Болезни Военный билет Призыв

Методы и приёмы обучения информатике. Элементы проблемного обучения на уроках информатики Прием «Написание эссе»

Современный этап развития среднего образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых – несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породивших целый ряд объективных инновационных процессов. Изменился социальный заказ общества по отношению к средней школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творчеству, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели.
Главной организационной формой обучения в средней общеобразовательной школе является урок. Но в процессе преподавания информатики можно столкнуться со следующими проблемами, которые решить традиционными методами обучения очень сложно:

  • различие уровня знаний и умений школьников по информатике и информационным технологиям;
  • поиск возможностей реализации потребности интересов учащихся посредством применения многообразия информационных технологий.

Поэтому урок по информатике должен быть не просто уроком, а «нетрадиционным уроком». (Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную, не установленную структуру. И.П. Подласый)
Например, урок – игра в 5 - ом классе «Путешествие на планету Компик» (раздел «Устройство компьютера»). На уроке ребята собирают пазлы (разрезана картинка с нарисованным компьютером), собирают домино, разгадывают ребусы.

Урок - игра в 6-ом классе «Исполнитель». Учащиеся в игровой форме работают с исполнителем, задают ему команды, которые он должен выполнить и достичь поставленной цели.

Урок – исследование в 7- ом (математическом) и в 8-х классах «Графические редакторы». Учащимся предлагается создать рисунки в векторном и растровом редакторах и провести ряд действий, после чего заполнить таблицу своих наблюдений.

Урок – исследование в 7-ом классе «Сохранение изображения в различных графических форматах с помощью растрового редактора». Учащимся предлагается создать рисунок в растровом редакторе и сохранить его с разным расширением, посмотреть что изменилось, выводы записать на листок.

Урок – беседа в 5-ом классе «Кодирование информации», «Наглядные формы информации». На данных уроках ведется диалог между учителем и учеником, что позволяет учащимся быть полноценными участниками урока.
Урок – лекция используется в старших класса 9 – 11. Например, «Компьютерные сети». Начитывается теоретический материал, а после идет применение и закрепление его на практике.
Урок – зачет в 5-ом «Информация. Формы представления информации», 6-ом – «Кодирование информации», 7-ом классах – «Аппаратное и программное обеспечение». Данные уроки являются уроками - проверки изученного ранее материала.
Наиболее эффективными средствами к любому уроку информатики являются наглядные средства: презентации к урокам, карточки, плакаты, видеосюжеты.

Обучаясь в одном классе, по одной программе и по одному учебнику, учащиеся могут усваивать материал по-разному. Это зависит от знаний и умений, с которыми учащийся приходит на урок, от увлеченности, заинтересованности материалом, и от психологических возможностей (усидчивости, внимательности, умения фантазировать и т.д.) детей. Поэтому на уроках приходится применять и дифференцированный подход к обучению и оцениванию учащихся.
Например, учащимся 9-11 классов дается перечень задач (Visual Basic, Pascal, Excel) и каждый из учащихся выполняют задания в том темпе, который им близок, при этом он не задерживает других учащихся класса, или, например, учащимся 5-6 классов дается разноуровневое задание

Отследить уровень знаний учащихся помогают следующие методы: наблюдение за работой на уроке, устный контроль, письменная проверка теоретического материала, практическая работа, дидактические тесты.
Хотелось бы остановиться на некоторых методах, позволяющих стимулировать учащихся к овладению новыми знаниями, к самообразованию.
Практикум – это общее задание для всех учащихся класса, выполняемое на компьютере. Подготовка к практикуму и выполнение происходит на одном уроке. В конце урока выставляется оценка. Цель таких работ проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. Задания для практической работы учащиеся получают по мере изучения материала. Систематическая работа на компьютере на уроках информатики является важным фактором развития у детей навыков самоконтроля, т.к. при отладке программ и других заданий компьютер автоматически фиксирует все ошибки учащегося.
Например, необходимо средствами ЭТ Excel построить график функции y=ax2+bx+c. Из курса математики учащиеся знают, что графиком функции является парабола, поэтому в ходе написания программы в Excel, мы также должны получить параболу, в противном случае в программе – ошибка.
Индивидуальные практические работы - мини-проекты.
Содержание и объем курса «Информатика и ИКТ» базируется на формировании информационных знаний и направлено на развитие инициативы, творчества, умения применять исследовательский подход в решении различного рода задач всеми учащимися. И здесь на первый план выдвигается проектное обучение с исследовательскими методами обучения.
Основа проектной (исследовательской) деятельности учащихся закладывается уже в средней школе. В среднем звене приобщение к проектной деятельности осуществляется через выполнение творческих работ с использованием компьютерных технологий (Word, Excel, Power Point), а так же подготовку докладов и рефератов по изучаемым темам.
Практическая значимость проектной деятельности состоит еще и в формировании умения представлять свою работу на конференциях школьного, городского и т.д. уровней. Поэтому необходимым этапом выполнения проекта является его защита, коллективное обсуждение. Ребята развивают свои коммуникативные навыки. Им интересно посмотреть работы других ребят.
Например, проекты учащихся 5-го класса «Создание мультфильмов», используя возможности программ Power Point и графического редактора Paint.
Проект учащихся 8В класса, которые, используя программу Power Point, создали игру, напоминающую теле-игру «Кто хочет стать миллионером?»

