Болезни Военный билет Призыв

Методы пед процесса. Объект исследования: педагогический процесс. отказ от чрезмерной регламентации, опеки, подавления инициативы, самостоятельности и творчества


компоненты.

Педагогический процесс – способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс – процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях конкретной педагогической системы.

Исследование педагогического процесса – основа педагогики. в соответствии с педагогическим процессом создаются методы, методики, приемы педагогической деятельности.

Структура педагогического процесса :

Цель

(конечный результат)

Принципы

(основные направления достижения цели)

(фактический учебный материал)

Методы

(действия педагога и учащегося для передачи, переработки и восприятия содержания)

Средства

(способы «работы» с содержанием)

Формы

(логическое завершение процесса)

Цели педагогического процесса - идеальное предвидение результата деятельности, состоят из целей преподавания и целей учения буквально на каждом уроке, на уровне предмета, на уровне системы образования.

В нормативных документах России две системы целей:

1. Система глобальных целей в типовых положениях об образовательных учреждениях (формирование общей культуры личности, адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы, воспитание ответственности и любви к Родине).

2. Система диагностических целей в конкретных программах (цели распределены по этапам обучения и являются отражением содержания конкретных учебных курсов).

Постановка целей образования в Российской Федерации является результатом актуальных процессов в системе образования; учета, в первую очередь, интересов ребенка в педагогическом процессе. Существуют следующие тенденции развития отечественной системы образования (Э.Д.Днепров. «Школьная реформа в России»):

1. Гуманитаризация образования (Целостная картина мира у ребенка как результат школьного образования, нацеленность образования на понимание, а не на воспроизведение и описание изученного учебного материала).

2. Гуманизация процесса образования. (Образование не должно быть обезличенным, основной смысл педагогической деятельности – развитие ученика. Педагогика сотрудничества как технология обучения)

3. Развивающий характер образования. (Переход от процесса усвоения знаний, умений и навыков к процессу развитию способностей, самостоятельности ребенка. самостоятельная деятельность ребенка рассматривается как основной фактор его развития).

4. Непрерывность образования. (Образование является непрерывным процессом, только в этом случае возможно развитие общества. Как следствие необходимо «учить учиться», чтобы ребенок был конкурентоспособен в будущем, умел компенсировать недочеты в своем образовании на следующих этапах. Система образование Российской Федерации отличается единством общего и профессионального образования, разработанностью ступеней образования. Система образования обладает целостностью, взаимосвязью всех компонентов.)

5. Стремление к «опереживающему» характеру обучения (условие нормального общественного развития)

Принципы педагогического процесса - это

 первоначальные руководящие идеи,

 исходные положения какой-либо теории, учения, науки в целом,

 логическое начало какой-либо системы деятельности.

Методы педагогического процесса (гр. methodos) – это способы взаимодействия, практические действия педагога и учащихся, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содержания как общественного опыта. Метод – путь к цели, способ действий или поведения.

Классификация методов педагогического процесса может производится

По источнику познания :

 словесные (рассказ, беседа, инструктаж),

 практические (упражнения, тренировки, самоуправление),

 наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление материала).

На основе структуры личности:

 методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование),

 методы формирования поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение, требование, ритуал и т.д.),

 методы формирования чувств (стимулирования)(одобрение, похвала, порицание, контроль, самоконтроль и тд.).

по степени продуктивности, по типу (характеру познавательной деятельности – И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин):

 объяснительно-иллюстративные (рассказ, показ, объяснение, инструктаж, беседа)

 репродуктивные (лекция, пример, демонстрация, поручение, упражнение, алгоритмическое предписание)

 проблемные (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение),

 частично-поисковые (диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа, соревнование, самоуправление),

 исследовательские (моделирование, библиографические методы, задания, проектирование, поиск ошибок).

Пример:

Метод доверия – словесный, стимулирующий, частично-поисковый.

Метод упражнений – практический, формирования поведения, репродуктивный.

В большинстве источников приведены классификации, в которых методы воспитания и методы обучения рассматриваются как две основные группы методов (напр. у Ю.К. Бабанского). В данном случае эти две группы методов рассматриваются как взаимодополняющие, в сумме задающие взаимосвязанную деятельность педагогов и учащихся. Основой классификации, объединяющей эти две группы методов является организация деятельности и общения

 Методы формирования сознания личности (понятий, законов, теорий,взглядов, идеалов, убеждений).

1. Словесные: лекция, рассказ, доклад, беседа, диспут, конференция

2. Наглядные: показ иллюстраций, демонстрация опытов

 Методы организации деятельности, общения и формирования опыта общественного поведения.

1. Организации учебно-познавательной, учебно-практической, трудовой, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной, игровой деятельности

2. методы постановки задач, предъявления требований

3. методы выполнения практических действий

4. методы упражнения, приучения к выполнению норм поведения

5. методы регулирования, корригирования действий и поведения

 Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (порицание, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного мнения, примера и т.д.)

 Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения (устного, письменного, лабораторного контроля в обучении, наблюдения, оценки и самооценки поведения в воспитании)

Возможна и классификация методов обучения по типу деятельности :

 методы передачи и усвоения знаний или словесные (дискуссия, работа с текстом),

 практические методы (практические задания, лабораторные работы, эксперимент),

 методы контроля и оценки результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита проектов).

