Болезни Военный билет Призыв

Методика самооценка учащихся. Личностные черты самооценки. Методика анализа личностной самооценки по Будасси

Взгляды и мышление юношей и девушек в подростковом возрасте претерпевают серьезные изменения. Это касается различных аспектов – теперь молодые люди уделяют повышенное внимание своей внешности, стремятся расширить и изменить свой круг общения, начинают следить за модными тенденциями и прислушиваться к мнению тех, кого они считают своими кумирами.

В том числе, старшеклассники начинают критически относиться к своей личности. Они отмечают все, даже самые незначительные недостатки, и выделяют достоинства и преимущества, которые кажутся им важными и ценными. В силу возрастных особенностей подростки не всегда могут адекватно оценить свою личность и сделать правильные выводы.

Если ребенок начинает переоценивать себя, это очень часто приводит к грубому и бесцеремонному поведению, которое нередко становится причиной возникновения конфликтов с окружающими. Подросток с заниженной самооценкой, напротив, в большинстве случаев замыкается в себе, становится неуверенным и безынициативным, что негативно сказывается на уровне его развития.

Именно поэтому родителям и педагогам важно контролировать самооценку юношей и девушек, переживающих переходный возраст, и в случае необходимости принимать меры психологического воздействия. Нередко уровень самооценки личности подростка определяется с помощью теста Р.В. Овчаровой, о котором вы узнаете в нашей статье.

Тест на определение самооценки у подростков по методике Р.В. Овчаровой

Чтобы определить уровень самооценки, школьнику предлагается ответить на 16 вопросов. В каждом из них возможно 3 варианта: «да», «нет» или «трудно сказать». Последний следует выбирать только в крайних случаях. За каждый положительный ответ испытуемому присуждается 2 балла, а за ответ «трудно сказать» — 1 балл. В случае отрицания любого из утверждений ребенок не получает за него ни одного балла.

Вопросы теста на самооценку для подростков Р.В. Овчаровой выглядят следующим образом:

  1. Мне нравится создавать фантастические проекты.
  2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
  3. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
  4. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
  5. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
  6. Мне нравится находить причины своих неудач.
  7. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
  8. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
  9. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
  10. Убедительно могу доказать правоту.
  11. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
  12. У меня часто рождаются интересные идеи.
  13. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
  14. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
  15. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
  16. Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.

Итоговая сумма полученных баллов поможет определить результат:

  • 24-32 балла – высокий уровень самооценки;
  • 12-24 балла – средний;
  • 0-12 баллов – низкий.

С детьми, получившими в результате прохождения теста «низкий» или «высокий» результат, должен обязательно поработать школьный психолог, чтобы не совсем адекватная самооценка не повлияла на дальнейшую жизнь подростка.

Изучение личностных особенностей подростков

Методика диагностики личности подростка

В педагогической практике все больше ощущается потребность в оперативной диагностике достигнутого учениками уровня развития. Это связано с тем, что эффективно управлять процессами формирования личности без знания глубины, темпов и особенностей происходящих изменений нельзя. Крылатые слова К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» — как нельзя лучше объясняют необходимость диагностики в живом учебно-воспитательном процессе.

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и её развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания .

Развитие каждого человека обеспечивается через воспитание, благодаря передаче своего собственного опыта и опыта предшествующих поколений.

Исследование личности — одна из многих областей психологических исследований. Другие области отведены проблемам воспитания, педагогической психологии, сравнительного анализа поведения, физиологической психологии, социальной психологии и психоанализа.

Все названные сферы исследования так или иначе затрагивают тему личности. Психология личности ставит перед собой задачу конкретного исследования этой темы и познания существенных факторов, определяющих личность.

Овладение простыми методиками диагностики отдельных сторон развития обучаемых — важный компонент профессиональной педагогической подготовки. Главный интерес для школьных учителей и воспитателей представляет диагностика личности подростка, умственной деятельности обучаемых, мотивации поведения, уровня притязаний, эмоциональности, развития социального поведения и многих других важных качеств. Наиболее распространенный метод изучения выделенных качеств подростка — тестирование или опросник.

Опросник личностный — совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием которых испытуемый (информант) может согласиться или не согласиться.

Личностные опросники позволяют получать информацию, широко характеризующую личность испытуемого — от особенностей его физического и психического состояния до морально-этических и общественных взглядов.

Наряду с личностными опросниками существуют и другие виды методик, например для исследования самооценки применяется методика изучения самооценки качеств личности Столяренко.

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).

Материалом для исследования послужили анкеты, где в каждой из четырех таблиц указаны 20 личностных качеств (добродушие, искренность, самостоятельность и др.)

Методика предполагает следующую процедуру проведения: Школьнику предлагается четыре небольших таблицы, в каждой из которой представлены личностные качества человека соответственно названию той или иной таблицы. «Допустим, ты представляешь себе идеального человека, какие у него должны быть по твоему качества?». Среди выписанных школьником качеств, он должен обвести в кружочек, те качества, которые в реальности присущи ему. Так школьник должен перейти ко второму набору качеств, затем третьему и четвертому.

Высота самооценки определяется с помощью определенной формулы

Р — реальные качества;

И — качества идеального человека. Исходя из этого, подсчитывается средний балл самооценки. «Средней» самооценкой принято считать самооценку с баллами от 46 до 56; «Завышенной» — с баллами от 55 до 69 и выше; «Заниженной» — с баллами от 0 до 45.

В основе разработки другого вида методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и другие).

Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Соответственно может использоваться: при выявлении особенностей личности подростка, формировании классных коллективов, в профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности на профессии типа «человек — человек»), в педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах: «ученик — учитель», «ученик — класс».