В настоящее время на уроках информатики большую значимость имеют и технологии проблемного обучения.
Проблемная ситуация является одним из видов мотивации образовательного процесса. Она активизирует познавательную деятельность учащихся и заключается в поиске и решении вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, логического мышления. Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Одним из методологических приёмов создания проблемной ситуации является постановка учителем конкретных вопросов, побуждающих учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
Например, реализации этого приёма на уроке-практикуме решения задач с использованием баз данных в программе Access (9 класс).
В начале урока представляется следующая ситуация: «Вы приехали в чужой город. В гостиницу устроиться не можете. Но в этом городе живёт ваш знакомый. Вы знаете его фамилию, имя, отчество и год рождения. Чтобы узнать адрес, вы обращаетесь в справочное бюро, в котором есть справочник, содержащий информацию обо всех жителях города».
Вопрос: Как вы думаете, какие данные входят в этот справочник?
Ответ: Фамилия, инициалы человека, год рождения, адрес.
Обращается внимание учащихся на то, что если в городе несколько жителей носят одинаковые инициалы и рождены в одном году, то компьютер сообщит адреса всех.
Вопрос: Каково будет условие задачи?
Учащиеся с помощью учителя составляют задачу и записывают её условие: «Справочник данных о жителях города имеет вид: фамилия, инициалы, год рождения, адрес. Составить базу данных, построить запрос, который находит адрес нужного человека, если известно его фамилия, инициалы и год рождения».
Наиболее часто используется проблемное обучение и на уроках по программированию (8-11 классы). Учащимся предлагается написать программу для решения математической, экономической и т.д. задачи, но для этого им необходимо вспомнить формулы, операторы языка, последовательно расположить их, написать программу на компьютере, протестировать ее на примере частных решений. А учитель весь этот процесс сопровождает, задавая наводящие вопросы и направляя учащихся в правильном направлении.
Не только уроки позволяют повышать качество обучения информатики, но и внеклассные занятия, элективные курсы. Например, элективные курсы «Компьютерный дизайн» (создание сайтов на HTML) – 11 класс, «Работа в текстовом редакторе Word» - 6 класс, «Создание презентаций. Power Point» - 5-7 классы.
Каждый учащийся, посещающий внеклассное занятие, готовит проект (исследовательскую работу) по выбранной им теме. Вот, например, некоторые из тем: (см.иллюстрации).

Тематика творческих задач охватывает не только предметную область «Информатика и ИКТ». Наиболее удачные работы учащиеся представляют на гимназическом, городском и т.п. конкурсах, конференциях. Например, некоторые из них:

  • мультимедиа проект «Морское дно» (5 класс, лауреат городского фестиваля рисунков и презентаций);
  • комбинированная работа математика и информатики «Рисунки на координатной плоскости» (6 класс, III место – гимназия НПК, II место – город НПК);
  • комбинированная работа математика и информатики «Использование Visual Basic при решении неопределенных уравнений» (9 класс, I место – гимназия НПК, I место – университет «Дубна» НПК);
  • проект-программа «Если под рукой нет VB» (9 класс, I место- гимназия НПК, I место- город НПК, III место - Международная конференция г.Серпухов, III место - «Шаг в будущее» г.Москва);
  • создание Web-сайта «Анатомия человека» (11 класс, II место - гимназия НПК, II место – город НПК),

Повысить качества уроков информатики можно и через межпредметные связи. Например, с уроками

  • математики: решение задач на метод координат – 5, 6 классы, построение графиков и диаграмм в ЭТ Excel - 9 класс; решение математических задач в среде программирования Pascal,Visual Basic – 9, 10 классы;
  • экономики (решение простых экономических задач с использованием Excel и среды программирование Visual Basic) – 9-10 классы;
  • трудов для мальчиков: построение плана помещения в графическом редакторе Paint – 5 класс, построение чертежей в векторном редакторе Компас – 7 класс;
  • географии: создание презентаций 7 класс

Эта взаимосвязь дает возможность учащимся наглядно увидеть значимость уроков информатики, и сферы применения в жизни, изучаемых программ.

Приходя на урок информатики, ребенок мечтает научиться в первую очередь работать на компьютере. Учеными доказано, что большинство учащихся не могут успешно освоить разделы программирования и далеко не все станут программистами, а вот опытными пользователями в современном мире должен стать каждый для будущей профессиональной деятельности и задача учителя помочь ему в этом.
На сегодняшний день существует большое количество программных сред, позволяющих найти новые средства самовыражения, реализации и общения учащихся.

Литература:

  1. Селевко Г.К.. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.-М.:НИИ школьных технологий, 2005.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 2006.
  3. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов в 2кн. / Под ред. И.П. Подласый. - Гуманит.Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

«Педагогические приёмы формирования УУД на уроках информатики»

Выступление

учителя информатики

МБОУ « Подойницынской СОШ»

Черенцова Надежда Александровна

Уважаемые коллеги, здравствуйте!

Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.

Покажите свое настроение соответствующей карточкой.

(Я тоже показываю).

Тема моего Мастер-класса «Учить учится».

Цель мастер- класса : познакомить коллег с моделью смешанного обучения «перевёрнутый класс» и возможностью её применения при обучении информатики.

Задачи мастер:

Обобщение опыта работы учителя информатики,

Передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.

Совместная отработка методических подходов учителя и приемов решения поставленной в программе мастер-класс проблемы.

Почему я назвала свой мастер класс «Учить учиться» поскольку развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования. Новые запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».

Как это сделать? Современные учителя находятся в поиске различных методов и средств, чтобы стимулировать учеников на изучение предметов. Ну и очередной раз, блуждая по просторам Интернета в поисках чего-то интересного и оригинального. Я обратила внимание на такую форму обучения как «перевернутый урок» или «перевернутый класс» как форма смешанного обучения. Что здесь «смешивается»? Под «смешанным обучение» понимают традиционную классно-урочную систему и обучение с использованием дистанционных форм. Т.е. ученикам на дом даётся доступ к электронным ресурсам (видеоурокам, презентациям и не только видеорепортажи "с места событий", отрывки из телепередач, интервью, слайд-шоу, интерактивный материал и т.д.) по теме, которая будет разбираться на следующем уроке.

Т. е. знакомство с новой темой дети должны сделать дома, а в классе совместно с учителем и одноклассниками её изучить и исследовать, выяснить вопросы, на которые не смогли ответить самостоятельно. Таким образом, при построении обучения по модели «перевёрнутый класс» учитель становится не источником знаний, а консультантом и организатором учебной деятельности.