Прием обучения – составной элемент метода обучения, который имеет по отношению к нему частный характер.

Формы организации педагогического процесса.

Педагогическая форма – устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

Процесс формообразования длителен. К примеру урок как форма обучения складывался более 100 лет, пока не был описан Я.А. Коменским, лишь затем начинает использоваться повсеместно. Первоначально под уроком понималось задание, которое нужно выполнить за определенный срок.

Форма через принципы, содержание, методы и средства определяет деятельность педагогов и учащихся, их воспитательные отношения. Подбором оптимальной формы достигается соотнесение учебного времени и объема информации, т.е. достижение учебных целей.

В настоящее время более 1000 различных форм организации педагогического процесса.

Классификация по степени сложности:

1. Простые – минимальное количество методов и средств, посвящены одной теме либо решают одну задачу. Составляют около 75 % всех существующих, иначе называются первичными, т.к. из них состоят все остальные формы.

Пример: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, инструктаж, диспут, культпоход, дополнительные занятия, выставка, выпуск газеты, концерт и т.д.

2. Составные – строятся на развитии простых форм или на их разнообразном сочетании.

Пример: урок, конкурс умений, праздничный вечер, субботник, конференция, КВН, собрание и т.д.

3. Комплексные – подборка простых и составных форм с определенной целью.

Пример: дни открытых дверей, дни физкультурника, дни знаний, недели театра, музыки, предметные недели, лектории, турпоходы, слеты, декадники и т.д.

Соотношение метода и формы – возможен взаимный переход. Пример: форма чтения литературных источников – метод выразительного чтения, форма конфликта – метод «взрыва» (Макаренко), форма награждений, премий – метод стимулирования.

Если рассматривать основной элемент педагогического процесса – обучение, то форма организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемое в заранее установленном порядке и режиме.

Индивидуальная форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель работает индивидуально с учеником.

Фронтальная форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель работает одновременно со всеми учениками.

Групповая форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель выделяет в классе группы по каким-то признакам и организует работу в учеников в таких группах.

Возможна классификация форм организации обучения по следующим основаниям:

1. по составу учащихся:

 временные,

 постоянные

2. по месту работы:

 школьные (классы, лаборатории)

 внешкольные (дом, работа, экскурсия, поход и т.д.)

3. по времени работы

 классные

 внеклассные (соревнование, кружок, факультатив и т.д.)

4. по характеру управления учителем учебной деятельностью учеников

 репродуктивные

 проблемно-поисковые

 исследовательские

5. по дидактическим целям:

 практика

 лекция

 семинар

    по характеру обучения

Формы теоретического обучения

Формы практического обучения

Формы самообразования

Внеурочные формы

Консультация

Лабораторные занятия

Практические занятия

Урок производственного обучения

Производственная практика

Выпускной квалификационный экзамен

Деятельность по интересам

Наблюдение

Самостоятельное изучение наук, искусств

Факультатив

Учебный цех

кооператив

В любом случае форма обучения обозначает коллективную, групповую или индивидуальную работу учащихся под руководством педагога.

7. Средства педагогического процесса

Материальные или идеальные объекты, предметы, предназначенные непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполнения функций развития учащихся.

 оборудование учебного учреждения (учебные помещения, спортивный комплекс и т.д.),

 учебно-лабораторное, учебно-производственное оборудование,

 дидактическая техника (ТСО, компьют. и т.д.),

 учебно-наглядные пособия (плакаты, схемы, слайды, электр.учебники и т.д.),

 организационно-педагогические средства (учебно-программная документация, экз. билеты, карточки-задания, уч.пособия, метод. рекомендации).

Классно-урочная система – коллективная форма организации обучения, при которой

 Ученики примерно одного возраста и уровня подготовки разбиты на классы

 Класс работает по единому годовому плану и программе

 Основной единицей занятий является урок, как правило по одному предмету и теме.

 Урок – основная форма организации учебно-воспитательной работы в современной школе, законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап учебного процесса.

 Учебники как правило применяются для домашней работы. Работой учащегося на уроке руководит учитель, он же оценивает результаты работы по своему предмету, уровень обученности каждого ребенка, принимает решение о переводе ребенка в другой класс.

Атрибуты классно-урочной системы: учебный год, учебный день. Расписание уроков, каникулы, перемены и т.д.

Структура урока – совокупность его элементов и этапов, выстроенных в определенной последовательности согласно дидактическим целям. Классификация уроков м.быть построена по ряду признаков:

 Дидактическая цель (И.Т.Огородников);

 Цель организации учебного процесса (М.И. Махмутов),

 Основные этапы учебного процесса (С.В. Иванов);

 Методы обучения (И.Н.Борисов);

 Способы организации учебной деятельности (Ф.И.Кирюшкин)

Чаще всего структуру урока определяет дидактическая цель. Выделяют 5 типов уроков в зависимости от дидактической цели:

1. Урок изучения нового материала. Используется при крупноблочном способе работы: объяснение одновременно 4 тем, следующие 3 урока на закрепление.

