлодкой в годы второй мировой войны, (государство на северо-востоке Южной Америки).

Согласно сообщению, транспорт с ценным грузом вышел из одного из европейских портов, пункт назначения - США. Ценности предназначались для доставки в Нью-Йорк и далее в казну США в качестве оплаты ленд-лиза. Сначала судно зашло в порт одной из южноамериканских стран и оттуда последовало в Нью-Йорк, но где-то на расстоянии 40 миль от побережья Гайаны было потоплено германской подводной лодкой U-87 в июне 1942 года.

Об обнаружении останков британского грузового транспорта сообщила американская компания Sub Sea Research, специализирующаяся на подводных изысканиях и подъеме из воды ценностей, оставшихся после кораблекрушений.

Компания не разглашала название судна и место его обнаружения. Условно судно было названо Blue Baron ("Голубой барон") .

В июле 2009 года немецкая газета Bild сообщила, что 1,5 тонны серебряных монет, золотых украшений, огнестрельного оружия, драгоценных камней и фарфора династии Мин на борту пиратского корабля Forbes , затонувшего в 1806 году у берегов острова Калимантан. При этом стоимость одних только серебряных монет достигает десяти миллионов долларов.

Для осуществления своей мечты немецкие кладоискатели потратили более трех миллионов евро, а также учредили фирму NRA (Nautic Recovery Asia).

В апреле 2011 года стало известно, что профессиональные кладоискатели из американской организации Deep Blue Marine, которая занимается извлечением с морского дна ценных исторических артефактов, в Карибском море близ побережья Доминиканской республики. Водолазы нашли 700 серебряных монет, которые могут стоить миллионы долларов, старинные статуэтки, а также зеркальный камень, который, возможно, использовался в шаманских ритуалах.

Работы по поиску клада велись на месте крушения судна, детали о котором организация не разглашает.

Deep Blue Marine сообщила о находке властям Доминиканской республики, в водах которой было найдено затонувшее судно. Выручка от сокровища будет поделена поровну между республикой и организацией кладоискателей.

В октябре 2011 года компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) заявила об обнаружении на дне Атлантического океана британского судна, на борту которого находилось 17 тонн серебра.

В 1981 году в Баренцевом море была проведена крупнейшая глубоководная операция по подъему золота с затонувшего английского крейсера "Эдинбург".

В конце апреля 1942 года английский крейсер "Эдинбург" во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию. На борту крейсера находилось около 5,5 тонн (465 штук) золотых слитков, что в денежном эквиваленте тогда составляло свыше 20 миллионов долларов. Для большей безопасности драгоценный груз поместили в артиллерийский погреб. Золото предназначалось для уплаты за военные поставки нашим союзникам по антигитлеровской коалиции. 30 апреля 1942 года крейсер "Эдинбург" был атакован немецкой субмариной. Получив серьезные повреждения, корабль, тем не менее, продолжал оставаться на плаву. Через двое суток, 2 мая, "Эдинбург" был атакован немецкими эсминцами. Крейсер остался на плаву, но дальнейшая его буксировка на самую ближайшую базу потеряла всякий смысл, так как внутри корабля полыхал пожар. Чтобы "Эдинбург" и золотой груз не достались врагу, крейсер по приказу командира конвоя английского контр-адмирала Бонэма-Картера был потоплен тремя торпедными выстрелами. После войны золотой груз "Эдинбурга" неоднократно пытались найти и англичане, и немцы, и наши специалисты. Но их старания не увенчались успехом. В 1980 году английская фирма "Рисдон-Бизен" с помощью специально оборудованного судна "Дронсфорд" обнаружила точное местонахождение "Эдинбурга" . В том же году между СССР и Великобританией был заключен договор о подъеме советского золота с затонувшего английского крейсера (в новых ценах оно стоило уже не 20, а 81 миллион долларов). В сентябре 1981 года со дна Баренцева моря был поднят 431 из предполагаемых 465 золотых слитков весом 11-13 килограммов каждый. Золото было поделено между СССР и Великобританией в пропорции три к одному. Во время второй операции в 1986 году было обнаружено и поднято 29 золотых слитков. Остальные пять, находившиеся в носовой части артиллерийского погреба, разнесенной снарядом во время боя, бесследно исчезли среди искореженного металла. Золото, добытое во время второй операции, было поделено между Советским Союзом и Великобританией в оговоренной пропорции: десять слитков отправились в Англию, девятнадцать - в Советский Союз. Кроме того, обе стороны должны были отчислить по 45% своей доли в пользу фирмы, поднявшей со дна моря драгоценный груз. В настоящее время один из золотых слитков с затонувшего крейсера "Эдинбург" хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.