Познакомлю вас с фрагментом урока, проведенного по данной модели.

: фронтальная, парная, индивидуальная.

Перед началом урока детям раздаются листы оценки.

Подготовка учащихся к уроку

На предыдущем уроке учащимся было дано задание.

2. Продолжите фразу:

1. Информация – это ………………………………………………………………………………………………………………. (это знания и сведения об окружающем нас мире, полученные из разных источников).

2.

Поэтому урок начинаем с обсуждения выполненного задания, которое ученики отправили на проверку, и оно было проверено учителем. Задача текущего этапа урока – проверить степень осмысления учащимися материала.

Назовите виды информации по форме восприятия? Приведите примеры.

(органы чувств человека)

Назовите виды информации по форме представления? Приведите примеры.

(числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация)

Выполнить задания в РТ: № 2, №3

Предлагаю выполнить творческие задания №4

Задания ученики могут выполнять самостоятельно или в паре (на выбор).

(формирование коммуникативных УУД, причем предлагаем право выбора)

Проверяем задания, и предлагаю детям оценить творчество друг друга (по 5-ти бальной шкале).

Итак, с помощью наших органов чувств, мы получаем сигналы из внешнего мира и познаем его.

Затем предлагаю в течение 3 минут ответить на вопросы:

Рефлексия:

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Какие задания вам было выполнять легко и интересно? Почему?

Какие задания вам не понятны, вы затруднялись в их выполнении в начале урока?

Какие УУД формировались на уроке и подготовке к нему?

Личностные :

Условия для получения знаний и навыков, условия для творчества и самореализации, освоение новых видов самостоятельной деятельности.

Регулятивные :

Умение ставить личные цели и определять учебные цели

Умение принимать решение

Осуществление индивидуальной образовательной деятельности

Познавательные:

Поиск информации, фиксация (запись), структурирование, представление информации

Создание целостной картины мира на основании собственного опыта.

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли

Общение в цифровой среде

Умение работать в паре.

Можно и нужно ли переворачивать все и сразу? Конечно, нет. Учиться по данной модели должны быть готовы и ученики. Поэтому переход должен быть постепенный. И, на мой взгляд, начинать с 5-6 класса не более 10% уроков по тем темам, которые будут доступны ученикам для самостоятельного изучения, где у них есть какие-то знания или имеют жизненный опыт. Задание на дом не должно ограничиваться только просмотром ресурсов, обязательно нужно давать задание на осмысление просмотренного материала: составить конспект, подготовить вопросы для обсуждения в классе, найти ответы на вопросы учителя, выполнить задание и т. д. Т. е. учебная работа дома должно подразумевать анализ и синтез учебного материала.

Какие ресурсы может использовать учитель при подготовке урока?

1. Свои собственные записи видеоуроков, презентаций.

2. Использовать готовые (например на сайтах http://videouroki.net , http://infourok.ru/ , http://interneturok.ru), видеосюжеты, документальные фильмы и т. д. Все это при желании можно найти в Интернете.

Проблемы и сложности, которые возникают или могут возникнуть.

1. На первых этапах порядка 10% учащихся добросовестно отнесутся к вдумчивому выполнению задания (и это хорошо). Поэтому учителю необходимо придумать какой-то мощный стимул, чтобы ребёнок добравшись до компьютера не увлекся игрой или общением в сети, а просмотром учебного материала.

2. Могут возникнуть технические сложности (отсутствие доступа в интернет дома) особенно в сельской местности. В этом случае учитель должен организовать просмотр в школе или сбросить информацию на накопители.

3. Учителю потребуется в 2 раза больше времени для подготовки урока.

Используемые источники:

1. Босова Л.Л., Босова А. Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов.//Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование», №6-2007. – М.: Образование и Информатика, 2007. -104 с.

2. Босова Л. Л. Современный урок информатики в основной школе с учетом требований ФГОС. http://www.myshared.ru/slide/814733/

5. Богданова Диана. Перевернутый урок. [Электронный ресурс] URL:http://detionline.com/assets/files/journal/11/prakt11.pdf

6. Харитонова Мария Владимировна. [Электронный ресурс] URL:http://nauka-it.ru/attachments/article/1920/kharitonova_mv_khabarovsk_fest14.pdf

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для учителей информатики «Учить учиться»

«Педагогические приёмы формирования УУД на уроках информатики»

Выступление

учителя информатики

МБОУ « Подойницынской СОШ»

Черенцова Надежда Александровна

2016

Уважаемые коллеги, здравствуйте!

Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.

Покажите свое настроение соответствующей карточкой.

(Я тоже показываю).

Тема моего Мастер-класса «Учить учится».

Цель мастер- класса : познакомить коллег с моделью смешанного обучения «перевёрнутый класс» и возможностью её применения при обучении информатики.

Задачи мастер:

Обобщение опыта работы учителя информатики,

Передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.

Совместная отработка методических подходов учителя и приемов решения поставленной в программе мастер-класс проблемы.

Почему я назвала свой мастер класс «Учить учиться» поскольку развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования. Новые запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».

Как это сделать? Современные учителя находятся в поиске различных методов и средств, чтобы стимулировать учеников на изучение предметов. Ну и очередной раз, блуждая по просторам Интернета в поисках чего-то интересного и оригинального. Я обратила внимание на такую форму обучения как «перевернутый урок» или «перевернутый класс» как форма смешанного обучения. Что здесь «смешивается»? Под «смешанным обучение» понимают традиционную классно-урочную систему и обучение с использованием дистанционных форм. Т.е. ученикам на дом даётся доступ к электронным ресурсам (видеоурокам, презентациям и не только видеорепортажи "с места событий", отрывки из телепередач, интервью, слайд-шоу, интерактивный материал и т.д.) по теме, которая будет разбираться на следующем уроке.