2. Урок формирования и совершенствования умений и навыков (повтор и закрепление ЗУН, применение их на практике, формирование новых, контроль за ходом изучения учебного материала). Виды: самостоятельная работа, лабораторная работа, урок-семинар, практическая работа, экскурсия.

3. Урок обобщения и систематизации знаний (проверка и установление уровня ЗУН, повтор и коррекция материала). Виды: урок-дискуссия, урок-семинар и т.д.

4. Урок контроля и коррекции ЗУН. Методы: устный опрос, письменный опрос, диктант, изложение, решение задач и примеров, тесты и т.д. Виды: зачет, зачетная практическая или лабораторная работа, практикум, контрольная или самостоятельная работа и т.д.

5. Комбинированный урок. Такие уроки наиболее распространены, их 75-80 % от общего числа. Комбинированный урок имеет следующую структуру:

 оргмомент.

 проверка домашнего задания.

 собщение новой темы и задач, мотивация.

 изложение нового.

 закрепление нового.

 подведение итогов.

 домашнее задание.

 конец урока.

В педагогической науке существуют различные мнения о преимуществах и недочетах классно-урочной системы, например выделяют такие преимущества и недочеты:

преимущества

недочеты

Систематический характер обучения

Шаблонное построение занятий, стереотипность

Упорядоченность, логическое построение и подача учебного материала

Нерациональное распределение времени урока, обеспечение только первоначальной ориентировки в материале, достижение высокого уровня знаний возможно только при домашних упражнениях

Организационная четкость

Учащиеся изолируются от общения друг с другом, отсутствие самостоятельности учащихся

Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя

Пассивность или видимость активности учащихся. Слабая речевая деятельность ребенка (по статист.данным около 2 мин.в день)

Оптимальные затраты при массовом обучении

Слабая обратная связь, усредненный подход, отсутствие учета индивидуальных характеристик.

Заключение

Обобщая все вышесказанное можно сделать следующий вывод – рекомендации для учителя:

    Учителю надо ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор, содержания, методов и средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса.

    Учителю целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендации о воплощении в жизнь системы основных законов и стратегических целей, составляющих ядро современной концепции школьного образования (всестороннее гармоничное развитие личности, индивидуальности школьника, деятельностный и личностный подходы, единство обучения и воспитания, оптимизация учебного процесса).

    Учитель должен видеть противоположные стороны, сопряженные, взаимодействующие элементы педагогического процесса (овладение знаниями и развитие, элементаризм и системность в знаниях, соотношение абстрактного и конкретного и т.д.) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса.

Список использованной литературы:

1) Педагогика / под редакцией П.И. Пидкасистого. –М.: Педагогическое общество России, 1998

Активное самовоспитание 3. Нравственное формирование личности... , техницизм в подходе к человеку. Суть педагогического процесса - активное самовоспитание Суть подлинно гуманистического...

  • Педагогический процесс : сущность, закономерности и принципы

    Доклад >> Педагогика

    ... педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Педагогическая задача - основная единица педагогического процесса . Педагогическая ... построению педагогического процесса . В контексте целостного педагогического процесса ...

  • Педагогический процесс как система и целостное явление

    Контрольная работа >> Педагогика

    ... педагогического процесса 2. Педагогический процесс как система 3. Целостность педагогического процесса Заключение Список использованной литер Введение Понятие «педагогический процесс» , наряду с педагогической ...

  • Педагогическая психология. Учебник

    Книга >> Психология

    Характеризуются комплексностью и не­посредственной включенностью в педагогический процесс . Вопросы для самопроверки 1. Чем... самодеятельности ученика, являющийся внутренней сторо­ной педагогического процесса (П.Ф. Каптерев); 8) изменение по­ведения, ...

  • Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и обучающихся, направленное на решение развивающих и образовательных задач, а также с целью передачи старшими поколениями младшим социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

    Метод (греч.- способ, путь к ч-л) – это способ реализации деятельности как системы.

    Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и обучающихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

    Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы (части), которые называются методическими приемами.

    Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса:

      Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.

      Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.

      Методы контроля (устный, письменный, лабораторный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

    Каждый метод реализует в единстве образовательную, воспитательную и развивающую функции, а его общее назначение состоит в организации и стимулировании педагогически целесообразной деятельности детей.

    Система общих методов осуществления целостного педагогического процесса имеет следующий вид:

      методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера);

      методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы);

      методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

      методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).

    18.Классификация методов обучения по источнику знаний (словесные, наглядные, практические).

    Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

    В современной педагогической практике используется большое количе­ство методов обучения. При их отборе преподаватель сталкивается со зна­чительными затруднениями. В этой связи возникает потребность в класси­фикации, которая помогает выявить в методах обучения общее и особен­ное, существенное и случайное и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.

    Классификация методов обучения по источнику получения знаний (Верзи лин Н. М., Перовский Е. И., Лордкипанидзе Д. О.)

    Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соот­ветственно выделяют словесные методы, наглядные методы; практические мето­ ды .

    1.Словесные методы занимают центральное место в системе методов обу­чения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, рабо­ та с книгой. В процессе применения словесных методов педагог посредством слова объясняет учащимся материал, а обучающиеся посредством слушания, запоминания и осмысления активно его воспринимают и усваивают.