Инструкция. «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно, то знак «-». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?

4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь, сердит, злишься?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?

7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Верно ли, что многое раздражает тебя?

14. Нравится ли тебе такая работа, где надо делать все быстро?

15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

16. Тебе можно доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?

18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физической нагрузки) сильно бьется сердце?

19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

23. Ты часто чувствуешь себя усталым без всякой причины?

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. У тебя бывают головокружения?

30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?

32. Любишь ли ты иногда похвастаться?

33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?

34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35. Ты обычно быстро принимаешь решения?

36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты забыть обо всем и повеселиться в обществе друзей?

39. Тебя легко огорчить?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?

42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?

44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?

45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53. Бываешь ли ты обычно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?

54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься заговорить первым с незнакомыми людьми?

56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

1. Экстраверсия — интроверсия:

«да» («+») 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.

«да» («+») 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 50, 51, 52, 56, 58, 60.

3. Показатель лжи:

«нет» («-») 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.

1. Оценочная таблица для шкалы «Экстраверсия-интроверсия»

2. Оценочная таблица для шкалы нейротизма

По шкале лжи показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический, более 5 баллов — результаты теста рассматриваются как недостоверные.

1) Экстраверсия — интроверсия. Типичного экстраверта характеризует общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт — это спокойный застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2) Нейротизм — эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, характеризующая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоциональная устойчивость характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях развивается невроз.

Также существует методика исследования самоотношения (МИС), которая предназначена для изучения представлений учащегося о самом себе. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 — 17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

МИС представляет собой многофакторный опросник, содержащий 9 шкал и три независимых фактора, позволяющих определить разноплановые представления личности о себе самом. Преимущества данной методики — простота проведения (учащимся предлагается ряд вопросов и бланк), несложная обработка (ключ-трафарет накладывается на бланк ответов), и, основное, в результате проведения можно получить большое количество психологических данных. Процесс поведения методики занимает около 45 минут. Результаты методики рекомендуется использовать в сочетании с другими тестами для составления психолого-педагогической характеристики.

Процедура проведения опроса и обработка результатов.

Испытуемому предъявляется тест, содержащий 110 пунктов и стандартный бланк ответов. Инструкция подразумевает две градации ответов: «согласен — не согласен», которые фиксируются испытуемыми в соответствующих позициях бланка.

Значения подсчитываются по 9-ти шкалам с помощью специального ключа-трафарета, накладываемого на бланк. Трафарет конструируется в соответствии с ключом теста.

Методика Экспресс диагностики уровня самооценки личности применяется для быстрой оценки своих возможностей. Как ни парадоксально, но человек такой, каким он сам себя представляет, ощущает и создаёт (см. рис. №1). На основе существующей самооценки человек каждодневно делает выбор как себя вести, самооценка обеспечивает относительную стабильность личности и может являться толчком к развитию личности. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному внутреннему и/или межличностному конфликту.

Самооценка в психологии это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценки себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В качестве основного критерия оценки выступает система личностных смыслов человека.

Тест Экспресс диагностика уровня самооценки личности (Методика диагностики самооценки):

Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния: очень часто, часто, иногда, редко, никогда.

Опросник методики экспресс диагностики самооценки.

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Я чувствую свою ответственность по работе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я допускаю ошибки в своей жизни.

11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я часто смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

23. Я часто волнуюсь и понапрасну.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди все в жизни принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

Ключ к тесту, обработка и интерпретация результатов.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям по следующей шкале:

Очень часто — 4 балла

Иногда — 2 балла

Никогда — 0 баллов

А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл по всем 32 суждениям.

Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки , при котором человек правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки , при котором человек лишь время от времени старается подладиться под мнения других.

Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки , при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с чужими мнениями и считает себя хуже других.

Рисунок №1. Причины заниженной (низкой) самооценки.

Тест Экспресс диагностика уровня самооценки личности. Методика диагностики самооценки.

Методики исследования самооценки ребенка

Методики исследования самооценки ребенка

Методика 1 . «Вербальная диагностика самооценки личности » (Н. П. Фетискин)

С целью исследования психологических особенностей самооценки единственного ребенка в семье и детей , имеющих сиблингов, использовался дифференциально-диагностический опросник «Самооценка » , который состоит из 32 вопросов, предполагающих один из пяти ответов : «Очень часто» (при-сваивается 4 балла, «часто» (присваивается 3 балла, «иногда» (присваивает-ся 2 балла, «редко» (присваивается 1 балл, никогда (0 баллов) .

Обработка результатов : в соответствии с ключом подсчитывается коли-чество «сырых» баллов. Каждый из пяти вариантов ответов кодируется бал-лами по следующей схеме :

Очень часто Часто Иногда Редко Никогда

4 балла 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов

Полученные показатели позволяют судить о выраженности той или иной тенденции в самооценке испытуемого .

В итоге испытуемый может быть оценен : высокий уровень самооценки , средний уровень самооценки , низкий уровень самооценки .

1. Если испытуемый набрал от 0 до 25 баллов, то это означает, что самооценка высокая .

2. Количество баллов от 26 до 45 означает средний уровень само-оценки .

3. 46 баллов и выше сигнализируют о низком уровне самооценки .

Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму се-бя; объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека совпадает с тем, что он в действительности собой представ-ляет, то это адекватная самооценка .

Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Неадекватная самооценка может быть как завышен-ной, так и заниженной.

Завышенная самооценка приводят к переоценке себя в ситуациях, кото-рые не дают для этого повода. Вместе с тем подобная амбициозность ставит перед человеком более сложные задачи и претензии к достижениям. В случае успеха закрепляется уверенность человека в своих силах, появляются силы для новых достижений. Но в случае неудач, могут возникнуть разочарования, тревожность, страхи, депрессия.

Заниженная самооценка свидетельствует о развитии комплекса непол-ноценности, неуверенности в себе. Такой человек воспринимает свои дости-жения и успехи как случайные, временные, не зависящие от него самого . Лю-бая неадекватная самооценка — завышенная или заниженная — затрудняет жизнь человека. Для развития положительного самоотношения , устойчивой положительной самооценки важно , чтобы ребенок в детстве был окружен по-стоянной заботой и любовью независимо вне зависимости от того, каков он.

Текст опросника представлен в приложении [см. Приложение 1].

Назначение теста : Исследование самооценки личности .

Инструкция к тесту : «Каждый человек имеет определенные представле-ния об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ори-ентируются в процессе самовоспитания . Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не сов-падают результаты самовоспитания . Какие же представления об идеале име-ются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое вы-полняется в два этапа».

Этап 1. Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каж-дую часть римскими цифрами I, II, III, IV.

Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более зна-чимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед други-ми. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам.

Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого кон-ца . В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих ка-честв :

I. Межличностные отношения, общение.

1. Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.

2. Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.

3. Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровен-ность.

4. Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.

5. Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды.

6. Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостепри-имством, с готовностью чем-нибудь услужить.

7. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.

8. Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обще-стве, не задевать достоинства людей.

9. Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, ха-рактеру, привычкам.

10. Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.

11. Доброжелательность – желание добра людям, готовность содей-ствовать их благополучию.

12. Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.

13. Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.

14. Общительность – способность легко входить в общение.

15. Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.

16. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои по-ступки и действия.

17. Откровенность – открытость, доступность для людей.

18. Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с исти-ной.

19. Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью дру-гих при решении общих задач.

20. Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения сво-их обязанностей, долга.

1. Активность – проявление заинтересованного отношения к окружаю-щему миру и самому себе , к делам коллектива, энергичные поступки и дей-ствия.

2. Гордость – чувство собственного достоинства.

3. Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.

4. Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и анти-общественные поступки.

5. Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.

6. Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.

7. Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.

8. Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.

9. Энергичность – решительность, активность поступков и действий.

10. Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.

11. Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.

12. Инициативность – стремление к новым формам деятельности.

13. Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.

14. Настойчивость – упорство в достижении целей.

15. Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способ-ность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.

16. Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.

17. Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.

18. Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.

19. Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.

20. Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.

1. Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.

2. Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.

3. Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.

4. Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.

5. Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.

6. Собранность – сосредоточенность, подтянутость.

7. Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образ-цом.

8. Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.

9. Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.

10. Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.

11. Аккуратность– соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.

12. Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельно-сти.

13. Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть послед-ствия, прогнозировать будущее.

14. Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.

15. Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.

16. Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.

17. Находчивость – способность быстро находить выход из затрудни-тельных положений.

18. Последовательность – умение выполнять задания, действия в стро-гом порядке, логически стройно.

19. Работоспособность – способность много и продуктивно работать.

20. Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

IV. Переживания, чувства

1. Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии.

2. Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.

3. Веселость – беззаботно-радостное состояние.

4. Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям.

5. Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, челове-колюбия.

6. Нежность – проявление любви, ласки.

7. Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.

8. Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.

9. Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.

10. Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.

11. Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство.

12. Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение.

13. Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию.

14. Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уны-ния.

15. Любвеобильность – способность сильно и многих любить.

16. Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.

17. Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств.

18. Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения жела-ний.

19. Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдерж-ку.

20. Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из пер-вого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Об-ведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору ка-честв, затем к третьему и четвертому.

Обработка и интерпретация результатов теста

Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р) .

Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И; каче-ства, выписанные на первом этапе, а затем вычислите их процентное отноше-ние :

Заниженный уровень : 0-34 балла;

Низкий уровень : 35-45 баллов;

Средний уровень : 46-54 баллов;

Высокий уровень : 55-63 балла;

Завышенный : 64 и выше.

Инструкция к тесту : «Внимательно прочтите набор из 20 качеств лич-ности : аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правди-вость, принципиальность, самостоятельность , скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жад-ность, подозрительность, эгоизм, нахальство.

В столбик «идеал» под номером (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях, под номером 2 – то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимо-сти. Под номером 13 укажите то качество – недостаток – из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, идеаль-ных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете про-стить, а какие-то – нет, под номером 14 – тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 –самое отвратительное , с вашей точки зрения, качество людей.

В столбик «Я» под (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток, под номером 2 – то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами – те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.

1 этап : «Выберите из предложенного списка слов 20 качеств, которые на Ваш взгляд должны быть присущи идеальному человеку. Проставьте рядом с выбранными качествами галочки (во 2 колонке) »

Слова, обозначающие отдельные качества личности :аккуратность, бес-печность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жад-ность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, ис-кренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринуж-денность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, пе-дантичность, подозрительность, принципиальность, высокомерие, радушие, развязность рассудочность, решительность, сдержанность, стыдливость, тер-пеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм.

2 этап : «Из выбранных 20 слов выберите наиболее неприятное для Вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «идеал» ) цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и по-ставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее…»

3 этап : «Из этих же 20 слов выберите качество, наименее характерное для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное Я» циф-ру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее…»

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИКИ САМООЦЕНКИ

1. Найти значения d, d 2, S d 2

где d - разность номеров рангов. Внести в таблицу :

№ 1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20.

где d — разность номеров рангов, n — число рассматриваемых свойств (20)

Если r стремится к +1, то это указывает на завышенную самооценку ;

Если r стремится к -1, то это указывает на заниженную самооценку ;

Методики изучения самооценки подростков

Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.На второй — чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).

1-3 ступенька — низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька — средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька — высокий уровень самооценки (завышенная).

Методика “ Какой Я? ” предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов. Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития самооценки

Протокол методики “Какой я”

10 баллов — очень высокий

8-9 баллов — высокий

4-7 баллов — средний

2-3 балла — низкий

0-1 балл — очень низкий

Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок утверждает, что он “послушный всегда”, “честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.

Самооценка методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей

Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей

Бланк методики, содержащий инструкции, задания, а также место для записи результатов и заключения психолога представлен на рис. 1.

По каждой из семи шкал (за исключением шкалы «Здоровье») определяются:

уровень притязаний в отношении данного качества - по расстоянию в миллиметрах (мм) от нижней точки шкалы (0) до знака «х»;

высота самооценки - от «0» до знака «-»;

величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от «х» до «-»;

в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.

Записывается соответствующее значение каждого из трех показателей (уровня притязаний, уровня самооценки и расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

Определяется средняя мера каждого из вышеперечисленных показателей у школьника. Ее характеризует медиана, вычисляемая по всем анализируемым шкалам.

Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки «-» (для определения дифференцированности самооценки) или «х» (для уровня притязаний). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности, успешности деятельности.

В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса) можно использовать разность между максимальным и минимальным значением, однако этот показатель рассматривается как условный.

Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, пропускаются или не полностью заполняются некоторые шкалы (указывается только самооценка или только уровень притязаний), значки ставятся за границами шкалы (выше верх­ней или ниже нижней части), используются знаки, не предусмотрен­ные инструкцией и т. п.

^ Оценка и интерпретация результатов (по проведенным экспериментальным данным)

Методики, тесты, опросники для детей и подростков (дошкольники, младшие, средние и старшие школьники)

Методики, тесты, опросники для детей и подростков распределены по группам (разделам):

Тесты, опросники, методики для диагностики детей и подростков:

В каждом разделе описана проблемная ситуация, например «не слушается», или «не общается со сверстниками», или «не хочет учиться» и методики, которыми рекомендуется воспользоваться.

Плохо себя ведет дома.

Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка.

Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

ЦТО (исследование отношений к значимым людям)

Шкала степени отверженности ребенка в семье.

Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен)

Не общается со сверстниками.

Проблемы в общении со взрослыми.

Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен).

Методика Рене Жиля. (Фильм — тест межличностные отношения ребенка.

Готовность к школе

Тест Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе

Тесты для диагностики детей 7-11 лет

Тестовые методики, опросники

Проблемы поведения в школе.

ЦТО (отношение к учителям, к учебным предметам)

Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант)

ЦТО (отношение к учебным предметам, отношение к учителям)

Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан; 6-9лет)

Проективный тест школьной тревожности

Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант)

«Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARY)

Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников.

Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ)

ЦТО (отношение к значимым людям)

Тесты для диагностики детей 11-14 лет

Выявление акцентуаций (Тест — опросник Шмишека)

Диагностика принятия других, В. Фей.

Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка. (до 12 лет)

ЦТО (отношение к учителям, учебным предметам)

Проблемы в учебе.

Не хочет учиться.

Тест школьной тревожности Филлипса

Тест структуры интеллекта Амтхауэра (модификация Ясюковой)

Проблемы в отношениях со сверстниками.

Выявление акцентуаций. Тест — опросник Шмишека

Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ).

Проблемы поведения дома.

Тест на межличностную зависимость. Методика Р. Гиршфильда, адаптация О.П. Макушиной.

Опросник Кеттелла (до 12 лет)

Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка (до 12 лет)

Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона) (с 12 лет)

Тесты для диагностики детей 14-18 лет

Проблемы в отношениях с родителями.

Тест «Подростки о родителях»

Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона)

Методика экспресс-диагностики эмпатии (Юсупов)

Методикак Ильина и Ковалева

Проблемы в отношениях с учителями.

Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса

МПДО (Леонгарда – Личко)

Выявление акцентуаций (тест — опросник Шмишека)

Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ

Проблемы в отношениях со сверстниками

Цветовая проективная социометрия

Методика «Мотивация аффилиации»

Методика экспресс-диагностики эмпатии

Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (с 16 лет)

Методика Ильина и Ковалева

Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой.

Диагностика культурно-независимого интеллекта (Р. Кетелл)

Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Тест структуры интеллекта Амтхауэра, модификация Ясюковой)

ЦТО (проективный тест отношений)

Измерение мотивации достижения успеха

Методика оценки профессиональных интересов и способностей Соломина И.Л.

Опросник карта интересов А. Е. Голомштока, модификация Филимоновой О. Г.

Анкета матрица выбора профессии.

Измерение мотивации достижения

Тест на мышление и креативность Дж. Брунера.

Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.

Чтобы открыть тест на сайте — наберите его название в строке поиска. Многие тесты и методики есть уже сейчас, остальные будут добавляться.

Тест Будасси

Инструкция

Выберите из предложенного списка слов 20 качеств, которые, на Ваш взгляд, должны быть присущи идеальному человеку. Проставьте рядом с выбранными качествами галочки (во второй колонке).

Из выбранных 20 слов выберите наиболее неприятное для Вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «Идеал») цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее.

Из этих же 20 слов выберите качество, наименее характерное для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное я» цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее все 20 качеств.

Тестовое задание

Идеал Качества Реальное я
Обидчивость
Осторожность
Педантичность
Подозрительность
Принципиальность
Высокомерие
Аккуратность
Беспечность
Вдумчивость
Вспыльчивость
Гордость
Грубость
Доброта
Жадность
Жизнерадостность
Завистливость
Застенчивость
Злопамятность
Искренность
Капризность
Легковерие
Мечтательность
Нежность
Непринужденность
Нерешительность
Несдержанность
Уступчивость
Упрямство
Радушие
Развязность
Рассудочность
Решительность
Сдержанность
Стыдливость
Терпеливость
Трудолюбие
Трусость
Увлекаемость
Упорство
Черствость
Честность
Чуткость
Эгоизм

Спасибо за ответы!

Ключ к тесту Будасси на самооценку личности

Описание

Метод Будасси основан на представлении о том, что статистической нормой является закономерное несовпадение реальной и идеальной я-концепции. В психологии принято выделять две формы я-концепции – реальную и идеальную. Понятие «реальная» – это представление личности о себе, о том, какой я есть. Идеальная же я-концепция (идеальное «Я») – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»). Рассогласо-вание между реальным и идеальным Я может быть источ-ником как серьезных внутриличностных конфликтов, так и саморазвития личности - многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией. Когда испытуемому предлагается проранжировать отобранные им или инструктором 20 качеств сначала «в идеале», а потом «в соответствии со своими качествами», по сути, он предоставляет свои идеальную и реальную Я-концепции, разница между которыми и соответствует уровню самооценки.

Ключ к тесту

Обработка результатов проводится следующим образом: в колонке d записывается разница между данными колонок Идеал и Я Реальное (из большего числа вычтите меньшее).

В колонке d² эта разница возводится в квадрат. После этого числа из колонки d 2 суммируются. S d² это сумма d квадратов. Самооценка определяется по формуле Роджерса (по коэффициенту корреляции рангов):

r =1 - (6 S d²/(n³ -n)), где d – разность номеров рангов, n – число рассматриваемых свойств (20).

Интерпретация результата

  • r стремится к +1, то это указывает на завышенную самооценку;
  • r стремится к –1, то это указывает на заниженную самооценку;
  • при –0,5 < r< +0,5 - самооценка нормальная

Тест-опросник «Определение уровня самооценки»С.В.Ковалёв

Описание методики

Методика, разработанная С.В. Ковалевым, предназначена для определения уровня самооценки личности. Представляет собой 32 суждения, к которым необходимо выразить свое отношение предложенными вариантами ответов.

Инструкция

«Вам предлагаются 32 суждения и пять возможных вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Выражая степень своего согласия с суждениями, вы проставляете баллы:

4 – очень часто;

3 – часто;

2 – иногда;

1 – редко;

0 – никогда.»

Стимульный материал

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу (учебу).

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнаковыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

18. Люди ждут от меня многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто понапрасну волнуюсь.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.

Обработка результатов

Обработка результатов проводится суммированием баллов по всем 32 суждениям.

Интерпретация результатов

с умма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки , при котором человек, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия;

сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки . Человек с таким уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований.

сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки , при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости.

% учащихся испытывают высокий уровень самооценки, адекватно реагиру ю т на замечания других и трезво оценива ю т свои действия;

% учащихся испытывают средний уровень самооценки . Они время от времени ощуща ю т необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценива ю т себя и свои способности без достаточных на то оснований.

% учащихся испытывают средний уровень самооценки , при котором они нередко болезненно перенос я т критические замечания в свой адрес, чаще стара ю тся подстроиться под мнение других людей, сильно страда ю т от избыточной застенчивости.

2.1.Описание используемых методик

Методика А.И. Липкиной «Три оценки»

Для изучения самооценки можно использовать методику А.И. Липкиной «Три оценки».

Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружочком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

Совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;

Характер аргументации самооценки:

а) аргументация, направленная на качество выполненной работы,

б) любая другая аргументация;

Устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы .

Тест «Оцени себя сам»

Исследование самооценки детей 7-10 лет можно проводить при помощи теста «Оцени себя».

Ученикам предлагается набор положительных и отрицательных качеств и шкала - вертикальная линия, в верхней части которой располагаются положительные значения, а в нижней - отрицательные.

Слова, образующие отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, застенчивость, злопамятство, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, развязность, рассудительность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадание, стыдливость, терпеливость, трусость, увлеченность, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

В начале тестирования внимание детей обращают только на список оцениваемых качеств, из которых они выбирают по 5-6 самых привлекательных и самых непривлекательных. После того как эти качества отобраны (выписаны или подчеркнуты в списке), ученикам предлагают оценить себя, и объясняют принцип размещения качеств на шкале .

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание .

Выводы ко второй главе

Для диагностики наиболее значимых свойств самооценки (таких, как адекватность, дифференцированность, устойчивость, автономность) рекомендуется использовать методики: модифицированную методику Дембо–Рубинштейн «Волшебные горы» (данная методика основана на непосредственном оценивании детьми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и др.)

методику «Три оценки» (методика разработана А.И.Липкиной, и для ее реализации детям младшего школьного возраста предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Экспериментатор оценивает работу ребенка тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной); методику по изучению самооценки (этот личностный опросникпозволяет определить степень адекватности самооценки ребенка 9-17 лет).

Использование представленных методик позволяет сделать вывод об адекватности, дифференцированности, автономности, устойчивости самооценки ребенка и об уровне его притязаний.


Выводы

В психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс, в его понимании самооценка является эмоциональным компонентом. В настоящее время можно выделить три подхода к тому, чем является самооценка и как она представлена в самосознании индивида: самооценка является частью концепции "Я", т.е. как "эмоционально-ценностное" отношение к себе; самооценка понимается как когнитивная схема, которая обобщает прошлый опыт личности и организует, структурирует новую информацию субъекта о себе; самооценка - это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, оценка его с точки зрения определенной системы ценностей.

Самооценка - сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности. Она выполняет, прежде всего, регулятивную функцию.

С ней тесно связано такое личностное образование, как уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже остальных. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи хотят быть лучше всех.

Индивид оценивает себя двумя способами: сопоставляя уровень своих притязаний с объективными результатами своей деятельности; сравнивая себя с другими людьми.

Она в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная характеристика была общепризнанна.

Существуют различные методики исследования самооценки личности. К ним относятся методика А.И. Липкиной «Три оценки». В данной методике определяют уровень самооценки, устойчивость или неустойчивость самооценки, аргументацию самооценки.

Также можно исследовать самооценку с помощью теста «Оцени себя сам», в которой определяют адекватную, неадекватно завышенную и неадекватно заниженную самооценку тестируемых.

Исследуя самооценку по методике Дембо-Рубинштейн также можно определить высоту самооценки: высокую, низкую, среднюю. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников. М., Педагогика, 1984. - 296 с.

2. Бодалева А.А. В мире подростка– М., 1980.

3. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1986.

4. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний по параметрам устойчивости и адекватности // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Вып (1), 1989.

5. Витюк О.Ю. Межличностная аттракция как основа уровня самооценки личности // Практическая психология и социальная работа – 2007г. № 8 – с. 56-60

6. Джеймс У. Личность. – М., 1982.

7. Зимбардо Ф.. Формирование самооценки / Самосознание и защитные механизмы личности/. Самара, Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г.

8. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. – М., 1981.

9. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., Просвещение, 1989.- 175с.

10. Кон И.С.Открытие «Я». – М., 1987с.112

11. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976. - 167 с.

12. Маркова А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М" 1983.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2.е изд. -Т. 23.- С. 62.

14. Молчанова О. Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования. Учебное пособие - Москва: Флинта, 2010.- 392 с.

15. Реан А.А., Бордовская Н.В. и др. Психология и педагогика. – СПб, 2002.

16. Рогов Е.И. Психология человека. – М.; 1999.

17. Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. - М" 1972.

18. Столяренко Л.Д. , Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону, 1999.

19. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.- 144с.


Похожая информация.


Упражнение 1

В течение 15-20 минут на листе бумаги напишите 20 ответов на вопрос «Кто я?». Записывайте ответы в такой форме и такой последовательности, в которой они приходят к вам в голову.

Обработка результатов

Шаг 1. Ответы анализируются по трем критериям:

1. Количество использованных слов или предложений (уровень самопрезен­тации).

Слово «презентация» означает «представление», «предъявление». Чем большее количество слов или предложений вы успели написать за отведенное время, тем выше у вас уровень самопрезентации. Обратите внимание, вы использовали все 15 минут или прекратили работу раньше, решив, что все возможное о себе уже сказали? По­следнее чаще всего свидетельствует о том, что у человека есть ограниченный жесткий круг представлений о себе, и обычно он не стремится использовать возможность за­глянуть за эту границу, посмотреть, нет ли там чего-нибудь интересного или нужного.

Вначале обратите внимание, нет ли у вас повторяющихся ответов, например: 3. «Я себе не нравлюсь»; 4. «У меня некрасивый нос»; 7. «У меня слишком узкие пле­чи». Повторяющиеся ответы свидетельствуют о том, что человека волнует какая-то одна тема, одна проблема. И это очень важно. Но при определении уровня самопре­зентации, того, насколько вы знаете себя и можете говорить о себе, все эти высказы­вания засчитываются как одно. Сколько осталось? Подчеркните и выпишите эту важ­ную для вас тему. Подумайте, почему вы «застряли» именно на этой характеристике. О чем она говорит?

Если в сумме ответов у вас очень мало - не более 8, это означает, что вы или не хотите предъявлять себя даже самому себе (почему? что такого неприятного или страшного вы сами от себя скрываете?), или - что встречается чаще - просто не думаете о себе и пользуетесь в повседневной жизни лишь некоторыми наиболее важны­ми, а чаще - всего лишь простыми и очевидными характеристиками. Но, возможно, вам этого достаточно?

От 9 до 17 ответов - средний, умеренный уровень самопрезентации. И здесь трудно сказать что-либо определенное. Кажется, человек знает себя, но, возможно, не очень хорошо; думает о себе, да как-то не очень много.

Те, у кого оказался низкий и средний уровень самопрезентации, подумайте, что вам помешало ответить более полно. Чего вам не хватило: умения сделать над собой усилие или просто усердия? Не смогли сразу включиться в работу? А может быть, вы слишком жестко контролировали себя, подвергали свои ответы строгой цензуре? Или вам не хватило слов, чтобы выразить то, что вы чувствуете? Решите это для себя и запишите свой ответ. Он очень важен, потому что показывает, над чем именно вам надо работать.

Когда ответов 18 и более, это говорит о высоком уровне самопрезентации. Обычно он свидетельствует о том, что человек смотрит на себя с разных сторон, так или иначе думает о себе и, главное, не стесняется сам себя.

Если ответов у вас более 22, может быть, вы решили, что задача в том, чтобы написать как можно больше, и стали писать все подряд, лишь бы ваш список был дос­таточно длинен? Подумайте, не попали ли вы в ловушку «Кто больше?». Не стреми­тесь ли вы всегда только к выигрышу? Часто ли видите ситуацию соревнования там, где ее вовсе не предполагалось? Просмотрите свои ответы: сколько из них действи­тельно характеризуют вас, а сколько написано случайно, просто так?

Отмечено, что у неуверенных в себе людей уровень самопрезентации либо дос­таточно низкий (или средний, приближающийся к низкому), либо очень высокий (более 22).

Если ваше самоописание начинается с таких слов, как «юноша», «мужчина», «девушка», «женщина», «жена», «муж», «сын», «брат», «живу в городе Н.», «живу на такой-то улице» и т.п., то вы использовали так называемые ролевые и формально-биографические характеристики. Посмотрите внимательно, сколько у вас таких ха­рактеристик, какое место они занимают в вашем автопортрете? Если их большинство, то получается, что вы - лишь сумма социальных ролей, возраста, других формальных характеристик.

Но где же в этом вы - такой, какой есть на самом деле? Людей, обладающих именно такими ролевыми и биографическими характеристиками, очень много. В чем проявляется именно ваша индивидуальность? Если зачеркнуть все эти ответы, что останется? Вы действительно больше ничего не видите в себе или выдвинули их впе­ред, чтобы не думать о чем-то другом? Тогда о чем? Действительно ли вы хотите спрятаться от самого себя?».

3. Тип ответов.

Мы уже упоминали о повторяющихся ответах, свидетельствующих о том, что человека волнует какая-то одна тема, одна проблема. Это наиболее яркий и простой случай. Часто бывает так, что ответы как будто разные, но говорят об одном и том же. Например, о том, каким вы кажетесь другим людям, или о ваших планах на будущее, о проблемах с окружающими и т.д. Обычно так проявляются проблемы, наиболее важные для вас, те, которые во многом определяют ваше поведение, порой даже не­осознанно.

Есть ли у вас такая проблема? Какая она?

4. Время, на которое указывают ответы.

К какому времени относятся ваши ответы: к прошлому? К будущему? К на­стоящему? Может быть, они вообще вне времени? Если большинство ответов относится к прошлому, почему так получилось? Ваше прошлое вам кажется лучше, чем настоящее? Или, напротив, в прошлом было что-то, что мешает вам жить и сегодня? Подумайте, не прячетесь ли вы во вчерашнем дне от сегодняшних задач и проблем? Или вы предпочитаете для этих целей день завтрашний и ваши ответы в основном о том, что будет завтра? Вот завтра вы найдете хорошую работу... Встретите свою «вторую половинку» и тогда... Подумайте, связывая все в своей жизни с будущим, что вы оставляете дню сегодняшнему? Каковы вы сегодня?

Если большинство ответов оказались вне времени, то есть они относятся к сегодняшнему дню так же, как к вчерашнему и завтрашнему, значит ли это, что у вас нет ощущения, что вы меняетесь, что каждый день ставит перед вами новые задачи? Вам нравится это ощущение стабильности, постоянства? А может быть, вы просто боитесь меняться, боитесь того нового, неизвестного, что может проявиться в вас? Не лишаете ли вы себя тем самым шанса приобрести какие-то новые качества, взгля­ды, идеи?

Свидетельством полноценного ощущения времени своей жизни будет высту­пать список, в котором в ответах сочетаются прошлое, настоящее и будущее, причем настоящего все-таки больше.

Шаг 2. Еще раз просмотрите свои ответы. Поставьте около каждого из них «+», если названное качество вам в себе нравится, «-», если не нравится, «О» если вам все равно, и «?», если вы не можете решить, нравится вам это в себе или нет. Посчитайте количество знаков.

Каких больше - положительных или отрицательных? А может быть, в основ­ном нули или знаки вопроса? Это свидетельство вашего отношения к себе - прини­маете вы себя или отвергаете, любите или нет, безразличны или сами не знаете, как вы к себе относитесь. Конечно, отношение к себе - более сложное понятие. Это лишь первые показатели. Но они тоже о многом говорят.

Шаг 3. Разделите ответы на четыре категории.

    Я такой, потому что это зависит от меня (обозначьте этот ответ буквой Я).

    Я такой, потому что это зависит от других (буква Д). От кого, кстати?

    Я такой, потому что это зависит от случая, судьбы, рока (буква Р).

    Я такой, потому что просто так получилось, это ни от кого не зависит (бук­ва Н). Этой же буквой отметьте ответ «Не знаю».

Теперь посчитайте, сколько у вас ответов каждой категории.

Каких ответов у вас больше? Если «Д» или «Р», возможно, вы считаете себя игрушкой в руках других людей или в руках судьбы. А может быть, вы вообще ду­маете, что человек - это то, что из него лепит жизнь, другие люди? Но не отказывае­тесь ли вы тем самым от самого себя, от того, чтобы чувствовать себя хозяином сво­его собственного «Я»?

Если у вас преобладает буква «Я», значит, вы точно ощущаете себя хозяином самого себя. Но если этих букв у вас больше 75% от общего количества ответов, за­думайтесь, не видите ли вы почти во всех случаях причину только в себе, не приводит ли это к тому, что вы пытаетесь контролировать в своей жизни все события? Другими словами, не объясняете ли вы все, что с вами происходит, какими-то свойствами, при­сущими именно вам? Не пришел вовремя троллейбус - это потому, что я такой неве­зучий. Пропало что-нибудь - это потому, что я такой невнимательный (как будто у других никогда ничего не теряется) и т.п. Особенно следует обратить на это внимание в тех случаях, когда у вас проявляется отрицательное отношение к себе.

Если чаще всего встречается буква «Н», возможно, вы опять от кого-то пряче­тесь или от чего-то убегаете, лишая себя шанса проанализировать и понять кое-что в себе, в своей жизни, в том, почему вам везет или не везет. Почему вы этого не де­лаете? Не хотите? А может, вы боитесь, что станете более беззащитным, неуверенным

в себе? Но если вести себя гак, то может получиться, что все ваши силы будут ухо­дить только на то, что в психологии называется выстраиванием защит, а для реальной деятельности, для реальной жизни просто не останется ни сил, ни времени.

Кстати, замечено, что на защиту и удержание ситуации в состоянии, в котором вы находитесь, не давая произойти дальнейшим событиям, сил уходит столько же, а иногда и больше, чем если бы вы позволили ситуации развиваться, а себе - двигаться вперед.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕМБО-РУБИНШТЕЙН

Методика предложена С.Я. Рубинштейн в 1970 г. В ней использован прием Т. Дембо, при помощи которого исследовались представления человека о своем сча­стье. С.Я. Рубинштейн ввела 4 шкалы вместо одной.

Стимульный материал . 4 линии длиной в 10 см. Под первой надпись «здоро­вье», под второй - «умственное развитие», под третьей - «счастье», под четвертой -«характер».

Инструкция . Каждый человек оценивает свои способности, характер и т.д. Уровень развития каждого качества можно условно изобразить вертикальной линией: нижняя точка символизирует самое низкое развитие, а верхняя точка - наивысшее. На каждой линии необходимо отметить черточкой тот уровень, на котором, по-вашему мнению, находятся сейчас ваши достижения, а крестиком - уровень развития этих качеств или достижений, при котором вы чувствовали бы себя удовлетворенным.

Обработка результатов . После проведения методики подсчитывается количест­во сантиметров, отмеренных черточкой и крестиком на каждой линии. Количество миллиметров равно количеству баллов (54 мм = 54 балла). По каждой шкале подсчи­ тывается:

а) уровень притязаний в отношении данного качества (количество миллиметров до отметки крестиком);

б) уровень самооценки (количество миллиметров до отметки черточкой);

в) величина расхождения между уровнем притязаний (а) и уровнем самооценки (б). Если а < б, то результат выражается отрицательным числом.

Количественная характеристика параметров

Параметры

Низкий

Нормально средний

Нормально высокий

Очень

высокий

Уровень притязаний

Самооценка

Количественная характеристика параметров

Средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются с данными, представленными в таблицах.

1. Уровень притязаний:

    реалистический уровень притязаний характеризуется результатом от 60 до 89 баллов;

    наиболее оптимальным является сравнительно высокий уровень притязаний (75-89). Этот показатель свидетельствует об оптимистических пред­ставлениях человека о своих возможностях:

    90-100 баллов характеризуют нереалистическое, некритическое отношение человека к своим возможностям. Для старших школьников это небла­гоприятный показатель, т.к. нереалистический уровень притязаний харак­теризует незрелую личность;

    ниже 60 баллов - индикатор неблагоприятного развития личности (низкие притязания);

    если очень высокий или очень низкий показатель притязаний по первой шкале, то это может говорить о повышенной значимости данного качества или декларируется пренебрежение.

2. Уровень самооценки:

    45-60 балла - реалистичная, адекватная самооценка;

    60-74 балла - оптимальная для развития личности;

    75-100 баллов - завышенная самооценка, указывает на отклонение в формировании личности;

    меньше 40 баллов - заниженная самооценка - личность незрелая, характеризует неумение правильно оценить свои результаты деятельности и срав­нить себя с другими.

Завышенная самооценка может указывать на «закрытость» человека от опыта, нечувствительность к своим ошибкам, неуспехам и оценкам окружающих.

Испытуемые, набравшие менее 45 баллов, включаются в группу риска - это не­благоприятная ситуация развития личности.

3. Расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки:

    нормальное расхождение - 8-22 балла: человек ставит перед собой такие цели, которые он действительно стремится достичь, притязания основываются на оценке своих способностей и служат стимулом личностного развития;

    полное совпадение - 0-7 баллов: уровень притязаний не служит стимулом личностного развития. Если эти расхождения зафиксированы в верхней части шкалы, то это однозначно служит показателем завышенной самооценки. Если расхождение в средней части шкалы, то отношение человека к себе не носит конструктивный характер. Если расхождение в нижней части шкалы, то можно говорить о предельно заниженных представлениях о себе;

    расхождение в 23 балла и более свидетельствует о конфликте между тем, к чему человек стремится и тем, что он считает для себя возможным;

    особенно неблагоприятен случай, когда самооценка низкая, а уровень притязаний высокий. В этом случае уровень притязаний тормозит развитие личности;

РЕДКИЕ ОТВЕТЫ:

    уровень притязаний ниже уровня самооценки: конфликтное отношение к себе или определенной стороне личности;

    многочисленные исправления могут свидетельствовать о повышенном напряжении, ситуативной тревожности (особенно в моменты оценивания своей личности).

ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ С ПОМОЩЬЮ ПРОЦЕДУРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

Методика предложена Г. Н. Казанцевой и направлена на диагно­стику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника.

Инструкция. Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него - один из трех ва­риантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот от­вет, который в наибольшей степени соответствует Вашему собствен­ному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

    Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

    Большую часть времени я нахожусь в подавленном настрое­нии.

    Со мной большинство ребят советуются (считаются).

    У меня отсутствует уверенность в себе.

5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в группе).

6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

    Я все делаю хорошо (любое дело).

    Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после шко­лы).

    В любом деле я считаю себя правым.

    Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

    Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощу­щаю это как собственное поражение.

    Мнe кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

    Меня мало беспокоят возможные неудачи.

    Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не пре­одолеть.

    Я редко жалею о том, что уже сделал.

    Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

    Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

    Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

    Мне чаще везет, чем не везет.

20. Я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов. Подсчитывается количество согла­сий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, за­тем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат мо­жет находиться в интервале от -10 до +10.

Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке;

от -3 до +3 - о средней самооценке;

от +4 до +10 - о высокой самооценке.