Т. е. знакомство с новой темой дети должны сделать дома, а в классе совместно с учителем и одноклассниками её изучить и исследовать, выяснить вопросы, на которые не смогли ответить самостоятельно. Таким образом, при построении обучения по модели «перевёрнутый класс» учитель становится не источником знаний, а консультантом и организатором учебной деятельности.

Познакомлю вас с фрагментом урока, проведенного по данной модели.

Фрагмент учебного занятия в 5 классе по теме «Информация вокруг нас» (УМК Л. Л. Босовой)

Формы организации учебной деятельности : фронтальная, парная, индивидуальная.

Перед началом урока детям раздаются листы оценки.

  1. Продолжите фразу:
  1. Информация – это ………………………………………………………………………………………………………………. (это знания и сведения об окружающем нас мире, полученные из разных источников).
  1. Действия с информацией – это действия, связанные с…………………………………………………..

Поэтому урок начинаем с обсуждения выполненного задания, которое ученики отправили на проверку, и оно было проверено учителем. Задача текущего этапа урока – проверить степень осмысления учащимися материала.

Назовите виды информации по форме восприятия? Приведите примеры.

(органы чувств человека)

Назовите виды информации по форме представления? Приведите примеры.

(числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация)

Выполнить задания в РТ: № 2, №3

Предлагаю выполнить творческие задания №4

Задания ученики могут выполнять самостоятельно или в паре (на выбор).

(формирование коммуникативных УУД, причем предлагаем право выбора)

Проверяем задания, и предлагаю детям оценить творчество друг друга (по 5-ти бальной шкале).

Итак, с помощью наших органов чувств, мы получаем сигналы из внешнего мира и познаем его.

Затем предлагаю в течение 3 минут ответить на вопросы:

http:// metodist .lbz.ru

Рефлексия:

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Какие задания вам было выполнять легко и интересно? Почему?

Какие задания вам не понятны, вы затруднялись в их выполнении в начале урока?

Какие УУД формировались на уроке и подготовке к нему?

Личностные :

Условия для получения знаний и навыков, условия для творчества и самореализации, освоение новых видов самостоятельной деятельности.

Регулятивные :

Умение ставить личные цели и определять учебные цели

Умение принимать решение

Осуществление индивидуальной образовательной деятельности

Познавательные:

Поиск информации, фиксация (запись), структурирование, представление информации

Создание целостной картины мира на основании собственного опыта.

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли

Общение в цифровой среде

Умение работать в паре.

Можно и нужно ли переворачивать все и сразу? Конечно, нет. Учиться по данной модели должны быть готовы и ученики. Поэтому переход должен быть постепенный. И, на мой взгляд, начинать с 5-6 класса не более 10% уроков по тем темам, которые будут доступны ученикам для самостоятельного изучения, где у них есть какие-то знания или имеют жизненный опыт. Задание на дом не должно ограничиваться только просмотром ресурсов, обязательно нужно давать задание на осмысление просмотренного материала: составить конспект, подготовить вопросы для обсуждения в классе, найти ответы на вопросы учителя, выполнить задание и т. д. Т. е. учебная работа дома должно подразумевать анализ и синтез учебного материала.

Актуальность темы.

В наше время повсеместного распространения электронных вычислительных машин (ЭВМ) человеческие знания о природе информации приобретают общекультурную ценность. Этим объясняется интерес исследователей и практиков всего мира к относительно молодой и быстро развивающейся научной дисциплине - информатике.

На сегодняшний день информатика выделилась в фундаментальную науку об информационно - логических моделях, и она не может быть сведена к другим наукам, даже к математике, очень близкой по изучаемым вопросам. Объектом изучения информатики являются структура информации и методы ее обработки. Появились различия между информатикой как наукой с собственной предметной областью и информационными технологиями.

Информатика является одним из тех предметов, в которых дифференциация обучения реализуется наиболее естественным образом. Этому способствует сам характер информатики как науки и совокупности множества информационных технологий, история ее появления в школе в те годы, когда многообразию в школьном образовании способствовали внешние условия. Итак, актуальность темы курсовой работы заключается в том, что, несмотря на факт введения в состав учебного плана общеобразовательной школы дисциплины «Информатика», на сегодняшний момент, методика её преподавания освещена нечётко и в недостаточном объёме.

Объектом исследования является методика преподавания информатики.

Предметом исследования является методика преподавания темы «ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ» в 9 классе с использованием дифференцированного метода обучения.

Цель данной курсовой работы заключается в разработке методики преподавания темы «ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ» в 9 классе с использованием дифференцированного метода обучения.

Задачи , поставленные для достижения цели:

· провести анализ учебно-методической литературы;

· изучить принципы дифференцированного метода обучения;

· составить планы-конспекты уроков, посвященных теме «ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ» для 9 классов общеобразовательных школ;



· разработать домашнее задание по теме «ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ» для 9 классов общеобразовательных школ.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ.

Методы и приёмы обучения информатике

Информатика и ИКТ” один из “молодых” предметов в школьном курсе. Но за счёт стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначению, содержанию и подходам в его преподавании.

Целью учителя информатики и ИКТ, является содействие формированию личности, способной жить в условиях информационного общества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Создание условий для формирования элементов информационной культуры учащихся;

2. Создание условий для овладения навыками самообразования и саморазвития;

3. Интеграция преподавания информатики и ИКТ с другими предметными областями;

4. Создание условий для выявления одаренности учащихся.

С каждым годом система образования предоставляет всё больше возможности для построения личной траектории обучения каждого ученика. В классно-урочной системе есть возможности для применения отдельных форм и методов.

Общие формы обучения делятся на фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников. В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, между самими учениками.

Обучение - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

Форма организации обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения.

Метод (от гр. methodos – “исследование”) – это прием, способ или образ действия; способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

В литературе существуют различные подходы к определению понятия метода обучения:

1. Способ деятельности учителя и учащихся;

2. Совокупность приемов работы;

3. Путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;

4. Система действий учителя и учащихся.

Метод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитании.

Классификация методов обучения по источнику получения знаний. В данной классификации выделяется пять методов.

1. Практический метод основан на получении знаний посредством лабораторной экспериментальной деятельности. В задачи педагога входит постановка задачи и оказание помощи в проведении обучающимися практической деятельности. Важным этапом такого обучения является систематизация и анализ информации, полученной в процессе занятий.

2. Наглядный метод. Основная роль в применении этого метода отводится учителю. В его задачи входит объяснение материала с использованием иллюстраций, схем, таблиц, опытов, проведения экспериментов и различных наглядных пособий. Ученикам в данном методе отводится пассивная роль восприятия и фиксирования полученной информации.

3. Словесный метод так же предполагает активную преподавательскую деятельность. В функции педагога входит устное преподнесение материала, по заранее продуманной схеме, в которой обязательно должны присутствовать: постановка вопроса, исследование и анализ содержания этого вопроса, подведение итогов и выводы.

4. Работа с книгой отражает метод самостоятельной работы учеников, включающей чтение, просмотр, конспектирование, анализ, систематизацию и другие виды учебной деятельности, возможные при работе с учебной литературой.

5. Видеометод – инновационный метод обучения с использованием видеоматериала и электронного учителя, используется в основном в качестве дополнительного метода для укрепления знаний или их расширения. Данный метод требует от ученика высокого уровня способности и мотивации к самообучению.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

1. Соответствие целям и задачам обучения, воспитания и развития;

2. Соответствие содержанию изучаемого материала (сложность, новизна, характер, возможность наглядного представления материала и т.д.);

3. Соответствие реальным учебным возможностям учащихся класса: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности, степень владения информационными и коммуникационными технологиями), особенностям класса;

4. Соответствие имеющимся условиям (оснащенность кабинета соответствующими средствами обучения, наличие электронных и печатных учебно-методических материалов) и отведенному времени для обучения;

5. Эргономические условия (время проведения урока по расписанию, наполняемость класса, продолжительность работы за компьютером и т.д.);

6. Соответствие индивидуальным особенностям и возможностям самих учителей (черты характера, уровень овладения тем или другим методом, отношения с классом, предшествующий опыт, уровень психолого-педагогической, методической и информационно-технологической подготовки).

Цель урока всегда согласуется с возможностями средств для ее достижения, а к ним относятся содержание и методы обучения. Но при различном содержании методы могут быть разными, поэтому при их выборе учитываются сразу все названные критерии. Для этого требуется комплексный анализ содержания учебного материала и выявление его доступности для учащихся.

Форму урока учитель может выбрать по своему усмотрению: или групповую, или в парах, или фронтальную. Заметим только, что организация групповой работы, дающей хорошие результаты, требует формирования соответствующих навыков у учащихся.

При выборе фронтальной формы обучения условием продуктивной деятельности класса является учет того, что урок – это не монолог учителя и не традиционные объяснения и опросы, а беседы, обсуждения новых понятий, совместный поиск и анализ.

«Мозговой штурм»

При работе обращайте внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:

    I уровень - что ты знаешь? II уровень - как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ) III уровень - применение, анализ, синтез

Кроме широко известных примеров использования приемов «Мозгового штурма», когда учащимся предлагается последовательно ответить на вопросы разных уровней

Например:

    I уровень - Приведите примеры исполнителей; II уровень – Какие алгоритмы, выполняют ваши исполнители? Чем они похожи и в чем у них отличие? III уровень – А нужны ли нам исполнители?
    I уровень – С какими циклическими алгоритмами вы сталкиваетесь каждый день? II уровень – Всегда ли количество повторений в ваших циклах известно заранее? III уровень – А что бы стало, если бы циклы пропали из нашей жизни?

на уроках информатики удобно данным методом решать следующий тип задач:


Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предложить предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.

Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности)

Приведу несколько примеров использования данного приема на уроках.

Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей)

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий. Так, например, прежде чем перейти к знакомству с исполнителем Робот можно попросить ребят изобразить связь со всеми изученными понятиями, отталкиваясь от ключевого слово Алгоритм (при этом к этому кластеру можно обращаться на протяжении всего курса, дополняя его новыми составляющими). Приведу несколько примеров созданных ребятами кластеров при изучении данного курса.

Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю информатики проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На этапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья. Вот, например, какие маркировочные таблицы были составлены ребятами на некоторых уроках.

Узнал новое

Хочу узнать подробнее

Переменные и действия над ними. Циклы

Как найти сумму нескольких чисел

Узнал новое

Хочу узнать подробнее

Цикл «Для». Команды строка и столбец

Как закрасить ряд поля, прямоугольную область поля, все рабочее поле

Как закрасить все рабочее поле Робота в разные цвета

Прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён)


Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Очень удобный прием, когда на уроке необходимо охватить большой объем материала, особенно когда он носит теоретический характер. Так как учащиеся работают с рабочими тетрадями это достаточно легко сделать, особенно удачно этот прием будет работать на уроках по изучению таких тем как Вспомогательный алгоритм, Условия в языке Робота, Переменные, Ввод, Вывод данных.

Прием «Кубик»

В информатике многие задачи имеют несколько способов решения, при этом выбор оптимального из возможных решений зависит от критериев, которые мы предъявляем к решению задачи.

Итак, представим, что кубик это некое условие задачи, а его грани это возможные способы ее решения. Данный прием можно реализовывать как индивидуально, так и в группах.

Примеры таких задач вы может увидеть ниже:

Синквейн-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна.

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Учитель

Душевный, открытый

Любящий, ищущий, думающий

Много идей - мало времени

Призвание

Учитель

Суетливый, крикливый

Объясняет, объясняет, ждет

Когда окончится эта пытка?

Бедолага

Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Учителю - в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн - резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Использовать синквейны можно при изучении любого предмета.

Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока.

Приведу несколько примеров синквейнов, написанных учащимися во время изучения курса информатики в 6-ом классе.

Цикл

Сложный, разный

Повторяется, работает, зацикливается

Без цикла нельзя начистить картошку

Важно

Развилка

Полная, сокращенная

Предлагает, выбирает, решает

Нужно выбрать правильный путь

Проблема

Прием «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. На уроках в рамках данной программы этот прием удобно использовать в плане итоговой рефлексии, когда была рассмотрена важная учебная тема или решена серьезная проблема, как вариант когда на устную рефлексию в конце урока не хватает

Золотова Анна Владимировна

В связи с надвигающейся реализацией Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в основной школе, перед педагогами, преподающими в средней школе, наиболее актуально встаёт вопрос организации уроков открытия новых знаний. На наш взгляд для организации таких уроков большой интерес представляют проблемно-диалогические методы.

Проблемно-диалогическое обучение - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно открывать знания, учитель выступает в качестве организатора и координатора деятельности.

В данной технологии различают два вида диалога: побуждающий и подводящий, которые имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся (см. таблицу 1).

Таблица 1

Методы

Проблемно-диалогические

Традиционные

Постановки проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Сообщение темы

Поиска решения

Побуждающий к выдвижению гипотез диалог

Подводящий от проблемы диалог

Подводящий без проблемы диалог

Сообщение знаний

Подробнее о технологии проблемно-диалогического обучения, которую реализует образовательная система «Школа 2100», можно узнать, например, на сайте www.school2100.ru и в статье Е. Л. Мельниковой «Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения».

В данной методической разработке мы предлагаем примеры применения технологии для организации уроков открытия новых знаний с помощью побуждающего диалога, в котором объединим побуждающий от проблемной ситуации диалог и побуждающий к выдвижению гипотез диалог. Методическую разработку в первую очередь адресуем учителям информатики, но любой учитель-предметник без труда сможет адаптировать её к своему предмету.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог - это метод, который представляет собой сочетание приёма создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Представим детальное описание побуждающего диалога (см. таблицу 2):

Таблица 2

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения

Что вас удивило?

Что интересного заметили?

Какое противоречие налицо?

Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какая будет тема урока?

Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал

Вопрос был один?

А мнений сколько? или Задание было одно?

А как вы его выполнили?

Почему так получилось?

Чего мы не знаем?

Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопро-сом или практическим заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, расчетами, экспериментом, наглядностью

Вы сначала как думали?

А как на самом деле?

Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Вы смогли выполнить задание?

В чем затруднение?

Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

Вы смогли выполнить задание?

В чем затруднение?

Чем это задание не похоже на предыдущее?

Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим

Шаг. 2. Доказать, что задание не выполнено

Какое было дано задание?

Какое знание вы применили? Удалось выполнить задание верно? Почему так получилось?

Пример 1: Информатика, 5 класс. Виды информации по форме представления (см. таблицу 3).

Проблемная ситуация создаётся вопросом или практическим материалом на новый материал, сталкивающим мнения обучающихся.

Таблица 3

Анализ

Учитель

Ученики

Сегодня главным героем урока станет одна очень известная особа... Для представления её я использую два способа:

Сначала я опишу внешность этой особы: Высок, строен, музыкален и носит шляпу. У него необычный цвет кожи. Кто это?

Скажите, благодаря описанию вы получили информацию?

Теперь я представлю этого героя с помощью фото.

Кто же это?

Ребята высказывают свои мнения, скорее всего они догадаются о том, кто этот герой.

Да.

Крокодил Гена.

Задание на новый материал

Скажите, вы в обоих случаях получили информацию?

Да.

Побуждение к осознанию

Вы одинаково воспринимали информацию?

Информация была представлена в одинаковом виде?

Нет.

Нет.

Побуждение к проблеме

Какой возникает вопрос?

В каком виде можно представить информацию?

Тема

Виды информации…

Пример 2: Информатика, 6 класс. Единицы измерения информации (см. таблицу 4).

Проблемная ситуация создаётся предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений.

Таблица 4

Анализ

Учитель

Ученики

Ваня попросил Максим записать их проект, объемом 701440 Кб на диск объемом 700Мб. - Максим утверждает, К - это означает кило-, то есть в 1Мб ровно 1000 Кб, поэтому объем проекта 701,44 Мб и на диск он не поместится.

Ваня утверждает, кило- в измерении информации 1024, то есть в 1Мб ровно 1024 Кб, поэтому объем проекта меньше 685 Мб и на диск он поместится.

Побуждение к осознанию

Кто из мальчиков прав?

Побуждение к проблеме

Какой возникает вопрос?

Как выразить 1Мб в килобайтах?

Что означает приставка кило- в информатике?

Тема

Можете сформулировать тему урока?

Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

Измерение информации…

Пример 3: Информатика, 5 класс. Что умеет компьютер (см. таблицу 5).

Проблемная ситуация создаётся в два шага. Первым шагом вопросом или практическим заданием обнажается житейское (т. е. ошибочное или ограниченное) представление обучающихся. Вторым шагом любым способом (сообщением, экспериментом, наглядностью, расчётами) предъявляется научный факт.

Таблица 5

Анализ

Учитель

Ученики

Вопрос на «ошибку»

Вася просит маму купить ему компьютер. Он утверждает, что на большом экране компьютера мама сможет даже смотреть новости и кино.

Согласны ли вы с мнением Васи?

Ответы учеников будут разными, поскольку многие из них считают, что компьютер - это монитор…

Предъявление научного факта расчетами

В магазине Консультант Пётр сказал, что главное хороший системный блок с качественным содержимым. Тогда компьютер будет уметь всё.

Что вы думаете об этом мнении?

Учащиеся высказываются.

Побуждение к осознанию

Что вы предположили?

А как на самом деле?

Что и Вася прав, и консультант Пётр тоже.

Может быть компьютер - это что-то особенное?

Побуждение к проблеме

В чём же возникла проблема?

Не знаем точно что-такое компьютер и что он умеет делать.

Тема

Как можем сформулировать тему урока?

Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

Что такое компьютер и что он умеет делать.

Пример 4: Информатика, 7-8 класс. Сложение чисел в двоичной системе счисления (см. таблицу 6).

Проблемная ситуация создаётся в два шага. Первым шагом предъявляется практическое задание, сходное с предыдущим, выполняя которое обучающиеся применяют уже имеющиеся у них знание и допускают ошибку. Вторым шагом доказывается, что задание школьниками выполнено неверно.

Таблица 6

Анализ

Учитель

Ученики

Предъявление противоречивых мнений

Петя складывает два числа:

В десятичной системе счисления 10 10 + 11 10 = 21 10 .

В двоичной системе счисления больших отличий не будет, так как она также является позиционной, но так как цифры 2 в двоичной системе нет, то 2 2 = 11 2 , поэтому 10 2 + 11 2 = 111 2 .

Коля утверждает, что Петя на прав.

В двоичной системе счисления переполнение разряда происходит, когда в одной позиции собирается 2 единицы. Обычно при переполнении разряда мы пишем 10, поэтому 10 2 + 11 2 = 101 2 .

Слушают (или читают текст) задачу. Осмысливают ситуацию.

Побуждение к осознанию

Кто из мальчиков прав?

Высказывают предположения. Понимают, что возникло противоречие.

Побуждение к проблеме

Какой возникает вопрос?

Как правильно сложить числа в двоичной системе счисления?

Тема

Можете сформулировать тему урока?

Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

Сложение чисел в двоичной системе счисления…

Пример 5. Информатика, 7-9 класс. Вещественные числа (см. таблицу 7).

Проблемная ситуация создаётся практическим заданием, сходным с предыдущим.

Таблица 7

Анализ

Учитель

Ученики

Задание на новый материал

VAR A,B,C:INTEGER;

BEGIN

C:= A * B;

WRITE (C);

End.

Поменяйте третью строчку программы так, чтобы с стало частным чисел Aи B. Проверьте результат на компьютере.

Задание выполняют легко, но большинство учащихся испытывают затруднение, так как не понимают, что С обязательно должно стать вещественным. Среда программирования выдаёт ошибку.

Побуждение к осознанию

В чем затруднение?

Может быть нужно обратить внимание на типы переменных?

Не знаем, что делать.

Учащиеся высказываются

Побуждение к проблеме

Действия с вещественными числами.

Тема

Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

Сразу после формулирования темы (постановки главного вопроса, проблемы) педагог побуждает учащихся к формулированию плана по поиску решения проблемы.

Пример 6. Информатика, 7-9 класс. Цикл с постусловием (см. таблицу 8).

Проблемная ситуация создаётся практическим заданием, не сходным с предыдущим.

Таблица 8

Анализ

Учитель

Ученики

Задание на известный материал

VAR A,B,C,N,I:INTEGER;

BEGIN

I:= 0; N:= 0;

WHILE N<100 DO

BEGIN

READ(A); N:= N+A; INK(I);

END;

WRITE(I);

END.

Какую задачу можно решить с помощью алгоритма?

Ребята высказываются. Формулировки, безусловно, могут отличаться.

Задание на новый материал

Измените алгоритм, чтобы с помощью него можно было решить такую задачу: С клавиатуры вводят числа до тех пор, пока их сумма не станет большей 100. Сколько чисел вводят?

Проверьте результат на компьютере.

Задание выполняют легко, но с ошибкой, так как понимают, что цикл с предусловием здесь «не поможет».

Побуждение к осознанию

В чем затруднение?

Почему не можете использовать эту конструкцию?

Не знаем, что делать.

Потому что надо сначала сделать, а потом проверять условие.

Побуждение к проблеме

Как вы можете сформулировать тему урока?

Цикл с последующей проверкой условия.

Тема

Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

Сразу после формулирования темы (постановки главного вопроса, проблемы) педагог побуждает учащихся к формулированию плана изучения темы урока, то есть по поиску решения проблемы.

Пример 7. Информатика, 7-8 класс. Сложение чисел в двоичной системе счисления (см. таблицу 9).

Таблица 9

Анализ

Учитель

Ученики

Тема

Можете сформулировать тему урока?

Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

Сложение чисел в двоичной системе счисления.

Действия с числами в двоичной системе счисления.

Побуждение к формулированию плана

Обучающиеся высказываются.

Повторить, что такое двоичная система счисления.

Вспомнить правила выполнения действий в позиционных системах счисления.

Узнать особенности действий с числами в двоичной системе счисления.

Рассмотреть примеры.

Основной этап урока, который следует сразу после формулирования плана - это поиск решения проблемы. На этом этапе урока педагог организовывает побуждающий к гипотезам диалог.

Считается, что это наиболее сложный для реализации метод поиска решения. Метод представляет собой сочетание специальных вопросов стимулирующих выдвижение и проверку гипотез по поводу сформулированной проблемы.

Пример 8. Информатика, 6 класс. Различные подходы к измерению информации (см. таблицу 10).

Урок с общей и частными проблемами.

Таблица 10

Анализ

Учитель

Ученики

Актуализация знаний

ПОСТАНОВКА

Создание проблемной ситуации

Примите сообщение:

Завтра в 20.00 по каналу СТС покажут фильм «красная шапочка».

Для кого из вас это сообщение информативно?

Вспомните, что это означает?

Совершенно верно.

В таком случае: Можно ли измерить информацию?

В чём у вас затруднение?

Отвечают, поднимают руки. Некоторые испытывают затруднение.

Это значит, пополняет наши знания…

Испытывают затруднение.

Информацию можно измерить, так как объем знаний может увеличиться.

Информацию нельзя измерить, так как мы ничего «не можем потрогать».

Какой будет тема урока?

Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

Измерение информации.