    Рассказ – метод, предполагающий устное, повествовательное изложение учебного материала, непрерываемый вопросами к обучающимся. Бывает рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.

    Беседа – разговор педагога с обучающимся. Она организована с помощью продуманной системы вопросов, подводящих обучающихся к понимаю новых фактов, понятий или закономерностей.

    Учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся от рассказа большей емкостью логических построений, образов, доказательств. Лекция занимает все занятие, рассказ – часть.

    Объяснение – изложение учебного материала, целью которого является раскрытие новых понятий, законов, выведение формул, разъяснение характера предыдущих действий.

    2.Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения , при которых основным источником информации являются различные объекты, явления, технические наглядные средства, пособия, схемы, таблицы, рисун­ки, модели, приборы. К таким методам относятся наблюдение, иллюстрации, демонстрации, показ, использование технических средств обучения .

    Иллюстрация применяется в целях создания в сознании обучающихся четкого образа изучаемого явления с помощью натуральных или искусственно созданных макетов, моделей, произведений ИЗО, фрагментов фильмов…

    Демонстрация – метод который позволяет обучающимся познакомиться с каким-либо явлением или предметом (опыт, показ работы приборов, технических установок..)

    Наблюдение – активная форма чувственного познания, проводимая под руководством педагога на уроках Технич. Обучения, а также самостоятельно обучающимися на уроках-экскурсиях.

    Показ – метод проф обучения, целью которого является создание в сознании обучающихся четкого зрительного образа.

    Особенностью наглядных методов обучения является то, что они применяются вместе со словесными.

    3.Практические методы обучения основаны на практической деятельно­сти учащихся. Главное назначение этой группы методов - формирование практических умений и навыков. К практическим методам относятся уп­ ражнения, практические и лабораторные работы, тренировки, поручения.

    Упражнения – отработка умения или навыка путем повторения умственных действий, манипуляций, практических операций. Это основной метод.

    Тренировка – подготовка обучающихся к максимальному для них проявлению силы, быстроты, ловкости и выносливости с целью достижения наивысших показателей. Тренировкой могут служить различные системы упражнений для приобретения или совершенствования каких-либо навыков и умений.

    Лабораторные работы и практические работы – это взаимодействие педагога и обучающегося на основе воспроизведения ими естественных процессов в условиях лаборатории. Обеспечивает прочное усвоение знаний, формирует умения и навыки.

    Поручение – передача обучающемуся определённой функции по выполнению общественно-полезного дела и несение ответственности за него. Происходит формирование мотиваций долга, ответственности, выработка определенных деятельностных умений.

    Классификация методов обучения по уровню активности учащихся

    К пассивным относятся методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение), к активным - методы, организующие самостоятельную работу учащихся (лабораторный метод, практический метод, работа с книгой).

    Классификация методов обучения по дидактической цели

    В данной классификации выделяют следующие методы обучения:

    Методы приобретения новых знаний;

    Методы формирования умений и навыков;

    Методы применения знаний;

    Методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков.

    Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я.Лернер, М.Н. Скаткин)

    Выделяют следующие методы:

    Объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные) (сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти) ;

    Репродуктивные (преподаватель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя);

    Проблемного изложения (преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя или заменяющего его средства);

    Частично-поисковые (эвристические) (Часть знаний сообщает преподаватель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания);

    Исследовательские (Сущность его состоит в следующем:

    Преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему;

    Учащиеся самостоятельно ее разрешают;

    Преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы).

    По способу изложения

    Репродуктивные (формируют опр. круг представлений о мире)

    Объяснительно-иллюстративное изложение

    Образно-ассоциативная лекция

    Повествовательное изложение

    Продуктивные (активное формируют познавательные способности, проф интерес, мировоззрение, опыт творческой деятельности)

    Проблемное изложение

    Диалогическое изложение

    Персонифицированное изложение

    Контрольное изложение

    81 82 83 84 85 86 87 88 89 ..

    Глава 17. Методы осуществления целостного педагогического процесса

    Сущность методов осуществления целостного педагогического процесса и их классификация Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе Методы организации деятельности школьников в целостном педагогическом процессе Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников Методы контроля эффективности педагогического процесса
    Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора

    § 1. Сущность методов осуществления целостного педагогического процесса и их классификация

    В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннему развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.
    Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а при ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.
    Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. Например, составление плана изучаемого материала, применяемое при сообщении новых знаний, при работе с книгой и т.п. По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.
    Методы осуществления педагогического процесса и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.
    Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.
    Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами обучения и воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).
    Педагогический процесс характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов осуществления педагогического процесса. Есть методы, отражающие содержание и специфику обучения, а также воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы реализации целостного педагогического процесса. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь педагогический процесс.

    МОУ Верхнетойденская СОШ

    Сообщение

    «Методы осуществления целостного педагогического процесса»

    Подготовила:

    Учитель биологии/химии

    МОУ Верхнетойденской СОШ

    С. Верхняя Тойда - 2011 г.

    Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится при ведущей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

    Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие элементы (части, детали), которые называются методическими приёмами. Например, составление плана изучаемого материала, применяемое при сообщении новых знаний, при работе с книгой и т. п. По отношению к методу приёмы носят частный подчинённый характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приёмы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать разные приёмы.

    Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приёмов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

    Нередко методические приёмы и сами методы отождествляют со средствами обучения и воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т. д.), а с другой стороны - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература , произведения изобразительного искусства, технические приспособления, СМИ и т. д.).

    В современной дидактике всё многообразие методов обучения сведено в 3 основные группы:

    К словесным методам относятся также учебные дискуссии и диспуты . Обязательное условие дискуссии - наличие, по меньшей мере, двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. В учебной дискуссии последнее слово должно быть за учителем, хотя это и не означает, что его выводы - истина в последней инстанции. Диспут основан на давно открытой закономерности, состоящей в том, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщённости, стойкости и гибкости.

    Работа с книгой - проводится на всех этапах обучения, а не только при закреплении изученного, как считалось до недавнего времени.

    К методам формирования сознания школьников относится и метод примера . Путём подражания у школьников формируются социально-нравственные цели личностного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности.

    v Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения

    Центральное место в данной группе методов занимают упражнения , т. е. планомерно организованная деятельность, предполагающая многократное повторение каких-либо действий с целью формирования определённых умений и навыков или же их совершенствования. Упражнение изначально опирается на приучение . Приучение представляет собой организацию планомерного и регулярного выполнения детьми определённых действий с целью превращения их в привычные формы общественного поведения. В определённых условиях привычка может стать устойчивым качеством или свойством личности.

    Воспитывающие ситуации - в поисках выхода из созданной учителем ситуации школьник пересматривает, переосмысливает своё поведение, приводите го в соответствие с новыми требованиями, изменяющимися условиями деятельности и общения.

    Лабораторные опыты - это метод своеобразного сочетания практических действий с организованными наблюдениями учащихся. В условиях школы обычно проводятся фронтальные и индивидуальные лабораторные работы. Но может быть и групповое их выполнение в тех случаях, когда мало оборудования, сложный монтаж установок и фиксирования результатов опыта. Проведение лабораторного опыта завершается составлением кратких отчётов, содержащих зарисовки, схемы, чертежи, таблицы и теоретические выводы.

    Большое место в практике учебно-воспитательной работы занимает такой метод постановки педагогической задачи, как инструктаж . Он применяется, если учащимся предстоит выполнение самостоятельной работы. Инструктаж в полной мере раскрывает свои возможности через методические приёмы или виды инструктажа: предъявление задания, дачу инструкции, ознакомление с правилом. Инструкции содержат перечисление необходимых в определённых ситуациях привычных действий. По месту в учебно-воспитательном процессе инструктаж может быть установочным или параллельным. Установочный предваряет работу учащихся в целом, а параллельный - частных действий, каждой отдельной задачи, из которых состоит вся работа в полном объёме. На практике параллельный инструктаж сопровождает инструктаж установочный.

    По форме инструктажи бывают устными, письменными, наглядными и комплексными. Устный инструктаж должен быть предельно ясным и чётким, подчёркнуто лаконичным и деловым. К письменному прежде всего относятся различного рода указания, содержащиеся в учебниках: вопросы, задания, примерные решения задач, формулировки правил. Наглядный инструктаж (показ) может осуществляться с использованием слайдов, красочных таблиц. Однако более эффективным является практический показ исполнения тех или иных действий учителем или кем-либо из учащихся.

    Наблюдение широко применяется при изучении дисциплин естественнонаучного цикла. Необходимо различать наблюдения по месту в учебно-воспитательном процессе: при изложении нового материала, при закреплении, при повторении. По другому основанию их можно рассматривать как качественные и количественные. Качественные наблюдения направлены на получение определённых знаний и обычно проводятся с помощью специальных приборов (телескоп, микроскоп, индикаторы, наблюдения за изменениями в природе, за жизнью животных, растений и т. п.). количественные же наблюдения всегда предполагают использование приборов - измерителей температуры, плотности жидкостей, массы тела, давления, напряжения и т. п.

    По форме организации наблюдения могут быть самостоятельные, например домашнее задание, и осуществляемые под руководством учителя.

    Сущность метода иллюстрации и демонстрации заключается в наглядном представлении (показе) учащимся натуральных предметов, явлений, процессов или их макетов, моделей и изображений в зависимости от конкретных учебно-воспитательных задач.

    В реализации наглядных методов большую помощь оказывают различного рода технические средства, обеспечивая более яркое, живое и образное восприятие (магнитофон, проигрыватель, эпидиаскоп, кино - и диапроекторы, телевидение).

    Объяснительно-иллюстративный метод - учитель сообщает информацию различными методами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино - и диафильмы), практического показа способов деятельности (показ опыта, способа решения задачи).

    Репродуктивный метод - предполагает воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя. Применение репродуктивного метода, как правило, предшествует объяснительно-иллюстративный.

    Метод проблемного изложения - суть в том, что учитель ставит проблему и сам её решает, показывая тем самым учащимся путь решения в его подлинных, но доступных для учащихся противоречиях, вскрывает ход мысли при движении по пути познания. Учащиеся при этом мысленно следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли учителя или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.).