В 1987 году финским дайвером-любителем был обнаружен Муланский корабль , затонувший в 1617 году около острова Мулан в Финском заливе. Судно вывозило добычу, награбленную шведскими войсками в период оккупации Великого Новгорода в 1611-1617 годах. С морского дна финны подняли два русских церковных колокола, один из которых имел надпись: "Этот колокол отлит на второй день июля летом года 7106 во славу рождения Христа в Деревяницком монастыре в царствовании Его Величества Великого Князя Бориса Федоровича - Царя Всея Руси"; груз серебряных монет, включая редкие "веревочные" деньги Ивана Грозного 1534 года, редчайшие и очень ценные деньги Василия Шуйского 1606-1609 годов и голландские серебряные галеры 1611 года, ходившие в Московском Царстве; большое количество вооружения: мушкеты, пистолеты, кирасы, пороховницы. Несмотря на явную принадлежность раритетов и их историческую ценность, Российская Федерация претензий на права собственности не предъявляла, и все поднятые находки поступили в распоряжение государственных органов Финляндии.

Летом 1999 года в ходе специальной поисковой экспедиции финских дайверов-любителей был обнаружен корпус корабля "Фрау Мария" . Корабль затонул в 1771 году на Балтике в территориальных водах Швеции, которые ныне принадлежат Финляндии. На борту корабля находился груз художественных ценностей для Эрмитажа в Санкт-Петербурге, закупленных по личному указанию императрицы Екатерины II.

Ученые предполагают , что на дне Балтийского моря покоятся 27 картин выдающихся голландских художников XVI-XVII веков, в частности, Рембрандта, а также коллекции фарфора, фаянсовые курительные трубки, золотые и серебряные статуэтки и несколько бочек с монетами. Уникальный груз "Фрау Марии" музейные эксперты оценивают не менее чем в 500 миллионов евро.

Благодаря холодной и слабосоленой воде Финского залива парусник сохранился без видимых внешних повреждений.

Опираясь на архивные данные, специалисты предполагают, что картины были упакованы не в ящики, а в свинцовые колбы и залиты воском, что позволяет надеяться на значительную сохранность полотен.

Финляндия разработала поэтапный план по подъему судна: предполагается, что "Фрау Мария" окажется на суше к 2017 году. С российской стороны в разработке проекта фонды "Крейсер "Варяг" и фонд "Спасение национально-культурных ценностей", а специалисты из Эрмитажа выразили готовность принять участие в реставрационных работах.

Вопрос, кому достанутся ценности с "Фрау Марии" в случае их реального обнаружения, пока остается открытым.

В настоящее время в отношении поднятых со дна сокровищ нет согласованных международных документов. Согласно общепринятым нормам , если затонувшее судно лежит в пределах 24-мильной прибрежной зоны какого-то государства, то это государство и решает судьбу добытых сокровищ. Нередко оно забирает себе их половину или четвертую часть. В то же время в некоторых странах считается, что первые сто лет с момента затопления судно принадлежит конкретному владельцу - частному лицу или фирме. В отсутствие наследников или спустя сто лет судно признается собственностью того государства, в чьих водах оно затонуло. Также есть страны, где права собственников затонувших объектов на имущество признаются независимо от срока гибели судна. То есть споры возникают в каждом новом случае.

Если же обломки судна находятся в международных водах, то в силу вступает Брюссельская конвенция 1910 года: тот, кто находит "бесхозное" судно, тому оно и принадлежит. Но в этом случае возникают споры о том, какое судно считать "бесхозным". Нередко в суд на золотоискателей подают родственники или потомки затонувших на судне пассажиров и членов команды. Судебные процессы длятся годами.

С целью обеспечения и укрепления охраны подводного культурного наследия была принята Конвенция ЮНЕСКО по защите подводного культурного наследия от 2 ноября 2001 года. Конвенция представляет собой международный договор, который является ответом международного сообщества на всё большее разграбление и разрушение подводного культурного наследия.

"Подводное культурное наследие" означает все следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью, периодически или постоянно находятся под водой на протяжении не менее 100 лет.

Документ запрещает коммерческую эксплуатацию такого культурного наследия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников