Болезни Военный билет Призыв

Методическая разработка классного часа «Вступая во взрослую жизнь. «Вступить во взрослую жизнь

В День молодежи на площади собрались харовчане, чтобы поприветствовать выпускников школ района.

«Бал выпускников» открылся праздничным шествием от здания администрации района по улице Октябрьской до центральной сцены. Под красивую динамичную музыку и нескончаемые аплодисменты назывались имена выпускников школы №2 с классным руководителем Ольгой Соловьевой, 11а класса школы №3 - с классным руководителем Светланой Головаковой, 11б класса - с классным руководителем Жанной Клещиновой.
Юноши и девушки - уже не школьники, а выпускники, абитуриенты, будущие студенты. Долгие 11 лет они постигали азы науки, учились дружить и любить, уважать мнение старших и одноклассников. Позади - школьные экзамены и прощание с родной школой - те моменты, которые не повторятся в жизни выпускников никогда. Их зрелость подтверждают аттестаты, взрослые нешкольные наряды и право на последний школьный бал...

Торжественное волнение, привычное вступление музыки… Молодость чарует - это чувство, когда выпускники трех классов одновременно исполнили первый танец - полонез.
Ведущие Екатерина Утюгова и Алексей Немиров постарались, чтобы запомнилось каждое мгновение волшебного вечера. Блистательные выпускники не раз выходили на сцену, чтобы исполнить песни, показать пластику и красоту разученных танцев. Обычно повзрослевших ребят видят на школьных выпускных вечерах самые близкие и родные люди, родители, учителя. А здесь их могли лицезреть все харовчане, кто пришел поддержать молодых, перед вступлением их во взрослую жизнь. А слова поддержки им действительно необходимы.
С приветственным словом к выпускникам обратился Сергей Попов, глава района, он напутствовал не забывать, чему учили в школе, найти свое место в жизни, учиться, работать на благо района, области. Ирина Аверина, начальник управления образования, пожелала молодым яркой, интересной, насыщенной и счастливой жизни. Поздравительный адрес выпускникам зачитал и Валерий Михеев, первый зам.главы города.
На сцену приглашались выпускники 2014 года, награжденные медалью «За особые успехи в учении».
Юлия Латынская - выпускница школы №2 - ответственная, целеустремленная, постоянно стремящаяся к знаниям. Юлия награждена дипломом победителя школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории, обществознанию. Участница Всероссийских молодежных чемпионатов по обществознанию, истории, русскому языку Центра развития одаренности. Имеет грамоты за активное участие в общественной жизни школы.
Руслан Хасанов - выпускник школы №2. Его характеризуют старание, упорство, настойчивость, постоянное стремление к знаниям. Участник школьного и муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Увлекается информационными технологиями, создал сайт обучающихся школы, где обсуждаются дела и новости учебного заведения.

Татьяна Архипёнкова - выпускница школы №3. Победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку, экологии, биологии, призер олимпиады по обществознанию, участник регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по данным предметам. Татьяна - творческий человек, круг ее интересов разнообразен: много читает, любит вышивать, обладает хорошими организаторскими способностями. Имя Татьяны Архипёнковой занесено в Книгу Почета школы.

Валерия Разваляева - выпускница школы №3. Победитель и призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, физике, праву, участница регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике и праву. Имеет сертификаты участника международных интеллектуальных конкурсов по английскому языку «British bulldog», русскому языку «Русский медвежонок - языкознание для всех», математике «Кенгуру - математика для всех», естественным наукам «Верещагинский проект ЧГУ», принимала участие в региональном этапе конкурса «Юный правозащитник». Имеет активную жизненную позицию, обладает хорошими организаторскими способностями. Имя Валерии Разваляевой занесено в Книгу Почета школы.

Алёна Тёркина - выпускница школы №3. Целеустремленная, активная, постоянно совершенствующая свои знания и умения ученица. Ее отличает трудолюбие, настойчивость и упорство в достижении поставленных целей. Имеет диплом победителя муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике. Имеет сертификат дистанционного обучения по иностранному языку. Участвовала в областном конкурсе «Верещагинский проект ЧГУ», районном конкурсе «Наше право». Инициативна, обладает организаторскими способностями, всегда доброжелательна и вежлива. Имя Алёны Тёркиной занесено в Книгу Почета школы.

Татьяна Разумова - выпускница Пундужской школы. Призер муниципального этапа олимпиады по обществознанию, истории, русскому языку, биологии, призер регионального этапа олимпиады по праву. В составе команды своей школы неоднократно становилась победителем районного конкурса «Наше право», в 2013-2014 учебном году защищала честь района в финале областного конкурса «Правовая академия». Участница V Межрегиональной научно-практической конференции школьников «С наукой в будущее», призер районной краеведческой конференции «Мир через культуру», финалист и призер регионального конкурса социально-образовательных проектов школьников в рамках акции «Я - гражданин России». В 10 классе Татьяна награждена Благодарственным письмом главы Харовского муниципального района на районном празднике Труда.
Мы вправе гордиться такими выпускниками, у которых в аттестате только отличные оценки! Их поддержали аплодисментами.
Одним из трогательных моментов вечера стал совместный запуск шаров в небо - как символ стремления к новым жизненным высотам.
Члены молодежного парламента поддержали выпускников своими поздравлениями, пригласили посетить площадки «Доска пожеланий любимому городу», «Фотография на память» и другие.
Праздничная программа была продолжена выступлением вокально-инструментального ансамбля под руководством Павла Рыжакова и Дмитрия Куклина.

МБОУ «СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов» имени Н.М.Максимова

Сценарий

Классного часа в 10 классе

«Вступая во взрослую жизнь...»

или

«Ценности. Цели и смысл.»

Классный руководитель:

Шамбазова М.В.

2014-2015 уч. год

Тема: «Вступая во взрослую жизнь...» или «Ценности. Цели и смысл».

Цель: формирование гражданской позиции, нравственной культуры старшеклассников.
Задачи: способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков; формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора.


Истинный показатель цивилизации не уровень богатства и образования,
не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитанного страной.

Р. Эмерсон

Целью воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах истины, добра и красоты.

В.Бехтерев

Вступительное слово учителя.

Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о вечных ценностях. Все мы живем среди людей. Люди легко ранимые и очень чувствительные, нужно бережно относиться друг к другу. Разные люди живут на земле, и каждый живет по-разному. Но в жизни все-таки добрых, умных и красивых душой людей гораздо больше, чем плохих и подлых.

«Природа дала нам в руки большую интеллектуальную и моральную силу, но мы часто используем эту силу как оружие против ближних. Поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким.» Так сказал АРИСТОТЕЛЬ.

Пройдет время, и другой философ – ГЕГЕЛЬ разовьет эту мысль таким образом:

«Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то это еще не добродетель. Добродетелен он лишь в том случае, если этот способ поведения становится постоянной чертой характера».

Человек не может жить без цели, без идеалов, без морали, если он хочет быть достойным своего звания. Качества эти не врожденные, их нужно воспитывать.

17 лет – это возраст, знаменующий выход человека в самостоятельную жизнь. Это возраст, определяющий становление личности, - поиск своего места в жизни. Это возраст, когда молодой человек ищет себя во всем. Этот прекрасный возраст называется юношеским.

Многие из вас уже задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о будущем и с будущим связаны все ваши переживания.

ОБСУЖДЕНИЕ ПРИТЧИ . Ведущий рассказывает притчу.
Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир тоже был совсем не таким. Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение - светила ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому, плохое настроение - трудно было людям добираться к своему очагу.
Так вела себя не только луна. Так же вели себя звезды и солнце, и ночь, моря и реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений
. Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить свое существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным?»
Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека. Мы это сделаем правильно, человеку только останется их четко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой».

Вопросы для обсуждения:
Прав ли был мудрец?
Нужны ли людям законы?
Всегда ли человек соблюдает законы и правила, от чего это зависит?
Почему человек преступает закон?
Что значит слово «заповедь»?
Какие заповеди вы знаете?
Чем заповеди отличаются от законов?

Учитель: У каждого человека есть свои нравственные ценности - это то, что он больше всего ценит в жизни, во что верит, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках. Иначе говоря, ценностная ориентация - это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, выраженная в поведении.
Конечно, ценности у всех разные. Вы можете сейчас сказать, что является для вас ценностью, для вашей семьи?
На основании правильной оценки человек имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Тот или иной характер оценочной деятельности обеспечивает ему право на полноценную счастливую жизнь, либо на примитивное и бесцветное существование. Существует прямой механизм связи между ценностью, собственной оценкой (оценочным отношением к ней) и поступком, в котором это отношение находит свое воплощение. Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».
«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке - низкой или высокой.
Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость» (Д.С. Лихачев) (советский филолог, академик)

Учитель. Какие жизненные заповеди, ценности считаются незыблемыми вашей семье?

III. Работа в группах.
Ребята получают конверты, в которых лежат карточки с записанными на них нравственными понятиями. Вы должны найти им правильное объяснение, проиллюстрировать примерами. А затем сформулируем понятие «нравственная культура».
Слова для работы в группах:
Группа 1. Доброта. Вежливость. Гордость. Любовь.
Группа 2 Скромность. Милосердие. Выдержанность. Грубость.
Группа 3. Доверие. Совесть. Сострадание. Честь.
Группа 4. Трудолюбие. Тактичность. Патриотизм. Правдивость.

Группа 5. Искренность. Заносчивость. Верность. Способность к прощению.

Возможные определения каждого понятия:

1. Доброта – это когда люди содействуют, помогают, дарят возможность почувствовать себя счастливее, увереннее.
2.
Вежливость - качество, характеризующее поведение человека. Оно основывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.
3.
Выдержанность - умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия.
4.
Верность - качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении.

5. Гордость - это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.
6.
Грубость - качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.
7.
Доверие - это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.
8.
Заносчивость - негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личпых качеств.

9. Искренность - качество, характеризующее человека и его действия Искренний человек честен с собой и другими людьми.
10.
Любовь - чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему- либо.
11.
Милосердие - принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.
12.
Патриотизм - нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.
13.
Правдивость - это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.
14.
Способность к прощению - это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.
15.
Скромность - это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.
16.
Совесть - способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.
17.
Сострадание это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.
18.
Трудолюбие - это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.
19.
Тактичность - это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.
20.
Честь - качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.

Нравственная культура - показатель того, насколько требования нравственных законов жизни воплотились в поступках человека.
Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?

Самооценка нравственных качеств. Учащимся раздаются листочки с записанными на них качествами личности (которые были предметом обсуждения в предыдущем задании) и предлагается записать эти качества по степени их наличия и проявления у себя.
Затем учащимся предлагается назвать те качества и нравственные категории, которые они считают самыми важными в жизни, с помощью которых они смогут состояться, будучи взрослыми.
Учитель . В 1887 году Л.Н. Толстой в письме Р. Роллану так писал о нравственных правилах: « Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл, и вытекающее из него счастье разрешает все затруднения».

Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чем он, по-вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять?

* в озлоблении людей;
* в эгоизме (каждый сам по себе);
* в росте преступности;
* в исчезновении элементарной культуры поведения;
* в утрате идеологической и ценностной ориентации;
* в том, что порвалась связь поколений;
* в чем еще?

Альберт ЛИХАНОВ (детский писатель, академик): « Все контрастнее становятся отношения между старшими и младшими поколениями в семье. К сожалению, опыт старших не убеждает подрастающих своими трудностями, преодолениями, своей явной или скрытой героикой, противостоянием трудностям в жизни. Молодые же считают главными ценностями деньги, так называемые «тусовки».

На меня лично производят удручающее впечатление тысячи танцующих и кривляющихся на дискотеках. Не хочу казаться консерватором, но мне кажется, что орущая музыка и жизнь в толпе действует на подсознание новых поколений, а это позволяет заимствовать иные ценности, чем ценность человеческой жизни, опыт близких своих, родителей, бабушек, дедушек, которые и войну прошли, и голод, и всяческие испытания. Толпа, грохот и порождают жажду выпивки, наркотиков - сейчас же, мгновенно. И задумываешься: так ли все это безобидно, не формируется ли таким образом неуправляемая толпа, которому ничто не в ценность, ничто не в радость, кроме сиюминутного, мгновенного удовольствия, которому не обязательно думать, взвешивать свои поступки, отвечать за них».

Вы согласны с таким мнением Альберта Лиханова?
- Нужно ли через 70 лет писать и говорить о войне? Очень даже нужно , потому что это имеет огромный воспитательный смысл, особенно для молодежи. Потому что тот подвиг, который совершили наши старшие поколения, - поколения, победившие в Великой Отечественной войне, поколения, которые выстояли, показали образцы героизма и мужества, любви к Родине, не должны быть забыты никогда и никем. Молодежь должна внятно знать историю России, чувствовать героизм, которым полна наша история на протяжении веков.

Рефлексия классного часа.

На доске солнышко.

Поместите внутрь его самое главное, по вашему мнению, нравственное качество (добро), а лучи – сострадание, терпимость. Искренность, способность к прощению, патриотизм, любовь.

Учитель. Милосердие делает общество чище и добрее, потому что проявляется на основе уважения к человеку, чувства сострадания и сопричастности с ним. Оно направлено на сохранение самоуважения личности. Подумайте, не соединяет ли понятие добродетель и милосердие высказывание Бальзака: «Быть может, добродетель есть не что иное, как душевная деликатность. В чем же тонкая нить такого соединения? В непрестанной работе души, и главное в милосердии, и в добродетели. Прав был Л.Толстой, утверждая, что «добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие?

Не хотите ли осмыслить свои способности к усилию? Замените следующие многоточия соответствующими вашим возможностям на нравственное усилие действиями:

Простить....

Уступить...

Пожертвовать...

Помочь...

Заменить...

Утешить...

Нравится ли вам результат ваших усилий?

Пусть напутствием вам послужат слова французского философа-мыслителя ХVI века Монтеня: «Добродетель требует, чтобы её соблюдали ради неё самой; и если иной раз ею прикрываются для иных целей, она тотчас же срывает маску с нашего лица. Если она однажды проникла к нам в душу, то она подобна яркой и несмываемой краске, которая сходит только вместе с тканью».

ВЫВОД.

Искусство жить достойно – это умение правильно выбирать жизненные ориентиры и жизненные ценности.

Сейчас, сидя за партами, вы выбирали, при выборе сомневались, советовались, боялись ошибиться. Ребята, а жизнь - всегда выбор, в жизни всегда приходится выбирать. Послушайте притчу о том, как старик учил своего внука жить и делать правильный выбор.

ПРИТЧА «ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ?»

Старый дедушка объясняет маленькому внуку, что такое жизнь.

СТАРИК: «Видишь ли, жизнь – это постоянная борьба внутри тебя двух волков. Один волк олицетворяет собой страх, ненависть, зло, неприязнь. А второй волк олицетворяет любовь, уважение, доброту, радость».

ВНУК: «А какой же волк в конце концов побеждает?»

СТАРИК: «Тот, которого ты кормишь».

И в заключении внимательно прослушаем наказ известного педагога В.А.Сухомлинского:

«Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и между тем, что можно. Ваши желания – это радости или слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо…».

«Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, - ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество, как и дикость в любви, приносит людям много горя и обществу – вред».

Спасибо за внимание!


Цели мероприятия:

Способствовать формированию коллектива в группе;

Способствовать воспитанию саморазвития, самоопределения личности студентов.

Задачи мероприятия:

Развивать коммуникативные способности через умение слушать собеседника, соглашаться с его мнением;

Расширить знания студентов о подростковом возрасте, его проблемах;

Закрепить у студентов навыки устного выступления и умения выражать свою точку зрения.

Развивать способность к самоанализу.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Вступительное слово преподавателя.

Воспоминания из детства « Дорогие моему сердцу фотографии».
В.А. Сухомлинский о подростке.
Краткая характеристика подросткового возраста.
Обсуждение проблем подростка.
Презентация « Сферы реализации личности».
Познавательная деятельность как определяющая процесс обучения.

А) Научно- исследовательская работа

B) Социальная молодежная организация

Поведение итогов. Заключительное слово преподавателя.

Здравствуйте ребята и гости нашего классного часа. Сегодняшний час общения я хотела бы начать с вопроса. Мне интересно было бы знать, кем вы себя считаете? Взрослыми или детьми?

Тема классного часа сегодня « Уже не ребенок, но еще и не взрослый». Всем вам уже 15 лет, все вы студенты колледжа, но часто, по вашему поведению, бывает трудно определить для какого возраста оно характерно. То вы просыпаете на пары, как беспомощные деты, то вы забываете студенческий, как дедушка или бабушка могут забыть что- то в силу своего возраста.

А как вы думаете, какое значение ваш возраст играет в жизни человека?

(важен ли он вообще и почему?)

Следует подчеркнуть, что исключительно важную роль в формировании человеческой личности играют годы детства, дошкольный и младший возраст. Глубоко прав был великий писатель и педагог Л. Толстой, утверждая, что

От рождения до пятилетнего возраста ребенок берет из окружающего мира во много раз больше для своего разума, чувств, воли, характера, чем от пятилетнего возраста до конца своей жизни.

Недаром существует и такое высказывание как «Все мы родом из детства» Детству надо так мало и так много

– материнская улыбка и крепкие руки отца,

Веселые игры и спокойный сон,

Уютный дом и верные друзья,

Яблоки в саду у дедушки и светлые бабушкины сказки,

Шумные семейные праздники и сладкая колыбель.

В психологии жизнь человека подразделяется на следующие этапы:

Новорожденный

От рождения до 28 дней

Грудной возраст

28 дней - 11 мес.29 дней

Раннее детство

1 - 3 года

Первое детство (дошкольный)

3 - 6 лет

Второе детство (ранний школьный)

7-12 лет (мальчики); 8-11 лет (девочки)

Подростковый возраст (старший школьный)

13-16 лет (мальчики); 12-15 лет (девушки)

Юношеский возраст

16-21 год (юноши); 16-20 лет (девушки)

Зрелый возраст (1 период)

22-35 лет (мужчины); 21-35 лет (женщины)

Зрелый возраст (2 период)

36-60 лет (мужчины); 36-55 лет (женщины)

Пожилой возраст

61-74 года (мужчины); 56-74 года (женщины)

Старческий возраст

75-90 лет

Долгожители

90 лет и старше

На каком этапе жизни вы сейчас находитесь?

Мы находимся сейчас в подростковом возрасте.

Ваш возраст - это переходное состояние между детством и взрослостью. Вы - еще не взрослые, но уже и не дети. Вы подростки. А кто такой подросток? Василий Александрович Сухомлинский дал следующее определение этому понятию:

« Подросток- это цветок, красота которого зависит от ухода за растением. Заботиться о красоте цветка нужно за долго до того, как он начнет цвести. Растерянность, удивление перед « фатальными», « неотвратимыми» явлениями похожи на растерянность и удивление садовника, который бросил в землю семя, не зная твердо, какое это семя – розы или чертополоха, а потом через несколько лет пришел любоваться цветком».

В.А. Сухомлинский

Ребята, понимаете ли вы значение слов « фатальными», « неотвратимыми»?

Судьбоносное, то, что неотвратимо свершится

1. Ребята, как вы думаете, какой цветок вырастет на том месте?

2. От кого или от чего на ваш взгляд зависит, вырастет подросток плохим или хорошим?

3. А как это высказывание можно применить по отношению к вашей будущей профессии?

В рамках подготовки к классному часу я просила вас нарисовать цветок, с которым вы себя ассоциируете. (выбираю 2-3 студенты должны сказать почему они выбрали именно этот цветок, что он символизирует, попытаться сравнить себя с цветком.)

Существует мнение, что

« Подростковый возраст – самые трудные годы в жизни человека»

Краткая характеристика подросткового возраста

Физические изменения

Психологические

Изменения

Социальные

Изменения

Получает паспорт

Несет ответственность за свои поступки

Такие изменения порождают много трудностей, проблем, конфликтов с собой, с окружающими.

Проблемы подростков в Пензе?

(показать диаграмму)

По результатам исследований социологической службы г. Пензы были выявлены основные проблемы подростков:

Получение образования

Возможность дополнительного заработка

Здоровье

Распространение алкоголизма и наркомании среди подростков

Взаимоотношения со сверстниками

Проведение свободного времени

Получение дополнительного образования

Взаимоотношения с родителями

Правовая некомпетентность

Отсутствие (недостаток) молодежных учреждений доступного досуга

А Какие у вас проблемы существуют на данном этапе? Вспомните мы проводили опрос, в ходе которого выяснили наиболее значимые для вас проблемы. Давайте назовем их еще раз.

Взаимоотношения со сверстниками

Адаптация в учебном учреждении

Определение своего собственного « Я»

Конфликт поколений

Формирование и реализация личности

У подростка действительно много проблем. И вы, Ребята, вы не одиноки в этих проблемах. Прослушайте внимательно отрывок из письма, и постарайтесь определить о какой проблеме подростка идет речь?

Мне 16. Как многие в этом возрасте, думаю, куда приложить свои силы, свою энергию. Пугает пустая, никому не нужная жизнь. Не люблю « общие» разговоры о высокой нравственности, о поисках своего призвания. Во имя своих идеалов надо действовать, а не рассуждать о них. Действовать целенаправленно, чтобы построить свою жизнь насыщенной и интересной, а не просто работать, просто учиться, просто проводить время.

Дима С. Московская область

Как вы думаете все эти проблемы (взаимоотношения со сверстниками, адаптация в учебном учреждении, определение собственного я, конфликт поколений, формирование и реализация личности) они решаемы?

А можно ли решив проблему формирования и реализации личности, попробовать решить все остальные проблемы.

Проблема самореализации в этом возрасте является одной из самых главных для формирования активной, всесторонне- развитой личности. Назовите, пожалуйста, сферы, где вы можете реализовать себя и делаете это.

Художественная деятельность – деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства. Это есть способ приобщения к творчеству, возможность самораскрытия и самоутверждения.
Творческие дела – любое дело становится коллективным и творческим, если его придумали, подготовили и провели сами, а не предложили со стороны. Они расширяют кругозор, развивается фантазия, приучаются искать нужную информацию, совершенствуют организаторские и творческие навыки.
Трудовая деятельность – это одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ.

Познавательная деятельность – направлена на овладение, расширение и углубление уже сложившейся системой знаний, умений и навыков.

5.Спортивная деятельность – характеризуется стремлением человека удовлетворять свои потребности в движении, развивать физические качества.

Каждый из вас имеет определенные склонности и развивает в той или иной деятельности. Не только вы, но и все студенты нашего колледжа активно участвуют в общественной жизни колледжа, посещают кружки. Какие кружки есть у нас в колледже?

Шейпинг зал «Юла»
Восточные танцы
Танцевальные группы
Зал лечебной гимнастики
Тренажерный зал « Лидер»

Поднимите пожалуйста руки те, кто посещают кружки колледжа?

Вспоминая все те сферы деятельности, которые мы перечислили раньше, назовите ту, которая является общей для вас всех?

Познавательная.

Следует подчеркнуть, что все сферы деятельности безусловно важны, но на данном этапе большое внимание вы должны уделять познавательной деятельности. Вы можете активизировать ее не только на парах, но и занимаясь научно-исследовательской работой. Ежегодно студенты архитектурно-строительного колледжа принимают активное участие в научно-практической конференции. И часто занимают призовые места, повышая тем самым статус учебного заведения.

Сейчас я хотела бы вас познакомить со студенткой группы ЛД-21 Шкурко Марианной, которая в прошлом году принимала участие в конференции.

Марианна, что такое научно-исследовательская работа?

Научно –исследовательская работа – это самостоятельное научное исследование, основанное на изучении автором широкого круга публикаций и различного рода источников по заявленной проблеме.

Другим направлением общественно –значимой деятельности является участие в молодежных организациях, которые способствуют формированию активной, всесторонне-развитой, социально-значимой личности. В Пензе очень много таких организации. О действии одной из них вы узнаете от Короткого Дмитрия, студента группы ПД-22. Дмитрий, о какой организации вы сегодня расскажите?

Наш классный час подходит к завершению. Я думаю, что он не прошел даром. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас задумался сегодня, что он представляет из себя в жизни, подумал в какой области он мог бы себя проявить. Вы только начали учиться в колледже, перед вами открыт огромный мир возможностей. Действуйте целенаправленно, цените это время. Подростковый возраст с одной стороны – это трудный период в жизни человека. Но с другой стороны – это самый прекрасный возраст, весна жизни. И какой будет эта весна зависит только от вас. А чтобы этот период остался незабываемым, с сегодняшнего дня мы начинаем фотоальбом, где вы можете оставить

Мне бы очень хотелось, чтобы к концу обучения в колледже в этом альбоме была фотография каждого из вас.

Гражданин России (будь то подросток или взрослый) должен быть:

1.Ответственным

2. Свободный

3. Культурный

4. Всесторонне-развитый

5. Активный

От того, как человек относится в годы детства и отрочества к самому себе, каким он видит себя в мире труда, в огромной мере зависит его моральный облик. К. Ушинский писал, что

Ребенок от природы не имеет душевной лености, он любит самостоятельную деятельность, хочет все делать сам. Надо только научить детей трудиться, научить думать, наблюдать, понимать, что такое умственный труд, что значит хорошо трудится. . .

Подростковый возраст является тем этапом в развитии личности, когда она, находясь на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь, начинает интересоваться многими серьезными вопросами: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие. Это связано с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности, проблема выбора профессии и определение дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов подростков.

Взрослые вы люди или нет?

Если немного подумать, то становится очевидным, что однозначного ответа и нет. Почему? Потому что взрослость не есть нечто однозначное. Взрослость бывает физиологическая, психологическая, социальная. И даже один и тот же человек, достигнув первой, нередко далек от второй и третьей, а порой заканчивается свою жизнь, психологически, личностно оставаясь на уровне юноши. Физиологически и в большей мере физически-да. У большинства закончился или заканчивается период созревания.

А психологически? Да, если иметь в виду готовность и стремление вести себя как взрослые. Нет, если говорить о возможности и умении управлять собой и своим поведением.

А с точки зрения социальной?Да, ведь в ранней юности человек получает паспорт, несет правовую ответственность за свои поступки.

Нет, ибо он еще не обладает экономической самостоятельностью, не вносит постоянный вклад в трудовую жизнь общества, не образует, как правило, собственной семьей

Физические изменения у подростка.

Подростковый возраст –период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреции часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков.

Одним из первых и наиболее заметных телесных изменений является резкое ускорение роста. Девочки растут быстрее всего примерно в 12-летнем возрасте. У мальчиков максимальная скорость увеличения роста и веса приходится примерно на 14 лет.

Научные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время процесс роста человека ускоряется. Современные дети и подростки раньше вступают в период быстрого роста и прекращают расти раньше, чем дети и подростки 60 или 70 лет назад. Нормальная здоровая девочка на 1,3-2,5 см выше ростом, чем ее мать.

В целом, физические изменения подростков обусловлены рядом факторов, таких, как наследственность, питание, среда обитания и т.д.

Психологические изменения подростка.

Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок.

Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом.

Нервная система подростка еще не всегда способна выдержать сильные и длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения. Подростку свойственна повышенная критичность. Он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные.

В самосознании подростка происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости - ощущение себя взрослым человеком; возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

Возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы своего «Я», однако изменчивые и подверженные внешним влияниям.

Ребята, как вы думаете, какой цветок вырастет на том месте?

Вырастет ли роза или чертополох, все будет зависеть от того, насколько хорошо садовник будет ухаживать за этим цветком. Если он будет ухаживать за цветком регулярно, поливать, подкармливать, делать это с любовью, то, конечно же, вырастет роза. А если он посадит цветок, да еще и забудет про него, то, безусловно, вырастет только чертополох.

От каких условий на ваш взгляд зависит, вырастет подросток плохим или хорошим?

Во первых, все зависит от родителей. Недаром В.А. Сухомлинский сравнивая подростка с цветком сказал, что заботится о красоте цветка нужно задолго до того, как он начнет цвести. Родители должны воспитывать ребенка не только в детстве, но и когда он уже вырастет. Второстепенными факторами, оказывающими влияние на воспитание подростка будут являться окружающая среда, в каком коллективе он находится, какие у него друзья.

А можно ли сравнить данное высказывание с вашей специальностью?

Я считаю, что можно. Мы – студенты специальности « садово- парковое и ландшафтное строительство». В будущем кто то из нас станет садовником, а кто то строителем. В том или в другом случае каждый будет что то создавать. И вот какой цветок вырастет, или какой дом построиться будет зависеть от нас. От того, насколько мы вкладываем душу в любимое дело, как мы умеем это делать, от нашего профессионализма.

МОУ «Курасовская средняя общеобразовательная школа»

Сценарий

классного часа в 11 классе

«Вступая во взрослую жизнь....»

Классный руководитель:

Спицына Т.А.

Сценарий классного часа в 11 классе

Тема: « Вступая во взрослую жизнь....

Цель: формирование гражданской позиции, нравственной культуры старшеклассников.
Задачи:
Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков.
Формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора.
Эпиграф классного часа
Истинный показатель цивилизации не уровень богатства и образования,
не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитанного страной.
Р. Эмерсон

Целью воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах истины, добра и красоты.

В.Бехтерев

Вступительное слово учителя.

17 лет – это возраст знаменующий выход человека в самостоятельную жизнь. Это возраст, определяющий становление личности, - поиск своего места в жизни. Это возраст, когда молодой человек ищет себя во всем. Этот прекрасный возраст называется – юношеским. В юношеском возрасте происходит существенное изменение самосознания - повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе.
Работая с вами не один год, я знаю как вы пытаетесь обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и подчеркнуть это всеми возможными средствами. Многие из вас уже задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о будущем и с будущим связаны все ваши переживания.

Обсуждение притчи. Ведущий рассказывает притчу.
Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь. И о кружающий их мир тоже был совсем не таким.
Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение - светила ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому, плохое настроение - трудно было людям добираться к своему очагу.
Так вела себя не только луна. Также вели себя звезды и солнце, и ночь, моря и реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений. Они обратились самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить свое существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным?»
Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека. Мы это сделаем правильно, человеку только останется их четко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой».
Вопросы для обсуждения:
Прав ли был мудрец?
Нужны ли людям законы?
Всегда ли человек соблюдает законы и правила, от чего это зависит?
Почему человек преступает закон?
Что значит слово «заповедь»?
Какие заповеди вы знаете?
Чем заповеди отличаются от законов?

Учитель: У каждого человека есть свои нравственные ценности - это то, что он больше всего ценит в жизни, во что верит, что для него снято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках. Иначе говоря, ценностная ориентация - это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, выраженная в поведении.
Конечно, ценности у всех разные. Вы можете сейчас сказать, что является для вас ценностью, для вашей семьи?
На основании правильной оценки человек имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Тот или иной характер оценочной деятельности обеспечивает ему право на полноценную счастливую жизнь, либо на примитивное и бесцветное существование. Существует прямой механизм связи между ценностью, собственной оценкой (оценочным отношением к ней) и поступком, в котором это отношение находит свое воплощение. Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».
«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке - низкой или высокой.
Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь свою с достоинством и получить настоящую радость» (Д.С. Лихачев)

Ведущий. Какие жизненные заповеди, ценности считаются незыблемыми вашей семье?

III. Работа в группах.
Ребята получают конверты, в которых лежат карточки с записанными на них нравственными понятиями. Вы должны найти им правильное объяснение, проиллюстрировать примерами. А затем сформулируем понятие нравственная культура
Слова для работы в группах:
Группа 1.
Доброта

Вежливость
Гордость
Любовь

Группа 2

Скромность
Милосердие
Выдержанность
Грубость
Группа 3.
доверие
Совесть
Сострадание
Честь
Группа 4.
Трудолюбие
Тактичность
Патриотизм
Правдивость

Группа 5.
Искренность
Заносчивость
Верность
Способность к прощению

Возможные определения каждого понятия:

1.Доброта – это, когда люди содействуют, помогают, дарят возможность почувствовать себя счастливеее, увереннее.
2.Вежливость - качество, харакгеризующее поведение человека. Оно пнывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.
3.Выдержанность - умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия
4.Верность - качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении. повседневном поведении.
5.Г ордость - это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.
6.Грубость - качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.
7.Доверие - это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.
8.Заносчивость - негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личпых качеств.

9.Искренность - качество, характеризующее человека и его действия Искренний человек честен с собой и другими людьми.
10.Любовь - чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему- либо.
11.Милосердие - принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.
12.Патриотизм - нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.
13.Правдивость - это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.
14.Способность к прощению - это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.
15.Скромность - это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.
16.Совесть - способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.
17.Сострадание это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.
18.Трудолюбие - это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.
19.Тактичность - это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.
20. Честь - качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.

Нравственная культура - показатель того, насколько требования нравственных законов жизни оплотились в поступках человека.
Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?

Самооценка нравственных качеств. Учащимся раздаются листочки с зааисанными на них качествами личности (которые были предметом обсуждения в предыдущем задании) и предлагается проранжировать эти качества по степени их наличия и проявления у себя.
Затем учащимся предлагается назвать те качества и нравственные категории, которые они считают самыми важными в жизни, с помощью которых они смогут состояться, будучи взрослыми.

Учитель . В 1887 году Л.Н. Толстой в письме Р. Роллану так писал о нравственных правилах: «Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше Это правило дающее нашему существованию разумный смысл и текающее из него счастье, разрешает все затруднения».

Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чем он, повашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять?
*в озлоблении людей;
*в эгоизме (каждый сам по себе);
* в росте преступности;
*в исчезновении элементарной культуры поведения;
* в утрате идеологической и ценностной ориентации;
в том, что порвалась связь поколений;
в чем еще?

Альберт ЛИХАНОВ: Все контрастнее становятся отношения между старшими и младшими поколениями в семье. К сожалению, опыт старщих не убеждает подрастающих своими трудностями, преодолениями, своей явной или скрытой героикой, противостоянием трудностям в жизни. Молодые же считают главными ценностями деньги, так называемые тусовки. На меня лично производят удручающее впечатление тысячи танцующих и кривляющихся на дискотеках, Не хочу казаться консерватором, но мне кажется, что орущая музыка и жизнь в толпе действует на подсознание новых поколений, а это позволяет заимствовать иные ценности, чем ценность человеческой жизни, опыт близких своих, родителей, бабушек, дедушек, которые и войну прошли, и голод, и всяческие испытания. Толпа, грохот, и порождают жажду выпивки, наркотиков - сейчас же, мгновенно. И задумываешься: так ли все это безобидно, не формируется ли таким образом малоуправляемая толпа, какое-то быдло, которому ничто не в ценность, ничто не в радость, кроме сиюминутного, мгновенного удовольствия? Быдло, которому не обязательно думать, взвешивать свои поступки, отвечать за них.