    Частично-поисковый метод (эвристический) - требует от учителя привлечения учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Учитель конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги помощи, а сами шаги выполняют учащиеся. Пользуясь этим методом, учитель применяет разные средства (устное слово, таблицы, опыт и т. д.), как и при других методах. По способам, характерным для данного метода, ученик воспринимает задание, осмысливает его условие, решает часть задачи, актуализируя наличные знания, осуществляет самоконтроль в процессе выполнения шага решения, мотивирует свои действия. Но при этом его деятельность не предполагает планирования этапов исследования (решения), соотнесения этапов между собой. Всё это делает учитель.

    Исследовательский метод - обеспечивает овладение методами научного познания, формирует черты творческой деятельности, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания. Он используется как наиболее совершенное средство обобщения знаний, но главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни.

    v Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников

    Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.

    Ситуации переживания успеха - связаны с положительными эмоциональными переживаниями. В переживании ситуаций успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определённые затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривание ученика, вызывающие уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя.

    К методам стимулирования деятельности относятся познавательные игры и учебные дискуссии . Познавательные игры с учётом возраста широко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания.

    Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъём бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперёд. Плохо, если ученик ждёт награды за малейший успех. Поощрение особенно необходимо детям несмелым и неуверенным.

    Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. Наказание - это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребёнка, даёт ему ясно понять, где и в чём он ошибся, вызывает чувство неудовлетворённости, дискомфорта, стыда. называл это состояние «выталкиванием из общих рядов». Это состояние порождает у школьника потребность изменить своё поведение.

    Средствами наказания выступают замечания учителя, предложение встать с парты, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллельный класс или в другую школу. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной поступок. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива.

    Применение порицаний и наказаний в любой форме в целях стимулирования и мотивации учения является исключением и может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях.

    v Методы контроля эффективности педагогического процесса

    Наиболее доступным методом контроля является проводимое учителем планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью учащихся. Обобщённые и конкретные характеристики педагогического процесса и его главных участников (педагогов и воспитанников) могут быть выявлены с помощью методов специальной диагностики .

    Предварительный контроль - направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться. Чтобы спланировать свою работу, учитель должен знать, кто что может и знает. Это поможет определить ему, на чём следует больше задерживать внимание учащихся, какие вопросы требуют больше времени, а на чём следует только остановиться, поможет определить индивидуальный подход к каждому ученику.

    Текущий контроль - осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала т выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.

    Тематический контроль - осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям: устным и письменным зачётам.

    Итоговый контроль - проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе.

    По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

    Цель устного индивидуального контроля - выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд более конкретных, уточняющих. Обычно для ответа учащиеся вызываются к доске. Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле задаются при неполном ответе, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или же если у учителя возникают колебания при выставлении отметки.

    Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объёму материала. При фронтальном опросе от учащихся учитель ждёт кратких, лаконичных ответов с места. Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала за короткий промежуток времени. По отношению к индивидуальному опросу фронтальный имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества в том, что он активизирует работу всего класса, позволяет спросить многих учащихся, экономит время. При фронтальном опросе всем учащимся предоставляется возможность участвовать в дополнении, уточнении, подтверждении, исправлении, но после состоявшегося ответа их товарища. Недостатки же фронтального опроса очевидны: не проверяет глубину знаний; возможны случайные удачные ответы учащихся.

    Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Обычно это фронтальные контрольные работы по математике, физике, химии, русскому языку , биологии. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчётов, графических построений, карточек и т. п.

    Практический контроль применяется на уроках рисования, труда, математики, физики, химии, биологии. В старших классах с этой целью проводятся лабораторные работы.

    Машинный контроль - когда учащимся предлагается из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный.

    Самоконтроль - учащихся нужно самостоятельно научить находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять обнаруженные проблемы.

    Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного или уплотнённого контроля . Обычно это сочетание устного и письменного опроса. Его сущность заключается в том, что к доске для ответа вызываются сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, два или больше готовятся к ответу у классной доски, часть учеников выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе. Достоинства этого метода в том, что он даёт возможность основательной проверки нескольких учащихся за небольшой промежуток времени; применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить знания сразу у нескольких учащихся.

    Между различными методами существует органическая взаимосвязь и взаимопроникновение. Руководствуясь принципом оптимальности при выборе методов, необходимо исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определённого круга педагогических задач, но при этом косвенно способствует решению и других, но не в той мере, в какой эти другие задачи могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода, знания его сильный и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.

    Страница 24 из 42


    4. Педагогический процесс, особенности педагогического процесса, принципы его организации
    Педагогический процесс – это понятие включает в себя метод и способ организации воспитательных отношений, которые заключаются в систематическом и целенаправленном выборе и применении внешних факторов развития субъектов обучения. Под педагогическим процессом понимается процесс обучения и воспитания личности как особая общественная функция, для реализации которой необходима среда определенной педагогической системы.
    Понятие «процесс» произошло от латинского слова processus и означает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом определяется постоянное взаимодействие субъектов и объектов образовательной деятельности: воспитателей и воспитываемых. Педагогический процесс нацелен на решение данной задачи и приводит к изменениям, заранее намеченным, к преобразованию свойств и качеств учащихся. Иначе говоря, педагогический процесс – это процесс, где опыт превращается в качество личности. Основная особенность педагогического процесса представляет собой наличие единства обучения, воспитания и развития на основе сохранения цельности и общности системы. Понятия «педагогический процесс» и «учебно-воспитательный процесс» однозначны.
    Педагогический процесс – это система. Система состоит из различных процессов, в том числе формирования, развития, воспитания и обучения, неразрывно связанных со всеми условиями, формами и методами. Как система, педагогический процесс состоит из элементов (компонентов), в свою очередь расположение элементов в системе – это структура.
    Структура педагогического процесса включает в себя:
    1. Цель – выявление итогового результата.
    2. Принципы – это основные направления в достижении цели.
    3. Содержание – получение практического дидактического методического материала, необходимого для решения педагогических задач.
    4. Методы – это необходимая работа учителя и ученика с целью передачи, переработки и восприятия содержания обучения.
    5. Средства – способы «работы» с содержанием.
    6. Формы – это последовательное получение результата педагогического процесса.
    Целью педагогического процесса является эффективное прогнозирование итога и результата работы. Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания и целей обучения на каждом уроке, каждой дисциплине и т. д.
    Нормативные документы России представляют следующее понимание целей.
    1. Система целей в типовых положениях об образовательных учреждениях (формирование общей культуры личности, адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы, воспитание ответственности и любви к Родине).
    2. Система диагностических целей в определенных программах, где все цели разделены на этапы и уровни обучения и представляют собой отображение содержания определенных учебных курсов. В системе образования такой диагностической целью может выступать обучение профессиональным навыкам, тем самым ученик готовится к будущему профессиональному образованию. Определение таких профессиональных целей образования в России – это итог важных процессов в системе образования, где обращается внимание, в первую очередь, на интересы подрастающего поколения в педагогическом процессе.
    Метод (от греч. шеШоскж) педагогического процесса – это способы взаимоотношений учителя и ученика, это практические действия обучающего и обучающихся, способствующие усвоению знаний и использованию содержания обучения в качестве опыта. Методом является определенный обозначенный путь достижения заданной цели, способ решения задач, приводящих в результате к разрешению поставленной проблемы.
    Различные виды классификации методов педагогического процесса могут определяться следующим образом: по источнику познания: словесные (рассказ, беседа, инструктаж), практические (упражнения, тренировки, самоуправление), наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление материала), на основе структуры личности: методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование), методы формирования поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение, требование, ритуал и т. д.), методы формирования чувств (стимулирования) (одобрение, похвала, порицание, контроль, самоконтроль и т. д.).
    Компонентами системы являются педагоги, учащиеся и условия обучения. Являясь системой, педагогический процесс состоит из определенных компонентов: целей, задач, содержания, методов, форм и результатов взаимоотношений учителя и ученика. Таким образом, система элементов представляет собой целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты.
    Целевой компонент процесса представляет собой единство всех разнообразных целей и задач образовательной деятельности.
    Содержательный компонент выражает значение каждой общей цели и каждой определенной задачи.
    Деятельностный компонент – это взаимоотношения учителя и ученика, их взаимодействие, сотрудничество, организация, планирование, контроль, без чего невозможно прийти к итоговому результату.
    Результативный компонент процесса показывает, насколько был эффективен процесс, определяет успехи и достижения в зависимости от поставленных целей и задач.
    Педагогический процесс – это обязательно трудовой процесс, который связан с достижением и решением общественно значимых целей и задач. Особенность педагогического процесса состоит в том, что труд учителя и ученика объединяются вместе, составляя необычные взаимоотношения объектов трудового процесса, что является педагогическим взаимодействием.
    Педагогический процесс являет собой не столько механическое объединение процессов воспитания, обучения, развития, сколько совершенно новую качественную систему, которая может подчинить объекты и участников своим законам. Все составляющие компоненты подчинены единой цели – сохранению целостности, общности, единства всех составляющих.
    Особенность педагогических процессов проявляется при определении влиятельных функций педагогического действия. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Также обучение, воспитание и развитие выполняют в целостном процессе и другие взаимопроникающие задачи: например, воспитание проявляется не только в воспитательной, но и в развивающей и образовательной функции, а обучение неотрывно связано с воспитанием и развитием.
    Объективные, необходимые, существенные связи, характеризующие педагогический процесс, отражаются в его закономерностях. Закономерностями педагогического процесса являются следующие.
    1. Динамика педагогического процесса. Педагогический процесс предполагает поступательный характер развития – общие достижения учащегося растут вместе с его промежуточными результатами, что указывает как раз на развивающий характер отношений между педагогом и детьми.