Измерение информации.

Что же нам необходимо сделать?

Выслушивает ответы обучающихся, корректирует, кратко фиксирует на доске (или, например, на слайде)

Обучающиеся высказываются.

Узнать можно ли измерить информацию.

Если можно измерить информацию, то какими способами.

Существуют ли единицы измерения информации.

Рассмотреть примеры.

ПОИСК

Открытие нового знания

1. Выдвижение гипотез

2. Проверка гипотез.

ПОИСК

Открытие нового знания

1. Выдвижение гипотез

2. Проверка гипотез.

ЗАДАНИЯ

Формулирование нового знания

Какие у вас есть предположения по поводу измерения информации?

Выслушивает ответы обучающихся, кратко фиксирует.

Что вы узнали?

Мы будем придерживаться того, что информацию можно измерить.

Рассмотрим две ситуации:

1. Петя: Коля, ты придёшь ко мне в гости?

Коля: Петя, да, я приду.

Это сообщение для Пети информативно.

Сколько информации получил Петя после ответа Коли?

2. Петя набрал сообщение «Коля, приходи ко мне в гости. Жду.» для отправки по электронной почте. Сколько информации будет отправлено?

Как вы считаете, информацию будут измерять одинаково в обоих случаях?

Возможно, педагог подскажет обучающимся направления формулирования гипотез.

Проверьте правильность своих гипотез.

Организует самостоятельную работу учащихся по проверке гипотез.

Что вы узнали?

Итак, к измерению информации существует два подхода: содержательный и алфавитный.

Информацию можно измерить.

Информацию нельзя измерить.

Какую-то информацию можно измерить, а какую-то - нельзя.

Проверяют гипотезы.

Высказываются.

Высказываются.

Высказываются.

Высказывают гипотезы.

Проверяют гипотезы.

Высказываются.

Сколько информации получил Петя после ответа Коли?

Сколько информации получит Коля?

Воспользуемся содержательным подходом к измерению информации. Ответ на альтернативный вопрос несёт 1 бит информации.

1 символ компьютерного алфавита несёт в себе 1 байт информации, поэтому сообщение, которое получил Коля несёт в себе 34 байта.

В данном примере предполагается, что для проверки гипотез учащимся предложен соответствующий материал (если в учебнике нет достаточного количества информации, то предоставлен дополнительный раздаточный материал, даны адреса сайтов в Интернете и т.п.).

Пример 9. Информатика, 7 класс. Объекты и модели. Информационные модели (см. таблицу 11).

Урок с соподчинёнными проблемами.

Таблица 11

Анализ

Учитель

Ученики

ПОСТАНОВКА

Создание проблемной ситуации

Разделите слова на 2 группы:

Человек, компьютер, манекен, кот, фотография кота, движение поездов, автомобиль, описание внешности человека, схема компьютера, рисунок автомобиля, скелет человека, скелет кота, автомодель, расписание движения поездов, манекенщица.

Что у вас получилось?

По какому принципу вы делили слова и словосочетания на группы?

Каким одним словом можно назвать условное представление любого объекта?

Пытаются выполнить задание.

Высказываются.

В 1 группе названия объектов.

Во второй группе различные представления этих объектов.

Высказываются.

Автомодель можно просто назвать моделью.

Манекенщицу просто называют моделью.

Формулирование проблемы (темы и целей урока)

Какой будет тема урока?

На уроках информатики мы будем изучать только те модели, которые «нельзя потрогать», они являются описаниями объектов.

Описание объекта об этом объекте несёт какую-то информацию. Как тогда называют модели-описания?

Фиксирует тему урока на доске.

Модели и виды моделей.

Может быть информационными?

Информационные модели.

Что же нам необходимо сделать?

Выслушивает ответы обучающихся, корректирует, кратко фиксирует на доске (или, например, на слайде)

Обучающиеся высказываются.

Узнать что такое модель.

Узнать какие бывают модели.

Узнать, что такое информационная модель.

Рассмотреть примеры.

ПОИСК

Открытие нового знания

1. Выдвижение гипотез

2. Проверка гипотез.

Что такое модель? Что называется и является информационной моделью? Какие у вас есть предположения?

Проверьте правильность своих гипотез.

Организует самостоятельную работу учащихся по проверке гипотез.

Высказывают гипотезы.

Проверяют гипотезы.

ЗАДАНИЯ

Формулирование нового знания

Первичное применение нового знания

Что вы узнали?

По ответам обучающихся строит на доске (или слайде) схему-классификацию информационных моделей.

Вернёмся к исходному заданию.

По какому принципу делятся слова и словосочетания?

Высказываются.

Фиксируют схему в тетради.

В 1 группе - объекты-прототипы, во 2 группе - модели объектов. Можно выделить информационные модели (фотография кота, описание внешности человека, схема компьютера, рисунок автомобиля, расписание движения поездов)

В заключении отметим, что приведенные примеры ситуаций универсальны, они могут быть модифицированы в зависимости от преподаваемого предмета, значения изучаемого материала, ситуации в классе и др.

Источники:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт. (http://standart.edu.ru/).

2. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. (http://www.school2100.ru/).

3. http://pdo-mel.ru/.

4. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. - М. : ФГАОУ АПКиППРО 2012. - 168 с.

5. Мельникова Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС: Пособие для учителя. - М.: ФГАОУ АПКиППРО, 2013. - 138 с.

6. Крылова О. Н., Муштавинская И. В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2013. - 144 с.

7. Планируемые результаты. Система заданий. Математика. 5 - 6 классы. Алгебра. 7 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений; под ред. Г. С. Ковалёвой.О. Б. Логиновой. - М. Просвещение, 2013. - 176 с.

8. Геометрия. Планируемые результаты. Система заданий. 7 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций; под ред. Г. С. Ковалёвой.О. Б. Логиновой. - М. Просвещение, 2014. - 107 с.

9. http://www.panoramaphoto.biz/