Вы согласны с таким мнением Альберта Лиханова?
Нужно ли через 65 - писать и говорить о войне. Очень даже нужно, потому что это имеет огромный воспитательный смысл, особенно для молодежи. Потому что тот подвиг, который совершили наши старшие поколения, - поколения, победившие в Великой Отечественной войне, поколения, которые выстояли, показали образцы героизма и мужества, любви к Родине, не должны быть забыты никогда и никем. Мы не будем иванами, не помняшими своего родства. Молодежь должна внятно знать историю России, чувствовать героизм, которым полна наша история на протяжении веков.

Рефлексия классного часа.

На доске солнышко.

Поместите внутрь его самое главное,о вашему мнению, нравственное качество (добро), а лучи – сострадание, терпимость. Искренность, способность к прощению, патриотизм, любовь.

Учитель. Милосердие делает общество чище и добрее, потому что проявляется на основе уважения к человеку, чувства сострадания и сопричасности с ним. Оно направлено на сохранение самоуважения личности..Подумайте, не соединяет ли понятие добродетель и милосердие высказывание Бальзака: «Быть может, добродетель есть не что иное, как душевная деликатность. В чем же тонкая нить такого соединения?

В непристанной работе души, и главное в милосердии, и в добродетели. Прав был Л.Толстой, утверждая, что «добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие?.

Не хотите ли осмыслить свои способности к усилию? Замените следующие многоточия соответствующими вашим возможностям на нравственное усилие действиями:

Уступить...

Пожертвовать...

Заменить...

Утешить...

Нравится ли вам результат ваших усилий?

Пусть напутствием вам послужат слова фран цузского философа-мыслителя ХУI века. Монтеня: «Добродетель требует, чтобы её соблюдали ради неё самой; и если иной раз ею прикрываются для иных целей, она тотчас же срывает маску с нашего лица. Если она однажды проникла к нам в душу, то она подобна яркой и несмываемой краске, которая сходит только вместе с тканью».

Худшее, что мы можем сделать - слишком много думать о предстоящих проблемах. Создание сценариев в голове, когда нет никакой идеи – далеко не лучший вариант. Тогда остается только лечь в постель и накрыть себя одеялом по самые уши, надеясь, что там будет менее страшно. Однако, таким образом мы не решим проблему. Лучший выход - прекратить размышлять и действовать. Одно действие повлечет за собой следующее, и мы найдем работу, без проблем войдя во взрослую жизнь.

Поверь в себя

Знаете, в чем причина этого страха? Из-за отсутствия веры в то, что справитесь. А ведь есть и другой вариант. Поверьте в свои возможности, и вы добьетесь всего, чего пожелаете. Конечно, это вполне естественно бояться неопределенности. Одни боятся меньше, другие больше. Если этот страх парализует, стоит воспользоваться помощью психотерапевта. Города, конечно, повышают уровень стресса, а вхождение в жизнь этого города - это, безусловно, прыжок в глубокую воду.

Что такое зрелость?

Если мы боимся неизвестности, для начала стоит выяснить, что скрывается под словом «зрелость»? Зрелость с точки психологии и биологии - это часть цикла человеческой жизни, который наступает после периода достижения физической зрелости, завершения периода биологического роста организма и важных жизненных функций. Согласно психологии развития, невозможно однозначно определить, когда человек становится взрослым. Некоторые считают, что взрослый человек - это человек независимый экономически. Безусловно, в этом есть часть истины, но, конечно, это не единственный показатель.

Измените точку зрения

Подумайте, чего вы боитесь на самом деле? Идти на работу? Ведь всю жизнь изо дня в день мы ходили в школу, после чего возвращались домой, делали уроки. Теперь поймите, что работа ни чем не отличается от школы. Работая, вы просто выполняете возложенные задачи и обязанности за соответствующее денежное вознаграждение. Если ты работаешь и зарабатываешь, то автоматически есть деньги на то, чтобы удержаться.

Зрелость учит смирению

Практически в любом случае теоретические знания - это одно, а реальность - абсолютно иное. Можно многое рассказывать о взрослой жизни, но вы будете чувствовать ее только тогда, когда сами в нее вступите. Несмотря на страхи, не стоит медлить. Не прячься больше под одеялом. Возможно, там тепло и безопасно, но жизнь подготовила для Вас достаточно приятных сюрпризов, воспользоваться которыми можно, просто начав действовать. Каждый день вы будете совершать выбор, за который понесете последствия, но это научит покорности. Зрелость - это школа, которая учит жизни. От вас зависит, как быстро вы научитесь и усвоите все необходимое.