    2. Развитие личности в педагогическом процессе. Уровень развития личности и темпы достижения целей педагогического процесса определяются следующими факторами:
    1) генетический фактор – наследственность;
    2) педагогический фактор – уровень воспитательной и образовательной сферы; участие в учебно-воспитательной работе; средства и методы педагогического влияния.
    3. Управление учебно-воспитательным процессом. В управлении учебно-воспитательным процессом имеет большое значение уровень эффективности педагогического воздействия на учащегося. Данная категория существенно зависит от:
    1) наличия систематической и ценностной обратной связи между учителем и учеником;
    2) наличия определенного уровня влияния и корректирующих воздействий на ученика.
    4. Стимулирование. Эффективность педагогического процесса в большинстве случаев определяется следующими элементами:
    1) степень стимулирования и мотивации педагогического процесса учащимися;
    2) соответствующий уровень внешнего стимулирования со стороны учителя, который выражается в интенсивности и своевременности.
    5. Единство чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:
    1) качества личностного восприятия учащегося;
    2) логики усвоения воспринятого учащимся;
    3) степени практического использования учебного материала.
    6. Единство внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Логическое единение двух взаимодействующих начал – это степень педагогического воздействия и учебно-воспитательная работа учащихся – определяет эффективность педагогического процесса.
    7. Обусловленность педагогического процесса. Развитие и подведение итогов педагогического процесса зависят от:
    1) развития самых разносторонних желаний человека и реалий общества;
    2) имеющихся материальных, культурных, экономических и других возможностей у человека для реализации своих потребностей в обществе;
    3) уровня условий выражения педагогического процесса.
    Итак, важные особенности педагогического процесса выражены в основных принципах педагогического процесса, которые составляют его общую организацию, содержание, формы и методы.
    Определим главные принципы педагогического процесса.
    1. Гуманистический принцип, который означает, что в направленности педагогического процесса должно быть проявлено гуманистическое начало, а это означает стремление к единению целей развития и жизненных установок определенной личности и общества.
    2. Принцип взаимосвязи теоретической направленности педагогического процесса с практической деятельностью. В данном случае этот принцип означает взаимосвязь и взаимовлияние между содержанием, формами и методами образования и учебно-воспитательной работы с одной стороны, и изменениями и явлениями, происходящими во всей общественной жизни страны – экономике, политике, культуре, с другой стороны.
    3. Принцип сочетания теоретического начала процессов обучения и воспитания с практическими действиями. Определение значения воплощения идеи практической деятельности в жизни подрастающего поколения предполагает впоследствии систематическое приобретение опыта общественного поведения и дает возможность сформировать ценные личностно-деловые качества.
    4. Принцип научности, который означает необходимость привести в соответствие содержание образования с определенным уровнем научно-технических достижений общества, а также в соответствии с уже накопленным опытом цивилизации.
    5. Принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Суть этого принципа состоит в требовании организации деятельности, при которой дети имели бы возможность убедиться в правдивости теоретического изложения, подтвержденного практическими действиями.
    6. Принцип коллективизма процессов обучения и воспитания. Этот принцип имеет в своей основе соединение и взаимопроникновение различных коллективных, групповых и индивидуальных методов и средств организации обучающего процесса.
    7. Систематичность, преемственность и последовательность. Данный принцип подразумевает закрепление знаний, умений и навыков, личностных качеств, которые были усвоены в процессе обучения, а также систематическое и последовательное их развитие.
    8. Принцип наглядности. Это один из важных принципов не только процесса обучения, но и всего педагогического процесса. В данном случае основанием наглядности обучения в педагогическом процессе можно считать те законы и принципы исследования внешнего мира, которые приводят к развитию мышления от образно-конкретного к абстрактному.
    9. Принцип эстетизации процессов обучения и воспитания применительно к детям. Выявление и развитие у молодого поколения чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему дает возможность формировать у них художественный вкус и увидеть неповторимость и ценность общественных принципов.
    10. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самостоятельности школьников. Очень важно с детских лет приучать человека к выполнению определенных видов работ, поощрять инициативу. Этому и способствует принцип сочетания эффективного педагогического управления.
    11. Принцип сознательности детей. Этот принцип призван показать значение активной позиции учащихся в педагогическом процессе.
    12. Принцип разумного отношения к ребенку, при котором сочетаются требовательность и поощрения в обоснованном соотношении.
    13. Принцип сочетания и единения уважения к собственной личности, с одной стороны, и определенный уровень требовательности к себе же, с другой стороны. Это становится возможным тогда, когда существует фундаментальная опора на сильные стороны личности.
    14. Доступность и посильность. Данный принцип в педагогическом процессе предполагает соответствие между построением работы учеников и их реальными возможностями.
    15. Принцип влияния индивидуальных характеристик учащихся. Этот принцип означает, что содержание, формы, методы и средства организации педагогического процесса изменяются в соответствии с возрастом учащихся.
    16. Принцип эффективности итогов процесса обучения. Проявление этого принципа основывается на работе мыслительной деятельности. Прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.
    Таким образом, определяя поэтапно единство воспитания и обучения в педагогическом процессе, цель как системообразующий компонент образовательной системы, общую характеристику системы образования в России, а также особенности, структуру, закономерности, принципы педагогического процесса, мы смогли раскрыть основную идею лекции и выяснить, каким образом процесс образования, являясь основополагающим, системным, целенаправленным и объединяющим процессы воспитания и обучения, оказывает влияние на развитие личности, а, значит, на развитие общества и государства.